Растаманы курят. Растаманы

Кто такие Растаманы?

Растаманами называют себя те, кто является почитателем и последователем растафарианства. В обществе есть много предрассудков и страхов, связанных с растаманами. Большинство из них абсолютно беспочвенны. На самом деле, растаманы – веселые, мирные и оптимистичные люди, которые полностью подчинились вольному течению жизни. Они любят свободу и не признают условности общественной жизни. Узнать растамана в толпе можно по нескольким характерным чертам. Это:

  • Специфические яркие береты с полосами зеленого, желтого и красного цвета. Это цвета национального флага государства Эфиопии. Истинные растаманы никогда не купят свой берет в магазине – они сплетут или свяжут его собственными руками.
  • Особая прически – дреды. Волосы растамана заплетены в косички, к которые вплетены различные яркие . Растаман со стажем является счастливым обладателем спутанных колунов, которые символизируют львиную гриву. Эти колтуны невозможно расчесать, но растаманы к этому и не стремятся.
  • Курение травки (хэша) – обязательно и имеет форму ритуала;
  • Расточки – волоски с вплетенными нитками, камушками, шариками;
  • Одежда растамана чаще всего укращается изображениями листка каннабиса (конопли). Этот символ может быть и частью татуировок или украшений.
  • Характерный менталитет, уверенность в приходе миссии, спасителя, который разрушит «Вавилон».

История возникновения растаманов

Истинные растаманы разделяют религиозные взгляды, которые были характерны для жителей африканского континента в начале ХХ века. Эти взгляды получили название «растафарианство». Начало этого течения лежит в далеких 1930-х годах, когда на Ямайку стали съезжаться представители самых разных сект с разными мотивировками, целями и методами работы. Среди них был и американец Мосайя Гарви Маркус, которого выдворили из США за пропаганду идеи спасения через черного Иисуса Христа. Он говорил, что новое пришествие Христа произойдет в Африке, а целью миссии станет избавление чернокожих от гнета белых поработителей. Дата 2 ноября 1930 года навсегда вошла в историю общественных и религиозных движений как день, когда принца (или «рас») по имени Тафэри Мэконен короновали на престол Эфиопии. Императором крупнейшего африканского стал чернокожий, в этом тысячи, а потом и миллионы людей увидели воплощение пророчества. Тогда «растафарианство» начало свое шествие по миру. Известность в Европе и Америке это религиозно-философское течение обрело только в середине 1960-х годов. В-основном это произошло благодаря специфической музыке растаманов – регги. В России формирование субкультуры растаманов началось гораздо позже – только в 1990-х годах. Причиной этому послужил «железный занавес», который отделил советских людей от мировых общественных, религиозных, музыкальных течений. Тоже самое можно сказать и о разлитии растафарианства на территории всего СНГ. Нужно отметить, что русские или постсоветские растаманы не имеют ничего общего с настоящими, истинными последователями течения. Они только курят наркотические смеси и слушают регги, но не имеют представления ни о философии, ни о религиозных взглядах, ни об истории движения.

Смысл жизни растамана

Растанам свойственная искренняя вера в Бога, которого они называют Джа. Это никто иной, как чернокожий Бог Яхве, который создал все драгоценное в Африке (Африка воспринимается как рай на Земле). Растаманы – это непримиримые борцы с Вавилоном, чьим воплощением является весь западный мир с его порабощением, зомбированием, растлением и развратом. Растафари живет себе в удовольствие: он любит всех окружающих людей, несмотря на их недостатки, бездельничает и проводит все свое время за курением травки, философствуя и размышляя о смысле жизни. Кроме того, любимым занятием растамана является игра на африканских барабанах, прослушивание регги, а также рассказы о растаманстве. Рацион растамана также специфичен. Он никогда не станет есть свинину, соль, моллюсков, рыбу без чешуи и уксус. В списке запрещенных напитков находится вино, ром, коровье молоко. Растаман никогда не станет курить табак. Свою еду растанам готовит себе только сам, никогда не оденет чужих вещей, не будет играть в азартные игры. Они не прикасаются к трупам и не станут общаться с недостойными. Жизнь растамана – это нескончаемый праздник. Деньги приходят к ним через творчество – музыку. Живут они только вместе со своими единомышленниками, друзьями и близкими.

Современные представители субкультуры растаманов уже давно отошли от идеологии, которая легла в основу этого движения. Первыми растаманами были афроамериканцы, их лозунг «надежда всех африканцев на возвращение на родину и избавление от Вавилона» призывал всех избавиться от стереотипов и навязанной политиками идеологией. Под Вавилоном растаманы понимали «демократическую» Америку. В статье мы расскажем о том, что значит быть растаманом на постсоветских просторах сегодня.

Мир растамана

Типичное времяпровождение для растамана выглядит как философские размышления о смысле жизни, неприятии условностей и собственной свободе. Как правило, происходят эти разговоры за курением марихуаны.

