Отношение к труду в современном обществе.

ВВЕДЕНИЕ

1. Трудовая деятельность человека

1.1 Специфика трудовой деятельности

1.2 Материальное производство

1.3 Труд как вид человеческой деятельности

1.4 Роль труда в развитии общества

2. Современный работник

3. Проблемы гуманизации труда

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Труд является основным, историческипервичным видом человеческой деятельности. Труда является предметом изучения различных общественных наук. Так, с точки зрения экономики труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Экономика изучает труд как один из факторов производства, исследует механизм действия экономических законов в сфере труда, трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла, соотношение оплаты труда с его результатами. Психология изучает психику работника, отличительные черты личности работников, формирование трудовых установок и мотивов поведения, психофизиологические особенности различных видов трудовой деятельности. П равоведы изучают проблемы, связанные с правовым положением работников, юридическим оформлением трудовых отношений между работниками и работодателями, охраной труда. Социология рассматривает трудовую деятельность как относительно жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственные организации. Социология труда исследует структуру и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы в сфере труда. Философия осмысливает труд как процесс создания людьми условий и средств существования, в котором воплощаются человеческие силы, умения, знания. Для философии важно определить, как в этом процессе проявляется человек, который реализует себя в труде.

Таким образом, понятие «труд» имеет определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. Следовательно, актуальной данной темы сомнений не вызывает.

Цель работы: изучение и обобщение вопросов на тему трудовой деятельности. Для чего необходимо: рассмотреть основные понятия по теме; охарактеризовать труд как вид человеческой деятельности; выявить особенности труда современного человека и обозначить проблемы гуманизации труда.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

1. Трудовая деятельность человека

Из курса истории мы знаем, какую роль играл труд в становлении и историческом развитии человека и общества. Какую же роль играет труд в жизни современного человека, в формировании его личности?

1.1 Специфика трудовой деятельности

Деятельность представляет собой активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.

Всякая деятельность включает в себя цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат (рис.1).

Неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность. Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества (рис.2).

Рисунок 2 - Характеристика деятельности

Основные формы деятельности : игра; учебная деятельность; трудовая деятельность; досуг. Высшей формой деятельности является труд.

Труд - фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей.

1. 2 Материальное производство

Трудовая деятельность людей, как процесс материального производства - представляет собой одну из форм человеческой деятельности, направленной на преобразование природного мира и создание материальных благ. Это необходимое условие жизни общества, так как без пищи, одежды, жилищ, электроэнергии, лекарств и множества разнообразных предметов, нужных людям, общество существовать не может. Столь же необходимы для жизни человека и разнообразные услуги, так невозможно представить жизнь, к примеру, без транспортных или бытовых услуг. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся. 10 кл. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2002. - С.186.

Когда говорят «материальное производство», то имеют в виду, что существует и нематериальное (духовное) производство . В первом случае - это производство вещей , например, произведены телевизоры, приборы или бумага. Во втором - это производство идей (точнее, духовных ценностей). - актеры, режиссеры создали телепередачу, писатель написал книгу, ученый открыл нечто новое в окружающем мире. Различие между ними - в создаваемом п родукте.

Результат материального производства- разнообразные предметы и услуги. Но это не означает, что в материальном производстве не участвует сознание человека. Любая деятельность людей осуществляется сознательно. В процессе материального производства участвуют и руки, и голова. В современном производстве роль знаний, квалификации существенно возрастает.

В готовом виде природа дает нам лишь очень немногое, без труда нельзя собрать даже дикорастующие плоды и ягоды; без значительных усилий невозможно взять у природы уголь, нефть, газ, древесину. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной переработке. Таким образом, производство предстает как процесс активного преобразования людьми природы (природных материалов) с целью создания необходимых материальных условий для своего существования . Там же.- С.186.

Для производства любой вещи необходимы три элемента: предмет природы, из которого эту вещь можно изготовить; средства труда, с помощью которых это изготовление осуществляется; целенаправленная деятельность человека, его труд. Следовательно, материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей .

1. 3 Труд как вид человеческой деятельности

Потребности и интересы людей являются той основой, которая предопределяет цель трудовой деятельности. Бесцельные занятия чем бы то ни было не имеют смысла. Такая работа показана в древнегреческом мифе о Сизифе. Боги обрекли его на тяжелый труд - вкатывать большой камень на гору. Как только конец пути был близок, камень срывался и катился вниз. И так снова и снова. Сизифов труд - символ бессмысленной работы.

Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной , когда в ней реализуется сознательно поставленная цель. Смысл труда заключается в достижении определенных результатов, в созидании материальных и духовных благ.

К материальным благам относятся продукты питания, одежда, жилье, транспорт, техника, услуги и т.п. К духовным благам относятся достижения науки, искусства, идеологии и т.п.

Труд - основная форма жизнедеятельности общества и этим трудовая деятельность отличается от учебной, направленной на приобретение знаний и овладение умениями, и игровой деятельности, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс игры. Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений. Общественный труд изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях «характера труда» и «содержания труда» (Приложение 1).

В процессе трудовой деятельности, постоянно напрягая свои физические и духовные силы, преодолевая сопротивление сил природы, решая все более сложные цели, непрерывно развивается и сам человек. Таким образом, труд не только создал человека, но и постоянно развивает, совершенствует его, т.е. человек - субъект и продукт своей трудовой деятельности.

Для трудовой деятельности характерно:

Употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; целенаправленность процессов труда.

Подчиненность труда представлению о продукте труда - трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий.

Общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности.

Направленность труда на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

Продуктивный характер трудовой деятельности; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Для достижения цели в трудовой деятельности используются разнообразные средства: различные технические устройства, необходимые для производства; энергетические и транспортные линии; другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда . В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда , т.е. на материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями . Например, удалить лишний металл с заготовки можно с помощью металлорежущего оборудования, но применение электроимпульсного метода позволяет добиться аналогичного результата в 10 раз быстрее. Это означает, что в 10 раз вырастет производительность труда. Она определяется величиной времени, затраченного на единицу продукции.

Итак, в структуре трудовой деятельности выделяют элементы (рис. 3): Там же. - С.18.

1) сознательно поставленные цели -- производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

2) предметы труда -- те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства и орудия труда -- все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии -- приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Рисунок 3 - Структура трудовой деятельности

Для характеристики трудовой деятельности используют следующие параметры: Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: / А.В.Клименко, В.В.Румынина. - М.: Дрофа; 2004. - С.20.

