Княгиня ольга и князь игорь. Великая княгиня ольга киевская

Правительница княгиня Ольга, Василий Петрович Верещагин

  • Годы жизни: около 890 г. – 11 июля 969 г.
  • Отец и мать: неизвестны, преположительно не имели знатного происхождения.
  • Супруг: .
  • Дети: .

Княгиня Ольга (≈890 – 11 июля 969 гг.) – правительница Киевской Руси. Правила после смерти ее мужа с 945 г. по 966 г. Ольга была первой из русских правителей, кто приняла христианство. При крещении ее нарекли Еленой.

К сожалению, происхождение Ольги доподлинно неизвестно. Все еще историки не пришли к единому мнению на этот счет. Согласно «Повести временных лет» она была неблагородного происхождения – крестьянкой из Пскова.

Согласно мнению Пискаревского летописца и типографской летописи (XV в.) Ольга была дочерью Вещего Олега. Он правил Киевской Русью и был опекуном Игоря, а затем он же поженил Игоря и Ольгу.

Норманисты считали, что Ольга варяжского происхождения. В соответствии с Иоакимовской летописью Ольга знатного происхождения из рода Гостомыслова.

Историки из Болгарии полагают, что Ольга имеет болгарские корни. Существуют и другие теории.

Существует также предание о знакомстве Игоря и Ольге. Молодой князь поехал охотиться в Псковскую область. Там он захотел перебраться через реку. Игорь увидел лодку, в которой плыла Ольга, одетая в мужскую одежду, он попросил девушку переправить его на другой берег. Игорь стал приставать к Ольге, но в ответ получил отказ.

Когда Игорь решил жениться, в Киев съехались самые красивые девушки. Но князю ни одна не приглянулась. Тогда он вспомнил об Ольге – его случайной знакомой. Игорь послал за ней Вещего Олега. И Ольга стала женой князя Игоря.

Ольга имела во владении Вышгород, Ольжичи, село Будутино и т.д. Кроме того у нее была своя дружина, свой посол. Ольга, пока ее муж был в походах, занималась внутренней политикой.

Княжна подарила своему мужу сына Святослава.

В 945 году древляне убили Игоря. Святославу было всего три года, поэтому правительницей Киевской Руси становится княгиня Ольга.

Месть Ольги за смерть мужа

Первая месть. Древляне боялись мести Ольги, поэтому они прислали к ней свататься князя Мала. Он вместе с 20 древлянами приплыли на ладье. Ольга ответила на их предложение согласием. Затем она приказала выкопать большую яму, в которую бросили ладью древлян, затем туда же отправили и сватов. Ольга приказала их закопать заживо.

Вторая месть. Ольга отправила гонца с требованием прислать ей лучших людей из древлян, чтобы она могла «с великою честью пойти» за их князя. Древляне повиновались и прислали ей лучших мужей. Ольга приказала растопить им баню, и пока древляне мылись, все двери заперли и подожгли баню.

Третья месть. Ольга направилась к древлянам, чтобы устроить тризну своему покойному мужу. Она приехала, поплакалась на могиле мужа, а потом устроила пир. Напоив древлян, Ольга велела отрубить им головы. По данным в тот день погибло около пяти тысяч древлян.

Четвертая месть. В 946 году Ольга надумала захватить Искоростень – столицу древлян. Осада затягивалась, и княгиня решила пойти на хитрость. Она отправила в город послов для заключения мира. Древляне должны были заплатить дань в размере трех голубей и воробьев. Конечно же, древлян обрадовала такая новость, они прислали дань. Ночью Ольга приказала привязать к птицам трут и отпустить их. Птицы полетели в свои гнезда, находившиеся в Искоростени. В городе начался пожар. Жители бежали из города, а там их уже поджидала дружина Ольги. Так княгиня захватила город. Часть древлян была убита, часть стала рабами, а также Ольга приказала им платить большую дань.

