Постовые собеседники. В гостях у отца моисея на синае

Ключ Хирама. Фараоны, масоны и открытие тайных свитков Иисуса Найт Кристофер

Бог войны с горы Синай

Бог войны с горы Синай

Беспристрастное и тщательное изучение содержания книги Исход привело нас в ужас. Точка зрения на эти события, привитая нам христианским воспитанием, быстро изменилась. Вместо изображения благородного великого народа, борющегося за свою свободу и стремящегося к “земле обетованной”, нам предстала картина первобытной демонологии, предательства, массовых убийств, насилия, вандализма и самого разнузданного разбоя. Более отвратительного способа основания новой нации нельзя было себе представить.

Миф о Моисее начинается с убийства. Он видит египтянина, бьющего хабира, удостоверяется, что никто за ним не следит, и убивает египтянина. Это было первое из десятков тысяч убийств, которые предстояло совершить бывшему воину. К несчастью, свидетелем преступления оказался другой хабир, который доложил о случившемся египтянам, и Моисея стали разыскивать. Он был вынужден бежать на восток, в Синай, где примкнул к племени мадианитян (иначе кенеев, кенеян, или кенезеев) и женился на дочери тамошнего царя Сепфоре.

Именно тогда Моисей и познакомился с богом местного племени, богом бурь и войны, символом которого был крестообразный знак на лбу его почитателей (впоследствии получивший название “метки Яхве”). Этот бог, обитавший в горах, послужил прообразом бога израильтян, который якобы беседовал с Моисеем на горе Хорив.

Если боги и появляются на пустом месте, то это бывает крайне редко; чаще они претерпевают долгую метаморфозу, в ходе которой перенимают качества других божеств. Как ни странно, первая зарегистрированная встреча Моисея с Богом евреев и христиан была весьма прохладной, если не сказать угрожающей. Когда Моисей попросил собеседника представиться и назвать свое имя, он был весьма почтителен, но это не помогло. Египетское воспитание приучило Моисея к мысли, что боги не всегда владычествовали людьми; если человек узнавал имя бога, он получал над ним власть. У египетских богов было множество имен - от обычных, известных каждому, до самых тайных - но настоящего их имени не знали как смертные, так и другие боги. Если бы Моисей получил прямой ответ на свой вопрос, он мог бы превратить бога в своего раба.

До относительно недавнего времени понятия “теология” и “магия” были чрезвычайно близки. Мы поняли это, когда попытались нащупать связь между двумя сторонами первобытного мистицизма. Представление о боге израильтян, проживающем в ковчеге, ничем не отличается от представления о джинне, сидящем в бутылке и выполняющем желания своего хозяина. И тот и другой могли по требованию владельца летать по воздуху, “разделять” моря, метать молнии и полностью игнорировать законы природы. Ныне мы, кажется, научились мысленно отделять сказки “Тысячи и одной ночи” от библейских мифов, но, без сомнения, происхождение у них одно. Многим будет трудно согласиться с этим, однако если называть вещи своими именами, прототипом личности создателя, которого на Западе называют словом “Бог”, был скромный, безвестный джинн, живший в горах на границе северо-восточной Африки и юго-западной Азии.

Боясь потерять независимость, мадиамский бог отказался назвать Моисею свое имя, высокомерно велел собеседнику снять обувь и не подходить близко, потому что тот находится на святой земле. Книга Исход сообщает, что на вопрос о Его имени Бог ответил Моисею так:

“Эхъех ашер эхъех”.

Это обычно переводится как “Я есть тот, кто я есть” , но мы сильно подозреваем, что на самом деле выражение было куда более крепким и означало что-то вроде “не твое собачье дело”. Имена Яхве и Иегова являются принятым ныне произношением древнееврейского слова, на письме обозначающегося как ЙХВХ (напомним, что в иврите нет гласных) Так что это слово означало не имя бога, а его титул, означающий “Сущий”.

Согласно библейской версии, Моисей в конце концов вернулся в Египет, чтобы избавить от рабства толпы собравшихся с бору по сосенке азиатов, которых египтяне называли хабирами. При этом он якобы воспользовался чарами своего нового джинна-духа-бога бури, который навлек на несчастных египтян страдания и смерть. Сообщается, что 600000 израильтян скитались по пустыне в течение сорока пяти лет, но любому разумному человеку ясно, что это явное преувеличение. В египетских летописях об этом нет ни слова; если бы данное событие носило такие масштабы, как указывается в Библии, оно непременно было бы отражено в документах. Будь израильтян столько, они составили бы четверть населения тогдашнего Египта. Перемещение такого количества рабочей силы оказало бы сильное влияние на производство продуктов питания и имело бы большие социальные последствия.

Впрочем, Моисей забрал всех, сколько бы их ни было, и вернулся с ними в Синай, к мадианитянам. Его тесть Иофор поздравил израильтян и дал Моисею мудрый совет снова пойти к священной горе, чтобы встретиться со все еще проживавшим там богом. Бог бури, обитавший внутри грозовой тучи, пригрозил разразить громом или побить камнями как любого израильтянина, так и его скот, который посмеет вступить на гору или даже прикоснуться к ней. Затем новый бог известил своих последователей, что они обязаны поклоняться ему, иначе будет плохо не только им, но и их детям, внукам, правнукам и так далее. Кроме того, он потребовал, чтобы израильтяне принесли ему дары из золота, серебра и меди, красивую одежду, барсучьи шкуры, ситтимовое дерево (акацию) и построили ковчег, покрытый изнутри и снаружи чистым золотом, чтобы бог мог жить в нем. Этот ковчег имел классическую египетскую форму; на его крышке были изображены два херувима, представлявшие собой не что иное как крылатых сфинксов, то есть львов с человеческим лицом (см. рис. 6).

Очевидно, новый бог не произвел слишком сильного впечатления на израильтян, ибо стоило Моисею подняться на гору, чтобы побеседовать с Яхве, как они соорудили себе золотого тельца и начали поклоняться ему. Очень похоже, что этот телец был изображением египетского бога Аписа. Новый бог пришел в неистовство и велел Моисею, чтобы тот приказал священникам убить как можно больше “грешников”. Сообщается, что в тот день от меча сынов Левия погибло 3000 израильтян.

Из книги Колыбели Цивилизаций автора Ситчин Захария

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ ЗАГАДКИ ГОРЫ СИНАЙ Этот документ удостоверяет, что Мистер и Миссис СИТЧИНсовершили полет на гору Синай,где Моисею были вручены Десять Заповедей,и посетили Монастырь Св. ЕкатериныИзраильские внутренние авиалинии ARKIAЭто удостоверение, отпечатанное золотым

Из книги Легенды и притчи, рассказы о йоге автора Бязырев Георгий

ВЕРШИНА ГОРЫ Никакие вещи никогда не бывают плохими,таковыми их делают наши мысли.Люди идут к Высшему Духу разными путями. Деятельный, заводной человек обретает реализацию на дороге Карма-йоги, в неоплатном труде и бескорыстном долге постигая свою божественную сущность.

