Сценарий я познаю родной язык. Сценарий праздника к Международному Дню родного языка «О родной язык, певучий…

Государственное бюджетное образовательное учреждение СПО

«Новокузнецкий транспортно-технологический техникум»

Утверждаю

Завуч_______

Кремзюк Е.П.

«__»______2014г.

«Международный

день родного языка»

(Внеклассное мероприятие)

Разработала

преподаватель ВКК

Заболотская Е.П.

Обсуждено на

Заседании ЦМК

«__»________2014

Председатель ЦМК

Заболотская Е.В.

Новокузнецк,2014

Внеклассное мероприятие, посвященное Международному дню родного языка

Цель: знакомство обучающихся со значением родного языка в жизни общества.

Задачи:

  1. развитие познавательности во внеурочное время;
  2. умение работать с различной литературой;
  3. развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация «Мы говорим на русском языке» (автор Селиверстова Елена),

Ход мероприятия:

Международный день родного языка отмечается с 2000 года по инициативе 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1999) с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистического многообразия и многоязычного образования, а также повышения осведомленности о языковых и культурных традициях. На земном шаре существует около шести тысяч языков, половина из которых на грани исчезновения. Причина - поглощение наименее употребляемых языков наиболее распространенными, общепризнанными, на которых ведется документация, преподавание в школе, происходит общение. Генеральная конференция ЮНЕСКО в ноябре 1999 года провозгласила Международный день родного языка, который впервые отмечался 21 февраля 2000 года. 21 февраля 2001 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась презентация Атласа языков мира, которым угрожает исчезновение. Атлас состоит из 14 цветных карт и 24 страниц комментариев. Он дает возможность увидеть горячие точки планеты, где языковое разнообразие находится под угрозой. Среди последних отдельными главами комментариев выделены, в частности, Сибирь и Кавказ. По мнению специалистов, родной язык находится под угрозой исчезновения, если в том или ином сообществе его перестают изучать более 30 процентов детей. Атлас отмечает, что в Европе под угрозой исчезновения находятся около пятидесяти языков. Некоторые из них, например, лапландские, на которых говорят в скандинавских странах и на севере России, считаются умирающими. В главе «Сибирь» сообщается, что большинству местных языков западной и южной Сибири грозит исчезновение. Речь, в частности, идет о финно-угорских (языки ханты, манси, коми, мари и др.), самоедском (ненцы), тюркских (якуты, тувинцы, хакасы, долганы, алтайцы и др.) и тунгусско-маньчжурских (нанайский, негидальский, орокский, орочский, удэгейский, ульчский, эвенкийский и эвенкий). На Кавказе, в частности, в Дагестане и Грузии, под угрозой исчезновения находятся местные языки.
Для выживания языка необходимо, чтобы на нем говорило, по меньшей мере, 100 000 человек. Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее, они не исчезали настолько быстро. Объединение «племен» в государство достигалось в ущерб языкам. Для единства страны было необходимо заставить людей говорить на одном языке.
С возникновением новых технологий национальным меньшинствам стало еще труднее добиться признания своих языков. Ведь язык, не представленный в Интернете для современного мира «не существует». Итак, 81 % страниц в Интернете на английском. Далее с большим отставанием следуют немецкий и японский языки, каждый по 2 %, затем французский, испанский и скандинавские языки, каждый по 1 %. Все остальные языки, вместе взятые, едва ли представляют 8 % веб-страниц.

ЮНЕСКО создало портал, позволяющий национальным меньшинствам, находящимся в неблагоприятных условиях, получить доступ к образованию и знаниям человечества. ЮНЕСКО оказывает помощь странам, которые хотят сохранить свое культурное многообразие, обеспечивая качественное обучения языков национальных меньшинств. Программа MOST работает над программами, призванными способствовать равенству между различными этническими группами. Она стремится предотвращать и решать этнические конфликты. Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой.

