Что такое лессирующий эффект. Лессировочные краски для древесины – их особенности и технология нанесения

Лессировочная техника или просто лессировка(от нем. Lasierung — “делать блестящим” или от лат. laser — «смолистое вещество, блеск, лоск»). Это техника наложения прозрачных слоёв краски друг на друга или на уже подготовленный основной цвет(слой). Это позволяет получать более глубокие цвета и разнообразные оттенки. Лессировочная техника масляными красками даёт богатый колорит и глубокое просвечивание слоёв. Краски выглядят насыщеннее и ярче, тени глубже, а картины прозрачней.

Акварельная лессировка

Лессировочной техникой не только можно заканчивать картины, но и полностью написать их без использования кроющих слоёв краски. При этом все слои могут просвечиваться, и даже будет видна фактура холста, что может стать плюсом и своего рода изюминкой картины. Порой на таких картинах остаются не закрашенными некоторые участки холста, как в акварели. Поэтому такую технику письма маслом и называют акварельной. Эта техника считается противоположностью

Рембрандт. Портрет Иоганнеса Втенбогарта(фрагмент)

Технология рисования лессировочной техникой

Технология лессировки во многом очень похожа на акварельную. Есть лишь некоторые различия. При рисовании акварелью для разжижения краски используется вода, а в рисовании маслом используется растворитель , так же являясь связывающим веществом(есть разные связывающие вещества, такие как масло, олифа, лак).

Растворитель подойдёт любой. Выбирается он исключительно по запаху. Какой запах менее противный, тот и подойдет. Самым доступным является скипидар. Но также существуют специализированные разбавители для масляных красок. Они без запаха, но стоят на порядок дороже обычного растворителя.

Кисти

Кисти для лессировки подойдут средней мягкости. Слишком мягкими будет не очень удобно смешивать краску, а слишком жесткими будет сложнее накладывать слои на холст. Но нет никаких запретов, можно использовать как мягкие так и жёсткие кисти.

Поверхность(холст)

Поверхность может быть или прозрачная(типа холста) или сплошная(типа картона или оргалита). Для полностью лессировочной картины подойдёт холст, а для накладывания тонких слоёв на уже готовую основу подойдет как холст, так и другие виды поверхности.

Накладывание красок

Накладывать краски в лессировочной технике можно двумя способами:

1. При рисовании картины только лессировочной техникой(без основного слоя) краску накладывают лёгкими движениями так, как вы бы делали это будь то акварель, предварительно хорошо разбавив её растворителем. При этом краска может течь и вести себя как настоящая акварель. В этом случае рисовать можно как по мокрому, так и по сухому.

2. Если накладывать на уже готовый основной слой(если это почти готовая картина), то это будет растирка краски кистью по поверхности холста. В этом случае основной слой должен быть высохшим.

История

В XIV-IX веках лессировка использовалась художниками как финишная обработка картин. Из числа известных художников этой техникой пользовались Ян Ван Эйк, Тициан, Рембрандт.

Одним из первых художников, который усовершенствовал технику лессировки маслом был голландец Ян ван Эйк. Позже эту технику переняли итальянцы. У старых мастеров были отработанные способы письма лессировкой.

Тициан. «Вакханалия"

Так на холст наносили белый или телесный грунт, следом накладывали подготовительный рисунок, иногда добавляли тональные моделировки типа туши и сепии. Всё это дело покрывалось лаком. После того как лак высыхал, начиналась работа лессировками. Первыми накладывались холодные тона, сверху тёплые.

У малых голландцев XVII века характерным был хорошо отполированный холодный грунт сероватого оттенка, который просвечивался через множества слоёв краски. В те времена следили за чистотой лессировочных красок и считалось дурным тоном писать пастозно и накладывать густо краску.

Первым же, кто использовал почти чёрный грунт был Караваджо(1573-1610гг.). В дальнейшем и по сей день используется смешанная техника, сочитающая в себе как пастозную, так и лессировочную технику. Иногда картину в смешанной технике доводили до завершения многократными лессировками, а затем покрывали лаком.

Заключение

Так как лессировка смягчает объекты и уводит их на задний план, с помощью таких тонких слоев картина получалась более воздушной и лёгкой, как акварель. Работая в такой технике, можно добиться удивительных и неожиданных результатов. Можно получить результат не отличимый от акварели.

Лессировку в разных источниках о масляной живописи называют термином «глазурь», «глизаль», «глейз» или «глянец». Этот общий метод используется в академической живописи для окончательной обработки полотен с 16 века — волосяной щеткой работают на тонком, прозрачном, более темном слое сухой краски.

