Николай муравьев апостол. Матвей иванович муравьев-апостол

    Декабрист, подполковник в отставке (с 1823). Брат С. И. Муравьёва Апостола. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813≈14. Один из основателей «Союза спасения» …

    - (1793 1886), декабрист, один из основателей «Союза спасения» и «Союза благоденствия», член Южного общества, подполковник в отставке (1823). Брат И. И. и С. И. Муравьёвых Апостолов. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Участник … Энциклопедический словарь

    Муравьёв Апостол: Муравьёв Апостол, Иван Матвеевич (1768 1851) русский писатель, государственный и общественный деятель, сенатор. Муравьёва Апостол, Анна Семёновна (1770 1810, ур. Черноевич) жена предыдущего. Их дети: Муравьёв Апостол … Википедия

    1. МУРАВЬЁВ АПОСТОЛ Ипполит Иванович (1806 26), декабрист, член Северного общества, прапорщик. Брат С. И. и М. И. Муравьёвых Апостолов. Участник восстания Черниговского полка. Ранен в бою, застрелился. 2. МУРАВЬЁВ АПОСТОЛ Матвей Иванович (1793… … Русская история

    Муравьёв-Апостол М. И. - МУРАВЬЁВ АПÓСТОЛ Матвей Иванович (1793–1886), декабрист, один из основателей тайных об в Союз спасения и Союз благоденствия, чл. Юж. об ва, подполковник в отставке. Брат И.И. и С.И. Муравьёвых Апостолов. Участник Отеч. войны 1812 и загран.… … Биографический словарь

    I Муравьёв Апостол Матвей Иванович , декабрист, подполковник в отставке (с 1823). Брат С. И. Муравьёва Апостола (См. Муравьёв Апостол). Участник Отечественной войны 1812 и заграничных… … Большая советская энциклопедия

    1 . Матвей Иванович (25.IV.1793 21.II.1886) декабрист. Подполковник в отставке. Брат С. И. Муравьева Апостола. Участник Отечеств. войны 1812 и загранич. походов 1813 14. Один из основателей Союза спасения, член коренной управы Союза… … Советская историческая энциклопедия

Матвей Иванович Муравьев-Апостол
34 года.

Представитель вида рода Муравьевых – разветвленного семейства, с которым мы еще неоднократно встретимся. Отец – Иван Матвеевич Муравьев, в 1801 году присоединил к своей фамилии вторую половину – Апостол (гетман Данила Апостол – прадед Ивана Матвеевича по матери), чем сильно облегчил жизнь и стал отличаться от остального «муравейника». Кроме второй половины фамилии он так же присоединил имение и порядка 5000 тысяч душ в Полтавской губернии в Малороссии. Писатель и государственный деятель: состоял кавалером при великих князьях Александре и Константине, с 1797 по 1805 гг. был на дипломатической службе (посланник в Гамбурге, Копенгагене, Мадриде), с 1811 г. член Российской Академии и «Беседы любителей русского слова», сенатор. Автор известной в то время книги «Путешествие по Тавриде» (которую цитирует Пушкин в приложении к «Бахчисарайскому фонтану»), был близок со многими писателями – Капнистом, Карамзиным, Державиным, был известен независимостью своих суждений, потому его кандидатура даже предполагалась декабристами в числе членов Временного правления. «Блестящий собеседник, умный, образованный, говоривший на нескольких языках, любивший и понимавший музыку, Иван Матвеич был в то же время большим эгоистом и большим гастрономом». (А. Бибикова)
Иван Матвеевич был женат на Анне Семеновне Черноевич (1770 – 1810 г), дочери австрийского генерала, родом серба, перешедшего на русскую службу. После ее смерти женился на Прасковье Васильевне Грушецкой (р. 1780) (дальней родственнице Екатерины Васильевны Грушецкой – матери декабриста Михаила Бестужева-Рюмина).
В семье Муравьевых-Апостолов по итогам двух браков было 10 детей. Семь от Анны Семеновны (Елизавета, замужем с 1809 года за графом Францем Петровичем Ожаровским (умерла в 1814 году); Матвей; Екатерина, замужем за Илларионом Михайловичем Бибиковым; Сергей; Анна, замужем за Александром Дмитриевичем Хрущевым; Елена, замужем с 1824 года за Семеном Васильевичем Капнистом, Ипполит) и трое от Прасковьи Васильевны. Детство свое дети Анны Семеновны провели в основном в Париже, куда Иван Матвеевич отправил свое семейство, получив должность посланника. Старшие сыновья воспитывались в пансионе Хикса, отец в их образовании и воспитании участия не принимал и с семьей практически не жил. Вообще, все дети были очень привязаны к рано умершей матери, а с отцом выстраивали отношения уже взрослыми и с переменным успехом.

Семья возвращается в Россию в 1809 году и после недолгого пребывания в Полтавской губернии приезжает в Москву, где происходит встреча цивилизаций трех ветвей обширного семейства. В Москве живет вдова Михаила Никитича Муравьева (он приходится Ивану Матвеевичу двоюродным братом) Екатерина Федоровна (в девичестве Колокольцева) с сыновьями Никитой и Александром – подробнее об этом семействе см. в разделе про Н.М. Муравьева. (Кстати, мать М.С. Лунина в девичестве Муравьева, и через нее Лунин приходится двоюродным братом Никите, и троюродным – Матвею, Сергею и Артамону.)
В доме Екатерины Федоровны живет и воспитывается младший брат Матвея и Сергея Ипполит.
В это же время в Москве находится Артамон Захарович Муравьев (сын Захара Матвеевича, который приходится двоюродным братом Ивана Матвеевичу и Михаилу Никитичу). Также в Москве живет Николай Николаевич Муравьев с сыновьями Александром (основатель Союза спасения), Николаем (впоследствии Муравьев-Карский) и Михаилом (впоследствии Муравьев-Виленский), которые сыграли свою роль в декабристском движении
Итак, на этом этапе жизни круг общения Матвея Ивановича во многом состоит из кузенов разной степени дальности родства. Николай Муравьев в это время готовится к тому, чтобы «удалиться через пять лет на какой-нибудь остров, населенный дикими, взять с собой надежных товарищей, образовать жителей острова и составить новую республику», а Матвей и Артамон участвуют в этом начинании.
Матвей Иванович поступает на службу в лейб-гвардии Семеновский полк, и так по службе знакомится, в частности, с С.П. Трубецким и И.Д. Якушкиным. Участвует в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах, Париж – брал, в Россию возвращается гвардии прапорщиком. С 1816 года масон, член ложи «Соединенных друзей» и «Трех добродетелей», а вскоре после этого – один из основателей Союза спасения. Он по-прежнему служит в Семеновском полку, в числе офицеров которого теперь Сергей Муравьев, Ф.П. Шаховской, Ф.Ф. Вадковский. Однако с Семеновской историей он успешно разминулся, поскольку в 1818 году был назначен адъютантом малороссийского генерал-губернатора генерал-адъютанта кн. Н.Г. Репнина-Волконского (старшего брата С.Г. Волконского).
В 1823 Матвей Иванович, поссорившись с Репниным, выходит в отставку в чине подполковника. Хотя Матвей Иванович и был членом Южного общества, активного участия в его делах он не принимал, за исключением участия в переговорах с Северным обществом во время пребывания в Петербурге с июня 1823 по август 1824 года. Там он знакомится с приезжающими в Петербург южанами – с Барятинским, Поджио, Волконским и Давыдовым. При этом довольно близко – видимо, еще с Союза Спасения – знаком с Пестелем, дружен с Бестужевым-Рюминым.
Круг его общения по возвращении из Петербурга составляли в основном соседи по имениям – семейство поэта Капниста, с которым Муравьевы-Апостолы на этот момент уже породнились, и семейство екатерининского вельможи Д.П. Трощинского. В доме последнего воспитывалась его внучка, княжна Хилкова, в которую, по свидетельству С.В. Капнист, Матвей был влюблен; с ее гувернанткой, m-lle Guegenet, переписывался.
Со времени своей отставки Матвей Иванович пытается отдалиться от дел общества и призывает к тому же брата, но выходит наоборот – навещая Сергея в Василькове (где квартирует Черниговский полк, в котором Сергей служит), Матвей постепенно втягивается в дела Васильковской управы. А приехав к брату в конце 1825 года, он становится участником восстания Черниговского полка.

