Значение благоустройство территории входа в спортивную школу. Озеленение детских садов

Правильное озеленение общеобразовательного школьного участка - это фактор эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей и подростков.

Подбирая растения, учитывают не только художественные, но и практические цели. Так, аллейные (рядовые) посадки иногда служат защитой от шума, ветра, пыли, снега, что, несомненно, отразится на подборе форм растений.

Установлено, что при создании зеленой защитной зоны по ограде школьного учреждения, скорость ветра снижается более чем наполовину, а температура воздуха в зеленой зоне устанавливается ниже городской на 8-10°.

Специалисты утверждают, что фитонциды (летучие защитные вещества), выделяемые растениями, способны убивать болезнетворные бактерии и очищать воздух (до 70%) от пыли.

Разнообразие деревьев и кустарников, красота форм, плотности и окраски кроны позволяют создавать выразительные композиции озеленения. Посадки: групповые, аллейные, одиночные, эркерные, рядные, шахматные, ограждающие, лабиринтные и др. - оживляют участок, позволяют лучше использовать выразительные качества стволов, кроны, листвы.

Но посадки деревьев и кустарников не должны мешать инсоляции помещения (солнечным лучам), и в зависимости от характера кроны и степени опадания листвы они высаживаются на расстоянии 5-10 м от здания. Прежде чем составлять посадочный чертеж (дендроплан), необходимо также узнать, где проходят электро - и телефонный кабели, трубы отопления и другие коммуникации. Так, высаживать деревья ближе 1,5 м от водопровода и канализации и 2 м от остальных сетей не разрешается. Кустарники сажают не ближе 2 м от газопровода, 1 м от теплосети и 0,5 м от электрокабеля.

Широкое распространение в озеленении участков школьных учреждений получили такие деревья и кустарники, как клен, береза, липа, ель, сосна, тополь, ясень, вяз, черемуха, лиственница, ольха, каштан, рябина, сирень, жасмин, спирея, кизильник и др. В местах, где дети играют продолжительное время, рекомендуется высаживать деревья с плотной кроной - липу, клен, вяз и др.

Ранней весной и поздней осенью необходимо производить очистку озеленения. Хорошо переносят обрезание клен, липа, тополь, вяз, боярышник, граб, яблоня, ива, ясень, плохо - каштан, береза, орех.

При проектировании древесных и кустарниковых насаждений мною соблюдались нормы посадок между деревьями и от деревьями до стен зданий сооружений и т.д. Нормативы приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Расстояние от объектов до осей растений

Минимальное расстояние до оси растения, м
дерева кустарника
Наружные стены зданий и сооружений 5 1,5
Бровка тротуаров и садовых дорожек 0,7 0,5
Край проезжей части улиц, кромок укрепленных полос обочин дорог или бровок канав 2 1
Мачты опор осветительной сети, трамвая, колонн, галерей и эстакад 4 1
Ограды высотой до 2 м 2 1
Ограды высотой более 2 м 4 1
Подошвы откосов, террас и др. 1 0,5
Подошвы или внутренние грани подпорных стенок 3 1
Подземные коммуникации: газопроводы, канализация 1,5 1
Теплосети (от стенок канала) 2 1
Водопроводы, дренажи 2 -
Силовые кабели и кабели связи (от наружной стены трубы) 2 0,7
От сетей подземных коммуникаций, защищенных трубами (от стены) 1 0,3

На участке разбивают так же небольшие цветники, но так, чтобы цветение растений не совпадало. Например, весной начинают цвести тюльпаны и нарциссы, в начале лета - пионы, гвоздики и дельфиниумы, затем - флоксы, гладиолусы, георгины и до поздней осени - хризантемы, многолетние астры, и др. Эти растения многолетние и требуют лишь подкормки, обработки почвы и удаления сорняков. Цветы на газоне школьного участка также подбираются с учетом их непрерывного цветения.

Сначала высевают газонные травы, затем высаживают цветущие растения. Многолетники требуют срезки.

Цветовое оформление просто необходимо при озеленении школьных учреждений, но и здесь надо подойти к подбору со всей осторожностью.

Большую роль в озеленении участка имеют газонные покрытия групповых и физкультурных площадок, засеянные устойчивыми травосмесями в сочетании с однолетними и многолетними растениями в общем цветнике, на клумбах и рабатках групповых площадок.

Эстетический вид газона поддерживают, периодически скашивая траву, но хорошо оставлять и островки высокотравного озеленения с полевой растительностью. Широко используются самые разнообразные виды газонного озеленения, сочетающиеся с цветочными клумбами, рабатками, оазисами с водой, песком, галькой и др.

