Урок внутренняя и внешняя политика самодержавия. Пособие по истории отечества


Николай Второй Александрович Романов. годы правления гг. При каких обстоятельствах Николай II вступил на престол? Работа с документом.стр. 17 Листок из архива: О каких бессмысленных мечтаниях говорит Николай?




Самодержавие и народ: Дворянство – опора. Буржуазия – в финансовом плане влиятельна, но не имеет политических прав Крестьяне – общинная организация, сохранение временнообязанного положения,не решен земельный вопрос. Рабочие –нет прав, отсутствует рабочее законодательство, проблема забастовок.




Вячеслав Константинович Плеве. Министр внутренних дел() Покрыл страну сетью охранных отделений, усилив роль их начальников, наделив их административными правами. Пытался справиться с нарастающим рев. движением как поддержкой организации С.В. Зубатова, так и усилением репрессий, направляя карательные экспедиции против выступлений крестьян, поддерживая еврейские погромы, и т.д. Был одним из тех деятелей, которые убеждали Николая II в необходимости русско-японской войны ("Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война"). Был убит эсером Е.С.Созоновым.С.В. Зубатова


Сергей Юльевич Витте. Министр финансов. министр путей сообщения (1892), министр финансов (), председатель Комитета министров (190306), председатель Совета министров (190506). Добился введения в России «золотого стандарта» (1897), способствовал притоку в Россию капиталов из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство (в том числе Великий Сибирский путь). Деятельность Витте привела к резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи, за что его прозвали «дедушкой русской индустриализации». Противник начала войны с Японией и главный переговорщик при заключении Портсмутского мира. Фактический автор манифеста 17 октября 1905 года, который предполагал начало трансформации России в конституционную монархию. По чинам действительный тайный советник (1899). С 1903 член Государственного совета. Автор многотомных воспоминаний.


«Зубатовский социализм». Сергей Васильевич Зубатов. Попытка охранного отделения в гг. взять под опеку правительства рабочее движение Принципы легального рабочего движения в изложении Зубатова: Создание «Обществ взаимной помощи рабочих механического производства» Замена революционного учения эволюционным, а следовательно, отрицание, в противоположность революционерам, всех форм и видов насилия. Проповедь преимущества самодержавной формы правления в области социальных отношений, как формы, по внеклассности своей, заключающей в себе начало третейское, а следовательно, враждебной насильственным приёмам и склонной к справедливости. Разъяснение разницы между революционным рабочим движением, исходящим из социалистических начал, и профессиональным, покоящимся на принципах капиталистического строя: первое занято реформою всех классов общества, а второе своими непосредственными интересами. Твёрдое уяснение того положения, что границы самодеятельности оканчиваются там, где начинаются права власти: переход за эту черту был признан недопустимым своеволием, всё должно направляться к власти и через власть.


Внешняя политика: «Большая азиатская программа» Николая II включения Китая в сферу интересов России «безобразовская клика» (Безобразов, Плеве и др. выступали за агрессивную внешнюю политику на Дальнем Востоке «Нам нужна маленькая победоносная война!») Витте, Столыпин выступали за экономическое сотрудничество со странами Азии и Востока (концессия-КВЖД аренда Порт-Артура с 1898 г))





Внешняя политика. Причины русско- японской войны гг.: Русско-японская война гг. 1). Стремительное усиление России на Дальнем Востоке (в 1898 г. была построена КВЖД в Маньчжурии, в сквозная Транссибирская магистраль до Владивостока, на Ляодуньском полуострове Россия построила военно-морские базы. Укрепились позиции России в Корее) обеспокоило Японию, США и Англию. Они стали подталкивать Японию к началу войны против России с целью ограничить ее влияние в регионе; 2). Царское правительство стремилось к войне с, казалось, слабой и далекой страной - нужна была "маленькая победоносная война", - полагал В.К. Плеве и другие; 3). Требовалось укрепление позиции России на международной арене; 4). Стремление правительства России отвлечь народ от революционных настроений. Главным итогом войны стало то, что, вопреки надеждам на то, что "победоносная война" отсрочит революцию, она, по мнению С.Ю. Витте, приблизила ее "на десятки лет".

