Забытый фонтан бунин анализ по плану. «Забытый фонтан» И

Сочинение

Среди поэтов “серебряного века” мне больше нравится И. А. Бунин, потому что он выражает свои чувства, мысли, переживания очень легко и красисиво. Бунин считается самым лучшим поэтом, который так легко обращается с сонетами. У Бунина самой любимой формой стихотворения был сонет, и может быть поэтому его стихотворения очень легко воспринимаются слушателем. Для бунинских сонетов характерны вечные темы любви и гармонии с природой; в бунинских сонетах мы всегда заметим, как легко и чисто ложатся слога.

В произведении “Забытый фонтан” мы видим, как любовь и природа составляют гармонию, которую невозможно разорвать.

Наступила осень. Сад, раньше который был янтарным, вдруг опустел. Деревья, с наступлением осени, стали нагими. Когда идешь по такой аллее, а под ногами шуршат листья, и все деревья стоят обнаженными, то в душе сразу становится холодно и неуютно.

Полностью погрузившись в глубокие раздумья возле одинокого фонтана, сидит девушка. В её лице мы видим застывшую печаль. Вот та прохлада в душе, тот не уют и печаль в душе, под ним скрывается счастье человека, которое очень святое, чистое и прозрачное.

Для нашей героини янтарное счастье - мимолетный момент в жизни, но это небольшое янтарное счастье пропало и оборвалось. А девушке остались одни воспоминания, в которых она провела свое янтарное счастье возле этого одинокого фонтана.

Раньше возле этого фонтана сквозь зеленые ветки живых деревьев били солнечные лучики, которые играли всюду: на мокрой зеленой траве, в маленьких капельках от брызгов фонтана и на той скамейке, где когда-то сидела наша героиня, не знавшая о своем будущем янтарном счастье.

Я считаю, что наша героиня и одинокий фонтан, это замысел автора, в котором авор показывает нам как эта девушка и одинокий фонтан счастливы в своей грусти, так как их печаль связана с опустошенной природою.

«Забытый фонтан» Иван Бунин

Рассыпался чертог из янтаря, -
Из края в край сквозит аллея к дому.
Холодное дыханье сентября
Разносит ветер по саду пустому.

Он заметает листьями фонтан,
Взвевает их, внезапно налетая,
И, точно птиц испуганная стая,
Кружат они среди сухих полян.

Порой к фонтану девушка приходит,
Влача по листьям спущенную шаль,
И подолгу очей с него не сводит…

В ее лице - застывшая печаль,
По целым дням она, как призрак, бродит,
А дни бегут… Им никого не жаль.

Анализ стихотворения Бунина «Забытый фонтан»

Период, когда автор особенно часто обращается к сонету, - первое десятилетие XX в. Благородный жанр особенно элегантен в бунинской интерпретации: его стиль выразителен, ярок и философичен, лишен многословности, витиеватости и надуманности.

Оба катрена сонета «Забытый фонтан» посвящены описанию осенней природы. Пустой сад, ветер, играющий палыми листьями, аллея голых деревьев - в этой картине чувствуется запустение и легкая печаль. Образ фонтана, который отключен за ненадобностью и заметается листвой, является центральным в этом пейзаже.

В пустынном саду появляется одинокая героиня. Она печальна и задумчива, ее движения неторопливы. Девушка сравнивается с «призраком», который бродит по саду, не находя успокоения. Рассеянное внимание привлекает единственный предмет - неработающий фонтан.

Финальная строка, которую называют «сонетным замком», содержит ключевую фразу, подводящую философский итог лирическому повествованию. В конце завершающего терцета говорится о неумолимом и беспощадном беге времени.

Вывод, звучащий в финале, проясняет душевное состояние лирической героини. Осень царствует в ее сердце: грусть сродни увяданию природы, а пустота сада близка к внутренней опустошенности. Фонтан, когда-то испускавший водные струи, служит для девушки символом, напоминанием о радостных мгновениях ушедшего лета.

Лирическая героиня, которая настолько органично вписывается в пейзаж, что сама является его частью, становится образным воплощением важнейшей составляющей философии Бунина. Короткая формула, провозглашающая «Все во мне» и «Счастье всюду», снимает конфликт между внешним миром и лирическим «я». Растворенность в бесконечном и беспристрастном мире гармонична по своей сути, и поэтому «Забытый фонтан» звучит элегически спокойно, с оттенком легкой меланхолии, а не трагизма. Время, которое кажется жестоким человеку, на самом деле безразлично к нему. Счастлив тот, кто постигнет мудрость слияния с универсумом.

Образы и отдельные детали сонета поражают лаконичностью, точностью и емкостью. Рассыпавшийся «чертог из янтаря» создает в читательском воображении почти облетевший сад, черные ветки деревьев, дорожки, устланные желтым ковром листьев, и новую перспективу: сквозь пустые ветви стали видны очертания дома. Небрежно волочащаяся за героиней шаль передает ее отрешенность, вызванную печальными раздумьями, и безразличие к настоящему.

Произведение Бунина под названием «Забытый фонтан», которое было написано еще в далеком 1902 году, сумело отобразить жизненное кредо поэта, которое основано на сочетании вечного и прекрасного.