Цветочное и древесное оформление школьного участка полностью соответствует выбранному мною стилю.

Посадку растений осуществляют утром. Совком выкапывают ямки нужного размера, чтобы корни растений при посадке не загибались, а саженцы высаживались чуть глубже корневой шейки. Расстояние между растениями зависит от их размеров. Цветники поливают вечером после 17 ч или утром. Цветники из ковровых растений поливают чаще-до 40-50 раз за сезон. В сухую и жаркую погоду вечером между поливами производят освежающий полив или опрыскивание. Для создания розария применяется роза двух видов. По бокам калифорнийская, потому что она почти не имеет шипов, цветки не большие, розового цвета. В середине дальневосточная, она более колючая с красными большими цветками.

Тюльпан - для украшения садов и парков особенно хороши сорта из группы Дарвиновских гибридов. Они нарядно выглядят на фоне газона или кустарников, на клумбах,.

Для посадки лучше брать луковицы первого и второго разборов, цветущие на следующий год.

Наиболее привлекательны небольшие группы одного сорта. Поскольку сорта цветут неодновременно, высота растений и окраска цветов их разные, смешивать их нецелесообразно.

В цветниках тюльпаны выращивают на одном месте 2 - 3 года. Чтобы участок не потерял декоративный вид после цветения, в междурядья высаживают однолетние и многолетние растения, выращенные в горшках.

Виола (фиалка, анютины глазки) - представитель семейства фиалковых. Растение высотой 20 - 25 см с крупными цветками разных форм и окрасок. Сорта крупноцветной садовой виолы являются сложными гибридами.

Так, фиалка трехцветная (виола триколер) появилась в результате многолетней селекционной работы специалистов и любителей-цветоводов.

Считают, что простые анютины глазки пришли в сад из Англии. Их прародители - дикие фиалки (виола триколер и лютея). Хотя цветоводы с давних пор хорошо знали эти полевые цветы, первые серьезные попытки окультурить их были сделаны лишь в начале

Уход за растениями в цветочном оформлении заключается в регулярном поливе, прополке и рыхлении почвы. Чтобы не развивались плоды, все отцветшие цветки удаляют, иначе цветение приостановится.

Для виолы отводят солнечные места. В полутени она цветет дольше, но цветки мельче и бледнее. Летом после цветения ее заменяют другими однолетними растениями. В нашей стране чаще всего выращивают такие сорта: Форботе (цветы белые и синие), Цюрих Зее (голубые), Бергвахт (темно-фиолетовые), Химмельс Кениге (светло-голубые), Гольд Краун, Абендглют (красновато-коричневые). Эти сорта зацветают весной довольно рано.

Школьная территория

Ландшафтное проектирование школьного участка – интереснейший процесс, прежде всего потому, что в роли дизайнеров могут выступать сами учащиеся. Для этого можно провести среди классов конкурс на лучший дизайн-проект, идея которого ляжет в основу благоустройства территории школы. После того, как будут проведены исследования территории, выявлен состав и тип почвы и составлен ситуационный план, можно переходить к определению функциональных зон. Зонирование территории производится в соответствии с функциональными особенностями школы.

Какие зоны могут входить в проект школьной территории :

  • спортивная зона (футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, гимнастическая площадка с турниками)
  • игровая зона школы (площадка для учеников начальных классов, площадка для тихих игр)
  • партерная зона (создается непосредственно перед входом в школу)
  • торжественная зона (площадка для проведения линеек)
  • транспортная зона (площадка для изучения правил дорожного движения)
  • специализированная зона для проведения занятий по изобразительному искусству
  • зона проведения творческих игр (например, театральных)
  • плодовая зона (для занятий биологией и ботаникой)
  • хозяйственная школьная зона (место для хранения различного инвентаря)
  • зона для катания на велосипедах или роликовых коньках
  • зеленая зона отдыха и др.

Функциональные зоны отделяют друг от друга такими элементами ландшафтного дизайна участка , как: живая изгородь , мощение дорожек , цветники , аллеи. По периметру высаживают деревья или кустарники в виде живой изгороди, что помогает в защите от внешнего шума и пыли, создавая на территории школы особый микроклимат.

Обязательным на школьном дворе являются крупные деревья и кустарники, создающие естественную тень, подавляющую воздействие солнечных лучей. Альтернативой для них могут служить крытые веранды или беседки .

