Каждая из противоположностей стремится единолично определять предмет. Законы и принципы диалектики в примерах

Единство и борьба противоположностей — всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» диалектики . Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике , имеет универсальное методологическое значение. В мире нет таких явлений, которые бы находились вне процесса бесконечного развития, процесса возникновения внутри всякой целостности противоположных моментов, их превращения друг в друга, вне противоречивых отношений между ними.

Каждый объект заключает в себе противоположности . Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., которые (1) находятся в неразрывном единстве, (2) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. (3) взаимопроникают. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна.

Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение . Он ориентирует на раскрытие внутреннего механизма и динамики саморазвития. Он позволяет понять всякую целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Он даёт возможность всякую ставшую структуру истолковать так, что её пронизывает логика её исторического становления. Закон единства и борьбы противоположностей снимает иллюзию окончательности со всякой ограниченной формы существования в природе и обществе, он ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих возможностей.

Относительно внешняя сторона единства и борьбы противоположностей состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют, отталкивают, несовместимы). Рассудочное мышление , в силу своей ограниченности, познаёт только эту, внешнюю сторону единства и борьбы противоположностей. Оно видит в отношениях между противоположностями только взаимодействие логически равных крайностей. На основе этого представления полюсы истолковываются метафизическими концепциями дуалистически - как вечные мировые абсолюты («свет» и «тьма», абсолютно-положительное и абсолютно-отрицательное). Диалектика же, напротив, вовсе не останавливается на признании того, что противоположности проявляются как полюсы. Она усматривает за их взаимодействием неравноправное отношение противоположностей, возникающих одна из другой, их переход друг в друга, взаимопроникновение, доходящее до тождества, их противоречия и разрешение через борьбу. «Диалектика есть учение о том,… как бывают… тождественными противоположности…» . С точки зрения разумного диалектического мышления действительных противоположностей не бывает вне единства и тождества, вне взаимопроникновения и борьбы. Точно так же не бывает действительного конкретного единства без специфических противоположностей (например, нового и старого, традиционного и творческого и т. п.). Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимопроникают, обусловливая весь процесс их развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета «в логике понятий».

В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, которое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство — как существующее рядом с многообразием. Метафизика толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних результатов и лишь внешне сопоставленных сторон предмета.

Вся история диалектики есть история борьбы вокруг этих проблем, попыток их решения. Родоначальник диалектики противоречий — Гераклит . Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия («отрицательная диалектика» — апория). В эпоху Возрождения идею «совпадения противоположностей» развивали Николай Кузанский и Бруно . Кант «устранял» антиномии лишь путём дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (Фихте , Шеллинг , Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга Гегеля, который сделал в исследовании проблемы противоречия самое большее, что можно было сделать, оставаясь на почве идеализма.

Для современной буржуазной философии характерны, с одной стороны, тенденция иррационализации противоречия как якобы неразрешимого («трагическая диалектика»), с другой — попытка отрицать эту категорию, подменяя её терминологическими различениями (позитивизм).

Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей «как закон познания (и закон объективного мира)» . Подход к этому закону с точки зрения принципа совпадения диалектики, логики и теории познания направлен против сведения его к сумме примеров, на понимание его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона — основа его методологических функций в познании. Доказательство его всеобщности требует исследования этих функций. Он определяет также и структуру научной теории, поскольку последняя раскрывает диалектику раздвоения единого.

Раздвоенность единого на полюсы - лишь результат того, что противоположности обретают относительную самостоятельность. Последовательно раскрывать движение как диалектически-противоречивое самодвижение можно лишь распространяя этот принцип также и на процесс познания. Диалектика требует ввести историзм в логику мышления и понять, что сама «истина есть процесс» .

Классический образец такой структуры — «Капитал» Маркса. Разрешение противоречий ведёт исследование вперёд по логике самого предмета и служит рациональным способом выработки новых понятий, их синтеза. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие — значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в творческом процессе восхождения от абстрактного к конкретному . Поэтому развёрнутое изложение теории не может быть втиснуто в рамки единственной «непротиворечивой системы».

Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счёте как производные от внутренних.

Выражение «борьба противоположностей» содержит следующий смысл: 1) всякая органическая система заключает в себе внутреннее противоречие ; 2) это противоречие непрерывно разрешается и воспроизводится; 3) оно осложняется тем, что каждая из обладающих относительной самостоятельностью внешних противоположностей сама противоречива; 4) только через полное разрешение таких противоречий целого возможно прогрессивное преодоление его и переход к высшей форме.

Марксистское учение об общественном развитии построено на применении данного закона, на исследовании противоречий общества, оно обосновывает тезис о борьбе классов как движущей силе развития классового общества и делает из него свои революционные выводы. Социализм есть закономерный результат развёртывания и разрешения путём социальной революции противоречий капитализма.

Противоречия и формы их разрешения многообразны. Социализм тоже развивается путём противоречий, но они носят специфический, неантагонистический характер. Марксистское понимание единства и борьбы противоположностей противоречит попыткам абсолютизировать антагонизмы или истолковать их как некое фатальное разрушительное начало в истории. Антагонизм есть лишь ограниченная, преходящая форма отношений между противоположностями. Ложная апология антагонизмов приводит к концепции противоположностей без единства, без общности происхождения.

Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для современного естествознания, которое всё чаще сталкивается с противоречивой природой объектов. Марксизм сделал категорию противоречия достоянием образа мыслей, вытекающего из целостного освоения мира человеком, у которого нет причин бояться противоречий или мешать их разрешению.

