Выражения, формулы, уравнения (15 ч). Уравнения

Свойства степеней:

(1) a m ⋅ a n = a m + n

Пример:

$${a^2} \cdot {a^5} = {a^7}$$ (2) a m a n = a m − n

Пример:

$$\frac{{{a^4}}}{{{a^3}}} = {a^{4 — 3}} = {a^1} = a$$ (3) (a ⋅ b) n = a n ⋅ b n

Пример:

$${(a \cdot b)^3} = {a^3} \cdot {b^3}$$ (4) (a b) n = a n b n

Пример:

$${\left({\frac{a}{b}} \right)^8} = \frac{{{a^8}}}{{{b^8}}}$$ (5) (a m) n = a m ⋅ n

Пример:

$${({a^2})^5} = {a^{2 \cdot 5}} = {a^{10}}$$ (6) a − n = 1 a n

Примеры:

$${a^{ — 2}} = \frac{1}{{{a^2}}};\;\;\;\;{a^{ — 1}} = \frac{1}{{{a^1}}} = \frac{1}{a}.$$

Свойства квадратного корня:

(1) a b = a ⋅ b , при a ≥ 0 , b ≥ 0

Пример:

18 = 9 ⋅ 2 = 9 ⋅ 2 = 3 2

(2) a b = a b , при a ≥ 0 , b > 0

Пример:

4 81 = 4 81 = 2 9

(3) (a) 2 = a , при a ≥ 0

Пример:

(4) a 2 = | a | при любом a

Примеры:

(− 3) 2 = | − 3 | = 3 , 4 2 = | 4 | = 4 .

Рациональные и иррациональные числа

Рациональные числа – числа, которые можно представить в виде обыкновенной дроби m n где m — целое число (ℤ = 0, ± 1, ± 2, ± 3 …), n — натуральное (ℕ = 1,   2,   3,   4 …).

Примеры рациональных чисел:

1 2 ;   − 9 4 ;   0,3333 … = 1 3 ;   8 ;   − 1236.

Иррациональные числа – числа, которые невозможно представить в виде обыкновенной дроби m n , это бесконечные непериодические десятичные дроби.

Примеры иррациональных чисел:

e = 2,71828182845…

π = 3,1415926…

2 = 1,414213562…

3 = 1,7320508075…

Проще говоря, иррациональные числа – это числа, содержащие в своей записи знак квадратного корня. Но не всё так просто. Некоторые рациональные числа маскируются под иррациональные, например, число 4 содержит в своей записи знак квадратного корня, но мы прекрасно понимаем, что можно упростить форму записи 4 = 2 . Это означает, что число 4 есть число рациональное.

Аналогично, число 4 81 = 4 81 = 2 9 есть число рациональное.

В некоторых задачах требуется определить, какие из чисел являются рациональными, а какие иррациональными. Задание сводится к тому, чтобы понять, какие числа иррациональные, а какие под них маскируются. Для этого нужно уметь совершать операции вынесения множителя из-под знака квадратного корня и внесения множителя под знак корня.

Внесение и вынесение множителя за знак квадратного корня

При помощи вынесения множителя за знак квадратного корня можно ощутимо упростить некоторые математические выражения.

Пример:

Упростить выражение 2 8 2 .

1 способ (вынесение множителя из-под знака корня): 2 8 2 = 2 4 ⋅ 2 2 = 2 4 ⋅ 2 2 = 2 ⋅ 2 = 4

2 способ (внесение множителя под знак корня): 2 8 2 = 2 2 8 2 = 4 ⋅ 8 2 = 4 ⋅ 8 2 = 16 = 4

Формулы сокращенного умножения (ФСУ)

Квадрат суммы

(1) (a + b) 2 = a 2 + 2 a b + b 2

Пример:

(3 x + 4 y) 2 = (3 x) 2 + 2 ⋅ 3 x ⋅ 4 y + (4 y) 2 = 9 x 2 + 24 x y + 16 y 2

Квадрат разности

(2) (a − b) 2 = a 2 − 2 a b + b 2

Пример:

