Что такое целые числительные. Целые количественные числительные

Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос сколько? или какой?.

Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения - отношение к числу. Грамматические признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.

Разряды числительных по значению

Выделяют количественные и порядковые числительные.

Количественные числительные обозначают отвлечённые числа (пять) и количество предметов (пять столов) и отвечают на вопрос сколько?.

Количественные числительные бывают целые (пять), дробные (пять седьмых) и собирательные (пятеро).

Целые количественные числительные обозначают целые числа или количества. Целые количественные числительные сочетаются со счётными существительными, т. е. с такими существительными, которые обозначают предметы, которые можно посчитать штуками.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа или количества и сочетаются как со счётными существительными (две третьих конфет), так и с несчётными существительными (две третьих воды), но не могут сочетаться с одушевлёнными существительными.

Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость; они сочетаются не со всеми существительными, а только с некоторыми:

1) с существительными, которые называют лиц мужского пола (двое мужчин); числительное оба сочетается также и с существительными, обозначающими лиц женского пола (обе женщины),

2) с существительными человек, лицо, ребёнок (пятеро людей, лиц, детей),

3) с названиями детёнышей животных (семеро козлят),

4) с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое саней); с этими существительными сочетаются преимущественно числительныедвое, трое и четверо,

5) с существительными, называющими парные предметы (двое носков); два носка - это два носка, а двое носков - это четыре носка, т. е. две пары носков,

6) с личными местоимениями мы, вы, они (не было их двоих).

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте (первый, второй, пятый, сто двадцать пятый) и отвечают на вопрос какой?.

Разряды числительных по структуре

По структуре выделяют числительные простые и составные.

Простые числительные однокомпонентны (два, двое, второй).

Составные числительные неоднокомпонентны, т. е. пишутся с пробелами (пятьдесят пять, пять десятых, пять тысяч пятьдесят пятый).

Комплексы 2 и 3 выделяет также сложные числительные, которые однокомпонентны, но имеют два или несколько корней (пять-сот, пят-и-сот-тысяч-н-ый). В комплексе 2 в эту группу почему-то попали также числительные, оканчивающиеся на -надцать (пят-надцать), в которых элемент -надцатьявляется не вторым корнем, а суффиксом.

Выделение сложных числительных в этих учебных комплексах связано с методическими целями - обучением склонению сложных числительных со вторыми корнями -десят и -сот (пят-и-десят-и, пят-и-сот-Ø).

Тем не менее логичнее подразделять числительные на две группы - простые (однокомпонентные) и составные (неоднокомпонентные). При этом в группу простых числительных надо объединить как непроизводные числительные (пять), так и производные (пятнадцать, пятьдесят).

Грамматические признаки количественных числительных

Единственным «полноценным» морфологическим признаком количественных числительных является признак падежа. Числительные не имеют морфологического признака числа (о словах один, тысяча, миллион, миллиардсм. далее). Морфологический признак рода представлен только у числительныхдва, оба, полтора, причём у них противопоставлены две родовых формы, одна - для мужского и среднего рода (два стола, окна), другая - для женского рода (две парты):

Как мы видим, у слов два и полтора родовые различия проявляются только в И. п. и В. п., у слова оба родовые различия прослеживаются во всех падежах, причём в И. п. и В. п. они выражаются окончанием, а в остальных падежах - в основе (если принять такое разделение на морфемы, которое приведено в таблице).

Изменение числительных по падежам называется склонением. У числительных представлены особые типы склонения (называемые в лингвистике нумеративными) и субстантивные типы склонения.

Особым образом склоняются числительные два, три, четыре, сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста:

Как мы видим, числительные три и четыре склоняются одинаково, а у словсорокдевяносто, сто, полтора и полтораста различаются только две формы - одна для И. п. и В. п., другая - для Р. п., Д. п., Т. п. и П. п.

Числительные пять - двадцать и тридцать склоняются по III субстантивному склонению, т. е. как слово ночь, причём у числительного восемьпредставлены вариативные формы Т. п. - восемью и восьмью.

У числительных пятьдесят - восемьдесят и двести - девятьсот (т. е. названия десятков на -десят и сотен на -сот) склоняются обе части: первая как соответствующее простое числительное, вторая - по субстантивному склонению.

Количественные числительные характеризуются особой сочетаемостью с существительными.

