Анализ стихотворения «К Чаадаеву. «К Чаадаеву» А

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «К Чаадаеву» было написано А.С. Пушкиным в 1818 году. Оно адресовано человеку, дружбой с которым поэт очень дорожил. П.Я. Чаадаев был старше Пушкина на пять лет, он имел богатый жизненный опыт, великолепное образование (Московский университет), был человеком глубокого, энциклопедического ума. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года, в 1816–1820 гг. был офицером лейб-гвардии гусарского полка. Чаадаев имел большое влияние на юного поэта, дружбой с ним Пушкин очень дорожил. Петру Яковлевичу поэт адресовал несколько посланий и четверостишие «К портрету Чаадаева», в котором он сравнивает своего старшего товарища с героями античности:

Он вышней волею небес
Рожден в оковах службы царской.
Он в Риме был бы Брут, в Афинах – Периклес,
А здесь он – офицер гусарский.

Послание «К Чаадаеву» получило большое распространение в списках. В искаженном виде без ведома Пушкина было опубликовано в альманахе «Северная звезда» на 1829 год. А полностью напечатано было лишь в 1901 году.

Жанр произведения – дружеское послание. Стиль – романтический, в котором сочетаются интонации любовной и гражданской лирики. Однако послание относится к гражданской, вольнолюбивой поэзии. Основная тема его – тема свободы, это мечта о пробуждении России.

Как неоднократно отмечали исследователи, в этом стихотворении Пушкин пишет от лица целого поколения, которое только еще осознает свои цели и задачи. Послание начинается с грустной ноты: упоение жизнью, любовь, надежды – все это оказалось лишь обманом, мифом, несбыточным сном. И такого рода потери часто имели место в современной поэту действительности. Мечты о славе и свободе часто оборачивались горьким разочарованием при столкновении с реалиями жизни. Так было и с Чаадаевым. Именно об этом говорит поэт в первых строках стихотворения:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…

Однако затем печальный тон поэта сменяется бодрым и жизнеутверждающим:

Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Вдохновенную мечту о «вольности святой» не могут заглушить ни трудности борьбы, ни «гнет власти роковой». Служение Отчизне поэт здесь сравнивает с чувством любви, с пылом юного любовника. При этом важно то, что этот жар души не должен перегореть, остыть.

Обращение поэта к старшему другу так настойчиво и призывно:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

И это обращение не к одному Чаадаеву, а ко всему поколению.

Композиционно мы можем выделить в произведении три части. Первая часть – это мысли лирического героя о прошлом, своеобразный анализ ушедших чувств, мироощущения, надежд, свойственных наивной юности. Вторая часть – анализ своих чувств в настоящем. Центром стихотворения является призыв к другу и единомышленнику:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Третья часть – мысли о будущем, открывающие горячую веру героя в идею свободы, в возможность преображения России. В финале стихотворения появляется тот же самый мотив, что и в начале его – пробуждение ото сна. Только в финале мотив этот звучит очень широко: это уже не индивидуальное мироощущение героя, а мироощущение целого народа, России. Интимно-лирическая интонация становится здесь гражданско-патетической. В этом смысле мы можем говорить о кольцевой композиции.

Послание написано четырехстопным ямбом, использованы перекрестная и кольцевая рифмовки. Все произведение поделено на четверостишия и заключительное пятистишие. Каждая группа самостоятельна по своей интонации. Пушкин использует разнообразные средства художественной выразительности: метафору («свободою горим», «горит желанье», «Россия вспрянет ото сна»), эпитеты («тихой славы», «минуты вольности святой»), сравнение («Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман»). В послании использована лексика «высокого» стиля («внемлем», «отчизны», «упованья»), общественно-политические термины («гнет», «власть», «вольность», «свобода», «честь», «самовластье»).

Таким образом, в романтическом послании «К Чаадаеву» Пушкин отходит от романтизма в традиционном его тематическом воплощении. Основная идея произведения – идея свободы и рыцарского служения Отчизне.

Тесно связано с движением и идеями декабристов. Во многих своих стихах прямо или скрыто поэт затрагивал эту тему. Например, анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» позволяет раскрыть идею произведения, которые имеют прямое отношение к этому политическому движению. А история создания этого текста открывает дополнительные возможности для его идейной характеристики и определения темы стиха.