Правление Николая II (1894 -1917) Политический курс: «Я … буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель» Использование чрезвычайных мер (охранные отделения, жандармерия, армия, военные суды) для наведения порядка и борьбы с революционными организациями

Чрезвычайные меры наведения порядка 1. 2. 3. 4. Политический сыск, внедрение агентов, провокации Рассмотрение политических дел военными судами и вынесение смертных приговоров и длительных сроков заключения В каждой из 97 губерний действовало жандармское отделение Для подавления массовых беспорядков привлекали войска

Самодержавие и дворянство Особо благожелательное отношение к «благородному сословию» , готовность идти навстречу его пожеланиям Выдача льготных кредитов Дворянским банком Назначение на высокие государственные должности Юридическая, политическая, военная защита НО: часть дворян уходила на либеральные позиции, становясь оппозицией царской власти

Самодержавие и буржуазия Бескомпромиссная борьба с притязаниями буржуазии на власть, но помощь и поддержка в экономической сфере С. Ю. Витте, министр финансов России

Крестьянский вопрос 1903 г. царским манифестом было объявлено, что сохранение сословной обособленности крестьян и неприкосновенность общины должны оставаться руководящими принципами при любом пересмотре крестьянского законодательства

Рабочий вопрос Бедственное положение рабочих, низкая зарплата, отсутствие пенсий и медицинского обслуживания Отсутствие у российского пролетариата законных прав защиты своих интересов (права создавать профсоюзы, проводить забастовки и др.) Отсутствие «рабочей аристократии» , способной организовать цивилизованную борьбу Рост революционных настроений среди пролетариата

« «Зубатовщина» 1901 -1903 гг. Попытка создать в Москве подконтрольные полиции общества «взаимного вспомоществования рабочих» , проведение мероприятий для рабочих, помощь в конфликтах с фабрикантами Сергей Васильевич Зубатов Роспуск организаций, отставка Зубатова в связи с активным участием зубатовских рабочих во всероссийских забастовках 1903 г. :

Внешняя политика Основные направления Европейское 1894 г. союз России и Франции («Антанта» – сердечное согласие») для противостояния агрессивному блоку Германии-Австро. Венгрии и Италии (1882) Дальневосточное: Стремление расширить сферу влияния на Китай и Корею, столкновение с интересами Японией

Цели:

  1. Образовательная: Изучить внешнюю политику России накануне Первой мировой войны, выяснить какое место Россия занимала на международной арене.
  2. Развивающая: Развить лидерские качества, логическое, аналитическое, абстрактное мышление, культуру речи учащихся;
    Отработать навыки работы с исторической и контурной картой, с опорным конспектом, умение составлять логичный ответ при помощи сжатой информации (работа с таблицами).
  3. Воспитательная: Содействовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Родине, а так же инициативности, бережного отношения к рабочему времени, чувства коллективизма и ответственности учащихся.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

Методы: проблемный, поисковый.

Формы: индивидуальная работа, работа в микрогруппах, выступления, эвристическая беседа, лекция.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация (приложение №5 ), политическая карта мира начала ХХ века, атлас «История России ХХ века», контурные карты «Русско-японская война 1904 – 1905 гг.», цветные карандаши, опорные конспекты «Русско-японская война 1904 – 1905 гг.», таблица «Внешняя политика ведущих держав в начале ХХ века», мультимедийный учебник «История России с древнейших времен до 1917 г.», доска и мел.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка наличия учащихся и их готовность к занятию.

Преподаватель называет тему урока и дает инструкции учащимся.

Посмотрите на доску, тема нашего урока «Внешняя политика России в начале ХХ века» - это рабочее название темы, запишите ее в тетради, но в конце урока мы еще раз вернемся к ней и попробуем сформулировать точнее, поэтому отступите несколько клеток в тетради от предыдущего конспекта.

II. Постановка цели

Преподаватель ставит цель урока.

Сегодня мы должны выяснить, какое место занимала Россия на международной арене в начале ХХ века.

