Особенности оплаты труда муниципальных служащих. Помимо повышения зарплат госслужащим всей страны госслужащих ожидают и другие приятные новости Как повысить заработную плату муниципальным служащим

Труд сотрудников муниципальных органов власти подлежит оплате по правилам и нормам действующего законодательства. Рассмотрим более подробно все возникающие по этому поводу вопросы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что говорит закон?

Главным документом, регулирующим труд муниципальных служащих, является 25-ФЗ. В статье 22 приведены все необходимые требования.

Помимо этого, по статье 3 данного ФЗ зарплата регулируется:

  • Конституцией;
  • Законами РФ;
  • нормативными документами конкретного региона;
  • Уставами муниципальных образований;
  • ТК РФ.

Общие принципы:

  • Пункт 1 статьи 22 ФЗ № 25 описывает структуру зарплаты сотрудников муниципальной сферы.
  • Пункт 2 статьи 22 ФЗ № 25 устанавливает размер и условия денежных выплат сотрудникам сферы муниципалитета.

Обязательно ли закрепление в Положении об оплате труда?

По пункту 2 статьи 22 ФЗ № 25 муниципалитеты самостоятельно устанавливают размер зарплаты и условия труда в муниципальных актах.

Положение об оплате труда является локальным актом, действующим в пределах одной структуры.

Таким образом, закрепление основных принципов и нюансов именно в Положении об оплате труда муниципальных служащих не исключено.

Пример такого документа:

Особенности оплаты труда муниципальных служащих в 2019 году

Рассмотрим, из чего же состоит зарплата сотрудников муниципалитета, как начисляется и рассчитывается.

Из чего состоит и как формируется?

Структура зарплаты:

  • оклад по должности;
  • оклад за присвоенный чин;
  • выплаты, осуществляемые ежемесячно и дополнительно.

Дополнительные выплаты:

  • доплата, производимая каждый месяц, за выслугу лет;
  • надбавка за особые условия трудовой деятельности;
  • ежемесячная надбавка, выплачиваемая за осуществление трудовой деятельности с данными, которые составляют государственную тайну;
  • премиальные доплаты за выполнение важных поручений;
  • ежемесячное финансовое поощрение;
  • единовременная денежная выплата за .

Из чего складывается фонд оплаты труда?

Фонд формируется:

  • из окладов за замещаемые должности;
  • из размера окладов за чины;
  • из доплаты, производимой каждый месяц, за выслугу лет;
  • из надбавки за особые условия;
  • из дополнительного поощрения за работу с информацией, содержащей государственную тайну;
  • из премиальных средств за выполнение важных заданий;
  • из размера ежемесячных финансовых поощрений.

От чего зависят размеры окладов?

Приведем таблицу для наглядности сведений.

Наименование денежной выплаты Размер, от чего зависит
Должностной оклад
Оклад за классный чин От муниципальных актов для конкретного региона
Доплата за выслугу лет 10 % — при стаже работы от 12 до 60 месяцев; 15 % — от 60 до 120 месяцев; 20 % — от 120 до 180 месяцев; 30 % — при стаже более 180 месяцев
Доплата за особые условия 200 % от оклада по должности
Дополнительное поощрение за работу с информацией, содержащей государственную тайну Размер устанавливается, исходя из действующих нормативных актов РФ
Премиальные за выполнение важных заданий Размер устанавливает представитель нанимателя в целях реализации текущих задач
Финансовое поощрение, выплачиваемое каждый месяц Размер устанавливается, исходя из действующих локальных актов в регионе

Порядок начисления и оплаты

Оплата труда в сельских поселениях производится в соответствии с требованиями, установленными в локальных актах муниципального образования.

Если работник муниципалитета:

  • проходит профессиональную переподготовку или переквалификацию;
  • находится в командировке;
  • отстранен от должности на период конфликта интересов;
  • работает в период проведения служебной проверки;

то он получает заработную плату, как за фактически отработанное время (т.е. по повременной системе оплаты труда).

При этом сохраняются следующие выплаты:

  • оклад по должности;
  • оклад за чин;
  • доплаты за выслугу лет, особые условия, за работу с данными, содержащими государственную тайну;
  • финансовое поощрение, выплачиваемое каждый месяц.

Если служащий находится в оплачиваемом отпуске, за ним сохраняются дополнительно к указанному выше перечню:

  • премии за важные задания;
  • материальная помощь в размере 1/12 от суммы выплат за 12 месяцев, предшествующих дню ухода в .

