Православная молитва «Живые помощи» на русском языке. Живый в помощи Вышняго: толкование и значение псалма

Псалом 90 является сильной православной молитвой, текст которой помогает в тяжёлых жизненных ситуациях. Это может быть как ситуация, связанная с опасностью и риском, так и тяжёлое стрессовое состояние вследствие психологических и эмоциональных потрясений.

Обратите внимание! Чтобы ваша молитва была услышана Богом и получила желаемый отклик, необходимо подходить к делу благоговейно, и повторять псалом не менее 40-ка раз. Будьте чисты душой и намерениями и крепки в вере, и Бог поможет вам справиться с трудностями.

Молитва, проходя через века, претерпела изменения в тексте из-за различных трактовок, переводов и изменения языка. Не смотря на эти изменения, в смысл псалма изменения не вносились, и каждая строчка по-прежнему имеет большую силу и помогает.

“ПСАЛОМ 90”: ТЕКСТ МОЛИТВЫ

“Псалом 90” читать рекомендуется на церковнославянском языке, хотя имеются и переводы молитвы на современный русский. Причина кроется в том, что при переводе нельзя с абсолютной точностью передать глубокий смысл и содержание молитвенного текста, его ключевую идею.

На церковнославянском языке “Псалом 90” звучит следующим образом:

В синодальном переводе на современный русский язык текст молитвы “Псалом 90” следующий:

ИЗ ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОЛИТВЫ “ПСАЛОМ 90”

“Псалом 90” берет свое начало из библейской книги “Ветхий Завет: Псалтырь” – там он идет под номером 90 (отсюда и название). Однако в масоретской нумерации ему присвоен номер 91. В христианской религии эта молитва также известна по первым словам: на латинском языке – “Qui habitat”, на старославянском (церковнославянском) – “Живый в помощи”.

Касательно происхождения “Псалма 90”, исследователи придерживаются мнения, что авторство его принадлежит пророку Давиду. Он написал его в честь избавления от трехдневной моровой язвы. Данную молитву также называют “Хвалебной песнью Давида” – под этим именем она идет в греческой Псалтыри.

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ МОЛИТВЫ “ПСАЛОМ 90”

“Псалом 90” – это одна из сильнейших молитв. Текст псалма пронизан мыслью о том, что Господь является защитником и надежным прибежищем всех тех, кто в него верует. Он убеждает нас в том, что человек, который всем сердцем, искренне верит в Бога, может не страшиться любой опасности. “Псалом 90” передает идею о том, что вера во Всевышнего обладает непреодолимой силой. В молитве можно найти и элементы пророчества – она указывает на пришествие Спасителя, который и приходится самым главным защитником любому верующему человеку.
“Хвалебную Песнь Давида” отличает выразительный поэтический язык. Он обладает своей четкой структурой. Условно поделить его можно на три части:


ТОЛКОВАНИЕ МОЛИТВЫ “ПСАЛОМ 90”

К сожалению, не всем понятен “Псалом 90” без полного толкования. Если проанализировать каждый стих молитвы, получается следующее:


tayniymir.com

90 псалом. Живый в помощи Вышняго

90-й псалом не имеет какого-либо отдельного заголовка, но в переводе Септуагинта (III-II вв. до н.э. — сборник переводов священных текстов на греческий язык) имеет надписание – «Хвалебная песнь Давида».

Этот текст исстари наделяется защитными, охранительными качествами и используется как молитва в опасных ситуациях. Более того, текст 90-го псалма часто размещается на обиходных предметах для придания им свойств защитного талисмана.

Официально церковь подобного не приветствует, однако в монастырях и небольших кустарных мастерских изготавливаются такие предметы, как пояса, браслеты, ладанки и т.п., содержащие текст именно этого псалма: выдавленный на поверхности предмета; написанный на крохотном кусочке бумаги, вклеенный в шов или зашитый внутрь предмета.

Пример — пояс (ремень), изготовленный в Даниловском ставропигиальном (т.е. подчиняющимся напрямую Московской Патриархии) мужском монастыре. Оптовый отдел: г. Москва, улица Люсиновская, дом 70 в здании Торгового Дома «Даниловский», 5 этаж, офис 8.

Есть, однако, сильные сомнения, что ремни и фурнитуру делают прям-таки в монастыре, режут кожи, льют из латуни и полируют пряжки и монограмму Христа… Скорее всего, все это просто привозят из Турции. Ну, это не наше с вами дело. Просто примем как факт — есть в продаже «официальные церковные» ремни с вшитым 90-м псалмом. Делают их якобы прямо в центре Москвы и продают оптом.

Когда читается

В Православии 90-й псалом читается за богослужением 6-го часа (по часослову соответствует полудню), а также на панихиде и отпевании.

Одним из наиболее известных толкователей текста 90-го псалма является Афанасий Великий (ок. 298-373 гг. н.э.). В своём толковании он пишет про данный псалом, что в нём вводятся лица:

«тайноводствуемых Христом и побеждающих Им врагов мысленных, т.е. начала и власти, миродержителей тьмы сей, духов злобы и самого ненавистного сатану. И враги эти в настоящем псалме именуются различно: страхом нощным, стрелою летящею во дни, вещию во тме преходящею, срящим и бесом полуденным, тысящами и тмами, аспидом и василиском, львом и змием. И над всеми этими врагами псалом возвещает человеку Божию победу.»

Несмотря на наличие немалого количества толкований, давайте тоже попробуем вникнуть в смысл этого текста, попутно сравнив древний церковнославянский вариант с современным, взятым, кстати говоря, с сайта патриархии. Здесь, конечно, присутствует элемент наглости. Ну, так мы осторожненько, тихонечко…

Текст псалма 90

1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, 1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» 2 речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, 3 Яко Той избавит мя от сети ловчи, и от словесе мятежна:
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. 4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, 5 Не убоишися от страха нощнаго, и от стрелы летящия во дни,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. 6 от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: 7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. 8 обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; 9 Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое.
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; 10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему:
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: 11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; 12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою:
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. 13 на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. 14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, 15 Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его:
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». 16 долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое»

Толкование

Сравниваем первые строфы. Очевидно, что осовременный вариант в целом передает общий смысл строфы. Однако, в современном варианте отсутствует важное ключевое слово – «помощи». Кроме того, в старом варианте используется более целостное слово «Вышний», а не «Всевышний» (превосходная степень), что тоже представляется немаловажным.

  • Вторая строфа в современном варианте выглядит очень похоже на старинный вариант, но вот звучит совсем иначе. Пропадает некая мелодика. Прочитайте оба варианта, и сразу поймете, в чем дело.
  • Третья строфа в современном варианте почти полностью искажена. «Яко Той избавит мя от сети ловчи, и от словесе мятежна». Подразумевается защита от обмана в широком смысле, включая словесное коварство, откровенную ложь и ментальное нападение.
  • В современный вариант зачем-то добавили «гибельную язву», о которой в церковнославянском старинном варианте речь вообще не идет, причем ни в одной строфе.
  • Защита от обмана в широком смысле в новом варианте сведена к «сети ловца», т.е. здесь усматривается попытка совершенно неуместного конкретизирования.

В четвертой строфе старинного варианта речь идет о том, что Вышний закроет читающего своими плечами (плещмя) и возьмет его под крыло свое. Не буквально, разумеется. Речь идет о защите, но в несколько иносказательном смысле. В современном варианте появляются какие-то непонятные «перья». Видимо, логика переводчика со «старинного на современный» была предельно проста – раз есть крылья, то почему бы не быть и перьям?

