Справочник по русскому языку. На что обратить внимание

Правило

Речь идет о приставках из- (ис-), без-(бес-), раз-(рас-), воз-(вос-), вз- (вс-), низ-(нис-), чрез-(черес-). Считается, что с буквами З и С мы имеем разные варианты написания одних и тех же приставок. В самом деле: ИЗ и ИС имеют одно значение: движение наружу. А раз одно значение, то и приставка одна.

На конце приставки пишется З , если корень или следующая приставка начинается с гласной или звонкой согласной . Перед глухой согласной пишется С . Проще всего запомнить формулу: глухая с глухой, звонкая со звонкой. Хотя в этой формулировке немного некорректно с научной точки зрения употреблены термины, зато её легко запомнить и удобно применять при письме.

Вариативность согласных в этих приставках обусловлена произношением. Перед глухими согласными произносится [С] и пишется С , а перед звонкими согласными и гласными произноссится [З] и пишется З. Звук на конце приставки оглушается или озвончается под влиянием соседних согласных или гласных.

Правило невозможно использовать, если вы не знаете, какие буквы обозначают глухие согласные, а какие - звонкие. Многие считают, что буква Ц обозначает звонкий звук. Действительно, он звучит звонче остальных глухих согласных, но считается глухим. Повторите этот материал.

звонкие б в г д ж з й л м н р
глухие п ф к т ш с х ц ч щ

Примеры

беЗоблачный (перед гласным.);

беСполезный (перед глухим);

беЗжалостный (перед звонким);

раСпаковать (перед глухим)

раЗдавить (перед звонким);

иСцарапиться (перед глухим);

иЗделие (перед звонким);

воСпламениться (перед глухим);

воЗделать (перед звонким);

ниСпадать (перед глухим);

ниЗвергаться (перед звонким);

Запомните написание слов, в которых часто возникают ошибки:

череСчур

иСчезнуть

иСподлобья

иСподнизу

иСподтишка

мировоЗЗрение

мировоСприятие

беЗжизненный

беЗжалостный

беЗвкусный

иСцарапаться

Когда и почему возникло правило

Но Ломоносов написал "мне кажется", оставив носителям языка свободу выбора, к тому же он и сам не всегда придерживался выдвинутого принципа. Поэтому почти до конца 19 века правило имело рекомендательный характер и люди писали приставки без всяких правил, как слышали, "по произволу". И сама собой сложилась традиция написания С в случаях оглушения и З в случаях озвончения согласных. Но при разработке первых правил орфографии филологи 19 века ввели ограничение: "Приставки без- и чрез- всегда пишутся черезъ з: безпечный, безмЕрный, чрезполосный. Остальныя приставки (раз-, из-, воз- и другія) сохраняютъ з передъ с и звонкими согласными, а передъ глухими принимаютъ с: разсказъ, возстаніе, возбранить, изжить, распросъ, исходить, воскинуть." Как видите, запомнить, в каких приставках и в каких случаях надо писать З, стало гораздо труднее. Необходимо было писать не как слышится, а иначе. В таком варианте правило просуществовало недолго. Реформа русского языка 1918 года серьёзно упростила его.

По поводу правописания приставки без- (бес-) споры не прекращаются уже почти сто лет, с момента реформы. Именно тогда было принято писать эту приставку на основе фонетического принципа (глухая с глухой, звонкая со звонкой). До реформы был только один вариант - без . Остальные приставки, оканчивающиеся на З и С, к тому времени в большинстве случаев уже было принято писать так, как мы их пишем и сейчас.

Споры вызвало совпадение приставки бес- и существительного бес . Противники реформы считают, что в язык впущены бесы, которые обязательно погубят православие, а возможно, и весь русский народ.

Во время той же реформы изменилось также написание приставки через- (черес-). До реформы был только один вариант приставки и слово чересчур писалось так: "черезчур".

