Калика перехожая. Калики перехожие - что это такое на самом деле

Если говорить сухим языком документов, то родился Илья в селе Карачарове в семье крестьянина Ивана Тимофеевича и жены его Ефросиньи Яковлевны. Да вот беда, ребенок оказался болен ДЦП. Надо отдать должное, не отказались родители от дитяти болящего, не сдали его в приют и не оставили в лесу темном под ракитовым кусточком на погибель верную, а ухаживали за ним, растили по мере сил. Конечно, ни о каком лечении в те времена, да еще и в глухой деревне речи и быть не моглою Так и прожил Илья первые тридцать лет инвалидом обездвиженым. И вот однажды отправились Иван Тимофеевич с женой на лесозаготовки, А сына своего вынесли на двор, посадили на завалинку и прислонили к стеночке. Вот, сидит, значит Илья, кур во дворе считает, а мимо как раз проходили калики перехожие. Лекари самопальные да экстрасенсы самодельные. И говорят они ему:
- Эй ты, мОлодец, преподнес бы старикам водицы испить.


А Илья в ответ:
- Вы что, старичье, издеваетесь? Не видите, сил моих нет, с места сойти не могу, как папка с мамкой посадили, так и сижу.
Тогда посмотрел на него главный калика повнимательней, третьим глазом, который каждому экстрасенсу полагается, и видит: в самом деле, энергетический баланс ни к черту, нервная проводимость на нуле и чакры совсем не чакрят. Тогда прищурился он взглядом специальным и говорит, прям как тот Кашпировский:
- Даю установку - встань и иди и энурез у тебя тоже пройдет.
Илья действительно встал и пошел, да только слишком сильной установка оказалась, остановиться никак не может, кругов пять вокруг избы сделал, пока сила воздействия не уменьшилась. Подходит он тогда к каликам и говорит:
- Ай, спасибо тебе, старичок незнакомый, вылечил.
А тот ему в ответ:
- Да погоди ты радоваться, это еще не все. А лучше ка принеси водицы колодезной, мы тебе микстурку замутим для закрепления результатов. Илья быстренько сбегал к колодцу, принес воды, старик накидал в нее анаболиков запрещенных, энергетически зарядил по методу Чумака и велел Илье выпить до дна. Илья ковшик опрокинул и почувствовал в себе силу немерянную.
- Ну, как, детинушка, что чувствуешь?
- А подать мне сюда змея Горыныча - говорит Илья, я ему все шеи бантиком позавязываю и орду любую татарскую одной левой раскидаю.
Понял лекарь, что с дозировкой перборщил и говорит:
- Принеси ка еще водицы. Илья принес, дохтур в нее антидота насыпал и велел пациенту выпить. Илья выпил.
- А теперь, что чувствуете, больной?
- Э-э-э, как так? - недоумевающе сказал будущий богатырь - Сила вполовину уменьшилась.
- Вот и прекрасно - говорит лекарь, хватит с тебя, не дело таким терминатором быть.
Илья хотел было возмутиться, но подумал, что старик может и совсем без сил оставить и спорить не стал.

С тех пор стал Илья по деревне ходить да силушкой хвалиться. Коня себе завел. А бело было так: однажды выйдя за околицу повстречал Илья мужичка который вел в поводе жеребенка ледащего. И говорит ему Илья:
- Мужик, продай коника.
А красная цена тому жеребенку была грош ломаный. А мужик возьми и запроси пять рублев. Илья взял его тогда за шкирку, поднял в воздух и популярно объяснил теорию ценообразования. Мужик сразу внял и согласился продать животное за справедливую цену. Илья принялся коня откармливать, овсом в который щедро добавлял анаболики, каликой оставленные "на всякий случай". На такой диете жеребенок быстро пошел в рост и скоро вырос в могучего богатырского коня.

Помаявшись в родной деревне Илья решил, что с его силой он достоин лучшей участи и однажды пришел к отцу и сказал:
- Батюшка, не могу я больше в этой глухомани жить. Решил я податься в город и выступать там в боях без правил. Большую деньгу могу заработать и тебе с матушкой помочь.
- Нет, нет тебе на это моего родительского благословения - отвечал отец - Не дело мужику здоровому на потеху морды бить. Вот если бы ты в армию записался, тогда другое дело.
Илья подумал, что действительно, в армии тоже можно карьеру сделать и сказал, что согласен, пойдет наниматься в дружину царскую. На это батюшка благословение дал. Но богатырю же нужно оружие подходящее. Долго Илья ходил по кузницам да меч себе искал. Все они оказывались какими-то мелкими. Пока один кузнец не предложил ему меч который для статуя трехметрового делали. Илья меч осмотрел и одобрил:
- Вот это мой размерчик.

Взял Илья меч свой богатырский, оседлал коня богатырского и поехал в стольный град Киев на службу царскую наниматься.

Ну а про подвиги его я как нибудь в другой раз раскажу.

Илья Муромец и Идолище. Былина

Едет Илья по чистому полю, о Святогоре печалится. Вдруг видит - идёт по степи калика перехожий, старичиме Иванчище. - Здравствуй, старичище Иванчище, откуда бредёшь, куда путь держишь? - Здравствуй, Илюшенька, иду я, бреду из Царьграда. да нерадостно мне там гостилось, нерадостен я и домой иду. - А что же там в Царьграде не по-хорошему? - Ох, Илюшенька; всё в Царьграде не по-прежнему, не по-хорошему: и люди плачут, и милостыни не дают. Засел во дворце у князя царьградского великан - страшное Идолище, всем дворцом завладел - что хочет, то и делает. - Что же ты его клюкой не попотчевал? - А что я с ним сделаю? Он ростом больше двух саженей, сам толстый, как столетний дуб, нос у него - что локоть торчит. Испугался я Идолища поганого. - Эх, Иванчище, Иванчище! Силы у тебя вдвое против меня. а смелости и вполовину нет. Снимай-ка ты своё платье, разувай лапти-обтопочки, подавай свою шляпу пуховую да клюку свою горбатую: оденусь я каликою перехожею, чтобы не узнало Идолище поганое меня. Илью Муромца.

Раздумался Иванчище, запечалился: - Никому бы не отдал я своё платье, Илюшенька. Вплетено в мои лапти-обтопочки по два дорогих камня. Они ночью осенней мне дорогу освещают. Да ведь сам не отдам - ты возьмёшь силою? - Возьму, да еще бока набью. Снял калика одежду стариковскую, разул свои лапотки, отдал Илье и шляпу пуховую, и клюку подорожную. Оделся Илья Муромец каликою и говорит: - Одевайся в моё платье богатырское, садись на Бурушку-Косма-тушку и жди меня у речки Смородиной. Посадил Илья калину на коня и привязал его к седлу двенадцатью подпругами. - А то мой Бурушка тебя враз стряхнёт, - сказал он калине перехожему. И пошёл Илья к Царьграду Что ни шаг - Илья по версте отмер дает, скоро-наскоро пришёл в Царьград, подошёл к княжескому тере му. Мать-земля под Ильёй дрожит, а слуги злого Идолища над ним подсмеиваются; - Эх ты, калика русская нищая! Экий невежа в Царьград пришёл Наш Идолище двух сажен, а и то пройдет тихо по горенке, а ты стучишь-гремишь, топочешь.

Ничего им Илья не сказал, подошёл к терему и запел по-каличьсму: - Подай, князь, бедному калике милостыню! От Илюшиного голоса белокаменные палаты зашатались, стёкла посыпались, на столах напитки расплескались, Слышит князь царьградский, что это голос Ильи Муромца, - обрадовался, на Идолище не глядит, в окно посматривает. А великанище-Идолище кулака по столу стучит: Голосисты калики русские! Я тебе, князь, велел на двор калик не пускать! Ты чего меня не слушаешь? Рассержусь - голову прочь оторву. А Илья зову не ждёт, прямо в терем идёт. На крыльцо взошёл - крыльцо расшаталось, по полу идет -половицы гнутся. Вошёл в терем, поклонился князю царьградскому, а Идолищу поганому поклона не клал. Сидит Идолище за столом, хамкает, по ковриге в рот запихивает, по ведру мёду сразу пьёт, князю царьградскому корки-объедки под стол мечет, а тот спину гнет, молчит, слезы льёт.

Увидал Идолище Илью, раскричался, разгневался; - Ты откуда такой храбрый взялся? Разве ты не слыхал, что я не велел русским каликам милостыню давать? - Ничего не слыхал, Идолище не к тебе я пришёл, а к хозяину - князю царьградскому. - Как ты смеешь со мной так разговаривать? Выхватил Идолище острый нож, метнул в Илью Муромца. А Илья не промах был - отмахнул нож шапкой греческой. Полетел нож в дверь, сшиб дверь с петель, вылетела дверь на двор да двенадцать слуг Идолища до смерти убила. Задрожал Идолище, а Илья ему и говорит: - Мне всегда батюшка наказывал: плати долги поскорей, тогда ещё дадут! Пустил он в Идолища шапкой греческой, ударился Идолище об стену, стену головой проломил, А Илья подбежал и стал его клюкой охаживать, приговаривать: - Не ходи по чужим домам, не обижай людей, найдутся и на тебя старшие? И убил Илья Идолище, отрубил ему голову Святогоровым мечом и слуг его вон из царства прогнал.

