Петровские реформы и их влияние на культуру россии. Перемены в культуре России в годы петровских реформ

Петровские реформы кардинально изменили не только политическую, но и культурную ситуацию в России. Смена основополагающих культурных ориентиров (Восток-Запад), подчинение церкви интересам государства, выдвижение на первое место служилого сословия вместо родовой знати – все эти факторы обусловили и необходимость кардинальных реформ в сфере образования: стране в новых условиях ее исторического бытия нужны были профессионалы. Организация в этой связи специальных профессиональных школ – Навигацкой, Горного дела и других, а впоследствии открытие Академии наук, основание Петербургского и Московского университетов, Академии художеств, Шляхетского корпуса, Смольного института – все это важнейшие вехи в истории нашей страны.

XVIII в. выдвинул на авансцену российской и европейской жизни новую столицу – Петербург. Сам по себе этот город стал характернейшим культурно-историческим памятником эпохи. Город, сооруженный в «мгновение ока» прихотью его создателя «назло надменному соседу» являл собой чудо творческих возможностей не только знаменитых архитекторов, но и безвестных русских крепостных строителей, большинству из которых так и не довелось увидеть того, что они строили в условиях режима каторжных работ. Однако, создаваемый в столь сжатые сроки и нечеловеческих условиях, к тому же с привлечением зодчих самого разнообразного национального происхождения, художественных школ и вкусов, Санкт-Петербург, тем не менее, отличался удивительно цельным художественным обликом.

Таланты француза Э.Фальконе, итальянцев В.В.Растрелли, Д.Трезини, Дж.Кваренги, К.И.Росси, швейцарца Г.И.Маттарнови, англичан Ч.Камерона и А.Менеласа, шотландца Л.Руски, русских самородков от А.В.Квасова до А.Д.Захарова – слили воедино во славу Петра и его замыслов, во славу России, становившейся великой империей.

Художественным выражением эпохи стала эволюция от пышного, причудливого, порою вычурного барокко, впрочем, отличавшегося от европейского, значительно большей теплотой и известной преемственностью с культурными традициями допетровской эпохи (например, знаменитая церковь в Филях) к строгому, размеренному, упорядоченному классицизму, незатронувшему, однако, глубоко российскую социо-культурную ауру, но заставившему лишь несколько европеизировать фасады старозаветных российских городов, наконец, уже на исходе века – к самому модному в то время на Западе трогательному камерному сентиментализму. Здесь для нас представляет несомненный интерес то, что, если барокко в своих зрелых, классических образцах проявилось у нас лишь во второй четверти XVIII в. в связи со строительством стилистически выдержанного роскошного Зимнего дворца (архитектор В.Растрелли), что означало опоздание по сравнению с Европой примерно на 100 лет, то классицизм как господствующий художественный стиль утвердился в начале царствования Екатерины II, в то время как в Европе он еще продолжал свое владычество, хотя уже и сходил со сцены. И вот, наконец, сентиментализм, как и все последующие художественные стили, переживал в России все этапы своего развития практически одновременно с европейскими державами. Таким образом, запущенный Петром механизм способствовал чрезвычайно быстрому преодолению страной культурной отсталости, по крайней мере, в ее внешних формах.


Впрочем, и содержательно русская наука, культура, искусство совершили за этот период гигантский рывок. Постоянные контакты со странами Западной Европы, прежде всего, с Германией, Францией, Италией обусловили успешное взаимодействие и взаимопроникновение старорусской и европейской культурных традиций. Так, например, Д.И.Фонвизин следовал канонам французской классической комедии, однако создал совершенно русскую, прежде всего по языку, характерам, юмору историю о господах Скотининых, породивших Митрофанушку.

Конечно, как неоднократно справедливо отмечалось, заимствование порою бывало и рабским, что представляется вполне естественным, учитывая характер и темпы петровских преобразований и что вообще свойственно периоду становления светских национальных культур (а Россия переживала именно такой период).

Специальным указом Петра в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Таким образом знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.

Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

Постепенно в правящей среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.

«Золотой век» русской культуры

Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры, совпал с началом революционно-освободительного движения в России.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в. усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, - от А. Пушкина и Л. Толстого- несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества которых уходят в православное иконописание. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев).

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Все это позволило назвать первую треть XIX века «золотым веком» русской культуры

Ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.

Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература XIX века - исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». Одни только имена А, Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн, говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций». Можно сказать, что пушкинская поэзия и толстовская проза - это чудо; не случайно Ясная Поляна - интеллектуальная столица мира.

А. Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах «Евгений Онегин», который В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни, явился наивысшим выражением реализма в творчестве великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский» и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.

Традиции Пушкина продолжил его младший современник и преемник М. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени», во многом созвучный с пушкинским романом «Евгений Онегин», считается вершиной лермонтовского реализма.

Поражает поистине титанический характер нравственных исканий и другого великого русского писателя - Ф.М. Достоевского, который в отличие от Толстого не дает анализа эпических масштабов. Он не дает описания происходящего, он заставляет «уходить в подполье», дабы увидеть, что же происходит в действительности, он заставляет нас видеть себя в самом себе. Благодаря потрясающей способности проникать в самую человеческую душу Достоевский одним из первых, если не самым первым, дал описание современного нигилизма. Его характеристика этого настроя ума неизгладима, она до сих пор завораживает читателя глубиной и необъяснимой точностью.

В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы. Если, например, Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила» дал органическое решение идеи национального патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы, то М. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном героическом сюжете Пушкина новые, потенциальные варианты и осовременил его, как бы предложив еще один романтический вариант эпоса, со свойственным ему «вселенским» масштабом и «рефлектирующими» героями.

Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Кузнец Вакула» («Черевички») П. Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер: от «Майской ночи» и «Снегурочки» до «Садко», для которых общим является некий идеальный в своей гармоничности мир.

Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. «Знамением» времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре.

Н. Римский-Корсаков, выступавший тогда основным хранителем творческих идей знаменитой «могучей кучки» (в нее входили М. Балакирев, М. Мусоргский, П. Кюи, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков), создал полную лиризма оперу «Царская невеста».

Русская культура во второй половине XIX века получает европейскую и мировую известность, а культурный обмен между Россией и Европой приобретает двусторонний характер.

«Серебряный век» русской культуры

В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название «серебряного века» русской культуры, который начинается «Миром искусства» и заканчивается акмеизмом. «Мир искусства» - это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники - А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др.

Огромное значение для формирования «Мира искусств» имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии - импрессарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых «Русских сезонов».

Благодаря деятельности Дягилева русское искусство получает широкое международное признание. Организованные им «Русские сезоны» в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которая экспонировалась затем в Берлине и Венеции. Это был первый акт всеевропейского признания «Мира искусства», а также открытия русской живописи XVIII - начала XX в. в целом для западной критики и настоящий триумф русского искусства. В следующем году Париж мог познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1906 г. здесь с исключительным успехом выступал наш гениальный певец Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». Наконец, с 1909 г. в Париже начались «Русские сезоны» балета, продолжавшиеся в течение нескольких лет (до 1912 г.).

С «Русскими сезонами» связан расцвет творчества многих деятелей в области музыки, живописи и танца. Одним из крупнейших новаторов русского балета начала XX в. был М. Фокин, который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился путем «содружества танца, музыки и живописи» к созданию психологически содержательного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина близки эстетике советского балета. Хореографический этюд «Умирающий лебедь» на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой, запечатленный в рисунке В. Серова, стал символом русского классического балета.

Под редакцией Дягилева с 1899 по 1904 г. издавался журнал «Мир искусства», состоявший из двух отделов: художественного и литературного. В последнем отделе публиковались сначала работы религиозно-философского плана под редакцией Д. Мережковского и 3. Гиппиус, а затем - труды по теории эстетики символистов во главе с А. Белым и В. Брюсовым. В редакционных статьях первых номеров журнала были четко сформулированы основные положения «мирискусников» об автономии искусства, о том, что проблемы современного искусства и культуры в целом - это исключительно проблемы художественной формы и что главная задача искусства - воспитание эстетических вкусов русского общества, прежде всего через знакомство с произведениями мирового искусства. Нужно отдать им должное: благодаря «мирискусникам» действительно по-новому было оценено английское и немецкое искусство, а главное - открытием для многих стала живопись русского XVIII в. и архитектура петербургского классицизма. Можно сказать, что «серебряный век» русской культуры - это век культуры высокого ранга и виртуозности, культуры воспоминания предшествующей отечественной культуры, культуры цитаты. Русская культура этого времени представляет собой синтез старой дворянской и разночинной культур. Значительный вклад «Мира искусства» состоит в организации грандиозной исторической выставки русской живописи от иконописи до современности за границей.

Теснейшим образом со сферой художественной культуры «Серебряного века» связано такое явление как меценатство- бескорыстная материальная помощь деятелям искусства или частными персонами, или целыми организациями, корпорациями.

В первом ряду русских меценатов конечно же стоит имя П.М. Третьякова, московского купца и промышленника. Начиная с 18556 г. он систематически покупал лучшие произведения русских живописцев и создавал богатую картинную галерею, которую в 1893 г. он принес в дар Москве.

Другим крупнейшим меценатом национального искусства был богатый купец, строитель Северной железной дороги С.И. Мамонтов. В 1870 г. Мамонтов приобрел подмосковное имение Абрамцево. В этом доме собирались впоследствии выдающиеся представители русской культуры.

Великие русские живописцы – В. Серов, В. Поленов, И. Репин, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов – творили здесь. Именно здесь родились многие шедевры отечественного изобразительного искусства.

Феноменом русской культуры явилась Московская частная русская опера, которую Мамонтов основал на свои деньги. С ней связана деятельность композиторов Ипполитова-Иванова, Калинникова, Рахманинова, Римского-Корсакова; художников Врубеля, Коровина, Малютина, Сомова.

Театр пропагандировал прежде всего творчество русских композиторов и лучшей зарубежной классики. Эстетическая направленность частной оперы наиболее полно выразилось в творчестве гениального русского певца Ф.И. Шаляпина, который первое признание получил именно здесь.

Известным меценатом серебряного века является А.Бахрушин, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея.

В ряду русских меценатов выделялось имя крупнейшего «ситцевого» фабриканта и «текстильного короля» С.И. Морозова. Он был большим любителем театра. Именно на его средства – а это были большие деньги по тем временам – около полумиллиона рублей – был построен Московский художественный театр. И в дальнейшем Морозов всячески оказывал помощь этому, да и другим театрам, в постановке спектаклей. Помогал он материально и отдельным актерам. Близкий к демократически настроенной художественной интеллигенции Морозов затем проникся сочувствием к рабочим, сблизился с революционерами, стал оказывать им денежную помощь, вступив в острый конфликт как с властями, так и людьми своего круга и родственниками. Что в конечном счете привело к тому, что Морозов покончил жизнь самоубийством.

Виднейшим направлением рубежа века был символизм - многогранное явление, не вмещающееся в рамки «чистой» доктрины. Краеугольный камень направления - символ, заменяющий собой образ и объединяющий платоновское царство идей с миром внутреннего опыта художника. Среди виднейших западных представителей символизма или тесно связанных с ним - Малларме, Рембо, Верлен, Верхарн, Метерлинк, Рильке.

Русские же символисты - А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Соллогуб, И. Анненский, К. Бальмонт и др. - опирались на философские идеи от Канта до Шопенгауэра, от Ницше до Вл. Соловьева и своим любимейшим афоризмом почитали тютчевскую строку «мысль изреченная есть ложь». Русские символисты считали, что «идеальные порывы духа» не только вознесут их над покровами повседневности, обнажат трансцендентную сущность бытия, но и сокрушат также «крайний материализм», равнозначный «титаническому мещанству». Поэтов-символистов объединяли общие черты миропонимания и поэтического языка. Наряду с требованиями «чистого», «свободного» искусства символисты подчеркивали индивидуализм, доходящий до самолюбования, воспевали таинственный мир; им близка тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку». «И хочу, но не в силах любить я людей. Я чужой среди них», - говорил Мережковский. «Мне нужно то, чего нет на свете», - вторила ему Гиппиус. «Настанет день конца Вселенной. И вечен только мир мечты», - утверждал Брюсов.

Символизм расширил, обогатил поэтические возможности стиха, что вызывалось стремлением поэтов передать необычность своего мироощущения «одними звуками, одними образами, одними рифмами» (Брюсов).

Красота символистами рассматривалась как ключ к тайнам природы, идее добра и всего мироздания, дающий возможность проникновения в область запредельного, как знак инобытия, поддающийся расшифровке в искусстве. Отсюда представление о художнике как о демиурге, творце и повелителе. Поэзии же отводилась роль религии, приобщение к которой позволяет увидеть «незримыми очами» иррациональный мир, метафизически выступающий как «очевидная красота». К концу десятых годов XX в. символизм внутренне исчерпал себя как целостное течение, оставив глубокий след в различных сферах русской культуры.

Конец XIX - начало XX в. является русским философским Ренессансом, «золотым веком» русской философии. Существенно отметить, что философская мысль серебряного века русской культуры, представляющая собой золотой самородок, сама явилась на свет как преемница и продолжательница традиций русской классической литературы. По мнению Р.А. Гальцевой, «... в русской культуре существует что-то вроде литературно-философской эстафеты, и даже шире - эстафеты искусства и философии, из сферы художественного созерцания набранная мощь тут передается в область философского осмысления и наоборот». Именно так сложились отношения между русской классикой и философским возрождением конца века, которое представлено именами Вл. Соловьева, В. Розанова, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Федотова, С. Франк и др.

Преемницей русской литературы оказывается именно философская мысль, она наследует духовные заветы «золотого века» классики и потому сама переживает «золотой век».

В заключение следует отметить, что в предреволюционные годы культурная, литературная, мыслящая Россия была совершенно готова к войне и революции. В этот период смешалось все: апатия, уныние, упадничество - и ожидание новых катастроф. Носители русской культуры «серебряного века», критиковавшие буржуазную цивилизацию и ратовавшие за демократическое развитие человечества (Н. Бердяев, Вл. Соловьев и др.), жили в огромной стране словно на необитаемом острове. Россия не знала грамоты - в среде интеллигенции сосредоточилась вся мировая культура: здесь цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую литературу своей, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира. И в этом смысле русская интеллигенция была хранителем культурного музея человечества, а Россия - Римом упадка, русская интеллигенция не жила, а созерцала все самое утонченное, что было в жизни, она не боялась никаких слов, она была в области духа цинична и нецеломудренна, в жизни вяла и бездейственна. В известном смысле русская интеллигенция совершила революцию в умах людей до революций в обществе - так глубоко, беспощадно и гибельно перекапывалась почва старой традиции, такие смелые проекты будущего были начертаны. И революция грянула, оказав неоднозначное влияние на русскую культуру.