В анализе стихотворения последовательно следует раскрыть такие вопросы:

  1. История написания текста (дата, год, ключевые события).
  2. Определить жанр стихотворения.
  3. Описать идею и тему, литературное направление.
  4. Определить размер стихотворения, описать композицию и ее связь с содержанием стихотворения «К Чаадаеву».

Каждый пункт плана раскрывает определенный важный аспект текста. В совокупности они представляют комплексный анализ.

История написания стихотворения

Элементы истории написания стиха спрятаны в его названии. Петр Яковлевич Чаадаев был близким другом Александра Сергеевича во время обучения в лицее. Молодые люди много общались, делились своим творчеством, обсуждали политическую ситуацию в стране. Этот стих был адресован Петру Чаадаеву, когда он уже был участником движения декабристов.

Строки Пушкина многие тогда восприняли как призыв к свержению самодержавия. Из-за этого поэт даже обвинял себя в неосторожности, вольнодумстве. Но стихотворение настолько вдохновило декабристов, что они провозгласили его гимном своего движения. Рукописный текст передавали из рук в руки, переписывали в тетради.

Написание стихотворения относят к 1818 году и связывают его создание с речью Александра I во время Польского сейма. Александр Сергеевич с недоверием относился к обещаниям царя и, не исключено, что его мыли после услышанного, сформировались в поэтические строки. Впервые стих опубликовал Михаил Бестужев-Рюмин в альманахе «Сириус» (1827 год). Читатели смогли увидеть только 4 строки произведения. Позже в таком же сокращенном виде он был опубликован в альманахе «Северная звезда».

Интересно! Сегодня в некоторых литературных кругах оспаривается авторство этих строк.

Жанр

В 19 веке популярным жанром было «дружеское послание». Для него характерны:

  • Наличие адресата;
  • Дружеская направленность;
  • Доверительный тон.

Стихотворение «К Чаадаеву» соответствует требованиям этого специфического жанра.

Если рассматривать его с точки зрения классификации лирики его можно отнести одновременно и к интимной (присутствуют размышления о личном), и к гражданской лирике (затрагиваются социально-политические темы).

Идея и тема стихотворения

Тематическая основа стиха – размышления о взрослении личности. Лирический герой начинает сомневаться в правильности своих взглядов, осознает переход в новый жизненный этап, а все былое воспринимает как «обман» («Любви, надежды тихой славы недолго нежил нас обман»). Эти строки о том, что романтическая юность остается позади.

В то же время ощущается определенная возвышенность, юношеская воодушевленность и готовность что-то менять. Такое настроение не случайно: лирика, написанная в лицейские годы, отличается воодушевленностью, возвышенностью, некоторой пафосностью.

Идея стихотворения – возвышение свободы и борьбы с самодержавием, вдохновение на перемены и исполнение «отчизны призвания».

Идея стихотворения — возвышение свободы

Композиция стихотворения

Стихотворение можно условно разделить на 4 идейно-тематических блока.

  1. Первые четыре строки – это настроение протеста, ощущение ошибочности прошлых взглядов и осознание перемен и взросления.
  2. Следующие 8 строк – это утверждение о том, что в глубине души, даже не смотря на ошибочные взгляды прошлого, еще сохраняется желание что-то менять даже в условиях сложной политической обстановки. В этом отрывке ярко проступает политический подтекст (осуждение текущей ситуации: «..Под гнетом власти роковой»).
  3. В четырех следующих строках автор формулирует призыв. Обращаясь к определенному другу, лирический герой одновременно обращается ко всему народу. В этих словах ощущается молодость, лицейский пыл и вдохновение.
  4. Последние 4 строки – утверждение веры, своеобразное пророчество о том, что Россия изменится, а те, кто принимал в этом участие, навеки впечатают свои имена в историю.

В каждом из этих отрывков используются целесообразные художественные приемы, с помощью которых достигается нужный эффект и влияние на читателя.