Значение фразы

«Оружием обыдет тя истина Его» — смысл в том, что сила Вышнего проявит себя в качестве реального оружия для защиты читающего. По некоторым данным в иудейском варианте псалма называется и конкретное оружие – меч и кольчуга (латы). Меч — оружие активной защиты. А вот щит, указанный в современном варианте, это, согласитесь, совсем не то же самое, что меч. Непонятно, зачем было вообще упоминать щит, если о нем речь вообще не идет ни в церковнославянском варианте, ни (судя по всему) в иудейском.

Пятая строфа – «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни». Страха ночного – скорее всего, имеется в виду именно нападение, а не просто страх или «ужасы в ночи», как в современном варианте. Если рассматривать строфу целиком, то получается, что читающему псалом обещана защита от нападения тайного и явного. Представляется, что «стрелы летящия во дни» — совсем не то же самое, что «стрелы, летящей днем». Стрела может лететь именно во дни, в какие-то дни, возможно, находящиеся в будущем.

В этой связи показался интересным блог Антона Григорьева, где читаем:

«Листая старинный астрологический лексикон вдруг наткнулся на статью, озаглавленную Daemon Meridianus сиречь Бес полуденный. Тот самый, знаменитый из 90-го псалма… Оказалось, что так за зловредность называли созвездие Стрелы и его яркую звезду (то есть гамму Стрелы)…

Она показывает убийства и гибель людей. Согласно Птолемею звезды Стрелы имеют природу Марса и Венеры. Текущая эклиптическая долгота самой яркой звезды этого созвездия — гаммы Стрелы — 7°12′ Водолея.»

Что могут обозначать

Представляется, что отрывок «стрелы летящия во дни» может означать в том числе неудачное стечение обстоятельств, опасность для жизни.

  1. Шестая строфа самая загадочная, а ее современный вариант совершенно не соответствует смысловому значению церковнослявянского текста.
  2. В современный вариант опять влезла какая-то язва, хотя сказано: «от вещи во тьме преходящия». Можно предположить, что имеются в виду некие опасные, «темные» предметы.
  3. Может быть, подклады? «Сряща» — это неприятная встреча, внезапная беда, несчастье, нападение, удар. Слово может также иметь отношение к предсказательному колдовству.

«Внимают же гласы кокошемъ и враномъ, и инымъ пьтицамъ и лисицамъ, и сряща глаголюща овы злы, овы добры.» [Поучения против язычников XVI в.]

Т.е. язычники имели обыкновение гадать о будущем, анализируя появление (встречу, срящу) с той или иной птицей или зверем.

Что такое бес полуденный? Афанасий Великий считает его бесом лености. Другой же автор IV в., Евгарий Понтийский пишет:

«Бес уныния, который также называется «полуденным» (Пс.90:6), есть самый тяжелый из всех бесов. Он приступает к монаху около четвертого часа и осаждает его вплоть до восьмого часа.»

Метафоры

Наверное, было бы сильным упрощением полагать, что бес полуденный – это всего-навсего лень или уныние. Сомнительно, что все это настолько серьезно, что заслуживает упоминания в псалме. Скорее всего, под бесом полуденным (вспомнив о созвездии Стрелы) следует понимать несчастливую долю (судьбу), навязанную негативной бесовской сущностью. Т.е. – нападение с целью внесения разрушительных последствий в жизнь и судьбу.

  • Седьмая строфа содержит некие цифровые перечисления, что очень характерно для правил составления заговоров. «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится» — т.е. с одной стороны (страны левой) падет тысяча, а с правой десять тысяч.
  • «Одесную» означает – справа, по правую руку. В современном варианте сочли уместным заменить слово «тьма» на «десять тысяч», но почему-то оставили «одесную». Логики совершенно не прослеживается. В древности тысяча и тьма – это были большие числа.
  • Считать что-то, превышающее понятие тьма – не имело смысла. Т.е. смысл строфы – запрещение (что опять же характерно для заговорных правил) приближаться к читающему псалом любых неприятелей в любых количествах и с любой стороны.

Восьмая строфа содержит закрепление – «обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши». Обаче – это «впрочем» или «однако». В современной трактовке заменено на «только». Т.е. после запрещения седьмой строфы оно закрепляется в восьмой утверждением, что самому читающему более ничего делать не надо.

Как можно растолковать

Девятая строфа представляется интересной, поскольку в ней Господь и Вышний усматриваются не едиными: «Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое». Как это можно трактовать, сложно представить.

  • При этом надо помнить о том, что псалом был записан до Нового Завета, таким образом, под словом Господь — Христос не подразумевается.
  • В церковнославянском варианте обращение идет от читающего — к Господу, а в современном варианте непонятно, кто к кому обращается: «Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»». И это представляется довольно принципиальным искажением.
  • В десятой строфе опять особое запрещение для зла и ранения: «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему».

Строфа понятна и совершенно не нуждается в адаптации. Тем не менее, и эту строфу подгоняют под современный лад, включив в нее опять некую пресловутую язву и заменив зачем-то «телеси» (организм, тело) на жилище. При этом запрещение ранения (а в более широком смысле – несчастного случая, увечья) выпадает из текста полностью.

Обещание помощи ангела

Одиннадцатая строфа содержит закрепление, а также обещание помощи Ангелов: «яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». И она тоже совершенно понятна современному человеку.


Кто такой аспид

Тринадцатая строфа перечисляет конкретных сущностей, которые не смогут принести вреда читающему: «на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия». Аспид – это рогатая ядовитая змея. Василиск довольно подробно описан в средневековой литературе, это чудовище с телом жабы, головой петуха и хвостом змеи.

  1. Лев и змей являются, скорее всего, аллегориями недоброй силы и темного коварства. Т.е. получается, что аспид и василиск – явная нечисть, а лев и змей – нечисть неявная.
  2. Все вместе – перечисление темных сил, иносказательное описание демонов. В современном варианте змея зачем-то заменили на дракона и этим совершенно нарушили аллегоричность строфы.
  3. В следующих стрех строфах – прямая речь Господа, обещающего защиту («покрыю его») не вообще, а в случае обращения: «Воззовет ко Мне, и услышу его».

Современная правка не представляется необходимой, поскольку смысл древнего текста вполне понятен.
Так что же это за текст – псалом 90? Это молитва, которая действительно является защитной и действительно помогает. Но только при чтении ее на старославянском языке. Псалом действительно используется в качестве защитного текста в талисманах, особых предметах и ладанках. И это, разумеется, правильно, поскольку является очевидным, доступным и действенным.

Если эту статью показать узколобому православному священнику, то его, пожалуй, хватит кондрашка. Просто от наглости попыток трактования.

Нужно ли переводить

Осталось еще кое-что, что хотелось бы пояснить. Нет никакой необходимости «переводить» тексты с древнеславянского на современный. Посмотрите на текст этого псалма, написанный на древнеславянском. Поначалу вы будете несколько озадачены. Теперь отключите голову и включите вашу родовую память, и вы поймете, что вы можете свободно читать на древнеславянском! Молитва и любой текст оказываются понятны и читаемы. Настройтесь и читайте:

Прочитали? Поняли? И что в приведенном древнеславянском тексте непонятного? Но есть разница. Текст даже на старославянском отличается от распространяемых в интернет. Здесь есть тонкости. Внимательным на заметку.

