Тайны и загадки эрмитажа.

Мистика Эрмитажа

Российский Эрмитаж является одним из самых крупных и знаменитых музеев в мире, что неудивительно: ведь этот комплекс занимает больше десятка строений, каждое из которых - памятник истории и архитектуры. Основными элементами этого музейного ансамбля считаются: Зимний дворец (бывшая резиденция русских императоров), Эрмитажный театр, а также здания Малого, Старого и Нового Эрмитажей.

Кстати, практически каждый зал и даже коридор вышеупомянутых зданий - тоже экспонаты, ведь они были свидетелями многих исторических событий и «наблюдали» немало интересных фактов из жизни монарших особ и их приближенных. Взять хотя бы Зимний дворец - именно в нем скончался Александр II, получивший смертельные раны после покушения народовольцев. А за год этого дворец пережил сильный взрыв, который также устроили член движения «Народная Воля», пытаясь добраться до императора.

Разумеется, такое богатое прошлое музея не могло не породить множество легенд о призраках Эрмитажа. Не забыты и духи живших в Зимнем дворце императоров и их приближенных: если верить некоторым сотрудникам музея, они время от времени, чаще всего вечером, когда в залах уже нет посетителей, попадаются им на глаза.

Особенно часто рассказывают о последнем хозяине Зимнего дворца императоре Николае II. Музейщики уверяют, что по вечерам, когда стихает гомон туристов, в темной галерее среди старинных шпалер и гобеленов можно увидеть призрак последнего царя, неслышно ступающий по стертому паркету.

В Эрмитаже сегодня обитает и другое знаменитое привидение. В темном коридоре появляется время от времени призрак Николая I. Его легко можно узнать по прямой осанке, золотым эполетам и ледяному взору… И хотя он предпочитает хранить молчание, не снисходя до общения с простолюдинами, все с первого взгляда понимают, что перед ними - царственная особа.

Говорят, что в коридорах и залах Эрмитажа вообще бродит много неуспокоенных душ и странных теней: то дама под вуалью, то молчаливый великан. Главное - не бояться и не беспокоить призрачных гостей - тогда они не причинят вреда.

Кстати, знаменитые эрмитажные кошки тоже нередко замечают нечто «невидимое»: бежит, например, котяра - и вдруг остановится, уставится куда-то в потолок и напряженно прислушивается. Или внезапно вся пушистая стая разбегается врассыпную, как будто бы кто-то идет, а в дверном проеме - ни души.

Из книги Дневник одного гения автора Дали Сальвадор

Приложение 4 ДАЛИАНСКАЯ МИСТИКА ПЕРЕД ЛИЦОМ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ После первой мировой войны, словно сметающий все на своем пути бурный прилив, внезапно нахлынуло сюрреалистическое движение. Бок о бок с возрождением воображения (и по необходимости связанная с ним, дабы дать

Из книги Ария: Легенда о динозавре автора Трой Дилан

МИСТИКА ИЛИ СОВПАДЕНИЯ? «ВСЕ,ЧТО БЫЛО, - РОК МОЙ… ВСЕ, ЧТО БУДЕТ, - КРЕСТ МОЙ…» Вообще, надо сказать, что заигрывания с нечистой силой (осо бенно если они серьезные, философски обоснованные и мало напоминают детский сад некоторых околотрэшевых групп) обязательно

Из книги Александр Грин автора Варламов Алексей Николаевич

Глава III МИСТИКА БОМБЫ Русские эсеры действовали в ту пору в двух независимых направлениях – готовили теракты и вели пропаганду. Они считали себя наследниками «Народной воли», но, опасаясь того, что их партию будет ждать судьба народовольцев, чья деятельность в конце

Из книги Александр Македонский. Гениальный каприз судьбы автора Левицкий Геннадий Михайлович

Мистика в Вавилоне Нельзя оставить на свете голову, на которой была царская диадема. Квинт Эппий Флавий Арриан. Поход Александра Александр был уже не тем восторженным отроком, что завидовал успехам отца и печалился, что на его долю останется мало великих дел. Смертельно

Из книги Любовь Полищук. Безумство храброй автора Стронгин Варлен Львович

Глава четвертая Против течения, к тайнам «Эрмитажа» Миграция между артистами эстрады и театра существовала с давних времен, с того момента, когда возникли эти концертные организации, и носила в основном односторонний характер – из театра на эстраду, где артисты могли