(5 x − 2 y) 2 = (5 x) 2 − 2 ⋅ 5 x ⋅ 2 y + (2 y) 2 = 25 x 2 − 20 x y + 4 y 2

Сумма квадратов не раскладывается на множители

a 2 + b 2 ≠

Разность квадратов

(3) a 2 − b 2 = (a − b) (a + b)

Пример:

25 x 2 − 4 y 2 = (5 x) 2 − (2 y) 2 = (5 x − 2 y) (5 x + 2 y)

Куб суммы

(4) (a + b) 3 = a 3 + 3 a 2 b + 3 a b 2 + b 3

Пример:

(x + 3 y) 3 = (x) 3 + 3 ⋅ (x) 2 ⋅ (3 y) + 3 ⋅ (x) ⋅ (3 y) 2 + (3 y) 3 = x 3 + 3 ⋅ x 2 ⋅ 3 y + 3 ⋅ x ⋅ 9 y 2 + 27 y 3 = x 3 + 9 x 2 y + 27 x y 2 + 27 y 3

Куб разности

(5) (a − b) 3 = a 3 − 3 a 2 b + 3 a b 2 − b 3

Пример:

(x 2 − 2 y) 3 = (x 2) 3 − 3 ⋅ (x 2) 2 ⋅ (2 y) + 3 ⋅ (x 2) ⋅ (2 y) 2 − (2 y) 3 = x 2 ⋅ 3 − 3 ⋅ x 2 ⋅ 2 ⋅ 2 y + 3 ⋅ x 2 ⋅ 4 y 2 − 8 y 3 = x 6 − 6 x 4 y + 12 x 2 y 2 − 8 y 3

Сумма кубов

(6) a 3 + b 3 = (a + b) (a 2 − a b + b 2)

Пример:

8 + x 3 = 2 3 + x 3 = (2 + x) (2 2 − 2 ⋅ x + x 2) = (x + 2) (4 − 2 x + x 2)

Разность кубов

(7) a 3 − b 3 = (a − b) (a 2 + a b + b 2)

Пример:

x 6 − 27 y 3 = (x 2) 3 − (3 y) 3 = (x 2 − 3 y) ((x 2) 2 + (x 2) (3 y) + (3 y) 2) = (x 2 − 3 y) (x 4 + 3 x 2 y + 9 y 2)

Стандартный вид числа

Для того, чтобы понять, как приводить произвольное рациональное число к стандартному виду, надо знать, что такое первая значащая цифра числа.

Первой значащей цифрой числа называют его первую слева отличную от нуля цифру.

Примеры:
2 5 ; 3 , 05 ; 0 , 1 43 ; 0 , 00 1 2 . Красным цветом выделена первая значащая цифра.

Для того, чтобы привести число к стандартному виду, надо:

  1. Сдвинуть запятую так, чтобы она была сразу за первой значащей цифрой.
  2. Полученное число умножить на 10 n , где n — число, которое определяется следующим образом:
  3. n > 0 , если запятая сдвигалась влево (умножение на 10 n , указывает, что на самом деле запятая должна стоять правее);
  4. n < 0 , если запятая сдвигалась вправо (умножение на 10 n , указывает, что на самом деле запятая должна стоять левее);
  5. абсолютная величина числа n равна количеству разрядов, на которое была сдвинута запятая.

Примеры:

25 = 2 , 5 ← ​ , = 2,5 ⋅ 10 1

Запятая сдвинулась влево на 1 разряд. Так как сдвиг запятой осуществляется влево, степень положительная.

Уже приведено к стандартному виду, делать ничего с ним не нужно. Можно записать, как 3,05 ⋅ 10 0 , но поскольку 10 0 = 1 , оставляем число в первоначальном виде.

0,143 = 0, 1 → , 43 = 1,43 ⋅ 10 − 1

Запятая сдвинулась вправо на 1 разряд. Так как сдвиг запятой осуществляется вправо, степень отрицательная.

− 0,0012 = − 0, 0 → 0 → 1 → , 2 = − 1,2 ⋅ 10 − 3

Запятая сдвинулась вправо на три разряда. Так как сдвиг запятой осуществляется вправо, степень отрицательная.

Применение букв для записи математических выражений и предложений. Буквенные выражения и числовые подстановки. Формулы. Формулы периметра треугольника, периметра и площади прямоугольника, объема параллелепипеда. Формулы длины окружности и площади круга.

