Виды художественных описаний в литературе интерьер. Что такое "интерьер в литературе"

Интерьер в литературе – описание внутреннего убранства помещений, характеризующее его эпоху, социальный статус владельца, его вкусы.

История

Первые элементы интерьера присутствуют уже у Гомера. Одиссей входит во дворец царя Алкиноя, где было «все лучезарно, как на небе светлое солнце иль месяц……/
Медные стены во внутренность шли от порога и были
Сверху увенчаны светлым карнизом лазоревой стали;
Вход затворен был дверями, литыми из чистого злата;»

В средневековых литературах Востока и Запада подобные описания практически отсутствуют. В эпоху Возрождения действия часто происходили в обычных домах. Авторы по-прежнему практически не акцентировали внимание на помещении. Так, Ф.Рабле подробно описывал сферу деятельности своих героев, тщательно рассказал об общественных сооружениях утопического аббатства телемитов, описание залы гораздо короче и ограничивается незначительным упоминанием роскошных ковров и кроватей.

Наибольшую роль интерьер играет в реалистической литературе ХIХ века.

Функции интерьера

В первую очередь, интерьер несет в себе психологическую функцию . Она может быть разнообразной.

Естественно, человек старается окружить себя теми вещами, которые ему нравятся. Например, в «Мёртвых душах» в доме Собакевича много тяжёлых, грубых, громоздких, некрасивых, зато очень прочных вещей. Все предметы, как замечает автор , имели «какое-то странное сходство с хозяином дома». Своеобразным показателем деградации Плюшкина оказывается постепенное опустение его дома, замыкание комнат.

В то же время персонаж может не обращать внимания на окружающую его обстановку. Например, в комнате Обломова вещи не составляли гармоничного целого, чувствовалось, что хозяин просто купил то, что было необходимо, не особенно заботясь о красоте интерьера. Так подчёркивается лень Обломова.

Однако не только персонаж воздействует на интерьер. Часто в произведениях подчеркивается влияние обстановки на персонажа . Бедность Раскольникова тяготит его. Это проявляется в обстановке его комнаты. Автор подчеркивает шкаф, похожий на гроб, и прочие детали, которые влияют на мысли персонажа, вызывая в нем желание скорее выбраться из этого места.

Иногда подробное описание интерьера помогает воссоздать историческую обстановку , особенности и предпочтения героя. В описании интерьера часто присутствует просторечная, диалектная лексика, а также архаизмы и историзмы.

Такая функция тоже является немаловажной для восприятия произведения и отдельных его героев. Даже обобщенное описание домов и их внутренних убранств может охарактеризовать героя.

Интерьер в литературе ХХ века

В литературе ХХ века интерьер всё больше приобретает символические черты . В пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных» лейтмотивом проходят «кремовые шторы», создающие уют в доме Турбиных, который отмечают все, кто приходит к ним. Дом предстаёт спасительным прибежищем во время гражданской войны, здесь как бы останавливается время: стоит ёлка, как это было в дореволюционную эпоху, ведутся философские беседы, играет

Немного коснувшись описаний офисов в нашем и зарубежном кино, мы решили продолжить эту тему, на этот раз обратившись к классической литературе. А чтобы было интереснее возьмем произведения, написанные в разных жанрах.


Наряду с такими комнатами как кухня и спальня, рабочий кабинет занимает важное место в жизни человека. Офисы, рабочие комнаты, кабинеты – их всегда любят обставлять с уютом и комфортом. В жизни люди обустраивают комнату сами или пользуются услугами дизайнеров интерьера, а в фильмах сценаристы и режиссеры продумывают красивую картинку, куда они впишут своего героя – и обычно сочетают цвета мебели и одежды. Что касается авторов литературных произведений, то они вкладывают всю силу в текст, с помощью которого они играют воображением читателя – чем красочнее и точнее описание, тем живее он представляет себе обстановку комнаты в которой обитает герой.