Из книги Бейкер-стрит на Петроградской автора Масленников Игорь Федорович

Глава восьмая Советская мистика В тот год, когда в театре «Эрмитаж» (тогда «Миниатюр») начались разговоры о постановке грандиозного романа, постановке еще никем невиданной, должной потрясти мир, если не весь, то советский, в помещении театра, вокруг него и с его актерами

Из книги Цезарь [С иллюстрациями] автора Этьен Робер

РИМСКАЯ МИСТИКА Янковский опять у меня на пути. - Корова не знала, что ее убьют. - Прикосновение понтифика. - Я торгую «Холмсом» и «Пиковой дамой». - Осенняя роскошь.Настоящие тайны, даже мистика, подкараулили меня далеко от дома - в Италии.Октябрьским днем 1982 года я

Из книги Ошо: Будда-хулиган, который «никогда не рождался и никогда не умирал» автора Раджниш Бхагван Шри

Завоеватель и мистика победы При известии о победе при Тапсе в честь Цезаря на Капитолии были установлены изваяние и колесница, что являлось исключительной почестью.В 48 году после Фарсала Цезарь уже удостоился ряда изваяний, но то, что было сооружено на Капитолии,

Из книги Ошо. История жизни независимого мистика автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Я живу в ту войну. Поисковые рассказы автора Ивакин Алексей Геннадьевич

Из книги Григорий Перельман и гипотеза Пуанкаре автора Арсенов Олег Орестович

Васант Джоши Ошо История жизни независимого мистика

Из книги Загадки советской литературы от Сталина до Брежнева автора Оклянский Юрий Михайлович

10. ПОИСКОВАЯ МИСТИКА 2008. Старая Русса.- Знаешь, как понять - курил боец или нет?- Не понял...- Когда могила сделана - прикуриваешь сигарету, втыкаешь ее в могилу и смотришь.- И что?- Смотри...Петрович достает сигарету. Прикуривает. Делает затяжку. Втыкает сигарету в землю

Из книги автора

Часть 4. Мистика топологических абстракций «Глядит ли кто, разинув рот, вверх или же, прищурившись, вниз, когда пытается с помощью ощущений что-либо распознать, все равно, утверждаю я, он никогда этого не постигнет, потому что для подобного рода вещей не существует познания

Из книги автора

СУПРУЖЕСТВО И МИСТИКА ЛЮБВИ Черты личности, а тем самым отчасти и профиль будущей человеческой судьбы в какой-то мере закладываются в детстве.Федин происходил из религиозной семьи. Его отец - сын крепостного крестьянина, после двадцати лет на побегушках в торговых


С аркофагов в Эрмитаже много. Но в зале Юпитера есть уникальный саркофаг. Это неразгаданная до сих пор загадка Эрмитажа - возможно сама «гробница Гомера».

Гробница (саркофаг) была вывезена с острова Андрос (возможно с острова Хиос) в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал президент петербургской Академии художеств, директор Публичной библиотеки и «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне.

При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации.
Граф Александр Сергеевич Строганов с супругой Екатериной Петровной и детьми Павлом и Натальей, Эрмитаж.

Строганов решил сделать сад, в котором ожили бы страницы «Одиссеи» Гомера и архитектор А.Воронихин, бывший крепостной графа А. С. Строганова, создал романтический уголок, украсив холм этим античным саркофагом. Так саркофаг оказался на берегу круглого пруда в огромном парке, получившем название Строгановская дача. Возможно, что в мифологическом сценарии сада это место воспринималось как описанный Гомером Элизиум. Возможно, также, саркофаг служил для Павла Александровича, сына Александра Сергеевича, своеобразным напоминанием об Эрменонвиле, который он посетил в юности. (Эрменонвиль (фр. Ermenonville) — село на севере Франции, где располагается усадьба Эрменонвиль и окружающий её парк. В Эрменонвиле прожил последние дни своей жизни, умер и был захоронен Жан-Жак Руссо.

«Гробница Ахиллеса» в Строгановском саду (А. Мартынов, 1812).