Уравнение. Корень уравнения. Составление уравнения по условию текстовой задачи.

Основные цели - сформировать первоначальные представления о языке математики, описать с помощью формул некоторые известные учащимся зависимости, познакомить с формулами длины окружности и площади круга.

Обсуждать особенности математического языка. Записывать математические выражения с учётом правил синтаксиса математического языка, составлять выражения по условиям задач с буквенными данными. Использовать буквы для записи математических предложений, общих утверждений, осуществлять перевод с математического языка на естественный язык и наоборот.

Строить речевые конструкции с использованием новой терминологии. Вычислять числовые значения буквенных выражений при данных значениях букв. Сравнивать числовые значения буквенных выражений. Находить допустимые значения букв в выражении. Отвечать на вопросы задач с буквенными данными, составляя соответствующие выражения

Составлять формулы, выражающие зависимости между величинами. Вычислять по формулам. Выражать из формулы одну величину через другие

Вычислять по формулам длины окружности, площади круга, объема шара. Вычислять размеры фигур, ограниченных окружностями и их дугами. Определять числовые параметры пространственных тел, имеющих форму. Проверять, является ли указанное число корнем рассматриваемого уравнения. Использовать буквы для записи математических предложений. Вычислятьчисловые значения буквенных выражений при данных значениях букв. Составлять уравнения по условиям задач.

Округлятьрезультаты вычислений по формулам

Получит возможность:

Иллюстрировать общие утверждения, записанные в буквенном виде, числовыми примерами.

Находить экспериментальным путем отношение длины окружности к диаметру

Строить речевые конструкции с использованием слов «уравнение», «корень уравнения». Составлять математические модели по условиям текстовых задачРешать уравнения на основе зависимостей между компонентами действий

Симметрия (8 ч)

Осевая симметрия. Ось симметрии фигуры. Центральная симметрия. Построение фигуры, симметричной данной относительно прямой и относительно точки. Симметрия в окружающем мире.



Основные цели - познакомить учащихся с основными видами симметрии на плоскости; научить строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно прямой, а также точку, симметричную данной относительно точки; дать представление о симметрии в окружающем мире.

Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь уметь:

Распознавать плоские фигуры, симметричные относительно прямой. Вырезать две фигуры, симметричные относительно прямой, из бумаги. Строить фигуру, симметричную данной относительно прямой, с помощью инструментов, изображать от руки.

Формулировать свойства равнобедренного, равностороннего треугольников, прямоугольника, квадрата, круга, связанные с осевой симметрией.

Распознавать плоские фигуры, симметричные относительно точки. Строить фигуру, симметричную данной относительно точки, с помощью инструментов, достраивать, изображать от руки. Находить центр симметрии фигуры, конфигурации. Формулировать свойства фигур, симметричных относительно точки.

Получит возможность:

Проводитьпрямую, относительно которой две фигуры симметричны. Формулировать свойства двух фигур, симметричных относительно прямой.

Исследоватьсвойства фигур, имеющих ось и центр симметрии, используя эксперимент, наблюдение, моделирование

Целые числа (13 ч)

Числа, противоположные натуральным. "Ряд" целых чисел. Изображение целых чисел точками на координатной прямой. Сравнение целых чисел. Сложение и вычитание целых чисел; выполнимость операции вычитания. Умножение и деление целых чисел; правила знаков.

Основные цели - мотивировать введение отрицательных чисел; сформировать умение сравнивать целые числа с опорой на координатную прямую, а также выполнять действия с целыми числами.

Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь уметь:



Приводить примеры использования в жизни положительных и отрицательных чисел.

Объяснять, какие целые числа называются положительными.

Записывать число, противоположное данному, с помощью знака «минус».

Изображать целые числа точками на координатной прямой. Использоватькоординатную прямую как наглядную опору при решении задач на сравнение целых чисел

Записыватьс помощью букв свойство нуля при сложении, свойство суммы противоположных чисел. Упрощать запись суммы целых чисел, опуская, где возможно, знак «+» и скобки. Переставлять слагаемые в сумме целых чисел. Вычислять суммы целых чисел, содержащие два и более слагаемых. Вычислятьзначения буквенных выражений

Формулировать правило нахождения разности целых чисел, записывать его на математическом языке.

