Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

До него... А.И. Герцен. Письма об изучении природы. Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие... новых проблем, не преодолели заблуждений этого великого мыслителя 1, все равно очевиден его огромный вклад в становление и развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс...

https://www.сайт/journal/141362

И на возможность познания объективного мира в принципе, чем сразу противопоставил себе многих естествоиспытателей и философов . В XX веке представление об агностицизме было несколько видоизменено, преимущественно под влиянием его критики, ... фундаментализма к светскому устройству существовала в Западной Европе в 18 веке. Именно в тех условиях становление философии агностицизма было направлено против господства религиозного мировоззрения. Философские работы Юма и Канта, которые для современного...

https://www..html

Подмена личностного начала индивидуальным, а индивида - родом (тотальностью), органицизм в социологии. "Исторический" вариант Философии жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет) исходит в интерпретации "жизни" из непосредственного... новых форм; субстанция жизни - чистая "длительность", изменчивость, постигаемая интуитивно. Теория познания Философии жизни - разновидность иррационалистического Интуитивизма,динамика "жизни", индивидуальная природа предмета невыразима в общих понятиях...

https://www.сайт/journal/141011

Бытия и какую-нибудь одну сущность" (VI, 1, с. 108), Аристотель отвечает, что "первая философия " - эта "наука философа " - имеет своим предметом "сущее вообще", "сущее как таковое", "сущее просто", что... и вечные сущности. В вопросе об отношении таких нематериальных сверхприродных сущностей и физических сущностей и скрывается, по-видимому, основной вопрос философии в философии Аристотеля. В целом Аристотель - панлогист. Он, как и Парменид, к которому Аристотель ближе, чем к Гераклиту, - сторонник...

https://www.сайт/journal/144911

Статье мы ориентируемся на «Йогу-сутру» и наиболее авторитетный комментарий, принадлежащий философу Вьясе, «Йога-бхашья» (V в. н.э.). Философия йогиПриступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все... в самой йоге, выросших из своей классической формы. В период активной колонизации Востока европейскими странами, философия йоги начинает пробираться на Запад. С ней знакомятся ученые Европы, Америки и России. Появляются и...

https://www..html

Абсурдности.… То есть, если культура противоречива по сути, то рано или поздно это проявляется в жизни, философии , театре абсурда. Что и произошло в так называемую «фельетонную эпоху». Определение абсурда. Абсурдно то, что... противоречит разумному. В некоторой степени абсурдность тождественна иррациональности. Откуда следует, что философия абсурда - иррациональная и эстетическая. Абсурд может пониматься двумя принципиально разными способами: лингвистическим и экзистенциальным...

https://www.сайт/journal/140967

... Философия права занимала в философии Просвещения (например, доктрина естественного права)и в немецкой классической философии (например, "Философия права" Гегеля). В буржуазной обществе Философия права по преимуществу составная часть широко развившейся юридической науки; нередко термин "Философия ... , духовные начала, лежащие якобы в основе права. Основным понятием понимаемой буржуазной Философии права становится "идея права" в её неокантианском (Р. Штаммлер, Г. Радбрух, Б. А. Кистяковский...

Философия в системе культуры. Специфика философии. Соотношение философии, мировоззрения и частных наук.

Философия - Это ядро культуры. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в социализации человека.

В масштабах всего человечества четко различаются три типа величайших культур:

· индийская

· китайская

· европейская

Эти культуры исторично сформировались в относительной независимости друг от друга. философия наиболее четкой форме зафиксировала, выразила и постоянно удерживала тип каждойкультуры.

Специфика философии

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

· имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

· однако не является научным знанием в чистом виде.

Соотношение философии, мировоззрения и частных наук

Философия и частная наука

Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям. Мир в глазах философа -Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса.

Философия и моровоззрение

Философия состав­ляет теоретическую основу мировоззрения,вокруг которого образуется обоб­щенные взгляды житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень - обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта

Предмет, структура и функции философии. Специфика философских проблем. Типы и формы философских проблем.

Предметом философии является система общих теоретических воззрений на мир, человека, социальную структуру, уяснение разных форм отношения человека к миру.

Функции философии.

Выделяют:

· мировоззренческую (способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем)

· методологическую (философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности)

· мыслительно-теоретическую (философия учит концептуально мыслить и теоретизировать

· гносеологическую (имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности)

· критическую

· аксиологическую

· социальную (общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру)

· воспитательно-гуманитарную

· прогностическую (на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке)

Специфика философских проблем

объектом философии является мир как единое целое.Также специфика проблем философии состоит в том, что значительная их часть является постоянно воспроизводимой на новой основе и в этом смысле “вечными”.

Типы философских проблем:

· Онтологические;

· Гносеологические;

· Аксиологические;

· Праксиологические;

· Антропологические.

Возникновение и становление философии. Основные периоды и этапы мировой философской мысли.

Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир – следует отнести к периоду, когда человек в процессе эволюции, начал преобразовывать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Родоначальники философского мышления появились в древнейших человеческих цивилизациях – Египте, Шумерах, Вавилоне. Известные нам наиболее древнейшие сочинения, в которых формулируются философские идеи, появились во втором тысячелетии до нашей эры в древней Индии, Древнем Китае и несколько столетий спустя в Древней Греции.

Основные этапы становления и развития философской мысли.
Поскольку европейская философия развивалась параллельно с культурой, то ее историю принято делить на 5 этапов.
Философия античности (VI в. до н.э. - IIIв. до н.э.) - этап зарождения философской мысли. Спецификой греческой философии, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.(Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
в античной философии сложились два альтернативных гносеологических направления: материализм и идеализм. Материалист Демокрит выдвинул гениальную идею атома как мельчайшей частицы вещества. Идеалист Платон разработал диалектику единичных вещей и общих понятий, что имеет непреходящее значение во всех областях человеческого творчества и поныне.

Философия средних веков (IV – XIVвв) была тесно сопряжена с теологией. Основная проблема философия этого периода – бытийное отношение между Богом и человеком.Это религиозная (христианская) философия, обосновывавшая и укреплявшая во всех странах Западной Европы христианскую (католическую) веру.
Одним из самых выдающихся «отцов церкви» был Августин Блаженный (IV-V вв. н.э.). Бог, по его мнению, - творец мира. Смысл и предначертание истории философ и богослов видел во всемирном переходе людей от язычества к христианству. Каждый человек несет полную меру ответственности за свои дела и поступки, так как Бог дал человеку способность свободно выбирать между добром и злом.

