Состаривание древесины своими руками. Способы искусственного старения древесины в домашних условиях

Это калька уже с итальянского – patina. В широком смысле патина – благородные следы старения. Суть метода: подбираем краску в тон мебели, покрываем в один слой и даем высохнуть (поверхность перед покраской ошкурите). Затем делаем оттенок посветлее – повторяем процедуру. Теперь берем мелкую шкурку или жесткую губку и ваяем потертости. Важно, чтобы сквозь верхний слой проглядывала основа. Должно быть видно, что мебель красили не раз. Степень обшарпанности регулируйте на свой вкус. В конце покройте изделие прозрачным лаком или воском.

Патинирование подходит не только для деревянных поверхностей, но и для металла и гипса, например. Помните об этом при выборе краски. Они различаются как раз по типу материала, на котором вы будете их использовать. Самые популярные – акриловые.

Увлеклись процессом? Кроме мебели, патинировать можно все что угодно – от розеток и плинтусов до фоторамок. И кстати, попрактиковаться для начала лучше все же на последних, а не на шкафу.

Совет InMyRoom: первый слой слегка затрите шкуркой, чтобы улучшить его сцепление с новой краской.

Искусственно состаренное дерево – это уникальный отделочный материал. Практичный, недорогой, полностью сохраняющий свои прочностные характеристики, но при этом обладающий самобытной красотой и очарованием старины. Сфера применения такого дерева широка: оформление интерьеров, изготовление мебели, отделка фасадов, беседок, лестниц, даже заборы из него делают. Самое главное то, что обработка древесины не требует специальных знаний или опыта, и справиться с этим может каждый. Рассмотрим же подробнее, как состарить дерево своими силами, и что для этого нужно.

Есть три эффективных способа состарить древесину – механический, химический и термический. В зависимости от выбранного способа, конечный результат имеет определенные отличия.

Механический способ включает два вида обработки – браширование и патинирование. Оба вида могут применяться вместе и по-отдельности, в зависимости от материала и желаемого результата:

  • браширование – поверхность обрабатывают металлической щеткой, чтобы удалить мягкие волокна и оголить годовые кольца. В результате такой обработки верхний слой приобретает ярко выраженный рельеф, который дополнительно подчеркивают нанесением лессирующих составов. Данный способ является самым трудоемким и применяется преимущественно для твердых пород дерева – сосны, лиственницы, ели, дуба, ореха;

  • патинирование – обработка поверхности красящими составами с последующей шлифовкой. Применяется для мягких пород, а также древесины со слабовыраженной текстурой – клена, вишни, бука и других. Вместе с краской может использоваться воск для дерева и морилка, для придания более яркого рисунка.

Химический способ заключается в обработке верхнего слоя дерева различными составами, изменяющими цвет волокон. Для этого подходят нашатырный спирт и средства, содержащие щелочь, например, жидкость для чистки плит или канализации. Данный способ можно применять только для пород, содержащих дубильные вещества, то есть лиственных. Химическая обработка хвойной древесины нужного эффекта не даст.

Термический способ представляет собой обжиг древесины газовой горелкой или паяльной лампой. Порода дерева значения не имеет. Обжигают не сильно, лишь бы четче проявилась текстура волокон, а затем снимают нагар металлической щеткой. Далее покрывают поверхность морилкой либо лаком, чтобы придать древесине более декоративный вид. В целом, процесс не сложный, но требующий осторожности и соблюдения техники безопасности.

Технология браширования

Инструменты и материалы для обработки

В процессе работы вам понадобится:

  • ручной рубанок;
  • стамеска или небольшой топорик;
  • стальная щетка;
  • УШМ с насадками-щетками;
  • наждачная бумага, крупная и мелкая;
  • малярные кисти;
  • плотная губка;
  • тонирующий антисептик для дерева (например «Пинотекс»);
  • белая лазурь;
  • щетка с мягким ворсом.

Цены на аккумуляторную дрель-шуруповерт

Аккумуляторная дрель-шуруповерт

Черновая чистка должна производиться насадкой со стальным ворсом, а вот для чистовой обработки лучше подойдет нейлоновый и медный. Есть специальная насадка, которая называется «Пиранья». Она представляет собой полимерно-абразивную щетку, способную эффективно удалить с поверхности мягкие волокна и оставить твердые. Болгарку можно заменить дрелью, для нее тоже выпускаются такие насадки. В крайнем случае, можно обойтись и ручным инструментом, но это долго и утомительно.

Щетка «пиранья»

Древесина должна быть плотной, крепкой, не сырой. Смолистые доски тоже не стоит брать, так как смола затрудняет обработку. Наличие сучков приветствуется, поскольку они делают рисунок более выраженным и декоративным. При отсутствии опыта подобных работ возьмите небольшой отрезок нестроганой доски либо бруса, длиной до полуметра.

В процессе такой работы всегда образуется много мелкой пыли, поэтому лучше всего заниматься ею на свежем воздухе. Если же погодные не позволяют, позаботьтесь о возможности проветривания помещения и обязательно приготовьте защитную маску или хотя бы очки.

Шаг 1. Заготовку укладывают на ровную поверхность и обрабатывают ручным рубанком. Электрический инструмент лучше не использовать, поскольку он оставляет небольшие поперечные полосы, что снижает естественность рисунка.

Шаг 2. При помощи стамески или уголком топора по всей поверхности нужно сделать хаотичные сколы, неглубокие и бесформенные, чтобы придать материалу более грубый вид.

Шаг 3. Теперь металлической щеткой нужно содрать мягкие волокна. Щетку следует водить только вдоль волокон, с усилием прижимая инструмент к доске.

