Самые известные сюрреалисты. Семь аспектов сюрреализма

Направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.


Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаютсяЛуис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч. в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана.

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность - совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусствомыслилось ими основным инструментом освобождения.

Название авангардного направления в искусстве и литературе первой половины ХХ века сюрреализм происходит от французского слова «surréalisme», означающего буквально сверх или над реализм. Появился он в 20-х годах прошлого века во Франции, его основоположником считается французский писатель и поэт Андре Бретон, впервые термин «сюрреализм» появился с легкой руки писателя и искусствоведа Гийома Аполлинера в его манифесте «Новый дух». Изначально данное направление появилось в литературе, позже оно охватило и живопись, и скульптуру и другие формы искусства. Целью последователей идей сюрреализма было создание абсолютно новых наборов образов путем полного освобождения глубинных сил своего подсознания.

Сюрреализм в живописи

Большое влияние на развитие стиля оказали работы знаменитого австрийского врача-психиатора Зигмунда Фрейда, для создания своих специфических шедевров сюрреалисты использовали сны и галлюцинации.

(Картина Яцека Йерка, художника-иллюстратора )

Для получения новых фантазийных изображений художники-сюрреалисты использовали такие инновационные способы и методики как:

  • Текстурирование . Лист бумаги помещается на неровную поверхность (дерево или камень) и обрабатывается мелом или карандашом до получения текстуры подложенного материала;
  • Декалькомания . Краска наносится на два листа бумаги, поверхность которых художник трет друг об друга, таки образом получая фантастические образы и узоры;
  • Соскабливание . Окрашенное полотно помещается на текстурную поверхность и обрабатывается методом соскабливания, часть краски удаляется, а поверхность с оставшейся краской приобретает фактурный, оригинальный вид;
  • Фьюмаж . Под лист бумаги помещаю горящую свечу, и двигают ею в различных направлениях, образуется фантазийный узор за счет следов сажи;
  • Капельный метод . Капли краски попадают на раскачивающуюся поверхность листа:
  • Метод коллажа . Создание графических и живописных картин посредством сбора сюжета вырезок из журналов, газет и разнообразных фотографий. Цельная композиция создается путем расположения картинок и вырезок в задуманном автором порядке;
  • Чертеж . Линии выполняются пером или кистью хаотично, без соблюдения правил и определенного плана;
  • Ready-made . В качестве своего произведения определенный объект или предмет, созданный не им самим и не имеющий никакой художественной ценности («Колесо от велосипеда», «Фонтан», «Сушилка для бутылок» Марселя Дюшана).

(Сказочный сюрриализм Яцека Йерка )

Очень часто картины художников-сюрреалистов характеризуют как абсурдные, полностью лишенные всякой логики и полные противоречий произведения, которые все-таки совершили революцию во взаимоотношениях человеческого разума с окружающей нас действительностью. Сюрреалисты считали, что только искусство способно сделать разум человека абсолютно свободным.

Известные художники-сюрреалисты

Предшественником и идейным основателем сюрреализма в живописи исследователи считают творчество нидерландского художника Иеронима Босха (XVI век), загадочные картины которого показали интерес творческой личности к фантазиям, нереальным изображениям и деформированной реальности («Аллегория чревоугодия и любострастия», «Извлечение камней глупости», триптих «Страшный суд).

(Сальвадор Дали "Постоянство времени" )

Самый известный художник-сюрреалист испанец Сальвадор Дали (1904-1989) считал себя последователем Босха. Его работы, основанные на теории Фрейда о человеческом подсознании, служили формальным и визуальным языком для передачи его снов, фантазий и галлюцинаций окружающим людям. Его творчество характеризуется использованием параноидально-критического метода познания (состояние, которое позволяю создавать иллюзии при полном сохранении собственного здравомыслия). Его знаменитые картины - «Постоянство времени», «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения», «Предчувствие гражданской войны», «Лебеди, отраженные в слонах» и т.д.

(Макс Эрнст "Луара" )

Немецким идеологом стиля сюрреализм считается художник, график и скульптор Макс Эрнст. Это признанный мастер коллажа и фроттажа, в работах которого сосредоточено большое внимание на творчестве людей с нарушенной психикой. Его работы: «Плеяды или Приближение половой зрелости», «Целебес», «Сомнительная женщина», «Царь Эдип», «Кастор и Полукас», «Око безмолвия».

(Фрида Кало "Две Фриды" )

Известная художница, работавшая в стиле сюрреализма Фрида Кало (Мексика), её работы имеют особую смысловую наполненность, эмоциональность и яркость. Её произведения отличает большое количество автопортретов: «Маленькая лань», «Две Фриды», «Сломанная колонна», «корни», «Что дала мне вода».

(Ив Танги "Я увидел три города" )

Французский сюрреалист Ив Танги, сменивший огромное количество разных профессий, некоторое время был моряком, что объясняет присутствие в его картинах темы моря, подводных обитателей. Его работы характеризуются некоторой мрачностью, романтизмом, использованием мягких, плавных линий, изображение облаков, морской волны, клубов дыма: «Завтра», «Ветер», «Рука в облаках», «Превращение», «Шторм».

В Бельгии способствовал развитию сюрреалистического направления в живописи художник Поль Дельво, центральной тематикой его картин было обнаженное женское тело, часто изображал скелетов, наиболее известные полотна: «Спящая Венера», «Деревня русалок», «Зеркало», «Леда», «Пигмалион». Также известный бельгийский художник сюрреалист Рене Магритт, его произведения «Дитя человеческое», «Влюбленные», «Фальшивое зеркало».

Русский сюрреализм

(Александр Тышлер "Директор погоды" )

Сюрреализм как отдельное художественное направление на территории России не получил развития, так как во времена СССР даже самые безобидные фантазии и малейшие отклонения от строгого идеологического курса коммунистической партии признавались «чуждыми элементами» и происками загнивающего буржуазного Запада. Тем не менее, в некоторых произведениях художников можно найти некоторые предпосылки для их сюрреалистического восприятия. Например, в картине советского художника Александра Тышлера (1898-1980) «Директор погоды» исследователи видят фантастические образы и пространственное ощущение подобное сюрреалистическим приемам на картинах Сальвадора Дали, полотно Гончарова «Смерть Давида» (1926) выполнено в лучших традициях картин Макса Эрнста, картины художника Климента Редько, связанные с тематикой электроорганизмов, ассоциируются с «машинами желаний» Эрнста и Дюшана.

Наиболее тесно с таким направлением в живописи как сюрреализм была связана группа последователей и учеников Казимира Малевича под названием УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Исследователи отмечают, что все позднее творчество Малевича (на примере картины «Три девушки») можно смело отнести к сюрреалистическому направлению.


Сюрреализм современных художников

Каждое сюрреалистическое полотно несет в себе эффект неожиданности, свойственную только ему тайну, свою необыкновенную жизнь, а также вереницу загадок и философских головоломок, помогающих стимулировать сознание, и развивать воображение. А тот, кто пишет в стиле сюрреализма является не просто художником, он – философ разума.

На рубеже ХХ-ХХI столетия последователи великих сюрреалистов по-прежнему волнуют зрителя своими необыкновенными иллюзорными работами, как и много лет назад их волновали сюрреалистические работы Сальвадора Дали, Макса Эрнст, Миро, Фриды Кало, Марка Паркеса, Рене Магрита.

Постоянство памяти. (1934).

Сюрреализм – от французского surréalisme, буквально «сверх-реализм», «над-реализм» - это уникальная живопись из глубокого подсознания художника, и стиль, в котором живет своя философия, подчиненная неоднозначным ассоциациям и воображениям, возникающим в мозгу человека.

Энергетика сюрреализма зарождается в подсознании мастера и может проявляться во сне, во время гипнотического состояния, в бреду и галлюцинациях. Некоторые художники- сюрреалисты создавали свои творения в состоянии алкогольного опьянения или же под воздействием наркотиков. Но многие осознанно входят в такое состояние, чтобы освободить свой разум от реальности.

Влюбленные. (1928).

Но есть в сюрреализме и хорошо обдуманные и взвешенные сюжеты. Что можно увидеть на примере творчества бельгийского сюрреалиста Рене Магрита. Всем известно, что будучи в творческом поиске, Сальвадор Дали, засыпая, держал ложку над большим медным тазом, которая при падении будила художника. И резко просыпаясь, он как бы вырывал кусочек своего видения из глубокого сна для сюжета будущего полотна.

Современные живописцы сюрреализма также создают свой уникальный мир оптических иллюзий, фантастических снов из глубин своего воображения и призрачный мир мечты, который никого не оставит равнодушным.

В мире красочных снов и древнегреческих мифов художника Войтека Сьюдмака

Войтек Сьюдмак родился в старинном городе Велюни в центре Польши. Образование получил в Академии изящных искусств в Варшаве. Но с 1966 года живет и работает во Франции. Полотна Войтека Сьюдмака являют собой необычную смесь стилей: гиперреализма, фантастического реализма и сюрреализма. Сам же он себя называет - фантастическим гиперреалистом.

Уникальная вселенная, наполненная личной символикой и воображаемыми конструкциями, которые органически объединены в единое целое, магнетически притягивает зрителя и погружает в мир древних богов, красочных снов и древнегреческих мифов.

Сюрреализм Войтека Сьюдмака.

Сюрреализм Войтека Сьюдмака.

Сюрреализм Войтека Сьюдмака.

Сюрреализм Войтека Сьюдмака.

Сюрреализм Войтека Сьюдмака.

Сюрреализм Войтека Сьюдмака

Между сном и мечтой. Сюрреализм Анатолия Леушина

Анатолий Леушин родился в Омске в 1954 году.Окончил художественную школу.
Сюрреализм Леушина заключается в осознанной гармонии, где нет агрессии и абстракции.
Его работы очень близки к притчам, которые несут в себе общечеловеческие и религиозные понятия. Метафизические образы, сливаясь воедино, создают фантастически реальный мир. Его полотна дышат космической энергией Вселенной.

Основной жанр творчества художника - романтизм, сюрреализм. Более шестидесяти творений мастера находятся в частных коллекциях Европы и Америки.

Между сном и мечтой.

Странствующий остров. (2002).

Предисловие. (2006).

Предзнаменование.

Человек из Назарета.

Летучий голландец. (2010).

Удивительные портреты всемирно известных людей через оптические иллюзии Олега Шупляка

Олег Шупляк в 1991 году окончил архитектурный факультет Львовского политехнического института. С конца 90-х преподает рисунок и живопись в детской художественной школе. Около 30 лет выставляется на отечественных и зарубежных выставках.

Оригинальный сюрреализм талантливого художника из Украины, создающего уникальные иллюзии в портретах знаменитых личностей, покорил миллионы зрителей. Каждое полотно Олега уникально в своем композиционном решении и в умелом соединении воедино множества различных образов. Отображая две стороны одной иллюзии, художник шаг за шагом переводит нас из одной композиции в другую.

Мастер работает в разных техниках и направлениях: станковой живописи, церковной росписи и реставрации, в жанрах ассоциативного символизма, постмодернизма, абстракционизма, сюрреализма и реализма.

Микеланджело.(2012).

Шекспир. (2011).

Ван Гог. (2011).

Гоген. (2012).

Сальвадор Дали. (2011).

Леонардо да Винчи.(2012).

Фантастические иллюзии Алекса Фишгойта

Алекс Фишгойт (Alex Fishgoyt) - сын известного художника-постановщика многих советских фильмов, Михаила Фишгойта. Потомственный живописец живет и работает в Нью-Йорке в США. Он последователь традиций и методов Сальвадора Дали. Его"сюр" скрупулезно продуманный, композиционно сложный, играющий яркой палитрой красок. В некоторой степени его иллюзии напоминают знаменитые полотна малых голландцев.

С философской точки зрения эти работы - размышление над органическим процессом вечного стремления к возвышенному и необратимых изменениях во Вселенной.

Сюрреализм от Alexa Fishgoyta.

Сюрреализм в живописи появился в 1920-х годах во Франции, а затем стремительно распространился по всему миру. Наиболее известными художниками-последователями являются Сальвадор Дали, Рене Магритт, Жоан Миро, Макс Эрнст. Представляем пять наиболее интересных произведений сюрреалистов.

Краткая история жанра

Изначально движение зародилось в литературе, но почти сразу же перекочевало в художественную сферу. Вслед за популярным в то время психоанализом сюрреалисты пытались показать, что творческая энергия находится в бессознательном, проявляясь в состояниях сна, гипноза, болезненного бреда и в автоматических неконтролируемых действиях. В своих работах они совмещали привычные глазу повседневные образы с аллюзиями и парадоксами из сновидений.

Вдохновленные идеями левой идеологии, последователи течения призывали к освобождению от навязанной рациональности с помощью искусства и выступали за то, что наше восприятие крайне иллюзорно из-за искажений, вызываемых бессознательными процессами. Работы сюрреалистов стремятся передать посыл: зачастую мы видим совсем не то, что нам кажется.


«Это не трубка», 1928, Рене Магритт. Находится в музее Лос Анджелеса LACMA

Картина «Вероломство образов», написанная во второй половине 1920-х годов, изображает курительную трубку, кажущуюся чересчур реальной - тонкие линии изгиба, блики и тени. Вероятно, произведение не вызвало бы бурного обсуждения в художественном мире, если бы не одна деталь: выведенная словно детским аккуратным почерком надпись «Ceci n’est pas une pipe», что в переводе с французского означает «Это не трубка».