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Библия. Том 2 автора Постников Михаил Михайлович

Гора Синай «Интересно, что оказалось фактически невозможным установить даже место, где находится пресловутая гора Синай. Трудность ее обнаружения усугубляется тем, что в Библии нередко фигурирует в качестве горы, где было дано откровение, не Синай, а Хорив. Если

Из книги Колыбели цивилизаций [илл., ёфиц.] автора Ситчин Захария

Из книги Природа мира сновидений автора Ноар Кейла

Горы Горная лошадьАвтор: paganoid, 24.8.2002Море. Горы. Везде плотный туман (или облака). Далеко вверху в облаках проглядывает заснеженная верхушка горы. Я с Мариной собираюсь лезть на эту гору.Мы идем по самой кромке горы, причем я еду первым на белой ЛОШАДИ. Гора достаточно крутая,

Из книги Взгляд на жизнь с другой стороны автора Борисов Дан

11. Настоящие горы Путевки нам купил отец. В МО СССР было много хороших мест отдыха. То место, куда мы попали, мне кажется, было одним из лучших. Отдых был разделен на три равные части, по неделе каждая. Первая неделя проходила на турбазе «Красная поляна», где, кстати, тогда

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Моисей, гора Хорив и гора Синай Сначала Бог явился Моисею на горе Хорив в виде горящего тернового куста - неопалимой купины. Хорив - хрв - наоборот врх - верх. Бог действительно находится где-то наверху, Бог сам есть Верх/гора Хорив.Моисей встретился с Богом, когда пас

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Синай (Египет, ок. 3000 м) Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне. Исход Ее название переводится как «лунная гора»: слово sin связано с именем вавилонского бога Луны – Сина. Нельзя указать на конкретную вершину и с полной уверенностью сказать, что

Из книги Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы автора Фад Роман Алексеевич

Пламенные горы Названия многих священных гор связаны с огнем или луной, и эта связь имеет глубокое символическое значение.В традиционных учениях психическая сфера человека часто уподоблялась луне. Однако ее призрачного, отраженного света недостаточно, чтобы постичь

Из книги Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий автора Эндрюс Тэд

Воробьевы горы Воробьевы горы на юго-западе Москвы являются одним из известных «положительных» мест силы. Это один из самых старых населенных пунктов в окрестностях Москвы. С момента приобретения в XV веке княгиней Софьей село Воробьево стало дворцовым –

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Горы и скалы Горы часто служат олицетворением внутренней силы человека и величия духа. Животные, которые живут в горах, покажут вам пути раскрытия вашей собственной духовной силы. Вертикальное положение гор традиционно является символом мужского начала. Их гигантские

Из книги Мировая астрология автора Бэйджент Майкл

20. Гора Синай и дарование Торы Хотя в десяти казнях и рассечении вод Красного моря часто видят основные события Шмот, на самом деле это лишь преддверие более высоких целей. Еврейские рабы получили свободу не ради нее самой, а для служения Б-гу. Вот почему Моше передал

Из книги Путешествие души автора Шереметева Галина Борисовна

Глава 14. Астрология войны и мира. Исследование Второй мировой войны Часть 1. Коллективное давление Майкл БэйджентНаши радиопередачи, наши газеты, наши популярные книги держат нас на постоянной диете, кормят одним конфликтом за другим. Первая и Вторая мировые войны, Корея,

Из книги автора

Глава 14. Астрология войны и мира. Исследование Второй мировой войны Часть 2. Циклический фон Чарльз ХарвиМунданная астрология, развившаяся на реальных основополагающих принципах, способна трансформировать понимание человечеством своих индивидуальных и коллективных

Из книги автора

Глава 14. Астрология войны и мира. Исследование Второй мировой войны Часть 3. Астрологическое определение времени Николас КэмпионРазвитие Второй мировой войны 1939-45 годов и некоторых вызванных ею событий дали астрологам ценную возможность наблюдать в деталях

Из книги автора

Горы Каждое лето я с детьми и несколькими учениками уезжала в горы к морю. Эти поездки стали для меня насущной необходимостью. Тяжело ощущая себя среди природы и климата средней полосы, я сразу оживаю среди южной растительности. Близкое и давно знакомое чувство единства

March 13th, 2015 , 01:20 pm

Продолжаем исследование...

Праздник Песах и агнец Божий

Накануне последней "казни египетской" Бог объявляет весенний месяц авив - "месяц колосьев" (после вавилонского плена получивший у евреев аккадское название "нисан ", которое перешлое и в турецкий язык в значении "апрель") началом года, и устанавливает праздник Пасхи - Песах , закрепляя воспоминание об избавлении от рабства египетского и празднование избрания израильтян в "народ Божий", нового рождения. Время наступления этого месяца и праздника вычисляется по лунно-солнечному календарю , чтобы он всегда приходился на весну .

"Этот месяц прообразно связан и с воскресением Мессии. Здесь мы видим три события - природное, историческое и сверхъестественное. Один и тот же Божественный свет преломляется в трех зеркалах - природы, истории народа Божьего и жизни Христа. Поэтому далее все, что говорится о пасхальном агнце, которого нужно принести в жертву перед исходом из Египта, таинственно связано и с будущей судьбой Израиля, и с жизнью Иисуса. Уже в начальную пору Христианства пасхальный агнец был осмыслен и истолкован как прямой прообраз Мессии." (Щедровицкий)

Чтобы быть достойным избрания Божия, еврейский народ должен очиститься, единственным средством для чего в Ветхом Завете были жертвы. Жертвой начинается и в ней сосредоточивается пасхальное торжество. Жертвой праздника Пасхи служил агнец ; следовало приготовить его на огне с горькими травами (символом горечи, пережитых трудностей) и есть с пресным хлебом - опресноками (символом чистоты), разделив трапезу между всех членов семьи. В ночь перед последней казнью, поразившей египетских первенцев, все евреи должны были принести жертву - заколоть ягнят для пасхальной трапезы, и отметить их кровью двери своих домов как знак верности Богу.

