Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы. Романтизм и реализм в творчестве Л Сравнения характеристики романтизма и реализма кратко

Романтизм - течение в искусстве и литературе западной Европы и России ХУШ-ХГХ веков, состо­ящее в стремлении авторов противопоставить не удовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяю­щим. Возник как реакция на рационализм.

Представители: Зарубежная литература Русская литература
Дж. Г. Байрон; И. Гете И. Шиллер; Э. Гофман П. Шелли; Ш. Нодье В. А. Жуковский; К. Н. Батюшков К. Ф. Рылеев; А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов; Н. В. Гоголь
Необычность характеров, исключительность обстоятельств
Трагический поединок личности и судьбы
Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим - вот основные характеристики романтического героя
Отличительные черты Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яр­кому, возвышенному
Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного
Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству

Литературные формы


Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII - начале XIX веков. Для романтизма характерен особый интерес к личности и ее внутреннему миру, который обычна показывается как мир идеальный и противопоставляется реальному миру - окружающей действительности, В России в романтизме различаются два основных течения: пассивный романтизм (элегический), представителем такого романтизма был В.А.Жуковский; прогрессивный романтизм, представителями его были в Англии Дж.Г.Байрон, во Франции В.Гюго, в Германии Ф.Шиллер, Г.Гейне. В России идейное содержание прогрессивного романтизма наиболее полно выразилось у поэтов-декабристов К.Рылеева, А.Бестужева, А.Одоевского и др., в ранних поэмах А.С.Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы» и поэме М.Ю.Лермонтова «Демон».

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтичес­кого двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, пре­даний и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя харак­терно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощуще­ние и в то же время бунтарство и мятежность духа (А.С.Пушкин. «Кав­казский пленник», «Цыганы»; М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»; М.Горький. «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»).

Романтизм (конец XVIII- первая половина XIXв.) - наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж.Байрон, В.Скотт, В.Гюго, П.Мериме). В России зародился на фоне национального подъёма после войны 1812г., ему присуща ярко выраженная социальная направленность, проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К.Ф.Рылеев, В.А.Жуковский). Герои - яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Отрицание художественных авторитетов. Не существует никаких жанровых перегородок, стилистических разграничений; стремление к полной свободе творческого воображения.

Реализм: представители, отличительные черты, литературные формы

Реализм (от латинск. realis) - течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX в.

Литературные формы


Реализм - художественный метод и направление в литературе. Его основа - принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своем творчестве, чтобы дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохранить наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов внешнего мира и природы такими, какими они являются в самой действительности. Наибольшего развития реализм достиг в XIX в. в творчестве таких великих русских писателей-реалистов как А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и др.

Реализм - литературное направление, утвердившееся в русской литера­туре в начале XIX века и прошедшее через весь XX век. Реализм утвер­ждает приоритет познавательных возможностей литературы, ее способ­ность исследовать действительность. Важнейшим предметом художествен­ного исследования становится взаимосвязь между характером и обстоятельствами, формирование характеров под воздействием среды. Поведение человека, по мысли писателей-реалистов, детерминировано внешними обстоятельствами, что, однако, не отменяет его способности противопоставить им свою волю. Это и определило центральный конф­ликт реалистической литературы - конфликт личности и обстоятельств. Писатели-реалисты изображают действительность в развитии, в дина­мике, представляя устойчивые, типичные явления в их неповторимо-инди­видуальном воплощении (А.С.Пушкин. «Борис Годунов», «Евгений Оне­гин»; Н.В.Гоголь. «Мертвые души»; романы И.С.Тургенева, JI.Н.Тол­стого, Ф.М.Достоевского, А.М.Горького, рассказы И.А.Бунина, А.И.Куприна; П.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» и др.).

Реализм - утвердился в русской литературе в начале XIX в., продолжает оставаться влиятельным литературным направлением. Исследует жизнь, вникая в её противоречия. Основные принципы: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров, конфликтов в типичных обстоятельствах; их социальная и историческая обусловленность; преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно - к вечному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового); формирование характеров героев под влиянием среды (Стендаль, Бальзак, Ч.Диккенс, Г.Флобер, М.Твен, Т.Манн, JI.H.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов).

Критический реализм - художественный метод и литературное направление, сло­жившееся в XIX веке. Главная его особенность - изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким анализом внутреннего мира человека. Представителями русского критического реализма являются А.С.Пушкин, И.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.

Модернизм - общее название направлений в искусстве и литературе конца XIX - начала XX веков, выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма. Модернисты - представители различных новых направлений, например А.Блок, В.Брюсов (символизм). В.Маяковский (футуризм).

Модернизм - литературное направление первой половины XX века, проти­вопоставившее себя реализму и объединившее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Вместо жест­кой связи характеров и обстоятельств модернизм утверждает самоцен­ность и самодостаточность человеческой личности, ее несводимость к утомительному ряду причин и следствий.

Постмодернизм - сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций в эпоху идеологического и эстетического плюрализ­ма (конец XX века). Постмодернистское мышление принципиально антииерархично, противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает возможность овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Писатели-постмодернисты считают литературу прежде всего фактом языка, поэтому не скрывают, а подчеркивают «литературность» своих произведений, сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох (А.Битов, Caiuci Соколов, Д.А.Пригов, В.Пе­левин, Вен.Ерофеев и др.).

Декадентство (декаданс) - определенное умонастроение, кризисный тип сознания, выражающийся в чувстве отчаяния, бессилия, душевной уста­лости с обязательными элементами самолюбования и эстетизации саморазрушения личности. В декадентских по настроению произведениях эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью, воля к смерти. Декадентское мироощущение нашло отражение в творчестве писателей конца XIX - начала XX в. Ф.Сологуба, 3.Гиппиус, Л.Андреева, М.Арцыбашева и др.

Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов. Для символизма характерны условности и иносказания, выделение в слове иррациональной стороны - звучания, ритма. Само название «символизм» связано с поисками «символа», способного отразить отношение автора к миру. Символизм выразил неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально- исторических катаклизмов. Представителями символизма в России были А.А.Блок (его поэзия стала пророчеством, предвестием «неслыханных перемен»), В.Брюсов, В.Иванов, А.Белый.

Символизм (конец XIX - начало XX в.) - художественное выражение интуитивно постигаемых сущностей и идей посредством символа (от греч. «symbolon» - знак, опознавательная примета). Туманные намёки на неясный самим авторам смысл или желание определить словами сущность мироздания, космоса. Нередко стихотворения кажутся бессмысленными. Характерно стремление продемонстрировать обострённую чувствительность, непонятные обычному человеку переживания; много уровней смыслов; пессимистическое восприятие мира. Основы эстетики сложились в творчестве французских поэтов П.Верлена и А.Рембо. Русских символистов (В.Я.Брюсова, К. Д.Бальмонта, А.Белого) называли декадентами («упадочниками»).

Символизм - общеевропейское, а в русской литературе - первое и са­мое значительное модернистское течение. Корнями символизм связан с романтизмом, с идеей двоемирия. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Смысл творчества - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Глав­ным средством передачи рационально не познаваемых Тайных смыслов становится символ («старшие символисты»: В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, 3.Гиппиус, Ф.Сологуб; «младосимволисты»: А.Блок, А.Белый, В.Иванов).

Экспрессионизм - направление в литературе и искусстве I четверти XX, провоз­гласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Для экспрессионизма характерны броскость, гротескность художественного образа. Главными жанрами в литературе этого направления становятся лирическая поэзия и драма, причем, нередко произведение превращается в страстный монолог автора. В формах экспрессионизма воплотились различные идеологические тенденции - от мистики и пессимизма до острой социальной критики и революционных призывов.

Экспрессионизм - модернистское течение, сформировавшееся в 1910 - 1920-е годы в Германии. Экспрессионисты стремились не столько изобразить мир, сколько выразить свою мысль о неблагополучии мира и о подав­лении человеческой личности. Стилистика экспрессионизма определяется рационализмом конструкций, тяготением к абстрактности, острой эмоци­ональностью высказываний автора и персонажей, обильным исполь­зованием фантастики и гротеска. В русской литературе влияние экс­прессионизма проявилось в творчестве Л.Андреева, Е.Замятина, А.Пла­тонова и др.

Акмеизм - течение в русской поэзии 1910-хгодов, которое провозгласило освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова. Представителями являются С.Городецкий, М.Кузмин, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам.

Акмеизм - течение русского модернизма, возникшее как реакция на крайности символизма с его настойчивой тенденцией к восприятию ре­альности как искаженного подобия высших сущностей. Главное значение в поэзии акмеистов приобретает художественное освоение многообразно­го и яркого земного мира, передача внутреннего мира человека, утвержде­ние культуры как высшей ценности. Для акмеистической поэзии харак­терны стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно выверенная композиция, отточенность деталей (Н.Гумилев. С.Городец­кий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарвут).

Футуризм - авангардистское направление в европейском искусстве 10-20 годов XX века. Стремясь создать «искусство будущего», отрицая традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), футуризм культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики, в поэзии даже разрушал естественный язык. В России представителями футуризма являются В.Маяковский, В.Хлебников.

Футуризм - авангардистское течение, возникшее почти одновременно в Италии и России. Основная черта - проповедь свержения прошлых тра­диций, сокрушения старой эстетики, стремление создать новое искусство, искусство будущего, способное преобразить мир. Главный технический принцип - принцип «сдвига», проявившийся в лексическом обновлении поэтического языка за счет введения в него вульгаризмов, технических терминов, неологизмов, в нарушении законов лексической сочетаемости слов, в смелых экспериментах в области синтаксиса и словообразования (В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, И.Северянин и др.).

Авангардизм - движение в художественной культуре XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; резко критикуя традиционные направления, формы и стили, авангардизм часто приходит к принижению значения культурно-исторического наследия человечества, рождает нигилистическое отношение к «вечным» ценностям.

Авангардизм - направление в литературе и искусстве XX века, объединяю­щее разнообразные течения, единые в своем эстетическом радикализме (да­даизм, сюрреализм, драму абсурда, «новый роман», в русской литературе - футуризм). Генетически связан с модернизмом, но абсолютизирует и дово­дит до крайности его стремление к художественному обновлению.

Натурализм (последняя треть XIX в.) - стремление к внешне точному копированию действительности, «объективному» бесстрастному изображению человеческого характера, уподобляя художественное познание научному. Основывался на представлении об абсолютной зависимости судьбы, воли, духовного мира человека от социальной среды, быта, наследственности, физиологии. Для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем. Общественные и биологические причины при объяснении поведения людей ставятся на один уровень. Особое развитие получил во Франции (Г.Флобер, братья Гонкур, Э.Золя, который разработал теорию натурализма), в России также были популярны французские авторы.

Романти́зм - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Зародился в Германии.

Общая характеристика.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины,паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствax. Одним словом, романтисты противостояли прогрессивной цивилизации.

Философия романтизма.

Категория возвышенного, центральная для романтизма, сформулирована Кантом в работе Критика способности суждения. По Канту, есть позитивное наслаждение прекрасным, выражающееся в спокойном созерцании, и есть негативное наслаждение возвышенным, бесформенным, бесконечным, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. С воспеванием возвышенного связан интерес романтизма к злу, его облагораживание и диалектика добра и зла («Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»).

Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.

Тенденции к атеизму романтизм противопоставляет переосмысление религии. «Истинная религия - это чувство и вкус бесконечности» (Шлейермахер). Деистической концепции бога как высшего разума противопоставляется пантеизм и религия как форма чувственности, идея живого бога.

«Философский романтизм поднял знамя того, что иногда называют не совсем точно интуицией и фантазией, в пику холодному разуму, абстрактному интеллекту»

Основатели философского романтизма: братья Шлегели (Август

Вильгельм и Фридрих), Новалис, Гёльдерлин, Шлейермахер.

Романтизм в русской литературе.

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790-1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

К поэтам-романтикам можно отнести также К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Реализм.

Реали́зм - стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Вопрос о возникновении реализма решается исследователями по-разному: корни его видят в античной литературе, в эпохах Возрождения и Просвещения. Согласно наиболее распространённой точке зрения, реализм возник в 1830-е гг. Его непосредственным предшественником считается романтизм, основная особенность которого – изображение исключительных характеров в исключительных обстоятельствах с особым вниманием к сложной и противоречивой личности с сильными страстями, непонятой окружающим её обществом, – так называемого романтического героя. Поэтому реализм развивался не как антогонист романтизма, но как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов. Между романтизмом и реализмом первой половины ХIX века не всегда легко провести четкие границы, в творчестве многих писателей романтические и реалистические черты слились воедино.

Реализм XIX века принято называть критическим . Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого в Росии. Главная цель критического реализма - обличие социальных проблем. Герои произведений критического реализма разделены по социальному критерию, они объединены сходными чертами в целые "типы", но тем не менее, типические черты сочетаются с индивидуальными, а также с глубокой формой психологизма. Все это делает критический реализм более сложным явлением. В 1932 году вводится другое понятие - "социалистический реализм" . В произведениях такого течения наблюдается следование принципу партийности, принципу революционной героики и классового сознания. К такому явлению можно отнести творчество А.Твардовского, В.Распутина, Н.Погодина.

Можно выделить следующие черты реализма как направления:

1.образы приравниваются к сути самих изображаемых явлений

2.реалистическая литература - способ познать себя и мир

3.познание действительности проходит при помощи типизации образов

4.детали в произведениях конкретны, правдивы

5.характер героев эволюционирует

6.особая роль отводится глубокому психологизму героев.

Тема: Общая характеристика русской литературы 19 века.

Цель: дать общее представление о русской литературе 19 века, ее основных чертах.

Задачи:

Образовательные:

Изучить понятие «русская классическая литература»;

Выявить основные литературные направления 19 века;

Познакомить с романтизмом и реализмом как литературными направлениями.

Развивающие:

Развивать умение понимать взаимосвязь между историческими событиями и литературными произведениями;

Развивать умение сравнивать литературные направления;

Расширять кругозор учащихся (эпоха – литература –история);

Воспитательные:

Воспитывать понимание важности русской литературы в контексте мировой культуры; чувство гордости за родную страну, ее культуру.

Ход урока:

Эпиграф к уроку

«...Цель литературы - помогать человеку понимать самого себя,

поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине,

бороться с пошлостью в людях,

уметь найти хорошее в них,

возбуждать в их душах стыд,

гнев, мужество, делать все для того,

чтоб люди стали благородно сильными

и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...

М. Горький

I . Организационный момент.

II . Постановка целей урока.

Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучение литературы ХIХ столетия, который называли «золотым веком» русской литературы. Это век Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого. Развивая лучшие традиции древнерусской литературы и литературы ХVIII в., русская литература в ХIХ столетии достигает необычайных высот. Она выходит за национальные рамки и заставляет говорить о себе всю Европу, весь мир. Русских поэтов и писателей не только знают и читают на Западе, но и учатся у них.

Что это было за время в истории нашей страны? Каков художественный мир литературы этого периода? На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока.

III . Актуализация опорных знаний.

Русскую литературу XIX века часто называют классической. Что обозначают выражения классическая литература, классика, писатель-классик?

Классический -

1. античный и тем самым образцовый;

2. связанный с изучением античных языков и литературы;

3. относящийся к классицизму;

4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.

Классик -

1. специалист по классической филологии;

2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.

Классическая литература - канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.

Обращаем внимание на многозначность слов, возможность двоякого и более уместного употребления слова классический, на сопряжение значений слов классицизм и классика.

IV . Восприятие, осмысление и усвоение нового материала

    Общая характеристика русской литературы ХIХ века.

Всю русскую литературу 19 века можно разделить на 2 периода: литература первой половины XIX века и второй половины XIX века.

Сегодня нас интересует не только литература этого периода, но и основные исторические события, которые происходили в это время, так как без исторической основы невозможно понять причины и мотивы появления тех или иных произведений русской классики.

Основные положения сегодняшней лекции мы будем записывать в виде обобщающей таблицы, которая будет состоять из 3 колонок. В нее будут входить название периода литературы XIX века, важнейшие исторические события в Европе и России этого периода, общая характеристика развития русской литературы по каждому периоду.

Мы уже назвали основные периоды литературы XIX века и можем приступить к заполнению 2 колонки таблицы.

    Лекция учителя, заполнение 3 колонки таблицы.

Важнейшие

исторические события

в Европе и России

Общая характеристика

развития русской

литературы ХIХ века

I половина ХIХ века (1795 - первая половина 1850-х годов)

Открытие Царскосельского лицея (1811). Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе.

Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821-1822). Восстание декабристов (1825) и его поражение.

Реакционная политика Николая I . Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848-1849), их подавление

Освоение европейского культурного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма . Зарождение и расцвет романтизма.

Литературные общества и кружки, издание журналов и альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование рядом с романтизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реализму и социальной сатире. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана

II половина ХIХ века (1852-1895 годы)

Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855).

Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия.

Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований.

Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций

Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малых дел». Рост пролетариата.

Пропаганда идей марксизма.

Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). Ослабление цензурного гнета после смерти Николая I . Развитие драматургии и реалистического романа. Новые темы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики. Поэзия «чистого искусства». Обличение общественных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов

    Понятие о романтизме и реализме.

Мы уже выяснили, что основными направлениями в русской литературе XIX века были романтизм и реализм. Что это за литературные течения? В чем их суть? Чем они отличаются друг от друга? Заполнение таблицы:

Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века

Романтизм

Реализм

Возникновение и развитие

Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Возник в 1820-1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого

Художественный мир, проблематика и пафос

Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью.

Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие

Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности

События и герои

Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев.Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности

Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности к ней.

Язык

Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис

Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни

Судьба направления

Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним

Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микросредой», усиливается критический пафос изображения действительности

V . Подведение итогов урока.

Беседа по вопросам:

    Почему 19 век литературы называют «Золотым»?

    Какие поэты и писатели относятся к «золотому веку»?

    В чем особенность романтизма и реализма? В чем их основное отличие?

Слово учителя: Русская литература ХIХ века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.

VI . Домашнее задание - читать баллады Жуковского

Общая характеристика русской литературы ХIХ века.

Всю русскую литературу 19 века можно разделить на 2 периода: литература первой половины XIXвека и второй половины XIX века.

Сегодня нас интересует не только литература этого периода, но и основные исторические события, которые происходили в это время, так как без исторической основы невозможно понять причины и мотивы появления тех или иных произведений русской классики.

Основные положения сегодняшней лекции мы будем записывать в виде обобщающей таблицы, которая будет состоять из 3 колонок. В нее будут входить название периода литературы XIXвека, важнейшие исторические события в Европе и России этого периода, общая характеристика развития русской литературы по каждому периоду.

Мы уже назвали основные периоды литературы XIXвека и можем приступить к заполнению 2 колонки таблицы.

Лекция учителя, заполнение 3 колонки таблицы.

Период Важнейшие исторические события в Европе и России Общая характеристика развития русской литературы ХIХ века
I половина ХIХ века (1795 - первая половина 1850-х годов) Открытие Царскосельского лицея (1811). Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе. Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821-1822). Восстание декабристов (1825) и его поражение. Реакционная политика Николая I. Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848-1849), их подавление Освоение европейского культурного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма . Зарождение и расцвет романтизма. Литературные общества и кружки, издание журналов и альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование рядом с романтизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реализму и социальной сатире. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана
II половина ХIХ века (1852-1895 годы) Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855). Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия. Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований. Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малых дел». Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). Ослабление цензурного гнета после смерти Николая I. Развитие драматургии и реалистического романа. Новые темы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики. Поэзия «чистого искусства». Обличение общественных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов

Понятие о романтизме и реализме.

Мы уже выяснили, что основными направлениями в русской литературе XIX века были романтизм и реализм. Что это за литературные течения? В чем их суть? Чем они отличаются друг от друга? Заполнение таблицы:

Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века

Основания для сопоставления Романтизм Реализм
Возникновение и развитие Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя Возник в 1820-1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого
Художественный мир, проблематика и пафос Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью. Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности
События и герои Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев.Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности к ней.
Язык Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни
Судьба направления Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микросредой», усиливается критический пафос изображения действительности

Беседа по вопросам:

1. Почему 19 век литературы называют «Золотым»?

2. Какие поэты и писатели относятся к «золотому веку»?

3. В чем особенность романтизма и реализма? В чем их основное отличие?

Русская литература ХIХ века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.

VI. Домашнее задание

Выучить таблицы в тетради. Таблицу романтизм и реализм записать в тетради. Начать учить отрывок из «Светланы» Жуковского с.131 -132 («Раз в крещенский вечерок девушки гадали»… до слов «Ужинать с тобою») – этот отрывок обязателен будет на вторник.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ВО ВТОРНИК ВЫСТАВЛЯЮ ОЦЕНКИ ЗА ЧЕТВЕРТЬ.

ЛЮБЛЮ. ЦЕЛУЮ. Л.Н.

| следующая лекция ==>

В первой половине XIX в. романтизм был ведущим направлением в изобразительном искусстве. В произведениях художников-романтиков легко прослеживаются знакомые по художественной литературе тенденции: с одной стороны, уход творческого «я» в царство фантазии, сказки, мечты, прекрасной природы, а с другой — изображение столкновений личности с реальным миром, передача проявлений ее внутренней энер-гии и величия в борьбе с враждебными силами.

Ярким представителем первой тенденции в живо-писи был немецкий художник Каспар Давид Фрид-рих. Его умиротворенные пейзажи, фиксирующие вневременные, «вечные» состояния природы, прони-заны ощущением мистического слияния личности со Вселенной, охватывающим как сферу эмоций, так и сферу философской мысли. В частности, на кар-тине Фридриха «Возрасты человека» (1835) на фоне моря, символизирующего вечность, изображены фигуры седого человека, опирающегося на трость (символ старости), молодого мужчины (символ мо-лодости), увлеченных игрой детей (символ детства) и женщины (символ зрелости). Иносказательную параллель к этим фигурам образуют корабли и лод-ки: большой корабль, который заходит в гавань, перекликается с образом старика, заканчивающего свой жизненный путь; два корабля, идущих в море на всех парах, — с образами мужчины и женщины в расцвете сил; а маленькие лодки, находящиеся не-подалеку от берега и только отправляющиеся в пла-вание, — с образами беспечных детей.

Эмблемой немецкой романтической живописи стала работа Фридриха «Путник над морем тумана» (1818). На переднем плане этой картины изобра-жен мужчина, повернутый к зрителям спиной и об-ращенный липом к чудесному пейзажу, окутанному туманом. Сливаясь с горным кряжем, мужчина как бы призывает зрителей погрузиться в созерцание загадочной и манящей вечности. Столь нетрадици-онное изображение человека — спиной к зрителю — отражает характерную для романтизма погружен-ность во внутренний мир личности и тайны вечной природы.

Вторая тенденция романтического искусства развивалась в творчестве французских романтиков Теодора Жерико и Эжена Делакруа. «У Жерико, — писал один из современников художника, — всё на грани и полно преувеличений, всё неожиданное, как взрыв, и обжигающее, как лед...» В основу сюжетов картин Т. Жерико, как правило, положены экстремальные жизненные ситуации, в которых борьба, радость, отчаяние, смелость и даже безумие проявляются с максимальной силой и вырази-тельностью. На его полотнах предстают участники наполеоновских войск, как бы «выхваченные» из гущи битвы («Офицер конных егерей император-ской гвардии во время атаки» (1812), «Раненый ки-расир, покидающий поле битвы» (1814)), рвущиеся из рук надсмотрщиков кони («Бег необъезженных лошадей в Риме» (1817)), люди, вовлеченные в тра-гическое противостояние грозной стихии («Плот "Медузы"» (1818—1819)), безумцы, одержимые гу-бительными страстями и идеями (серия портретов душевнобольных, написанных по заказу известного психиатра Э. Ж. Жорже).

Герой картины «Офицер конных егерей император-ской гвардии во время атаки» изображен верхом на коне, вставшем на дыбы. Жерико отказывается от панорамного показа битвы, «вырезая» из нее лишь небольшой фрагмент. Главное для художника — за-фиксировать личность в наивысшем напряжении ее сил, вызванном борьбой не на жизнь, а на смерть. Офицер «схвачен» кистью в тот решающий момент, когда он готов дать своим солдатам сигнал к началу наступления. Сама битва, ее яркие, тревожные крас-ки, огненное зарево создают ощущение вечного борения бытия.

Второй из названных французских художников, Э. Делакруа, был активным участником знаменитой «романтической битвы» за искусство, направленной на освобождение творческой мысли от ограничений и канонов классицизма. В его картинах, исполнен-ных яркой романтической экспрессии и дышащих энергией байроновского протеста, нашли отражение трагические сражения современности, в частности — воспетая Байроном борьба греческого народа про-тив османского ига. (В ряду полотен, посвященных этой теме, выделяются работы «Хиосская резня» и «Греция на развалинах Миссолонги».)

Самую знаменитую свою картину — «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 года)» Делакруа напи-сал по следам парижского восстания 1830 г. Под его кистью конкретный и точно обозначенный в историческом времени эпизод восстания приобрел эпическую широту. Над мастеровыми и буржуа, взрослыми и детьми, взбирающимися на отбитую у королевских войск баррикаду, возвышается пари-жанка, сжимающая в руках трехцветное знамя Французской республики. Ее образ, наделенный некоторым сходством с античной Венерой Милосской, вырастает в символ революционной Сво-боды.

В отличие от художников-романтиков, нацелен-ных на изображение необычного — героически-тра-гического или мечтательно-фантазийного начала, художники-реалисты стремились к изображению обыденной действительности. Реализм в живописи открыл значительность неброского пейзажа, зауряд-ной бытовой сцены, обыденных отношений, ли-шенных какого-либо украшательства и интересных конкретикой портрета. В русской живописи, пере-живавшей, как и русская литература, свой расцвет в XIX ст., важной вехой в развитии реализма стало появление творческого объединения независимых от официальной академии художеств живописцев, со временем назвавшегося Товариществом передвижных художественных выставок. С деятельно-стью этого общества (всего им было организовано сорок восемь выставок, последняя из которых да-тируется 1923 г.) связано творчество большинства выдающихся русских художников второй полови-ны XIX в. «Передвижники, — по словам современ-ного критика В. Николаенко, — создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, прежде всего — о русской жизни, — реалистическое искусство. Быть верным действительности для художника-реалиста означало не только точно воспро-изводить узнаваемые подробности быта, обстанов-ки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли задуматься над общественными вопросами, состра-дать тем, кто несчастен и обездолен».

Классическим произведением русского реализ-ма стала картина Василия Григорьевича Перова «Тройка» (1866), на которой изображены дети, впря-женные в сани с громадной обледенелой бочкой. Это произведение излучает не только глубокое сострадание к обездоленным, но и чувство протес-та против российского государственного строя, обрекающего детей на непосильный труд. В данной картине, как и в творчестве Перова в целом, подни-маются те же острые социальные вопросы, что и в русской литературе XIX в. Неслучайно первый био-граф художника Н. П. Собко утверждал: «Перов — это Гоголь и Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи, соединенные вместе». Материал с сайта

Другим крупнейшим произведением русской реалистической живописи является картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» (1873). Толч-ком к ее написанию послужил конкретный случай. В 1868 г., во время прогулки по Петербургу, внима-ние художника привлек вопиющий контраст между двумя группами людей: нарядно одетыми предста-вителями высшего общества, безмятежно прогули-вавшимися по набережной Невы, и оборванными, изможденными бурлаками, тянувшими баржу. Так сама жизнь подсказала художнику замысел новой картины, который, впрочем, впоследствии несколько видоизменился, сузившись до группо-вого портрета бурлаков. Желая глубже узнать их жизнь и быт, Репин предпринял поездку на Волгу. Там он писал персонажей своей картины «с нату-ры», добиваясь той художественной силы, которая вот уже более столетия потрясает зрителей. Группа бурлаков на его картине настолько выразительна, что сама по себе служит мощным обвинением и го-сударству, которое принуждает людей надрываться и унижаться, чтобы заработать на кусок хлеба, и обеспеченным членам общества, не замечающим, что их благополучие построено на поте и крови на-рода.

Если сравнить баржу, которую тянут репинские бурлаки, с невесомыми кораблями на картинах Фридриха, то различие между романтическим и реалистическим искусством станет особенно явст-венным. У Фридриха крошечные человеческие фигурки и легкие корабли на фоне бескрайней природы символизируют незначительность чело-века, покоренного и поглощенного загадочной мощью природы. У Репина, напротив, главный герой — человек, а его жизнь предстает в обнажен-ной и подчеркнутой реалистичности. Фигуры из-мученных, повисших на лямках, утирающих пот бурлаков выражают колоссальное напряжение и порождают у зрителя физическое ощущение тя-жести. Спины бурлаков согнуты, ступни вдавлены в песок, но они упорно тянут судно, демонстрируя неодолимую силу народа — силу не только физи-ческую, но и духовную.

В столь, казалось бы, разных картинах, как «Тройка» и «Бурлаки на Волге», есть нечто общее — мысль о тружениках, тянущих неподъемный груз жизни. Обе картины вызывают у зрителя смешан-ное чувство, в котором желание облегчить этот груз сочетается с осуждением общественного строя, допускающего жесточайшую эксплуатацию лич-ности, а также преклонением перед человеческим трудом, движущим жизнь вперед.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • отличие романтизма от реализма
  • сравнить направления в иссеустве романтизм и реализм
  • что лежит в основе различия романтизма и реализма?
  • романтизм и реализм в европейском искусстве 19 века
  • сходство реализма и романтизма