На сегодняшний день многие, из считающих себя растаманами, к основному признаку своей принадлежности к субкультуре относят именно курение травки. Однако, в среде истинных растаманов это не так. Гашиш и марихуана употребляются в рамках определенного ритуала, и считается, что это занятие приближает растаманов к богу Джа. Также есть среди истинных представителей данной субкультуры и те, кто травку не употребляют вовсе.

Растаманы не признают курение табака и употребление алкоголя.

Как одеваются растаманы?

Не заметить растамана очень сложно. Типичный растаман всегда одет в одежду, составленную из трех цветов: красного, желтого и зеленого. Цвета выбраны не случайно, так как это цветовая гамма эфиопского флага.

На сегодняшний день полный «дресс-код» растаманами может не выдерживаться, но на голове обязательно присутствует трехцветная полосатая шапка. Как правило, растаманы ее не покупают, а вяжут самостоятельно.

На одежде растаманов всегда присутствует символ субкультуры – изображение листа каннабиаса или марихуаны. Он также может быть в виде украшения или татуировки на теле.

Прическа растаманов – это дреды, которые служат своеобразным символом африканского прошлого. Это также часть идеологии растаманов, ведь в истинной субкультуре существует поверье, что при наступлении Конца Света, Джа узнает тех, кто ему поклонялся именно по дредам, и вытащит их.

Музыка растамана

Философия растаманов всегда сопровождается звуками регги. Классиком в данном направлении считается Боб Марли. После него было много последователей данного направления, а на сегодняшний день они настолько трансформировались, что порой заимствуются лишь мотивы мелодий.

Растаманы и сами не прочь поиграть на музыкальных инструментах, в основном это барабаны, на которых они отбивают знакомые им мелодии регги.

Правила растамана

К основным правилам растаманов относятся:

  • любовь к людям;
  • постижение смысла жизни;
  • повествование другим о растаманстве:
  • философствования;
  • игра на барабанах:
  • курение марихуаны.

Есть у растаманов и запреты, которых должен придерживаться каждый представитель субкультуры.

Настоящий растаман не станет курить табак, пить алкоголь, в частности, вино и ром. Философские воззрения не позволяют ему играть в азартные игры. Он никогда не станет одевать на себя чужую вещь и есть блюда, которые были приготовлены другими людьми. Есть запреты у растаманов и в рационе. Так, им не разрешается употреблять в пищу свиное мясо, рыбу, очищенную от чешуи, моллюсков, соль и коровье молоко.

Как стать растаманом?

В постсоветских странах стать растаманом достаточно просто, необходимо лишь одеться соответствующим образом, слушать регги и курить марихуану. Однако, это не правильное восприятие субкультуры и, к сожалению, большинство «отечественных» растаманов не понимают, в чем состоит истинное значение данного течения и не знают истории его зарождения и целей, которые оно преследует.

Вместо введения

Если вы располагаете достаточным количеством свободного времени для того, чтобы совершить небольшую, но увлекательную прогулку на свежем воздухе, то можете провести интереснейший самостоятельный эксперимент. Выйдите на улицу и в течение пары-тройки часов погуляйте по центру своего города. Ваш внимательный взгляд отметит огромное многообразие совершенно разных людей. Но, несмотря на это, большая часть из них, к сожалению, представляет собой просто серую массу. Их лица не выражают ничего, кроме погружённости в свои повседневные дела и озабоченности насущными проблемами. Порой кажется, что эти люди, встав с утра со своих кроватей и выйдя из дома, так и не проснулись.

Непохожие на остальных

Но есть среди этой толпы обывателей те, кого нельзя не заметить. Эти люди ярко выделяются своим внешним видом (иногда и поведением) и приковывают к себе всеобщее внимание. В обществе принято называть людей, которые относятся к каким-либо социальным меньшинствам, неформалами. А их культуру - субкультурой. И субкультура эта имеет на сегодняшний день огромное количество направлений, которые нам вряд ли удастся перечислить. Вот только некоторые из них: рокеры, рэперы, панки, хиппи, готы, эмо, скейтеры, клабберы, байкеры, хипстеры и т.д. Их огромное множество. И довольно значительную часть в среде неформалов составляют те, кто называет себя растаманами. В этой статье коснёмся именно этой темы и поговорим о том, кто такой растаман.

Ошибочное мнение о растаманах

Как правило, в далёких от субкультуры кругах бытует ложное и искажённое мнение о растаманах. Считается, что это ограниченные, ни к чему не стремящиеся и деградирующие люди, которые занимаются тем, что ничего не делают и бесконечно курят травку. Многие “нормальные” люди убеждены, что растаманы оказывают негативное влияние на молодёжь и разлагают общество. Но всё это лишь от неведения. Можно с уверенностью заявить, что, узнав, кто такой растаман на самом деле и более углублённо разобравшись в том, из чего состоит их культура, многие люди поймут, в чём они неправы и изменят свою позицию. Пусть это и не будет принято на ура, но хотя бы уменьшится доля негатива по отношению к ним.

