История возникновения паркета. Полы (история возникновения, виды, характеристики)

3000 лет полы собирают из различных пород древесины. В России деревянные полы стали элементом оформления помещения только после средних веков, и они проектировались и изготовлялись вместе с потолками и стенами. В XV веке для настилки полов использовались преимущественно строганные толстые половицы из мягких пород дерева, таких как ель, сосна, пихта. Редкие декоративные сборные полы встречались только во дворцах и замках.

Само слово паркет происходит от французского "PARQUET", оттуда же пришла мода на фанерованный паркет для оформления помещений, а щитовые и мозаичные паркеты в замках времен барокко и рококо кажутся наивысшем творческим достижением в этой области.

В общественных зданиях древней Руси полы бывали деревянные, из гладких керамических поливных плиток и мозаичные, но самое большое распространение в России получил деревянный пол из досок, "деревянных кирпичей" и художественный щитовой паркет. В XVII веке паркетины в форме кирпичей укладывали на известковой основе, швы между дубовыми кирпичами заливали известью, смешанной со смолой.

Вдоль стен иногда делали дубовый бордюр. Такой паркет делали и раньше (Дмитровский собор во Владимире, Храм Василия Блаженного и Донской монастырь в Москве), но к 18 веку он стал особенно искусен в художественном отношении. Лучшие мастера в то время трудились в московских мастерских Оружейной палаты. Деревянный пол обладает большими преимуществами: сохранением тепла, упругостью, легкостью обработки и дешевизной. С древнейших времен был известен пол из расколотых по длине бревен, причем иногда, особенно на юге, доски настилались непосредственно по глинобитному полу, но чаще они прикреплялись к балкам деревянными гвоздями. Начиная с XVI века, полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название "в елочку", а сам пол или мост назывался "косящатым".

В начале и середине XVIII века паркет укладывается в стиле русского барокко. Наряду с местными отечественными породами: березой, орехом, сосной, лиственницей, кленом, дубом, буком, грабом, ясенем, вязом, грушей, яблоней, ольхой, можжевельником, карагачем и кизилом, стали все более и более применять редкие и дорогостоящие сорта привозных "заморских" деревьев, причем среди них были также бразильские породы: якандра (вид палисандра), жикитба (шелковица), цебра, чефраз и другие. Из дорогих пород следует отметить на черное эбеновое дерево (называемое заморской черной березой), фиолетовое - палисандр, розовое - амарант, желтое и красное сандаловое дерево, табачное дерево, лимонное или померанцевое, карагач атласное, или сатиновое дерево, пальмогут, оливковое, железное, фернебуковое, тисс, чинару, белый и красный кипарис, тую, литьтерн, красный магон, самшит, и разные сорта бразильского сахандра. Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку наслоений давали возможность набирать самые прихотливые и нарядные узоры паркетов.

Все производство паркета вплоть до конца 19-го века выполнялось ручным способом.

Лишь к началу XX века ряд фабрик приступил к массовому промышленному производству простых паркетных планок из различных пород древесины. В 70-х годах XIX века в Петербурге было всего три фабрики, изготовлявшие паркеты: "Машинная фабрика, основанная в 1866 году" Беляева, "Паркетная фабрика", существовавшая с 1836 года и принадлежавшая Мансбаху, и фабрика Матиссена. Кроме того, в архитектурном листке за 1877 год публиковалось объявление о продаже паркета машинной фабрикой Симлер. В Москве в XIX веке было восемь паркетных фабрик. В начал XX века было организованно пять фабрик в Москве, две фабрики в Новгородской им две Петербургской губерниях. Наконец, следует отметить, что по данным справочного издания "Фабрично-заводские предприятия Российской Империи" в 1914 году паркет в России изготовляли на 85 предприятиях.

Русский паркет XVIII и XIX веков являются ценнейшем вкладом в мировую сокровищницу декоративного искусства. Нигде в мире не было таких разнообразных и высокохудожественных паркетов как в России. Культура рисунка и производства паркета, проектировавшегося архитекторами, была доведена до непревзойденного совершенства.