Философия эпохи Возрождения (XV –XVIвв.) – освобождение от религии и церковных институтов. В эту эпоху в центре внимания оказывается человек, что характеризует философию как антропоцентрическую. Важнейшая отличительная черта данной эпохи – это ее ориентация на искусство. Это напрямую связано с изменениями в отношении к чел. – это творец, который создает мир, а следовательно, он равен Богу. Великие представители этой эпохи были людьми всесторонне развитыми (Данте, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Монтень, Сервантес, Шекспир). Гениальные художники и мыслители выдвигали в своем творчестве уже не теологическую, а гуманистическую систему ценностей, Социальные мыслители этого времени - Макиавелли, Мор, Кампанелла - создавали проекты идеального государства, выражавшие, прежде всего интересы нового общественного класса - буржуазии.

Философия Нового времени (XVII – XIXвв.). Для философии Нового времени характерна почти безграничная вера во всемогущество разума, который как кажется философам, способен познать природу и привести чел. к прекрасному будущему. Новое время – это период развития и становления науки, которая представляется как средство улучшения человеческой жизни.

Ключевые фигуры в философии разума разделяются на две основные группы. Рационалисты , главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш. Эмпиристы , напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления - Джон Локк, Джордж Беркли.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Введение

1. Становление Философии

2. Философия Древней Индии

3. Философия Древнего Китая

4. Философия Древней Греции

ЗаключениЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Философия имеет большое значение, так как является стимулятором развития общества. Благодаря философии родилось множество наук, без которых существование современного общества невозможна; она дала жизнь: математике, этике, физике, гуманитарным наукам, биологии, химия –философия без лишней скромности является родоначальникам всех наук, так как она научила размышлять и думать. Современный человек обязан знать как зарождалась колыбель наук, философов, философские учения. Поэтому изучение философии Индии, Китая, Греция имеет огромное значение для людей которые хотят мыслить свободно, без предубеждений.

Философия стран Востока и Античная философия - это фундамент, благодаря которому мировое общество находятся на таком развитии, на котором она находятся сегодня. Изучая философию мы можем наблюдать, как изменялась философия тех или других регионов из-за их географического положения, политического строя, развития отношений в обществе. Тезисами и понятиями, которые родились в светлых головах философов не одно тысячелетие тому назад, мы пользуемся и сегодня в различных сферах. Актуальна философия и сегодня так как сколько будет жить человек он будет требовать ответы, он будет философствовать; великие умы будут создавать в мыслях общество, которое будет идеальным, будут давать критерии добра и зла, укажут границу двух противоположностей, и когда мы найдем ответы на все свои вопросы – мы познаем блаженство и радость. Пока жив хоть один человек - будет жить по моему мнению царица наук - Философия!!!

1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ

Философия как особый тип мировоззрения и специфическая структура общественного сознания - продукт довольно позднего развития человечества. В первобытном обществе ее не было, хотя и можно говорить об элементах философствования, содержащихся в мышлении древних людей. Вообще-то, философствование свойственно каждому из нас, а не только специалистам. В архаичные времена мировоззренческая потребность человека выражалась в попытке, на основе растущих знаний, переосмыслить суеверия и мифы, соотнести их с реальными делами и заботами своего рода. Эти элементы философствования были включены во всю совокупность относительно целостного, нерасчленённого (синкретического) сознания первобытного человека наряду с моралью, искусством, религией. Постепенно в мифологическом мировоззрении обозначились две тенденции: одна преобразовывала традиционные верования в более четкие религиозные представления, другая формировала в общественном сознании так называемую предфилософию. В дальнейшем происходит выделение из предфилософии и специализированного знания (науки). Это обусловливается развитием абстрактного мышления, усложнением общественно- исторической практики, необходимостью более глубокого понимания действительности, усиливающейся дифференциацией знаний.

Первые философы появились в VII – VI веках до нашей эры – значит, история философии насчитывает более 2500 лет. Некоторые мыслители (напр., Гегель) полагали, что философия развивается путём филиации (отпочкования) одной идеи от другой, совершенно независимо от действительного хода вещей и жизненной практики людей. Некоторые же авторы (В.М. Шулятиков), отвергая самостоятельное существование философской мысли, считали, что все мировоззренческие понятия (материя, дух, движение и др.) можно вывести непосредственно из уровня производительных сил и классовых интересов. Между тем дело обстоит значительно сложнее. В истории развития философских воззрений обнаруживаются специфические закономерности. Укажем на некоторые из них.

Во-первых, мир философии не следует рассматривать как хаотическую совокупность непространственных и вневременных случайно возникающих взглядов и идей. Философия как особое явление духовной культуры выражает в абстрактно-обобщённом виде содержание конкретно-исторического общественного бытия, социальной реальности вообще. Но это крайне опосредованное, самостоятельное отношение сознания к миру, во многом несущее характер личностного восприятия мыслителем действительности.

Во-вторых, в совокупности сменяющих друг друга оригинальных учений, образующих историко-философский процесс, имеются и воспроизводятся в новых условиях некоторые традиционно общие мировоззренческие проблемы. Их решение стимулируется и возобновляется появляющимися духовными средоточиями (идеалами, ценностями, идеологиями и др.) в реальной жизни общества. Средоточия в мире культуры бывают исторически длительно сохраняющимися (верования, традиции, символы, ценности, образы философской мысли и др.). Многие же духовные средоточия дискретны, временны, возникают «на злобу дня», обслуживают «социальный заказ», обусловливаются специфическими обстоятельствами жизни человека (философа, писателя, художника и т.д.).

Различия в духовных средоточиях по-разному сказываются в отношениях между различными мировоззренческими учениями. Различия эти могут проявляться в виде прямого отрицания, преемственности, воспроизведения, обобщения, интеграции, дифференциации конкретных идей и социальных идеалов и т.д. Данные характеристики многоаспектно обнаруживаются в историческом развитии философии.

Зарождение философии по моему мнения происходило по мере развития общества людей, чем прогрессивнее становилось общество, тем большее количество членов задумывалась о вещах которые они не могли понять, а если не могли понять, значит боялись, и нужно было то что им объясняла суть вещей которую они не могли понять, и чем больше общество становилось на путь прогресса, тем больше вопросов возникало у людей. Множество вопросов и нужно было систематизировать, чтобы они не противоречили один одному, появились люди которые начали размышлять – эти люди и делали фундамент для рождения «Философии».

2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ


Наиболее древними философскими учениями являются учения, возникшие в Индии 2-3 тысячи лет тому назад.

История индийской философской мысли начинается с вед (II тыс. до н.э.).

Само слово «веда» означает «знание», «ведение». Веды представляют собой обширный комплекс литературных памятников. Их содержание в сочетании с религиозным мировоззрением излагает философские мысли, предоставление о мире, о человеке и его нравственной жизни.

Древнеиндийская философия развивалась в рамках определенных систем или школ. Эти системы или школы можно разделить на две большие группы:

Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Однако в некоторых школах проявились материалистические тенденции. К неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм и школа чарваков-локаятников.

Веданта . Это идеалистические учения. Впервые его систематически развил Бадараяна. В этом учении можно отметить два различных аспекта: 1) душа и Бог принципиально различны; 2) душа и Бог в сущности едины.

Согласно Веданте, связанная со своим телом душа не свободна. Она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты. Будучи системой объективного идеализма, веданта приводит к мистике, к созерцательности, к отказу от борьбы и к подчинению философских учений религии.

Миманса . Отличительная черта миманса заключается в том, что она уделила больше внимания вопросам теории познания и логики. Чувственное восприятие рассматривается ею как особый источник знаний. Предметы восприятия характеризуются как реальные и обладающ0ие различными объективными признаками. Кроме восприятия, источниками познания считаются: логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельствование священных книг и признание некоторых невоспринимаемых истин постулатами.

Санкхья . Это очень древняя форма философии в Индии. Основатель санкхья-Капила(ок.VII в. до н.э.). Учение санкхья предполагает два начала: вещественное и духовное. Для объяснения мира исходным санкхья считает понятие о материальной первопричине всех вещей и явлений, в том числе явлений и психических. Первопричина, будучи вещественной, должна вместе с тем быть настолько всепроникающей, чтобы были возможны даже самые тонкие порождения, такие например как ум.

Система йогов . Во многом близкой к системе санкхья была система йога. Слово йога обозначает «сосредоточение».Основателем йоги считается мудрец Патанджали (предположительно в период II в. до н.э.).В системе вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие успешной практической деятельности, направленной к освобождению от страданий. Среди путей, которые йога рекомендует для освобождения, часть относится к практике аскетизма, часть к принципам этики, основанной на сочувствии всем формам и видам жизни. В числе правил йоги содержится ряд рациональных, в известной мере проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.п.

Материалистическая система ньяя . Основателем ньяя считается мудрец Готама. Философия ньяя-это учение о познании, в частности о логическом выводе. Оно развито на основе материалистической системе бытия. Эта теория призвана служить практической задаче: освобождению человека от всех страданий. Она рассматривает источники и методы познания, классифицирует предметы познания и саму реальность.

Система вайшешика . Это наиболее зрелая система древнеиндийской философии, признающая авторитет Вед. Цель мудрости вайшека видит в освобождении человеческого «я» от страданий и зависимости. При этом, последняя причина страданий-незнание. Путь к освобождению лежит через знание, т.е. через истинное постижение реальности.

Ярким представителем неортодоксальных школ является учение чарваков-локаятников ,локаята(лок- мир, люди)и чарвака (чарвак-доходчивое слово).Основные идеи и положение чарваков:

1.Мир материален. Все состоит из четырех элементов- огня, воздуха, воды, земли. Жизнь произошла из материи.

2.Сознание-свойство, присущее телу. Со смертью тела исчезает и сознание. Учение о переселение душ бессмысленно.

3.В элементах, взятых порознь,сознания нет: оно возникает в результате сочетания четырех стихий- огня, воздуха, воды и земли- в человеческом теле. Нет души отделенной от тела.

Философия джайнизма возникла в результате развития древних учений мудрецов. Джайнизм в своей главной части - это этическое учение. Оно указывает путь «освобождения» души от ее подчинения страстям. Цель философии джайнизма - «святость», т.е. особый образ поведения, при помощи которого достигается указанное освобождение. Источником мудрости в джайнизме считается не Бог, а особые святые, достигшие силы и счастья на основе совершенного знания и посредством поведения, вытекающего из этого знания.

Буддизм. Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячелетия н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную

Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь. Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах буддизма - как космическая реальность.

Освобождение буддизм представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.

В буддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то абсолютного, отраженьем этого является отсутствие в буддизме четкой грани между идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение или отрицание аскетизма в его обычной форме. Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности. В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика так называемого созерцательного размышления (медитации), результатом которого является переживание целостности бытия (неразличения внутреннего и внешнего), полная самоуглубленность. Практика созерцательного размышления служит, таким образом, не столько средством познания мира, сколько одним из основных средств преобразования психики и психофизиологии личности. В качестве конкретного метода созерцательного размышления особенно популярны дхьяны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего бытия - положительный эквивалент угашения желаний - есть освобождение, или нирвана.

Философия Древней Индии формировалась в обществе в котором существовало кастовое разделение, и по моему это обуславливает, то что во практически во всех течениях философии, человек должен страдать и отказаться от благ и своих слабостей, чтобы постичь блаженство - такая трактовка была выгодна людям стоящим у власти и богатым членам общества; не без их влияния были созданы ортодоксальные течения, которые основывались на принципах указанных в «Ведах». Так буддизм который не приветствовал кастового разделения, отсутствие вины за проступки, и аскетизм – постепенно был вытеснен из Индии, но прижился за приделами родины. Сейчас это одна из мировых религий.

3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

В древнем Китае в VIII-VI вв. до н.э., в период формирования и развития рабовладельческого общества, сложились две тенденции в идеологии: консервативная и прогрессивная, мистическая и атеистическая.

В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивно-материалистические идеи о пяти первоначалах вещей (металле, дереве, воде, огне, земле); о противоположных началах (инь и янь), о естественном пути (дао).

В развитии философии Древнего Китая важное значение имел Даосизм.

Даосизм - философское учение, основоположником которого по традиции считают Лао-цзы, жившего в конце VII начале VI в, до н.э. Достоверных сведений о нем история не оставила. Его жизнь и деяния овеяны всевозможными легендами. Главная категория философского даосизма - дао (путь) понимается как всеобщий закон природы, как первопричина всего сущего, как источник всех явлений материальной и духовной жизни. Дао являет собой как бы обобщенное понятие о закономерностях развития мира. Все, что существует, говорится в "Даодэцзине", произошло от дао, чтобы затем, совершить кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель и завершение бытия.

Дао недоступно чувственному восприятию: то, что можно услышать, увидеть, ощутить, понять, это не дао. Никто не создал дао, но все происходит от него и возвращается к нему. Однако все, что порождает дао, проявляется через дэ (добродетель), поэтому если дао - это всеобщая сущность мира, то дэ - ее проявление в действительности. Задача человека - познать дао, встать на путь "естественности", под которой имеется в виду "гармония мира" слияние человека с природой. Социальная несправедливость в обществе рассматривается как одно из нарушений гармонии. Своеобразным выражением протеста против социальной несправедливости является отшельничество и аскетизм, иначе говоря - возврат к "естественности", Отшельники - даосы во все времена уединялись на лоно природы и стремились слиться с нею для постижения "гармонии мира".

Большое место в книге "Даодэцзин" уделено принципу "недеяния", который предписывает человеку отказаться от всякой деятельности, не вмешиваться активно в жизнь она должна развиваться естественно, как бы сама собою. Конфуций верил в могущество человеческой природы, которая всегда останется на правильном пути, если должным образом будет направлена воспитанием. Лао-цзы же считал, что человеческая природа останется непорочной, будучи предоставлена самой себе. Этот тезис и явился основой доктрины "недеяния". Дао-цзы порицал стремление к образованию, утверждая, что народом "легче управлять тогда, когда он глуп". В древние времена, говорится в "Даодэцзине", "умевший служить дао не просвещал народ, а делал его глупым. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний - враг страны, а без их применения - счастье страны". Заботой людей всех времен, сетует Лао-цзы, было "сохранение тела и удовлетворение чувств" в ущерб духовному развитию. Однако все внешнее и чувственное обманчиво скоропроходяще. Мудрецу нет необходимости обобщать чувственный опыт, он может познать истину, законы природы и общества разумом, созерцанием, не прибегая к изучению фактов. "Не выходя со двора, поучал Лаоцзы, - мудрец познает мир. Не выглядывая из окна, он видит естественное дао. Чем дальше он идет, тем меньше познает. Поэтому мудрый человек не ходит, но познает. Не видя вещей, он называет их").

Чрезмерное возвышение универсального абстрактного закона мироздания (дао) и отрыв его от материальной основы жизни, созерцательное отношение к окружающей действительности, непомерное преувеличение роли рационального элемента и третирование чувственного элемента в познании - эти идеалистические черты в учении Лаоцзы заложили основы для перерождения даосской философии в религию. Вместе с тем многие исследователи справедливо усматривают в постулатах даосизма (в частности, в его признании борьбы противоположных начал в природе) элементы наивного материализма и диалектики. В "Даодэцзине" идея единства противоположностей выражена такими словами: "Когда в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добрым, возникает и зло. Потому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят и гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом".

Центральное место в философии Древнего Китая занимает учение Конфуция .

Этого мыслителя древности, в отличии от многих других, не скрывает завеса, сотканная воображением последователей. Наоборот - благодаря им мы можем узнать о его привычках, характере, манёрах, о событиях его жизни, услышать его подлинные слова. Оказывается, в его облике нет ничего сверхчеловеческого, он удивительно прост, даже прозаичен.

Однако Конфуций не оставил цельного письменного изложения своих идей. Ему приписывают составление и редактирование знаменитого ""Пятикнижия"", которое издавна рассматривалось в Китае как исходный пункт всей китайской литературы. Особое место среди этих источников занимает книга ""Лунь-юй""- ""Изречения"", составленная учениками Конфуция уже после его смерти. Она состоит главным образом из отдельных афоризмов, которые начинаются словами ""Учитель сказал... "".

В этих афоризмах мы можем найти мысли сходные с мыслями античных философов, например, мысли об идеальном правителе и идеальном государстве: какими они должны быть:

1... Кто правит согласно добродетели, Подобен северной звезде: Стоит на своем месте В кругу других созвездий.

2... Благородный муж Ничего не разрешает И не запрещает в Поднебесной А соизмеряется со справедливостью Правление - это:

3... когда будет государем государь, Слугой слуга, Отцом отец, И сыном сын.

4... Когда ведешь себя ты правильно, То за тобой пойдут и без приказа; Когда же ты ведешь себя неправильно, То не послушают, хоть и прикажут.

5... Когда бы власть в стране принадлежала добрым людям, Они в течении ста лет могли бы победить жестоких и отринуть казни.

Т.е идеальный правитель должен быть справедливым, стремиться к добру, тогда и народ пойдет за ним, как ""... склоняется трава вслед ветру"". По словам Конфуция, на месте государя должен стоять человек, которому от рождения положено править. Правитель должен быть такой, чтобы ""... были рады те, что близко, и приходили те, что далеко. "" Также мы можем встретить мысли об идеальном государстве: ""... Если богатство распределить равномерно, то не будет бедных, если в стране установить гармонию, то население не будет казаться малочисленным. Если же народ будет находиться в состоянии покоя, то государству не будут грозить никакие опасности "". Но самое главное, по мнению Конфуция, это то, что народ должен верить своим ""управляющим, иначе государству не устоять"".

В Древнем Китае, как и в других странах, философская мысль формировалась и развивалась в борьбе материализма с идеализмом. В силу исторических особенностей страны (сохранение родовых и патриархальных традиций, отсталость рабовладельческих общественных отношений) древнекитайские мыслители основное свое внимание уделяли решению социально-этических и политических проблем. Борьба философских течений происходила здесь вокруг понимания «Дао» как пути общественного развития и судьбы человека.

Китайская философия, как философия Индии предусматривает разделение на слои общества, но в тоже время философы Китая начинаются задумываться над идеальным обществом, они создают такого правителя который был бы благороден, но в то же время добр и справедлив, для своего народа - этим философия Китая схожа на философию Античности, что говорит, как я думаю, об отрыве философии от религии и политического гнета.

4. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ


Высокий уровень развития древнегреческого общества и его культуры объясняется многими факторами. Удобное географическое положение обеспечивало возможности установления морских связей с близкими и дальними странами (Египет, Индия).

Переход к железу позволил резко усилить производство. Отношение родовой аристократии и городского торгово-ремесленнического населения, классовая борьба побуждали к постоянному усовершенствованию форм политического устройства рабовладельческого общества, к сложному изменяющемуся сопряжению аристократии, тирании и демократии.

История философии Древней Греции охватывает свыше 1000 лет: от первых мыслителей (VI-Vвв. до н.э.) до VI в.н.э.

Многовековая история древнегреческой (частью древнеримской) философии может быть подразделена на периоды. Так, А.Н. Чанышев выделяет периоды:

1.Зарождения и формирования(VI в. до н. э.),

2.Зрелость и расцвет (V-IV вв. до н.э.).

3.Закат-греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (III-I в. до н.э.),

4.Период упадка и гибели в эпоху Римской империи.

Имеются и иные мнения. Так, с учетом духовных средоточий в античной философии мысли, можно выделить периоды:

Космологический(VI-V вв. до н.э.)

Антропологический (V в. до н.э.).

Систематический (V-VI вв. до н.э.).)

Этический (IIIв. до н.э. – III в. н.э.)

Религиозный (III-VI вв. н. э.)

В таком подходе немало условного и схематичного, но он заслуживает внимания тем, что отмечает историческую динамику образов античной философской мысли.

Ионийская философия, появилась в той части Древней Греции, которая называлась Ионией (западное побережье полуострова Малая Азия).Здесь в городах Милеет (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен-VII-VI вв. до н.э.) и Эфес (Гераклит-конец VI- начало V в до н.э.) возникли философские школы, близкие по образу мысли. В общем, им была свойственная космоцентрическая ориентация. Милетцы стремились понять природу, окружающий мир во взаимосвязи и единстве вещей, поскольку были убеждены в существовании их первоначала, основы (архе) первокирпичика, первостихии бытия. Такое первоначало Фалес видел в воде, Анаксимандр его называл апейроном (т.е. неопределенной и беспредельной стихией), Анаксимен- воздухом, Гераклит полагал, что это огонь.

Пифагорейский союз . Пифагор (предположительно 571-467 гг. до н.э.) создал свою школу с совершенно иным образом философской мысли, чем Милетцы. Внешне, казалось бы, есть сходство: Пифагор тоже отыскивал первоначало бытия вещей. Но решал эту задачу Пифагор с противоположных гносеологических позиций. По Пифагору, все в природе измеряется, подчиняется числу, в числе - сущность всех вещей. Познать мир, его строение, его закономерность - это значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы стали считать числа началом всех вещей. Чисто количественные их отношения заменили природные стихии. Мир в представлениях пифагорейцев превратился в совокупность математических структур.

Элейская школа довольно интересна для исследования, так как это одна из древнейших школ, в трудах которой математика и философия достаточно тесно и разносторонне взаимодействуют. Основными представителями элейской школы считают Парменида (конец VI - V в. до н.э.) и Зенона (первая половина V в. до н.э.).

Философия Парменида заключается в следующем: всевозможные системы миропонимания базируются на одной из трех посылок:

1) Есть только бытие, небытия нет;

2) Существует не только бытие, но и небытие;

3) Бытие и небытие тождественны.

Истинной Парменид признает только первую посылку. Согласно ему, бытие едино, неделимо, неизменяемо, вневременно, закончено в себе, только оно истинно сущее; множественность, изменчивость, прерывность, текучесть - все это удел мнимого.

Наряду с континуальным воззрением элеатов на бытие в Древней Греции (в Афинах) в V в. до н.э. стал оформлять перспективный образ философской мысли, которой можно назвать дискретизмом (дискретный-прерывный). Уже Эмпедокл (ок.483-433 гг. до н.э.) создает теорию четырех корней всех вещей (земля, воздух, вода и огонь). Смешание этих четырех элементов, далее разложимых, лежит в основе разнообразия мира.

Анаксагор же (ок.500-428 гг. до н.э.) считал делимость бесконечной, а мельчайшие частицы называл «семенами вещей», или, по Аристотелю, «гомеомериями». Разнокачественные гомеомерии подобны целой вещи.

Из всех концепций дискретизма наиболее перспективной оказалось учение атомизма (Левкипп, Демокрит, позднее – Эпикур; в Риме-Лукреций Кар.). О содержании атомистического учения лучше всего судить по воззрениям Демокрита (егог рождение приходилось на 480-470 гг. до н.э.). Атомисты в отличие от элеатов считали, что существует как бытие, так и небытие(пустота).Бытие не едино, а оно состоит из бесконечного множества материальных частиц-атомов. Атомы не возникают и не уничтожаются. Они вечны, неизменны и неделимы. В них причина всех других свойств вещей.

В сфере мировоззренческих размышлений милетцев, Гераклита и атомистов явственно проступают сосредоточия наивного материализма. Но к V в. до н.э. в древнегреческой философии обозначился еще один важный образ миропонимания - антропоцентризм.

Главное здесь заключается в том, что была открыта по существу нового типа реальность- сфера сознания. Это специфический феномен бытия, поразительный по возможностям для философского поиска мира духовности. Импульс тут был дан древним софистами. Философ Пратогор (481-411 гг. до н.э.) провозглашает принцип: «Человек есть мера всех вещей, существующих, они существуют, а не несуществующих, что они несуществуют».Для Протогора «все, что кому как кажется, так оно и есть», приводило к неверию в возможность познания действительности, к отказу от поиска первоначала сущего.

Знаменитый Сократ родился в 469 г. до н.э. Сын афинского каменотеса Софрониска и повитухи Фенареты. Первые его философские изречения приходятся на время эры Перикла, т.е. на начало Пелопоннеской войны. Своим важнейшим призванием Сократ считал “воспитание человека”, смысл которого он видел в дискуссиях и беседах, а систематическом изложении какой-то области знаний. Он никогда не считал себя “мудрым” (софос), а философом “любящим мудрость” (философия). Звание мудреца по его мнении приличествует богу. Если человек самодовольно полагает, что на все он знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший, ему незачем ломать голову в поисках наиболее верных понятий, незачем двигаться дальше в поисках новых решений той или иной проблемы. В результате чего мудрец оказывается “попугаем” заучившем несколько фраз и бросающимся ими в толпу. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Сократ принципиальный враг изучения природы. Работу разума человека в этом направлении он считал без божеством. Он считал, что мир есть творение “божества” великого и всемогущего. Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим ученикам. Он делал жертвоприношение богам и старательно выполнял все религиозные обряды. Получается, что основной вопрос философии Сократ решает как идеалист: природа - это нечто не стоящее внимания философа, важнейшим для него является дух, сознания. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.

Сочинения Платона (427-347 гг. до н.э.) - уникальное явление в отношении выделения философской концепции. Это высокохудожественное, захватывающее описание самого процесса становления концепции, сомнениям и неуверенностью, подчас без результатными попытками разрешения поставленного вопроса, с возвратом к исходному пункту, многочисленными повторениями и т.п. Выделить в творчестве Платона какой-либо аспект и систематически изложить его довольно сложно, так как приходится реконструировать мысли Платона из отдельных высказываний, которые настолько динамичны, что в процессе эволюции мысли порой превращаются в свою противоположность. Платон неоднократно высказывал свое отношение к математике и она всегда оценивалась им очень высоко: без математических знаний "человек с любыми природными свойствами не станет блаженным", в своем идеальном государстве он предполагал "утвердить законом и убедить тех, которые намереваются занять в городе высокие должности, чтобы они упражнялись в науке счисления". Систематическое широкое использование математического материала имеет место у Платона, начиная с диалога "Менон", где Платон подводит к основному выводу с помощью геометрического доказательства. Именно вывод этого диалога о том, что познание есть припоминание, стал основополагающим принципом платоновской гносеологии.

Аристотель (ок. 384–322 до н.э.), древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире в 384 или 383 до н.э., умер в Халкиде в 322 до н.э. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Как основатель Ликея в Афинах, продолжавшего свою деятельность многие столетия после его смерти, Аристотель внес существенный вклад в античную систему образования. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям.

Всему миру природы свойственна бесконечная текучесть или изменчивость, и натурфилософия Аристотеля берет за основу анализ процесса изменения. Каждое изменение нарушает непрерывность. Оно начинается с отсутствия чего-то, приобретаемого в процессе изменения. Так, строительство дома начинается с чего-то бесформенного, а завершается упорядоченной структурой, или формой. Так что изначальная лишенность и конечная форма необходимо присутствуют в любом изменении. Однако изменение также и непрерывно, поскольку нечто никогда не возникает из ничего. Чтобы объяснить непрерывность, Аристотель вопреки Платону утверждает необходимость признать существование третьего момента, лежащего в основе перехода от лишенности к форме. Он называет его субстратом (греч. “гипокейменон”), материей. В случае возведения дома материей является дерево и прочий строительный материал. В случае изготовления статуи это – бронза, которая наличествует здесь вначале в состоянии лишенности, а затем сохраняется как основа законченной формы.

Неоплатонизм как вариант филисофско - религиозного образа мысли возник в период распространения эллинистической культуры. Крупнейший неоплатоник-Плотин(203-270 гг. до н.э.). Главным для него было прозрение с использованием мистического аристотелизма возможности слияния человека с божеством. Для этого он вырабатывает религиозно- мировозренческую картину мира как рассеивание благотворного света Единого (бога) в тьму небытия, материи.

Из киников своей суровой жизнью прославился Диоген из Синопа (400-323 гг. до н.э.). Он придерживался образа философской мысли прямо противоположного учению объективного идеалиста Платона. Он говорил: «Что касается меня, то стол и чашу я вижу, а вот «стольности» и «чашности» - нет», Из подобного духовного средоточия киники делали вывод, что существует реально не общее – абстракции, а, в первую очередь, чувственные вещи, идеи (эйдосы). Они призывали человека вернуться к природе, отказаться от условностей цивилизации, существовать в естественных условиях и быть автономной от других людей личностью.

Скептицизм известен прежде всего именем Пиррона (365-275 гг. до н.э.). Духовное средоточие его философии состояло в обосновании тезиса, что о любой вещи нельзя сказать ничего определённого, ибо она есть «это не в большей степени, чем то». Надо поэтому воздерживаться от каких-либо однозначных суждений и пребывать в состоянии невозмутимости (атараксии).

Стоицизм развивал специфический этико-философский образ мысли. Стоики Зенон (346-264 гг. до н.э.), Хрисипп (280-205 гг. до н.э.), Сенека (1в.н.э.) своё учение основывали на двух принципах:

1. Признание мира как живого, разумного и вместе с тем материального целого; что позволяет тела рассматривать как единственную реальность, а исходным пунктом познания – чувственное восприятие;

2. Наряду с материей утверждается бытие бога; бог- это подобие гераклитовского архе, творческий огонь, разлитый в природе. Все события в космосе подчиняются строжащей необходимости, рассматриваются как подчинённые, бог тоже ей подчинён, сам является этой необходимостью. Для человека божественная необходимость предстаёт как и его судьба.

Философия Древней Греции, по своей сути уникальна, так как здесь зародилось множество идей, именно в философии Греции произошел полный отрыв от предубеждений и давления высшего класса общества, я хочу сказать, что именно благодаря философии-человек становится венцом эволюции, это можно сказать эпоха Возрождения Древности.

Зарождается множество наук. Древняя Греция-Колыбель Мирового сообщества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Становление и развитие философии происходило при появление первых людей, которые задумывались над необъяснимыми явлениями, долгое время философия шла рядом с религией, в ней было множество предубеждений религиозного и политического характера, например философия Древней Индии - в которой общество состояло из каст, высший слой общества заняли пришлые завоеватели, и они не могли допустить в умах соотечественников мысли о равенстве, о идеальном государстве Философы Китая начинают задумываться о идеях, которые принесут спокойствие и блаженство в обществе, но они находятся еще под влиянием религии и взглядами «избранных».

Философия Античности зарождалась под влиянием философии стран Востока, но развиваясь она получила полную свободу, чем внесла огромный вклад в развитие мирового сообщества, в Древней Греции возникает множество взглядов, идей; зарождаются различные науки. Философии Древней Греции - это фундамент мировой культуры.

Литература

1. Философия /Учеб. пособие/ В.К. Лукашевич, В.М. Белокурский и др.; Под. ред. В.К. Лукашевича.2-ое изд., перераб. и доп.- Мн.: БГЭУ, 2002. - стр (29-34).

2. Философия /учеб. Для студентов вузов /Ю.А. Харин (и др.); под общ. Ред. Ю.А. Харина-7-е изд., испр. и доп. - Мн.: ТетраСистем, 2005. - стр (26-28,35-45).

3. Философия /Учеб. пособие…с хрестоматийными…извлечениями/ Е.З. Волчек - Мн.: «Интерпрессервис»; «Экоперспектива», 2003. - стр (21-28).


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Первичными формами мировоззрения, существовавшими задолго до философии, были: магия, мифология, религия, из которых впоследствии произошла философия. В отличие от мифа, основанного на устном предании о сверхъестественных причинах возникновения мира и человека, философия учит разумному постижению реальности, в этом заключается превосходство логоса над мифом.

Благоприятные условия для появления на свет философии сложились практически одновременно, к середине I тысячелетия до новой эры, в греческих торговых городах, рассеянных по побережью Средиземного моря, и далеко на востоке - в Китае и Индии. Однако там философия не получила самостоятельного признания, оставаясь частью религиозно-мистической веры, например, в индуизме или разновидностью политического учения о власти, как в конфуцианстве. В Элладе философии удалось одержать верх, благодаря тому, что на ее стороне были две могущественные союзницы - частная собственность и полисная демократия.

В сфере политической жизни частная собственность приняла форму полисной демократии, в которой верховная власть принадлежит общему собранию граждан полиса. Демократия, в сущности, всегда была рынком слов и идей, только роль денег играет там не золото, а иной всеобщий эквивалент - голоса избирателей. Демократия-то и стала родной матерью философии, поскольку нуждалась в профессиональных ораторах, умеющих убеждать народ словом. В этих условиях возникла диалектика - искусство речи, узаконившая свое философское право в античном мировоззрении. Триумф греческой философии был идеальным «эхом» той власти, которую имело в полисе разумное слово, по-гречески «логос».

Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

К настоящему времени философия прошла в своем развитии свыше двух тысяч лет, за которые сформировалось множество направлений и школ, отстаивающих свою оригинальную позицию по вопросам познаваемости мира, человека, общества, культуры. К историческим типам философии относят: античную, средневековую, философию эпохи Возрождения и Просвещения, философию Нового времени, Немецкую классическую философию, неклассическую философию и постнеклассическую.

Античная философия представлена такими направлениями и школами, как ионийская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.), италийская (Пифагорейский союз, школа элеатов и Эмпедокл), атомистическая философия Левкиппа и Демокрита, софистика (Протагор, Горгий), философия Сократа и сократические школы (Антисфен, Аристипп, Диоген Синопский и др.), философское учение Платона, философская система Аристотеля и эллинистическая философия (эпикурейцы, скептики, стоики). Генезис античной философии восходит к проблеме поиска первопричины мира и места человека в нем, затем движется по пути логической формы познания, ее этического и политического значения, и в заключении определяется вопросами смысла жизни и достижения счастья. На всех этапах античная философия стремилась к предельной свободе духа.

Средневековая философия превратилась в инструмент религиозных споров о христологии (учении о человеческой и божественной сущности Христа), эсхатологии (учении о конце истории и Страшном Суде), креационизме (учении о творении мира Богом) и получила официальное признание в определении тринитарной (Отец, Сын, Святой Дух) божественной сущности. Основной задачей философии в это время становится обоснование религиозных догматов, как-то: доказательство существования Бога, доказательство бессмертия души, оправдание Бога за существование зла в мире и др. В истории средневековой философии отмечают два периода и соответствующие им направления - патристику (учение отцов церкви), включающую в себя школы гностицизма, манихейства, апологетики, богословское наследие Аврелия Августина и схоластику (учение монастырских школ), когда, собственно, философия служила теологии в поиске рациональных путей истинности доказательств Бога и веры через спор об универсалиях (номинализм и реализм). В это же время на Востоке, получает развитие арабская и еврейская философия (Авиценна, Аверроэс и др.).

В эпоху Возрождения философы снова возвращаются к «исследованию человеческого» (лат. studia humaniora), в противоположность схоластическому «исследованию божественного», и потому зовут себя «гуманистами» (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Марсилио Фичино, Пьетро Помпанацци и др.). Философия в ту эпоху проникается духом эмпиризма и натурализма (Николай Кузанский, Бернардино Телезио, Джордано Бруно) - уважением к человеческим чувствам, доверием к чувственному опыту и потребности научного постижения природы. Получают развитие социальные (утопические) теории (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), призванные правовым путем обеспечить человеку счастье в государстве (Никколо Макиавелли, Жан Боден).

В Новое время получают развитие такие направления философской мысли как: эмпиризм, рационализм, сенсуализм, каждое из которых отстаивает правоту собственного взгляда по вопросу об истинном источнике знаний - опыте, разуме, чувствах. Партию эмпириков возглавил Фрэнсис Бэкон, считавший, что всякое знание начинается с чувственных восприятий, и что «самое лучшее из всех доказательств есть опыт», препятствующий ошибкам в познании. Главой рационалистов, стал Ренe Декарт, утверждавший, что истинное знание начинается не с чувственных данных, а с интуитивно ясных понятий и аксиом, как в математике, исходящих из субстанции «мыслящей» (res cogita), мир же «протяженных», т.е. физических вещей (res extensa) устроен подобно механизму. Между этими мирами (субстанциями) существует тесная связь, поскольку «мыслить» и «существовать», означает одно и тоже. Сенсуалисты (Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Давид Юм) были сторонниками правоты чувственного постижения мира, который дан человеку в потоке «ассоциаций» и до конца непознаваем.

Немецкая классическая философия является вершиной систематизаций своего времени, благодаря чему философия обретает сложную структуру знаний о бытии, познании, мышлении, человеке, ценностях, обществе, культуре, истории. Начало новой реформе философского знания положил Иммануил Кант, избравший критический метод для объяснения основ разумной деятельности человека, и сформулировавший три важнейших вопроса в прагматической антропологии: «чего я хочу?», «отчего это зависит?», «к чему это ведет?», определяющие максимы для мыслителя: «думать самому», «мыслить себя на месте любого другого» и «всегда мыслить в согласии с самим собой». Такой способ вопрошания о возможности был ключевым в его учении о трансцендентальных сущностях. Антропологическое направление в немецкой классической философии получило развитие в трудах Фихте и Шеллинга. Философская систематизация Гегеля основывается на диалектическом учении, раскрытом в трактате «Феноменология духа» и очерке «Наука логика». Философия (точнее, логика), по мнению Гегеля, есть поступательное развитие «абсолютного духа», который через нее познает самое себя. Диалектический метод заключается в способности мышления выделять тезис (представлять предмет в реальности таким, каков он есть), затем ставить по отношению к нему антитезис (открывать накопившийся опыт, противоречащий исходному знанию о предмете) и в заключении объединять их (примирив знание и незнание о предмете). Таков путь диалектического развития духа, который воплощен в различных формах познающего разума: религии, науке, философии.

С середины ХIХ века наступает время неклассической философии , а с середины ХХ века - постнеклассической философии , связанное с изменением ее предмета и задач. Каждое из направлений неклассической философии, по-разному решает вопрос ее самоопределения. Марксистская философия основывается на материалистическом понимании объективного хода развития истории и общества, законы которого открывает философия. Позитивизм исходит из методологической роли философии. Феноменология рассматривает философию как учение о реальности, доступной исключительно нашему сознанию, открывающему мир в интенциональности (направленности) на предметы. Экзистенциализм как философия существования учит о пограничной ситуации в бытии человека, в которой мир внешних вещей соприкасается с нашим сознанием. Философия психоанализа является учением о роли бессознательного в жизни человека как индивидуального и коллективного субъекта. Структурализм и лингвистическая философия утверждают языковую реальность мира как единственно доступную мышлению. Постмодернизм рассматривают, и как эпоху упадка и деградации культуры, и как декаданс классической философии, построенной на ценностях логоса. Отказ от логических способов познания совершился в пользу доречевых смыслов, обнаруживаемых при деконструкции текста (языка вообще) и предшествующих акту мышления как такового. В целом постмодернизм иронически свел к абсурду философский рационализм, показав тотальность «смерти» прежних ценностей человека, основанных на разуме.

Структура философского знания

В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии.

Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др.

Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры.

[3 , с. 9 - 13; 13 , с. 63 - 106; 16 , с. 57 - 89, 93 - 125, 136 - 236, 352 - 404; 18 , с. 752; 20 , с. 27 - 73; 23 , с. 39 - 115]

Контрольные вопросы

1. Становление философии

2. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

3. Структура философского знания

категория философии в целом и диалектики в частности. Характеризует процесс перехода от возникновения предмета к его развитому состоянию. Чаще понимается как наполнение первоначальной "пустоты" и бессодержательности объекта каким-то содержанием и превращением его во что-то определенное. В процессе становления первоначальное "ничто" превращается в "нечто": становление мира, становление общества, становление личности и т.д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СТАНОВЛЕНИЕ

понятие, обретающее собственный денотат и философскую размерность в философском постмодернизме (суть вопроса излагается в работе Делеза и Гваттари "Тысяча плато": термин "С.", как правило, употребляется ими во множественном числе). В указанном тексте речь идет о "С.-животным", "С.-интенсивностью", "С-молекулой". В отличие от традиционного содержания понятия "С." его постмодернистская версия отвергает понимание "С." в качестве эволюционного перехода субъекта, предмета, явления, обозначения от одного состояния к другому, от одного типа существования к другому, более или менее совершенному. Делез и Гваттари утверждают реальность, объектность собственно С., а не тех состояний, типов существования, которые оно связывает. Лишенными денотата могут быть, по версии Делеза и Гваттари, даже исходный пункт и "цель" С., но никак не оно самое. Согласно Делезу и Гваттари, "становление-животным человека реально, даже если нет реального животного, каким человек становится; и одновременно, реально становление-иным животного, даже если это иное не реально. Нужно внести ясность: как у становления нет субъекта, отличного от самого становления, так у становления нет и термина, поскольку его термин, в свою очередь, существует только будучи заимствованным из другого становления, субъектом которого он является и которое сосуществует с первым [становлением], формирует с ним блок". Содержательная ипостась С., по мысли Делеза и Гваттари, состоит в симбиозах между существами, принадлежащими к различным видам и не связанными какой-либо преемственностью. Так, сосуществование осы и орхидеи не предполагает встречного С., сопряженного с трансформацией осы в орхидею и наоборот; не происходит также С. нового качественного образования, соединяющего осу и орхидею: есть реальное С., вовлекающее в себя и орхидею, и осу. По Делезу и Гваттари, эволюционное С. не обязательно должно сопровождаться возникновением чего-то более дифференцированного; речь должна идти скорее о коммуникации "инфекционного типа". Или - соответственно - об "инволюции" (понятии, отличном как от "эволюции", так и от "регресса"). Согласно Делезу и Гваттари, в основу понимания С. должен быть положен принцип ризомы (см. Ризома), оно должно быть вынесено за пределы оппозиций "прогресс - регресс", "тождественное - нетождественное". С. не является процессом "производства преемственности" либо "производства посредством преемственности". У Делеза и Гваттари С. есть "глагол со всей его консистенцией; оно не сводится и не возвращает нас к [словам-глаголам] "проявлять", "быть", "уравнивать" или "производить". В ходе анализа философского творчества Бергсона - см. "Бергсонизм" (Делез) - Делез отмечает, что необходимо разграничивать два главных типа различия: "различие по степени" и "различие по природе". Первое из них является уделом утилитарно ориентированного интеллекта, второе же - сфера собственно С. По мысли Делеза, о С. возможно говорить (как во временном, так и в динамическом аспектах) только в рамках бергсоновской "длительности", в границах целостного виртуально-реального мира С. A.A. Грицанов

Отличное определение

Неполное определение ↓