Что обозначает танталовы муки коротко. Танталовы муки

Идиоматическое выражение «танталовы муки», или «муки Тантала» - один из таких фразеологизмов, о значении которого невозможно догадаться, не зная истории его происхождения. Слово «муки» дает понять о том, что речь идет о мучениях, а вот слово «танталовы» понятно только тем, кто хорошо знаком с греческой мифологией и с именем царя Тантала, провинившегося перед богами и наказанного на вечные муки.

Миф о Тантале дает довольно ясное представление о том, что такое танталовы муки. Значение фразеологизма выводится из всей истории царя Тантала, пересказанной во многих источниках.

Кем был Тантал

Танталовы муки никак не вяжутся со счастливой жизнью Тантала. Он был сыном Зевса, правил в Лидии, в городе Сипил. Название городу дала гора Сипила, около которой находился этот процветающий город. Образ Тантала во время его правления - воплощение счастья и удачливости. Город, которым правил Тантал, богат; на горе Сипиле находились неистощимые золотые рудники; поля близ города были плодородны; виноградники и сады приносили богатейшие урожаи. Избыток был и в стадах овец и быков, и в табунах быстроногих коней. Все это изобилие посылали Танталу боги, которые настолько любили его, что не только спускались с Олимпа в его владения, чтобы пировать, но и допускали его на Олимп на свои пиршества.

Чем Тантал заслужил свои муки

Во дворце своего отца Зевса Тантал чувствовал себя на равных с богами и возгордился своим счастьем, за что в итоге и был наказан богами. Фразеологизм «танталовы муки», значение которого связано с этим наказанием, восходит к мифу о том, как Тантал вызвал гнев своего отца Зевса и обрек себя на мучения.

Возвращаясь с пиров с богами, Тантал позволял брать с собой напиток (нектар) и пищу (амброзию) богов и угощал этим людей. Кроме того, будучи осведомленным о решениях богов относительно жизни людей, он сообщал их смертным. Не боялся Тантал и оглашать тайны своего отца, а однажды сказал ему, что его собственная жизнь счастливее жизни богов. Этим высокомерием и сравнением себя с богами Тантал в первый раз вызвал настоящий гнев Зевса.

Во второй раз Тантал рассердил отца еще большим оскорблением богов. Он прятал у себя золотую собаку, которую украл у Зевса царь Пандарей. Боги узнали об этом и прислали Гермеса за любимой собакой Зевса. Тантал же поклялся страшной клятвой, что у него нет золотой собаки. Однако и в этот раз Зевс не наказал своего любимого сына.

Наказание последовало за третьим оскорблением. Тантал решил проверить, насколько боги действительно всеведущи, и совершил страшное преступление. Он изрубил на куски своего сына Пелопса и приготовил из него блюдо, которым потчевал спустившихся к нему богов. Боги постигли замысел Тантала и ужаснулись его преступлению. К блюду не притронулся никто, кроме Деметры. Она была глубоко опечалена тем, что пропала ее дочь - Персефона, и съела плечо мальчика. Боги оживили Пелопса: он стал еще прекраснее, однако у него не было плеча. Тогда Зевс велел Гефесту изготовить плечо для мальчика из слоновой кости.

За это преступление Тантала боги обрекли его на вечные мучения в царстве Аида. Именно они называются «танталовы муки». Фразеологизм становится понятным после знакомства с тем, чем именно наказали боги Тантала.

Описание мучений Тантала у Гомера

Танталовы муки подробно описаны в поэме Гомера «Одиссея». По Гомеру, Тантал вечно стоит в озере, вода которого доходит ему до подбородка. Старик Тантал испытывает сильную жажду, но как только он наклоняет голову, чтобы напиться столь близкой к нему воды, вода исчезает, отступает от него, и он видит черную землю - ее осушает божество.