Как читать псалом 90 на церковнославянском

  • После размещения статьи на сайте некоторые внимательные посетители все-таки заметили, что растиражированный в интернет текст «Живый в помощи Вышняго» (в котором старое, древнеславянское звучание передается современными буквами) — тоже искажен!
  • Отличия в звучании небольшие, но они есть. А мы уже говорили о том, что молитва или заговор — это не просто текст, а звуковой код. Стало быть и читаться он должен именно так, как читался столетиями.
  • По многочисленным просьбам посетителей сайта приводим правильный текст псалма. Читать нужно именно так. Ударения выделены красным цветом, а отличия от растиражированного в интернет варианта подчеркнуты:

Правильный текст

Живы й в по мощи Вы шняго, в кро ве Бо га небе снаго водвори тся.
Рече т Го сподеви: Засту пник мой еси , и прибе жище мое , Бог мой и упова ю Нань .
Я ко той изба вит тя от се ти ло вчи, и от словесе мяте жна.
Плещьма Свои ма осе нит тя, и под крыле Его наде ешися.
Ору жие обы дет тя и стина Его , не убои шися от страха нощна го, и от стрелы летя щия во дни.
От ве щи во тме преходя щия, от сря ща и бе са полу деннаго.
Паде т от страны твоея ты сяща, и тма одесну ю тебе , к тебе же не прибли жится.
Оба че очи ма свои ма смо триши, и воздая ние гре шником у зриши.
Я ко Ты Го споди, упова ние мое ; Вы шняго положи л еси прибе жище твое .
Не прии дет к тебе зло, и ра на не прибли жится телеси твоему .
Я ко а нгелом Свои м запове сть о тебе , сохрани ти тя во всех путе х твои х.
На рука х возму т тя, да некогда пре ткнеши о ка мень ноги твоея .
На а спида и васили ска насту пиши, и попере ши льва и зми я.
Я ко на Мя упова , и изба влю и , покры ю и , я ко позна и мя мое .
Воззове т ко Мне, и услы шу и , с ним есмь в ско рби, изму и , и просла влю его .
Долготу дний испо лню и , и явлю ему спасе ние Мое .

Примечания

В примечаниях указано, какая именно замена обычно встречается в растиражированных в интернет текстах:


Как самостоятельно сделать оберег с текстом псалма 90

Такой вопрос задали на сайте: «Будет ли иметь защитную силу псалом, если мне написать его на бумаге или поясе для своих детей?»

  • Да, будет. И наверняка даже бОльшую, чем сделанный неизвестно кем (китайцами или турками) и неизвестно как освященный.
  • Вы ведь наверняка вложите в написание этого текста всю свою душу. Что там вкладывают при производстве таких изделий сотнями — неизвестно.
  • Если Даниловскому ставропигиальному монастырю не запрещают продавать ремни с псалмом, да еще оптом, то какие могут найтись аргументы запретить сделать самому защитный талисман для ребенка или мужа?
  • Распечатайте с этой страницы иллюстрации с текстом псалма на церковнославянском.
  • Найдите небольшой лист хорошей, лучше даже необычной бумаги.
  • Разметьте карандашом, тонкими линиями будущий текст.
  • Когда все будет готово, дождитесь момента, когда можно начать работу вдумчиво, без спешки. Никто не должен прервать написание псалма, поэтому делать это лучше ночью, когда все спят.
  • Будет красиво, если текст написать тонкой черной шариковой или гелевой ручкой. Хорошо бы, конечно, тушью, но для такого письма необходима определенная сноровка. Каждую буквицу вырисовывайте аккуратно и тщательно, думая при этом, что именно и для кого вы делаете — защитный талисман.
  • Когда работа закончена, дайте тексту просохнуть, потом обрежьте лишнюю бумагу, чтобы сделать псалом компактнее. Обрезанные куски не выбрасывайте, а сожгите.
  • Теперь готовый текст можно свернуть и: вшить в ремень, положить в мешочек-ладанку, подкладку одежды и т.д. Чтобы текст не промок, его можно поместить в небольшой заплавленный со всех сторон плотный полиэтиленовый пакетик.

P.S. Делать такой талисман лучше на растущней Луне до наступления Полнолуния.

О чтении слов, где подразумевается «ё»

В раздел вопросов пришёл пост, который представляется не только интересным, но и — важным.

Ольга, Москва (18.06.2017 20:38:39)

Здравствуйте, уважаемые целители! После прочтения Вашей статьи о 90-м псалме остался один вопрос: какой звук «Е» или «Ё» нужно произносить в словах «мое», «твое», «воззовет», «падет»?

***
В.Ю.: Церковнославянский язык (а именно на нем ведется служба в православной традиции) является неким древним «эсперанто». Т.е. языком как бы «искусственным», сочетающим в себе лексику сразу нескольких славянских стран и регионов: Болгария, Сербия, Черногория, Польша, Беларусь, Украина, Россия.

  • Разумеется, существуют отличия между языками гражданскими (в каждой стране) и языком церковнослявянским.
  • При этом различия эти с годами углубляются, поскольку разговорные языки развиваются — впитывают в себя неологизмы, извергают архаизмы…
  • Церковнославянский язык, продолжая устаревать, не изменяется. Так же, как латынь, например.

В церковнославянском языке звука (и буквы) «ё» никогда не было. Поэтому все слова, где вроде как напрашивается «ё» — читать следует только как «е». Т.е. — не «воззовЁт», а «воззовЕт».

lvovich.ru

Когда следует читать псалом 90?

Эту молитву необходимо произносить человеку, соприкоснувшемуся с соблазнами духа, такими как желание обогатиться за счет других. Или при возникновении вожделения к женам или мужьям других людей. А также в момент, когда человека атакуют дьявольские сущности, желающие столкнуть христианина с праведного пути. Тогда на помощь приходит псалом 90, и его нужно произносить до тех пор, пока не исчезнут греховные помыслы.

Главное в чтении молитвы состоит в том, чтобы почувствовать свою связь с Господом, его защиту и заступничество. Все это дает псалом 90.

Для чего читают его сорок раз?

Для того, чтобы устранить растерянность и беспорядок в мыслях и успокоить душу. Пока человек читает стих, внимательно следит за содержанием – сомнения пропадают, и возрождается его вера в Господа.

Как читать молитву:


Псалом 90 как оберег:

Псалом 90 – очень сильный оберег. Эту функцию он выполняет не только во время произнесения стихов, но и в письменном виде. Вы можете написать его на листке бумаги или на обрывке ткани и положить этот текст в свою одежду. Он будет защищать вас от злых людей, врагов и просто от проявлений недружелюбия; навсегда защитит от всех негативных моментов, которых в жизни предостаточно.

Когда читают молитву:

В западных христианских храмах применяют эту молитву во время вечернего богослужения. Восточная христианская церковь использует псалом 90 как часть богослужения 6-го часа, а также при отпевании усопших.

В православных храмах псалом 26, 50, 90 читать принято на церковнославянском языке. Причина заключается в том, что считается невозможным выразить смысл и ключевую идею этих молитв, если перевести их на другой язык. Но все же допустимо псалом 90 читать на русском языке. Главное при этом искренне взывать к Господу.

Идея молитвы:

Псалом 90 содержит в себе идею о том, что непреодолимая сила присутствует в вере во Всевышнего. В молитве находится элемент пророчества, это можно обнаружить в указании на пришествие Спасителя в заключительном 16-м стихе 90 псалма. Текст читать и заучивать лучше всего на церковнославянском языке. Чтобы глубоко проникнуть в смысл молитвы, необходимо познакомиться с кратким изложением толкования каждого стиха.