ПЕРЕМЕНЫ В КУЛЬТУРЕ РОССИИ В ГОДЫ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М. КУЛЬТУРА РОССИИ В XVIII В.

Для развития русской культуры XVIII в. характерно стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.

Реформы Петра I

Расширение

связей с Европой

Идеи западноевропейского

Просвещения

НАУКА

При Петре I впервые сложились предпосылки для зарождения собственно российской науки и её развития. Необходимость развития научных знаний объяснялась практическими потребностями государства.

При Петре I были заложены основы отечественной медицины:

  • В 1706 г. в Москве был основан Аптекарский огород, ставший основой будущего Ботанического сада.
  • В 1707 г. был открыт первый в России госпиталь и при нём госпитальная школа.
  • С 1718 г. в Петербурге
  • начали изготавливать

    первые отечественные

    хирургические

    инструменты.

Московский госпиталь

в нач. XVIII в.

НАУКА

В 1700 г. по указу Петра была организована государственная горно-разведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых:

  • В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Урал месторождение
  • медных руд.

  • В 1714 г. «молотовый мастер» Рябов - первые в России минеральные лечебные
  • воды близ Петрозаводска.

  • В начале 1720-х гг.
  • «рудознатец» Г. Капустин

    открыл месторождения

    каменного угля на юге

    России. Тогда же бурый

    уголь был обнаружен в

    Подмосковье.

Шиловское месторождение меди

НАУКА

  • Сподвижник Петра Яков Брюс в 1701 г. организовал Навигацкую школу в Сухаревой башне в Москве, где изучалась астрономия.
  • Здесь же в 1702 г. по его указанию была оборудована обсерватория. В 1707 г. Брюс составил первую в России карту звёздного неба.
  • С 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.

Сухарева башне в Москве

НАУКА

  • Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 г. «Арифметики» Леонтия Магницкого - энциклопедии математических знаний того времени.
  • Андрей Константинович Нартов в 1712-1725 гг. первым в мире изобрёл и построил ряд токарных станков.
  • В 1724 г. по проекту гениального русского механика - Ефима Прокопъевича Никонова - была создана и
  • испытана первая русская подводная лодка.

  • По указанию Петра I с 1722 г. начался сбор материалов по истории России, положившие начало русским архивам.
ОБРАЗОВАНИЕ

Царь-реформатор прекрасно понимал, что школы, основанные лишь на изучении Закона Божьего, не могут дать практического результата. В России стала формироваться светская система образования.

При Петре I была создана сеть цифирных школ.

В них допускались дети всех слоёв населения, кроме

крестьян.

Они давали начальное образование.

ОБРАЗОВАНИЕ

Общее светское образование давали гимназии. В них изучали иностранные языки, «7 свободных искусств». Ими были «Школа для сирот и бедных детей Ф. Прокоповича», «Московская гимназия Э. Глюка».

К обучению в профессиональных школах допускались в основном дети дворян – Школа математических и навигацких наук, Морская академия, Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы в Москве и Петербурге.

ОБРАЗОВАНИЕ

Адмиралтейские школы, горнозаводские школы при Олонецких и Уральских заводах, школы для подготовки канцелярских служащих готовили преимущественно квалифицированных работников.

Уральское горное училище. 1723 г.

ОБРАЗОВАНИЕ

  • При Петре I была реформирована Славяно-греко-латинская академия. Теперь больший упор в обучении был сделан на светские науки и языки.
  • Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения явился указ 1724 г. об учреждении
  • Академии наук и художеств (открылась она уже после

    смерти царя в 1725 г.).

ОБРАЗОВАНИЕ

Создание системы образования потребовало выпуска множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в. в России было издано больше печатных книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания. В стране действовало несколько десятков типографий.

В 1703 году появилась первая печатная русская газета – «Ведомости». В основном она освещала успехи русской армии, промышленности, просвещения и науки. Сообщала о важных заграничных событиях. Предоставляла торговую информацию. Газета выходила нерегулярно.

ОБРАЗОВАНИЕ

Большое значение для повышения уровня грамотности населения имела реформа алфавита. В 1710 г. был введён лично утверждённый царём лёгкий для чтения и написания гражданский шрифт.

В ходе реформы форма букв и их написание упростилось и округлилось. Старое буквенное написание цифр заменено арабскими цифрами.

ОБРАЗОВАНИЕ

В России развивается музейное дело. В 1714 г., в Петербурге, Петром І была основана Кунсткамера (кабинет редкостей), где были собраны уникальные предметы старины, природные и анатомические редкости.

Так же были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. Они тоже располагались в Петербурге.

В 1714 г. в столице была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

При Петре I новый облик получила российская художественная культура. Она становится светской, в ней появляются новые жанры и направления. В истории она получила название «петровское барокко». Новый стиль гармонично сочетал русские народные традиции и лучшие образцы западноевропейского искусства.

Кикины палаты (дом одного из сподвижников Петра I - А. Кикина)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

При Петре развернулось масштабное строительство Петербурга. Для этих целей были приглашены европейские специалисты. По проектам Д. Трезини были построены Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец Петра I.

Летний дворец Петра I

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Как и в любом русском городе, в Петербурге был выстроен главный храм. Он назывался Петропавловский собор (арх. Д. Трезини). Собор построен в европейском стиле, но внутри он убран как православный храм.

Начиная с Петра I в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Николая II.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Строительство новой столицы, создание дворцово-парковых комплексов и жилых интерьеров по европейскому образцу создают острую потребность в различных

скульптурных формах. Вследствие этого в России начинают появляться скульпторы европейского уровня. Наиболее выдающимися из них были К. Растрелли и

И. П. Зарудный.

Зарудный И.П. Иконостас Петропавловского собора

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Самое значительное произведение К. Растрелли – конный памятник Петру I (отлит в 1745-1746 гг. уже после смерти скульптора).

Петр изображен триумфатором, торжественно восседающим на коне в облачении римского императора.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Петр очень любил свой новый город и много делалось для его украшения. В городе создавались регулярные сады (т. е. созданные по плану). Главным садом был Летний сад.

А. Бенуа «Петр І на прогулке в Летнем саду»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Город строился по Генеральный план плану, который создал Жан Батист Леблон. Вдоль Невы или перпендикулярно к ней тянулись широкие прямые улицы. Здания ставились плотно друг к другу «в красную линию».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

В изобразительном искусстве первой четверти XVIII в. впервые появилась гравюра, пришедшая в Россию из Европы. Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны, широко использовались в учебной литературе, газетах, календарях. Известным гравёром был А. Ф. Зубов.

«Панорама Санкт-Петербурга» (фрагмент), 1716

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Одним из основоположников русской светской живописи стал портретист И.Н. Никитин (ок. 1690-1742). Его работам присущи правдивое изображение своих героев, интерес к внутреннему миру человека, показ не только его индивидуальных внешних черт, но и характера. Ему была чужда лесть, привычная для того времени.

Портрет напольного гетмана, 1720-е.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Портрет царевны Натальи Алексеевны, 1716 г.

Портрет Анны Петровны, 1720-е

По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды - камзолов, чулок,

башмаков, галстуков, шляп. Женщины, согласно новой моде,

должны были

одеться в платья

с глубоким

декольте и плотно

облегающим

затянутой

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбривать бороды (за ослушание – денежный штраф или ссылка. Крестьяне за право носить бороду должны были платить «бородовой налог», который взимался всякий раз, когда

крестьянин въезжал в город.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Пётр же приказал следующий за 7207 годом от сотворения мира считать 1700, но уже «от Рождества Христова». Согласно царскому указу, начало года было перенесено на 1 января. Новый год предписывалось отмечать торжественно.

