Страны курского уезда в 18 веке. Тема XIV

Курский край в XVII веке (первые упоминания о слободе Медвенка)


Социально-экономическое развитие Курской земли в XVII в.

XVII в. - сложное время и для экономического развития страны. После "великого московского разорения", вызванного "смутным временем", медленно, но неуклонно шел процесс возрождения Русской земли как в центре, так и на окраинах. Хозяйственная специализация районов, появление новых посевных культур, запашка целинных земель стимулировали развитие сельского хозяйства.

Появляются первые крупные производства - мануфактуры с применением наемного труда"" работных людей", развивается товарообмен. Экономическое развитие государства укрепляло и его внешнеполитическое положение. Спокойнее становится жизнь в пограничных районах России. С завершением строительства Белгородской укрепленной черты Курск получает больше возможностей для хозяйственного и культурного развития. О количестве населения в городах Курского края можно получить сведения из Росписных книг городов о количестве служилых людей. Так, в 1638 г. в Рыльске насчитывалось служилых людей и простого люда 1964 чел. В Курске на смотру "было явлено" дворян и детей боярских 617 чел., да еще надо добавить 348 чел. их детей, братьев, племянников, зятьев и внучат.23 Новопостроенный город Суджа в 1664/65 гг. насчитывал служилых казаков, мещан и пашенных мужиков 700 чел., причем пашенные мужики преобладали - 533 чел., да еще их детей и других родственников насчитывалось 510 чел.24

До 1675 г. в Курском крае преобладало так называемое сябринное (приборное) землевладение, когда служилые люди "по прибору" (стрельцы, казаки, пушкари) получали за службу земельное вознаграждение. Земля давалась в групповое пользование, делилась по жребию. Приборное землевладение, по сути, было близко к общинному крестьянскому и отличалось от землевладения дворян, которым земли давались "в оклад", как жалованье. Так, царем Алексеем Михайловичем в августе 1670 г. были пожалованы земли курянину Селиверсту Васильевичу Бартеневу в Курском уезде, в Курицком стану.25 После 1675 г., когда Курск перестает быть заказным городом, начинается рост крупного землевладения. С 90-х годов правительство начинает раздавать крупные земельные пожалования. Поместья получают такие сановники, сподвижники Петра I, как Меньшиковы, Шереметевы, Юсуповы, Анненковы. Так, в 1690 г. стольник Никифор Ширков получил жалованную грамоту от Петра I на владение землей в Рыльском уезде, за то, что он поддержал Петра I в его борьбе за престол и в 1689 г., во время стрелецкого бунта, "с великим поспешением" приехал в Троице-Сергиев монастырь и в Александровскую слободу, где "наше государево здоровье сберегал, и в люцких харчах, и в конских кормах имел великую нужду и убытки" (очевидно, Н. Ширков состоял в охране государя).26 В том же 1690 г. царской грамотой были закреплены права на владение землей за братьями Степаном, Филиппом и Василием Кореневыми. Земли, лежащие между реками Крепной и Снагостью, ныне относятся к Кореневскому району с райцентром Коренево.

Крупные земельные владения были и у монастырей. Так, царь Федор Алексеевич пожаловал в июле 1681 г. митрополиту Белгородскому и Обоянскому Михаилу земли в Хотмыжском уезде. Речными угодьями владел Николаевский монастырь в Курском уезде.27

Составной частью жизни курян было развитие ремесел и торговли. В 1639 г. в Курске было 27 кузниц, 86 лавок, 16 полок, 3 харчевни. В этом же году был учрежден литейный двор, развивались также квасной, соляной промыслы, изготавливались селитра и кирпичи.28 Ремеслом занимался "черный люд" городских слобод, мелкий служилый люд и переехавшие на жительство в Курск "черкасы" (украинцы).

Курский край был и центром торговли, особенно с Украиной и Белоруссией. Сюда приезжали купцы из ближних и дальних городов. Для них в Курске в XVII в. был построен Гостиный двор. После воссоединения Украины с Россией (1654 г.) торговля с украинскими городами активизировалась. В XVII в. под городом у стен монастыря в Коренной пустыни возникла Коренная ярмарка, имевшая такое же общероссийское значение, как Свенская (Брянская) и Макарьевская (Нижегородская) в складывании национального торгового рынка. Торговлей занимались люди посадские, городовые казаки, пушкари, монастырские крестьяне и стрельцы. Дети боярские предпочитали заниматься продажей лошадей.

В Курск приезжали купцы из Могилева, Ярославля, Ельца, Калуги, привозя на продажу кожу, меха, холсты, обувь и ткани, мыло, краски, железные изделия, сельхозпродукты. В свою очередь, и купечество Курской земли готово было выехать с товаром за границу. В 1649 г. рыльский воевода Андрей Солнцев подавал челобитную царю Алексею Михайловичу с просьбой разрешить рыльским купцам торговать хлебом и солью в Литве.29 После создания южной оборонительной линии - Белгородской черты - численность Рыльского гарнизона и его артиллерийская оснащенность уменьшается. Однако Рыльск продолжал оставаться пограничным городом. Через рыльского воеводу и рыльских служилых людей русское правительство продолжало получать важные сведения о Речи Посполитой, татарах, Украине, о ходе там освободительной войны 1648/54 гг., которую вел украинский народ против польской шляхты под руководством гетмана Богдана Хмельницкого. В мае 1650 г. группа рылян во главе с пушкарем В. Хариным побывала в г. Переяславле и узнала, что Б. Хмельницкий отказался от предложения польского короля выступить против Русского государства. После воссоединения Украины с Россией в 1654 г. через Рыльск направлялось продовольствие и войска для оказания помощи Украине в ее борьбе с польской и турко-татарской агрессией.

