Джироламо фракасторо является автором труда. Значение работ Дж.Фракасторо

вырасти и укрепиться. В конце концов ятрохимические идеи Парацельса оказались более плодотворными и полезными для науки, нежели те, что составляли теорию «жидкостей». Парацельс считал себя революционером, восстановившим доктрину Гиппократа в ее чистоте, а врачи, отстаивающие идеи Галена, по его мнению, «полные невежды относительно великих секретов природы, которые в эти благословенные дни были мне открыты свыше». Современный эпи-

Фракасторо, Кардано, деппа Порта 167

стемолог Пауль К. Фейерабенд так написал о революционной программе Парацельса: «Новаторы типа Парацельса вернулись к более ранним идеям и усовершенствовали медицину. Наука обогащается ими с помощью ненаучных методов и результатов, в то время как методы, которые часто рассматривались как важные составные части науки, потихоньку отстраняются». Следующей интересной идеей, вошедшей в ятрохимическую программу Парацельса, была идея о том, что болезни - специфические процессы, против которых действенны средства, также специфические. Эта идея порывала с традицией, в соответствии с которой применялись лечебные средства, как считалось, годные против всех болезней, с множеством элементов. Парацельс практиковал применение специфических лекарств против специфических болезней. И в этом случае, хотя сама идея специфичности болезней и лечебных средств впоследствии одержит победу, сложно принять объяснение Парацельса. Болезнь специфична, потому что каждое существо, все существующее в природе, - автономно; ибо Бог, создавая все из ничего, в виде семян, «с самого начала задал им определенные функции и дал свое предназначение». Любая вещь развивается «в то, что она уже есть сама по себе». Сила, заключенная в разных семенах и стимулирующая их рост, названа Парацельсом «Архео». Архео - разновидность материализованной аристотелевской формы, организующее жизненное начало материи, и Парацельс сравнивает его с действием полироли: «Мы были сформированы Богом в трех субстанциях, а затем отполированы жизнью». Как хорошо видно, идея специфичности болезней и соответствующих средств лечения соседствует с объяснением, с точки зрения современной науки, весьма далеким от научного. Как часто случается в истории науки, метафизическая идея оказалась нерадивой матерью (гипотеза вне контроля) хороших детей (контролируемых теорий). Таким образом, Парацельс остается магом, но его магия содержит «положительные» познавательные перспективы: его ятрохимия стремится проникнуть в тайны природы; в то же время она имеет целью искусно дополнить их.

Три итальянских «мага»: Фракасторо, Кардано, делла Порта

Джероламо Фракасторо (1478-1553) был врачом, астрономом и поэтом. Родом из знатной семьи, он провел всю жизнь на своей вилле в Вероне. Студентом в Падуе он познакомился и подружился с Коперником. В работе «О симпатии и антипатии» Фракасторо

168 Научная революция

отстаивал идею взаимовлияния: притягивания схожего и отталкивания несхожего. По его мнению, отношения между вещами устанавливаются потоками атомов, поскольку никакое действие не может осуществиться без контакта. В 1495 г., во время осады Неаполя Карлом VIII, появилась новая зараза - сифилис (люэс). Говорили, болезнь была завезена в Испанию Колумбом, а испанцы затем перенесли ее в Неаполь. В Неаполе ее узнали французы, назвав болезнь «неаполитанской», в то время как среди испанцев она считалась «французской». Термин «сифилис» впервые был использован Фракасторо. В 1530 г. он публикует поэму «Сифилис, или Французская болезнь». Мифологический персонаж, пастух Сифил, прогневал богов, которые наказали его заразной и отвратительной болезнью. Поэма не имеет сюжета, и фигура Сифила - только удобный предлог, позволяющий описать люэс и лечение болезни с помощью ртути и гуайявы, или священного дерева, привезенного из Америки вместе с болезнью. Фракасторо занимался не только сифилисом; ему удалось также описать сыпной тиф. В 1546 г. он опубликовал свой шедевр в области медицины «О контагии», в котором описаны три способа передачи инфекции: путем прямого контакта, «возбудителями» (например, через одежду) и на расстоянии (каковы, по его мнению, оспа или чума). Изложенная в русле некой философской традиции (в основном, эмпедокловой), эта работа «потрясающе современна, и хотя в ту эпоху еще не знали о существовании микробов, Фракасторо допускает существование невидимых частиц, или «семян болезни, которые быстро размножаются и производят себе подобных». Прошли века, прежде чем столь прозорливая идея получила дальнейшее развитие, но это не мешает считать Фракасторо основателем современной эпидемиологии» (D. Guthrie ).