Низко кланялись Илье люди царьградские: - Чем тебя благодарить, Илья Муромец, русский богатырь, что избавил нас от плена великого? Оставайся с нами в Царьграде жить. - Нет, друзья, я и так у вас замешкался; может, на родной Руси моя сила нужна. Нанесли ему люди царьградские серебра, и золота, и жемчуга, взял Илья только малую горсточку. - Это - говорит, - мной заработано, а другое - нищей братии раздайте. Попрощался Илья и ушел из Царьграда домой на Русь. Около речки Смородиной увидал Илья Иванчища. Носит его Бурушка-Косматушка, о дубы бьет, о камни трёт.

Вся одежда на Иванчище клоками висит, еле жив калина в седле сидит, - хорошо двенадцатью подпругами привязан. Отвязал его Илья, отдал его платье каличье. Стонет, охает Иванчище, а Илья ему приговаривает: - Вперёд наука тебе, Иванчище: силы у тебя вдвое против моей, а смелости вполовину нет. Не годится русскому богатырю от напасти бежать, друзей в беде покидать! Сел Илья на Бурушку и поехал к Киеву. А слава впереди него бежит. Как подъехал Илья к княжескому двору, встретили его князь с княгинею, встретили бояре и дружинники, принимали Илью с почётом, с ласкою. Подошёл к нему Алёша Попович: - Слава тебе, Илья Муромец. Ты прости меня, забудь мои речи глупые, ты прими меня к себе за младшего. Обнял его Илья Муромец: - Кто старое помянет, тому глаз вон. Будем вместе мы с тобой и с Добрыней на заставе стоять, родную Русь от врагов беречь! И пошёл у них пир горой. На том пиру Илью славили: честь и слава Илье Муромцу!

как показывает его имя. Да и само место Муром видно не простое, судя по его названию.

Итак, Илья Муромец сидел сиднем тридцать лет. Пришли к Илье в дом две калики

перехожие, велели отворить ворота. Илья ответил им, что не может этого сделать, сил нет

ни в руках, ни в ногах. Они опять попросили его отворить ворота. Тогда Илья Муромец

неожиданно для себя встал и отворил им ворота.

Потом калики перехожие напоили Илью "питьецом медвяным".Питьецо – птц –

птица – душа; медвяное – медное – мед – здесь речь идёт о сердце, скорее всего. Иными

словами, калики дали ему душу, или ещё можно сказать, что они вдохнули жизнь в его

душу, дали ей силу и способность соединять вещи в единое, любить. Напоив, калики

спросили его, чтó тот в себе чувствует?

Бил челом Илья, калик поздравствовал:

"Слышу в себе силушку великую".

Говорят калики перехожие:

"Будешь ты, Илья, великий богатырь,

И смерть тебе на бою не писана:

Бейся-ратися со всяким богатырём,

И со всею поленицею удалой;

А только не выходи драться

Со Святогором-богатырём:

Его и земля на себе через силу носит;

Не бейся и с родом Микуловым:

Его любит матушка сыра земля;

Не ходи ещё на Вольгу Всеславьича:

Он не силой возьмёт,

Так хитростью-мудростью…

Получается, что Илья Муромец стал богатырём, во-первых, потому что просидел

на печи тридцать лет (как сейчас стало ясно, он работал с собой, чистил сознание, копил в

себе пустоту (сидеть на печи – означает буквальновыпекать себя ). Во-вторых, Илье

Владимир Жикаренцев «Дорога Домой»

Муромцу помогли стать богатырём калики перехожие, то есть каль, ничто. Илья Муромец

стал богатырём, когда стал никем. Состояние «ничто» помогло ему пройти в Золотое

царство, и ниже мы это увидим, что Илья действительно бился с Идолищем и освободил

от него Царьград, то есть Град Небесный. Ведь это в Золотом царстве героя поджидает

чудище, змей и т.п. для последней битвы.

Учёные предполагают, что калики это какие-то странники или христианские

паломники, которые бытовали на Руси в средние века. С другой стороны в былинах явно

говорится, что они были богатырями и обладали необычными способностями. Именно

калика (ничто, смерть) призывает Илью Муромца к подвигу и даёт ему оружие, чтобы

победить Идолище, которое обосновалось в Киеве или Царьграде. Идолище - змея – ум –

можно победить с помощью смерти я.