Законную силу правило приобрело, как и все остальные правила русской орфографии, в 1956 году. В своде правил оно звучит так: " В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т. п." И именно эта формулировка может быть использована при апелляциях.

На что обратить внимание

  • В русском языке не существует одиночной приставки З , есть только приставка С , которая пишется всегда одинаково и перед звонкими, и перед глухими согласными. Сделал, Сбежал, Сдвинул, Сгрести. Рассмотрим пару слов С бить – ра З бить (в первом слове приставка С , во втором приставка оканчивается на З , так как корень начинается со звонкой согласной).
  • В словах Здание, Здесь, Здоровье, ни Зги (не видно) буква З является частью корня. Эти слова не являются исключениями и вообще не имеют отношения к настоящему правилу, но их лучше запомнить, чтоб не перепутать при письме со словами с приставками.
  • Обратите внимание на написание слов, в которых встречаются удвоенные согласные з или с на стыке приставки и корня. Если корень начинается с З или С, на стыке приставки и корня пишется ЗЗ или СС.
  • Приставка может оказаться не в начале слова. Вот примеры. В слове Мировоз зрение приставка воз оказалась перед вторым корнем. Это не мешает применять правило, касающееся приставок. Приставкой-то она быть не перестаёт. Таким образом возникает удвоенная буква З в середине слова (воз - приставка, зрен - корень). ПереСдача. Некоторые пишут в этом слове З , полагая, что перез - это приставка и на выбор буквы влияет звонкий Д. Но такой приставки не бывает. В этом слове две приставки: пере и С .
  • Согласный звук может оглушаться или озвончаться не в приставке, а в корне, и, разумеется, правило, касающееся приставок, на выбор буквы никак не влияет. Например, в словах близкий, низший З является частью корня, поэтому перед глухими К и Ш мы все равно пишем З . Можно допустить ошибку в лове блиЗсидящий, приняв близ за приставку. Очевидно же, что корень сид . Но близ не является приставкой. Это первый корень. Смотри подробнее Правописание согласных в корне слова
  • Иностранные приставки дис- и дез- пишутся всегда одинаково, соседняя буква на выбор З или С не влияет: диСбаланс, диСгармоничный, диСквалификация, диСграфия, деЗинфекция. Иноязычные приставки и сочетания ДЕЗ(ДЕ)-, ДИЗ(С)-, ЭКЗ(ЭКС)- заканчиваются на - З только перед гласными: дезактивация, дизассоциация, дизъюнкция, экзальтированный – НО! декапитализация, девальвация, дисбактериоз, дискриминация, эксперимент

Буква З на конце приставки пишется перед звонким согласным (ни з ложить, во з звание, и з делие), буква С на конце приставки пишется перед глухим согласным (бе с пощадный, и с следователь).

Правописание гласных в приставках РАЗ- , РАС- , РОЗ- , РОС- зависит от ударения. В безударном положении всегда пишется А (раз ыскать, роз ыск, раз лив (реки), роз лив (стали). Исключение: роз ыскной.

Упражнение 12. Спишите, вставив пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Ра...чёт, ра...тилаться, бе...вёздный, ра...читывать, бес...полезный, ра...адорить, мирово...рение, чере...чур, бе...численный, ...бавить темп, нес...гибаемый, ...дешний, ни...ходящий, бе...спорно, ра...просы, ра…троганный, бе…прекословно, бе…препятственно, ра...стегнуть, бе...престанно, ...былись мечты о пр…образовании края, в...крикнуть, во...стание, во...звание, ра...целоваться, ни...падать, ни...вергаться, расследовать, бе...страшный, и...тратить, и...тупленный, ра...ставить, ра...стараться, бе...примерный, бе...жалос...ный, и...чезать, бе...счётный, и...жарить, ...дача, ...дороваться, и...царапать, ...гущёнка, не видно ни...ги, ...берегать, ...делать, ...биться, рас…читывать, ни...ходит, ра...читал, ...бившись, бе….звучно, ра...четы, ...двинуться, бе...помощный, ...добный, ...густок, ...дание, и...жога, и...подтишка, чере...чур, чере...пололосица, бе...цветный, ...дружиться, ра...жать, во...тание, бе...четный, ра...крыть, бе...церемонный, бли...стоящий, и...чезнуть, чре…вычайный, бе...вкусный, бе...чувственный, ...дравница, бе...принципный.