"Итак, перед исходом необходимо очиститься, принеся жертву, ибо народ согрешил, отступив от заповедей Божьих, от заветов праотцев. Говоря об этой жертве и о том, что она прообразует жертву Мессии, мы должны вспомнить, что хотя в Библии многократно сказано о «жертве Господу», однако Бог, по самому определению Его сущности, ничего не получает от подобной жертвы. Господь говорит через псалмопевца: "Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?" (Пс. 49, 13) Вопрос сопровождается образным пояснением: "…Ибо Мои все звери в лесу и скот на тысяче гор… Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе…" (Пс. 49, 10-12).
Так, пользуясь человеческими понятиями, Бог объяснил народу, что жертвы нужны скорее самим людям, чем Ему. Ведь величайшая жертва была принесена Им Самим ради сотворения мира, а именно — самоограничение Божественного Духа, благодаря чему, образно говоря, «освободилось место» для вселенной, для множества живых существ, ее населяющих. Слово Божье, через которое вершилось творение... Человеческое тело существует для того, чтобы на земле была возможна в воплощенном состоянии духовная жизнь. Тело постоянно приносится в жертву духу и, истощая свои силы, дает духу возможность развития. И если мы скажем, что жертвоприношение агнца «необходимо» Самому Богу и что Иисус на Голгофе отдал себя в жертву ради Отца Небесного, мы не уразумеем смысла жертвы, "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал сына Своего единородного, дабы всякий верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную." Значит, Бог Сам принес эту жертву: "…отдал сына Своего". Кому отдал? - Людям.

То же относится к агнцу в Египте, который был прообразом Иисуса (Агнца Божия ). Хотя он именуется «жертвой Господу», но принесена была эта жертва для людей, а не для Бога. Бог в жертве не нуждался, а нуждались люди - для спасения от ангела-губителя, поражавшего египетских первенцев.

Агнец избирался за пять дней до Пасхи (начинавшейся 15 Нисана), и этот день особо отмечен в жизни Иисуса: "За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию…", а "на другой день", т. е. за пять дней до Пасхи - 10-го числа месяца Нисана - въехал он в Иерусалим верхом на осле. И именно 14 Нисана, как раз тогда, когда в Иерусалиме закалали пасхальных агнцев, Иисуса казнили.


(Агнец Божий, символ жертвы Христа)

Приближалась ночь Пасхи, в которую Сам Господь должен был пройти по земле Египетской, чтобы спасти всех верных Ему от гибели, несомой ангелом-губителем, посланным поразить всех первенцев, - "от первенца фараона, сидящего на престоле, до первенца раба, сидящего в темнице" . Но те дома, косяки которых были помечены кровью агнца, т. е. дома израильтян и богобоязненных, присоединившихся к ним сынов Египта, ангел-губитель должен был миновать .
Отсюда и происходит название "Пасха", по-древнееврейски "Песах" - от глагола "пасах" - «миновать / проходить мимо», а также «пощадить / избавить». Значит, Пасха есть избавление от гибели, спасение от смерти . Впоследствии, когда Христианство восторжествовало среди народов, говоривших по-гречески, слово «Песах» контаминировалось с греческим глаголом "пасхейн" - "терпеть / переносить / страдать", поскольку именно в пасхальные дни страдал, умер и воскрес Иисус." (Щедровицкий)

Итак, с тех пор евреям было заповедано каждый год праздновать Пасху (Песах , который празднуют иудеи и в наше время) в воспоминание о спасении от смерти и из египетского плена. Пасхальная жертва, агнец, стал прообразом жертвы Иисуса Христа, Мессии, приход которого ожидался и предсказывался на протяжении всей ветхозаветной истории; после распятия и воскресения Христа христиане стали праздновать Пасху в день Его воскрсения (а последняя пасхальная трапеза Христа и апостолов, "Тайная вечеря", стала прообразом Евхаристии). Христианская Пасха должна праздноваться всегда после иудейского Песах (соотвтетственно логике событий); например, в 2015 году Песах празднуется 4 апреля, католическая Пасха 5 апреля, православная - 12 апреля.

О значении приношения жертвы

Эта тема сложна и непонятна для нас, но ее важно понять, исходя из мировосприятия людей Древнего мира... Потому что с ней связано все в Библии, и главное - история Христа, ее смысл. Поэтому - читать:

"Моисей является освободителем, и Христос — Освободитель рода человеческого. Конечно, такая параллель еще недостаточна, но если взять рассказ из жизни Моисея и как бы перекинуть его в эпоху Христа, то мы можем видеть следующее. Еврейский народ пришел в Египет свободным. Через несколько столетий он оказался в рабстве у местных жителей, и евреи тосковали по времени, по дню, когда Бог их выпустит на свободу, то есть даст им возможность быть самими собой, не быть порабощенными. И вот в какой-то день встал в среде этого народа Моисей, человек, который был одним из них — и вырос в какую-то новую меру своего сознания, в такую, что мог узнать Бога, как никто из его современников среди евреев не узнавал. Об этом говорит рассказ о купине неопалимой (Исх. 3и сл.). Находясь в пустыне, Моисей вдруг увидел куст, который горел и не сгорал. Когда Моисей подошел, голос сказал ему: сними обувь, потому что земля, по которой ты ходишь, священна... Она священна тем, что в сердцевине этого пространства горит куст Божественным огнем. Куст оставался кустом, и вместе с тем горел, как огонь. Это было первое откровение Моисею того, что представляет Собой Бог. Бог является пламенем, огнем, который все может превратить в то, что Он Сам представляет Собой. Апостол Петр много столетий спустя говорил о том, что мы призваны все стать «причастниками Божественной природы» (2 Пет 1:4), все мы призваны стать как бы «купиной неопалимой», — каждый из нас в отдельности и все мы вместе. И узнав Бога таким, каким Моисей Его теперь видел: как огонь, который не поедает, а преображает свою тварь, — он вернулся к своему народу, взглянул на то, что происходило, и услышал голос Божий: выведи этот народ... И Моисей вывел еврейский народ из плена...

Почему Бог выбрал именно Моисея? Он его призвал, Он ему сказал: тебе идти, тебе выводить народ... Моисей даже сопротивлялся, говорил: я не могу, я заикаюсь, не мне идти... Он не хотел идти, он нехотя пошел на это. Почему Бог его выбрал и почему Моисей все-таки послушался?

Тут, мне кажется, очень важная черта всей истории Ветхого, Нового Завета, я бы даже сказал — всего человечества. Научные открытия, литературные произведения — это плод человеческого гения и одаренности; но решающее действие очень часто производится людьми как будто заурядными, которые ничем не отличаются, но у них горит сердце, у них непреклонная воля и они верят во что-то большее того, чем живут все окружающие. Если вы подумаете о разных преобразованиях, которые происходили в течение всей истории человечества, то увидите, что эти преобразования совершали не обязательно гении, а люди, у которых было чистое сердце и видение.

И вот Моисей оказался таким человеком, причем у него были именно те свойства, которые как будто делали его неспособным на это: он был гугнивый, то есть заикался, он ничем особенно не выдавался. Но он встретил Бога лицом к лицу; и бросив взор на своих единоплеменников, увидел в них то, что они собой представляли: народ, призванный к свободе, к творчеству, народ, кому предначертано быть почвой, из которой родится будущее человечества. И Моисей нашел в себе — не силы, а послушливость, он отдал свою волю Богу. И когда между Богом и Моисеем шла речь о том, что он должен вывести евреев из плена, он замечательно сказал Богу: но Ты с нами пойдешь? если Ты с нами не пойдешь, нам идти незачем... Он знал, что речь идет не о том, чтобы высвободиться из плена и создать новую гражданскую родину, а о том, чтобы стать Божиим народом и создать такое Царство, где бы царствовал Бог, где все были бы Божиими слугами, Божиими священниками, богопочитателями. Это и делает Моисея великим.

И если опять-таки в этом отношении говорить о параллели, которую святые Отцы устанавливали между Моисеем и Спасителем, некоторое сходство есть. Спаситель земли не был царем, не был вельможей, не был властителем. Он был неизвестным Человеком из Назарета. С точки зрения людей за этим ничего не стояло. Да, Он был Богом, ставшим Человеком, но в глазах Своих современников Он был одним из них; и немудрено поэтому, что Нафанаил, когда ему сказали, что в лице Иисуса Христа ученики нашли Спасителя, Христа, Мессию, возразил: может ли что хорошее выйти из Назарета? (Ин. 1:46). Кана Галилейская, где жил Нафанаил, на расстоянии нескольких километров от Назарета. Что бы вы сказали, если бы вам кто-то заявил, что живущий на расстоянии нескольких километров молодой человек, которого вы знали чуть ли не с детства, оказывается — Сын Божий Воплощенный?..

И вот в этом некоторая параллель. Это было невозможно; выбран был такой человек, который был бы послушен Богу до конца, а не выделялся какими-либо земными особенностями. Всякий, кто его видел, мог узнать себя в нем. Никто не мог сказать: ну да, тебе-то хорошо, ты вельможа, ты богат, ты знатен!.. Всякий мог сказать: да ведь Он один из нас, Он — как все, и посмотри, что Он нам говорит: Он нам говорит, что мы призваны быть свободными! За таким человеком можно пойти."

Исход и расступившиеся воды "Чермного моря"

Но вернемся к событиям Исхода. Потерявший сына фараон, наконец, отпускает евреев; к ним также присоединяются некоторые египтяне (и представители других народов), поверившие во Всевышнего Бога и пожелавшие уйти за Ним; всего шестьсот тысяч мужчин, не считая женщин и детей, всего около трех миллионов человек.

В "Принце Египта" именно в этот момент звучит песня When You Believe :

В песне есть фрагмент на еврейском языке; на слух я опознала только слово "Адонай ", "Господь".

A-shir-ra a-do-nai ki ga-oh ga-ah (I will sing to the Lord for He has triumphed gloriously) / Пою Господу, ибо Он высоко превознесся
Mi-cha-mo-cha ba-e-lim adonai (Who is like You, oh Lord, among the celestials) / Кто, как Ты, Господи, между богами? (светилами)
Mi-cha-mo-cha ne-dar-ba-ko-desh (Who is like You, majestic in holiness) / Кто, как Ты, величествен святостью
Na-chi-tah v"-chas-d"-cha am zu ga-al-ta (In Your love, You lead the people You redeemed) / Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил

Это не что иное, как строки из Исх.15, благодарственного гимна спасшихся евреев (который они пели несколько позже - уже после перехода через море); это первое произведение подобного рода, встречающееся в тексте Библии (его строки вошли в канон , который поется во время православного богослужения - одна из "Девяти песней Священного писания ").

Хотя фараон сам же отпустил евреев из рабства, спустя несколько дней он в приступе безумного гнева бросился за ними в погоню с войском на колесницах. "Современному человеку, которому не нужно буквально выходить из египетского рабства, приходится тем не менее спасаться от злого начала - «фараона». Все, что написано в Книге Исход, это «образы для нас» - для тех, кто совершает исход из царства греха после «совершения Пасхи» , т. е. принятия Голгофской жертвы Агнца Нового завета - Иисуса. А именно: пройдя после «исхода» какой-то отрезок пути, человек чувствует, что за ним начинается погоня. «Царь египетский» , т. е. злое начало, которое царствовало в нашем внутреннем мире до тех пор, пока мы не вышли из-под его власти, словно бы замышляет: "…Погонюсь, настигну, разделю добычу…" . «Фараон» рассуждает как бы следующим образом: «Да, этот человек освободился, ускользнул из-под моей власти, но я еще могу, взяв все свои колесницы - искушения, соблазны, все страшные угрозы и „неопровержимые” доводы,— догнать его и вернуть». " (Щедровицкий)

Бог, присутствующий с израильтянами со дня их исхода из Египта в виде "столпа облачного днем и столпа огенного ночью" заграждает их от египетского войска, а затем происходит еще более потрясающее чудо - в отчаянный момент, когда израильтяне оказались "запертыми" фараоновым войском на берегу моря - по велению Бога и мановению посоха Моисея, расступаются воды - и все израильтяне посуху переходят на другой берег - а египтяне, преследуя их, наоборот, смываются вернувшейся водой...


Пардон, не так картинка:) Вот:

Образ этого чудесного перехода евреев через море христиане сравнивают с крещением : например, вот слова апостола Павла: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море…" (облако - "столп облачный", в образе которого Бог вел свой народ из Египта).

"Что происходит с нами, когда мы принимаем от Бога обетованное крещение в символических «водах Чермного моря»? В этом «море» гибнет «фараон со всем воинством своим», если только мы с полной верой переходим на другой берег посуху. «Гибнет» - т. е. не имеет уже власти над нами, становится бессильным по отношению к нам и рассматривается нами как «мертвый». Многие прежние искушения, соблазны, злые предзнаменования теряют теперь власть над уверовавшим человеком, как и фараон потерял власть над израильтянами и утонул вместе со своим воинством." (Щедровицкий)

А о каком же море идет речь?

Кстати, что это было за море - Чермное ? Обычно под ним подразумевают Красное море; другие варианты - Суэцкий залив, залив Акаба, либо озера на Суэцком перешейке.

Вот, к примеру, версия в пользу озера на севере Египта, в районе дельты Нила: onmounty.blog.tut.by/archives/595

В зависимости от местоположения этого моря или водоема определяется и расположение горы Хорив, она же Синай (у подножия которой - , а на вершине которой будут даны Моисею и его народу Десять заповедей - о чем речь пойдет в следующем посте), и всего маршрута странствия евреев по пустыне.

На этой карте Чермное море представлено как озеро на средиземноморском побережье; гора Хорив - на Синайском полуострове.

Другой вариант: Чермное море здесь - Суэцкий залив Красного моря. В остальном маршрут показан почти также.