Использовать дерево для устройства полов в жилых помещениях люди начали ещё с незапамятных времён. Оно и понятно: легкодоступная, простая в обработке древесина отличается, прежде всего, такой отличительной особенностью в эксплуатации, как превосходная теплоизоляция, что для, например, народов, проживающих в регионах с холодным климатом, всегда было особенно принципиальным моментом. Первоначально, конечно, речи о паркете или даже о каком-то подобии его не шло. Расколотыми по длине брёвнами застилали полы в помещении, укладывая их либо просто на землю, либо фиксируя деревянными же гвоздями к балкам в уже более поздние времена. Но развитие технологий, а также различные культурно-исторические аспекты быта народов привели к тому результату, который имеем мы на сегодняшний день: богатейшая традиция укладки обработанного бесчисленными методами и произведённого на высокотехнологическом оборудовании паркета. Дорога от разрезанного пополам бревна в шаткой деревянной постройке до высокохудожественного паркета с применением многих ценных, в том числе экзотических, пород древесины во дворцах, а ныне и в обычных квартирах, не была короткой. И история эта крайне познавательна.

Само слово «паркет» пришло в русский язык из языка французского, в котором оно выглядело и до сих пор выглядит как «parquet». Слово «parquet», в свою очередь, является уменьшительной формой от «pare», произошедшего от латинского слова «parcus», означавшего «помост» или «отгороженное место». Примечательно при этом, что в XVI-XVII вв. во Франции словом «parquet» обозначалась часть зала, огороженная и застеленная ковром и использовавшаяся для проведения аудиенций. Во 2-ой пол. XVII в. ковёр заменили на деревянный настил из брусков ценных пород дерева. Таким образом, слово приобрело свой сегодняшний смысл.

Несмотря на то, что сам термин «паркет» оформился лишь в XVII веке, паркет как явление появляется в Европе уже начиная с начала XIV в. В то время Европа переживала расцвет готического искусства, для которого было характерно стремление к величию, богатому убранству объёмных пространств с большим количеством света и различных цветов. Полы в торжественных залах для приемов в домах и дворцах высшей знати уже не могли более застилаться просто строгаными скучными серыми досками, которые лежали в большинстве жилых помещений того времени. Требовалось новое решение в духе наступившей эпохи. И оно появилось: полы начинают выстилаться кусочками дерева геометрических форм разного цвета и породы. Выкладывая их в различной последовательности, мастера добивались поражающих на тот момент своей красотой орнаментов и рисунков. В итоге получались эдакие ковры из дерева, восхищавшие жителей того времени своей торжественностью и новизной. Постепенно устройство полов подобного типа становится традицией и прочно входит в отделку всех дворцов и домов высшей знати Средневековой Европы, в особенности во Франции.

В России, стране с холодным климатом и огромным количеством лесов, зарождение культуры паркета было лишь вопросом времени. И вот уже в XVI веке на Руси в качестве напольного покрытия начинают использоваться так называемые «дубовые кирпичи». Вырезанные из массива дуба бруски, по форме походящие на кирпичи, укладывали непосредственно на глинобитные полы (позже - на основание из древесины сосны), заливая щели на стыках смесью извести и смолы. Бруски выкладывались в форме ёлочки, а укладка именовалась «косящатой». Подобная технология была применена в своё время при устройстве полов в храме Василия Блаженного и Донском монастыре в Москве, а также в Дмитриевском соборе во Владимире.

Тем не менее, становление культуры паркета в России всё же прочно связано с именем Петра I. После своего очередного визита в Европу царь привёз из Германии целый цех краснодеревщиков для передачи «заморских» технологий деревообработки русским мастерам. При этом традиции резки по дереву и металлу на Руси в тот период времени уже были на достаточно высоком уровне и передавались из поколения в поколения опытными мастерами. Лучшие из них трудились в Оружейной палате в московском Кремле. В 1711 г. Пётр I закрывает московские мастерские и переводит всех резчиков на корабельные верфи в Санкт-Петербург, сосредотачивая так весь технический потенциал государства в одном месте. В дальнейшем эти трудовые резервы будут отправлены на устройство паркетных полов в нововозведённых дворцах столицы. Таким образом, сочетание европейского опыта производства и укладки паркетных полов из геометрических плашек одного размера и разных пород, с русской школой резьбы по дереву, даёт в итоге превосходный результат и выводит паркетное ремесло в России на новый уровень. Это был Золотой век паркета в России: благодаря огромному объёму работ быстро осваивались новые технологии укладки, для изготовления паркета начали применяться новые породы древесины, общее количество которых достигало пятидесяти.