Через Рыльск осуществлялись торгово-экономические связи русского и украинского народов. Русское правительство содействовало этому. По его указу в Рыльске и Путивле были построены гостиные дворы. Для охраны торговых гостей с Украины и их товаров выделялись стрельцы.

Курский край был связующим звеном между Россией и Украиной и в области культуры. Из Украины через Рыльск в Москву посылались книги и другие предметы духовной культуры украинского народа. Так, например, в 1630 г. рыльский воевода О. Щербатов выслал из Рыльска в Москву книги, напечатанные в украинских типографиях.

В XVII в. Курский край активно заселялся украинцами, бежавшими от гнета польской шляхты. Русский народ открыл границы своего государства братскому украинскому народу. Переселенцам отводились участки земли и выделялась помощь потерявшим имущество. Переселенцы предпочитали селиться слободами. Так, в это время появилась и слобода Медвенка, жители которой и по сей день считают, что их прапрадеды переселились из-под Белой Церкви с Украины. И сегодня в этих местах преобладает украинская речь, перемешанная с русской.

В Писцовой книге Путивльского уезда за 1698 г. нашим земляком, историком, академиком Н.М. Дружининым, обнаружена схема расположения сторожевых застав. Там, в среднем течении р. Реут, притока Сейма, помечена сторожевая застава "Кастро". Название, очевидно, произошло от того, что сторожевые посты жгли костры. И по сей день это древнее село Курского края сохранило свое название, сегодня это село 2-е Касторное Большесолдатского района.

В связи со строительством Белгородской засечной черты в Курском крае появляются новые слободы и города-крепости. Так, по указу царя Алексея Михайловича в 1664 г. был построен город Суджа. Однако люди жили в этих местах задолго до середины XVII в. Название свое Суджа получила, очевидно, еще во времена монголо-татарского нашествия на русь Батыя. Су означает - вода, джа - место: "водяное место". Суджа была у татар укрепленным пунктом, почтовой станцией и административным центром. В "Топографическом описании Курской губернии", сделанном в XVIII в. местным краеведом и топографом И. Башиловым, отмечалось, что новопостроенный город Суджа был населен по приказу Алексея Михайловича "вышедшими из разных малороссийских и из-за Днепра городов казаками и вольными малороссиянами". Сам указ не сохранился, но из "Отказных дел" Белгородской губернии известно, что в 1664 г. в Суджу был послан дьяк Герасим Семенович Рагозин, назначенный воеводой города. Ему поручили составить описание пахотных и непахотных земель, лесов и других угодий. К тому времени в городе с пятью слободами было уже 182 двора и 1380 жителей.

Суджа приобрела подобие настоящей крепости. Сам город состоял из малого городка (30х30 сажень), обнесенного рвом, и большого города, окруженного высокой стеной, с 4 башнями проездными и 10 непроездными башнями, служившими для украшения города и придания ему вида сильной крепости. Из трех башен большого города вели тайные сходы к реке Судже и к Гусиному болоту.

Вокруг Суджи, а также в районе городов Сумы, Лебедин, Харьков, Мирополье строятся многочисленные слободы и из переселенцев, и людьми служилыми. Так, по соседству возникают слободы Большое Солдатское, Сторожевое, Казацкое, Белая слобода. Эта территория получила название Слободской Украины России. Она не входила в состав других губерний и имела особое подчинение. Здесь было сформировано 6 казачьих полков, которые несли не только военную службу по охране границ, но и осуществляли административную власть на местах. Из всех городов только Суджа и Сумы входили в состав слободских полков. К 1652 г. относится создание Сумского полка. Суджа стала его сотенным местом.

Московские власти неустанно следили за боевым состоянием сторожевых эродов, требуя от воевод подробных описей. И вторая половина XVII в. оставалась для пограничных сторожевых городов Курского края временем неспокойным.

Курский край в истории Отечества. Под ред. Л.С. Полнера; Курский государственный технический университет. К.. 1996.

Книга раскрывает интересные страницы истории Курского края - древнейшей части земли Русской.

На основе большого фактического материала, извлеченного из документов Госархива области, публикаций краеведов, другой литературы по истории родного края, авторы дают своеобразную летопись соловьиного края со времен первых поселений на его территории и до событий современной истории конца XX века.

В непосредственной связи с историей России авторы рассматривают роль земли Курской в истории, Древнерусского государства и Московского царства, как пограничного форпоста в борьбе с внешними врагами. С точки зрения методологии обшецивилизационных ценностей авторы анализируют причины "смутного времени", социальных бунтов и революций в российской глубинке. Впервые приводятся факты о необоснованных репрессиях в 30-е годы. Особое внимание уделено участию курян в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В книгу вошли рассказы о знаменитых курянах, внесших весомый вклад в историю, культуру, науку и духовную жизнь России, приводятся малоизвестные исторические факты обретения чудотворной иконы Знаменской Божией Матери, о житиях святых преподобных Феодосия Печорского и Серафима Саровского, о гражданских подвигах картографа А.И. Мезенцева, астронома-самоучки Ф.А. Семенова, исследователя Аляски Григория Ше^гихова и певицы Надежды Плевицкой. В книге раскрывается история памятников культуры и архитектуры края.

Издание адресовано всем, кто интересуется отечественной историей. Оно является хорошим учебным пособием для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей и студентов вузов по изучению истории Курского края.

Ответственный редактор: кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Курского государственного технического университета Г.А. Чурилова.

Рецензенты: кандидат исторических наук, доцент Н.А. Постников: кандидат исторических наук, доцент Н.А. Арепьев.

Ректорат и авторский коллектив кафедры истории Курского государственного технического университета выражает благодарность нашему выпускнику - директору фирмы «АДТ» Николаю Николаевичу Финошину за оказанную помощь в издании книги.
ISBN 5-230-06857-4
050ЮООООО-03
И ------------
х94(03)-96

© Курский государственный технический университет, 1996 г.

Авторский коллектив: канд. ист. наук Чурилова Г.А. (введение,
I, II, III, IV, VI главы); канд. ист. наук Салтык Г.А.
(V, VII главы); канд. ист. наук Яценко В.В. (VIII. IX
главы); канд. ист. наук Авилова Н.Л.;
Стрелков А. Т. (X глава).

Редактор А.С. Бойцова
Позиция плана № 3. 96

Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 020280 от 13.11.91
Подписано в печать 18.01.96г. Формат 60х90 1/16.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 13,0. Зак. 2756. Тир. 3000.

Курский государственный технический университет.
Адрес университета: 305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94.

Отпечатано с готовых фотоформ в ГУИПП «Курск».

Культурная жизнь Курского края во многом определялась уровнем развития культуры губернского города. Курск, расположенный в живописном месте, окруженный садами и холмистыми окрестностями, представлялся современникам красивым городом. На месте старой крепости находился Знаменский мужской монастырь, окруженный крутым обрывом и валом с подвесным мостом. В него упиралась главная улица - Московская дорога. Городские слободы располагались вокруг церквей. После большого пожара в августе 1781 г. был составлен новый план города, который в 1782 г. утвердила сама Екатерина II. План предусматривал центральное место отдать под торговые ряды и купеческие лавки, городская беднота должна была переселиться на окраины. Город делился на четыре части: Городскую /центр города/, Закурную /между Куром и Тускарью/, Стрелецкую и Пушкарную слободы. В городских кварталах было свое деление: на "каменные" или "деревянные". Две главные улицы Московская и Херсонская /ныне ул. Ленина и Дзержинского/ проходили через город к Белгородской дороге. Центральная площадь получила название Красной, здесь располагались гостиные торговые ряды. Улицы часто носили имена купцов /Слядневская, Чикинская, Золотаревская, Первышевская/ и упирались в церковь, которых в городе было *19.

В процессе перепланировки города изменился и внешний вид Знаменского мужского монастыря. В 1788 г. снесли Воскресенский собор, в 1792 г. - Пятницкую церковь. В Свято-Троицком женском монастыре во времена азовских походов Петра I появляется церковь Живоначальныя Троицы /ныне угол ул. Бебеля и Володарского/. В????-1780 гг. церковь украшается лепниной. Женскому Троицкому монастырю принадлежала и Троицкая /нижняя/ церковь /ныне ул.Гайдара, 13/. Построенная в 1734 г., она имела два этажа, большой купол, колокольню, окна с красивыми наличниками были прорезаны в полукружье купольного барабана.

В 1778 г. был построен один из самых красивых соборов города - кафедральный Казанский собор на Сергиевской улице /ныне ул. Горького/. Собор был построен по проекту знаменитого архитектора Растрелли или его учеников стараниями купца Первышева в честь преподобного Сергия Радонежского и Казанской Божией Матери. Предание рассказывает, что задолго до середины XVIII в. на посадской улице находился деревянный храм во имя Преподобного Сергия.Радонежского, идейного вдохновителя единения и собирания русских земель в XIV вв. В церкви находился и список почитаемой на Руси иконы Казанской Божией Матери, считающейся охранительницей России от врагов с востока. Во время пожара 1751 г. Сергиевский храм сгорел. Прихожане, расчищая пепел, обнаружили совершенно не тронутую огнем икону Казанской Божией Матери. Жители увидели в этом особое предуказание Пресвятой Богородицы и решили построить в ее честь каменный храм. Средства на постройку были собраны среди прихожан, особенно большой вклад сделал курский купец Карп Первышев.

Подряд на строительство взял другой курский купец Машнин, в семье которого РОДИЛСЯ мальчик, ставший впоследствии одним из наиболее почитаемых на Руси святых, - Серафим Саровский . А свое благословение дал на постройку храма и лично освятил место епископ Белгородский и Обоянский, в будущем известный всей России белгородский чудотворец святитель Иосаф. По завещанию Исидора Машнина строительство собора после его смерти завершила супруга купца Агафья.

Более четверти века /1752-1778 гг./ строился Троице-Сергиевский собор. Нижний /будничный/ храм был освящен в 1762 г. в честь преподобного Сергия Радонежского. Верхний этаж освящен в 1778 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. По богатству убранства Троице-Сергиевский кафедральный собор не имеет себе равных в Курской епархии.

На месте Божедомского монастыря в 1768 г. была возведена Ильинская церковь, славившаяся красотой своего убранства и прекрасным хором певчих. К 1752 г. относится постройка Введенского храма /расположен по ул. Дубровинского, рядом с ж.-д. больницей/. В 1767 г. был возведен Михайловский храм /ул. К.Либкнехта/.

Старейшим памятником городской архитектуры является здание, расположенное на ул. Пионеров, 6. Оно известно в Курске как "палаты воевод Ромодановских" , хотя последние исследования краеведов относят это здание к середине XVIII в., называя его первого владельца - купца Семена Хлопонина. Здание обращает на себя внимание своеобразно оформленным крыльцом в виде четырехугольной башенки - теремка, примкнувшей к главному фасаду. Два нижних этажа башенки представляют собой открытые террасы с восьмиугольными фигурными столбами по углам. Дом производит впечатление своеобразной крепости. За период Советской власти это здание принадлежало различным организациям, в нем устраивался склад. Памятник архитектуры нуждается в серьезной реставрации.*37

Светская архитектура XVIII в. представлена также зданием городской больницы № 1, так называемым "домом с колоннами" или "домом Денисьева" , расположенным на углу ул. Садовой и Семеновской. Здание предназначалось для благородного училища, потом было преобразовано в госпиталь, а затем в 60-х годах XIX в. отдано под земскую больницу. Краеведы утверждают, что помещику Денисьеву принадлежал соседний дом /по ул. Димитрова, б/, имеющий два этажа и 15 окон по фасаду. В настоящее время здесь расположен кожный диспансер. *38

Проезд Екатерины II через Курск был ознаменован постройкой в 1787 г. Херсонских триумфальных ворот , представлявших собой каменные столбы, выкрашенные под мрамор, с фигурами ангелов наверху. В четырех саженях далее были построены 4 каменные пирамиды с позолоченными шарами на вершине. Еще далее, в поле, находились 2 высокие пирамиды и каменные будки. Все строение обошлось городской казне более чем в 2 тыс. рублей.39

В старинном селе Ивановское Рыльского района сохранился памятник архитектуры XVIII в. - палаты гетмана Мазепы . В непосредственной близости к ним находится и дворцово-парковый ансамбль XIX в. "Марьино" . Сооружение палат гетмана Мазепы связано с воссоединением Украины с Россией в 1654 г. и массовым расселением украинцев на пустующих землях юга России в Рыльском, Льговском и Путивльском уездах Курской губернии. В течение многих лет Мазепа добивался приобретения в этих краях земельных угодий. Только 13 декабря 1703 г. они были пожалованы Мазепе Петром. I. В те времена и были основаны селения Ивановское, Степановка и Мазеповка, названные так по имени, отчеству и фамилии гетмана. Одновременно возникли Амонь, Обуховка, Крупец, Гапоново, Коренево и другие селения. Самым крупным из них было Ивановское.

В нем Мазепа построил свою усадьбу. Возведение усадьбы связывают с именем зодчего Осипа Старцева, которого Петр I послал к Мазепе для постройки Братского и Николаевского соборов в Киеве.

Палаты Мазепы возвышались в центральной части села, посередине большого двора, обнесенного кирпичной стеной и обсаженного деревьями. Господский двор был застроен каменными и деревянными зданиями и служебными помещениями. Перед усадьбой располагалась большая площадь, к которой сходились сельские улицы. На площади находилась церковь. Позади усадебного двора располагался небольшой регулярный парк и фруктовый сад с выкопанными прудами.

Большую выразительность зданию придавали парные колонны, выступающие на три четверти из плоскости стен, а также наличники, обрамляющие все окна здания. Здание имеет своеобразный выразительный скульптурный облик.

Судьба замечательного памятника гражданской архитектуры тесно связана с историей России XVIII в. После того, как в 1709 г. русские войска разгромили шведов под Полтавой, изменник Мазепа бежал за границу. Петр I конфисковал все поместья, принадлежавшие гетману, и пожаловал их своему ближайшему сподвижнику, светлейшему князю Александру Даниловичу Меньшикову. После смерти Петра I Меньшиков попал в опалу, его земли в Курской губернии были конфискованы и приписаны к поместьям первой жены Петра I Евдокии Лопухиной. После ее смерти земли попали в государственную казну, а затем императрица Анна Иоанновна пожаловала их вице-адмиралу флота М.Ф.Головину. Его внучка Екатерина вышла замуж за князя Ивана Сергеевича Барятинского, которому и принесла курские имения в качестве приданого.

Курские имения гетмана Мазепы перешли, таким образом, во владения древнего рода князей Барятинских. Иван Сергеевич Барятинский участвовал во дворцовом перевороте 1762 г., когда вместе с графом Алексеем Орловым и группой гвардейских офицеров помог взойти на престол Екатерине II. Впоследствии он был назначен русским послом в Англию. Возрождение усадьбы Мазепы будет связано с именем его сына И.И. Барятинского и/ начнется в XIX в. 40

На Курской земле издревле была сильна тяга к духовной культуре, к образованию. В 1782 г. среди курских купцов грамотных было 48%, среди мещан -26%, среди посадских - 37%. 41 В 1783 г. для благородного юношества Курской и Орловской губерний было открыто училище, которое в ходе школьной реформы в 1786 г. было преобразовано в Главное народное училище. Для него было выстроено новое здание /ныне - корпуса электроаппаратного завода/. На Херсонской улице находилось 2-х классное Малое народное училище.

В уездном Рыльске кроме двух приходских школ имелась и начальная школа повышенного типа. Это одно из старейших учебных заведений Курского края было основано в 1787 г. Оно имело двухлетний курс обучения и называлось Малым народным училищем. Кроме того, в Рыльске имелось духовное училище, при монастыре. Позднее духовное училище было переведено в город.

В 1792 г. Курским приказом общественного призрения была основана типография. Характерной особенностью курского книгопечатания этого периода было издание книг художественной литературы, в том числе написанных и курскими авторами. Источником вдохновения для курских писателей зачастую служила неиссякаемая фольклорная стихия. Этот факт отражен и в "Топографическом описании Курского наместничества", сделанном в 1785 г. курским землемером и краеведом И.Башиловым, где отмечалось, что жители края "небылицы и сказки содержат в отличном замечании". Курские учителя и образованные чиновники и составляли ядро курских писателей конца XVIII в.

Интерес к литературе прививал и театр. У ряда курских помещиков существовали свои крепостные театры. В одном из них, принадлежавшем графу Волькенштейну, начал выступать будущий великий русский актер Михаил Семенович Щепкин. В 1792 г. начал работать профессиональный театр братьев Барсовых .

В самом конце 90-х годов XVIII в. Курск стал пристанищем признанного и известного в России белорусского поэта Ипполита Федоровича Богдановича /1723 - 1803 гг./, переехавшего в Курск в 1798 г. Он - автор известной поэмы "Душенька" /вольное переложение романа Ж. Лафонтена "Любовь Психеи и Купидона", стилизованное под народные сказки/. Обласканный при дворе Екатерины II, действительный член Российской Академии, И.Ф. Богданович вышел в отставку при Павле I и поселился в Курске, на окраине, в доме обедневшей дворянской семьи на углу ул.Троицкой и Пастуховской /ныне - ул. Пионеров и Белинского, дом не сохранился/. Высокообразованный и общительный, Богданович пользовался уважением среди горожан, снабжал любителей книгами из своей библиотеки, принял участие в судьбе 15-летнего актера Михаила Щепкина .

В XVIII в. Курская земля дает России еще одного святого - преподобного Серафима Саровского, одного из самых почитаемых на Руси святых, чудотворца и пророка. Серафим Саровский, в миру Прохор Исидорович Машнин /1758- 1838 гг./ происходил из богатой купеческой семьи, проживавшей по ул. Можаевской, 13, рядом с Троице-Сергиевским собором. В 17 лет Прохор Машнин решил стать монахом, служил в Саровской пустыни, а затем удалился в пустынную келью в сосновом лесу, где пробыл много лет. Преподобному Серафиму было явление Пречистой Богородицы, повелевшей ему принимать всех людей без исключения для исцеления и спасения их душ.

Преподобный Серафим стал источником исцеления, утешения и наставления для всей Руси. Удивляют слова, с которыми он встречал каждого посетителя: "Радость моя! Сокровище мое! Христосе Воскресе!", хотя в день приходили к нему сотни людей. Сбываются и пророчества Серафима Саровского о будущем России. В 1903 г. преподобный Серафим Саровский был причислен Русской православной церковью к лику святых. В 20-х годах мощи преподобного Серафима Саровского были конфискованы представителями Советской власти, и след их потерян. Только в 1990 г. мощи святого были обнаружены в запасниках одного из ленинградских музеев. В 1991 г. мощи были торжественно перенесены в Троицкий собор Серафимо-Дивеевского женского монастыря. В Курском кафедральном Троице-Сергиевском соборе один из приделов храма посвящен преподобному Серафиму Саровскому.

В истории культуры Курского края оставил свой след и епископ Белгородский и Обоянский святитель Иосаф, в миру Иоаким Горленко, родом из Полтавской губернии /1705 -1755 гг./. Возглавляя с 1748 г. Белгородскую и Обоянскую епархию, окраину русского государства, населенную как русскими, так и украинцами, святитель Иосаф много сделал для духовного, нравственного воспитания жителей этого края, для укрепления здесь твердых устоев православной веры. Ведя сам аскетический образ жизни, святитель Иосаф сурово наказывал и нерадивых священников, и строптивых прихожан, пренебрегавших постами, таинствами святого причастия и другими церковными обрядами. Ему удалось сделать оседлыми и многих цыган, кочевавших по Слободской Украине. Он боролся и против всяких гаданий, наговоров, приворотов, широко бытовавших в епархии того времени. Он повелел священникам по воскресеньям в конце литургии учить прихожан самым главным молитвам. Он всячески заботился об укреплении христианской семьи, много помогал бедным и обездоленным. После кончины святителя тело его оказалось нетленным. Известно, что тело его было предано земле /захоронено в склепе в юго-западной части Белгородского Троицкого собора/ спустя три месяца после смерти. Церковные документы свидетельствуют о множестве исцелений больных от прикосновения к раке святителя Иосафа. Белгородцы считают святым то место на горе над городом, где в мае 1754 г. в последний раз стоял святитель Иосаф и осенил крестным знамением город. В 1915 г. по разрешению курского архиепископа Тихона на Харьковской горе, на этом святом месте, был установлен крест-памятник в честь святителя Иосафа.

Духовным подвигам святых Серафима Саровского и святителя Иосафа созвучен и гражданский подвиг курского купца Ивана Ивановича Голикова /1735 -1801 гг./, посвятившего всю жизнь изучению и описанию деяний Петра Великого.

Им было составлено 30 томов "Деяний Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранных из достоверных источников и расположенных по годам". Голиков использовал для этой работы более 2 тыс. писем Петра I, а также многочисленные документы. Екатерина II позволила ему работать с документами государственных архивов. Кроме того, И.И. Голиковым были также составлены жизнеописания любимцев Петра I - Ф. Лефорта и П. Гордона. Он собрал много анекдотов /т.е. исторических фактов/ о Петре Великом.

XVIII век положил начало историческому краеведению. Курский губернский землемер и краевед И. Башилов в "Описании Курского наместничества" в 1785 г. дал подробное описание административного устройства губернского города Курска и уездных городов, описание ярмарок и торговли, развития экономики Курского края, описал обычаи и нравы населения Курского края.

Имя нашего земляка, отважного морехода Григория Ивановича Шелихова /1747 - 1795 гг./ прославлено исследованиями и открытиями на Тихом океане. Г.И. Шелихов происходит из старинного рода рыльских купцов, упоминавшихся еще в 1621 г., при царе Михаиле Романовиче. С 11 лет мальчик уже был приобщен к торговому делу.

В середине XVIII в. Россия полнилась слухами о несметных пушных богатствах далеких Алеутских островов, куда после знаменитого плавания В. Беринга и В. Чирикова устремились русские промышленники и торговцы. Сибирские купцы получали огромные прибыли. В 1773 г. молодой Шелихов отправляется в Далекий Иркутск с рекомендательным письмом к купцу Ивану Ларионовичу Голикову, державшему там питейный откуп. На службе у него Г. Шелихов приобрел коммерческий опыт, побывал во многих городах Сибири. С 1776 г. Шелихов развернул кипучую деятельность в портах Охотского моря, свел множество по лезных знакомств. Так, вместе с богатым охотским купцом Лебедевым-Ласточкиным они решили отправить экспедицию к Курильским и Японским островам.

Местные власти обещали свою поддержку. Экспедиция должна была также обследовать недра островов, определить места, удобные для постройки крепостей, и завязать через местных жителей торговые отношения с Японией. Экспедиция была удачной, и вскоре, в 1778 г., была снаряжена новая экспедиция, однако сильное землетрясение помешало дальнейшей работе. Шелихов, выйдя из кампании, решил заняться пушным промыслом на Алеутских островах. Экспедиции были удачными, однако Г. Шелихов первым из русских промышленников понял, что пора создавать мощные компании с крупным капиталом, способным не только приносить прибыль, но и защитить экономические и государственные интересы России на Дальнем Востоке.

На собственной верфи в Охотске Шелихов построил три судна: "Три святителя", "Симеон и Анна" и "Св. Михаил" и сам отправился к берегам далекой Америки. С большими трудностями русские мореходы подошли к острову Кадьяку и высадились там. Эта экспедиция положила начало заселению Аляски и Калифорнии русскими. Шелихову принадлежит мировое первенство в описании флоры, фауны и населения Аляски. Цель своего пребывания в Русской Америке Шелихов видел в освоении этих земель и присоединении их к России. Там рубились крепости, создавались поселения русских людей. В 1789 г. Шелихов был милостиво принят Екатериной II, награжден шпагой, осыпанной бриллиантами и грамотой. Однако императрица отвергла его грандиозные планы по освоению побережья Ледовитого океана и кругосветного плавания. В 1794 г. Г. Шелихов из множества своих разрозненных компаний учреждает одну мощную, впоследствии ставшую Русско-Американской компанией, проводившую политику Российского государства в этом регионе.

Смерть помешала талантливому предпринимателю и мореходу осуществить многое из задуманного. Прожив 48 лет, он был похоронен в Иркутске. На его могиле был воздвигнут памятник со стихами Г. Державина, И. Дмитриева. Перед смертью Шелихов завещал городу Рыльску 30 тыс. рублей для постройки Воскресенской церкви и устройства госпиталя. Имя Г. Шелихова увековечено на географической карте мира. Его именем названы залив в Охотском море, пролив между островом Кадьяк и Аляской, одно из крупнейших озер Аляски. Недалеко от Иркутска вырос город Шелихов. Потомкам осталась и книга, написанная самим Г. Шелиховым о своих путешествиях.

На родине Г. Шелихова в Рыльске был открыт памятник в 1903 г., его имя носят улица и школа № 1.