Кто такие растаманы на самом деле

Растаманы - это последователи растафарианства, учения ямайского националиста Маркуса Гарви. Оно возникло в начале XX в. на Ямайке. Направление этого учения - освобождение чернокожего народа от угнетения и дискриминации, а также создание независимого государства в Африке. Также Гарви проповедовал африканское изложение Библии, в котором говорилось, что Иисус был чёрным, а евреи - африканцами. Растаманы верят в Бога Джа - создателя всего самого лучшего и драгоценного в Раю на земле - Африке. Ещё одним очень важным моментом учения было противостояние Вавилону. Именно так растаманы называют развитую западную цивилизацию с её подменёнными и извращёнными ценностями. Раста убеждены, что в Вавилоне всем заправляют политики и такое понятие, как “свобода человека”, там напрочь отсутствует. Всё делается только ради выгоды власть имущих, а простому человеку остаются иллюзия свободы и жалкие крохи с барского стола, чтобы не поднимал голову, ведь он является “винтиком” в налаженном механизме системы. Это лишь малая часть идей растафарианства. Подробное изложение этого глубокого философского и религиозного учения достойно не только отдельной статьи, но и целой научной работы.

Как узнать растамана

Внешний вид растамана - это его яркий отличительный признак. Волосы в большинстве случаев заплетены в косички, которые называют “дредами”. Настоящие приверженцы растафарианства носят их годами. И если вы увидели человека с толстыми и длинным косами (они могут быть даже ниже колен), то знайте, что перед вами растаман. В их гардеробе предпочтительны зелёный, жёлтый и красный цвета. А на самой одежде довольно часто присутствует символика каннабиса (марихуаны). Марихуана, кстати, является неотъемлемым атрибутом в жизни растамана. А её курение всячески мотивируется и поощряется в раста-культуре. Ведь для растамана это не наркотик, а священное растение, курение которого делает человека ближе к гармоничной жизни, Вселенной и Богу.

Обманчивое впечатление

Неосведомлённых о раста-культуре людей ни в коем случае нельзя обвинять в неверном представлении о том, кто такой растаман. Дело в том, что сейчас среди молодёжи стало очень модным противопоставлять себя обществу. Также немало и тех, кто положительными по своей сути вещами оправдывает негативные поступки или свои слабости. Так, например, многие подростки, заплетя в салоне косички, одев футболку с изображением конопли, обкурившись до безумия чего-то непонятного и дополнив это употреблением алкоголя, совершают какие-то неадекватные, а порой даже омерзительные поступки и затем с гордостью и вызовом заявляют, что они растаманы. Знайте, что курение “травки” и купленный в магазине берет яркой расцветки ещё не делают человека растаманом. А вышеупомянутые индивидуумы - скорее всего, просто отморозки без царя в голове. К растафарианству они не имеют никого отношения. Настоящим же растаманом быть почётно, и эти люди очень уважаемы в своём обществе.

Раста в музыке

Неудивителен тот факт, что растафарианство нашло своё отражение и в музыкальном творчестве. Музыкальный стиль растаманов называется “рэгги”. Человека, который донёс идеи этой культуры и её музыку до широких масс, знают во всём мире. Его имя Роберт Неста Марли, но говоря о нём, всегда говорят "Боб Марли". Во второй половине XX века он и его группа “The Wailers” произвели настоящий фурор, открыв ритмы музыки раста-культуры всему миру. После этого рэгги и растафарианство получили широкое распространение и приобрели тысячи последователей на всей планете.

Рэгги в России

Стиль “рэгги” не обошёл стороной и российских музыкантов. В подробности развития раста-культуры в России в этой статье мы вдаваться не будем. Стоит лишь сказать, что в конце 80-х годов зародилось отечественное раста-движение, начали появляться его последователи. Основными музыкальными коллективами, продвигающими в своём творчестве идеи растафарианства, являются такие группы, как “Jah Division”, ”Shamansky Beat”, ”Alai Oli”, ”5’Nizza”, ”Dub Incorporation”, ”Республика Джа”, ”Комитет охраны тепла” и др. Большой популярностью пользуется песня исполнителя “Растаман” - “Не нужна мне корона”. К тому же играть несколько любимых песен на гитаре может практически любой уважающий себя растаман. Аккорды песен находятся в свободном доступе в интернете. Да и вообще, творческих личностей в раста-культуре очень и очень много.

Заключение

Любой человек, немного прояснивший для себя, кто такой растаман на самом деле и что, хотя бы примерно, представляет собой раста-культура, не сможет не заметить множество положительных качеств, им присущих.