Внутренняя политика княгини Ольги

Ольга была официальным правителем до совершеннолетия Святослава. Хотя и после она была фактической правительницей, т.к. ее сын постоянно был в военных походах.

Ольга во время своего правления установила дань на землю. Княгиня установила систему «погостов». Погосты – это места сбора дани. Также Ольга установила «полюдья» (подати Киеву) и «оброки, уставы». Все земли были поделены на части, во главе каждой был назначен тиун (княжеский администратор). Шла централизация власти и ослабление власти племен.

При Ольге были построены первые каменные здания – терем Ольги и городской дворец. Также княгиня занималась благоустройством псковских, новгородских и других принадлежавших Киеву земель. Также во время ее правления воздвигались храмы Благовещения Богородицы, святителя Николая и Святой Софии, Святой Живоначальной Троицы.

Внешняя политика княгини Ольги

При Ольге не было крупных походов. Княгиня решила поднять престиж Киевской Руси в мире. Но она не стала завоевывать его силой, а решила поступить дипломатично.

Крещение Ольги

Ольга была первой правительницей, принявшей православие. В 955 году княгиня приняла крещение в Византии, а Император Византии стал ее крестным отцом. Но при Ольге христианство не прижилось на Руси.

Ольга пыталась приобщить Святослава к христианству. Но он отказался, т.к. боялся потерять уважение своей дружины.

11 июля 969 года Ольга умерла. Место ее погребения неизвестно. Во время правления Владимира в 1547 году ее причислили к лику святых, а ее мощи перенесли в Десятинную церковь.

Ольга почитается как покровительница новообращенных христиан и вдов.

Княгиня Ольга Киевская – одна из самых загадочных исторических личностей. Несмотря на то, что она оставила заметный след в русской истории, в ее биографии немало белых пятен. А некоторые исследователи даже сомневаются: существовала ли такая персона на самом деле?

Официальная версия биографии

Она гласит, что Ольга была женой киевского князя Игоря Рюриковича, который в 945 году погиб, собирая дань с древлян. На тот момент старшему сыну их исполнилось всего три года, и Ольга взяла правление в свои руки.

Правление Ольги длилось целых 15 лет: с 945 по 960 год. Сначала княгиня по обычаям того времени отомстила древлянам за убийство мужа. Летописи утверждают, что древлянский князь Мал дважды засылал к ней сватов с просьбой выйти за него замуж ради объединения их земель. Но Ольга оба раза жестоко умерщвляла послов. В первый раз она повелела бросить их в яму и засыпать землей, второй раз – сжечь в бане. Затем она с дружиной совершила два похода в земли Мала, перебив более 5 000 древлян и уничтожив их столицу – город Искоростень.

При Ольге впервые на Руси началось каменное строительство, она упорядочила сбор налогов, облагораживала русские земли, строила храмы в честь христианских святых, укрепляла связи с Германией и Византией. 11 июля 969 года княгиня Ольга скончалась и была похоронена по христианскому обряду. По преданию, мощи ее остались нетленными.

Ольга считается первым правителем Руси, принявшим христианское крещение. В XVI веке Русская Православная церковь причислила ее к лику святых.

Путаница в источниках

О княгине Ольге рассказывает множество исторических источников: «Степенная книга» (1560-1563 гг.), «Повесть временных лет», сборник «О церемониях византийского двора» Константина Багрянородного, Радзивилловская и некоторые другие летописи. И нередко сведения в них расходятся друг с другом.

Так, по некоторым сведениям, княгиня родилась в 893 году. Но из «Повести временных лет» следует, что она вышла замуж в 903 году, а своего первенца родила в 942 году. Тогда получается, что княгиней она стала в 10 лет, а матерью - в 49. Это выглядит, мягко говоря, сомнительным. По мнению современных историков, Ольга скорее могла появиться на свет в период с 920 по 928 год.