Толкование молитвы:

Основное её содержание выглядит следующим образом:

  • Господь дал людям закон божественных заповедей, человек, исполняющий их, всегда будет под покровом Божиим.
  • Верующий человек обращается к Господу со словами о том, что только он его надежда и защита, только на него он уповает.
  • Господь избавит человека от нападения на его физическое тело его или от совершения греха в страсти, а также от дурного слова – от оклеветания, производящего смятение в душе его.
  • Господь, несомненно, защитит человека с той же любовью, с которой наседка скрывает крыльями своих птенцов. Потому что Истина Его - щит и орудие для сохранения верующего, который эту истину признает.

«Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей во дни».

Человек, получающий Божию помощь, не будет боятся разбойников, которые могут нападать ночью, воров, бандитов. Не убоится вещи, которая придет во тьме, т. е. блуда, прелюбодеяния. А также не убоится беса полуденного, т. е. лени и беспечности, которые разлагают людей соблазнами плотских страстей.

Тысяча слева –это соблазнение ко грехам, десять тысяч справа – это противодействие богоугодным делам человека. Но человеку, имеющему глубокую веру в Господа, они не повредят.

Бог поможет тебе увидеть, как будут наказаны твои враги.

Человек полностью всем своим разумением и сердцем положился на Бога, потому так сильна защита Господа.

  1. Так как сделал человек Бога прибежищем своим, то и не испытает он никаких бедствий, дом не будет разрушен, и тело не пострадает от болезни.
  2. «Яко Ангелом Своим за повесть о тебе, сохранить тебя во всех путях твоих». Ангелы Божии охраняют человека на всех его путях.
  3. Руки ангелов сохранят твою душу во времена искушений и бед.
  4. Аспид и василиск – клевета и зависть, лев и змий – жестокость и бесчеловечность, от них защитит Господь верующего праведника.
  5. Познает Имя Божие не тот человек, который признает существование Бога, а только тот, который исполняет заповеди его и волю его, только он достоин помощи Бога.

Человек, доверивший себя Господу, обратится к нему в опасности, и Он услышит его и защитит, и прославит в вечной жизни за Веру его.

В этом стихе говорится о том, что уповающему на Бога, Он дарует ему жизнь вечную, Спасение – это Иисус Христос.

Псалом 90 – лучшая защита:

Псалом 90, созданный задолго до Рождества Христова, является одной из востребованных молитв. У множества православных верующих найдется история, которая связана с удивительным избавлением от какой-либо опасности или беды с помощью молитвы «Живый в помощи».

Оберегающая сила этой молитвы не имеет никакого отношения к суевериям. Молитву надо знать наизусть, желательно читать ее перед выходом из дома и перед тем, как отправиться в дальнее путешествие.

Примеры могущества

Наглядные примеры могущества 90 псалма Известны удивительные истории из жизни о том, как эта молитва оберегает человека. Во времена Первой мировой войны воевал британский полк под командованием полковника Уиттелси. В течение четырех лет, пока продолжалась война, в этом полку не погибло ни одного солдата. Случилось это потому, что все военные, заучив наизусть текст, регулярно повторяли слова 90-го псалма, у них он имел название «О защите».

  • Ещё случай более позднего времени, который рассказал советский офицер-афганец. Во время призыва в армию мать попросила его взять маленькую иконку, на которой была молитва псалма 90 и сказала, что, если будет тяжело, пусть прочитает три раза.
  • Его направили в Афганистан, там он был командиром разведроты. Обычные походы в тыл к душманам, засады на караваны с оружием, но однажды попали в засаду сами. Их окружили со всех сторон.
  • Погибали бойцы, боеприпасов почти не осталось. Он видел, что им не выжить. Тогда он вспомнил о словах матери, маленькая иконка всегда лежала в нагрудном кармане.

Достал ее, стал читать молитву. И тут произошло чудо: он вдруг ощутил, что стало очень тихо, как будто его укрыло невидимым то ли покрывалом, то ли колпаком. Он сумел собрать оставшихся в живых, и они пошли на прорыв и вышли из окружения, не потеряв никого. После этого он поверил в Бога и силу молитвы, читал ее перед каждой вылазкой в тыл врага, до конца войны воевал, домой вернулся без единой царапины.

Такова чудодейственная сила молитвы «Живый в помощи» (псалом 90).

Для чего читают эту удивительную молитву?

Даже неверующие люди смогут ощутить на себе все ее могущество и покровительство.

Дело в том, что это число магическое. Ровно 40 дней поста повторял строки этой молитвы сам Иисус. Поэтому такое количество повторений, несомненно, поможет человеку.

Как и где читать

Для прочтения необходим особый настрой, позволяющий молитвенному слову достичь каждого уголка человеческого сознания.

Важно, чтобы молитва исходила из глубины души. Богу не угодна пустая речь. Ему нужна крепкая вера, стремление к лучшему.

Икона Иисуса Христа

  1. Перед началом псалмочтения необходимо покаяться во грехах. Это есть Таинство исповеди, совершающееся в православном храме.
  2. Если же нет возможности исповедоваться (по немощи или прочим уважительным причинам), то нужно вспомнить свои грехи, раскаяться, попросить у Христа прощения за совершенные греховные деяния.
  3. Желательно испросить благословения на прочтение Псалма у священника местного храма.
  4. Обычно клирики благословляют прихожан на 40-дневный молитвенный труд. На первых порах допускается чтение Псалма по молитвослову, но его необходимо выучить наизусть.

Произносить молитву нужно в храме перед Ликом Христа или дома перед иконостасом. Молитвенник обязательно должен быть крещен в православии, носить на теле крест - основной символ православной веры.

Важно! Главную охранительную молитву часто читают для освобождения сознания от дурных, греховных помыслов. Поэтому, если человек чувствует, что готов нарушить одну из Заповедей Бога, то необходимо срочно читать Живый в помощи Вышняго.

Это одна из причин, почему текст нужно знать наизусть, ведь в любую минуту может потребоваться поддержка с Небес.

Правила молитвенной песни

Любая молитва - это откровенный диалог с Богом. Она помогает тем, кто с верой, истинным покаянием обращается ко Всевышнему, просит у Него защиты, успокоения души, содействия в любых трудностях.

Внимание! Псалом 90 Живый в помощи Вышняго нельзя читать периодически, «для галочки», иначе «по вере вашей да будет вам».

Прочитывая его каждый день, желательно с утра или перед началом любого дела, человеку открывается великий смысл слов Псалма, Божественная истина. Молитвенник осознает, что он в мире не один, с ним рядом всегда находится Отец Небесный, Великий Утешитель и Заступник, а все испытания - это Его великий промысел и бесценный урок для души.

Иисус Христос – Господь Вседержитель

Обращение ко Господу наречием Псалма 90:

  • способно защитить от любых бед и даже спасти от смерти;
  • излечить от тяжелых недугов;
  • оградить от колдовского влияния;
  • перед молящимся откроются все преграды на пути к заветной цели, ему будет во всем сопутствовать успех, решатся все спорные вопросы.

К тому же в тексте молитвы есть пророчество - пришествие Спасителя - главного Защитника православного христианина - верующего во Христа человека.

Современный мир - это обратная сторона духовной реальности, поэтому человек не всегда понимает причины происходящих неприятностей. Не смотря на это, Господь незримо присутствует среди людей. Он посылает свою благодать через ангелов, архангелов, святых Угодников, простых людей.

Значение молитвы

Во многих сложных и тяжелых ситуациях помогает Псалом, спасает от бед и несчастий, утешает в горе, наставляет на путь истинный, укрепляет дух, вселяет веру в лучшее.

