Меловые карьеры: фото, где находятся, как доехать. Беларусь

Милиция будет ежедневно патрулировать дороги у меловых карьеров в Красносельском. Автомобили будут эвакуировать, а туристов штрафовать. «Это никакие не белорусские Мальдивы, а опасные технические карьеры», - объясняют спасатели.

Меловые карьеры под Волковыском - одна из самых популярных «диких» достопримечательностей страны, хотя еще несколько лет назад об их существовании знали только местные. Опытные туристы отыскали путь, сделали эффектные фото. И туристы поспешили увидеть новое чудо.

Кто-то приезжает сюда искупнуться, кто-то - на фотосессию, но есть и те, кто на несколько дней останавливаются с палатками на высоких берегах карьеров. На пикники берут и детей.

Туристов не останавливает, а даже привлекает необустроенность здешних красот. Здесь нет ни оборудованных пляжей, ни спасателей на берегу. Мусор, который туристы оставляют после себя, уже превратил некоторые склоны в свалку.

И хотя предупреждение об опасности размещено на самом въезде, это не становится преградой для любителей приключений. «Чтобы увидеть такую красоту, можно и рискнуть», - считают многие путешественники.

Местные в карьерах никогда не купались

По площади меловые карьеры под Волковыском занимают около 300 футбольных полей. Местное предприятие «Красносельскстройматерилы» получает землю в пользование для разработки месторождений. Со временем использованные карьеры заполняются водой. На дне остается мел, поэтому вода приобретает ярко-бирюзовый цвет, за что эту местность и прозвали белорусскими Мальдивами.

Однако красота эта обманчива. Во-первых, глубина карьеров достигает 50 метров, высота насыпи - 40 метров. Здесь наблюдается проседание берегов. Для плавания - это не лучшее место. 10 человек уже утонули.

Во-вторых, вода только на вид чистая. На самом деле, количество бактерий кишечной палочки в 100 раз превышает норму. Кроме того, мел не просто сушит кожу, он оседает в легких, вызывая астму.

Местные жители знают о коварности здешних карьеров, поэтому сами в них не купаются. А приезжих туристов предупреждение об опасности не останавливает.

Автомобили туристов будут эвакуировать

Но в этом году «Красносельскстройматериалы» решил всерьез заняться безопасностью на карьерах. Стартовая страница сайта компании открывается с предупреждения, почему не стоит ехать на карьеры.

Заместитель гендиректора Геннадий Найдюк отмечает, что туристы не только подвергают себя риску, но и мешают работе предприятия.

«Люди паркуют автомобили вдоль дорог, по которым курсирует наша карьерная техника. Поэтому в прошлом году мы закупили эвакуатор, и с этого года будем активно его использовать» , - заявил он в комментарии для «СБ. Беларусь сегодня» .

По словам старшего инспектора по охране общественного порядка Волковысского РОВД Александра Самойло , в купальный сезон в районе меловых карьеров будет работать ежедневный патруль.

«Вдоль трассы, где проходит карьер, остановка и стоянка запрещена. Это значит, что все автомобили мы будем эвакуировать».

Каждый, кто оставит машину рядом с карьерами, заплатит штраф за нарушение ПДД, услуги буксировки и платной стоянки. Туристам за посещение карьера также грозит штраф - от 3 до 10 базовых величин.

«Раньше никто не знал про эти карьеры. Но потом появились статьи в интернете, и потянулись туристы, - продолжает Александр Самойло. - Нужно понимать, что это технические карьеры, где продолжаются промышленные работы. Это не место для развлечений. В прошлом году утонуло два человека».

Могут ли карьеры под Волковыском стать облагороженным местом для туристов?

Чтобы туристы смогли легально приезжать на меловые карьеры в Красносельском, нужно решить вопросы с безопасностью.

Во-первых, вода должна быть безопасной для купания. Накануне каждого купального сезона санитарные службы проверяют водоемы.

Во-вторых, нужно оположить берега. Эта работа ведется. На карьерах, которые «Красносельскстройматериалы» уже не использует, постепенно опускают берега.

Но возникнет ли на их месте новый курорт, зависит уже от местных властей. Ведь нужно оборудовать пляжи, сделать стоянку для автомобилей, организовать работу спасателей, вывоз мусора, выездную торговлю.