1 ведущий с сообщением о русском языке:
В Российской Федерации русский язык является родным для 130 млн. человек и служит основным средством общения людей в многоэтническом государстве, а также основным государственным языком, на котором осуществляются все функции государственного управления. Кроме того, он также является средством для сохранения и передачи последующим поколениям истории и культуры России.
Русский язык - важнейшая часть национального богатства России, и поэтому должен находится под особой защитой со стороны государства в качестве одного из объектов системы обеспечения национальной безопасности страны. В связи с этим 2007 год был объявлен в России Годом русского языка, но этого мало. Необходим новый закон Российской Федерации о русском языке, и каждый человек должен оценить и более приобщиться, и полюбить свой родной русский язык.

2 ведущий:
Каждый гражданин России должен осознать, что русский язык – это не просто инструмент межнационального общения, он – воспитание души. И поэтому сейчас наипервейшей задачей является сохранение русского языка и русской национальной культуры.
Развитие и сохранение русского языка и продвижение в мире русской словесности – задача замечательная. У нас великая культура – это, что мы должны представить миру, одновременно зарабатывая и формируя имидж страны с великой историей.

1 – ый чтец:

Сегодня все наречия планеты

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,

И уникальность среди равных масс.

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

2-ой чтец:

Родной язык
Все увлекаются арабским,
всех потянуло на восток,
испанским, польским, итальянским,
на запад поезд всех увлек

Как просто – бросить все и скрыться,
и рассказать нам всем потом,
о том что счастье за границей,
и рассмеяться на своем

теперь родном уже наречьи,
теперь в другой совсем стране,
я рад за них, но жизнь не вечна,
и лишь родной язык – в душе

Конкурс “Шарада ”.

Шарады - слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Предлагается разгадать всем вместе шараду:

Первый слог - занятие рыбака,
слог второй спроси у мясника.
Целое спортсмена отличает,
но и нам с тобой не помешает.
(Лов-кость )

Подготовить на карточках слова, которые являются частью шарады. Каждому игроку раздать по карточке.

Задание: игроки должны найти вторую половину шарады среди остальных игроков, чтобы получилось новое слово.


Игроки, образовавшие слова I столбца - одна команда, II столбца - вторая команда.

3-ий чтец:

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

Конкурс “Из слова - слово, но другое”.

Анаграмма - это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова. Может получаться из одного слова и несколько слов.

Для каждой команды на ватмане написать отдельно одинаковый вариант слов. Закрепить на стенд, один лист на одну сторону стенда для одной команды, второй лист - на другую.

Задание : найти командой анаграммы к словам. Каждый из участников подбегая к стенду, записывает рядом со словом полученный вариант анаграммы. Та команда, которая быстрее справится с заданием, и получает очко.

Найди анаграммы к словам:

Бокал – (колба)

Каприз – (приказ)

Уклон – (клоун, кулон, колун)

Апельсин – (спаниель)

Кобура – (уборка)

Ромашка – (мошкара)

Шрам – (марш)

Карета – (ракета)

Осколок – (колосок)

Ростки – (строки)

Шнурок – (коршун)

Старик – (стирка)

Пальто – (лапоть)

Ведущий 1. В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

Ведущий 2. «Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» - писал Белинский.

А современник А.С.Пушкина русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа. Его душа и быт родной...»

Конкурс “Наборщик”.

Командам предложить составить из букв одного слова, как можно больше разных слов. Это должны быть имена существительные нарицательные в именительном падеже, в единственном числе. Та команда, которая больше составит слов, выигрывает.

Ведущий 1. Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Ведущий 2. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!

Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Свой великий язык!


Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка, формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности ксвоим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.

Ход мероприятия

1. Сегодня на празднике мы будем говорить о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.

2. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

3. Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…

4. Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

5. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

6.Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие.

7. А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” - на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…

8. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

9. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален.В России государственным является один язык – русский. В Московской области, в Чеховском районе проживают носители различных языков. Послушаем приветствия ребят на их родных языках.

Дети приветствуют гостей праздника на английском, азербайджанском, украинском, молдавском языках, держа в руках флажки этих стран.

10. Но, как родной, люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства открылись мне
И мир открылся в них.

Русская народная песня в исполнении ученицы 2а класса.

11. С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

12. Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.

Дети читают высказывания о русском языке:

13."Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (Александр Иванович Куприн)

14."Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький)

15."Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Николаевич Толстой)

16. "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!". (Иван Сергеевич Тургенев)

17. С благоговением относился к родному языку Александр Сергеевич Пушкин, призывал любить и изучать его. Русский язык “имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими”, это “звучный и выразительный язык”, “гибкий и мощный в своих оборотах и средствах”, ему свойствены “величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность”. В нём отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.

18. Сценка (отрывок из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане”)

19. Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.

20. В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.

Девочки 2б исполняют русскую народную песню “Во поле береза стояла” и водят хоровод.

21. Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.

22. В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки -

23. Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

24. Инсценирование басни И.А.Крылова “Квартет”.

25. Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок.

26. Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.

Пословицы.

27. Сначала подумай - потом говори.
Не храбрись словом, а покажи делом.
Меньше говори - больше дела твори.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Говорить не думая, что стрелять не целясь.

28. У народа речь - союзница,
Он в неё всю душу влил,
В самом сердце, словно в кузнице,
Все слова он закалил.

29. Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.

30. Оно ограбит, иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

31. Сценка “Словечки-колечки”.

Грустный, сонный, невеселый
Женя наш пришел из школы.

(Входит с ранцем ученик)

Сел к столу. Разок зевнул.
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка
“АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”.

(Входят три девочки. В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко.)

Что ты Женя сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!

Апельсин.

Я не какой не “ОПЛЬСЫН”!

Колечко (плачет).

Я – никакая не “КАЛЕЧКА”!
Я до слёз возмущена!

Можно только лишь со сна
Написать, что я – “САСНА”!

Апельсин.

Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Женя! Женя! Брось лениться!
Так учиться, не годиться!

Невозможно без вниманья
Получить образованье.
Будет поздно! Так и знай:
Станет неучем лентяй!

Если ты ещё хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас –
Мы с тобой поступим круто:
Нашей честью дорожа
Имя Женя в полминуты
Переделаем в ежа.

Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!

Женя вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту
Взялся за работу.

32. Два прихлопа, два притопа,
С каблука и на носок –
Танцы русские танцуют,
Выше нос и руки в бок!

Русский народный танец исполняет ученица 2г класса.

33. Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский.
Как этот русский лес.

34. И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

35. Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата, -
Значит, будет жить она.

Частушки в исполнении ребят 2а класса.

36. Два триместра уж прошло
Рады мы по ушки,
И теперь мы вам споём
Школьные частушки.

37. Чтобы выучить глагол
Надобно терпение,
Ведь такой он балабол,
С ним одно мучение.

38. Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

39. Встретил признак я предмета:
Ох, какой! – сказал я Свете,
Красный, синий, голубой
Выбирай себе любой!

40. На урок литературы,
Как на крыльях, я лечу.
Всех писателей прочел я.
Стать писателем хочу.

41. Ты б сначала научился
Безошибочно писать.
Тебе с двойкой по диктантам
Век писателем не стать!

42. С языком дружить нам нужно
На уроках и в быту.
Укрепляет нашу дружбу,
Любовь к родному языку.

43. Части речи, предложенья,
Падежи, местоименья.
Это всё язык родной,
Должен знать его любой.

44. Сценка “Разговор друзей” (Исполняют ребята 2д класса)

45. Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово “высоко” произнеси –
И представишь сразу неба синь.

46. Ты скажи: “Кругом белым-бело” -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.

47. Вспомнится наречие “светло” -
И увидишь: солнышко взошло
Если скажешь слово ты “темно”,
Сразу вечер поглядит в окно.