Существует альтернативная версия местонахождения этой горы, переносящая ее с Синайского полуострова на другой берег залива Акаба. Тогда выходит, что Чермное море - это залив Акаба:

Из нее следует, что место перехода через море - коралловый риф в проливе Тиран в начале залива Акаба: предполагается, что в период отлива теоретически можно было перейти по нему на другой береги оказаться в Аравии:

Современная карта региона:

Гора Синай

Так где же все-таки находится та самая гора Моисея - Джабал Муса, она же Хорив и Синай? На Синайском полуострове или на Аравийском?..

В настоящее время активно поддерживается традиционная версия в пользу Синайского полуострова: встреча рассвета на горе Синай - популярная экскурсия для туристов с курортов Шарм-эль-Шейха. К тому же, паломничество к вершине горы - древняя христианская традиция: "От монастыря Св.Екатерины на вершину идут две тропы: короткая и длинная, они соединяются недалеко от вершины. Короткая тропа гораздо более крутая и трудная, это традиционный монашеский и паломнический путь. Он насчитывает примерно 3100 ступеней, и пройти по нему можно только пешком в дневное время, причем он ведет непосредственно мимо церкви пророка Илии и часовни Богородицы.
Длинная тропа более пологая и позволяет проехать почти до вершины на верблюде, которых предлагают желающим местные бедуины. Вдоль длинной тропы устроены палатки для отдыха, где продаются горячие напитки и сладости и предлагаются одеяла.

Нынешняя практика подниматься на гору ночью, чтобы встретить восход солнца, недавнего происхождения, является продуктом туристической индустрии. В этом случае паломнику предпочтительнее подниматься ночью по длинной, а спускаться уже в светлое время по короткой тропе. Но здесь надо правильно рассчитать свои силы, потому что спуск по короткой, как и подъём, труднее, чем по длинной." (Гора Синай на википедии)

Я была в Шарм-эль-Шейхе, но кратко и по работе, и не видела ни чудес коралловых рифов, ни египетских древностей, ни горы Моисея, ни монастыря св. Екатерины - но очень хочу все это увидеть, конечно, и на эту гору взобраться к рассвету...

А что, если это не та гора?.. может ли место явления людям Десяти Заповедей и Скрижалей Завета находиться совсем в другой части Синая, а то и вовсе не на полуострове... а где? в Эритрее? в израильской пустыне Негев? или на территории современной Саудовской Аравии ? В пользу Аравии имеются особенно убедительные доказательства: "земля Мадиам", куда бежал в юности Моисей, находилась в Сирийско-Аравийской пустыне (а не на Синае; впрочем, могли ли мадиамцы туда прикочевать для разнообразия?); в Акабском заливе были найдены обломки египетских боевых колесниц - предположительно, останки затонувшего войска фараона... Подробнее об этом читать тут: Экспедиция на неизвестный Синай. Ч.1 и Ч.2 .

В конце статьи автор (протоиерей Олег Скнарь) формулирует главное: "Завершая наш экскурс, посвященный локализации библейской горы Синай, очень важно сделать следующий вывод: не физическое и не географическое место горы Богооткровения способно установить гармонию как во внутреннем мире каждого, так и в отношениях между людьми, а именно воплощение в жизнь Божественного принципа (1956) и "Моисей. Вождь-освободитель" (1995) с Беном Кингсли в роли Моисея; пока не смотрела, но собираюсь.

Гора Синай – место, где Господь явил себя пророку Моисею в неопалимой купине. А потом еще раз, уже на вершине горы, он говорил с пророком и дал 10 заповедей. Через 600 лет после Моисея на то же самое место пришел пророк Илия и тоже говорил с Богом. Оба этих пророка оказались собеседниками Христа во время преображения на горе Фавор. Сам Господь назвал эту землю священной, когда говорил из неопалимой купины, и даже приказал Моисею снять обувь.

С первых лет существования монашества у Синая начали селиться отшельники. Первый храм отшельникам был построен по приказу св. равноапостольной царицы Елены примерно в 320 году.

Высокие стены, которые защищают монастырь, возведены по приказу императора Юстиниана в середине VI века. Юстиниан был очень верующим человеком, и многое сделал для Церкви. Его духовником был преподобный Савва Освященный, которого он часто приглашал в Константинополь для участия в Соборах. Сам Юстиниан прожил несколько лет на Святой Земле, а также и здесь на Синайской горе. Он приехал сюда, застал эту пустыню с маленьким храмом в честь Неопалимой Купины.

К нему, как к Императору пришли поприветствовать его местные отшельники. Посмотрев их жизнь, он решил устроить здесь общежительный монастырь. Это совсем другой устав. Это не когда все живут раздельно и встречаются только в Храме на богослужении раз в неделю (особножительный устав), а когда братия живут вкупе, имеют общие послушания, общую трапезу, а главное, имеют совсем другой образ работы над собой – восходят на духовную высоту через смирение друг перед другом, послушание и т.д.

С VI века монастырь становится таким, каким мы его видим сейчас. Юстиниан строит соборный храм в честь Преображения Господнего, который с того самого времени ни разу никто не разрушал. Со временем Храм только благоукрашался, появился новый иконостас, новые паникадила, канделябры, и т.д.

Над обителью видится особая милость Божия, что даже недавняя революция в Египте не затронула монастырь.

Этой ночью почти все наши паломники поднимались на гору Моисея (или по-другому гора Хорив). Высота горы Моисея 2285 м над уровнем моря, подъем на нее от монастыря Святой Екатерины занимает около 2-3 часов. На вершину ведут две дороги: вырубленные в скале ступени (3750 ступеней) – более короткий, но и более трудный путь, и Верблюжья Тропа, проложенная в XIX веке. Для тех, кому путь не под силу – здесь часть подъема можно преодолеть верхом на верблюдах.

На вершине горы находятся православный храм Святой Троицы, где мы отслужили ночью божественную литургию.

Попав в подобные места человек осознает, что давно уже живет жизнью замусоренной, суетливой, которую он тратит в сущности совершенно бессмысленно, а потому и все достижения в ней – эфемерны и сомнительны. Здесь же он ощущает все величие вселенной и человека, как творения Божия. Здесь и молитва становится острее, как будто Господь становится ближе. Начинаешь испытывать и чувство благодарности. Здесь мысль о Боге – самая естественная мысль.

Среди тех самых гор, под теми самыми звездами, на которые смотрел Моисей, вы тоже удостоитесь откровения. Для каждого оно будет своим. Но в этих местах картины Ветхого Завета обретут реальность, а Моисей и Аарон перестанут быть лишь абстрактными персонажами из старинной книги.

Спуск с горы был более легким

Те, кто не поднимался на гору, причащались за Божественной литургией в монастыре. Последние 1700 лет в монастыре святой Екатерины Божественная литургия совершается каждый день. После завтрака и небольшого отдыха мы отправились к одному отшельнику — отцу Моисею .