В. Суриков. «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского»

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

В 1718 г. Петром І были введены ассамблеи – собрания представителей высшего сословия, богатых горожан, иностранцев для увеселения (танцев, игр, бесед), проведения деловых встреч, общения. Ассамблеи были школами светского воспитания, где люди обучались хорошим манерам,

правилам поведения. Особенностью этих светских балов стало то, что в них теперь могли участвовать и женщины.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярными стали выступления любительских оркестров, концерты которых в обязательном

порядке должны были посещать дворяне.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Новшеств в быту высших слоев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 г. вышло в свет знаменитое «Юности честное зерцало».

Пособие обучало гражданскому шрифту и арабским цифрам. В нём были описаны правила этикета, которые должны были соблюдать молодые дворяне дома и в обществе.

ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ И БЫТЕ ¼ XVIII ВЕКА

  • При Петре I началась масштабная «европеизация» России.
  • В ¼ XVIII века развилась российская система образования.
  • Наука, архитектура и искусство вышли на новый уровень.
  • Введение гражданского шрифта упростило делопроизводство, способствовало просвещению.
  • Изменения в быту сделали высшее общество России светским.
  • Нововведения способствовали сплочению российского дворянства.

Далеко не все иностранные нововведения и порядки прижились в России. В дальнейшем они примут новые формы, создадут новую русскую культуру, которая, походя на западную, сохранит свои национальные особенности.


Петровские реформы трудно оценить однозначно, они имели двойственный характер. Прежде всего, сделанный Петром выбор между Востоком и Западом в пользу последнего был исторически необходимым и потому правильным. Попытки сохранить прежнюю самобытную Россию в неизменном виде врядли были осуществимы, либо они могли привести к утрате Россией своей самостоятельности и независимости, а вместе с этим - к исчезновению ее самобытности.

Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост России, позволили ей значительно расширить свою территорию - за счет присоединения Крыма, Северного Причерноморья, Северного Кавказа и западных земель, превратили ее в велику и могучую империю. Благодаря победам в Северной и турецких войнах Россия получила статус балтийской и черноморской державы. В ней возникли новые крупные города - Санкт-Петербург, ставший столицей государства, Севастополь, Екатеринослав, Екатеринодар, Екатеринбург, Одесса и др.

Высокий экономический и военный потенциал России позволял ей оказывать огромное влияние на ход мировой истории. В то же время грандиозные преобразования стали тяжелым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену.

Исключительно сложной и неоднозначной является также фигура Петра. Он обладал невероятной силой воли, неистощимой энергией, твердым и настойчивым характером, был одарен многими талантами. Его кипучая деятельность покоилаь не только на воле, но и на широких знаниях, богатом практическом опыте. Петр был человеком высокой культуры. Он знал два иностранных языка (голландский и немецкий), в совершенстве владел 14 ремеслами, имел острый ум и образное мышление, наделен был сильным эстетическим чутьем.

Петр сожалел, что не может работать одновремено двумя руками: держать в правой руке шпагу, а в левой - перо. Это позволило бы ему сделать гораздо больше. Он считал, что предназначение государства - внутренняя и внешняя безопасность, а свою славу оно должно находить в искусстве и науке. Разворачивая Россию на Запад, он не отрекался от отечественной культуры и древних традиций. Он проявлял глубокое уважение к прошлому, что получало выражение в строительства новых храмов, в особом почитании дела Алекандра Невского, останки которого были перенесены в Петербург, в специального построенную для этого Невскую лавру.

Хотя эпоха просвещенного абсолютизма в России связывается с Екатериной 2, на деле именно Петр был настоящим просвещенным монархом. То же самое можно сказать по отношению к Западу. Европа не знала такого правителя, как Петр, хотя понятие просвещенного абсолютизма обычно относят к ней. Петра по праву называли северным исполином. Подчеркивая масштабы его выдающейся личности, Пушкин отмечал, что Петр один есть целая всемирная история.

В то же время его личность не была лишена крайностей. В его деяниях воля и произвол иногда брали верх над мерой и разумом. Некоторые свои реформы он начинал без должной подготовки, а при их проведении допускал излишнюю поспешность и нетерпение. Его любимимыми выражениями были не мешкать, учинить по сему немедленно. Максимализм и бескомпромиссность Петра иногда переходили в дикую ярость и беспощадную жестокость. Это случалось даже по отношению к его близким, в частности к сыну Алексею.

Глубокому реформированию были подвергнуты практически все области общественной жизни - государственно-административное устройство, экономика, армия, Церковь, наука и просвещение, художественная культура. Основное содержание и характер проовдимых реформ выражали две тенденции: секуляризация, то есть обмирщение, ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре, а также ее европеизация.

В 1711 году вместо прежней многочисленной Боярской Думы (до 900 человек) Петр 1 учреждает Сенат, состоящий из 9 человек, назначенных самим царем. Критерием отбора в Сенат служили лишь деловые качетва, а прежние наследственные привилегии не учитывались. Сенат выступал как высший орган по делам законодательства и государственного управления.

Ранее существовавшие приказы были заменены 12 коллегиями (министерствами), ведавшими отдельными сферами государсвенного управления. Страна была поделена на губернии и уезды. Благодаря этим нововведениям государство достигало высшй степени централизации и превращалось в абсолютную монархию.

Исключительно важное значение имела реформа Церкви, которая существенно ограничила место и роль религии и Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной Церкви - упразднения патриаршества. Его место заняла Духовная коллегия, или Святейший Синод, во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем. Фактически Синод мало чем отличался от других государственных учреждений.

Церковь лишилась части своих земель и доходов, что существенно ослабляло ее экономические основы. Духовенство вменялось в обязанность не только содействовать проводимым преобразованиям, но и помогать властям в сыске и задержании противников реформ. От них при это требовались даже нарушение тайны исповеди: под страхом казни священники должны были доносить о намериниях исповедывавшихся совершить государственное преступление. В результате всех этих мер произошло огосударствление Церкви. Она оказалась в полной зависимости от светской власти.

Петровская эпоха создала благоприятные условия для оживления экономики. Россия начинает активно осваивать промышленное производство. В стране быстро растет число ткацких и текстильных предприятий, в особенности по производству сукна и шерсти. Урал становится центром по выплавке металла, который с 20-х годов 18 века вывозится за рубеж. Впервые организуется промышленное производство фарфора.

Значительный прогресс наблюдается во всей материальной культуре, в технике и технологии. Уральский телотехник Ползунов разработал проект универсального парового двигателя и построил паросиловую установку, опередив английского изобретателя Уатта. Механик-самоучку, опередив аглийского изобретателя Уатта. Механик-самоучка Кулибин изобрел многие механизмы - часы, прожектор, семафорный телеграф, разработал проект моста через Неву. В сельском хозяйстве вместо серпа используется коса, создаются конные заводы, успешно развивается скотоводство. Петр 1 придавал большое значение торговле, называя ее верховной обладательницей судьбы человеческой, и всячески содействовал ее развитию. По его инициативве устраиваются крупные ярмарки, строятся каналы: построен Вышневолоцкий, начато строительство Волго-Донского.

Развитие материальной культуры и экономики позволило провести модернизацию армии, что сделало ее одной из самых современных и сильных. В русской армии впервые появляется конна артиллерия, начинают использоваться ручные гранаты и штык. Главным достижением в военном деле стало создание русского флота - любимого детища Петра.

18 век стал временем создания в России системы светского образования и науки, которые раньше практически отсутствовали. Происходившие глубокие преобразования во всех областях общественной жизи остро ставили проблему подема культурного и образовательного уровня населения, которую нельзя было решить без широкой сети новых учебных заведений. В 1701 г. на Сухаревой башне в Москве открылась Навигацкая школа, которая в 1715 году была переведена в Петербург, где на ее основе была создана Морская академия. Чуть позже по типу Навигацкой появляется еще несколько школ - Инженерная, Артиллерийская и Медицинская.

В 1703 г. в Москве открывается частная общеобразовательная гимназия Глюка, имевшая задачей подготовку кадров для научной деятельности. Основу начального образования в губернских городах составили цифирные школы. В специальных школах для подячих готовили разного рода чиновников. При наиболее крупных мануфактурах - на Урале и других местах - открывались ремесленные училища. В 1722 г. появилось первое коммерческое учишище.

В становлении и развитии науки большую роль сыграла Петербургская академия, созданная по инициативе Петра и открытая в 1725г. Первоначальноь в состав Академии входили главным образом иностранные ученые, изъявившие желание работать в России. Многие из них имели мировую известность: математики Эйлер и Бернулли, физик Эпинус, ботаник Паллас. Первыми русскими академиками были географ и Крашенинников, натуралист и путешественник Лепехин, астроном Румовский и др.

В отличие от западных Российская Академия не занималась богословием, являясь целиком светским государственным учреждением. В то же время она была тесно связана с отечественным искусством. В 1732 г. при ней было огранизовано художественное отделение. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала труды мирового уровня.

Исключительную роль в развитии отечественной и мировой науки сыграл великий русский ученый Ломоносов (1711 - 1 65), ставший первым русским членом Академии в 1745 г. Он был не только в6еликим естествоиспытателем, но и поэтом, филологом, художником, историком. По масштабу своей личности он ни в чем не уступал европейским титанам эпози Возроождения. Подчеркивал универсальный характер его личности.

Важнейшей вехой в становлении и развитии российской науки явилось основание в 1755 г. Московского университета. Первоначально он имел три факультета: философский, медицинский и юридический. Затем он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания. В 1783 г. создается Российская академия наук, первым президентом, которой становится княгиня Дашкова. Академия также сыграла огромную роль с развитии отечественной науки. Первым ее крупным научным достижением явлися шеститомный Словарь Российской академии, содержавший толкования основных научных терминов и понятий. В целом можно с полным основанием сказать, что в течение одного столетия российская наука совершила мощный рывок вперед. Начиная почти что с нуля, она смогла подняться до мирового уровня.

18 столетие было отмечено глубокими изменениями в общественном сознании, значительным оживлением и подъемом общественной мысли. Этому способствовали как петровские преобразования, так и крепнущие и расширяющиеся контакты с европейскими странами, благодаря которым в Россию проникают идеи западного рационализма, гуманизма и Просвещения. Одна из важных черт происходящих в общественном сознании изменений - ослабление влияния религиозной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала. Вторая существенная черта - стремление осмыслить прошлое и настоящее России, что сопровождалось ростом начионального самосознания.

Крупным русским мыслителем 18 века был Феофан Прокопович, современник и сподвижник Петра. В своих работах (Слово о власти и чести царской, Правда воли монршей и др.) он разрабатывает русский вариант концепции просвещенного абсолютизма. Опираясь на европейские идеи естественного права, общественного договора и общего блага и сочетая их с российскими особенностями, Прокопович, будучи почитателем Петра, всячески прославлял его деяния и подавал его за образец просвещенного монарха. Он был также идеологом реформирования Церкви, обосновывал необходимость ее подчинения государству.

Интересным и глубоким мыслителем-самоучкой был Посошков, автор Книги о скудости и богатстве. Будучи сторонником Петра, он вместе с тем стоял в оппозиции к дворянству, выражая и отстаивая интетересы крестьянства, купечества и ремесленников.

Осмыслению прошлого россии посвящены труды Тарищева - первого крупного русского историка, написавшего Историю Российскую с самых древнейших времен. В ней он прослеживает историю России от Рюрика до Петра 1.

Глубокие изменения затронули не только рассмотреннные области культуры, но и весь уклад повседневной жизни. Здесь одно из главных изменений было связано с введением нового летоисчислениея и календаря. По указу Петра вместо прежнего счета годам от Сотворения мира впредь предписывалось исчислять года от Рождества Христова, то есть с 1 января 1700 г., как это было принято в европейских странах. Правда Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский. По петровскому указу устанавливалась и новая традиция - тожественно встречать Новый год и столетний век, украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи.

По другому указу Петра вводилась новая форма общения людей - ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринуденных беседах, за игрой в шахматы и шашки. В повседневную жизнь придворной знати входит также традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы - французскй. Влияние французской культуры проявлялось и в том, что дамы дворянского общества начинают музицировать на клавесине.

Существенные изменения происодят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших слоев общества исчезают бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения. Правила хорошего тона среди детей дворян пропагандирует популярная в те времена книга Юности честное зерцало, или Показние к житейскому обхождению.

Культурные преобразования 18 века касались преимущественно привилегированных сословий русского общества. Низшие сословия они почти не затрагивали. Они вели к разрушению прежнего органического единства русской культуры. К тому же эти процессы проходили не без издержек и крайностей, когда некоторые представители высших кругов общества начисто забывали русский язык и культуру, русские традиции и обычаи. Тем не менее объективно они были неободимы и неизбежны. Культурные преобразования способствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россия не смогла бы претендовать на достойное место среди передовых стран.

Перемены в культуре России в годы петровских реформ.

При Петре I впер-вые сло-жи-лись пред-по-сыл-ки для за-рож-де-ния соб-ствен-но рос-сий-ской науки и ее раз-ви-тия. Необ-хо-ди-мость на-уч-ных зна-ний объ-яс-ня-лась прак-ти-че-ски-ми по-треб-но-стя-ми го-су-дар-ства и была свя-за-на с осво-е-ни-ем огром-ных си-бир-ских и даль-не-во-сточ-ных про-сто-ров стра-ны, по-ис-ком и ис-поль-зо-ва-ни-ем по-лез-ных ис-ко-па-е-мых, стро-и-тель-ством новых го-ро-дов, ро-стом ма-ну-фак-тур-но-го про-из-вод-ства и тор-гов-ли. Были за-ло-же-ны ос-но-вы оте-че-ствен-ной ме-ди-ци-ны. В 1706 г. в Москве был ос-но-ван Ап-те-кар-ский ого-род, став-ший ос-но-вой бу-ду-ще-го Бо-та-ни-че-ско-го сада. А в 1707 г. был от-крыт пер-вый в Рос-сии гос-пи-таль и при нем гос-пи-таль-ная школа.

В 1720 г. была из-да-на карта Кас-пий-ско-го моря. В 1700 г. по указу Петра была ор-га-ни-зо-ва-на го-су-дар-ствен-ная гор-но-раз-ве-доч-ная служ-ба, за-ни-мав-ша-я-ся по-ис-ком по-лез-ных ис-ко-па-е-мых. В 1703 г. кре-стья-нин Шилов от-крыл на Урале ме-сто-рож-де-ние мед-ных руд. А в 1714 г. мо-ло-то-вый ма-стер Рябов от-крыл пер-вые в Рос-сии ми-не-раль-ные ле-чеб-ные воды в рай-оне Пет-ро-за-вод-ска. Были также от-кры-ты ме-сто-рож-де-ния ка-мен-но-го угля на юге Рос-сии, бурые угли были об-на-ру-же-ны в Под-мос-ко-вье.