48. Если скажешь “ароматно”, ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты “красиво”,
Пред тобою – сразу вся Россия!

49. Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Дети исполняют песню “У моей России”.

50. Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

51. Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

52. Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

53. Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!

Дети исполняют песню “Чему учат в школе”.

54. Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Татьяна Мальцон
Сценарий мероприятия к Международному Дню родного языка для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи : Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

Оборудование : интерактивная доска, компьютер.

Интеграция образовательных областей : познание, социализация, здоровье.

Ход мероприятия:

Ведущий : Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык . Более 130 языков звучат в нашей стране.

Как называется республика, в которой мы с вами живем? (ответы детей ) .

Ведущий : правильно, Республика Татарстан.

Показ презентации «Республика Татарстан» (в сопровождении государственного гимна Татарстана) .

А какие языки мы можем услышать в нашем крае? (ответы детей ) .

Ведущий : А как называется город, в котором мы живем? (ответ детей ) .

Ведущий : правильно, город Набережные Челны. Сейчас мы с вами посмотрим, какой красивый наш город и послушаем гимн города.

Показ презентации «Набережные Челны» .

Ведущий : В нашем городе и республике мы можем услышать русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, грузинский и другие языки . В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком , но средством межнационального общения является русский язык .

Ребята, в нашей республике вторым государственным языком является татарский язык . Среди нас тоже есть ребята разных национальностей. В детском саду мы с вами разговариваем не только на русском языке , но и изучаем татарский. Но все, же язык , на котором мы с вами общаемся, чтобы понять друг друга – это русский.

Есть слово такое хорошее - «наш» .

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном!

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык !

Он твой наставник великий, могучий,

Он - переводчик. Он - проводник.

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык .

Ведущий : Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка . Этот праздник ещё очень молодой. Ему всего лишь 13 лет. Мы считаем, что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка . На языке мы думаем , общаемся, творим. В международный день родного языка все языки признаются равными , потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык . Всё это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни народа. Поэтому многие из них, даже малые, стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык , свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.

А давайте поиграем в переводчиков.

Игра : «Переводчики»

Давайте вспомним, какие слова вы знаете на татарском языке . Как будет по-татарски : папа, мама, бабушка, девочка, мальчик, дом, собака, кошка. (ответы детей ) .

А сейчас мы послушаем стихотворение, посвященное дню родного языка , которое прочитает Ярослава.

В день родного языка

Вам его хранить желаю,

Чтобы речь была легка,

Бранных слов не повторяя,

Говорите хорошо -

Слово доброе приятно!

Для того язык пришел ,

Чтоб на нем общаться внятно.

Ведущий : Каждый народ восхвалял свой язык . На родном языке написаны стихи , песни, былины, сказания

А теперь послушаем стихотворение «Татар теле» Нажипа Мадьярова.

Татар теле-минем туган телем,

Сойлэшуе рэхэт ул телдэ.

Шул тел белэн койлим.

Шул тел белэн сойлим

Миллэттэшем булган хэркемгэ.

Доньялар кин, анда иллэр бик куп.

Туган илем минем бер генэ.

Туган илемдэ дэ теллэр бик куп,

Туган телем минем бер генэ.

Ведущий : Еще мы с вами знаем татарские и русские народные игры :

Поиграем в одну из них : «Продаём горшки» («Чулмэк сату уены» ).

Цель игры : развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Ход игры:

Играющие разделяются на две группы : дети-горшки и игроки-хозяева горшков.

Дети горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым

горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за

кругом. Затем он подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор :

Эй, дружок, продай горшок!

Покупай!

Сколько дать тебе рублей?

Три отдай.

(Водящий три раза (по цене) касается рукой хозяина, и они начинают бег по

кругу навстречу друг другу (круг обегают 3 раза) . Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а оставшийся становится водящим.

Ведущий : А сейчас прозвучит песня «Туган тел» («Родной язык » ) из репертуара Зульфии Минхажевой.

Слушание аудиозаписи «Туган тел» .

У каждого из народов нашего края есть замечательные танцы, они связаны с его культурой и бытом. Танцы - воплощение души народа, его национальных традиций.

Давайте станцуем наш любимый танец «Самовар» .

С рождения ребенок слышит звуки родного языка . Мать поет колыбельные, бабушка рассказывает сказки. В каждом языке есть свои пословицы и поговорки :

иде кат лч, бер кат кис. - Семь раз отмерь, один раз отрежь.

йткн сз - аткан ук. - Слово – не воробей : вылетит – не поймаешь.

Сабыр иткн - морадына иткн. - Терпенье и труд все перетрут.

Сабыр тбе сары алтын. - Терпенье и труд все перетрут.

Тырышкан табар, ташка кадак кагар. - Терпенье и труд все перетрут.

Кем эшлми - шул ашамый. - Кто не работает, тот не ест.

Картлык - шатлык тгел. - Старость не радость .

Кз курка – кул эшли. - Глаза страшатся, а руки делают.

Без капчыкта ятмый - Шило в мешке не утоишь.

Китап - белем чишмсе. - Книги не говорят, а правду сказывают.

Тамчы тама-тама таш тиш. - Капля долбит камень.

Капля по капле и камень долбит.

Ведущий :

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой - это честь .

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком .

Ты говоришь всегда индус,

О языке своем .

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех родной язык один .

В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык , куда бы вы не поехали в путешествие, английский язык ваш главный помощник.

А сейчас послушайте песню на английском языке «Как дела мой друг?» .

Ведущий :

Праздника пришла пора,

Смех звучит и песня.

В гости нас зове игра-

Будет интересно.

Русская народная игра «Удочка» .

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными.

1-ый вариант : без смены водящего (взрослый) . В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека) . 2-ой вариант : со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".

Ведущий :

Нет для дружбы расстояний,

Для сердец преграды нет.

Мы сегодня в этот праздник

Детям мира шлем привет.

Ведущий : Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы?

Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Семь капитанов» .

В этом мультфильме рассказывается о том, как семь капитанов из разных стран мира, говорящие на разных языках , помогли маленькой девочке. (просмотр мульфильма)

Ведущий : Поэту Вязомскому принадлежат такие слова :

«Язык - есть исповедь народа.

В нем слышится его природа.

И душа. И быт родной »

Действительно, все языки прекрасны , каждый язык красивый . Не забывайте, любите свой родной язык , берегите его, гордитесь им!

Ведущий : Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты.

На этом наш праздник закончен.

Звучит русская народная плясовая. Пританцовывая, выходят
Ведущая и Ведущий.I

Ведущая. Что за праздник нынче мы отмечаем, весельем да радостью встречаем?I

Ведущий. Праздник необычный, но очень симпатичный. День русского языка, вот какой праздник.

Ведущая. А-а-а, вот оно что. Наверное, этот день сегодня отмечают в школах всего мира, ведь праздник же международный.

Ведущий. Верно, он создан совсем недавно — с 2000 года по инициативе международной детской организации ЮНЕСКО с целью сохранения культурных традиций всех народов.

Ведущая. Вот и празднуют его сегодня на разных языках- в Германии на немецком, во Франции на французском, в Англии на английском. А мы — на своем, на родном нашем русском.

Ведущий. О, это великий язык. Сколько в нем прекрасных слов! И изучать русский язык можно до бесконечности, узнавая в нем все новые и новые стороны, делая все новые и новые открытия.
Ведущая. Учите русский годы кряду
С душой, с усердьем и с умом.

Вас ждет великая награда,

И та награда — в нем самом.

Ведущий. Попробуем провести небольшую викторину по русскому языку.

1 этап Что мы знаем о слове?

Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего строительного материала и самая главная – корень.

КОРЕНЬ: У слов корень – это самое важное, самое главное. Он берет на свои плечи смысл не только одного слова, а и многих. И эти многие слова с одним корнем оказываются родственными.

ПРИСТАВКА: Слева от корня располагается приставка и придает слову новое значение. С помощью приставок представляются большие возможности образования новых слов. Именно приставки создают особую выразительность глаголов, указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления.

Суффикс Справа от корня стоит суффикс, который также придает слову новое значение. В одних словах суффиксы отражают положительную оценку предметов, в других – отрицательную. Одни слова звучат ласково, другие – пренебрежительно, иронически.

ОКОНЧАНИЕ: В конце слова стоит окончание. Окончания служат для связи слов в предложении.

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

— Извини меня!

Это значит:

— Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня,

Свое пространство, свои рубежи,

И когда я слышу:

— Обереги меня!

Это значит:

Берегами меня окружи.

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

— Защити меня!

Это значит:

Укрой меня щитом!

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

Ведущий.. Вот вам первое задание.

Ребята, от какого слова произошло, слово извини?

— От какого слова произошло слово обереги?

— Какой корень в этом слове? Назовите приставку.

(Ответы детей)

— Какой корень в слове защити? Назовите приставку

— Какое окончание в этих трех словах?

Ведущая А вот второе задание.

Вы должны были посмотреть в толковом словаре значение слов ведьма, медведь и ответить на вопрос: «Какого цвета курочка Ряба?»

Учитель Являются ли слова ведьма и медведь родственными?

Дети. Слова ведьма и медведь родственные. Они произошли от одного и того же слова ведать, то есть знать. Ведьма - знающая, знахарка. Когда-то это слово было хорошим, ведьма знала лекарственные травы и как лечить ими больных. А потом появились сказки о злых ведьмах, и слово стало плохим. Медведь - зверь, который ведает, знает, где находится мед.

У. Назовите корни в этих словах.

Ответы детей.

А кто ответит, какого цвета курочка Ряба? Почему ее назвали Рябой, а не Чернушкой или Белянкой?

Д. Курочка Ряба - рябая, пестрая.

— Скажите, что за ягодка?

В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Д. Рябина.

У. Почему ее так назвали?

Если дети не объясняют, то учитель показывает им рисунок с гроздью рябины и говорит, что слово рябина, как и Ряба, произошло от славянского слова ряб, что означает «рябой», «пестрый». Ведь сочетание ярко-зеленых мелких резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает ощущение, что рябит в глазах.

Как вы думаете, какой корень в слове рябина?
Ответы детей.

Одни говорят, что корень ряб, а другие рябин. Кто же
прав? Значит, от корня могут образовываться не только но-
вые слова, но даже и новые корни. Суффикс ин так прирос в
слове рябина к корню ряб, что получился новый корень рябин. А из него выросли новые слова.

— Назовите за минуту родственные слова с этим корнем.

Д. Рябина, рябинка, рябинник, рябинный, рябиновый

Ведущий. Что же, ребята успешно справились с этими заданиями. Тогда — задание потруднее. Попробуем научиться писать стихи. Я вам дам рифмы для окончаний поэтических строчек, а вы придумайте к ним начала.

Ведущая. Я знаю: такая игра называется красивым французким словом «буримэ». Итак, ребята, играем в буримэ, сочиняем стихи

Ведущий. Вот последние слова в строчках: щенка — пока, помогите- найдите.

Ведущая. Вот еще одна интересная игра, которая возможна только в русском языке — расшифровка крылатых выражений

Ведущий.. Крылатые выражения — это сочетания слов, которые стали всем привычными. Например, когда человек отправляется на трудное задание, ему принято желать ни пуха, ни пера. Кто знает, откуда пошло такое выражение? Оказывается, его придумали охотники. Отправляясь на охоту, они боялись спугнуть удачу и притворно желали друг другу не принести домой ничего — ни пуха, ни пера. Теперь это ходячее выражение, которое означает пожелание успеха.

Ведущая. А кто сообразит, что означают следующие выражения

рукой подать, в час по чайной ложке, спустя рукава.

4 этап. Слова-невидимки.

Ведущий. Теперь давайте попробуем встретиться в словах русского языка с невидимками.

Ведущая. С невидимками? А что это такое?

Учитель:Это слова, которые запрятаны в другие слова. Попробуем их найти. (Вывешивает плакат с написанными словами хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, уточка.) Договоримся так, ребята. Я буду читать по одному слову, а каждый, кто найдет в нем другое, поднимет руку и расскажет о своей находке. (Чтение слов, школьники выполняют задание.)

Ведущая А вот задание потруднее.

Нет слов-неведимок хитрее на свете,

Запрятались так, что не всякий заметит.

Но мы их сумеем с вами найти.

Сначала слова на табличках прочти.

И помни: все буквы из первого слова

Должны появиться в составе второго,

Но только расставить их нужно иначе.

Попробуй-ка справиться с этой задачей.

Спаниель несется вскачь.

Принял апельсин за мяч.

В музее стоит золотая карета,

К далекой звезде стартовала ракета.

Насос накачивает шину,

Растет сосна среди равнины.

У лодки о камни корма раскололась.

Атлас листает задумчиво брат

Сестра уплетает на кухне салат.

Ромашка в поле расцветает.

Над нею мошкара летает

Ведущий. Недаром говорят, что русский язык от других отличается и напевностью, и музыкальностью, и поэтичностью. Поэтому на русском языке сложено так много песен, стихов и прибауток, пословиц, загадок

Ведущий. Причем, отметим, что сложены они с незапамятных времен, когда еще народ был в основном неграмотным, передавались из уст в уста и этому получили название «устное народное творчество». Вспомним эпизоды из таких сокровищ устного народного творчества.

Учитель. Назовите пословицы, связанные со всеми изображенными предметами.

(Посади свинью за стол, она и ноги на стол. Цыплят по осени считают. Яблоко от яблони далеко не падает. Собака лает, ветер разносит. Шила в мешке не утаишь.)

Ведущая. Вот как много нового мы узнали сегодня о нашем родном языке — русском.

Ведущий. И как хорошо, что существует такой праздничный День родного языка, когда мы в очередной раз можем убедиться том, что русский язык- один из самых лучших языков во всем мире.

Учитель. Наш праздник заканчивается. Надеюсь, что вы сегодня убедились в том, что заниматься таким предметом как русский язык, вовсе не скучно, а наоборот, очень увлекательно и интересно.

Если вы овладеете его тайнами и секретами, русский язык будет служить вам верой и правдой на протяжении всей жизни.

Гулия Гарифуллина
Сценарий праздника к Международному Дню родного языка «О родной язык, певучий…»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №15 «Теремок»

Сценарий , посвященный

Международному дню родного языка

на тему :

«О родной язык , певучий… »

Составила и провела :

воспитатель

Гарифуллина Г. А.

Альметьевск 2015г.

Цели :

Закреплять знания о значении родного языка и необходимости изучения других языков ;

Воспитывать чувство патриотизма и гордости;

Способствовать развитию нравственных качеств характера;

Развивать у детей круг познавательных интересов;

Систематизировать и закреплять знания о Родине.

Ход мероприятия:

Мероприятие начинается с дефиле народных костюмов . В зал, под трогательную национальную музыку, входят в порядке очереди :

Первая тройка (воспитатель (1) в центре, ведет за руки детей (2) делает круг почета по залу, демонстрирует свои костюмы и встает полукругом вдоль украшенной стены, противоположенной зрителям.

Вторая, третья и последующие тройки проделывают те же самые действия, и встают рядом с предыдущими.

Дефиле завершает ведущий в национальной одежде, занимает место в центре зала :

Вед : Родной язык !

Он с детства мне знаком,

Родной язык !

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной.

Вед : Вот уже 15 лет отмечается международный день родного языка . Этот праздник очень важный и нужный.

Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык . Более 130 языков звучат в нашей стране. Послушайте, как звучит речь на армянском языке .

Стихи на армянском языке

(рассказывают воспитанники армянской национальности и их родители)

Вед : В нашем городе и республике мы можем услышать речь на разных языках : русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, таджикский, азербайджанский и другие языки . Дети разных национальностей есть и в нашем детском саду. Для нас представители азербайджанской национальности расскажут стихи на своем родном языке и расскажут о своем любимом национальном блюде.

Стихи на азербайджанском языке , презентация национального блюда

Вед : Каждый народ по своему восхвалял свой язык . А сейчас вашему вниманию блок номеров узбекской национальной культуры.

Стихи на узбекском языке

Андижанская полька

Игра «Тюбетейка»

Вед : В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком , но все, же язык , на котором мы с вами общаемся, чтобы понять друг друга – это русский.

Стихи на русском языке

1. Есть слово такое хорошее - «наш» .

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном!

2. Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык !

Выступление ансамбля ложкарей (исполняют дети)

Вед : В нашей стране два государственных русский и татарский, и в нашем детском саду мы с вами разговариваем не только на русском языке , но и изучаем татарский.

Игра «Переводчик»

(ведущий на русском языке называет слова , дети говорят татарский перевод этих слов)

Татарский танец

Вед : У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура, но всё же основной отличительной чертой каждого народа является язык , а также национальный, народный костюм .

Презентация «Костюмы народов Поволжья»

Вед : Во все времена, люди всех национальностей любили играть, мы тоже знаем и любим играть в народные игры :

Блиц-опрос для всех присутствующих : «Назови игры»

Вед : Вот сколько разных игр мы знаем, хоть названия у них и разные, зато правила игры бывают похожие. В нашей стране в дружбе и согласии живут люди разных национальностей, сегодня мы с вами еще раз смогли в этом убедиться. Приглашаем всех в центр зала и предлагаем скрепить нашу дружбу танцем.

Общий хороводный танец «Дружба»

(после игры все занимают свои места)

Вед : В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык .

Песня «Солнечный круг»

(с переводом на русский, татарский, английский язык исполняют дети подготовительной группы)

Вед : Действительно, все языки прекрасны , каждый язык красивый . Не забывайте, любите свой родной язык , берегите его, гордитесь им!

Исполняется песня «И, туган тел»

(с переводом на татарский и русский язык )

Вед : Живите дружно в мире и согласии с людьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты. До свидания!

Подготовила и провела :

воспитатель по обучению детей татарскому языку

МБДОУ «Детский сад №15 «Теремок»

Гарифуллина Гулия Аминовна

Публикации по теме:

«8 Марта». Праздник, посвященный Международному женскому Дню Сценарий праздника, посвященного 8 марта для детей старшего дошкольного возраста д. /с. Комбинированного вида № 15 «Аленка» Дети входят.

Конспект ООД «Поэзия - духовность нации, аромат родного языка». Цель. Закреплять навыки выразительного рассказывания стихов. Развивать воображение, речь, память. Учить называть приметы времён года. Учить.

НОД по развитию речи в подготовительной группе «Международный день родного языка» Цель: Познакомить детей с "Международным днем родного языка". Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать.

Развлечение, посвященное Дню родного языка «Путешествие по городам Мордовии» Развлечение, посвященное дню родного языка «Путешествие по городам Мордовии» Подготовила: Музыкальный руководитель МДОУ «Детский.

Сценарий праздника посвященный Международному женскому Дню 8 марта для 2 младшей группы Сценарий праздника к 8 марта Дети входят под песню «Варись, варись кашка» Танец Поварята Ведущий: Праздничное утро В дом стучится к нам,.