3 вида цветов. Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Правильно подобранная цветовая гамма декора и отделки способна преобразить любое помещение, визуально увеличив его площадь и высоту, придав легкость и воздушность обстановке. Любимые цвета неправильно комбинированные между собой, могут раздражать, угнетать и портить настроение. Чтобы окружающая обстановка радовала и создавала позитивный настрой, следует воспользоваться советами профессионалов по гармоничному подбору и комбинации цветов.

Чтобы выяснить, какими правилами стоит руководствоваться при выборе цветовой гаммы, мы спросили совета практикующего дизайнера Марии Боровской.

Для повседневного гардероба обычно выбираются вещи наиболее приятных цветов и оттенков. Такая одежда и аксессуары поднимают настроение, придают уверенность в себе, создают позитивный настрой. Поэтому наиболее часто встречающиеся цвета в гардеробе следует использовать в создании убранства помещения.

2. Закон трех цветов

Существует великое множество разнообразных цветов и оттенков. Иногда бывает достаточно сложно отдать предпочтение какому-то цвету, потому что нравятся все. Однако следует определиться с самыми привлекательными тремя и комбинировать их в разных элементах декора.

3. Цветовая формула 60/30/10

Чтобы внутреннее оформление помещений было законченным и элегантным, рекомендуется соблюдать формулу цветовых соотношений 60/30/10:

  • 60% следует отдать доминирующему цвету, который будет задавать тон комнаты. Обычно в этот цвет декорируют стены и потолок.
  • 30% составляет дополнительный цвет, в который окрашивают предметы мебели.
  • 10% отводится разным оттенкам, которые расставляют цветовые акценты с помощью мелких предметов декора и аксессуаров.

4. Разные оттенки одного цвета придадут особый шик и элегантность декору

Использование лишь трех цветов при оформлении обстановки комнаты может сделать ее достаточно блеклой и безликой. Комбинирование более светлых и темных оттенков основных цветов придаст комнате индивидуальность и подчеркнет изысканный вкус хозяев.

5. Обязательное сочетание теплых и холодных цветов

Для создания уютного помещения нужно дополнять насыщенные яркие теплые цвета легкими холодными оттенками.

6. Цветовой круг - гарантия сочетаемости цветов

Если нет уверенности, что выбранные самостоятельно цвета будут идеально гармонировать и сочетаться между собой, лучше не рисковать и обратиться к системе цветового круга. Используя эту систему, можно четко определить цвета, гармонирующие между собой, дополняющие друг друга и несочетаемые комбинации.

7. Разные цвета могут визуально изменить размер комнаты

При выборе цветовой гаммы для интерьера следует принимать во внимание, что разные цвета имеют разный визуальный вес. Интерьер, выдержанный в светлых или приглушенных тонах с некрупными элементами декора, несложным рисунком в отделке, позволяет визуально увеличить пространство комнаты, придать ей легкость и воздушность.

Яркие цвета, массивные элементы декора, крупные сложные рисунки визуально уменьшают комнату, лишают ее света и пространства. Поэтому подобные варианты обстановки допустимы лишь в просторных помещениях.

8. Материалы и фурнитура имеют свой цвет

Некоторые материалы и фурнитура имеют свой определенный характерный цвет, оттенок, глянец, который изменить нет возможности. Эту особенность следует учитывать при окончательном выборе мелких, иногда незначительных элементов декора. Неправильно подобранные ручки на мебели, рама картины или материал подсвечника могут нарушить гармонию общей обстановки.

9. Правильное сочетание темных и светлых оттенков

Самое гармоничное сочетание темных и светлых цветов давно создала природа, темный цвет земли и растительности находится внизу, а светлое небо и светящееся солнце вверху. Такой вариант является идеальным и для оформления интерьеров, когда пол и напольные покрытия выполняют в более темных цветах, а стены и потолок значительно светлее.

10. Создайте свою собственную палитру цветов

Иногда очень трудно описать словами нужный цвет окружающим или представить любимый оттенок в сочетании с другими цветами. До начала оформления внутренней обстановки помещения стоит создать свою палитру наиболее привлекательных цветов. Подобрав самые приятные глазу цвета и оттенки, создать каталог, который можно носить с собой при выборе предметов мебели, отделки и фурнитуры.

Главное, помните, что правильное сочетание цветов позволит создать индивидуальный элегантный интерьер.

Расчет номинала резистора по цветовому коду:
укажите количество цветных полос и выберите цвет каждой из них (меню выбора цвета находится под каждой полоской). Результат будет выведен в поле "РЕЗУЛЬТАТ"

Расчет цветового кода для заданного значения сопротивления:
Введите значение в поле "РЕЗУЛЬТАТ" и укажите требуемую точность резистора. Полоски маркировки на изображении резистора будут окрашены соответствующим образом. Количество полос декодер подбирает по следующему принципу: приоритет у 4-полосной маркировки резисторов общего назначения, и только если резисторов общего назначения с таким номиналом не существует, выводится 5-ти полосная маркировка 1% или 0.5% резисторов.

Назначение кнопки "РЕВЕРС":
При нажатии на эту кнопку цветовой код резистора будет перестроен зеркальным образом от исходного. Таким образом можно узнать, возможно ли чтение цветового кода в обратном направлении (справа - налево). Эта функция калькулятора нужна в том случае, когда сложно понять, какая полоска в цветовой маркировке резистора является первой. Обычно первая полоска или толще остальных, или расположена ближе к краю резистора. Но в случаях 5-ти и 6-ти полосной цветовой маркировки прецизионных резисторов может не хватить места, чтобы сместить полоски маркировки к одному краю. А толщина полосок может отличаться весьма незначительно... С 4-полосной маркировкой 5% и 10% резисторов общего назначения все проще: последняя полоска, обозначающая точность - золотистого или серебристого цвета, а эти цвета никак не могут быть у первой полоски.

Назначение кнопки "М+":
Эта кнопка позволит сохранить в памяти текущую цветовую маркировку. Сохраняется до 9 цветовых маркировок резисторов. Кроме того, автоматически сохраняются в память калькулятора все значения, выбранные из колонок примеров цветовой маркировки, из таблицы значений в стандартных рядах, любые значения (правильные и неправильные), введенные в поле "Результат", и только правильные значения, введенные с помощью меню выбора цвета полосок либо кнопок "+" и "-". Функция удобна, когда требуется определить цветовую маркировку нескольких резисторов - всегда можно быстро вернуться к маркировке любого из уже проверенных. Красным цветом в списке обозначаются значения с ошибочной и нестандартной цветовой маркировкой (значение не принадлежит к стандартным рядам, кодированный цветом допуск на резисторе не соответствует допуску стандартного ряда, к которому относится значение и т.д.).

Кнопка "MC": - очистка всей памяти. Для удаления из списка только одной записи покройте оную двойным кликом.

Назначение кнопки "Исправить":
При нажатии на эту кнопку (если в цветовом коде резистора допущена ошибка) будет предложен один из возможных правильных вариантов.

Назначение кнопок "+" и "-" :
При нажатии на них значение в соответствующей полоске изменится на один шаг в большую или меньшую сторону.

Назначение информационное поля (под полем "РЕЗУЛЬТАТ"):
В нем выводятся сообщения, к каким стандартным рядам принадлежит введенное значение (с какими допусками резисторы этого номинала выпускаются промышленностью), а так же сообщения об ошибках. Если значение не является стандартным, то либо вы допустили ошибку, либо производитель резистора не придерживается общепринятого стандарта (что случается).

Примеры цветовой кодировки резисторов:
Слева приведены примеры цветовой маркировки 1%, а справа - 5% резисторов. Кликните по значению в списке, и полоски на изображении резистора будут перекрашены в соответствующие цвета.

Цветовая символика

Проблема цветовой символики тесно связана с проблемой психологического воздействия цвета, так и с его систематикой. У истоков культуры цвет был равноценен слову, служил символом различных вещей и понятий.

В отдельные периоды истории мирового изобразительного искусства символика играла особо важную роль в идейно образном содержании художественного произведения. Особенно заметная роль принадлежит символике цвета в искусстве средневековья, в условиях господства религиозных идеологий, когда интерес к тому или иному цвету поддерживался, в частности и верой в якобы магическую силу цвета. Это влияло на цветопонимание у художников той эпохи, находившее свое выражение в соответствующих принципах гармонизации. В каждой стране складывалась своя символика, однако она имела и отклонения. Например, в средние века красный цвет одновременно считался цветом красоты и радости, и цветом злости и стыда. Рыжие борода и волосы считались признаком предательства; в то же время, красной бородой наделялись положительные персонажи.