Калики перехожие это было сообщество странствующих посвящённых, которые

несли тайные знания людям и помогали избранным пройти на другую сторону: стать

никем. Получается, что на Руси в средние века существовала духовная традиция уходить в

калики. Так поступали те, кто готов был умереть, превратиться в ничто, чтобы потом

возродиться к Жизни. Умирало их я. И эти люди - калики - имели обыкновение

странствовать с места на место –калика перехожая (Заметьте, Иисус поступал точно так

же). Ни жилья, ни имущества, ни имени, ни памяти, ничего, за что могло бы зацепиться я,

чтобы продолжать жить.

Илья Муромец всегда бьёт Идолище каличьем оружием: шелапугой (кнутом),

дорожной клюкой или «шапкой земли греческой». И Иван-царевич в последней битве со

змеем кидает шапку в дом, где спят его братья или находится его конь. Дом (его я)

В славном городе во Муроме,
Во селе было Карачарове
СИднем сидел Илья Муромец,
Илья Муромец, крестьянский сын,
Сиднем сидел ровно тридцать лет.
Уходил государь его батюшка
Со родимую со матушкою
На работушку на крестьянскую.
Как приходили два калики перехожие*
Приходили под окошечко косящато.
Говорят калики таковы слова:

"Ай же ты, Илья Муромец,
Илья Муромец, крестьянский сын!
Отворяй каликам ворота широкие,
Ты пусти калик к себе во дом".
Ответ держит Илья Муромец:
"Ай же вы, калики перехожие!
Не могу отворить ворот широких,
Сиднем сижу ровно тридцать лет,
Не ходят мои ножки резвые,
Не служат мои руки белые".
Опять говорят калики перехожие:
"Вставай-ка, Илья, на резвы ноги,
Отворяй-ка ворота широкие,
Ты пускай калик к себе в дом".
Встал Илья на ноги резвые,
Отворял ворота широкие,
И пускал калИк к себе во дом.
Приходили калики перехожие.
Они крест кладут по-писаному,
Поклон ведут по-ученому,
Наливают чарочку питьица медвяного,
Подносят-то Илье Муромцу.
Как выпил он чару питьица медвяного,
Богатырско его сердце разгорелося,
Его белое тело распотелося.
Воспроговорят калики таковы слова:
"Что чувствуешь в себе, Илья?"
Бил челом Илья, да ответ держал:
"Слышу силушку в себе великую".
Говорят калики перехожие:
"Будешь ты, Илья, великий богатырь,
И смерть тебе на бою не писана;
Бейся-ратися со всяким богАтырем
И со всею поленицею удалою;**
А только не выходи дратися
Со Святогором-богатырем -
Его и земля на себе через силу носит;
Не бейся и с родом Микуловым -
Его любит матушка сыра земля;
Доставай, Илья, себе коня богатырского,
Выходи в раздольице чисто поле,
Покупай первого жеребчика,
Станови его в стубу на три месяца,
Корми его пшеном белояровым.
А пройдет поры-времени три месяца,
Ты по три ночи жеребчика в саду выхаживай,
Подводи его к тыну ко высокому:
Как станет жеребчик через тын перескакивать,
И в ту сторону, и в другую сторону,
Поезжай на нем куда захочется,
Будет конь тебе служить верой-правдою".
Тут калики потерялися.
Пошел Илья ко родителю ко батюшке
Ну тую на работу на крестьянскую,
Очистить надо пал*** от дубья-колодья:
Он дубье-колодье все повырубил,
Во глубоку реку все повыгрузил,
А сам пошел домой Илья Муромец.
Встали отец с матерью от крепкого сна - испужалися:
"Что это за чудо подеялось?
Кто бы это нам сработал работушку?"
И домой они отправлялися.
Как пришли домой они - дивуются:
Илья Муромец по избе похаживает.
Тут стали его расспрашивать,
Как на ноги встал, вошел в силушку.
Илья Муромец и поведал им,
Как приходили калики перехожие,
Поили его питьецем медвяныим:
В руки-ноги вошло володеньице,
И получил он силушку великую.
Пошел Илья в раздольице поле чистое,
Видит: мужик ведет жеребчика не мудрого,
Бурого жеребчика косматенького.
Покупал Илья того жеребчика,
Становил того жеребчика в сруб на три месяца,
Кормил его пшеном белояровым,
Поил свежей ключевой водой.
И прошло поры-времени три месяца,
стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать,
В три росы его выкатывал,
Подводил ко тыну ко высокому,
И стал бурушко через тын перескакивать,
И в ту сторону, и в другую сторону.
Тут Илья Муромец, сын Иванович
Седлал добра коня, зауздывал,
Брал у батюшки, у матушки
Прощеньице-благсловеньице
И поехал во раздольице поле чистое.

--------
*калИки перехожие - странствующие богатыри, паломники.
**Здесь: все, любые вОины.
***Пал - место выжженого (спаленного) для пашни леса