Виды зеленых насаждений на школьном участке:

  • комфортное озеленение территории, предназначенное для защиты от ветра, солнца и посторонних глаз
  • экологическое озеленение подразумевает использование местных видов растений для поддержания популяции птиц и мелких животных. Использование местных видов растений, адаптированных к местным условиям, сохраняет характер региона как биологически, так и визуально
  • насаждения плодовых растений

Площадки для активных игр или спорта на школьном участке могут быть (а могут и не быть) обеспечены стационарно установленным спортивным или игровым инвентарем. Оборудованные площадки должны быть защищены от ультрафиолетовых лучей. Это может быть достигнуто при помощи сочетания крупных деревьев и искусственной кровли. Открытые площадки подразумевают использование газонов , мощения или специального покрытия. Причем нужно понимать, что трава нуждается в солнце для здорового роста. Если это условие не соблюдается, лучше ее заменить специальным покрытием (например, на основе резиновой крошки).

На пассивных игровых площадках и территориях школы для проведения, например, уроков на открытом воздухе нужно использовать небольшие деревья в сочетании с искусственной кровлей. Поскольку в теневых зонах газон не будет чувствовать себя комфортно, рекомендуется его замена на специальное покрытие или мощение.

Сочетание сооружений и зеленых насаждений так же рекомендуется и в зоне баскетбольных, волейбольных и теннисных кортов для создания тени для игроков и зрителей. При этом деревья должны быть посажены на расстоянии 10 метров (или чуть меньше, в зависимости от величины корневой системы дерева) от мощеной площадки.

Главный вход, как правило, является визитной карточкой любой школы, поэтому он должен быть особенно декоративным. Здесь уместными будут декоративные группы растений и красочные цветники.

Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании ландшафтного дизайна и благоустройства школьной территории :

  1. Деревья и кустарники не должны препятствовать надзору за детьми, находящимися в школьном саду.
  2. Плотная посадка деревьев и кустарников непосредственно перед зданиями школы и верандами может представлять угрозу безопасности. Частые насаждения могут послужить «маской» при попытке вандализма или взлома. Применяйте почвопокровные растения в зонах особого риска. Не закрывайте охранное освещение тенью от зеленых насаждений.
  3. Лучший «друг» школьного участка – это полутень. Не сажайте траву и цветы в полностью затененных местах, так как для их здоровья требуется солнечный свет. Перед началом озеленения и благоустройства школьной территории позаботьтесь о наличии воды на участке. Например, автоматическая система полива будет очень кстати, так как вновь посаженные растения нуждаются в более частом и глубоком поливе, чем взрослые растения.
  4. Не сажайте крупные деревья близко к школьным зданиям.
  5. Группы кустарников или почвопокровных растений одного вида будут смотреться более гармонично, чем группа растений разных видов.
  6. Для облегчения ухода за школьным садом используйте мульчу в цветниках и декоративных группах. Это уменьшит всхожесть сорных растений.
  7. При посадке деревьев учитывайте ширину газонокосилки. Она должна беспрепятственно продвигаться между растениями, зданиями и ограждениями, не повреждая при этом мощение дорожек.
  8. Для посадки необходимо выбирать растения, легкие в уходе, выносливые, зимостойкие и наиболее подходящие для вашего климата и почвенных условий.
  9. Деревья должны быть посажены на достаточном расстоянии друг от друга.
  10. Регулярная подкормка и обрезка растений обеспечит саду должный уход.

При благоустройстве школьной территории ни в коем случае не используйте растения, которые имеют ядовитые части, будь то листья, кора, плоды или семена. Не используйте растения, которые являются явными аллергенами.

Ассортимент деревьев для насаждения по периметру территории школы состоит из крупных растений: клен остролистный, береза, осина обыкновенная, вяз, липа, ясень. Кроме того, деревья могут составлять и основу для декоративных групп растений. Наряду с перечисленными выше деревьями можно использовать иву белую, рябину, каштан и черемуху.

Обязательным на школьной территории является использование хвойных растений, так как они обладают не только антимикробными свойствами, но и сохраняют свою декоративность круглый год. Самыми распространенными из них являются лиственница сибирская и ель колючая или обыкновенная. Стелющиеся сорта можжевельника послужат украшением школьного сада не только в качестве подбивки для более высоких растений, но и будут прекрасно смотреться в одиночных посадках.

Незаменимы в озеленении школьных участков и различные виды кустарников: чубушник, спирея, сирень, форзиция, дерен , шиповник, кизильник , пузыреплодник и снежноягодник.