Надбавки сохраняются в следующих случаях:

  • при нахождении на переподготовке или переквалификации;
  • при ;
  • в период действующего конфликта интересов;
  • во время служебной проверки;
  • при нахождении в отпуске;
  • при увольнении в связи с реорганизацией или ликвидацией.

Материальная помощь начисляется:

  • в оплачиваемом отпуске;

Во всех остальных случаях материальная помощь не сохраняется.

Премии начисляются муниципальному служащему:

  • при нахождении в отпуске (за фактически отработанное ранее время);
  • при увольнении в связи с реорганизацией или ликвидацией;
  • при расторжении служебного договора по поводу нарушений правил составления служебного контракта.

Как рассчитывается?

Рассмотрим, как рассчитывается зарплата муниципальных служащих.

Примеры расчета

Пример № 1:

Савельев М.Г. замещает должность муниципального служащего и получает:

  • должностной оклад – 4352 рублей;
  • оклад за классный чин – 1143 рублей.

Решение:

Оклад месячного содержания будет равен: 4352 + 1143 = 5495 рублей.

Пример № 2:

Мухин Е.Н. был направлен в командировку с 6 по 8 июня 2019 года по инициативе представителя нанимателя.

  • оклад – 5643 рублей;
  • за классный чин – 1359 рублей;
  • за выслугу лет – 10 % (564, 3 рублей);
  • за особые условия – 5643 рублей.

Решение:

5643 + 1359 + 564,3 + 5643 = 13209,3 рублей – общее денежное содержание.

По производственному календарю в июне 2019 года:

  • 21 рабочих;
  • 9 выходных.

Произведем расчет: 13209,3 / 21 * 3 = 1887 рублей.

Индексация зарплат

Муниципального служащего производится ежегодно с учетом уровня инфляции в соответствии с законами, установленными в соответствующем субъекте РФ.

Главным документом, регулирующим труд муниципальных служащих, является 25-ФЗ. В статье 22 приведены все необходимые требования.

Помимо этого, по статье 3 данного ФЗ зарплата регулируется:

  • Конституцией;
  • Законами РФ;
  • нормативными документами конкретного региона;
  • Уставами муниципальных образований;
  • ТК РФ.

Общие принципы:

  • Пункт 1 статьи 22 ФЗ № 25 описывает структуру зарплаты сотрудников муниципальной сферы.
  • Пункт 2 статьи 22 ФЗ № 25 устанавливает размер и условия денежных выплат сотрудникам сферы муниципалитета.

Обязательно ли закрепление в Положении об оплате труда?

По пункту 2 статьи 22 ФЗ № 25 муниципалитеты самостоятельно устанавливают размер зарплаты и условия труда в муниципальных актах.

Положение об оплате труда является локальным актом, действующим в пределах одной структуры.

Таким образом, закрепление основных принципов и нюансов именно в Положении об оплате труда муниципальных служащих не исключено.

Пример такого документа:

Особенности оплаты труда

муниципальных служащих

Рассмотрим, из чего же состоит зарплата сотрудников муниципалитета, как начисляется и рассчитывается.

Из чего состоит и как формируется?

Структура зарплаты:

  • оклад по должности;
  • оклад за присвоенный чин;
  • выплаты, осуществляемые ежемесячно и дополнительно.

Дополнительные выплаты:

  • доплата, производимая каждый месяц, за выслугу лет;
  • надбавка за особые условия трудовой деятельности;
  • ежемесячная надбавка, выплачиваемая за осуществление трудовой деятельности с данными, которые составляют государственную тайну;
  • премиальные доплаты за выполнение важных поручений;
  • ежемесячное финансовое поощрение;
  • единовременная денежная выплата за оплачиваемый отпуск.

Из чего складывается фонд оплаты труда

Фонд формируется:

  • из окладов за замещаемые должности;
  • из размера окладов за чины;
  • из доплаты, производимой каждый месяц, за выслугу лет;
  • из надбавки за особые условия;
  • из дополнительного поощрения за работу с информацией, содержащей государственную тайну;
  • из премиальных средств за выполнение важных заданий;
  • из размера ежемесячных финансовых поощрений.

От чего зависят размеры окладов

Приведем таблицу для наглядности сведений.

Порядок начисления и оплаты

Оплата труда в сельских поселениях производится в соответствии с требованиями, установленными в локальных актах муниципального образования.

Если работник муниципалитета:

  • проходит профессиональную переподготовку или переквалификацию;
  • находится в командировке;
  • отстранен от должности на период конфликта интересов;
  • работает в период проведения служебной проверки;

то он получает заработную плату, как за фактически отработанное время (т.е. по повременной системе оплаты труда).

При этом сохраняются следующие выплаты:

  • оклад по должности;
  • оклад за чин;
  • доплаты за выслугу лет, особые условия, за работу с данными, содержащими государственную тайну;
  • финансовое поощрение, выплачиваемое каждый месяц.

Если служащий находится в оплачиваемом отпуске, за ним сохраняются дополнительно к указанному выше перечню:

  • премии за важные задания;
  • материальная помощь в размере 1/12 от суммы выплат за 12 месяцев, предшествующих дню ухода в отпуск.

Надбавки сохраняются в следующих случаях:

  • при нахождении на переподготовке или переквалификации;
  • при командировке;
  • в период действующего конфликта интересов;
  • во время служебной проверки;
  • при нахождении в отпуске;
  • при увольнении в связи с реорганизацией или ликвидацией.

Материальная помощь начисляется:

  • в оплачиваемом отпуске;

Во всех остальных случаях материальная помощь не сохраняется.

Премии начисляются муниципальному служащему:

  • при нахождении в отпуске (за фактически отработанное ранее время);
  • при увольнении в связи с реорганизацией или ликвидацией;
  • при расторжении служебного договора по поводу нарушений правил составления служебного контракта.

Методика рассчета

Рассмотрим, как рассчитывается зарплата муниципальных служащих.

Примеры расчета

Пример № 1:

Савельев М.Г. замещает должность муниципального служащего и получает:

  • должностной оклад – 4352 рублей;
  • оклад за классный чин – 1143 рублей.

Решение:

Оклад месячного содержания будет равен: 4352 + 1143 = 5495 рублей.

Пример № 2:

Мухин Е.Н. был направлен в командировку с 6 по 8 июня 2017 года по инициативе представителя нанимателя.

  • оклад – 5643 рублей;
  • за классный чин – 1359 рублей;
  • за выслугу лет – 10 % (564, 3 рублей);
  • за особые условия – 5643 рублей.

Решение:

5643 + 1359 + 564,3 + 5643 = 13209,3 рублей – общее денежное содержание.

По производственному календарю в июне 2017 года:

  • 21 рабочих;
  • 9 выходных.

Произведем расчет: 13209,3 / 21 * 3 = 1887 рублей.

Индексация зарплат

Индексация заработной платы муниципального служащего производится ежегодно с учетом уровня инфляции в соответствии с законами, установленными в соответствующем субъекте РФ.

За последние годы индексация зарплат муниципальным служащим была не слишком существенной. Будет ли повышение в 2019 году?

В 2019 году запланирована индексация зарплат муниципальным служащим по уровню прогнозируемой инфляции, однако процедура еще не осуществлена. Прогнозируемый уровень повышения цен ожидается на отметке 5,5 %.

Сотрудники муниципальных органов власти получают не только оклад по своей должности, но и различные надбавки, доплаты и премии. Оплату трудовой деятельности работникам муниципалитета регулируют Федеральные и местные законодательные акты.

Муниципальные служащие – эта та категория государственных служащих, которые решают административные вопросы на уровне органов местного самоуправления. На низовом уровне государственной власти, как правило, крутятся малые деньги. Как следствие, оплата труда муниципальных работников крайне скудна (на конец 2017 года в среднем по регионам России, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи она не превышала 20 тыс.р.), что в свою очередь приводит к слабой их мотивации. Люди не работают, а «отбывают номер» по следующим причинам:

  • Деньгам на интересные, масштабные, инновационные проекты все равно взяться неоткуда.
  • При таком уровне зарплаты - что ты делаешь что-то, что не делаешь вообще ничего – лично твой финансовый результат, скорей всего, не изменится вообще никак, ибо уровень денежного довольствия находится на минимальной отметке.

Разумеется, что такую систему и мотивации, и оплаты труда требуется менять. Благо, что мораторий на повышение зарплат государственным и муниципальным служащим в 2019 году истекает. Об этом подробнее.

Зарплата муниципальных служащих в 2019

Говорить о полноценно исполняемом моратории на рост доходов муниципальных служащих непосредственно с 2014 года, к счастью, не приходится. Слишком малые размеры материального довольствия и полное отсутствие какого-либо стимулирования вынудили правительство в 2016 году повысить уровень зарплат на 5,5%, немного скомпенсировав инфляционное проседание. Однако говорить о том, что произошло изменение отношения к работе в муниципальных органах власти, разумеется, нельзя. Люди медленно и планомерно покидали бесперспективные рабочие места, в штатах муниципалитетов наблюдалась существенная текучка кадров с вымыванием наиболее квалифицированных администраторов.

В 2019 году предполагается перевести всех муниципальных государственных служащих на систему «эффективных контрактов», в которых предусмотрена существенная (не менее 40%) бонусная часть. Последняя будет непосредственно коррелировать со счетными результатами деятельности служащего (при перевыполнении плановых показателей, разумеется). Это позволит создать систему стимулов, которые в свою очередь, должны привести к:

  • закреплению действующих кадров на своих рабочих позициях;
  • увеличению общего уровня получаемых служащими денежных доходов;
  • росту стимулов для действующих сотрудников увеличить качество своей работы и выработку по количественно измеряемым показателям.

К слову, после уже свершившегося количественного сокращения кадрового состава в данном секторе, составители программы предусматривают то, что численность служащих достигла в настоящее время оптимальной величины. Ну, и плюсом к изменению структуры заработка является тот факт, что зарплата муниципальных служащих в 2019 году должна вырасти (так декларируют представители федеральной власти).

Повышение зарплаты муниципальным служащим в 2019 году

Количество сотрудников муниципалитетов и бюджетных организаций в РФ на конец 2018 года находится на уровне 14 млн. человек. И исполнит ли правительство свои обещания (в связи с майскими указами президента или по иным соображениям), то есть, повысят ли всем им зарплату и хватит ли на это средств – вопрос далеко не праздный (казна продолжает иметь характеристики кризисного бюджета). Тем более, что поднимать доходы данной категории госслужащих предлагается почти на четверть (!!!) от уровня 2016 года.

Но во-первых, ставки зарплат муниципальных служащих привязаны к МРОТу, который планомерно (и справедливо) все это время подрастал. А во-вторых, он в итоге был привязан к прожиточному минимуму. Так что формально минимум треть от данного повышения уже произошло, что делает исполнение программы существенно более реалистичным. Ну и в третьих, в 2019 году МРОТ снова подрастет, причем для всех. Поэтому увеличение доходов муниципальных служащих на 25% - вполне реальное мероприятие с точки зрения возможностей государственного бюджета.

Индексация зарплат муниципальных служащих в 2019 году

Трудно называть предполагаемое увеличение денежного довольствия бюджетных работников индексацией. Хотя бы просто потому, что изменение превысит ожидаемый уровень годовой инфляции в 2018 г. более, чем в 3,5 раза.

Помимо оговоренного повышения, которое предположительно будет реализовано в течении первого квартала будущего года индексация зарплаты муниципальных служащих в 2019 году планируется еще и в ноябре, где «муниципальники» составят компанию военным и другим силовикам, чьи доходы также будут «разморожены» после длительного моратория на их рост. Здесь номинальное увеличение предполагается на уровне инфляции, то есть, не более, чем на 5%.

В обязанности муниципальных служащих входит решение вопросов населения в органах местного самоуправления. Оплата труда их зависит только от рабочего оклада, который, в свою очередь, зависит от занимаемой должности, районного коэффициента и стажа. Муниципальные работники ниже по должности всех остальных чиновников, поэтому и заработная плата не может быть высокой. В текущем году этой категории людей должны повысить оклад, так как работа муниципального служащего не такая уж легкая.

Программа повышения зарплаты муниципальным служащим

Муниципальные служащие не стремятся к качественному выполнению своей работы, так как заработная плата в конце каждого месяца в любом случае будет у них в кошельке. В связи с этим, чтобы как-то исправить такую ситуацию, власти перевели всех государственных служащих на «эффективные контракты».

По ним каждый работник будет стремиться выполнять работу качественно, чтобы к основному окладу получить хорошую добавку. С помощью данной программы качество работы будет повышено, так как большинство граждан стремится к более высокой оплате труда. Но есть и недостаток, при введении данной программы стали учитывать все неформальные доходы и дополнительное повышение оклада теперь не предусматривается. При проведении масштабной оптимизации всех сфер государственной деятельности многие люди потеряли свои рабочие места. Цель данной программы - освобождение бюджетных средств, выделенных на повышение оплаты труда работникам, которые остались на своих местах. В дальнейшем сокращения не предусматриваются, так как остались только ценные и квалифицированные работники.

Как менялась зарплата в последние годы

В 2012 году президент России принял ряд указов о повышении заработной платы практически всем государственным служащим, муниципальные работники не оставались в стороне. В тот момент их оплата труда была равна 10-12 тысячам рублей. По указанному закону сумма должна была увеличиться практически в 2 раза. После того как указ президента вступил в силу власти каждый год повышали оклады государственным работникам.

Была проведена большая оптимизация в разных сферах деятельности. А также проводилась и индексация, даже при незначительной инфляции. Изменения были в момент наступления кризисной ситуации, так как она напрямую подействовала на государственные средства. В связи с этим повышение заработной платы на некоторое время было заморожено. Сначала перестали проводить индексацию, но через какое-то время ее возобновили. Некоторые члены правительства выдвинули предложение об искусственном стимулировании повышения окладов в каждом регионе. В нем было сказано о прибавлении к среднему размеру заработной платы государственного работника неофициального дохода граждан. Конечно же, это будет способствовать повышению показателя, но в таком случае указ президента будет прописан только лишь на бумаге.

Предложение было выдвинуто, но никто не знал, как именно нужно считать неофициальные доходы, так как они находятся на теневом рынке. Соответственно, их учет не ведется ни в одной документации. В 2016 году все-таки была проведена индексация, но не полностью. Повышение оплаты труда осуществлено на 5,5%, хотя и размер инфляции был значительно больше. Так как кризис в экономике еще не подошел к концу, размер индексации оклада для муниципальных служащих неизвестен. Есть риск того, что при ее проведении денежных средств в государственном бюджете может и не хватить. Если произойдет отмена индексации, то государство может сэкономить 100 миллиардов рублей. В достаточно сложной экономической ситуации данная цифра является очень большой.

Реальные цифры и расчет зарплаты в 2019 году

Средняя заработная плата муниципального работника составляет от 15 до 20 тысяч рублей. Более высокий доход имеют специалисты руководящего звена. Фактически, на данный размер оплаты труда можно только жить одному человеку. Заработная плата в этом году должна выплачиваться каждые полмесяца. При нарушении данного порядка работодатель понесет определенную ответственность.

Вся заработная плата облагается такими налогами, как оплатной взнос во внебюджетные фонды, НДФЛ и оплата взносов на травматизм. Для физических лиц сумма оплаты налога составляет от 13 до 30%. Что касается взносов, то пенсионные взносы составляют 22%, медицинское страхование - 5,1%, социальное страхование - 2,9%, травматизм - от 0,2 до 8,5%. Большинство работодателей производят оплату именно по этим данным. Если работник осуществляет свою деятельность на опасных и вредных работах, то необходимо рассматривать другие тарифы.

Что ожидать муниципальным служащим в 2019 году?

На территории Российской Федерации насчитывается более 14 миллионов человек, которые работают в бюджетных организациях. В марте 2019 года президент России Владимир Путин подписал закон о повышении МРОТ до прожиточного минимума с 1 мая. Тогда же премьер-министр Дмитрий Медведев поручил повысить заработные платы работников бюджетной сферы за счет правительственного резервного фонда. На эти цели из него будет выделено 20 миллиардов рублей.

Зарплаты бюджетников за 2019 год вырастут в среднем на четверть, превысив прогнозируемую инфляцию в 3,5 раза. Об этом сообщается в обзоре Центробанка «О чем говорят тренды». Рост доходов обусловлен повышением минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума и выполнением майских указов президента, говорится в документе. Эксперты ЦБ подсчитали, что с 1 мая минимальную зарплату поднимут до 11 тысяч рублей, в результате чего оплата труда вырастет на 1,5-2,9 процентного пункта. При этом зарплатный рост прогнозируется не только в бюджетном секторе. Коммерческие организации увеличивают вознаграждение сотрудникам в связи с дефицитом кадров и ужесточением конкуренции за квалифицированных работников в отдельных отраслях, отмечается в докладе.