Художники сначала выполняют гризайль — мелкие подробные монохроматические подмалевки — в серых тонах или бистром из коричневого пигмента с растворимым клеем. Затем применяют ряд цветных глазурей. Метод живописи лассировка создает визуальную глубину, которую невозможно получить прямым методом Алла прима.

В работах маслом

В масляной живописи самая простая форма глазури представляет собой тонкий, маслянистый, прозрачный слой краски, который распространяется поверх непрозрачного сухого фона. Это вызывает эффект объема и свечения. Тонкая маслянистая глизаль облегчает визуализацию деталей, сложность воспроизведения тонов кожи.

Техника живописи Сфумато

При использовании нескольких слоев глазури остаются видимыми сочетания всех используемых оттенков. Тем не менее, пигменты не смешиваются, так как краска обязательно сохнет перед последующим слоем. Для очередного нанесения мазка художник увеличивает количество масла в краске. Такое применение обогащенных, разбавленных маслом пигментов сводит к минимуму образование трещин.

Лессировка выполняется различными способами и сопровождается применением разновеликих щеток, губок, растворителей. Сложный завершающий процесс может сделать работу шедевром или полностью испортить картину. Опытные художники в процессе работы применяют приемы, которые упрощают работы на завершающем этапе:

Гризайль

Любой из перечисленных способов участвует в процессе лессировки. Конечный результат зависит от опыта и умения совмещать различные техники для получения идеального результата. Но кроме умения завершить полотно, сохранить его от возможных повреждений, в процессе работы важную роль имеет используемая палитра.

На акварелях

Лессировка — это техника, похожая на глазурь, но покрытие делают непрозрачным, написанным очень тонким слоем, чтобы нижний фон просвечивался – это работает по принципу оптического смешивания цветов, аналогичному стилю пуантилизм. Большинство художников используют для глазури темные тона, но для лессировок в акварелях более подходят светлые цвета, особенно, при передаче атмосферных эффектов, при рендеринге тумана или облаков.

В акварелях лессировку успешно делают при помощи смыва — это помогает исправить проэкспонированный участок или уменьшить чрезмерный цветовой контраст. Для глазури применяют прозрачные или полупрозрачные пигменты и наносят мазки очень тонким слоем по сухому фону. После этого можно изменить тональное значение или цвет фонового слоя.

Имприматура в живописи

Палитра прозрачной глазури

Прозрачные цвета в палитре для лессировки идеально сочетаются и предполагают конкретный визуальный эффект. Благодаря стойкости и интенсивности цветов, художники смешивают небольшое количество краски, соответствующей определенному участку для создания богатой и живой глазури:

  • густой, матовый желтый; глубокий полупрозрачный золотисто-желтый; теплый желтый делают картину освещенный солнечным светом,
  • чистый, яркий полупрозрачный оранжевый цвет; прозрачный теплый оранжевый используют для восхода и заката;
  • холодный красный с желтым обеспечивают ключевые оттенки;
  • чистый теплый фиолетовый; красновато-фиолетовый и холодный фиолетовый применяют рядом с сильным черным с отливом для создания объема;
  • синий цвет с оттенком морской воды, прозрачно-голубой, фиолетово-синий сопровождают зеленый цвет;
    холодный зеленый, темно — зеленый высокой прозрачности добавляют к теплой зелени для придания естественности.

Особенности техники рисования акварелью

Художники применяют глизаль для картин маслом, акварелей, но применяется метод в работе с тканями – батике, встречается лессировка в декупаже и других техниках.

В настенной живописи

Когда лессировка используется для настенной живописи, фресок, покрывается вся поверхность работы. Поэтому глизаль часто сохраняет видимые следы мазков, особую текстуру от французской кисти, пергамента, стрии, валика или губки. В зависимости от желаемого эффекта лессировка для фресок производится с помощью пигментов на водной основе или материалами на масле:

  • Керосин или льняное масло применяют для расширения рабочего времени при работе масляными красками;
  • Чтобы получить больше времени для обработки водорастворимых материалов, глизаль разбавляют глицерином или другим увлажняющим агентом.

Батик техника росписи тканей

Для настенной живописи водные глазури рекомендуют для более грубых текстур, где перехлест цвета бывает приемлемым. Прозрачная и матовая глизаль обеспечивает художника уникальным набором визуальных возможностей, которые преображают полотно, но приходится долго учиться, чтобы освоить все тайны, которая скрывает лессировка на практике.

Поверх основного слоя высохшей краски в разных направлениях наносится тонкий слой разбавленной эмульсионной краски.
Лучший результат достигается, когда прозрачный слой немного темнее основного.
Эта техника необычайно проста. Нанося краску, нужно с силой водить кистью, чтобы она оставляла отчетливые следы. Затем поверх свежей краски проведите сухой кистью, несколько смягчая эффект и вновь частично открывая фоновый слой.

Чем больше свежей краски вы снимете, тем более тонкой будет отделка.
Чтобы достичь нужного эффекта, достаточно одного слоя. Два разных цвета дадут большую глубину. Для этого нанесите первый слой, смягчив тон сухой кистью, дайте высохнуть краске, прежде чем наложить второй слой. Не пытайтесь экспериментировать с третьим — исчезнет изысканная прозрачность.
Прежде чем приступить к окрашиванию стены, имеет смысл купить несколько пробных образцов краски, чтобы поэкспериментировать с сочетаемостью цветов на большом листе бумаги. Прикрепите образец скотчем к стене, чтобы оценить результат как при естественном, так и при искусственном освещении.
При работе с краской лучше переодеться в старую одежду, чтобы не испачкаться.
Подбор цветов
Нежные бледные цвета напоминают о загородном доме. Они лучше всего смотрятся на белом фоне. В холодной комнате солнце — редкость, создайте теплую атмосферу с помощью светло-желтого, кораллового или розового цветов. Напротив, в жарком солнечном помещении используйте холодные оттенки воды, зеленого лишайника или синей.
Гортензии.
Темные цвета оставляют сильное и изысканное впечатление. Не опасайтесь укрыть фон, ведь вы наносите тонкие слои краски. Попробуйте на основной пастельный слой нанести два слоя краски насыщенных цветов. Смелее выбирайте цвета; например, бледно-розовую стену покрасьте прозрачным пурпуром, а сверху добавьте алый. Поэкспериментируйте с изумрудно-зеленым на бирюзе.
Материалы
Клеенка или газеты
Валик для нанесения краски
Две кисти шириной 100-150 мм
Виниловая матовая эмульсионная (латексная) краска для основного слоя и один-два цвета для разбавления краски
Вода для разбавления краски Банка для краски Хлопчатобумажная ткань

1.Нанесение основного слоя.
Накройте пол и мебель клеенкой или газетами. Нанесите валиком или кистью матовую эмульсионную краску. Дайте высохнуть и нанесите второй слой этой же краски. Оставьте сохнуть на всю ночь.
2 Разбавление краски.
Разведите краску так, чтобы сквозь нее просвечивал нижний слой. Для этого смешайте краску с водой в пропорции 1:4.
3 Нанесение краски.
Окуните кисть в краску, избыток краски снимите о ткань. Энергичными мазками наносите краску в разных направлениях на площади 1,2 м2.

4 Смягчение мазков кисти.
Сухой кистью обработаете свежую влажную поверхность, смягчая отчетливые и резкие мазки. Постоянно просушивайте кисть, тщательно вытирая ее о ткань.

5 Проверка качества работы.
Завершив один участок, отойдите подальше от стены и убедитесь, что краска нанесена равномерно. Если вам хочется сделать фон ярче, еще раз пройдитесь по влажной краске сухой кистью, стирая избыток краски сильным нажимом кистью на стену. Продолжите работу, проверяя, чтобы соседние участки были окрашены равномерно, без четко выраженных границ. По окончании работы удалите избыток краски по краям стен, в углах и вокруг дверей и окон.
6.Нанесение второго слоя (по желанию)

Чтобы усилить глубину и насыщенность цвета, дав высохнуть первому слою, нанесите второй слой краски, отличающейся по цвету. Повторите этапы 2, 3, 4 и 5.

Более прозрачного эффекта можно добиться, если использовать вместо эмульсионной (латексной) краски специальный лессированный лак.
Такое покрытие более долговечно.Лессировку можно наносить на стены и деревянные предметы. Лучше ее применять на небольших поверхностях (например, дверь). Лессировочный лак незаменим во влажных помещениях (кухня, ванная). Разбавьте лак уайт-спиритом (минеральным)и добавьте непрозрачную краску, масляную или на основе растворителя. Поверхности, которые используются реже, покрасьте матовой эмульсионной, масляной краской или краской на основе на основе растворителя.

Чтобы отделка выглядела еще мягче, сухой хлопчатобумажной тканью сотрите краску, растушевывая мазки кисти. Повторите этапы 1-3, затем скомкайте чистую ткань в виде мягкого тампона и обработайте ею стену, сочетая легкие удары и растушевку.
Работая тканью, легче контролировать степень просвечивания фона, чем работая кистью. Это особенно удобно на небольших поверхностях, таких как дверь.

Понравилось? Подпишитесь на блог и получайте новые статьи!

О ЛЕССИРОВКЕ

Что такое лессировка?

Википедия нам сообщает, что лессировка (от нем. Lasierung — глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze — глазурь, глянец) представляет собой особую художественную технику получения глубоких переливчатых цветов за счет того, что поверх основного цвета наносятся полупрозрачные лессировочные краски. Техника широко используется как в живописи, так и при оформлении комнат, покраске изделий. Лессировочная техника использовалась и как финишная обработка картин художниками с XVI века. Известно, что Леонардо да Винчи использовал лессировку при написании своих картин для получения особых цветов. К лессировке прибегали в своих работах Тициан, Рембрант и Веласкес.

Послойная лессировка

Прием лессировки маслом, открытый старыми мастерами много веков назад, представляет собой нанесение прозрачного слоя краски. Когда этих слоев несколько, речь идет о послойной лессировке, которая применяется в самых разных техниках, включая и современную технику акриловой живописи. Напомним, что акриловые краски очень быстро высыхают, и это является их основным достоинством, особенно ценным как раз для послойной лессировки.

В чем заключается прием послойной лессировки?

Каждый последующий прозрачный слой краски должен наноситься на уже высохший предыдущий, причем чем больше таких слоев, тем выразительней в своем многообразии
становится фактура картины. Именно эта сложная (фактурная и цветовая) комбинация всех нанесенных слоев приводит к появлению особого колористического эффекта, придающего готовому произведению глубину и блеск.

Применение послойной лессировки

Этот прием можно использовать для работы в самых разных жанрах, но более всего он подходит для обогащения колорита портретов. Благодаря множеству прозрачных красочных слоев, нанесенных один на другой, можно получить настолько тонкие переходы тонов и цветов, что изображенная человеческая кожа выглядит свежо и очень правдоподобно - что называется, „как живая". А вот другой пример, когда уместна послойная лессировка: подмалевок картины мы выполнили при помощи нанесения объемных пятен краски, и, несмотря на то, что картина была нами старательно прописана, оказалось, что цвета подмалевка и самой картины не очень сочетаются. В этом случае мы можем нанести на места цветового диссонанса слой лессировки с соответствующим оттенком, который „примирит" конфронтирующие цвета и восстановит колористическую гармонию.
Часто бывает также, что небо в пейзаже получилось слишком холодного оттенка, а нанесение нового слоя краски явно „утяжелит" картину, - тогда достаточно разбавить прозрачную светлую охру и нанести тонким слой этой краски на линию горизонта: небо сразу же станет „теплее". Иногда бывает, что некоторые участки фона как бы выдвигаются на передний план -тогда их покрывают бледно-голубой или серо-голубой лессировкой, и таким образом „выравнивают


Хром зеленый является непрозрачной краской


..а вот зеленая ФЦ - гораздо более прозрачная.


Хром зеленый, разбавленный водой, становится немного прозрачнее...


...а зеленая ФЦ - совершенно прозрачной.


Хром зеленый на кадмии желтом.


Зеленая ФЦ на кадмии желтом

Послойная лессировка акрилом
Обычно для того, чтобы создать лессировку акриловой краской, ее сильно разбавляют или водой, или специальными разбавителями (матовым или глянцевым). В любом случае, концентрация раствора не должна быть очень маленькой, чтобы краска могла свободно стекать, не оставляя следов кисти. Лессировка, содержащая воду или матовый разбавитель, после высыхания становится матовой и подходит для подготовки основы. Глянцевый разбавитель акрила делает лессировку более прозрачной, а поверхность после ее высыхания остается блестящей. Послойное нанесение лессировки требует определенных практических навыков, овладеть которыми в полной мере можно лишь в результате частых тренировок. Как правило, послойную лессировку начинают со светлых оттенков, а заканчивают более темными. Таким образом, тон и цвел формируются постепенно (примерно так же, как в акварели). Более светлую лессировку иногда можно использовать для осветления снимком темного опенка. Однако не стоит забывать, что прозрачной краской невозможно полностью перекрыть основной слой. Например, из серого цвета можно сделать нежно-голубой, нанося на него слои голубой лессировки, а изменить его холодный тон на более теплый поможет лессировка сиены натуральной.



Лессировку можно наносить на корпусный (рельефный) красочный слой. В этом случае лессировка не только изменяет цвет предыдущего слоя, но и подчеркивает его выпуклую поверхность.