Формулировать правила знаков при умножении и делении целых чисел, иллюстрировать их примерами. Записывать на математическом языке равенства, выражающее свойство 0 и 1при умножении, правило умножения на -1. вычислять произведения и частные целых чисел. Вычислять значения числовых выражений, содержащих разные действия с целыми числами. Вычислятьзначения буквенных выражений при заданных целых значениях букв.

Получит возможность:

Описывать множество целых чисел.

Сопоставлять свойства ряда натуральных чисел и ряда целых чисел. Сравнивать и упорядочивать целые числа.

Вычислять разность двух целых чисел.

Вычислять значения числовых выражений, составленных из целых чисел с помощью знаков «+» и «-», осуществлять самоконтроль. Вычислять значения буквенных выражений при заданных целых значениях букв.

Исследовать вопрос об изменении знака произведения целых чисел при изменении на противоположные знаков множителей

Рациональные числа (17 ч)

Отрицательные дробные числа. Понятие рационального числа. Изображение чисел точками на координатной прямой. Противоположные числа. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами, свойства арифметических действий.

Примеры использования координат в реальной практике. Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки на плоскости, абсцисса и ордината. Построение точек и фигур на координатной плоскости.

Основные цели - выработать навыки действий с положительными и отрицательными числами; сформировать представление о декартовой системе координат на плоскости.

Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь уметь:

Применять в речи терминологию, связанную с рациональными числами, Распознавать натуральные, целые, дробные, положительные, отрицательные числа, характеризовать множество рациональных чисел. Применять символьное обозначение противоположного числа, объяснять смысл записей типа(-а) , упрощать соответствующие записи. Изображать рациональные числа точками на координатной прямой

Сравнивать положительное число и нуль, отрицательное число и нуль, положительное и отрицательное числа, два отрицательных числа.

Формулировать правила сложения двух чисел одного знака, двух чисел разных знаков, правило вычитания из одного числа другого, применять эти правила для вычисления сумм, разностей. Формулироватьправила нахождения произведения и частного двух чисел одного знака, двух чисел разных знаков, применять эти правила при умножении и делении рациональных чисел. Находить квадраты и кубы рациональных чисел. Вычислять значения числовых выражений, содержащих разные действия.

Приводить примеры различных систем координат в окружающем мире. Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, находить координаты точек

Получит возможность:

Моделироватьс помощью координатной прямой отношения «больше» и «меньше» для рациональных чисел.

Применятьи понимать геометрический смысл понятия модуля числа, находить модуль рационального числа.

Выполнять числовые подстановки в суммы и разности, записанные с помощью букв, находить соответствующие их значения.

Проводить исследования, связанные с взаимным расположением точек на координатной плоскости

11 .Многоугольники и многогранники (9 ч)

Сумма углов треугольника. Параллелограмм и его свойства, построение параллелограмма. Правильные многоугольники. Площади, равновеликие и равносоставленные фигуры. Призма.

Основные цели - развить знания о многоугольниках; развить представление о площадях, познакомить со свойством аддитивности площади, с идеей перекраивания фигуры с целью определения ее площади; сформировать представление о призме; обобщить приобретенные геометрические знания и умения и научить применять их при изучении новых фигур и их свойств.

Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь уметь:

Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире параллелограммы. Изображать параллелограммы с использованием чертежных инструментов. Моделировать параллелограммы, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.Сравнивать свойства параллелограммов различных видов.

Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире правильные многоугольники, правильные многогранники. Изображать правильные многоугольники с помощью чертёжных инструментов по описанию, и по заданному алгоритму

Изображатьравносоставленные фигуры, определять их площади. Моделировать геометрические фигуры из бумаги. Сравнивать фигуры по площади. Формулировать свойства равносоставленных фигур. Составлятьформулы для вычисления площади параллелограмма, прямоугольного треугольника. Распознаватьна чертежах, рисунках, в окружающем мире призмы. Определять взаимное расположение граней, рёбер, вершин призмы.

Получит возможность:

Исследоватьи описывать свойства параллелограмма, используя эксперимент, наблюдение, моделирование.

Исследовать и описывать свойства правильных многоугольников, используя эксперимент, наблюдение, моделирование.

Выполнятьизмерения и вычислять площади параллелограммов и треугольников Моделировать призмы, используя бумагу, пластилин, проволоку и др., изготавливать из развёрток

УРАВНЕНИЯ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ

УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ

Решим задачу: «На двух полках 40 книг, причем на верхней полке в 8 раза больше книг, чем на нижней. Сколько книг на нижней полке?»

Обозначим буквой х число книг на нижней полке. Тогда число книг на верхней полке равно Зх . По условию задачи на обеих полках находится 40 книг. Это условие можно записать в виде равенства:

3x + x = 40.

Чтобы найти неизвестное число книг, мы составили равенство, содержащее переменную. Такие равенства называют уравнениями . Переменную в уравнении называют также неизвестным числом или просто неизвестным .

Нам надо найти число, при подстановке которого вместо х в уравнение Зх + х = 40 получается верное равенство. Такое число называют решением уравнения или корнем уравнения . Равенство Зх + х = 40 верно при х = 10 . Число 10 - корень уравнения Зх + х = 40 .

Определение . Корнем уравнения называется значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство .

Уравнение Зх + х = 40 имеет один корень. Можно привести примеры уравнений, которые имеют два, три и более корней или вообще не имеют корней.

Так, уравнение (х-4)(х - 5) (х-6)=0 имеет три корня: 4, б и 6. Действительно, каждое из этих чисел обращает в нуль один из множителей произведения (х-4) (х-5)(х-б), а значит, и само произведение. При любом другом значении х ни один из множителей в нуль не обращается, а значит, не обращается в нуль и произведение. Уравнение х + 2 = х не имеет корней, так как при любом значении х левая часть уравнения на 2 больше правой части.

Решить уравнение - значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Уравнение х 2 =4 имеет два корня - числа 2 и -2. Уравнение (х-2) (х+2)=0 также имеет корни 2 и -2. Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными уравнениями . Уравнения, не имеющие корней, также считают равносильными.

Уравнения обладают следующими свойствами:

1) если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение, равносильное данному;

2) если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.

Рассмотрим уравнение х 2 - 2 = 7. Прибавив к левой и правой частям этого уравнения число 2, получим уравнение х 2 = 9. Докажем, что уравнения х 2 - 2 = 7 и х 2 = 9 равносильны.

Пусть некоторое значение х является корнем первого уравнения, т. е. при этом значении- х уравнение х 2 -2 = 7 обращается в верное равенство. Прибавив к обеим частям этого равенства число 2, мы снова получим верное равенство. Значит, при этом значении х второе уравнение также обращается в верное равенство. Мы доказали, что каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения.

Допустим теперь, что некоторое значение х является корнем второго уравнения х 2 = 9, т. е. обращает его в верное равенство. После вычитания из обеих частей этого равенства числа 2 мы получим верное равенство. Значит, при этом значении х первое уравнение также обращается в верное равенство. Поэтому каждый корень второго уравнения является корнем первого.

Таким образом, уравнения х 2 - 2 = 7 и х 2 = 9 имеют одни и те же корни, т. е. являются равносильными.

Подобными рассуждениями устанавливается справедливость обоих свойств уравнений в общем случае.

3) Можно также доказать, что если в уравнении перенести слагаемое ив одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному . Например, перенеся в уравнении 5х = 2х + 9 слагаемое 2х с противоположным знаком из правой части уравнения в левую, получим уравнение 5х-2дс=9, ему равносильное.

Перенос слагаемых из одной части уравнения в другую часто применяется при решении уравнений.

ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ

Каждое из уравнений 5х = - 4, - 0,2х = 0, -х= -6,5 имеет вид ах = b где а и b - числа. В первом уравнении а = 5, b= - 4, во втором а= -0,2, b = 0, в третьем а= - 1, b= -6,5. Такие уравнения называют линейными уравнениями с одной переменной .

Определение . Уравнение вида ах = b, где х - переменная, а и b - числа, называется линейным уравнением с одной переменной .

Число а называется коэффициентом при переменной , а число b - свободным членом .