Разногласия в символическом содержании цветов в одну и ту же эпоху и в одной и той же стране можно объяснить пересечением религиозной символики с народной. Если первая из них имела своим истоком религиозные учения, легенды и сказания, то народная символика была итогом отражения в сознании народа преимущественно красок окружающей природы и основана на цветовых ассоциациях. Каждый цвет многообразно связан с различными предметами и явлениями действительности. Так, например, красный цвет ассоциируется с кровью, огнем, с древнейших времен символизирует жизнь. Отсюда он же - символ силы плодородия и любви. В то же время близость красного к крови делает его символом страдания, тревоги, войны, даже смерти. Одновременно красный цвет - это победа, торжество, признак веселья. В новой истории красный цвет становится символом революции. Таким образом, разнообразие ассоциаций дает множественность символических значений одному и тому же цвету. Традиционное, символическое значение цвета, возникшее в глубокой древности на основе ассоциаций, под влиянием производственных и бытовых обрядов, мифологических и религиозных взглядов существует в народе и поныне. И сейчас художник, желает он этого или нет, вынужден считаться с этими традиционными взглядами людей на цветовую символику. Цветовые символы помогают восприятию произведения, выступают в качестве дополнительного содержания. Мастерство художника заключается в том, как, в какой форме он подал эти символы.

Цветовые символы так же многообразны, как и жизнь человека, они отражают негативные и позитивные черты его характера, явлений действительности. В связи с этим, целесообразно их подразделить на ассоциативные, позитивные и негативные (см.табл.1)

Таблица 1. Цветовая символика.

ассоциации

ассоциативные

позитивные

негативные

свет, серебро

Свет, Серебро

Духовность, Чистота, Ясность, Невинность, Правдивость

Смерть, Траур, Реакция

Смерть, Траур, Реакция, Отсталость, Преступность

Солнце, золото

Солнце, Свет, Золото, Богатство

Богатство, Радость

Разлука, Подлость, Коварство, Зависть, Ревность, Предатель­ство, Безумие, Измена

оранжевый

Закат, Осень, Апельсин

Теплота, Спелость

Энергия, Труд, Радость

Предательство, Измена

Жизнь, Сила,

Страсть

Любовь, Победа, Торжество, Праздник, Веселье, Демократия, Революция, Борьба за свободу

Война, Страдание, Смерть, Насилие, Тревога, Гнев

пурпурный

Богатство,

Власть, Держава

Достоинство,

Зрелость, Великолепие

Жестокость

фиолетовый

Вера, Совесть, Художественная одаренность

Смирение,

Старость,

Печаль, Бедствие,

Траур

Море, Космос

Владение морем, Бесконечность, Космос

Мудрость, Верность

Тоска, Холодность

Небо, Воздух

Мир, Миролюбие

Невинность

Природа, Растительность

Природа, Плодородие, Молодость, Покой

Надежда, Расцвет, Безопасность,

Тоска

Определенный интерес представляет также классификация цветовых символов по сходству с характерными особенностями обозначенного объекта понятия, предлагаемая Ф.Юрьевым.

Все символы подразделяются на три группы: ассоциативную, ассоциативно-кодовую, кодовую.

Ассоциативная группа включает наиболее распространенные и наиболее древние миметические обозначения, которые имеют прямое сходство с характерными особенностями объекта-понятия. Благодаря натуралистической ассоциативности эти символические обозначения первичны во всех культурах и наиболее живучи:

белый - Свет, Серебро;

черный - Мрак, Земля;

желтый - Солнце, Золото;

синий - Небо, Воздух;

красный - Огонь, Кровь;

зеленый - Природа, Растительность.

Ассоциативно-кодовая группа символов имеет более широкий круг ассоциаций. В нее включаются символические обозначения, имеющие отдаленное сходство с характерными особенностями объекта-понятия и в конкретной уточняющей ситуации приобретают познавательное значение. В качестве цветовой метафоры ассоциативно-кодовые обозначения приобретают выразительное значение в искусстве. Примером могут служить следующие соответствия:

белый - Светоносность, Духовность, Чистота, Невинность, Ясность;

черный - Поглощение, Материальность, Беспросветность, Тяжесть;

желтый - Сияние, Легкость, Динамизм, Радость, Близость;

синий - Небесность, Глубина, Бесконечность, Холод, Бесстрастность;

красный - Активность, Насильственность, Возбужденность, Страстность;

зеленый - Спокойствие, Безопасность, Статичность, Благотворность;

Кодовая группа символов - самая условная. Здесь цвет не имеет сходства с обозначенным объектом - понятием и могут использоваться практически любые обозначения, например:

желтый - Богатство, Зависть, Ревность, Коварство, Измена, Разлука, Душевная неуравновешенность;

синий - Религиозность, Мудрость;

красный - Демократия, Зло;

зеленый - Непосредственность, Тоска.

В первой и второй группах символы достаточно реалистичны, ибо они ассоциативно связаны с различными предметами и явлениями действительности и поэтому во многих культурах сходны. Различия проявляются и усугубляются там, где кодовая цветовая символика преобладает. Эти различия необходимо учитывать, в зависимости от того региона, в котором художник работает. Выявить и разобраться в них поможет народное творчество, литература, искусство.

Существует и международная цветовая геральдическая символика, как знаковая система, которая строго соблюдается в гербах и флагах государств. В современном международном геральдическом языке она имеет следующую интерпретацию:

белый - Серебро, Чистота, Правдивость, Европа, Христианство;

желтый - Золото, Богатство, Смелость, Азия, Буддизм;

красный - Сила, Демократия, Революционность, Америка;

зеленый - Плодородие, Расцвет, Юность, Австралия, Ислам;

голубой - Невинность, Миролюбие;

синий - Мудрость, Владение морем;

фиолетовый - Печаль, Бедствие;

черный - Траур, Смерть, Африка.

В олимпийской символике цвета колец являются символами пяти континентов:

синий - Америка;

красный - Азия;

черный - Европа;

желтый - Африка;

зеленый - Австралия.

Цвет сам по себе не может быть символом. В произведении он обязательно принадлежит то ли изобразительной, то ли объемной, то ли пространственной структуре, где занимает определенное место, обусловленное композицией и идейным замыслом, которые в свою очередь, способствуют выявлению его символического содержания. Таким образом, восприятие символического значения цвета зависит:

От общего идейного замысла произведения; от общего цветового композиционного построения; от окружающих его цветов;

От конкретной изобразительной структуры, формы, которой он принадлежит.

С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об «абсолютных» соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что «в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные, которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом» .

С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова «произвольно». Художник «окрашивает» образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: «достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах «Старое и новое» и «Александр Невский».

В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования.

Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма».

Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым.

Глава 3. ЦВЕТОВЫЕ СИСТЕМЫ СIЕ

В 1931 году комитет CIE утвердил несколько стандартных цветовых пространств, описывающих видимый спектр. При помощи этих систем мы можем сравнивать между собой цветовые пространства отдельных наблюдателей и устройств на основе повторяемых стандартов .

Цветовые системы С1Е подобны другим трехмерным моделям, рассмотренным нами выше, поскольку, для того, чтобы обнаружить положение цвета в цветовом пространстве, в них тоже используется три координаты. Однако в отличие от описанных выше пространства CIE - то есть CIE XYZ, CIE L*a*b* и CIE L*u*v* - не зависят от устройства , то есть диапазон цветов, которые можно определить в этих пространствах, не ограничивается изобразительными возможностями того или иного конкретного устройства или визуальным опытом определенного наблюдателя.

CIE XYZ и Стандартный Наблюдатель

Главное цветовое пространство CIE - это пространство CIE XYZ. Оно построено на основе зрительных возможностей так называемого Стандартного Наблюдателя , то есть гипотетического зрителя, возможности которого были тщательно изучены и зафиксированы в ходе проведенных комитетом CIE длительных исследований человеческого зрения.

Комитет CIE провел множество экспериментов с огромным количеством людей, предлагая им сравнивать различные цвета, а затем с помощью совокупных данных этих экспериментов построил так называемые функции соответствия цветов (color-matching functions) и универсальное цветовое пространство (universal color space), в котором был представлен диапазон видимых цветов, характерный для среднестатистического человека. Функции соответствия цветов - это значения каждой первичной составляющей света - красной, зеленой и синей, которые должны присутствовать, чтобы человек со средним зрением мог воспринимать все цвета видимого спектра. Этим трем первичным составляющим были поставлены в соответствие координаты X, Y и Z.

По этим значениям X, Y и Z комитет CIE построил Диаграмму Цветности xyY (xyY Chromaticity Diagram) и определил видимый спектр как трехмерное цветовое пространство. Оси этого цветового пространства аналогичны цветовому пространству HSL. Однако пространство xyY нельзя описать как цилиндрическое или сферическое. Комитет CIE обнаружил, что человеческий глаз воспринимает цвета неодинаково и, следовательно, цветовое пространство, отображающее диапазон нашего зрения, имеет несколько перекошенную форму.

Представленная на иллюстрации xy-диаграмма наглядно показывает, что цветовые пространства RGB-монитора и CMYK-принтера существенно ограничены. Чтобы перейти к дальнейшим рассуждениям, необходимо также подчеркнуть, что показанные здесь гаммы RGB и CMYK не являются стандартными. Их описания будут меняться при переходе от одного конкретного устройства к другому, а гамма XYZ не зависит от устройства, то есть является повторяемым стандартом.

CIE L*a*b*

Конечной целью комитета CIE была разработка повторяемой системы стандартов цветопередачи для производителей красок, чернил, пигментов и других красителей. Самая важная функция этих стандартов - предоставить универсальную схему, в рамках которой можно было бы устанавливать соответствие цветов. В основу этой схемы легли Стандартный Наблюдатель и цветовое пространство XYZ; однако несбалансированная природа пространства XYZ (как показано на диаграмме цветности xyY) сделала эти стандарты трудными для четкой адресации.

В результате CIE разработал более однородные цветовые шкалы - CIE L*a*b* и CIE L*u*v . Из этих двух моделей более широко применяется модель CIE L*a*b*. Хорошо сбалансированная структура цветового пространства L*a*b* основана на той теории, что цвет не может быть одновременно зеленым и красным или желтым и синим. Следовательно, для описания атрибутов “красный/зеленый” и “желтый/синий” можно воспользоваться одними и теми же значениями.


Когда цвет представляется в пространстве CIE L*a*b*, величина L* обозначает светлоту, a* - величину красной/зеленой составляющей, а b* - величину желтой/синей составляющей. Это цветовое пространство во многом напоминает трехмерные цветовые пространства - такие как HSL.

CIE L*C*H°

Цветовая модель L*a*b* использует прямоугольные координаты на базе двух перпендикулярных осей: желтый-синий и зеленый-красный. Цветовая модель CIE L*C*H° использует то же самое XYZ-пространство, что и L*a*b*, но здесь используются цилиндрические координаты Светлота (Lightness) , Насыщенность (Chroma) и угол поворота Цветовой тон (Hue) . Эти координаты подобны координатам модели HSL (Hue, Saturation, Lightness - Цветовой тон, Насыщенность, Светлота). Атрибуты обеих цветовых моделей - и L*a*b* и L*C*H° - можно получить путем замера спектральных данных цвета и прямого преобразования XYZ-значений или непосредственно из колориметрических XYZ-значений. Когда набор числовых значений будет спроецирован на каждое из измерений, мы можем точно определить конкретное положение цвета в цветовом пространстве L*a*b*. Приведенная ниже диаграмма показывает соотношение координат L*a*b* и L*C*H° в цветовом пространстве L*a*b*. Позднее мы вернемся к этим цветовым пространствам, когда будем обсуждать пределы допустимости и способы контроля цвета.


Эти трехмерные пространства дают нам логическую схему, внутри которой можно вычислять соотношения между двумя или несколькими цветами. “Расстояние” между двумя цветами в этих пространствах показывает их “меру близости” друг другу.

Как вы помните, цветовая гамма наблюдателя - это не единственный составной элемент цвета, изменяющийся в зависимости от конкретной просмотровой ситуации. На внешний вид цвета также влияют условия освещения . При описании цвета посредством трехмерных данных мы должны также описывать спектральный состав источника света. Но каким источником мы пользуемся? Комитет CIE и в этом случае попытался ввести стандартные источники света .

Стандартные источники света CIE

Точное определение характеристик источника света является важной частью описания цвета во многих приложениях. Стандарты CIE создают универсальную систему предопределенных спектральных данных для нескольких широко применяемых типов источников света .

Стандартные источники света CIE впервые были учреждены в 1931 году и были обозначены буквами А, В и С:

  • Источник цвета типа A представляет собой лампу накаливания с цветовой температурой примерно 2856°К.
  • Источник цвета типа B - это прямой солнечный свет с цветовой температурой примерно 4874°К.
  • Источник цвета типа C - это непрямой солнечный свет с цветовой температурой примерно 6774°К.

Впоследствии CIE добавил к этому набору типов тип D и гипотетический тип E, а также тип F. Типу D соответствуют различные условия дневного освещения с определенной цветовой температурой. Два таких источника - D50 и D65 - это стандартные источники, широко применяемые для освещения специальных кабин для просмотра полиграфических оттисков (индексы “50” и “65” соответствуют цветовой температуре 5000°К и 6500°К соответственно).

При проведении цветовых вычислений учитываются также спектральные данные источников света. Хотя источники света по сути являются эмиссионными (излучающими) объектами, их спектральные данные практически ничем не отличаются от спектральных данных отражающих цветных объектов. Соотношение определенных цветов в различных типах источников света можно выяснить путем исследования относительного распределения мощности световых волн с различной длиной волны, представленного в виде спектральных кривых.

Таким образом, описания цвета, составленные по трем координатам, сильно зависят от стандартных цветовых систем CIE и от источников света. В свою очередь, спектральное описание цвета эту дополнительную информацию напрямую не использует. Тем не менее стандарты CIE играют важную роль в процессе преобразования цветовой информации из трехкоординатных данных в спектральные. Давайте рассмотрим подробнее, как соотносятся между собой спектральные и трехкоординатные данные.

СРАВНЕНИЕ СПЕКТРАЛЬНЫХ ДАННЫХ С ТРЕХКООРДИНАТНЫМИ КОЛОРИМЕТРИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ

Итак, мы с вами рассмотрели принципиальные методы описания цвета. Эти методы можно разделить на две категории:

  • Существуют так называемые спектральные данные , которые фактически описывают свойства поверхности цветного объекта, показывая, как эта поверхность воздействует на свет (отражает его, пропускает или излучает). На эти поверхностные свойства не влияют условия внешней среды, такие как освещение, индивидуальность восприятия каждого из зрителей и различия в методах трактовки цвета.
  • Наряду с этим существуют так называемые трехкоординатные данные , которые в терминах трех координат (или величин) попросту описывают, каким представляется цвет объекта зрителю или сенсорному устройству или как цвет будет воспроизводиться на каком-либо устройстве, например на мониторе или принтере. Цветовые системы CIE, такие как XYZ и L*a*b*, задают положение цвета в цветовом пространстве посредством трехмерных координат, в то время как системы воспроизведения цвета, такие как RGB и CMY(+K), описывают цвет в терминах трех величин, задающих количество трех составляющих, которые при смешивании дают тот или иной цвет.

Как формат для спецификации цветов и передачи информации о цвете спектральные данные имеют ряд определенных преимуществ перед трехкоординатными форматами, такими как RGB и CMYK. Прежде всего спектральные данные являются единственным объективным описанием реального объекта, окрашенного в тот или иной цвет. В отличие от них описания в терминах RGB и CMYK зависят от условий осмотра объекта - от типа устройства, воспроизводящего цвет, и типа освещения, при котором этот цвет рассматривается.

Зависимость от устройства

Как мы выяснили, сравнивая различные цветовые пространства, каждый цветной монитор имеет свой собственный диапазон (или гамму) воспроизводимых цветов, которые он генерирует при помощи RGB-люминофоров. Даже мониторы, изготовленные в одном и том же году одним и тем же производителем, в этом смысле отличаются друг от друга. То же самое относится и к принтерам и их CMYK-красителям, которые, вообще говоря, имеют более ограниченную гамму цветов по сравнению с большинством мониторов.

Чтобы точно специфицировать цвет посредством RGB- или CMYK-значений, необходимо также указать характеристики конкретного устройства, на котором этот цвет будет воспроизводиться.

Зависимость от освещения

Как мы уже говорили ранее, различные источники света, такие как лампы накаливания или дневного света, имеют свои собственные спектральные характеристики. Внешний вид цвета очень сильно зависит от этих характеристик: при разных типах освещения очень часто один и тот же объект выглядит по-разному.

Чтобы точно специфицировать цвет посредством трех значений, необходимо также указать характеристики источника света, при котором цвет будет просматриваться.

Независимость от устройства и условий освещения

В отличие от всего перечисленного выше замеры спектральных данных не зависят ни от устройства , ни от освещения :

Спектральные данные показывают состав света, отраженного от объекта, до того, как он интерпретируется наблюдателем или устройством. Различные источники света выглядят по-разному, когда их свет отражается от объекта, поскольку они содержат разное количество спектра по каждой длине волны. Но объект всегда поглощает и отражает один и то же процент спектра по каждой длине волны независимо от его объема. Спектральные данные -это и есть замеры этого процента .

Таким образом, при замере спектральных данных фиксируются лишь стабильные характеристики поверхности объекта “в обход” тех двух компонентов цвета, которые изменяются в зависимости условий просмотра - источника света и наблюдателя или наблюдающего устройства. Чтобы точно специфицировать цвет, необходимы спектральные данные, то есть нечто реальное существующее и стабильное. В отличие от него RGB- и CMYK-описания являются предметом для “интерпретаций” со стороны наблюдателей и устройств.

Явление метамерии

Еще одно преимущество спектральных данных - это возможность предсказать эффекты, которые будут возникать при освещении объекта различными источниками света. Как было указано выше, различные источники света излучают разные сочетания длин волн, на которые, в свою очередь, различным образом воздействуют объекты. Например, с вами когда-нибудь случалось такое: вы очень тщательно подбирали пару носков к своим брюкам при свете флуоресцентных ламп в универмаге, а потом пришли домой и обнаружили, что при свете обычных ламп накаливания носки к брюкам совершенно не подходят? Этот феномен носит название метамерии .

На иллюстрации рассматривается пример метамерического совпадения двух оттенков серого. При дневном свете оба цвета выглядят вполне совпадающими, однако при свете ламп накаливания первый серый приобретает заметный красноватый оттенок. Механизм этого превращения можно продемонстрировать, изобразив графически спектральные кривые обоих цветов и источников света. Сравним спектры этих цветов по отношению друг к другу и к длинам волн видимого спектра.

Спектр образца №1

Спектр дневного света

Образцы при дневном свете

Спектр образца №2

Спектр света лампы накаливания

Образцы при свете лампы накаливания

Когда наши образцы освещаются дневным светом, их цвета усиливаются в синей области (выделенная часть) спектра, где кривые очень близки друг к другу. В свете же лампы накаливания большая мощность смещена в красную область спектра, где два образца резко отличаются друг от друга. Таким образом, в холодном свете разница между двумя образцами почти не видна, а при теплом освещении очень заметна. Следовательно, наше зрение может сильно обманываться в зависимости от условий освещения. Поскольку трехкоординатные данные зависят от освещения, эти форматы не могут выявить подобных различий. Только спектральные данные способны четко распознать эти характеристики.

Просмотрено:16391 раз

Таблица (палитра) цветов html предоставляет вам возможность самостоятельно подобрать нужный вам тон. Значение цвета отображается в трех форматах: Hex, RGB и HSV.

  • Hex состоит из трех двух символьных значений в шестнадцатеричной системе счисления. Например: #ff00b3, где первая пара чисел - красный, вторая - зеленый, а третья - синий.
  • RGB (RedGreenBlue) имеет вид "200,100,255", обозначающее количество соответствующего тона(красный,зеленый,синий) в получаемом цвете.
  • HSV (Hue, Saturation, Value - тон, насыщенность, значение) - цветовая модель, в которой в качестве координат являются:
    • Hue - цветовой тон, может варьироваться в пределах от 0° до 360°.
    • Saturation - насыщенность, варьируется в пределах 0-100 или 0-1. Чем больше этот параметр, тем «чище» цвет, поэтому этот параметр иногда называют чистотой цвета. А чем ближе этот параметр к нулю, тем ближе цвет к нейтральному серому.
    • Value (значение цвета) - задает яркость, значение так же может варьироваться в пределах 0-100 или 0-1.

Введите код цвета: GO

Список цветов с названиями

В таблице перечислены названия цветов на английском языке (которые можно использовать в качестве значений), поддерживаемые всеми браузерами, и их шестнадцатеричные значения. Все перечисленные цвета являются "безопасными", то есть во всех браузерах будут отображаться одинаково.