  • При искреннем молении Всевышний Бог слышит каждого молитвенника и, как любящий Отец, посылает своим чадам помощь.
  • Это награда, которая обычно тем больше, чем более человек ее заслужил пред Ним. Но Бог не следует принципу «ты мне - я тебе».
  • Часто случается, что Он помогает великим грешникам, имеющим сильную веру и упование на Божественное благодеяние для того, чтобы грешный раб Божий все более укреплялся в вере.
Иисус Христос Великий Архиерей

В то же время люди, верующие во Христа и живущие по Его Заповедям, не всегда получают благодетельство с Небес. Господь иногда попускает нападки диавольских сил для вразумления христиан, для укрепления их духа, дает понять, что совершенных грехов можно было избежать.

Когда человек это понимает, его жизненный путь становится ровным и спокойным. Во всем присутствует Промысел Божий, все испытания даются людям по их силам и во благо! Но заранее Божий Промысел никому не известен, людям не дано его познать раньше положенного времени, да и ни к чему это.

Господь - Человеколюбец, с верой в Его помощь можно не бояться опасности, ведь Сила Господня велика!

molitva-info.ru

Скажите, пожалуйста, как правильно понимать 90 псалом? О чем в нем говорится? Заранее благодарна.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Этот псалом был написан пророком Давидом, как считают исследователи, по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. У евреев он не был надписан. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее, как на автора, так и на характер этого псалма - Хвалебная песнь Давида . Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Эту священную песнь отличает возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка. В отличие от других псалмов, он имеет сложное построение. В нем четко выделяются три части (1-2, 3-13, 14-16). Главная композиционная особенность - диалогичность. По-видимому, при музыкальном исполнении псалма в скинии или в храме пение было антифонным.

- Живый в помощи Вышняго. В крове Бога небесного водворится (1). Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и nocoбиe Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного?».

- Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него (2).

В стихах 3 - 13 раскрывается главная мысль псалма. Первый голос объясняет причины своего непоколебимого упования на Бога:

- Яко Той избавит тя от сети ловчи … В еврейском тесте: от сети птицелова . Образ этот часто встречается в Библии для выражения опасности, которой надо особо остерегаться, потому что она является скрытой: Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих (Пс.123:7); как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время (Еккл.9:12).

- … и от словесе мятежна (3), т.е. злословия, клеветы.

- Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися …(4). Плещма - значит плечами. В еврейском тесте ebrah - крыло больших птиц. Вспоминаются слова Спасителя: Иерусалим, Иерусалим … сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф.23:37).

- оружием обыдет тя истина Его (4). Оружием - значит щитом. Под истиной понимается верность Бога Своим обетованиям.

- Не убоишися от страха нощнаго …(4), т.е. от всего, что может устрашать ночью: бесов, убийц, воров.

-… от стрелы летящия во дни (5). Имеется в виду, как буквальный, так и метафорический смысл: у восточных народов моровая язва иногда сравнивается со стрелой, потому что ее нельзя остановить.

-… от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (6). По толкованию святителя Афанасия Великого: «бесом полуденным называет духа лености».

- Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится (7). Цифры -тысяча и 10 тысяч (тьма ) символически означает необыкновенно большое количество нападающих. Однако от всех их защитит Господь праведника.

- обаче (только) очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши (8). Значит: будешь только смотреть очами и видеть наказание грешников. Святитель Афанасий Великий пишет: «Не потерпишь, говорит, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих».

- Яко Ты, Господи, упование мое (9). Говорит это, чтобы подтвердить обетование, раскрытое первым голосом. Далее первый голос снова начинает и продолжает высокую тему псалма, делая обращение во втором лице:

- Вышняго положил еси прибежище твое (9).

Нарастает сила непоколебимого упования. Тон становится все более величественным:

- Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (10): яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (11).

- На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (12): на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (13). По изъяснению святителя Афанасия Великого: «Словом «нога» означает душу, а словом «камень» - грех». Господь наш Иисус Христос апостолам и всем имеющим непоколебимую веру, обещал: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк.10:19).

В последних стихах (14 - 16) псалом достигает наивысшей торжественности и силы - Сам Бог произносит обетования:

- Яко на Мя упова, и избавлю и (его): покрыю и, яко позна имя Мое (14).

- Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним Есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое (15,16). Святитель Афанасий Великий говорит: «А спасение это - сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним».

Как сильное оружие на демонов, 90-й псалом испытан многими поколениями христиан.

Молитва – дар человечеству от Всевышнего. Устанавливая духовную связь с Господом, она помогает разобраться с проблемами: найти единственное правильное решение или оптимальный выход из трудной ситуации. Очевидно главное – человек ищет поддержку, защиту на духовном уровне. Такой силой обладает псалом 90, по-другому называемый «живые помощи».

Живы̀й в по̀мощи Вы̀шняго, в кро̀ве Бо̀га Небѐснаго водворѝтся.
Речѐт Го̀сподеви: Засту̀пник мой есѝ и Прибѐжище моѐ, Бог мой, и упова̀ю на Него̀.
Яко Той изба̀вит тя от сѐти ло̀вчи, и от словесѐ мятѐжна,
плещма ̀ Своѝма осенѝт тя, и под крилѐ Его надѐешися: ору̀жием обы̀дет тя ѝстина Его.
Не убоѝшися от стра̀ха нощна̀го, от стрелы̀ летя̀щия во дни,
от вѐщи во тме преходя̀щия, от сря̀ща, и бѐса полу̀деннаго.
Падѐт от страны̀ твоея̀ ты̀сяща, и тма одесну̀ю тебѐ,
к тебѐ же не приблѝжится, оба̀че очѝма твоѝма смо̀триши, и воздая̀ние грѐшников у̀зриши.
Яко Ты Го̀споди, упова̀ние моѐ, Вы̀шняго положѝл есѝ прибѐжище твоѐ.
Не приѝдет к тебѐ зло, и ра̀на не приблѝжится телесѝ твоему̀,
я̀ко Ангелом Своѝм заповѐсть о тебѐ, сохранѝти тя во всех путѐх твоѝх.
На рука̀х во̀змут тя, да не когда̀ преткнѐши о ка̀мень но̀гу твою̀, на а̀спида и василѝска насту̀пиши,
и поперѐши льва и змѝя.
Яко на Мя упова̀, и изба̀влю ѝ: покры̀ю ѝ, я̀ко позна̀ ѝмя Моѐ.
Воззовѐт ко Мне, и услы̀шу его: с ним есмь в ско̀рби, изму̀ его и просла̀влю его,
долгото̀ю дней испо̀лню его, и явлю̀ ему спасѐние Моѐ.

Выше приведен исходный священный текст на старорусском языке, читаемый священниками или истово верующими людьми.

Впрочем, существует облегченная версия, переведенная на русский современный язык, согласно православным церковным канонам. Смысл переведенного текста воспринимается яснее, нежели первоисточник, отчего запоминается значительно легче. Звучит он так:

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
Ибо ты сказал: «Господь - упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Происхождение молитвы вышняго непростое. Придумана и записана царем Давидом израильским в XI-X вв. до н. э. по случаю избавления страны от мора.

Псалом особенно хорошо зарекомендовал себя от проявления негативных сил, их последствий, а также влияний на окружающую среду, бедствий и напасти – врагов и трудноизлечимых болезней. Из-за чего текст молитвы вышивался на поясе, которым человек затем подпоясывался. В современной церковной лавке сейчас можно приобрести подобный товар, называемый иконный складень.

Практические навыки предков

Некогда христиане воспользовались старославянскими методиками обережной вышивки, перенеся их на православные атрибуты собственной веры. Что ж опыт полезный, а главное – правильный, да и традиция насчитывает вот уже более 1000 лет. Зачем придумывать новое, если отлично работает уже когда-то зарекомендовавшее себя?