Заслуживает упоминания и другой врач-маг, Джероламо Кардано Он родился в Павии в 1501 г., преподавал медицину в Падуе и Милане, умер в Риме в 1576 г. Кроме автобиографии («О своей жизни»), оставил нам различные сочинения, среди которых особо выделяются «О тонкости» (De subtilitate, 1547), «О многообразии вещей» (De varietate rerum ) и «Тайны вечности» (Arcana aeterntatis ). Это «малосвязанные между собой сочинения, богатые отступлениями; нечто вроде энциклопедий, лишенных какого-либо объединяющего плана» (Н. Аббаньяно). Кардано был весьма плодовитым писателем, как о том свидетельствует полное собрание сочинений (Opera omnia ) в десяти томах, напечатанных очень убористо. В своем трактате по алгебре «Великое искусство» (1545) он излагает метод ре-

Фракасторо, Кардано, делла Порта 169

шения уравнений третьей степени, на самом деле открытый его соперником Тартальей. Знаменитый математик, Кардано спустя тринадцать лет после «Великого искусства» публикует книгу иного рода, о метопоскопии - толковании морщин на лбу. Большой популярностью пользовалось его сочинение «О

тонкости», охарактеризованное современными исследователями как разновидность «энциклопедии домашнего хозяйства»; в ней можно найти краткую информацию обо всем: как ставить метки на домашнем белье или поднять затонувший корабль, как различать грибы; о происхождении гор, о сигнализации с помощью факелов и об универсальном соединении, известном как «карданное соединение». А его автобиография и сегодня читается с живым интересом. Кардано предстает в ней как исключительный человек со сверхъестественными способностями, он на голову выше всех смертных; все события жизни в его описании необычны и сопровождаются чудесами. Кардано придает большое значение снам и другим предупредительным знакам. «Его жизнь - одна из наиболее необычных. Впадая из одной крайности в другую, из противоречия в противоречие, он соединял возвышенную мудрость и невероятную нелепость».

Несчастливое детство и суровая юность, борьба с бедностью, унылая жизнь сельского врача, университет, открытия в области математики, известность, казнь сына, осужденного за убийство, старость в Риме, папская пенсия и многое другое описаны Кардано в книге «О моей жизни» (1575). Она заслуженно находится в одном ряду с. такими выдающимися документами, как, например, автобиография Бенвенуто Челлини. Вот фрагменты из этой знаменитой книги. «В течение многих лет я отдавал всего себя двум играм: более сорока лет - шахматам и около двадцати пяти - игре в кости, и в течение этих лет, я не стесняюсь сказать об этом, я играл каждый день». Он добавляет, что посвятил специальную книгу шахматам, в которой, по его словам, «раскрыл много значительных проблем». Оценка человека пессимистична. «Если заглянуть в душу, признаемся, разве есть ли животное более коварное, лживое, опасное, нежели человек?»

После казни сына Кардано не находил покоя, повсюду видел врагов и заговоры. «В 1560 г., в мае, страдая из-за смерти моего сына, я постепенно потерял сон. <...> Тогда я стал молить Бога сжалиться надо мной: из-за постоянной бессонницы я едва не умер или не сошел с ума. <...> Я молил Его послать мне смерть - то, что позволено всем людям, и лег в постель». Заснув, Кардано услышал

170 Научная революция

повеление поднести ко рту изумруд, который он носил на шее. Он проделал, что ему было велено, и сразу прошли скорбь и болезненное воспоминание. И так было каждый раз, как только он подносил ко рту изумруд; но, рассказывает он, «когда занимался делами и не мог прибегнуть к помощи изумруда, я мучился от испытываемой скорби до смертного пота». Кардано рассказывает также, как он изучил чудесным образом латинский, греческий, французский и испанский языки; он говорит, что какой-то шум в ушах предупреждал его, если кто-то затевал против него козни; он пишет также: «Среди природных явлений, которым я был свидетелем, первым и наиболее выдающимся явилось то, что я родился в эпоху, когда впервые познан весь мир».

Прославленный врач Кардано в 1552 г. приехал в Шотландию для врачебных консультаций. Астму архиепископа Гамильтона он вылечил исключительно современными методами и достиг блестящих результатов, так что епископ после этого прожил еще двадцать лет, пока его не казнили за предательство. В Париже Кардано познакомился с врачом Жаном Фернелем (которого Гарвей подвергнет критике за теорию органических духов) и анатомом Сильвиусом; с натуралистом Конрадом Гензером он познакомился в Цюрихе; в Лондоне его талант оценил король Эдуард VI.

В книге наставлений, написанной Кардано для своих сыновей, приведены следующие советы. «Не говорите с другими людьми о вас самих, о ваших детях, о вашей жене». «Не выбирайте себе в попутчики незнакомых людей, говоря с нечестным человеком, смотрите ему прямо в лицо и на руки». Против такого идеала знания (знания новообращенных, полного разных чудес) и самого ученого выступит Бэкон, который назовет Кардано пауком, Парацельса - чудовищем, коллекционирующим призраков, а Агриппу - бездарным шутом.

Джованни Баттиста делла Порта (1535-1615) из Неаполя занимался проблемами оптики - этим вопросам посвящена его работа «О рефракции». Его перу принадлежит также удивительная книга «Естественная магия, или О чудесах естественных вещей» (1558). Автор различает дьявольскую магию (действия нечистой силы) и естественную магию - совершенство мудрости, наивысшая точка натурфилософии. «Естественная магия» - «странная книга, в ней с привлечением мириады физических и природных элементов описываются многочисленные фокусы, ошеломляющие читателя» (В. Ронки). Представление об этой книге, которая имела двадцать три

Николай Коперник 171

издания в латинском оригинале, десять итальянских переводов, восемь французских, а также испанские, голландские и даже арабские переводы, дают названия ее двадцати глав: 1) причины вещей; 2) скрещивание животных; 3) способы получения новых растений; 4) ведение домашнего хозяйства; 5) превращения металлов; 6) подделка драгоценных камней; 7) чудеса магнита; 8) медицинские эксперименты; 9) женская косметика; 10) дистилляции; 11) мази; 12) фейерверк; 13) обработка железа; 14) кулинария; 15) охота; 16) шифровальные коды; 17) оптические образы; 18) механика; 19) аэрология (о пневматических инструментах); 20) разное (хаос). Иными словами, настоящая энциклопедия. «Он был ведом страстью к познанию, о которой никогда не забывал. Традиция давала толчок его исследованиям и выбору тем, несмотря на недоверие, которое вызывала его деятельность. <...> Занимаясь наукой, он держал в памяти множество вещей, полезное и избыточное, абсолютно верное и очень приблизительное, магию и опыты Архимеда, его ждал успех у публики и суд инквизиции. <...> Многое из того, что он открыл, исчезнет при рациональном обобщении современной наукой. <...> Делла Порта явился в театр

Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта - С- Петербург, «Пневма», 2002, 880 с, с ил.

О существовании грозных заразных болезней, которыми заболевали сразу тысячи людей, было известно испокон веков. неизведанными и таинственными путями эти болезни передаются от одного человека к другому, ширятся по всей стране, распространяются даже через море. В священной еврейской книге, Библии, упоминается о «египетских казнях»; в древних папирусах, написанных на берегах Нила за четыре тысячи лет до нашей эры, описываются болезни, в которых легко узнать оспу и проказу. Для борьбы с эпидемией в Афины вызвали Гиппократа. Однако в античном мире человеческие поселения находились на значительном расстоянии друг от друга, а города не были перенаселены. Поэтому эпидемии в те времена не влекли за собой значительных опустошений. Кроме того, большое влияние имела и гигиена, которая в основном соблюдалась. В средние века, в Европе, простые средства: вода и мыло были забыты; вдобавок в окруженных крепостными стенами городах, царила необыкновенная скученность. Поэтому нет ничего удивительного, что эпидемии в этих условиях ширились ужасающим образом. Итак, эпидемия чумы возникшая в 1347...1350 годах, повлекла за собой в Европе 25 миллионов человеческих жертв, а в 1665 году в одном только Лондоне от чумы погибли сто тысяч человек. Считают, что в XVIII веке эпидемии оспы погубили в Европе не меньше 60 миллионов человек. Люди довольно рано заметили, что центрами эпидемии являлись в основном грязные и перенаселенные городские трущобы, где ютилась беднота. Поэтому во время эпидемии власти следили за подметанием улиц, очисткой сточных канав. Из пределов города вывозили сор и отходы, уничтожали бездомных собак и котов. Однако никто не обращал внимания на крыс, которые - как установлено позже - являются переносчиками чумы.

Джироламо Фракасторо, итальянский врач, астроном и поэт, родившийся в 1478 и умерший в 1533 году, впервые задумался над тем, как распространяются заразные болезни и как надо с ними бороться.

Фракасторо окончил Падуанский университет и поселился в Падуе. Потом некоторое время жил в Вероне, в Венеции, а к старости переехал в Рим, где занял должность придворного врача римского папы. В 1546 году напечатал трехтомный труд «О контагии, контагиозных болезнях и лечении», плод его многолетних наблюдений и исследований. В этом труде Фракасторо указывает, что болезни передаются или через прямое соприкосновение с больным, или через его одежду, постель, посуду. Однако есть и такие болезни, которые переносятся на расстояние как бы по воздуху, и они хуже всего, так как в этом случае трудно уберечься от заражения. В качестве самого действенного средства против распространения заразы, Фракасторо выдвинул изоляцию больных и дезинфекцию, то есть по тогдашним понятиям тщательную уборку и очистку места, где находился больной. Еще и теперь можно признать эти требования справедливыми, хотя мы знаем, что одной очистки и уборки мало, необходима дезинфекция противоэпидемическими средствами, каких в распоряжении современников Фракасторо не было. По совету Фракасторо на дверях домов, где находились больные, стали красной краской писать крест, по его требованию во время эпидемии запирали лавки, учреждения, суды и даже парламенты, не впускали в церкви нищих и запрещали собрания. Дома, в которых болели люди, запирали на замок и даже сжигали вместе со всем, что было внутри. Случалось, что города, охваченные эпидемией, окружали войсками, отрезали к ним доступ, оставляя на произвол судьбы жителей, которым грозила голодная смерть. Любопытно, что Фракасторо является автором поэмы о «французской» болезни - сифилисе. Именно Фракасторо ввел в медицину это название болезни.

Джироламо Фракасторо родился в $1478$ году в городе Верона в Италии. Он обучался в университете Падуи, сначала осваивал гуманитарные науки, философию и математику, а затем астрономию и медицину.

В возрасте $20$ лет Фракасторо уже начал преподавать в университете логику. Большую часть жизни он провел в Вероне, где много практиковал в качестве врача. Однако позднее был приглашен на должность придворного врача римского папы Павла III, в связи с чем переехал в Рим.

Джироламо Фракасторо умер $17$ марта в $1553$ году. В его честь одним из видных ученых Средневековья, Скалигером, была сложена поэма, а в Вероне был установлен памятник.

Вклад в медицину

Замечание 1

Джироламо Фракасторо считается одним из основоположников эпидемиологии как науки. Он предложил свою теорию распространения заразных болезней, согласно которой существует живое размножающееся заразное начало, выделяемое больным организмом.

Одним из главных его трудов стала трехтомная книга «О контагии, контагиозных болезнях и лечении», которую издали в $1546$ году. Здесь Фракасторо обобщил взгляды Гиппократа и Аристотеля, Галена, Авиценны и других великих ученых медицины, а также изложил свою теорию.

Первый том содержал общие теоретические положения о происхождении и развитии инфекционных болезней, второй – описание картины различных заразных заболеваний, третий том был посвящен их лечению.

Фракасторо выделил два пути передачи инфекций. Первый путь, по мнению автора, осуществляется через соприкосновение с больным либо через предметы быта – одежду, постель, посуду. Второй путь, более опасный, – по воздуху при помощи мельчайших невидимых частиц. В связи с этим для предотвращения распространения болезней Фракасторо предложил изолировать больного и проводить дезинфекцию – очистку места, которое могло быть им заражено.

Кроме того, он считал необходимым помечать двери домов, где находились заразные больные, закрывать лавки и государственные учреждения во время эпидемий и даже ограничивать посещение церквей. После смерти больного дом, в котором он жил, сжигали вместе со всеми бытовыми предметами и мебелью.

Замечание 3

В этой же работе Фракосторо описал картину многих опасных инфекций: оспы, кори, чумы, чахотки, бешенства, проказы, сыпного тифа и пр.

Даже в эпоху Возрождения тема была невероятно актуальна. В то время знаний о происхождении, распространении и методах борьбы с заразными болезнями было крайне мало. Смертность от инфекционных болезней в XV-XVI веках была очень высокой. Так, в Европе ежегодная заболеваемость оспой составляла около $10$ миллионов человек, $25-40%$ из которых умирало.

Считается, что именно Фракасторо ввел название болезни – сифилис, опубликовав поэму о болезни «Сифилис или о галльской болезни» в $1530$ году. Произведение стало одновременно медицинским трактатом, так как содержало описание клинической картины и рекомендации по лечению и профилактике.

Фракасторо увлекался не только медициной, но также был философом. Среди его произведений «Диалоги», посвященные проблемам философии и психологии. Также следует упомянуть следующие трактаты ученого: «Наугерий, или О поэзии», «Суждения о виноделии», «О лечении охотничьих собак», «Письма тридцати знаменитых людей». Кроме того, в $1739$ году была опубликована книга стихов Фракасторо.

Заслуги великого ученого сложно недооценить. Он стал тем, кто заложил научные основы для дальнейшей борьбы с инфекционными болезнями.

ФРАКАСТОРО Джироламо (Fracas-toro Girolamo, 1478-1553) - итальянский ученый, врач, писатель, один из представителей итальянского Возрождения.

Мед. образование получил в Падуе. Ранние работы Дж. Фракасторо п ос в я щ е н ы геологии, оптике, астрономии, философии.

Дж. Фракасторо систематизировал и обобщил установленное его предшественниками положение о специфическом ii размножающемся заразном начале - «контагии» и дал направление дальнейшему исследованию заразных болезней. Поэтохму утверждение, что он является основоположником учения о контагии (заразе), неверно. Его первая работа, посвященная сифилису, «De morbo gallico» (1525) не была закончена. Материалы этого исследования вошли в изданную в 1530 г. в Вероне поэму «Syphilis, sive morbus gal-licus», к-рая была переведена на русский язык в 1956 г. под названием «О сифилисе». Крупнейшая мед. работа Дж. Фракасторо «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» (1546) многократно переиздавалась. Обобщив взгляды предшественников, начиная с авторов античной древности до современных ему врачей, а также свой опыт, Дж. Фракасторо впервые сделал попытку создать общую теорию эпидемических болезней и дать описание ряда отдельных болезней - оспы, кори, чумы, чахотки, бешенства, проказы и др. Первая книга посвящена общим теоретическим положениям, вторая - описанию отдельных заразных болезней, третья -лечению. По определению Дж. Фракасторо, «контагий - это тождественное поражение, переходящее от одного к другому; поражение совершается в мельчайших н недоступных нашим чувствам частицах и начинается с них». Он различал специфические «семена» (т. е. возбудители) определенных болезней и установил три вида их распространения: непосредственным соприкосновением, через посредствующие предметы п на расстоянии. Значительное влияние оказало учение Фракасторо на Г. Фаллопия, Меркуриали (G. Mercuriali), Кирхера (A. Kircher) и др.

На родине Дж. Фракасторо в Вероне в 1555 г. ему был сооружен памятник.

Соч:. Syphilis, sive morbus gallicus, Verona, 1530 (рус. пер., М., 1956); De sympathia et antipathia rerum liber unus. De contagione et contagiosis morbis et curatione libri tres, Venetiis, 1546 (рус. пер., М., 1954).

Библиогр.: Бессмертный Б. С. Фракасторо и его роль в истории учения об инфекции, Журн. микр., эпид. и им-му н. , № 6, с. 82, 1946; 3 а б л у д о в-

с к и й П. Е. Развитие учения о заразных болезнях и книга Фракасторо, в кн.: Фракасторо Д. О контагии, контагиозных болезнях и лечении, пер. с латин., е. 165, М., 1954; Major R. Н. Classic

descriptions of disease, p. 37, Springfield, 1955; Singer C. a. Singer D. The scientific position of Girolamo Fraca-storo, Ann. med. Hist., v. 1, p. 1, 1917.

П. E. Заблудовекий.

Джироламо Фракасторо

Фракасторо (Fracastoro) Джироламо (1478, Верона, = 8.8.1553, там же), итальянский учёный эпохи Возрождения = врач, астроном, поэт. В 1502 окончил Падуанский университет; профессор этого же университета. Первые научные труды = по геологии (история Земли), географии, оптике (рефракция света), астрономии (наблюдения Луны и звёзд), философии и психологии. В 1530 опубликована научно-дидактическая поэма Ф. "Сифилис, или Французская болезнь".
В основном произведении Ф. = "О контагии, контагиозных болезнях и лечении" (1546), которое многократно переиздано во многих странах, изложено учение о сущности, путях распространения и лечении заразных болезней. Ф. описал 3 пути заражения: через непосредственное соприкосновение, опосредованно через предметы и на расстоянии, при обязательном участии мельчайших невидимых "зародышей болезни"; зараза, по Ф., = материальное начало ("контагий телесен"). Ф. впервые применил в медицинском смысле термин "инфекция". Описал оспу, корь, чуму, чахотку, бешенство, проказу, сыпной тиф и др. Развивая взгляды о контагиозности инфекций, частично сохранял (в отношении сифилиса) и прежние представления о передаче их через миазмы. Труды Ф. заложили первые основы клиники инфекционных болезней и эпидемиологии.
Соч.: Opera omnia, Venetiis, 1584; в рус. пер. = О контагии, контагиозных болезнях и лечении, кн. 1=3, вступ. ст. П. Е. Заблудовского, М., 1954; О сифилисе, М., 1956.
П. Е. Заблудовский.

Джироламо Фракасторо

(1478…1553 г.г.)