Полезное видео: тема и идея стихотворения «К Чаадаеву»

Художественные приемы

Александр Сергеевич Пушкин в строках стихотворения к Чаадаеву использует в поэзии несколько важных художественных приемов:

  • : противопоставление долга и режима, свободы и крепостничества;
  • использование маркированной лексики: «отчизны» вместо «родины» для создания воодушевленного настроение в стихе. «Вольности» вместо «свободы», а также слова «самовластье», «внемлем», «с томленьем». Лексика такого формата задает общий пафосный тон поэзии. Это повлияло на признание этих строк гимном декабристов;
  • сравнения: «как сон, как утренний туман», «как ждет любовник молодой»;
  • метафоры: «нежил нас обман», «свободою горим», «сердца для чести живы», «вспрянет ото сна».

Все эти приемы делают поэзию яркою, выразительной. Из дружественного послания она превращается в мотивирующий трактат, который вдохновляет и провозглашает начало новых времен. Автор использует типичный – четырехстопный ямб. Это вместе с перекрестным и кольцевым рифмованием создает ритмичный текст, который легко читать и запоминать.

Важно! Размер, ритм и лексическая наполненность текста способствовали его быстрому распространению среди будущих декабристов.

Ключевые образы

В этом произведении можно выделить три ключевых образа: лирического героя (автора), адресата (Чаадаева) и России.

Образ лирического героя – это автор. Хотя он и боялся признавать свое вольнодумство, эти мысли принадлежали Александру Сергеевичу. В этом стихе он воодушевленный и разочарованный, смелый и повзрослевший. Он ощущает давление времени («Пока свободою горим, пока сердца для чести живы»), чувствует в себе силы на перемены.

Друг, к которому он обращается, в этом стихе прямо не фигурирует. Но автор постоянно использует слово «мы» в своей речи, что свидетельствует об общности взглядов и рвений. Сам тон произведения позволяет нам характеризировать адресата как человека равного Пушкину, которому можно доверять и раскрыть свои стремления.

Образ России в поэзии тесно связан с политическим подтекстом. В первой половине стиха автор использует слова «под гнетом власти роковой», осознанно выбирая лексемы, которые звучат громко и однозначно. Они описывают состояние страны на момент написания стиха. Слова «Россия вспрянет ото сна» характеризует состояние родины не так прямо. Имеется в виду, что страна спит, не осознает своего движения, и это состояние сна нужно прекратить.

Обвинения и критика касались больше личности самого поэта, а не стихотворения. Его обвиняли в вольнодумстве, свободомыслии. Существует теория, что некоторое время Александр Сергеевич отрицал свое авторство и из-за этого даже сегодня в литературных кругах не утихают споры по поводу того, кто же был автором этого произведения?

Полезное видео: Анализ стихотворения «К Чаадаеву»

Вывод

Приведенный план анализа поможет разобрать любое стихотворное или прозаическое произведение. Опираясь на его пункты, легко описать основную идею, композицию и художественные приемы, использованные автором.

Среди всех величественных произведений Пушкина выделяется стих "К Чаадаеву". Жанр и тема этого стиха уникальны в его творчестве. Стих не похож на большинство его лирических поэм и воззваний. Здесь лирика душевная умело совмещена с лирикой гражданской, патриотической. В то время это был довольно новаторский подход к творчеству.

Проведем небольшой анализ стихотворения "К Чаадаеву". Жанр и тему выясним ниже. Сначала опишем, кто же такой П. Чаадаев, почему именно ему поэт обращает довольно патриотические послания?

Близкий друг А. Пушкина - П. Чаадаев

Знаменитое стихотворение посвящено заметной в то время фигуре - офицеру лейб-гвар-дии гусарского полка П. Я. Чаадаеву. Петр Чаадаев, как офицер, участвовал в великой Бородинской битве и взятии Парижа.

Участвовал во многих организациях - был официальным членом Краковской масонской ложи, «Союза Благоденствия» в Москве. В декабристах он только числился. Однако никакой помощи движению не оказывал. Поэтому Пушкин обращается к своему близкому другу в надежде, что тот поймет его порывы души. Петр сам отпустил своих крестьян на волю, так как сочувствовал им. Его политические взгляды были весьма прогрессивными. К тому же, этот человек со временем стал одним из умнейших людей того времени. Он сам - великий философ и публицист.