Стоя по подбородок в воде, Тантал видит над собой наклоняющиеся к нему ветви фруктовых деревьев, тяжелые от сочных спелых плодов. Тантал видит над собой груши, яблоки, гранаты, фиги и ягоды маслин и хочет насытиться ими. Но как только он пытается сорвать один из плодов и поднимает к нему руку, ветер подбрасывает ветви, плод становится недостижимым.

Именно с этим наказанием обычно ассоциируется выражение «танталовы муки». Значение фразеологизма связано с удовольствиями, которые кажутся близкими, но которые никогда невозможно достичь.

Описание мучений Тантала у Пиндара

У Пиндара танталовы муки описаны по-другому. Зевс наказал Тантала тем, что над ним навис огромный, как скала, камень, и он вынужден вечно пребывать в ужасе от того, что камень в любой момент может сорваться и обрушиться на него.

Идиома «танталовы муки», значение которой значительно расширяется этой версией мифа, таким образом, может быть понята и как вечные нестерпимые страдания.

Значение фразеологизма «танталовы муки»

Все элементы мифа о Тантале по-своему символичны, однако не все они обычно имеют отношение к фразеологизму «муки Тантала». Чаще всего при употреблении этого выражения не имеется в виду, что кто-то именно наказан мучениями или что-то кто-то мучается из-за своей гордыни.

Этот фразеологизм обычно употребляют тогда, когда хотят выразить мысль о том, что кто-то обречен постоянно ощущать приближение к заветной цели, но не иметь возможности ее достигнуть. Несколько реже под этой идиомой подразумеваются бесконечные страдания, связанные с тревогами и нависшей угрозой.

Танталовы муки February 20th, 2016

Многие слышали выражение «танталовы муки». Оно не так популярно например, как и, но все же. Однако не все сразу ответят в чем суть и из какой легенды взялся этот фразеологизм.

Узнаем это, обратившись к древнегреческой легенде.

У верховного бога Зевса было много детей, но Тантал был самым любимым. С самого раннего детства отец по каждому пустяку хвалил мальчика, говорил ему, что он самый умный, красивый и достойный. Другие боги тоже очень любили и баловали его. Поэтому Тантал вырос очень гордым, амбициозным и честолюбивым. Отец одарил его богатствами и послал жить на Землю. Стал Тантал царем города Лидии, жители которого любили его и ни в чем не нуждались. Более того, в любое время он мог подняться на Олимп, принять участие в любом пире богов и слушать любые беседы небожителей. Понятно, что Тантал знал много тайн богов.

В один прекрасный момент Танталу показалось этого мало, он захотел большего: чтобы все люди знали, какой он могущественный и приближенный к богам. С этого момента он забыл о чести и совести, о том что боги считали его своим другом, и предал их.

Тантал стал рассказывать людям о тайных решениях, которые принимал Зевс. С присущим ему эгоизмом он даже не осознавал, что предает своего любящего отца.

Спускаясь на Землю с пирушек богов, он стал подворовывать со столов пищу богов — нектар и амброзию — и раздавать их людям. При этом хвастаясь, вот, мол, что мы едим с богами!

До последних стали доходить слухи о недостойном поведении Тантала, но Зевс не хотел верить в измену сына и прощал его.

Возможно, все бы забылось, если бы Тантал остановился. Но он продолжал делать новые гадости.

У Зевса была золотая собака, которую он очень любил, ведь она была с ним рядом с самого детства. Когда Зевс вырос и стал верховным богом, он поставил любимицу у входа в свой храм. Однажды эту золотую собаку украл нечистый на руку царь Эфеса Пандарей. Он побоялся оставить ее у себя и попросил Тантала спрятать собаку. Тот сразу же узнал ее, но все равно взял, радуясь, что предоставился шанс обмануть богов. Зевс, будучи всеведущим, узнал правду и послал к Танталу Гермеса за золотой собакой. Но тот сказал, что никакой собаки у него нет, и поклялся в этом! И даже клятвопреступление не открыло глаза Зевсу — он снова простил Тантала.

Дальше было еще хуже.Тантал решил проверить небожителей, обладают ли они ясновидением. Он пригласил их к себе на пир, убив перед этим своего маленького сына Пелопа. Тантал разрубил его на куски и предложил отведать это яство богам. Но те раскусили замысел злого Тантала и отказались. Только сестра Зевса Деметра, у которой только что пропала дочь, не осознавала, где находится и что делает. Она взяла кусочек мяса и откусила — это было плечико мальчика. Боги были в ужасе от происходящего, чаша терпения переполнилась, и они решили наказать Тантала. Сперва они решили воскресить ребенка. Собрав со столов все куски мяса, боги бросили их в котел с кипящей водой. В этот момент другой сын Зевса Гермес, владевший магией, воскресил мальчика. Тот стал еще красивей, чем прежде, вот только правое плечо было откушено Деметрой. Его Гермес сделал из слоновой кости.

Это был последний случай, после которого несчастный отец наконец-то окончательно понял, в какое чудовище превратился его драгоценный сын. И он уготовал ему страшную кару. Тантала опустили в подземное царство Аида и поставили в воду, доходящую до горла. Вода была свежая, прохладная и чистая, но несчастный не мог утолить жажду. Как только он наклонялся, чтобы испить воды, она тотчас же исчезала — и вокруг была только сухая, потрескавшаяся земля. Так же дело обстояло и с едой. Кругом росли разнообразные фруктовые деревья со спелыми, крупными плодами. Свои ветки они склоняли прямо к лицу Тантала, но как только тот протягивал руки в надежде сорвать что-нибудь и пытался откусить кусочек, ветви отодвигались.

Но и этого прозревшему Зевсу показалось малой платой за грехи, совершенные Танталом. Он воздвиг огромную скалу, один край которой нависал над стоящим по горло в воде беднягой. Так что, ко всему прочему еще добавился безумный страх быть раздавленным обломившейся каменной глыбой.

Вот такая легенда. В наши дни значение фразеологизма «танталовы муки» таково: оно применяется тогда, когда говорят о тяжких мучениях из-за близости желанной цели, которую невозможно достичь.

А давайте мы еще вспомним про и чем знаменит остров Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=89033

Posts from This Journal by “Традиции” Tag


Вот так выглядит ушедший от нас 2017 год. А вот кстати, начало 2018 года показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В…

Каково значение фразеологизма "танталовы муки"? Каково его происхождение?

    Танталовы муки - означает вечную жажду и голод и не просто так, а в то время, когда вода и пища есть перед глазами, но недоступна.

    Сын Зевса и царицы Омфалы был наказан за дерзость .

    Очень многое ему прощалось, ведь Зевс любил его больше всех земных сыновей (даже то, что он воровал у богов (для людей) чудесную пищу - амброзию и нектар, которая помогала сохранять вечную молодость и дарила силу и здоровье).

    Дерзость заключалась в том, что он убил своего сына Пелопа, порезал его тело на куски, пожарил его и подал на стол богам.

    Почему Тантал убил своего сына? - есть много версий и одна из них (к которой я склоняюсь) это та, по которой Тантал убил своего сына по велению богов и своим поступком выразил протест богам, за что и был жестоко наказан.

  • Фразеологизм Танталовы муки означает муки, от невозможности достичь желаемого. Согласно существующего мифа, фригийский царь Тантал был наказан богами за чрезмерную гордость и низвергнут в ад, где был подвергнут жестоким мучениям. В частности, когда он страдал от голода, над его головой висели плоды, которые он не мог достать.

    Фразеологизм о танталовых муках произошел из мифа о Тантале, который хотел украсть со стола амброзию и нектар, чтобы подарить людям вечную молодость. За это его бросили в ад, где он был окружен водой и сочными плодами и его мучил голод, но стоило ему протянуть к плодам руку, как все исчезало.

    Т.е. Танталовы муки - это такие муки, когда мучит желание что-то получить, но достичь желаемого невозможно.

    Танталовы муки, фразеологизм из греческого мифотворчества.Испытовать танталовы муки, означает,нынче претерпевать жесточайшие мучения,нестерпимую боль и т. д.