Композиционно произведение строится на двух основных образах. Первый – образ осеннего сада, а второй – образ одинокой девушки.

Данный сонет имеет очень яркую образность.

Художественные средства, которые поданы в первом катрене, подчеркивают идею запустения и холода. Поэтом осенний сад метафорически подается в качестве «чертога из янтаря», который «рассыпался», как очень хрупкая и нежная вещь.

Ведущим художественным приемом второго катрена является олицетворение. Ветер «заметает листьями фонтан, взвевает их, внезапно налетая». Автору удалось в точности передать образ опадания осенью увядшей листвы, сравнив ее с «испуганной стаей».

Заключительные терцеты рассказывают об одинокой девушке, в движениях которой, каждый может увидеть особую грациозность, а также

Неторопливость. Она долго смотрит на фонтан. Усилению образу главной героини служат такой эпитет, как «застывшая печаль», а также сравнение «как призрак». На душе у нее, видимо, такая же пустота и холод. В данном стихотворении забытый фонтан выступает в качестве символа давно ушедшего счастья.

Что касается жанра произведения, то оно относится к любовной лирике с элементами философской. Последние строки стихотворения показывают быстротечность, а также неумолимость времени: «А дни бегут… Им никого не жаль».

Благодаря имеющемуся ассонансу (повторяются гласные а, ы, о) и стихотворному размеру (пятистопный ямб), Бунину удается придать своему непревзойденному сонету особого звучания, а также ритма, который нигде больше не встречается.

Само по себе стихотворение навивает легкие грустные мысли, а может быть даже и сожаления по поводу того, что время неумолимо бежит вперед, и что ничего уже нельзя вернуть, как и остывшую некогда любовь.

Среди всех писателей, которые относятся к так называемому «серебряному веку», именно Бунину удается выражать свои чувства и переживания наиболее легко и непринужденно.

Бродяги

Лесная дорога

В березовом лесу, где распевают птицы,

Где в шелковой траве сквозь темь лучи горят

Темнеют холмики – могил забытых ряд,

А под березами, как юные черницы,

Смиренно елочки зеленые стоят.

Был здесь когда-то скит, как говорят преданья,

И десять девственниц, отрекшись от земли,

В нем приняли обет святого созерцанья,

Держали строгий пост и, как цветы, цвели

Под пенье божьих птиц и странников сказанья.

Выл здесь дремучий бор, в народе говорят,

Был долгий стан татар, в лесах кипели битвы;

Потом был этот край спокоен и богат,

И древний скудный скит и подвиги молитвы

Забылись, точно сон, уж много лет назад.

Немало было снов, – зачем нам помнить их?

И вот опять весна. В лесу все зеленеет,

Лес сенокоса ждет, а небосклон синеет

Меж белых облаков, среди вершин лесных,

И на глазах трава в полдневном зное млеет.

Пройдет моя весна, и этот день пройдет,

По весело бродить и знать, что все проходит,

Меж тем как счастье жить вовеки не умрет,

Покуда над землей заря зарю выводит

И молодая жизнь родится и свой черед.

Бежит зеленый лес, поют и свищут птицы,

А вон и озеро, песчаный, белый скат…

Пошел! И бубенцы играют и гремят,

В колесах, как лучи, блестят на солнце спицы,

И кружева теней но лошадям скользят…

На позабытом тракте к Оренбургу,

В бесплодной и холмистой котловине

Польшей, глухой дороги на восток,

Стоит в лугу холщовая кибитка

И бродит кляча в путах. Ни души

Нет на лугу, – цыган в кибитке дремлет,

И девочка-подросток у дороги

Сидит себе одна и равнодушно,

С привычной скукой, смотрит на закат:

На солнце, уходящее за пашню,

На блеск лучей над темным косогором.

Наморщив лоб от ветра, вся в лохмотьях,

Она следит в безлюдье за холодным,

Печальным солнцем, тенью от холма

И алой пылью, веющей с дороги

Из-под копыт кобылы, – то молчит,

То будто грезит, – что-то напевает…

Какая глушь! Какая скудость жизни!

Какие заунывные напевы!

Вот вечереет, солнце в тучку село,

Темнеет в котловине, ветер дует,

И ночь идет… Пошли господь бродягам

Не думать днем и не слыхать, как ночью

Шатается в сухом бурьяне ветер

И что-то шепчет, словно в забытьи!

Спи под кибиткой, девочка! Проснешься –

Буди отца больного, запрягай –

И снова к путь… А для чего, кто скажет?

Жизнь, как могила в поле, молчалива.

Рассыпался чертог из янтаря, –

Из края в край сквозит аллея к дому.

Холодное дыханье сентября

Разносит ветер по саду пустому.



Он заметает листьями фонтан,

Взвевает их, внезапно налетая,

И, точно птиц испуганная стая,

Кружат они среди сухих полян.

Порой к фонтану девушка приходит,

Влача по листьям спущенную шаль,

И подолгу очей с него не сводит…

В ее лице – застывшая печаль,

По целым дням она, как призрак, бродит,

А дни бегут… Им никого не жаль.