1) производительность труда -- количество продукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда -- соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов -- с другой;

3) уровень разделения труда -- распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

В каждом конкретном виде трудовой деятельности выполняются трудовые операции, которые расчленяются на трудовые приемы, действия и движения. В зависимости от особенностей того или иного вида труда, обусловленных предметом труда, средствами труда, совокупностью выполняемых работником операций, их соотношением и взаимосвязью, от распределения функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения и наладки) на рабочем месте можно говорить о содержании индивидуального труда . В него входят степень разнообразия трудовых функций, монотонности, предопределенности действий, самостоятельности, уровень технической оснащенности, соотношение исполнительских и управленческих функций, уровень творческих возможностей и т.д. Изменение состава трудовых функций и затрат времени на их выполнение означает изменение содержания труда.

Рисунок 4 - Содержание индивидуального труда

В зависимости от роли работника в производственном процессе следует различать функции: Дикарева А.А. Социология труда / А.А.Дикарева, М.И.Мирская. - М.: Высшая школа, 1989. - С.110.

1) энергетическую , когда работник приводит в движение средства труда;

2) технологическую - наблюдение и контроль за движением предмета и средств труда с наладкой и регулированием оборудования;

3) управленческую , связанную с подготовкой производства и руководством исполнителями

Главный фактор, обусловливающий изменение трудовых функций - научно-технический прогресс.

1.4 Роль труда в развитии общества

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общество, которая представлена на рис. 5.

Рисунок 5 - Схематическая роль труда в развитии человека и общества

При этом данные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.

Каким должен быть работник, соответствующий характеру современного производства? Этот вопрос рассмотрим в следующей главе.

2. Современный работник

Разделение труда и его усложнение ведет к закреплению за индивидом определенной профессии, требующей специальных знаний и умений, особой квалификации. На основе выполнения однородных трудовых функций складываются конкретные профессии, объединенные общим названием (например, токарь, водитель, зоотехник, врач, учитель и др.).

Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма );

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации );

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (требований трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины ).

Мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определенной профессии называют профессионализмом . Когда работа сделана качественно, нередко говорят, что она выполнена профессионально. Если человек допускает в своем деле брак, то говорят о непрофессиональной работе. Профессионализм -- это результат обучения и опыта работы.

Научно-технический прогресс увеличивает роль квалифицированного труда, требующего специальной профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков для выполнения сложных работ. Квалификация работника подтверждается документом о присвоенном ему разряде, категории, звании. Тот, кто хочет больше заработать, должен приложить усилия для получения более высокой квалификации. Квалифицированному работнику легче найти хорошую работу.

Для характеристики трудовой деятельности недостаточно представления о квалификации. Очень важным является и понятие дисциплины .

Нормальная трудовая деятельность невозможна без добровольного, сознательного соблюдения каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов. Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использования рабочего времени, добросовестного исполнения своих обязанностей, высокого качества работы. Выполнение этих требований и есть трудовая дисциплина . Современное производство требует соблюдения определенного технологического режима (способов обработки материала, скорости, температуры, давления и т. д.), который обеспечивает достижение цели производства, т.е. получение продукта с заданными качественными показателями. Строгое выполнение технологических норм называется технологической дисциплиной . Когда предприятия связаны между собой договором, определяющим, например, поставки сырья, полуфабрикатов, деталей, узлов для производства готового продукта, строгое следование условиям договора называют договорной дисциплиной . Ее несоблюдение вызывает нарушение трудового ритма предприятия, сбои в отлаженной производственной деятельности многих людей. Выполнение правил, норм, договоров, приказов, распоряжений руководителей производства называют также исполнительностью . Но исполнительность невозможна без инициативы . Невозможно в правилах, приказах, инструкциях предусмотреть все ситуации, которые возникают в трудовом процессе. Работник должен в конкретных условиях найти оптимальное решение, позволяющее качественно и в срок исполнить данное ему предписание. Инициатива и исполнительность взаимосвязаны. Наряду со специальной подготовкой на современных производствах большое значение имеет общая культура работника , способность к самостоятельному решению творческих задач.

Культура труда проявляется в его научной организации. Научно-технический прогресс радикально меняет положение человека в системе производства: он выводится за пределы непосредственного процесса создания готового продукта, становится рядом с ним и выступает по отношению к нему в роли контролера, наладчика, регулировщика. Еще раньше человек передал машине сначала исполнительную функцию (воздействие с помощью инструмента на предмет труда), а затем и двигательную, энергетическую. Теперь вместе с сокращением непосредственного участия человека в производстве происходит расширение опосредованных видов труда, связанных с выполнением контрольно-управленческих и логических функций все более высокого уровня, с принятием ответственных решений.

Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. При этом коллективная деятельность не означает, что все члены коллектива, создающего какой-либо продукт, выполняют одинаковую работу. Напротив, возникает необходимость разделения труда, благодаря чему возрастает его эффективность. Разделение труда внутри предприятий определяется выделением в технологическом процессе его составных элементов. В соответствии с ними обособляются трудовые функции, происходит технологическая специализация .

Общение участников трудового процесса позволяет им координировать свою деятельность, передавать накопленный производственный опыт и мастерство. В масштабе всего общества тоже существует разделение труда, образующее различные сферы трудовой деятельности: промышленность, сельское хозяйство, обслуживание и т. п. Оно воплощено в многочисленных отраслях современного производства, в специализации предприятий разного профиля.

Научно-технический прогресс - компьютеризация, комплексная автоматизация, унификация оборудования - ведет к интеграции производственных процессов внутри предприятия и к расширению разделения труда в масштабе общества. Научно-технический прогресс вызывает изменение роли человека в процессе производства, воздействует на содержание его трудовой деятельности.

Существенно меняетсясоотношение между физическим и умственным трудом, физическими и интеллектуальными способностями. Если прежде рабочий реализовывал в процессе труда преимущественно физические способности, то создание машин, выполняющих логические операции, математические расчеты и т.д., выдвигает на первый план такие человеческие способности, как умение анализировать обстановку, сопоставлять данные, ставить цели и т.п.

Научно-техническая революция во всем мире влечет за собой усиление умственных функций труда, при всём этом возрастает творческое начало -- способность оценивать ситуацию и принимать самостоятельные решения. Новейшие техника и технология стимулируют развитие способностей человека и в то же время предъявляют высокие требования к личности работника. Так, следствием ошибка оператора на АЭС может обернуться тягчайшими последствиями, т.к. здесь усиливаются эмоциональное напряжение, психические нагрузки, возрастает чувство ответственности, самодисциплины, самоконтроля.