Одним из привлекательных элементов ландшафтного проектирования пришкольного участка является цветник. Чаще на школьных территориях используют клумбы, бордюры и рабатки, поскольку планировка участков все-таки в большинстве случаев достаточно геометрична. Наибольшей популярностью среди однолетников пользуются: астра, бархатцы, петуния, сальвия, космея, цинния, львиный зев, календула, бальзамины, колеус, цинерария. В цветниках часто используются тюльпаны и нарциссы. А представителями многолетних растений являются георгины, лилейники, люпины, пионы и флоксы.

Освещение школьного участка

Еще одним важным элементом благоустройства школьной территории является ландшафтное освещение . Особенно это касается зимнего периода, когда световой день значительно сокращается. Освещение выступает в роли одного из гарантов безопасности детей, родителей и педагогов.

На школьных участках используется функциональное и декоративное освещение. Функциональное освещение применяется на спортивных площадках, по периметру школьной территории, вдоль дорожек. Декоративное освещение служит для подсветки малых архитектурных форм, некоторых растений с интересной фактурой и частей здания (например, парадного входа).

Освещение участков школьной территории требует соблюдения особых нормативов и правил. Поэтому при выборе исполнителя монтажных работ нужно быть очень внимательными, и лучше доверить проект освещения территории школы профессионалам ландшафтной студии .

Пример благоустройства школьного участка, выполненного дизайнерами нашей студии вы можете увидеть в готовых

«Театр начинается с гардероба,
а школа со школьного двора,
потому что двор – это лицо школы».

Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с первых лет ее существования. По мере роста и развития школы эта проблема остаётся актуальной для нас и в настоящее время, что способствует воспитанию у детей этического вкуса, формирования чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы еще к лучшему. Школьный двор становится эффективным средством формирования экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания.

Задачи благоустройства школьной территории:
1. привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы;
2. провести социологический опрос среди обучающихся, работников школы, родителей по выявлению предложений благоустройства школьного двора;
3. разработать и осуществить план озеленения и благоустройства территории школьного двора;
4. развивать творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна;
5. привить навыки экологического поведения, воспитания любви к природе.

Озеленение - комплекс взаимосвязанных работ по эстетическому и экологическому улучшению мест отдыха и жизни человека. Озеленение наиболее часто встречаемый и настолько же малопонимаемый термин. Комплекс работ, скрывающийся под термином озеленения, включает в себя огромный список проводимых, а зачастую просто необходимых, мероприятий, нацеленных на придание исходному ландшафту логически и эстетически законченных форм.

Озеленение школьной территории прежде всего должно служить целям эстетического воспитания учащихся. Газоны, рабатки клумбы с цветочными растениями следует располагать перед зданием школы, на переднем плане школьного участка, вдоль основных дорожек, возле зеленого класса. Для правильного использования и размещения декоративных растений прежде всего нужно постоянно помнить об особенностях участка – его увлажненности и освещенности. При подборе растений для цветов необходимо учитывать их высоту, строение побегов, окраску листьев, окраску и размер цветов. Растения должны гармонировать с окружением – зданием, дорожкой, около которой они будут расти. Планировка цветов может быть регулярной и ландшафтной. Клумбы, рабатки, бордюры, ландшафтные композиции следует располагать перед зданием, на переднем плане участка, вдоль основных дорожек, возле зеленого класса.

Клумбы - это небольшие цветники различной геометрической формы. Они могут быть круглыми, овальными, квадратными, треугольными или многоугольными. Их делают перед зданием, на площадях у памятников. Поверхность клумб обычно делают плоской, вровень с газоном, или слегка приподнятой в центре, чтобы там не застаивалась вода. Чаще клумбы оформляют однолетними цветущими и декоративно-лиственными растениями, хотя можно использовать такие двулетники и многолетники.