Неясным остается и происхождение. «Житие княгини Ольги» утверждает, что родом она из псковской деревни Выбуты, из семьи простолюдинов. В свою очередь, в Иоакимовской летописи говорится, что она происходила из знатного рода Изборских, корни которого уходят к варягам. (Кстати, имя Ольга очень схоже с древнескандинавским Хельга). Типографская летопись конца XV века и Пискаревский летописец даже называют Ольгу родной дочерью Вещего Олега, который был регентом при князе Игоре Рюриковиче.

Замужество Ольги – еще один противоречивый факт. Если верить «Повести временных лет», Игорь и Ольга впервые встретились в лесах под Псковом, где молодой князь охотился. Ему нужно было переправиться через реку на пароме. Паромщиком оказался прекрасный юноша, который на самом деле был девушкой в мужской одежде. Игорь был так поражен ее красотой, что тут же воспылал к ней желанием. Но девушка решительно отказалась становиться его наложницей. Когда позднее пришло время выбирать невесту, князь официально послал к красотке гонцов, и на этот раз она согласилась стать его женой. Есть и другая легенда: невесту Игорю выбрал князь Олег. Вот что говорится в Иоакимовской летописи: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее и нарек в свое имя Ольга».

Еще один любопытный факт – крещение Ольги. Тут в источниках тоже встречаются разночтения. Большинство историков считают, что княгиня перешла в христианскую веру в 957 году в Константинополе. Ее восприемниками стали византийский император Константин VII и священник Феофилакт. При крещении Ольга получила имя Елена. В сборнике же Константина Багрянородного говорится, что в Константинополь Ольга прибыла уже крещеной.

Две княгини Ольги?

А что если на самом деле существовало две Ольги? В ту эпоху на Руси практиковалось многоженство, и даже летописи упоминают, что у князя Игоря было несколько жен. Не исключено, что на одной из них он женился в 903 году, а сына Святослава родила ему другая Ольга… Этим и объясняется путаница с датами…

Так что не исключено: та Ольга, которая чинила зверские расправы над древлянами и та, что мудро правила Киевской Русью и была причислена церковью к лику святых равноапостольных – это совершенно разные личности.

Сообщение про княгиню Ольгу поможет узнать новую информацию о княгине Руси.

Сообщение про княгиню Ольгу

Княгиня Ольга правила Киевской Русью 15 лет. За эти годы она провела ряд реформ, укрепивших государство. Ольга еще до Крещения Руси приняла христианство и стала первой русской святой и одной из шести женщин, которых причислили к лику святых равноапостольных.

Из «Повести временных лет» известно, что родом она была из Пскова. Год ее рождения неизвестен. В летописях имя Ольги впервые появляется в повествовании о ее свадьбе с киевским князем Игорем.

После свадьбы ее имя упоминается в летописях только через несколько десятилетий, в русско-византийском договоре 944 года. А в 945 году Игорь погибает от рук древлян и Ольга становится правительницей Руси. На тот момент законному наследнику престола Святославу, было всего три года и Ольга была его представителем.

Древляне после убийства Игоря прислали к Ольге сватов - звать замуж за своего князя Мала. Но гордая и оскорбленная княгиня приказала двадцать сватов закопать живьем в той ладье, на которой они приплыли. Следующую делегацию, состоявшую из древлянской знати, сожгли в бане. Затем Ольга отправилась на могилу мужа справить тризну. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах убитых.

Но и на этом месть за убийство мужа не закончилась. Город Искоростень Ольга сожгла с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Княгиня Ольга укрепила Киевскую Русь. Она объезжала земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Погосты - финансово-административные и судебные центры - были крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.

Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Ко времени правления Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян как от кочевников с востока, так и от нападений с запада. Чужеземные купцы устремлялись на Русь с товарами. Скандинавы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Она пришла к выводу, что государству нужна религия, которая объединит разрозненные части в единое целое.

Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Целями этого путешествия были и религиозное паломничество, и дипломатическая миссия, и демонстрация военного могущества Руси. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга приняла решение стать христианкой.

В Киев Ольга вернулась с иконами и богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда - первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог она воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. В городах строились храмы.

Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве.

Но люди не были готовы принять христианство и княгиню ждало открытое сопротивление язычников. Многие возненавидели святую Ольгу. Святослав не согласился принять христианство, поэтому многие хотели видеть его на престоле. И Ольга отдала управление Киевской Русью язычнику Святославу.

Святослав препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Но она все равно учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере.

11 июля 969 года княгиня Ольга скончалась. А через 19 лет ее внук, князь Владимир, крестил Русь.

Девятого сентября, в среду состоялся прием, во всем сходный с вышеописанными, по случаю прибытия Русской княгини Ольги. Княгиня вошла со своими родственницами княгинями и избраннейшими прислужницами, причем она шла впереди всех других женщин, а они в порядке следовали одна за другою; она остановилась на том месте, где логофет обычно предлагал вопросы… Когда царь по обычному чину вошел в дворец, состоялся второй прием следующим образом. В триклине Юстиниана было поставлено возвышение, покрытое багряными шелковыми тканями, а на нем поставлен большой трон царя Феофила и сбоку царское золотое кресло. Два серебряных органа двух частей (= димов) были поставлены внизу за двумя завесами, духовые инструменты были поставлены вне завес. Княгиня, приглашенная из Августея, прошла чрез апсиду, ипподром и внутренние переходы того же Августея и, вошедши, села в Скилах. Государыня воссела на вышеупомянутый трон, а невестка ее на кресло. Вошел весь кувуклий и препозитом и остиариями были введены ранги… Когда царь воссел с Августою и своими багрянородными детьми, княгиня была приглашена из триклина кенургия и, сев по приглашению царя, высказала ему то, что желала.

В тот же день состоялся званый обед в том же триклине Юстиниана. Государыня и невестка ее сели на вышеупомянутом троне, а княгиня стала сбоку… На обеде присутствовали певчие церквей св. апостолов и св. Софии и пели царские славословия. Были также всякие сценические представления… После того как царь встал из-за стола, был подан десерт в ариститирии, где был поставлен малый золотой стол, стоящий (обыкновенно) в пектапиргии, и на нем был поставлен десерт на блюдах, украшенных эмалью и дорогими камнями. И сели царь, царь Роман Багрянородный, багрянородные дети их, невестка и княгиня, и дано было княгине на золотом блюде с дорогими камнями 500 мил., шести приближенным женщинам ее по 20 мил. и 18-прислужницам по 8 мил.

Октября 18-го, в воскресенье, состоялся званый обед в Золотой палате, и сел царь с Руссами, и опять был дан другой обед в пентакувуклии св. Павла, и села государыня с багрянородными детьми ее, невесткою и княгинею…

НАРУШЕНИЕ РИТУАЛА

Поначалу аудиенция проходила так, как это обычно было принято в отношении иностранных правителей или послов крупных государств. Император, сидя на троне в роскошном зале Магнавре, обменялся с Ольгой через логофета церемониальными приветствиями. Рядом с императором находился весь состав двора. Обстановка была чрезвычайно торжественная и помпезная.

В тот же день состоялось еще одно традиционное для приемов высоких гостей торжество - обед… Но наряду с этим имелись и отступления от принятых традиций, обозначились нарушения незыблемого византийского дипломатического ритуала, которые были совершенно невероятны, особенно при Константине VII - их ревностном блюстителе.

В начале аудиенции, после того как придворные встали на свои места, а император воссел на «троне Соломона», завеса, отделявшая русскую княгиню от зала, была отодвинута, и Ольга впереди своей свиты двинулась к императору. В этих случаях обычно иностранного представителя подводили к тропу два евнуха, поддерживавшие подходящего под руки. Затем иностранный владыка или посол совершал праскипеспс - падал ниц к императорским стопам. Во время приема киевской княгини этот порядок был изменен. Ольга одна, без сопровождения, подошла к трону, не упала перед императором ниц, как это сделала ее свита, а осталась стоять и стоя же беседовала с Константином VII.