Название цвета HEX Цвет
Black #000000
Navy #000080
DarkBlue #00008B
MediumBlue #0000CD
Blue #0000FF
DarkGreen #006400
Green #008000
Teal #008080
DarkCyan #008B8B
DeepSkyBlue #00BFFF
DarkTurquoise #00CED1
MediumSpringGreen #00FA9A
Lime #00FF00
SpringGreen #00FF7F
Aqua #00FFFF
Cyan #00FFFF
MidnightBlue #191970
DodgerBlue #1E90FF
LightSeaGreen #20B2AA
ForestGreen #228B22
SeaGreen #2E8B57
DarkSlateGray #2F4F4F
LimeGreen #32CD32
MediumSeaGreen #3CB371
Turquoise #40E0D0
RoyalBlue #4169E1
SteelBlue #4682B4
DarkSlateBlue #483D8B
MediumTurquoise #48D1CC
Indigo #4B0082
DarkOliveGreen #556B2F
CadetBlue #5F9EA0
CornflowerBlue #6495ED
MediumAquaMarine #66CDAA
DimGray #696969
SlateBlue #6A5ACD
OliveDrab #6B8E23
SlateGray #708090
LightSlateGray #778899
MediumSlateBlue #7B68EE
LawnGreen #7CFC00
Chartreuse #7FFF00
Aquamarine #7FFFD4
Maroon #800000
Purple #800080
Olive #808000
Gray #808080
SkyBlue #87CEEB
LightSkyBlue #87CEFA
BlueViolet #8A2BE2
DarkRed #8B0000
DarkMagenta #8B008B
SaddleBrown #8B4513
DarkSeaGreen #8FBC8F
LightGreen #90EE90
MediumPurple #9370D8
DarkViolet #9400D3
PaleGreen #98FB98
DarkOrchid #9932CC
YellowGreen #9ACD32
Sienna #A0522D
Brown #A52A2A
DarkGray #A9A9A9
LightBlue #ADD8E6
GreenYellow #ADFF2F
PaleTurquoise #AFEEEE
LightSteelBlue #B0C4DE
PowderBlue #B0E0E6
FireBrick #B22222
DarkGoldenRod #B8860B
MediumOrchid #BA55D3
RosyBrown #BC8F8F
DarkKhaki #BDB76B
Silver #C0C0C0
MediumVioletRed #C71585
IndianRed #CD5C5C
Peru #CD853F
Chocolate #D2691E
Tan #D2B48C
LightGray #D3D3D3
PaleVioletRed #D87093
Thistle #D8BFD8
Orchid #DA70D6
GoldenRod #DAA520
Crimson #DC143C
Gainsboro #DCDCDC
Plum #DDA0DD
BurlyWood #DEB887
LightCyan #E0FFFF
Lavender #E6E6FA
DarkSalmon #E9967A
Violet #EE82EE
PaleGoldenRod #EEE8AA
LightCoral #F08080
Khaki #F0E68C
AliceBlue #F0F8FF
HoneyDew #F0FFF0
Azure #F0FFFF
SandyBrown #F4A460
Wheat #F5DEB3
Beige #F5F5DC
WhiteSmoke #F5F5F5
MintCream #F5FFFA
GhostWhite #F8F8FF
Salmon #FA8072
AntiqueWhite #FAEBD7
Linen #FAF0E6
LightGoldenRodYellow #FAFAD2
OldLace #FDF5E6
Red #FF0000
Fuchsia #FF00FF
Magenta #FF00FF
DeepPink #FF1493
OrangeRed #FF4500
Tomato #FF6347
HotPink #FF69B4
Coral #FF7F50
Darkorange #FF8C00
LightSalmon #FFA07A
Orange #FFA500
LightPink #FFB6C1
Pink #FFC0CB
Gold #FFD700
PeachPuff #FFDAB9
NavajoWhite #FFDEAD
Moccasin #FFE4B5
Bisque #FFE4C4
MistyRose #FFE4E1
BlanchedAlmond #FFEBCD
PapayaWhip #FFEFD5
LavenderBlush #FFF0F5
SeaShell #FFF5EE
Cornsilk #FFF8DC
LemonChiffon #FFFACD
FloralWhite #FFFAF0
Snow #FFFAFA
Yellow #FFFF00
LightYellow #FFFFE0
Ivory #FFFFF0
White #FFFFFF