На протяжении XVIII-XIX вв. традиции производства и укладки паркета получают своё дальнейшее развитие. Во многом это связано с деятельностью целой плеяды итальянских архитекторов: Кваренги, Растрелли, Ринальди, Росси. Именно благодаря им появились в Санкт-Петербурге многочисленные здания институтов и академий, дворцов и театров, в абсолютном большинстве которых укладывался деревянный паркет. Стоит отметить, что именно в этот период паркет переходит из разряда ремесла в разряд искусства, что подчёркивалось неизменно ручным способом изготовления паркета.

На рубеже XIX-XX вв., следуя веяниям эпохи индустриализации, в России открывается значительное количество фабричных производств деревянного паркета. С каждым годом количество предприятий растёт, увеличивается количество регионов присутствия. И вот на 1914 год в нашей стране насчитывается уже 85 подобных производств. Именно с этого момента стоит говорить о массовом внедрении паркета в сферу жилищного строительства и паркет на несколько из сферы искусства полностью возвращается в сферу ремесла десятилетий. Тому способствовала и Октябрьская революция 1917 года, по вполне понятным причинам уничтожившая спрос на дорогостоящий высокохудожественный паркет. На первое место с этого времени выходит производство простого, унифицированного штучного паркета из дуба, ясеня и клёна, который миллионами квадратных метров укладывался при домостроении на территории всего СССР. Образцы же художественного паркета можно было встретить преимущественно в музеях или в представительских государственных помещениях.

Вплоть до середины XX века специалисты по производству художественного паркета работают только в сфере реставрации уже существующих покрытий. Однако уже с 1950-х гг. интерес к дворцовому паркету снова оживает. Это связано со строительством, отделкой и вводом в эксплуатацию московских сталинских высоток.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию начала 1990-х гг. в России в полном объёме начинают возрождаться традиции производства и укладки художественного паркета. Открываются предприятия полного цикла, включающего в себя как производство, так и реализацию продукции. Наиболее крупные и надёжные из них работают и до сих пор.

После периода первичного накопления капитала появилось множество заказчиков, готовых внести в интерьер своего жилища элементы дворцового убранства, подчёркивающие социальный статус хозяина дома. С ростом благосостояния населения страны подобное элитное напольное покрытие становится всё доступнее. На сегодняшний день великолепные образцы художественного паркета можно встретить во многих, даже небольших типовых квартирах. Стоит отметить, что спрос на стандартный штучный паркет также переживает бурный рост. Это связано не только с выросшими финансовыми возможностями населения по сравнению с началом 90-х гг., но и с кардинально изменившимся качеством производимой продукции в нашей стране. Это стало возможным благодаря повсеместному внедрению высококачественного деревообрабатывающего оборудования ведущих европейских и мировых производителей. Не стоит на месте и индустрия паркетной химии: на сегодняшний день на российском рынке представлены все крупнейшие мировые производители с широчайшим ассортиментом продукции.

Паркет появился в результате стремления человечества к созданию качественного, прочного и долговечного напольного покрытия. Само название "паркет" возникло только в средних веках.

На художественную форму напольного покрытия напрямую влияют архитектура разных времен и стилистическое развитие искусства. Жители Древний Руси украшали полы с помощью дерева, досок или "деревянных кирпичей". В 16 столетии они начали применять дубовые клепки. Их укладка осуществлялась на распиленное основание из мягкого дерева (как правило, из сосны). Поскольку в Древней Руси было много мастеров, художественный паркет развивался довольно быстро.

В 17 веке появился прием укладки паркета "дубовый кирпич". На известковую основу укладывались ламели в виде кирпичей. Швы, которые образовывались между ними, заполнялись известью с добавлением смолы. Вдоль стен, как правило, размещался дубовый бордюр.

Паркет, возникший в 18 веке, напрямую ассоциируется с резьбой по металлу и дереву, которая была распространена в московских мастерских Оружейной палаты. По приказу Петра I мастерские закрывались, а их работники, в свою очередь, направлялись на корабельные верфи в Петербург. После этого Петр I им наказал принимать участие в строительстве петербургских дворцов.

О дальнейшем развитии паркета гласит история Царского села, которая была издана в 1827 году. В ней указывалось, что в 1749 году из Астраханской губернии было отправлено 26 косяков и 64 креста дубового леса. В Смольном дворе они хранились с остальными косяками (грушей, ясенем, буком, чинарой). После этого все сырье было перевезено в Царское село, где начали изготавливаться первые наборные паркеты. Применение разнообразных материалов, в том числе "заокеанских сортов", подтолкнуло мастеров на создание роскошных узоров. Более того, это привело к появлению следующих названий паркета:

  • цветной (использовались привозные деревья);
  • полуцветной (применялись местные и привозные породы древесины);
  • штучный (состоит только из местных пород);
  • дубовый.

В те времена паркет носил название "щитовой". Его изготавливали в форме щитов. Они, в свою очередь, могли обладать разнообразными формами.

Паркет стал настолько востребованным отделочным материалом потому, что он всегда отличался уникальным цветовым оттенком. Неправильно подобранные или уложенные клепки, ошибка при расколе древесины нарушали игру дерева на свету, поэтому изготовлением этого напольного покрытия занимались только мастера. Спустя некоторое время они начали создавать довольно оригинальные цветовые оттенки паркета. К примеру, чтобы получить материал зеленого цвета, древесину пропитывали медным или железным купоросом.

В 18-19 веках это напольное покрытие производилось вручную, а в 70-х годах его начали изготавливать на фабриках. В 80-х годах большим спросом пользовался фабричный паркет. К сожалению, своим внешним видом он существенно отличался от того, который производился вручную. Это было связано с применением дешевого сырья и простой укладкой.

Так сложилось исторически, что что люди все больше и больше уделяли большое внимание своему дому, его интерьеру в общем и полам в частности. Еще в древности в различных странах (Египет, Китай, Индия и т. д) люди создавали красивые и надежные полы. В средние века паркет уже стал не редким в новых домах, замках дворцах. Художественное оформление в изготавливаемом паркете наблюдалось в Европе уже в 19-м веке. Следует также отметить, что художественное оформление паркета связано с общим развитием стиля искусства и архитектуры.

Устройство деревянных полов производилось на Руси уже в древние времена. Конечно же изначально это был еще не паркет. Те деревянные полы представляли из себя расколотые по всей длине бревна, укладываемые на специальные балки. Привычный всем советским людям способ паркетной укладки "елочкой" появился в 16-м веке, тогда паркетины укладывали данным рисунком на основание из досок. С тех времен и ведет свою историю паркет как таковой. История уже не помнит имя изобретателя паркета, который придумал столь оригинальный способ устройства деревянного пола.

В семнадцатом веке популярным способом укладки паркета стал метод, который можно назвать "укладка дубовым кирпичом". При этом способе изготавливаются в форме кирпичей паркетные плашки, которые затем укладываются на известковую основу с последующей заделкой зазоров специальным составом (смола смешанная с известью). При данной технологии мог также присутствовать бордюр из дуба вдоль стены. Подобные технологии использовались на Руси уже в 17 веке (храм Василия Блаженного, Донской монастырь в Москве, Дмитровский собор во Владимире).

Благодаря известным архитекторам (Росси, Ринальди, Растрелли) паркет переходит в разряд произведений искусства из разряда обычного деревянного пола. В начале 19-го века паркетный пол был непосредственно связан с русской резьбой. В 17-м веке в московских мастерских (Оружейная палаты) практиковалась резьба поо дереву и металлу. В последствии Петр Первый эти мастерские закрыл, а всех мастеров-резчиков отправил в Петербург на строящиеся корабельные верфи. В последствии эти кадры стояли у истоков создания в петербургских дворцах паркетов.

Для укладки паркетов во дворцах в 1749г. было привезено из Астраханской губернии 64 креста и 26 косяков дубового леса, которые хранились в помещениях Смольного двора (запасного) вместе грушевым деревом, кизиловым карачагом, чинаром, самшитом, ясенем и буковой кряжей. Весь перечисленный запас древесины отправили в 1750 году непосредственно в царское село и данная древесина послужила материалом наборного паркета. В последствии значительно стал расти ассортимент пород древесины применяемых при создании паркетов и вместе с популярными породами стали больше применять дорогие и экзотические привозные породы древесины, в том числе чефраз, жикитаба, якаранда.

Применение различных по расцветке и рисунку сортов дерева дало возможность создавать самые разнообразные и иногда весьма оригинальные рисунки и узоры паркета. В зависимости от используемых пород дерева и материалов паркету присваивали различные наименования: дубовый, цветной (наборный из привозной древесины), штучный (набранный из пород местного происхождения), полуцветной и другие.

Паркеты,изготавливаемые в виде отдельных щитов называли щитовой паркет. Щит представлял основание из сбитых между собой досок, на которое наклеивали паркетные планки с различными рисунками из разных пород цветной древесины. Полученные щиты потом укладывали на обрешетку из сухого прочного бруса. Паркетные щиты создавали самой разнообразной формы. Это могли быть ромбы, круги, сегменты, квадраты и др в зависимости от самого рисунка паркета.

В 17-19 веках все паркетные работы выполняли ручным способом с отсутствием общепринятых технологий. Только с 70-х годов 19-го века на фабриках было организовано широком производство паркетных щитов и именно поэтому широкое применение паркета датируется началом 80-х годов 19-го века. Однако начало фабричного производства паркета не говорит напрямую о высоком его качестве.

В 19-м веке паркет стал самым распространенным типом покрытия, использовавшимся в жилых помещениях и в это время резко вырос объем его промышленного производства. В конце 19-го века широкое распространение получили новые покрытия, такие как линолеум, в следствии своей низкой стоимости и простоты укладки. Сначала новые покрытия применяли в основном в подсобных помещениях, но затем стали укладывать также и в жилых.

В начале 20-го века многие фабрики осваивают массовое промышленное производство простой паркетной клепки с использованием различных пород дерева. При массовом домостроении широкое распространение получил паркетный пол с простыми способами укладки. Паркет в художественном исполнении стал достаточно редким и укладывался в основном в представительских зданиях.

Точной даты, когда возник паркет – нет. Начиная с 11 века, в домах люди полы делали деревянными. Они тщательно проектировали их и сочетали со стенами и потолком. В те времена пол был грубым и однообразным и не украшал помещение. Ближе в середине 11 века, на полы стелили толстые строганные половицы, изготовленные из сосны, пихты или ели.

В Европе, постепенно монолитную деревянную доску заменили геометрические планки правильной формы, которые изготавливали из разных пород древесины. С того времени полы начали делать красивыми. Где-то с того времени и начал появляться штучный, а также художественный паркет. Средневековая знать из мрачных дворцов делала роскошные дворцы, используя при этом не струганную доску для оформления пола.

Именно в то время появилось искусство по укладке распиленных дощечек небольшого размера. При помощи таких небольших досок выкладывали на полу уникальные рисунки, которые до сих пор украшают музеи и дворцы, принадлежащие ранее знати. Зажиточная буржуазия не отставала от вельмож, они украшали свои дома штучным паркетом, который популярен и в наше время. Сегодня разрабатывают на основе древних узоров современные методы укладки.

Родоначальником моды на укладку декоративных деревянных полов, является Франция. Именно в этой стране употребили впервые слово «паркет». В 16 столетии мода на укладку паркетных полов дошла и до России. Массивные большие доски, которые вытягивались на всю длину помещения, начали заменять «дубовыми кирпичиками».

В те времена на территории России уже пользовалась популярностью резьба по дереву. Умельцам удалось не только развить, но и разнообразить такое искусство. Впервые русские мастера укладывали паркет на специальную щитовую основу. До сих пор напольное покрытие такого типа называют «щитовым паркетом».

Обычно деревянный настил делали из бревен, которые раскалывали по всей длине. Также такую основу делали в южных районах для глинобитных полов. В некоторых случаях паркет прибивали к балкам с использованием деревянных гвоздей.

Пик развития паркета припал на вторую половину 18 века. В то время не только развивался, но и совершенствовался метод изготовления и укладки паркетной доски, использовались новые материалы, при помощи которых создавались настоящие шедевры. Именно этот период времени через некоторое время назовут Золотым веком для художественного паркета.

До сих пор наибольшая ценность натурального паркета – природная структура и окрас древесины. Специалисты укладывают срез разными способами, в разных направлениях и под разными углами. Так создаются оригинальные рисунки, которые длительный период радуют глаз хозяина.

Похожие новости:

История паркета
Издавна самым излюбленным, а в основном и единственным стройматериалом на обширной территории Руси являлось именно дерево – самый доступный и довольно легкий в обработке материал. ...