«В Беларуси всего несколько таких объектов. Под Солигорском есть известковые карьеры, например, - говорит председатель объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков Николай Чирский . - Можно понять руководство предприятия и местные власти, которые запрещают там купаться - все-таки это вопрос безопасности. Но экскурсии там было бы интересно организовывать».

В конце августа группа белорусских экскурсоводов собирается посетить Красносельск, в том числе и меловые карьеры.

«Договариваемся с местным музеем, так что, надеюсь, никаких преград не будет» , - заявил Чирский.

Два года назад специалисты Волковысского районного центра туризма и краеведения детей и молодежи разработали , который затрагивал и голубые карьеры в Красносельске. По словам директора центра Инны Кулак , летом экскурсии пользовались большим спросом у школьников.

«Сейчас мы исключили из маршрута голубые карьеры, потому что туда не пускают людей, - говорит специалист. - Но возле карьерных шахт мы показываем туристам старые карьеры, «Зеленые линзы», где берега более безопасные».

При этом спускаться к воде участникам экскурсии строго запрещено. «Стены берегов не укреплены, возможны обвалы, поэтому купаться мы не разрешаем» , - пояснила директор центра.


Маршрут, обозначенный зеленым на карте, мы частично подсмотрели на globus.tut.by, частично разработали сами:

Значительная часть нашего пути проходила по магистрали М1 (Е30). Судя по утренней погоде, день должен был выдаться теплым, ясным и солнечным.

Однако, когда мы отъехали от Минска километров 160, небо плотно затянуло тучами, погода переменилась, термометр на приборной панели медленно пополз к +13 С. Остальное время нашего путешествия прошло в ожидании дождя. За Ивацевичами свернули с М1 (Е30) на Р44 и въехали в Коссово. Вот и костел святой троицы, где в 1746 году крестили Тадеуша Костюшко. Собственно, одной из целей нашего путешествия была попытка ознакомить сыновей с историей "сапрауднага рэвалюцыянера", незаслужено обойденного курсом соответствующего школьного предмета:

* следующий снимок и некоторые другие в правом верхнем углу отмечены знаком . Это означает, что под таким снимком спрятан еще один – похожий или с другого ракурса. Для отображения второго снимка кликните мышкой по первому снимку, для возврата первого – кликните по второму.


На окраине Коссово в исторической усадьбе Меречевщина находится одно из двух наиболее вероятных мест рождения Тадеуша Костюшко. Там, благодаря помощи США (Костюшко- почетный гражданин США и Франции), восстановлен былой облик усадьбы. Так ли она выглядела ранее - вопрос, нас поразило эмоциональное сходство усадьбы с калифорнийским Форт Росс .


Внутри усадьбы - очень симпатичная, ухоженная экспозиция, не претендующая на историческую справедливость:


А рядом и вовсе красотища с живописным прудом на фоне просторов:


Лебединое семейство подарило нам полчаса восторга. Кто сказал, что они гадкие утята?


Рядом с усадьбой есть вся инфраструктура: и кафе (говорят, вкусно, мы были еще задолго до обеда), и маленький гостевой дом, где можно переночевать.

А совсем рядом, в пешей пятиминутной доступности великолепный дворец промышленных магнатов Пусловских (1838 год). Думаю, мы были одни из первых, увидевших дворец в таком ракурсе полностью. Еще пару месяцев назад он был почти полностью закрыт лесом и тот же globus предлагал совсем другие фото. Помните сказку о спящей красавице? Не знаю, как у вас, а по мне она и спала именно в таком дворце за дремучим лесом. Сожжен партизанами (как не прискорбно) в 1943 году. Может быть когда-нибудь мы увидим его во всем великолепии.


Дворец на реставрации, правда активных работ не наблюдалось, возможно потому, что была суббота. По замыслу дворец должен был напоминать старые английские замки.:


Ружаны от Коссово совсем близко. Более масштабных руин в Беларуси нет. Размеры дворцового комплекса Сапег поражают воображение - это больше чем полноценный стадион. Построен дворец первой половине 18 века. В центре имелся парадный двор с регулярным парком, куда можно было попасть через триумфальную арку главных ворот:

Таким он был когда-то:


Таким он сохранился до наших дней. Интересное решение придумано реставраторами. Восстановлен первоначальный вид въездного флигеля, где обустроился маленький музей. Парадный вид флигеля позволяет путешественику додумать (представить) то, как все было при Сапегах. Тем не менее сам дворец дышит историей, не дать бы только ему и дальше разрушаться.


Побродим по дворцовым "аппартаментам"

Полюбуемся на старинный камин:

Заглянем в винный погреб:

Вид из дворцового комплекса на поселок Ружаны:

Координаты GPS поселка Ружаны: : N52°51"53"" E 24°53"26"" .

Следующей точкой нашего путешествия должны стать озёра на месте меловых карьеров под поселком Красносельский.

Меловые карьеры под Красносельским и карьерные озера
В поселке Красносельский главная достопримечательность - завод стройматериалов республиканского значения. Сырье для этого завода - мел, который добывают в меловых карьерах. Карьеры делятся на действующие и заброшенные. Некоторые заброшенные карьеры оказались со временем затопленными подземными водами, в результате имеем несколько озер с водной гладью лазурного цвета. "Белорусские мальдивы..." :))
Ехали, как и многие, чисто интуитивно. Выезжаем из Ружан и едем дальше по Р44 в сторону Волковыска, огибаем его справа, и всё так же по Р44 движемся в сторону поселка Красносельский. Долго ли коротко едем, может уже и проехали эти карьеры с озерами? На нашей карте их нет вообще (эти озера слишком малы для карты области), в навигаторе такого объекта как эти озера тоже нет.
Обновление от 23 мая 2014 :
Но вот навстречу стали попадаться карьерные самосвалы БеЛАЗ - мы на верном пути! :)


БелАЗ этой модели не очень большой - занимает ровно половину этой дороги, в ширину метра 3,5-4, разъехаться с ним - нет никаких проблем. Более крупных моделей самосвалов мы не увидели. И на БелАЗах почему-то нет гос.номеров - ни спереди, ни сзади:) . БелАЗы из разрабатываемых карьеров возят выкопанный огромными экскаваторами мел на находящийся неподалеку завод "Красносельскстройматериалы". Покрытие дороги и придорожные кусты с деревьями покрыты тонким слоем меловой пыли:


Вот и первое карьерное озеро:


Берега обрывистые, крутые. Вода в озере теплая и именно такого цвета, как на экране - синевато-лазурная, даже не смотря на явную непогоду:

И еще одно озеро, рядом с первым, где за 10 минут можно поймать двух крохотных карасиков:

Время обеда уже подошло, а у нас еще куча планов. Разворачиваемся и едем в обратную сторону. Пообедали в Волковыске, сфотографировали детей у памятника волку и взяли курс на Слоним по дороге Р99. Следующий пункт - оборонительная церковь в Сынковичах - деревне Зельвенского района. Наиболее вероятным временем его строительства можно считать конец XV - начало XVI в. Массивные стены, башни и помещения над сводами с бойницами сближают его с небольшим замком. В правой передней башне одну из бойниц приспособили под жилище дикие пчелы.

Слоним. Что ни дом, то историческая ценность. К сожалению, день подходил к концу и толком посмотреть город нам не удалось.
В этот день в школах проходили выпускные вечера, центр города был перекрыт для парада выпускников.

Атмосфера праздника наполняла весь город, красивая традиция, пора и Минску перенять.

Практическая информация

Где находятся Красносельские меловые карьеры? Как найти меловые карьеры? Подробная карта

Координаты GPS меловых карьеров - N 53.289539° , E 24.50346° .
А теперь без GPS (найти по GPS - тут много ума не надо:)). Сразу оговорюсь - добраться к меловым карьерам и карьерным озерам будет удобно только на своем транспорте. Не обязательно машина или мотоцикл, но хотя бы велосипед иметь нужно. Но вариант с велосипедом подойдет только ярым любителям велотуризма. Что касается общественного муждугороднего транспорта и как доехать на нем - я не в курсе, не пробовал.
Итак, выдвигаемся в путь к меловым карьерам на своем транспорте. Если вы будете стартовать из Минска, то вам придется проехать 270-280 км, затратить 3-3,5 часа времени в одну сторону. Карта:

Ориентир для поиска меловых карьеров - город Волковыск. Выезжаем из Минска в сторону Бреста, становимся на М1 (Е30), проезжаем мимо Баранович и вскоре сворачиваем на дорогу Р99 на Слоним. Проезжаем мимо Слонима, через Зельву и приближаемся к Волковыску. Не дозжая Волковыска будет перекресток, на котором вы должны будете свернуть правее на дорогу Р44 и двигаться по ней в сторону Гродно и поселка Красносельский. Едете по Р44, пока не увидите с левой стороны заводские постройки - это завод стройматериалов в поселке Красносельский. И примерно здесь же будет съезд (или путепровод) : налево - в поселок Красносельский, направо - в сторону деревни Новоселки. Съезд этот обозначен на карте цифрой 1:

Поворачиваем направо в сторону деревни Новоселки, едем, достигаем эту деревню и проезжаем ее насквозь. Она имеет практически нежилой вид, покосившиеся домики и заборы, все это щедро припорошено мелом. Вообще, мел там везде - на дорогах, вдоль дорог все деревья и кусты в мелу. Ваш автомобиль и одежда к окончанию поездки также будут пропитаны и присыпаны меловой пылью. После Новоселок проедете еще километра 2 и увидите с правой строны заброшенные меловые карьеры, а в них - карьерные озера. Те самые, ради которых вы ехали:) . Да, все дороги, по которым ехали, - асфальтовые, грунтовок на пути не было.

В общем, почти приехали. Если у вас внедорожник или мотоцикл или велосипед, то можно свернуть с дороги и попробовать по пересеченной местности проехать поближе к берегу. А если автомобиль с низкой посадкой, то дальше придется пешком, надо лишь машину убрать с дороги - рядом БелАЗы ездят и нещадно пылят мелом. Убрать с дороги машину можно, съехав на любую второстепенную грунтовку - их там будет две или три, что-то типа кармана или ответвления от асфальтовой дороги. Дальше двигаемся по пересеченной местности, метров 100-200 необходимо преодолеть. И вы окажетесь у ближайшего карьерного озера (на карте выше обозначено "Озеро 1"). Другие озера тоже рядом, смотрите карту выше.

Многие спрашивают - а есть ли рядом с озерами какая-нибудь инфраструктура - гостиница, гестхауз, магазин хотя бы? Там нет ничего из перечисленного, вообще ничего нет. Потому, что там белорусская глубинка без прикрас. Глухомань страшная и ебеня дикие. И еще потому, что данные карьерные озера - это ведь никакая не зона отдыха, не путайте. Все карьеры принадлежат заводу "Красносельскстройматериалы" и то, что в некоторых заброшенных меловых карьерах на образовавшихся озерах туристы повадились отдыхать, купаться и ловить рыбу - это на свой страх и риск отдыхающих и рыбаков. В целом, там абсолютно дикие места, только проносящиеся мимо БелАЗы вносят нотку цивилизации.
В день, когда мы приезжали была пасмурная дождливая погода и рабочий день, поэтому толп отдыхающих мы не увидели. Но в погожие выходные дни народу там бывает немало.
Озера имеют глубину в десятки метров, вязкое дно и крутые берега. Купание в этих озерах в некоторой степени опасно, имейте это ввиду. Дышать меловой пылью также не полезно. Подумайте об этом. Но один раз увидеть эти озера - это стоит того!

Те, кто уверен, что белые песчаные пляжи, омываемые голубыми волнами, бывают только в далеких странах, должен увидеть меловые карьеры под Волковыском. Недаром этот природный объект получил название «Белорусские Мальдивы».

Общая площадь карьеров равна 300 футбольным полям. Как понятно из названия, здесь добывают мел, а со временем отработанные карьеры заполняются водой. Яркий бирюзовый цвет ей придают остатки меловых пород. Заросшие деревьями обрывы и крупные кремниевые обломки дополняют уникальный пейзаж.

Сюда приезжают отдохнуть, пожарить шашлыки и искупаться. Много здесь рыбаков и даже дайверов. Тишина и мягкий климат привлекают любителей «дикого» отдыха.


