Честь нельзя отнять ее можно потерять аргумент. Все школьные сочинения по литературе

Честь нельзя отнять, ее можно потерять 8230 По комедии Грибоедова Горе от ума

«Береги честь смолоду» - одна из самых старых русских пословиц. Понятие чести - одно из самых старых понятий в воспитании русского человека. Возможно, поэтому в характеристике литературных героев так часто встречается определение: безукоризненно честен. Это определение подходит к Чацкому и Онегину, Печорину и Болконскому, Базарову и Обломову, Безухову и Ростову. И еще очень многим, хотя далеко и не всем.

Нельзя не согласиться с А.П. Чеховым, утверждавшим, что «честь нельзя отнять, ее можно потерять». Интересно, люди рождаются бесчестными или теряет ее позже? Что делает человека нечестным: жизненные обстоятельства его заставляют поступиться честью или сам человек не может быть другим в силу своего характера?

И все-таки, как же ведут себя люди, не обремененные понятием чести? Оправдывают ли они себя или просто стараются не замечать всей неблаговидности своих поступков?

Бесспорно, к числу людей без совести и чести можно отнести героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) - Алексея Степановича Молчалина. Однажды Н.В. Гоголь заметил, что «метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое … тихомолком пробивающееся в люди». Действительно, провинциальному юноше, к тому же не дворянину, сделать карьеру в Москве не так просто. Но Молчалину, недавно корпевшему в Твери, удалось получить место секретаря у влиятельного московского вельможи Павла Афанасьевича Фамусова. Проработав чуть больше трех лет у Фамусова, Молчалин успел отличиться, о чем с особенной гордостью всегда говорил:

…С тех пор, как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил…

Получил практически ни за что. Только потому, что был всегда аккуратным, исполнительным, вкрадчиво улыбчивым, но очень страшным человеком. Не случайно М.Е. Салтыков-Щедрин в серии очерков «В среде умеренности и аккуратности» определил Молчалина важным чиновным лицом с экзотической особенностью: у него руки обагрены кровью невинных жертв его жизненной предприимчивости и «бессознательный преступлений». «Бессознательные преступления» Молчалина скрыты маской благородства, которого он от природы лишен. Он руководствуется в жизни только одним: любой ценой продвинуться в жизни. Когда на балу в доме у Фамусова молодые люди танцуют, Молчалин играет со стариками в карты, сглаживает напряженные ситуации:

Кто другой так мирно все не уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут впору карточку вотрет!

Он многим нравится. Окружающие не замечают его бесчестной игры. Живя в доме у Фамусова, Молчалин делает вид, что влюблен в единственную дочь своего хозяина - семнадцатилетнюю Софью. Девушка, воспитана на любовных романах, в которых социальное неравенство влюбленных героев приводит к счастливому концу, потому что двое любят друг друга. Софья богата, красива (ведь она многим нравится), умна. Ей и в голову не может прийти, что у Молчалина нет никаких к ней чувств, что она всего лишь часть игры, которую он затеял с упорством паука. Плетя свою любовную паутину, Молчалин не торопит события, ведь он боится гнева Фамусова, боится все потерять. Поэтому он очень сдержан в своем проявлении чувств, но Софья все понимает по-другому. Так, осторожность Молчалина она принимает за тактичность, холодность - за сдержанность чувств, лакейский расчет - за трезвость ума.

Ключевым эпизодом в раскрытии характера Молчалина стал эпизод, в котором Молчалин заигрывает с горничной Лизой и говорит, что в Софье не видит «ничего завидного». Он упивается своей жизненной позицией угодничества: «угождать всем людям без изъятья». Он признается, что этому учил его отец. Угождать хозяину, у которого придется жить, начальнику «с кем буду я служить, слуге его, который чистит платье, швейцару, дворнику, для избежанья зла собаке дворника, чтоб ласкова была». В этом эпизоде Молчалин впервые вполне откровенен. Впервые его цинизм ничем не прикрыт. И если бы случайно Софья не оказалась свидетельницей этого признания, возможно, вся дальнейшая жизнь ее была бы загублена. По словам Белинского «Она не замечала, что сама вызвала его на эту любовь, о которой он, дрожа от страха, и подумать не смел…» Но в мире много таких девушек, как Софья. Молчалин будет искать и, наверняка, найдет себе еще не одну жертву. «Молчалины блаженствуют на свете», люди, у которых нет чести, умело используют окружающих для достижения собственных целей, при этом не испытывая ни стыда, ни сожаления.

Историческая повесть «Капитанская дочка» занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. В ней повествуется о крестьянском восстании, предводителем которого был Емельян Пугачев. В основе сюжета - жестокое столкновение двух противоположных миров: мира дворянства и мира крестьянства. На фоне этих событий и повествуется о любви молодого дворянина Петра Андреевича Гринева к дочери коменданта Белогорской крепости Маши Мироновой. Центральной проблемой произведения является проблема чести, о чем свидетельствует эпиграф: «Береги честь смолоду». По отношению к этой проблеме раскрываются образы героев этой повести. Все герои повести по-разному проявляют это качество.

Честь офицера не была пустым звуком для дворян XVIII в., особенно для патриархального дворянства, показанного в лице Гринева - старшего и коменданта Белогорской крепости капитана Миронова. Капитан предпочитает умереть, чем присягнуть самозванцу. Андрей Петрович Гринев - старый гвардейский офицер - рассматривает понятие чести с позиции офицера правительственных войск. Он считает, что долгом офицера является обязанность «понюхать пороху», поэтому он отправляет сына служить не в Петербург, а в отдаленную губернию.

Центральный герой повести - Петруша Гринев - тоже живет по чести. Первый раз Гринев поступает по чести, вернув карточный долг, хотя Савелич был против. Не вернуть долга - значит запятнать свою честь. Оказываясь не раз в руках Пугачева, принимая его помощь и покровительство, Петр Гринев не нарушает военной присяги. Даже в тех случаях, когда это может угрожать его жизни, герой никогда не изменяет себе и людям, которые от него зависят.

Еще один поступок по чести - вызов на дуэль Швабрина. Гринев должен был заступиться за честь любимой девушки, хотя и сам пострадал от этого своего решения.

Швабрин - герой, противоположный Гриневу. Он так же, как и Гринев, являлся офицером, давал присягу императрице. Но ради собственной выгоды, от страха за свою жизнь Швабрин примкнул к восстанию Пугачева. Поступившись дворянской честью, Швабрин вступил в ряды бунтовщиков, хотя цели восстания были ему абсолютно чужды. Он глубоко презирает народ, боится и ненавидит Пугачева. Перейдя на сторону восставших, он идет против себя самого, прежде всего, и против чести.

А его поступок по отношению к Маше Мироновой - полностью бесчестный поступок. Не добившись ни любви, ни расположения Маши, Швабрин запирает ее, доводит почти до безумия. Так может поступать человек, ничего не знающий о чести. И если бы не помощь Пугачева, не известно, что бы было с бедной девушкой. Когда же Швабрина разоблачают, он делает все, чтобы помешать счастью Петра Андреевича и бедной девушки, а впоследствии, «раскаявшись» перед государством, предает Гринева, давая против него ложные показания в суде.

И самому Пугачеву не чуждо понятие чести. Именно это качество сумел оценить Пугачев в Гриневе. Пугачев ценит это чувство чести в Гриневе, который даже перед лицом смерти продолжает вести себя с достоинством, говорит правду и не отступает от раз и навсегда данной присяги. За это и уважает Пугачев Гринева и покровительствует ему. Исключительно стараниями Пугачева Маша и Гринев обретают друг друга. Впоследствии и Гринев увидел в самозванце человека чести.

Во время бунта очень ярко проявились качества всех его участников. Понятие чести мы видим на примере урядника, «енералов» Пугачева и всего народа. Они все, не задумываясь, переходят на сторону Пугачева, потому что сила сейчас в его руках. Для этих людей не существует понятия чести. Урядник то служит коменданту, то Пугачеву, то помогает Маше и Гриневу, он с радостью послужил бы и еще кому-нибудь, если бы нашелся этот кто-нибудь.

«Енералы», по словам Пугачева, «при первой неудаче… свою шею выкупят моею головою». Народ же, как только заняли Белогорскую крепость люди Пугачева, выражает полную покорность Пугачеву, собирая деньги, которые бросает им Пугачев. Для них нет понятия чести, а только существует понятие силы, вернее, угроза силы, которая может лишить их жизни. Поэтому поступок капитана Ивана Кузьмича Миронова - это настоящий подвиг. Он понимает честь как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в «беглом казачке» императора, за что тот лишает его жизни. Так же поступает и Иван Игнатьич, повторяя слова коменданта крепости: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!» За что он поплатился своей жизнью.

Итак, проблема чести и долга является центральной в исторической повести «Капитанская дочка». Каждый из героев поступает в соответствии со своим пониманием этих высоких качеств.


  • «Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы…» (А. И. Солженицын)

Честь нельзя отнять, ее можно потерять.

Проблема чести и достоинства занимала людей во все времена, разграничивая в их сознании понятия добра и зла. В толковом словаре читаем: «Честь-достойные уважения и гордости моральные качества человека». «Достоинство – совокупность высоких моральных качеств» То есть, оба понятия связаны с высокими моральными качествами людей и являются мерилом их сущности. Это главный стержень в характеристике человека, показывающий, насколько он силен в борьбе с невзгодами судьбы. Может быть, поэтому проблема чести, долга, достоинства занимает важное место в произведениях многих русских писателей.

В повести «Капитанская дочка» проблема чести и бесчестия выходит на первый план в связи не только с судьбой Петра Гринева, но и других героев произведения. Вот почему эпиграфом к повести служит пословица «Береги честь смолоду». Таким образом, только приступая к чтению «Капитанской дочки», мы уже понимаем, что перед героями встанут вечные вопросы: что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность от безнравственности?

Для героев повести эти вопросы приобретут особый характер, так как автор поместит их в обстоятельства исключительные, необычные, усугубленные историческими событиями – пугачевским бунтом.

Перед отъездом Петра в Белогорскую крепость отец дает ему наказ:» Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся…помни пословицу:» Береги платье снову, а честь смолоду». Эти слова лягут в основу кодекса чести Петра Гринева.


Начнется все с малого: невозможности не отдать долг за проигрыш Зурину; стремления непременно отблагодарить незнакомца за спасение в буранной степи. Но в этом Гриневе еще проглядывает мальчик, желающий поскорее стать самостоятельным. В Белогорской же крепости Петр быстро взрослеет, испытывает первое робкое чувство к Маше Мироновой, вызывает на дуэль Швабрина за дурное слово о Маше, падает раненым…Петр чувствует огромную ответственность за любимую, и иначе просто не может быть для человека чести. Совершенно по - другому ведет себя Швабрин, готовый в угоду собственному самолюбию опорочить имя отвергнувшей его девушки.

В жизни каждого человека может возникнуть перепутье с камнем посередине, на котором написано: «С честью пойдешь по жизни - умрешь. Против чести пойдешь - жив будешь». Именно перед таким выбором оказываются жители крепости в момент захвата ее Пугачевым. Для Петра присягнуть Пугачёву было равносильно предательству перед Родиной, императрицей, перед родителями и любимой. Человек чести, Гринев предпочитает смерть. И Пугачёв сумел разглядеть в этом юном офицере именно человека чести, готового принять смерть за свои идеалы и убеждения. Зато Швабрин не мучился сомнениями и сразу переметнулся в лагерь пугачёвцев, сделав таким образом свой выбор и шаг к своему окончательному нравственному падению.

А вот у Мироновых и Ивана Игнатьевича не может даже мысли возникнуть об измене присяге. Они героически защищают свою маленькую крепость и становятся настоящими героями. По твердому убеждению автора, именно такие люди заслуживают называться великими и достойными памяти потомков.

Человеком добропорядочности и чести показана в повести и Маша Миронова. Даже под страхом смерти она отказывается стать женой Швабрина, а когда её любимому будет угрожать опасность, Маша дойдёт до самой императрицы и станет до конца отстаивать доброе имя Петра Гринёва и свою любовь. Она достойная дочь своих родителей, умеющая в тяжкие минуты испытаний быть мужественной и стойкой.

Для любимых героев понятия чести и долга священны, во имя них можно и честь принять. Именно оскорбленная честь заставляет Владимира Ленского, героя романа «Евгений Онегин», за две недели до собственной свадьбы решиться на дуэль с Онегиным и принять смерть.

Пройдёт немного времени, и сам Пушкин встанет перед дулом пистолета Дантеса, чтобы защитить честь доброго имени своей семьи. За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям. Всё остальное - неважно».

Свою «дорогу чести» проходит и любимый герой князь Андрей Болконский из романа «Война и мир». В его судьбе со всей полнотой отразились слова самого Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать. А спокойствие - душевная подлость».


«Дорога чести» князя Андрея-это сложный путь, на котором будут и честолюбивые мечты, и увлечение Наполеоном, и разочарования, и потери, и обретение способности любить и прощать.

Подобных примеров в литературе немало, и все они служат яркими образцами благородства и порядочности современной молодёжи, размышляющей о своём жизненном пути. Но, к сожалению, в нашей нынешней жизни такие понятия, как честь, долг, достоинство во многом утратили своё истинное значение. Только в книгах встречаем слова: «Человек незапятнанной чести…Поступок, несовместимый с честью…Поле чести…Уверяю вас честью…». У многих моих сверстников, да и у взрослых людей эти слова вызывают иронию и даже насмешку. Это и неудивительно, поскольку многое изменилось в природе, обществе, людях.

Принято считать, что честь-это внутренний страж человеческой души, оберегающий её от безнравственных поступков. Но что охранять, если духовный дом превратился в проходной двор, вокзал, где все бегут, мечутся в суете, кричат: «Бери от жизни всё!» Разложение нравственности заметно во всех возрастах. Чем думать о душе, веселее сидеть до рассвета у компьютера или на скамейке с бутылкой пива. Пьянство, курение, наркотики, беспорядочные связи стали для многих нормой жизни.

Люди оправдывают себя: «Не мы такие - такая жизнь». Удобная позиция, а главное, успокаивает совесть. Разумеется, было бы неправильным окрашивать всё в такие мрачные тона. Достаточно вспомнить Афганистан, Чечню, Абхазию. Во многих СМИ рассказывалось о мужестве, стойкости, чувстве долга солдат и офицеров, отдавших жизнь за мир и безопасность народов. А недавно всех потрясла трагическая история Жени Табакова, ценой жизни защитившего от бандита честь своей сестры. Но, может, потому и поражают подобные факты, что они - исключение из правил, а не норма жизни?

У наших родителей, а особенно у бабушек и дедушек было совсем другое воспитание, и они ещё находили в себе силы противостоять бесчестности и безнравственности. А как быть моему поколению? В чём черпать силы, чтобы сохранить чистоту души, самоуважение, чувство собственного достоинства? Как вернуть словам их истинное значение, а значение это донести до каждого человека как неоспоримую истину?

Мало кто задумывается о том, к чему может привести утрата нравственных, духовных основ жизни.

Ещё в 1945 году, не смирившись с поражением во Второй мировой войне, директор ЦРУ А. Даллес писал в своём дневнике:»И всё-таки мы разыграем трагедию гибели самого непокорного на земле народа…Их литература, театр, кино будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства…Честность и порядочность будут осмеиваться и станут никому не нужны, превратятся в пережиток прошлого.

Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство, наркоманию мы будем насаждать ловко и незаметно…Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности…Главную ставку мы будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать её…»

Вот о чём мечтали и мечтают наши враги. И мы уже ощущаем страшные результаты этой невидимой разрушительной войны.

В Пророчестве преподобного Серафима Вырицкого есть слова: «Наступят времена, когда развращение и упадок нравов молодых достигнет последних пределов. Они будут считать, что всё им дозволено для удовлетворения прихотей и похотей, ибо будут видеть свою безнаказанность. Но наступит время, когда будет глас Божий, когда поймёт молодёжь, что так жить дальше невозможно,- и пойдут к вере разными путями». Может быть, это и есть ответ на вопрос, как вернуть понятие чести и достоинства в нашу жизнь?

Тема "Честь нельзя отнять, ее можно потерять".
Литературные произведения, использованные в аргументации:
- поэма М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова ";
- повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка ".

Введение:

Можно ли отнять у человека честь? Я думаю, что нет. Понятие чести объединяет в себе такие качества, как мужество, искренность, уважение к окружающим и преданность себе. Достойный человек презирает ложь, жаждет справедливости и всегда верен своему слову. Потерять честь - пойти против совести и навсегда потерять уважение к себе. И ничто, по моему мнению, не может заставить человека пойти против собственных принципов или нарушить данное слово, даже страх смерти.

Аргумент:

Ярким примером человека, отстоявшего честь семьи, является герой произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Степан Парамонович выступает олицетворением нравственности и духовности. Он человек правды, верный муж и любящий отец. Когда опричник Кирибеевич покусился на замужнюю девушку, даже несмотря на большой риск проиграть, Калашников вызвал его на кулачный бой. Убив противника, купец навлек на себя гнев царя, что привело к его казни.

Я считаю, что Степан Парамонович - человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. Этот персонаж является олицетворением характера русского человека: непоколебимый, сильный, честный и благородный.

А для персонажа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» - Алексея Швабрина - понятие чести, напротив, не имело никакой ценности. Под маской этого человека скрывалась трусливая и лживая натура. Будучи отвергнутым капитанской дочкой, он будто возненавидел весь мир. Швабрин распускал сплетни про семью Мироновых, провоцировал Гринева на драку, во время мятежа, не задумываясь, перешел на сторону Пугачева. Пользуясь полученной властью, предатель пытался насильно жениться на бедной девушке, прибегая к шантажу и угрозам.

Даже для Пугачева такое поведение было дикостью. Когда он, разгневанный, приехал во всем разобраться, Швабрин упал в ноги к разбойнику, моля его о прощении. Мне кажется, что у данного персонажа отсутствует гордость, он переполнен лишь завистью и жаждой мести.

Заключение:

Мы знаем множество примеров, когда люди отдавали жизнь ради сохранения доброго имени. К сожалению, находятся и те, для кого понятие чести никогда не имело ценности. Что бы ни случилось, только от нас самих зависит, какой мы выберем путь и сохраним ли чистую репутацию. Если человека обесчестили, значит он это допустил, значит, ему так удобнее. И я считаю, таким людям нет оправдания.

Честь нельзя отнять, ее можно потерять 8230 По комедии Грибоедова Горе от ума

«Береги честь смолоду» - одна из самых старых русских пословиц. Понятие чести - одно из самых старых понятий в воспитании русского человека. Возможно, поэтому в характеристике литературных героев так часто встречается определение: безукоризненно честен. Это определение подходит к Чацкому и Онегину, Печорину и Болконскому, Базарову и Обломову, Безухову и Ростову. И еще очень многим, хотя далеко и не всем.

Нельзя не согласиться с А.П. Чеховым, утверждавшим, что «честь нельзя отнять, ее можно потерять». Интересно, люди рождаются бесчестными или теряет ее позже? Что делает человека нечестным: жизненные обстоятельства его заставляют поступиться честью или сам человек не может быть другим в силу своего характера?

И все-таки, как же ведут себя люди, не обремененные понятием чести? Оправдывают ли они себя или просто стараются не замечать всей неблаговидности своих поступков?

Бесспорно, к числу людей без совести и чести можно отнести героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) - Алексея Степановича Молчалина. Однажды Н.В. Гоголь заметил, что «метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое … тихомолком пробивающееся в люди». Действительно, провинциальному юноше, к тому же не дворянину, сделать карьеру в Москве не так просто. Но Молчалину, недавно корпевшему в Твери, удалось получить место секретаря у влиятельного московского вельможи Павла Афанасьевича Фамусова. Проработав чуть больше трех лет у Фамусова, Молчалин успел отличиться, о чем с особенной гордостью всегда говорил:

…С тех пор, как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил…

Получил практически ни за что. Только потому, что был всегда аккуратным, исполнительным, вкрадчиво улыбчивым, но очень страшным человеком. Не случайно М.Е. Салтыков-Щедрин в серии очерков «В среде умеренности и аккуратности» определил Молчалина важным чиновным лицом с экзотической особенностью: у него руки обагрены кровью невинных жертв его жизненной предприимчивости и «бессознательный преступлений». «Бессознательные преступления» Молчалина скрыты маской благородства, которого он от природы лишен. Он руководствуется в жизни только одним: любой ценой продвинуться в жизни. Когда на балу в доме у Фамусова молодые люди танцуют, Молчалин играет со стариками в карты, сглаживает напряженные ситуации:

Кто другой так мирно все не уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут впору карточку вотрет!

Он многим нравится. Окружающие не замечают его бесчестной игры. Живя в доме у Фамусова, Молчалин делает вид, что влюблен в единственную дочь своего хозяина - семнадцатилетнюю Софью. Девушка, воспитана на любовных романах, в которых социальное неравенство влюбленных героев приводит к счастливому концу, потому что двое любят друг друга. Софья богата, красива (ведь она многим нравится), умна. Ей и в голову не может прийти, что у Молчалина нет никаких к ней чувств, что она всего лишь часть игры, которую он затеял с упорством паука. Плетя свою любовную паутину, Молчалин не торопит события, ведь он боится гнева Фамусова, боится все потерять. Поэтому он очень сдержан в своем проявлении чувств, но Софья все понимает по-другому. Так, осторожность Молчалина она принимает за тактичность, холодность - за сдержанность чувств, лакейский расчет - за трезвость ума.

Ключевым эпизодом в раскрытии характера Молчалина стал эпизод, в котором Молчалин заигрывает с горничной Лизой и говорит, что в Софье не видит «ничего завидного». Он упивается своей жизненной позицией угодничества: «угождать всем людям без изъятья». Он признается, что этому учил его отец. Угождать хозяину, у которого придется жить, начальнику «с кем буду я служить, слуге его, который чистит платье, швейцару, дворнику, для избежанья зла собаке дворника, чтоб ласкова была». В этом эпизоде Молчалин впервые вполне откровенен. Впервые его цинизм ничем не прикрыт. И если бы случайно Софья не оказалась свидетельницей этого признания, возможно, вся дальнейшая жизнь ее была бы загублена. По словам Белинского «Она не замечала, что сама вызвала его на эту любовь, о которой он, дрожа от страха, и подумать не смел…» Но в мире много таких девушек, как Софья. Молчалин будет искать и, наверняка, найдет себе еще не одну жертву. «Молчалины блаженствуют на свете», люди, у которых нет чести, умело используют окружающих для достижения собственных целей, при этом не испытывая ни стыда, ни сожаления.