Целые и собирательные числительные сочетаются с существительными следующим образом: в И. п. (и В. п. при неодушевлённых существительных) числительное является главным словом и управляет существительным, требуя его постановки в Р. п. единственного числа (при числительных два, три, четыре) или множественного числа (при числительных пять и далее). В остальных падежах главным является существительное, а числительное с ним согласуется, например:

два (И. п.) стола (Р. п. ед.ч.)

двух (Р. п.) столов (Р. п. мн. ч.)

двум (Д. п.) столам (Д. п. мн. ч.)

двумя (Т. п.) столами (Т. п. мн. ч.)

(о) двух (П. п.) столах (П. п. мн. ч.)

Дробные количественные числительные всегда управляют Р. п. существительного, а число этого существительного зависит от смысла конструкции, ср.: одна вторая конфеты - одна вторая конфет.

В грамматическом отношении среди количественных числительных выделяются слова один, тысяча, миллион, миллиард, триллион и другие названия больших чисел.

Слово один изменяется по родам, числам и падежам, в которых согласуется с существительным (один стол, одна парта, одно окно, одни сани). В количественном значении форма множественного числа слова один сочетается с существительными, имеющими форму только множественного числа. Склоняется слово один по смешанному склонению: в И. (В.) п. имеет субстантивные окончания (один-Ø, одн-а, одн-о, одн-и), в остальных падежах - адъективные окончания. Другими словами, числительное один грамматически ведёт себя как относительное прилагательное.

Слова тысяча, миллион, миллиард и др. имеют постоянный морфологический признак рода (перв-ая тысяча - жен. род, перв-ый миллион - муж. род), изменяются по числам и по падежам (перв-ые тысяч-и, перв-ых тысяч-Ø). Склоняются эти слова по субстантивным склонениям (тысяча - I склонение,миллион и др. - II склонение). При сочетании с существительными эти слова всегда управляют существительным, требуя его постановки в форме Р. п. мн. числа:

И. п. тысяча тонн

Р. п. тысячи тонн

Д. п. тысяче тонн

В. п. тысячу тонн

Т. п. тысячей тонн

П. п. (о) тысяче тонн.

Иначе говоря, эти слова грамматически ведут себя как существительные. Их отнесение к числительным происходит только на основании их значения.

В предложении количественное числительное вместе с существительным, к которому оно относится, является одним членом предложения:

Я купил пять книг.

Грамматические признаки порядковых числительных

Грамматически порядковые числительные сходны с относительными прилагательными. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам и во всех формах согласуются с существительными, к которым относятся. Склоняются порядковые числительные по адъективному склонению (слово третий - по смешанному: третий-Ø, треть-его, треть-ему, треть-им, треть-ем). В составных порядковых числительных склоняется только последняя часть:

И. п. две тысячи второй год

Р. п. две тысячи второго года

Д. п. две тысячи второму году

В. п. две тысячи второй год

Т. п. две тысячи вторым годом

П. п. (о) две тысячи втором годе.

Имя числительное делится на множество разновидностей. Основной группой можно считать количественные - а их, в свою очередь, можно условно разделить на целые, дробные и собирательные.

Рассмотрим, какие именно слова включает в себя количественная группа, в каких случаях речь идет о целых или дробях - и какие числительные объединяет собирательная разновидность.

Целые и дробные числительные

Уловить суть количественной группы очень просто. Как следует из названия, она объединяет в себе слова, сообщающие о количестве объектов или людей. Например, «пять», «двадцать», «триста», «миллион».

Внутри единой группы слова разделяются на два разряда.

  • Целые. Если речь идет о некоем целом числе - «двадцать», «триста», «четыреста двадцать три» - значит, и относится слово именно к этой группе.
  • Дробные. Как ясно из названия, слово должно описывать некое дробное число, состоящее из числителя и знаменателя. Например, дробными будут - «одна целая семь десятых», «три четвертых», «пять восьмых». Отличительная особенность - то, что дробные числительные невозможно записать одним словом, они всегда представляют из себя целое словосочетание. Единственным исключением будет «полтора».

Как правильно их склонять? Это тема для отдельной большой статьи, однако мы попробуем охватить суть.

  • Обычные количественные числительные, обозначающие некое целое число, склоняются по родам и падежам как в единственном числе, так и и во множественном. Например, если взять числительное «один», то склоняться оно будет так: «одного» - «одному» - «один» или «одного» - «одним» - «об одном». Или, соответственно, во множественном числе - «один» - «одних» - «одним» - «одни» или «одних» - «одними» - «об одних». В женском роде меняются окончания, средний род «одно» существует лишь в именительном и винительном падежах.
  • Другое дело - если числительное дробное. В этом случае его часть, отвечающая за числитель, склоняется по правилам для количественных числительных, а вот знаменатель рассматривается только во множественном числе и по правилам склонения для порядковых числительных.

Собирательные числительные

Осталось кратко отметить еще одну группу - числительные собирательные. К ним относятся слова «трое», «пятеро», «семеро» и так далее. Всего таких числительных существует одиннадцать, они употребляются вместе с существительными и характеризуют некое количество похожих существ или предметов - например, «пятеро учеников».

Целые числительные — это числительные, обозначающие целые числа и обычно сочетающиеся со счетными существительными (три, сорок пять, пятьсот и т.п.).

Целые числительные изменяются по падежам, имея, как правило, окончания какого-то одного числа — единственного (как семь, двад-цать, сорок, пятьдесят) или множественного (как четыре, двести, восемьсот). Числительное два изменяется не только по падежам, но и по родам: форма два может сочетаться с существительными мужского и среднего рода (два стола, два окна), а если существительное жен-ского рода, то данное числительное ставится в форме две (две парты). Числительное один изменяется по падежам, родам и числам.

Склонение целых числительных представлено несколькими типами:

  • два, три, четыре относят к смешанному склонению, отмечая при этом, что у этих числительных имеются некоторые особые флексии;
  • числительные от пяти до двадцати, тридцать и все, заканчи-вающиеся на -десят, склоняются по субстантивному III склонению;
  • числительные двести, триста, четыреста и все на -сот склоня-ются по субстантивному I склонению;
  • числительные сорок, девяносто, сто имеют по две падежные формы: именительный падеж, совпадающий с винительным, и одну форму для всех остальных падежей (сорока, девяноста, ста).

В словосочетаниях с именами существительными числительные ведут себя следующим образом:

  • числительное один согласуется с существительным в роде, числе и падеже;
  • в именительном падеже (и в совпадающем с ним винительном при неодушевленных существительных) именно числительное оказывает-ся главным словом, требуя от существительного формы родительного падежа — либо единственного числа (при словах три, четыре), либо множественного числа (начиная с пяти);
  • особый случай наблюдается с числительным два, где в имени-тельном падеже (и в совпадающем с ним винительном при неодушев-ленных существительных) мы имеем дело с взаимным подчинением одного слова другому, т.к. числительное требует от существительного формы родительного падежа единственного числа, а существительное, в свою очередь, управляет грамматическим родом числительного (два мальчика, но две девочки);
  • в других падежах существительное оказывается главным словом, требуя от числительного согласования в падеже;
  • числительные тысяча, миллион, миллиард, триллион в словосо-четаниях ведут себя как существительные.

Дробные числительные — это числительные, обозначающие дробные числа. Они обычно состоят из двух частей: первая часть, называющая числитель дроби, представляет собой количественное числительное, вторая часть, называющая знаменатель, — чаще всего порядковое числительное (одна пятая, две восьмых), но может быть и существительное типа треть, четверть (одна треть, три четвер-ти). Иногда этот разряд слов понимается достаточно широко — как любое название для дробных чисел, и тогда в качестве дробных чис-лительных могут также рассматривать и целые словосочетания, напри-мер: пять с половиной, три целых две десятых. К дробным числитель-ным относятся также слова полтора/полторы, полтораста.

Данная группа числительных имеет падежные формы. При их склонении изменяются обе части: одна вторая, одной второй, одну вторую и т.д.; три седьмых, трех седьмых, трем седьмым, тремя седь-мыми и т.д. Числительное полтора имеет также форму женского рода полторы и одну форму для косвенных падежей — полутора.

Существительное, сочетающееся с дробным числительным, ста-вится в форме родительного падежа: две третьих круга, шесть деся-тых участка.

Порядковые числительные — это числительные, называющие порядковый номер предмета при счете (восьмой, двадцать пятый, две тысячи десятый). Формально почти все порядковые числительные (кроме первый и второй) образованы от соответствующих количе-ственных числительных: шесть -> шестой, тридцать -> тридцатый, сорок -> сороковой и т.д.

В академической традиции, в отличие от школьных учебников, порядковые числительные часто рассматриваются как разновидность относительных прилагательных, поскольку они обозначают признак предмета, выражающий отношение к числу. И по своим синтаксиче-ским свойствам этот разряд числительных совпадает с прилагатель-ными: порядковые числительные обычно являются определениями или именной частью сказуемого и согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

Количественные числительные — это числительные, называю-щие абстрактные числа или количество предметов и отвечающие на во-прос сколько? В некоторых контекстах количественные числительные могут обозначать порядковое место предмета при счете: вагон десять, место двенадцать; дом двадцать два, квартира пять.

В ряде работ предлагается выделять два типа количественных чис-лительных — определенно-количественные (два, десять, сто и др.) и неопределенно-количественные (столько, сколько, несколько, мно-го, немного, мало, немало). Вторая группа слов в школьной традиции обычно трактуется как местоимения. Эти слова обладают признаками обеих частей речи, т.к. у них есть значение количества (как у числи-тельных), но они это количество конкретно не называют, а лишь указы-вают на него (подобно местоимениям). Количественные числительные подразделяются на целые, дробные и собирательные.

Простые числительные — это однокомпонентные числительные, представляющие собой одно слово. Они могут быть как непроизводны-ми (три, сорок, сто), так и производными (шестнадцать, двадцатый).

Сложные числительные — это числительные, имеющие в своем составе более одного корня (шестьдесят, семьсот, двухсоттысяч-ный). В некоторых работах их рассматривают как разновидность про-стых числительных.

При склонении сложных числительных от пятидесяти до восьми-десяти, а также от двухсот до девятисот изменяются обе части: семь-десят, семидесяти, семьюдесятью и т.п.; четыреста, четырехсот, четыремстам, четырьмястами и т.п.

Составные числительные — это многокомпонентные числитель-ные, состоящие из нескольких слов, каждое из которых является про-стым или сложным числительным (сорок восемь, три десятых, двести пятьдесят третий).

В составных количественных числительных склоняются все слова, их образующие: триста двадцать два, трехсот двадцати двух, трем-стам двадцати двум и т.д.; три восьмых, трех восьмых, трем восьмым и т.д. В составных порядковых числительных склоняется только по-следнее слово: триста двадцать второй, триста двадцать второго, триста двадцать второму и т.д. Материал с сайта

Собирательные числительные — это числительные, обозначаю-щие количество предметов в их совокупности, как единое целое. В от-личие от других разрядов количественных числительных, собиратель-ных слов насчитывается немного. Наиболее употребительные — это двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро; иногда к этому разряду относят местоименное слово оба/обе. Числительные данного разряда не могут быть названиями чисел, и они не используются при счете.

Особенностью собирательных числительных является их употребле-ние скорее в разговорной, чем в литературной речи, а также их ограни-ченная сочетаемость. Собирательные числительные могут сочетаться:

  • с названиями лиц мужского пола или с существительными обще-го рода (двое старшеклассников, трое работяг), с существительными женского рода встречается только слово обе;
  • со словами лица (в значении ‘люди’), люди, дети, ребята, людишки, детишки, ребятишки (четверо детишек, трое подозрительных лиц);
  • с названиями детенышей (трое котят);
  • с существительными, имеющими только множественное число, — pluralia tantum (двое суток, трое очков);
  • с существительными, называющими парные предметы (двое сапог);
  • с личными местоимениями (нас было семеро).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • числительныечетыреста простое или сложное
  • числительное порядковое сочинение
  • на каком основании различаются целые, дробные и собирательные количественные числительные
  • просклонять порядковое числительное 874-й по падежам
  • собирательное числительное в названия сказок

Урок разработан для учащихся с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые расстройства и нарушения эмоционально-волевой сферы.

В процессе урока применяется презентация из 11 слайдов, карточки, таблица, разнообразные задания. На уроке используется диалогический метод проблемного обучения. Материал к уроку подобран так, чтобы в достаточной мере реализовать коррекционные цели.

Цели урока: Обучающие: сформировать понятие об имени числительном как самостоятельной части речи; вырабатывать умение отличать числительные от других частей речи; различать порядковые и количественные имена числительные; сформировать умение находить числительные в тексте. Коррекционные: развитие мыслительной активности; коррекция внимания; коррекция и развитие связной устной и письменной речи; коррекция познавательной деятельности; развитие навыка контроля и самоконтроля. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к учебному труду.

Тип урока: изучение нового учебного материала. Вид урока: урок-беседа. Оборудование урока: напечатанные карточки с дидактическим материалом; компьютер, мультимедийная доска, презентация: “Имя числительное”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Проверьте свою готовность к уроку.

II. Знакомство с новой темой.

Откройте тетради и запишите дату.

Сформулировать тему урока вам поможет мой рассказ.

Слово учителя.

Все мы каждый день сталкиваемся с огромным количеством различных чисел: смотрим на часы; каждый автобус, троллейбус, трамвай имеют свой номер; в школе решаем примеры и задачи, считаем предметы и т.п.

Вы видите на экране цифры первого десятка, от которых образованы все остальные числа. (Слайд №2). (Приложение1).

Все эти числа можно записать словами. (записываем на доске и в тетрадь).

Как вы думаете, к какой части речи относятся все эти слова? (слайд №3).

Запишем тему урока: “ Имя числительное как часть речи”. Сегодня на уроке мы познакомимся с самостоятельной частью речи именем числительным, научимся отличать имена числительные от других частей речи и определять разряды имён числительных. Итак, за работу!

III. Изучение нового материала.

(Слайд№4). Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте. Имена числительные отвечают на вопросы какой? сколько?

Какой признак помогает отличить имена числительные от других частей речи? (Имена числительные можно записать и с помощью цифр, и с помощью букв).

  1. (Слайд №5). Речевая разминка. Вопрос учителя – ответ ученика с использованием имён числительных.
  2. Например: Сколько собак на фотографии? На фотографии две собаки? Какая матрёшка самая маленькая? Первая матрёшка самая маленькая? и т.д.

  3. (Слайд №6). Прочитайте пословицы. Найдите имена числительные. Аргументируйте свой ответ.
  4. (Слайд №7,8). Работа в парах. Запишите предложения, используя имена числительные.
  5. Словарное слово – пьедестал.

  6. Для того, чтобы научиться отличать имена числительные от других частей речи, выполним задание. Прочитайте слова с числовым значением. Определите часть речи. Аргументируйте ответ. (У учащихся сигнальные карточки: названия частей речи). Имя существительное: двойник, пятак.
  7. Имя прилагательное: пятиэтажный, восьмидневный.

    Глагол: утроить, удесятерить.

    Имя числительное: шестнадцать, четыре.

  8. Независимо от выбора метода изложения материала и организации учебного процесса, в основе при проблемном обучении лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность учащихся. Проблемная ситуация, направленная на поиск новых знаний и их систематизацию. Разряды имён числительных по значению.

– На какие вопросы отвечают имена числительные? – Что обозначают имена числительные?

Карточка №1.

Школьники посадили девять (…………) яблонь, пятнадцать (…………..) вишен и семь (………….) кустов смородины.

Сорок (…………) делится на пять (на ………..).

Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый (…………) день.

Мы живём в двадцать первом (………….) веке.

– Прочитайте предложения. Найдите имена числительные. Докажите (поставьте вопрос).

Учащимся предлагается самостоятельно выполнить задание, сильный ученик выполняет задание на доске. Коллективная проверка.

Учащиеся по репродуктивному вопросу называют название разряда.

– Какие имена числительные обозначают количество предметов и число?

– Какие имена числительные обозначают порядок предметов при счёте?.

– Вывод: “По значению имена числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые”. (Слайд № 9).

– Учащимся предлагается определить разряд у имён числительных в данных предложениях.

Итог: “Чем отличаются количественные имена числительные от порядковых?”

Физминутка.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.

IV. Закрепление изученного материала.

Работа с текстом. (Текст у каждого учащегося). – Задание: прочитайте текст, найдите имена числительные, устно поставьте вопрос и определить разряд имён числительных по значению.

Деловой человек поднял голову.

– Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за всё время мне мешали только три раза. В первый раз, двадцать два года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому назад, у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьёзный. Третий раз… Вот он!

Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

Коллективная проверка с подробным комментированим. (слайд №10).

– Активные учащиеся оцениваются, так как достаточно насыщенный этап урока позволяет проявить себя в изучении новой темы.

V. Итог урока.

В начале урока мы поставили с вами цели. Давайте проверим, смогли ли мы их реализовать.

Блиц-опрос:

1. Какую часть речь мы сегодня изучали? Дайте определение имени числительного.

2. На какие разряды делятся имена числительные по значению?

3. На какой вопрос отвечают количественные имена числительные?

4. Что обозначают количественные имена числительные?

5. На какие вопросы отвечают порядковые имена числительные?

6. Что обозначают порядковые имена числительные?

7. Определи разряд: тридцать, шестой, двадцать седьмой, семидневный(ловушка-активизация мыслительной деятельности), восемьсот.

Для учащихся с ЗПР я читаю вопросы с паузами и предлагаю им про себя отвечать, пользуясь таблицей (слайд №9), далее отвечаем вслух (таблица закрывается).

VI. Оценки за работу на уроке.

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия.

Первый пьедестал. Оцени свою работу. 1 место – отлично; 2 место – хорошо; 3 место – могу лучше.

Второй пьедестал. Моё настроение. 1 место – стало лучше; 2 место – не изменилось; 3 место – стало хуже.

Лекция: Самостоятельные части речи. Имя числительное

Имя числительное

Имя числительное (Ч.) - часть речи, означающая число, количество и порядок предметов.

NB! Количество могут означать и другие части речи. В отличие от них числительные могут быть записаны не только словами, но и цифрами: семь (или 7) шахматистов (числ.) – большая семёрка (сущ.).

Имена Ч.

Примеры

    Отвечают на вопросы сколько? какой? который?

Апельсинов (сколько?) три.

Купюра (какая?) пятитысячная.

Месяц (который?) четвёртый.

Пятеро (сколько?) подростков.

    Начальной формой является форма И.п.

Около четырёх платформ – нач. ф. – четыре платформы.

    По значению делят на ко­ли­че­ствен­ные (сколько?) и порядковые (который? какой?)

Двадцать три (сколько?) розы – количественное.

Сто шестой (который?) дом – порядковое.

    Количественные склоняются только по падежам, не имеют рода (кроме один и два ) и числа (кроме один ).

Шесть дней (И.п.),

нет шести дней (Р.п.),

вспоминаю о шести днях (П.п.).

Две девушки – И.п., ж.р.

Одни сани – И.п., мн.ч.

    Ко­ли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ных с точки зре­ния зна­че­ния и грам­ма­ти­че­ских свойств делят на:

- целые числа (употребляют с сущ., которые считаются, нельзя сказать четыре мёда );

- дроб­ные числа;

- со­би­ра­тель­ные числа (двое, трое, чет­ве­ро, пя­те­ро, ше­сте­ро, се­ме­ро, вось­ме­ро, де­вя­те­ро, де­ся­те­ро, оба/обе ).

Тысяча роз, семь машин, пятьдесят три дня – целые .

Шесть седьмых пирога, полтора дня, две третьих капитала – дроб­ные .

Восьмеро медвежат, трое фигуристов, трое ножниц - со­би­ра­тель­ные .

    Порядковые меняются, как и прилагательные, по падежам и числам и в ед.ч. по родам.

Шестой – шестого – шестому – шестой (шестого) – шестым – (о) шестом.

    По составу делят на простые (одно слово – один корень), сложные (одно слово – два корня), составные (несколько слов).

Три, сто, седьмой – простые .

Триста, шестьдесят, семисотый – сложные .

Триста шесть, шестьдесят восьмой, восемьсот тридцать девять – составные .

    Зачастую становятся любым членом предложения.

Тридцать делится на десять (тридцать – подлежащее).

Дважды четыре – восемь (восемь – сказуемое).

NB! Слитно пишутся числительные, оканчивающиеся на «-тысячный», «-миллионный», «-миллиардный» и т.д.: пятитысячная (купюра), пятьсотдвадцатимиллионный (бюджет).

NB! "Пол­то­ра" имеет две формы: м. и ж. р. (пол­то­ра года, пол­то­ры секунды), дроб­ные чис­ли­тель­ные, в со­став ко­то­рых вхо­дят чис­литель­ные один и два , все­гда ис­поль­зу­ют­ся толь­ко в форме ж. р. Одна девятая круга, две четвёртых книги.

Склонение числительных


Падеж

Единственное число

Множественное число

Мужской род

Средний род

Женский род

один (неодуш.)
одного (одуш.)

одни (неодуш.)
одних (одуш.)

одной(-ою)

(об) одном

(об) одной

(об) одних

Падеж

2

3, 4

Мужской род

Средний род

Женский род

три, четыре

трех, четырех

трём, четырём

два (неодуш.)
двух (одуш.)

две (неодуш.)
двух (одуш.)

три, четыре (неодуш.)
трёх, четырёх (одуш.)

тремя, четырьмя

(о) трёх, четырёх

NB! Количественные числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные 3-го склонения:

Падежи 5, 30

И., В. – пять, тридцать

Р., Д., П. – пяти , тридцати

Т. – пятью , тридцатью

NB! Числительные сорок, девяносто, сто, полтораста имеют только две формы:

NB! У числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот, двести, триста, четыреста склоняются обе части. Перечислим их в таблице:

Падеж

50-80

200-400

500-900

пятьдесят

пяти десяти

двух сот

пяти сот

пяти десяти

двум стам

пяти стам

пятьдесят

пятью десятью

двумя стами

пятью стами

о пяти десяти

о двух стах

о пяти стах

NB! В составных числительных склоняется по падежам каждое слово.

3638
И.п. три тысячи шестьсот тридцать восемь
Р.п. трёх тысяч шести сот тридцати восьми
Д.п. трём тысячам шести стам тридцати восьми
В.п. три тысячи шестьсот тридцать восемь
Т.п. тремя тысячами шестью стами тридцатью восемью
П.п. о трёх тысячах шестистах тридцати восьми

NB! Порядковые числительные изменяются по числам и родам. Это следует учитывать при их склонении по падежам. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. Окончание формируется по тому же принципу, что у относительных прилагательных.

1

10

средний род

мужской род

женский род

средний

мужской

женский

десятого

десятого

десятому

десятому

о десятом

о десятом

о десятой

NB! 2325-й
И.п. две тысячи триста двадцать пятый
Р.п. две тысячи триста двадцать пятого
...
П.п. о две тысячи триста двадцать пятом

NB! Собирательные числительные склоняются подобно прилагательным мн.ч. Окончание в В.п. зависит от одушевлённости/неодушевлённости объекта.

Падеж

двое

четверо

сколько

четверых

скольких

четверым

скольким

двое (неодуш.)
двоих (одуш.)

четверо (неодуш.)
четверых (одуш)

сколько (неодуш.)
скольких (одуш.)

четверыми

сколькими

о четверых

о скольких

NB! «Оба» и «обе» изменяются по-другому.

Падеж

Мужской и средний род

Женский род

оба (неодуш.), обоих (одуш.)

обе (неодуш.), обеих (одуш.)

NB! Дробное числительное состоит из двух частей: числитель дроби (количественное числительное, обозначающее целое число) и знаменатель дроби (порядковое числительное). Если числитель заканчивается на цифру «один», то вместо неё используется «одна». Цифра «два» заменяется на «две». Сравните: одна пятая, две пятых, три пятых, четыре пятых.

Изменяются по падежам обе части в соответствии со склонением количественных и порядковых числительных. Знаменатель склоняется как порядковое числительное во множественном числе: к трем пятым (д.п.), с двумя пятыми (тв.п.). Или как порядковое числительное в единственном числе женского рода, если числитель оканчивается на 1: к одной пятой, вижу двадцать одну тридцать седьмую. При обозначении количества существительное при дробном числительном употребляется в родительном падеже: от одной восьмой торта, к трём седьмым площади треугольника.

NB! "Полтора" склоняется по особому правилу.

Склонение смешанных чисел

Смешанное число - число из целой части и обыкновенной дроби.

В качестве целой части выступает количественное числительное. Для отделения целой части от дроби используется слово «целых » или «целая ». Примеры смешанных чисел : 3,1/2 или три целых одна вторая; 1,23 или одна целая две третьих.

При склонении смешанных чисел целая часть склоняется по правилам склонения количественных числительных. Если целая часть заканчивается на цифру «один », то вместо неё используется «одна ». Цифра «два » заменяется на «две ». Сравните: 101 – сто одна целая, 102 – сто две целых, 105 – сто пять целых. Дробная часть склоняется по правилам склонения дробных числительных, которые описаны выше.

Как пишется НЕ с числительными? С именами числительными отрицание не пишется раздельно. К примеру, не первый муж, не четыре рубля, здесь не нулевой меридиан.

Как правильно писать: нуль или ноль? Допускается употребление обеих форм. Прилагательное зачастую образуется от формы нуль: нулевой километр, нулевое настроение.


Морфологический разбор имени числительного

I. Определите часть речи, что означает.

II. Укажите, какими морфологическими признаками обладает:
1. Начальная форма (И.п.).
2. Постоянные признаки:
а) простое или составное,
б) количественное или порядковое,
в) разряд (для количественных).
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число (если есть),
в) род (если есть).

III. Укажите, какова синтаксическая функция.