Совет. Чтобы уменьшить образование пыли, рекомендуется слегка увлажнить поверхность заготовки водой. Но перед шлифовкой и пропиткой дерево следует обязательно высушить.

Шаг 4. Когда начнет проявляться рельеф, ручную щетку заменяют болгаркой с металлической корщеткой, и продолжают работу. Насадка должна располагаться перпендикулярно обрабатываемой поверхности, движения выполнять строго вдоль волокон. Если вам не нужен слишком грубый рельеф, берите сразу щетку «Пиранью» или насадку с нейлоновым ворсом и в процессе работы не давите сильно на инструмент. Червоточины и сучки на дереве обходите по периметру, чтобы подчеркнуть обводы.

Шаг 5. Мягкой щеткой обметают образовавшуюся пыль, после чего приступают к шлифовке. Можно ошкурить дерево вручную или с помощью болгарки, главное – убрать торчащие волокна и острые выступы. В завершение еще раз очищают заготовку от пыли.

Шаг 6. Теперь материалу нужно придать цвет. Для этого поверхность сначала покрывают грунтовкой Pinotex, которую наносят кистью вдоль волокон. Можно использовать и морилку, и темную лазурь – любое покрытие с колером, которое не будет скрывать текстуру.

Шаг 7. Нанеся состав на заготовку, дают ему несколько минут, чтобы впитаться, а затем губкой аккуратно вытирают верхний слой. Сильно тереть не нужно, достаточно плавно провести 2-3 раза вдоль волокон. После этого все углубления останутся более темными, чем выступающие грани, и четче проявится рельеф.

Отличительная черта хороших по качеству морилок — они проявляют фактуру дерева

Далее возможно два варианта: оставить такой цвет и покрыть древесину прозрачным лаком либо добавить еще один слой и придать материалу вид старого беленого дерева. Второй вариант подходит для обработки элементов в стиле Прованс. Для этого нужно подождать, пока пропитка полностью высохнет, и нанести кистью белую лазурь очень тонким слоем. После ее высыхания дерево слегка ошкуривают самой мелкой наждачной бумагой, очищают от пыли и покрывают бесцветным лаком.

Применяют и такой способ: после обработки щеткой заготовку покрывают плотным слоем белой глазури, высушивают и еще раз проходят металлической щеткой, но теперь уже не так интенсивно. В завершение наносят слой прозрачного лака.

Нанесение белой краски

Чтобы сделать темное дерево, а не беленое, вместо белой лазури поверхность густо покрывают морилкой либо Пинотексом, причем слой делают неравномерным. Далее используйте щетку или наждачную бумагу, в зависимости от того, какое покрытие вы хотите получить. Шлифовка дает легкие размытые потертости, а после щетки остаются грубые бороздки и дерево выглядит более брутально.

Цены на различные виды морилок

Как сделать патинирование

Первичная обработка производится по описанной выше технологии: удаляются мягкие волокна, придается рельеф и выполняется шлифовка поверхности. Только после этого заготовку можно патинировать.

Шаг 1. Берут любую грунтовку для дерева и тщательно наносят ее кистью на древесину. Грунтовка должна хорошо проникнуть во все бороздки и углубления. Дают заготовке высохнуть.

Шаг 2. Наносят первый слой краски. Лучше всего подходит акриловая краска, поскольку она не склонна к шелушению, хорошо ложится на поверхность, не оставляет потеков.

Выбор цвета зависит лишь от ваших предпочтений, можно брать любые оттенки, главное – чтобы они были насыщенными и контрастировали с оттенком патины. Краску наносят кистью, равномерно распределяя состав тонким слоем. Базовое покрытие должно полностью высохнуть, поэтому делают перерыв в работе на сутки.

Шаг 3. Мелкой наждачной бумагой ошкуривают заготовку. Вытирают пыль и наносят кистью слой патины. Патину для дерева лучше всего выбирать под цвет бронзы или золота, с металлическим оттенком. Здесь равномерно распределять краску не обязательно, наоборот, разница в плотности покрытия лишь подчеркнет эффект старения.

Шаг 4. Когда патина начнет уже схватываться, нужно взять сухую тряпку и затереть отдельные участки. После высыхания краски дерево покрывают прозрачным лаком.

Виды патины для дерева

Вид состава Характеристики

Водорастворимый состав, отличается медленным высыханием, отсутствием запаха и большим разнообразием оттенков. Легко наносится и растушевывается, идеально подчеркивает рельеф поверхности

Очень густой состав с перламутровым блеском. На выступающие участки наносится сухой кистью, в углубления – при помощи губки. Легко затирается и дает максимальный эффект старины

Состав темно-коричневого цвета, чаще всего используется для затенения рельефности. Легко наносится кистью, не растекается, хорошо затирается мягкой тканью

Имеет пастообразную консистенцию, наносится сухой кистью или плотной тканью. Считается наиболее оптимальным вариантом для патинирования древесины

Термическое состаривание

Прежде всего, позаботьтесь о технике безопасности. При обжиге древесины рядом не должно быть легковоспламеняющихся предметов и жидкостей, и лучше такие работы вообще проводить на свежем воздухе. Обязательно проверьте исправность горелки или паяльной лампы.

Цены на различные виды газовых горелок и паяльных ламп

Газовые горелки и паяльные лампы

Шаг 1. Заготовку укладывают на негорючую поверхность либо устанавливают вертикально, после чего приступают к обжигу горелкой. Материал обрабатывают максимально равномерно, верхний слой должен обуглиться примерно на 2-3 мм в толщину.

Шаг 2. После остывания обуглившийся нагар снимают вручную щеткой или при помощи болгарки. Интенсивность и продолжительность такой обработки зависит от желаемой текстуры.