    Однако история страдальца Тантала, заслуживает на мой взгляд,мескольких минут внимания.Потому, что это используя это устоявшееся выражение, мы.как это зачастую бывает,забываем,а кем,собственно был этот несчастный.

    Итак,знакомтесь -Тантал.Существует несколько версий его родословной,но наиболее распространеная гласит,что он был сыном нимфы Плуто и самого Зевса.Естественно, такие родители не могли не позаботится о своем чадо,и устроили парнишку царем в Сипилу (нынешияя Маниса, в курортной турецкой Анатолии).Видимо,занятость, на ниве дел божественных, отвлекала родителей от воспитания отпрыска. Поэтому Тантал,вырос типичным древнегреческим оболтусом и мажором.

    В силу родственных связей, он регулярно посещал и чинные воскресные семейные обеды, и лихие корпоративы на Олимпе(21+), коими так славился античный божественный истеблишмент. А потом, хвастаясь своим земным друзьям, выбалтовал в деталях,что там да как. И тем самым подрывал светлый (ну или же темный)авторитет своих сводных братьев и сестер, кузенов и кузин,не говоря уже об более дальней небесной родне,который те,между прочим,веками нарабатывали.

    Ну представте.на минуту, вы,древний грек, и служите в армии. И очень уважаете бога воинов Ареса. Потому что,тот такой сильный, смелый и справедливый, и строгий.Настоящий Батяня-комбат. И даже слегка его побаиваетесь. И тут,вы узнаете,что ваш кумир,в свободное от боев и походов время,любит вязать крючком, или там вышивать крестиком. а дома,скинув боевые сандали,чапает по комнатам в смешных мохнатых тапках, с мордочками мультяшных пушистиков на носках.Наверняка вера ваша серьезно бы пошатнулась,боевой дух подпортился и настроение бы упало. А вам завтра на работу, Фивы завоевывать...))

    Потом Тантал был замечен и уличен в мелком воровстве с божественного стола эксклюзивных продуктов питания (нектар и амброзия),якобы для друзей.чем очень огорчил папу. И не то, что бы Зевс был жмотом. Нет. Скорее даже наоборот. Но тут, вот в чем дело.Нектар и амброзия даровали людям бессмертие.А Зевс,в отличие от множества современный родителей, прекрасно знал с кем якшается его сынуля,ведь он-то все ж таки бог.)Правильно,с такими же мажорами, только из семей статусом пониже, так сказать местного уровня.И Зевс прекрасно понимал,какой бардак может приключится на ввереной ему Земле, если эта компашка будет еще и бессмертна.А ему и без того головной боли было достаточно.Вот он и пригрозил сынуле, что если тот не прекратит исполнять,то будет отправлен к дяде Гадесу на перевоспитание.

    Но папино,а равно и прочей родни,терпенье, всеж таки лопнуло,когда Тантал,видимо, обдолбавшись до немогу,решил устроить всем высокопоставленным родственникам пикничек,а на шашлычек зарезал собственного сына.Племянника боги любили. Особенно, Посейдон.Поэтому мальченку быстренько воскресили.А его гадского папу Тантала,после всеобщего физического порицания за все хорошее,Дядя Гадес,таки забрал к себе на тот свет.

    И в качестве наказания. стоит теперь Тантал по горло в кристальной воде но попить не может.А над ним висят и дразнятся спелые яблоки-груши. Но стоит протянуть руку и ветки прднимают еду вверх...

    Танталовы муки - это муки, которые испытывает человек, когда невозможно достичь того, чего он желает. Тантал считал себя равным богам, но боги его наказали за его гордость собой, его отправили в ад, где он испытывал муки голода и жажды. Он находился в воде по горло, а вокруг него были фрукты. Только он наклонится - вода уходит. Только он потянется к фруктам - ветки поднимаются вверх. Также и человек испытывает танталовы муки, когда не может чего-то достичь. Лучше уж смириться и жить, как есть, чем мучиться, как Тантал.

    У знатоков древнегреческой мифологии нет единого мнения о том, что именно Тантал сделал не так. Воровство нектара, разбалтывание олимпийских тайн и даже каннибальская кулинария с целью выведать всеведение богов - список прегрешений у разных античных авторов не совпадает.

    В мифе о Пелопе прослеживается гораздо более древний мотив человеческих жертвоприношений и его отмена. В нм есть явные фактические параллели с библейским сказанием о принесении Авраамом в жертву сына Исаака. Был ли герой набожным или анфан террибль , какие цели он ставил страшным актом для сюжета значения не имеет. Трактовка зависит от оценочных наслоений, нарастающих снежным комом и влекущих друг друга в причинно-следственных связях. Главное: была жертва, отец убивал сына для ублажения бога (богов), потом нужда в этом акте отпала. Авраам представлен последовательным исполнителем воли Божьей, готовым ради не не считаться со своими личными желаниями. Тантал изображн предельно своевольным, не ставящим интересы богов ни во что по сравнению с собственными спонтанными порывами.

    В обоих случаях позднейшее осмысливание поступков, уже непонятных новым поколениям, но в древнееврейском случае персонажу (Аврааму) требовалось дать исключительно положительную коннотацию , а Танталу - отрицательную. Приписывание умервщление сына именно царю Сипила - вообще случайность. Нужен был отрицательный персонаж, с которым удалось бы ассоциировать непонятный варварский поступок, Тантал хорошо вписался в требуемый профиль. Приписывание ему действий из далкой древности могло носить заместительный характер: что именно сделал Тантал, давно позабыли, но само наказание помнили - не могли же с таким размахом расквитаться за мелочь?

    Выражение танталовы муки означает ужасные бесконечные страдания , ибо мифический персонаж стоял по горло в воде, которой не мог утолить жажду, под прекрасными плодами, которыми не мог утолить голод, ибо при первом же движении столь близкое становится недостижимым.

    Фразеологизм произошел из древнегреческой мифологии, и был описан в поэме Гомера Одиссея. Согласно мифу, был такой фригийский царь Тантал. Боги всегда были к нему благосклонны и приглашали его на свои пиршества. От такого отношения Тантал возгордился и был наказан за это. Будучи низвергнутым в ад, он был обречен на вечные муки голода и жажды. Но при этом он стоял в воде по горло, а прямо над его головой висели ветви с плодами. Стоило ему потянуться к еде или воде, они сразу отступали. Фразеологизм отражает страдания от невозможности достичь желаемого, которое на первый взгляд кажется легко достижимым.

    Танталовы муки - это значит нестерпимые муки от того, что тобой не может быть достигнуто, будь оно у тебя хоть перед самым носом. Часто такое бывает во сне (держишь что - то в руке вкусное, а откусить никак не можешь). Ну а вообще - то этот фразеологизм взят из древнегреческой мифологии. Тантал -любимец богов возгордившись своим положением, оскорбил их и за это был очень жестоко наказан. Наказание это заключалось в том, что, низвергнутый в ад, он должен был вечно испытывать нестерпимые муки жажды и голода; стоять по самое горло в воде, но не иметь возможности напиться и над ним нависали ветви с роскошными плодами, но, как только он протягивал руки к плодам, ветви с плодами отклонялись от него.

    Фразеологизм танталовы муки возник из древнегреческой мифологии и означает испытывать неистерпимые страдания и мучения от осознания того, что самые заветные желания и цели близки, но нет возможности их достигнуть.

    Тантал - сын Зевса и Плуто- был царем Фригии и любимцем богов. Со временем Тантал стал высокомерен и начал считать себя равным богам. Однажды он захотел испытать богов и подвидом изысканного блюда преподнс мясо убитого им собственного сына Пелопса. Боги разгадали злой замысел и наказали Тантала. Так он стоял по подбородок в прозрачной воде, но как только он опускал голову, чтобы напиться вода исчезала. Над головой Тантала были фрукты, но как только он поднимал руку, чтобы сорвать фрукты, ветви поднимались. Так он и был обречен на вечные муки жажды и голода.

    Выражение о танталовых муках используется, чтобы выразить невозможность терпеть дальше, человеческие силы находятся на пределе, но сделать ничего невозможно, а делать надо, поэтому человек терпит и делает дальше. Так мифический царь Тантал испытывал адскую жажду, вода была перед ним, но он не мог испить даже маленький глоток. Боги наказали Тантала терпеть муки в аду, то есть в Тартаре.

    Мифы Греции очень похожи на русские народные мудрости, только наши мудрости учат, а мифы Греции предостерегают. Все черты человеческого характера разобраны в мифах со всех сторон и если делать выводы, то можно избежать танталовых мук.

    Танталовы муки можно не испытывать, если к жизни относиться разумно.

Тантал – сын Зевса был богат и знатен меж людей, любимец богов. Густые поля, огромные стада, богатые горные рудники давали и ему и всем его подданным все, что нужно было человеку. Люди Тантала любили, а боги относились к нему как к равному. Часто боги появлялись в его роскошном дворце, весело пировали, рассуждали о делах земных и небесных. Бывало даже так, что боги звали Тантала на свои советы на Олимп.
Сам Зевс особо отличал Тантала среди других своих детей.

Возгордился Тантал. Он не раз рассказывал людям, о чем толковали между собой боги, что решали они о судьбах мира. Как-то раз он даже принес с Олимпа своим друзьям-соплеменникам нектар и амброзию, которыми питались бессмертные боги. Своему же отцу, Зевсу, предложившему однажды своему любимому сыну выполнить любое желание, дерзнул ответить:
- Мне не нужны твои милости. Выпавший мне жребий прекраснее жребия бессмертных!
Омрачило отца высокомерие сына, но на этот раз Зевс простил его.
А Тантал и не думал усмирять свою гордыню. Как-то раз, царь Пандарей, приятель Тантала, приехав на Крит, тайком увез оттуда чудесную золотую собаку. Знал Тантал, что громовержец очень любил ее, когда-то она охраняла вход в пещеру, где он рос. Пандарей попросил Тантала хорошенько спрятать украденное животное у себя. Тот с удовольствием выполнил эту просьбу, радуясь, что способен обвести богов вокруг пальца. А быстроногому Гермесу, который примчался от богов с просьбой отдать собаку, поклялся страшной клятвой, что в глаза ее не видел, мол, боги ошибаются, подозревая его.
Огорчился Зевс, узнав, что его сын обманщик. Но и на этот раз простил его.
Вскоре Тантал вновь решил испытать всевидящих богов, совершив при этом ужасное преступление. Как-то раз он позвал к себе на празднования олимпийцев и подал им роскошное мясное блюдо. Он думал, что не узнают его бессмертные гости о том, что жаркое он велел сделать... из мяса убитого им самим собственного сына Пелопса! Даже боги замерли от ужаса при виде такого кощунства. Никто не притронулся к пище. Лишь Деметра, поглощенная печалью о пропавшей своей дочери Персефоне, в забытьи бездумно взяла один кусочек.
Вот теперь чаша терпения Зевса переполнилась. Боги собрали ужасное блюдо, сложили его в котел, поставили на огонь. Гермес по просьбе богов оживил мальчика. Лишь правое плечо, съеденное Деметрой, пришлось заменить слоновой костью. С тех пор у всех потомков Пелопса на плече было белое пятно. А низвергнутый богами в подземное царство Аида Тантал получил за свои ужасные проступки страшную кару.
Веками стоял он в прозрачном озере, покоящемся среди садов. Деревья с вкусными плодами слегка касались его волос. Виноградные гроздья раскачивались перед глазами. Кристально чистая вода озера доходит ему до подбородка. Но как только он, истощенный жаждой, наклоняет голову, вода исчезает, обнажая черную сухую землю. Стоит ему, мучимому голодом, протянуть руку к ветке дерева, как порыв ветра отводит ее так далеко, что не дотянуться. Да к тому же и скала, нависшая над его головой, держится каким-то чудом, в любую минуту готовая раздавить нечестивца.

Люди, знающие эту историю, под словами «танталовы муки» подразумевают нестерпимые мучения от сознания близости цели и невозможности ее достичь.

Сын Зевса, герой Тантал, был баснословно богат. Он жил в городе Лидии у подножия горы Сипила и считался любимцем всех богов-олимпийцев. Его, единственного земного, боги приглашали на Олимп на свои советы, на участие в своих пирах. Тантал слушал их рассказы, знал многие их тайны. Но он был чрезмерно честолюбив, горд, его распирало желание рассказать людям, какой он великий, равный богам, пирует вместе с ними, знает их тайны. Он так возгордился, что стал рассказывать людям тайны богов Олимпа. Это была неслыханная дерзость.

Тантал мог жить в счастье и довольстве до глубокой старости. У него имелось все, о чем мог мечтать земной человек. И даже боги были его друзьями. Только не понял он одного, что нельзя разменивать доверие и дружбу на удовлетворение эгоистических желаний.

Тантал часто бывал на Олимпе, сидел за одним столом с богами. Домой он возвращался в хорошем настроении. Но однажды он захватил с собой пищу богов - амврозию и нектар. Возможно, никто не обратил бы на это внимание, но Тантал, обуреваемый жаждой похвастать, стал угощать земных людей пищей богов!

Боги узнали о проступке их любимца. Возможно, Зевс простил бы ему совершенное злодеяние, так как очень любил своего сына, но Тантал на этом не остановился. Как-то он получил на сохранение золотую собаку, которая принадлежала его отцу Зевсу. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и кормившую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. Эту собаку похитил царь Эфеса Пандарей, тайком вывез и предложил Танталу спрятать у него. Тантал взял золотую собаку, хотя знал, чья она.

Зевсу тотчас донесли об этой истории. Он страшно рассердился и отослал к своему сыну Гермеса с требованием вернуть золотую собаку. Тантал заявил, что нет у него никакой собаки, и поклялся, что говорит правду. Этой клятвой еще больше разгневал он Зевса. Таково было очередное оскорбление, нанесенное Танталом богам. Но и после этого не наказал его громовержец.

Дальше хуже. Задумал Тантал проверить способность богов распознавать суть вещей. Он пригласил их к себе на пир, а в качестве угощения приготовил человеческое мясо. Для этого он убил своего сына красавца Пелопса. Но боги не дотронулись до блюд, они сразу постигли злой умысел Тантала. Одна богиня Деметра, удрученная скорбью о пропаже своей дочери Персефоны, ничего не заметила и съела кусок мяса, которое было плечом юного Пелопса.

Боги решили показать злодею Танталу, что разгадали его обман. Они велели собрать все блюда с телом Пелопса, бросить их в котел и поставить его на огонь. Когда вода закипела, Гермес своими чарами оживил мальчика. Пелопс предстал перед богами прекрасным, как и прежде, но без одного плеча. Тогда Гефест изготовил для него плечо из слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.

Это преступление Танталй переполнило чашу терпения великого царя богов и людей Зевса. Он низверг его в подземное царство Аида. Там Тантал попал в озеро, вода в котором доходила ему до подбородка. Над его головой свисали прекрасные яблоки, финики и виноград. Тантал мучился жаждой, но едва он опускал голову, чтобы напиться, как вода тотчас исчезала, и он оказывался стоящим на сухой земле. Когда он вытягивал руки кверху, чтобы сорвать плоды, налетавший ветер поднимал ветви, и он не мог до них дотянуться. Но и этого мучения показалось Зевсу мало, он воздвиг над Танталом утес, который мог в любой момент обрушиться и раздавить его.

Так боги заставили Тантала вечно мучиться от жажды, голода и страха.