Рост информационного компонента в трудовой деятельности происходит и в связи с возросшими темпами старения информации в различных сферах человеческой деятельности. Отсюда - требование к работнику быть способным непрерывно в течение своей трудовой жизни обновлять и пополнять свои знания.

Таким образом, наряду с преобразованием технического фактора производства значительно увеличивается роль человеческого фактора . Появляются новые квалификационные требования к современным профессиям, имеющим дело с высокотехнологическим оборудованием. Среди них:

Способность к абстрактному мышлению и умение свободно пользоваться языком информатики;

Умение анализировать статистическую и графическую информацию, логически мыслить, гибко и быстро реагируя на всякое изменение производственной ситуации;

Знание некоторых общеобразовательных дисциплин (математики, физики, программирования) в объеме, превышающем уровень средней школы.

В данной главе мы говорили о том, какой работник нужен производству: трудовая деятельность требует от человека профессионализма, квалификации, общей культуры, дисциплинированности, исполнительности, инициативы и т. д.

В следующей главе мы узнаем: насколько трудовая деятельность соответствует природе человека, как способствует (или препятствует) развитию в нем подлинно человеческих качеств.

3 . Проблемы гуманизации труда

С развитием индустриального производства человек освободился от многих физических усилий при выполнении трудовых операций. При этом если ремесленник создавал законченную вещь, которая была воплощением его личного мастерства, как бы представляла его личные качества, работник индустриального труда наряду со средствами труда рассматривается лишь как фактор производства. Это нарушает гармонию труда с основными биологическими и психологическими чертами, свойственными развитию человеческой жизни. Т.е. в процессе индустриального развития человек превратился в придаток машины - произошло превращение человека в «фактор производства». Этот результат индустриального производства называется дегуманизацией труда .

Наиболее полно дегуманизация труда, проявилась в его организации по системе американского инженера Ф.У.Тейлора (1856-1915). Тейлор разработал систему организационных мер, включавшую хронометраж трудовых операций, инструкционные карточки и т.п., которые сопровождались системой дисциплинарных санкций и стимулированием труда. Дифференциальная система оплаты труда означала, что трудолюбивый рабочий дополнительно вознаграждается, а лодырь не может получить незаработанные деньги.

Система Тейлора характеризовалась исключением рабочих из подготовки и контроля трудового процесса; определением сверху рабочего ритма, норм и перерывов; исключением рабочих из творческих ролей и ограничением их деятельности исполнением. Сам Тейлор писал: «...Развитие научной организации труда предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личное суждение индивидуального рабочего...» «Труд каждого рабочего целиком учитывается в плане дирекции по меньшей мере на один день вперед, и каждый отдельный рабочий получает в большинстве случаев подробную письменную инструкцию, регулирующую во всех деталях урок, который он должен выполнить, как равно и средства, подлежащие с его стороны использованию в работе» «Каждый должен научиться отказываться от своих индивидуальных приемов работы, приспособлять их к ряду нововведенных форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение».Тейлор Ф.У. Научная организация труда // Научная организация труда и управления / Под ред. А.Н.Щербаня. - М.: Просвещение, 1965. - С.217.

Хотя система Тейлора обеспечила значительное повышение производительности труда и содержала в себе немало рациональных решений, соответствующих уровню материального производства начала ХХ в., однако обозначилась проблема: насколько возможно в данных технических и общественных условиях гуманизировать человеческий труд?

Такой вид трудового процесса вызывает у его участников чувство, что над ними как личностями доминируют машины, чем отрицается их индивидуальность. У них возникает апатия, негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости.

Большое значение имеют условия труда . В них включаются степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. Выделяются следующие группы элементов условий труда :

1. Санитарно-гигиенические элементы (освещенность, шум, вибрация, ультразвук, разнообразные излучения и т.п.).

2. Психофизиологические элементы (физическая нагрузка, нервно-психическое напряжение, монотонность работы, рабочая поза и т.п.).

3. Социально-психологические элементы (психологический климат трудового процесса, его некоторые социальные характеристики).

4. Эстетические элементы (художественно-конструкторские качества рабочего места, архитектурно-художественные качества интерьера и т.п.). Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. ак. РАН Г. В.Осипова. - М.: Наука, 1998. - С.843.

Потенциально опасными являются факторы :

Физические, такие как шум, вибрация, повышение или понижение температуры, ионизирующие и другие излучения;

Химические - газы, пары, аэрозоли;

Биологические, это могут быть вирусы, бактерии, грибки.

Особо вредные, экстремальные условия труда (например, добыча угля в шахтах) опасны возможностью крупных аварий, серьезных травм, тяжелых профессиональных заболеваний, и даже гибелью людей.

«очеловечивания » - т.е. улучшение условий труда, повышение его культуры, создание условий для творческой самореализации работника. Прежде всего, необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью в технизированной среде. Опасные для здоровья человека функции, операции, связанные с большими усилиями, монотонным трудом, на современных предприятиях перекладываются на робототехнику. Современные технологические процессы предполагают максимальную интеллектуализацию труда, такую его организацию, когда личность не низводится до простого исполнителя отдельных операций. Иными словами, речь идет об изменении содержания труда, который на современном этапе научно-технического прогресса может стать более многообразным, более творческим.

Особое значение имеет и культура труда . Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла.

Таким образом, гуманизация зависит от объективности труда в процессе трудовой деятельности, условий труда и отношений к человеку.

Трудовая деятельность -- это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность. Процесс гуманизации труда расширяет эти возможности. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; - М.: Просвещение, 2008. - С. 190-191.

Заключение

Труд - целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. В структуре трудовой деятельности выделяют:

1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

2) предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства труда - все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности используют параметры:

1) производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов - с другой;

3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям , которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника. Содержание труда зависит от особенностей того или иного вида труда. Изменение состава необходимых операций и соотношения трудовых функций означает изменение содержания труда. Главный фактор такого изменения - научно-технический прогресс.

Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности зависит от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда Характер труда это отношения между участниками трудового процесса, влияющие на отношение работников к труду и на его производительность:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма );

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования (требование квалификации );

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязательств (требования дисциплины ).

Труд - основной источник развития человека , его насущная потребность. Посредством труда человек обогащает и расширяет свое собственное бытие, материализует замыслы. В труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду, основные мотивы трудовой деятельности.

Свойства человеческого фактора в современном мире меняются под влиянием значительных сдвигов в жизни общества , а также по мере его собственного развития (роста образования, общей культуры, качества жизни ). Совершенствование личности труженика - процесс системный. Наиболее ярко эта проявляется в связи с переходом к новому информационно-компьютерному технологическому способу производства. От него требуется, не только высокий уровень общего образования и профессиональной подготовки, но и высокий морально-нравственный уровень. Последнее требование становится актуальным в связи с увеличением творческих аспектов в трудовой деятельности человека и усилением значимости самоконтроля и самодисциплины работающего человека.

Трудовая деятельность -- это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь он может утвердить себя как личность. Процесс гуманизации труда расширяет эти возможности. Гуманизация труда означает процесс его «очеловечивания» - т.е. улучшение условий труда, повышение его культуры, создание условий для творческой самореализации работника.

Таким образом, труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Список использ уем ой литературы

2. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.

3. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2003. - 270 с.

4. Дикарева А.А. Социология труда / А.А. Дикарева, М.И. Мирская. - М.: Высшая школа, 1989. - 304 с.

5. Клименко А.В. Обществознание: Учебник / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Дрофа, 2004. - 199 с.

Приложение

Принципиальная схема социальной сущности труда

Одним из самых важных и показательных качеств человека является трудолюбие. А сам труд считается необходимым условием для полноценного существования и регулярного развития современного общества.

Деятельность каждого человека, которая связана с трудом, направлена на на создание материальных и духовных ценностей. А без этих ценностей общество и человек в частности не могут развиваться. И много лет тому назад, и в современном мире труд имеет большое значение. Главным показателем этого является то, что право на труд закреплено во многих международных правовых документов.

Право на труд

Если рассматривать вопрос о праве на труд, то нельзя обойтись без упоминания Всеобщей декларации прав человека , которая была принята Организацией Объединенных Наций в 1948 году.

Данная декларация правозгласила, что каждый человек в этом мире имеет право на труд. Значит, каждый человек имеет право свободно выбирать работу, а также имеет право на комфортные и справедливые условия труда. Также этот документ правозглашает защиту от безработицы.

Это международная декларация, которая относится ко всем странам. А в каждой стране есть свои законодательные положения, которые закрепляют право человека на труд и на справедливые условия труда.

В России также есть ряд законов, регулирующих эти процессы. Прежде всего, это Конституция РФ, в которой закреплено положение о том, что труд граждан России является свободным. Это означает, что каждый гражданин может выбирать себе профессию по своему смотрению.

Закон также предусматривает и защиту от безработицы – функционируют специальные органы занятости, которые помогают безработным найти наиболее подходящую им работу. А безработными принято считать тех, кто не имеет постоянного рабочего места и заработка, и находятся в поисках работы. Также безработным россиянам выплачивается пособие.

Законодательно закреплена ответственность работадетелей, которые должны создавать и соблюдать справедливые условия труда для своих работников.

Трудовой договор и нормы трудового права

В Трудовом кодексе РФ закреплены права и обязанности наемного работника и работадателя. По этой причине трудовой кодекс и принято считать важным законом, который регулирует трудовую деятельность в России и все, что с ней связано.

В нем закреплены правила приема на работу, условия заключения трудового договора и условия его расторжения, отвественности за нарушение трудовой дисциплины и нормы продолжительности труда и отдыха.

Трудоустройство разрешено с 16 лет , но есть и исключение – с 14 лет допускает трудовая деятельность подростков, естественно – в свободное от учебы время. В данном случае, труд должен быть легким, он не должен нарушать процесс обучения и не наносить вред здоровью. А для того, чтобы заключить договор в таком возрасте, необходимо согласие одного из родителей или опекуна.

Трудовой договор заключается между работником и работодателем. Договор выступает в роли письменного документа, закрепляющего права и обязанности обеих сторон. Тогда на работника заводится трудовая книжка , а в ней указывается место работы и должность.

Один экземпляр договора должен находиться у работодателя, а другой – у работника, так как этот документ является доказательством того, что работодатель должен предоставить определенные условия труда и заработную плату, а работник должен соблюдать трудовую дисциплину и отвественно относится к имуществу своего работодателя.

При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства.

Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. При этом производство как таковое возможно лишь в том случае, если земля и капитал соединятся с трудом. Только в процессе трудовой деятельности природные и материальные ресурсы преобразуются в материальные ценности. Без труда земля и капитал теряют значение факторов производства .

Труд признается доминирующим фактором и отличается от двух других активным характером воздействия на материальную субстанцию и присутствием человеческого, личного начала. Трудовую деятельность осуществляют люди, и потому труд несет на себе отпечаток общественно-исторических условий.

Совершенствование производства также происходит в значительной мере благодаря труду, повышению его производительности, усложнению его содержания. Труд оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности организаций, в том числе на уровень прибыли. В конечном счете благосостояние работодателя, экономики, общества в целом зависит от эффективности труда.

Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности происходит, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, на которые уже сложилась определенная потребность, с другой - прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению. Кроме того, научно-технический прогресс обеспечивает рост производительности и эффективности труда .

Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия .

Труд - сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом - формирует не только общество, но и человека, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей. В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.

Среди общественных функций труда выделяют и свободотворчество: труд проявляется в обществе как "сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы "подготовляют" и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)" .

Из данной главы можно сделать следующий вывод: в главе 2 была сформулирована роль труда в жизни человека. Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия.

    Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности.

    Увеличение доли овеществленной части трудовых затрат, связанного со средствами труда (машинами, оборудованием, механизмами и др.), что обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором роста производительности и эффективности труда.

    Возрастание значения социального аспекта процесса труда. В настоящее время факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или уровня механизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стимулы труда и играет важную роль в жизни человека.

  1. Структура и функции общественного труда

Труд - это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Структура современного общественного труда в рыночной экономике включает следующие элементы :

    Вещественные элементы производства . Они являются результатом развития индустриального и постиндустриального общества. К материально-вещественным элементам производства относятся предметы труда и орудия труда, находящиеся в частной, корпоративной и государственной собственности.

    Личные элементы производства , производительных сил (человеческий фактор) - это прежде всего знания, опыт и навыки. Они также являются результатом исторического развития, важную роль в котором сыграло разделение труда. В соответствии с последним личные элементы производства делятся на умственный и физический труд, организаторский (управленческий) и исполнительский труд.

    Цель труда . Она вытекает из самой сути труда. Цель труда разная у непосредственных производителей и у собственников средств производства, предпринимателей. Первые являются носителями ближайших целей - выполнение конкретных видов работы, получение за это вознаграждения в виде заработной платы.

    Связь между вещественными и личными элементами . За последними стоят их собственники, между которыми формируются отношения присвоения, распределения и обмена. Побудительными мотивами для данных связей выступают потребности, интересы, стимулы субъектов этих отношений. Конкретными формами взаимосвязи работников и собственников вещественных элементов, предпринимателей выступает заработная плата и прибыль.

    Способы организации труда . Они зависят от цели производства, способа связи вещественных и личных элементов, разделения труда и конкуренции. Вместо стихийного разделения и конкуренции в масштабе капиталистического общества, присущих ему в XVI-XIX в.в., во второй половине XX в. значительно возросла роль государственного регулирования экономики (индикативное планирование, программирование) и четкой научной, плановой организации труда внутри предприятий.

    Отношение к труду . С одной стороны, труд не является обязательным. С другой стороны, труд был и остается для подавляющейся части людей основным источником дохода, средством к существованию. Поэтому и отношение к труду неодинаково. Для части населения он вообще не представляет ценности, не является важным делом. Для большей же части людей труд - основное занятие в жизни. Среди последних отношение к труду двойственно: отношение к конкретным видам труда может приносить удовлетворение (или неудовлетворенность) его содержанием и общественной значимостью. Отношение же к труду как к источнику существования, дохода носит противоречивый характер, связано с противоборством наемных работников и работодателей за увеличение своей доли в доходе, т.е. работники борются за увеличение заработной платы (а в России - даже хотя бы за ее получение), а работодатели - за увеличение прибыли.

О структурных изменениях в общественном труде можно судить по структуре занятости населения. Она представляет собой проявление определенной пропорциональности в распределении трудоспособного населения по секторам экономики, отраслям, предприятиям и внутри них.

Функции общественного труда выражают изменение его содержания во времени в зависимости от уровня развития производительных сил. Можно выделить следующие функции:

1. Труд как средство к жизни, как способ и мера удовлетворения человеческих потребностей.

2. Труд как основа существования общества, источник вещественного богатства, фактор общественного прогресса.

3. Труд как фактор развития самого человека, как сфера утверждения личности.

Первая функция самая древняя и важная. Она выступает основой всех других функций. Человек, прежде чем заниматься духовной и иной возвышенной деятельностью, должен удовлетворить хотя бы минимальные потребности в пище, одежде, жилье и т.п. Главным направлением трудовой деятельности в этом качестве становится обмен веществ между человеком и природой.

По мере удовлетворения потребностей человека труд становится источником вещественного богатства (жилье, заводы, фабрики, учебные заведения, больницы, дороги и т.д.), фактором общественного прогресса (движением к более совершенным видам труда, организации производства и общества).

Человек, осуществляя в нормальных условиях труд, испытывает от него определенное удовлетворение, ощущает и осознает необходимость его для общества, благотворное влияние труда на развитие своих качеств. Иначе говоря, труд способствует развитию самого человека. Когда человек создает нечто новое, полезное, не встречающееся в природе, это вызывает у него чувство гордости, выступает сильным побудительным мотивом для новых дел и достижений, оказывает влияние на его социальный и психологический облик, формирует из него творческую личность. Всестороннее развитие личности достижимо при очень высоком уровне развития производительных сил и социально-экономических отношений (компьютеризированное производство, полная занятость, высокие доходы населения, достаточное свободное время, гражданское общество и т.д.).

Шевчук А. В.

к.э.н., доцент кафедры экономической социологии

Государственного университета - Высшей школы экономики

Современное общество как «общество труда»

Необходимость труда как целенаправленного создания благ для удовлетворения

человеческих потребностей существовала на всем протяжении истории, но отношение к этой деятельности было различным. Длительное время труд в силу неразвитости орудий требовал большого физического напряжения и для большинства населения был непосредственно связан с выживанием. Поэтому люди считали его «наказанием» или воспринимали как данность, с которой приходится мириться, стремились по возможности избегать или же переложить на плечи других.

Античные общества противопоставляли себя труду: тот, кто был вынужден работать, не

обладал гражданскими правами. Это касалось не только рабов, которых Аристотель и его

современники рассматривали как «говорящее орудие», но также ремесленников и

торговцев, представленных в основном чужеземцами либо отпущенными на волю рабами.

Таким образом, подлинная человеческая жизнь понималась прежде всего как свобода от

необходимости работать, т.е. ежедневно заботиться об обеспечении своего существования. Граждане античного полиса посвящали себя военному делу, общественно-политической активности, спортивным состязаниям, культурному творчеству, досугу. Характерно также, что для мыслителей и философов древности труд как таковой не был привлекательным объектом анализа. Отношение к труду в традиционном христианстве определяется тем, что он принадлежит сфере материального, которая изначально второстепенна по отношению к духовной жизни. Трудом человек может обеспечить себе только биологическое существование, но не может достигнуть конечной цели - спасения души. Духовное совершенствование человека дается через отвлеченное созерцание. Идеалом жизни католиков и православных выступает монашеская аскеза, а труд воспринимается скорее как данность мироустройства и сводится к обеспечению минимума жизненных потребностей.

Эти постулаты радикально меняет протестантизм. В ставшем классическим произведении

М. Вебера показано, как труд, прежде не входивший в число приоритетных ценностей,

наполняется нравственным содержанием, рассматривается как призвание и религиозный

долг8. Аскеза теперь касается только потребления продуктов труда, сам же труд должен быть неустанным и методичным. На смену традиционному обществу постепенно приходит индустриальное общество, которое с полным правом можно назвать «обществом труда». Х. Арендт отмечает: «Совершенно очевидно, что ни в какой другой области наше Новое время не пошло так далеко, как в революционном преобразовании труда, а именно до той точки, когда само значение слова - исконно включавшее “беду и муку”, усердие и боль, даже телесное увечье, все, на что человек мог решиться только под гнетом нищеты и несчастья, - для нас утратило свой

Практически во всех европейских языках слово «труд» и «работа» (labor, travail, Arbeit) изначально подразумевало муку в смысле телесных усилий, причиняющих боль и страдания (в том числе родовые муки). Интересно, что само латинское слово «industria», давшее название типу общества, означает «деятельность», «трудолюбие», «усердие». Таким образом, индустриальное общество - «трудолюбивое общество».