Вот что писал о нем А.Н.Бенуа в 1901 году: «До сих пор в запущенном саду дачи графа Строганова сохраняется драгоценнейшая античная гробница, о которой никто не заботится, но о которой рассказывают немало нелепых басен: одни говорят, что это гробница Гомера, другие, что в ней зарыта любимая собачка графа». В 1908 году далёкие наследники Строганова сочли дачу, сад, и всё, что в нём находилось, ненужным для себя.

В. Я. Курбатов писал в 1913 году: «На Строгановской набережной — остатки Воронихинской дачи, перестроенной в жилой дом. Сад дачи сильно разгромлен, пруды почти исчезли. На берегу ещё существующего круглого пруда — заколоченный досками саркофаг.» Позже саркофаг был перевезен во дворец Строганова на Невском и стоял там во внутреннем дворе, а с 1930 года находится в Эрмитаже.

Впрочем, возможно «гробница Гомера» — очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои.

Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот.

На правой стенке изображен кентавр Хирон, (как сказал о нем Гомер в своей «Илиаде»: «справедливейший всех из кентавров»), обучающий маленького Ахилла, сына царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Хирон учил будущего героя обращаться с оружием, развивал силу и ловкость. Кентавр кормил Ахилла мозгами медведей и печенью львов, мясом диких вепрей, поэтому Ахилл вырос могучим и сильным. Никто не мог сравниться с быстрым героем ни на охоте, ни в умении обращаться с оружием.

Силу и ловкость Ахилла описал в «Иллиаде» Гомер, имя которого любил связывать с этим саркофгом Александр Сергеевич Строганов.
«…Не взял копья одного Ахиллеса героя; тяжел был
Крепкий, огромный сей ясень; его никто из ахеян
Двигать не мог, и один Ахиллес легко потрясал им,
Ясенем сим пелионским, который отцу его Хирон
Ссек с высоты Пелиона, на гибель враждебным героям…»
Гомер. Илиада. Песнь семнадцатая. Подвиги Менелая. (пер. с древнегреческого Н. Гнедича)

Кроме того, Хирон обучил Ахилла игре на сладкозвучной кифаре и пению. На левой стороне саркофага изображена женщина, играющая на кифаре. Возможно, этот сюжет тоже имеет отношение к Ахиллу.

Перед осмотром передней (фронтальной) стенки стоит вспомнить Ахилла и его судьбу:
Мать Ахилла, морская богиня Фетида, узнав, что сыну грозит смерть в бою и, что ахейские цари готовятся к войне с Троей, укрыла сына на острове Скирос у царя Ликомеда. Агамемнон, микенский царь и предводитель ахейских войск, узнал с помощью прорицателя Калханта место пребывание Ахилла, и послал за ним царей Одиссея и Диомеда. Переодевшись купцами, оба царя проникли во дворец Ликомеда и разложили перед его дочерьми, среди которых был, переодетый в женские одежды Ахилл, свой товар. Среди товаров, радующих женский взгляд, оказался меч, и, когда Одиссей и Диомед издали воинственный клич, все дочери царя в страхе разбежались и лишь один Ахилл схватил меч, чем и выдал себя.

На фронтальной стенке саркофага виден Ахилл, который стремительным движением хватает оружие и Дейдамия - дочь Ликомеда, его возлюбленная, в страхе павшая на одно колено.

Справа находились две другие дочери царя: одна - убегающая от вооруженного Ахилла, и вторая - спокойно сидящая в кресле. Последняя замыкает собой правую часть сцены. Слева от центральной группы - мать Дейдамии, сидящая на табурете, за ней - Диомед и Одиссей. Все действующие лица этой сцены расположены на переднем плане, фон за ними совершенно гладкий.

Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага.

На ней изображено сражение кентавров со львом и пантерой.

Анна Трофимова, заведующая отделом античного мира Государственного Эрмитажа, предположила, что это - малоазийская работа. Не понятно, как и когда две стенки соединились. Учитывая тот факт, что, по легенде, саркофаг был захвачен на острове, трудно представить, что там сидели реставраторы и делали такие вещи.

Каким образом, где и когда эти стенки соединились - непонятно. Учитывая нестыковки и различные мнения, является ли данный саркофаг "Гробницей Гомера" или нет - вопрос до сих пор нельзя считать закрытым.

(С) Сайт Эрмитажа, Википедия и другие места интернета.

Для осмотра более трех миллионов экспонатов Эрмитажа потребуется минимум восемь лет. Мы предлагаем прицельную экскурсию-знакомство с главными тайнами музея.

Что с «Павлином»?

В 1777 году князь Григорий Потемкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на работу английского механика Джеймса Кокса. Почему именно на него, неизвестно. Возможно, русский граф увидел удивительные вещи в рекламных каталогах, которые издавал мастер.

Впрочем, до конца неясно самолично ли Кокс выполнял заказ для русского князя или ему помогал Фридрих Юри. Подарок пришлось разобрать – иначе его было просто не доставить в Россию. Разобрать-то разобрали, а вот собрать не смогли – часть деталей оказалось то ли сломана, то ли утрачена.

Так и пылился бы эффектный подарок, если бы в 1791 году Потемкин не поручил «оживить птичек» Ивану Кулибину. И мастер высочайшего класса сделал невозможное: часы пошли, а затейливый механизм пришел в движение. Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке. Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв.

В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение. Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно.

По одной из версий Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное «фуэте», тем самым демонстрируя свое отношение к царскому двору, для которого «птичка» и предназначалась.

Гробница Гомера

В зале Юпитера можно найти и еще одну неразгаданную загадку Эрмитажа – «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского.




Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?»

Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации. Вскоре, авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Еще бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света.

Впрочем, «гробница Гомера» - очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои. Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот. Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились – непонятно.

Кровожадная богиня

В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России - статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет.

Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий. Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась.

Однако, легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется. Якобы, ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица. По другой версии – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы.

Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году. Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет? На эти вопросы ответы пока не найдены.

Тайна золотой маски

В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской.

Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства. Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.

Кланяющийся Петр

Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать».

В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».

Неповторимые серьги

В сибирской коллекции Петра I можно найти феодосийские серьги, выполненные в древнегреческой технике зерни. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. Мельчайшую зернь, которой усыпана одна из частей украшения, можно разглядеть разве что с помощью лупы.

При сильном увеличении обнаруживаются крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды – именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу. Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.

«Икона безбожного времени»

Один из самых скандальных шедевров – «Черный квадрат» Малевича 1932 года – также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщенную в единый знак, называя «Черный квадрат» иконой нового, безбожного времени.

Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на ее «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение. Действительно ли мировой шедевр наделен мистической силой, или это очередная попытка «подлить масла в огонь»...




Что с «Павлином»?

В 1777 году князь Григорий Потемкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на работу английского механика Джеймса Кокса. Почему именно на него, неизвестно. Возможно, русский граф увидел удивительные вещи в рекламных каталогах, которые издавал мастер. Впрочем, до конца неясно самолично ли Кокс выполнял заказ для русского князя или ему помогал Фридрих Юри. Подарок пришлось разобрать – иначе его было просто не доставить в Россию. Разобрать-то разобрали, а вот собрать не смогли – часть деталей оказалось то ли сломана, то ли утрачена. Так и пылился бы эффектный подарок, если бы в 1791 году Потемкин не поручил «оживить птичек» Ивану Кулибину. И мастер высочайшего класса сделал невозможное: часы пошли, а затейливый механизм пришел в движение. Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке. Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв. В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение. Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно. По одной из версий Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное «фуэте», тем самым демонстрируя свое отношение к царскому двору, для которого «птичка» и предназначалась.

Гробница Гомера

В зале Юпитера можно найти и еще одну неразгаданную загадку Эрмитажа – «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации. Вскоре, авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Еще бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» - очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои. Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот. Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились – непонятно.

Кровожадная богиня

В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России - статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет. Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий. Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась. Однако, легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется. Якобы, ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица. По другой версии – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году. Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет? На эти вопросы ответы пока не найдены.

Тайна золотой маски

В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской. Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства. Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.

Кланяющийся Петр

Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать». В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».

«Икона безбожного времени»

Один из самых скандальных шедевров – «Черный квадрат» Малевича 1932 года – также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщенную в единый знак, называя «Черный квадрат» иконой нового, безбожного времени. Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на ее «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение. Действительно ли мировой шедевр наделен мистической силой, или это очередная попытка «подлить масла в огонь»? На эти вопросы ответить легко, стоит только посетить Эрмитаж.

Саркофаг (""Гробница Гомера""). Ахилл среди дочерей Ликомеда. Древний Рим. II в. н. э. Мрамор. Этот саркофаг находится в зале Юпитера в Эрмитаже.


Интересна история приобретения этого саркофага, вывезенного из Средиземноморья в ходе 1-й Архипелагской экспедиции графа Г. А. Орлова-Чесменского (1769-1774) либо с о. Андрос, либо с о. Хиос. Владельцем саркофага стал граф Александр Сергеевич Строганов, впоследствии - президент петербургской Академии художеств, директор Публичной библиотеки, «заводитель дел необыкновенных». Это приобретение сразу выдвинуло Строганова среди коллекционеров на первый план. Саркофаг был привезен в Петербург и поступил в Строгановский дворец. В описании своей художественной галереи сам А.С.Строганов так повествует об этом событии: «В первую турецкую войну 1770 г., когда русское оружие торжествовало на морях, русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: “Не памятник ли это Гомера?” Эта фраза стала переходить из уст в уста, и без всякого основания, все заключили, что я владею гробницею Гомера».
Гробница Гомера — красивая историческая легенда, такая же, как Атлантида или золото Трои из коллекции Генриха Шлимана. За ее несметными богатствами авантюристы гонялись по свету не одно столетие. Величайший из них — граф Калиостро — искал древнегреческий саркофаг даже в Петербурге. Забавно, что журнал "Минерва" в 1807 г. сообщал, что вместе с саркофагом были найдены также скелет и чернильница Гомера.

Граф Александр Сергеевич Строганов с супругой Екатериной Петровной и детьми Павлом и Натальей, Эрмитаж.

Строганов решил сделать сад, в котором ожили бы страницы «Одиссеи» Гомера и архитектор А.Воронихин, бывший крепостной графа А. С. Строганова, создал романтический уголок, украсив холм этим античным саркофагом. Так саркофаг оказался на берегу круглого пруда в огромном парке, получившем название Строгановская дача. Возможно, что в мифологическом сценарии сада это место воспринималось как описанный Гомером Элизиум. Возможно, также, саркофаг служил для Павла Александровича, сына Александра Сергеевича, своеобразным напоминанием об Эрменонвиле, который он посетил в юности. (Эрменонвиль (фр. Ermenonville) — село на севере Франции, где располагается усадьба Эрменонвиль и окружающий её парк. В Эрменонвиле прожил последние дни своей жизни, умер и был захоронен Жан-Жак Руссо.
«Гробница Ахиллеса» в Строгановском саду (А. Мартынов, 1812)


Вот что писал о нем А.Н.Бенуа в 1901 году: «До сих пор в запущенном саду дачи графа Строганова сохраняется драгоценнейшая античная гробница, о которой никто не заботится, но о которой рассказывают немало нелепых басен: одни говорят, что это гробница Гомера, другие, что в ней зарыта любимая собачка графа». В 1908 году далёкие наследники Строганова сочли дачу, сад, и всё, что в нём находилось, ненужным для себя. В. Я. Курбатов писал в 1913 году: «На Строгановской набережной — остатки Воронихинской дачи, перестроенной в жилой дом. Сад дачи сильно разгромлен, пруды почти исчезли. На берегу ещё существующего круглого пруда — заколоченный досками саркофаг.» Позже саркофаг был перевезен во дворец Строганова на Невском и стоял там во внутреннем дворе, а с 1930 года находится в Эрмитаже.