Библиографический список:
  1. Ключевский В.0. Соч. Т. IV. С. 184.
  2. Из истории Курского края. Сборник документов и материалов. Воронеж. 1965. С. 99.
  3. Там же. С. 101.
  4. Там же. С. 101.
  5. Там же. С. 103.
  6. Там же. С.102.
  7. Там же. С. 103-104.
  8. Там же. С. 105.
  9. Там же. С. 110-112.
  10. Там же. С.108.
  11. Там же. С. 164-166.
  12. Там же. С. 169-170.
  13. Там же. С. 170-172.
  14. Там же. С. 172-179.
  15. Там же. С. 179-184.
  16. Там же. С. 184-186.
  17. Там же. С. 187-192.
  18. Там же. С. 120.
  19. Там же. С. 115-116.
  20. Курск. Очерки истории города.- Воронеж. 1968. С. 55.
  21. Там же. С. 55.
  22. Из истории Курского края. С. 120.
  23. Курск. Очерки истории города. С. 46-47.
  24. Там же. С. 58.
  25. Из истории Курского края. С. 151.
  26. Курская правда. 1994. 24 сентября.
  27. Там же. С. 143-150.
  28. Курск.. Очерки истории города. С. 47.
  29. Там же. С. 52.
  30. Бугров Ю-А. Курские встречи. - Воронеж. 1991. С. 137.
  31. Курск. Очерки истории города. С. 54.
  32. Из истории Курского края. С. 167.
  33. Дугинов В. Дмитриев-на-Свапе. Из истории северо-запада Курского края -Дмитриев. 1995. С. 30.
  34. Данные взяты из фондов краеведческого музея п. Тим.
  35. Данные взяты из фондов краеведческого музея п. Горшечное.
  36. Подробнее см.: Лащенков И. Летопись Курского кафедрального Казанско-Богородицкого собора. 1896; Литошенко Л^А. Курский кафедральный Сергиево-Казанский собор - архитектурный памятник XVIII в. - Курск. 1970: Платонов И. Курский кафедральный собор как памятник молитв святителя Иосафа белгородского чудотворца - Курск. 1911.
  37. Подробнее см.: Голобокова Г. Дом купца Хлопонина//Летопись- Курск. 1991. В. 3. С. 8; Степанов В. Биография старого дома/"/Молодая гвардия. 1990. С. 3; Страницы истории города Курска - Курск. 1981.
  38. Дом был строг. //Городские известия. 1990. С.5.
  39. Бугров Ю.А. Указ соч. С. 137.
  40. Подробнее см.: Федоров С.И. Архитектурные очерки Курского края. - Воронеж, 1982; Федоров С. И. Палаты Мазепы в селе Ивановском. Дворцово-парковый ансамбль "Марьино" - Воронеж. 1982.
  41. Курск. Очерки истории города. С. 68.
  42. Бугров Ю.А. Указ соч. С. 13-18.
  43. Подробнее см.: Куряне - выдающиеся деятели науки и техники - Курск. 1950: Просецкий В. Ры.гьск. - Воронеж 1977; Адамов А.Г. Г.И. Шелихов - М. 1952; Гордость земли Русской. Сборник очерков о знаменитых земляках -Курск. 1992.

    Курск – древний русский город: страницы истории курской земли, накопление культурных ценностей в нашем крае и их утраты.

    Выдающиеся деятели культуры – уроженцы Курска и его округа.

    Памятникиисториии культуры в современном Курске.

    Курские сюжеты в отечественной литературе и искусстве.

Литература

Бугров Ю.А. Курские встречи. - Воронеж, 1991.

Зорин А.В., Раздорский А.И., Щавелев С.П. Курск. История города от Средневековья к Новому времени: X–XVII века. - Курск, 1999.

История и современность Курского края. - Курск, 1998.

Курск: Краеведческий словарь-справочник. - Курск, 1997.

Курские тетради. Курск и куряне глазами ученых. Тетради 1–4. - Курск, 1997–2002.

Левченко В., Грива Т. Встреча с Курском. Путеводитель-справочник. - Курск, 1993.

Липкинг Ю.А. Кудеяров стан. Сварожье племя. - Воронеж, 1965.

Стародубцев Г.Ю., Щавелев С.П. Историки Курского края. Биографический словарь. - Курск, 1998.

Страницы истории города Курска. Важнейшие события и даты с древнейших времен до наших дней. - Воронеж, 1981.

Федоров С.И. Архитектурные очерки Курского края. - Воронеж, 1982.

Холодова Е.В. Усадьбы Курской губернии. Историко-архитектурные очерки. - Курск, 1997.

Щавелев С.П. Первооткрыватели курских древностей. Очерки истории археологического изучения южнорусского края. Вып. 1–3. - Курск, 1991–2002.

Тематика рефератов и докладов

Летописные северяне в Курском Посеймье и их культура.

Курск и куряне на страницах русских летописей.

Феодосий Печерский: курские страницы его «Жития» и основание Киево-Печерской обители.

«Куряне – опытные воины...»: курские страницы «Слова о полку Игореве».

Старейшие храмы города Курска.

Природные заповедники Курского края.

Коренная икона Знамения Божьей матери в легендах и истории края.

Коренная пустынь и другие монастыри Курской округи.

Усадебная архитектура Курской губернии.

Куряне в истории отечественной науки и литературы.

Традиции медицины и здравоохранения Курского края.

Археологические раскопки в историческом центре современного города Курска и его ближайшей округи позволили установить, что на высоком мысу у впадения ручья Кур в р. Тускарь в IX–X вв. существовало одно из многих поселений славян объединения «Север», что, согласно летописи, «сели по Десне, Суле и Сейму». Судя по ряду признаков, то был не рядовой поселок, а один из центров своего культурно-исторического региона – поречья Сейма. Когда в начале XI в. этот район окончательно перешел под власть Руси и киевские князья Рюриковичи, Ярослав и Мстислав Владимировичи, направили сюда своего представителя-посадника, тот избрал для своей резиденции именно Курск. Его первое упоминание в письменных источниках («Житие Феодосия Печерского») относится к началу 1030-х гг. и рисует картину полноценного по средневековым меркам города – с рынками, церквами, хоромами «властелина», школами, ремесленными мастерскими, воинским гарнизоном. Политическая значимость Курска росла на протяжении XII–XIII вв. и к моменту татаро-монгольского нашествия Курское княжество на равных конкурировало со своими сюзеренами – Черниговом, Переяславлем, Новгородом-Северским.

Монгольские завоеватели, сокрушив большинство городов и сел Южной Руси, Курск пощадили. Однако роль политического центра он на время утратил. Его округа на сто с лишним лет перешла под власть Золотой Орды, а с ее упадком, в XV в. сюда простерлись границы Великого княжества Литовского. В XVI в. в борьбу за эти земли включается крепнувшая Московская Русь. В 1596 г. в Курске возводится крепость Московского государства и этот край окончательно возвращается в состав России.

Утратив в началу XVIII в. свою пограничную с Диким Полем роль, Курск в Новое время превратился в довольно типичный для глубинной России провинциальный центр, дворянско-купеческо-мещанский по составу жителей, со своими достоинствами и недостатками в культурном отношении. Архитектурную панораму города организовывали храмовые здания – Знаменский и Сергиево-Казанский соборы, Верхняя и Нижняя Троицкие церкви, Всехсвятская церковь на Херсонском кладбище, Никитинский храм и некрополь; здания католического костела и лютеранской кирхи (теперь областная прокуратура); многие другие. Из памятников светской архитектуры сохранились до наших дней так называемые «палаты воевод Ромодановских» (где ныне располагается Курский музей археологии), бывший дома архиерея (областной краеведческий музей), губернатора (городская больница), здание дворянского собрания (гарнизонный Дом офицеров), дворянский театр (кинотеатр имени М.С. Щепкина), губернская управа (бывший дворец пионеров), Народный дом (филармония). Мало-мальски благоустроенный и архитектурно выразительный центр города и ныне прямо соседствует с окраинами, застроенными по-деревенски (бывшие пригороды-слободы – Казацкая, Стрелецкая, Ямская), промышленными и «спальными» районами типовой многоэтажной постройки.

На пространствах Курской губернии (куда до революции входили, кроме нынешних районов, еще Белгородский, Путивльский уезды) роскошные усадьбы дворянской аристократии (Марьино князей Барятинских, Моква графов Нелидовых, Воробьевка А.А. Фета и т.п.) уживались здесь с более скромными имениями, по сути дачами, и с нищими деревеньками. Живописнейшие пейзажи Среднерусской равнины – лесостепь со смешанными рощами и дубравами, пшеничными полями и яблоневыми садами – перемежаются, к сожалению, свалками мусора, эрозионными оврагами и заброшенными постройками бывших колхозов.

Тысячи богомольцев из Курской и других губерний собирал когда-то крестный ход с Коренной иконой Божьей матери из Знаменского монастыря на Красной площади в Коренную пустынь, где эта икона впервые появилась в XVII в. Это событие живописно запечатлено на известной картине И.Е. Репина. Из Курска родом преподобные Феодосий Печерский (1026–1074), основатель русского монашества и Киево-Печерской лавры; Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Машнин, 1758-1838), одни из самых почитаемых среди православных верующих нашей страны ее святых.

В Курске и его округе родились, выросли, жили и работали многие выдающиеся деятели русской науки и культуры. Среди них столь колоритные личности, как Николай Алексеевич Полевой (1796–1846), поначалу курский купец, а затем известный писатель пушкинского круга, издатель журнала «Московский телеграф»; опять-таки местный купец, астроном-самоучка Федор Алексеевич Семенов (1794–1860), чьи труды по солнечным и лунным затмениям получили международное признание; корифей русской сцены Михаил Семенович Щепкин (1788–1863), с которым дружили многие знаменитые современники, включая А.С. Пушкин, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя; знаменитость русской и парижской эстрады певица Надежда Васильевна Плевицкая (1884–1941); медвенский художник Ефим Михайлович Чепцов (1876–1950), которому его учитель И.Е. Репин завещал: «Не пишите Италию, пишите курскую губернию»; выдающийся географ и ботаник, профессор Василий Васильевич Алехин (1882–1946), создатель уникального заповедника «Стрелецкая степь»; ученик И.П. Павлова, также великий физиолог Борис Петрович Бабкин (1877–1950); талантливый хирург, земский врач-подвижник Николай Сергеевич Коротков (1874–1920), изобретатель звукового метода измерения артериального давления, который вошел во врачебную практику во всем мире. Композитор А.П. Бородин приезжал в Курск работать над оперой «Князь Игорь» – по здешней Стрелецкой степи пролегал путь на врагов-половцев ее главного героя. В своем курском имении Воробьевке Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) написал чарующие стихи (цикла «Вечерние огни»). Здесь у него охотно гостили Лев Николаевич Толстой, философ Владимир Сергеевич Соловьев, поэт Яков Петрович Полонский. И в дальнейшем, вплоть до наших дней курская земля не оскудела на художественные, научные таланты.

О различных достижениях курян в науке, литературе и искусстве, о нынешнем состоянии курской культуры более подробно рассказывается в краеведческой литературе, список которой приводится в нашем пособии.