"К Чаадаеву". Стих-послание

Великий поэт создал это творение в петербургский период творчества. Тогда молодой Александр Сергеевич, как известно, глубоко сочувствовал движению повстанцев - декабристов.

Чаадаеву, одному из немногих товарищей своих юных лет, он мог доверять любые свои сокровенные идеи, всегда ценил мнение своего старшего друга.

Стих написан в 1818 году, его знала вся декабристская молодежь, с которой Пушкин общался и стремился взаимодействовать в будущем.

Издал поэт свое стихотворение не сам, но один из молодых людей, знакомых поэта, сам подал в 1829 году эти строки для печати, вопреки желанию Пушкина.

Жанр и тема

Если брать в расчет время выхода стихотворения, то можно понять страхи Пушкина. Стихотворение возвеличивает свободу от самодержавия. Хоть и прямо не сказано о свержении царизма, дух революционера очень четко ощущается в строфах.

Вернемся к литературному анализу. По жанру поэтическое произведение считается посланием другу. Хотя обращается Пушкин не только к Петру Яковлевичу Чаадаеву, но ко всем своим соотечественникам, разделяющим его либеральные взгляды.

Этот жанр - послание широко применялся в античные времена. Его в своем творчестве использовали Овидий и даже Гораций. В XVIII, XIX веке, начале XX этот жанр также весьма популярен был среди писателей.

Пушкин пишет в письме к другу сокровенные мысли, которые по-иному, возможно, не вылились бы из души поэта. Чувствуются в стихотворении и лирические душевные ноты. Ведь по натуре Пушкин - лирик. И даже в гражданской его лирике чувствуется возвышенная поэтическая душа. Он способен суммировать личные чувства и гражданские и придать необычайный пафос своим мыслям.

Что является темой? Тема - это революционная прокламация, пронизанная до основания глубокой любовью к отчизне и юношеской горячей верой в то, что идя путем революции, он будет служить своем народу и будущим поколениям. Эта тема вполне соответствует выбранному жанру стиха "К Чаадаеву". Жанр, как помним, послание в лирико-гражданской форме.

"К Чаадаеву". Идея

В стихотворении "К Чаадаеву" основная идея - это призыв к свободе и гражданскому выбору - менять или не менять политическую ситуацию? Во времена декабристского движения этот вопрос стоял остро в дворянских кругах. Александр Пушкин считает честью борьбу с царизмом и крепостным правом. И свою судьбу он не видит иначе; поэт считает своим долгом помочь движению. Он использует общественно-политическую лексику, чтобы выразить насколько важна для него судьба отчизны.

В строках стиха прямо говорится: "На обломках самовластья напишут наши имена!". Он говорит об свободолюбии как о достоинстве возвышенного гражданина своей отчизны. И верит в то, что его стихотворения действительно пробудят порывы гражданского неповиновения, и в том видит свою заслугу.

Стихотворный размер

Как и большинство пушкинских стихотворений, "К Чаадаеву", жанр и тему которого мы уже рассмотрели в деталях, написано 6-стопным ямбом. Этот стихотворный размер являлся самым любимым в его творчестве. Ямб встречается почти в каждом произведении и дается поэту с небывалой легкостью.

Только иногда встречается в поздних произведениях анапест, но это было гораздо позже, когда поэт же стремился к экспериментам в поэзии. Когда пытался найти новую музу для себя и немного изменить привычный ритм в повествовании.

Вывод

Как видим, молодой Пушкин, только окончивший учебу в лицее, весьма дорожил дружбой со старшим товарищем Петром Чаадаевым. Все стихотворение - послание другу, в котором поэт открывает свои патриотические чувства. И в чем основная мысль стиха, в чем квинтэссенция послания "К Чаадаеву"? Тема, выбранная поэтом, - это стремление к вольной жизни в отечестве. А идея - призыв посвятить все свои мысли и чувства отечеству.