О существовании грозных заразных болезней, которыми заболевали сразу тысячи людей, было известно испокон веков. неизведанными и таинственными путями эти болезни передаются от одного человека к другому, ширятся по всей стране, распространяются даже через море. В священной еврейской книге, Библии, упоминается о «египетских казнях»; в древних папирусах, написанных на берегах Нила за четыре тысячи лет до нашей эры, описываются болезни, в которых легко узнать оспу и проказу. Для борьбы с эпидемией в Афины вызвали Гиппократа. Однако в античном мире человеческие поселения находились на значительном расстоянии друг от друга, а города не были перенаселены. Поэтому эпидемии в те времена не влекли за собой значительных опустошений. Кроме того, большое влияние имела и гигиена, которая в основном соблюдалась. В средние века, в Европе, простые средства: вода и мыло были забыты; вдобавок в окруженных крепостными стенами городах, царила необыкновенная скученность. Поэтому нет ничего удивительного, что эпидемии в этих условиях ширились ужасающим образом. Итак, эпидемия чумы возникшая в 1347…1350 годах, повлекла за собой в Европе 25 миллионов человеческих жертв, а в 1665 году в одном только Лондоне от чумы погибли сто тысяч человек. Считают, что в XVIII веке эпидемии оспы погубили в Европе не меньше 60 миллионов человек. Люди довольно рано заметили, что центрами эпидемии являлись в основном грязные и перенаселенные городские трущобы, где ютилась беднота. Поэтому во время эпидемии власти следили за подметанием улиц, очисткой сточных канав. Из пределов города вывозили сор и отходы, уничтожали бездомных собак и котов. Однако никто не обращал внимания на крыс, которые - как установлено позже - являются переносчиками чумы.

Джироламо Фракасторо, итальянский врач, астроном и поэт, родившийся в 1478 и умерший в 1533 году, впервые задумался над тем, как распространяются заразные болезни и как надо с ними бороться.

Фракасторо окончил Падуанский университет и поселился в Падуе. Потом некоторое время жил в Вероне, в Венеции, а к старости переехал в Рим, где занял должность придворного врача римского папы. В 1546 году напечатал трехтомный труд «О контагии, контагиозных болезнях и лечении», плод его многолетних наблюдений и исследований. В этом труде Фракасторо указывает, что болезни передаются или через прямое соприкосновение с больным, или через его одежду, постель, посуду. Однако есть и такие болезни, которые переносятся на расстояние как бы по воздуху, и они хуже всего, так как в этом случае трудно уберечься от заражения.

Ветмед биография Джироламо Фракасторо

В качестве самого действенного средства против распространения заразы, Фракасторо выдвинул изоляцию больных и дезинфекцию, то есть по тогдашним понятиям тщательную уборку и очистку места, где находился больной. Еще и теперь можно признать эти требования справедливыми, хотя мы знаем, что одной очистки и уборки мало, необходима дезинфекция противоэпидемическими средствами, каких в распоряжении современников Фракасторо не было. По совету Фракасторо на дверях домов, где находились больные, стали красной краской писать крест, по его требованию во время эпидемии запирали лавки, учреждения, суды и даже парламенты, не впускали в церкви нищих и запрещали собрания. Дома, в которых болели люди, запирали на замок и даже сжигали вместе со всем, что было внутри. Случалось, что города, охваченные эпидемией, окружали войсками, отрезали к ним доступ, оставляя на произвол судьбы жителей, которым грозила голодная смерть. Любопытно, что Фракасторо является автором поэмы о «французской» болезни - сифилисе. Именно Фракасторо ввел в медицину это название болезни.

Мне нравится

"Шеренга великих медиков"371

Из этой книги вы узнаете о том, как жили и работали самые великие медики человечества: Гиппократ, Авиценна, Мортон, Дитль, Эрлих, Павлов и прочие. Автор — Гжегож Федоровский (1972)

Д. Фракасторо. Биография. Вклад в эпидемиологию

В священной еврейской книге, Библии, упоминается о «египетских казнях»; в древних папирусах, написанных на берегах Нила за четыре тысячи лет до нашей эры, описываются болезни, в которых легко узнать оспу и проказу. Для борьбы с эпидемией в Афины вызвали Гиппократа. Однако в античном мире человеческие поселения находились на значительном расстоянии друг от друга, а города не были перенаселены. Поэтому эпидемии в те времена не влекли за собой значительных опустошений. Кроме того, большое влияние имела и гигиена, которая в основном соблюдалась. В средние века, в Европе, простые средства: вода и мыло были забыты; вдобавок в окруженных крепостными стенами городах, царила необыкновенная скученность. Поэтому нет ничего удивительного, что эпидемии в этих условиях ширились ужасающим образом. Итак, эпидемия чумы возникшая в 1347…1350 годах, повлекла за собой в Европе 25 миллионов человеческих жертв, а в 1665 году в одном только Лондоне от чумы погибли сто тысяч человек. Считают, что в XVIII веке эпидемии оспы погубили в Европе не меньше 60 миллионов человек. Люди довольно рано заметили, что центрами эпидемии являлись в основном грязные и перенаселенные городские трущобы, где ютилась беднота. Поэтому во время эпидемии власти следили за подметанием улиц, очисткой сточных канав. Из пределов города вывозили сор и отходы, уничтожали бездомных собак и котов. Однако никто не обращал внимания на крыс, которые – как установлено позже – являются переносчиками чумы.

Младшим современником и соотечественником Боккаччо был врач Джироламо Фракасторо. Он жил в середине XVI столетия, в эпоху позднего Возрождения, столь богатого выдающимися открытиями и замечательными учеными.

Джироламо Фракасторо, итальянский врач, астроном и поэт, родившийся в 1478 и умерший в 1533 году, впервые задумался над тем, как распространяются заразные болезни и как надо с ними бороться. Ученому принадлежат термины «инфекция» и "дезинфекция». Эти термины охотно применял затем известен врач К. Гуфеланд в конце XVIII - начале XIX в. Труды Дж. Фракасторо и другие обстоятельства, меры по борьбе с эпидемиями способствовали некоторому их сокращению, во всяком случае, таких масштабных повальных болезней. как в XIV в., в Европе уже не было, хотя они постоянно грозили населению.

Фракасторо окончил Падуанский университет и поселился в Падуе. Потом некоторое время жил в Вероне, в Венеции, а к старости переехал в Рим, где занял должность придворного врача римского папы. В 1546 году напечатал трехтомный труд «О контагии, контагиозных болезнях и лечении», плод его многолетних наблюдений и исследований. В этом труде Фракасторо указывает, что болезни передаются или через прямое соприкосновение с больным, или через его одежду, постель, посуду. Однако есть и такие болезни, которые переносятся на расстояние как бы по воздуху, и они хуже всего, так как в этом случае трудно уберечься от заражения. В качестве самого действенного средства против распространения заразы, Фракасторо выдвинул изоляцию больных и дезинфекцию, то есть по тогдашним понятиям тщательную уборку и очистку места, где находился больной. Еще и теперь можно признать эти требования справедливыми, хотя мы знаем, что одной очистки и уборки мало, необходима дезинфекция противоэпидемическими средствами, каких в распоряжении современников Фракасторо не было. По совету Фракасторо на дверях домов, где находились больные, стали красной краской писать крест, по его требованию во время эпидемии запирали лавки, учреждения, суды и даже парламенты, не впускали в церкви нищих и запрещали собрания.

Фракасторо считается одним из основоположников эпидемиологии. Он впервые собрал все сведения, накопленные медициной до него, и дал стройную теорию о существовании «живого контагия» - живой причины заразных болезней.

Положения этой теории вкратце сводятся к следующим тезисам.

Наряду с существами, видимыми простым глазом, есть бесчисленное количество живых «мельчайших и недоступных нашим чувствам частиц», или семян. Эти семена обладают способностью порождать и распространять подобных себе. Невидимые частицы могут поселяться в гнилой воде, в остающейся после наводнения на суше мертвой рыбе, в падали, могут проникать и в человеческое тело. Поселяясь в нем, они вызывают болезнь.

Пути их проникновения весьма разнообразны. Фракасторо различал три вида заражения: через соприкосновение с больным, через соприкосновение с предметами, бывшими в употреблении больного, и, наконец, на расстоянии - через воздух. При этом каждому виду заражения соответствовал свой, особый контагий. Лечение болезни должно быть направлено как на облегчение страданий больного, так и на уничтожение размножающихся частиц контагия.

Смелость обобщений Фракасторо была очень велика. Ученому пришлось бороться с множеством предрассудков, предвзятых мнений; он не посчитался с авторитетом отца медицины - Гиппократа, что уже само по себе для того времени было неслыханной дерзостью.

Труды Джироламо Фракасторо

Любопытно, что теория Фракасторо была лучше принята народом, чем коллегами-медиками: такова была сила более чем двухтысячелетнего авторитета Гиппократа!

Фракасторо не только дал общую теорию «живого контагия». Он разработал систему предохранительных мероприятий. Чтобы не допустить распространения контагия, больных рекомендовалось изолировать; ухаживали за ними люди в специальной одежде - длинных балахонах и масках с прорезями для глаз. На улицах и дворах жгли костры, часто из пород дерева, дающего едкий дым, например можжевельника. С пораженным эпидемией городом прерывалось свободное сообщение. Торговля производилась на специальных заставах; деньги опускали в уксус, товары окуривали дымом. Письма из конвертов вынимали щипчиками.

Все это, особенно карантины, препятствовало распространению заразных болезней. В какой-то степени эти меры применяются и по сей день. Кто не знает о дезинфекции, которую производят в доме заболевшего дифтерией, о строгом режиме инфекционных больниц.

Карантины и противоэпидемические кордоны нарушали нормальную жизнь страны. Иногда среди населения, не понимавшего всей важности принимаемых мер, вспыхивали стихийные бунты (например, «чумной бунт» в Москве в 1771 году). К тому же «начальство» давало иногда такие путаные и темные объяснения о цели карантинов, что люди их не понимали. Вот интересный отрывок из дневника А. С. Пушкина 1831 года (года большой эпидемии холеры).

«Несколько мужиков с дубинами охраняли переправу через какую-то речку. Я стал расспрашивать их. Ни они, ни я хорошенько не понимали, зачем они стоят тут с дубинами и с повелением никого не пускать. Я доказывал им, что, вероятно, где-нибудь учрежден карантин, что я не сегодня, так завтра на него наеду, и в доказательство предложил им серебряный рубль. Мужики со мной согласились, перевезли меня и пожелали многие лета».

Джироламо Фракасторо родился в $1478$ году в городе Верона в Италии. Он обучался в университете Падуи, сначала осваивал гуманитарные науки, философию и математику, а затем астрономию и медицину.

В возрасте $20$ лет Фракасторо уже начал преподавать в университете логику. Большую часть жизни он провел в Вероне, где много практиковал в качестве врача. Однако позднее был приглашен на должность придворного врача римского папы Павла III, в связи с чем переехал в Рим.

Джироламо Фракасторо умер $17$ марта в $1553$ году. В его честь одним из видных ученых Средневековья, Скалигером, была сложена поэма, а в Вероне был установлен памятник.

Вклад в медицину

Замечание 1

Джироламо Фракасторо считается одним из основоположников эпидемиологии как науки. Он предложил свою теорию распространения заразных болезней, согласно которой существует живое размножающееся заразное начало, выделяемое больным организмом.

Одним из главных его трудов стала трехтомная книга «О контагии, контагиозных болезнях и лечении», которую издали в $1546$ году. Здесь Фракасторо обобщил взгляды Гиппократа и Аристотеля, Галена, Авиценны и других великих ученых медицины, а также изложил свою теорию.

Первый том содержал общие теоретические положения о происхождении и развитии инфекционных болезней, второй – описание картины различных заразных заболеваний, третий том был посвящен их лечению.

Фракасторо выделил два пути передачи инфекций. Первый путь, по мнению автора, осуществляется через соприкосновение с больным либо через предметы быта – одежду, постель, посуду. Второй путь, более опасный, – по воздуху при помощи мельчайших невидимых частиц. В связи с этим для предотвращения распространения болезней Фракасторо предложил изолировать больного и проводить дезинфекцию – очистку места, которое могло быть им заражено.

Кроме того, он считал необходимым помечать двери домов, где находились заразные больные, закрывать лавки и государственные учреждения во время эпидемий и даже ограничивать посещение церквей. После смерти больного дом, в котором он жил, сжигали вместе со всеми бытовыми предметами и мебелью.

Замечание 3

В этой же работе Фракосторо описал картину многих опасных инфекций: оспы, кори, чумы, чахотки, бешенства, проказы, сыпного тифа и пр.

Даже в эпоху Возрождения тема была невероятно актуальна. В то время знаний о происхождении, распространении и методах борьбы с заразными болезнями было крайне мало. Смертность от инфекционных болезней в XV-XVI веках была очень высокой. Так, в Европе ежегодная заболеваемость оспой составляла около $10$ миллионов человек, $25-40%$ из которых умирало.

Считается, что именно Фракасторо ввел название болезни – сифилис, опубликовав поэму о болезни «Сифилис или о галльской болезни» в $1530$ году. Произведение стало одновременно медицинским трактатом, так как содержало описание клинической картины и рекомендации по лечению и профилактике.

Фракасторо увлекался не только медициной, но также был философом. Среди его произведений «Диалоги», посвященные проблемам философии и психологии. Также следует упомянуть следующие трактаты ученого: «Наугерий, или О поэзии», «Суждения о виноделии», «О лечении охотничьих собак», «Письма тридцати знаменитых людей». Кроме того, в $1739$ году была опубликована книга стихов Фракасторо.

Заслуги великого ученого сложно недооценить. Он стал тем, кто заложил научные основы для дальнейшей борьбы с инфекционными болезнями.