История учения о поведении животных. Н.Л.Кременцов

Аннотация
Статья посвящена анализу взаимоотношений человека и животных с точки зрения трех
основных направлений: культурно — исторического и культурно — антропологического,
эколого — психологического и взаимодействия с кошками и собаками как основными
домашними животными в условиях города. Использование животных в
психотерапевтической работе только упомянуто как одно из основных, и которое должно
рассматриваться самостоятельно в рамках психологической помощи детям и взрослым.
Ключевые слова:
Домашние животные, гуманное отношение, взаимная привязанность, член семьи.
Мы в ответе за тех, кого приручили
А.С.Экзюпери
Человек давно присвоил себе роль венца творенья и по этой причине решил, что может
распоряжаться жизнью других живых существ по своему усмотрению. В городах растет
число домашних животных, но безответственное отношение к ним заметно не
уменьшается. Это проявляется в том, что надоевшее животное выбрасывается на улицу,
увозится в лес, бросается на остановке общественного транспорта подальше от дома или
отдается на усыпление, причем часто это здоровое и молодое животное. Множество
брошенных животных осенью на дачах во всех регионах страны у зоозащитников вызывает
чувство бессилия. Животных не стерилизуют, а детенышей выбрасывают (иногда с
матерью) на улицу, еще иногда кладут в полиэтиленовые пакеты, плотно закрывают и
выбрасывают в помойку. Несмотря на то, что 2017 год был объявлен годом экологии,закон
об ответственном отношении к животным так и не принят, и не принимают его уже 10 лет.
В соответствии с уголовным кодексом домашнее животное – это имущество, которое
ничего не чувствует. В обществе отсутствует воспитание гуманного отношения, как к
человеку, так и к животным. Жестокое обращение с человеком начинается с жестокого
обращения с животными, причем особенно этим отличаются подростки, которые еще и
снимают на видео свои издевательства.
В то же время ретроспективный анализ взаимоотношений человека и животных
показывает, что все больше людей начинают понимать, что на земле есть другие живые
существа, которые имеют право на жизнь, не меньше, чем человек. Отраден тот факт, что
наконец — то приняли закон об ужесточении наказания за издевательства над животными, в
котором животные уже не бесчувственный предмет, а живое существо, которое может
испытывать боль и страдание.
В России исследование психологических аспектов взаимодействия человека с
животными в настоящее время только начинает развиваться, в то время как анализ
зарубежных исследований показывает, что там данное направление развивается достаточно
давно. Однако, нельзя не вспомнить убийство молодого жирафа Мариуса в копенгагенском
зоопарке на глазах у толпы, где было много детей, и разделывание его на корм хищникам,
которое снималось на камеру, а ежегодные убийства дельфинов на Фарерских островах в
той же Дании, также снимаемые на камеру вызывают просто чувство ужаса. Так что и в
«просвещенной» Европе отношение к животным тоже не самое хорошее, несмотря на все
их исследования.
Гуманное отношение к животным является одним из составляющих экологического
мышления. В исследовании взаимоотношений человека и животных можно выделить
следующих основные направления:
1) культурно — исторический и культурно — антропологический анализ взаимоотношения
человека и животных;
2) эколого — психологический подход к вопросу о взаимодействии человека с животными
в условиях города;
3) взаимодействие человека с кошками и собаками как основными домашними
животными в условиях города;
4) использование животных в психотерапевтической работе.
Первыми описаниями совместного проживания и взаимодействия человека и животных
были художественные произведения. Из зарубежных авторов можно назвать сказки
Р.Киплинга, «Моби Дик» Г.Мервила, Э.Сетон –Томпсона с его рассказами о животных,
Д.Даррела. Из отечественных авторов известны Н.М. Пржевальский, В.К.Арсеньев,
И.Акимушкин, В.Бианки. Есть замечательный фильм 1972 г. «Тропой бескорыстной
любви» об отношении егеря и спасенного им рыся.
Культурно — исторический и культурно — антропологический анализ взаимоотношения
человека и животных рассматривался в работах , в которых рассмотрен
культурологический и исторический анализ изменения отношения к животным в русской
культуре. Проведенный анализ классических и современных этнографических,
культурологических, философских и психологических аспектов данной проблемы
показывает ее междисциплинарный характер. Эволюция человечества и процесс
одомашнивания животных проходили одновременно, причем прагматичное отношение к
домашним животным в древности сменяется на идеалистическое. Животные стали
рассматриваться как антропоморфные существа, и образ домашнего животного как объекта
живой природы был исследован с позиции этнофункционального подхода в психологии,
опирающегося на культурологическую составляющую. Рассмотренные в отношения
между человеком и животными с архаичных времен, когда человек не видел разницы
между собой и природой до наших дней, отмечается, что антропоморфизация животных,
которая существовала в сознании архаичного человека и продолжает быть актуальной до
нынешнего времени. Это объясняет возникновение отношение человека к домашнему
питомцу как к другу, компаньону и члену семьи. Исследование отношения человека к
животному представлены в . Проведенный опрос 100 человек, представленный поровну
по гендерному признаку (50 мужчин и 50 женщин), и сопоставимых по возрасту об
отношении к лошади показал, что «лишь 29 % из указанных качеств действительно
присущи этому животному, тогда как остальные 71 % антропоморфны и мифичны» . Лошадь была выбрана не случайно, поскольку горожане имеют о лошадях весьма
относительное представление. Как совершенно справедливо отмечает автор, «именно
благодаря антропоморфизации в восприятии человеком образа любого животного
становится возможным применение различных психотерапевтических методик с
использованием этих образов». Культурологический анализ, приведенный в показал, что
для крестьянина наиболее значимыми животными были лошадь и корова, что совершенно
понятно: они обеспечивали жизнь крестьянской семьи. К кошкам и собакам крестьяне не
чувствовали душевной симпатии, те жили в основном на самопрокорме, причем к собакам
отношение было более настороженное, чем к кошкам, которым разрешалось находиться в
доме, а собака обитала во дворе. Что касается знати, то она любила охоту, по сей причине
собаки для нее были более важны, чем кошки, но их полагалось держать на псарне. Только
с XVIII в., начиная с Петра I, который не любил охоту, собак начинают держать в покоях.
Как отмечает автор, с XVIII — XIX вв. «содержание небольших комнатных собак в покоях
русской знати становится модным», что и нашло отражение в произведениях литературы и
живописи того периода времени. Сейчас современные городские жители начинают
рассматривать животных как членов семьи, изменяя к ним прагматичное отношение.
Зоозащитники и философы стали все чаще поднимать вопрос о выполнении людьми
нравственных обязательств по отношению к животным и гуманности по отношению к ним.
Не случайно в ноябре 2017 г. москвичи организовали Живую очередь в электронную
приемную Государственной Думы, чтобы наконец — то был принят Закон о гуманном,
ответственном отношении к животным. Это закон не могут принять уже с 2010 г. По —
видимому, особую трудность вызвало определение, что такое гуманное и ответственное
отношение к ним.
Вопрос о «правах» животных в том или ином виде поднимался в разное время.
Известный австралийский экофилософ Сингер является вдохновителем нового
мирового движения за права животных. Он предложил рассмотреть не только морально —
этическую, но и правовую сторону взаимоотношений человека и различных видов
животных.
Биолог П.М. Бородин предлагает рассматривать понимание истории цивилизаций как
«пусковой механизм возникновения и развития цивилизаций со всеми их достоинствами и
недостатками и как ключ к пониманию истории цивилизаций, к пониманию того, почему
эта история сложилась так, а не иначе и в конечном счете определила облик современного
мира к пониманию того, почему эта история сложилась так, а не иначе и, в конечном счете,
определила облик современного мира» . Иными словами, одомашнивание
животных или доместикация является культурно — историческим процессом развития
цивилизаций, связанная с изменением образа жизни, связанной с охотой и собирательством
к возделыванию полей и выращиванию скота. При этом процесс изменения касается и
животного, и человека, и эти изменения привели к тому, что некоторые виды животных и
человек стали понятны друг другу и домашнее животное становится фактически членом
семьи. Проведенное Рудаковой И.Д. в 2015 г. показало, что «77 % из опрошенных,
включающих питомца в семейную систему, присваивают им статус ребёнка, друга, брата.
Оставшиеся 23 % владельцев включают животных в семью, но продолжают считать их
теми, кем они и являются, т. е. котом, попугаем, собакой, хомяком и т.д.». Поскольку роль
животных приближена к роли членов семьи, возникает тенденция захоронения животных,
которая копирует человеческие захоронения в виду обустроенных могил.
Антропоморфизацию домашних животных ряд авторов, например объясняют
экологической депривацией городских жителей. Рудакова И.Д. отмечает , что «тотальная
нехватка природных объектов в поле зрения горожанина подталкивает его на создание
своего собственного экологического мира, нахождение в котором будет вызывать
комфортное состояние. Таким образом, в каждой квартире создаётся некая экосистема».
Эколого — психологический подход к вопросу о взаимодействии человека с животными в
условиях города
Никольская А.В. отмечает, что анализ существующих подходов к взаимодействию
человека и животного в рамках существующих в настоящее время психологических
направлений отсутствует, и предлагает новую модель эко — психологического межвидового
взаимодействия человека и животного, в котором объектом изучения являются
взаимоотношения между ними. Автор предлагает экопсихологическую модель
психологического взаимодействия в межвидовой группе «человек — домашнее животное»,
которая включает следующие феномены:
а) доверие, привязанность, формирование и принятие правил поведения в отношении
друг друга, структуру доминирования / подчинения, межвидовую коммуникацию;
б) детерминанты, определяющие динамику межвидовой группы и ее типы
взаимодействия;
в) наличие обоюдной потребности во взаимодействии (со стороны человека и со стороны
животного) как необходимого и достаточного условия возникновения и сохранения
межвидового психологического взаимодействия;
г) способность обоих участников взаимодействия к формированию и принятию норм
межвидового взаимодействия;
д) психологическую структуру отношений человека и домашних животных в рамках
единой системы отношений.
А. В. Сухарев – автор этнофункциональной парадигмы в психологии, считает, что
городской житель, когда заводит в своей квартире домашнего любимца, «неосознанно
пытается пройти стадию психического развития, соответствующую архаичному
восприятию природы и мира животных» . Как считает Сухарев А.В., рассогласования
между внутренним миром личности и его отношением к окружающему миру, а также как
он далее пишет «несоответствие образного содержания отношений личности к различным
элементам этносреды приводят …к нарушению психического развития личности». По это
причине человек, который заводит домашнего любимца, имеет гораздо больше шансов
сохранить свое душевное здоровье, чем его не имеющий.
В работе рассматривается становление субъектности человека во взаимодействиях с
природой, которая обусловлена тремя основными моментами:
1) сформировалось новое понимание природы и ее роли в жизни людей, которое
заключается в усилении роли природной среды и возрастании зависимости человека от
природы;
2) в отечественной психологии обозначился и утвердился такой подход, основой
которого является понимание сущности психических явлений как принадлежащих
субъекту: активность, интенциальность, рефлексивность, интегрированность,
ответственность и др.;
3) выделилось отдельное направление - экологическая психология в результате
появления достаточно большого количества экспериментальных работ по исследованию
развития отношения человека к природе (в антропогенетическом и онтогенетическом
аспекте).
С точки зрения авторов актуальная проблема для психологов заключается в важности
изучения становления субъектности человека не только в социальном плане, но и в
процессе его психологических взаимодействий с природной средой. В результате анализа
экспериментальных работ по данному направлению делаются следующие основные
выводы, которые представляют интерес в свете рассматриваемо проблемы:
1) важно изучать проблемы становления личности в рамках целостной системы,
объединяющей человека и природу в свете опосредованном влиянии окружающей
природной среды на человека;
2) подчеркивается важность различения понятий природной среды вообще и
окружающей человека, той, которая находится в прямых или косвенных взаимодействиях с
человеком, как естественного окружения человека, обладающего комплексом влияний и
условий, которые обеспечивают возможность для удовлетворения его потребностей,
проявления его способностей и их развития;
3) взаимодействие человека с окружающей его природной средой человек амбивалентно
и рассматривается как субъект — субъектное взаимодействие;
4) анализ теоретических и экспериментальных работ показывает противоречие между
теоретическими и экспериментальными работами, поскольку теоретический подход
отличается большим разнообразием;
5) предлагается рассматривать взаимодействие человека и природы в рамках системно —
субъектного подхода, при котором категория субъекта понимается как более широкая по
сравнению с понятием «личность», в результате которого происходит изменение атрибутов
субъектности самого человека.
Взаимодействие человека с кошками и собаками как основными домашними
животными в условиях города
Данное направление рассмотрено в работе Варга А.Я и Федорович Е.Ю. .
Проведенный авторами анализ показал, что более половины семей в США и в
Великобритании и почти каждая третья семья в Европе имеют домашних питомцев. И при
этом имеется тенденция к росту числа питомцев. Кроме того, с 1998 по 2002 годы в Турции
увеличилось число питомцев на 39 % , в — Бразилия на 28 % , а популяция домашних
питомцев в Тайланде за это время почти удвоилась, но больше всего в Китае.
Авторы подчеркивают, что об образовании ««особых», более глубоких, эмоционально
значимых и более сокровенных взаимоотношениях и союзах с ДП [домашними
питомцами], а также привязанности к ним, говорят именно люди из небольших семей
проживающих в городах, прошедшие через развод… Большинство хозяев ДП в городах
говорят, что считают своих животных «членами семьи», есть много свидетельств того, что
животные часто функционируют как социальная поддержка внутри семьи».
Авторы в то же время отмечают, что практически не встречали в описании семейных
систем по семейной терапии тех ролей, которые семейные любимцы в ней играют. При
этом в отечественной литературе они не встречали вообще, а в зарубежной исследования
носят единичный характер. Из немногих зарубежных исследований авторы отмечают,
что питомцы позволяют людям выражать глубокие чувства и дают возможность заботиться
о других живых существах. С другой стороны, домашнее животное часто состоит в
триангуляционных отношениях, когда на него падает роль либо громоотвода, либо объекта,
через который что — то сообщается члену семьи. В заключение авторы отмечают, что
животные в семейной системе носят как функциональный, так и дисфункциональный
характер, а мотивы включения животных в семейную систему требуют дальнейших
исследований.
Синглер П. в основе взаимоотношения человека и домашнего любимца видит детско
— родительские отношения, которые основаны на привязанности и описаны в теории
привязанности Боулби .
Теория привязанности Боулби построена на предрасположенности людей к
установлению тесных эмоциональных связей с определенными людьми. Она
рассматривается как базовый компонент человеческой природы, которая присутствует от
стадии новорожденности и сохраняется на протяжении всей жизни вплоть до старости.
Понятие привязанности в данной теории рассматривается в двух аспектах:
1) Как эмоциональная связь между ребенком и «фигурой привязанности».
2) Как особый вид поведения ребенка, направленный на сохранение контакта с фигурой
привязанности, которая является источником защиты и поддержки.
Поведение привязанности имеет важную биологическую функцию у человеческих
детей, так же как у млекопитающих и некоторых птиц. Это поведение постепенно
закрепилось механизмом естественного отбора.
В свете данного подхода детерминантами выбора выступают легкая доступность,
активность, мобильность и ласка со стороны животного и возможность это ему подарить.
Люди используют домашних питомцев как источник любви, принятия и эмоциональной
поддержки, которая может помочь восстановить эмоциональное спокойствие в трудные
времена. Владельцы животных, как правило, считают, что их питомец любит и принимает
их безоговорочно и что их отношения с питомцем характеризуется стабильностью,
последовательностью, нежностью, теплом, верностью, подлинностью и отсутствием
принуждения или конкуренции. Синглер полагает, что в основе выбора питомца лежит тип
привязанности человека. Человек с высоким баллом о привязанности и избеганию не
уверены в себе, разочарованы, у них негативные мнения о человеческой природе.
Поскольку животные более постоянны в своих отношениях, взаимоотношения человека и
его питомца в большей степени определяется человеком. Как показали его исследования
, не было выявлено никаких существенных связей между привязанностью к питомцу и
тревогой и избеганием, возрастом, полом, образованием, прошлого питомца и нынешнего
любимца и продолжительностью владения домашним животным. Существенная разница
была установлена между владельцами кошек и собак: с собаками отношения более тесные,
чем с кошками, поскольку кошки более независимы, чем собаки.
Им также было установлено, что человек с избегающим типом привязанности
предпочитает кошек, потому что это способствует менее близким отношениям с
животным. В то же время тревожные люди чувствуют себя в большей безопасности с
домашним животным, чем с человеком.
Предложенная Никольской А.В. модель взаимодействия владельца питомца со своим
любимцем в самом простом варианте включает в себя человека как представителя своего
биологического вида и своей культурно — исторической эпохи и животное как
представителя своего биологического вида. Каждый партнер образуемой межвидовой
группы «человек — домашнее животное», в той или иной мере выполняет по отношению к
другому участнику определенные функцию взаимного удовлетворения жизненных
потребностей, благодаря которой возникает межвидовая группа и функцию соответствия
межвидового взаимодействия ожиданиям его участников. В зависимости от степени
выполнения этих функций и типа взаимодействия группа «человек — домашнее животное»
оказывается более или менее устойчивой. Эта теоретическая модель способствует
расширению представлений о природе психики, потому что психика животных и человека
рассматривается в контексте единых методологических оснований и единой модели
развития функциональной системы психики. Предложенная модель получила
подтверждение на 1089 случаях психологического консультирования владельцев животных
(70 % собак и 30 % кошек).
В результате были выявлены следующие психологические феномены:
1) со стороны человека — доверие, безопасность, предсказуемость, в то степени, в которой
оно оправдывает ожидания от его приобретения, а со стороны животного — эмоциональное
восприятие человека, который необязательно обладает качеством встречной эквивалентной
позитивности / негативизма;
2) привязанность животного к человеку и чувство любви человека к своему питомцу,
которое состоит из таких компонентов как забота, познание объекта любви, уважение его
потребностей, вера в его возможности;
3) формирование и принятие норм взаимодействия, установленных в каждой конкретной
межвидовой группе,
4) позиция доминирования / подчинения;
5) невербальные коммуникативные сигналы, получаемые и отправляемые участниками
взаимодействия и позволяющие ориентироваться в контексте ситуации, так и отдельные
вербальные сигналы, отправляемые человеком.
6) доверие между владельцем и питомцем является группообразующим, от него зависит
устойчивость межвидовой группы;
7) полученная модель межвидового взаимодействия в группе «человек — домашнее
животное» позволяет предложить методы решения таких прикладных задач, как:
психодиагностика и психологическое консультирование владельцев животных,
практические рекомендации специалистам, осуществляющим консультирование с целью
нормализации межвидового взаимодействия.
Использование животных в психотерапевтической работе является отдельным
направлением исследования и в данном случае не рассматривается. Кратко можно отметить
социализация аутистов и детей с ДЦП с помощью их общения с дельфинами и лошадьми.
Подводя итоги, можем сделать следующие выводы
1) Актуальность исследования взаимодействия человека и животного, а также факторов,
обуславливающих выбор домашнего питомца, определяется ростом количества домашних
питомцев и включением их в семейную систему.
2) Безответственное отношение к питомцу привело к росту бездомных животных,
численность которых регулируется государством самым варварским образом за счет их
убийства либо явного, либо неявного путем содержания в муниципальных приютах,
больше напоминающих концлагерь для животных.
3) На протяжении истории цивилизаций отношение к животным изменялось от
прагматичного к более гуманному, что требует новых парадигм в рассмотрении системы
человек — животное.
4) В исследованиях, посвященных взаимоотношениям человек — животное можно
выделить культурно — исторический и культурно — антропологический анализ
взаимоотношения человека и животных, эколого — психологический подход к вопросу о
взаимодействии человека с животными в условиях города; отдельное рассмотрение
взаимодействие человека с кошками и собаками как основными домашними животными в
условиях города, использование животных в психотерапевтической работе.
6) Общим фактором, объединяющим обе модели, выступает эмоциональный компонент
взаимодействия между человеком и его домашним любимцем.
7) Воспитывать правильное отношение к животным нужно с детства, только так можно
создать здоровое общество, где человек будет ответственно относиться ко всему живому на
планете.
Список литературы
1. Боулби Дж. Привязанность. – М., 2003. – 477 с.
2. Бородин П. М. Доместикация и цивилизация // Философия науки. 2002. № 3 (14). С. 85
— 94
3. Варга А. Я., Федорович Е. Ю. О психологической роли домашних питомцев в семье //
Вестник Московского государственного областного университета. Серия Психологические
Науки. 2009. Т. 1, № 3. С. 22 — 34.
4. Мудрак С.А., Гагарин А.В. Становление субъектности человека в психологических
взаимодействия с природой // КиберЛенинка: / https: // cyberleninka.ru / article / n / stanovlenie
— subektnosti — cheloveka — v — psihologicheskih — vzaimodeystviyah — s — prirodoy, 2017
5. Никольская А. В. Социально — психологическое исследование межвидового
этологического взаимодействия человека и собаки в условиях городской семьи: автореф.
дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 21 с.
6. Рудакова И. Д. Эколого — психологический подход к вопросу о взаимодействии
человека с животными в условиях города. // Актуальные проблемы экологии и
природопользования: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. А. Черных. М.: РУДН, 2013. Вып. 15. С. 454
7. Рудакова И.Д., Ягодовская И.В. Социокультурная роль домашних животных в жизни
горожан (историко — психологический аспект) // КиберЛенинка: https: // cyberleninka.ru /
article / n / sotsiokulturnaya — rol — domashnih — zhivotnyh — v — zhizni — gorozhan — istoriko —
psihologicheskiy — aspekt, 2017 г.
8. Сингер П. Освобождение животных // Серия Охрана дикой природы / Киев, экол. —
культур. центр. 2002. Вып. 29. 134 с.
9. Сухарев А. В. Степанов И. Л. Этнофункциональный подход в психотерапии
аффективных расстройств // Психол. журн. 1997. Т. 18,№ 1. С. 122 — 133.
© Кваскова А.В., 2017

    1.1. Эволюция отношения человека к животным

    1.2. Представления о поведении животных в XVII - XVIII вв

    1.3. Изучение поведения животных в XIX и начале XX вв

1.1. Эволюция отношения человека к животным

    1.1.1. Культ животных в религиях

    1.1.2. Представления о поведении животных в средние века

На протяжении всей своей истории человек был самым тесным образом связан с животными и даже в той или иной степени зависел от них. Они служили для него источником пищи и одежды, предсказывали разнообразные изменения в окружающем мире, предупреждали об опасностях. По изменению поведения диких животных люди узнавали о приближении землетрясений, наводнений или извержениях вулканов. В пещерах, которые занимали первобытные люди, часто обитали и разнообразные животные. Одни из них оказывались нежелательными соседями и изгонялись, другие же, напротив, могли оказаться полезными. Люди могли использовать в пищу запасы, сделанные грызунами, дичь, добытую хищниками, яйца птиц, мед диких пчел и пр. Предки домашних собак предупреждали человека о приближении чужого, лаем сигнализировали о загнанном звере, добыть которого оказывалось намного проще с помощью лука или копья. Понимание закономерностей поведения животных в ряде случаев имело существенное, а часто и решающее значение в борьбе человека за существование. Изучая постройки муравьев, термитов, пчел и птиц он учился строить, а плотины бобров наводили его на мысль о возможности преобразования окружающего ландшафта. Среди животных было немало и таких, которых следовало опасаться и уметь избегать столкновений с ними. Использовать животных в пищу, разорять их кладовые или изгонять из мест их обитания нужно было с большой осторожностью. Кроме того, человеку было хорошо известно, что во многих случаях животные имеют более совершенный слух, зрение или обоняние, а некоторые из них и недоступные человеку виды чувствительности, например способность к восприятию сейсмических сигналов, эхолокации и т.п.

1.1.1. Культ животных в религиях

Фактически на заре существования человека животные для него выполняли функции не пресловутых "братьев наших меньших", а, как раз наоборот, служили объектами для подражания и почитания. В связи с этим существовала масса обрядов и ритуалов, которые осуществлялись, например, перед выходом на охоту или сбором меда диких пчел. Соответствующие обряды исполнялись и после разделки туши убитого животного и после захоронения ее остатков. Необыкновенно почтительное отношение к животным было свойственно религиям древнего мира. Многие древние божества являлись людям в образе животных или полуживотных, например с головой, ногами или хвостом, принадлежащими льву, быку или орлу. Так, Бог Пта представал в образе быка, бог Осирис - с головой ястреба, финикийская богиня Аштарт в облике коровы и т. д. Почитание животных, оставившее свои следы и в поздних развитых религиях, некогда было распространено чрезвычайно широко. Роль животных в религиозных верованиях народов Земли была удивительно разнообразной. В облике животного нередко выступало само божество. Животное считалось спутником или помощником бога. Так, в религии древних греков богиня охоты Артемида изображалась с ланью, ужасный пес Кербер сторожил вход в ад. У многих народов происхождение людей связывалось с млекопитающими, птицами, рыбами и даже насекомыми. Калифорнийские индейцы племени койотов верили, что их предками были койоты. Многие группы сибирских народов - обские ханты, нарымские селькупы, уральские манси вели свое происхождение от медведя, зайца, гуся, кедровки, журавля, щуки или лягушки. Животные выступали покровителями людей, помогали им в промыслах. У эскимосов Канады и Баффиновой Земли благодетельницей считалась богиня Седна в образе моржихи, у эскимосов Лабрадора существовало мужское божество в образе белого медведя. В мифах многих народов животные дают людям огонь, служат источником разных благ, учат обычаям и обрядам. По бурятским легендам, первым шаманом был орел. Он вступил в связь с женщиной и передал ей искусство шаманить. Божественный ворон у коряков и чукчей почитался как творец Вселенной, Земли, рек, гор, а также людей, которых он обучил промыслам, дал им оленей. В разных уголках Земли была широко распространена вера в оборотничество - превращение колдунов и колдуний в животных: ворон, сов, волков, черных кошек. В облике животного представлялась и душа человека. Когда умер знаменитый философ Плотин (III в. н.э.), то его коллега будто бы увидел под постелью покойника змею, тут же скрывшуюся в трещине стены. Философ был уверен, что змея была душой умершего. У древних персов собаки окружались величайшим почетом, ибо считалось, что в них помещаются человеческие души после смерти, поэтому труп человека отдавался на съедение бродячим собакам. У сибирских шаманов духи-помощники "существовали" в виде разнообразных животных. Хорошо известны факты почитания священных животных, которых нельзя было уничтожать и обижать. Убийство священного животного в Древнем Египте каралось смертной казнью, а древнегреческий историк Геродот, живший в середине V в. до н.э. свидетельствовал, что смерть кошки у египтян оплакивалась горше, чем смерть сына. Кошек мумифицировали, а затем хоронили. В процессе археологических раскопок в Египте были обнаружены целые кладбище мумий священных кошек. У многих народов самой лучшей жертвой божеству считалось животное, причем в разных районах земного шара предпочитали для жертвоприношения различных животных. Лопари закалывали оленя, туркмены и казахи - барана, в ряде районов Узбекистана на первом месте выступали курица или петух, кое-где на Кавказе - коза или козел. Так или иначе, следы почитания животных в том или ином виде встречаются в религиях всех времен и народов. Универсальной была древнейшая форма почитания животных - тотемизм , в этом кроется одна из причин широкого распространения культа животных. Происхождение тотемизма связано, очевидно, с тем, что на ранних этапах развития человек еще не выделял себя из природы, из мира животных, для него звери, птицы. растения были такими же существами, как он сам. Действительно, на ранних стадиях развития человеческой цивилизации человек мало отличался от окружавших его живых существ других видов и во многом зависел от них. Некоторые представления и обряды, зародившиеся еще в первобытных обществах, перешли в религии последующих. На дальнейшее развитие почитания животных оказало влияние развитие промыслового культа, а также наличие такого фактора, как суеверный страх перед опасными животными. Убийство животного, независимо от его цели, будь то убийство с целью жертвоприношения или просто ради употребления в пищу сопровождалось обязательными обрядами. Пережитки особого отношения к животным в той или иной степени сохраняются почти у всех народов, особенно у народов с развитым охотничьим хозяйством. Яркий пример тому - народы Сибири и океанских побережий, у которых еще и в наши дни сохраняется культ медведя, оленя, моржа или кита. Если на первых этапах развития человеческого общества силы природы господствовали над человеком и определяли его мировоззрение и религиозные представления, то позднее в религиях в гораздо большей степени стали отражаться отношения между людьми в обществе. У большинства народов, перешедших к земледелию и скотоводству, с развитием классового общества пережитки тотемизма стерлись или исчезли, а следы былого почитания животных сохранились лишь в мифологии, искусстве и некоторых суевериях. Массовое использование животных в чисто утилитарных целях уже не требовало никаких обрядов, и, напротив, требовало поставить их на гораздо более низкий по сравнению с человеком уровень.

Представления древних об инстинктах и разуме животных сформировались на основе наблюдения за животными в естественной среде обитания. Огромный вклад в изучение и понимание поведения внесли систематические наблюдения за животными разных таксономических групп, выполненные зоологами и натуралистами. До сих пор остаются интересными и актуальными книги Ч. Дарвина, А. Брема, В. А. Вагнера, Ж. Фабра, Э. Сетон-Томсона, Г. Гагенбека и других авторов конца XIX – начала XX в. Активное развитие экспериментальных направлений науки о поведении в первой половине XX в. несколько снизило популярность чисто описательных методов, применявшихся зоологами-натуралистами, и потребовало от них внедрения более точных методик. Стремительное развитие техники сделало возможным использование принципиально новых методов, таких, например, как дистанционное наблюдение с помощью биотелеметрии, применение радиоактивных изотопов, эхолокационных установок и т.п.

Изучением поведения животных невозможно заниматься в белом халате, тратя на это строго определенное время, регламентированное рабочим днем. Для того чтобы понять все нюансы поведения, исследуемый объект необходимо досконально изучить. Нужно знать о животном все: что оно ест и какую пищу предпочитает, когда спит и когда бодрствует, какой материал выбирает в качестве подстилки в гнезде и т.д. Наблюдения непосредственно в природе требуют многочасовых и многомесячных сидений в засаде и многокилометровых троплений по следу. Исследователю приходится продираться сквозь чащу, лазить по горам, вязнуть в болотах, и при этом нести на себе бинокль, фотоаппарат с телеобъективом, радиопередатчик и т.д.

Содержание нетрадиционных лабораторных объектов в неволе также требует практически круглосуточного внимания. Животные имеют обыкновение заболевать, драться, убегать из вольеров или рожать в самое неудачное время. Поэтому приходится оставаться ночевать на работе или брать зверей домой. Сам исследователь при этом должен быть мастером на все руки: он должен уметь строить вольеры и домики, налаживать и чинить радиоаппаратуру, компьютеры, автомобили и лодочные моторы, косить траву, рубить мясо, варить супы, каши и компоты, делать уколы, накладывать швы, принимать роды и делать многое другое. Эта работа превращается в совершенно особый образ жизни, который и ведут сотрудники зоопарков, биостанций, заповедников, вивариев и научно-исследовательских лабораторий. Семейная жизнь такого энтузиаста может сложиться только с единомышленником. История знает множество примеров подобных семейных пар: например, супруги Шаллер, Адамсон, Крейслер, Ван Лавик-Гудолл, Лукина и Промптов, Голованова и Пукинский, а также многие другие одержимые и окрыленные люди. Дети таких родителей порой вырастают вместе с подопытными объектами, а зачастую и сами служат ими. Примером тому могут служить сравнительные исследования детей и детенышей человекообразных обезьян.

Кроме того, исследователи поведения животных в природе зачастую весьма рьяно вступаются за сохранение животных, которых изучают, и мест их обитания, что порой приводит к тяжелым столкновениям с местным населением или даже местной властью. В результате таких конфликтов погибли от рук браконьеров Даяна Фосси, Джой Адамсон, Леонид Капланов (советский ученый, изучавший тигров на Дальнем Востоке) и целый ряд других отважных людей.

С середины прошлого века во всем мире, а с начала 1960-х гг. и в нашей стране исследования поведения животных в естественных и приближенных к ним условиях снова приобретают широкий размах. Поведение становится одной из главных проблем, которой уделяют внимание все исследователи, изучающие животных. В стороне остались разве что ортодоксальные морфологи. В течение последних десятилетий, как в нашей стране, так и за рубежом, было выпущено огромное количество печатных работ на данную тему, проанализировать которые в данном учебнике совершенно невозможно. Поэтому мы рассмотрим лишь основные направления, в которых проводились исследования поведения животных в природе, не касаясь огромной массы литературных источников, и упомянем лишь некоторых корифеев, главным образом, отечественной науки.

Интерес к поведению животных резко возрос после издания в нашей стране целого ряда научно-популярных книг, написанных западными авторами и переведенных на русский язык. Среди них прежде всего необходимо отметить книги Б. Гржимека, Д. Дарелла, Я. Линдблада, Р. Шовена, Ж.-И. Кусто, Н. Тинбергена, К. Лоренца, Дж. Лилли и других, которыми буквально зачитывались как специалисты биологи, так и множество читателей, не имевших ни малейшего отношения к биологии. Многие из этих книг дали толчок началу специфических направлений исследования поведения животных. Так, например, книги американского биолога Л. Крайслер "Тропами карибу" (1966) и канадского естествоиспытателя, этнографа и писателя Фарли Моуэта "Не кричи: волки!" (1968), посвященные изучению поведения диких волков, вызвали колоссальную волну интереса к этим животным и в целом способствовали развитию наблюдений за поведением животных в дикой природе.

Отношения людей и животных начали складываться ещё в первобытные времена. Знать повадки и особенности поведения различных обитателей нашей планеты было жизненно важно для людей, живших в то далёкое время. Некоторые виды животных были столь опасны, что встреча с ними грозила неминуемой гибелью для беспечного охотника. Лишь знание механизмов, которые движут этими свирепыми существами, могло спасти жизнь в подобной ситуации.

Первобытные времена

Раньше отношение к животным было совсем иным, чем в наши дни. Об этом свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки и примитивные произведения искусства того времени. Если нынешний человек мнит себя хозяином земли и считает животных бездушным ресурсом, который нужно использовать в своих целях, то наши предки относились к этому вопросу совершенно иначе.

Тогда животных почитали, учились у них, некоторых даже обожествляли. Не только человек изменяет мир, приспосабливаясь к постоянно меняющимся условиям среды. Эволюция идеально адаптировала всех живых существ к их среде обитания. Например, муравьи могут научить правильной организации коллективного труда и даже принципам постройки всевозможных сооружений. Бобры показывают пример того, как ум и напористость могут изменить мир. Тигр — отличный охотник с превосходными рефлексами.

В те далёкие времена были свои науки, изучающие поведение животных. Они, естественно, были куда проще, но, несмотря на это, приводили к взаимовыгодному сотрудничеству. Так, собаки могли предупреждать о приближении чужаков, взамен получая часть еды, добытой людьми. Наблюдение за дикими зверями могло дать информацию о приближении стихийного бедствия. Неудивительно, что поразительно острые чувства животных вызывали почтение и желание подражать им.

История исследований поведения и психики животных

Когда же начала развиваться современная система знаний, изучающая психику животных? Можно сказать, что это исследовательское течение зародилось в XIX веке, благодаря Жану Батисту Ламарку. Сегодня наука о поведении животных называется этологией и имеет много последователей по всему миру, но в те далёкие времена такие знания скорее принадлежали к философии, чем к естественным наукам. Ламарк первым изложил теорию о том, что организмы изменяются под действием внешней среды.

Талантливый француз считал, что трансформации, происходящие в физиологии живых существ, вызваны реакцией их нервной системы на непрерывно изменяющиеся условия жизни. Он считал, что сначала изменяется психика животного, а затем вырабатываются необходимые для адаптации качества, которые передаются следующим поколениям.

Революционный подход

Ламарк определил основные направления в изучении поведения животных на долгие годы вперёд. Он утверждал, что психика зависит от нервной системы и выделял три основных психических акта — раздражительность, чувствительность и сознательность. Помимо этого, он считал, что инстинкты занимают ключевое место в жизни животных, так как позволяют действовать правильно, не теряя времени на раздумья и неуверенность. Интересно то, что Ламарк не ставил человека отдельно от животных, как любят делать его коллеги.

Безусловно, нельзя говорить об этологии, не упомянув Чарльза Дарвина. Вклад этого выдающегося человека в науку невозможно переоценить. Его труд под названием «Проявление эмоций у животных и человека» рассматривал поведение живых существ, с точки зрения эволюции, что послужило основой для дальнейших научных изысканий его учеников и последователей.

Дарвин

Этология — наука о поведении животных, и другие, смежные с ней отрасли, многим обязаны Чарльзу Дарвину. Этот нестандартный человек родился в Великобритании, где получил образование в лучших университетах страны. Но его инновационные умозаключения были сделаны отнюдь не в лабораториях и библиотеках. Он целых шесть лет путешествовал по миру, наблюдая за животными, изучая их поведение и ореол обитания. Не будь Дарвина, кто знает, как бы развивалась современная наука.

Именно труды Чарльза Дарвина изучали человека и животных с эволюционной точки зрения. Учёный считал, что качества, которые его коллеги относили только к индивиду (любознательность, внимательность, любовь, подражание), есть у братьев наших меньших. Зачастую они развиты слабо, но в некоторых случаях не уступают человеку. Также многие инстинктивные реакции, такие как вздыбливание волос или оскал зубов присущи как животным, так и людям. Именно труды Дарвина стали той базой, на которой строились исследования основателей этологии — Лоренца и Тинбергена.

Выводы Дарвина

Выводы, к которым пришёл этот неутомимый исследователь, в корне отличались от общепринятых догм того времени. Именно он начал объективное, а не субъективное изучение психики. Основные направления науки о поведении животных развились благодаря этому подходу. Раньше учёные считали человека чем-то отдельным от природы, думали, что её законы не распространяются на людей и никак на них не влияют. Безусловно, такие нелепые выводы лишь тешили самолюбие подобных исследователей, но не развивали науку.

Дарвин отказался от этих иллюзий. Более того, он пришёл к выводу, что люди и приматы имеют общего предка, так как их инстинкты схожи между собой. Также он выделил три основных категории поведения — инстинкты, способность к обучению и способность к рассуждению. По его мнению, разница между психикой человека и животных была не в качестве, а в степени развития.

Этология

Наука о поведении животных называется этологией. Её основателями принято считать и Нико Тинбергена. Именно эти зоологи решили совместить эволюционный и причинный подход к исследованию поведения животных. Их интересовали причины, по которым зверь совершает то или иное действие, какое значение оно имеет для выживания вида и его эволюционного становления.

Этология — наука об инстинктах. Поведение животных при этом бессмысленно рассматривать без учёта их среды обитания. Лоренц, Тинберген и другие учёные, работавшие в этой области, понимали, что инстинкты формировались как попытка организма приспособиться к условиям внешней среды. Поэтому именно место обитания формирует как физиологические особенности вида, так и его поведенческие реакции.

Принципы этологии

Это позволило современным учёным узнать основные особенности формирования инстинктов, познакомиться с ролью стимулов, которые их запускают. Этологи пытаются лучше узнать о роли приобретённых и врождённых качеств. Оказалось, что некоторые инстинкты развиваются даже тогда, когда животное никак не взаимодействует с раздражителем, который их вызывает. Интересно то, что именно инстинкты обеспечивают гармоничное сосуществование особей одного вида и их рассредоточение на определённой территории.

Значимость этологии

Как вы уже знаете, называется этологией. Это слово встречается нечасто, но значение дисциплины весьма велико. Наблюдение за дикими животными в их естественной среде обитания помогает лучше понять мир вокруг и, соответственно, лучше приспособиться к нему. Ведь всё на планете взаимосвязано, каждый вид живых существ, так или иначе, влияет на всю экосистему. Более того, изучая поведение животных, можно сделать интересные выводы о нас самих, понять почему люди поступают так, а не по-другому.

Не каждый знает, как называется наука о поведении животных, но большинство из нас использует её плоды. Исследования в этой области смогут оптимизировать такую важную отрасль, как животноводство. На сегодняшний день эта промышленность полностью автоматизирована, превращена в безжалостный конвейер, использующий примитивнейшие понятия о живых существах. Получаемая продукция отличается ужасным качеством, не говоря о том, какой вред она наносит здоровью потребителей. К сожалению, невозможно провести объективные исследования на эту тему, так как компании, занимающиеся животноводством, очень богаты. Если применить знания, добытые этологами, в сельском хозяйстве, то качество вырабатываемой продукции обязательно возрастёт.

Перспективы

Наука о поведении животных называется этологией и является одним из важнейших направлений на сегодняшний день. Человек слишком долго эксплуатировал природу, не задумываясь о том, что он делает. Однако знания, добытые этологами, могут положить этому конец. Применение этих исследований на практике поможет восстановить естественный порядок вещей на Земле. Понимание того, как формировались инстинкты у животных, позволит нам заглянуть в прошлое нашего собственного вида, понять в каких условиях жили наши предки и, наконец-то, открыть тайну происхождения человека.


* Изучение поведения животных в XIX и начале XX вв. Работы иностранных авторов.
* Изучение поведения животных в XIX и начале XX вв. Исследования российских ученых.
* История становления науки

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

1.1. Эволюция отношения человека к животным

На протяжении всей своей истории человек был самым тесным образом связан с животными и даже в той или иной степени зависел от них. Они служили для него источником пищи и одежды, предсказывали разнообразные изменения в окружающем мире, предупреждали об опасностях. По изменению поведения диких животных люди узнавали о приближении землетрясений, наводнений или извержениях вулканов. В пещерах, которые занимали первобытные люди, часто обитали и разнообразные животные. Одни из них оказывались нежелательными соседями и изгонялись, другие же, напротив, могли оказаться полезными. Люди могли использовать в пищу запасы, сделанные грызунами, дичь, добытую хищниками, яйца птиц, мед диких пчел и пр. Предки домашних собак предупреждали человека о приближении чужого, лаем сигнализировали о загнанном звере, добыть которого оказывалось намного проще с помощью лука или копья. Понимание закономерностей поведения животных в ряде случаев имело существенное, а часто и решающее значение в борьбе человека за существование. Изучая постройки муравьев, термитов, пчел и птиц он учился строить, а плотины бобров наводили его на мысль о возможности преобразования окружающего ландшафта.

Среди животных было немало и таких, которых следовало опасаться и уметь избегать столкновений с ними. Использовать животных в пищу, разорять их кладовые или изгонять из мест их обитания нужно было с большой осторожностью. Кроме того, человеку было хорошо известно, что во многих случаях животные имеют более совершенный слух, зрение или обоняние, а некоторые из них и недоступные человеку виды чувствительности, например способность к восприятию сейсмических сигналов, эхолокации и т.п.

1.1.1. Культ животных в религиях

Фактически на заре существования человека животные для него выполняли функции не пресловутых "братьев наших меньших", а, как раз наоборот, служили объектами для подражания и почитания. В связи с этим существовала масса обрядов и ритуалов, которые осуществлялись, например, перед выходом на охоту или сбором меда диких пчел. Соответствующие обряды исполнялись и после разделки туши убитого животного и после захоронения ее остатков. Необыкновенно почтительное отношение к животным было свойственно религиям древнего мира. Многие древние божества являлись людям в образе животных или полуживотных, например с головой, ногами или хвостом, принадлежащими льву, быку или орлу. Так, Бог Пта представал в образе быка, бог Осирис - с головой ястреба, финикийская богиня Аштарт в облике коровы и т. д. Почитание животных, оставившее свои следы и в поздних развитых религиях, некогда было распространено чрезвычайно широко. Роль животных в религиозных верованиях народов Земли была удивительно разнообразной. В облике животного нередко выступало само божество. Животное считалось спутником или помощником бога. Так, в религии древних греков богиня охоты Артемида изображалась с ланью, ужасный пес Кербер сторожил вход в ад. У многих народов происхождение людей связывалось с млекопитающими, птицами, рыбами и даже насекомыми. Калифорнийские индейцы племени койотов верили, что их предками были койоты. Многие группы сибирских народов - обские ханты, нарымские селькупы, уральские манси вели свое происхождение от медведя, зайца, гуся, кедровки, журавля, щуки или лягушки. Животные выступали покровителями людей, помогали им в промыслах. У эскимосов Канады и Баффиновой Земли благодетельницей считалась богиня Седна в образе моржихи, у эскимосов Лабрадора существовало мужское божество в образе белого медведя. В мифах многих народов животные дают людям огонь, служат источником разных благ, учат обычаям и обрядам. По бурятским легендам, первым шаманом был орел. Он вступил в связь с женщиной и передал ей искусство шаманить. Божественный ворон у коряков и чукчей почитался как творец Вселенной, Земли, рек, гор, а также людей, которых он обучил промыслам, дал им оленей.

В разных уголках Земли была широко распространена вера в оборотничество - превращение колдунов и колдуний в животных: ворон, сов, волков, черных кошек. В облике животного представлялась и душа человека. Когда умер знаменитый философ Плотин (III в. н.э.), то его коллега будто бы увидел под постелью покойника змею, тут же скрывшуюся в трещине стены. Философ был уверен, что змея была душой умершего. У древних персов собаки окружались величайшим почетом, ибо считалось, что в них помещаются человеческие души после смерти, поэтому труп человека отдавался на съедение бродячим собакам. У сибирских шаманов духи-помощники "существовали" в виде разнообразных животных.

Хорошо известны факты почитания священных животных, которых нельзя было уничтожать и обижать. Убийство священного животного в Древнем Египте каралось смертной казнью, а древнегреческий историк Геродот, живший в середине V в. до н.э. свидетельствовал, что смерть кошки у египтян оплакивалась горше, чем смерть сына. Кошек мумифицировали, а затем хоронили. В процессе археологических раскопок в Египте были обнаружены целые кладбище мумий священных кошек.

У многих народов самой лучшей жертвой божеству считалось животное, причем в разных районах земного шара предпочитали для жертвоприношения различных животных. Лопари закалывали оленя, туркмены и казахи - барана, в ряде районов Узбекистана на первом месте выступали курица или петух, кое-где на Кавказе - коза или козел.

Так или иначе, следы почитания животных в том или ином виде встречаются в религиях всех времен и народов. Универсальной была древнейшая форма почитания животных - тотемизм, в этом кроется одна из причин широкого распространения культа животных. Происхождение тотемизма связано, очевидно, с тем, что на ранних этапах развития человек еще не выделял себя из природы, из мира животных, для него звери, птицы. растения были такими же существами, как он сам. Действительно, на ранних стадиях развития человеческой цивилизации человек мало отличался от окружавших его живых существ других видов и во многом зависел от них. Некоторые представления и обряды, зародившиеся еще в первобытных обществах, перешли в религии последующих. На дальнейшее развитие почитания животных оказало влияние развитие промыслового культа, а также наличие такого фактора, как суеверный страх перед опасными животными. Убийство животного, независимо от его цели, будь то убийство с целью жертвоприношения или просто ради употребления в пищу сопровождалось обязательными обрядами. Пережитки особого отношения к животным в той или иной степени сохраняются почти у всех народов, особенно у народов с развитым охотничьим хозяйством. Яркий пример тому - народы Сибири и океанских побережий, у которых еще и в наши дни сохраняется культ медведя, оленя, моржа или кита.

Если на первых этапах развития человеческого общества силы природы господствовали над человеком и определяли его мировоззрение и религиозные представления, то позднее в религиях в гораздо большей степени стали отражаться отношения между людьми в обществе. У большинства народов, перешедших к земледелию и скотоводству, с развитием классового общества пережитки тотемизма стерлись или исчезли, а следы былого почитания животных сохранились лишь в мифологии, искусстве и некоторых суевериях. Массовое использование животных в чисто утилитарных целях уже не требовало никаких обрядов, и, напротив, требовало поставить их на гораздо более низкий по сравнению с человеком уровень.

Главы из книги: "ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ" (http://www.ido.edu.ru)