III. Мотивация

Когда мы изучали внешнюю политику России во второй половине XIX в., мы делали акцент на том, что именно в конце XIX – начале ХХ вв. начинают складываться предпосылки к мировой войне. Поэтому, чтобы понять причины, ход, особенности, результаты и итоги Первой и Второй мировых войн, Великой Отечественной войны, мы должны знать и уметь анализировать события, которые произошли в мире в конце XIX – начале ХХ вв., и какую роль в этих событиях играла наша Родина.

Преподаватель активизирует знания учащихся по пройденным темам.

Давайте вспомним события второй половины XIX в.

Фронтальный опрос.

Посмотрите на карту. Какие направления во внешней политике России мы выделяем? (Во внешней политике России мы традиционно выделяем три направления: Западное, Восточное и Южное.)

IV. Изучение нового материала

Преподаватель начинает формировать схему «Внешняя политика России в начале ХХ в» (приложение №1 ) на доске и просит учащихся записать схему в тетради.

Преподаватель знакомит учащихся с планом урока.

Итак, на этом уроке мы должны изучить три направления внешней политики России в начале ХХ в.

Преподаватель обращает внимание учащихся на экран.

Осенью____ года в кресле, на терассе Ливадийского дворца, умирал император Александр III. Рано утром он сказал Марии Федоровне: «Чувствую конец». За два часа до кончины потребовал к себе наследника и приказал ему тут же, на терассе, подписать манифест к населению империи о восшествии на престол. Тот сказал: «Точно так, папенька», - и скрепил автографом вступительный документ. (Слайд 1, приложение №5 )

Осенью какого года скончался Александр III?

О каком императоре идет речь в данном рассказе?

Вот с какими словами Николай II принял престол: «От Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим, пред престолом Его мы и дадим ответ за судьбы державы Российской…» (Слайд 2 )

Так какое наследство в области внешней политике получил Николай II.

Преподаватель просит учащихся разделиться на 6 микрогрупп, и дает задание и инструкции.

Проработайте таблицу «Внешняя политика ведущих держав в начале ХХ в».

Каждая группа изучает одну державу (приложение №2 ), работает с атласом и готовит выступление на 2 минуты по алгоритму: Страна - союзники – противники – колониальная политика. (Слайд 3 ).

На работу в группах отводится 5 минут.

По истечении времени преподаватель просит представителей от групп выйти к карте с докладом.

После каждого докладчика преподаватель обращает внимание учащихся на доску и продолжает формировать схему «Внешняя политика России в начале ХХ в» (приложение №1 ).

Сформировав в схеме западное направление внешней политики России в начале ХХ в, преподаватель проводит поэтапное закрепление в форме фронтального опроса.

1. В каком году сформировался Тройственный союз?
2. В каком году закончил формироваться блок Антанта?
3. Какой из этих блоков прочнее и сильнее? Почему?

Преподаватель подводит итог западного направления внешней политики России и обращает внимание учащихся на схему (приложение №1 ).

(Слайд 4 )

В Европе сложилось два крупных блока к началу ХХ в. – Тройственный союз и блок Антанта, данные блоки и станут участницами Первой мировой войны. Тройственный союз был наиболее сильным, прочным, устойчивым и агрессивным.

Преподаватель обращает внимание учащихся на восточное направление внешней политики России в начале ХХ в, и просит учащихся посмотреть документальный фильм «Русско-японская война 1904-1905 гг.» (Мультимедийный учебник «История России с древнейших времен до 1917 года»).

После просмотра фильма преподаватель дает задание и инструктирует учащихся.

Пользуясь опорным конспектом (приложение №3 ) и атласом выполните задания в контурных картах (приложение №4 ).

На работу в контурных картах отводится 5 минут.

Через 5 минут преподаватель просит учащихся сдать контурные карты на проверку.

1. Почему началась русско-японская война?
2. Назовите сторонников воюющих стран.
3. Почему Россия проиграла войну?

Преподаватель подводит итог восточного направления внешней политики России и обращает внимание учащихся на схему (приложение №1 ). Преподаватель предлагает в восточном направлении обозначить русско-японскую войну 1904 – 1905 гг. и сделать сноску на опорный конспект.