Спо-движ-ник Петра Яков Брюс в 1699 г. ор-га-ни-зо-вал На-ви-гац-кую школу в Москве, в ко-то-рой изу-ча-лась аст-ро-но-мия. Здесь же в 1702 г. по его ука-за-нию была обо-ру-до-ва-на пер-вая в Рос-сии об-сер-ва-то-рия, обо-ру-до-ван-ная в Су-ха-ре-вой башне. На ос-но-ве пя-ти-лет-них на-блю-де-ний в 1707 г. Брюс со-ста-вил первую в Рос-сии карту звезд-но-го неба. С 1725 г. в Пе-тер-бур-ге на-ча-лись ре-гу-ляр-ные ме-тео-ро-ло-ги-че-ские на-блю-де-ния.

Рис. 1. Су-ха-ре-ва башня (Ис-точ-ник )

Вы-да-ю-ще-е-ся зна-че-ние имел выход в свет в 1703 г. «Ариф-ме-ти-ки» Леон-тия Фи-лип-по-ви-ча Маг-ниц-ко-го — эн-цик-ло-пе-дии ма-те-ма-ти-че-ских зна-ний того вре-ме-ни, ко-то-рую М. В. Ло-мо-но-сов на-звал позже «вра-та-ми своей уче-но-сти». Ан-дрей Кон-стан-ти-но-вич Нар-тов в 1712-1725 гг. пер-вым в мире изоб-рел и по-стро-ил ряд то-кар-ных стан-ков. В 1724 г. по про-ек-ту дру-го-го ге-ни-аль-но-го рус-ско-го ме-ха-ни-ка Ни-ко-но-ва была со-зда-на и ис-пы-та-на на Га-лер-ном дворе пер-вая рус-ская под-вод-ная лодка. На-уч-ные и тех-ни-че-ские зна-ния при-ме-ня-лись при со-ору-же-нии ка-на-лов и пло-тин, ме-ха-низ-мов на ма-ну-фак-ту-рах, ко-ра-бель-ных вер-фях.

По ука-за-нию Петра I с 1722 г. на-чал-ся сбор ма-те-ри-а-лов по ис-то-рии Рос-сии для по-сле-ду-ю-ще-го на-пи-са-ния на-уч-ных тру-дов и учеб-ни-ков. В Пе-тер-бург со всех кон-цов стра-ны и из-за гра-ни-цы на-ча-ли сво-зить ин-те-рес-ные до-ку-мен-ты и ма-те-ри-а-лы, по-ло-жив-шие на-ча-ло рус-ским ар-хи-вам.

При Петре I в стране на-ча-ла фор-ми-ро-вать-ся си-сте-ма про-фес-си-о-наль-но-го об-ра-зо-ва-ния. Школы вна-ча-ле были бес-со-слов-ны-ми: в них могли учить-ся дети из раз-ных слоев на-се-ле-ния. Од-на-ко вско-ре во мно-гие спе-ци-аль-ные учеб-ные за-ве-де-ния (где го-то-ви-ли офи-це-ров-спе-ци-а-ли-стов) стали при-ни-мать толь-ко детей дво-рян. Дети же кре-пост-ных кре-стьян в го-су-дар-ствен-ных шко-лах обу-чать-ся не могли. По-сколь-ку да-ле-ко не все дети дво-рян же-ла-ли учить-ся, царь при-ка-зал счи-тать учебу одним из видов го-су-дар-ствен-ной служ-бы. А чтобы никто не мог ее из-бе-жать, он за-пре-тил свя-щен-ни-кам да-вать раз-ре-ше-ние на за-клю-че-ние брака дво-ря-нам, не име-ю-щим сви-де-тель-ства об об-ра-зо-ва-нии. Со-зда-ние си-сте-мы об-ра-зо-ва-ния по-тре-бо-ва-ло из-да-ния мно-же-ства книг (учеб-ни-ков, спра-воч-ни-ков, на-гляд-ных по-со-бий). Толь-ко за первую чет-верть XVIII в. в Рос-сии было из-да-но боль-ше книг, чем за все 150 лет, про-шед-шие с на-ча-ла рус-ско-го кни-го-пе-ча-та-ния. Боль-шое зна-че-ние для по-вы-ше-ния уров-ня гра-мот-но-сти на-се-ле-ния имело вве-де-ние в 1710 г. граж-дан-ской аз-бу-ки.

С 1703 г. на-ча-ла из-да-вать-ся пер-вая офи-ци-аль-ная пе-чат-ная га-зе-та — «Ве-до-мо-сти», в ко-то-рой пуб-ли-ко-ва-лась в ос-нов-ном ино-стран-ная хро-ни-ка.

Круп-ным на-уч-ным учре-жде-ни-ем стала ос-но-ван-ная Пет-ром в Пе-тер-бур-ге в 1714 г. Кунст-ка-ме-ра (по-ме-ще-ние для ред-ко-стей), в ко-то-рой хра-ни-лись со-бра-ния ми-не-ра-лов, ме-ди-цин-ские пре-па-ра-ты, древ-ние мо-не-ты, эт-но-гра-фи-че-ская кол-лек-ция, несколь-ко зем-ных и небес-ных «гло-бу-сов», был устро-ен зоо-ло-ги-че-ский ка-би-нет. Это был пер-вый рус-ский музей.

Рис. 2. Кунст-ка-ме-ра (Ис-точ-ник )

Тогда же в Пе-тер-бур-ге были ос-но-ва-ны Во-ен-но-мор-ской и Ар-тил-ле-рий-ский музеи. В 1714 г. в Пе-тер-бур-ге была от-кры-та ста-рей-шая в нашей стране на-уч-ная биб-лио-те-ка.

Вен-цом пет-ров-ских пре-об-ра-зо-ва-ний в об-ла-сти науки и про-све-ще-ния стал указ 1724 г. об учре-жде-нии Ака-де-мии наук и ху-до-жеств (от-кры-лась она уже после смер-ти царя в 1725 г.).

При Петре I ху-до-же-ствен-ная куль-ту-ра за-ня-ла новое место в ду-хов-ной жизни. Она стала свет-ской, более раз-но-об-раз-ной в жан-ро-вом от-но-ше-нии, по-лу-чи-ла ак-тив-ную под-держ-ку со сто-ро-ны го-су-дар-ства. Од-на-ко в целом все эти пре-об-ра-зо-ва-ния и но-во-вве-де-ния но-си-ли пе-ре-ход-ный ха-рак-тер, так как во мно-гом еще со-хра-ня-лись черты преж-ней эпохи.

Му-зы-ка была пред-став-ле-на неслож-ны-ми бы-то-вы-ми фор-ма-ми: тан-це-валь-ны-ми, во-ен-ны-ми, за-столь-ны-ми ме-ло-ди-я-ми. Осо-бен-но по-пу-ляр-ны были канты (мно-го-го-лос-ное пение ан-сам-бля или хора пев-цов без му-зы-каль-но-го со-про-вож-де-ния, обыч-но зву-чав-шее в дни го-су-дар-ствен-ных и во-ен-ных празд-ни-ков).

Ар-хи-тек-ту-ра пет-ров-ско-го вре-ме-ни пред-став-ле-на пре-жде всего ан-сам-бля-ми зда-ний Санкт-Пе-тер-бур-га, для стро-и-тель-ства ко-то-рых были при-гла-ше-ны луч-шие за-ру-беж-ные спе-ци-а-ли-сты — Ж. Леб-лон, Д. Тре-зи-ни, Ф. Б. Рас-трел-ли. Но участ-во-ва-ли в этой ра-бо-те и рус-ские ар-хи-тек-то-ры — И. К. Ко-ро-бов и М. Г. Зем-цов. Важ-ней-ши-ми па-мят-ни-ка-ми ар-хи-тек-ту-ры того вре-ме-ни стали Пет-ро-пав-лов-ский собор и Пет-ро-пав-лов-ская кре-пость, зда-ние Две-на-дца-ти кол-ле-гий, Мен-ши-ков-ский дво-рец в Пе-тер-бур-ге, Мен-ши-ко-ва башня в Москве, пер-вые со-ору-же-ния Пе-тер-гоф-ско-го ан-сам-бля.

Рис. 3. Зда-ние Две-на-дца-ти кол-ле-гий, ар-хи-тек-тор — Д. Тре-зи-ни (Ис-точ-ник )

Изоб-ра-зи-тель-ное ис-кус-ство пер-вой чет-вер-ти XVIII в. пред-став-ле-но таким новым яв-ле-ни-ем, как гра-вю-ра (она при-ш-ла на Русь из Ев-ро-пы). Свою по-пу-ляр-ность она за-во-е-ва-ла пре-жде всего из-за де-ше-виз-ны. Вско-ре гра-вю-ры уже ши-ро-ко ис-поль-зо-ва-ли в учеб-ной ли-те-ра-ту-ре, га-зе-тах, ка-лен-да-рях. Из-вест-ным ма-сте-ром в этом на-прав-ле-нии был А. Ф. Зубов. Дру-гой от-ли-чи-тель-ной чер-той изоб-ра-зи-тель-но-го ис-кус-ства эпохи Петра стал порт-рет. Одним из ос-но-во-по-лож-ни-ков рус-ской свет-ской жи-во-пи-си стал Иван Ни-ки-тич Ни-ки-тин (1690-1742 гг.), по-лу-чив-ший по указу Петра воз-мож-ность обу-че-ния в Ита-лии. Его порт-ре-там («На-поль-ный гет-ман», «Петр I на смерт-ном ложе») при-су-щи ре-а-лизм, ин-те-рес к внут-рен-не-му миру че-ло-ве-ка, показ не толь-ко его ин-ди-ви-ду-аль-ных внеш-них черт, но и ха-рак-те-ра.

Рис. 4. И. Н. Ни-ки-тин. На-поль-ный гет-ман (Ис-точ-ник )

По оби-лию новых яв-ле-ний в куль-тур-ной жизни пер-вая чет-верть XVIII в. не имеет ана-ло-гов в оте-че-ствен-ной ис-то-рии. По при-ка-зу царя для дво-рян было в обя-за-тель-ном по-ряд-ке вве-де-но но-ше-ние ев-ро-пей-ской одеж-ды — кам-зо-лов, чулок, баш-ма-ков, гал-сту-ков, шляп. Под стра-хом опалы бояре и дво-ряне долж-ны были сбрить бо-ро-ды. За ослу-ша-ние им гро-зил в луч-шем слу-чае боль-шой де-неж-ный штраф, а в худ-шем — ссыл-ка. Кре-стьяне за право но-сить бо-ро-ду долж-ны были пла-тить налог, ко-то-рый взи-мал-ся каж-дый раз, когда кре-стья-нин въез-жал в город. Лишь ду-хо-вен-ство со-хра-ни-ло свое право на но-ше-ние тра-ди-ци-он-ной одеж-ды и бо-ро-ды бес-плат-но.

С ян-ва-ря 1700 г. Петр ввел новое ле-то-ис-чис-ле-ние — от Рож-де-ства Хри-сто-ва, а не от со-тво-ре-ния мира. По-это-му те-перь вслед за 7207 г. на-сту-пил 1700 г. К тому же новый год те-перь на-чи-нал-ся не с 1 сен-тяб-ря, как пре-жде, а с 1 ян-ва-ря.

Из Ев-ро-пы царь при-вез и внед-рил в Рос-сии новые формы об-ще-ния и раз-вле-че-ний: празд-ни-ки с ил-лю-ми-на-ци-ей, фей-ер-вер-ки, мас-ка-ра-ды. С 1718 г. он спе-ци-аль-ным ука-зом ввел ас-сам-блеи, устра-и-ва-е-мые в домах знати. На них при-гла-ша-лись зна-ко-мые са-нов-ни-ки, офи-це-ры, ду-хо-вен-ство, бо-га-тые купцы. Осо-бен-но-стью этих со-бра-ний стало раз-ре-ше-ние участ-во-вать в них жен-щи-нам. Вечер про-хо-дил в свет-ских бе-се-дах, об-суж-де-нии по-след-них но-во-стей и спле-тен, тан-цах и ат-трак-ци-о-нах. Обя-за-тель-ной ча-стью ас-сам-блеи был гран-ди-оз-ный ужин, в ходе ко-то-ро-го каж-дый хо-зя-ин ас-сам-блеи стре-мил-ся ве-ли-ко-ле-пи-ем и но-вин-ка-ми пре-взой-ти сво-е-го пред-ше-ствен-ни-ка.

Рис. 5. Пет-ров-ские ас-сам-блеи (Ис-точ-ник )

Рас-про-стра-не-ние по-лу-чи-ла игра на кла-ви-кор-дах (про-то-тип пи-а-ни-но), скрип-ке, флей-те. По-пу-ляр-ной стала игра лю-би-тель-ских ор-кест-ров, на кон-цер-ты ко-то-рых в обя-за-тель-ном по-ряд-ке долж-ны были хо-дить пред-ста-ви-те-ли знати.

Нов-шеств в быту выс-ших слоев на-се-ле-ния стало так много, что по-на-до-би-лось спе-ци-аль-ное по-со-бие по пра-ви-лам хо-ро-ше-го тона. В 1717 г. вышло в свет зна-ме-ни-тое «Юно-сти чест-ное зер-ца-ло, или По-ка-за-ние к жи-тей-ско-му об-хож-де-нию, со-бран-ное из раз-ных ав-то-ров».

Глав-ны-ми чер-та-ми раз-ви-тия куль-ту-ры в эпоху Петра I стало уси-ле-ние свет-ских ее начал и ак-тив-ное про-ник-но-ве-ние и даже на-саж-де-ние за-пад-но-ев-ро-пей-ской куль-ту-ры. Эти пе-ре-ме-ны были неоспо-ри-мы и весь-ма за-мет-ны. Имен-но на их ос-но-ве за-ро-ди-лась и раз-ви-лась оте-че-ствен-ная наука, офор-ми-лась си-сте-ма об-ра-зо-ва-ния, рас-цве-ла ху-до-же-ствен-ная куль-ту-ра не толь-ко в по-сле-ду-ю-щие де-ся-ти-ле-тия XVIII в., но и XIX в. Од-на-ко куль-ту-ра пет-ров-ско-го вре-ме-ни но-си-ла еще пе-ре-ход-ный ха-рак-тер. Она со-еди-ня-ла в себе но-ва-ции Петра и тра-ди-ции пат-ри-ар-халь-ной Руси. Более того, все эти нов-ше-ства и до-сти-же-ния стали до-сто-я-ни-ем лишь выс-ших слоев на-се-ле-ния огром-ной стра-ны. Ос-нов-ная же его часть вос-при-ни-ма-ла новые черты жизни, по-явив-ши-е-ся при Петре, как не более чем чу-да-че-ства са-мо-го царя и своих гос-под.