Несмотря на близость и красивые виды, находиться на карьерах запрещено. Для этого есть несколько причин:

  • крутые спуски. Поскольку карьеры – объект промышленный, спуск к воде представляет собой высокий, почти вертикальный склон. Добираться до воды достаточно сложно и травмоопасно, удобные спуски и пологие участки немногочисленны;
  • промышленные работы. На многих объектах до сих пор ведутся активные разработки;
  • глубокое дно и сыпучие края насыпей. Поэтому здесь опасно не только купаться, но и просто любоваться красотой природы слишком близко к берегу.


Большое количество несчастных случаев вынуждает правоохранительные органы проводить регулярные рейды и штрафовать нарушителей. Также многих туристов отпугивает отсутствие инфраструктуры – даже на заброшенных карьерах, где уже не ведутся работы, нет никаких признаков благоустройства. Здесь достаточно места, чтобы поставить палатку, но ни столиков, ни кабинок, ни мусорных баков нет.

Некоторые отработанные карьеры проходят процесс рекультивации. Кое-где уменьшается высота берегов, убираются грозные таблички. Однако полноценного проекта по превращению отработанных карьеров в туристическую зону до сих пор нет.

Фото

Где находятся меловые карьеры?

Карьеры можно найти неподалеку от поселка Красносельский. Добираться придется на машине, транспорт сюда не ходит. Причина этого проста: несмотря на огромную популярность у туристов, карьеры – это промышленный объект. Во многих из них до сих пор добывают мел. Поэтому на подъезде желающих отдохнуть встречают предупредительные таблички.

Ключевая ценность этой статьи — актуальная карта проезда к меловым карьерам с подробными пояснениями.
Надеюсь, вам будет легче добраться до места отдыха.

Пишу заметку, которой не хватало нам самим во время поездки на Беларусские Мальдивы.

В статьях о карьерах за прошлые года не вся информация актуальна. Следуя указанному в статьях маршруту, мы постоянно натыкались на неопределенности и неприятные неожиданности. В пабликах о меловых карьерах под Волковыском в вконтакте можно найти только вопросы от желающих посетить достопримечательность впервые, а ответов почти нет.

  • Меловые карьеры в Беларуси прекрасны. Вода действительно лазурного цвета.
  • Нахождение и купание на карьерах официально запрещены, возможен штраф. Туристам там не рады.
  • От Минска на авто ехать 3 часа в одну сторону.
  • Очень много клещей в траве.
  • В городе Волковыск смотреть особо нечего.

Как доехать

В Красносельском районе есть старые и новые карьеры. Вам нужно на новые:)
Дорога на автомобиле от Минска до карьеров занимает чуть больше 3-х часов.

Координаты: 53.279295, 24.470577.

В Гугл навигаторе достаточно ввести поисковый запрос «Меловые карьеры».

Вот подробная карта с пояснениями как доехать до карьеров в районе п. Красносельский:

При въезде в д. Новоселки тоже будет знак «Движение запрещено», но через 700м. Можно оставить машину и идти пешком это дополнительное расстояние.
Другой вариант — проехать 700м и легально оставить машину рядом с указанной меткой в д. Карповцы. Учитывайте, что ехать придется через деревню по грунтовой дороге с ямами.

Как пройти

Идти пешком придется в любом случае)

Готовьтесь встретить на пути много предупреждающих об опасности знаков и сформируйте заранее отношение к ним всех участников вашей поездки)
В правом верхнем углу на карте указан финишный участок маршрута. На первой половине этого участка дорога перекопана:
Преодолеть этот участок на транспорте крайне затруднительно. Запаситесь подходящей обувью.
Вторая часть финишного маршрута более приятна:
Еще несколько шагов по тропинке — и вы у цели:)

Штраф

Размер штрафа: от 3 до 10 базовых величин. Сейчас базовая 23 бел. рубля. Итого, штраф может составить 230 бел. рублей/7400 российских рублей/130$.

В некоторых источниках встречалась информация о патрулировании милицией территории карьеров. Но отзывов оштрафованных туристов мы не встречали.

Старые меловые карьеры

Старые карьеры не такие красивые. Вода в них более зеленая, почти стандартного цвета воды в обычном пруду.

Кратчайший путь от новых карьеров до старых перегорожен очередным знаком «Движение запрещено», поэтому добираться придется в объезд через п. Россь.

Карта проезда от новых карьеров к старым:

Приятных Вам путешествий!)
Если статья была вам полезна, напишите ниже комментарий об этом?)

"Белорусские Мальдивы" совсем недавно стали притягивать любителей отдохнуть на берегах изумительных по красоте При отсутствии официального разрешения на отдых в здешних местах и разработанных туристических маршрутов множество экстремалов, дайверов, рыболовов и просто охотников пофотографировать и интересно провести досуг прокладывают свой путь по белорусским просторам.

Дороги, зовущие нас

Чаще всего интерес к здешним местам возникает после просмотра фотографий, а также захватывающих рассказов знакомых, с восторгом делящихся впечатлениями, которые оставили белорусские Мальдивы.

Как доехать до чарующих озер, фактически являющихся выработанными карьерами, каждый путешественник решает сам. Грамотно разработанный план осуществления задуманного - уже часть путешествия. Если выехать на автомобиле из Минска по направлению к Бресту, то после Барановичей следует свернуть направо - к Слониму. Проехав этот населенный пункт и следующий за ним, Зельву, надо обогнуть с востока город Волковыск и двигаться на север к поселку Красносельский. Самое простое решение этого вопроса - использовать карту.

Появление голубых "жемчужин"

В недавнем прошлом в Волковысском районе Гродненской области, вблизи поселка Красносельский, производилась выработка природных ископаемых. Добывать в этих местах мел стали примерно столетие назад.

Именно соединение воды с известняковыми взвесями приводит к образованию столь изумительных по красоте оттенков. Этим и привлекают туристов белорусские Мальдивы. После окончания промышленных работ карьеры заполнились водой, цвет которой поражает воображение, особенно в весенне-летний период. Озера ошеломляют разнообразием причудливых форм. Они занимают территорию, превышающую по площади триста футбольных полей. Для того чтобы в полной мере почувствовать очарование этих "жемчужин", желательно побывать хотя бы на нескольких водоемах.

Экстремальный отдых

«Дикие» туристы в восторге от возможности поплавать в светло-изумрудных водах у берегов, покрытых молодыми сосновыми деревьями. Особенностью этих озер является не просто удивительный оттенок вод, но и цветовое разнообразие: от бледно-голубых, лазурных до кислотно-зеленых.

Любителей экстремальных путешествий не пугает крутизна береговой линии, осложняющая спуск. Их не смущает довольно прохладная вода, которая не успевает за день достаточно прогреться. Особые опасения специалистов вызывают не свойства обогащенной известью воды, а неровное дно и чрезвычайно крутые берега, зачастую грозящие обвалами. Людям, которые не умеют плавать, не стоит отходить от берега более чем на полметра, так как дно зачастую такое же обрывистое. Кроме того, множеством табличек с предупреждениями об опасности и запрете на купание усеяны подъездные дороги.

Сюрреализм и смешение красок

Особую прелесть этим местам придает не только загадочный цвет озер, нехарактерный для белорусской природы, а то, что издалека вода кажется непрозрачной и матовой. Но вблизи сквозь толщу воды можно различить камешки и валуны, напоминающие метеориты. Кроме того, прогулка по туманному побережью в августе позволяет увидеть сюрреалистические картины. Стоя на крутом берегу, начинаешь ощущать на физическом уровне, как вокруг распространяется туманное облако.

Так завоевывают человеческие сердца белорусские и белые песчаные пляжи, весьма похожие на южные, и нереально крутые обрывы, схожие с каньонами Северной Америки, и растительность, произрастающая в условиях умеренного климата.

Перспективные решения

Сожаление возникает ввиду определенной кратковременности наблюдаемого явления. Скорое исчезновение столь удивительного вызвано постепенным истощением поверхностных запасов мела, растворяющегося в ней. Это приведет к тому, что дивные белорусские Мальдивы в достаточно скором времени могут превратиться в неброские озера, которые ничем не будут выделяться на фоне остальных.

Кроме того, несоблюдение регламентирующих выброс мусора и разведение костров, а также правил безопасности ведет к ухудшению в здешних местах экологической обстановки и человеческим жертвам. Решением, которое должно приниматься на правительственном уровне, можно было бы кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону. Не стоит забывать и о том, что на построении качественной туристической инфраструктуры могут заработать не только предприимчивые люди, но и государство в целом.

Белорусские Мальдивы сегодня способны вдохновлять и радовать своим великолепием, но завтра может быть поздно.