Затем Ольгу отдельно приняла императрица, которую русская княгиня приветствовала лишь легким наклоном головы.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О КРЕЩЕНИИ ОЛЬГИ

Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. Был тогда цесарь Константин, сын Льва. И увидев, что она красива лицом и весьма умна, подивился цесарь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в городе этом». Она же, поразмыслив, ответила цесарю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь». И крестил ее цесарь с патриархом. [...] И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх и отпустил. После крещения призвал ее цесарь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь». И сказал ей цесарь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И поднес ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные, и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась, и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя… избавит он от козней дьявола и от сетей его». И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю и пришла в Киев.

КРЕЩЕНИЕ ОЛЬГИ И НАЧАЛО ХРИСТИАНИЗАЦИИ РУСИ

Надежды Византии на близкое крещение Руси не оправдались. Принятие христианства оказалось для русов делом длительным и трудным. Князь Игорь вскоре погиб. Его вдова Ольга решилась переменить веру лишь много лет спустя после смерти мужа. Автор «Повести временных лет» записал предание о том, что Ольга приняла крещение от императора Константина Багрянородного в Константинополе в 955 г. Однако летописный рассказ пронизан фольклорными мотивами. Если верить летописи, немолодая Ольга произвела на императора столь сильное впечатление, что тот предложил «пояти» ее в жены. Мудрая Ольга отвечала: «Како хочешь меня пояти, крестив мя сам и нарек мя дщерью?» Отказав «жениху», русская княгиня «переклюкала» самого царя.

Константин VII Багрянородный упомянул о приеме «архонтесы Елги». Но не знал христианского имени Елены-Елги, а следовательно, княгиня оставалась язычницей во время свидания с ним в 957 г. Состав русской свиты наводит на мысль, что Ольга нанесла визит императору как частное лицо. В ее окружении не было послов от наследника Святослава, игоревых племянников и от конунга Свенельда. «Слы» из свиты Ольги получали столько же денег, сколько ее переводчики, что точно отражало их положение на иерархической лестнице.

Сохранилось немецкое свидетельство о крещении Ольги - так называемое Продолжение Хроники Региона. Хроника была составлена в середине X в. Автором Продолжения был, как полагают, первый киевский епископ Адальберт. Все это придает памятнику исключительную ценность. Как записал немецкий хронист, в 959 г. ко двору германского императора Оттона I явились «послы Елены, королевы ругов (русов), которая при Романе Константинопольском императоре крещена в Константинополе». Послы «просили, чтобы их народу был поставлен епископ и священники». Итак, Ольга - Елена приняла крещение не при Константине Багрянородном, а при его сыне Романе, вступившем на трон после смерти отца в ноябре 959 г. Сомнение вызывает хронология событий, изложенных в немецкой хронике. Ольга не успела бы в течение двух неполных месяцев после крещения снарядить послов в Германию. Необъяснимо промедление Оттона I. Выслушав послов в конце 959 г., император удовлетворил их просьбу и назначил епископа в Киев лишь через год, на Рождество 960 г. Видимо, хронист неточно записал дату прибытия послов. Немецкие анналы XI в., источник независимого происхождения, сохранили следующую запись: «960. К королю Оттону явились послы от народа Руси». Приведенный текст подтверждает предположение, что миссия русов явилась в Германию не в 959 г., а в 960 г. и уже к концу года Оттон объявил о назначении епископа.