3.3. Правописание ы – и после приставок

После приставок, заканчивающихся на согласную, на месте И пишется Ы (и стория – пред ы стория, и скать – под ы скать, и грать – раз ы грать).

В соответствии с произношением пишутся слова пред и словие, вз и мать.

После иноязычных приставок СУБ- , КОНТР- , ПАН- , ТРАНС- , ДЕЗ- , а также приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется И (меж и нститутский, сверх и нтересный, суб и нспектор, контр и гра, пан и сламизм, транс и орданский, дез и нфекция).

Следует запомнить , что от слов с приставками надо отличать сложносокращённые слова, которые пишутся через И (пед и нститут, спорт и нвентарь, мед и нститут.

Упражнение 13. Спишите, вставив пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Без…дейный, пред…стория, пед…нститут, сверх…зысканный, пан…сламизм, контр…гра, пред…нфарктное состояние, пост…нфарктный синдром, дез…нформация, без…нициативный, сверх...нтересный, без…скусственный, под…тожить, спорт...нвентарь, суб...нспекция, без...мянный, транс...ранский, без...мпульсный, раз...грывать, без…ндукционный, пред…дущий, небез...звестный, пред...юльский, под…тожить, вз…мать налоги, с…мпровизировать, об…грать, из…мать из оборота, спорт…инвентарь, без…скусный, небез…звестный, сверх…дейный, с…мпровизировать, сверх…нтеллигентный, дез…нфекция, без…скусный.

4. Правописание суффиксов

Суффиксы, как и приставки, не меняют своего написания. Кроме того, для каждой части речи существует свой суффикс.

4.1. Правописание суффиксов существительных

Суффикс -ЧИК- пишется после согласных Д , Т , З , С , Ж (налад чик , переплёт чик , закз чик , перепис чик , перебеж чик ).

Суффикс -ЩИК- пишется после Т и в ряде слов с иноязычными корнями (алимент щик , асфальт щик ).

Сочетание -ИН(К)- пишется в существительных, образованных от слов женского рода на -ИН(А) (протал ина – протал инк а, изюм ина – изюм инк а).

Сочетание -ЕН(К)- пишется в уменьшительно-ласкательных суффиксах существительных, образованных при помощи суффикса –К- от слов на -НЯ , -НА (виш ня – виш енк а, спаль ня –спал енк а, череш ня – череш енк а).

Суффиксы -ИЗН- и -(ИН)СТВО- пишутся с буквой И (желт изн а, бел изн а, больш инств о, досто инств о).

Суффикс -УШК- пишется в существительных м.р. и ж.р. (коров ушк а, бород ушк а, солов ушк а). Суффикс -ЫШК- пишется в существительных ср.р. (зёрн ышк о, горл ышк о, солн ышк о). Суффикс -ЮШК- пишется в словах м.р., ж.р., ср.р. после основы на мягкий согласный (пол юшк о, гор юшк о). Суффикс -ИШК- пишется в словах м.р., ж.р., ср.р. после основы на мягкий согласный и шипящий (шинел ишк а, бель ишк о, табач ишк о).

Суффиксы с Н или НН пишутся в соответствии с тем, сколько Н было в суффиксе производящей основы (нефт ян ик – нефт ян ой, со нн ик – со нн ый).

Следует запомнить : моше нн ик, бессребре н ик, труже н ик, гриве нн ик, Масле н ица, варе н ик и т.д. Лучше всего сверять со словарём.

Упражнение 14. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Подпис…ик, смаз…ик, разнос…ик, барабан…ик, ремонт…ик, процент…ик, алимент…ик, перебеж…ик, переплёт…ик.

Протал…нка, трещ…нка, солом…нка, дюж…на, жемчуж…нка, изюм…нка, череш…нка, неж…нка, спал…нка, кух…нька, за…нька, голов…нька.

Желт…зна, бел…зна, больш…нство, досто…нство, одиноч…ство.

Солов…шка, молодн…к, кладов…чка, устал…сть, пестр…та, колоколь…ик, врем…ко, сем…нем, кусоч…к, ключ…к, голосоч…к.

Гости…ница, бесприда…ница, дальто…ник, избра…ник, великомуче…ник, дружи…ник, воспита…ник, варе…ник, соплеме…ник, восьмигра…ник, родстве…ник, пря…ность, нефтя…ник, мороже…ное, труже…ник, прида…ное, моше…ник, пута…ник, племя…ник, уче…ник, листве…ница, поле…ница, ряби…ник, сторо…ник, со…ник, дли…на (отрезка), были…ник, путешестве…ник, дровя…ник, карма…ник, воспита…ник, ставле…ник, мали…ник, ко…ница, Масле…ница, костя…ника, юн…ость, ветре…ность, копчё…ность, торфя…ник, имени…ник, взволнова…ность, оси…ник, гриве…ник, покло…ник, довере…ность, пле…ник, жема…ница, избалова…ность, совреме…ник, изгна…ник, болезне…ность, подли…ник, стра…ник, подоко…ник, тождестве…ность,

Правописание приставок, оканчивающихся на буквы З и С

1. В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», а перед звонкими согласными и гласными произносят [з] и пишут «з».
Рассмотрите примеры:
РАС-ПИЛИТЬ, РАЗ-УЧИТЬ, РАЗ-БУДИТЬ.
Точно так же, как приставка РАЗ-(РАС-), проверяется написание приставок ИЗ- (ИС-), ВОЗ- (ВОС-), БЕЗ- (БЕС-), НИЗ- (НИС-), ВЗ- (ВС-), ВОЗ- (ВОС-) и др.

2. Обратите внимание: приставка С- принадлежит к той группе приставок, которые всегда пишутся одинаково, она не меняется в зависимости от стоящих после нее звуков.
Сравните: С-ДЕЛАТЬ, С-КИНУТЬ.

3. Кроме этого, нужно помнить, что слова ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ всегда начинаются с буквы «З».

Упражнение

1. Посреди леса, на ра_ чищенной и ра_ работанной поляне, во_ вышалась одинокая усадьба Хоря. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
2. Дверь совершенно бе_ шумно ра_ пахнулась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце»)
3. Офицер, ра_ горяченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве _ хватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио… (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
4. Я _ хватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не ра_ каялся. (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
5. Попробуй в_ глянуть на молнию, когда, ра_ кроивши черные, как уголь, тучи, не_ терпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим»)
6. Во_ вратясь в гостиную, они уселись втроем: старики в_ помнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей ра_ мышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)
7. Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая бе_ надежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне. (Н. В. Гоголь, «Вий»)
8. Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно бе_ умным лицом, и_ царапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах. (М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
9. … Как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец во_ торжествует и последние волны согретого тумана то _ катываются и ра_ стилаются скатертями, то и_ виваются и и_ чезают в голубой, нежно сияющей вышине… (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
10. Мы сели за стол; хозяин был чре_ вычайно в духе, и скоро веселость его соделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели бе_ престанно, и мы со всево_ можным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага. (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
11. Он осекся и опять уставился на меня с теми же вытаращенными глазами и с тою же длинною, судорожною, бе_ смысленно-вопрошающей улыбкой, ра_ двигающейся все более и более. (Ф. М. Достоевский, «Подросток»)
12. Вид своего ра_ рушающегося двора, вид сильно и_ менившийся, высохшей и странно-тихой, слегка шальной матери, не прои_ вел на него никакого впечатления. (И. А. Бунин, «Веселый двор»)
13. Любопытство начинало меня бе_ покоить, и я надеялся, что пунш ра_ решит язык моего старого знакомца. (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»)
14. Целый день гробовщик ра_ ъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего и_ возчика. (А. С. Пушкин, «Гробовщик»)
15. Как скоро графиня уедет, ее люди, вероятно, ра_ ойдутся, в сенях останется швейцар, но и он обыкновенно уходит в свою каморку. (А. С. Пушкин, «Пиковая дама»)
16. Елена была одна и поэтому не _ держивала себя и беседовала то вполголоса, то молча, едва шевеля губами… (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)
17. Чьи-то глаза, черные, черные, и родинки на правой щеке, матовой, смутно _ веркнули в сонной тьме. (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)
18. Многие жители Петербурга, проведшие детство в другом климате, подвержены странному влиянию _ дешнего неба. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
19. Какие были его намерения, опасения и надежды, и_ вестно только богу, но, по-видимому, он готов был _ делать решительный шаг, дать новое направление своей жизни. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
20. Наконец, дверь отворилась, и он медленно в_ ошел по широкой лестнице. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
21. Один только кабинет иногда может ра_ облачить домашние тайны, но кабинет так же непроницаем для посторонних посетителей, как сердце… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
22. Странно, – подумал Печорин, садясь в сани, – было время, когда я читал на лице ее все движенья мысли так же бе_ ошибочно, как собственную рукопись, а теперь я ее не понимаю, совершенно не понимаю. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
23. Эти _ дания, которые с первого взгляда вас только удивляют как все великое, со временем _ делаются для вас бе_ ценны, когда вы в_ помните, что _ десь ра_ вилось и выросло наше просвещение… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
24. У _ рубленного дерева, на земле, копошился лесник; он держал под собою вора и закручивал ему кушаком руки за спину. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
25. Бирюк одним поворотом _ дернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, ра_ творил дверь и вытолкнул его вон. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)

Упражнение подготовили Н. В. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Русские приставки на з-/с- пишутся так, как слышатся , то есть, по фонетическому принципу.

Из этого принципа выведено правило: если после приставки звонкий согласный, пишется на конце з-, если глухой – с-:

óПомни!

Многие рeжутся на незнании глухих и звонких согласных.

Ч, Щ, Ц – всегда глухие .

Проверяйте себя произношением!

чересч ур

.Различай!

GЛовушка!

ДИС- - иноязычная приставка, поэтому на письме она не изменяется.

Ы/И после приставок на согласную.


.Различай №1!

В сложносокращенных словах (пединститут, спортинвентарь ) И сохраняется, так как первая часть является не приставкой, а корнем!

.Различай №2!

Подымать, изымать – но поднимать, взимать, взирать, снимать.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

.Различай!

óПомни! Это правило включает множество иностранных слов или слов, происхождение которых не всегда понятно. Тебе придется их выучить!

Алгоритм действий.

1. В каждом варианте определить, по какому правилу сгруппированы слова.

2. Найти в вариантах ответов исключения, вставить пропущенные орфограммы.

3. Остальные пропущенные буквы вставить по правилу.

FПодсказка. Не начинай с правила на ПРЕ- и ПРИ-. Оно является самым сложным, поэтому оставь его на «десерт».

ÑРазбор задания.

В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква?

1) нед..чёты, не..знакомленный, з..рождаться

2) пр..вращение, пр..образовать, пр..искусный

3) ра..хаживать, и..вержение, ди..пропорция

4) дез..нформация, про..нформировать, небез..звестный

В первом варианте представлены слова с неизменяемой на письме приставкой, во втором – приставки ПРЕ-/ПРИ-, в третьем – приставки на З-/С-, в четвертом – Ы/И после приставок на согласную.

Оставим правописание ПРЕ- и ПРИ-.

Вариант №1.

Нед..четы пропущена буква О в неизменяемой приставке НЕДО-, не…знакомленный – откидываем НЕ-, остается неизменяемая приставка О-, з…рождаться – приставка ЗА-.

Вариант №3.

Начнем с иноязычной приставки ДИС- в слове ди..пропория. Эта приставка не изменяется на письме. В остальных словах проставляем, что слышим: раСхаживать, иЗвержение.

Вариант №4.

Ищем нерусскую приставку. В слове дез..нформация находим ДЕЗ-, значит после нее пишем И-. В слове про..нформировать используется приставка, оканчивающаяся на гласную, поэтому И- в корне мы также сохраняем. А в слове небез..звестный русская приставка БЕЗ- меняет И- на Ы-.

Вариант №3.

В трех предыдущих вариантах мы не вставили одинаковых орфограмм. Таким образом , правильный ответ №3. Проверяем его. Пр..вращение (=пере йти из одного состояния в другое), пр..образовать (=пере делать), пр..искусный (=очень, пре-).

? Потренируйся.

1. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) п..дписать, с..гласие, поз..вчера

2) ра..положиться, бе..деятельный, в..помнить

3) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

4) под..грать, сверх..нтересный, небез..звестный

2. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) не..деланный, в..драгивать, и..давать

2) п..дсказывать, п..никнуть, не..глядный

3) пр..увеличивать, пр..страстие, пр..мелькаться

4) раз..скать, без..сходный, по..грать

3. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) з..частую, н..илучший, поз..вчера

2) пред..стория, без..дейный, не..звестный

3) пр..ложение, пр..озерный, пр..огромный

4) во..делывать, в..пышка (света), ра..думывать


Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

FПодсказка.

Посмотри задание А10, чтобы вспомнить признаки причастия и спряжения глаголов. Вспомни суффиксы причастий!

GЛовушка!

Если у формы есть приставка ВЫ-, то ее следует откинуть в первую очередь, так как она перетягивает ударение на себя!

FПодсказка.

Если сомневаешься, какой суффикс в инфинитиве, то запомни, что кроме глагола КЛЕИТЬ все остальные заканчиваются на –ЯТЬ:

GЛовушка!

Для верного определения начальной формы глагола:

J «Запоминалки»

.Различай №1!

.Различай №2!

ЕНН А-НН
завеш-енн-ый (от глагола завесить = закрыть занавеской) завеш-анн-ый (от глагола завешать = повесить на всем пространстве)
навеш-енн-ый (от глагола навесить = повесить, надеть на что-л.) навеш-а-нн-ый (от глагола навешать = повесить в большом количестве)
обвеш-енн-ый (обвесить = обмануть при покупке) обвеш-а-нн-ый (обвешать = увешать со всех сторон, всюду)
развеш-енн-ый (развесить = разделенный на части по весу товар) развеш-а-нн-ый (развешать = повесить по разным местам)
свеш-енн-ый (свесить = спускать вниз) свеш-а-нн-ый (свешать = определить вес)
(за-, пере-, по-, с-)меш-енн-ый (от приставочных образований глагола месить =мять, перемешивая) (за-, пере-, по-, с-)меш-а-нн-ый (от приставочных образований глагола мешать =переворачивать, взбалтывать круговыми движениями с помощью чего-либо)
(вы-, за-, при-, про-)стрел-енн-ый (от выстрелить, застрелить, пристрелить, прострелить) (на-, об-, от-, пере-, при-, рас-)стрел-я-нн-ый (от настрелять, обстрелять, отстрелять, перестрелять, пристрелять = настроить прицельно)
выкач-енн-ый (выкатить) выкач-а-нн-ый (выкачать)

Алгоритм действий.

1. Определите время причастия или глагола.

2. Поставь в начальную форму.

3. Если время настоящее или будущее, вспомни спряжение и вставь гласную.

4. Если время прошедшее, то вставь гласную, которая находится перед –ТЬ в инфинитиве.

ÑРазбор задания.