На Дальнем Востоке Интересы России столкнулись с интересами Японии, и несмотря на революцию и протест общественности Россия вступила в войну, но «маленькой победоносной победы» не произошло и Россия усугубила свое положение, потеряв авторитет на международной арене.

Мы изучили западное и восточное направление внешней политики России в начале ХХ в, и по плану урока приступаем к рассмотрению южного направления. Южное направление внешней политики в конце XIX в было связанно с событиями на Балканском полуострове.

Преподаватель активизирует знания учащихся.

Скажите, какие события произошли на Балканах во второй половине XIX в?
- Назовите итоги этой войны.

Преподаватель подводит итог.

Главной причиной вступления России в войну с Турцией было то, что Россия хотела помочь славянским народам, проживавшим на Балканах. И, победив Турцию в войне, не смогла отстоять свою победу на мировой арене перед ведущими державами.

Преподаватель предлагает учащимся продолжить формировать схему «Внешняя политика России в начале ХХ в» и обозначить в южном направлении Балканский полуостров (приложение №1 ), прослушать и законспектировать лекцию.

В 1908–1909 годах разразился Боснийский кризис. Австро-Венгрия, опираясь на поддержку Германии, используя ослабление Османской империи, вызванное турецкой революцией и поднявшимся освободительным движением на Балканах, в 1908 году аннексировала Боснию и Герцеговину. Россия под нажимом Германии была вынуждена признать это действие австрийского правительства, так как не готова была помешать ему военными средствами.

Аннексия Боснии и Герцеговины вызвала сплочение балканских народов и новый подъем их национально-освободительной борьбы. Болгария провозгласила свою независимость. В 1912 году при посредничестве России Болгария и Сербия заключили оборонительный союз против Австро-Венгрии и наступательный против Турции. К ним присоединилась Греция. В начавшейся войне с Турцией они быстро добились успеха.

В результате Османская империя потеряла фактически всю европейскую часть своей территории, сохранив лишь узкую полоску земли, прилегающую к ее столице Стамбулу. Однако в 1913 году между балканскими государствами Болгарией, Сербией и Грецией разгорелся конфликт из-за территориальных споров. Его подогревали интриги австрийских и германских дипломатов. Россия не смогла предотвратить распад Балканского союза и войну между бывшими союзниками. Мирная конференция в Бухаресте, завершившая Балканскую войну, не только не сняла противоречия, но и усилила их. Особенно острыми они были между Болгарией, которую начала поддерживать Германия, и Сербией, на стороне которой выступала Россия. Балканы стали «пороховым погребом» Европы.

Преподаватель проводит поэтапное закрепление в форме фронтального опроса:

1. В каких годах разразился Боснийский кризис?
2. Какие страны Балканского полуострова вошли в состав оборонительного союза против Австро-Венгрии и наступательный союз против Турции?
3. Когда и почему распался данный союз?
4. Как историки называют Балканский полуостров в первой четверти ХХ в?

Преподаватель обращает внимание учащихся на схему «Внешняя политика России в начале ХХ в» (приложение №1 ) и просит учащихся сделать вывод.

Преподаватель напоминает учащимся о том, что название темы урока было рабочим, и предлагает точнее сформулировать тему урока и записать ее в тетрадь. Учащиеся формулируют тему урока: «Мир накануне Первой мировой войны» и записывают в тетрадь.

V. Подведение итогов урока

Преподаватель выставляет оценки учащимся за работу на уроке. (Слайд 5 )

VI. Домашнее задание

Преподаватель задает домашнее задание:

Сегодня мы изучили мир накануне Первой мировой войны, но упустили из виду вопрос о вооружении стран накануне войны. Самостоятельно изучите каким оружием обладали ведущие державы накануне Первой мировой войны. Самые яркие и интересные доклады будут отмечены положительной оценкой.


в 80-х – начале 90-х гг. XIX в.

Политическая обстановка на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Кризис самодержавной власти и попытки политического лавирования. Верховная распорядительная комиссия под председательством М.Т. Лорис-Меликова. Упразднение III отделения и замена его Министерством полиции.