Петровские реформы в области культуры. Культура в 1 пол. 18 века

Петровские реформы трудно оценить однозначно, они имели двойственный характер. Прежде всего, сделанный Петром выбор между Востоком и Западом в пользу последнего был исторически необходимым и потому правильным. Попытки сохранить прежнюю самобытную Россию в неизменном виде вряд - ли были осуществимы, либо они могли привести к утрате Россией своей самостоятельности и независимости, а вместе с этим - к исчезновению ее самобытности.

Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост России, позволили ей значительно расширить свою территорию - за счет присоединения Крыма, Северного Причерноморья, Северного Кавказа и западных земель, превратили ее в великую и могучую империю. Благодаря победам в Северной и турецких войнах Россия получила статус балтийской и черноморской державы. В ней возникли новые крупные города - Санкт-Петербург, ставший столицей государства, Севастополь, Екатеринослав, Екатеринодар, Екатеринбург, Одесса и др.

Высокий экономический и военный потенциал России позволял ей оказывать огромное влияние на ход мировой истории. В то же время грандиозные преобразования стали тяжелым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену.

Глубокому реформированию были подвергнуты практически все области общественной жизни - государственно-административное устройство, экономика, армия, Церковь, наука и просвещение, художественная культура. Основное содержание и характер проводимых реформ выражали две тенденции: секуляризация, то есть обмирщение, ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре, а также ее европеизация.

В 1711 году вместо прежней многочисленной Боярской Думы (до 900 человек) Петр 1 учреждает Сенат, состоящий из 9 человек, назначенных самим царем. Сенат выступал как высший орган по делам законодательства и государственного управления.

Страна была поделена на губернии и уезды. Благодаря этим нововведениям государство достигало высшей степени централизации и превращалось в абсолютную монархию.

Исключительно важное значение имела реформа Церкви, которая существенно ограничила место и роль религии и Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной Церкви - упразднения патриаршества. Его место заняла Духовная коллегия, или Святейший Синод, во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем. Церковь лишилась части своих земель и доходов, что существенно ослабляло ее экономические основы. Петровская эпоха создала благоприятные условия для оживления экономики. Россия начинает активно осваивать промышленное производство. В стране быстро растет число ткацких и текстильных предприятий, в особенности по производству сукна и шерсти. Урал становится центром по выплавке металла, который с 20-х годов 18 века вывозится за рубеж. Впервые организуется промышленное производство фарфора.

Значительный прогресс наблюдается во всей материальной культуре, в технике и технологии. Уральский телотехник Ползунов разработал проект универсального парового двигателя и построил паросиловую установку, опередив английского изобретателя Уатта. Механик-самоучка Кулибин изобрел многие механизмы - часы, прожектор, семафорный телеграф, разработал проект моста через Неву. В сельском хозяйстве вместо серпа используется коса, создаются конные заводы, успешно развивается скотоводство. Петр 1 придавал большое значение торговле, называя ее "верховной обладательницей судьбы человеческой", и всячески содействовал ее развитию. По его инициативве устраиваются крупные ярмарки, строятся каналы: построен Вышневолоцкий, начато строительство Волго-Донского.

Развитие материальной культуры и экономики позволило провести модернизацию армии, что сделало ее одной из самых современных и сильных. В русской армии впервые появляется конна артиллерия, начинают использоваться ручные гранаты и штык. Главным достижением в военном деле стало создание русского флота - любимого детища Петра.

18 век стал временем создания в России системы светского образования и науки, которые раньше практически отсутствовали. Происходившие глубокие преобразования во всех областях общественной жизи остро ставили проблему подъёма культурного и образовательного уровня населения, которую нельзя было решить без широкой сети новых учебных заведений. В 1701 г. на Сухаревой башне в Москве открылась Навигацкая школа, которая в 1715 году была переведена в Петербург, где на ее основе была создана Морская академия. Чуть позже по типу Навигацкой появляется еще несколько школ - Инженерная, Артиллерийская и Медицинская.

В 1703 г. в Москве открывается частная общеобразовательная гимназия Глюка, имевшая задачей подготовку кадров для научной деятельности. Основу начального образования в губернских городах составили цифирные школы. В специальных школах для подячих готовили разного рода чиновников. При наиболее крупных мануфактурах - на Урале и других местах - открывались ремесленные училища. В 1722 г. появилось первое коммерческое учишище.

В становлении и развитии науки большую роль сыграла Петербургская академия, созданная по инициативе Петра и открытая в 1725г.

В отличие от западных Российская Академия не занималась богословием, являясь целиком светским государственным учреждением. В то же время она была тесно связана с отечественным искусством. В 1732 г. при ней было огранизовано художественное отделение. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала труды мирового уровня.

Исключительную роль в развитии отечественной и мировой науки сыграл великий русский ученый Ломоносов (1711 - 1 65), ставший первым русским членом Академии в 1745 г. Он был не только в6еликим естествоиспытателем, но и поэтом, филологом, художником, историком. По масштабу своей личности он ни в чем не уступал европейским титанам эпози Возроождения. Подчеркивал универсальный характер его личности.

Важнейшей вехой в становлении и развитии российской науки явилось основание в 1755 г. Московского университета. Первоначально он имел три факультета: философский, медицинский и юридический. Затем он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания. В 1783 г. создается Российская академия наук, первым президентом, которой становится княгиня Дашкова. Академия также сыграла огромную роль с развитии отечественной науки. В целом можно с полным основанием сказать, что в течение одного столетия российская наука совершила мощный рывок вперед. Начиная почти что с нуля, она смогла подняться до мирового уровня.

18 столетие было отмечено глубокими изменениями в общественном сознании, значительным оживлением и подъемом общественной мысли. Этому способствовали как петровские преобразования, так и крепнущие и расширяющиеся контакты с европейскими странами, благодаря которым в Россию проникают идеи западного рационализма, гуманизма и Просвещения. Одна из важных черт происходящих в общественном сознании изменений - ослабление влияния религиозной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала. Вторая существенная черта - стремление осмыслить прошлое и настоящее России, что сопровождалось ростом начионального самосознания.

Глубокие изменения затронули не только рассмотреннные области культуры, но и весь уклад повседневной жизни. Здесь одно из главных изменений было связано с введением нового летоисчислениея и календаря. По указу Петра вместо прежнего счета годам от "Сотворения мира" впредь предписывалось исчислять года от Рождества Христова, то есть с 1 января 1700 г., как это было принято в европейских странах. Правда Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский. По петровскому указу устанавливалась и новая традиция - торжественно встречать "Новый год и столетний век».

По другому указу Петра вводилась новая форма общения людей - ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринуденных беседах, за игрой в шахматы и шашки. В повседневную жизнь придворной знати входит также традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы - французскй. Влияние французской культуры проявлялось и в том, что дамы дворянского общества начинают музицировать на клавесине.

Существенные изменения происодят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших слоев общества исчезают бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения. Правила хорошего тона среди детей дворян пропагандирует популярная в те времена книга "Юности честное зерцало, или Показние к житейскому обхождению".

Культурные преобразования 18 века касались преимущественно привилегированных сословий русского общества. Низшие сословия они почти не затрагивали. Они вели к разрушению прежнего органического единства русской культуры. К тому же эти процессы проходили не без издержек и крайностей, когда некоторые представители высших кругов общества начисто забывали русский язык и культуру, русские традиции и обычаи. Тем не менее объективно они были неободимы и неизбежны. Культурные преобразования способствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россия не смогла бы претендовать на достойное место среди передовых стран.