Мировоззренческое и воспитательное значение закона единства и борьбы противоположностей выражается и в том, что он учит никакую ступень развития, никакое достижение истории не рассматривать как окончательные и ориентируют на бесконечное творчество.

«На каждого, кто пляшет русалочьей пляской,

есть тот - кто идет по воде!

Но каждый человек - он дерево,

он - отсюда и больше - нигде.

А если дерево растет, то оно растет вверх,

и никто не волен это менять.

Луна и Солнце не враждуют на Небе

и теперь я могу их понять...»

(Б.Гребенщиков)

Закон единства и борьбы противоположностей, их взаимного притяжения заложен в основе самой Вселенной. И ключ к разгадкам многих ее тайн лежит через преодоление их кажущегося антагонизма и познание равновесия приводящего к их гармонии. Только через соединение положительного и отрицательного заряда возникает электрический ток, только через познание Добра и Зла человек может открыть путь к своей эволюции, только во тьме можно обнаружить свет и приобщиться к его жизненным качествам. В природе также происходит постоянная смена тепла и холода, дня и ночи. В этом же взаимодействии противоположностей лежит разгадка Духа и Материи и всех вытекающих из них догматических мировоззрений.

Т.Марез, на основе магического учения толтеков, раскрывает смысл этой теории полярности следующим образом: «Вся теория полярности зиждется на концепции существования двух полюсов, один из которых называют мужским, а второй - женским. В физических науках эти полюса называют северным и южным; в собственно физике и химии - положительным и отрицательным, катодом и анодом; в математике - рациональным и иррациональным; в психологии - анимой и анимусом, Инь и Ян и т.д. и т.п. Наконец в толтекской традиции они именуются нагваль и тональ (т.е. дух и материя или жизнь и материя)».
Но истина всегда лежит посередине. Невозможно развитие физического без развития духовности и наоборот. Любой застой приводит к деградации. Только развиваясь и физически и духовно, человек может прийти к совершенству. Только через соединение мужчины и женщины даруется миру новая жизнь на физическом плане, и духовное развитие самих людей на плане духовном. Потому-то ни мужчина, ни женщина не могут полноценно жить и развиваться без гармонии друг с другом, без равновесия между физическим и духовным, без познания добра и зла, без понимания циклических процессов Вселенной, связанной с периодической сменой света и тьмы, дня и ночи, жизни и смерти.
Р.Штайнер отмечал по этому проводу:
«Если бы в мире не было противоположностей, если бы в нем не жили наиболее разные и противоречащие друг другу стремления, то мир возникновения, мир преходящего не мог бы существовать. Но то, что открывается в этой вражде, то, что разлито в ней, это не война, а - гармония. Именно потому, что во всех вещах заключается вражда, дух мудреца должен как пламя возноситься над ними и претворять их в гармонию».
Подобная гармония распространяется на Дух и Материю, и достигается их равновесием. Любой перекос в этом отношении чреват негативными последствиями. То, что современное человечество в подавляющем своем большинстве имеет значительный перекос в сторону материального и физического аспектов, обусловлено навязанным ему технократическим путем развития. Поэтому для достижения необходимой гармонии следует уделять больше внимания развитию духовности, осознанию единства Мироздания и всего живого на уровне божественного проявления - Духа.
Технократический путь развития привел к формированию у людей психологии хищника, подчиняющего окружающий мир под удовлетворение своих низменных интересов и прихотей. С одной стороны, это вызвало экологическую катастрофу в окружающей нас природе, с другой стороны - человек, изолировавшись от прямого контакта с природой в городах-человечниках, утратил контакт с жизненными энергиями нашей планеты, что привело к поражению его иммунной системы, увеличению количества болезней и поражению генетического кода. Только вернувшись к утраченному равновесию между духовным и физическим аспектами, человек может восстановить экологическое равновесия как во внешней среде (окружающем мире), так и внутри себя самого.
С другой стороны, полный уход в духовные практики, отказ от физической (материальной) деятельности и отвергание реальности физического мира будет точно таким же аномальным перекосом, каким является отрицание существования духовных миров и отсутствие духовного аспекта в развитии человечества. Здесь необходимо достижение гармоничного равновесия между различными аспектами противоположностей.
Вот как это комментирует К.Медоуз:
«Одна из величайших ложных истин, внушаемых человечеству, заключается в том, что физическое и материальное находятся в подчиненном положении по отношению к духовному, что физическое тело, Природу и саму Землю следует покорять и преодолевать, использовать и контролировать. Но истина в том, что духовное достигается через физическое, а физическое - через духовное, так как это лишь два аспекта одной реальности. Дух есть искра жизни. Душа есть свет жизни. Разум есть организация жизни. Душа есть форма жизни. Все они взаимно дополняют друг друга».
Закон единства и борьбы противоположностей во Вселенной наиболее широкое отражение нашел в китайской теории «Инь-Ян». Основы взаимосвязи противоположностей были заложены еще в YIII - YII веках до нашей эры в таких памятниках китайской мысли как «Книга Перемен», «Книга Истории» и «Книга Пения».
Теория «Инь-Ян» является одной из опорных в китайской философии, поскольку она определяет динамику Вселенной и ритмическую смену фаз всех происходящих явлений. Согласно этой теории все существующие во Вселенной предметы и явления имеют два противоположных начала, которые неразрывно связаны между собой и не могут существовать друг без друга.
Китайские даосы изображали эти противоположные и взаимно дополняющие друг друга силы в виде особой мандалы, где эти аспекты имели белую и черную каплевидные формы, заключенные в круг. Черный цвет символизировал женское начало, а белый - мужское. Считается, что эти силы стремятся к союзу и в то же время они противоположны друг другу. Это единство и борьба противоположностей составляет суть закона переменных величин, где одни противоположности сменяются другими (день - ночь, лето - зима и пр.), что нашло свое отражение в «Книге Перемен». Ведь каждая противоположность имеет в себе зародыш другой противоположности и это обеспечивает их взаимную смену друг друга.
Данное учение лежит в основе всех циклов во вселенной. К тому же, как оказалось, смена противоположностей происходит не только в природе и космосе. Любые сферы деятельности человечества подчиняются определенным ритмам и циклам. Это полностью подтверждается работами академика А.Чижевского и его последователями. Так, история развития государств, их экономической и политической жизни имеет свои взлеты и падения, что нашло свое отражение в историометрических циклах.
Но и биоритмы самого человека имеют свои максимумы и минимумы. Подвержены определенным ритмам наше состояние и настроение, наша творческая и физическая работоспособность.
Таким образом, основы циклического взаимодействия противоположностей, заложенные в гексограммах «Книги Перемен» нашли свое отражение в астрологии, биоритмологии, гео- и гелиофизике, астрономии, биофизике и многих других науках, связанных с ритмами и циклами природы, космоса и человека, которые открывают нам еще один аспект взаимосвязи микро- и макрокосма. Эта взаимосвязь лежит в основе любого научного прогнозирования.
Не случайно одним из путей достижения бессмертия даосы считали уравновешивание между физическим и духовным аспектами, энергиями неба и земли, мужчины и женщины, добра и зла, света и тени. Ведь только наш ограниченный разум делит Мироздание на эти противоположности, но ни одна из них не может существовать без взаимодействия с другой. Вот почему в любой противоположности есть зародыш своего антипода.
Понятие об этом имели не только китайские даосы, но и американские индейцы, а также древние народы Северной Европы - потомки гипербореев, что нашло свое отражение в Шаманском Колесе Времени. Имели подобный символ и друиды. В Евангелии от Фомы Иисус явно указывает нам на этот принцип:
«...Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? - скажите им: Это движение и покой».

Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник развития и связей всех природных, социальных и духовных объектов, раскрывается через категории: «противоположность», «противоречие», «единство», «борьба противоположностей», «тождество», «различие».

Объекты бытия представляют собой определенную целостность со своими противоположностями. Уже в древности утверждалось, что все существующее в мире есть результат столкновения противоположных сил: доброго и злого начал (в египетском мифе о борьбе Осириса и Гора); Инь и Ян (в китайской мифологии) - взаимодействия добра и зла, красоты и безобразия, мужчины и женщины, солнца и луны, небес и земли, наслаждения и страдания и т.д.

Наличие противоположностей в объектах и их отражение в сознании нашло свое выражение в апориях и антиномиях. Аристотель характеризовал апории как равнозначность противоположных заключений. Антиномии, по Канту, - это противоположения, которые могут быть аргументированы с одинаковой степенью логической доказательности. Это: 1) мир имеет начало во времени и пространстве; мир безграничен; 2) все в мире состоит из простого; нет ничего простого, все сложно; 3) в мире существует свобода; никакой свободы нет, все совершается по законам природы; 4) Бог есть необходимость, первопричина мира; Бога в мире нет. Примером казуистического вопроса у Канта явился также следующий: самоубийство аморально; самоубийство воина, не желающего попасть в плен, оправданно. Примерами преобразования антиномий в диалектические выводы могут быть афоризм Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю», вывод Гегеля о том, что движущееся тело одновременно находится и не находится в одном и том же месте, вывод Маркса, характеризующий возникновение капитала (в обращении и в то же время не в обращении).

Фиксация противоположных черт бытия на уровне обыденного сознания (белое -- черное, правое -- левое, верх -- низ, красивое - безобразное и т.д.) еще не позволяет постичь сущность диалектической противоречивости мира и его фрагментов. В научном познании мира и человека выделяются ключевые противоположности (основные стороны, тенденции, силы предмета, явления, процесса), взаимодействие которых выражает глубинную суть предметов и является источником развития. В неорганической природе - это отношение вещества и поля, частиц и античастиц, положительных и отрицательных зарядов, притяжения и отталкивания, действия и противодействия, соединения и диссоциации атомов и др. В живой природе - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение в физиологических процессах и т.д. В обществе противоречия выражаются между производительными силами и производственными отношениями, базисом и надстройкой, целеполаганием и стихийностью и пр. В математике, с количественной стороны отражающей мир, противоположностями выступают плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование. В познании взаимодействуют анализ и синтез, индукция и дедукция, чувства и мышления. Тот или иной природный, социальный или духовный объект или процесс представляет собой не только взаимоотношение двух противоположностей, а целостную систему с присущей ей гаммой взаимосвязанных противоположностей.

Нередко исходная реальность раздваивается на самое себя и собственную противоположность. Так, природа как бессознательно осуществляющийся процесс на определенном этапе породила из себя свою противоположность - общество, т.е. сферу человеческой жизнедеятельности, осуществляемой с участием сознания.

Часто противоположности взаимопогружены друг в друга. Это проявляется в противоречиях, возникающих при поисках оптимального сочетания свободы личности и потребностей общества, материальных и культурно-моральных стимулов к труду, жизненно необходимых и творческих мотивов деятельности, конкурентности и коллективистской солидарности, социального равенства и различий в доходах и т.п.

Подвижное отношение между противоположностями есть диалектическое противоречие. Противоречие в своем изначальном смысле означает рассогласование в речи, высказываниях о некотором предмете пары суждений, из которых одно отрицает другое, что является результатом нечеткости, нелогичности. Многие философы допускали противоречия в качестве феномена мышления, возникающего из-за нарушения требований формальной логики, отвергая противоречивость бытия. Противоречия в силу всеобщности развития присущи не только познанию, но и всем формам бытия мира.

Социальные противоречия имеют субъект-субъектный (между людьми, различными их общностями) и субъект- объектный характер (по поводу таких объектов, как техника, собственность, власть и т.д.). Диалектика требует мыслить и на базе ценностей (оценок) действовать, разрешая противоречия, в соответствии с всеобщими закономерностями материального и духовного бытия.

Противоречивое отношение между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении, есть борьба противоположностей, их «взаимоотрицание». Применительно к обществу борьба может быть в буквальном смысле (социальных, политических сил за свои интересы). В целом же слово «борьба» употребляется метафорически.

Начальный этап развертывания взаимодействия противоположных сторон единого обозначает категория «тождество». Относительное тождество перерастает в несовпадение, несовместимость и, наконец, во взаимоисключение противоположностей. Гегель определил следующие этапы взаимодействия сторон целого - тождество, различие, противоположность и собственно противоречие. К. Маркс на примере развертывания стоимостного отношения дополнительно поместил этап двойного существования. Переходное состояние объекта и есть его двойное существование.

Этапы взаимодействия сторон целого вызывают состояние гармонии, дисгармонии и конфликта противоположностей.

В состоянии гармонии каждая из сторон содействует более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом. Увеличивается пластичность, надежность системы. Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной стороны за счет другой. Она характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания. Конфликт (в широком смысле столкновение, противостояние сторон) как высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости противоположностей в рамках того или иного объекта или процесса и ведет к отмиранию старого и возникновению нового объекта или процесса, к синтезу позитивных элементов старого и нового качеств.

В истории философии нередко преувеличивается значение то ли единства, то ли борьбы противоположностей. Абсолютизация борьбы противоположностей выражена в формуле Гераклита: «Война - отец всех вещей». Преувеличение единства противоположностей просматривается в позитивистской теории равновесия (XIX в.), в структурно-функциональном анализе (XX в.), где общество представлено как стабильная система, стремящаяся самоподдерживать состояние социального порядка и гармонии.

Точка зрения, обращающая внимание на единство противоположностей, исходит из принципа дополнительности. Д. Бруно писал: «Одна противоположность является началом другой... Уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение: любовь есть ненависть; ненависть есть любовь». В лоне русской философии и культуры XIX -- начала XX в. обосновывалась концепция всечеловеческого единства, объединения народов мира в нерасчлененное целое (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). На базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей развивалась идея соборности (А.С. Хомяков, Е.Н. и С.Н. Трубецкие), где подчеркивалась значимость человеческого коллективизма. Под эту идею есть солидный опыт вечевого народного собрания, общинного самоуправления, казачьего круга, земства.

Одним из проявлений принципа дополнительности выступает содействие противоположностей. Например, в результате действия закона всемирного тяготения планеты Солнечной системы притягиваются Солнцем. Вращение планет в то же время совершается в силу действия центробежных сил. Взаимодействие (содействие, взаимодополнение) центростремительных и центробежных сил создает определенное равновесие. Или, живой организм сохраняет себя, пока находится в пределах меры, где ассимиляция и диссимиляция сбалансированы, дополняют друг друга.

Наука XX в. обнаружила, что элементарные частицы есть одновременно волны. В них выражено сочетание (взаимодополнение) сосредоточенности в точке (частица) и протяженности в пространстве (волна). В социуме принцип дополнительности выражается через консенсус, консолидацию, компромисс, конвергенцию, что нацеливает на нахождение взаимоуравновешенности, определенного баланса противоположных сил.

Вместе с тем недопустимо преувеличивать единство противоположностей (как и их борьбу). Помимо линии на достижение «симфонии» (консенсуса) противоположностей, тенденция их какофонии отнюдь не исчезла, а в ряде моментов дифференциация интересов (за рынки сбыта, ресурсы Земли) усиливает антагонизм регионов, государств, народов. Интеграционные процессы поднимают значение единства противоположностей (нарастает взаимозависимость в едином целостном мире), а сохраняющиеся дифференционные импульсы - борьбы противоположностей. Итак, наряду с принципом дополнительности действует принцип оппозиции, которые сосуществуют.

Классическая диалектика гласит, что борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно. Между тем, в борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости. Изменчивость и устойчивость бытия и его фрагментов одинаково объективны и значимы. Поэтому, как показал предыдущий анализ, резко разводить моменты «единства» и «борьбы» противоположностей ошибочно.

В рамках синергетики закон единства и борьбы противоположностей в одном из аспектов проявляется во взаимодействии конкуренции и кооперации. Внутреннее взаимодействие между элементами системы представляет собой столкновение причин, часть из которых находится в состоянии конкуренции (деятельности в различных, даже противоположных направлениях), а другая -- кооперации (деятельности в одном направлении). Конечный результат развития (отбора) определяется равнодействующей всех взаимодействующих причин.

Результат развития (отбора) обладает свойствами интеграции (объединения) и ветвистости (дифференциации, многообразия). Если в биологическом отборе идет борьба за приспособление, существование организмов в среде, то в социальном с его объективной и субъективной (общезначимые желания людей) составляющими -- за преобразование, трансформацию человека и социума. В социальном отборе присутствуют естественная (природная) и социальная (общественная) стороны, которые, переплетаясь, взаимодействуя, определяют развитие и связи общества. В социуме проявляются две противоположные тенденции:

1) стремление социальных систем к устойчивости;

2) стремление к изменчивости (нарушение равновесия).

В целом, закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии импульс, побудительную силу, указывает, что основой изменений является борьба противоположностей, а основой относительной стабильности -- единство сторон, тенденций того или иного процесса, явления.


Борьба противоположностей - одна из наиболее общих диалектических закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления. В. И. Ленин указывает, что учение о борьбе противоположностей как источнике всякого развития есть ядро, суть марксистского диалектического метода. Развитие невозможно без возникновения и преодоления противоречий. Как только мы начинаем рассматривать предметы, явления в их взаимной связи, в их движении, развитии и изменении,- а без того невозможен правильный, - научный подход к изучению природы и общества - мы попадаем В область противоречий. В природе и обществе всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век. Борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся является объективным законом развития.

В своей работе « » (см.) И. В. Сталин дал глубокую характеристику сущности этой черты марксистской диалектики: «В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия, ибо все они имеют свою отрицательную и положительную сторону, своё прошлое и будущее, своё отживающее и развивающееся, что борьба этих противоположностей, борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся, составляет внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные.
Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития от низшего к высшему протекает не в порядке гармонического развёртывания явлений, а в порядке раскрытия противоречий, свойственных предметам, явлениям, в порядке «борьбы» противоположных тенденций, действующих на основе этих противоречий».

Всякий предмет, всякое явление содержит в себе внутренние противоречия, противоречивые стороны, тенденции. Эти стороны и тенденции находятся в состоянии взаимной внутренней связи и в то же время взаимного исключения, отрицания, в состоянии борьбы. В рамках целого одна сторона противоположности не может существовать без другой и одновременно между ними происходит борьба. В фрагменте «К вопросу о диалектике» В. И. Ленин, показывая всеобщий характер положения диалектики о внутренней противоречивости явлений, иллюстрирует его на примере ряда наук, изучающих различные области природы и общественную жизнь:

«В математике 4- й - Дифференциал и интеграл.
» механике действие и противодействие.
» физике положительное и отрицательное электричество.
» химии соединение и диссоциация атомов.
» общественной науке классовая борьба».

Современная наука всё глубже и глубже раскрывает внутренне противоречивую природу вещей. Так, физика раскрыла сложный, полный противоречий мир атома. Прежнее противопоставление таких противоположностей, как волны и корпускулы, в применении к свету и веществу потеряло всякую почву. Установлено, что свет и вещество совмещают в себе противоречивые свойства корпускулярного и волнового движения. Мичуринская биология раскрыла глубокие противоречия развития и изменения органических форм, показав, что эти противоречия возникают и преодолеваются в процессе взаимодействия организмов и внешней среды, изменения типа обмена веществ. Учение (см.) о высшей нервной деятельности также основано на глубоком раскрытии таких противоречий, как возбуждение и торможение и т. п., т. е. противоречий, без которых невозможна нормальная психическая деятельность. Советские учёные, а также передовые зарубежные учёные, изучая марксистскую диалектику, с успехом применяют этот закон, как и другие законы диалектики, к исследованию природы.

В общественной жизни также условием правильного, научного понимания исторических событий и процессов является учёт их внутренних противоречий - старого и нового, отмирающего и нарождающегося, реакционного и передового, прогрессивного. Общественная жизнь в классовом антагонистическом обществе полна глубочайших противоречий. Стремления одних классов общества идут вразрез со стремлениями других. Марксизм впервые научно показал, что источником противоречивых стремлений и классовой борьбы в антагонистическом обществе является коренное различие в положении и условиях жизни классов. Пролетариат и буржуазия порождены капиталистическим способом производства. В рамках этого способа производства они связаны друг с другом в такой мере, что только при наличии обоих этих классов и возможен капиталистический способ производства. Но вместе с тем они исключают друг друга и ведут между собой непримиримую борьбу.

Указывая на то, что явлениям и предметам свойственны внутренние противоречия, марксистская диалектика учит, что наличие противоречий обусловливает борьбу между ними. Новое не может мириться со старым, тормозящим дальнейшее развитие, передовое не может равнодушно относиться к реакционному. Отсюда закономерность борьбы между ними. Моменту борьбы противоположностей материалистическая диалектика придаёт решающее значение.

Именно борьба противоположностей есть источник, внутреннее содержание развития. Борясь против того, что тормозит развитие, новое, передовое одерживает победу над силами регресса и тем самым обеспечивает движение вперёд. Поэтому борьба противоположностей есть движущая сила развития. Марксизм показал, что борьба классов есть движущая сила истории во всех антагонистических обществах, что противоречия разрешаются лишь путём борьбы, а не путём примирения, В. И. Ленин указывал, что момент взаимосвязи противоположностей временен, преходящ, а борьба противоположностей абсолютна, как абсолютно движение, развитие. И именно потому, что борьба противоположностей абсолютна, что она никогда не прекращается, в ходе этой борьбы преодолевается всё отжившее, реакционное, тормозящее поступательное движение.

Борьба между старым и новым, отмирающим и нарождающимся имеет своим следствием развёртывание, раскрытие внутренних противоречий. Этот процесс нарастания противоречий закономерно приводит к такому моменту, когда противоречия должны быть преодолены путём уничтожения старого и победы нового.

Из закона борьбы противоположностей вытекают очень важные выводы для политики и тактики партии пролетариата. Если решающим моментом в развития является борьба противоположностей, то, следовательно, огромное значение имеет сознательная, организованная борьба людей за преодоление противоречий. Значит, не нужно бояться противоречий, а нужно выявлять и преодолевать их путём борьбы. Если развитие совершается в порядке борьбы противоречий и их преодоления через эту борьбу, значит, нужно не замазывать Противоречия капиталистических Порядков, а вскрывать их, не тушить классовую борьбу, а доводить её до конца.

Чтобы не ошибиться в политике, учит марксизм, надо проводить непримиримую классовую пролетарскую политику, а но реформистскую политику гармонии интересов пролетариата и буржуазии, надо разоблачать соглашательскую политику мирного «врастания» капитализма в социализм. Марксизм-ленинизм поэтому ведёт беспощадную борьбу с различными метафизическими теориями, рассматривающими развитие, как примирение противоположностей. Теория примирения классовых противоположностей - основа всякого оппортунизма, реформизма, ренегатства. Современные правые социалисты, как и прежние реформисты, проповедуют теорию классовой «гармонии», единства интересов буржуазии и пролетариата. Проводя на практике эту «теорию», они помогают империалистам оттянуть час их гибели, готовить новые разрушительные войны,
держать народ в кабале. Маркс и Энгельс, Ленин и Сталин вели непримиримую борьбу с оппортунистической теорией «гармонии» классовых интересов.

Коммунистическая партия разоблачила метафизическую богдановско-бухаринскую (см.), которую враги народа использовали в целях «обоснования» своей кулацкой теории мирного «врастания» капитализма в социализм. В противовес контрреволюционной теории затухания классовой борьбы, выдвинутой правыми оппортунистами, Коммунистическая партия учит, что чем большие успехи делает социалистическое строительство, тем ожесточённее становится сопротивление классовых врагов, тем подлее становятся методы их борьбы против народа. Не затухание, а обострение классовой борьбы в ходе ликвидации эксплуататорских классов и созидания социалистического общества - таков объективный закон развития. Коммунистическая партия учит, что только непримиримая борьба с классовыми врагами может привести к победе социализма и коммунизма.

Опыт борьбы советского народа, построившего социализм, имеет огромное международное значение. Трудящиеся стран народной демократии, строящие социализм, коммунистические и рабочие партии этих стран, пролетариат всего мира на примере советского народа и Коммунистической партии Советского Союза учатся искусству побеждать в суровой классовой борьбе. Марксистская диалектика требует различать антагонистические и неантагонистические противоречия, так как закон борьбы противоположностей проявляется по-разному в различных условиях общественной жизни. В антагонистическом обществе, разделённом на враждебные классы, противоречия, имеют тенденцию расти, обостряться, углубляться. В своём развитию они порождают глубочайшие социальные конфликты, которые могут быть разрешены лишь путём социальных революций. Так, например, в процессе развития капиталистического способа производства возникает противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

Это противоречие в силу антагонистического характера капиталистического способа производства всё более и более обостряется, углубляется и, наконец, превращается в полную противоположность, т. е. достигает такого состояния, когда производственные отношения становятся оковами развития производительных сил. Выражением этой противоположности в буржуазном способе производства является ожесточённая классовая борьба между пролетариатом и буржуазией. Буржуазия всеми силами отстаивает реакционные производственные отношения капитализма, и только пролетарская революция уничтожает отживший свой век буржуазный строй. Борьба между пролетариатом и буржуазией неизбежно завершается победой пролетариата. Капитализм ликвидируется, на смену ему приходит новый общественный строй - социализм.

Иначе развиваются и преодолеваются противоречия в условиях социалистического общества, где нет уже враждебных классов. При социализме противоречия также имеют место, но исчезает их антагонистический характер, ибо исчезает антагонизм классов. Эти противоречия принципиально отличаются от антагонистических противоречий, свойственных капитализму, имеют совершенно другой характер и по-иному разрешаются. Так, например, и в процессе развития социалистического способа производства возникает несоответствие, противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

Но это противоречие не может превратиться в полную противоположность, ибо при социализме ликвидирована частнокапиталистическая форма присвоения продуктов труда, находящаяся в вопиющем противоречии с общественным характером производительных сил. При социализме нет уже таких враждебных классов, которые сопротивлялись бы назревающей потребности обновления производственных отношений и приведения их в полное соответствие с характером производительных сил. Имеются лишь инертные силы общества, которые не трудно преодолеть. Коммунистическая партия И Советское государство имеют Поэтому все объективные условия, для того чтобы своевременно подметить нарастание противоречий Между производительными силами И производственными отношениями и преодолеть эти противоречия, ire давая им возможности перерасти в противоположность и конфликт.

Следовательно, при социализме объективная закономерность развития противоречий не ведёт, как при капитализме, к конфликтам и социальным потрясениям. В социалистическом обществе господствует морально-политическое единство, являющееся могучей движущей силой развития, силой, способствующей преодолению любых трудностей и противоречий на базе социалистическсго строя.
Развитие при социализме характеризуется тем, что оно уничтожает противоположности, Оставшиеся а наследство от капитализма, каковы, например, противоположность между городом и деревней, между физическим и умственным трудом и т. п. С победой социализма эти противоположности исчезли в нашей стране.

Остались ещё существенные различия, между городом и деревней, между физическим и умственном трудом, которые будут ликвидированы в процессе постепенного перехода от социализма к коммунизму. Необходимо различать понятия «противоположность» и «существенное различно». Как существенное различно, так и противоположность есть проявление и выражение Внутренних противоречии, свой-гтионных предметам и явлениям. Но если противоположность выражает враждебность Интересов, то существенное различие означает, что между двумя сторонами единого целого нет враждебной противоположности, но есть ещё серьёзные различия.

При полном коммунизме будет ликвидировано также и существенное различие между городом и деревней, между физическим и умственным трудом, существенное различие между ними превратится в несущественное различие. Если противоположность по коренным классовым вопросам может быть преодолена лишь революционными методами, насилием (например, противоположность между городом и деревней, между физическим и умственным трудом может исчезнуть лишь в результате пролетарской революции и ликвидации капиталистического строя), то существенное различие может и должно быть преодолено постепенно, не насильственно (например, существенное различие между городом и деревней, между физическим и умственным трудом в СССР). Применение понятий «противоположность», «существенное различие», «различие» к тем или иным явлениям требует конкретного анализа этих явлений, исключающего всякий шаблон и догматизм.

При социализме противоречия также преодолеваются в борьбе. И здесь только борьба нового, передового, прогрессивного против старого, отмирающего есть движущая сила развития. При социализме остаются ещё косные инертные силы, тормозящие движение вперёд, сохраняются ещё пережитки капитализма в сознании людей, пережитки несоциалистического отношения к труду, несоциалистического отношения к общественной собственности, пережитки чуждых всему строю советского общества бюрократизма, национализма, космополитизма и т. п.

Без борьбы против всех проявлений старого, находящихся в противоречии с социализмом, невозможно успешное разрешение задач коммунистического строительства. Борьба против всех и всяческих пережитков капитализма в сознании людей тем более важна, что империалистический мир, питающий ненависть к стране социализма, стремится всеми способами подогревать эти пережитки, использовать людей, у которых эти пережитки особенно сильны, чтобы толкнуть их на путь вредительства и предательства Родины.

В СССР давно разбиты и ликвидированы эксплуататорские классы, но остались ещё отдельные отщепенцы, существуют ещё скрытые враги советского народа, которые, находя поддержку со стороны империалистического мира, вредили и будут вредить впредь. Поэтому от всех советских людей требуется высокая политическая бдительность, исключающая всякое проявление благодушия, беспечности и ротозейства. Закон борьбы противоположностей учит советских людей быть бдительными против всяких происков классовых врагов извне и недобитых ещё врагов внутри страны.
Поскольку в СССР ещё существуют класс рабочих и класс колхозного крестьянства, как выражение двух форм социалистической собственности, постольку неизбежны ещё и некоторые противоречия между ними. Но эти противоречия не антагонистические и преодолеваются по мере перехода от социализма к коммунизму.

Великой силой выявления и преодоления противоречий советского общества является

В. И. Ленин называл этот закон ядром, сутью диалектики. Чем же объясняется такая исключительная роль этого закона? Прежде всего тем, что данный закон выражает самое главное, существенное в движении - его источник. Почему все движется, изменяется? Где источник движения? Все эти вопросы издавна волновали философов. Одни из них прямо считали, что источник движения - Бог; другие в том же, по сути, духе предполагали, что источник движения находится в каких-то скрытых нематериальных силах; третьи утверждали, что он находится в самой материи, в ее способности к самодвижению. Ленин в «Философских тетрадях» (фрагмент «К вопросу о диалектике»; 1914-1916) рассматривает две противоположные концепции развития, две точки зрения на вопрос об источнике движения и развития: метафизическую и диалектическую. Для метафизической концепции (Ленин называет ее «первой концепцией») характерным является рассмотрение развития как простого уменьшения или увеличения, повторения одних и тех же процессов. Для этой концепции, пишет Ленин, «остается в тени само движение, его двигательная сила, источник, его мотив (или сей источник переносится вовне - бог, субъект и т.д.)» . Диалектическая концепция (Ленин называет ее «второй концепцией») рассматривает развитие как переход количественных изменений в качественные, как скачки, перерывы непрерывности, постепенности, как борьбу противоположностей, поэтому в данной концепции «главное внимание устремляется именно на познание источника “само-движения”» . Но диалектическая концепция может быть как материалистической, так и идеалистической. Ведь философ-диалектик видит источник движения в борьбе противоположностей той реальности, которую он считает первичной. Например, идеалист Гегель считал, что источником развития является борьба идей, понятий и т.д., а материалист Маркс считал источником развития борьбу противоположностей в материальных процессах. Следовательно, при оценке концепции развития надо учитывать не только ее диалектический характер, но и исходный мировоззренческий принцип - материализм или идеализм. Объективные идеалисты, когда говорят о самодвижении реальных процессов, под этим «самодвижением» понимают развитие абсолютной идеи, мирового разума, мировой воли и т.д. С их точки зрения, материальные процессы не имеют никакого источника самодвижения, они являются лишь формами, ступенями саморазвития абсолютной идеи и т.д. Согласно диалектико-материалистической концепции развития источник движения находится в самой материи, в борьбе ее противоположных сторон и сил. Именно поэтому материя обладает свойством самодвижения и не нуждается ни в посторонних «первотолчках», ни в «абсолютном духе», ни в других сверхъестественных силах.

Но что такое противоположности , каким образом их борьба является импульсом самодвижения материального объекта? Для того чтобы борьба противоположностей выступала источником движения и развития, необходимо, чтобы эти противоположности составляли единство, были составными элементами чего-то целого. В единстве, в неразрывной связи могут находиться только те противоположности, которые имеют единую природу, единую основу возникновения и существования. Такие противоположности одна без другой не существуют, и каждая из них стремится не только устранить другую, по и вызывает ее к жизни, непрерывно порождает ее. Если уничтожается одна из таких противоположностей, то перестает существовать и другая противоположность; например, если прекращается ассимиляция (извлечение организмом из внешней среды питательных веществ), то прекращается и диссимиляция (расход этих веществ); если уничтожается буржуазия, то перестает существовать и пролетариат как класс наемных работников, ибо некому их нанимать. Итак, закон единства и борьбы противоположностей предполагает не всякие противоположности, а только диалектические , т.е. такие, которые имеют единую основу существования и которые поэтому друг без друга не существуют. Единство и борьба таких противоположностей и является источником движения, развития.

Единство противоположностей означает их нераздельность, взаимное сосуществование. Без этого условия не может быть ни противоречий, ни борьбы, ни, следовательно, движения. Единство противоположностей предполагает также и сходство («тождество», по выражению Ленина) противоположностей, возможность их перехода друг в друга, а это возможно только в том случае, если противоположности имеют одну и ту же природу, вырастают из одной основы. Борьба противоположностей означает, что взаимодействующие противоположности стремятся упразднить, «снять» друг друга и в то же время воспроизводят, создают друг друга. Без этого прекратится их взаимодействие, следовательно, перестанет существовать и то явление, сторонами которого являются эти противоположности. В прямом смысле «борьба противоположностей» применима лишь к общественным явлениям. В общественной жизни люди, группы, классы имеют определенные интересы, ставят перед собой соответствующие этим интересам цели и ведут борьбу за их осуществление, т.е. в обществе действительно развертывается борьба: борьба классов, борьба интересов, борьба нового со старым и т.д. В природе же сталкиваются слепые силы, поэтому по отношению к природе понятие «борьба» применяется в переносном смысле, как столкновение или взаимодействие противоположных сил, например притяжения и отталкивания в солнечной системе или в атоме.

Очевидно, что во взаимодействии противоположностей «единство» и «борьба» играют неодинаковую роль: единство противоположностей является условием для их борьбы, а борьба является источником движения и развития. Но чтобы борьба как источник развития привела к новому явлению, необходимо, чтобы внутренние противоречия, обострившиеся в ходе борьбы, были разрешены. Как это возможно? Как от единства противоположностей осуществляется переход к их борьбе и как противоречие разрешается? Ленин писал, что «единство (совпадение, тождество, равноденствие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение» . Это положение Ленина имеет исключительно важное методологическое значение для понимания механизма действия закона единства и борьбы противоположностей. Схематично этот механизм можно представить следующим образом. В том или ином явлении постепенно вызревают противоположности, между которыми устанавливается равновесие, их единство. Потом в ходе борьбы это единство нарушается, одна из противоположностей постепенно берет верх над другой, в результате противоречие между ними разрешается, приобретает новый вид, на этой основе возникает новое явление, в котором вызревают новые противоположности, устанавливается их равновесие и единство, которое потом снова нарушается, и т.д. Таким образом, единство противоположностей характеризует устойчивость явлений, борьба характеризует их изменчивость. Устойчивость временна, преходяща, а борьба, изменчивость постоянны.

Каждая сфера реальной действительности имеет свои специфические противоречия. Особенность противоречий в общественной жизни заключается в том, что они порождаются деятельностью людей, которые ставят перед собой определенные цели, вытекающие из их интересов, и стремятся их осуществить. В результате возникают противоречия между классами; противоречия внутри класса между различными его группами; противоречия между отдельными людьми и обществом; противоречия в сфере производства, политики, духовной жизни и т.д., причем эти противоречия, как правило, переплетаются между собой. В сложной сети общественных противоречий принято различать внутренние и внешние противоречия, главные и неглавные, основные и неосновные и т.д. Специфика борьбы и разрешения общественных противоречий обусловливает их разделение на антагонистические и неантагонистические противоречия.

Антагонистическими противоречиями принято считать те противоречия, которые разрешаются исключительно на основе уничтожения одной из противоположностей. До сих пор в качестве антагонистических противоречий рассматривались противоречия между социальными классами, занимающими противоположные места в системе общественного производства. В частности, антагонистическими были противоречия между рабами и рабовладельцами, крестьянами и феодалами, рабочими и буржуазией. Разрешение этих противоречий было связано с острой борьбой классов и завершалось революционным устранением существующего строя. Вместе с тем, на наш взгляд, безоговорочно, однозначно антагонистических противоречий нет. Да, между эксплуататорами и эксплуатируемыми существовали антагонистические, непримиримые отношения; и сегодня отношения между наемными рабочими и работодателями могут быть весьма острыми. Но в современных условиях под воздействием научно-технического прогресса и борьбы трудящихся положение изменилось: эксплуатация утратила свой прежний характер, капиталисты уже не могут безусловно присваивать всю произведенную рабочими прибавочную стоимость. Рабочие добиваются с большим успехом улучшения своего положения в результате поиска компромиссов, а отнюдь не на основе стремления уничтожить класс капиталистов. Надо, однако, видеть и то, что некоторые социальные противоречия могут менять свой характер и в противоположном направлении, т.е. развиваться от неантагонистических к антагонистическим. В частности, противоречия между этническими, национальными или религиозными группами по сути своей неантагонистические, однако в результате ухудшения социальной обстановки, ошибок политического руководства той или иной страны они могут чрезвычайно обостриться, перерастая в антагонистические.

  • Ленин, В. И. Поли. собр. соч. - Т. 29. - С. 194.
  • Там же.
  • Ленин, В. И. Поли. собр. соч. - Т. 29. - С. 317.