Александр III и его окружение. Поворот к реакции. К.П. Победоносцев и М.Н. Катков – идеологи и вдохновители политической реакции. «Священная дружина».

Контрреформы 80-х – начала 90-х гг. XIX в. Законодательные акты в сфере народного образования и печати. Крестьянский вопрос: перевод крестьян на обязательный выкуп, законы о регулировании крестьянских семейных разделов и об укреплении общины. Меры поддержки помещичьего хозяйства, учреждение Дворянского поземельного банка и «Положение о найме на сельскохозяйственные работы». Введение института земских начальников и упразднение мирового суда.

Земская и городская контрреформы. Меры по подготовке к судебной контрреформе. Национальная политика самодержавия.

Финансово-экономическая политика. Меры министров финансов А.А. Абазы, Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского по укреплению финансов и подъему экономики.

Итоги внутренней политики самодержавия в 1881-1894 гг.

Россия в конце XIX – начале XX в.

Российское общество на рубеже XIX–XX вв. Территория Российской империи. Административное деление и управление. Численность населения, его этнический и конфессиональный состав. Городское и сельское население. Изменения в социальной структуре общества. Культурный и образовательный уровень населения. Изменение быта. Особенности процесса модернизации в России начала XX в.

Социально-экономическое развитие России. Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Значение иностранного капитала в развитии экономики. Монополистический капитализм в России и его особенности. Появление новых отраслей производства и технологий (нефтепереработка, электротехническая промышленность, химическая промышленность и др.). Русские купцы и промышленники. Рост численности рабочего класса. Сельское хозяйство. Преобладание отсталых методов хозяйствования. Аграрное перенаселение. Основные проблемы социально-экономической модернизации России. Влияние мирового экономического кризиса начала XX в. на экономическую жизнь России.

Внутренняя политика Николая II в 1894–1904 гг. Личность Николая II. Преемственность политического курса. Борьба консервативных и либеральных сил в высших эшелонах власти: С.Ю. Витте и В.К. Плеве. Рост влияния Министерства внутренних дел. Обострение политической ситуации в стране в начале XX в. Зубатовский социализм. Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского.

Национальная политика. Продолжение процесса русификации национальных окраин. Обострение еврейского вопроса, антисемитизм. Национальные движения.

Внешняя политика России в 1894–1914 гг. Основные направления внешней политики России на рубеже XIX–XX вв. Мирные инициативы России. Гаагская конференция (1899). Дальневосточная политика Николая II. Отношения с Китаем и Японией. Русско-японская война: причины, ход, значение. Причины поражения России. Портсмутский мир. Россия и Антанта.

Общественно-политические движения в начале XX в. Нарастание конфронтации между властью и обществом. Радикализация общественного движения.

Организационное оформление политических течений, начало формирования российской многопартийности. Образование партии социалистов-революционеров (ПСР). В.М. Чернов. Формирование большевистского и меньшевистского крыла в РСДРП. В.И. Ленин и Ю.О. Мартов.

Влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию.

Начало первой российской революции. 1905 г. Причины революции. Кровавое воскресенье. Революционные выступления рабочих, крестьян и интеллигенции. «Союз союзов». Роль профессиональных союзов в революционных событиях. Восстание на броненосце «Потемкин». Всероссийский крестьянский союз. Булыгинская дума. Деятельность Советов.

Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября и отношение к нему различных политических сил. Формирование консервативных и либеральных политических партий.

Декабрьское вооруженное восстание.

Политические реформы 1906–1907 гг. «Основные законы» 1906 г. Выборы в I и II Государственную думу. Партии и думские фракции. Деятельность I и II Государственной думы. Взаимоотношения Думы и правительства. Деятельность фракций, законодательные проекты. Особенности российского парламентаризма. Национальные движения. Рабочее и крестьянское движение 1906–1907 гг. и его значение. Крестьянские наказы. Волнения в армии. Назначение П.А. Столыпина на пост премьер-министра. Роспуск II Государственной думы – окончание революции. Результаты первой российской революции.

Социально-экономическое развитие России в 1907–1914 гг. Реформы П.А. Столыпина. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Школьная реформа. Выход крестьян из общины. Переселенческая политика. Разрушение общины. Изменения в жизни крестьян и дворянском быту. Первые результаты реформ и их противоречивость.

Рост внутреннего рынка. Развитие кооперации. Промышленный подъем. Появление новых отраслей промышленности (самолетостроение, автомобилестроение и др.). Развитие транспорта. Рост экспорта сырья и сельскохозяйственной продукции.

Усиление процесса урбанизации и развитие градостроительства. Изменения в облике городов, в составе и численности их населения. Образ жизни и нравы различных слоев городского населения (служащие, лица свободных профессий, промышленники, купцы, рабочие).

Политическая жизнь России в 1907–1914 гг. Влияние изменений в социально-экономической жизни на общественное сознание. Новый избирательный закон. III и IV Государственная дума. Усиление роли либеральных фракций. Октябристы как правительственная партия.

Убийство П.А. Столыпина. Изменение правительственного курса. Спад политической активности масс в первые послереволюционные годы. Идейные поиски в среде социалистов и либералов. «Вехи». Политическое провокаторство: Е.Ф. Азеф и Р.В. Малиновский.

Нарастание революционных настроений в 1912–1914 гг. Ленский расстрел. Ужесточение национальной политики правительства. Ликвидация автономии Финляндии. Противоречия политической модернизации.

Защита «устоев». Николай II, вступивший на престол в 1894 г., пытался следовать реакционному курсу своего отца. Однако, не говоря уже о том, что он не унаследовал от Александра III сильной воли и твердого характера, социально-экономический и политический кризис, поразивший Россию в начале XX в., значительно усложнил проблемы, стоявшие перед царским правительством. Их уже невозможно было решать сугубо реакционными мерами. В результате новый царь поневоле вел двойственную политику: в ряде случаев Николаю II приходилось лавировать, идти на уступки «духу времени».

Стремление молодого царя управлять по отцовским заветам ярче всего проявилось в защите им существующего строя. Смерть Александра III, чье имя стало символом неограниченной, самодержавной власти, пробудила в либеральных кругах робкие надежды на перемены. Эти надежды нашли свое отражение в некоторых приветственных адресах на царское имя, составлявшихся в конце 1894 г. в земских собраниях по случаю бракосочетания Николая II. В них чрезвычайно осторожно, в самых туманных выражениях проводилась мысль о желательности привлечения общественных деятелей к управлению государством. Реакция со стороны Николая II последовала незамедлительно. В январе 1895 г., принимая в Зимнем дворце депутации от дворянства, земств и городов, царь в короткой речи назвал надежды на изменение государственного строя «бессмысленными мечтаниями», заявив, что будет «охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно», как охранял их покойный Александр III.

Определив, таким образом, общий курс своего царствования, Николай II повел решительную борьбу с противниками самодержавия. В этих целях он, прежде всего, использовал механизм чрезвычайного положения, основательно разработанный еще при его отце. В самом начале царствования Александра III, в разгар борьбы с «Народной волей», было издано знаменитое Положение 14 августа 1881 г. о мерах к охранению государственного порядка и общественной безопасности. В соответствии с этим Положением главы местной администрации -- генерал-губернатор, губернаторы и градоначальники -- получили чрезвычайные полномочия. Им предоставлялось право административной ссылки сроком на 5 лет, без суда и следствия, по одному подозрению в политической неблагонадежности. Они могли воспрещать всякие общественные собрания, закрывать любые торговые, промышленные и учебные заведения. Наконец, местные власти могли вмешиваться в деятельность земских и городских общественных органов, увольняя тех служащих, которыми они были почему-либо недовольны.

Этот так называемый режим усиленной охраны вводился поначалу временно, на три года. Однако затем правительство Александра III аккуратно подтверждало его в начале каждого нового трехлетия. Николай II пошел по тому же пути. В результате целый ряд важнейших российских губерний: Петербургская, Московская, Киевская, Харьковская и др.-- находились в подобном режиме непрерывно в течение 24 лет -- вплоть до 1905 г. В 1901 г. при первых признаках надвигавшейся революции Николай II ввел усиленную охрану почти на всей остальной территории России.