Вся жизнь - праздник! Таков замечательный девиз растафари. Но чтобы понять и почувствовать его, недостаточно курить травку и слушать Боба Марли. Растафарианство - древняя культура страны Эфиопии, и это целый отдельный мир. Каковы же его порядки и возможности? Попытаемся разобраться...

А начало было таким

Прарастафарианство возникло в Эфиопии в 800 году, вместе... с принятием христианства. Естественно, местные обычаи оказали сильное влияние на христианство, и в результате постепенно возникла уникальная культура - растафарианство.

Главная идея растафарианства: надежда всех африканцев на возвращение на родину и избавление от Вавилона - имеет под собой вполне реальную основу. Вавилон - понятие абстрактное. Это символ индустриального мира, как скопища пороков, бездушия и корысти. Для ямайских растаманов воплощением Вавилона стала Америка. Несколько веков подряд корабли увозили африканских рабов в Америку. Крупный невольничий рынок и перевалочный пункт были на острове Ямайка, поэтому сотни лет там "оседала" африканская культура. И, конечно, единственной мечтой многих африканцев была самая естественная и нормальная вещь - возвращение на родину.

В XX веке рабство было запрещено, но большая часть эфиопов, разумеется, по-прежнему жила на территории Америки. Идейным вождем растаманов стал Маркус Мосайа Гарви, агитировавший африканцев вернуться на родину. Именно он предсказал скорое рождение царя, прямого потомка библейского царя Соломона и царицы Савской, который поведет за собой народ в Эфиопию, - и на этой земле наступит вечный рай.

Предсказание сбылось. В 1930 году правителем Эфиопии стал Рас Тэфэри Мэкконын. Его короновали под именем Хайле Селассие I, что в переводе означает "власть Троицы". С этого дня назвавшие себя в его честь растафаринцы (или просто "раста") стали ждать кораблей Хайле Селассие I, которые приедут за ними и заберут в Эфиопию, на землю обетованную. Впрочем, под Эфиопией подразумевалась вообще вся Африка. Растафари в религиозных песнопениях молили о родине своего бога Джа. Характерная черта этих песнопений - свободолюбивые тексты. Так и родилась музыка рэггей.

Любимая одежда

Красный-желтый-зеленый... Сочетание этих цветов знакомо многим непосвященным в культуру реггей хотя бы по беретам на головах некоторых непростых прохожих или по раста-сувенирам. На самом деле, это цвета флага Эфиопии. Они присутствуют в одежде каждого растафари. Просторные рубахи и полотняные штаны, которые носят африканцы у себя на родине, идеально подходят для жаркого ямайского климата. У нас же штаны зачастую заменяются на потертые джинсы, а рубахи - на футболки с изображением конопли или Боба Марли. Объемные цветастые береты призваны украшать буйство дредлоков, а голые ноги в сандалиях позволяют чувствовать растаманам земные вибрации.

А почему на голове именно дреды? Оказывается, это не только напоминание об африканских толстых красивых волосах, но еще и о гриве льва-воина растафари. Есть у дредов и более глубокое толкование: когда наступит конец света, бог Джа узнает растаманов по косичкам на голове и, зацепив растаманов за косы, вытащит их в рай.

А как там с музыкой?

Рэггей (raggae) - это культовая музыка, посвященная богу Джа. У нее есть свой узнаваемый ритм: размер четыре четверти с акцентом на слабые 2-ю и 4-ю доли. Идея "рутс-рэггей", то есть коренного рэггей, такова: недостаточно вернуть на родину только свое тело, надо еще осознать, что твой дух неотделим от родной земли. Именно родная земля помогает обрести мир. Реггей же - общие вибрации всех светлых людей земли, так говорил Боб Марли. Именно он превратил реггей в оружие борьбы с притеснителями, заменив религиозные тексты на политические. Вслед за ним бороться за равенство стали Black Uhuru, Burning Spear, Inner Circle, Big Mountain и другие группы.

В Россию рэггей пришел не так давно, в 80-х годах, когда весь западный мир реггей уже скорбил о смерти Боба Джа. Первооткрывателями музыки растаманов у нас стали группы "Воскресенье", "Аквариум" и "Кабинет". Правда, они использовали в своем творчестве только ритмы рэггей, а не его идеи. Сейчас в России существует множество, как утверждают растаманы, "истинно растаманских команд": Shamansky Beat, Dub TV, Green Point, "Карибасы", "Комитет охраны тепла" и очень популярная команда Jah Division!

Со времен Боба Марли, лидера группы The Wailers, рэггей стал разнообразней, появились всевозможные варианты этой музыки. Вот основные из них: dub (афро-карибская музыка в электронной обработке), ska (смесь ямайского рэггей с ритм-н-блюзом из Майами; расшифровывается как "Snake it, catch it again!" - типа "шалтай-болтай!"), rock-steady (рэггей с примесью соула).

Растаманы очень любят свою музыку, ведь она вдохновляет их на любовь к жизни. Растаманы любят собираться вместе, веселиться под реггей; чем больше людей собралось вместе, - тем веселее. Это еще одно подтверждение их девиза "вся жизнь - праздник". Или - вечеринка. В любом случае - хорошее настроение и дружеская атмосфера обеспечены.

Есть у растаманов и основные, важные праздники. Их не так уж много, вот они. 7 января - растаманское Рождество, посвященное богу Джа. 6 февраля - день рождения Боба Марли. 1 мая - Пасха. 23 июля - день рождения Хайле Селассие 1 и 2 ноября - день его коронации.

Заповеди растафари

У растаманов, как и у всех по-настоящему верующих людей, есть заповеди, которые они соблюдают. Вот основные заповеди, на которых строится религия растафарианства. Некоторые из них совпадают с христианскими или буддистскими заповедями, другие - просто могут быть полезны, какие-то - можно отвергнуть полностью. Итак...

  • Поклоняться можно только богу Джа. Но это не дает права на неуважительное отношение к другим религиям.
  • Джа создал человека по своему образу и подобию, поэтому любое осквернение своего тела - грех. Запрещаются татуировки и бритье головы.
  • Любовь ко всем людям и животным.
  • Неприятие ненависти, злости, зависти, ревности, обмана и пр.
  • Неприятие богатства и знатности.
  • Резкое неприятие пороков Вавилона.
  • Соблюдение вегетарианства (в некоторых случаях разрешается есть мясо, но не свинину или моллюсков).
  • Запрет на употребление соли, уксуса и коровьего молока.
  • Запрет на курение табака и употребление алкоголя.
  • Растафари призваны создать мировой порядок, в основе которого - братство народов.
  • Растафари должны соблюдать древние эфиопские законы.

    Трава - плохо или хорошо?

    Надо полагать, что на этот вопрос каждый ответит сам. Что же касается растаманов, то они отвечают на него однозначно. Значение так называемой "легкой" наркомании растаманы ищут в Библии. Всякое растение - для человека. Именно бог Джа научил растаманов курить траву. Более того, первым растением, выросшим на могиле царя Соломона, мудрейшего человека на земле, была марихуана. Впрочем, не все растафари курят траву, ортодоксы, например, отказываются от нее.

    Сегодня растафарианство в большой моде в России. Причем русские растаманы совсем не собираются исповедовать ортодоксальную форму религии. Еще бы - ведь все удовольствие растафарианства они видят в курении травы. К сожалению, такой подход к эфиопской религии ничем не отличается, скажем, от посещения православных храмов только тогда, когда приключилось какое-нибудь несчастье.

    Реггей в России воспринимается как приятная веселая музыка, но вряд ли - как религиозные песнопения. Скорее, реггей помогает материализации девиза "вся жизнь - вечеринка". А в данном случае это действительно вечеринка, и, конечно, с горячими напитками - как же без них? Однако, не стоит забывать, что, в отличие от настоящего русского, настоящий растаман-африканец не употребляет алкоголь.

    Как же превратиться в настоящего растамана? Пожалуй, это не так уж легко... Несмотря на всемирную глобализацию, еще есть культуры, стать частью которых не так-то просто. Быть может, именно своей целостностью и притягивают нас растаманы и не менее модные кришнаиты. И, тем не менее, факты есть факты: стать растаманом или кришнаитом - значит родиться им.

  • Растама́нами в мире традиционно называют последователейрастафарианства.

    Растафарианство - монотеистическая авраамическая религия, возникшая в христианской культуре на Ямайке в 1930-х годах, которая привела к образованию музыкального стиля регги в 1960-х. Его сторонники называются растаманами или раста.

    Растафарианство не очень организованная религия, большинство раста не требуют участия в каких-либо конфессиях, чтобы таким образом поддерживать друг друга и найти веру и вдохновение в себе, хотя некоторые из них определены в одни из «Особняков Растафари» - три наиболее известных из них это Nyahbinghi, Бобо Ашанти и Двенадцать колен Израилевых.

    Название Растафари происходит от имени последнего императора Эфиопии Хайле Селассие I, до коронации известного как Рас Тафари Маконнен. Растафари считают, что Хайле Селассие I является воплощением Бога Джа.

    Основа растафарианства - любовь к ближнему и отказ от западного общества, которое растаманы называют «Вавилон», имея в виду больше метафорический Вавилон, чем историческую область месопотамских городов-государств. Они провозглашают Африку (Сион или Зион) в качестве первоначальной родины. Растафарианство включает в себя различные афроцентрические социальные и политические задачи, к примеру такие, как социально-политические взгляды и учения ямайского публициста и организатора Маркуса Гарви, он также часто рассматривается, как пророк. В растафарианстве распространено духовное потребление каннабиса (не обязательно).

    К 1997 году насчитывалось около 1 000 000 растафари во всем мире, сегодня растафарианство распространилось в большинстве стран мира в основном за счет регги, наиболее ярким примером является ямайский певец Боб Марли(1945-1981) и его дети.

    Верования.

    Растафарианские конфессии достаточно разрозненны, их учения часто друг другу не соответствуют. Одной из известных сторон растафарианства является христианская ветвь (влияние Эфиопской православной церкви) и пророчества ямайского лидера движения «Назад в Африку» Маркуса Гарви. В одной из речей в Единой негритянской ассоциации по улучшению (United Negro Improvement Association) Маркус Гарви сказал, что нужно ожидать знамения пришествия: коронации «чёрного» царя в Африке. Многие решили, что предсказание свершилось, когда в 1930 году Рас (принц) Тафари, взявший имя Хайле Селассие I, был коронован императором Эфиопии. Последователи растафари на Ямайке верят, что Селассие является потомком библейского царя Соломона и царицы Савской(легенда о происхождении «Соломоновой династии» ) содержится в книге «Кебра Нагаст» ), и почитают его как Бога (Бога-Отца) - царя царей и мессию.

    Согласно христианскому толкованию растафарианской интерпретации Библии, чернокожие, подобно израильтянам, были отданы Иеговой (Джа) в рабство белым (европейцам и их потомкам, колонизировавшим Африку) в наказание за грехи и должны жить под гнётом Вавилона, современной социально-политической системы, основанной на западных либеральных ценностях, в ожидании пришествия Джа, который освободит их и уведёт в «рай на земле» - Эфиопию.

    Отличительным свойством религии Раста является то, что они не занимаются обращением в свою веру, так как человек должен открыть в себе Джа самостоятельно. В ожидании Исхода растаман (последователь растафари) должен культивировать «африканскую» самобытность, стремясь отличаться от «слуг Вавилона» как внешне, так и внутренне. Их этическая система основывается на принципах братской любви, доброжелательности ко всем людям и неприятии западного образа жизни.

    Основа доктрины - Holy Piby

    Рэгги

    Идеи растафари распространились в 1970-х годах благодаря музыкальному стилю регги, возникшему на Ямайке и особенно популярному в США, Великобритании и Африке. Основой регги является калипсо и национальная ямайская музыка (основанная на ритме барабанов Найабинги). Появившийся в 60-х годах стиль ска стал основой, на которой возникло регги - музыка, построенная на тех же принципах, что и ска, но с более медленным, размеренным темпом, укороченной басовой линией и жёстким ритмом (вместо 2/4, используемых в ска, музыканты стиля регги использует ритм 4/4).

    Одна из вариаций стиля - это даб, инструментальная версия с множеством эффектов. Позже, в 80-х, на основе рэгги появились дансхолл - музыка ямайских танцплощадок, рагамаффин и реггейшн - музыка диджеев, более танцевальная и ритмичная. Тексты песен регги, проповедующие христианство, со временем становились всё более и более политизированными, направленными против социальной и экономической несправедливости, превратившись в голос угнетённых и в то же время не унывающих, когда в раннем дансхолле царили пошлость и вульгарность. Среди пионеров-создателей регги выделяются Банни «Вейлер» Ливингстон, Ли «Скрэтч» Перри, Питер Тош и Боб Марли. Из современных исполнителей музыки регги можно выделить известного ивуарийского певца Альфа Блонди.

    История раста

    В начале 1990-х годов на постсоветском пространстве образовалась особая молодёжная субкультура, представители которой также называют себя растаманами. При этом они зачастую не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Некоторым этого достаточно, чтобы считать себя растаманами, некоторые более приближены к растафарианской концепции - многие слушают Боба Марли и музыку регги в целом, используют для идентификации комбинацию цветов «красный-жёлтый-зелёный» (например, в одежде), некоторые носят дреды. Однако мало кто искренне отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку, соблюдает растафарианский пост «айтал» и т. п. Однако многие истинно верующие русские растаманы считают, что репатриация и панафриканизм просто бессмыслен, по причине того, что русские растаманы никакого отношения к чернокожим и Африке, по сути, не имеют. В странах СНГ панафриканизм был замещен идеей «Сиона внутри себя», которая звучит так: «Сион это не место в физическом, материальном мире. Не в Африке или Израиле или где-либо еще. Сион находится в душе каждого человека. И стремиться к нему нужно не ногами, а поступками, мыслями, добром и любовью».

    Как бы то ни было, в русскоязычной среде слово «растаман» прочно связалось с этой группой (но не полностью тождественно ей). Слово по похожему принципу может использоваться и в других языках для обозначения просто любителей марихуаны без религиозной подоплёки. Так, в испаноязычных странах словом «растас» могут называть дреды.

    Субкультура в СНГ

    Возникновение «растаманов» вСНГ произошло вместе с формированием других молодёжных субкультур на фонераспада СССР . «Растаманов» можно выделить особо в связи с тем, что в нынешнем СНГ наблюдается заметный рост объемов употребления марихуаны (данный вывод можно сделать лишь субъективно, так как сбор статистики по этому вопросу сильно затруднён).Многие из курящих уже не являются «молодёжью » и не причисляют себя к «растаманам», но их идеологически сближает нелегальный статус наркотика, так как они испытывают одинаковые трудности, связанные с его приобретением.

    По-видимому, вопрос самоидентификации употребляющих коноплю бывших советских граждан был решен на базебренда конопли как атрибута растафарианства. Известное в СССР понятие «наркоман » не могло быть принято из-за несоответствия стереотипному образу такового в народе: потребителям конопли не близки темышприцов ,СПИДа ,ломок и пр. - следовательно, была потребность в самоназвании.

    Одним из пионеров растаманского движения в России является работающая в стиле регги музыкальная группа «Джа Дивижн», появившаяся в 1989 году. Стиль регги, популяризованный растафарианцами и сопутствующий культу марихуаны, был принят русскоязычными «планокурами». Музыкальный фактор в стране, недавно отгороженной железным занавесом от существенной части мировой культуры, играл крайне весомую роль, оказывая существенное влияние на русскоязычную молодёжь 90-х. Поэтому на выбор самоназвания могло, в числе прочего, повлиять распространение записей русскоязычных регги-коллективов, где, в частности, лидер «Витя Ак» Герберт Моралес однозначно указывает на параллель курения конопли с «растаманами». Принадлежность к «философии Раста» декларирует и известный российский рэп-исполнитель Децл. Ещё один характерный представитель - Рома В. П. Р.

    Сейчас в Москве, Петербурге и других городах существуют достаточно большие растаманские сообщества, которые проводят культурные мероприятия (обычно концерты или фестивали), поддерживают сайты, издают медиаматериалы. Растаманами считают себя почти все российские регги-коллективы - по меньшей мере они используют характерную символику и почитают Боба Марли (при этом следует отметить, что «чёрное» растафарианство - крайне многообразная культура со множеством разновидностей и некоторые ортодоксальные растаманы негативно относятся к музыке регги из-за её коммерциализованности, а некоторые не курят марихуану; есть и растаманы-политики, например новозеландский депутат Нандор Танцош). В свою очередь, петербургская регги-группа АКИМАМА сознательно дистанцируется от ортодоксального растафарианства и называет свой стиль urban reggae:

    Позиция

    Обычно растаманы выступают за легализацию марихуаны, что находит отражение в песнях, атрибутике (в очень большом количестве сувенирных лавок мира имеются товары с растаманской символикой), политических декларациях (например, участие в ежегодном «Конопляном марше»).

    Общим местом у «русских» и «оригинальных» растаманов также является позитивное отношение к Джа и негативное отношение к т. н. «вавилону» как прагматической социально-политической системе, основанной на западной материальной культуре.

    Многие растаманы также негативно относятся к приёму опиатов, амфетаминов и алкоголя, называя их «чернушными» наркотиками, а также негативно к приёму психоделиков, что вовсе не роднит их с субкультурой хиппи, как принято считать, а даже наоборот отталкивает. Во всем мире растаманов считают гангстерами и лишь в России и странах СНГ в связи со сложившемися стереотипами их приравнивают к хиппи.

    Фольклор

    Субкультура постсоветских растаманов породила особый фольклор, развитию которого способствуют характерные психоактивные особенности коноплесодержащих препаратов - под их воздействием возрастает тяга к рассуждениям, фантазии и творчеству. Достаточно широкую известность приобрёл лингвист и литератор Дмитрий Гайдук, который в первой половине 90-х стал собирать и обрабатывать устное творчество украинских и российских растаманов и в 1995 году создал проект «Растаманские народные сказки». Работы Гайдука неоднократно издавались, выходили аудиокассеты и диски, сейчас он часто ездит по разным городам и читает сказки перед аудиторией в рамках различных субкультурных мероприятий. По предположению Гайдука, численность приверженцев «конопляной идеологии» в современной России может составлять до 4-5 % населения.

    О субкультуре «растаманов» стран СНГ и традициях употребления конопли (как и других наркотиков) на постсоветской территории периодически упоминают в своём творчестве многие современные деятели русскоязычной культуры - музыканты, писатели, создатели фильмов. Например, широко известна песня «Растаманы из глубинки» Бориса Гребенщикова.

    Растаманские народные сказки

    «Растаманские народные сказки» - проект по сбору и литературной обработке фольклора любителей психотропной конопли. Возник в 1995 г. в Полтаве (Украина), основной автор-координатор - Дмитрий Гайдук. В 1998-2000 г. материалы проекта распространились в пределах СНГ и среди русскоязычной диаспоры многих стран мира. Часть материалов проекта издана в виде одноименной книги (Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000, существуют и другие издания).

    Тексты проекта оформлены в виде кратких новелл фантастического и анекдотического характера, сохраняющих лексические истилистические особенности «конопляного» дискурса. Для создания текстов используются не только фольклорные сюжеты, но также личные отчёты о похождениях во время интоксикации каннабиноидами и наиболее яркие образцы индивидуального и коллективного бреда, возникшего под воздействием препаратов конопли. Отдельная «растаманская сказка» представляет собой компиляцию разнородных фрагментов, объединенных неким сюжетом, который позволяет воспринимать их как единое целое.

    Вопреки своему названию, проект не имеет ничего общего с растафарианством.

    Это, конечно, не наркоманский и не растаманский фольклор. Это литература. Безусловно, выросшая на растаманской-хиппистской культуре, но критичная и рефлексивная».

    Специфические термины и отдельные элементы этого вероучения присутствуют в «сказках» постольку, поскольку они имеют хождение в среде русскоязычных любителей конопли, и в силу того, что слово «растаманы» часто используется ими в качестве самоназвания.

    «Растаманские сказки» - не только литература. Это и этнография одного малого субэтноса, выделившегося в результате «гласности» и «прулялизма» перестройки... Его мировоззренческие и поведенческие черты (примитивизм, культ духовной чистоты и «детскости», рустикальность и этничность, любовь к экзотике и живой природе, корпоративность, беззаботность и т.д.) выделяют «растаманское» искусство в особую культурную нишу, которая у нас окончательно сформировалась ещё в конце 80-х.

    В 2004 году сборник был номинирован на премию «Национальный бестселлер», заняв 13-е место в шорт-листе конкурса.

    Официальный сайт проекта - http://rastaman.tales.ru - открылся в январе 1999 г. и является одним из старейших литературных проектов в Рунете.

    Словарик:

    1) Авраами́ческие монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей кпатриархусемитскихАврааму. Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное ПисаниеВетхого Завета.

    2) Джа (Jah ) - имяБогарастафарианстве. Существует несколько версий происхождения слова Джа. Возможно «Джа» («Jah» ) является сокращением от имени ЯхвеИегова (ср.Jah ve).

    3) Ска Ska ) - музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг. Возникновение стиля связано с появлением звуковых установок (англ. «sound systems»), позволявших танцевать прямо на улице.

    Звуковые установки - не просто стереоколонки, а своеобразная форма уличных дискотек, с ди-джеями и их передвижными стереосистемами, с возраставшей конкурентной борьбой между этими ди-джеями за лучший звук, лучший репертуар и так далее.

    Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов , а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как труба , тромбон и саксофон . Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии.

    4) Боб Марли англ. Bob Marley ; полное имя Ро́берт Не́ста Ма́рли англ. Robert Nesta 6 февраля1945, Найн-Майлс,Ямайка11 мая1981Майамиямайскийгитариствокалисткомпозитор. Несмотря на то, что со времени его смерти прошло 30 лет, Боб Марли до сих пор является самым известным исполнителем в стилерегги. Именно благодаря его международному успехурегги приобрёл широкую популярность за пределами Ямайки.

    5) Хайле Селассие I (в переводе самхарского - мощь, сила Троицы) (23 июля1892 года27 августа1975 года), до коронации -рас Тэфэри Мэконнын , последний императорЭфиопии2 апреля193012 сентября1974), происходивший из легендарной династии потомков царяСоломона. Возглавлял борьбу против итальянских захватчиков во времяитало-эфиопской войны 1935-1936 годов. Один из инициаторов создания в 1963 годуОрганизации африканского единства. В сентябре1974 года свергнут революционными военными. В августе1975 года убит (задушен военными армииМенгисту Хайле Мариама).

    Реферат >> Социология

    Сбывшимся. Так зародилось Растафарианство . Растафарианство призвано освободить африканские нации... Англии, размышления и суждения великого растамана насчет индийской конопли выделены в... Западной цивилизации - недаром растаманы не носят синтетику как...

  • Язык и символы молодежных субкультур: хиппи, байкеров, растаманов

    Курсовая работа >> Социология

    Байкеры); гедонистическо-развлекательные (мажоры, растаманы , рэперы); криминальные (гопники, ... рабов. Местом рождения растафарианства считается остров Ямайка, где... байкеры); гедонистическо-развлекательные (мажоры, растаманы , рэперы); криминальные (гопники, ...

  • Основные аспекты, раскрывающие суть субкультуры как основной тенденции современности

    Реферат >> Социология

    По слухам, имевшее резонанс. Растаманы Субкультура, возникшая в 20-е гг... пророчества сбывшимися. Так зародилось растафарианство . С самого первого дня... в статье О.Ровинской) . Возвращаясь к субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые...