Как вытащить болт если он сломался. Как высверлить сломанный болт

Во время ремонта иногда случается неприятность – что-нибудь ломается. Иногда поломка детали ведет к неприятности с большим устройством. Например, сломанный болт в блоке цилиндров. Сломанный болт доставляет немало неприятностей. Особенно, когда сломался в месте, где доступ ограничен.

Простой вариант

Первое, что нужно делать – не паниковать. Вообще. Сломанный болт почти всегда можно извлечь, главное действовать правильно.

Во-вторых – осмотреть «место происшествия». Если сломался при откручивании – заливаем WD40, зеленкой или тормозной жидкостью – требуется, чтобы обломившийся кусок откис по резьбе. Можно попробовать отжечь резьбу паяльной лампой – смотреть нужно по обстоятельствам. Смотрим, в каком месте он сломался. Когда обломившийся кусок торчит над деталью, крупно повезло – можно попробовать выкрутить его. При наличии такой возможности – накручиваем две гайки, верхней фиксируем нижнюю. Выкручиваем за нижнюю гайку – если сломанный болт оставил целой резьбу, должен выйти. Не хватает места для двух гаек – пробуем выкрутить за резьбу пассатижами. Еще один способ – сделать болгаркой прорезь посередине. Как результат получаем винт, который можно попробовать отвернуть отверткой. Если получилось – проблема решена. Но чаще болт ломается либо вровень с деталью, либо внутри нее.

Если сломан на уровне детали – попробуйте выкрутить пальцем. На самом деле, когда сломанный болт стоит внутри отверстия по резьбе, она чистая, а винт просто сломался из-за усталости металла или потому, что был потянут ранее – он может пойти просто от пальца. Или обращаем внимание на скол – при обламывании куска на плоскости излома всегда образуется бортик – подставляем зубило, отвертку – легкими ударами стараемся его открутить.

Такие случаи часто случаются, когда шпилькой или болтом притягивается деталь без резьбы – например, коллектор к блоку цилиндров.

Сложный вариант

Если не вышло выкрутить этими способами – будем сверлить. Главное, чтобы обломившийся болт был не каленый. Есть несколько способов, которые требуется попробовать перед тем, как пробовать высверлить сломанный болт. Самое элементарное – берем дрель с реверсом и сверло. Иногда такой фокус проходит с обычным саморезом по металлу, со сверлом на конце. Нажимаем на сломанный остаток, маленькими оборотами пытаемся открутить, здесь нужна аккуратность – крутить нужно «внатяжку». При неудаче этих способов переходим к серьезным действиям. Когда диаметр шпильки небольшой, нужно определить, каким способом извлекать обломок – для двух вариантов места недостаточно.

Способ первый. Сверлом небольшого диаметра делаем два отверстия в обломке. Друг против друга. Сверлим неглубоко – около 5 – 10 мм, желательно подальше от центра. Затем берем съемник стопорных колец, узкогубцы или просто вставляем два гвоздя, зажимаем их пассатижами – пробуем выкрутить.

Способ второй. Нужен специальный инструмент – экстрактор. Он продается в магазинах инструмента. Представляет собой что-то вроде конусного сверла, имеет обратную резьбу, очень твердый каленый металл. Сначала подбираем сверло под его диаметр. Аккуратно размечаем керном центр шпильки, он нам нужен, чтобы высверлить отверстие. Глубоко не нужно – достаточно просверлить чуть глубже, чем длина экстрактора. Затем заворачиваем экстрактор, пытаемся выкрутить обломанный кусок.

Когда ни один способ не помог, остается самый сложный вариант – высверлить. Для этого нужно несколько разного диаметра острых сверл и крепкая рука. Самое главное – поймать центр обломка. Как можно точнее намечаем керном центр, от этого зависит точность высверливания. Затем самым маленьким сверлом сверлим обломанный насквозь.


Важно сверлить ровно вдоль остатка, параллельно стенке, чтобы соблюдалась соосность отверстий с обоих сторон. Затем берем следующий диаметр сверла и так далее, пока дойдем до стенки отверстия. Если чуть промахнулись с центром отверстия – бывает. Главное вовремя остановиться, оставив целой резьбу. Берем зубило, отвертку или гвоздь, сминаем остаток стенки обломка внутрь. Затем просто вытаскиваем получившийся комок наружу.

Зачастую подобная ситуация складывается когда резьбовое соединение болта подверглось ржавлению или прикипело и на повестке дня возникает вопрос: как провести высверливание болта не нарушив резьбы?

Смотря какой «облом»

Нужно отметить, что болты ломаются как угодно, но самые частые обламывания – это когда болт оказывается практически срезанным заподлицо поверхности или еще ниже и вариант попроще, когда болтик почти покинул резьбу, но тут его постигла неудача и, он сломался, показавшись на поверхности. Но в этом случае хотя бы есть, за что зацепиться, да и болт уже пошел с места, а значит, будет возможность его выкручивать, воспользовавшись : плоскогубцами, отверткой или даже с применением сварки.

Как высверлить болт не повредив резьбу

Болт что сорвался можно выкрутить несколькими способами и, приступая к любому из них, не лишним будет провести небольшую подготовку к этой процедуре.

  • Очистить рабочую площадь от загрязнений и остатков масел.
  • Провести обработку проблемного места водооталкивателем (WD-40) либо маслом машинным.
  • Прогреть болт при условии, что вблизи отсутствуют материалы, что боятся нагрева (из резины, ткани или пластика).
  • Серия сильных ударов по месту облома болта также будет способствовать тому, что бы его стронуть с насиженного места.

Выкручивание болтов сломанных над поверхностью резьбы

Если болт обломился в процессе его выкручивания, то при правильном подходе к его удалению слишком много времени не понадобиться, однако все же повозиться придется.

  • Если будет за что зацепиться, болт может поддаться воздействию таких инструментов как разводной ключ или пассатижи.
  • Другим вариантом может стать использование «болгарки» или ножовки что режет металл. Не лишним будет и зубило. В результате проведения некоторых манипуляций должен получиться паз для отвертки в поперечном виде, что позволит выкручивать его снова.
  • Если данные способы удаления не привели к успеху можно воспользоваться сварочным аппаратом. В данном случае понадобится приварить к остаткам проблемного болта идентичный ему болт с наличием шляпки и вновь попытаться его выкручивать.

Рассказывают о том, что сварку можно заменить специальным клеем. Однако подтвержденной эффективности этой методики пока нет, как собственно и самом клеевом составе практически ничего не известно.

Способы вызволения болта сломанного заподлицо

Данный тип слома болта потребует более кардинальных решений.

  • Необходимо вооружиться дрелью (сверло тонкое) и высверлить несколько тонких отверстий в обломке и впоследствии объединяя их выкрутить болт вставленной в полученное отверстие отверткой.
  • Еще сложнее задача, когда ни один из вышеописанных способов не помог справиться с капризным болтом. Можно попробовать это сделать с помощью дрели и метчика, если запастись терпением и сноровкой. Потребуется в самой середке болта высверлить проем и его полость оснастить левой резьбой, разумеется, желательно уметь ее нарезать. В противном случае лучше найти умельца, который легко орудует метчиком и имеет опыт в устранении данных проблем. В свежей резьбе завернуть новый болтик и хорошо его, закрутив потащить за ним обломок путем выкручивания.
  • Можно прибегнуть к высверливанию. Процесс нужно сказать ювелирный и требует умения во избежание повреждения резьбы. Сначала необходимо просверлить тонким сверлом точно по центру отверстие и после этого рядом уже сверлом побольше, рассверливать болт со всех сторон до полного истончения стенок, которые в завершении можно будет удалить пинцетом. При наличии экстрактора левонарезного можно выкрутить оставшиеся после рассверливания обломки практически без труда. Правильно выполнив рассверливание можно избавить себя от необходимости нарезки новой резьбы.

Принимая во внимание всю серьезность проблемы, не стоит рубить с плеча и делать с обломком все и сразу. Попробовав последовательно каждый из способов его извлечения и не получив положительного результата, возможно, из-за отсутствия необходимого опыта лучше всего обратиться к тем кто уже сталкивался с подобными неприятностями и с честью выходил из них.


Лично я многократно сталкивался с проблемой, когда ломается болт или шпилька под корень. Причем, я не являюсь каким-нибудь автомехаником или слесарем. Все это говорю к тому, что такое вполне случается и с обычным человеком, кто периодически имеет дело с техникой или другой технической частью.
Ну раз уж вы попали в такую ситуацию, то не стоит отчаиваться - все поправимо. Предлагаю вам семь способов как выйти из подобного положения и освободить резьбу от обломка шпильки или болта.

Подготовка перед выворачиванием обломка

Но не торопитесь сразу приступать к вывинчиванию. Перед этим необходимо принять меры, которые облегчат ваши прилагаемые усилия.
Перво наперво сбрызнем проникающей смазывающей жидкостью место слома. Это может быть любой «жидкий ключ», WD-40. Немного подождем.


Далее, чтобы немного снять внутренние напряжения, газовой горелкой хорошенько прогреем обломок и место вокруг.


Ну а далее перейдем непосредственно в вывинчиванию обломка шпильки или болта.

Первый способ: плоская отвертка и молоток

Это самый простой способ, но он не всегда подходит. Примерно в половине случаем шпилька обламывается с торчащим осколком, за который как раз и можно зацепиться.


Берем плоскую отвертку, упираем её в осколок и ударными движениями под углом в сторону вывинчивания резьбы аккуратно поворачиваем обломок.


Такой метод подходит если не требуется большого усилия для вывинчивания. Если усилия не достаточно, то переходим ко второму способу.

Способ второй: пробуем вывинтить зубилом

Этот способ похож на первый, только вместо отвертки берем зубило. Точно также упираем в оскол и ударными движениями производим выворачивание.


Зубило дает возможность создать большее усилие по сравнению с отверткой.

Третий способ: керн и молоток

Если обломок болта не имеет осколов, или даже обламывание произошло чуть ниже конечной поверхности резьбы, то тут можно попробовать воспользоваться керном.


Упираем керн в поверхность обломка со смещение и ударами под углом производим выворачивание, пока обломок нельзя будет зацепить плоскогубцами или другим инструментом.


Четвертый способ: привариваем гайку сваркой

На мой взгляд это самый действенный и быстрый вариант, но при наличии у вас сварочного аппарата. Суть его состоит в том, чтобы наварить сверху гайку на обломок болта.
Итак, чтобы это сделать берем гайку, но не такого же размера, а на пару единиц больше. То есть, если сломанный болт был на 10, то берем гайку на 12. Нужно это для лучшего и большего места приваривания.


Удерживая гайку кусачками, ставим ее на обломок, но не по центру, а со смещением. Электродом свариваем шпильку с гайкой к одной стороне внутри гайки.
Далее после остывания вывинчиваем обычным гаечным ключом.

Пятый способ: вывинчиваем шпильку экстрактором

Тут также потребуется специализированный инструмент, специально предназначенный вывинчивания сломанных шпилек и болтов - экстрактор.


Керним центр шпильки, чтобы сверло не бегало при начале сверления.


Сверлим отверстие соответствующего диаметра под экстрактор.


Вставляем экстрактор в отверстие и вывинчиваем ключом.

Шестой способ: высверливаем обломок

Способ состоит в том, чтобы подобрать сверло по нижнему диаметру резьбы шпильки и высверлить ее. Очень тяжелый способ, требует сноровки.
Сначала проходимся сверлом меньшего диаметра.


Затем сверлим максимально близким.


Осколки и остатки шпильки выбиваем плоской отверткой.


Такой способ удаления не всегда оправдывает усилия, но вполне заслуживает вашего внимания.

Седьмой способ: высверливаем под чистую и делаем вставку

Самый трудоемкий и затратный способ из всех. Но бывают случаи, когда это единственный рабочий вариант вернуть узел в рабочее состояние.
Высверливаем шпильку подчистую вместе с резьбой.


Нарезаем новую резьбу метчиком.


На этом можно закончить, если конструкция позволяет подобрать теперь более толстый болт или шпильку. Если же нет - покупаем вставку или заказываем у знакомого слесаря.
Смазываем внешнюю резьбу фиксатором резьбы и ввинчиваем.


Стачиваем заподлицо.
А каким способом пользовались вы? Напишите в комментариях, я думаю ваш опыт будет интересен! Всего доброго!


Узел восстановлен.

В основном, каждый ремонт проходит не гладко, а с возникновением небольших проблем, на устранение которых приходится затрачивать силы и время. Как поступить в ситуации, когда требуется разобрать конструкцию, а болт заржавел или испорчен, разберем далее.

В домашних условиях не у каждого мастер найдется под рукой необходимое оборудование, но с этой проблемой можно справиться подручными средствами.

Как открутить сорванный болт?

Основные методы:

  1. Зачищают поверхность металлической щеткой и обрабатывают соляркой или керосином. Пытаются открутить гайку накидным ключом. Хотя нет стопроцентной гарантии, что она открутится.
  2. При помощи зубила и молотка наносят удары в сторону откручивания. Этот способ не подойдет для маленькой гайки.
  3. Газовый ключ с мощным зажимом хорошее средство в данной ситуации. Им легко захватывать даже круглые предметы, но тяжелее в труднодоступных местах. Чем длиннее рукоятка, тем легче проводить операции по откручиванию.
  4. Когда крепежный материал с большим размером и выкрутить его трудно, то можно при помощи сварочного оборудования нанести металлическое покрытие и подготовить напильником нужную форму под ключ.
  5. Выпиливают дрелью отверстие внутри тела крепежного элемента, продевают через него прут г-образной формы, который послужит рукояткой, и извлекают.

Когда хватает места для применения разводного ключа или пассатижей — это хорошо, а что делать в других ситуациях?

Как открутить болт с головкой под шестигранник или звездочку

Для выемки элемента применяют газовый ключ с обжатием детали, делают пропил на шляпке болгаркой и выкручивают отверткой , экстрактором соответствующего размера , специальными инструментами (гайковерт, шпильковерт), приобретать которые выгодно только в том случае, если с такими проблемами приходится сталкиваться довольно часто.

Подбирают звездочку TORX по размеру (она не должна быть большой и шлицами проходить в отверстие под шестигранник). Ее вводят плотно в шляпку и рывком откручивают болт, во избежание срыва шлиц звездочки. При забивании звездочек с отверстиями в центре они отламываются, поэтому использовать их не рекомендуется.

В любом строительном и автомагазине продаются наборы экстракторов . Внешне это приспособление имеет вид металлического прута с конусной резьбой с левой стороны и граненым основанием с правой. С их помощью откручивают гайки с сорванными гранями. Для этого высверливают отверстие строго в центре болта, забивают туда экстрактор нужного размера и выкручивают плоскогубцами . Делается это просто и быстро, потому что у экстрактора нарезка противоположная.

Дрель с реверсом – незаменимая вещь. Делают тонким сверлом отверстие у болта. Берут сверло левого вращения с меньшим диаметром и в режиме инверсивного вращения высверливают поврежденный болт.

Если головка болта отломилась

В таком случае нужно запастись терпением и выбрать подходящий вариант действий.

Три способа:

  1. Высверливают отверстие на 3 см меньше диаметра болта и в него вкручивают метчик с левой резьбой до тех пор, пока сломанная часть не начнет выкручиваться.
  2. Если часть болта выступает, то на ней можно сделать прорез при помощи болгарки под шлицевую отвертку и приступить к выкручиванию.
  3. В основании делают отверстие, в которое вкручивают против часовой стрелки экстрактор. Затем ключом извлекают поврежденный элемент.

Процесс занимает несколько минут, но встречаются изделия с потайной головкой под шестигранник, грани которых легко срываются. Справиться с такой проблемой поможет Torx подходящего размера.

Как высверлить сломанный болт

Профессионалы советуют использовать сверло небольшого диаметра и следить за тем, чтобы оно при работе не наклонялось в стороны. При покупке нужно акцентировать внимание на стране производителе и стоимости. Качественные сверла не могут стоить дешево, заточены специальным образом и сделаны из закаленной стали.

Выкручивание гаек и болтов производят медленно и последовательно , спешить в данном случае нельзя, иначе потом возникнут непредвиденные проблемы и потеря времени на их устранение. К примеру, многие автомастера спешат открутить ржавые болты, которые ломаются. Теряется много времени на устранение ошибок. Поэтому необходимо сразу распланировать ход действий. Как справиться со ржавыми болтами, обсудим далее.

Как открутить прикипевший болт

Зачастую ремонт автомобиля усложняется из-за наличия коррозии и окисления крепежных элементов. Например, на заводе при сборке мастер не обработал резьбу смазочными материалами, и в ходе эксплуатации туда попала вода. В результате болт прикипел, казалось бы, намертво, но с такой неприятностью можно справиться несколькими способами.

Открутить заржавевший болт или гайку постукиванием

При постукивании с болта отходят ржавчина и накипь , поэтому открутить его становится легче. Операцию проводят молотком, поворачивая специальным инструментом с целью создания крутящего момента. С осторожностью, так как можно повредить изделие и придется его высверливать. После удаления крепежного элемента его чистят от ржавчины и обрабатывают графитовой смазкой. При наличии одевают пыльник на соединение.

С помощью растворителей

В арсенале любого опытного автолюбителя всегда найдется набор жидкостей для борьбы со ржавчиной и другим налетом. В основном используют WD-40 с хорошей проникающей способностью в микрозазоры, стоимость которого начинается от 100 рублей . Наряду с ним, применяют тормозную жидкость, уайт-спирит, керосин, кока-колу. В отличие от WD-40 другие жидкости воздействуют слабее, и лучше налить их в емкость и поместить в нее прикипевшее соединение для большего эффекта.

Если болт прикипел на передней стойке, растворяющее вещество можно аккуратно влить в «стакан». Главное — не повредить резинки на стойках, иначе придется их менять.

Смачивают тряпку любым средством, обматывают гайку и оставляют на некоторое время. Потом обстукивают болт для разрушения размягченной ржавчины и приступают к откручиванию.

Термический способ

Когда растворитель не справляется с задачей, можно попробовать воздействие огнем и холодом . В любом крупном авто или хозяйственном магазине продается газовая горелка, с ее помощью нагревают болт до ярко-оранжевого цвета. Потом охлаждают машинным маслом и пытаются его ослабить. При неудачной попытке процесс повторяют заново.

Этот метод не всегда помогает, а при близком расположении с лакокрасочным покрытием, топливным баком очень опасен. При работе с газовой горелкой нужно соблюдать правила пожарной безопасности и не использовать ее, если под рукой нет огнетушителя.

Применяют спреи для заморозки изделий, чтобы сохранить болт для дальнейшего использования. Но пользуются такими реагентами в основном профессионалы, так как в бытовых условиях это дело затратное и нерентабельное .

Как открутить слизанный болт

При прокручивании болта его поддевают гвоздодером и вытаскивают на максимально возможную высоту, оставляют в натяжке и постепенно ключом выкручивают. Когда гвоздодера нет, можно использовать отвертку. Небольшой болт извлекают кусачками за головку. Если он не поддается сразу, то вращают его, зажимая кусачками против часовой стрелки с усилием вверх.

Используют метчик , вставляют его до упора. Если его нет под рукой, то подойдет отвертка с конусообразной гранью, которую осторожно забивают до упора и пробуют выкрутить.

Чтобы подобные ситуации не повторялись, перед закручиванием болтов их нужно обрабатывать графитовой смазкой. Но солидол или литол с этой целью не используют, потому что их применяют для трущихся деталей, и болтовые соединения после смазки ими заклинивают.

Вкручивая болт, многие из нас порой сталкиваются с тем, что у болта отламывается шляпка, даже если мы имеем дело с качественным крепежным элементом. И когда такая неприятность случается, не все знают, как выкрутить обломившийся болт без повреждения деталей, которые он соединяет. Есть несколько стандартных вариантов такой ситуации и алгоритмы действий при их возникновении тоже будут стандартными.

Ситуация первая: над поверхностью торчит часть резьбы

Это самый легкий случай. Для решения такой проблемы берем разводной ключ и после соответствующей настройки аккуратно выворачиваем болт. Чтобы вкрученная железка лучше поддавалась, можно взять проникающую смазку и нанести ее на выступающую часть. Затем сделать несколько несильных ударов по обломку – это для того, чтобы смазка получше впиталась внутрь к резьбе. 5-10 минут спустя можно удалять стержень.

Ситуация вторая: болт сломался на одном уровне с поверхностью или даже ниже нее

Но и здесь задача, как вывернуть сломанный болт, вполне выполнима. Решать ее с помощью разводного ключа не стоит – здесь просто не за что ухватиться. Поэтому наберитесь терпения и испробуйте несколько предлагаемых нами алгоритмов действий. Способы решения проблемы более сложны и требуют терпения, однако выполнить их реально.

Можно сделать паз под отвертку: если она обычная, то прорезь должна быть поглубже, а если крестообразная, тогда паз можно не слишком заглублять, ведь у крестообразной отвертки большая, чем у обычной, площадь сцепления с поверхностью. Чаще всего этот метод и разрешает проблему, как выкрутить обломившийся болт. Но бывают случаи, когда железный стержень намертво заклинило и отвертка с ним не справляется. В таких ситуациях нужно идти на радикальные меры и высверливать в стержне отверстие для болта меньшего размера и делать резьбу в нем.

Такая операция потребует электродрели и набора разного диаметра сверл и метчик. Если вкрутить в обломок небольшой болт, то его будет достаточно просто достать при помощи гаечного ключа. В столь тяжелых случаях этот способ, как правило срабатывает, но здесь нужно помнить: внутри стержня должна быть обратная резьба.

Высверливаем болт по правилам

Не все домашние мастера знают, как высверлить сломанный болт правильно. Между тем нужно соблюдать определенные рекомендации, чтобы не ухудшить положение вещей. Отверстие сверлится предельно аккуратно и точно в центре, иначе вы сорвете резьбу при выкручивании (отметит, что по такому же принципу удаляются сломанные винты, гвозди и шпильки. Если все действия были произведены правильно, любой застрявший крепежный элемент с легкостью извлекается на поверхность. В сложных случаях отверстие нужно постепенно расширять, используя сверла различного диаметра, от меньшего переходя к большему. Когда стенки стержня истончатся, их можно разбить и вытащить пинцетом.

Сорванную шляпку можно приделать

Это способ из категории «голь на выдумку хитра». Берем гайку, диаметр которой больше диаметра стержня хотя бы на 1 миллиметр и просто привариваем ее к обломку. Во время сварки металл должен, как следует прогреться, расшириться. Соединяем стержень и гайку, получаем узел, который нужно полить водой. Когда узел остынет, можно аккуратно выкрутить обломок.

Таким образом, мы узнали, какие существуют способы для извлечения сломанных крепежных элементов. Надеемся, что они помогут вам самостоятельно решить эту небольшую, но досадную проблему, которая порой возникает в практике домашних мастеров. Но лучше, чтобы вам доставались крепкие и неломкие болты, шпильки и винты.

На заметку: Системы инсталляции viega сегодня пользуются огромным спросом среди потребителей. В интернет-магазине santechshara.com.ua вы сможете купить инсталляции по выгодным предложения. Спешите получить свою персональную скидку. Добро пожаловать!

Видео:Как выкрутить сорванный болт

Читайте еще:

«Все новое это хорошо забытое старое» - так гласит поговорка, и трудно с этим не согласится. Все чаще человек возвращается к знаниям предков и эти знания с каждым днем становятся в