Шаг 3 . Сформировав нужный рельеф, берут шлифовальную насадку и еще раз обрабатывают заготовку. Здесь важно не переусердствовать и не снять лишнее, иначе эффект состаривания будет незначительным.

Шаг 4. Поскольку при обжиге цвет дерева изменился, появились темные и светлые участки, необходимость в покраске отпадает. Теперь остается лишь покрыть материал бесцветным лаком либо защитной пропиткой.

Применение химически агрессивных веществ требует особой осторожности и аккуратности в работе. Обязательно нужно использовать защитные перчатки, а помещение должно хорошо проветриваться. Заготовку предварительно обрабатывают крупнозернистой наждачной бумагой и протирают от пыли. Затем кистью наносят щелочные средства или нашатырный спирт и оставляют на несколько часов. Чтобы замедлить высыхание, можно сверху накрыть все пленкой. Под воздействием аммиака и щелочей поверхность приобретает серый оттенок, характерный старой обветренной древесине.

Когда цвет заготовки полностью изменится, ее ополаскивают водой, а затем протирают уксусным раствором (столовая ложка на стакан воды), чтобы удалить оставшуюся щелочь. Если использовался нашатырный спирт, уксусный раствор не нужен. После просушки древесину обрабатывают щеткой, шлифуют и наносят защитное покрытие. Красить такой материал не нужно, ведь тогда смысл в химической обработке пропадает, и проще все сделать механическим способом.

Наружное применение состаренного дерева

Такой декоративный материал отлично подходит для оформления фасадов в деревенском стиле. Прежде всего, это немецкий стиль фахверк: оригинальная отделка стен подразумевает использование деревянных балок грубой текстуры, придающих зданию характерный облик.

Отделка в стиле кантри также допускает использование состаренного дерева: это и сама обшивка, и ставни, и входные двери, а также элементы декора.




Перила, ступени, опорные столбы у крыльца – все это тоже может изготавливаться с применением описанных методов обработки дерева. Потренировавшись на небольших кусочках, вы сможете без особых усилий справиться с любыми поверхностями. Разумеется, большие по объему элементы, например обшивку для дома, обработать вручную не так просто, но для этого в продаже есть специальные станки. Самое главное – иметь желание, и тогда все обязательно получится.

Видео — Как состарить дерево

Видео – Патинирование дерева

Видео – Состаривание дерева обжигом

Видео – Химический способ состаривания дерева

Состаривание дерева набирает все большую популярность среди любителей антикварной мебели. Российские производители подметили эту тенденцию. Многие крупные фабрики РФ имеют специальные линии, которые выпускают мебель в технике браширования или искусственного старения. Позволить себе такую мебель может не каждый, а вот превратить деревянные доски в старинный шедевр в домашних условиях подвластно даже хрупких женским рукам. Сегодня познакомимся с 4 способами искусственного состаривания дерева и научимся применять их в быту.

Браширование – разбор азов популярной техники

Возьмите деревянную доску, положите ее перед собой. Что вы видите? Узор дерева. Каждая порода имеет свой уникальный узор, который состоит из комбинированных светлых и темных линий. Они создаются годами по мере роста дерева. Зимой нарастают темные волокна с плотной структурой, а летом – мягкие светлых тонов. Под воздействием влаги, солнца, ветра и погодных условий мягкий слой со светлыми волокнами постепенно стирается, доска приобретает старинный вид. Чтобы добиться естественного эффекта состаривания древесины придется ждать десятки лет. К счастью, существует простая и быстрая процедура браширования. В результате теплового, химического и механического воздействия древесина приобретает выпуклую текстуру со стертыми краями и сколами, характерную для "живого дерева" с вековой историей.

Техника браширования происходит от английского слова "brush", в переводе щетка. Для состаривания действительно используется металлическая щетка. Однако это не единственный инструмент, который позволяет достичь эффекта старинного дерева.

После счесывания абразивными материалами древесина покрывается краской или морилкой, вскрывается лаком. Лакокрасочные материалы подчеркивают новую текстуру и продлевают срок службы дерева. Стандартные краски можно комбинировать с оттенками бронзы, золота, серебра. Чтобы добиться максимального эффекта, важно правильно выбрать древесину. Для браширования подойдут такие породы дерева как лиственница, мербау, венге, ольха, ясень, дуб, метоба, кемпас. Особенно хорошо смотря в этой технике ель и сосна. А вот бук, клен, тик, можжевельник, береза, ольха, груша, вишня – неудачные примеры для браширования. После обработки рисунок должен получаться выразительным и не сливаться, чего не получается добиться с вышеперечисленными породами. Так что обращайте внимание на особенность узора. Чем он выразительнее, тем интереснее получится результат. Присутствие на поверхности сколов, ложбинок и сучков будут дополнительным преимуществом. В зависимости от выбранного способа браширования на работу уходит от нескольких часов до дней.

Что состарить в интерьере – разбираемся в вопросе подробнее

Состаренное дерево в интерьере – главный атрибут стиля кантри и прованс. Оно создает в доме деревенскую, загородную атмосферу, приближенную к природе. Чтобы подчеркнуть этот стиль, технику браширования можно применить к следующим элементам интерьера:

  • "пузатый" или обычный комод;
  • подоконники и двери из натурального дерева;
  • массив дерева для настила пола и обшивки стен;
  • балки перекрытия;
  • приусадебные скамейки;
  • полочки, столы, стулья;
  • срубы для колодцев;
  • заборы из дерева.

Натуральная древесина с эффектом состаривания хорошо сочетается с другими природными материалами (камнем, кожей, металлом). Браширование часто применяется мастерами, которые создают изделия ручной работы. Вот еще несколько идей из этой серии: дизайнерский светильник, блокнот с отделкой из грубой кожи и дерева, кованая мебель для садового участка

Способ №1 – металлическая щетка и полупрозрачная глазурь

Наиболее простой вариант состаривания древесины – использование жесткой металлической щетки с ручкой. После интенсивных движений по поверхности дерева на нем проявляется текстура материала, которая затем подчеркивается финишной отделкой. Прежде чем состарить дерево, зашкуриваем поверхность наждачной бумагой с зернистостью 150. Затем берем металлическую щетку и проходимся ей вдоль линии волокон до появления характерных полос и выпуклостей. Должны заметить, ручной процесс счесывания щеткой продолжительный, поэтому наберитесь терпения. Интенсивные движения дали свои плоды, мягкие волокна удалены и на поверхности проявилась текстура. Образовавшуюся древесную стружку удаляем мягкой щеткой, не рукой, иначе вы можете загнать занозу.

Дерево преображается на глазах. Чтобы подчеркнуть его рельеф, покрываем поверхность 2 слоями полупрозрачной глазури. Такой материал уже выглядит привлекательно. Через пару минут снимаем губкой лишний слой глазури и вскрываем дерево лаком. Если вам кажется, что чего-то не хватает, можно в стиле прованс. Используйте белую глазурь, нанося ее после первого покрытия полупрозрачной глазури. Свежую глазурь снимаем губкой через 3 5 минут после нанесения в хаотичном порядке. Финальный этап – покрытие лаком или прозрачной глазурью.

Упрощенный до минимума вариант – использование металлической щетки и белой глазури. Проходимся по поверхности щеткой, покрываем ее белой глазурью и опять после высыхания счесываем толстые участки с отделкой щеткой. Благодаря такому простому методу старения дерева получается побеленная доска с легким многолетним налетом.

Способ №2 – многослойное окрашивание

Чтобы состарить древесину под настоящий антиквариат нужно потрудиться. Один из способов сделать это – многослойное окрашивание. Что для этого понадобится, узнаем чуть позже, а пока немного поработаем над древесиной вручную. Возьмите шило, молоток, пилку, саморезы, прутья и оставьте след от каждого инструмента. Небольшие сколы, трещины, царапины и потертости придадут естественность старины. Главное, не переусердствовать.

Теперь переходим к краскам, вам понадобится:

  • грунтовка для дерева Пинотекс;
  • тонировочная краска;
  • белая глазурь;
  • уайт-спирит для разбавления.

Для первого слоя возьмите грунтовку для дерева Пинотекс и распределите ее по всей поверхности. Грунтовка Пинотекс гуще глазури. Она применяется в тех случаях, когда необходимо создать густой базовый слой. После полного высыхания первого слоя наносим тонировочную краску (антисептик). Ждем, пока все высохнет, и переходим к следующему шагу. Берем мелкую и крупную наждачную бумагу, металлическую щетку. Работаем поочередно всеми инструментами, создавая естественный налет времени. Далее возьмите белую глазурь, окуните в нее кисть, снимите излишки и распределите по древесине. Не нужно плотно и равномерно наносить глазурь. Через нее должен просвечиваться нижний темный слой. Опять берем металлическую щетку и проходимся по подсохшей поверхности, создавая более видимые просветы. Такое старение древесины выглядит контрастно. Чтобы приблизить его к натуральному, следующий слой нужно сделать более приглушенным. Добиться этого поможет разбавление белой глазури уайт-спиритом в равных долях. Наносим разведенную смесь на поверхность и ждем полного высыхания.

Способ №3 – электрическая дрель с насадкой и краска-лак

Механический способ с ручной щеткой надежен, но отнимает много времени. Чтобы состарить дерево своими руками быстро, применяйте электрическую дрель или болгарку с насадкой из жестких нейлоновых ворсинок. Работу начинаем с подготовки древесины. Возьмите ручной рубанок и сделайте насечки по краям материала. Электрический вариант инструмента использовать не рекомендуем, результат будет выглядеть неестественно. Перед тем как приступить к следующему шагу, надеваем очки и респиратор, чтобы защитить слизистую оболочку глаз и носоглотки от древесной стружки. Плотные перчатки также не повредят. Возьмите дрель или болгарку, наденьте насадку с жесткой щеткой и потренируйтесь на небольшом участке дерева. Двигайтесь строго по направлению волокон, не прижимайте насадку слишком плотно к поверхности. Если вы уверены, что готовы, переходите к основной части. Легкими движениями двигаемся вдоль древесины, снимаем мягкие волокна.

Чтобы ускорить процесс и усилить искусственное старение, перед началом работы с дрелью или болгаркой можно опалить дерево газовой горелкой. Важно не удерживать горелку слишком долго на одном месте, чтобы предотвратить загорание смолы.

Если вы не обрабатываете древесину огнем, тогда после работы электроинструментов смочите доску кистью и дайте ей подсохнуть 2–3 минуты. Далее зашкуриваем поверхность мелкозернистой наждачной бумагой, собираем древесную пыль. Лучше делать это при помощи пылесоса, чтобы полностью исключить попадание заносы под кожу, или тщательно пройтись по поверхности щеткой с мягким ворсом. Перед финишной отделкой в доске можно проделать отверстия глубиной 1–2 мм тупым гвоздем.

Последний этап – покрытие лакокрасочными материалами. Используйте краску и лак на свое усмотрение. Совет, чтобы искусственно состаренное дерево выглядело максимально реалистично, углубления окрашиваем в светлые оттенки, а выпуклые части – в более темные. Если вы приняли решение красить доску в один светлый оттенок, после высыхания обработайте поверхность наждачной бумагой, чтобы темные детали проявились. После окончания работы закрепляем отделку лаком. Чтобы усилить результат вместо обычного лака можно использовать кракелюрный. После высыхания он трескается, в пустотах виден нижний слой краски.

Способ №4 – воздействие огнем и жесткой щеткой

Состаривание дерева при помощи газовой горелки или паяльной лампы широко применяется среди мастеров, которые хотят получить глубокий эффект. К тому же, это быстрый вариант, который в зависимости от использования дополнительных инструментов имеет свои особенности.

Если вы хотите просто подчеркнуть текстуру дерева, предварительно не обрабатывайте поверхность. Обожгите доску газовой горелкой в отдельных местах или полностью, а затем пройдитесь мелкозернистой наждачной бумагой. А вот сделать поверхность более выпуклой и рельефной поможет предварительная обработка. Удалите мягкие волокна вручную при помощи металлической щетки или пройдитесь дрелью с насадкой. Проведите обжиг. После обработки такая древесина смотрится благородно и выигрышнее предыдущего варианта из-за более глубокого воздействия на материал. Также особенный эффект получается при полном обжиге материала газовой горелкой и последующей обработке жесткой ручной щетки.

При работе с огнем помните: подносить близко газовую горелку или паяльную лампу к дереву не стоит. Не удерживайте аппарат слишком долго на одном месте, работайте ускоренно, чтобы избежать возгорания и непременно соблюдайте технику безопасности. Перед началом работы наденьте плотные перчатки, робу, очки и респиратор. После зачистки поверхности покрываем ее лаком.

Актуальная сейчас тенденция - преображение различных предметов мебели, их декоративная отделка. Методы воздействия на поверхность выбирают в соответствии с интерьером, предпочтениями или просто по настроению. В данной статье мы попытались описать основные приемы, материалы, последовательность действий и их результаты, которые помогут вам состарить практически любую поверхность.

Рассмотрим варианты:

«Сухая кисть»

Сухая кисть - прием, позаимствованный декораторами у художников-живописцев. И если в живописи этим методом создают изображение, то в практическом декоре это отличный способ состарить предмет, добавить ему прожитых лет.

Суть техники: на плоскую синтетическую кисть набирается немного краски, излишки вытираются, это делается на бумаге (палитре, тряпице) до тех пор, пока каждый волос кисточки не будет давать отдельную линию.


И теперь легкими движениями, слегка касаясь предмета, «пачкаем» его, уделяя основное внимание выступающим частям: ребрам, выпуклому узору и т. д.

Таким образом подчеркивается рельеф и имитируются потертости.

Нанесение патины или патинирование

Патина - это зеленовато-коричневый налет, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают следы старения на любых предметах, созданных из любых материалов.

Патинирование в декорировании - это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг).

Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей. Существует несколько видов патинирования.

2. Патина на основе акрила

3. Химическая патина

На краску с мелкодисперсными частицами металла наносится специальный окислитель, который заставляет металлическую поверхность постареть (окислиться) в течение нескольких минут.

Лессировка

Лессировка - это живописная техника, при которой нижний слой красочного слоя просвечивает через верхний полупрозрачный. Техника широко используется не только в живописи, но и в оформлении интерьеров, в том числе она применима к покраске предметов. Техника позволяет получать глубокие переливчатые цвета за счет полупрозрачности лессировочных слоев.


Для лессировки подходят различные краски и красящие составы: акварельные, масляные, акриловые краски, крепко заваренный чай. Удобно использовать раствор акриловых красок. Широкая палитра позволяет получить нужный цвет.

Краски легко перемешиваются между собой, разводятся водой или разбавителем акриловых красок до нужной консистенции, быстро высыхают после нанесения, после устойчивы к влаге и механическим воздействиям и применять их можно по любой поверхности.


Технологический процесс: синтетической кистью или губкой наносим раствор на подготовленную поверхность, ждем высыхания и оцениваем полученный результат. Лессировка не дает полностью закрасить структуру основы или уже нанесенное ранее изображение, она лишь задает тональность. Для усиления эффекта можно нанести повторный слой лессировочной краски и тогда интенсивность цвета усилится.

Если нанести несколько полупрозрачных слоев краски разного цвета, в результате получим различные оттенки, просвечивающие друг через друга.

Набрызг

Набрызг - капельки-брызги на поверхности декорируемого изделия, которые создают образ вещи прошедшей через время, отражают историю ее применения.

Художественно запачканная вещь таким простым способом получает неповторимое визуальное очарование и приятный при тактильном восприятии рельеф. Это все очень важно, поскольку предметы, выбранные для декорирования, оформляются для любимого дома и для дорогих сердцу людей.

Сам процесс очень занимателен. Перед тем как приступить, нужно подготовить рабочее место. Например, застелить поверхность газетой или тканью. Из инструментов понадобиться зубная щетка или жесткая кисть. Из материалов: краски и вода в стаканчике.

Ход работы:

Кисточку смачиваем водой и набираем на нее небольшое количество краски. Пробуем ногтем или зубочисткой запускать капли на пока еще пробную поверхность образца, просто проводя инструментом по щетине.

С широкой кисти можно просто стряхивать капли или постучать кисточкой по руке, тогда мелкие цветные капельки срываются с кисти и летят вниз. Определившись с процессом нанесения, пришло время колдовать.

Набрызг - это последняя операция перед лакировкой. Капли же, нанесенные поверх лака, будут отличаются от общей глянцевости поверхности предмета, этот эффект внесет дополнительный эффект разрыва во времени.

Кракле

Кракле - техника искусственного состаривания, создание трещин в красочном или лаковом слое.

1. Кракелюры делят на одношаговый (однофазный) и двухшаговый (двухфазный)

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски или основа изделия. Основа может быть любая: стекло, металл, пластик, дерево и ему подобные материалы.

Двухшаговый кракелюр выглядит как сетка тонких трещин (растрескавшийся лак) на поверхности любого изображения или покрытия.

2. Кракле из яичной скорлупы

Дает яркий высокорельефный эффект расстрескивания. Чистую скорлупу наклеивают на ПВА или акриловый лак кусочками на некотором расстоянии друг от друга. Иногда рельеф дополнительно подчеркивается патинированием или техникой «сухой кисти».

Цветной самостоятельно растрескивающийся лак. Наносится на поверхность толстым слоем и оставляется высыхать. Образует крупные трещины.

4. Микрокракелюр двухкомпонентный

Дает эффект тонких трещин - паутинки. Прозрачный, благодаря чему часто применяется поверх изображений.

После высыхания трещины часто подчеркиваются патинированием.

5. Краска-кракелюр

Саморастрескивающаяся краска с эффектом одношагового кракелюра.

Нежные потертости в стиле Шебби Шик или Техника Потёртости с помощью свечи

Техника проста и последовательна. Углы, бока, стыки загрунтованных плоскостей предмета покрываются краской насыщенного оттенка, красочный слой натирается парафином, затем перекрывается светлой краской, чаще всего требуется 2 слоя.


Теперь механика: наждачной бумагой в местах нанесения парафина и 1-го слоя краски снимается верхний слой. Таким образом проявляются потертости, имитация использования, эффект состаривания.

В этой технике традиционно используются нежные пастельные тона со «сладкими» оттенками, словно выгоревшие на солнце или потускневшие от времени:

Нежно-розовый;

Цвет слоновой кости;

Сливочный;

Гиацинтовый;

Лавандовый;

Белый (но не белоснежный, а как будто слегка пожелтевший от времени);

Фисташковый;

Льняной.

Дополнить «потертый шик» можно росписью, мотивами из декупажных карт или салфеток, добавить набрызг. Финишным покрытием послужит несколько слоев акрилового матового лака.

Травление

Подходит для предметов любого размера изготовленных из древесины. Лучше всего такому методу обработки поддаются породы лиственных деревьев. Таким способом можно придать древесине благородные, насыщенные оттенки, не теряя природной красоты текстуры материала.

Травление производят различными составами - протравами. Некоторые из них имеют сложные названия или сильный запах, но наравне с ними существуют множество рецептов, доступных для приготовления своими руками, таких как чай, кофе, составы из листьев, коры; в ход идет марганцовка, синька, уксус. Для тех, кто чувствует себя немного химиком, вполне подходящее мероприятие - тонировать деревянные поверхности.

Процесс может происходить двумя способами:

1. Ручное окрашивание при помощи тампона из ткани, не оставляющей волокон или синтетической кисти.

2. Окрашивание вымачиванием в составе для травления.

Чаще всего процесс проходит при повышенных температурах. После подбора и приобретения (смешивания) нужного состава, древесину очищают от лишнего и зачищают наждачной бумагой. Затем уже сам процесс травления-морения. Как правило, к рецепту протравы прилагается время воздействия составом и предполагаемый результат. В основном все же контроль производится визуально и, конечно, тут самое место творчеству.

Действие различных протрав на разные породы древесины

Медный
купорос,
1%
Железный
купорос,
4-5%
Железный
купорос,
1%
Цинковый
купорос,
2,5%
Калиевый
хромпик,
3%
Калиевый
хромпик,
5%
Дуб, ива Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый
Орех Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-коричневый
Бук Черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый
Клён Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Желто-коричневый Желтовато-золотистый
Берёза Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Тёмно-красный Зеленовато-желтый Желтовато-золотистый
Осина Тёмный серебристо-серый Серебристо-серый
Липа Светло-коричневый Розовый Тёмно-красный
Красное дерево Черный Серо-фиолетовый Красновато-коричневый тёмный Тёмно-коричневый
Сернокислый
марганец,
2,5%
Хлористый
кальций,
1%
Английская
соль,
2%
Хлорное
железо,
1%
Хлорная
медь,
1%
Калиевый
хромпик и
железный
купорос
(по 1,5%)
Дуб, ива Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Синевато-серый Светло-коричневый Оливково-коричневый
Орех Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-синий Потемнение
Бук Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Серый Оливково-коричневый
Клён Серо-коричневый
Берёза Коричневый Кофейный Фиолетовый Оливковый
Осина
Липа Коричневый Кофейный Фиолетовый
Красное дерево Серо-фиолетовый Потемнение

Самый распространенный способ механического состаривания древесины - браширование. Его название произошло от слова Brush - «щетка».

Поверхность обрабатывают металлическими щетками, выбирая верхние мягкие волокна, оставляя только твердые.

Идеальный способ состаривания, если мебель из:

Лиственницы;

Этот способ не подойдет, если мебель сделана из:


Браширование древесины с обжигом или подкуривание

Выполняется он с помощью либо открытого огня, либо, что гораздо удобнее, с помощью паяльной лампы или газовой горелки. Направляя пламя на поверхность дерева, можно добиться различного оттенка древесины – от светло-золотистого до черного. Цвет зависит от начального цвета древесины и от количества проходов огнем. Затем выполняется браширование – обработка поверхности древесины жесткой проволочной щеткой. При этом более мягкие, прогоревшие части древесины вычищаются, а более твердые (годовые кольца) остаются на месте.


Еще способ – обжиг в горячем песке

Мелкий чистый песок насыпают в металлическую емкость и нагревают до температуры не выше 200 градусов С. В горячий песок положить заготовленные для обжига изделия и выдерживать там, пока они не потемнеют. Если тон отдельных деталей изделия должен светлеть постепенно, то эти детали погружают в песок вертикально. Нижние слои песка нагреваются сильнее, чем верхние, соответственно нижняя часть куска будет темнее верхней. Таким образом, получается тон, переходящий от светло-желтого до темно-бурого.

Обработанную щётками и огнем поверхность можно затонировать, применяя метод лессировки или сухой кисти, добавить изображения техникой декупажа или добавить цвета набрызгом.

Дополнительное механическое воздействие

Порой время приходит в образе жучка-древоточца. Чтобы сымитировать подобные повреждения, оставленные насекомым, мастера пользуются шилом, сверлом и даже лазером. Таким же способом наносятся небольшие повреждения - сколы или потертости подобные тем, которые поверхности получают десятилетиями.

Еще один способ нанесение благородного ущерба - положить в тряпочку гайки, болтики и избить этим мешочком предмет. И далее художественно облагораживать до необходимого результата.

Имитация прошедших десятилетий, техники и приемы состаривания в сочетании химической и механической обработки, дают отличные декоративные результаты.

Для практического декорирования большую часть в арсенале материалов заслуженно занимают составы на акриловой основе. Их удобно использовать в работе: почти без запаха, разбавляются водой, легко смываются с инструментов. Имеют разнообразные эффекты (имитация металлов, масляных красок, матовой темперы) и различные текстуры. Цветовая гамма может вдохновить на переделку, даже если она и не затевалась. Они прочны, устойчивы к воде и к воздействию солнечного света.

Себилькова Анна

Обработка дерева производится с целью увеличения срока службы данного материала. Пропитка специальными маслами, морение, вощение, нанесение лака предотвращают процессы гниения и деформации, а также повреждения древесины насекомыми. Браширование проявляет фактуру дерева, придает ему вид старой древесины. Чем обработать дерево – решать вам, каждый из перечисленных способов имеет свои преимущества и недостатки.

Обработка маслом и воском

Понадобится:

  • льняное масло;
  • пчелиный воск;
  • флейц (широкая плоская кисть);
  • ветошь.

Способы обработки древесины бывают разными, но цель у них одна – предотвратить гниение, появление плесени, высыхание, повреждение насекомыми, а также придать поверхности красивый законченный вид. Применение специальных масел (олифы) и пчелиного воска позволяет сохранить структуру материала, придает ему блеск и прочность, увеличивает срок службы.

Глубина пропитки льняного масла составляет 2 мм, что достаточно для образования защитного слоя.

Обработать дерево с минимальными затратами можно при помощи льняного или конопляного масла. Перед тем как приступить к работе, необходимо очистить дерево от грязи и пыли, полностью снять предыдущее покрытие, отшлифовать поверхность наждачной бумагой с мелким зерном. Специалисты рекомендуют нагревать льняное масло на водяной бане, но можно обойтись и без этой процедуры. Наносят масло либо при помощи флейца, либо втирают его в дерево наждачной бумагой. Важно следить за направлением кисти, наносите масло только вдоль волокон. Работу оставляют на сутки, после чего снова наносят масло, процедуру повторяют до тех пор, пока не достигнут желаемого результата. Мелкие изделия опускают в масло на несколько суток.

Есть и другие способы обработки, например, покрытие дерева смесью льняного масла и пчелиного воска. Все компоненты растапливаются на водяной бане, затем наносятся на поверхность при помощи кисти или тряпочки. Для того чтобы придать древесине определенный оттенок, в состав добавляют колер подходящего цвета. У данного метода есть существенный недостаток – очень медленное высыхание. Можно ускорить процесс, если добавить сиккатив (продается в художественных магазинах) или приобрести готовое масло (олифу), в составе которого присутствуют ускорители полимеризации и противогрибковые добавки.

Обработать дерево можно только одним воском. Современная промышленность предлагает цветные, бесцветные, матовые, полуматовые, глянцевые составы, которые не только укрепляют, но и выгодно подчеркивают фактуру древесины. Для обработки большой поверхности необходимо подогреть воск на водяной бане (в данном случае его наносят широкой кистью). Холодный воск втирают в дерево тонким слоем при помощи тряпочки, оставляют примерно на сутки, затем снова вощат поверхность. Можно сочетать бесцветный и тонированный воск, например, обработать края темным составом, а середину изделия – прозрачным. После того как воск просохнет, необходимо отполировать поверхность шерстяной тряпочкой (фетром).

Браширование древесины

Понадобится:

  • газовая горелка;
  • металлическая щетка;
  • рабочие перчатки;
  • флейц.

Метод браширования позволяет выгодно подчеркнуть структуру, придать дереву налет старины, заключается он в удалении мягких волокон (с верхнего слоя) при помощи жесткой металлической щетки. Для данной цели подбирают дерево с четко выраженными годичными кольцами, наличие сучков, глазков и прочих недостатков только приветствуется. Лучше всего подходят для браширования такие виды древесины, как сосна, ель, дуб, липа, орех. Непригодными считаются: вишня, груша, ольха, можжевельник, тик, бук.

Браширование бывает поверхностным и глубоким, выполняется с обжигом и без него. Дома намного проще применить безобжиговый способ. Дерево очищают от пыли и грязи, смачивают поверхность водой, примерно через 15 минут начинают вычесывать волокна при помощи железной щетки.

Двигаться нужно вдоль направления волокон, при этом желательно повторять рисунок годовых колец (борозды не должны быть идеально ровными).

Работа эта достаточно опасна, поэтому важно соблюдать технику безопасности. Оставшийся мусор вычищают флейцем (широкой кистью), двигаясь против волокон, в противном случае пыль прибьется к поверхности. Далее следует обработка морилкой или воском.

Для обработки методом обжига понадобится газовая горелка, с ее помощью обугливают поверхность древесины. Иногда в дереве встречаются так называемые смоляные карманы, которые могут загореться при обжиге. Ни в коем случае нельзя допускать длительного горения таких мест, огонь нужно сразу затушить. Степень обугливания зависит только от вашей задумки, она может быть легкой или полностью зачернить поверхностный слой. После этого волокна вычесывают металлической щеткой. Работать лучше на открытом воздухе, так как при брашировании образуется много черной пыли. На завершающем этапе поверхность шлифуют при помощи мелкой наждачной бумаги. В некоторых случаях обработка обжигом (с последующим вычесыванием) повторяется несколько раз, таким образом добиваются эффекта состаренного дерева. При необходимости применяют морилку или патину, но можно обойтись и без этого. Результат закрепляют при помощи мебельного воска.

Обработка древесины морилкой

Понадобится:

  • морилка;
  • широкая кисть;
  • наждачная бумага с мелким зерном;
  • ветошь.

Морилку наносят параллельно волокнам древесины, не допуская соприкосновения слоев.

Обработка дерева морилкой – один из самых популярных способов отделки. Морилка бывает на водной или спиртовой основе, последняя дает более насыщенные тона. Состав на основе спирта наносят на очищенную и отшлифованную поверхность при помощи флейца (широкой кисти), двигаясь вдоль волокон в одном направлении. При этом стараются нанести как можно больше морилки. После чего изделию дают просохнуть, при необходимости операцию повторяют. Используя морилку различных тонов (методом послойного нанесения), можно добиться интересных цветовых эффектов. После того как морилка просохнет, наступает этап отмывки. Необходимо убрать излишки средства, для этого изделие ставят под углом в 30 º, затем окунают кисть в ацетон и проходятся по поверхности (легкими движениями вверх-вниз).

Для придания дереву эффекта старины пользуются следующим методом. Сначала наносят основной фоновый цвет морилки (на водной основе), после ее просыхания проходятся по поверхности мелкой наждачной бумагой (строго вдоль волокон, иначе поперечные полосы будут видны после обработки). В итоге должна получиться неоднородная тонировка с потертостями и проплешинами. Затем берут водную морилку другого цвета, покрывают ею древесину, дают просохнуть, после чего снова зачищают шкуркой. Операцию повторяют до тех пор, пока не добьются нужного тона. Если планируется сделать однотонное покрытие при помощи водной морилки, то ее наносят в несколько слоев с обязательной промежуточной просушкой и обработкой мелкой наждачной бумагой. Смывка лишней морилки производится сразу после ее нанесения. Излишки просто стирают влажной тряпкой.

При нанесении водной морилки нельзя возвращаться на прокрашенное место, иначе образуются темные пятна, которые сложно будет удалить.

В домашних условиях можно приготовить морилку, которая придаст дереву состаренный вид. В стеклянную банку складывают мелкие гвозди или металлическую стружку, заливают столовым уксусом (лучше использовать винный), оставляют на сутки, после чего жидкость процеживают. Если необходимо получить более темный цвет, то время выдержки увеличивают. Получившийся раствор используют для морения дерева. В качестве морилки можно использовать крепкую заварку черного чая, кофе, корицу и даже марганцовку. Закрепляют результат при помощи нитролака. Если для обработки использовалась водная морилка, то лучше взять алкидный или акриловый лак.

Покрытие дерева лаком

После нанесения морилки поверхность обрабатывают быстросохнущим нитролаком – это делается для того, чтобы поднять ворс. Лак наносят тонким слоем (быстрыми движениями). После просыхания дерево становится шершавым на ощупь – это происходит из-за поднявшихся волокон. Поверхность шлифуют тонкой наждачной бумагой, двигаясь вдоль древесных волокон. Главная задача – очистить дерево от поднявшихся волокон и сделать поверхность гладкой. После этого можно использовать другой мебельный лак. Продолжить обработку тем же нитролаком не рекомендуется, так как он будет растворять предыдущий слой.

Далее, наносят основной слой лака, дают ему просохнуть, после чего проходятся по поверхности наждачной бумагой. Затем влажной тряпочкой удаляют остатки пыли, снова наносят лак тонким слоем. Операцию повторяют до тех пор, пока поверхность не станет идеально гладкой. Для того чтобы добиться зеркального блеска, поверхность полируют при помощи кусочка фетра, смоченного в масле и спирте.

Для обработки древесины лаком очень важно использовать качественную кисть из плотного синтетического ворса, который не осыпается при нанесении и не оставляет следов в виде полос и проплешин. Для состаренных вещей не требуется тщательная обработка каждого слоя, так как полированная поверхность плохо сочетается со старинной фактурой. В данном случае вполне достаточно нанести 2-3 слоя матового мебельного лака или воска.

Лаки для дерева на спиртовой основе (шеллачный лак) наносят при помощи тампона из ваты или кисти. Ватный тампон смачивают лаком, затем проводят им по поверхности вдоль волокон (только 1 раз), рядом делают следующий мазок таким образом, чтобы немного захватить предыдущий. В местах соединения полос лак быстро растекается, поэтому пятен не образуется. Нельзя использовать слишком густой шеллачный лак, иначе будут образовываться темные полосы. Обработка древесины шеллаком при помощи кисти выполняется точно так же, как и тампоном. Лак наносят в 3 слоя с обязательной промежуточной просушкой. Следуя этим советам, вы с легкостью сможете обработать древесину, не прибегая к помощи специалистов.