Что значит мощи. Проводят ли сами христиане исследования мощей? Литургическое значение мощей

С 21 мая у храма Христа Спасителя в Москве образовалась огромная очередь из желающих поклониться мощам Николая Чудотворца. В столице святыню уже посетили более 350 тысяч человек, а с 13 по 28 июля паломники смогут это сделать в Санкт-Петербурге. Туры иностранных святынь по стране РПЦ при поддержке православных меценатов устраивает каждый год. The Village разобрался, что признают мощами, сколько стоят самые дорогие святыни и где их можно купить в Москве.

Что такое мощи и как они «действуют»

Мощами называют останки людей, которые были официально признаны церковью святыми, то есть канонизированы. Святыней могут признать целые тела, десницы (кисти правой руки), пальцы, стопы или даже отдельные фрагменты тканей. Все эти «частицы святых», вне зависимости от их размера, почитаются церковью одинаково, хотя паломников и простых верующих больше привлекают крупные мощи. Христианская церковь канонизирует либо людей, о «чудесах» которых сохранились хотя бы два свидетельства, либо мучеников, подвергшихся гонениям за свою веру. По иным политическим, общественным или даже миссионерским причинам получить статус святого невозможно.

Как рассказал The Village руководитель паломнического центра св. апостола Фомы в Германии Тимофей Китнис, задача церкви здесь - «зафиксировать, что Бог действительно прославил человека». Для этого создается специальная комиссия, которая изучает биографию и собирает свидетельства чудесной помощи. Потом комиссия предлагает свои выводы на суд Архиерейского (православного, поместного. - Прим. ред.) или Вселенского (общехристианского. - Прим. ред.) собора. Последний совещается и принимает решение, в православии это называется «консенсус патрум», или «согласие отцов».

Хранятся и выставляются мощи в специальных емкостях - мощевиках, ковчегах или реликвариях. Обычно церковь предлагает верующим «приложиться», поцеловать или просто потрогать реликварий с мощами. Очередь к ним - необходимая часть паломничества, она символизирует лишения на пути к святыне. Подобный культ существует во всех христианских конфессиях, кроме протестантских . «Действие» мощей церковь объясняет не свойствами самих предметов, а волей святого, которому мощи принадлежат. «В почитании мощей нет ничего магического. С точки зрения церкви исцеление происходит из-за того, что человек обращается к тому или иному святому „с верой“, а не потому, что сам объект наделен какой-то силой. Мощи являются просто проводником силы святого духа, к которой обращается верующий», - объясняет Китнис.

Мощевики наполняются коровьими, свиными и человеческими костями. Сотни таких реликвий Маркус уже продал по цене от 20 до 500 долларов за штуку

Паломники часто выбирают мощи и реликвии исходя из того, в чем им требуется помощь. Адресные запросы у верующих возникают из-за того, что они знают сюжеты в жизни святых, когда последние являли чудо. Например, как у Сергия Радонежского просят успехов в учебе, после того как он сам чудесным образом стал успевать в школе. «На самом деле вы можете обратиться к любому святому с любой просьбой, церковь не признает тут какую-то специализацию святых», - подытоживает Тимофей Китнис.

Бизнес на мощах

Сейчас в московском храме Христа Спасителя выставлены мощи Николая Мирликийского, или Чудотворца, - одного из самых популярных святых в православной России. Известно, что патриарх Кирилл и папа римский Франциск договорились об этом туре во время исторической встречи в Гаване в 2016 году. Левое ребро Николая доставили из итальянского города Бари спецрейсом в Москву, где оно пробудет до 12 июля. После этого мощи перевезут в Санкт-Петербург, где они пробудут до конца июля. Ежедневно святыню охраняет тысяча бойцов Росгвардии. Для принесения мощей святителя Николая Чудотворца из Италии в Россию набрали волонтеров, своих людей привлекало движение «Православные добровольцы».

РПЦ не раскрывает, сколько стоит акция по привозу мощей и какие доходы она приносит. Бывший представитель патриархии Всеволод Чаплин после увольнения из Синодального отдела в 2015 году объявил «закрытость бюджета» главной проблемой Русской православной церкви. Сейчас пресс-секретарь патриарха Александр Волков назвал только имя самого крупного спонсора - владельца химического холдинга «Фосагро» Андрея Гурьева. Телеканал «Дождь» заявляет , что Гурьев оплачивает паломнические поездки священников в итальянский Бари последние четыре года. По данным «РБК», «поддержку» тура мощей Николая оказывал еще и фонд святителя Григория Богослова, которым руководят митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, и Вадим Якунин, глава фармкомпании «Протек». Еще около 3 миллионов рублей выделило правительство Москвы.

Андрей Кураев

протодиакон

На самом деле Гурьев новичок в паломническом бизнесе. С 2003 по 2013 год монополию на ввоз иностранных мощей сохранял Фонд Андрея Первозванного (ФАП) под руководством Владимира Якунина, экс-президента РЖД и члена дачного кооператива «Озеро». В списке реликвий, турне которых организовал ФАП, - мощи Андрея Первозванного, преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары, Иоанна Крестителя, евангелиста апостола Луки и Александра Невского (его турне организовано при поддержке миллиардера Искандера Махмудова). Самыми массовыми стали турне «пояса Богородицы» в 2011 году , собравшее более 3 миллионов человек, и креста Андрея Первозванного в 2013-м , - миллион паломников. Миссионерская деятельность ФАП по привозу мощей резко прекратилась после публикации резонансного расследования Алексея Навального о семье Якунина. Кроме того, финансирование ФАП начало проходить через фонд целевого капитала «Истоки» (УК «РусФин»). Единственная православная акция, которую фонд Якунина оставил за собой, - ежегодное принесение в Москву благодатного огня из храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Уже в 2015 году крупные паломнические мероприятия поделили между собой два других влиятельных фонда. Привоз мощей Георгия Победоносца спонсировал Фонд великого князя Владимира, подконтрольный полковнику ФСБ Вячеславу Ротавчикову из спортивного общества «Динамо» (другие руководители общества - силовики и генералы спецслужб). Тур по России и Беларуси мощей князя Владимира устроил уже Фонд святителя Василия Великого, за которым стоит миллиардер Константин Малофеев. Он же через год привез в Москву и мощи святого Силуана Афонского. Именно благотворительные фонды Малофеева «РБК» связал с финансированием ополченцев на юго-востоке Украины.

Сейчас митрополит Иларион заявляет , что Россия 930 лет ждала приезда мощей Николая Чудотворца. В действительности фрагмент мощей из Бари был официально передан частному Фонду святителя Николая еще 2002 году преподобным отцом Джованни Матера. Более того, этот фонд в 2008–2010 годах уже устраивал широкий паломнический тур мощей по городам России. Однако спонсируется он не российскими православными меценатами, а компанией «Энерги Баден-Вюртемберг АГ» - третьим по величине энергетическим холдингом Германии.

Где найти мощи в Москве

Те же мощи Николая Чудотворца, по данным Rublev.com , можно найти еще в 26 храмах Москвы и области. Большинство из них пускают на поклонение к мощам ежедневно, бесплатно и без очередей. Однако, например, к мощам другой популярной святой - Матроны Московской в Покровском женском монастыре - и в обычный будний день придется простоять около двух-шести часов. В разных московских приходах РПЦ выставлены мощевики апостола Андрея Первозванного, Георгия Победоносца, Димитрия Донского, Сергия Радонежского и других.

The Village собрал на карте 10 наиболее популярных московских святынь, доступ к которым открыт для всех. Это далеко не все мощи, которые хранятся в городе: их больше в десятки раз.

Черный рынок мощей

В Сети объявления о продаже мощевиков и реликвариев доступны на десятках аукционов и сайтов, но церковь резко осуждает такой бизнес. Крупнейший торговец святынями в России - Алексей (alexbishop) - разместил на разных платформах суммарно более 500 лотов. Газете «Московский комсомолец» Алексей представился как «эксперт в области реликвий и мощей» Он заявил, что возит реликвии из Франции, Италии и Греции в Россию уже более 15 лет. Свой способ получения реликвий Алексей не раскрывает - «коммерческая тайна», встретиться с покупателем предлагает на станции метро «Китай-город». Цены зависят от древности предмета и значительности святого. Например, небольшой мощевик Николая Чудотворца можно купить за 65 тысяч рублей, а вот мощевик апостола Петра , с кардинальским сертификатом подлинности 1777 года, уже за 255 тысяч рублей. Один из самых дорогих лотов - реликварий-календарь , содержащий в себе частицы мощей 365 святых и мучеников, за 365 тысяч рублей (то есть по цене тысяча за святого).

Впрочем, 26 мая модераторы площадки Avito.ru заблокировали и удалили с сайта все лоты с мощами (скриншоты с аукциона доступны ). Представители сервиса The Village, что на объявления поступало много жалоб, а проверка администрацией «выявила нарушения пользовательского соглашения». Через два дня все лоты были временно заблокированы и на другом аккаунте Алексея, на портале коллекционеров Au.ru - формальной причиной указан «отпуск продавца».

Конечно, подлинность мощей до покупки проверить невозможно. Подделка реликвий - чрезвычайно распространенное явление. Эксперт по святыням Российского православного университета Михаил Артеев в интервью изданию «Православие и мир» рассказал о четырех мастерах подделки, известных лично ему. К примеру, некто Маркус из Штутгарта имитирует оттиски печатей епископа на современных пробирках-мощевиках, подписывая содержимое именами святых. Мощевики наполняются коровьими, свиными и человеческими костями, которые часто невозможно идентифицировать. Сотни таких реликвий Маркус уже продал по цене от 20 до 500 долларов за штуку, заявляя, что ранее выкупил имущество одного католического монастыря.

Информация о мощах, которые дублируют друг друга в разных епархиях, возникает постоянно. Наиболее крупное исследование провел французский археолог Мари-Людовик Лаланн еще в 1847 году, когда он насчитал 11 найденных указательных пальцев Иоанна Крестителя, три целых туловища пророка Исайи, 8 черепов и 12 рук и ног апостола Филиппа. В 2007 году пресс-секретарь Московской патриархии заявлял , что голова Иоанна Златоуста находится в Богоявленском соборе РПЦ, хотя греческие православные считают подлинной свою голову Златоуста, на Афоне. Точно так же «подлинный» череп Андрея Первозванного есть и в Италии, и в Греции.

Мощи в законе

После окончания экспедиции левое ребро Николая Чудотворца вернется в итальянский город Бари. Формально мощи святого принадлежат доминиканскому монашескому ордену католической церкви. Именно орден дает разрешение на все манипуляции с останками. Конечный владелец всего церковного имущества - папа римский. Но это не значит, что мощи могут принадлежать только церковным организациям.

Как рассказывает руководитель европейского паломнического центра Тимофей Китнис, в том же Бари есть семьи, которые когда-то получили в знак высшей благодарности мельчайшую частицу мощей. «Естественно, законы о захоронении, об обращении с останками не действовали в XI веке. До сих пор к ним относятся именно как к святыням вроде икон, а не как к простым костям». При транспортировке от повреждения страхуют целиком весь опечатанный реликварий, в котором перевозят мощи, - юридически границу они тоже проходят именно как «ковчег с мощами», а не как останки в отдельности.

Самый громкий скандал , касающийся собственника мощей, подняла в 2013 году Суздальская православная церковь, не входящая в епархию РПЦ и не подчиняющаяся федеральной структуре. Приставы силой изъяли у Русской православной автономной церкви (РПАЦ) мощи Евфимия и Евфросинии Суздальских, которые до раскола принадлежали Российской Федерации. Отец Валентин попытался вернуть их через суд, настаивая на историческом значении мощей для Иверского храма. Но в 2014 году областной суд все-таки принял сторону Росимущества , а последнее передало останки РПЦ. С точки зрения закона мощи никак не отличаются от любых других материальных предметов, для них не прописаны особые условия хранения или перевозки.

Евгений Корчаго

председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры»

«Вопрос о юридическом статусе святых мощей поднимался в 2014 году, тогда дело дошло даже до Конституционного суда. Заявитель оспаривал возможность отнесения мощей к объектам гражданских прав, предусмотренных именно статьей 128 Гражданского кодекса РФ. В итоге суд не согласился с жалобой на неконституционность статьи. При этом судья Гадис Гаджиев указал в особом мнении, что правовой режим использования мощей должен регулироваться отдельно. Однако до сих пор изменений в закон никто не вносил.

Сейчас конкретных положений, которые бы говорили о правовом статусе мощей, нет. Есть только практика, и там они выступают в роли совершенно обычных объектов гражданских прав. Все споры вокруг мощей обычно относятся к разряду религиозных. Законодатель и ведомства стараются не заходить на эту территорию».

В статье указаны святые места России, исцеляющие людей и помогающие жить с верой, надеждой и любовью.

Православные верующие поклоняются чудотворным иконам, просят их о скорейшем выздоровлении и разрешении житейских проблем.

Вконтакте

Список Святых источников

Источник Серафима Саровского в Дивеево

Серафим Саровский является основателем Дивеевского монастыря, в котором находится Саровский источник. Целебная вода помогает при различных недугах, а так же укрепляет здоровье.

В монастыре можно помолиться и приложиться к иконе Серафима Саровского. Так же рекомендуется приехать к утренней Литургии, которая проходит каждое воскресенье. Остановиться можно в монастыре или в гостинице.

К Святому Серафимушке едут женщины, желающие иметь детей, страждущие, не имеющие своего жилья и немощные люди. Старец никогда не отказывал в помощи, особенно тем, кто соблюдает слово Божье, постоянно ходит в Церковь и живет по заповедям.

Источник преподобного Сергия Радонежского (водопад Гремячий ключ)

Источник расположен в деревушке Взгляднево, а православные называют это место «Малинники».

Преподобный чудотворец Сергий Радонежский является заступником Руси, защитником от напастей и коварства врагов.

Многие верующие совершают паломничество к нему, просят заступления и помощи, а так же защиты от колдовских чар.

Важно знать : ему следует молиться, когда родственник находится в заключении, больнице или в пути. Так же, Сергий Радонежский исцеляет бесноватых и дает им силы бороться со своими страстями.

Преподобный исцеляет от недугов, вразумляет детей и оберегает их от злых людей, помогает при родах.

Родниковое кольцо в Ивановской области

Исцеляющий родник назван в честь Святого Александра Невского, который славился чистотой помыслов и праведной жизнью. Рядом находится Храм, в котором есть Святые мощи.

Источник спасал людей от страшных напастей, эпидемии холеры и чумы. Александр Невский защищает и покрывает целые поселения православных, помогает им в нелегком труде, ходатайствует перед Богом за болящих.

К роднику можно прийти в любое время и искупаться в купели. Многие прихожане берут с собой чистые одежды для купания (ночные сорочки, длинные майки), чтобы увезти их с собой.

Вода из источника обладает лечебными свойствами, избавляет от желудочных болезней, гастрита, язвы двенадцатиперстной кишки. Но нужно помнить, что всё даётся по вере Православной.

Источник Святого Давида в селе Тележ

Источник расположен в 30 км от посёлка Новый Быт в Подмосковье, в мужском монастыре.

На территории монастыря есть небольшая часовня, названная в честь преподобного Давида, который помогает людям, молится Богу за чужие грехи.

Он много лет прожил в монастыре, вел аскетичный и уединенный образ жизни. Преподобному Давиду молятся о детях и просят помощи в их воспитании. Так же, можно молиться женам о своем муже, о восстановлении семьи.

Посещение источника разрешается с 8 утра и до 9 вечера. Сюда приезжают желающие венчаться или крестить ребенка.

Источник Целителя Пантелеймона в селе Каложицы


Целитель Пантелеймон излечивает бесноватых, одержимых людей, а так же тех, кто занимается магией, оккультизмом или прибегал к помощи колдунов.

В источнике можно окунуться и взять водичку с собой. Вода бьет открытым ключом и имеет приятный вкус.

Приехав домой, следует окропить углы квартиры водой из источника и поставить Икону Пантелеймона на иконостас.

Источник в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» (Вологодская область)

Источник расположен по направлению трассы Вологда–Кириллов.

На территории есть часовня, в которой можно поставить свечи и приложится к иконе. Рядом с родником обустроена купель, где можно окунуться с головой.

Так же, Святыней считается Чудотворный камень, расположенный недалеко от источника. Смоленской Божьей Матери следует молиться об исцелении от хворей и заступлении. Она покровительница всех Православных семей и детей-сирот.

Ей молятся и просят о появлении детей, а так же она исцеляет женские болезни. Божья Матерь «Одигитрия» — покровительница всей Вологодской области.

Святой источник святителя Митрофана Воронежского

Святой Митрофан Воронежский проводил много времени в уединенной молитве. Теперь на этом месте расположен источник - священное место.

Множество верующих получили там исцеление от хронических и воспалительных заболеваний. Так же, святитель Митрофан лечит бесплодные пары, не имеющие детей.

Головные боли, боли в спине и суставах – все проходит, стоит лишь окунуться в святую воду.

Святитель Митрофан излечивает воспаление легких, простудные заболевания и даже снимает температуру. Необходимо дать болящему немного воды из источника и протереть его тело тканью, смоченной в ней.

Святой ключ (Ложок) в городе Искитим

В небольшом поселке Ложок Новосибирской области находится Святой источник. В годы войны там был лагерь с пленными, и на месте его расположения открылся родник.

Говорят, что его «открыли» своими молитвами узники. Теперь сюда совершают паломнические поездки многие верующие с разных городов и сел, чтобы набраться сил.

Приходящие с верой получают исцеление. Святой ключ помогает людям, имеющим кожные заболевания, придает сил, укрепляет в вере, излечивает болезни, связанные с желудком.

Чудотворный источник в селе Алешня

Находится в Брянской области, водичка заживляет гнойные, открытые, резаные раны, послеоперационные швы, обладает противовоспалительным эффектом.

Святой водой можно умываться, если есть проблемы с кожей лица, или, например, изготавливать домашние мази на основе натуральных трав.

Святой родник оказывает сильное бактерицидное действие и на трофические язвы, вызванные сахарным диабетом.

Так же, вода снижает уровень холестерина в крови и уменьшает кровеносное давление. Сюда часто посещают семьи с больными детьми.

Список православных храмов и монастырей (чудотворные иконы и мощи святых)

Храм Николая Чудотворца в Стогово

Однажды чудесным образом явилась икона святого Николая прямо в стогу сена. Местность и село стали именовать Стогово. В XVII веке построили Храм, в который ежедневно стекается верующий люд, чтобы приложиться к чудотворной иконе.

Святой Николай Чудотворец так же, как и Серафим Саровский, много лет вел отшельническую жизнь. Господь одарил Святого Николая даром помогать людям. И теперь Святой, слыша молитвы православных, ходатайствует перед Богом и просит заступления для всего русского народа.

Обратите внимание: Святому Николаю следует молиться, если имеются проблемы с покупкой жилья, перед долгой поездкой, во время затяжной болезни. Святой помогает сиротам, матерям, воспитывающим детей в одиночку, и дает утешение смертельно больным.

Чудотворец защищает людей от колдовских чар и внезапной смерти, семьи от развода и детей от злого глаза и умысла. Храме Николая Чудотворца поистине намоленное место, здесь можно поклониться мощам и приложится к иконе. Находится он по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, деревня Малинники.

Святая гора Пюхтица (Журавлиная гора)

Хоть это и не Россия, а Эстония, но всё же очень популярное место для паломников.

Даже в путеводителях указано это великое место. На Святой горе, которая называлась Журавлиной, расположен Храм, названный в честь Успения Божией Матери.

Чудесное явление образа Божией Матери многих обратило в православную веру и дало сил для борьбы с нечистыми духами. Теперь православные прихожане молятся перед чудесным образом в Пюхтинском Успенском монастыре и просят ее об избавлении от болезней, вспоможении при бездетности и помощи в трудных жизненных обстоятельствах.

Так же, незамужние девушки просят о хорошем женихе и удачном браке. В этом Храме венчаются и почитают икону Успенской Божией Матери, как свою заступницу.

Монастырь Александра-Свирского

Мужской монастырь, расположенный в Ленинградской области, недалеко от г. Лодейное Поле, является обителью Святого Александра-Свирского.

Угодник Божий, преподобный Александр, прожил почти всю свою жизнь в монастыре и всегда помогал людям. Он, по воле Бога, построил Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Теперь паломники посещают святые места и прикладываются к мощам Святого старца.

Преподобный Александр Свирский обладал даром вразумления и наставления. К нему приезжали за советом и простые люди, и духовенство – он никогда никому не отказал в помощи. Ему молятся, когда есть нерешенные проблемы или сложные жизненные обстоятельства, когда человек не знает, как нужно поступить в том, или ином деле.

Успенский Собор в Москве

Расположен Успенский Собор в Московском Кремле. На сегодняшний день богослужения там проводятся в определенные дни. Но для желающих поклониться святыням вход всегда открыт.

В Успенском Соборе находится Владимирская Икона Божией Матери, которая помогает вырастить крестьянам хороший урожай, является заступницей для тех, кто работает на земле, покрывает православных Христиан от иноверцев и гонений.

Так же, в Соборе есть Гвоздь Господень и посох Святителя Петра. Святой Петр оберегает людей от голода и нищеты, помогает найти работу, приобрести жилье. Святому Петру следует молиться во время Поста — он помогает справляться с соблазнами и дает силы противостоять злу.

Александро-Ошевенский мужской монастырь

Монастырь расположен в селе Ошевенское, Архангельской области. На территории монастыря есть много Святынь: камни, имеющие отпечатки стопы Святого Александра, Святой источник и озеро, а так же речка Халуй, которая уходит под землю в одном месте, а выходит в другом.

Есть и колодец, выкопанный самим Александром Ошевенским.

Святому Александру молятся при наступлении войны, а так же о благополучных поездках и путешествиях. Александр Ошевенский излечивает людей, имеющих болезни крови.

«Скоропослушница» икона Божьей Матери

Находится на Святой горе Афон в Дохиарском монастыре.

Чудотворная сила иконы излечивает слепых и ставит на ноги калек, помогает при тяжелых родах, избавляет от раковых заболеваний, спасает из плена и покрывает детей во время войны.

Святой иконе Божьей Матери молятся женщины для восстановления мира в семье, благополучия и разрешения междоусобных браней. Святая «Скоропослушница» ходатайствует перед Богом за немощных и больных, одиноких стариков, инвалидов.

Так же, «Скоропослушница» помогает при стихийных бедствиях, наводнениях, пожарах. Она укрывает своей Благодатью и спасает от внезапной смерти.

Савва Сторожевский (Савва Звенигородский)

Чудотворец Савва Сторожевский, русский подвижник веры Христовой, покровитель всех страждущих и защитник отечества. Монастырь, названный в честь Саввы Сторожевского, расположен в пригороде Москвы.

Все, кто молится Чудотворцу, получают исцеление: он помогает при онкологических заболеваниях, хронических болях, при болезни почек и печени.

Кроме того, Савве Сторожевскому следует молиться для разрешения любых конфликтных ситуаций. Старец-прозорливец всегда помогал людям и давал советы, был наставником всем грешным прихожанам.

Преподобный Сергей Радонежский часто общался с Чудотворцем и делился с ним духовным опытом.

Матрона Московская

Святая Матронушка является покровительницей всех женщин, желающих иметь детей. Ей молятся, прося защитить семью от разорения, исцелиться от недуга, избавиться от пагубной привычки – старица Матрона всегда откликается на молитву!

Часто ей молятся, что бы ребенок хорошо учился в школе, просят помощи и вразумления перед поступлением в университет. Перед иконой можно просить благословения на брак или развод, на покупку жилья или машины.

Прикладывать к Чудотворной иконе следует и маленьких детей – Матронушка покрывает от внезапных болезней и ранней смерти.

Храм Матроны Московской, находится на Таганке, в Москве. Здесь всегда большие очереди, и иногда паломники ждут по 5-6 часов, чтобы приложится к Святыне. Прийти и помолиться в Храм можно с 6 утра и до 8 вечера.

Храм Святителя Пантелеймона

Небольшой Храм, названный в честь Святого Святителя Пантелеймона, расположен в Москве, на Никольской улице, а вот мощи Целителя находятся в Пензенском Покровском соборе.

Святитель Пантелеймон был настоящим сподвижником, покровителем всех больных и нуждающихся. Продав все свое имущество, он стал помогать людям, лечил их и наставлял на путь истинный.

Великомученик Пантелеймон исцеляет неизлечимые болезни, такие как рак, диабет, восстанавливает после инсульта или аварии, оберегает беременных женщин от преждевременных родов, защищает младенцев от внезапной смерти.

Покрово-Тервенический женский монастырь

Находится в Ленинградской области, в маленькой деревушке Тервеничи. Покровительницами женского монастыря считаются Святые мученицы – Вера, Надежда и Любовь.

На территории находится святыня – Тервеническая икона Божией Матери, а так же целительный источник. Паломники могут остановиться в монастыре, поработать на подворье или помолиться вместе с сестрами. Богослужения проходят каждый день, расписание можно уточнить на официальном сайте.

Тервеническая икона Божией Матери благословляет всех женщин, решивших провести свою жизнь в монашеском ските. Она оберегает от дьявольских соблазнов, укрывает от иноверцев, войн и нападений на православную веру, спасает людей от духовной погибели, наставляет Словом Божьим.

Казанская икона Божьей Матери в Чимеево

Явление Казанской иконы Божьей Матери произошло на реке в глухом сибирском селе Курганской области, на Урале.

Чудотворная икона оберегает православных христиан от бесовского нападения, детей от колдовского воздействия, а мужчин от гибели на войне.

Казанская Божья Матерь – заступница всех Христиан перед Богом! Она просит каждый день на коленях за Россию и Православных людей. Благодаря ее молитвам, Господь проявляет милость и ниспосылает благодать.

Свято-Никольский монастырь «Святые пещеры» в селе Покровка

Монастырь расположен в Оренбургской области, в селе Покровка. В «Святых пещерах» имеется Чудотворный источник, исцеляющий страждущих от душевных болезней.

К Никольскому роднику приезжает тысячи верующих, прося Святого Николая о явлении чуда. Недалеко имеется купальня, где каждый желающий может полностью окунуться в Святую воду.

Перед этим нужно прочитать Акафист Николаю Чудотворцу, а затем 3 раза перекреститься. Православная вера – самое сильное оружие против зла. Она поднимает дух каждого человека, укрепляет веру в Бога и помогает делать добрые дела.

Искренняя молитва, обращенная к Богу от всего сердца, всегда будет услышана!

О святых местах России смотрите следующее интересное видео:

Принесение из Италии в Россию частицы мощей святителя Николая Чудотворца вновь всколыхнуло разговоры, касающиеся почитания мощей и, в частности, правомерности их дробления. Мы собрали некоторые наиболее часто задаваемые вопросы наших читателей и переадресовали их протоиерею Владиславу Цыпину — профессору, доктору церковной истории, преподавателю канонического права Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.

— Отец Владислав, если почитание святых мощей обычно не вызывает вопросов в православной среде, то практика их дробления кому-то может показаться странной. Не противоречит ли она догматике?

— Ничуть не противоречит. В Древней Церкви, в эпоху гонений, сложился обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников. Колоссальное умножение числа храмов после Миланского эдикта святого Императора Константина при сохранении этой традиции повлекло за собой раздробление мощей — с тем, чтобы в каждом храме на мощах совершалась Литургия, а с другой стороны, употребление в этом качестве мощей не только мучеников, но и других святых. Отсюда пошли антиминсы, которые также, имея подпись епископов, служат своего рода «документом», подтверждающим, что пресвитер совершает Литургию не самовольно, но по воле епископа. Кстати, поэтому канонически епископ может, если это необходимо, совершить Евхаристию и без антиминса.

— Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься?

— Размер мощей сам по себе не важен, но восприятие верующим психологически может быть разным, когда перед ним целые мощи или лишь частица их. Бог действует Ему Одному ведомым образом, это Его действие именуется благодатью. Мощи, согласно оросу VII Вселенского Собора, почитаются наравне с иконами, и действие благодати чрез них, очевидно, подобно тому, как она действует чрез иконы. При обращении к мощам святых важнее всего вера в действие благодати чрез них, вера в святость чтимого угодника, т.е. вера осознанная.

— Почему многие святые категорически настаивали, даже приказывали своим ученикам бросить свои тела после смерти на растерзание зверям, оставить в лесу и т.д.? Почему хотели, чтобы места их захоронения оставались неизвестными людям?

— Святые, просившие выбросить их останки на съедение зверям, делали это из великого смирения, считая себя худшими из людей. Мы наблюдаем, казалось бы, «обычный» христианский парадокс: самые лучшие из нас, христиан, обращают внимание не на свои заслуги, а на свои грехи. Это — те самые, «которых не был достоин весь мир», по словам апостола Павла.

— Тогда почему христиане в большинстве случаев не выполняли этого наказа?

— Во-первых, по отношению к ним исполняли обычный долг погребения усопших ближних — это естественно даже с мирской, не церковной точки зрения. Во-вторых, чуть ли не в большинстве случаев ученики и последователи святых оставляли их мощи для прославления Бога за дарование им такого человека и для примера следования ко Христу для будущих поколений.

— В житии святого Димитрия Солунского говорится о том, что он был против разделения своих мощей. Один раз такой запрет получил иллирийский вельможа Леонтий, который хотел взять часть мощей святого, чтобы построить ему храм на родине. В другой раз посланцы Императора Юстиниана, хотевшего заполучить часть мощей святого Димитрия «на украшение и освящение» новопостроенного храма Святой Софии, были остановлены столбом пламени, из которого послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь». Как можно расценить этот случай?

— В житиях святых присутствуют самые разные эпизоды, и поучительными для нас, христиан, они могут быть не всегда и не во всех обстоятельствах. Могут быть там и удивительные вещи, которые, может быть, и должны служить примером, но только тогда, когда мы трезво вникаем в контекст событий и духовного состояния людей, оказавшихся в определенной ситуации. И поэтому то, что мы знаем из жития какого-то святого, не может становиться правилом, обязательным к повсеместному применению. Говоря более определенно о нежелании святого великомученика Димитрия, чтобы его мощи продолжали отделять и дальше, нужно иметь в виду, что, вполне возможно, это отделение стало злоупотреблением, угрозой уничтожения мощей. Это стало и духовной опасностью, вероятно, для самих христиан, избавление от которой с благодарностью и вспоминается в акафисте святому.

Но это не значит, что мы из этого эпизода должны делать какой-то универсальный вывод на все случаи жизни: мол, отделение частиц от святых мощей полностью запрещено. В любом случае, традиция отделять частицы от мощей существует, и она признана Церковью.

— Говорится ли в канонах Православной Церкви что-либо о частицах мощей?

— Да, в 94-м правиле Карфагенского собора, относящемся к самочинно возведенным храмам, местным епископам предписывается разрушать их, если при них «не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических». Отсюда видно, что «части мощей мученических» приравниваются по значению к телам мучеников, а кроме того, никто в почитании частиц мощей наравне с целыми мощами никогда не сомневался.

— Как появилась практика раздробления мощей?

— Возможно, начало этой традиции положило то обстоятельство, что мощи святых бывали разделенными уже по своему первоначальному состоянию: святых казнили, их останки сжигали — оставались только кости. В конце концов, возникла просто потребность в мощах святых для антиминсов, что сделало эту практику уже абсолютно неизбежной, потому что невозможно иметь для каждого из сотен тысяч храмов целые мощи.

Многие мощи, как например, великого святого Саввы Сербского, были уничтожены, какие-то исчезли, были украдены — особенно после IV Крестового похода, османских завоеваний и т.д. Но почитание святого не может прекратиться из-за исчезновения его мощей. На мой взгляд, уничтожение святынь, их исчезновение должны восприниматься христианами как следствие нас, христиан, недостойного поведения.

Тут надо иметь в виду еще вот какое обстоятельство: зачастую мы видим лишь внешнюю сторону того, что происходит в Церкви и мире, но промыслительный смысл происходящих событий нам далеко не всегда открыт. И мы поступаем, может быть, очень самоуверенно, когда столь легко пытаемся найти глубинные, основные смыслы того, что происходит.

— Вы говорите о разумном, христианском подходе к деяниям святых: не в каждой ситуации определенная реакция святого, о которой мы знаем из его жития (или тем более легенды о нем), должна быть правилом для повсеместного употребления.

— Совершенно верно. Из отдельного частного случая нельзя выводить некое общее обязательное правило. Чтобы быть универсально обязующим, некое действие должно быть узаконено Церковью. Мы не имеем никакого права, ссылаясь на некие эпизоды из жизни святых, вводить их реакцию на что-то в обязательное употребление, не учитывая всех обстоятельств, которыми была вызвана определенная реакция святого (подчеркну!) человека. Мы не имеем никакого права, скажем, ссылаясь на житийный эпизод о пощечине, которую святитель Николай дал еретику Арию на I Вселенском Соборе, отвешивать оплеухи всем, кто с нами не согласен, — единоверцам ли или иноверцам. Делать это нормой, согласитесь, было бы странным. Сколько было случаев, когда та же пощечина наносилась, казалось бы, из «благовидной ревности», но это были откровенно дурные поступки, никак не говорившие о святости «заушителей»!

Я подчеркиваю необходимость постоянного трезвого, христианского восприятия — это касается и почитания мощей святых, и в целом понимания всей нашей жизни.

— В чем разница между христианским и языческим поклонением мощам?

— Языческие верования самые разные. Ничего подобного почитанию останков не было, например, у римлян. В древнем Египте искусственно изготавливали мумии, как-то сопрягая этот обряд со своеобразной верой в бессмертие.

Что же касается разницы между христианским и языческим поклонением, то нужно, наверное, иметь в виду то же правило, которое действует и в отношении почитания святых икон: мы поклоняемся первообразу, т.е. прославляем Бога Творца, дающего Своему созданию свободу и силы следовать за Ним. Также прославляем подвиг тех людей, которые воспользовались этой свободой в полной мере, просим их поучаствовать в нашей молитве о даровании нам сил идти ко Христу, быть настоящими христианами.

— Как я понимаю, ваши слова об осознанном христианском поклонении мощам святых относятся и к святителю Николаю, часть мощей которого сегодня находится в России?

— Совершенно верно. К самому любимому и почитаемому на Руси святому нужно обращаться по-христиански, не так ли?

После распятия Иисуса Христа все люди разделились надвое. Те, кто верит в его последующее чудесное воскрешение, и те, кто не верит. Первым приходилось особенно нелегко: последователи Христа подвергались гонениям и нередко заканчивали жизнь мученически. Их пытали, отдавали на растерзание животным, сжигали. Тела этих святых, в каком бы они ни оказывались виде, старались сохранить. Считалось, что Святой Дух, который жил в них при жизни, остается там и после смерти.

Спустя время люди находили тому подтверждение. Приходя к захоронениям, останкам, они молились перед ними как перед живыми и получали ответ. Кто-то исцелялся после тяжелой болезни, кто-то обретал семью. До сих пор сохраненные в разные времена мощи святых подвижников хранятся с особыми почестями в храмах и монастырях, разбросанных по всему свету. Многие мощи были разделены на части и развезены по разным церквям для того, чтобы благодать, от них исходящая, множилась.

Как прикоснуться к святым мощам

Сейчас прикоснуться к святым мощам не представляется столь сложным, как раньше. Собирается множество паломнических туров не только по нашей стране, но и за ее пределы. Верующие отправляются в святые места помолиться, набраться сил, очиститься. Довольно часто организовывается вывоз святых мощей в другие города и страны, чтобы те христиане, которые не могут приехать в места постоянного пребывания мощей, могли прикоснуться к ним.

Как следует вести себя, ёсли вы собираетесь прикоснуться к святым мощам? Часто в храмах, куда их привозят, выстраиваются длинные очереди из желающих это сделать. Ведите себя в толпе смиренно, помогайте стоящим рядом, творите молитву до тех пор, пока не дойдет до вас черед. Считается, что даже если вы просто стоите в помещении, где находятся в данный момент святые мощи, вы уже получаете благодать, от них исходящую. Когда очередь дойдет до вас, приложитесь к мощам лбом или поцелуйте ковчежец или раку, в которой они находятся (это на ваше усмотрение), перекреститесь и уступите очередь следующему. Чтобы не задерживать людей, перед мощами разрешается перекреститься два раза, а третье крестное знамение совершить, уже отойдя от них.

Где хранятся мощи святых

Если вы еще только собираетесь отправиться в паломническое путешествие к месту хранения мощей того или иного святого, вот вам несколько географических подсказок.

Мощи Святой Матроны хранятся в Москве, в левом приделе Покровской церкви Покровского монастыря (улица Таганская, 58).

Мощи Святого Луки хранятся в городе Симферополе, в храме Святителя Луки на территории Свято-Троицкого монастыря.

Мощи Святого Георгия Победоносца хранятся в Италии, в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро. Также часть мощей святого Георгия находится в Париже, в храме Сент-Шапель. Десница святого Георгия Победоносца находится в Греции на горе Афон в монастыре Ксенофонта.

Мощи Иоанна Кронштадтского хранятся в Санкт-Петербурге, в Свято-Иоанновском монастыре.

Мощи Святой Великомученицы Варвары хранятся в Киеве, в соборе Святого князя Владимира.

Мощи Преподобных Киево-Печерских отцов хранятся в Республике Крым, в Топловском женском монастыре святой преподобномученицы Параскевы.

Мощи Святого Валентина хранятся в Львовская области, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Мощи Святого Спиридона Тримифунтского хранятся в Греции, на острове Корфу, в соборе Святого Спиридона Тримифунтского.

В любом храме вы можете найти частички мощей разных святых. Они символизируют собой особое молитвенное присутствие почившего праведника, к которому обращаются с просьбой или благодарностью пришедший в церковь человек.

Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать об происхождении?
На эти вопросы и не только отвечает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Зачем нужны мощи?

Мощи – это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают. Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им. Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, – благодати. Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (4 Цар.13:21). Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.
Церковь непреклонно утверждает – Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей – человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.
Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, – четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, – всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма. Без него не может совершаться главное христианское богослужение – литургия. Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо – в мощах в алтаре на святом престоле
Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи – это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает, это считается плохим знамением – за такого человека начинают усиленно молиться.

Для чего мощи разделяют на частицы?

Феномен разделения мощей состоит в том, что не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в нем живет, на что и указывает Седьмой Вселенский Собор «…И это чрез Христа, Который в них обитает..». Эта сила неделима.
Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют. Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии. Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.

Когда началась традиция разделения мощей?

Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407 года): «Святые мощи - неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они – Т.С.) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».
Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.

Существует ли порядок перенесения мощей?

Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей. Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос. Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.

Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?

Саркофаг, в котором находились мощи святителя Николая
Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них – перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле – это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями. В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию. Кроме того, все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город. В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя. Один из моряков, – Маттео, – увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно – домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места. Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции – в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции. Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).

Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?


Существуют. Один из них – радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью – так называемый период полураспада. Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен. Он показал, что возраст черепа – около 2000 лет. Существует и антропологический (Антропология – совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. - Прим. ред.) анализ, который также применялся во время этих исследований. Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа – семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.
Кроме того, может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов. В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого. Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно. Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.
Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания. Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор. Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство - признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.

Проводят ли сами христиане исследования мощей?

Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962 – 1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах. За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни. В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.
Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось. Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки – мощи преподобного Серафима Саровского. Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.
Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.