Из средства выживания и поддержания привычного уровня потребления, который

сводился к минимальному набору благ, труд превращается в основной тип человеческой

деятельности и едва ли не главную цель существования. В это время формируются

важнейшие составляющие современной хозяйственной жизни: наемный труд, профессия,

предприятие, рабочее время, заработная плата и т.п.

Характеристика индустриального общества как «общества труда» связана со многими аспектами.

1. Основная часть населения вовлекается в «армию наемного труда» , сформировавшуюся из бывших крестьян, лишенных возможности получать средства к существованию от

собственного участка земли и вынужденных предлагать за вознаграждение (заработную

плату) свою способность к труду. В результате понятия труда и наемного труда в сознании людей на долгое время становятся практически тождественными.

2. Труд и профессия становятся осью человеческого существования , определяя положение в обществе, доход, образ жизни, круг общения и т.п. В этом качестве профессиональный статус отодвигает на второй план вещи некогда первостепенной значимости: религиозную и этническую принадлежность, знатность рода и т.п. Труд превращается в главный фактор самоидентификации, формируется особый менталитет человека индустриального общества, который мыслил и определял себя только посредством работы. С этой точки зрения детство и старость воспринимаются как периоды жизни за пределами трудовой биографии, свободное время - как антипод рабочего, безработица - как временное и крайне нежелательное состояние, хобби - как активная деятельность вне привычной профессии и т.п.

3. Формируется особая трудовая демократия. Общественно-политическое устройство

современных обществ основывается на участии большинства населения в экономической

деятельности. Это касается как возможностей реального осуществления человеком своих

гражданских прав, так и финансовой базы институтов социального (трансфертного)

государства с развитой системой пенсионного и социального страхования. В отличие от античности, именно фактор трудовой деятельности делает человека гражданином.

В конституциях многих стран закреплено право на труд, а в некоторых - обязанность

трудиться. Р. Дарендорф отмечает: «Род занятий был как бы игольным ушком, ведущим в

мир прав. Избирательное право, например, не раз предусматривало, что человек должен быть налогоплательщиком, а позднее - представителем определенных профессиональных

сословий. Социальные гражданские права, как правило, были связаны (и связаны до сих пор) с профессиональной деятельностью, прежде всего через принцип страхования социальных прав».

4. Труд становится объектом специального научного анализа. В интеллектуальном плане труд рассматривается как источник собственности и благосостояния, а трудовая теория стоимости ставит его в центр экономического процесса. Х. Арендт отмечает: «Труд и собственность были взаимнопротиворечивыми представлениями; наоборот, взаимосвязанными были труд и нищета, а именно таким образом, что труд представлялся деятельностью, соответствующей ситуации нищеты. Если в традиционном обществе, ориентированном на воспроизводство устоявшихся образцов, способы выполнения работ и организации совместного труда людей передавались из поколения в поколение, а возникающие инновации носили случайный характер, то в индустриальном обществе совершенствование производственного процесса ставится на систематическую основу и является одной из важных задач науки. В итоге можно сделать следующий вывод: в современном обществе труд становится основным видом деятельности, определяет статус человека, его доход, образ жизни, объем и возможности реализации гражданских прав, являясь при этом объектом постоянной рационализации.

Труд уничтожает труд: следствия научно-технического прогресса

Сегодня общество переживает новую глобальную трансформацию - становление

постиндустриального (информационного) общества. Многие его теоретики рисуют

радужную картину обновления трудового мира: нас ждет более квалифицированная

интересная и творческая работа, преодоление отчуждения и т.п. Однако критично

настроенные футурологи предупреждают, что сам труд постепенно ускользает из

привычного нам социально-экономического ландшафта. Дж. Рифкин пишет: «В грядущие

годы новые, более совершенные технологии будут все в большей мере приближать

цивилизацию к такому состоянию, когда почти исчезнут работающие»15.

В настоящий момент общество труда в полной мере начинает испытывать на себе

парадоксальные результаты своего функционирования: неустанный труд в конечном счете ведет к исчезновению труда как такового . Научно-технический прогресс ведет к стремительному повышению производительности труда, и как результат - снижению потребности в рабочей силе. Все меньшее количество людей может производить все большее количество товаров и услуг. За последние 150 лет валовой продукт в развитых странах вырос более чем в 10 раз, а количество отработанных часов в расчете на человека сократилось наполовину.

Сельское хозяйство, в котором уже сейчас занято около 2-3% населения развитых стран,

стоит на пороге новой технологической революции, вызванной развитием биотехнологий.

Осуществленные человеком генетические изменения позволяют повысить продуктивность и получить другие желаемые качества возделываемых сельскохозяйственных культур и даже домашних животных. Возможно, в будущем значительная часть продуктов питания будет производиться не привычным нам способом (на полях и фермах), а в некоем сочетании лабораторий и промышленных цехов.

Благодаря автоматизации производства, развитию робототехники своеобразные безлюдные производства уже не выглядят утопией. Неуклонное сокращение промышленных рабочих дало основание А. Горцу еще в 1980-х годах «попрощаться» с рабочим классом. По прогнозам Дж. Рифкина, в текущем десятилетии в США доля занятых в промышленности сократится до 12%, а к 2020 г. приблизится к отметке в 2%.

Жертвами трудосберегающих технологий являются не только сельскохозяйственные и

промышленные рабочие. Они сокращают количество клерков (секретарей, кассиров и т.п.) в банковском деле, страховании, бухгалтерско-аудиторском учете, средствах связи,

авиатранспорте, розничной торговле, гостиничном бизнесе и т.п. Например, такая новая

технология, как «телебанкинг», не требующая физического присутствия клиента для

совершения операций, позволяет существенно сократить сеть банковских филиалов, а

значит, и их служащих. Для интернет-магазинов не нужно обширных помещений и большого обслуживающего персонала. Телекоммуникационные и компьютерные технологии позволяют эффективно координировать производственный процесс в реальном времени, высвобождая значительное количество менеджеров среднего звена. Примечательно также, что технологический прогресс начинает сказываться и на таких областях, как образование и искусство: электронные системы сокращают потребность в библиотекарях, музыкальные синтезаторы u1074 вытесняют живых исполнителей, виртуальные персонажи наводняют киноэкраны.

Теоретики постиндустриального общества возлагают надежды на создание дополнительных рабочих мест в новых производствах. Судя по всему, они не оправдываются: технологический прогресс создает рабочих мест гораздо меньше, чем уничтожает. Важно отметить, что речь идет не просто об устранении определенных профессий и видов работ, а об общей тенденции к сокращению потребности в непосредственном человеческом труде.

При этом именно появление каждого нового более эффективного рабочего места уничтожает десятки и сотни старых. Поэтому современный экономический рост, основанный на научно-техническом прогрессе, - это «рост без рабочих мест» . Кроме того, высвобождаемые работники с их устаревшими знаниями и навыками в большинстве случаев не могут воспользоваться рабочими местами, создаваемыми в высокотехнологичных производствах, оставаясь за бортом постиндустриальной экономики. Программы профессиональной переподготовки не стоит переоценивать, так как бывший рабочий вряд ли станет специалистом по информационным технологиям или молекулярным биологом.

Результат - сокращение занятости и рост безработицы. После Второй мировой войны в

условиях быстрого и стабильного экономического роста сложилась концепция полной

занятости: в общественное производство стремились вовлечь практически все

трудоспособное население, а безработица в промышленно развитых странах составляла лишь 1-3%. Она носила в основном циклический характер, а кейнсианская политика

государственных интервенций решала проблему, стимулируя спрос. В 1990-е годы

количество безработных в развитых странах (членах ОЭСР) составляло уже 6-8%, а в

странах Европейского Союза - 8-11% экономически активного населения. В Испании

уровень безработицы достигал в отдельные годы 20-24%, в Ирландии и Финляндии

превышал 15%. Современная безработица в значительной степени имеет характер

структурной. Даже в периоды экономического роста занятость не увеличивается такими же темпами.

Футурологи довольно резко высказываются о проблеме занятости в современном мире.

В интервью немецким газетам У. Бек открыто заявляет: «Мы должны, наконец, сказать

начистоту: к полной занятости возврата нет», «кто бы ни утверждал, что у него есть рецепт от безработицы, он говорит неправду». Американский ученый Уильям Бриджес

высказывается еще более резко: «Борьба за сохранение постоянных рабочих мест так же

бессмысленна, как борьба за кресла на палубе “Титаника”».

Последствиями научно-технического прогресса являются не только прямая ликвидация

рабочих мест, но также перегруппировка и перераспределение имеющейся работы в

условиях глобализации социально-экономических процессов. Политика экспорта

производства в страны с более дешевой рабочей силой, которой руководствуются крупные корпорации, обостряет проблему безработицы в развитых экономиках. А если учитывать, что население земного шара продолжает расти высокими темпами, то можно заключить, что безработица постепенно становится одной из глобальных проблем современности. По мнению Дж. Рифкина, «расхождение между ростом населения и сокращением возможности получить работу будет долго определять геополитику в условиях возникающей высокотехнологичной глобальной экономики».

Все это можно выразить в виде формулы: в результате научно-технического прогресса для производства все большего количества товаров и услуг требуется все меньшее количество непосредственного человеческого труда.

Сокращение рабочего времени: цифры и факты

О постепенном свертывании общества труда особенно ярко свидетельствуют тенденции

сокращения рабочего времени.

1. Трудовая биография сокращается. Под трудовой биографией понимается отрезок жизни, в течение которого человек является экономически активным, т.е. присутствует на рынке труда. На заре индустриального общества продолжительность этого присутствия фактически определялась трудоспособностью человека: он приступал к трудовой деятельности как только это позволяли его физические возможности, а прекращал ее, когда в результате старения его покидали силы. Позже закрепились различные социальные стандарты экономической активности. Сроки вступления на рынок труда отодвигались с распространением среднего и высшего образования, а также увеличением длительности обучения. Создание пенсионной системы зафиксировало верхние границы экономической активности, которые сегодня составляют 60-65 лет. В последние годы в связи с усложнением демографической ситуации (старением населения) слышатся призывы к увеличению пенсионного возраста. Однако такой поворот событий маловероятен, так как не отвечает потребностям постиндустриального производства: предприниматели нуждаются в молодых, динамичных, мобильных, современно подготовленных работниках, а не людях предпенсионного возраста. Английский теоретик менеджмента Ч. Хэнди предупреждает: «Мы должны привыкать к мысли о том, что в большинстве сфер деятельности занятые полный рабочий день руководители или высококвалифицированные работники полностью реализуют свой потенциал в районе 45 лет». После этого их трудовая жизнь дрейфует к периферийным должностям, неполному рабочему времени, программам досрочного выхода на пенсию.

2. Непосредственное трудовое время сокращается и в границах трудовой биографии. Это происходит за счет законодательного и регламентированного коллективными договорами уменьшения рабочего времени, удлинения отпусков и перерывов, работы неполный рабочий день, постоянно увеличивающихся затрат времени на повышение квалификации и профессиональную подготовку и т.п. На заре индустриального общества рабочая неделя составляла около 72 часов. Важным достижением второй половины ХХ в. является пятидневная 40-часовая рабочая неделя.

Сегодня во многих развитых странах продолжительность рабочей недели уже менее 40

часов, а ежегодный отпуск достигает 4-6 недель. Во Франции поэтапный переход к 35-

часовой рабочей неделе осуществляется с 1998 г. в соответствии со специально созданной

законодательной базой. В большинстве других европейских стран такие преобразования

проходят главным образом на основе коллективных соглашений между работодателями и

профсоюзами (Дания, Нидерланды, Бельгия, Германия и др.). Эта практика свидетельствует об относительном консенсусе между социальными партнерами по вопросам рабочего времени. Возможно, уже нынешнее поколение работников станет свидетелем четырехдневной рабочей недели. Тенденцию к сокращению рабочего времени можно проследить и по показателям фактически отработанного за год числа часов в расчете на одного работника. Во второй половине ХIХ в. работали около 3 тыс. часов в год. Сегодня в ряде европейских стран трудятся в два раза меньше. В Германии этот показатель сократился с 2300 часов в 1950 г. до 1397 часов в 2000 г.

В последние годы темпы сокращения рабочего времени замедлились, что вполне

естественно, так как на первых этапах индустриализации его продолжительность находилась практически на грани человеческих возможностей. Наблюдающийся в США в последние 10-15 лет некоторый рост фактически отработанных часов объясняется спецификой либеральной социально-экономической политики: распространение рабочих мест, не приносящих достаточного дохода, заставляет американцев работать больше.

Учитывая вышесказанное, налицо драматическое снижение относительной доли труда в

человеческой жизни. Оно вызвано не только абсолютным сокращением реально

отработанных в течение жизни часов. Следует учитывать и увеличение средней

продолжительности жизни в развитых странах: на протяжении последних 150-200 лет она

удвоилась и сегодня составляет около 75 лет. Так, М. Бехтель утверждает: «Постоянно

увеличивается продолжительность той части человеческой жизни, которая проходит вне

сферы наемного труда. 100 лет назад 35 процентов человеческой жизни занимал наемный

труд, сегодня этот показатель равен 12-13 процентам и продолжает снижаться».

3. Сокращается доля людей, вовлеченных в трудовую деятельность. Уже более десяти лет назад Р. Дарендорф приводил следующие расчеты: «В типичном обществе ОЭСР сегодня 20% населения моложе того возраста, когда перед ними откроется рынок труда, еще 20% - на пенсии. 10% проводят время в учебных заведениях. Из оставшихся 50% некоторые не стремятся ни к какой работе в смысле профессиональной деятельности, другие по тем или иным причинам неспособны к ней; пожалуй, мне не ошибемся, если сочтем, что обе эти группы вместе составляют около 15%. Предположим теперь, что еще 10% - безработные. Остаются 25% населения»23. Таким образом, только четверть населения развитых стран мира занята трудом.

В итоге можно сделать следующий вывод: все меньшая доля людей в обществе занята

трудом в течение все меньшего отрезка своей жизни, в рамках которого непосредственно на труд тратится все меньшее время.

Дестандартизация и гибкость занятости

Система занятости в индустриальном обществе основана на стандартизации ее основных

аспектов: трудовой биографии, трудового договора, места работы, рабочего времени,

заработной платы и т.п. Трудовая биография протекала в рамках определенной профессии и представляла собой последовательную смену мест работы и должностей вплоть до пенсии. Работники заключали типовые договоры, многие положения которых первоначально согласовывались профсоюзами и организациями предпринимателей применительно к целым отраслям, профессиональным группам и даже целым нациям. Трудовой процесс осуществлялся в четко обозначенное рабочее время в специально отведенных для этого помещениях, которые предоставлялись фирмой. Заработная плата в основном покрывала все материальные потребности работника, а социальные и пенсионные отчисления формировали финансовую базу существования в периоды временной нетрудоспособности (болезнь, уход за ребенком и т.п.) и после выхода на пенсию. Таким образом, в индустриальном обществе профессиональная деятельность придавала стабильность всей жизни человека, а между занятостью и безработицей существовала жесткая грань. Ч. Хэнди замечает: «одна до скончания века работа должна была одновременно обеспечивать все наши потребности: интерес к труду или удовлетворение от него, встречи с интересными людьми и пребывание в

хорошей компании, гарантии обеспечения будущего и средств для жизни, возможность

развития в соответствии с реальностью».

Сегодня происходит повышение гибкости и дестандартизация занятости, т.е. широкое

распространение гибких и изменчивых форм занятости, которые по сравнению с прежними временами могут быть названы нестандартными. Существенные изменения переживает само предприятие (фирма) как экономический институт. Традиционные производственные структуры заменяются небольшими профессиональными коллективами, работающими с новейшими компьютерными и телекоммуникационными технологиями. Все больший объем работ выносится за пределы предприятия, размывая его границы. На место зримой формы предприятия, сосредоточенной в высотных офисах и фабричных цехах, приходит виртуальное предприятие, представляющее совокупность пространственно рассредоточенных электронных рабочих мест, связанных между собой компьютерной сетью.

В поисках гибкости работодатели исповедуют стратегии дистанцирования, заключающиеся в замене трудовых отношений коммерческими. Таким образом, фигура наемного работника, включенного в системы трудового законодательства и коллективных договоров, вытесняется фигурой поставщика услуг, который действует на свой страх и риск, сам договаривается с работодателем об условиях работы. В будущем фирма может стать не только виртуальной, но и временной - связанной с реализацией определенного проекта. По его окончании образованная независимыми профессионалами сеть расплетается, а ее участники вновь становятся свободными игроками и отправляются на поиск новых заказов.

Мир труда становится все более пестрым за счет широкого распространения нестандартных форм занятости, среди которых:

Неполное рабочее время (неполный рабочий день или же неделя);

Разделение рабочего места , при котором на одно рабочее место нанимаются

два (или несколько) работника, которые работают поочередно;

Временная работа, ограничивающая трудовые отношения определенным сроком или

объемом работ;

Работа «без рабочего места», предполагающая выполнение трудовых обязанностей вне

стен предприятия (на дому или же в постоянных разъездах и т.п.);

Работа по совместительству (одновременно у нескольких работодателей), при которой

общее рабочее время может как не достигать средней продолжительности рабочей

недели, так и значительно превосходить ее;

Самозанятость, подразумевающая, что люди не состоят в каких-либо формальных

организациях, а самостоятельно производят товары и услуги;

Неформальная занятость, которая не отражается в официальных документах (или

отражается лишь частично), распространяющаяся благодаря тому, что контроль

государства над нестандартными формами занятости затруднен.

Подобный «трудовой плюрализм» ранее считался на Западе прежде всего уделом

работающих женщин или же неким остаточным историческим реликтом. В официальной статистике нестандартные формы занятости зачастую выдаются за обычную занятость, что, конечно, искажает реальную ситуацию. Все более стремительно расширяется

гарантий стабильного дохода. У. Бек именует их комбинированными формами занятости, так как они совмещают в себе элементы занятости и безработицы. Черно-белая схема

«занятость - безработица» сегодня все менее применима. Общая нехватка работы

распределяется не только или даже не столько в виде традиционной безработицы, сколько в виде гибкой неполной, изобилующей рисками занятости.

Так, в Германии к данной группе неустойчивой занятости в 1960-е годы принадлежал лишь каждый десятый наемный работник, в 1970-е годы подобные работники составляли уже одну пятую, в 1980-е их количество возросло до четверти, а в 1990-е к их числу относился уже каждый третий. Если такой темп сохранится, а оснований для подобного предположения вполне достаточно, то в ближайшее десятилетие лишь каждый второй наемный работник будет иметь постоянное и полноценное рабочее место. В Великобритании уже сегодня классические рабочие места есть лишь у трети трудоспособного населения, тогда как еще два-три десятка лет тому назад их имели более 80%.

континентальной Европой уровень открытой безработицы и чрезвычайно гибкие рынки

труда здесь получены в обмен на более низкую зарплату, социальную защищенность,

производительность труда, а также углубляющееся социальное неравенство. Сегодня в США заговорили о феномене «работающих бедных», который вызван нехваткой рабочих мест, обеспечивающих нормальный доход. Поэтому в среднем американцы работают значительно больше , чем европейцы .

Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3