Надо знать: тайны и легенды Эрмитажа. Тайны и загадки эрмитажа

Мистика Эрмитажа

Российский Эрмитаж является одним из самых крупных и знаменитых музеев в мире, что неудивительно: ведь этот комплекс занимает больше десятка строений, каждое из которых - памятник истории и архитектуры. Основными элементами этого музейного ансамбля считаются: Зимний дворец (бывшая резиденция русских императоров), Эрмитажный театр, а также здания Малого, Старого и Нового Эрмитажей.

Кстати, практически каждый зал и даже коридор вышеупомянутых зданий - тоже экспонаты, ведь они были свидетелями многих исторических событий и «наблюдали» немало интересных фактов из жизни монарших особ и их приближенных. Взять хотя бы Зимний дворец - именно в нем скончался Александр II, получивший смертельные раны после покушения народовольцев. А за год этого дворец пережил сильный взрыв, который также устроили член движения «Народная Воля», пытаясь добраться до императора.

Разумеется, такое богатое прошлое музея не могло не породить множество легенд о призраках Эрмитажа. Не забыты и духи живших в Зимнем дворце императоров и их приближенных: если верить некоторым сотрудникам музея, они время от времени, чаще всего вечером, когда в залах уже нет посетителей, попадаются им на глаза.

Особенно часто рассказывают о последнем хозяине Зимнего дворца императоре Николае II. Музейщики уверяют, что по вечерам, когда стихает гомон туристов, в темной галерее среди старинных шпалер и гобеленов можно увидеть призрак последнего царя, неслышно ступающий по стертому паркету.

В Эрмитаже сегодня обитает и другое знаменитое привидение. В темном коридоре появляется время от времени призрак Николая I. Его легко можно узнать по прямой осанке, золотым эполетам и ледяному взору… И хотя он предпочитает хранить молчание, не снисходя до общения с простолюдинами, все с первого взгляда понимают, что перед ними - царственная особа.

Говорят, что в коридорах и залах Эрмитажа вообще бродит много неуспокоенных душ и странных теней: то дама под вуалью, то молчаливый великан. Главное - не бояться и не беспокоить призрачных гостей - тогда они не причинят вреда.

Кстати, знаменитые эрмитажные кошки тоже нередко замечают нечто «невидимое»: бежит, например, котяра - и вдруг остановится, уставится куда-то в потолок и напряженно прислушивается. Или внезапно вся пушистая стая разбегается врассыпную, как будто бы кто-то идет, а в дверном проеме - ни души.

Из книги Дневник одного гения автора Дали Сальвадор

Приложение 4 ДАЛИАНСКАЯ МИСТИКА ПЕРЕД ЛИЦОМ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ После первой мировой войны, словно сметающий все на своем пути бурный прилив, внезапно нахлынуло сюрреалистическое движение. Бок о бок с возрождением воображения (и по необходимости связанная с ним, дабы дать

Из книги Ария: Легенда о динозавре автора Трой Дилан

МИСТИКА ИЛИ СОВПАДЕНИЯ? «ВСЕ,ЧТО БЫЛО, - РОК МОЙ… ВСЕ, ЧТО БУДЕТ, - КРЕСТ МОЙ…» Вообще, надо сказать, что заигрывания с нечистой силой (осо бенно если они серьезные, философски обоснованные и мало напоминают детский сад некоторых околотрэшевых групп) обязательно

Из книги Александр Грин автора Варламов Алексей Николаевич

Глава III МИСТИКА БОМБЫ Русские эсеры действовали в ту пору в двух независимых направлениях – готовили теракты и вели пропаганду. Они считали себя наследниками «Народной воли», но, опасаясь того, что их партию будет ждать судьба народовольцев, чья деятельность в конце

Из книги Александр Македонский. Гениальный каприз судьбы автора Левицкий Геннадий Михайлович

Мистика в Вавилоне Нельзя оставить на свете голову, на которой была царская диадема. Квинт Эппий Флавий Арриан. Поход Александра Александр был уже не тем восторженным отроком, что завидовал успехам отца и печалился, что на его долю останется мало великих дел. Смертельно

Из книги Любовь Полищук. Безумство храброй автора Стронгин Варлен Львович

Глава четвертая Против течения, к тайнам «Эрмитажа» Миграция между артистами эстрады и театра существовала с давних времен, с того момента, когда возникли эти концертные организации, и носила в основном односторонний характер – из театра на эстраду, где артисты могли

Из книги Бейкер-стрит на Петроградской автора Масленников Игорь Федорович

Глава восьмая Советская мистика В тот год, когда в театре «Эрмитаж» (тогда «Миниатюр») начались разговоры о постановке грандиозного романа, постановке еще никем невиданной, должной потрясти мир, если не весь, то советский, в помещении театра, вокруг него и с его актерами

Из книги Цезарь [С иллюстрациями] автора Этьен Робер

РИМСКАЯ МИСТИКА Янковский опять у меня на пути. - Корова не знала, что ее убьют. - Прикосновение понтифика. - Я торгую «Холмсом» и «Пиковой дамой». - Осенняя роскошь.Настоящие тайны, даже мистика, подкараулили меня далеко от дома - в Италии.Октябрьским днем 1982 года я

Из книги Ошо: Будда-хулиган, который «никогда не рождался и никогда не умирал» автора Раджниш Бхагван Шри

Завоеватель и мистика победы При известии о победе при Тапсе в честь Цезаря на Капитолии были установлены изваяние и колесница, что являлось исключительной почестью.В 48 году после Фарсала Цезарь уже удостоился ряда изваяний, но то, что было сооружено на Капитолии,

Из книги Ошо. История жизни независимого мистика автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Я живу в ту войну. Поисковые рассказы автора Ивакин Алексей Геннадьевич

Из книги Григорий Перельман и гипотеза Пуанкаре автора Арсенов Олег Орестович

Васант Джоши Ошо История жизни независимого мистика

Из книги Загадки советской литературы от Сталина до Брежнева автора Оклянский Юрий Михайлович

10. ПОИСКОВАЯ МИСТИКА 2008. Старая Русса.- Знаешь, как понять - курил боец или нет?- Не понял...- Когда могила сделана - прикуриваешь сигарету, втыкаешь ее в могилу и смотришь.- И что?- Смотри...Петрович достает сигарету. Прикуривает. Делает затяжку. Втыкает сигарету в землю

Из книги автора

Часть 4. Мистика топологических абстракций «Глядит ли кто, разинув рот, вверх или же, прищурившись, вниз, когда пытается с помощью ощущений что-либо распознать, все равно, утверждаю я, он никогда этого не постигнет, потому что для подобного рода вещей не существует познания

Из книги автора

СУПРУЖЕСТВО И МИСТИКА ЛЮБВИ Черты личности, а тем самым отчасти и профиль будущей человеческой судьбы в какой-то мере закладываются в детстве.Федин происходил из религиозной семьи. Его отец - сын крепостного крестьянина, после двадцати лет на побегушках в торговых

Что с «Павлином»?

В 1777 году князь Григорий Потемкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на работу английского механика Джеймса Кокса. Почему именно на него, неизвестно. Возможно, русский граф увидел удивительные вещи в рекламных каталогах, которые издавал мастер. Впрочем, до конца неясно самолично ли Кокс выполнял заказ для русского князя или ему помогал Фридрих Юри. Подарок пришлось разобрать – иначе его было просто не доставить в Россию. Разобрать-то разобрали, а вот собрать не смогли – часть деталей оказалось то ли сломана, то ли утрачена. Так и пылился бы эффектный подарок, если бы в 1791 году Потемкин не поручил «оживить птичек» Ивану Кулибину. И мастер высочайшего класса сделал невозможное: часы пошли, а затейливый механизм пришел в движение. Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке. Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв. В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение. Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно. По одной из версий Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное «фуэте», тем самым демонстрируя свое отношение к царскому двору, для которого «птичка» и предназначалась.

Гробница Гомера

В зале Юпитера можно найти и еще одну неразгаданную загадку Эрмитажа – «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации. Вскоре, авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Еще бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» - очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои. Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот. Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились – непонятно.

Кровожадная богиня

В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России - статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет. Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий. Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась. Однако, легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется. Якобы, ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица. По другой версии – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году. Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет? На эти вопросы ответы пока не найдены.

Тайна золотой маски

В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской. Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства. Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.

Кланяющийся Петр

Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать». В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».

«Икона безбожного времени»

Один из самых скандальных шедевров – «Черный квадрат» Малевича 1932 года – также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщенную в единый знак, называя «Черный квадрат» иконой нового, безбожного времени. Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на ее «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение. Действительно ли мировой шедевр наделен мистической силой, или это очередная попытка «подлить масла в огонь»? На эти вопросы ответить легко, стоит только посетить Эрмитаж.

Один из самых зловещих экспонатов Эрмитажа - статуя египетской богини Сехмет. Раз в году в полнолуние на коленях фигуры якобы появляется кровавая лужица. Замечает её только охрана - к утру жидкость успевает высохнуть. По другой версии, влага выступает не каждый год, а лишь накануне каких-то больших бед и потрясений. Вообще Сехмет - богиня кровожадная и суровая, покровительствовала войне и палящему солнцу. Согласно мифу, она хотела уничтожить род людской, но вмешались другие боги. Они разлили красное вино, которое Сехмет приняла за кровь и принялась жадно пить, после чего опьянела и заснула.

Дворцовая площадь, д. 2

В Египетском зале Эрмитажа хранится мумия жреца Па-ди-иста - уникальный экспонат, которому более трёх тысяч лет. У людей впечатлительных он может вызвать отвращение, а иногда и довольно странные видения. В 2004 году одна смотрительница заявила, что мумия оживает. По её словам, на левом плече жреца внезапно начала сокращаться мышца, а потом там появился нарост размером с орех. Через несколько дней он пропал, и мумия больше не двигалась. Эта история только подогрела интерес публики к загадочному экспонату.

Часы «Павлин» - визитная карточка Эрмитажа, посмотреть на них съезжаются тысячи туристов со всего мира. В 1777 году их купил князь Григорий Потёмкин, чтобы сделать подарок для Екатерины Второй. Но сюрприз не удался: часы сильно пострадали при перевозке и ко двору попали в нерабочем состоянии. Реанимировать механизм князь поручил гениальному русскому мастеру Ивану Кулибину. Тот разобрал часы, понял их устройство, починил и заново собрал, добавив некоторые детали. Оживающий «Павлин» произвёл фурор при дворе. Когда часы заводили, птица распускала хвост, поворачивалась спиной к публике, ненадолго так замирала и возвращалась в исходное положение. По одной из версий, этим жестом Кулибин хотел выразить своё отношение к правящему дому.

Об одном интересном случае в стенах Эрмитажа написал Михаил Веллер в «Легендах Невского проспекта». Секретарь обкома выдавал замуж дочь и решил украсить свадебный стол царским золотым сервизом из запасников. О его возмутительных планах якобы узнал хранитель Рыцарского зала Леонид Тарасюк. Когда группа товарищей из Смольного приехала в Эрмитаж, их встретил рыцарь в гремящих латах и с мечом. Но потом вышла промашка - в те времена залы музея охраняли овчарки, которые накинулись на воителя. У конника было только одно незащищённое латами место, куда и вцепились собаки. «Призрак» взвыл вполне человеческим голосом, и операция по спасению сервиза оказалась провалена.

По легендам, под Эрмитажем есть множество подземных ходов, которые соединяют дворец с другими местами. Один из них, как считается, ведёт к - балерины Мариинского театра, которая была известна романтическими связями с мужчинами из царской семьи. Другой тайный ход начинается за престолом в Малом тронном зале и связывает Эрмитаж с . Согласно преданию, перед смертью каждый император видел тень своего предшественника, выходящую из-за трона.

Ореолом загадок окутана восковая фигура Петра Первого, которую горожане иронично называют чучелом царя. По одной из версий он оживает только по ночам, но многие утверждают, что свели знакомство с императором днём. По словам гостей музея, восковой правитель вставал, кланялся и указывал на дверь - видимо, хотел сказать, что пора бы и честь знать. Внутри фигуры действительно спрятаны шарниры, которые позволяют сажать её в кресло и ставить на ноги. Но никаких механизмов, которые приводили бы её в движение, реставраторы не нашли.

Исполняющие желания атланты

Десять фигур атлантов поддерживают портик Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы. Петербуржцы уверены, что исполины охраняют город и его жителей, а также исполняют сокровенные желания. Возможно, такое поверье пошло ещё со времён блокады Ленинграда, когда снаряд угодил прямо в портик. Атланты сильно пострадали, но выстояли. Теперь к несгибаемым колоссам приходят люди со своими чаяниями. Если вы хотите заручиться поддержкой гиганта, то дотянитесь до большого пальца правой ноги и загадайте желание.

Миллионная ул., 35

В Эрмитаже выставлена авторская копия «Чёрного квадрата» 1932 года. Первую версию картины Малевич создал в 1913 году для оперы «Победа над солнцем». Чёрный квадрат был полной противоположностью красному солнечному кругу, он символизировал подчинение природы человеку. Споры вокруг «иконы безбожного времени» не утихают и сейчас, но одно несомненно: «Чёрный квадрат» обладает мощной энергетикой. Кто-то рядом с картиной падает в обморок, кто-то, напротив, приходит в сильное возбуждение. Впрочем, многих посетителей он оставляет равнодушными или пробуждает только эстетический интерес.

В зале Юпитера хранится несколько античных гробниц, и одна из них, как утверждает народная молва, принадлежит Гомеру. Саркофаг привезли из экспедиции графа Орлова-Чесменского и показали Александру Строганову - страстному коллекционеру диковинок. Он окрестил памятник «гробницей Гомера», это название стало переходить из уст в уста и окончательно закрепилось. Но это не более чем красивая легенда. Учёные выяснили, что гробницу сделали во II веке нашей эры, а Гомер жил на несколько столетий раньше. Но это не объясняет другой загадки памятника: почему задняя и лицевая стенки выполнены в разных стилях? До сих пор неизвестно, была гробница такой изначально или её переделывали.

Другой загадочный предмет античной коллекции - золотая посмертная маска из погребения Рескупорида. В 1837 году в Керчи археологи обнаружили каменный саркофаг с женским скелетом. Останки были усыпаны украшениями, череп венчал золотой обруч, а лицо прикрывала маска. Археологи предположили, что это гробница жены царя Рескупорида. Такая точка зрения была общепринятой до середины XX века, а после Второй мировой войны учёные засомневались. Некоторые из них считают, что гробница принадлежала самому царю. Чьё же лицо скрывала золотая маска, неизвестно до сих пор.

Эта история вполне реальная, но всё равно удивительная. Несмотря на революцию, Гражданскую войну и страшную блокаду, в Зимнем дворце уцелело несколько окон с дореволюционными стёклами. На одном из них рядом с Малахитовой гостиной нацарапана надпись: «Ники смотрит на гусар». Её сделала императрица Александра Фёдоровна, подразумевая императора Николая Второго. Рассмотреть «граффити» вряд ли получится: оно находится довольно высоко и скрыто занавеской.

Петербуржцы любят рассказывать истории о призраках, которые живут чуть ли не в каждом дворце. В Эрмитаже обычно встречают членов царской фамилии, чаще всего - императора Николая Первого. Туманная фигура показывается только по ночам и явно не жаждет общения с простолюдинами. Впрочем, царственной особе говорить необязательно: призрака Николая Первого узнают по военной выправке и мундиру с эполетами. Ещё ходят байки о персонажах разных картин, которые будто бы оказались в нашей реальности и ищут дорогу назад.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Каждый бывал в Эрмитаже, в здании главного штаба.
Но никто никогда не был в корпусах напротив. Никто не знает что там.
Но сейчас мы развеем тайну и проникнем в секретные места.


В этом нам поможет сотрудник Эрмитажа - Виктория.


Внутри здание овеяно тайной. В узких проходах и на лестницах никого нет.



Оказывается внутри есть секретные дворики.


Выяснилось, что здесь проходят выставки. И порой весьма интересные. фотосьемка строго запрещена.


Но я втихаря поснимал. Это выставка фотографий реставраторов Эрмитажа за работой.



Здесь же проходила выставка фотографа. Он договорился с охраной и по-ночам, когда никого нет,
ходил по Эримитажу и в сумеречном свете делал черно-белые фотографии. Потом распечатал
их размером 2х3 метра и повесил здесь. Получилось очень интересно.


Призраки.


Лестница не лишена пафоса.

На втором этаже залы оказались более барочными.

Здесь я наткнулся с большому удивлению на коллекцию плакатов хадожников А. Муха,
Тулуз-Лотрек. Оказывается их афиши на самом деле размером полтора на два метра.
Это очень популярные работы. Я был поражен, их здесь никто никогда не увидит.
За мной по пятам ходила бабушка и не давала фотографировать.


Вид из окна на площаь.

Закончив экскурсию мы прошли во двор Эрмитажа. Там была выставка разрисованных львов.

Березка


Маковый беспредел.

Ангел Петербурга. Характерно, что правое крыло отвалилось.

Этот называется "Тотем над Невой"


Моряк. Черной краски на полоски и штаны на хватило.
Художник так и не определился что делать с шаром.


Мне сказали что это все рисовали дети.

Но я не поверил.

Для осмотра более трех миллионов экспонатов музея потребуется минимум восемь лет. Представляю вам прицельную экскурсию-знакомство с главными тайнами Эрмитажа.
1. ЧТО С «ПАВЛИНОМ»?


В 1777 году князь Григорий Потемкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на работу английского механика Джеймса Кокса. Почему именно на него, неизвестно. Возможно, русский граф увидел удивительные вещи в рекламных каталогах, которые издавал мастер. Впрочем, до конца неясно самолично ли Кокс выполнял заказ для русского князя или ему помогал Фридрих Юри. Подарок пришлось разобрать – иначе его было просто не доставить в Россию. Разобрать-то разобрали, а вот собрать не смогли – часть деталей оказалось то ли сломана, то ли утрачена. Так и пылился бы эффектный подарок, если бы в 1791 году Потемкин не поручил «оживить птичек» Ивану Кулибину. И мастер высочайшего класса сделал невозможное: часы пошли, а затейливый механизм пришел в движение. Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке.
Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв. В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение.
Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно. По одной из версий Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное «фуэте», тем самым демонстрируя свое отношение к царскому двору, для которого «птичка» и предназначалась.
2. ГРОБНИЦА ГОМЕРА


В зале Юпитера можно найти и еще одну неразгаданную загадку Эрмитажа – «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации.
Вскоре, авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Еще бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» - очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои.
Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот. Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились – непонятно.
3. КРОВОЖАДНАЯ БОГИНЯ


В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России - статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет.
Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий. Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась.
Однако, легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется. Якобы, ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица.
По другой версии – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году. Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет? На эти вопросы ответы пока не найдены.
4. ТАЙНА ЗОЛОТОЙ МАСКИ

В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской. Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства.
Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.
5. КЛАНЯЮЩИЙСЯ ПЕТР

Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать».
В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».
6. НЕПОВТОРИМЫЕ СЕРЬГИ



В сибирской коллекции Петра I можно найти феодосийские серьги, выполненные в древнегреческой технике зерни. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. Мельчайшую зернь, которой усыпана одна из частей украшения, можно разглядеть разве что с помощью лупы. При сильном увеличении обнаруживаются крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды – именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу. Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.
7. «ИКОНА БЕЗБОЖНОГО ВРЕМЕНИ»


Один из самых скандальных шедевров – «Черный квадрат» Малевича 1932 года – также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщенную в единый знак, называя «Черный квадрат» иконой нового, безбожного времени. Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на ее «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение.
Действительно ли мировой шедевр наделен мистической силой, или это очередная попытка «подлить масла в огонь»? На эти вопросы ответить легко, стоит только посетить Эрмитаж.