Впрочем, церковь всегда по-разному относилась к подобным вещам. С одной стороны, языческие обереги, амулеты, кроме, нательного крестика, находились под запретом. Осуждались официальными церковными властями, но смягчающим обстоятельством – суть коего, оберег – является молитва, позволяющая существовать ей в таком виде, приносить неоценимую пользу и облегчение для верующего человека.

Деяния вышняго

Народ настолько уверовал в силу молитвы к вышняму, что использует ее почти во всех практических методиках, в том числе при снятии порчи, руководствуясь при этом базовым каноническим материалом, одобренным церковью.

Случай из жизни

Любопытный факт, рассказанный очевидцами событий произошедший в годы Второй мировой войны: женщины – работницы ткацкой фабрики – вшивали в поясную часть военной формы псалом 90, а потом отправляли одежду на фронт. Безусловно, происходило это по личной инициативе ткачих, ведь в стране Советов православная церковь находилась под запретом.

Возможно, действия сердобольных женщин уберегли от смерти множество жизней , поскольку, наверняка, зашитая в шинель или гимнастерку бумажка с текстом молитвы к вышняму хранила владельца от шальной пули, ведь именно псалом 90 является наиболее мощной защитой при подобных случаях.

Правила чтения

Справедливо замечание, что чтение тех или иных псалмов пригодно для определенных случаев, создавая некое молитвенное правило для каждодневного молебна:

  • Благодарственные, оказание поддержки в каком-либо деле;
  • Обращение за помощью к вышняму;
  • Благословение: перед принятием пищи, дорогой, экзаменом, сном;
  • и т д.

Выработанные, одобренные христианской религией молитвенные правила читаются с определенной последовательностью. Однако возникает вопрос: если по каким-то причинам (незнанию, например) нарушается установленной церковью порядок чтения то, разве, не услышит нас Господь? Конечно, услышит!

На видео ниже можно прослушать текст молитвы.

Данной статье речь пойдет об известном псалме 90. Надо признать, что осовременивание старых текстов заговоров и молитв представляется занятием не только пустым, но в чем-то разрушительным.

Ведь заговор или молитва – это своего рода звуковой код, в котором важно каждое слово, каждая буква, и даже ударение и интонация. Подгонка старинных текстов под современные правила написания и произношения изменяет звуковой код до такой степени, что молитва или заговор "становятся непохожими на себя", теряют свою силу.

90 псалом. Живый в помощи Вышняго

90-й псалом не имеет какого-либо отдельного заголовка, но в переводе Септуагинта (III-II вв. до н.э. - сборник переводов священных текстов на греческий язык) имеет надписание – «Хвалебная песнь Давида».

Этот текст исстари наделяется защитными, охранительными качествами и используется как молитва в опасных ситуациях. Более того, текст 90-го псалма часто размещается на обиходных предметах для придания им свойств защитного талисмана.

Официально церковь подобного не приветствует, однако в монастырях и небольших кустарных мастерских изготавливаются такие предметы, как пояса, браслеты, ладанки и т.п., содержащие текст именно этого псалма: выдавленный на поверхности предмета; написанный на крохотном кусочке бумаги, вклеенный в шов или зашитый внутрь предмета.

Пример - пояс (ремень), изготовленный в Даниловском ставропигиальном (т.е. подчиняющимся напрямую Московской Патриархии) мужском монастыре. Оптовый отдел: г. Москва, улица Люсиновская, дом 70 в здании Торгового Дома "Даниловский", 5 этаж, офис 8.

Есть, однако, сильные сомнения, что ремни и фурнитуру делают прям-таки в монастыре, режут кожи, льют из латуни и полируют пряжки и монограмму Христа... Скорее всего, все это просто привозят из Турции. Ну, это не наше с вами дело. Просто примем как факт - есть в продаже "официальные церковные" ремни с вшитым 90-м псалмом. Делают их якобы прямо в центре Москвы и продают оптом.

В Православии 90-й псалом читается за богослужением 6-го часа (по часослову соответствует полудню), а также на панихиде и отпевании.

Одним из наиболее известных толкователей текста 90-го псалма является Афанасий Великий (ок. 298-373 гг. н.э.). В своём толковании он пишет про данный псалом, что в нём вводятся лица:

«тайноводствуемых Христом и побеждающих Им врагов мысленных, т.е. начала и власти, миродержителей тьмы сей, духов злобы и самого ненавистного сатану. И враги эти в настоящем псалме именуются различно: страхом нощным, стрелою летящею во дни, вещию во тме преходящею, срящим и бесом полуденным, тысящами и тмами, аспидом и василиском, львом и змием. И над всеми этими врагами псалом возвещает человеку Божию победу.»

Несмотря на наличие немалого количества толкований, давайте тоже попробуем вникнуть в смысл этого текста, попутно сравнив древний церковнославянский вариант с современным, взятым, кстати говоря, с сайта патриархии. Здесь, конечно, присутствует элемент наглости. Ну, так мы осторожненько, тихонечко...

1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится,

2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"

2 речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

3 Яко Той избавит мя от сети ловчи, и от словесе мятежна:

4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.

4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,

5 Не убоишися от страха нощнаго, и от стрелы летящия во дни,

6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

6 от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.

7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится:

8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

8 обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.

9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;

9 Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое.

10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;

10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему:

11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:

11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.

12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;

12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою:

13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

13 на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.

14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,

15 Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его:

16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".

16 долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое"

Сравниваем первые строфы. Очевидно, что осовременный вариант в целом передает общий смысл строфы. Однако, в современном варианте отсутствует важное ключевое слово – «помощи». Кроме того, в старом варианте используется более целостное слово «Вышний», а не «Всевышний» (превосходная степень), что тоже представляется немаловажным.

Вторая строфа в современном варианте выглядит очень похоже на старинный вариант, но вот звучит совсем иначе. Пропадает некая мелодика. Прочитайте оба варианта, и сразу поймете, в чем дело.

Третья строфа в современном варианте почти полностью искажена. «Яко Той избавит мя от сети ловчи, и от словесе мятежна». Подразумевается защита от обмана в широком смысле, включая словесное коварство, откровенную ложь и ментальное нападение. В современный вариант зачем-то добавили «гибельную язву», о которой в церковнославянском старинном варианте речь вообще не идет, причем ни в одной строфе. Защита от обмана в широком смысле в новом варианте сведена к «сети ловца», т.е. здесь усматривается попытка совершенно неуместного конкретизирования.

В четвертой строфе старинного варианта речь идет о том, что Вышний закроет читающего своими плечами (плещмя) и возьмет его под крыло свое. Не буквально, разумеется. Речь идет о защите, но в несколько иносказательном смысле. В современном варианте появляются какие-то непонятные «перья». Видимо, логика переводчика со «старинного на современный» была предельно проста – раз есть крылья, то почему бы не быть и перьям? «Оружием обыдет тя истина Его» - смысл в том, что сила Вышнего проявит себя в качестве реального оружия для защиты читающего. По некоторым данным в иудейском варианте псалма называется и конкретное оружие – меч и кольчуга (латы). Меч - оружие активной защиты. А вот щит, указанный в современном варианте, это, согласитесь, совсем не то же самое, что меч. Непонятно, зачем было вообще упоминать щит, если о нем речь вообще не идет ни в церковнославянском варианте, ни (судя по всему) в иудейском.

Пятая строфа – «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни». Страха ночного – скорее всего, имеется в виду именно нападение, а не просто страх или «ужасы в ночи», как в современном варианте. Если рассматривать строфу целиком, то получается, что читающему псалом обещана защита от нападения тайного и явного. Представляется, что «стрелы летящия во дни» - совсем не то же самое, что «стрелы, летящей днем». Стрела может лететь именно во дни, в какие-то дни, возможно, находящиеся в будущем.

«Листая старинный астрологический лексикон вдруг наткнулся на статью, озаглавленную Daemon Meridianus сиречь Бес полуденный. Тот самый, знаменитый из 90-го псалма… Оказалось, что так за зловредность называли созвездие Стрелы и его яркую звезду (то есть гамму Стрелы)…

Она показывает убийства и гибель людей. Согласно Птолемею звезды Стрелы имеют природу Марса и Венеры. Текущая эклиптическая долгота самой яркой звезды этого созвездия - гаммы Стрелы - 7°12" Водолея.»

На иллюстрации - средневековый небесный атлас. На странице отмечено созвездие Орла и созвездие Стрелы. Кликните на иллюстрации для открытия картинки в высоком разрешении.

Представляется, что отрывок «стрелы летящия во дни» может означать в том числе неудачное стечение обстоятельств, опасность для жизни.

Шестая строфа самая загадочная, а ее современный вариант совершенно не соответствует смысловому значению церковнослявянского текста. В современный вариант опять влезла какая-то язва, хотя сказано: «от вещи во тьме преходящия». Можно предположить, что имеются в виду некие опасные, «темные» предметы. Может быть, подклады? «Сряща» - это неприятная встреча, внезапная беда, несчастье, нападение, удар. Слово может также иметь отношение к предсказательному колдовству.

«Внимают же гласы кокошемъ и враномъ, и инымъ пьтицамъ и лисицамъ, и сряща глаголюща овы злы, овы добры.» [Поучения против язычников XVI в.]

Т.е. язычники имели обыкновение гадать о будущем, анализируя появление (встречу, срящу) с той или иной птицей или зверем.

Что такое бес полуденный? Афанасий Великий считает его бесом лености. Другой же автор IV в., Евгарий Понтийский пишет:

«Бес уныния, который также называется "полуденным" (Пс.90:6), есть самый тяжелый из всех бесов. Он приступает к монаху около четвертого часа и осаждает его вплоть до восьмого часа.»

Наверное, было бы сильным упрощением полагать, что бес полуденный – это всего-навсего лень или уныние. Сомнительно, что все это настолько серьезно, что заслуживает упоминания в псалме. Скорее всего, под бесом полуденным (вспомнив о созвездии Стрелы) следует понимать несчастливую долю (судьбу), навязанную негативной бесовской сущностью. Т.е. – нападение с целью внесения разрушительных последствий в жизнь и судьбу.

Седьмая строфа содержит некие цифровые перечисления, что очень характерно для правил составления заговоров. «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится» - т.е. с одной стороны (страны левой) падет тысяча, а с правой десять тысяч. «Одесную» означает – справа, по правую руку. В современном варианте сочли уместным заменить слово «тьма» на «десять тысяч», но почему-то оставили «одесную». Логики совершенно не прослеживается. В древности тысяча и тьма – это были большие числа. Считать что-то, превышающее понятие тьма – не имело смысла. Т.е. смысл строфы – запрещение (что опять же характерно для заговорных правил) приближаться к читающему псалом любых неприятелей в любых количествах и с любой стороны.

Восьмая строфа содержит закрепление – «обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши». Обаче – это «впрочем» или «однако». В современной трактовке заменено на «только». Т.е. после запрещения седьмой строфы оно закрепляется в восьмой утверждением, что самому читающему более ничего делать не надо.

Девятая строфа представляется интересной, поскольку в ней Господь и Вышний усматриваются не едиными: «Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое». Как это можно трактовать, сложно представить. При этом надо помнить о том, что псалом был записан до Нового Завета, таким образом, под словом Господь - Христос не подразумевается. В церковнославянском варианте обращение идет от читающего - к Господу, а в современном варианте непонятно, кто к кому обращается: «Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"». И это представляется довольно принципиальным искажением.

В десятой строфе опять особое запрещение для зла и ранения: «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему». Строфа понятна и совершенно не нуждается в адаптации. Тем не менее, и эту строфу подгоняют под современный лад, включив в нее опять некую пресловутую язву и заменив зачем-то «телеси» (организм, тело) на жилище. При этом запрещение ранения (а в более широком смысле – несчастного случая, увечья) выпадает из текста полностью.

Одиннадцатая строфа содержит закрепление, а также обещание помощи Ангелов: «яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». И она тоже совершенно понятна современному человеку.

Двенадцатая строфа содержит иносказательное открытие свободной дороги: «да не когда преткнеши о камень ногу твою». Некоторые трактовки указывают на защиту от ушибов ног, но это не представляется верным, поскольку в десятой строфе уже шла речь о защите от ранений. Афанасий Великий считал «ногу» душой, а «камень» грехом. Но такая трактовка представляется слишком иносказательной. Скорее всего, речь идет просто о свободном, открытом пути.

Тринадцатая строфа перечисляет конкретных сущностей, которые не смогут принести вреда читающему: «на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия». Аспид – это рогатая ядовитая змея. Василиск довольно подробно описан в средневековой литературе, это чудовище с телом жабы, головой петуха и хвостом змеи. Лев и змей являются, скорее всего, аллегориями недоброй силы и темного коварства. Т.е. получается, что аспид и василиск – явная нечисть, а лев и змей – нечисть неявная. Все вместе – перечисление темных сил, иносказательное описание демонов. В современном варианте змея зачем-то заменили на дракона и этим совершенно нарушили аллегоричность строфы.

В следующих стрех строфах – прямая речь Господа, обещающего защиту («покрыю его») не вообще, а в случае обращения: «Воззовет ко Мне, и услышу его». Современная правка не представляется необходимой, поскольку смысл древнего текста вполне понятен.
Так что же это за текст – псалом 90? Это молитва, которая действительно является защитной и действительно помогает. Но только при чтении ее на старославянском языке. Псалом действительно используется в качестве защитного текста в талисманах, особых предметах и ладанках. И это, разумеется, правильно, поскольку является очевидным, доступным и действенным.

Если эту статью показать узколобому православному священнику, то его, пожалуй, хватит кондрашка. Просто от наглости попыток трактования.

Осталось еще кое-что, что хотелось бы пояснить. Нет никакой необходимости «переводить» тексты с древнеславянского на современный. Посмотрите на текст этого псалма, написанный на древнеславянском. Поначалу вы будете несколько озадачены. Теперь отключите голову и включите вашу родовую память, и вы поймете, что вы можете свободно читать на древнеславянском! Молитва и любой текст оказываются понятны и читаемы. Настройтесь и читайте:

Прочитали? Поняли? И что в приведенном древнеславянском тексте непонятного? Но есть разница. Текст даже на старославянском отличается от распространяемых в интернет. Здесь есть тонкости. Внимательным на заметку.

Как читать псалом 90 на церковнославянском

После размещения статьи на сайте некоторые внимательные посетители все-таки заметили, что растиражированный в интернет текст "Живый в помощи Вышняго" (в котором старое, древнеславянское звучание передается современными буквами) - тоже искажен! Отличия в звучании небольшие, но они есть. А мы уже говорили о том, что молитва или заговор - это не просто текст, а звуковой код. Стало быть и читаться он должен именно так, как читался столетиями.

По многочисленным просьбам посетителей сайта приводим правильный текст псалма. Читать нужно именно так. Ударения выделены красным цветом, а отличия от растиражированного в интернет варианта подчеркнуты:

Живы й в по мощи Вы шняго, в кро ве Бо га небе снаго водвори тся.
Рече т Го сподеви: Засту пник мой еси , и прибе жище мое , Бог мой и упова ю Нань .
Я ко той изба вит тя от се ти ло вчи, и от словесе мяте жна.
Плещьма Свои ма осе нит тя, и под крыле Его наде ешися.
Ору жие обы дет тя и стина Его , не убои шися от страха нощна го, и от стрелы летя щия во дни.
От ве щи во тме преходя щия, от сря ща и бе са полу деннаго.
Паде т от страны твоея ты сяща, и тма одесну ю тебе , к тебе же не прибли жится.
Оба че очи ма свои ма смо триши, и воздая ние гре шником у зриши.
Я ко Ты Го споди, упова ние мое ; Вы шняго положи л еси прибе жище твое .
Не прии дет к тебе зло, и ра на не прибли жится телеси твоему .
Я ко а нгелом Свои м запове сть о тебе , сохрани ти тя во всех путе х твои х.
На рука х возму т тя, да некогда пре ткнеши о ка мень ноги твоея .
На а спида и васили ска насту пиши, и попере ши льва и зми я.
Я ко на Мя упова , и изба влю и , покры ю и , я ко позна и мя мое .
Воззове т ко Мне, и услы шу и , с ним есмь в ско рби, изму и , и просла влю его .
Долготу дний испо лню и , и явлю ему спасе ние Мое .

Псалом 90 на церковно-славянском в исполнении хора братии Валаамского монастыря - psalom_90_valaam.mp3

Примечания

В примечаниях указано, какая именно замена обычно встречается в растиражированных в интернет текстах:
1. Почти во всех источниках вместо "Нань" - "на Него".
2. В некоторых распространяемых текстах здесь вместо "тя" - "мя".
3. Почти везде, в том числе на официальных сайтах епархий, вместо "оружие" - "оружием".
4. Вместо "тма" - современное "тьма". Читать следует не твердо - тЪма, а полумягко, почти как тьма.
5. Заменяется "своима" на "твоима", в том числе на официальных сайтах.
6. Заменяют на "ногу твою".
7. Строй фразы упрощается и подгоняется под осовремененное "избавлю его".
8. Такое же упрощение с заменой на "изму его".
9. Упрощается до "исполню его".

Как самостоятельно сделать оберег с текстом псалма 90

Такой вопрос задали на сайте: "Будет ли иметь защитную силу псалом, если мне написать его на бумаге или поясе для своих детей?"

Да, будет. И наверняка даже бОльшую, чем сделанный неизвестно кем (китайцами или турками) и неизвестно как освященный. Вы ведь наверняка вложите в написание этого текста всю свою душу. Что там вкладывают при производстве таких изделий сотнями - неизвестно.

Если Даниловскому ставропигиальному монастырю не запрещают продавать ремни с псалмом, да еще оптом, то какие могут найтись аргументы запретить сделать самому защитный талисман для ребенка или мужа?

Я бы рекомендовал сделать так:
Распечатайте с этой страницы иллюстрации с текстом псалма на церковнославянском.
Найдите небольшой лист хорошей, лучше даже необычной бумаги.
Разметьте карандашом, тонкими линиями будущий текст.
Когда все будет готово, дождитесь момента, когда можно начать работу вдумчиво, без спешки. Никто не должен прервать написание псалма, поэтому делать это лучше ночью, когда все спят.
Будет красиво, если текст написать тонкой черной шариковой или гелевой ручкой. Хорошо бы, конечно, тушью, но для такого письма необходима определенная сноровка. Каждую буквицу вырисовывайте аккуратно и тщательно, думая при этом, что именно и для кого вы делаете - защитный талисман.
Когда работа закончена, дайте тексту просохнуть, потом обрежьте лишнюю бумагу, чтобы сделать псалом компактнее. Обрезанные куски не выбрасывайте, а сожгите.
Теперь готовый текст можно свернуть и: вшить в ремень, положить в мешочек-ладанку, подкладку одежды и т.д. Чтобы текст не промок, его можно поместить в небольшой заплавленный со всех сторон плотный полиэтиленовый пакетик.

P.S. Делать такой талисман лучше на растущней Луне до наступления Полнолуния.

О чтении слов, где подразумевается "ё"

В раздел вопросов пришёл пост, который представляется не только интересным, но и - важным.

Ольга, Москва (18.06.2017 20:38:39)

Здравствуйте, уважаемые целители! После прочтения Вашей статьи о 90-м псалме остался один вопрос: какой звук "Е" или "Ё" нужно произносить в словах "мое", "твое", "воззовет", "падет"?

***
В.Ю.: Церковнославянский язык (а именно на нем ведется служба в православной традиции) является неким древним "эсперанто". Т.е. языком как бы "искусственным", сочетающим в себе лексику сразу нескольких славянских стран и регионов: Болгария, Сербия, Черногория, Польша, Беларусь, Украина, Россия.

Разумеется, существуют отличия между языками гражданскими (в каждой стране) и языком церковнослявянским. При этом различия эти с годами углубляются, поскольку разговорные языки развиваются - впитывают в себя неологизмы, извергают архаизмы... Церковнославянский язык, продолжая устаревать, не изменяется. Так же, как латынь, например.

В церковнославянском языке звука (и буквы) "ё" никогда не было. Поэтому все слова, где вроде как напрашивается "ё" - читать следует только как "е". Т.е. - не "воззовЁт", а "воззовЕт".

"Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит мя от сети ловчи, и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя улова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое".

Пояснение слов и выражений псалма 90 "Живый в помощи Вышняго...":
Живый в помощи Вышняго - живущий в помощи (помощью) Всевышнего.
В крове Бога Небеснаго водворится - в жилище {букв, в шатре) Бога Небесного поселится (упокоится).
Яко Той избавит тя от сети ловчи - ибо Он избавит тебя от сетей ловца (охотника).
Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися - букв. закроет, защитит тебя Своими плечами, и под крьшьями Его ты будешь безопасен.
Оружием обыдет - оградит щитом.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни - не испугаешься опасности тайной и явной.
От вещи во тме преходящия - от бедствия, язвы, злоумышления, постигающих ночью (или, вообще, там, где их не ожидают).
От сряща - от нападения (от всякого непредвиденного случая, встречи, болезни).
Беса полуденнаго - открытого явного вреда (бесовского нападения во время полуденного отдыха; нечистого духа лености и уныния, особенно искушающего в определенные часы дня).
От страны твоея - возле тебя (с левой стороны).
Тма одесную тебе - десять тысяч справа от тебя. По толкованиям святых отцов, справа падает (а, значит, и нападает) врагов больше (десятки тысяч), чем слева (тысячи).
Обаче очима твоима смотриши - впрочем, только глазами твоими будешь смотреть, увидишь.
Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил ecu прибежище твое - в русском Синодальном переводе: Ибо ты сказал: Господь - упование мое; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим.
Рана - здесь: язва.
Телеси - буквально - жилищу, селению.
Заповесть - заповедает.
На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою - на руки возьмут тебя (поднимут тебя на руках), чтобы не преткнулся ты о камень {буквально - не споткнулся, не ушибся) ногою своею).
На аспида и василиска - ядовитые породы змей.
Попереши льва и змия - попирать будешь льва и (огромного, ужасного) змея {буквально-дракона); в псалме - как образ победы над злом.
Яко на Мяупова, и избавлю и - Так как он на Меня возложил надежду (говорит Господь), то Я избавлю его. Изму - избавлю.

Существует обычай носить текст "Псалом 90 "Живый в помощи Вышняго..." в кармане на груди или на поясе (небольшие иконы-складни и пояски с текстом псалма 90 продаются в храмах).