«Трубка, под которой написано, что это не трубка?» - спросите вы, недоумённо нахмурившись. И вот что ответил бы Магритт, пожав плечами: «А вы можете набить эту трубку табаком? Нет, это просто представление, не так ли? Так что если бы я написал на картине «Это трубка», то я бы соврал.»

В этом весь сюрреализм : наше видение (в данном случае воплощенное на холсте) и реальный объект не тождественны. Как можно быть уверенным, что мы видим действительно то, что видим? Вспомните, как однажды ошиблись, приняв в темноте предмет за то, чем он не является - вдруг мы допускаем эту оплошность постоянно?

В 1966 году Магритт создаёт работу под названием «Две загадки», где вновь фигурирует курительная трубка. Художник предлагает развитие своих ранних идей: если мы не уверены, что наше восприятие соответствует действительности, то как мы можем подтвердить истинность этого суждения, не попадая в свою же ловушку?


Подобная концепция оказала влияние на дальнейшее развитие искусства и литературы. Например, известный философ Мишель Фуко написал эссе «Это не трубка», где подробно анализировал и дополнял идеи Магритта. Более того, формулировка «Это не…» была взята на вооружение маркетологами. Самой оригинальной является рекламная кампания страховой фирмы Allianz, где на плакатах с изображениями курительной трубки, молотка, и банановой кожуры, соответственно, находятся надписи «Это не трубка - Это загрязнитель бронхов», «Это не молоток - Это вечный расплющиватель пальцев», «Это не кожура банана - Это злостный вредитель спине».


Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта - «Это не банановая кожура»
Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта - «Это не молоток»
Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта - «Это не черепица»

Марсель Дюшан «L.H.O.O.Q.»

Сюрреалисты утверждали необходимость пересмотра традиционного искусства. Наиболее ярко это стремление выразил Марсель Дюшан в 1919 году, представив картину «L.H.O.O.Q.», на которой он подрисовал усы и бородку Джоконде. Такая техника - дополнение существующих и зачастую повседневных объектов незначительными деталями, превращающими их в объект искусства, - получила название «readymade» (англ. «готовая вещь») и использовалась Дюшаном в дальнейших работах.

Название интересно тем, что L.H.O.O.Q. при прочтении созвучно с французским «у неё там горячо», и вряд ли Дюшан использовал такую комбинацию букв случайно. Позже художник не раз возвращался к этому обозначению - L.H.O.O.Q. встречается в его произведениях в различных вариациях больше тридцати раз.

Дюшан, которому была близка тема половой идентичности, своим экспериментом с Моной Лизой также затронул гендерную проблему, добавив маскулинные черты олицетворению женственности. Как известно, некоторые работы он даже подписывал женским псевдонимом Rose Sélavy, что созвучно с фразой «Eros, c’est la vie» (фр. «Эрос, это жизнь»). Сохранились также несколько фотосессий Дюшана в женском образе.

Несмотря на кажущуюся кощунственность «бородатой» Моны Лизы, публика восприняла её с интересом. Эксперименты с Джокондой продолжались - появлялись пародии на пародию. Картина остаётся популярной и сегодня: в 2017 году она была куплена на аукционе за $743.000. В 2000 году во Франции была учреждена Премия Марселя Дюшана, которая сегодня считается одним из крупнейших конкурсов в области современного искусства.

Сальвадор Дали «Постоянство памяти»


«Постоянство памяти» Сальвадора Дали доказывает, что для создания шедевра не всегда нужны годы плодотворной работы - Дали понадобились всего два часа. Когда его жена Гала увидела картину, то произнесла: «Тот, кто увидел её один раз, не забудет уже никогда».

В шутку Дали называл свое произведение «камамбером времени», рассказывая, что он решил написать картину, когда увидел тающий на солнце сыр, который они с Галой не доели за обедом.

Работа состоит из символов: три плавящихся циферблата - отказ от линейности времени, делимого на прошлое, настоящее и будущее; спящее животное на первом плане - автопортрет в профиль; муравьи на оранжевых часах - символ распада и гниения; скалы вдалеке - отсылка к родной для художника Каталонии; излюбленное яйцо, которое Дали использовал на протяжении всей творческой карьеры, - жизнь. Везде соседствует реальность и сон: сухое дерево и тающие часы, море и огромное прямоугольное зеркало, муха и её человекоподобная тень. Художник стремился показать, что в человеческом восприятии переплетаются действительность и наши представления о ней.

Многие высказывали догадки, что в «Постоянстве времени» Дали опирался на теорию относительности Эйнштейна, показав взаимосвязь и изменчивость пространства и времени. Однако сам художник говорил, что был вдохновлён древнегреческим философом Гераклитом, утверждавшим, что «невозможно войти в одну и ту же реку дважды», потому что всё изменчиво: река сейчас и река через полчаса - это две разные реки, а не одно и то же, как может показаться нам.

Пабло Пикассо «Сон»


Как и многие художники Пикассо вдохновлялся любовными переживаниями, воплощая их в творчестве. На картине «Сон» он изобразил своё новое увлечение - Мари-Терез Вальтер, которую ласково называл валькирией.

Мари-Терез Вальтер было 17 лет, когда она встретила Пабло Пикассо, который был старше её на 28 лет и к тому же женат. Тем не менее, их отношения развивались очень стремительно и страстно, спровоцировав целую серию сюрреалистических портретов, нарисованных Пикассо в 1932 году.

«Обнажённая в чёрном кресле», 1932, Пабло Пикассо. Находится в частной коллекции

В картине «Сон», нарисованной всего за один день, Пикассо использует любопытный приём, разделив изображенное в анфас лицо на две половинки так, что можно наблюдать и линию профиля. Подобное сочетание несовместимых ракурсов положило начало новому направлению в портретной живописи. Пикассо отказывается от реалистичного изображения спящей девушки, используя форму и цвета так, чтобы вызвать эмоции и передать общее ощущение покоя и умиротворения.

В 2006 году владелец решил продать картину и уже договорился с покупателем о сумме сделки в 139 миллионов долларов, но случайно проткнул полотно локтём. Далее произведение ждали ремонт, который обошёлся незадачливому владельцу в $90,000, установление экспертами новой цены и несколько судебных процессов по страховым вопросам. В 2013 году покупатель всё же получил «Сон» Пикассо, заплатив за него 155 миллионов долларов, что на тот момент сделало картину самым дорогим произведением искусства в истории.

Макс Эрнст «Слон Целебеса»


«Слон Целебеса» - первое масштабное произведение Макса Эрнста, ставшее одним из ключевых для сюрреализма. Созданная после Первой мировой войны работа стремится выразить весь ужас милитаризма. Сам художник писал: «1 августа 1914 года Макс Эрнст умер. Он воскрес 11 ноября 1918 года молодым человеком, который стремился обнаружить мифы своего времени». Вероятно, здесь он пытается разрушить веру в человеческую рациональность - как можно полагаться на разум, если он привёл к войне?

Целебес - остров в Индонезии (сейчас Сулавеси), который своими очертаниями напоминает слона. Эрнст также говорил, что название ему навеяла неприличная считалка немецких школьников, где есть фраза «слон с Целебеса, похожий на беса».

Эрнст рассказывал, что композиция картины пришла ему в голову, когда он увидел в антропологическом журнале фотографию большой корзины для зерна, используемой племенами в Южном Судане. Это объясняет и ритуальные столбы, изображённые на картине. Возможно, художник хотел сказать, что божества, перед которыми благоговели и которым поклонялись люди на заре человечества, никуда не ушли, а лишь переродились в другие, милитаристско-технические, формы.

Механический слон, вызывающий в памяти образы танка, противогаза, печи, кажется огромным по сравнению со светлой женской фигурой на первом плане, которая словно зовёт его за собой неестественно повёрнутой рукой. У женщины нет головы - означает ли это, что творение может погубить своего же творца?

Читайте материалы о других художниках, работавших в стиле магического реализма, на Losko. Например, об и его архитектуре одиночества или и его картинах-загадках.


Сюрреализм (франц. surrealisme – сверхреализм) – направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и другие вариации).

Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, Труй Камиль Кловис, А. Масон, Миро, Жан Арп). Другое направление, которое возглавлял Сальвадор Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности.

Общие особенности искусства сюрреализма – фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это порой выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч. Отдельные интересные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда. В это же время художники обратились к имитации черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.

При всей своей программной заданности произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации. Они одновременно могут отождествляться в нашем восприятии как со злом, так и с добром. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство и смирение, отчаяние и вера – эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя. При всей абсурдности и даже определенной забавности некоторых произведений сюрреализма они способны стимулировать сознание, пробуждать ассоциативное воображение.

Сюрреализм представлял собой противоречивое художественное явление, что в значительной мере объясняет широкую орбиту его распространения. Многие ищущие художники, впоследствии отказавшиеся от сюрреалистических взглядов, прошли через него (П. Пикассо , П. Клее и др.). К сюрреализму примыкали поэты Ф. Лорка, П. Неруда, испанский режиссер Л. Бунюэль, снявший сюрреалистические фильмы. Изощренная техника соединения несоединимого и появившаяся в позднем сюрреализме самоирония и юмор позволили ему органично влиться в поэтику современного постмодернизма.

Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), "Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии".