1 счастье для большинства людей понятие абстрактное. Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь

Сахарным диабетом называется совокупность обменных патологий эндокринной системы, обусловленная недостаточной секрецией инсулина. Вследствие нарушения расщепления глюкозы, заболевание характеризуется повышением ее содержания в крови – гипергликемией. Высокий уровень глюкозы в течение долгого времени наносит ущерб организму, вызывая необратимые изменения внутренних органов. Поэтому актуальность проблемы сахарного диабета достаточно высока и требует повышенного внимания со стороны врачей и обывателей.

Разновидности заболевания

Заболевание можно классифицировать по ряду признаков, на основании которых выставляется диагноз. По этиологическому фактору СД бывает:

  • диабет 1 типа;
  • диабет 2 типа;
  • диабет беременных (гестационный);
  • другие специфические формы.

По тяжести течения диабет может быть:

Сахарный диабет 1 типа

Развивается вследствие разрушения островков Лангерганса – бета-клеток поджелудочной железы. Приводит к абсолютной панкреатичекой инсулиновой недостаточности, поэтому является инсулинозависимым. Выявляется чаще в раннем и молодом возрасте, однако болеют люди всех возрастных групп. Больные СД1 пожизненно принимают инсулин в качестве заместительной терапии. Различают 2 вида:

  • аутоиммунный (развивающийся в ответ на собственные антигены);
  • идиопатический (неиммунный, имеющий другую природу).

Сахарный диабет 2 типа

Обусловлен нарушением углеводного обмена из-за преимущественной инсулинорезистентности или относительной внепанткреатической недостаточностью гормона. Инсулинозависимым не является. Глюкоза не усваивается организмом, так как клетки не воспринимают инсулин. СД2 чаще возникает в зрелом возрасте по причине наличия излишней массы тела или отсутствия физической активности. Корректируется режимными мероприятиями, диетой и сахароснижающими препаратами.

Гестационный сахарный диабет

Возникает как впервые выявленное повышение уровня глюкозы у женщин на фоне беременности, спонтанно и бесследно исчезающее после родов.

Другие возможные формы

Встречаются достаточно редко, однако имеют важную диагностическую роль в постановке диагноза.

Причина развития Формы заболевания
Генетические аномалии бета-клеток поджелудочной железы MODY-1,2,3

Неонатальный диабет

Мутации ДНК

Генетические дефекты инсулина и его рецепторов Инсулинорезистентность А

Синдром Рабсона-Менденхолла

Внешнесекреторные заболевания поджелудочной железы

Травма

Панкреатит

Новообразование

Камни в протоках поджелудочной

Эндокринологические патологии

Синдром Иценко-Кушинга

Феохромоцитома

Акромегалия

Гипертиреоз

Обусловленный лекарственными препаратами

Длительный прием глюкокортикостероидов, бета-блокаторов, гормональных препаратов, интерферонов, тиазидных диуретиков
Вследствие инфекций Врожденные TORCH-инфекции
Из-за генетических мутаций Синдромы Дауна, Тернера, Клайнфельтера, хорея Гентингтона

Причины заболевания

  1. Генетически обусловленная предрасположенность.
  2. Аутоиммунная природа.
  3. Дефекты функционирования клеток поджелудочной железы.
  4. Травмы, недостаточное поступление кислорода (гипоксия) к поджелудочной железе.
  5. Медикаментозное или токсическое поражение органа.
  6. Высокоуглеводная пища в больших количествах.

Клиническая картина

Первые признаки сахарного диабета – проявление основных симптомов:

  1. Частое обильное мочеиспускание – полиурия, преобладание ночного диуреза – никтурия. Возникает на фоне повышенного уровня глюкозы и увеличения осмотического давления мочи.
  2. Выраженная жажда, значительное увеличение потребления воды в течение суток – полидипсия. Возникает на фоне дегидратации вследствие потери жидкости с мочой.
  3. Повышение аппетита, постоянный голод – полифагия. Из-за нарушения метаболизма глюкоза не усваивается организмом, даже если имеется в избытке.
  4. Быстрое снижение массы тела на фоне нормального питания. Обусловлено повышенных расщеплением белков и жиров из-за отсутствия углеводов. Наиболее характерный признак для сахарного диабета 1 типа.

Второстепенные клинические проявления развиваются долго, имеют низкую специфичность и диагностическую роль:

  • слабость, утомляемость, головная боль;
  • зуд кожи, воспалительные высыпания;
  • снижение остроты зрения;
  • сухость и запах ацетона изо рта;
  • нарушения мочеиспускания;
  • трофические нарушения конечностей.

Возможные осложнения

Длительный период без своевременной диагностики заболевания приводит к нарушениям функций многих внутренних органов и их необратимым изменениям. Наиболее частые осложнения СД:

  • Диабетическое поражение сосудов различного калибра – ангиопатии. Проявляются повреждением сосудистых стенок, нарушением свертываемости крови, ускорением атеросклеротических изменений. Органы-мишени – сердце и сосуды нижних конечностей.
  • Поражение сосудов сетчатки глаза – ретинопатии. Происходит снижение остроты зрения, в запущенной стадии – полна потеря.
  • Диабетическое поражение сосудов почек – нефропатии. Снижается скорость клубочковой фильтрации, что приводит к замедлению выведения токсичных продуктов обмена – почечной недостаточности.
  • Расстройство нервной деятельности – нейропатии. Осложнение приводит к снижению работоспособности, нарушениям мозгового кровообращения, ухудшению чувствительности, поражению черепно-мозговых нервов.
  • Синдром диабетической стопы – патология с повышением травматизации мягких тканей нижних конечностей, приводящая к развитию некрозов.

Норма глюкозы в крови

Методы профилактики

Во избежание заболеваемости необходимо соблюдение профилактических мер. К ним относятся:

  1. Выявление возможных групп риска: люди старше 45 лет, с избыточной массой тела, низкой физической активностью, осложненным генетических анамнезом, артериальной гипертензией, повышенным уровнем холестерина и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Проводится во время медицинских осмотров организованного населения врачом-терапевтом.
  2. Оценка степени риска. Люди, входящие в группы риска, должны регулярно сдавать анализ крови на глюкозу. При нормальном результате анализа частота исследований – 1 раз в 3 года. При наличии нескольких факторов риска одновременно – 1 раз в год. Проверяется уровень гликемии натощак и после глюкозотолерантного теста. У людей старшего возраста оценивается риск других заболеваний сердечно-сосудистой системы.
  3. Снижение степени риска

Важно! Здоровье человека на 50% зависит от него самого. Здоровый образ жизни как повседневная привычка снизит риск заболеваемости и улучшит качество жизни на долгие годы.

К чему все стремятся и за чем гоняться? Что обычно желают в праздничные дни? Что за понятие, которое всем известно, как самое положительное, но никто не знает конкретно, что это? Ответ на эти и похожие вопросы — это счастье человека! Да, именно оно всех манит и заставляет стремиться к нему. Ради счастья стоит жить на свете. А каково оно? Вам известно? Думаю, что не совсем.

Как ни странно, но это человеческое понятие (счастье человека) очень расплывчато, условно, абстрактно. В принципе, оно у всех своё, хотя некоторые его грани могут в чём-то и быть похожи. Если опросить некоторое количество людей, что они думают о человеческом счастье, и что именно оно для них значит, то ответы большинства будут совпадать.

Для большинства людей под обычным человеческим счастьем подразумевается — здоровье себя, родных и близких, их благополучие и благосостояние, широкие возможности (финансовая независимость и достаток), а если свести эти пункты к одному знаменателю, то можно получить следующее — максимально возможное состояние положительности и наслаждения (следует учесть, что отсутствие «плохо», так же является критерием «хорошо»).

Заметим, что здоровье и благополучие — это универсальные положительные «хотения» людей. Но ведь каждому известны случаи, когда одному, что-то доставляет удовольствие, а для другого это является чем-то плохим и негативным. Это объясняется простыми психологическими особенностями человеческой психики. В целом же, счастье человека представляет собой положительное состояние его души, что, в первую очередь, зависит от его индивидуального отношения к другим, и к миру в целом.

Счастье: конкретно об абстрактном

Однажды меня спросили: «Инесса Игоревна, а что такое счастье? Ведь это не что иное, как чувство достижения цели или выполнения желания? Чувство прекрасное, но кратковременное…. А что Вы подразумеваете под Счастьем?»

Тема счастья настолько же важна, насколько абстрактно само это понятие, на первый взгляд. Похоже, что сколько людей, столько и вариантов счастья… Так ли это? Или, все таки возможно сформулировать какое-то общее для всех, определение счастья?

С психологической, психоэмоциональной (а значит, в определенном смысле, и физиологической) точки зрения – несомненно, это возможно!

Если бы передо мной поставили задачу сформулировать универсальное понятие «счастья» только двумя словами, то есть только единственная пара слов, способная передать всю основную, одновременно глобальную и простую суть счастья, а именно — ДУШЕВНОЕ СПОКОЙСТВИЕ.
Таким образом, можно утверждать, что в данном понимании счастье — это чувство отнюдь не кратковременное, как принято считать!

А потому само по себе удовлетворение желания, удача или достигнутая цель – не являются счастьем, как многие ошибочно считают. Временный успех или даже периодические личные достижения могут обуславливать эмоциональный подьем или хорошее настроение на какое-то время, однако не могут обуславливать того самого, внутреннего «иммунитета счастливого человека» (постоянства положительного эмоционального фона, преобладания чувства удовлетворения или самодостаточности, ощущения своей состоятельности как личности), — по определению, т.к. все это — факторы ВНЕШНИЕ, временные и относительные.

Влияния внешние тем сильнее, и тем сильнее зависимость человека от них, — чем слабее этот внутренний балланс, запас защитных сил души (то самое душевное спокойствие, другими словами – счастье). Поэтому единственная возможность быть БЕЗусловно счастливым (т.е. иметь внутреннюю свободу как от удач, так и от неудач, от излишней зависимости от мнений окружающих или комплексов, удовлетворение собой и своей жизнью), — заключается исключительно во внутренних факторах, т.е. зависит только от нашего субьективного самоощущения.
Ибо все, что вне нас, все обьективные факторы — относительны и опасно изменчивы,т.к. ими невозможно управлять. Так не стоит ли поставить свое счастье в зависимость от управляемого, безусловного и неизменчивого, чем продолжать ставить его, — свое внутреннее спокойствие,самооценку, счастье в конце-концов, — в зависимость от колебаний фортуны, настроения, чужого мнения или резкого слова, от переменчивых успехов и других привратностей судьбы?

По моему глубокому убеждению, счастье — это не восторг, не упоение победой или эйфория. Поскольку это лишь временные эмоции, «состояние аффекта», не более.
Счастье — вещь, отличная от ликования, оно непрерывно, безусловно и постоянно… Это своего рода «образ жизни и мыслей», а не обьективный показатель. Счастье – СУБЬЕКТИВНАЯ СУТЬ личности.

Ибо сколько уж человек сможет продержаться в упомянутом выше, которое часто принимают за «счастье», этаком восторженном состоянии аффекта (ликовать от, например, получения хорошей работы, зарплаты или выигрыша в 5 млн. долларов)?

Человеческая психика настолько гибка, что привыкает ко всему – в том числе и к этому. А когда человек привыкает, он остается опять наедине с собой; и если он человек зависимый, неуверенный в себе, не самодостаточный и имеющий комплексы, он неизбежно не сможет быть счастливым несмотря ни на какие успехи или события.

С самодостаточным же происходит все наоборот: т.к. он как раз имеет этот безусловный внутренний стержень, то именно несмотря ни на какие (почти никакие) события в жизни, они не способны сделать его несчастным. А восприятие и переживание того, что принято называть несчастьем, будет сродни ощущению «испытания», но не «наказания»…

Это неправда, что счастье – одно,
Что лишь несчастье всегда отличается.
Счастье – не меньше разнится оно,
В жизни – ни в чем простоты не случается…

Для одного, счастье что-то иметь,
А для другого – смочь выразить что-то,
Третьему счастье – побольше уметь,
А для другого – жить ради кого-то…

Счастье зависит от многих вещей.
То субьективно,а то относительно
Счастьем считаем мы в жизни своей
Именно то,что достичь затруднительно.

Но иногда наступает момент,
Следуя за потрясением жизненным,
Что понимаешь: счастливее нет
Жизни спокойной,свободной и истинной..

Изложенный принцип построения общества, известен как путь, которым идут те, кто нашел в этом принципе идентичную суть своего пути. Подобных фундаментальных истин история знает очень много. Но все они отражают истину того, кто шел и прошел этот путь. Но не тех, кто как-то прикоснулся к нему. Великие Учителя никогда не говорили о том, что их путь это истина для всех. Они всегда говорили, что эту истину они познали и дают возможность познать ее нам. Но, догмы человечества, оковали сознания людей в кандалы религий и различных лжеучений, где отражается эгоцентризм и лукавство. Ибо истина может предлагаться, как вариант, но не навязываться, как что-то единственное и неповторимое. «Пробуйте, идите, утверждайте и получайте свой опыт», так говорили Учителя! Поэтому, суть нашего с вами разговора в этой статье, о том, что же такое счастье. Этот вопрос, является следами на пути, которые оставили нам Учителя. Но, чтобы этот путь к счастью, стал нашим, нам нужно стать двумя ногами в эти сакральные оттиски истины, и пройти так, как прошли Святые в поисках счастья. Счастье — это абстрактное понятие. И у каждого человека понятие счастья, имеет свой оттиск в этой мозаике мира. Так что же такое счастье?

Уважаемые друзья, не один метод, автором которого я являюсь, не может быть самым лучшим и правильным. Все они, это всего лишь мой путь и путь Учителей. Но, вам не обязательно идти этой дорогой. Вы можете найти свой путь, если еще не нашли, путь к счастью. Я всем Вам рекомендую не погружаться с головой в то, что вы читаете или слышите. Информация из различных источников, это всего лишь, чей-то опыт. И он может быть вашим, а может и не быть, вам выбирать. Но, как минимум, вы всегда должны проверять то, что вы используете в качестве опыта других людей. Так говорил Великий Будда! Именно так, этот Великий Учитель Мира, постиг истину в Себе.

Сейчас, мы с вами поговорим на тему, что же такое счастье, где я расскажу вам свою точку зрения, расскажу о своем опыте и расскажу, как я чувствую СЧАСТЬЕ!

Счастье — это глубокая философия жизни. Она познается в ее многообразии. Все многообразие жизни невозможно понять. Счастье познается в реальности, которую вы выбираете. Счастье — это состояние Ума! Давайте разберем это состояние Ума, ведь в нем находится ключ к счастью. Одни люди считают, что счастье в деньгах и в достатке, другие считают, что счастье — это здоровье и хорошие отношения с близкими. Есть люди, которые считают, что счастье — это миг, миг времени, который длится не долго. Есть люди, которые думают, что счастье — это позитивные эмоции. Все эти люди по-своему правы, ведь думая так, человек не испытывает постоянное счастье, а значит, он думает о нем, как о чем-то, что может быть в будущем.

Что касается моего опыта, моих взглядов на жизнь, то в моем понимании, счастье — это свобода . Свобода — это результат независимости от дуальных оков. Свобода — это знания, как не быть притянутым в рамки физического мира со своими страстями. Есть люди, которые говорят: «О да, я счастливый». Или, «О, я знаю, что такое счастье». Но, в обоих случаях, человек говорит не о счастье, а ощущениях, позитивных ощущениях, которые когда — либо он испытывал. Возможно, это было пару раз в жизни, где каждый раз, испытывая приятные ощущения, человек ассоциировал их с счастьем. И когда ему задают вопрос, что же такое счастье, то его Ум мгновенно возвращается в прошлое и находит все ощущения, которые человек испытывал и ассоциировал с счастьем. Я сейчас, никоим образом, не хочу навязывать вам своего мнения, ведь мнение каждого, закон для него. Но, мне бы хотелось показать структуру того, что такое счастье. Счастье, не может быть временным. Оно или есть, или его нет, ведь правда? Все остальное, что является временными порывами счастья, это всего лишь ощущения, которые мы получаем от жизни. Возможно, эти ощущения связаны с покупкой автомобиля, возможно, это состояние связано с выздоровлением. Возможно, вы получаете эти ощущения от любви к любимому человеку или к вашему ребенку. Но все это приходящее и уходящее. Сегодня, вы любите, а завтра, вы страдаете от измены. Сегодня, ваш ребенок такой ласковый и нежный, а через пару лет, вы лишаетесь этих ощущений по различным причинам. Позитивные и негативные ощущения — это энергия, имеющая разную полярность. И подобные ощущения постоянно находятся в движении. То они находятся в фазе позитивных ощущений, то они сменяются негативными ощущениями. Все зависит от нашего выбора. Но есть нечто нейтральное. Третье состояние нашего Ума является нейтральным состоянием. Это, начальная точка движения двух энергий. И счастье, как раз находится в этой нейтральной точке. Счастье — это свобода, которая дает нам возможность не испытывать ощущения, будь-то позитивные или негативные. Счастье, не может быть результатом ощущений. Ощущения — это суть наших привычек. И любые ощущения, какие бы они ни были, это на самом деле, рабство. Мы становимся рабами этих ощущений. О, как много я видел людей, кто «кайфует» от чувства вины, и от чувства жертвы. Все они достаточно долго находятся в этом состоянии и уже обрели опыт в этих ощущениях. А этот опыт, дарит им ощущения. Поэтому, счастье — это состояние, где человек не привязан к чему — либо. Он не привязан к людям и к ощущениям. Если счастье — это вечная реальность, то в ней отсутствуют все мотивы быть рабом ощущений. Каждый ищет свои ощущения. И вся наша жизнь — это постоянный бессознательный поиск новых ощущений, потому, что старых уже нет, или они уже надоели.

В поисках ощущений, даже самых безобидных, люди преодолевают огромный путь во времени. Но счастье — это результат освобождения от любого вида ощущений. Вы скажете, а как же любовь, как же милосердие и сострадание, ведь это и есть счастье. Да, это и есть счастье. Но они никак не связаны с ощущениями. Эти аспекты Духа, проявляются в служении, когда человек по мере возможного, не отождествляется с прежними эмоциями своего характера. И тогда, они, как Духовное тело, проявляются в сознании человека. И человек становится любовью и милосердием. А гонка за ощущениями — это главным образом, отсутствие контроля над своим умом, который постоянно находится в движении. Именно нейтральность в ощущениях, дает возможность видеть реальность такой, какой она есть, а не такой, какой мы хотим ее видеть. Вы можете возразить, «не будет ли подобная нейтральность, воспитывать черствость и жестокость»? Все законы Вселенной, формируют идею о гармонии. Эта гармония существует везде. Но в силу объективных и субъективных представлений, эта гармония постоянно нарушается в жизни человека. И, нарушается она из-за отсутствия контроля ума. Баланс находится в начальной точке между минусом и плюсом. Именно там, существует состояние наблюдения за окружающим миром, не отождествляясь с этим миром. Это и есть реальность, в которой человек наблюдает мир вокруг себя. Но тот, кто постоянно находится под влиянием ощущений, не может наблюдать себя и мир вокруг себя. Счастье — это свобода, дающая возможность быть наблюдателем физической реальности и в тоже время быть его участником, но при этом, человек не отождествляется со страстями мира и не вовлекается в ощущения.

Когда-то, в моей жизни был достаточно сложный период, как наверное у каждого из вас. Именно подобная практика дала мне возможность не останавливаться, а идти дальше. Не терпеть, не преодолевать, не бороться, а именно наблюдать. Когда человек долгое время находится в сложной ситуации, каждый миг его жизни, наполняется определенного рода мыслеформами. Эти мыслеформы с огромной периодичностью возникают в уме человека в течение каждого дня. И когда они становятся очень зрелыми, они начинают манипулировать сознанием человека. А, манипулировать они начинают тогда, когда сам человек, всякий раз отождествляется с этими мыслеформами, повторно переживая их. И тогда, падение неминуемо. Дорогие Друзья, запомните, если ваш ум привык переживать ощущения, то вы не сможете их контролировать, тогда, когда они будут видоизменяться, переходя фазу позитива в негатив. Если ум не дисциплинирован, то он будет в постоянном движении, находясь в позитивных ощущениях, или в негативных. И только нейтральное состояние, при котором человек не допускает сознательного контакта ума с мыслеформами, дающие ощущения, позволяет наблюдать мир вокруг нас. И при этом, человек постепенно приходит к зрелости ума, которая уже ничего общего не имеет с ощущениями. Потому что, это и есть чистота ума, где ум уже не влияет на волю человека. А сам человек, своим волевым решением управляет реальностью. Именно так, я наблюдал трудные времена в моей жизни, не отождествляясь с мыслеформами о прошлом, что позволило, находиться в нейтральном состоянии. Ибо упуская контроль, ум человека моментально всасывается в поток прежних переживаний. Помните, любые ощущения — это временная природа нашего ума. А к временной природе ума нет смысла привязываться.

Подобная школа, научила и учит меня жить, и по возможности не отождествляться с действительностью, что помогает мне рассматривать многомерный мир, многомерным сознанием. Это очень интересно, ибо в этом движении существует путь великих Учителей. Могу вам сказать больше, именно за этот сложный период своей жизни, я создал много созидательного. Почему? Потому, что не позволял своему уму отождествляться со своими старыми переживаниями, направляя его ресурс в нужное творческое русло. Это мой опыт. Но вы не должны мне верить! Вы должны найти свой путь, свои законны жизни, и позволить своему уму быть чистым.

В подобных жизненных ситуациях, мне всегда помогала медитация. Она позволяла тренировать свой ум и быть в нейтральном сбалансированном состоянии.

Уважаемые друзья, если вы нашли в этой статье и в моем опыте, что-то ценное для себя, тогда я вас приглашаю пройти – , где вы сможет получить нужную информацию.

Многие задают вопрос, что мне даст этот курс? Этот курс не панацея, а всего лишь мой опыт. Поэтому, все, что касается наших проблем, а их в нашем мире очень много, касается именно этих процессов, где наш ум находится в постоянной гонке за ощущениями, что приводит к серьезным последствиям. Подобное нейтральное состояние, позволяет быть здоровым, решать все свои жизненные ситуации и помогает решать эти ситуации другим людям. Подобный поход очень важен в нашей жизни, ибо в нем суть познания мира!

Нажмите на банер, чтобы записаться на курс!

Правило, предписываемое учителям "переходить от конкретного к абстрактному", может считаться более привычным, чем вполне понятным. Не многие из тех, кто его читает и слышит, получают ясное понятие об исходном пункте, о конкретном, о природе цели абстрактного и о точной природе пути, который должен быть пройден от одного к другому. Иногда предписание понимается прямо ложно: считается, что воспитание должно переходить от вещей к мыслям, как будто бы какое бы то ни было отношение к вещам, при котором не захватывается мышление, может иметь воспитательное значение. Понятое таким образом правило поддерживает механическую рутину и возбуждение чувств на одном конце воспитательной лестницы - на низшем, а академическое и неприменимое обучение - на верхнем конце.

В действительности всякое обращение с предметами даже у ребенка полно выводов, вещи покрываются вызываемыми ими представлениями и получают знание как поводы к толкованию или как доказательства для утверждения мнения. Не может быть ничего более противоестественного, чем преподавание вещей без мысли, чувственных восприятий без основанных на них суждений. И если абстрактное, к которому мы должны стремиться, означает мысль отдельно от вещей, то рекомендуемая цель формальна и пуста, так как действительная мысль всегда более или менее прямо относится к вещам.

Но правило имеет значение, которое, будучи понято и дополнено, устанавливает путь развития логической способности. Какое это значение? Конкретное обозначает понятие определенно выделенное от других понятий так, что онс прямо воспринимается само собой. Когда мы слышим слов стол, стул, печь, платье, мы не должны думать, чтобы понять, что они означают. Термины настолько непосредственно вызывают понятие, что не надо усилия для перехода. Но понятия некоторых терминов и вещей схватываются только после того, как сначала вызываются в уме более привычные вещи, а потом приводятся связи между ними и тем, чего мы не понимаем. Выражаясь короче, понятия первого рода - конкретные, последние - абстрактные.



Для человека, чувствующего себя совершенно в своей области в физике и химии, понятия атома и молекулы, очевидно, конкретны. Ими постоянно пользуются, что не требует работы мысли для понимания того, что они означают. Но человек не посвященный и новичок в науке должен сначала вспомнить о вещах, хорошо ему знакомых, и идти путем процесса медленного перехода; кроме того, термины атом и молекула теряют слишком легко свое с трудом добытое значение, если привычные вещи и путь перехода от них к неизвестному вылетели из ума. Та же разница может быть иллюстрирована любым специальным термином: коэффициент и показатель в алгебре, треугольник и квадрат в геометрии, как отличные от общепринятых понятий; капитал и ценность, как они употребляются в политической экономии и т.д.

Указанное различие чисто относительное в связи с интеллектуальным развитием индивидуума; что является абстрактным в одном периоде роста, то является конкретным в другом, или, наоборот, человек открывает, что вещи, считавшиеся вполне известными, заключают в себе странные факторы или неразрешимые проблемы. Существует, однако, общий путь для подразделения, который, решая вообще, какие вещи находятся в границах привычного знания и какие вне их, отмечает конкретное и абстрактное более постоянным образом. Эти границы устанавливаются единственно требованиями практической жизни. Такие вещи, как палка и камни, мясо и картофель, дома и деревья, являются настолько постоянными чертами окружающего, с которым мы должны считаться, чтобы жить, что эти существенные понятия скоро усвоятся и неразрывно ассоциируются с предметами.

Наоборот, абстрактное явление оказывается теоретическим или тем, что не связано тесно с практическими требованиями. Абстрактный мыслитель (человек чистой науки, как его иногда называют) свободно отвлекает от применений в жизни, т.е. он не считается с практической пользой. Однако это только отрицательное определение. Что же останется, если исключить связь с пользой и применением? Очевидно, только то, что относится к познанию, рассматриваемому, как самоцель. Многие понятия в науке абстрактны не только потому, что не могут быть поняты без долгого ученичества в науке (что так же справедливо относительно технических приемов в искусствах), но также потому, что все их содержание было построено с единственной целью облегчения дальнейшего познания, исследования и умозрения. Когда мышлением пользуются для какой-нибудь цели, хорошей или низкой по значению, оно конкретно; когда им пользуются просто как средством для дальнейшего мышления, оно абстрактно. Для теоретика идея адекватна и завершена в себе именно потому, что возбуждает и вознаграждает мысль, для практика-медика, инженера, артиста, купца, политика она совершенна только в том случае, если употребляется для развития какого-нибудь жизненного интереса, здоровья, благосостояния, красоты, пользы, успеха или чего-либо другого.

Для большинства людей при обычных условиях практические требования жизни по большей части, если не вполне, принудительны. Их главной заботой является должное ведение своих дел. То, что имеет значение только как доставляющее запас материала для мышления, является бледным, чуждым, почти искусственным. Отсюда пренебрежение практика и успешного дельца к "пустому теоретику", отсюда его убеждение, что известные вещи могут быть очень хороши в теории, но не годятся на практике; вообще пренебрежительный тон, с которым он относится к терминам абстрактный, теоретический и интеллектуальный, далек от разумного.

Это отношение оправдывается, конечно, при известных условиях. Но пренебрежение к теории не содержит полной истины, как признает здравый практический смысл. Даже с точки зрения здравого смысла можно быть "слишком практичным", т.е. обращать такое внимание на непосредственное практическое следствие, чтобы не видеть дальше кончика носа или подрубить сучок, на котором сидишь. Вопрос идет о границах, о степенях, о соразме-ривании, скорее, чем о полном разделении. Истинно практичный человек дает свободу уму при рассмотрении предмета, не требуя слишком настойчиво в каждый момент приобретения выгоды; исключительная забота о делах полезных и прикладных настолько суживает горизонт, что в дальнейшем приводит к разрушению. Не окупается, если привязывать свои мысли слишком короткой веревкой к столбу полезности. Способность деятельности требует известной широты взгляда и воображения. Люди должны, по крайней мере, достаточно интересоваться мышлением ради мышления, чтобы выйти за границы рутины и привычки. Интерес к знанию ради знания, к мышлению ради свободной игры мысли необходим для эмансипации практической жизни, чтобы сделать ее богатой и прогрессивной.

Теперь мы можем обратиться к педагогическому правилу перехода от конкретного к абстрактному.

1. Если конкретное означает мышление, прилагаемое к поступкам для того, чтобы действовать успешнее по отношению к затруднениям, возникающим на практике, то "начинать с конкретного" значит, что мы сначала должны дорожить деятельностью, особенно занятиями не рутинного и механического характера и поэтому требующими разумного выбора и применения приемов и материалов. Мы не "следуем порядку природы", когда умножаем простые ощущения или собираем физические объекты. Преподавание арифметики не является конкретным только потому, что пользуются щепками, бобами или точками; между тем, если ясно восприняты употребление и свойства числовых отношений, идея числа конкретна, даже если пользовались одними цифрами. Каким именно сортом символов лучше воспользоваться в данный момент, - чурбанчиками, линиями или цифрами, - всецело зависит от применения к данному случаю. Если физические предметы, употребляемые при преподавании арифметики или географии, или чего-либо другого, не освещают ум знакомством со скрывающимся за ними значением, то преподавание, которое ими пользуется, так же абстрактно, как то, которое наделяет готовыми определениями и правилами, так как отвлекает внимание от идей к простым физическим раздражениям.

Представление, что достаточно поместить перед чувствами отдельные физические объекты, чтобы запечатлеть в уме известные идеи, доходит почти до суеверия. Введение предметных уроков и воспитания чувств отметило значительное движение вперед сравнительно с прежним методом словесных символов и это движение ослепило воспитателей относительно того факта, что пройдено только полпути. Вещи и ощущения действительно развивают ребенка, но только потому, что он пользуется ими, чтобы владеть своим телом и намечать свои поступки. Подходящие продолжительные занятия или деятельность заключают в себе пользование естественными материалами, орудиями, видами энергии таким образом, что вызывают размышление о том, что они значат, как относятся друг к другу и к достижению цели, в то время как простое показывание вещей остается бесплодным и мертвым. Несколько поколений тому назад величайшим препятствием на пути реформы первоначального образования была вера в почти магическое действие символов речи (включая числа) для воспитания ума; в настоящее время путь преграждает вера в действенность объектов именно как объектов. Как часто случается, лучшее является врагом наилучшего.

2. Интерес к результатам, к удачному проведению деятельности постепенно переходит в изучение объектов, их свойств, последовательности, строений, причин и следствий. Взрослый, работая по призванию, редко бывает свободен от траты времени и энергии вне необходимости непосредственной деятельности на изучение того, чем он занимается. Воспитательная деятельность в детстве должна быть так организована, чтобы прямой интерес к деятельности и ее результату создавал потребность во внимании к вещам, имеющим все более и более косвенное и отдаленное отношение к первоначальной деятельности. Прямой интерес к плотничному ремеслу или торговле органически и постепенно вызовет интерес к геометрическим и механическим проблемам. Интерес к стряпне разовьется в интерес к химическим опытам и к физиологии и гигиене телесного роста. Рисование картин превратится в интерес к технике воспроизведения и к эстетике и т.д. Это развитие и является тем, что обозначается термином переходить в правиле "переходить от конкретного к абстрактному", оно представляет динамику и истинно воспитательный фактор процесса.

3. Результатом является то, что абстрактное, к которому должно привести воспитание, представляет собой интерес к интеллектуальному содержанию ради него самого, наслаждение мышлением ради мышления. Давно известно, что поступки и процессы, которые в начале зависят от чего-либо другого, развивают и поддерживают поглощающее собственное значение. Так это обстоит с мышлением и знанием. Сначала являясь побочными по отношению к результатам и проверке вне их, они все более и более привлекают к себе внимание, пока становятся целями, а не средствами. Дети постоянно погружены без всякого принуждения в рефлективное исследование и проверку ради того, что в их интересе.сделать хорошо. Привычки мышления, развиваясь таким образом, могут увеличиваться в объеме и распространяться, пока получат самостоятельное значение.

Три примера, приведенные в шестой главе, представляли восходящий цикл от практического к теоретическому. Мысль сдержать данное обещание - очевидно конкретного рода. Стремление выяснить значение известной части лодки является примером промежуточного рода. Основание для существования и положение шеста - основание практическое, так что для архитектора проблема была чисто конкретной именно поддержание определенной системы действия. Но для пассажира лодки проблема была теоретическая, более или менее умозрительная. Для его переезда не представляло разницы, выяснит ли он значение шеста. Третий случай, появление и движение пузырьков, является примером чисто теоретического, абстрактного случая. Нет преодоления физических препятствий, приспособления внешних средств к целям. Любопытство, интеллектуальное любопытство вызвано, по-видимому, исключительным явлением и мышление просто старается выяснить кажущееся исключение в терминах признанных принципов.

Следует указать, что абстрактное мышление является одной из целей, а не конечной целью. Способностьподдерживать мышление на вопросах, отдаленных отпрямой пользы, выросла из практического и непосредственного способа мышления, но не заменяет их. Целью воспитания не является разрушение способности мыслить так,чтобы преодолевать затруднения и согласовать средства ицели, воспитание не имеет в виду заменить эту способность абстрактной рефлексией. Не является также теоретическое мышление более высоким типом мышления, чемпрактическое. Лицо, владеющее по желанию обоими типами мышления, выше, чем то, которое владеет толькоодним. Методы, которые, развивая абстрактные интеллектуальные способности, ослабляют привычку практического или конкретного мышления, так же далеки от воспитательного идеала, как те методы, которые, развиваяспособность проектировать, приобретать, устраивать, предусматривать, не доставляют наслаждения от мышлениянезависимо от его практических последствий.

Воспитатели должны также отмечать существующиегромадные индивидуальные различия, они не должны стараться подводить всех под один лад и один образец. Умногих (вероятно, у большинства) склонность к выполнению, привычка ума мыслить для целей поведения и деятельности, а не ради знания, остается преобладающей доконца. Инженеры, юристы, доктора, купцы гораздо многочисленнее среди взрослых, чем исследователи, ученые и философы. Пока воспитание будет стремиться создавать людей, которые как бы ни были специальны их профессиональные интересы и цели, не исключают духа ученых, философов и исследователей, воспитанию нет основания считать один умственный навык по существу выше другого и умышленно стараться превращать тип из практического в теоретический. Разве наши школы не были односторонне посвящены более абстрактному типу мышления, будучи, таким образом, несправедливы к большинству учеников? Разве не приводила на практике идея "либерального" и "гуманитарного" воспитания очень часто к созданию технических (как слишком специализировавшихся) мыслителей?

Целью воспитания должно быть достижение уравновешенного взаимодействия обоих умственных типов, когда обращается достаточно внимания на склонности индивидуума, а не стесняются и не калечатся способности, которые у него от природы сильны. Узость индивидуумов строго конкретного направления должна быть освобождена от предрассудков. Следует ловить всякий удобный случай, встречающийся в их практической деятельности, для развития любопытства и склонности к интеллектуальным проблемам. Естественная склонность не насилуется, но расширяется. Что касается до меньшего числа тех, кто имеет склонность к абстрактным, чисто интеллектуальным вопросам, то должно быть приложено старание умножить благоприятные случаи и увеличить потребность применения идей, превращения символических истин в условия социальной жизни и ее цели. Каждое человеческое существо обладает обеими способностями, и каждый индивидуум будет деятельнее и счастливее, если обе способности разовьются в свободном и тесном взаимодействии.