Чем отличается философия от науки. Философия и наука: сходства и различия

Сходства и различия науки и философии всегда привлекали внимание людей. Такие разные, но говорящие об одном и том же. Такие вечные и на первый взгляд привычные вещи, как время, пространство и расстояние, можно рассмотреть совершенно с разных сторон. О том, что сближает философию и науку, поговорим в материале статьи.

Как и где родилась философия

Философия как наука родилась больше двух с половиной тысяч лет назад в таких странах, как Египет, Китай, Индия и Древняя Греция.

Определение философии

Прежде чем искать сходства и различия философии и науки, рассмотрим каждое понятие в отдельности. На греческом "философия" означает любовь к мудрости, и это определение как нельзя лучше вмещает в себя всю суть понятия.

Кто был первым?

В любой науке есть первооткрыватели, и философия не стала исключением. Первым человеком, причислившим себя к философам, был Пифагор. А в отдельную дисциплину ее ввел Платон.

Наука - это...

Несмотря на сходства и различия философии и науки, само определение того, чем является научная деятельность, сформировано на основе философского знания, которое гласит, что наука - одна из форм духовной деятельности человека, направленная на понимание законов мироздания, природы и общества. Никаких открытий не было бы совершено, если бы у человечества не возникали философские вопросы и желание найти на них ответы.

Кроме того, термин "наука" несет в себе несколько смыслов:

  1. Сообщество ученых и вся совокупность университетов и научных учреждений.
  2. Совокупность достоверных знаний о человеке и обществе в целом.
  3. Наука как процесс получения сведений и знаний.

Характеристики науки

Наука обладает своим набором характеристик, среди которых:

  • изучение конкретного предмета реальности;
  • получение достоверных знаний или конкретного результата;
  • оперирование локальными понятиями;
  • эмпирические и теоретические знания;
  • реализация ценностей.

Основные характеристики философии как научной дисциплины

Философия обладает следующими признаками:

  • учит мыслить общими категориями;
  • формирует ценности, важные для каждого человека в отдельности;
  • признает наличие общей реальности, единой для всех. Объединяет людей в одну большую семью, без государств, национальностей и территорий, имея в виду прежде всего духовную сущность, а не физический облик;
  • целью философии является сформированное мировоззрение.

Религия и философия

Разберемся теперь, в чем разница между такими близкими на первый взгляд понятиями, как "религия" и "философия".

Понятие философии гораздо шире, чем религия. Религия - это уверенность в существовании бога как творца мира, глубокое уважение к нему и соблюдение определенных канонов, прописанных в священных книгах ("Библия", "Коран"). Гегель ставил религию очень близко к философии и искусству.

Вера и религиозное сознание берут верх над разумом и логическим мышлением. Для религии характерно отсутствие какой-либо гибкости мышления, догматизм и консерватизм в суждениях. На сегодняшний день официальными являются три мировые религии - буддизм, христианство (сюда относят католиков, протестантов и православных) и ислам. Древнейшей из всех религий считается буддизм.

Философия и наука

В чем выражается соотношение философии и науки друг с другом? Это две совершенно разных формы познания мира, самостоятельные, но дополняющие друг друга. Соотношение философии и науки выражается не только в поиске сходств и различий. Одно не может существовать без другого.

Так, философия - это утверждения, с которыми согласен отдельный человек, совокупность его общих взглядов на мир. Наука помогает совершенствовать философию через новые открытия и дополняет ее фактами для обоснования той или иной теории. История развития науки знает немало примеров этого факта. Так, например, раньше считали, что Земля плоская, а в результате сделанных наукой открытий удалось установить, что наша планета имеет форму шара. Это открытие опровергло одно философское мировоззрение на устройство мира и породило новые варианты. То же самое относится к природным явлениям, когда наводнение, землетрясение или гроза воспринимались исключительно как гнев богов. Со временем наука научилась не только предугадывать погодные условия, но и во многом контролировать их.

История развития науки была бы неполной без философии. Она выполняет следующие функции:

  • формирует новые предметные области для открытий в науке;
  • формирует и объясняет представления и принципы, устраняет возникающие противоречия;
  • приводит к осмыслению полученного результата;
  • систематизирует полученные научные знания, помогая дисциплинам определять свое место в познании картины мира в целом, устанавливает контакты и взаимодействие не только с науками, но и людьми.

Взаимосвязь философии с науками

Связь философии и гуманитарных наук гораздо крепче, чем можно подумать на первый взгляд, и характеризуется тем, что из нее вышло несколько научных дисциплин, среди которых:

  • логика - наука, изучающая правильное мышление;
  • аксиология - наука, которая изучает ценности;
  • этика - учение о манерах поведения;
  • эстетика - наука о прекрасном;
  • антропология - дисциплина о человеке;
  • гносеология - изучает теорию познания ;
  • онтология - изучает бытие.

Научное определение времени

Время в науке и философии воспринимается по-разному. Начиная с древности, все великие умы задавались тем, что оно из себя представляет.

Наука выдвигает несколько определений понятия времени, основываясь на его характеристиках:

  • Время - это величина, значения которой зависят от единиц измерения.
  • С помощью временных отрезков люди устанавливают интервалы между событиями, которые произошли в жизни.
  • Время - параметр, описывающий взаимосвязь нескольких процессов между собой.
  • Шкала измерения времени может быть равномерной и неравномерной.
  • Время всегда направляется в сторону будущего.

Единицы времени в науке

  1. Единое на всю планету - система Гринвич.
  2. Поясное - включает 24 часа.
  3. Истинное время, измеряемое солнечными часами, установленными в разных точках Земли.
  4. Солнечное - усредненное на определенной территории.
  5. Звездное - его используют в астрономии.
  6. Летнее - часы переводят для экономии ресурсов энергии.

Человек разделяет время на интервалы для описания конкретных событий своей жизни, но это деление относительно. Настоящее - это временной момент, который сразу же становится прошлым.

Физика по-своему определила время, и это определение стало фундаментальным при создании часов: время - это обратимая величина движения объектов, которая измеряется последовательностью событий.

Некоторые концепции времени

  • Классическая физика утверждает, что время является непрерывной величиной с точки зрения квантовой теории. Она первостепенная и неопределяемая. Время является обязательным параметром для протекания любых процессов. Оно одинаково для всего, что происходит в мире, в любой точке планеты. Несмотря на ускорение или замедление некоторых физических процессов, время течет равномерно, и ничто не может повлиять на его ход.
  • Квантовая механика также признает необратимость хода времени, но утверждает, что оно течет неравномерно. Согласно ей, измерение даст информацию о том, в каком состоянии объект находился в прошлом, но в будущем появится другое, новое состояние.
  • Эйнштейн выдвигал свою теорию, которая популярна и сегодня. Наибольший интерес представляет тот факт, что время и пространство не являются самостоятельными. Так вблизи, массивных объектов пространство способно искажаться, а время - замедлять ход.

Таблица «Философия и наука»

Философия опирается в основном на внутренние ощущения человека, его чувства и переживания. Наука признает конкретику и расчет. Сходства и различия науки и философии представлены в таблице.

Сходства

Философия

И философия, и наука ищут ответы на поставленные вопросы, призваны решать проблемы

Ищет ответы на вопросы о смысле жизни, собственном пути, разделении на духовное и материальное.

Наука призвана решать вопросы, возникающие в обществе в настоящее время.

Критическое осмысление прошлого, поиск новых решений, ведение мысленного диалога с предшественниками.

Ученые не зацикливаются на открытиях прошлого.

Философия использует в основном абстрактные понятия.

Наука призвана решать проблемы путем лабораторных исследований, опыта, наблюдения.

В философии могут вместе существовать несколько противоречивых подходов.

Наука отвергает сосуществование нескольких взаимоисключающих подходов.

Знание в философии многослойно.

Понятия науки точны и конкретны.

Философия призвана найти истину как способ согласовать мысли и существование человека. Ценности утверждает как форму согласования человеческого бытия с его мыслями.

Абстрагируется от оценок и суждений, не делит на черное, белое, хорошее и плохое. Отвечает на конкретные вопросы: каким образом, для чего, почему и так далее.

Философия сегодня

Какие вопросы философия решает на сегодняшний день? В связи с развитием человека как личности, некоторые вопросы, которые были важны, скажем около 100 лет назад, на сегодняшний день ушли сами собой. Центральные вопросы философии сегодня:

  1. Является ли человек творцом своей жизни на самом глубоком уровне. Это не просто принятие решений, как было раньше, а вопрос формирования всех событий внутри индивидуального мира каждого человека.
  2. Взаимосвязь людей между собой как единого организма, даже тех, кто не подозревает о существовании друг друга. С этой точки зрения каждый человек воспринимается как клетка человеческого тела - нашей планеты. Каждая клетка выполняет свою работу, но она одновременно является маленькой частью большого целого организма.
  3. Есть ли существование разумной Вселенной или Бога-творца, и в каком направлении идет развитие.
  4. Вечные вопросы добра и зла. Некоторые философские произведения (такие как роман Булгакова "Мастер и Маргарита") затрагивают тему более глубоко, чем это принято в сказках и мифах. Герой произведения Иешуа перед своим распятьем утверждает, что не существует людей, которые были бы злы, потому что каждый выполняет свою задачу в этом мире.
  5. Поиск истины и личного пути каждого человека. Сегодня философия призывает человека не идти на поводу у маркетологов, психологов, магов и колдунов. Духовные лидеры, такие как Ошо, призывают человека доверять своей собственной жизни и всем происходящим в ней процессам, найти в себе мир. Современная философия говорит о том, что все ответы, которые человек пытается найти, все чувства, которые он хочет найти в других людях есть в нем самом. А его задача - раскрыть в себе источник силы и мудрости, который позволит быть счастливым, не привязываясь к людям, вещам, странам и обстоятельствам.
  6. Некоторые темы в философии и науке пересекаются, не смотря на различность методов: и философы и ученые пытаются сегодня разгадать тайну мозга и его взаимосвязь с организмом. Такая наука, как психосоматика, утверждает, что медицина сможет продвинуться далеко вперед, если вместо того, чтобы бороться с болезнью с помощью антибиотиков, вакцин и уколов, найдет первопричину ее возникновения внутри человеческого сознания. Известно, что острое нежелание человека жить приводит к таким заболеваниям как СПИД. Проблемы со спиной объясняют неуверенность человека в себе, собственной привлекательности и состоятельности.

Философия в культуре

Несмотря на все различия и сходства философии и науки, ей отведена особая роль в обществе. Культурная функция философии состоит в том, что, распространяясь в виде определенного знания, она создает условия для лучшего понимания окружающего мира, помогает сформировать новые представления, объединяя не только общество отдельного региона, но и нескольких стран между собой.

Эзотерика - наука будущего

Эзотерика - наука, изучающая сверхъестественные явления, которые человек пока не в силах объяснить ни с точки зрения философии, ни с точки зрения официальной науки. Сюда можно отнести вещие сны, разговоры с умершими родственниками, ощущение дежавю и много других необъяснимых, но интересных для человечества явлений.

Эйнштейн утверждал, что изучение физики помогло ему понять и поверить в существование Бога. Это утверждение доказывает, что философия и другие науки тесно связаны между собой. Также знаменитый ученый считал, что человек может получить любую реальность, которую он захочет, настроившись на определенную частоту. Поскольку все в мире состоит из энергии, человеку достаточно просто начать излучать в пространство те ощущения, мысли и эмоции, которые он хочет получить.

Никола Тесла, выдающийся физик, утверждал, что высшая точка развития человеческого сознания является в воплощении той реальности, которую человек может вообразить мысленно.

Надеемся, что представленный материал помог более четко проследить, как взаимодействуют между собой философия и другие науки, а также помог расширить горизонты восприятия привычных на первый взгляд вещей.

Вот уже несколько столетий ведётся спор о том, что же такое философия и чем она отличается от науки. Кто-то данные понятия отождествляет, кто-то – противопоставляет, а кто-то выделяет общие и частные черты. Едва ли ответить на такой фундаментальный вопрос можно в одной статье, однако дать общее представление о проблеме – вполне.

Философия – это мировоззрение, научная дисциплина, а также способ познания окружающей реальности. Деятельность направлена на изучение происхождения человека, мира и универсума, соотношение человеческого и божественного. Философия представлена сотнями школ, которые по-разному отвечают на извечные вопросы. Ключевые проблемы этой дисциплины едва ли могут быть разрешены однозначно: что есть бог, что такое истина, что есть смерть.

Наука – это область деятельности человека, которая ставит главной своей задачей выработку новых знаний, их практическое применение, систематизацию, развитие. Как правило, такая работа направлена на решение прикладных вопросов. Появившись в глубокой древности, наука выработала собственные методы изучения реальности. Современная наука – это слаженный механизм, который не только работает для повышения качества человеческой жизни, сохранения природы, но и успешно вклинивается в рыночные отношения.

Как наука, так и философия выражают знания в теоретической форме, абстрагируясь от частностей. Они направлены на поиск ответов, однако вопросы всегда разные. Науку интересует то, что лежит на поверхности: как победить рак, как увеличить мощность двигателя, как повысить урожайность. Философия занимается вопросами, ответить на которые однозначно невозможно: что первично – бог или человек, в чем смысл жизни, как стоит относиться к смерти.

Наука даёт конкретный результат, в отсутствие которого в её целесообразности можно усомниться. Единственное, что может дать философия – это пища для ума, размышления, теоретические построения, проверить которые на практике невозможно. Так, в своё время наука изобрела паровой двигатель, а через относительно непродолжительное время – атомный реактор. Философия стояла у истоков современной государственности (идеальное государство Платона), а сегодня активно продвигает идеи космополитизма (мир без границ и стран).

Главная цель науки заключается в том, чтобы познать окружающий мир, войти с ним во взаимодействие. Философия, напротив, позволяет найти место человека в этой реальности. Отдельные школы вычленяют человека из вселенной, другие – рассматривают его как неотъемлемую часть происходящего. Считается, что философия и наука зародились одновременно. Но более глубокий анализ демонстрирует, что наука несколько старше, пока не доказано обратное.

Философия - это совокупность самых общих (читай примитивных) идей, принимаемых без доказательств и излагаемых в наиболее непонятной для непосвящённых в эти болота концепций, менталитета и парадигм людей форме. Философий на самом деле очень много - сколько людей столько и "философий", в принципе, может быть.
Если человек не способен ставить и решать конкретные практические задачи, но у него завышенное самомнение, то он стремиться заделаться "философом"...
Чем изощрённее псевдологические выкрутасы на ровном месте (схоластика) и не понятнее термины (экзистенциализм), тем якобы "глубже" выглядит философия в конкретной тусовке "философов".
Философия кончилась, когда "философы" перестали изучать и понимать физику, химию и биологию с базисной математикой. Философия стала видом искусства и самовыражения психически специфических личностей.
Кто поступал на "философские факультеты" в СССР и с какой целью? Знают все. Для тех, кто не знает, скажу: дети чиновников и политработников, которые не способны были в школе изучить законы физики, химии и биологию.
В СССР считалось, что после окончания такого факультета, где изучалась только марксистско-ленинская "философия" (диалектический материализм с элементами матерного диалекта), у человека прямая дорога во власть.
Думаю и за границей было почти то же в 20 веке. У них свои заморочки тупизма. Самые неспособные к практическому логическому мышлению и имеющие плохую память люди шли на философский факультет. Изучали историю философии. Всё ни о чём...
Конечно бывали исключения. Пара, тройка вполне адекватных ребят и девчат реально созидали концепты. Но они быстро отуплялись окружающей средой. Марксизм-ленинизм не терпел инакомыслия. Как и любые другие философские школы. Философии вышли из религии. А там терпимость к инакомыслию не терпима!
Вы встречали женщину - философа. Я не встречал. Этого не было ни в какие времена и ни в каких странах. Кроме СССР, Кубы и Северной Кореи. Но такие "философини" были только по формальным признакам. Женщина философ - это всё равно, что попугай - орёл... При всём моём глубочайшем уважении к женщинам. Но природа так устроена, что гвозди следует забивать молотком, а борщ варить не из топора.
Женщины умнее и эффективнее мужчин во многом, что им дано от природы. Но не в абстрактных сферах мышления. Женщины конкретны и прагматичны. Практичны и результативны. И это очень хорошо. Что бы мы без женщин делали. Но ведь каждому своё! Не так ли? В самом широком и полном смысле этих слов.
Философ оставляет после себя новые идеи, концепты. Совокупность мыслей составляющих законченное новое учение или новый взгляд, подход о бытие природы и человека.
Женщины, не обижайтесь, ради Бога, вам это не дано. Это не я придумал. Это факт жизни. Мы вас любим не за философию...
Можете посмотреть на историю философии. Много там женщин? Но без женщин не было бы и настоящей философии. Они всегда являлись самыми эффективными распространителями философских идей. Ну это уже отдельная тема.
Ну вот, начал про философию, а кончил, как всегда, женщинами...
"О "чистой" философии".
"Философами не становятся, а рождаются"

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

    Светская философия и наука являются рациональным способом постижения мира и его явлений.

    Философия и наука работают на уровне сущности, то есть, философия выявляет всеобщие, универсальные основания существования мира и его явлений, а наука открывает общие и специфические законы явлений и процессов действительности.

    1. Платон об отличии философии от науки.

Платон в шестой книге сочинения «Государство» устами Сократа рассказывает о различных способах постижения душой умопостигаемого мира (мира идей). «Один раздел умопостигаемого душа вынуждена искать на основании предпосылок, пользуясь образами… и устремляясь… не к началу, а к завершению. … другой раздел, душа отыскивает, восходя от предпосылки к началу такой предпосылки, не имеющему образов, какие были в первом случае, но при помощи самих идей пролагает она сама себе путь».

Здесь Платон вводит методически строгое различие между философией и наукой. Оно касается их различного отношения к своим основаниям и направленности знания.

Наука и философия имеют свои предпосылки, основания (принципы, постулаты, аксиомы, основоположения). Наука считает свои основания интуитивно ясными, истинными и не пытается их обосновать; на их основе она строит теоретическое представление об объекте. Философия же, не считает свои предпосылки истинными и пытается в первую очередь найти основания этих предпосылок. Например, тезис «Объективный мир существует» является фундаментальным онтологическим основоположением и в физике и в философии. Физика не ставит под сомнение этот тезис, а, исходя из него, изучает материальный мир. В философии любое онтологическое исследование начинается именно с прояснения вопроса об объективном существовании мира. И только прояснив этот вопрос, философ строит онтологическую картину мира. Причем, далеко не все философы утвердительно отвечают на этот вопрос.

    1. Отличия философии от науки.

    Наука конечным количеством шагов дает окончательные ответы на конкретные вопросы, имеющие общепризнанное значение. Философия не является собранием готовых истин. Ее проблемы не имеют однозначного решения. Предлагая свой вариант решения каких-то проблем, философия всегда оставляет место для новых решений и подходов. Поэтому, в философии никогда не было единомыслия, она лишь создает предпосылки для самостоятельного поиска ответов на вечные вопросы бытия.

    Философию, в отличие от науки интересуют первоначала, основания. Физик, изучает материальный мир, вещи, но никогда не задаётся вопросом: «Что есть материя сама по себе?». Математик оперирует числами, но никогда не задаётся вопросом: «Что есть число само по себе?» Философию интересуют именно эти вопросы: Что есть материя сама по себе? Что есть число само по себе? и т.д.

    Наука изучает реальный действительный мир таким, каков он есть. Философия осмысливает мир через призму Должного , то есть она размышляет о том, что является предельными основаниями мира, позволяющими ему быть или благодаря которым он может погибнуть.

    Философия в своей сущности является рефлексией, то есть она является деятельностью, связанной с сознанием, которое стремится к определению собственных границ и их преодолению. Это стремление требует напряженной рефлексии, размышления, направленного на собственное сознание. То есть, философия есть особая форма индивидуального и общественного сознания, характеризующаяся прогрессирующей рефлексией и максимальным использованием способностей человека. Тогда как в науке и в религии рефлексия не обязательна, то есть, учёному не обязательно изучать процесс познания. Но все-таки, практика показывает, что философствующий учёный может добиться больших результатов. (Например, Альберт Эйнштейн).

    Философия и наука отличаются объектами (предметами) исследования. Если объектом науки является реальный мир вещей (мир сущего), то предметом философии является мир трансцендентный (существующий за границами мира сущего), мир бытия, мир предельных оснований существования человека, общества и природы.

Выявление сущности философии как части духовной культуры общества необходимо начать с этимологии слова. Как известно, слово “философия” происходит от 2 греческих слов “фило” - любовь, “софия” - мудрость, таким образом, оно означает “любомудрие”, “любовь к мудрости”.

Задание слушателям: Что такое философия? Наука ли философия?

На эту проблему существует две точки зрения:

1. Философия - это наука. К. Маркс: “Философия - наука о наиболее общих законах развития мира, т.е. природы, общества и человека”. И эта философия действительно представляла себя как науку, она претендовала на окончательное и строгое научное объяснение всего, что мире существует и происходит.

Этой позиции придерживаются и некоторые современные философы; с их точки зрения философия - это система доказательств, она занимается познанием мира.

2. Философия - не наука, так как предметом философии не может быть мир, философия - способ самопознания человека; не мир, а отношение к нему - предмет философии, и, следовательно, это не наука.

Этот спор существовал со времен античности.

1-ю точку зрения развивала милетская школа, Демокрит, Платон, Аристотель, затем Бэкон, Дидро, Гельвеций, Гегель, Маркс и др.

2-ю точку зрения развивала сократовская школа: Сократ, стоики, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, экзистенциалисты, Бердяев (см. “Философия творчества”)

Кто же прав? Правы и те, и другие.

Чем отличается философия от науки?

1.Философия - самопознание, рефлексия (а рефлексия - это и есть самопознание; сознание, направленное на самого себя). А так как мир человека- это и есть мир культуры, то философию можно определить как рефлексию культуры на самую себя или как облеченную в теоретическую форму рефлексию культуры. (К. Маркс: “Философия - живая душа культуры”.)

2. Философия может опираться на данные науки, обобщать и в той или иной мере использовать их, поэтому важным элементом философии является знание. Но в ней есть всегда то, что не может быть включено в науку. Она исследует отношение человека к миру, выраженное в ценностях; изучает знание человека о мире, включенное в систему личностных смыслов. А этот личностный смысл всегда неповторим, уникален.

3. Философия близка искусству (см. Н.А. Бердяев)

Общее в них:

1). Личностный характер восприятия мира (чего нет в науке);

2). Характер преемственности (каждое произведение уникально, нет более истинных или более ложных; в науке одно знание исключает другое или включает в себя);

3). Критическое отношение к миру. Искусство достигает вершин, когда возмущается миром, а не восхищается им.

Различие - в способах освоения действительности: философия - понятийно-категориальный способ освоения мира; искусство - образный.

Философия близка религии.

1). Характер проблематики (мировоззренческий, смысложизненный);

2). Включает в себя не только знание, но и веру.

4. Истина науки познается рассудком - через рациональное, логическое мышление. Истина философии познается разумом, который включает в себя рациональное и внерациональное, логическое и внелогическое, общее и индивидуальное. Философия стремится познать истину в ее человеческом, культурном измерении. В ней представлено 2 измерения:

а) логическое, рассудочное, рациональное, требующее доказательства и четкого соотнесения слова и дела:

б) духовно-нравственное, собственно-человеческое.

5. Философское знание не имеет прикладного характера, цели философии нельзя свести к служебным целям. Философия формирует тип сознания, мировоззрения; ее проблемы носят общечеловеческий, вечный характер. Философия всегда была жизнеучением, духовной руководящей силой.

Философия стремится подняться над природной зависимостью, размышлять о смысле бытия.

Полифункциональный характер философии проявляется в многообразии связей философии с жизнью, наукой, социальной практикой.

По отношению к науке она выполняет методологическую функцию как теория и метод познания. (Теория- сумма и система знаний о предмете; метод- способ их применения для получения новых)

По отношению к искусству, морали философия выполняет аксиологическую функцию и культурно- воспитательную.

По отношению к социальной практике - ориентировочную.

2. Философия образования: сущность и задачи.

Философия с самого начала своего возникновения стремилась не только осмыслить существующие системы образования, но и сформулировать новые ценности и идеалы образования. В этой связи необходимо вспомнить имена Платона, Аристотеля, Ж.Ж. Руссо, которым человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования. Немецкая философия XIX в. в лице И. Канта, Ф. Шлейермахера, Гегеля, Гумбольдта выдвинула идею гуманистического образования личности, предложила пути реформирования системы школьного и университетского образования. В XX в. крупнейшие философы не только размышляли о проблемах образования, но и пытались создать проекты новых образовательных институтов.

Однако, хотя проблемы образования всегда занимали важное место в философских концепциях, выделение философии образования в качестве особого исследовательского направления началось лишь в XX в.- в начале 40-х гг. в Колумбийском университете (США) создается общество, целью которого было исследование философских проблем образования, создание учебных программ по философии образования в колледжах и университетах, кадров по этой специальности; философская экспертиза образовательных программ. Философия образования занимает сейчас важное место в преподавании философии во всех западноевропейских странах.

В России издавна существовали значительные философские традиции в анализе проблем образования, однако до последнего времени философия образования не была ни особой исследовательской областью, ни специальностью. В наши дни положение дел стало меняться. Создан Проблемный научный совет при Президиуме РАО, начал работать семинар по философии образования в Институте педагогических инноваций РАО, выпущены первые монографии и учебные пособия.

Однако среди представителей различных философских направлений до сих пор нет единой точки зрения на содержание и задачи философии образования.

· Караковский В.А., дир. шк. № 825 г. Москвы определяет философию образования как ветвь современной философии;

· Краевский Г.Н., акад. РАО, определяет философию образования как эклектическую область приложения определенных философских знаний, проблем и категорий к педагогической действительности. (= педагогическая философия, прикладная философия)

Философия образования, исходя из вышеприведенных рассуждений, можно определить как философскую рефлексию на проблемы образования.

С чем связан всплеск философской проблематики в образовании?

Прежде всего, с тенденциями развития современного образования в стране и мире. Какие это тенденции?

1. Мировая тенденция к смене основной парадигмы образования; кризис классической модели и системы образования, разработка педагогических фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарной науке; создание экспериментальных и альтернативных школ;

2. движение отечественной школы и образования в направлении интеграции в мировую культуру: демократизация школы, создание системы непрерывного образования, гуманизация, гуманитаризация, компьютеризация образования, свободный выбор программ обучения и образования, создание на основе самостоятельности школ и вузов школьного сообщества;

3. идейно- мировоззренческий и ценностный вакуум в системе образования, возникший в связи с распадом тоталитарно-идеологического управления этой системой и связанная с этим явлением - неясность, неопределенность целей обучения и воспитания.

Эти тенденции развития современного образования и определяют основные задачи философии образования:

1. осмысление кризиса образования, кризиса его традиционных форм, исчерпанности основной педагогической парадигмы; осмысление путей и способов разрешения данного кризиса.

Философия образования обсуждает предельные основания образования и педагогики:

  • место и смысл образования в культуре,
  • понимание человека и идеала образованности,
  • смысл и особенности педагогической деятельности.

2. Осмысление нового и альтернативного педагогического опыта, обсуждение образов новой школы; обоснование государственной и региональной политики в области образования, формулирование целей образования, концептуальное проектирование образовательных систем, прогнозирование образования (поисковое и нормативное);

3. выявление исходных культурных ценностей и основополагающих мировоззренческих установок образования и воспитания, соответствующих тем требованиям, которые объективно выдвигаются перед личностью в условиях современного общества.

Таким образом, стимулами развития философии образования являются конкретные проблемы педагогики и психологии, программные и проектные разработки в системе образования.