Чрезвычайное внимание Николай II уделял совершенствованию политической полиции. Здесь он также в полной мере продолжил традиции предыдущего царствования. Те несколько охранных отделений -- в Москве, Варшаве и Петербурге, которые в качестве эксперимента были учреждены при Александре III, теперь послужили основой для создания целой сети органов политического сыска. В 1902 г. отделения по охране общественного порядка и безопасности -- попросту охранка -- были созданы во всех губернских городах России. Ведущие деятели охранки -- С. В. Зубатов, А. В. Герасимов, П. И. Рачковский и др.-- многого добились в своей сфере деятельности, на высоком профессиональном уровне разработав методы сыска, организовав уникальный по тем временам сбор и учет информации о противниках самодержавия и т. п. Но при этом они не гнушались и откровенно противозаконными действиями -- были бы результаты. Главным средством борьбы с революцией и оппозицией становится провокация: охранка широко внедряла в различные общественные круги и подпольные организации своих тайных агентов, которые, поставляя ценные сведения, в то же время волей-неволей должны были принимать участие в самой разнообразной антиправительственной деятельности -- от издания оппозиционных журналов до организации убийств царских министров.

Благодаря неутомимой деятельности охранки, а также в связи с постоянным ростом общественного недовольства, с полной нагрузкой приходилось работать и царским судам. Количество дел по государственным преступлениям, рассмотренным в 1903 г., возросло по сравнению с 1894 г. в 12 раз. Политические дела, как правило, рассматривались военными судами, хотя это противоречило и духу, и букве Судебных уставов 1864 г., т. е. являлось нарушением законов Российской империи. Зато, отобрав политические дела у суда присяжных, самодержавное правительство могло быть уверенным в том, что его противники будут наказаны с максимальной жестокостью. В отличие от присяжных заседателей, военные судьи, специально подобранные, дисциплинированные офицеры, никогда не позволяли себе «либеральничать» при вынесении приговоров.

Самым обычным явлением при Николае II стало привлечение для борьбы с массовыми беспорядками не только полиции и жандармерии, но и войск -- казаков, драгун, солдат, что несомненно являлось чрезвычайной мерой. Неспособность управлять страной обычными средствами, соблюдая ее законодательство, постоянное использование чрезвычайных мер являлись ярким свидетельством кризиса власти. Тот строй, который так последовательно защищал Николай II, явно отжил свое; сохранять и поддерживать его можно было лишь с помощью административного и полицейского произвола, опираясь на штык и нагайку.

Самодержавие и дворянство. На протяжении веков единственной надежной опорой самодержавной власти служило поместное дворянство. Николай II, так же как и его предшественники, хорошо это понимал. В речах, официальных документах царь постоянно подчеркивал свое особо благожелательное отношение к «благородному сословию», готовность идти навстречу его пожеланиям.

Дело, впрочем, не ограничивалось словами. В период всего своего царствования Николай II решительно противостоял любым попыткам провести конфискацию помещичьих земель. В то же время правительство оказывало постоянную финансовую поддержку поместному дворянству, что ярко проявлялось во все расширявшейся деятельности Дворянского банка: к началу XX в. сумма ссуд, выданных им помещикам на льготных условиях, превысила 1 млрд. рублей. Ту же цель преследовали и другие меры финансового характера: понижение процентов по ссудам помещикам-должникам, устройство дворянских касс взаимопомощи.

Все это приводило к тому, что большая часть поместного дворянства видела в самодержавной власти защитницу и покровительницу и в свою очередь готова было оказывать ей всемерную поддержку. Однако к началу XX в. дворянство уже перестало быть однородным в социальном и политическом отношении. Сравнительно небольшая, но чрезвычайно активная часть помещиков, сумевшая приспособиться к новым условиям, перестроить свое хозяйство на капиталистический лад, все в большей степени воспринимала либеральную идеологию. Эти помещики, игравшие ведущую роль в некоторых земствах, выступали за строгое соблюдение законности, отказ от чрезвычайных мер, расширение прав местного самоуправления и, соответственно, ограничение всевластия бюрократии. Все большую популярность в этой среде приобретали и конституционные идеи. Таким образом, часть поместного дворянства уходила в оппозицию самодержавной власти, сближаясь с либеральной буржуазией.

Самодержавие и буржуазия. С любыми притязаниями этого класса на государственную власть самодержавие боролось бескомпромиссно, в сфере же экономической без труда находило с ним общий язык. Государственные кредиты и налоговые льготы, покровительственная таможенная политика и стремление к захвату новых источников сырья и рынков сбыта -- в этих вопросах правление Николая II вполне отвечало интересам российского буржуа. Министром финансов при Николае долгое время оставался С. Ю. Витте, занявший этот пост еще при его отце. Этот яркий государственный деятель, тесно связанный с торговыми и промышленными кругами, предпринял ряд серьезных мер, способствовавших развитию капиталистических отношений в России. Главной из них явилась денежная реформа: в 1897 г. была введена в обращение золотая валюта, стабилизировавшая курс рубля и обеспечившая устойчивые прибыли предпринимателям. Витте был одним из главных организаторов строительства Транссибирской железной дороги, способствовавшей активизации российской политики на Дальнем Востоке. По его инициативе Россия начала экономическое проникновение в Северный Китай.

Все это приводило к тому, что буржуазия в России долгое время не представляла собой сколько-нибудь серьезной организованной оппозиции самодержавию. Немалую роль в ее сдержанном отношении к царской власти играл и постоянный рост рабочего движения: фабриканты нуждались в полицейской защите, в силе, способной навести порядок. Лишь в годы первой русской революции, когда становилось все яснее, что с помощью чрезвычайных мер Россией управлять уже невозможно, в среде промышленной буржуазии стали проявляться конституционные настроения.

Крестьянский вопрос. С именем С. Ю. Витте связаны и попытки нового подхода правящей бюрократии к крестьянскому вопросу. Голодные годы, становившиеся обычным явлением в России, падение платежеспособности крестьянства, заметный рост крестьянских волнений -- все это заставляло правительство искать выход из создавшегося положения. По мнению Витте и его сторонников, русская деревня нуждалась в крепком, предприимчивом хозяине. Появиться же здесь такой хозяин мог только в том случае, если крестьян сравняют в правах с представителями других слоев, уничтожив их сословную обособленность. И прежде всего необходимо было разрушить общину: позволить крестьянам выходить из нее по собственному желанию, закрепляя за собой свои наделы в частную собственность.

Однако эта точка зрения имела в правящих сферах серьезных противников, группировавшихся вокруг министра внутренних дел В. К. Плеве. По их мнению, подобные преобразования были не только не нужны, но и вредны. Эта группировка как нельзя лучше выражала интересы помещиков старого, крепостнического закала, которым было выгодно косное, полунищее существование российской деревни; в лице же крестьян-собственников эти помещики боялись встретить опасных конкурентов. Плеве и его сторонники предполагали решать крестьянский вопрос традиционными, испытанными методами: сохранить сословную обособленность крестьян, искусственно поддерживая общину, и в то же время всячески усиливать административный и политический надзор за деревней.

После непродолжительной борьбы группировка Плеве одержала победу: в 1903 г. царским манифестом было объявлено, что сохранение сословной обособленности крестьянства и неприкосновенность общины должны оставаться руководящими принципами при любом пересмотре крестьянского законодательства. Подобный подход к делу исключал возможность сколько-нибудь серьезных преобразований и неизбежно вел к росту революционных настроений среди крестьян, составлявших основную массу населения России.

Вопросы и задания

1. Расскажите о наиболее характерных чертах внутренней политики, проводимой Николаем II в конце XIX в. Как вы думаете, почему в ней преобладали репрессивные черты? Возможны ли были в тех условиях иные подходы к решению назревших социально-экономических и политических проблем? 2. Каково было отношение самодержавной власти к различным слоям населения России? Чем оно определялось?