Русская княгиня поступила совершенно так же, как раньше поступил болгарский царь Борис. Приняв крещение от православного греческого патриарха, она тотчас же пригласила латинского пастыря. Немецкий епископ, который должен был ехать в Киев, скоропостижно умер 15 февраля 961 г., и сан епископа Руси был передан монаху Адальберту. Он выехал в Киев в 961 г., а через год вернулся домой ни с чем. Попытка основать в Киеве епископство потерпела неудачу из-за сопротивления языческой норманнской знати, правившей страной после гибели Игоря. Один этот факт разрушает миф об Ольге как правительнице Руси. Однако не следует думать, что старания княгини насадить на Руси христианство не дали никаких результатов. Уже во время первой поездки язычницы Елги в Константинополь в ее свите находился «поп Григорий». А это значит, что люди из ближайшего окружения Ольги сменили веру раньше нее. В 967 г. папа Иоанн XII воспретил назначать на вновь учреждаемую кафедру в Праге лиц, принадлежащих «к обряду или секте болгарского или руского народа, или славянского языка». Вероятно, самая многочисленная христианская община русов находилась в Константинополе, и папа римский опасался присылки в Чехию епископа из Византии. В Царьграде «крещеные русы» занимались разного рода деятельностью: торговали, служили в императорской дворцовой гвардии и пр. Сношения между киевскими и царьградскими христианами русского происхождения способствовали христианизации киевских русов.

Влияние Ольги на дела управления было, по-видимому, ограниченным. В год смерти Игоря княжичу Святославу исполнилось никак не меньше 8-10 лет. Мстя древлянам за отца, Святослав начал битву, метнув в них тяжелое копье. Копье упало у ног коня, на котором сидел мальчик. Ко времени приезда епископа в Киев Святославу было более 20 лет. Он достиг совершеннолетия. По летописи, Ольга-Елена многократно просила сына переменить веру, но тот неизменно отказывал ей, ссылаясь на мнение дружины. Молодой князь не мог отречься от язычества, пока дружина и ее предводители придерживались старой религии. Два десятилетия спустя, если верить летописному преданию, внук Ольги Владимир закончил беседу о вере с немецкими послами напоминанием о временах бабки: «Идите опять, яко отци наши сего не приняли суть». Владимир говорил от лица всей дружины. Выражение «отцы наши» имело в его устах вполне определенное значение. Епископ Адальберт был изгнан из Киева всей дружиной. По свидетельству новгородской летописи, киевская княгиня держала в своем доме «презвитера» в тайне от народа. Пресвитером был, вероятно, сам Адальберт или один из прибывших с ним латинских священников.
Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОЙ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

…И посемъ по крещеніи живяше лѣтъ 15 и угоди Богу, и съ миромъ предавъ святую свою и честную душю въ руцѣ Христу Богу въ лѣто 6477, мѣсяца Іюля въ 11 день. И посемъ, времени многу минувшу по преставленіи святыа, внукъ же ея — блаженный князь Владимеръ въспомяну о мощехъ святыа бабы своеа, и пріиде на мѣсто самъ с митрополитомъ и со всѣмъ священнымъ соборомъ и съ фимяномъ, и раскопавше землю, и обрѣтоша честныа мощи святыя бабы своея княини Олги цѣлы и нерушимы пребывають. Они же прославиша Бога, и въземъше мощи, и положиша въ церкви Святыа Богородица, въ гробѣ каменѣ мале; и на верху гроба того честнаго оконце сътвориша: и тудѣ видять блаженныа тѣло лежаше цѣло и тлѣнію непричастно, но свѣтяшеся яко солнце. А иже кто пріидѣтъ съ вѣрою ко гробу святыя: и оконце оно, иже на гробѣ святыа, само о себе отверзется, и видятъ честное тѣло и мнози пріемлютъ исцѣленіе неоскудно…

Древние летописи дают противоречивую информацию о месте и дате рождения Ольги, из княжеской ли семьи происходит или она незнатного рода, и споры об этом идут до сих пор. Кто-то называет ее дочерью князя Олега Вещего , другие источники считают, что ее род идет из Болгарии от князя Бориса. Знаменитый Нестор в «Повести временных лет» родиной Ольги указывает деревню под Псковом, и что она из простого народа.

Также и в биографии княгини Ольги сохранились только краткие сведения.

По одной из легенд князь Игорь Рюрикович познакомился с Ольгой в лесу, когда тот развлекался охотой. Решив переправиться через реку, он попросил проходящую мимо на лодке Ольгу перевезти его, приняв ее за юношу. Девушка оказалась очень красивой, умной и чистой помыслами. Позднее князь Игорь женился на Ольге.

Киевская княгиня Ольга проявила себя очень мудрой правительницей на Руси. Во время боевых походов князя Игоря она занималась политическими вопросами, принимала послов, управлялась с жалобщиками, наместниками, дружинниками. Князь Игорь и княгиня Ольга были не только счастливой супружеской парой, но и вместе управляли страной, разделив управленческие обязанности.

Игорь предводительствовал на войне и решал межплеменные вопросы, а Ольга занималась внутренней жизнью страны.

В 945 г. князь Игорь был убит древлянами за повторный сбор дани. Княгиня Ольга жестоко отомстила мятежникам, проявив хитрость и сильную волю.

Чтобы уладить дело с Ольгой, древляне отправили к ней 20 мужей с предложением выйти замуж за их князя Мала. По Ольгиному приказу их встретили и с честью понесли прямо в лодках, а на месте прибытия бросили в заранее приготовленную яму и закопали живьем.

Затем княгиня Ольга отправила своих послов в древлянскую землю с требованием прислать за ней лучших мужей, чтобы прийти к ним с великой честью. Новым послам была затоплена баня, куда их заперли, а потом сожгли.

И вновь Ольга отправила послов и потребовала приготовить мед, чтобы справить тризну на могиле мужа. Княгиня прибыла с небольшой дружиной. Во время тризны древляне опьянели, и Ольгина дружина перерубила их мечами.

Но на этом месть княгини Ольги древлянам не закончилась. Она собрала войско и на следующий год пошла на древлянскую землю. Древляне были разбиты, но их главный город Коростень не был взят.

Тогда Ольга потребовала с них дань в размере трех голубей и трех воробьев с каждого двора. Осажденные жители города обрадовались столь малой платой и исполнили ее желание. Ольга приказала воинам привязать к ногам птиц куски трута (трут – легковоспламеняющийся материал, такой как трава, опилки, кора, бумага) и выпустить их на волю. Птицы полетели к своим гнездам, и вскоре Коростень охватил пожар. Бежавшие из города люди были убиты или обращены в рабство, а на остальных наложена тяжелая дань.

Усмирив древлян, великая княгиня Ольга активно занялась налоговой реформой. Она отменила полюдья, поделила земли на «погосты» (области) и для каждого погоста установила «уроки» (фиксированный размер подати). Смысл реформ княгини Ольги заключался в создании упорядоченной системы сбора дани, ослаблении племенной власти и укреплении авторитета Киевского князя.

Сын княгини Ольги Святослав был еще мал после смерти князя Игоря , поэтому власть сосредоточилась в руках Ольги. Да и потом правление Ольги на Руси продолжалось, т.к. Святослав очень часто уходил в военные походы.

При княгине Ольге в Киеве стали строиться первые каменные сооружения, появились новые города, окруженные прочными каменными стенами.

Внешняя политика княгини Ольги осуществлялась не военными методами, а при помощи дипломатии. Она укрепила международные связи с Германией и Византией.

Отношения с Грецией открыли Ольге, насколько христианская вера выше языческой. В 957 г. она предприняла поездку в Царьград, чтобы принять крещение от самого императора Константина VII (хотя в некоторых источниках говорится о его соправителе Романе II) и патриарха Феофилакта. При крещении киевская княгиня получила имя Елена.

Византийский император, очарованный красотой и умом русской княгини, решил взять ее в жены. Ольга же, верная своей памяти о муже, сумела отклонить предложение, не обидев императора.

Попытки Ольги обратить своего сына Святослава в православие не увенчались успехом, видимо потому, что Святослав боялся потерять авторитет и уважение своей дружины, хотя он и не препятствовал обращению в христианство других.

Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси, но она оказала большое влияние на внука Владимира , который продолжил ее дело.

Княгиня Ольга умерла в 969 году в Киеве. И лишь в 1547 г. она была признана святой.