Кабинет Евгения Онегина из одноименного романа


Начнем мы, пожалуй, с одного из великих произведений Александра Сергеевича Пушкина – с романа в стихах «Евгений Онегин». Думаю, очень многие с ним знакомы (ведь каждый второй школьник писал сочинение на тему Онегина, а письмо Татьяны приходилось учить наизусть). В романе идет речь о молодом дворянине Евгении Онегине, живущем в начале XIX века, типичном представителе светской петербургской молодежи. Двадцатичетырехлетний Евгений получил домашнее образование, хорошо изъясняется по-французски, танцует, знает латынь и отлично держит себя в обществе. И, как и у всех светских людей, у него есть дома место, где он пишет стихи, читает, приводит себя в порядок. Его «уединенный кабинет». В нем собраны созданные мастерами Лондона и Парижа вещи, предназначенные «для роскоши, для неги модной» предметы туалета, изящные украшения и приспособления.


«Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые,

И щетки тридцати родов

И для ногтей и для зубов.»


Во времена Пушкина очень большое внимание уделялось внешности и одежде, уходу за волосами, кожей рук и маникюру. Все мужчины и женщины, вхожие в свет, половину своего времени проводили в своих уединенных кабинетах, приводя себя в порядок.


«Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей.»


Итак, кабинет Онегина – это скорее туалетная комната, чем рабочий кабинет.


Комната Ильи Ильича Обломова


А теперь заглянем в комнату-кабинет к другому представителю петербургского общества, Илье Ильичу Обломову, живущему в середине XIX века. Роман Ивана Александровича Гончарова написан очень интересно, обильно украшен образами и историями о русских людях, их быте и жизни.

Роман рассказывает о жизни Обломова, человека дворянского рода. Он живет в Петербурге в двух комнатах, предоставленных ему родителями. Гончаров очень подробно описал комнату Обломова, которая является и спальней, и кабинетом, и приемной.


«Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей».


Но присмотревшись повнимательнее, можно было заметить, что на всех предметах интерьера лежит налет неухоженности и заброшенности.

«По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки».


В общем, кабинет-спальню Обломова мы вряд ли сочтем за образец для подражания.


Гостиная помещика Собакевича


Перенесемся в российскую глубинку, в дом помещика Собакевича. «Мёртвые ду?ши» - произведение русского писателя Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэма. В центре повествования крепостническая Русь, страна в которой вся земля и простой народ принадлежали правящему дворянскому классу. В своей поэме Гоголь создал целую галерею русских помещиков, составляющую основную часть дворянства. И мы вместе с Чичиковым нанесем визит одному из них – помещику Собакевичу. «Он был похож на средней величины медведя»,- пишет о нем Гоголь. Он прямолинеен, достаточно груб и никому и ни во что не верит.


Гостиная сплошь усыпана картинами, изображавшими молодых греческих полководцев и богинь. «Возле Бобелины (греческой богини), у самого окна, висела клетка, из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками, очень похожий тоже на Собакевича». Все, что находилось в комнате, было прочно, неуклюже и имело сходство с хозяином дома. В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства.


Характер помещика передается его вещам, все, что окружает его, похоже на Собакевича.


Кабинет владельца магазина «Дамское счастье» Октава Муре


А теперь обратимся к иностранным произведениям и заглянем в кабинет владельца магазина новинок «Дамское счастье» Октава Муре в Париже. Знаменитый французский писатель-романист Эмиль Золя писал свои романы в стиле «натурализма». «Дамское счастье» – книга о Франции конца XIX века, действие происходит во времена бурного роста крупных предприятий. Это история двух людей – юной девушки, приехавшей в Париж искать работу, и молодом предпринимателе Октаве Муре, который, развивает свой магазин.


Рабочий кабинет Октава Муре описывается в романе кратко. Большой просторный кабинет, обтянутый зеленым репсом – плотной тонкой тканью с горизонтальными или вертикальными линиями. Рабочий офис делового мужчины, без излишеств. «В обширном кабинете, обставленном дубовой мебелью с зеленой репсовой обивкой, единственным украшением был портрет той самой г-жи Эдуэн». (Г-жа Эдуэн – погибшая жена Октава Муре). Из мебели – только нужные для бумаг шкафы, конторка – высокий письменный стол с наклонной доской, за которым работают стоя или сидя на высоком стуле. А на тумбе канцелярские принадлежности для подписания деловых бумаг и бювар – удобная настольная папка с писчей бумагой и конвертами.


Кают-компания капитана Врунгеля


А как же выглядит кают-компания прославленного морского волка капитана Врунгеля?


Приключения капитана Врунгеля – юмористическая повесть написанная Андреем Сергеевичем Некрасовым. Повествует она о путешествии вокруг света на яхте под названием «Беда». Рассказал ее своему студенту сам Врунгель, когда простыл и сидел дома в своей каюте-комнате.


Как и положено, комната морского волка заставлена морскими трофеями и инструментами.

«Небрежно брошенный сверток карт наполовину закрывал сушеный акулий плавник. На полу вместо ковра распласталась моржовая шкура с головой и с клыками, в углу валялся адмиралтейский якорь с двумя смычками ржавой цепи, на стене висел кривой меч, а рядом с ним - зверобойный гарпун». На столе прекрасная модель яхты. Любой мальчишка, увлекающийся приключениями и морскими сражениями, захотел бы задержаться в этой комнате подольше!


Запретная мансарда дядюшки Эндрю, ученого-чародея


Клайв Стейплз Льюис, выдающийся английский и ирландский писатель однажды написал книгу «Хроники Нарнии», чем очень украсил жизнь многих девочек и мальчиков, подарив им красивую сказку о стране Нарнии, населенной сказочными существами и ее хранителе льве Аслане.


Благодаря ему, мы видим перед собой Лондон начала XX века, который мальчик по имени Дигори называет «дырой». Но мы заглянем в комнату не к нему, а к его дяде, ученому-чародею.

Дядя Эндрю или мистер Кеттерли из повести «Племянник Чародея» невольно помог детям Дигори и Полли с помощью магических колец перенестись в пустой мир и наблюдать за созданием страны Нарнии. Эти кольца он создал в своей «заповедной мансарде». Туда-то мы и заглянем. Мансарды – очень часто встречающиеся комнаты на последних этажах европейских домах. Обычно в них живут служанки, но дядя Эндрю устроил тут свою лабораторию, свой рабочий тайный кабинет.

«Стены были скрыты полками, сплошь уставленными книгами, в камине горел огонь, а перед камином красовалось высокое кресло». Потолок у комнаты был скошен, мебель стояла обычная. А посередине комнаты находился большой стол с книгами, блокнотами, чернильницами, перьями, сургучом и микроскопом. Настоящая комната ученого, хотя в данном случае и довольно противного.


Есть еще много-много интересных книг с описаниями рабочих комнат персонажей. Авторы вписывают своих героев в подходящие им по характеру кабинеты и обстановку. А какой кабинет из книжки вспоминается вам?

Интерьер - описание внутреннего убранства помещений, бытовой обстановки, дома в художественном произведении. Наряду с портретом, диалогами, пейзажами интерьер явля­ется важнейшим средством характеристики персонажа. Опи­сание обстановки мы находим уже в античной литературе. Так, в поэме Гомера «Одиссея» читаем:

После того как вошли они в дом Одиссеев высокий,

Гостя копье он к высокой колонне понес и поставил В копьехранилище гладкое, где еще много стояло Копий других Одиссея, могучего духом в несчастьях.

После богиню подвел он к прекрасноузорному креслу,

Тканью застлав, усадил, а под ноги придвинул скамейку. Рядом и сам поместился на стуле резном, в отдаленьи От женихов, чтобы гость, по соседству с надменными сидя, Не получил отвращенья к еде, отягченный их шумом,

Также, чтоб втайне его расспросить об отце отдаленном. Тотчас прекрасный кувшин золотой с рукомойной водою В тазе серебряном был перед ними поставлен служанкой Для умывания; после расставила стол она гладкий.

Хлеб положила перед ними почтенная ключница, много Кушаний разных прибавив, охотно их дав из запасов.

В произведениях эпохи Возрождения интерьеры не играют большой роли и представляют собой общие описания. Так, Ф. Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» относительно подробно описывает лишь Телемское аббатство: «Здание было великолепно. В нем было шесть этажей, считая подземные погреба за первый этаж. Стены были оштукатурены фламанд­ским гипсом. Крыши были аспидные. Над карнизами подни­мались позолоченные статуи людей и животных. Водосточные трубы были расписаны золотом и глазурью. Они спускались в широкие желоба, которые шли под землей до самой реки.

В аббатстве было 9332 комнаты. Все они выходили в ог­ромный общий зал. Снизу в этот зал вела прекрасная лестни­ца. Она была так широка, что шестеро вооруженных копей­щиков, построившись в ряд, могли подняться по ней до са­мого верха.

Справа, между двумя башнями, помещалась огромная биб­лиотека. Слева жили молодые девицы, а в остальных комнатах юноши. Перед комнатами для девиц были устроены прекрас­ный театр и бассейн для плавания, а также великолепные трехъя­русные бани, снабженные благовонной смолистой водой.

Вокруг здания был разбит красивый парк для прогулок.

Возле парка располагался фруктовый сад, где деревья были посажены косыми рядами».

В произведениях классицизма и романтизма интерьеры также не играли большой роли и как средство характеристики персонажей не использовались.

В произведениях писателей XIX века (Н.В. Гоголя, И.А. Тур­генева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевско­го) интерьеры начинают играть важнейшую роль, выступая в качестве средства характеристики персонажа, фона действия, детали интерьера нередко получают особое звучание в сюжете произведения. Так, в качестве характеристики персонажа интерьер выступает в романе И.А. Гончарова «Обломов». Детали его (просевшая спинка дивана; паутина, напитанная пылью; пятна на коврах; забытое полотенце на диване; тарел­ка с обглоданной косточкой; прошлогодняя газета) открыва­ют нам черты характера героя и традиционный для него образ жизни.

Функции описания обстановки в художественном произ­ведении могут быть различны: интерьер может выступать в качестве фона, на котором происходит действие (описание домика коменданта Белогорской крепости в повести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка»); существует «самоценный» инте­рьер (роман И.И. Лажечникова «Ледяной дом»); интерьер, тесно взаимосвязанный с развитием сюжета (описание жили­ща Самсона Вырина в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (картинки, изображающие историю блудного сына)); интерьер, выступающий средством характеристики персонажа (описание дома Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»). Иногда описание обстановки в произведе­нии замедляет процесс художественного времени, как бы за­держивает ход событий. Часто интерьер в произведении мно­гофункционален.

Начинается с образа — взгляда автора на определенное явление, ситуацию, человека через призму эстетического и эмоционального восприятия. Он создает арену, на которой разворачивается действие, сталкиваются характеры, противостоит объективное субъективному. И обычное описание комнаты становится частью атмосферы, предоставляет новые

«Комната как комната — кровать, шкаф, стол», — даже скупые слова персонажа, который говорит о помещении, могут передавать его настроение. Например, разочарование в увиденном или умение довольствоваться минимальными удобствами.

Не имеет значения, длинное или краткое описание комнаты использует автор. Оно должно быть уместным: развивать сюжет, раскрывать героя, проецировать отношение самого автора к происходящему.

Описание комнаты может стать отражением жизни, проекцией внутреннего состояния персонажа. Крохотная комната Раскольникова становится образом всего города и жизни маленького человека, который боится высоко задрать голову и удариться об потолок обстоятельств. Желтые обои на стенах ассоциируются с усталостью. Большой и неуклюжий диван, занимающий половину комнаты, создает ощущение напрасной праздности (северной столицы) среди бедности. Достоевский показывает, как гнетущая атмосфера «коробки» сдавливает сознание персонажа и заставляет искать выход.

Описание комнаты используется для характеристики героев. Кабинет Болконского, наполненный упорядоченным беспорядком, показывает полную смысла и деятельности жизнь хозяина, вызывает уважение к человеку умственного труда со стороны Толстого.

Описание комнаты с легкой подачи автора становится олицетворением времени, мелькнувшим, как печная искра, в комнате из романа «Белая гвардия» Булгакова. Часы выступают мостиком между настоящим и прошлым, устраивают перекличку разными голосами из столовой и спальни матери. Запахи, цвета, звуки оживают, словно в «бреду скарлатины», и наполняют комнаты дома.

Описание комнаты в художественном стиле — отнюдь не насекомое, застывшее в янтаре. Отпуская на волю факты, фантазию, опыт, автор сам в процессе творчества находит новые нюансы, корректирует начальный взгляд, совершает внезапные открытия. Представляя читателю словесную интерпретацию собственного восприятия, писатель предлагает становиться толкователем образов. Варианты бывают достаточно отдаленными от «оригинала». Критический взгляд писателя времен Тургенева, который иронически смотрел на богатую и украшенную комнату Кирсанова, будет встречен с пониманием поклонниками практичного стиля. Однако автор хотел показать, что кабинет должен быть рабочим, а современный человек увидит в желании окружить себя роскошью показуху.

Потому слово «интерьер» в художественной литературе действительно выступает в значении внутреннего мира, посредством которого автор выходит на связь с мирами читателей.

Значение слова ИНТЕРЬЕР в Словаре литературоведческих терминов

ИНТЕРЬЕР

- (фр. interieuer - внутренний) - изображение в художественном произведении внутренней обстановки помещения (дома, усадьбы, комнаты героя и т. д.). Часто выступает как средство характеристики персонажа (например, И. дома, усадьбы является отражением внутреннего мира персонажей в поэме "Мёртвые души" Н. В. Гоголя, романе "Война и мир" Л.Н. Толстого; средством характеристики душевного состояния персонажей является И. комнат Раскольникова и Сони, героев романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание").

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИНТЕРЬЕР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИНТЕРЬЕР в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от французского interieur - внутренний) 1. В архитектуре - внутреннее пространство здания или какое-либо помещение. 2. В живописи - …
  • ИНТЕРЬЕР в Большом энциклопедическом словаре:
    (от франц. interieur - внутренний) в архитектуре - внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Изображение интерьера …
  • ИНТЕРЬЕР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от франц. interieur - внутренний), 1) в архитектуре - внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или какое-либо помещение (вестибюль, фойе, …
  • ИНТЕРЬЕР
    [от французского interieur внутренний] 1) архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания; 2) изображение внутренности какого-либо помещения (интерьерная живопись); 3) …
  • ИНТЕРЬЕР в Энциклопедическом словарике:
    , а, м. 1. Внутреннее помещение здания. И. зала. Интерьерный - относящийся к интерьеру, интерьерам. 2. физиол. Внутреннее строение органов …
  • ИНТЕРЬЕР в Энциклопедическом словаре:
    [тпэ], -а, м. (спец.). Внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство. Оформление интерьера. II прил. интерьерный, -ая, …
  • ИНТЕРЬЕР
    ИНТЕРЬ́ЕР ЖИВОТНЫХ, внутр. строение, а также биохим. и физиол. особенности организма с.-х. ж-ных, связанные с их продуктивностью и плем. качествами. …
  • ИНТЕРЬЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИНТЕРЬ́ЕР (от франц. interieur - внутренний) в архитектуре, внутр. пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Изображение И.- …
  • ИНТЕРЬЕР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    интерье"р, интерье"ры, интерье"ра, интерье"ров, интерье"ру, интерье"рам, интерье"р, интерье"ры, интерье"ром, интерье"рами, интерье"ре, …
  • ИНТЕРЬЕР в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    [тэ], -а, м. 1) В архитектуре: внутреннее пространство здания, помещения, архитектурно и художественно оформленное. Современный интерьер. Интерьер жилища. 2) В …
  • ИНТЕРЬЕР в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. interieur внутренний) 1) архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания; 2) внутреннее строение (анатомическое и гистологическое) органов и …
  • ИНТЕРЬЕР в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания; 2. внутреннее строение (анатомическое и гистологическое) органов и тканей, биохимические и …
  • ИНТЕРЬЕР в словаре Синонимов русского языка:
    убранство, …
  • ИНТЕРЬЕР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Внутренняя часть какого-л. помещения, архитектурно и художественно оформленная. 2) Изображение внутренней части …
  • ИНТЕРЬЕР в Словаре русского языка Лопатина:
    интерь`ер, …
  • ИНТЕРЬЕР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    интерьер, …
  • ИНТЕРЬЕР в Орфографическом словаре:
    интерь`ер, …
  • ИНТЕРЬЕР. в Словаре русского языка Ожегова:
    ! внутреннее пространство здания, помещения Оформление интерьера. интерьер. внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство Оформление …
  • ИНТЕРЬЕР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от франц. interieur - внутренний), в архитектуре - внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Изображение интерьера …
  • ИНТЕРЬЕР в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (тэ), интерьера, м. (фр. intиrieur, с латин., букв. внутренний) (книжн.). 1. Внутренность, внутреннее помещение (устар.). 2. Живописное изображение внутренностей здания, …
  • ИНТЕРЬЕР в Толковом словаре Ефремовой:
    интерьер м. 1) Внутренняя часть какого-л. помещения, архитектурно и художественно оформленная. 2) Изображение внутренней части …
  • ИНТЕРЬЕР в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ИНТЕРЬЕР в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Внутренняя часть какого-либо помещения, архитектурно и художественно оформленная. 2. Изображение внутренней части …