Рабатки - цветники, которые представляют собой сравнительно узкие полосы из цветов. Рабатки бывают односторонние и двусторонние, ассиметричные и симметричные. В односторонних рабатках низкие растения располагаются на переднем плане, а высокие – на заднем. В узких и длинных рабатках красиво выглядят многочисленные сорта календулы (ноготков) с желтой и оранжевой окраской цветков в соцветиях – корзинках.
Бордюры - это узкие сплошные полосы шириной от 10 до 40 см, окаймляющие газоны, рабатки, клумбы, площадки или отдельные детали цветника Бордюр составляют из одного вида низкорослых растений. Растения подбирают компактные, чтобы полоса выглядела аккуратно. Для таких посадок подходят крупные растения с красивой формой куста, с красивыми листьями, либо с крупными цветками или соцветиями, например, амарант, клещевина или молочай.
Если это памятник воину или герою, то следует выбрать яркие, пламенные, торжественные цветы. Это сальвии, красные бегонии, красные тюльпаны и флоксы. От того, где установлен памятник, будет зависеть форма цветника. Если он стоит на каменной площадке и свободной земли вокруг нет, можно поставить рядом один или несколько ящиков или контейнеров и расположить цветы в них. Если около памятника есть земля, можно разбить цветник. Это может быть клумба, в центре которой окажется памятник. Памятник может быть и не в центре, а в основании клумбы. Форма клумбы должна гармонировать со скульптурой. Вместо клумбы можно разбить зеленый газон и по краю его посадить красивую рабатку из 2 – 3 видов цветов. А можно – только бордюр из одного вида. Здесь подойдут и однолетники, и многолетние растения. Если в клумбе нет памятника или другого архитектурного сооружения, то высаживают высокое, эффектное растение (агаву, пальму и др.), к периферии размещают растения меньшей высоты и заканчивают края клумбы самыми низкорослыми. Для оформления переднего плана объекта подбирают растения низкорослые, с не очень яркой окраской, а для обсадки средних дальнейших планов используют более крупные, интенсивно окрашенные растения. При подборе растений по времени цветения нужно использовать растения с более ранним началом зацветания и более продолжительным сроком цветения.

Ассортимент по возможности подбирают с таким расчетом, чтобы через две недели после посадки растений на клумбах или в иных формах цветочного насаждения зацвели. Растения, быстро теряющие декоративность, после отцветания, сажают небольшими группами ближе к кустарникам или между видами, зацветающими после них.

В начале работы по озеленению любой территории, мы должны, прежде всего, обратить внимание на следующие моменты:
1. Выбор растений.
Не старайтесь посадить как можно больше видов, ограничьтесь их минимальным количеством. Растения должны быть лёгкими в уходе и иметь схожие требования к месту обитания.
2. Количество растений.
Цветочные многолетники одного вида красивее всего выглядят, если сажать их группами (минимум по два экземпляра).
3. Распределение «по росту».
Выбранные растения должны быть разными по высоте. На первом плане должны быть самые низкие виды, в середине – среднерослые, на заднем плане - самые высокие.
4. Цветовая гармония.
Новичкам обычно хочется сделать клумбу максимально яркой и пёстрой. Однако она будет выглядеть гораздо гармоничнее, если посадить цветы сочных колеров, хорошо сочетающихся друг с другом, а между ними сделать «вкрапления» спокойных пастельных тонов.
5. Растения между растениями.
Не сажайте цветы слишком тесно. Промежутки между ними на первых порах можно заполнить летниками, не забывая, тем не менее, что с каждым последующим годом, по мере разрастания многолетников, их будет все меньше и меньше.

При работе по озеленению любых территорий обязательно следует учитывать климат региона и микроклиматические особенности местности. Так, у нас, в Шпаковском районе Ставропольского края, климат резкоконтинентальный, с выраженными периодами сухой и жаркой погоды (летом), со сравнительно влажными и морозными зимами. Именно поэтому при закладке, скажем, альпинария либо каменистой горки в наших условиях необходимость в устройстве дренажа обычно отпадает, а вот на полив необходимо обратить самое пристальное внимание.
При устройстве сада непрерывного цветения совершенно необходимо учитывать не только сроки цветения разных видов, но и то, как данные растения выглядят в промежутках между цветением. Так, например, высокодекоративные луковичные и клубнелуковичные цветочные культуры, после периода кратковременного цветения становятся малопривлекательными, особенно в период отмирания вегетативных органов, однако их удаление до полного отмирания крайне отрицательно скажется на их цветении в следующем году, поэтому необходимо предусмотреть варианты декорирования участка на этот период.

Подбор растений в нашем регионе тоже имеет свою специфику: с одной стороны, мы расположены на самом юге РФ (45 параллель, как, скажем, и Краснодар), но из-за иногда случающихся сильнейших морозов, сопровождаемых ветрами и высокой влажностью, многие южные культуры в наших условиях не зимуют или не достигают полного развития (бананы, альбиция, бругмансии и т.д.) С другой стороны, большинство северных, альпийских, болотных, многие лесные растения (сольданелла, камнеломки, вересковые, папоротники и т.п.) способны пережить наше лето лишь при условии регулярного полива, увлажнения воздуха при помощи дождевания и заблаговременной тщательной подготовки посадочного места.

В завершение хочется отметить, что мир высших растений насчитывает примерно 300 тысяч видов и огромное количество выведенных человеком сортов и форм, поэтому возможности подбора декоративных растений для озеленения конкретной территории практически безграничны.

Благоустройство участков школ и детских дошкольных учреждений

Создание и благоустройство комфортной и экологичной среды . При выборе участков для размещения школ и детских дошкольных учреждений важно обеспечивать их удобную пешеходную доступность по отношению к местам проживания населения: дошкольные учреждения и начальные школы или классы следует размещать на расстоянии до 500 м, базовые школы (исключая начальные школы, классы) - до 750 м, межшкольные учебные комбинаты - не далее 30 минут транспортной доступности.

Виды учреждений

Единица расчета

Площадь на единицу расчета

Общеобразовательные школы вместимостью, мест:

до 500 включительно

свыше 500 до 600 включительно

свыше 600

Учащийся

60 кв. м

50 кв. м

35-45 кв. м

Детские дошкольные учреждения вместимостью, мест:

до 100 включительно

свыше 100

Место

40 кв. м

30-35 кв. м

Рекомендуемые показатели площади участков специализированных школ принимаются: спортивных и школ-интернатов 2.2.5 га на объект, музыкальных, художественных - 15 кв. м на одно место.

Для школ и дошкольных учреждений выбираются сухие и проветриваемые участки (уровень стояния грунтовых вод на участке должен быть не менее 0,7 м ниже отметки спланированной поверхности территории).

Участки должны быть планировочно выделены. Въезды и входы на участки, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, подходы к зданиям не менее чем за 100 м должны иметь твердое покрытие.

При благоустройстве автостоянок вблизи школ и дошкольных учреждений расстояние от них до границ участков школ и дошкольных учреждений следует принимать не менее приведенных в табл. 2.

Границы участков, до которых определяется расстояние

Расстояние от границ открытых автостоянок, стен гаражей, при количестве легковых автомобилей

10 и менее

11-50

51-100

101-300

Свыше 301

Границы участков школ и детских дошкольных учреждений

15 м

25 м

*Определяется по согласованию с органами санитарного надзора

Особенности благоустройства участков школ, гимназий, лицеев . На территории участка школы, с учетом особенностей учебно-воспитательного процесса, выделяются функциональные зоны под благоустройство территории: физкультурно-спортивная, учебно-опытная, культурно-массовых мероприятий, отдыха, хозяйственная. Состав и площади функциональных зон рассчитываются исходя из вместимости общеобразовательного учреждения, количества параллельных классов, специализации учреждения. Все зоны должны иметь связь со зданием и между собой.

Для школьной деятельности могут использоваться другие городские территории. Например, парки используются для физкультурно-оздоровительных занятий, занятий по биологии. К рекомендуемым для использования школьниками городским озелененным открытым пространствам можно отнести те, которые непосредственно примыкают к участкам школ или расположены не далее 15-минутной пешеходной доступности от них. При этом нежелательно пересечение пешеходных путей, используемых школьниками, с магистралями с интенсивным движением автомобильного транспорта.

При вынесении физкультурно-спортивной зоны на близлежащие городские парковые территории размер школьного участка может быть уменьшен 25-30 %, при вынесении зоны отдыха - на 10 % (исключая зону отдыха 0-х классов).

Открытые пространства школ могут использоваться во внеучебное время жителями соседних территорий. Поэтому важно, чтобы школьные открытые пространства интегрировали в себе качества среды для детей и среды общественного назначения.

Физкультурно-спортивная зона составляет примерно 30 % всей площади участка школы (с учетом площади застройки). Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала.

Основным элементом физкультурно-спортивной зоны является физкультурно-игровой комплекс, включающий:

Поле для минифутбола;

Площадку для гимнастики и занятий на спортивных снарядах;

Беговую дорожку;

Площадку для игр младших школьников.

Следует предусматривать возможность использования футбольного поля в зимний период для катания на коньках.

Физкультурно-спортивные площадки, предназначенные для спортивных игр, рекомендуется ориентировать продольными осями в направлении север-юг. Остальные площадки допускается ориентировать произвольно.

Физкультурно-игровой комплекс может создаваться для 2-3- школ, расположенных в 5-7-минутной пешеходной доступности.

Учебно-опытная зона включает участки для проведения практических занятий по биологии, экологии, географии, метеорологическую площадку, участки для наблюдений за растениями.

Зона культурно-массовых мероприятий предназначена для проведения торжественных собраний, линеек, праздников и других мероприятий. Ее основным элементом благоустройства территории является площадка для массовых сборов, которая может использоваться учениками старших классов для отдыха во время перемен, встреч со сверстниками после уроков.

Благоустройство такой территории требует индивидуальных планировочных и архитектурно-ландшафтных приемов, благоустроенных спецификой градостроительной и ландшафтной ситуации, например создание амфитеатра на рельефе, размещение декоративных водных устройств, древесно-кустарниковых ландшафтных-композиций.

Зона отдыха составляет около 16 % площади участка школы. Для учащихся начальных классов должна быть выделена отдельная зона отдыха с площадками, предназначенными для подвижных игр. Их площадь должна быть рассчитана на 100 % учащихся этой возрастной группы.

Площадки для отдыха учащихся 5-9-х классов следует подразделять на площадки, для подвижных игр исходя из 50 % охвата учащихся данной возрастной группы и на площадки для спокойного отдыха остальной части учащихся, которые должны располагаться в отдалении от площадок для спортивных игр.

Участок психологической разгрузки может совмещаться с площадкой тихого отдыха. Архитектурно-ландшафтная организация участка должна способствовать формированию у детей положительных эмоций, развитию фантазии, инициативного мышления. Основной принцип организации пространства - создание эмоционально выразительных микроландшафтов: сада камней, скульптурных композиций, искусственного рельефа, декоративного мощения, живописных кустарниковых и цветочных композиций.

Зоны отдыха в школах-интернатах должны иметь удобную связь со спальным корпусом.

Игровые площадки, располагающиеся у здания школы, следует засевать невысокой, устойчивой к вытаптыванию травой.

Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения или в пищеблок и иметь отдельный въезд с улицы.

Мусоросборники следует размещать в хозяйственной зоне и устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон здания и входа в пищеблок. Контейнеры для мусора и отходов должны иметь плотно закрывающиеся крышки.

Особенности обустройства участков специализированных школ . Школы естественнонаучного профиля представлены несколькими уклонами: биологическим, экологическим, географическим. К общим требованиям пространственной организации участков школ естественнонаучного профиля относятся увеличение площади учебно-опытного участка и организация на его территории специализированных площадок.

Для школ биологического и экологического профиля следует предусматривать участки полевых и овощных культур, участки цветочно-декоративных растений, участки коллекционно - селекционной работы. Желательно устройство теплиц или парников, зоологической, экологической площадок.

Для школ географического и экологического профиля предусматривается размещение метеорологической площадки. Часть занятий по профильным предметам, полевые практики, экскурсии проводятся за пределами школьного участка.

Особенности обустройства участков детских дошкольных учреждений. Участки детских дошкольных учреждений следует принимать из расчета 700-800 кв. м на группу.

Не допускается размещение детских дошкольных учреждений непосредственно у магистральных улиц и дорог. Расстояние от зданий яслей-садов до красной линии должно составлять не менее 25 м.

Открытые пространства детских яслей-садов должны формироваться применительно к групповой работе с детьми. На участке размещаются: групповые площадки с навесами от дождя и солнца; межгрупповая рекреационная зона (как правило, с устойчивым газонным покрытием и малыми архитектурными формами); физкультурная площадка; площадка для обучения правилам дорожного движения; зооуголок; хозяйственная площадка.

Площадки для детей разного возраста могут блокироваться. Это позволяет более рационально использовать межгрупповые территории, укрупнить их и выделить, например, место для катальной горки на искусственном рельефе, для велосипедно - самокатной дорожки.


Проектная деятельность в школе

«Благоустройство школьной территории: «Поляна туристов»»

Описание проекта

Краткое знакомство с основными приемами ландшафтного дизайна, составление эскиза будущего проекта, приобретение необходимых материалов, изготовление мебели для места отдыха и оформление участка декоративными элементами, покраска декоративных элементов, подготовка земли для цветов и растений, посев семян однолетних растений в декоративные клумбы.
Целевая аудитория: Учащиеся 5-7 классов
Время реализации проекта:Май-июнь

Цель : эстетическое оформление пришкольного участка.
Задачи:
Разработать и осуществить план благоустройства территории школьного двора;
воспитать у учащихся любовь к природе, к родному краю, к Родине;
эстетическое оформление пришкольного участка;
выработать практические навыки созидательного и творческого труда;
привить чувство активной позиции по преображению и творческому созиданию окружающей действительности;
теоретическая и практическая подготовка учащихся по дизайну и декоративному оформлению ландшафта.

Ожидаемые результаты

1. Сплочение коллектива детей в общем деле;

Обоснование актуальности проекта

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать что-то прекрасное.
Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.
Краткая аннотация: Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства
Практическая значимость:
Привлечение общественности к значимости проекта;
Улучшение окружающего ландшафта школьного двора;
Эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии – оборудование Фотоаппарат.
Материалы на печатной основе Справочники, энциклопедии, публикации в журналах
Другие принадлежности Лопаты, носилки, ведра, топор, пила, дрель, болгарка
Интернет-ресурсы Википедия интернет-энциклопедия wikipedia.org
Наименование затрат Краски, кисточки, семена цветов
Социальные партнёры МКОУ Глуховская СОШ, Глуховский информационный центр, Глуховская сельская администрация, Воскресенское районное лесничество.
Предполагаемая стоимость проекта 1160 руб.

Актуальность проблемы
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать что-то прекрасное.
Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.
Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.
Вокруг нас всё меньше живой природы. Всё больше становится в городах мертвого асфальта, дымящих машин, люди уезжают далеко от города, чтобы прислушаться к живой природе, увидеть, как распускаются цветы. Вряд ли мы задумываемся при этом, что находимся в границах определённой природной системы. А ведь сохранить уголок живой природы в наших руках. В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию подрастающего поколения, а оно невозможно без активной деятельности в природе. Поэтому в нашей школе был создан проект по благоустройству территории школьного двора, и обучение навыкам ландшафтного дизайна. В последнее время всё актуальнее становится ландшафтный дизайн участка или ландшафтное проектирование и озеленение территории. Что означает словосочетание "ландшафтный дизайн"? Если пользоваться научной терминологией, то ландшафтный дизайн - такой вид деятельности, который направлен на формирование искусственной среды на участке путём умелого применения природных компонентов. Ланшафный дизайн формирует приятную и гармоничную среду обитания человека.

Этапы реализации проекта
1. Подготовительный; цель: Мотивация, целеполагание проекта; ответственный/срок: Д.С.Шемуранова, Май.
2. Проектировочный; цель: Построение ориентировочной схемы деятельности; ответственный/срок:Д.С. Шемуранова, Май
3. Практический; цель: Реализация проекта; ответственный/срок:Д.С. Шемуранова, Н.Е. Жичин,Май-июнь;
4. Заключительный; цель:Сопоставление действительных и желаемых результатов работы; ответственный/срок:Июнь-сентябрь

Бюджет, ресурсы

1 Семена цветов (Лобелия ампельная, Сапфир) 55 руб.
2 Краска фасадная 480 руб.
3 Колер для краски 360 руб.
4 Кисточки 65 руб.
5 Перчатки х/б 120 руб.
Итого 1160 руб.

Ожидаемые результаты
1. Сплочение коллектива детей в общем деле;
2. Овладение информацией о ландшафтном дизайне;
3. Эстетическое оформление пришкольного участка.

Методы реализации проекта.

Осуществление проекта «Поляна туристов» началось в преддверии летних каникул. В конце мая был проведен классный час на тему летних занятий во время трудовой практики, на котором выяснилось желание учащихся изменить территорию перед крыльцом школы. Тут же наметили примерный план работ и определились с необходимым материалом и распределили обязанности. Кроме материалов, приобретенных в магазине, потребовались вещи, бывшие в употреблении или приготовленные для утилизации. В последнюю неделю весны ребята подготовили эскиз начатого проекта, подготовили место (собрали сухую траву, бытовой мусор, камни), собрали материалы для декоративных элементов проекта (остов лодки, бачок для мусора, резиновые сапоги, покрышки от автомобиля ГАЗ-66). В кратчайшие сроки автомобильные покрышки превратились в фигуры лебедей.
Наступило лето, и ребята из летного трудового лагеря принялись за основной этап работы: выкопали яму для «погружения» остова лодки, сделали вокруг нее цветочную клумбу. Затем ребята сделали «костер», на котором варилась цветочный горшок в виде походного котелка. Рядом расположился шалаш из засохших веток садовых деревьев. Нахватало «места отдыха для туристов». Для реализации этого этапа проекта потребовалась помощь работников Воскресенского районного лесничества, которые выпили из ствола сосны стол и 3 стула.
Закончив установку всех элементов, ребята принялись к покраске. Осталось посеять семена цветов, которые выполнят функцию водоема, пищи в котелке, и яркого огня. Осталось регулярно поливать декоративные клумбы и дождаться появления цветов для полного завершения проекта.

Итог : работа над проектом принесла много положительных эмоций, ребята получили ценные практические навыки в освоение новой профессии и потратили свое свободное время на интересное занятие. Проект оказался эстетичным и прекрасно вписался в ландшафт территории школы.