Сергей Иванович Муравьев-Апостол
30 лет

О родителях и семье Муравьевых-Апостолов (и прочих Муравьевых) см.предыдущую справку (о Матвее Муравьеве). Отношения Сергея с отцом нельзя назвать теплыми, они были основаны, скорее, на взаимном уважении и разделенных интересах. С мачехой отношения детей от первого брака складывались так же непросто, причем Сергей оказывался своего рода посредником между отцом, братьями и сестрами, мачехой и остальными родственниками, умея находить со всеми общий язык и сглаживать острые углы.
В службу Сергей вступает одновременно с братом, но не в Семеновский полк, а в корпус инженеров путей сообщения. С этим корпусом он проходит большую часть Отечественной войны, но после Малоярославца, когда молодых офицеров корпуса возвращают доучиваться в Петербург, он использует родственные связи и остается – его берет в свой отряд муж старшей сестры генерал Адам Ожаровский. Сергей оказывается в батальоне вел. кн. Екатерины Павловны и с ним участвует в заграничных походах. С 1814 находился при генерале от кавалерии Н.Н. Раевском, с сыновьями которого, Александром и Николаем, впоследствии был дружен. Вскоре после возвращения в Россию он переведен в лейб-гвардии Семеновский полк. Здесь его сослуживцами в разные годы были многие будущие члены тайных обществ – Якушкин, Шаховской, позднее Федор и Александр Вадковские, Алексей Тютчев и Михаил Бестужев-Рюмин, с которым они впоследствии стали самыми близкими друзьями. В 1820 году во время восстания в Семеновском полку попытался удержать свою роту от выступления – однако это не спасло его от общей участи: по раскассировании полка он был переведен на Украину сначала в Полтавский пехотный полк, а через некоторое время – батальонным командиром в Черниговский пехотный полк. Во время службы на Украине продолжал поддерживать отношения с бывшими солдатами Семеновского полка, которым помогал и в дальнейшем вел среди них агитацию.
В эти годы на Украине он продолжает поддерживать отношения с семейством Раевских (возможно, в доме Раевских также знакомится с Василием Давыдовым), с соседями отца по имениям – семьей поэта Василия Капниста (один из сыновей которого был женат на сестре Сергея и Матвея, Елене), подобно брату, поддерживал переписку с гувернанткой княжны Хилковой (в имении Трощинских) m-lle Гюене. Близкие приятельские отношения складываются у него с польским магнатом, киевским губернским предводителем дворянства графом Густавом Олизаром.
Член масонских лож «Соединенных друзей» и «Трех добродетелей».
Один из первых членов Союза Спасения (принят троюродным братом Никитой Муравьевым в 1816 году), член Коренного Совета Союза благоденствия. Вероятно, в эти годы впервые знакомится с Пестелем, с Сергеем Трубецким
В начале 1822 года на Киевской контрактовой ярмарке вновь встречается с Пестелем (впервые после переезда на Юг) и по приглашению Пестеля присоединяется к Южному обществу; на совещаниях в 1822 году, вероятно, впервые знакомится с Волконским, Юшневским. В дальнейшем Сергей Муравьев и принятый им в общество Бестужев-Рюмин вместе возглавляют Васильковскую управу, в которую в течение 1823-1825 годов ими были приняты полковые командиры Тизенгаузен, Повало-Швейковский, Артамон Муравьев и др. Отношения Сергея Муравьева с другими руководителями Южного общества складывались непросто отчасти из-за разногласий о планах и тактике тайного общества; в 1824 году дополнительно возникла ссора с Давыдовым (и поддерживавшим Давыдова Волконским) из-за неудачного сватовства Бестужева-Рюмина к Екатерине Бороздиной – племяннице Давыдова.
С 1823 года принимал участие в переговорах с Польским патриотическим обществом (подробнее см.в справке о Бестужеве-Рюмине).
В мае 1825 года вступил в переговоры с приехавшим в Киев по делам службы членом Северного общества Сергеем Трубецким; переговоры закончились в октябре 1825 года договоренностями о совместном выступлении в 1826 году.
В августе-сентябре 1825 года во время Лещинских лагерей Сергей Муравьев и Бестужев встретились с бывшим сослуживцем по Семеновскому полку Алексеем Тютчевым и узнали от него о существовании Общества Соединенных славян. Хотя основные переговоры о соединении двух обществ вел Бестужев-Рюмин, однако Сергей Муравьев также успел познакомиться с некоторыми руководителями и членами славянского общества – в частности, он лично общался с Петром Борисовым и с Горбачевским, на которых успел произвести большое впечатление. Здесь же во время Лещинских лагерей через Тютчева Сергей Муравьев познакомился и со Спиридовым, которого тут же принял в Южное общество. В балагане Сергея Муравьева во время Лещинских лагерей происходило общее совещание – знакомство славян с членами Васильковской управы (в том числе с Артамоном Муравьевым), а также в его балагане происходило составление списка отряда цареубийц (см.подробнее в справках о Бестужеве-Рюмине и о славянах). Однако для Сергея Муравьева стало в некотором роде сюрпризом, что ряд офицеров из его батальона в Черниговском полку (Соловьев, Кузьмин, Сухинов, Щепилло) уже давно принадлежат к Славянскому обществу. В дни восстания Черниговского полка эти четверо офицеров проявили преданность и остались со своим командиром до самого разгрома восстания.

Муравьев Артамон Захарович, 32 года

Еще один представитель разветвленного семейства Муравьевых.
Отец - Захар Матвеевич Муравьев, артиллерийский офицер, впоследствии действительный статский советник, двоюродный брат Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола (отца декабристов Матвея, Сергея и Ипполита – см.про них подробнее в соответствующих справках) и Михаила Никитича Муравьева (отца Никиты и Александра Муравьева – см.подробнее в справке про Никиту Муравьева). Мать - баронесса Елиэавета Карловна Поссе, в первом браке - Энгельгардт, родственница полководца Барклая-де-Толли. В семье было еще двое детей – младший брат Александр, в 1825 году – командир Александрийского гусарского полка и сестра Екатерина – замужем за министром финансом Е.Канкриным.
С 1818 года Артамон женат на Вере Алексеевне Горяиновой, дочери действительного статского советника; к 1825 году в семье было трое детей – Никита (по-домашнему Никоша) 5 лет, Александр 4 лет и Лев (Левушка) – 2 года.
Артамон Муравьев в юности вместе со своим братом Александром слушал лекции в Московском университете (попечителем которого в эти годы был его дядя, Михаил Никитич Муравьев), затем в Петербургской школе колонновожатых (которой также руководил дальний родственник – Николай Николаевич Муравьев). В эти годы Артамон много и тесно общался с молодым поколением многочисленных Муравьевых, его товарищами были Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Никита Муравьев, дети Н.Н.Муравьева – Александр, Николай и Михаил (см.отдельную справку о семье Н.Н.Муравьева и его детях). В эти годы один из братьев, Николай Муравьев-младший, придумал новое общество: они хотели удалиться на какой-нибудь дальний остров (подходящим островом был выбран Сахалин, называемый также «Чока»), основать там республику и заняться просвещением жителей острова. Николай сочинил законы общества и уговорил следовать за собой Артамона Муравьева, Матвея Муравьева-Апостола, братьев Перовских и еще нескольких юношей. Артамону Муравьеву назначено было быть лекарем – в эти годы он впервые увлекся медициной и сохранил этот интерес на всю жизнь.
Артамон вступил в военную службу в 1811 году вступил колонновожатым; воевал в 1812 году в составе Дунайской армии при адмирале Чичагове; во время заграничных походов – адъютант квартирмейстерской части при штабе Барклая-де-Толли (здесь по службе, возможно, он познакомился впервые с Пестелем, служившим в корпусе Витгентшейтена под началом Барклая-де-Толли).
Участник сражений под Бауценом, Дрезденом, Кульмом, Лейпцигом, участвовал во взятии Парижа. В апреле 1814 года переведен в Кавалергардский полк, в составе которого вернулся в Россию, но вскоре принял участие в новом заграничном походе, связанном с бегством Наполеона. В Париже Артамон Муравьев был прикомандирован к оккупационному корпусу М.Воронцова и оставался во Франции до 1817 года. Вернувшись в Россию, служил в Кавалергардском полку до начала 1825 года (здесь его сослуживцами были будущие члены Петербургской управы Южного общества Вадковский, Свистунов, двоюродный брат Александр Муравьев и др.); после чего получил назначение полковым командиром Ахтырского гусарского полка, расквартированного в местечке Любар на Украине.
Артамон первоначально вступил в тайное общество еще в 1817 году: был принят Никитой Муравьевым в так называемое Военное общество, которое организационно предшествовало Союзу Благоденствия, но непосредственно в Союз Благоденствия, по-видимому, принят не был и вскоре после женитьбы от дел тайного общества отошел. Однако в 1824 году общался в Петербурге с двоюродным братом Матвеем Муравьевым-Апостолом и со своими молодыми сослуживцами по Кавалергардского полку Вадковским и Свистуновым и от них знал о некоторых планах тайного общества, хотя формально в нем в этот период не состоял.
Весной 1825 года на Украине возобновил знакомство с двоюродным братом Сергеем Муравьевым-Апостолом и был им принят в Васильковскую управу Южного общества (здесь же, вероятно, впервые познакомился с Бестужевым-Рюминым, а также с другими членами Васильковской управы – Повало-Швейковским, Тизенгаузеном и др.).
В сентябре 1825 года во время Лещинских лагерей был участником общего собрания членов Васильковской управы и только что присоединенного Общества соединенных славян; горячие речи Артамона произвели большое впечатление на молодых офицеров – членов славянского общества (Борисова, Горбачевского, Андреевича, Бечасного и других). В конце декабря 1825 года отказался от предложения приехавших к нему братьев Муравьевых-Апостолов и Бестужева-Рюмина принять участие в восстании во главе Ахтырского полка, однако попытался передать записку о планируемом восстании членам славянского общества – артиллеристам.


Бестужев-Рюмин Михаил Павлович, 24 года.

Из древнего дворянского рода Бестужевых-Рюминых. Самыми известными представителями этого рода в XVIII веке были братья дипломаты Алексей Петрович Бестужев-Рюмин (канцлер Российской Империи при императрице Елизавете) и его старший брат Михаил – при Петре I российский посол в Швеции. Однако декабрист Бестужев-Рюмин принадлежал к другой, нижегородской (менее известной) ветви Бестужевых-Рюминых. Интересно также, что эта семья – не родственники декабристам Бестужевым (во всяком случае близкое родство не прослеживается)
Отец декабриста – надворный советник, городничий города Горбатова Нижегородской губернии Павел Николаевич Бестужев-Рюмин, мать – Екатерина Васильевна урожденная Грушецкая (дальняя родственница Прасковьи Грушецкой – второй жены Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола, мачехи Матвея, Сергея и Ипполита Муравьевых-Апостолов). За ними в 1826 году числилось 641 крепостных душ в Московской и Нижегородской губерниях (в том числе в имении Кудрешки Нижегородской губернии, где родился и вырос Михаил). В 1816 году семья переехала в Москву. Мать Михаила умерла буквально накануне восстания (юноша пытался получить отпуск для того, чтобы съездить в Москву по случаю смерти матери, так как вообще бывшим семеновским офицерам отпусков не давали); отец же умер через несколько месяцев после казни сына – причем, по рассказам родственников, получив известие о казни, отец проклял Михаила, велев написать «собаке собачья смерть».
Старшие братья – Иван и Николай (в будущем – отец известного либерального историка К.Н.Бестужева-Рюмина), отставные военные. Судя по всему, между Михаилом и братьями большой близости не было. Еще два брата к этому времени уже умерли – Владимир был убит в 1805 году в сражении под Фридландом, Александр умер в начале 1820-х годов.
Дальним родственником Бестужевых-Рюминых был также декабрист Михаил Спиридов (по линии Щербатовых, см.подробнее в справке о Спиридове)
Михаил, получил хорошее домашнее образование, затем слушал лекции профессоров Московского университета и получил аттестат Университета, дающий право вступления в гражданскую службу (по собственным показаниям, он готовился стать дипломатом). Однако в 1818 году по желанию родителей вступил в военную службу первоначально в Кавалергардский полк, откуда вскоре «за шалости» был переведен в Семеновский полк. После восстания Семеновского полка в 1820 году вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом переведен на Украину в Полтавский пехотный полк. (О Семеновском полке см.подробнее )
С Сергеем Муравьевым Михаил Бестужев-Рюмин познакомился соответственно во время службы в Семеновском полку, однако, по свидетельству современников, первоначально близкой дружбы между ними не было. Вероятно, сблизились они уже на Украине и до конца оставались самыми близкими друзьями.
В 1824 году Михаил влюбился в Екатерину Андреевну Бороздину (дочь сенатора Бороздина, племянница генерала Раевского и декабриста Василия Львовича Давыдова – см.об этой семье подробнее в справке о Давыдове) и сватался к ней, однако не получил разрешения своих родителей на женитьбу (несмотря на попытки Сергея Муравьева посредничать в этом вопросе). Из-за неудачного сватовства Бестужев-Рюмин и Сергей Муравьев рассорились с Василием Давыдовым, а его невеста Екатерина Бороздина вскоре вышла замуж за члена Южного общества Владимира Лихарева.
Михаил был принят в Южное общество Сергеем Муравьевым в конце 1822 или в начале 1823 года, и в январе 1823 года впервые участвовал в Киеве в совещании руководителей Южного общества (соответственно здесь впервые познакомился с Пестелем, Юшневским, Волконским и Давыдовым). В дальнейшем Бестужев-Рюмин – один из самых активных южных заговорщиков, деятельный организатор, пламенный оратор, неутомимый курьер (в частности несколько раз ездил с известиями к Пестелю в Линцы – где, возможно, познакомился с Александром Барятинским и еще рядом членов Тульчинской управы).
Он участвует во всех основных совещаниях и съездах руководителей Южного общества (кроме съезда в январе 1825 года). Вместе с Сергеем Муравьевым он руководит Васильковской управой, в которую принимает множество членов (самостоятельно или вдвоем с Муравьевым), в том числе полковников Повало-Швейковского, Враницкого, подполковника Норова, офицеров конной артиллерии Пыхачева и Нащокина и др. Командир Полтавского пехотного полка В.К.Тизенгаузен, в котором служит Бестужев-Рюмин, также был ими принят в тайное общество; поэтому он закрывает глава на многочисленные разъезды Бестужева по делам заговорщиков, а также на то, что юноша почти постоянно проживает у своего друга Сергея Муравьева в Василькове. С Артамоном Муравьевым Бестужев-Рюмин знакомится весной 1825 года, когда Артамон был переведен в армию командиром Ахтырского гусарского полка.
В 1823 году Бестужев-Рюмин и Сергей Муравьев начали переговоры с представителями Польского патриотического общества – сначала с графом Ходкевичем, затем с присланным из Варшавы представителем польского общества Северином Крыжановским и заключили с ним договор в устной форме о сотрудничестве. И в дальнейшем сношения Бестужева с представителями польского общества (Гродецким, Мошинским, Олизаром) не прекращались (несмотря на то, что формально с конца 1824 года официальные переговоры между двумя тайными обществами взяла на себя Директория в лице Пестеля и Волконского).
В 1823 году, пытаясь получить помощь для осуществления Бобруйского плана, Бестужев-Рюмин ездил в Москву, где познакомился с Якушкиным и рядом других московских членов бывшего Союза Благоденствия.
С мая 1825 года вместе с Сергеем Муравьевым встречался и вел переговоры с приехавшим в Киев представителем Северного общества – князем Сергеем Трубецким. О результатах переговоров Бестужев осенью 1825 года ездил сообщить Пестелю.
В августе-сентябре 1825 года, во время Лещинских лагерей Бестужев-Рюмин и Сергей Муравьев встретились с бывшим сослуживцем по Семеновскому полку Алексеем Тютчевым и узнали от него о существовании Общества Соединенных Славян. При дальнейших переговорах он познакомился со всеми основными участниками славянского общества, в том числе с его основателем – Петром Борисовым, с Горбачевским, а также с Михаилом Спиридовым (который во время Лещинских лагерей был сначала принят в Южное общество, но затем участвовал в совещаниях от имени славян). Именно Бестужев-Рюмин вел основные переговоры о соединении двух обществ, взял клятву с участников совместных совещаний о непременном действии в 1826 году, а также из числа славян составил особый отряд заговорщиков, назначенных для совершения цареубийства. Во время объединения и при выборе посредников у Бестужева возникли конфликтные ситуации с Петром Борисовым и со Спиридовым, которые возражали против его речей и предложенного им плана конституции (краткой выдержки из «Русской правды» Пестеля). После Лещинских лагерей контакты Бестужева со славянским обществом продолжались в основном через выбранного посредника от артиллеристов – Ивана Горбачевского, с которым они обменялись рядом писем. При получении известий об открытии тайного общества, и затем о начале арестов, Бестужев пытался писать славянам, приглашая их к совместным действиям, однако последнее письмо (предположительно оставленное Бестужевым у Артамона Муравьева в Любаре) славяне не получили.

Муравьёв-Апостол Сергей Иванович - уча-ст-ник дви-же-ния де-каб-ри-стов, под-пол-ков-ник (1820 год).

Из ро-да Му-равь-ё-вых. Окон-чил Санкт-Пе-тербургский институт Кор-пу-са ин-же-не-ров пу-тей со-об-ще-ния (1811 год). Во вре-мя Отечественной вой-ны 1812 года и за-гра-нич-ных по-хо-дов российской ар-мии 1813-1814 годов слу-жил в Кор-пу-се ин-же-не-ров пу-тей со-об-ще-ния и в ба-таль-о-не великой кня-гини Ека-те-ри-ны Пав-лов-ны; уча-ст-во-вал в Бо-ро-дин-ском, Ма-ло-яро-сла-вец-ком, Та-ру-тин-ском и других сра-же-ни-ях; от-ли-чил-ся в сра-же-нии под Крас-ным в 1812 году (награ-ж-дён зо-ло-той шпа-гой с над-пи-сью «За храб-рость»), Лют-цен-ском сра-же-нии в 1813 году и бит-ве за Па-риж в 1814 году.

По-се-щал со-б-ра-ния Свя-щен-ной ар-те-ли офи-це-ров Ген-шта-ба (1815-1818 годы). Ма-сон (по-свя-щён в 1817 году); член ло-жи «Трёх доб-ро-де-те-лей» (1817-1818 годы). Один из ос-но-ва-те-лей тай-ных де-каб-ри-ст-ских ор-га-ни-за-ций - Сою-за спа-се-ния (су-щест-во-вал в 1816-1818 годах), а так-же Сою-за бла-го-ден-ст-вия, член его Ко-рен-но-го со-ве-та (исполняющий обязанности блю-сти-те-ля; 1818-1821 годы). Гла-ва упра-вы Сою-за бла-го-ден-ст-вия в лейб-гвардейском Се-мё-нов-ском пол-ку (1818-1820 годы), где слу-жил с 1815 года (командир ро-ты в 1819-1820 годах); уча-ст-ник так называемой ар-те-ли сво-бо-до-лю-би-вых офи-це-ров это-го пол-ка в 1815-1817 годах, пы-тал-ся удер-жать сол-дат ро-ты от уча-стия в Се-мё-нов-ско-го пол-ка вы-сту-п-ле-нии 1820 года, по-сле не-го пе-ре-ве-дён в ар-мию - в Пол-тав-ский пехотный полк (1820-1822 годы).

Командир ба-таль-о-на Чер-ни-гов-ско-го пехотного пол-ка (1822-1825 годы). Член тай-но-го Юж-но-го общества (с 1822 года; при-нят П.И. Пес-те-лем; в 1825 году один из трёх ди-рек-то-ров), вме-сте с М. Пав-ло-ви-чем Бес-ту-же-вым- Рю-ми-ным​ воз-глав-лял Ва-силь-ков-скую упра-ву общества (1823-1825/1826 годы). Про-тив-ник те-лес-ных на-ка-за-ний в ар-мии. С 1824 года вёл аги-та-цию сре-ди быв-ших сол-дат лейб-гвардейского Се-мё-нов-ско-го пол-ка, слу-жив-ших в пол-ках 1-й ар-мии, пла-ни-руя опе-реть-ся на них при осу-ще-ст-в-ле-нии государственного пе-ре-во-ро-та, на-зна-чен-но-го де-каб-ри-ста-ми на ле-то 1826 года. Вме-сте с Бес-ту-же-вым-Рю-ми-ным спо-соб-ст-во-вал всту-п-ле-нию в Юж-ное об-во чле-нов Об-ва со-еди-нён-ных сла-вян (1825 год).

Сто-рон-ник ус-та-нов-ле-ния рес-пуб-ли-кан-ской фор-мы прав-ле-ния в Рос-сии. В 1817 году вы-сту-пил про-тив пла-на ца-ре-убий-ст-ва И.Д. Якуш-ки-на, од-на-ко в 1823 году под-дер-жал мне-ние П.И. Пес-те-ля о не-об-хо-ди-мо-сти убий-ст-ва императора Алек-сан-д-ра I. В 1823-1825 годах при-зы-вал чле-нов Юж-но-го общества ус-ко-рить под-го-тов-ку во-енного вы-сту-п-ле-ния про-тив вла-сти (ссы-лал-ся на ус-пеш-ные дей-ст-вия во-ен-ных во вре-мя Испанской ре-во-лю-ции 1820-1823 годов), раз-ра-ба-ты-вал пла-ны воо-руженного вос-ста-ния в ар-мии.

Со-ста-вил (совместно с М. Павловичем Бес-ту-же-вым-Рю-ми-ным) «Пра-во-слав-ный ка-те-хи-зис», в ко-то-ром обос-но-вы-вал пра-во на-ро-да на вос-ста-ние про-тив дес-по-тичной вла-сти, и «Воз-зва-ние» с при-зы-вом к «рос-сий-ско-му во-ин-ст-ву» под-нять вос-ста-ние и ус-та-но-вить в Рос-сии рес-пуб-ли-ку.

Вско-ре по-сле вос-ста-ния де-каб-ри-стов на Се-нат-ской площади в Санкт-Пе-тер-бур-ге, в ко-то-ром Муравьев-Апостол не уча-ст-во-вал, 29.12.1825 года аре-сто-ван в селе Три-ле-сы Ва-силь-ков-ско-го Ки-ев-ской губернии (ны-не Фас-тов-ско-го района Ки-ев-ской области, Ук-раи-на), ос-во-бо-ж-дён из-под аре-ста офи-це-ра-ми Чер-ни-гов-ско-го пол-ка. Воз-гла-вил Чер-ни-гов-ско-го пол-ка вос-ста-ние 1825 года, при его по-дав-ле-нии 03.01.1826 года аре-сто-ван, до-став-лен в Санкт-Пе-тер-бург, за-клю-чён в Пе-тро-пав-лов-скую кре-пость.

На след-ст-вии пы-тал-ся взять на се-бя максимальную от-вет-ст-вен-ность за под-го-тов-ку во-енного вы-сту-п-ле-ния. Вер-хов-ным уго-лов-ным су-дом при-го-во-рён к смерт-ной каз-ни чет-вер-то-ва-ни-ем, ко-то-рая императором Ни-ко-ла-ем I за-ме-не-на на смерт-ную казнь че-рез по-ве-ше-ние. Каз-нён близ Пе-тро-пав-лов-ской кре-по-сти в чис-ле пя-ти при-го-во-рён-ных к смер-ти де-каб-ри-стов.

С.И. Муравьёв-Апостол. Неизвестный художник, 1828 г. Портрет находится в Государственном музее А.С. Пушкина.

Николай I Павлович Романов.

Один из видных деятелей движения декабристов, член Союза Спасения, Союза Благоденствия и Южного общества.

Родился 28 сентября (9 октября) 1796 года в Санкт-Петербурге в семье видного дипломата и писателя, происходящего из старинной дворянской семьи. Сын Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола, премьер-майора,обер-церемониймейстера, чиновника Коллегии иностранных дел, сенатора, российского посла в Испании, от его первого брака с А.С. Черноевич, дочерью австрийского генерала серба С.Черноевича, перешедшего на русскую службу. Мать, Анна Семёновна, была сильной и волевой женщиной. Родила пятеро детей, Сергей был четвёртым. . Будущий декабрист был отменно воспитан, получил блестящее образование, хорошо знал литературу, увлечённо занимался точными науками, особенно математикой. .

Детство Сергей Муравьёв-Апостол провел в Гамбурге и Париже. Учился в парижском пансионе Хикса, показал блестящие способности и трудолюбие, сочинял стихи на французском и латинском языках. Самый сильный и бойкий из всех детей, Сергей даже по росту обогнал своего старшего брата Матвея (будущий декабрист), с которым вместе обучался в пансионе.

В 1809 Анна Семёновна с детьми возвращалась с детьми в Россию, куда ранее уехал Матвей Иванович. На границе Пруссии с Россией дети Муравьёвых, увидев казака, принимаются его обнимать, с радостью воспринимая обретение Родины. Когда они вернулись в карету, в которой путешествовали от самого Парижа, их мать строго сказала: «Я очень рада, что долгое пребывание за границей не охладило ваших чувств к родине, но готовьтесь, дети, я вам должна сообщить ужасную весть; вы найдете то, чего и не знаете: в России вы найдете рабов!». Анна Семеновна имела ввиду крепостное право, строй, при котором миллионы крестьян были лишены всего и имели только обязанности - натуральное рабство. С такого предупреждения и начинается знакомство Сергея с Родиной.

В 1810 году Сергей с лёгкостью сдаёт два экзамена в недавно открывшееся училище инженеров путей сообщения (теперь Петербургский институт инженеров путей сообщения). В 1810 записан в гвардию. Вскоре после возвращения в Россию умирает мама, Анна Семёновна, заболев по дороге в одно из имений на Полтавщине.

В 1812 году Сергей Иванович окончил институт, получил чин прапорщика квартирмейской части. В том же году начал военную службу подпоручиком лейб-гвардии Семёновского полка.

Во время Отечественной войны Сергей находится в Малоярославце при главном штабе армии, которым командует Кутузов. После сражения офицеров из корпуса путей сообщения отправляют обратно в Петербург продолжать учебу. Воспользовавшись связями отца, Сергей решает остаться при штабе. Его берёт к себе в отряд Адам Ожаровский (муж сестры Елизаветы). . Несмотря на молодость (27 лет), успел побывать в горячих сражениях. В 1812 году участвовал в боях под Витебском. Участник Бородинской битвы. За храбрость при взятии Могилёва и переправе через Березину произведён в поручики. . За храбрость в сражении при Красном Сергей Муравьев-Апостол получает одну из высоких наград - золотую шпагу с надписью «За храбрость».

В конце 1812 г. он уже в звании поручика с орденом Анны 3-ей степени. В 1813 году Сергей пишет сестре Елизавете из Петервальсдау: «Я живу вместе с братом [Матвеем], и поскольку мы в сходном положении, то есть без единого су, мы философствуем каждый на свой лад, поглощая довольно тощий обед… Когда граф Адам Ожаровский был здесь, я обедал у него, но, увы, он убыл, и его обеды вместе с ним».

Затем Сергей участвует в битвах:

При Лютцене, за что ему пожалован Владимир 4-й степени с бантом;

При Бауцене, за заслуги произведен в звание штабс-капитана;

При Лейпциге - звание капитана.

В 1814 году он состоит при генерале Раевском и участвует в битвах: Провен, Арси-сюр-Об, Фер-Шампенуаз, Париж. За сражение под Парижем Сергей получает Анну 2-ой степени.

В Париже Сергей находит брата Матвея, а также многочисленных кузенов и родственников. В марте 1814 года здесь можно встретить почти всех будущих декабристов. Братьям не терпится отправится домой, к отцу и младшему брату - восьмилетнему Ипполиту.

Возвращение в Россию становится очередным потрясением для Сергея Муравьёва-Апостола. Народ, который хочет приветствовать победителей, героев войны 1812 года, полицейские разгоняют палками. Крепостные, которые проливали кровь на Бородинском поле и в других жестоких сражениях, вернувшись снова одевают ярмо барщины и оброка. Эти освободители - все те же рабы, ничего не изменилось, император не благодарен им, за то, что победили врага, а считает, что «каждый из них [речь идет о всех русских] плут или дурак» . Будущий декабрист, видя все это, все более разочаровываются в императорской власти.

Иван Матвеевич Муравьев после смерти жены вновь женился и остаётся в деревне с молодой супругой и тремя детьми от второго брака. В том же 1814 году умирает старшая сестра Сергея - Елизавета, супруга Ожаровского. Сергей сильно переживает ее кончину, ищет утешения в религии, решает оставить службу и уехать заграницу доучиваться или поступать в университет. Отец не даёт своего благословения, и Сергей остаётся в России. Вскоре он уже поручик Семёновского полка. В том же полку служит и брат его Матвей, Якушкин и другие вольнодумцы. С 1815 года Сергей – полковник, блестящий офицер в гвардии, командир 1-й (императорской) роты Семёновского полка.

В 1816 году он стал одним из основателей первой тайной политической организации декабристов – Союза спасения, поставившего своей целью ликвидацию крепостного права и установления конституционной монархии. После создания в 1818 г. Союза благоденствия вошёл в состав его руководящего органа – Коренной управы. В январе 1820 г. на Петербургском совещании членов общества поддержал идею П. И. Пестеля о введении в России республиканской формы правления.

В 1820 году Семёновский полк, где продолжал служить Сергей Муравьёв, переходит под начало Фёдора Шварца. Новый командир в курсе, что офицеры не применяют к солдатам телесных наказаний, однако, не взирая на это, ужесточает практику экзекуций. Говорят, что существовало даже солдатское кладбище жертв аракчеевца Шварца. Офицеры направляют жалобу на начальника. За это первая гренадерская рота полка в полном составе отправляется в тюрьму. Другие ищут Шварца, чтобы отомстить, он прячется в навозной куче. Сергей Муравьёв выводит свою роту вместе с одиннадцатью другими и усмиряет солдат, не давая им поднять бунт. Солдаты, уважающие поручика, послушно складывают оружие. Шварц лично просит у него прощения. Шварца, тем не менее, приговаривают к смертной казни, замененной увольнением от службы. Сергей вместе с другими офицерами всё же попадает в военною тюрьму, но вскоре выходит из нее. Практически в это же время происходит знакомство Муравьёва-Апостола с Михаилом (Мишелем) Бестужевым-Рюминым - их дружбе суждено сохраниться до гробовой доски. После освобождения из крепости Сергея ссылают в армию, сначала в Полтавский пехотный, затем в Черниговский пехотный полк. Вскоре Сергей назначен командиром 2-го батальона Черниговского пехотного полка, дислоцированного под Белой Церковью. Имел чин подполковника.

После самороспуска в январе 1821 года Союза благоденствия Сергей Муравьёв-Апостол вступил в организованное П.И. Пестелем Южное общество. Вместе с М.П. Бестужевым-Рюминым возглавил его Васильковскую управу. Был противником террористических методов борьбы (цареубийства). В отличие от П.И. Пестеля считал возможным самостоятельное вооруженное восстание на юге России. Муравьёв-Апостол планировал поднять на антиправительственный мятеж большую часть 2-й армии, расквартированной на Украине, и с ее помощью захватить Москву. Активно пытался привлечь на сторону заговорщиков солдат и офицеров. .

Шел 1823 год. Как обычно, с 15 по 25 января в Киеве проходила контрактовая ярмарка. Под её прикрытием провели свой очередной съезд декабристы Южного общества. Одним из вопросов, который обсуждался на нем, был вопрос о сроках восстания. Активными сторонниками скорейшего выступления был Сергей Муравьёв-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин . Они и явились организаторами первого конкретного замысла открытого выступления в Бобруйске . Там в 1823 году стояла 9-я дивизия 3-го пехотного корпуса 1-й русской армии. . Сергей Иванович вместо со своим батальоном строил укрепления Бобруйской крепости , нёс караульную службу, занимался обычными военными учениями. Приезд царя в Бобруйск , где были собраны войска, по мнению Муравьёва-Апостола, создал неповторимую возможность для начала восстания. Вместе с другом и сподвижником М. П. Бестужевым-Рюминым разработал важный агитационный документ - «Православный катехизис», призывавший к свержению самодержавия. .

Почему предполагалось поднять восстание именно в Бобруйске ? Во-первых, казалось необходимым использовать редкий случай царского смотра тех полков, которые были размещены и находились под непосредственным влиянием четырех членов общества.

Во-вторых, была чрезвычайно важна близость Москвы, куда восставшие полки двинулись бы после успешного «овладения особой государя » . Иначе говоря, после ареста Александра І . Вместе с тем, восстанию способствовало и наличие Бобруйской крепости , поскольку в случае неудачи она могла служить укрытием. Как выясняется из следственных дел, разговор шел не просто о том, что проигравшие дело заговорщики стали отсиживаться в крепости , но и о том, что они могли бы там удерживать арестованного императора .

В 1823–1825 годах Сергей Муравьёв-Апостол вёл переговоры с другими тайными офицерскими организациями – Обществом объединённых славян и польским Патриотическим обществом, стремившимся к восстановлению национальной независимости Польши. Для пропаганды среди солдат составил антимонархический Катехизис в форме вопросов и ответов. В начале ноября 1825 стал одним из трёх директоров Южного общества.

Закованного в кандалы, по воле царя Муравьёва-Апостола посадили в самый мрачный каземат Петропавловской крепости - Алексеевский равелин. Он не мог передвигаться. Мучительный допросы, угрозы пыток, применение других инквизиторских средств тяжело действовали на его психику. Но Сергей Иванович показал себя человеком несгибаемой воли и мужества. Никакие испытания не поколебали его революционных убеждений. В его показаниях не было раскаяния и мольбы о помощи, о помиловании. Он ни от чего не отказывался, ничего не отрицал, старался лишь полностью брать вину на себя. .

Верховным уголовным судом Сергей Муравьёв осуждён на смертную казнь через четвертование, которую Николай I заменил повешением. За день до казни на приговорённых декабристов надевают кандалы, опасаясь, что они покончат жизнь самоубийством. Пятерых велено повесить в четыре утра, снять в шесть и тогда же уничтожить виселицу. Вместе с четырьмя другими приговоренными Муравьёв-Апостол был казнен 13 (25) июля 1826 г. на кронверке Петропавловской крепости. . Его последними словами у эшафота были: «Всё, что посеяно, взойдёт, хотя бы и не было дождя». .

Казнь пяти декабристов - Пестеля, Рылеева, Муравьёва-Апостола, Бестужева-Рюмина и Каховского - состоялась в ночь на 25 июля 1826 года. Полицмейстер прочитал сентенцию Верховного суда, которая оканчивалась словами: «...за такие злодеяния повесить!» . При казни были два палача, которые надевали петлю, а затем белый колпак. На груди у декабристов была чёрная кожа, на которой было написано мелом имя преступника. Они были в белых халатах, а на ногах тяжелые цепи. Когда всё было готово, с нажатием пружины в эшафоте, помост, на котором они стояли на скамейках, упал. . Однако когда он упал, то над Рылеевым, Каховским и Пестелем верёвки оборвались - и все трое рухнули вниз. В срочном порядке в близлежащих лавках были найдены крепкие верёвки - и казнь во второй раз совершилась.

Император Николай I отказался выдать родным тела казнённых, и потому телега с ними стояла на территории училища торгового мореплавания. По одной из версий, смертники были тайно похоронены на острове Голодай. В 1926 г. его переименовали в остров Декабристов. В советское время на месте казни установили памятник, на котором высекли имена казнённых декабристов.

Матвей Иванович Муравьев-Апостол, отставной подполковнику был обвинен в том, что имел умысел на цареубийство и готовился сам к совершению оного; участвовал в восстановлении деятельности Северного общества и знал умыслы Южного во всем их пространстве; действовал в мятеже и взят с оружием в руках». Муравьев родился в Петербурге 25 апреля 1793 г. Он провел детство в тех же условиях, как и его брат . Во время пребывания в Гамбурге его отца, русского министра-резидента, в доме Муравьевых бывало много французских эмигрантов, которые возбудили в мальчике интерес к политическим вопросам и повлияли на него в роялистском духе. Во время пребывания отца и ма­тери в Мадриде, где отец, Иван Матвеевич, был посланником, М. И. с братом учились в Париже и вернулись в Россию лишь в 1802 г. Поступив в корпус министерства путей сообщения, Муравьев не окончил там курса и в 1812 г. был определен подпрапорщиком в семеновский полк. За участие в Бо­родинской битве Муравьев был произведен в пра­порщики и получил знак военного ордена. Он принимал участие в компании 1813-1814 г., под Кульмом был ранен в правое бедро на вылет и в 1814 г. вернулся в Россию. Война 1812 г. и заграничные походы оказали огромное влияние на убеждения Муравьева-Апостола, необыкновенно расширили его умствен­ный кругозор и направили его внимание в сторону общественных и политических вопросов. События 1812-1814 г.г. больше всего отразились на главном их участнике-войске, говорить биограф Муравьева-Апостола г. Якушкин, и особенно на гвардейских полках и преимущественно на семеновском, в котором служил Муравьев-Апостол. Стремление устра­нить внутренние бедствия, овладевшее тогда передовой военной молодежью после одержанных блестящих побед над внешним врагом, захватило, конечно, и Муравьева, который, вместе с братом Сергеем, был одним из основателей «Союза благоденствия» в 1817 г., а также и членом масонской ложи «Трех добродетелей». Так называемая семеновская история, происшедшая исключительно от нелепых стро­гостей и притеснений нового командира полка, Шварца, отразилась и на Муравьеве, и он вышел в отставку. Декабрьская катастрофа захватила Матвея Ивановича на юге, когда он гостил у брата Сергея. Он умеряющим образом действовал на брата, так как по крайней мягкости своего характера питал отвращение к крово­пролитно и решительным действиям и не верил в успех предприятия. В частые у него тогда минуты душевного разлада ему приходила даже мысль о самоубийстве. Отнесенный к I разряду и приговоренный к отсечению головы, М. И., как и все прочие 31 человек этого разряда, был осужден на 15 лет каторжных работ в окончательном приговоре. Но когда из переписки его с братом Сергеем обнаружилось, что он все время энергично отклонял его от решительных действий и крайних планов, М. И. был сослан на вечное поселение в Вилюйск, Якутской об­ласти. Первое время, впрочем, он был заключен в Роченсальме, в форте «Слава», вместе с , и Арбузовым. Здесь все они находились в темных, сырых казематах, пита­лись гнилой ветчиной, не всегда выпеченным хлебом и часто пили воду с примесью соленой морской, попа­давшей в единственный колодезь. Какая память сохра­нилась о нем у бывших семеновцев, показывает между прочим, факт, переданный : при входе его в иркутскую тюрьму его вдруг обнял и поцеловал часовой-бывший его подчиненный из расформированного семеновского полка. Зимой, в трескучие морозы, пришлось М. И. ехать из Якутска в Вилейск, и только благодаря теплой меховой одежде и английскому седлу, данным ему якутским областным начальником, мог он совершить этот трудный путь в 700 вер. Вилюйск в то время имел такой вид: деревянная церковь, кругом нее в беспорядке и на большом расстоянии друг от друга разбросаны были якутские юрты и всего 4 небольших деревянных домика. М. И. поселился в юрте с ледяными окнами. «Не нуж­даясь в собеседниках, говорить он в своих «Воспоминаниях», записанных Беляевым, я легко свыкся с одинокой жизнью в своей юрте». Каждый день он гулял, не смотря ни на какую погоду. Лето, которого он ждал с таким нетерпением, обмануло его ожидания: в комарах и мошках он встретил египетскую казнь и не только не мог купаться, как мечтал была зимой, но и в юрте мог оставаться только при постоянном дымокуре из навоза. Хотя рыбы и дичи было много, но полное отсутствие овощей угнетало его; ему удалось развести один только картофель. Желая быть полезным и в Вилюйске, он начал обучать грамоте местных детей, и у него было 2 ученика.

Ты взора не сводил с звезды своей вожатой

И средь пустынь нагих, презревши бури стон,

Любви и истины искал святой закон

И в мир гармонии парил мечтой крылатой,

писал ему А. Бестужев в июле 1829 г. в Витиме. По ходатайству сестры, Софьи Ивановны Бибиковой, М. И. был переведен в Бухтарминскую крепость, куда и прибыл 5 сентября 1829 г. Получив от се­стры 2000 р., он купил себе дом, завел мельницу и пасеку. В Бухтарминске Муравьев испытал много неприятностей как по неопределенности и шаткости правил о надзоре за ним, так и от ложных доносов некоторых местных чиновников, мстивших ему за нежелание с ними познакомиться, как с людьми не­достойными. В 1832 г. он женился на Марье Константиновне Константиновой, сироте-дочери священ­ника, воспитывавшейся у жены чиновника местной таможни г-жи Брандт. Как и в Вилюйске, в Бухтарминске он вел все время метеорологические наблю­дения, которые сохранились в его бумагах. 1 октября 1836 г. Муравьев, без какого либо особого с своей стороны ходатайства, был переведен в Ялуторовску хотя и предпочитал Курган. Поселясь в Ялуторовске, Муравьевы приобрели небольшой деревянный дом и вели скромную семейную жизнь, занимаясь хозяйством на отведенном участке в 15 десятин. Не имея детей, Муравьевы взяли на воспитание двух девочек-сирот и отечески заботились об их образовании и воспитании. Как и в Бухтарминске, М. И. подавал медицин­скую помощь местным беднякам. Гостеприимный дом Муравьевых был все время любимым местом объединения дружной семьи ялуторовских декабристов. Впоследствии он с удовольствием вспоминал о своей 20-летней тихой и приятной жизни в Ялуторовске. Поселившись в Москве в 1860 г. после амнистии 1856 г., (до того жил в Твери) Муравьев любил воспоминать вообще о Сибири, называл ее не иначе, как «наша Сибирь», поддерживал с нею связи, был знаком с многими москов­скими сибиряками. Живя в Сибири, Муравьев, как и почти все декабристы, не отстал от жизни, не ока­зался ей чуждым, отжившим, но явился оттуда вели­чиной оригинальной, полезной и живой. Сохранив до кончины поразительную душевную и телесную свежесть, он много читал, особенно сочинения по новой русской истории, следил за текущими общественными вопро­сами по новым появляющимся книгам, журналам и газетам. Его замечательная память хранила в себе все прошлое, виденное и пережитое им. Идеалом своей молодости он остался навсегда верен. Живя в Москве, он имел 15,000 р. дохода и позволял себе не только личный комфорт, но и оказывать помощь нуждающимся, особенно стремившимся к образованию молодым людям. Он был большим любителем му­зыки, много гулял пешком. Только под конец жиз­ни он стал плохо ходить, видеть и слышать. В 1883 г., по случаю 200-летия семеновского полка, ему был возвращен бородинский крест. Окруженный всеобщим уважением М. И. Муравьев-Апостол скон­чался 21 февраля 1886 г. в 5 ч. утра и похоронен рядом с матерью в Новодевичьем монастыре.