Начнем осмотр саркофага с правой стенки. На ней изображен кентавр Хирон, (как сказал о нем Гомер в своей «Илиаде»: «справедливейший всех из кентавров»), обучающий маленького Ахилла, сына царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Хирон учил будущего героя обращаться с оружием, развивал силу и ловкость. Кентавр кормил Ахилла мозгами медведей и печенью львов, мясом диких вепрей, поэтому Ахилл вырос могучим и сильным. Никто не мог сравниться с быстрым героем ни на охоте, ни в умении обращаться с оружием. Силу и ловкость Ахилла описал в «Иллиаде» Гомер, имя которого любил связывать с этим саркофгом Александр Сергеевич Строганов.
«…Не взял копья одного Ахиллеса героя; тяжел был
Крепкий, огромный сей ясень; его никто из ахеян
Двигать не мог, и один Ахиллес легко потрясал им,
Ясенем сим пелионским, который отцу его Хирон
Ссек с высоты Пелиона, на гибель враждебным героям…»
Гомер. Илиада. Песнь семнадцатая. Подвиги Менелая. (пер. с древнегреческого Н. Гнедича)


Кроме того, Хирон обучил Ахилла игре на сладкозвучной кифаре и пению. На левой стороне саркофага изображена женщина, играющая на кифаре. Возможно, этот сюжет тоже имеет отношение к Ахиллу.


Сначала вспомним историю Ахилла, предшествующую сцене, изображенной на фронтальной стенке саркофага. Мать Ахилла, морская богиня Фетида, узнав, что сыну грозит смерть в бою и, что ахейские цари готовятся к войне с Троей, укрыла сына на острове Скирос у царя Ликомеда. Агамемнон, микенский царь и предводитель ахейских войск, узнал с помощью прорицателя Калханта место пребывание Ахилла, и послал за ним царей Одиссея и Диомеда. Переодевшись купцами, оба царя проникли во дворец Ликомеда и разложили перед его дочерьми, среди которых был, переодетый в женские одежды Ахилл, свой товар. Среди товаров, радующих женский взгляд, оказался меч, и, когда Одиссей и Диомед издали воинственный клич, все дочери царя в страхе разбежались и лишь один Ахилл схватил меч, чем и выдал себя. Теперь полюбуемся фронтальной стенкой саркофага. Сцена представляет Ахилла, стремительным движением схватившего оружие, и Дейдамию - дочь Ликомеда, его возлюбленную, в страхе павшую на одно колено.


Справа находились две другие дочери царя: одна - убегающая от вооруженного Ахилла, и вторая - спокойно сидящая в кресле. Последняя замыкает собой правую часть сцены. Слева от центральной группы - мать Дейдамии, сидящая на табурете, за ней - Диомед и Одиссей. Все действующие лица этой сцены расположены на переднем плане, фон за ними совершенно гладкий.


Таким образом, композиция передней стенки саркофага была свободная, динамичная, но уравновешенная. Действие, стремительное в центре, постепенно замирает и заканчивается спокойно стоящей фигурой Диомеда, с одной стороны, и сидящей в кресле дочерью Ликомеда, с другой. Композиция, несомненно,заимствована и повторяет какой-то прославленный памятник монументальной живописи. Свободное расположение фигур на гладком фоне дает возможность показать живой жест, движение и этим усилить выразительность сцены. Комбинируя одетые и полуобнаженные фигуры, мастер, не применяя сложных приемов обработки камня, добивается разнообразия его поверхности и игры света и тени. Стремясь к большей естественности, он чередует стоящие и сидящие фигуры.
Сотрудники отдела античного мира Эрмитажа изучили саркофаг с барельефом «Ахилл на Скиросе» и абсолютно уверены: по манере исполнения и даже складкам на одежде героев можно утверждать, что античная гробница относится ко II веку нашей эры. Знатный житель греческого острова, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот.


У саргофага есть неразгаданная тайна - его задняя стенка не соответствует по стилю лицевой. На ней изображено сражение кентавров со львом и пантерой. Анна Трофимова, заведующая отделом античного мира Государственного Эрмитажа, предположила, что это - малоазийская работа. Не понятно, как и когда две стенки соединились. Учитывая тот факт, что, по легенде, саркофаг был захвачен на острове, трудно представить, что там сидели реставраторы и делали такие вещи.



В национальном римском музее, который расположен в термах Диоклетиана, есть мраморный саркофаг, 2-й половины 3-го века нашей эры, на фронтальной стенке которого изображен Хирон, обучающий Ахилла.


Юный Ахилл в руках держит кифару.

Напоследок еще два саркофага из Лувра с изображениями Ахилла среди дочерей Ликомеда,



Войтех Замаровский «Боги и герои Античных сказаний» Словарь перевод с чешского Ю.В.Преснякова Москва Изд. «Республика» 1994г.