Беседа насекомые весной в старшей группе. Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе

Возрастная группа: подготовительная к школе

Цель : Овладение элементарными представлениями о живой природе.

Программное содержание

Образовательные задачи: учить узнавать насекомых по описанию систематизировать знания детей о насекомых.

Развивающие : развивать логику, мышление, внимание.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Предварительная работа: чтение произведений о насекомых, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, загадывание загадок, собирание разрезных картинок на тему, проведение бесед «Кто такие насекомые?», «Вред или пользу приносят насекомые?»

Словарная работа: шестиногие, водомерка, насечка.

Материалы и оборудование: загадки про насекомых, презентация — «Насекомые», фитболы по количеству детей, посылка с письмом и играми «Что лишнее?», «Сложи картинку», «Отгадай насекомое».

Ход деятельности:

Воспитатель. Ребята, сегодня утром почтальон принес посылку к нам в детский сад. Она адресована вам. Давайте посмотрим, что в ней? (Открывает и достает диск.) Интересно, кто нам его прислал и что на нем? А вот и письмо. Оно из леса от нашего знакомого дедушки — Ау. Я вам его прочитаю, хотите?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Как и обещал, отправляю вам фильм о лесных жителях. Чтобы узнать о ком он, надо отгадать загадки, которые я вам посылаю. А еще я дарю вам игры, очень надеюсь, что они вам понравятся». Вот загадки дедушки Ау.

В ярком платье модница - погулять охотница,

От цветка к цветку летает, утомится - отдыхает.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.

Сок из цветов она берет

И в сотах копит сладкий мед

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик)

Точка, точка, два крючочка —

Это лапки у жука.

Справа — точка, слева- точка.

В черных крапинках бока.

(Божья коровка)

Ребята, как можно назвать одним словом бабочку, кузнечика, комара, божью коровку и пчелу? (Насекомые)

Насекомые самая многочисленная группа животных. Слово «насекомые» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно брюшко насечено. Как вы думаете, почему насекомых называют «шестиногими»? (Потому что у них шесть ног.) Значит фильм, который нам прислал дедушка Ау, о насекомых. Давайте его посмотрим.

Первый слайд -«Пчела»

Маленькая собачка
Не лает, не бает,
А больно кусает.
(Пчела)

Второй слайд - «Муравьи» Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Возле пня дом строит.
Вот так дом - в тысячу окон!
(Муравьи и муравейник)

Третий слайд - «Комар»

Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Там, где садится,
Может кровь пролиться.
(Комар)

Четвертый слайд - «Бабочка»

Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка)

Пятый слайд - «Кузнечик»

Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца.
(Кузнечик)

Шестой слайд - «Жук»

Черен, да не ворон,
Рогат, а не бык,
Летает, а не птица.
(Жук)

Седьмой слайд - «Муха»

Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает,
Всем надоедает?
(Муха)

Восьмой слайд - «Божья коровка»

Какая коровка, скажите, пока
Еще никому не дала молока?
(Божья коровка)

Девятый слайд — «Стрекоза»

Целый день она стрекочет
И молчать она не хочет:
Все расскажет, все обсудит,
Всех рассердит, всех разбудит.
(Стрекоза)

Физминутка с использованием фитболов

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. Все взяли фитболы, я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать, если «да» — будете прыгать, если «нет»- будете просто сидеть. Готовы? Кузнечики - это насекомые? (Да)

Все насекомые питаются растениями? (Нет)

Все бабочки сначала бывают гусеницами (Да)

Бывают ночные бабочки? (Да)

У насекомых шесть ног? (Да)

Насекомых можно увидеть на улице зимой? (Нет)

Есть такой такое насекомое — жук олень? (Да)

Паук - это насекомое? (Нет)

Насекомые нужны на земле? (Да)

Положите фитболы и присядьте. Я загляну в посылку и вытащу следующую игру, которую нам прислал дедушка - Ау она называется «Что лишнее?». Я буду говорить слова, а вы должны выбрать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

Комар, муха, оса, пчела, волк. (Лишнее волк, потому что это животное, а все остальные — насекомые.)

Стрекоза, муха, аист, кузнечик, муравей. (Лишнее аист это птица)

Сверчок, оса, муравей, кукла, жук. (Лишнее кукла это игрушка)

Бабочка, пчела, щука, жук, комар. (Лишнее щука это рыба)

Следующая игра, которую прислал нам дедушка Ау, называется

«Сложи картинку» Ребята, я раздам вам каждому по конверту, в нем лежат разрезные картинки, чтобы узнать, что изображено на картинках, надо их сложить. Давайте заглянем в нашу посылку и посмотрим, какую еще игру прислал нам дедушка Ау. А следующая игра называется «Отгадай какое это насекомое?» Вы подойдете и выберете на столе одну карточку. Затем вы должны описать детям насекомое, которое изображено на вашей картинке. А дети должны отгадать.

1 ребенок. У этого насекомого длинное брюшко и большие глаза, оно очень прожорливое. «Стрекоза»

2 ребенок. Эти насекомые живут большими семьями. Они поднимают груз, который во много раз тяжелей их самих, дом у них похож на кучу. «Муравьи»

3 ребенок. У этого насекомого большие красивые крылья. Оно питается нектаром. «Бабочка»

4 ребенок. Это насекомое зеленого цвета, у него длинные задние ноги. Оно далеко прыгает. «Кузнечик»

5 ребенок. Это насекомое может ужалить, у него полосатое брюшко. Дом, в котором оно живет, называется - улей «Пчела»

6 ребенок. Это насекомое пищит и пьет кровь. «Комар»

7 ребенок. У этого насекомого длинные лапки, оно может бегать по воде и не тонет «Водомерка»

8 ребенок. Это насекомое строит свой дом из бумаги, оно жалит у него полосатое брюшко. «Оса»

Молодцы ребята! Вам понравились игры и фильм, который прислал дедушка Ау? (Да) Как вы считаете, что надо сделать? (Написать письмо дедушке Ау и поблагодарить его.) Мы это с вами обязательно сделаем.

Тема : «Кто такие насекомые?»

Цель : познакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.

Кого мы можем тут встретить? (Зверей.)

Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека и т.д.

Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают очень осторожны.

Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые.)

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг -

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела - все это насекомые.

Воспитатель с детьми находит модели существенных признаков насекомых и, выставляя их на наборное полотно, объясняет, что у них тело состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.

Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей).

Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.

Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет, пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, ползать, прыгать и т.д.)

Отгадайте, кто это?

Кто над нами вверх ногами? (Муха.}

Много загадок сочинил народ о насекомых.

Не солнце, не огонь, а светит.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.

Ниток много-много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет.

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов.

(муравьи)

Летит - говорит,

А сядет - молчит.

Ребята, а чем питаются насекомые? (Ответы детей).

На каждое насекомое - свой корм.

Гусеницы поедают листья, жуки-точильщики и короеды - древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений и т.д. Есть такие насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.

Насекомые - это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц и т.д.

Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? (Ответы детей).

Как много интересного можно еще узнать о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе.

Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? Расскажите нам.

(Дети рассказывают об интересных встречах с насекомыми.)

Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.

А теперь послушайте стихи о насекомых.

Муравейник

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

Пчела

Пчелка золотая над цветком порхает,

Сок душистый пьет, собирает мед.

Шмель

В лесу цветок растет,

Шмелей к себе зовет:

«Прилетайте, шмели,

Поклонюсь до земли.

Гуще меда нету,

Чем с лесного цвета!»

Стрекоза

Склонились низко лозы

Над гладью тихих вод.

Мы - быстрые стрекозы

Здесь водим хоровод.

Без всякого усилья

Скользим мы над водой,

Сверкают наши крылья

Прозрачною слюдой.

Мотылек

Я - беззаботный мотылек.

Хоть я живу всего денек,

Но не грущу напрасно -

Ведь жизнь моя прекрасна.

В небесном голубом просторе

Купаюсь я, как будто в море.

Я не грущу напрасно,

Ведь жизнь моя прекрасна.

Ромашками белеет луг,

Порхают бабочки вокруг.

Я не грущу напрасно,

Ведь жизнь моя прекрасна.

Подарит мне живой цветок

Медовый золотистый сок.

Я не грущу напрасно,

Ведь жизнь моя прекрасна.

Муха

Муха, муха-надоеда

Прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт,

По тарелкам суп разлит,

Хлеб нарезан - можно есть,

Только где же мухе сесть?

Села муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы прогнали:

«В гости мы тебя не звали!»

«Беседа о насекомых» (подготовительная группа)

Подготовила: Колесникова Ольга Петровна

Задачи: познакомить детей с насекомыми - бабочкой, муравьем, пчелой (внешний вид, повадки, размножение) и дать представления о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Активизировать словарь (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты). Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; развивать логическое мышление.

Материал: семена пшеницы и кукурузы, бумажные цветы, макет бабочки, шишки, магнитофонная запись «пение птиц», слайды (муравьи, жуки, пчелы), мёд.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, шла я сегодня на работу и встретились мне на пути зверята. Мы с ними долго разговаривали, они рассказали мне о своей жизни, а я им поведала о том, что есть у нас в детском саду подготовительная группа и живут в ней очень дружные, послушные и любознательные ребята. Ведь так же? И вот эти зверята пригласили вас к себе в гости. Но так как они очень спешили, то каждый оставил свой след, по которому мы и должны попасть туда, где они живут.

Воспитатель: Вы любите путешествовать? Тогда отправимся в путь прямо сейчас.

Воспитатель: Вот посмотрите, чей-то след (рассыпана кукуруза или пшеница). Как вы думаете, кто бы мог оставить такой след? (ответ - Мышки) Правильно. Да ребята, это первый зверек, которого я встретила утром. Мышка нас привела куда? (В поле). (Везде разбросаны нарисованные цветы, сухие растения. На одном из цветков сидит бабочка).

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая бабочка! Давайте её рассмотрим. Из каких частей состоит тело бабочки? (Из головы, груди, брюшка - состоит из насечек - маленьких частичек). А сколько лапок у бабочки? (Шесть) Для чего бабочка летает от одного цветка к другому? Правильно, ребята. Бабочки не просто порхают: они заняты важной работой. А чем - они собирают нектар. Да, длинные хоботки им нужны для того, чтобы добывать сладкий нектар из цветов. Но и покрасоваться они, конечно, тоже не забывают: то раскроют

крылышки, то закроют. Как-будто говорят: «Полюбуйтесь, какая я красотка». Так порхает она от цветка к цветку, нарядная, как радуга, а сядет на дерево, на травку, сложит крылышки, и нет её! А теперь подумаем вместе. Чем питаются бабочки? (Нектаром из цветов). Как они собирают сладкий нектар? У бабочек есть хоботок. Он проникает в сердцевину цветка для того, чтобы высасывать нектар.

Воспитатель: Как рождается бабочка? (Сначала яйцо, из яйца гусеница, которая все время ест и ест. Она увеличивается в размере и превращается в куколку, которая спит всю зиму и наконец, из куколки появляется бабочка). Ребята, вот, сколько мы узнали о бабочках. А каких бабочек знаете вы? (показ слайдов «бабочки»). А вот какие бабочки есть у нас в коллекции. Стихотворение «Бабочка».

Воспитатель: Но в поле живёт ещё много других насекомых. Каких?

Воспитатель: А теперь, ребята нам пора идти дальше. Посмотрите, вот след нам кто-то оставил. (Собирают шишки). Кто любит шишки? (Белочка) А где живут белки? (в лесу) Значит мы с вами пришли в лес. Нас с вами встречают птицы. (магнитофонная запись пение птиц). Ой, ребята, посмотрите сюда, что это? А чтобы узнать, нам надо отгадать загадку.

Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом. (Муравейник)

Где живут муравьи? (в муравейниках) Из чего они строят муравейники? (Из кусочков хвои, листьев, крошек смолы, комочков земли, кусочков дерева). Чем питаются муравьи? (Сладкими соками, выделяемыми растениями и животными, тлями, червецами). Ребята, муравьи используют тлей как «дойных коров» - щекоча их усиками, заставляют, выделять сладкий сок, который потом слизывают. Муравьи очень дружны. Там, где сил одного муравья недостаточно, появляется другой, третий. А как они распределяют между собой обязанности? (Среди муравьев существует 3 типа - самки, самцы и рабочие муравьи - они и работают).

Воспитатель: Ребята, муравьи всегда живут колониями и у них есть своя королева. А как выбирают королеву? Я вам об этом сейчас и расскажу. Самки покидают колонию и поднимаются высоко в небо. Затем она основывает новую колонию. Зарывается в землю и откладывает там яйца. Из яиц вылупляются личинки, и самка помогает каждой из них свить кокон. Когда внутри кокона появляется молодой муравей, она разрывает один конец кокона и вытаскивает муравья наружу. Почти сразу новорожденные муравьи начинают взрослую жизнь и заботятся о самке-королеве. Почему муравьев называют «санитарами леса»? (Потому что муравьи могут уничтожить за лето около 10 млн. погибших насекомых и вредных насекомых). Правильно, поэтому муравейники надо охранять, их нельзя разорять.

Воспитатель: Ребята, а ведь в лесу живет очень много других насекомых, разных мошек, жучков. Каких жуков вы знаете? (показ слайдов «жуки»).

Жук грибник - живет в грибах, грибы не собирает, а в них поселяется, ими питается. Удобно устроился.

Жук - рогач - на голове словно рога.

Жук - носорог - вместо носа рога.

Жук - усач - тело меньше, чем усы.

Живет в коре деревьев и разрушает его.

Воспитатель: Давайте, ребята, оставим шишки в лесу, здесь они пригодятся зверятам. А теперь пойдемте дальше. На поляну. Кого вы видите на цветах? (Пчёл) Из каких частей состоит тело пчелы? Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу? (У каждого цветка есть нектар и пыльца, которые служат пищей для многих насекомых, в том числе и пчёл). Все знают, что мед, который не только вкусен, но и полезен, дают пчёлы. А как это происходит? Пчёлы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар в ячейки сот, где он и превращается в мёд. Пчелиное гнездо, дети, это целое государство, где живут пчёлы - работницы. Что эти пчёлы делают? (Собирают и перерабатывают мёд, убирают улей, кормят пыльцой личинок).

Воспитатель: Есть самка-царица, которая что делает? Правильно, высиживает яйца. Ребята, а как общаются пчелы? Как они сообщают друг другу, что нашли цветы с нектаром? Когда рабочая пчела находит цветы с нектаром, она возвращается домой и начинает танцевать, кружиться. Если пчела оживленно танцует, то это означает, что обнаружено большое количество еды и пчёлы улетают на поиски. А куда пчёлы девают свой нектар? (У них на лапках есть специальные корзиночки для сбора пыльцы). Да, и перед тем, как нектар превратится в мёд, пчёлы выпарят из него большую часть воды. А что происходит с пчёлами зимой? Чем они питаются зимой? Правильно, этим мёдом они и питаются. Рабочие пчелы поддерживают в улье t 34С и не позволяют опускаться ниже 7С. Принесенный мёд используется пчёлами как горючее, съев его, они выделяют тепло. Вот какие удивительные это создания.

Воспитатель: Ребята! Всё в природе взаимосвязано и все живые существа нужны для равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на земле может произойти катастрофа. А теперь давайте повторим, как можно отличить насекомое от других живых существ? (У насекомых тело состоит из трёх частей - головы, туловища и брюшка и у них только 6 ног). Нельзя ловить насекомых, разорять муравейники, осиные гнезда и т. д.

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. Я раздаю вам карточки, вы их рассматриваете и отвечаете, кто там лишний? И почему? Молодцы ребята с заданием вы справились успешно и за это пчёлки приготовили вам сюрприз. Как вы думаете какой? Они передали вам вкусный и питательный мёд. Кушайте на здоровье!

Беседа на тему: «Насекомые»

Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с разными
насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.

Материал: Картинки с изображениями разных насекомых, картинки с
изображением среда обитания этих насекомых, рабочая тетрадь.

Ключевые слова: насекомые живут рядом с другими живыми обитателями,
раздав насекомые.

Занятие можно провести в виде игры - путешествия на луг: «Познакомимся
с нашими соседями», работа с заданиями в рабочей тетради.
Вопросы к детям
Каких насекомых вы знаете?
Когда появляются насекомые?
Где живут насекомые?
Чем отличаются насекомые от нтиц?
Что случится, если не будет насекомых?

Игра «Кто. где живет»
Дети делятся на две фуппы. Одни держат картинки с изображением
среды обитания насекомых, другие - карлики с изображением насекомых.
По сигналу « В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».

Игра «Отгадай, какое это насекомые» (описать характерные особенности
задуманного насекомого).

Загадки
Не птица, а с крыльями.
Над цветами летает.
Медок собирает.

(Пчела.)
Самого не видно, а песню слышно.

Я работаю в артели у корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно - большое плотника оно.

(Муравей.)

На поляне, возле елок.
Дом построен из иголок.
За травой не виден он.
Л жильцов в нем миллион.

(Муравейник.)
Модница крылатая, платье полосатое,
Ростом хоть и кроха, укусит- будет плохо.

Не зверь, не птица - нос как спица.

(Комар.)
Кто над нами вверх ногами?

(Мухи на потолке.)

Поговорка

Одна пчела много меда не наносит.

Стихи
Муравьишко

Муравьишко на лугу бревна тащит на весу,
Я бегу к нему скорей: «Дай тебе я помогу!»
Отвечает муравей: « Тяжело, но сам снесу!»

И. Анденко
Муравью нельзя лениться,
Муравей живет трудом:
И жучка, и гусеницу тащит
В свой подземный дом.

Народные приметы

Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в
него.

Комара нет - овса и трав не будет.

Когда появляются комары - пора сеять рожь.

Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай,
Ты его не трогай!
Али Бобаджан

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном конспекте занятия отражается важность и польза фруктов и овощей. Благодаря раскрытию данной темы, дети начинют видеть полбзу в тех продуктах, которые им были не интересны1...

Беседа на тему «Защитники Отечества», нетрадиционное иллюстрирование сказки «Три поросенка» на наждачной бумаге.Цель:- развивать устную речь, обогащать словарный запас;- классифицировать предметы;- ри...

Цель урока:

— познакомить учащихся с признаками насекомых.

Задачи урока:

Сформировать у детей общее представление о насекомых, их отличительных признаках;

— использовать дифференциацию и индивидуализацию обучения;

— воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

— развивать творческое воображение учащихся.

Оборудование:

Интерактивная доска, мультимедийная презентация «Насекомые», картинки с изображением насекомых: пчела, бабочка, жук, кузнечик, стрекоза, божья коровка; шесть кружков коричневого цвета, пять зеленых, пять синих; наборы для аппликации (круг из бумаги черного цвета, два полукруга из бумаги красного и белого цветов, шесть маленьких кружков черного цвета, лист зеленого картона, ножницы, клей, цветная бумага, фломастер черного цвета).

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Вступительная беседа (4-5 мин). «Вхождение» в тему урока.
  3. Раскрытие темы урока. (10-12 мин)
  4. Работа с учебником (7-8 мин)
  5. Выполнение аппликации (8-10 мин)
  6. Итог урока (2 мин)

На проведение физкультминуток отводится 2-3 минуты в течение урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ребята, здравствуйте! Тихонько садитесь на свои места.

2. Вступительная беседа.

— Дорогие ребята, какое сейчас время года (осень), а совсем недавно было … (ответы детей — лето). (СЛАЙД 1) Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда нас пригласил Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.

— Но кто же они? Догадайтесь!

— В эту пору здесь очень весело. Как много пчел летает возле цветущих трав (СЛАЙД 2). Пахнет медом. Над цветами летают бабочки (СЛАЙД 3), гудят шмели (СЛАЙД 4), жуки (СЛАЙД 5), а в траве стрекочут кузнечики (СЛАЙД 6).

Кто может назвать друзей Муравьишки Вопросика? (Ответы детей — пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)

— Каким же словом мы можем их назвать? (Насекомые.)

— Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых.)

— Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое.)

— Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится?

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

(Бабочка)

Давайте представим, что мы с вами красивые бабочки (дети встают).

Физкультминутка.

Спал цветок, (дети присели))

И вдруг проснулся! (поднялись, потянулись)

Больше спать не захотел! (покачали головой)

Улыбнулся, встрепенулся, (помахали ручками)

Взвился вверх и улетел! (покружились и тихонько сели на свои места)

3. Раскрытие темы урока.

Существует более миллиона насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна или две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей. Самый главный орган чувств насекомых – это усы, у кого-то они мохнатые, у кого-то совсем коротенькие, а у кого-то тоненькие как ниточка! (СЛАЙД 7) Длинные усики помогают насекомым вокруг себя ощупывать предметы. Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от пищи, которой они питаются. У бабочки, которая любит полакомиться сладеньким нектаром, — длинный хоботок. Очень острые и зазубренные челюсти у жука. (СЛАЙД 8) Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из огромного множества глазков, каждый из которых может дать свое изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными лапками! (СЛАЙДЫ 9, 10) Как вы думаете, можно ли убивать насекомых (Нет). Почему? (Все в природе взаимосвязано, если люди уничтожат насекомых, погибнут птицы, которые ими питаются, не будет птиц, значит – не будет и животных)

4. Работа с учебником. (с.20)

Откройте свои учебники на странице 20.

Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.

— Сколько крыльев у бабочки? (Четыре)

— Сколько мы видим? (Два) Почему?

— Сколько ног у бабочки? (Шесть)

— Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка)

Учитель вывешивает на доску соответствующие картины. Дети рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него — челюсти потому что эти насекомые питаются другой пищей.

— Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. Что вы можете сказать? (Их по шесть)

— Обратите внимание на правую страницу (с.21). Каких насекомых вы видите?

— Сосчитайте ножки у насекомых.

ВЫВОД (дети делают самостоятельно): что у всех насекомых по 6 ног.

— Что объясняет Черепаха Муравьишке (с.20)? (У всех насекомых по шесть ног. Муравьишка считает ноги. Он – насекомое.)

— Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое –нет? (Ответы детей: Нужно сосчитать его ножки)

Межпредметная связь с уроком математики:

— Сколько пар туфелек принес Муравьишка Бабочке? (Ответы детей: три) Почему? (Ответы детей: Бабочка –насекомое. У нее шесть ног или три пары ног, в одной паре две туфельки. В двух – четыре, а в трех – шесть туфелек. Значит на шесть ножек надо шесть туфелек).

— Найдите рисунок вверху левой страницы. Назовите животных, которые не являются насекомыми. (Сороконожка, рак, паук.)

— Почему? (Ответы детей: потому что у них не по шесть ножек)

— Кто знает, как называется это насекомое? (Учитель показывает рисунок богомола в учебнике). И обращает внимание на доску (СЛАЙД 11)

— Сейчас я вам расскажу об этом интересном насекомом

Богомол обычно стоит на четырёх из шести лап, а передние держит сложенными впереди, как будто молится. Но не дайте себя обмануть! На самом деле этот хищник поджидает в засаде насекомых, чтобы с быстротой молнии схватить неосторожную жертву. Богомол - насекомое юга, многие из вас его встречали. Представляете, древние греки богомола в средние века его считали предсказателем погоды или вестником весны.

А хотите побольше узнать о самом главном нашем друге – Муравьшке? (СЛАЙД 12)

Муравьи относятся к классу насекомых, которых на земле насчитывается около 1 млн. видов (это половина всех видов животных на земле). У этих насекомых общество подобно человеческому, со своими царями, рабами, рабочими и солдатами. Посадите муравья в банку, и он вскоре погибнет, несмотря на обильную пищу, а в муравейнике тот же муравей может прожить до двух лет. Каждый муравей выполняет в семье определённую функцию. Потревоженный муравей принимает оборонительную позу и выстреливает из железы вещество тревоги. Почувствовав его запах, то же делают другие муравьи.
Известны семьи рыжих лесных муравьёв, которые оставались на одном месте свыше 100 лет, тогда как одна самка живёт в среднем около 10 лет. Вот что даёт этим насекомым жизнь в обществе или семье. Есть очень много разных видов муравьёв.

Ребята, а как вы думаете, пауки являются насекомыми? (Нет) Это особая группа – паукообразные. У них в отличие от насекомых восемь ножек и нет крыльев. На брюшке у пауков есть железки, из которых выделяется жидкость, которая на воздухе застывает в виде ниточки – паутинки.

— Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых 6 ног).

IV. Игра «Узнай насекомое» (Дети встают со своих мест и звуками изображают насекомых)

Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит – кричит;

Сядет- молчит;

Кто его убьет-

Свою кровь прольет. (Комар) (СЛАЙД 13)

Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится? (Муха)(СЛАЙД 14)

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она жалит и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот, как пчела.

Вот только меду не дает

Как пчела. (Оса) (СЛАЙД 15)

А сейчас прикройте название кружочками и назовите насекомых еще раз.

Дети работают по учебнику (с.21)

— Рассмотрите рисунок ниже. Каких насекомых вы узнали? (Кузнечик, шмель.)

— Мудрая Черепаха предлагает раскрасить рисунок. Какой цвет нужно выбрать для кузнечика?

— А для шмеля?

— Прочитайте вопрос Мудрой Черепахи. Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?

— Кузнечику помогает зеленая окраска спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить в том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может ужалить.

Дети раскрашивают рисунок.

Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз — росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

  1. Выполнение аппликации

А мы с вами сегодня сделаем своими руками одно очень красивое насекомое, которое называется – божья коровка. (СЛАЙД 16) Этого почти круглого жучка с красными или оранжевыми надкрыльями и черными точками зовут в украинских селах солнышком. Маленький, как будто безобидный жучок, который медленно ползает по листьям и стволам деревьев, привлекая внимание своей яркой окраской. Природа не зря наградила его такой броской внешностью. Это предостерегающий знак для птиц, чтоб им не вздумалось полакомиться жучком. Если на него надавить, он тут же выделяет из «коленок» капельки желтой жидкости, ядовитой и с неприятным запахом. Если молодая птица по неопытности и возьмет жучка в рот, удовольствия ей это не доставит и в следующий раз она будет осмотрительней. Выделяющуюся из ножек жидкость в народе прозвали молочком. И естественно, что жучка начали величать коровкой.
Всего на земле более 2 тысяч видов божьих коровок.

  1. Итак, возьмите лист зеленого картона. Переверните его цветной стороной вниз. Обведите по шаблону контуры листочка. Вырежьте.
  2. Наклейте в середине листочка круг черного цвета.
  3. Наклейте два полуовала белого цвета, разведите их немного в стороны.
  4. Сверху на белые полуовалы приклейте красные, тоже разведите их немного в стороны.
  5. На крылышки приклейте маленькие кружочки черного цвета.
  6. Фломастером дорисуйте лапки. Кто из вас помнит, сколько их должно быть (6), голову и усики.

6. Итог урока.

Ребята, ответьте на вопрос, кто такие насекомые? (Это животные, у которых шесть ног) Какие у них есть еще отличительные особенности? (У них есть еще крылья, усики). Приведите примеры насекомых.

Вы сегодня очень хорошо работали, молодцы!