Рассмотрим линейное уравнение ах = b, в котором коэффициент а не равен нулю. Разделив обе части уравнения на а, получим . Значит, линейное уравнение ах=b в котором а≠ 0, имеет единственный корень

Рассмотрим теперь линейное уравнение ах = b, у которого коэффициент а равен нулю. Если а = 0 и b≠ О, то уравнение ах =b не имеет корней, так как равенство Ox = b, где b≠ 0, не является верным ни при каком x. Если а = 0 и b = О, то любое значение х является корнем уравнения, так как равенство 0х = 0 верно при любом х.

Решение многих уравнений сводится к решению линейных уравнений.

Пример . Решим уравнение

Раскроем скобки:

Перенесем слагаемое -х в левую часть уравнения, а слагаемое 28 в правую, изменив при этом их знаки:

Приведем подобные слагаемые:

Заменяя последовательно одно уравнение другим, равносильным ему, мы получили линейное уравнение, в котором коэффициент при х отличен от нуля. Разделим обе части уравнения на этот коэффициент:

Число -5 является корнем уравнения .

Может случиться, Что при решении уравнения мы придем к линейному уравнению вида 0х=b. В этом случае исходное уравнение либо не имеет корней, либо его корнем является любое число. Например, уравнение сводится к уравнению Ох = 7, и, значит, оно не имеет корней. Уравнение сводится к уравнению 0х = 0, и, значит, любое число является его корнем.

Цели урока.

Образовательные :

  • закрепление сформированных умений по решению тригонометрических уравнений;
  • отработка формул тригонометрии;
  • углубление понимания методов решения тригонометрических уравнений;
  • подготовка к контрольной работе № 4.

Развивающие:

  • формировать навык проводить анализ ситуации с последующим выбором наиболее рационального выхода из нее;
  • развитие познавательного интереса учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание познавательного интереса к учебному процессу;
  • формирование умения анализировать поставленную задачу;
  • воспитание эмоционально-положительной направленности на практическую деятельность;
  • воспитание информационной культуры учащихся.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

Сегодня - последний урок по данной теме, следующий – контрольная работа. Тригонометрические формулы необходимо знать и уверенно применять для успешного решения задач по тригонометрии.

“Дороги не те знания, которые отлагаются в мозгу, как жир; дороги те, которые превращаются в умственные мышцы” - писал Г. Спесер, английский философ и социолог. Так и знания формул необходимо не для того, чтобы всю жизнь мы упрощали выражения, решали уравнения, а для того, чтобы наш мозг постоянно трудился.

На доске написаны уравнения и начала формул, которые учитель задает в качестве дополнительных заданий ученикам, ответившим у доски: Рисунок 1 .

1. Проверка домашнего задания - № 480 (а, б, в, г)

Учитель: Какими формулами вы пользовались при выполнении домашнего задания?

Ученики: Формулами двойного аргумента.

Учитель (вызвал 4 человека к доске для решения ДЗ): пока ребята записывают решение ДЗ, подумайте и скажите, какие формулы надо использовать при решении записанных на доске заданий: Приложение.

(На интерактивной доске - все задания, которые предстоит решить на следующем этапе урока. Ученики выбирают и проговаривают формулы, необходимые для решения соответствующего задания). Рисунок 2 .

№ 480 (а, б, в, г) (домашняя работа) Рисунок 3 .

2. Подготовка к контрольной работе.

(Учитель вызывает учеников к доске, они решают, отвечают на дополнительные вопросы)

1. Найти значение выражений: Рисунок 4

3. Блиц-опрос Презентация (Приложение . Слайды 4-6)

А вы сейчас попытайтесь ответить на мои вопросы: (но … очень быстро!!!)

1. Кофункция тангенса – это? (Котангенс)

2. От чего зависит значение функции? (От аргумента)

3. Мера измерения угла? (Градус, радиан)

4. Какой функции недостает: синус, косинус, котангенс? (Тангенс)

5. Значение тригонометрических функций повторяется через? (Период)

6. y = cosx – тригонометрическая… (Функция)

7. Как называется график функции y = sinx? (Синусоида)

8. (0;?) – Что это? (Ордината)

9. Он не только в земле, но и в математике? (Корень)

10. Предложение, требующее доказательства? (Теорема)

11. Число из , косинус которого равен а? (Арккосинус)

12. Отношение противолежащего катета к гипотенузе? (Синус)

13. y = sinx - нечетная функция, y = cosx -? (Четная)

14. Функции синус, косинус, тангенс и котангенс изучаются в разделе математики, который называется… (Тригонометрия)

Немного истории…

Учитель: В начале изучения темы “Тригонометрия” вы получили задание:

Подготовить сообщение или презентацию

Основная цель - систематизировать и обобщить сведения

о преобразованиях алгебраических выражений и решений урав-нений с одной переменной.

В соответствии с требованием федерального компонента госу-дарственного образовательного стандарта основного общего об-разования по математике первую тему 7 класса следует рассматри-вать как «связующее звено» между курсом математики 5–6 классов и курсом алгебры.

На уроках вводного повторения рекомендуется проводить в устной работе многократное повторение правил действий с раци-ональными числами. Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность закрепить вычислительные навыкис рациональными числами, а в случае необходимости (после не-больших проверочных работ) организовать тренировочные заня-тия, карточки с домашними заданиями для ликвидации выявлен-

ных пробелов. Уделяя развитию навыков вычисления серьезное внимание, систематически проводим устные разминки-вычисле-ния, комментирование с места.

При рассмотрении преобразований выражений повторяем из-

ученные ранее свойства действий над числами, подчеркивая, что


они составляют основу тождественных преобразований. Правила вывешиваются на дополнительную доску, сопровождая работу по теме как опорный сигнал.

Теоретические сведения при изучении темы «Уравнения с од-ной переменной», такие как «равносильность уравнений», фор-мулируются и разъясняются на конкретных примерах. Уровень сложности при изучении линейных уравнений остается таким же, как и в 6 классе. Однако, помогая учащимся проводить исследо-вание решения уравнения вида ax = b при различных значениях

а и b, средства алгебры способствуют развитию аналитического мышления.

Важная тема «Решение задач с помощью уравнений» остается трудной для большинства учащихся. Многие дети плохо читают,

и если навыки смыслового чтения не сформированы в достаточ-ной степени, то учителю предстоит добиваться коррекции умений учащихся на своих уроках. Многократное прочтение текста зада-чи, подводящий диалог о данных, подбор интересных по содержа-нию задач, особенно практического направления - всё это помо-гает осмыслить задачу и составить её математическую модель, то есть уравнение . В 7 классе продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения задач. Такая работа, кроме того, способствует фор-мированию и коррекции еще одной из важных способностей уча-щихся - развитию речи.



Решить как можно больше задач на уроке возможно путем фронтальной работы с классом, иногда ограничивая работу толь-ко составлением уравнения, не решая его. Работа в группах помо-жет разделить этапы решения задач.

Ознакомление учащихся в 7 классе с простейшими статисти-ческими характеристиками:средним арифметическим,модой,ме-дианой, размахом, а также способами организации статистиче-ских исследований - в 8 классе носит обзорный характер и имеет цель сформировать представление о статистике как особом на-правлении в математике.

В 8 классе тема «Выражения» продолжается в изучении раци-ональных дробей. Максимально сокращая сложность выражений,необходимо уделять особое внимание отработке умений выпол-нять сложение, вычитание, умножение и деление дробей, так как они являются опорными преобразованиями дробных выражений.


Функции

Одно из основных понятий в математике сквозной линией на-

чинается в 7 классе (линейная функция y = kx + b ) и развивается

в старших классах (C = k x , y = x 2 , y = x 3 , y = x - в 8 классе). Форми-рование всех функциональных понятий и выработка соответству-

ющих навыков, а также изучение конкретных функций сопрово-ждаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что облегчает усвоение учебного материала для уча-щихся, устанавливает межпредметные связи, способствует усиле-нию прикладной направленности курса алгебры.

Степень

При изучении этой темы (в 7 классе - степень с натуральным показателем, а в 8 - степень с целым показателем) способствуем выработке умения выполнять действия над степенями и приме-нять свойства степени в вычислениях и преобразованиях выраже-ний. Этому помогают многократное повторение и проговаривание правил действий, опорные сигналы в виде формул, отражающие свойства степени. При выполнении заданий на нахождение зна-чений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.