В русской поэзии первой трети XIX века распространенным жанром было дружеское послание. Популярность этого жанра во многом объяснялась относительно свободной формой выражения мыслей. Послание к другу напоминало непринужденную беседу, которая не ограничена строгими формальными рамками; часто это разговор на равных, обращение к читателю. Адресатом мог быть кто угодно: вполне реальное, близкое автору лицо или человек, с которым автор был лично знаком, им мог стать даже воображаемый герой.

Жанр послания возник в античные времена в творчестве Горация, после - Овидия, а затем пришел в европейскую литературу. В этом жанре писали М. Ломоносов и Д. Фонвизин , К. Батюшков и В. Жуковский. Послание часто бывает похоже на письмо, а так как наши соотечественники, жившие в XIX и ХХ веках, еще посылали близким и друзьям письма, то образцы лирических посланий можно встретить и в поэзии С. Есенина («Письмо матери» , «Письмо к женщине»), и в творчестве В. Маяковского («Письмо Татьяне Яковлевой» , «Письмо товарищу Кострову»).

Послание Александра Сергеевича Пушкина адресовано его лицейскому другу - Петру Яковлевичу Чаадаеву. Пушкин, уже живя в Петербурге и находясь в должности коллежского секретаря, часто приходил к своему товарищу на Мойку, в дом № 40. Он любил беседовать с Чаадаевым и старался не упускать возможности лишний раз повидаться с ним. У Чаадаева он учился независимости, достоинству, широкому взгляду на жизнь. Петр Яковлевич был последовательным защитником свободы: даже своих крепостных он отпустил на волю. Именно поэтому одно из лучших юношеских стихотворений Пушкина получило название «К Чаадаеву» .

Данное стихотворение по жанру с уверенностью можно отнести к дружескому посланию. Оно носит доверительный, более лирический характер. При этом глубоко личные мотивы сливаются в послании с возвышенными, патриотическими. Это настоящая лирика гражданского звучания, в ней звучит абсолютная убежденность в будущей свободе.

Сюжет послания «К Чаадаеву» развивает мысль о взрослении человека, прежде всего, гражданском. Начало стихотворения звучит удручающе: оказывается, «любовь, надежда, тихая слава» оказались всего лишь обманом. Юношеские мечты о славе и свободе при столкновении с реальностью обернулись сомнением. Неслучайно Пушкин сравнивает их со сном, с утренним туманом, которые имеют свойство рассеиваться в считанные секунды. Многие современники усматривали в этих строках отношение Пушкина к правлению Александра I, считавшего себя истинным либералом.

Вторая часть послания становится антитезой к первой, поэтому меняется ее звучание. Теперь герой «нетерпеливою душой» вслед за личными чувствами испытывает порывы свободолюбия. Они не менее пылкие, чем прежние, но теперь обращены не к собственной желаниям, а к нуждам своей родины. Для поэта такое обращение от частного к общему - вполне естественный шаг на пути взросления истинного гражданина и необходимое условие появления «вольности святой» . Герой уверен, что «Россия вспрянет ото сна» только тогда, когда проснется каждый искренне любящий ее гражданин.

Но при всей своей пылкости Пушкин прекрасно осознавал, что даже при неизбежности «пробуждения» человека и страны есть силы, препятствующие этому освобождению: «Гнет власти роковой» и «тяжесть самовластья» противостоят у него порывам «нетерпеливой души» . Поэтому лучшее время жизни, самую сильную и самостоятельную ее пору, по мнению юного поэта, надо «посвятить Отчизне» . Заслуженной наградой в этом случае станет громкая историческая слава, когда «на обломках самовластья напишут наши имена» .

Общественно-политическая лексика («честь» , «власть» , «гнет» , «отчизна» ), которой насыщено все стихотворение «К Чаадаеву», была характерна для ранней поэзии декабристов, особенно поэзии Рылеева. По этой причине стихотворение мало кому известного в 1818 году Александра Пушкина распространялось среди жителей Петербурга почти анонимно и только в 1829 году было напечатано в альманахе «Северная звезда» М. А. Бестужева в весьма искаженном виде. А режиссер Владимир Мотыль в 1975 году взял строчку из стихотворения - «Звезда пленительного счастья» - для названия своего фильма о трагической судьбе декабристов, вышедших в 1825 году на Сенатскую площадь.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина