Дивергентное и конвергентное мышление. Как развивать дивергентное мышление

Понятие дивергентного мышления служит объяснением креативности мышления в рамках определенного направления - направления Дж. Гилфорда. Однако креативность (творческое мышление) изучается с позиций и других объяснительных схем, поэтому креативное мышления и дивергентное мышление - понятия не тождественные, что отмечает также и Дорфман. В качестве примеров он приводит понимание творчества как усмотрения побочного продукта деятельности Пономаревым Я. А., как интеллектуальную активность и творческую способность у Богоявленской Д. Б., инвестиция Стернберг Р., Григоренко Е. Е. и т. д.

Особенно важным в анализе дивергентного мышления нам представляется четкая связь дивергетности с механизмом ассоциаций. Ассоциативная теория креативного мышления эту связь эксплицирует. В других работа, наоборот, ассоциации и дивергенция трактуются как две стороны теории креативного мышления.

В основе ассоциативной теории креативности лежит идея о том, что базой креативного мышления являются ассоциации. Креативное мышление образуется, в частности, в результате новых комбинаций ассоциаций между идеями. Чем более отдаленными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, тем более креативным считается мышление - при условии, что эти ассоциации отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Mednick различал три пути креативных решений, основанных на ассоциациях: через интуитивную прозорливость, нахождение сходства между отдаленными элементами (идеями), опосредование одних идей другими идеями. Martindale утверждает, что любые креативные продукты возникают в результате рекомбинации известных идей через новые ассоциации. Опираясь на аналогию (сходство), креативное мышление способно устанавливать ассоциации между ранее несвязанными идеями. Эта особенность креативного мышления является центральной и перекрывает специфику отдельных областей творческой деятельности (противоположный взгляд на области творческой деятельности, придающие креативности специфичность, см.: Sternberg,.

Согласно Eysenck, креативность есть неслучайный процесс поиска - комбинирования, направленный на творческое решение проблем. Центральной чертой креативности является «сверхвключенность» («overinclusiveness»). Когнитивная сверхвключенность представляет собой способность производить много креативных идей через продуцирование ряда ассоциаций - настолько широкого, насколько ассоциации релевантны проблеме. Eysenck утверждал, что когнитивная сверхвключенность является генетически обусловленной, связана с психотизмом и создает предрасположенность к креативному поведению людей (сравни с данными Дружинина). Наличие необычных ассоциаций характеризует креативное мышление. Таким образом, существует связь между способностью генерировать ассоциации, дивергентным мышлением и креативностью.

Вопрос взаимоотношений дивергентного и ассоциативного креативного мышления являются определенной проблемой. Так как сосуществование нескольких идей может служить основой и для их дивергенции, и для их ассоциаций. Но сосуществование нескольких расходящихся идей, приводящее к уменьшению их связности (дивергенция), и сосуществование нескольких идей, приводящее к усилению их связности (ассоциация) формально взаимоисключают друг друга. Но, если учесть, что когда на перекрестке «эволюционных каналов» происходит бифуркация, возникает несколько новых и различных вариантов развития. Причем этих вариантов столько, сколько новых «каналов» выходит на «перекресток». Нам представляется, что этот «перекресток» и есть аналогия ассоциаций. Таким образом, ассоциация содержится в самом генезисе дивергентной мысли.

По мнению же Дорфмана ассоциации и дивергенцию можно рассматривать как феномены, проявляющиеся в разных слоях мышления. Дивергентные идеи обнаруживаются в поверхностных слоях мышления, а необычные ассоциации, наоборот, зарождаются в более глубоких слоях мышления. Они могут представлять собой фрагменты глубинных ассоциаций. Последнее предполагает, что дивергенция и ассоциации не исключают, а напротив, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой.

В целом, Дорфман верно пишет, что дивергентное мышление не есть синоним креативного. Во-первых, креативность мышления можно изучать под иными углами зрения, а во-вторых и дивергентное мышление само по себе не всегда является креативным. Дивергентное мышление может складываться из некоторого множества идей, но каждая (или большая часть) из них может быть банальной.

В данном параграфе мы привели представления зарубежных коллег об ассоциативной природе дивергентного мышления в качестве беспристрастных экспертов нашей интерпретации теории Гилфорда.

Решайте проблемы методом мозгового штурма. Это способ напластования идей. Одна идея порождает другую, которая порождает еще одну идею, и так до тех пор, пока список случайных идей не приобретет творческий и неорганизованный вид. Если вы практикуете этот метод в группе людей, то разрешите всем говорить свободно. Не ищите практического решения. Вместо этого начните собирать идеи, которые имеют хоть малейшее отношение к проблеме.

  • Все идеи записываются и не критикуются.
  • После того как перечень идей будет составлен, можно вернуться и пересмотреть их ценность.

Ведите дневник. Используя дневник, вы сможете немедленно записывать спонтанные идеи, которые обычно приходят в голову в необычных местах и в необычное время. Такие идеи может записывать один из участников коллективного мозгового штурма. Позднее ваш дневник или журнал может стать сборником идей, которые можно дополнительно организовать и развить.

Свободное письмо. Сосредоточьтесь на одной конкретной теме и пишите о ней в течение непродолжительного периода времени. Записывайте все, что приходит вам в голову, если это касается данной темы. Не обращайте внимание на правописание и пунктуацию. Просто пишите. Позже вы сможете организовать, исправить и пересмотреть свой текст. Задача в том, чтобы взять конкретную тему и развить несколько разных мыслей за короткий период времени.

  • Создайте наглядное представление темы или схему связей. Представьте идеи вашего мозгового штурма в виде наглядной карты или рисунка. Не забудьте указать связи между идеями. Например, можно выбрать тему “Как начать собственный бизнес”.

    • Напишите "Как начать бизнес" по центру листа бумаги и обведите в кружок.
    • Допустим, что вы определились с четырьмя категориями, к которым относятся: товары/услуги, финансирование, рынок и сотрудники.
    • Итак, нужно прочертить четыре линии для каждой категории от круга с главной темой. Сейчас ваша схема будет похожа на детское изображение солнца.
    • На концах каждой из четырех линий нарисуйте круг и впишите в них все четыре категории (товары/услуги, финансирование, рынок и сотрудники).
    • Предположим, что каждую категорию вы разделили еще на два подпункта. Например, категория "товары/услуги" будет включать "одежду" и "обувь", а категория "финансирование" будет состоять из "займов" и "сбережений".
    • Теперь начертите по две линии от каждого круга категории, чтобы получились маленькие солнца с двумя лучами.
    • На концах каждой из линий (или "лучей") нарисуйте меньший круг и впишите в них ваши подпункты. Например, для категории "товары/услуги" впишите "одежда" в круг первого подпункта и "обувь" – в круг второго. Для категории "финансирование" впишите "заем" в круг первого подпункта и "сбережения" – в круг второго.
    • После завершения такую карту можно использовать для дальнейшего развития темы. Этот шаблон сочетает дивергентное и конвергентное мышление.
  • Завершая свое школьное образование, наши дети проходят через систему ЕГЭ, которая нацелена прежде всего на оценку способности механического воспроизведения заученного материала. Факты, даты, имена, формулы, - все это, вне всякого сомнения, должно быть усвоено каждым образованным человеком, стать его интеллектуальным багажом на всю жизнь. Однако смогут ли наши дети использовать этот багаж, превратить его из простого набора деталей в действенный инструмент, позволяющий ориентироваться в быстро меняющемся мире, оценивать множество переменных и в результате принимать правильные решения на основе выбора из нескольких альтернативных вариантов?

    Это зависит от их умения использовать различные виды мышления.

    Два вида мышления

    Сорок с лишним лет назад американский психолог Дж.Гилфорд описал два различных вида мышления, которыми пользуется человек: конвергентное и дивергентное . Конвергентным он предложил назвать мышление, с помощью которого мы на поставленный вопрос находим единственно правильный ответ.

    Иными словами, конвергентное мышление позволяет нам отвечать на простейшие, базовые вопросы: что? Кто? Где? Когда? В какой последовательности? При необходимости эти вопросы развертываются в более сложные конструкции, например, кулинарные рецепты, должностные инструкции и инструкции по пользованию техникой…

    Такой вид мышления незаменим в повседневной жизни, он позволяет нам ориентироваться и действовать в однородной среде, в условиях повторяющихся явлений и в предсказуемых, ранее описанных ситуациях. На этой основе формируются четкие и мало подверженные изменениям алгоритмы, дающие нам возможность принимать правильные решения в привычной обстановке.

    Именно такие навыки и воспитываются и закрепляются в школе и оцениваются с помощью системы ЕГЭ.

    В отличие от конвергентного мышления , дивергентное ориентировано на работу в сложной среде, предполагающей наличие не единственного рабочего алгоритма действий, но некоего набора альтернативных вариантов, из которых необходимо выбрать оптимальный.

    Сразу следует подчеркнуть, что потребность в умении эффективно пользоваться навыками дивергентного мышления особенно востребована сегодня, в условиях быстрого роста информационных потоков, постоянных изменений технологий. Все это настоятельно требует от каждого человека умения быстро адаптироваться, искать и находить нетривиальные решения, осваивать незнакомые навыки работы и общения.

    Главные вопросы, с которыми имеет дело дивергентное мышление – это: как? Каким образом? Почему именно так? Зачем так, а не иначе? Можно ли как-то иначе? Что будет, если?

    Заметим, что эффективно оперировать с подобными вопросами невозможно без базовых знаний, без того багажа, который собран с помощью конвергентного мышления . Дивергентное мышление дает нам возможность превратить этот багаж в полезные рабочие инструменты, пригодные к использованию в самых разнообразных, даже совершенно незнакомых нам ситуациях. Тем более, в тех, что не описаны в инструкциях, а таковых в нашей жизни большинство!

    Как освоить приемы дивергентного мышления?

    Сразу следует оговориться, что обучение навыкам дивергентного мышления требует особых методик, отличных от тех, что используются в подготовке к ЕГЭ. Простого, линейного усвоения знаний для этого недостаточно. Нужно научиться комбинировать эти знания, как детали конструктора.

    Навыки дивергентного мышления позволят вам:

    - оперировать информацией в ситуации неопределенности,
    - генерировать различные подходы к поставленной задаче,
    - понимать, что одну и ту же задачу можно решать разными способами,
    - уметь отличать задачи с единственно правильным решением от задач, допускающие выбор оптимального решения из нескольких одинаково правильных,
    - формулировать критерии оценки эффективности различных решений,
    - оптимизировать свои действия в соответствии с требованиями ситуации
    и еще многое-многое другое.

    Ученные-психологи установили, что для развития навыков дивергентного мышления у взрослых и у детей можно использовать весьма схожие методики. Например, в любом возрасте можно с успехом проделывать различные упражнения.

    Вот ряд таких упражнения, доступные любому:

    «В чужой обуви»

    Постарайтесь взглянуть на ту или иную жизненную ситуацию или проблему со стороны, глазами другого человека. Представьте, как бы он оценил их, как стал бы действовать. При этом стремитесь понять разницу между вашими оценками и действиями и оценками и действиями другого человека.

    Научиться «надевать чужую обувь» можно в процессе общения. Беседуя с людьми, стремитесь понять логику их рассуждений, причины высказываемых мим суждений. Осваивайте альтернативные точки зрения!

    «Фотограф-профессионал»

    В чем разница между фотографом-любителем и фотографом-профессионалом? Любитель ищет интересный кадр, фиксирует его и переходит к следующему. Профессионал же, найдя нужный ему кадр, будет «обрабатывать» его несколько раз, меняя ракурс, постановку, фильтры, расстояние и т.п. А затем, в спокойной обстановке, выберет из множества сделанных фотографий ту, что удовлетворит его в наибольшей степени.

    Попробуйте использовать эту логику. Решая некую задачу, не останавливайтесь на первом варианте решения, каким бы здравым он ни представлялся. Отложите его и попробуйте еще несколько вариантов: вполне возможно, что найдется что-то и получше. Если же ни один из них не будет лучше первого, это только укрепит вас в вашем первоначальном выборе.

    «Переписчик»

    Попробуйте переписать только что прочитанный текст, стараясь сохранить содержащиеся в нем информацию и логику изложения, так, чтобы он выглядел как новый.

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Сегодня мы поговорим о том, что такое конвергентное и дивергентное мышление, а также научимся определять, какой именно из них преобладает у нас или наших знакомых.

    История возникновения

    Благодаря мышлению мы познаём мир, получаем опыт и предвосхищаем какие-либо события и сложные ситуации. Как бы проигрывая в голове возможные проблемы, мы находим пути их решения и более благоприятные дорожки для дальнейшего продвижения. О том, какие виды мышления существуют, и что это такое, мы рассматривали . Первым, кто выделил и разделил его на такие типы, как конвергентное и дивергентное, был Джой Пол Гилфорд. В 1967 году он издал книгу «Природа человеческого интеллекта», в которой подробно описал результаты своих исследований. Итак, приступим к основным моментам.

    Конвергентное мышление

    Происхождение

    Его активно развивают в школе, требуя однозначный правильный ответ, не беря во внимание креативные решения и новаторские подходы. Люди с конвергентным складом ума склонны действовать по чёткой схеме, поэтапно и структурировано. Помните, как вы решали задачи по математике? Педагогическая система образования требовала, чтобы вы не просто нашли единственно верный ответ, но и предоставили чёткий алгоритм решения. Бралась также во внимание скорость, соблюдение правил и умение ими оперировать.

    Чёткость и линейность порой очень важны при решении сложностей на пути к желаемому, но вот только наша жизнь устроена таким образом, что не всегда удается её структурировать и упорядочить. Эволюция не стоит на месте.

    Люди, которые совсем не умеют быстро решать непредвиденные проблемы, и пользоваться нестандартными решениями – не только замедлят процесс достижения успеха, но и вовсе могут «свалиться» в депрессию, не справившись со стрессом.

    Даже тесты на выявления уровня интеллекта, о котором вы могли читать в статье , построено с помощью вопросов, ориентированных именно на конвергентный вид.

    Чему учит история

    Помните биографии таких знаменитостей, как Альберт Эйнштейн или Уинстон Черчилль? В школе они занимали последние места в списке успеваемости, зато миру они известны, как гении. Так в чём проблема? А в том, что их особенности не вписывались в общую картину, а любознательность расценивалась как непослушание и неумение вести себя в обществе.

    Представьте, как много гениальных творений мы бы не увидели, если бы эти творческие люди не остались верными себе, не продолжили делать то, что нравится и не проигнорировали главную стратегию общества — быть посредственным, понятным и похожим на остальных. Гилфорд считал, что стремление всё структурировать приводит к внутреннему конфликту, ведь идея, которая оказалась стоящей, но возникла спонтанно в голове, не найдёт места в алгоритме, что приведёт к напряжению и стрессу.

    Эксперимент

    Учёные даже провели эксперимент, с целью изучить реакции людей на последовательность и размеренность однообразных действий. Набрав группу испытуемых, они поставили перед ними задачу – рисовать одинаковые точки на одинаковом друг от друга расстоянии. Эксперимент длился долго, по крайней мере, достаточно долго, чтобы участники эксперимента ощутили злость и раздражение от однообразия и скуки. Они устали намного быстрее обычного и не испытали удовлетворения от совершенного. Некоторые не выдерживали и проявляли креативность, то есть вносили разнообразие в деятельность, изображая с помощью точек фигуры и узоры.

    Дивергентное мышление

    Это полностью противоположный тип, подразумевающий творческий подход и множество вариантов ответов, причём, совсем неожиданных и оригинальных. Между прочим, этот термин даже использовали в фильме «Дивергент», который рассказывает о том, чем не выгодны и опасны люди, мыслящие иначе и отличающиеся от других. С помощью дивергентности мы можем строить гипотезы и подключать дедуктивный стиль мышления, анализировать и классифицировать полученную информацию.

    Джой Гилфорд выделил характеристики, с помощью которых мы сможем определить склонность к дивергенции, а именно:

    • Быстрота – то есть, насколько много идей успевает возникнуть за определённое количество времени.
    • Креативность – насколько нестандартные и оригинальные окажутся эти идеи. Именно это показывает индивидуальность и отличие от других.
    • Чувствительность – означает способности человека быстро переключаться с одной темы на другую, замечать нюансы и обращать внимание на незначительные детали. Ведь по мелочам собирается целостный образ.
    • Образность – умение оперировать образами и символами, использовать их по назначению и, самое главное – уместно.
    • Гибкость – умение рассматривать вроде бы хорошо знакомую ситуацию с разных сторон, чтобы найти что-то новое, ранее не заметное. Как говорится, посмотреть «под другим углом».
    • Любознательность – ощущение интереса к тем вопросам и нюансам, которые обычно незаметны для других, или они испытывают к ним равнодушие. Именно дети являются кладезем любопытства, их мозг занят постоянным поиском ответов на свои вопросы, к примеру «А что будет, если…», «А почему…», «А откуда и зачем…». Согласитесь, не каждый взрослый позволяет себе не только задаться похожим вопросом, но и рискнуть на эксперимент, чтобы узнать, что случится.
    • Фантастичность – то есть, если идея очень далека от реальности, но имеет какое-то логическое объяснение.

    Как проверить, какой вид преобладает?


    Каждый из нас успешно использует вышеперечисленные типы, причём, постоянно и даже в повседневной жизни. Ну, к примеру, когда вы собираетесь ехать на работу, вы привычно подходите к входной двери, достаёте ключ от квартиры, выходите на улицу или в подъезд и замыкаете дверь. Чёткий алгоритм позволяет даже расслабиться сознанию и делать все действия, как говорится, «на автомате».

    Но происходит сбой в программе, когда ключей на привычном месте не оказывается. И тут подключается дивергенция, начиная подбрасывать самые интересные идеи о местоположении необходимого предмета.

    И, несмотря на сбалансированность, всё равно у каждого человека существует большая предрасположенность либо к конвергентности, либо к дивергентности, это как с типом темперамента. И определить предрасположенность можно с помощью нескольких способов:

    • Попробуйте написать список из 10 пунктов, ответив, к примеру, на вопрос: «Где и для чего можно использовать тонкую ветку?». А после посмотрите на все ваши варианты, и если среди них будет указано обычное применение веток, допустим, для распалки костра, то вы конвергент, а если ваши идеи отличаются оригинальностью, то психология ваших решений имеет дивергентное начало.
    • Также попробуйте пройти тест на уровень айкью, он соответствует схеме и определённым чётким схемам, поэтому гениальным людям сложно дать однозначный верный ответ. Это тестирование поможет не только определить вашу предрасположенность, но и успокоит, в случае сложностей.

    Заключение

    А на сегодня всё, уважаемые читатели! Чтобы уметь быстро реагировать на сложности, не доводя себя до стресса и невроза, рекомендую подписаться на обновления и вступить в наши группы в соц. сетях, ведь в скором времени мы разберем с помощью каких способов развить креативное мышление. Успехов вам и до новых встреч!

    Обновляю статью, на материал про креативное мышление.

    Материал подготовила Журавина Алина.

    Чтобы сделать умственную работу эффективной, необходимо разобраться в тонкостях мышления. В психологии имеются несколько моделей, которые могут помочь построить собственную матрицу творческого мышления. Для примера, рассмотрим теорию о типах мышления американского психолога Джоя Гилфорда. В неё входит описание двух типов обработки информации – продуктивное конвергентное мышление и творческое дивергентное. Конвергентное («схождение») – направлено на поиск одного решения задачи, дивергентное («расхождение») – имеет множественную направленность поисков подходящих ответов к задаче, расхождение идей в разные стороны.

    Структура общего мышления, описание

    Процесс мышления запускает сбор и обработку информации на разных уровнях: семантическом, поведенческом, сенсорном, символическом, образном. Каждая такая единица принадлежит субъективному и объективному восприятию, различным представлениям, возникающим в данный момент или воспроизведением из долговременной памяти.

    Процесс познания происходит, когда субъект воспринимает новую или уже знакомую информацию – объединяет зрительный образ и смысловой компонент.

    В случае конвергентного мышления, человек анализирует и выстраивает последовательную цепочку событий или фактов , что неизбежно ведет к одному конкретному выводу (результату).

    Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях. Таким образом, дивергентное мышление использует компоненты сознания, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи . Не всегда в процессе мышления восстанавливаются недостающие связи, но образуются и новые.

    Компоненты сознания можно разложить на несколько типов единиц.

    Первый тип – это изображение (образ, картинка), которое в целом принадлежит функции памяти. Хранение данной единицы происходит в целостном виде и содержит конкретную информацию. Например, конкретная синяя ваза, с отколотым горлышком и сухими цветами. Любая картинка позже может подвергнуться анализу в мышлении и разложится на отдельные компоненты.

    Первичное запоминание этого типа информации происходит с помощью чувств – зрения, слуха, обоняния. Оно имеет вполне ощутимые характеристики — цвет, форму, плотность, местоположение.

    Другой вид познавательных единиц – это символы . Они представлены в виде графических знаков – букв, цифр и т.д, которые образуют числовые и буквенные системы.

    С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок вашего мышления по индивидуальной программе

    Они также могут ассоциативно связываться с реальными образами, но имеют собственное внутреннее значение.

    И третий вид – это смысл . Смысл – это достаточно абстрактная единица и для своего построения использует как значение одного слова, так и знак или целое предложение. В свою очередь, любое значение можно ассоциировать с определенным образом. Происходит трансформация от смысла к образу(графическому или аналогии с конкретным).

    Все три вида единиц сознания используются в операциях мышления – анализа и синтеза . В результате анализа мы получаем: отношения, системы, преобразования и различные значения. Смысл, символы и образы составляют основу рационального интеллекта. Однако, в человеческое сознание включается и социальный интеллект, который предоставляет мышлению информацию о психическом состоянии субъекта – чувства, эмоции, впечатления. Все что ведет к самоосознанию.

    Понятие дивергентного и конвергентного мышления

    Дивергентное мышление

    Как уже было сказано выше, дивергентное мышление для решения задачи пускает движение мысли сразу в нескольких направлениях. Если представить процесс познания, то он представляет собой незаконченный гештальт, недоработанную концепцию (образно сравнивая – узор). Конвергентное идет логическим путем, чтобы заполнить его максимально подходящей информацией. Дивергентное — за неимением подходящей информации, ищет альтернативный материал заполнения пустот. Значение имеет быстрота и эффективность нахождения ответа. Например, в тесте на легкость оперирования символическими единицами, надо найти десять слов на букву Р. Неважно, каким методом достигнут результат, важно, что он получен – гештальт заполнен. Формальная структура заполняется любым подходящим смыслом.

    Дивергентное мышление подразумевает гибкость ассоциаций. Например, можно провести тест на перечисление возможностей одного предмета. К примеру, камня. Если по результатам теста отвечающий называет «строительство фундамента», «печи», «крепости», то он получат высокую оценку по продуктивности мышления, но низкую относительно спонтанности мышления. Все эти варианты синонимичны и подразумевают всего одно использование «строительство».

    Но если отвечающий приводит примеры такие, как – «использования камня вместо молотка », «пресс для бумаги », «подпорка для двери », он получает высокую оценку по гибкости мышления. Каждый ответ в этом случае порождает новое значение и совершенно иной смысл.

    К способности к такому виду продуктивности относится и функция преобразования единиц сознания. Разрыв старых ассоциативных связей и образование новых посредством комбинирования, например, путем сочетания реальных образов, включеним одного в другое частично или полностью. При такой умственной операции может игнорироваться разность или несовместимость образов.

    Сюда же относится и семантическая приспособляемость, способность абстрагироваться от конкретного зрительного материала. Например, задача: из спичек сложен квадрат с шестью квадратными ячейками, необходимо убрать четыре спички, чтобы получилось три смежных квадрата. Для того, чтобы решить задачу, необходимо прибегнуть к понятию квадрата, его многозначительности. В этом случае визуальная величина фигуры не имеет значения. Человек с таким подходом складывает головоломку с легкостью.

    Конвергентное мышление

    Конвергентное мышление оперирует классами, категориями, объектами. Каждая категория описывает качество, свойство, функцию объекта в соответствии с его реальными качествами. Операции мышления проходят в рамках временной согласованности фактов и событий.

    Если в конвергентное продуктивное мышление входит преобразование семантического (смыслового) содержания, то новая смысловая единица должна получить свое уникальное определение и категорию значения. Задачи на конвергентное мышление подразумевают абсолютно предсказуемый вывод на основе имеющихся данных. Например, найти в большей геометрической фигуре другие. В этом случае ничего нового не происходит, результат лишь подтверждает догадки.

    В процессе решения задачи условия и информация заносятся в определенную категорию знаний. Промежуточные результаты соотносятся с требующимися знаниями из той же самой категории. Преобразование символов или смысла идет по четкому алгоритму, который представляет собой общепринятый шаблон действий. Конвергентное мышление исключает субъективную сферу: эмоции, впечатления , которые являются в некоторых случаях ресурсами сознания.

    В чем разница конвергентного и дивергентного мышления?

    1. Дивергентный тип начинает работу с некоторой неопределенности: того, что следует сделать и того, что необходимо получить. Включает в процесс мышления: разработку идеи, алгоритма и поиск ответов заново. Конвергентное использует готовый шаблон.
    2. Конвергентный тип направлен на проработку уже имеющегося алгоритма и получение строго определенного результата. Дивергентный – выходит за рамки общепринятого метода решения, подразумевает многомерность поиска.
    3. Конвергентное – критичность, однозначность ответа. Дивергентное – многовариантность, относительность смысла.

    Дивергентное и конвергентное мышление. Примеры. Какой тип лучше?

    Традиционный подход (конвергентность) более надежный, рациональный. На уровне символов получается точное их совпадение (например, две одинаковых формы слова). Дивергентное порождает множество новых способов использование объектов (символов), однако, результат требует проверки соответствия с действительностью, адекватностью восприятия.

    Дивергентное мышление использует различные подходы по восстановлению «разрушенного» или искаженного текста (смысла), преобразование семантических единиц. Оперирование образами дает распознавание аналогий, использование аналогии в качестве принципа действия для другого механизма. Например, аналогия, «сердце — насос».

    Конвергентное мышление – трансформация смысла осуществляется в рамках одной категории.

    Дивергентное – трансформация между категориями на разных уровнях сознания (рефрейминг). Любое выражение может использоваться как метафора, так и как конкретное описание ситуации. В сфере рекламы и маркетинга используется ряд методов, направленных на воздействие субъективной (эмоциональной) сферы человека.

    Оба вида мышления важны для продуктивной работы сознания и достижения целей . Сочетание обоих видов оперирования информацией можно продемонстрировать на примере композитора. Сначала композитор руководствуется идеей и вдохновением, создает новый музыкальный мотив. Затем он доводит свое творение до конкретных сочетаний нот в рамках готовой системы. Использует формально те же самые символы для записей, что и другие музыканты. Придерживается гармоничного звучания для общего восприятия. Один тип мышления дополняет другой. Бывает так, что сначала человек перебирает все возможные варианты решения задачи, и если они не подходят под его представления, он использует творческий (дивергентный) подход.