Он пребывает на Синае уже 30 лет, из них 27 лет он живет как отшельник. Сам родом с острова Крит (Греция) и его духовником был недавно причисленный к лику святых старец Порфирий Кавсокаливит. Именно от духовника отец Моисей узнал о существовании Синая, и именно старец Порфирий благословил его приехать именно сюда. Вначале он жил в монастыре, а потом обнаружил этот разрушенный скит в горах, восстановил и назвал его в честь святого Иоанна Русского (мощи на о.Эвбея в Греции). Святой Иоанн Русский жил среди турок — мусульман и исповедовал своей жизнью христианство, так и горстка монахов монастыря святой Екатерины живет среди мусульманского народа.

Мы долго сидели в гостях у старца, который поил нас греческим горным чаем, отвечал на наши вопросы и давал наставления. Первое его наставление было: «Если вы работаете на земле, то это прекрасное лечение от всех психологических проблем».

Самое важное место в нашей жизни занимает истина, правда. Когда я был в армии (21 – 22 года), то помню, что впервые в моей душе возник вопрос: «Где я могу обрести истину?». Духовного пути в то время у меня не было. И в это время я пытался найти истину везде, читал различные философские книги, изучал другие религии – буддизм, йогу, везде пытался найти истину. Я с острова Крит. У нас на Крите две любимые вещи: свобода и истина. И всю мою жизнь я занимался поиском истины. И очень хотел обрести внутреннюю свободу в истине. Прошло время, я стал ближе к Церкви, понял, что Церковь ближе всего к Истине. Тогда я нашел духовника старца Фотия, затем старца Порфирия, которые и направили меня сюда.

Однажды в монастырь святой Екатерины вошла группа немцев. Примерно 35-40 человек. Мы с отцом Даниилом присматривали за ними в храме. Все в группе были протестанты. Но мы обратили внимание на одну женщину и подумали, что она православная. Мы отозвали ее в сторону и спросили: «Может быть вы православная?». И она действительно оказалась православной. Этот случай показывает, что благодать православной церкви видна на лице человека. Мы тогда очень сильно обрадовались, подвели её к ларцу, где хранятся все мощи, надарили ей всяких подарков…

Эту же самую радость я почувствовал сегодня, когда увидел все ваши лица. Я вас очень сильно благодарю за ту радость, которую вы мне сегодня доставили вашими светлыми православными лицами.

Наша Церковь – это не есть труд людей, это божественный труд. Это именно как раз то, чего жаждет душа человека, это и есть та самая Истина. Начиная от святого крещения эта истина светится сквозь лицо человека. Поэтому мы с вами все каждые день и ночь, каждый момент нашей жизни должны много благодарить за это Господа, за то, что у нас есть эта Истина. Вместе с этой благодарностью Богу у нас есть еще одна обязанность – мы должны нести эту весть в весь остальной мир. Лицо христианина обязано выражать радость и мир, которые являются дарами Святаго Духа.

И я еще раз хочу сказать как я рад, потому что практически все, кого я вижу сейчас перед собой, выражают на своем лице эту радость и мир. Все о чем мы говорим, это великий дар Божий и это касается не только лиц, ведь посмотрите какие в нашей Церкви святые, в XX-ом веке сколько святых было явлено и в России, и в Греции, и в Грузии, и в других странах. А где святость в Германии, в Англии, где святость Европы? Кроме недавно прославленных в Греции препп. Порфирия и Паисия, также готовятся к прославлению преп. Ефрема, преп.Софрония и многих других наших современников. Мы должны понимать, что та истина, которую дает нам Церковь, настолько ценна, что даже трудно ее осознать, это настоящее сокровище, которое есть у человека.

Нам никогда нельзя останавливаться, мы должны совершать каждый день новые шаги, чтобы постичь эту истину православия. Как любой воин на поле битвы, если он вдруг остановится, и опустит оружие, что случится? Он должен безостановочно бороться пока не полягут все его враги. Христос ждет от нас, чтобы мы были борцами, воинами до последнего дыхания, чтобы мы не сходили с поля сражения. Именно такими воинами были старец Паисий, преп.Серафим Саровский, старец Гавриил Ургебадзе (Грузия) и другие. Святые нам показывают дорогу, по которой мы должны следовать: это пост, молитва, всенощное бдение, регулярная исповедь, причастие – что и является нашим духовным оружием. Сколько мы совершаем стараний, усилий в этой борьбе, столько и Христос нам будет давать даров.

Христос обозначил нам самую ценность – любовь, любовь к Богу и любовь к ближнему. Для этого мы и находимся в борьбе, чтобы наша любовь возрастала. Куда бы мы не пришли, с кем бы мы не общались, наша задача – раздавать это добро и счастье, нести его в мир. Вы тоже можете понаблюдать так за лицами людей, чтобы опытно понять, насколько православные лица отличаются от других. Так же очень прошу вас, со всей любовью поминать нас, синайских монахов. Потому что для нас наступил очень тяжелый период. Среди нашей братии очень много уже пожилых и больных монахов, наш владыка Домиан находится в Греции в реанимации, и в монастыре совсем мало молодых и здоровых монахов, а монастырь большой и работы в нем много. Поэтому, пожалуйста, молитесь.

Затем отец Моисей отвечал на многочисленные вопросы паломников. Вот некоторые из них.

Вопрос: В Евангелии написано: «Не мечите биссер перед свиньями». Как же я могу делить людей на свиней и на хороших? Это же не правильно. В этом есть гордость и осуждение.

Отец Моисей: Проповедовать – это не дело мирян. Проповедь и такое разделение слушающих – это дело священников и монахов. А для мирян: если спрашивают, то должны ответить на вопрос и сказать: «Если ты хочешь знать больше, то иди к священнику». Главная проповедь – это проповедь в делах, не различая, для кого они совершаются. По добрым делам люди и узнают, что вы христиане и владеете истиной. Также проповедь, которую можно принести в мир – это смирение. Перед истинно смиренным человеком любой отступит и смирится. Еще одна вещь очень поможет – это умение молчать. Потому что большинство людей хотят больше высказываться чем слушать. Если мы, христиане, возьмем на себя эту роль, откроем наше сердце и будем терпеливо слушать и при этом молчать, то очень многим сможем помочь.

Вопрос: Часто наша память мешает нам жить. Как жить не прошлым, а настоящим?

Отец Моисей: Если у нас есть то, что мешает жить, то для этого есть исповедь. Очень важный духовный закон, о котором нам говорят все святые отцы: Не копаться в прошлом. То есть то, что прошло, оно уже прошло, если мы все осознали и исповедали, то в эту сторону даже и не нужно смотреть, надо жить настоящим моментом. Еще есть практическая помощь, которая помогает нам изгнать нежелательное из своей памяти, это помощь ближнему. То есть все время смотреть вокруг себя: с этим человеком надо поговорить, выслушать, этому что-то доброе сделать, здесь уделить время молитве…. Через творение добрых дел наш ум совершенно целиком будет погружен в настоящий момент. Труд и добрые дела не только исцеляют нас от прошлого, но даже и от психологических проблем. Когда Господь создал Адама и Еву, Он сказал: «Возделывайте райский сад». Они должны были трудиться с самого начала. С момента сотворения человека дана была заповедь о труде. Многие люди, может они и постятся и молятся, и исповедаются, и причащаются…, но не творят добрых дел. Поэтому не все с ними хорошо. Очень полезно быть все время занятым, потому что когда мы оставляем себе свободное время, то тут же придут помыслы, которые заполнят наше сознание и будут нами управлять. Труды помогут нам сохранить наш ум чистым. В Греции за последние годы стало много людей, которые кончают жизнь самоубийством. Некоторые потеряли работу, кто то просто не хочет работать, начинается повреждение ума и заканчивается все плачевно. В духовной жизни труд наряду с постом и молитвой очень важен.

Вопрос: Я много езжу по святым местам. А мои родственники меня не понимают и ругают, что я трачу деньги. Говорят: «Не молись за нас». А я все равно молюсь и заказываю требы.

Отец Моисей: Вы должны не только ездить по монастырям, но и пешком ходить. Делайте все в тайне от них. Самая главная наша задача – не превратиться в семье в проповедника. Мы можем молиться за них, можем делать добрые дела за них, но только с абсолютным молчанием, чтобы никаким образом они не могли догадаться. И ни в коем случае не поучать никого. Если мы молчим с нашими ближними, никто нас не будет беспокоить. У меня родной брат и сестра живут в Греции и в Церковь не ходят, и я совершенно ничего не говорю им. Один из величайших даров, которые человек имеет от Бога – это свобода. Господь как бы говорит: «Если ты хочешь, можешь идти в Церковь». Также в нашей Церкви есть такая заповедь: «Кто хочет кушать и тратить деньги, должен еще и трудиться». Поэтому деньги должны быть заработанные, мы не должны делать добрые дела за счет других. Когда мы хотим что-то сделать доброе для кого то, то не должны при этом обижать и своих ближних, свою семью.

Вопрос: С какого возраста нужно привлекать ребенка к Церковной жизни?

Отец Моисей: С самого маленького. Детей 3 -4-5 лет надо водить за ручку. После 8-ми лет ребенка нужно оставлять свободным. Мама говорит: «Я иду в Церковь. Кто со мной?». Кто хочет, тот идет. С самого маленького возраста им надо объяснять необходимость исповеди, даже до 7-ми лет. Важно дать понятие, что именно является грехом, научить его исповедоваться. И тогда, в подростковом возрасте если ребенок уйдет из Церкви, то зернышко, посаженное в детстве, обязательно даст ростки.

Вопрос: Как отличить истинную любовь от того чувства, что мы принимаем за любовь?

Отец Моисей: В мире настоящей любви не существует. Настоящая любовь – это только любовь Христа к нам. Людям часто кажется, что они кого-то любят, но, как правило, это влюбленность и привязанность. Часто это внешние впечатления. Любовь основывается на годах совместной жизни, на смирении, на прощении. И только пройдя через терпение, через много-много лет человек имеет право сказать что любит. Любовь – это великое добро, которое существует в жизни. Поэтому это то, зачем охотятся люди всю свою жизнь. Но при этом все забывают, что любовь нельзя просто взять и поймать из воздуха или поймать на дороге. Она есть результат постоянной борьбы и контроля над собой. Все люди на земле очень разные, не существует похожих и идеально друг другу подходящих людей. Поэтому если люди создают семью, то это труд, контроль над собой. И нужно не для себя искать того, что хочется, а стремиться искать в другом человеке его достоинства, и вести себя так, чтобы он еще более раскрывался. Поэтому Христос и посетил брак в Кане Галилейской и благословил само таинство Брака, потому что в Браке человек должен посвятить себя другому человеку для того, чтобы не отобрать у него свободу, а лучше узнать в нем образ Божий. Хорошо бы было, если бы мы своих детей с детства учили бы жизни в семье, в отношениях между братьями и сёстрами. Тогда бы все человеческое общество было иным. Также мы должны объяснять детям, что все люди – это одно целое. Потому что Господь дал каждому человеку свой образ Божий. Также как и Святая Троица: один Бог в трех Лицах. В одном человеке – много людей. Все человечество – это как один человек. Каждый из нас есть кусочек другого человека.

Вопрос: Когда лечишь человека, от чего больше зависит выздоровление? От промысла Божьего или от умения врачебного или от личности врача? И на что нужно врачу обратить внимание, чтобы лучше помочь больному. (Врач-психиатр) Отец Моисей: Самое главное, что может помочь, это любовь врача к пациенту. Любой человек испытывает психологические проблемы, когда чувствует, что его никто не любит. Кроме тех случаев, когда человек заболел по причине гордости (шизофрения). Тогда его нужно попробовать смирить. Очень важно понимать, что мы пред лицом Бога ничто. Человек может получить образование, владеть какими-то знаниями, и возомнить о себе, что он нечто из себя являет. Это ошибка. У меня есть один знакомый, который заболел очень тяжело душевно и много лет провел в кровати. Он был совершенно в беспомощном состоянии. И я у него спросил: «Ты сам понимаешь причину твоей болезни?». Он ответил: «Понимаю. Гордость». Врачу нужно разобраться, глядя на человека, который пришел, психологические проблемы возникли от недостатка любви или от гордости. В первом случае надо дать человеку максимум любви, во втором случае попробовать привести его к смирению. Одними лекарствами не вылечить. Для лечения других у врача должна быть прежде всего любовь. Если приходит человек потерявший работу, чувствующий себя на дне. Дайте ему максимум любви и объясните его семье, чтобы и они проявили к нему любовь. Еще одна вещь может помочь – попытаться найти человеку занятие, которое его отвлечет от сознания несчастного положения.

Вопрос: Один святой сказал: «Молитва – это начало вечной жизни». Что для мирян может быть началом вечной жизни? Только молитва или дела, или еще что-то?

Отец Моисей: Эпоха, в которую мы живем трудная. И очевидно станет еще труднее. Пускай у нас пропадет всё, но только не вера. Многие святые на этот вопрос: «Что является самым необходимым для нас?» — отвечали – «Вера, вера и вера». Если я могу сохранить веру, вера рождает молитву, вера рождает любовь и все остальные добродетели. «Когда Сын Божий придет на землю, обрящет ли веру на земле?».

Ответ: Я писатель, пишу книги. Вроде и не имею права поучать других. Но я через своих героев учу людей, как поступать в той или иной ситуации. Где тут истина?

На вопросы о детях в семье , старец ответил: Если отношения в семье между мужем и женой построены правильно – увидеть образ Божий в другом человеке, познать его, оценить его достоинства, дать ему свободу, любить его таким, какой он есть, … если есть эта настоящая любовь, то и дети им, в общем, не нужны. Часто желанием детей люди закрывают другие нерешенные проблемы. А когда дети появятся, будет еще хуже. Потому что в семье если нет нормальных отношений. Главное нужно научиться любить другого человека. Многие супруги, когда вымаливают детей, становятся несчастными. Или ребенок болеет, или становится не хорошим человеком,… Дает Бог детей, не дает, за все нужно благодарить Бога.

Все дети вообще сейчас страдают от родительского давления. Не давите на них. Детей можно научить только личным примером. А часто наши слова расходятся с нашими поступками. Что-то объяснять и внушать можно только до 7 – 8 летнего возраста. После этого можно воздействовать только личным примером. Так и сказать: «Сынок, ты уже большой, ты уже сам отвечаешь за свои поступки. Если тебе что-то не понятно, ты можешь у меня спросить. А так – решай сам».

Скит у отца Моисея настоящий оазис среди пустыни.






Вечером после службы мы посетили костницу. Костница и кладбище - расположены вне монастырских стен, рядом с садом. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в костницу. Единственным полным скелетом являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана , облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте.

Мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице»

Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части костницы собраны их кости.

В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

Продолжение следует…

Православная Церковь 17 сентября празднует память величайшего ветхозаветного пророка - Боговидца Моисея, жившего за 1500 лет до Рождества Христова. Святой пророк был и первым Боговдохновенным писателем. Он является автором первых пяти книг Священного Писания. Вспомним о жизни святого пророка, а также выясним, почему важны для нас эти книги.

«Взятый из воды»

Имя Моисей означает «взятый из воды». Его дала египетская принцесса, нашедшая будущего пророка на берегу реки. Книга Исход рассказывает об этом следующее. У Амрама и Иохаведы из колена Левия родился очень красивый ребенок. Мать, желая спасти его от смерти, угрожавшей ему ввиду приказания фараона убивать всех еврейских младенцев мужского пола, положила его в корзинке, смазанной смолой, в камыши на берегу Нила. Там и нашла его пришедшая купаться египетская принцесса. Будучи бездетной, она усыновила его. Моисей как сын принцессы получил при дворе фараона блестящее по тому времени образование. Это было время расцвета египетской культуры.

Однажды Моисей, защищая еврея, нечаянно убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с еврейскими рабами. После этого случая он был вынужден бежать из Египта. Поселившись на Синайском полуострове, он прожил там сорок лет, пася стада у священника Иефора, на дочери которого женился. Однажды у горы Хорив (Синай) из Неопалимой Купины пастух Моисей получил призыв Бога к освобождению своего народа. Сначала он не поверил случившемуся и грядущей своей высокой миссии, но Господь превратил посох, бывший в руках Моисея, в змея, а затем змея снова обратил в посох. Моисей положил руку к себе за пазуху, и рука побелела от проказы. По новому повелению он снова положил и вынул ее, и рука оказалась здорова.

Повинуясь Богу, Моисей вместе со своим братом Аароном отправился к фараону с просьбой освободить еврейский народ. Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь, нашествию жаб, саранчи, мору скота, людским болезням, граду и огню, смерти первенцев в семьях египетских. После всех этих бедствий евреи вышли из Египта, перейдя через Красное море, которое силой Божией разошлось в стороны. А гнавшееся за евреями египетское войско было потоплено в море. На берегу Моисей и весь народ торжественно воспели благодарственную песнь Богу: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море…». Эта торжественная песнь израильтян Господу лежит в основе ирмоса первой из девяти песней канонов, ежедневно воспеваемых Церковью на богослужении.

В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями. Так сыны Израиля стали настоящим народом - евреями. Здесь же, на горе, он получил указания о постройке Скинии откровения (палатка, служившая в качестве переносного храма) и законам богослужения. С пророком Моисеем, по выражению Библии, говорил Господь лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим (Исх. 33, 11). По причине такой близости к Богу его лицо постоянно сияло, но Моисей по скромности закрывал свое лицо покрывалом.

Святой пророк руководил еврейским народом все сорок лет странствования по пустыне Синайского полуострова. В течение этого времени Бог питал евреев манной - белой крупой, которую они собирали каждое утро прямо с земли. Брат Моисея, Аарон, был рукоположен в первосвященника, а другие члены из колена Левия - в священники и «левиты» (диаконы). С этого времени у евреев стали совершаться регулярные богослужения и жертвоприношения животных.

Несмотря на большие трудности пророк Моисей до конца жизни оставался верным служителем Господа Бога. По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле». Святой пророк умер в возрасте 120 лет на одной из гор на восточном берегу Иордана.

После Моисея духовно обновленным еврейским народом руководил его ученик Иисус Навин, который привел евреев на Обетованную Землю. За сорок лет скитаний не осталось в живых ни одного человека, вышедших с Моисеем из Египта, кто усомнился в Боге. Таким образом был создан действительно новый народ, живущий по закону, данному Богом на Синае.

Книга Бытия

Первые пять книг Библии пророк Моисей записал во время сорокалетнего странствования по Синайской пустыне. Каждая книга Моисеева получила название по своему содержанию: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Совокупность этих книг стали называть Пятикнижием.

Книга Бытия написана после того, как предания о начале человеческой истории стали забываться, чтобы сохранить в чистоте первоначальные предсказания о Божественном Избавителе рода человеческого, Мессии. Книга называется ее начальным словом «Берешит», что значит «вначале». Греческое же название этой книги - «Бытие» - указывает на ее содержание: повествование о происхождении мира, первых людей и первых человеческих обществ патриархального времени. Автор показывает, что Бог есть первопричина всего сущего, а человек не просто животное, он носит в себе дыхание Божие - бессмертную душу.

Все повествования этой книги, заключающиеся в 50 главах, можно разделить на три части. Первая повествует о происхождении мира и грехопадении человека (1–3 гл.). Вторая излагает первобытную историю человечества до и после Всемирного потопа, а также жизнь Ноя
(4–11 гл.). В третьей содержится история патриархальных времен, жизнь Авраама и его ближайших потомков, до Иосифа включительно (12–50 гл.).

Книга Исход

Вторая книга Моисея в Священном Писании называется начальными словами «Елле-Шемот» - «сии суть имена», т. е. имена сынов Израилевых, которые при Иосифе переселились в Египет. Греческое же название этой книги - «Исход», т. к. она повествует, главным образом, о последующем исходе израильтян из Египта при пророке Моисее.

Книга имеет две части – историческую и законодательную. В исторической части описывается страдание народа Божия в египетском рабстве (гл.1). Затем рассказывается о путях Промысла Божия в жизни Моисея, призванного Господом для спасения еврейского народа (гл. 2-4). Далее повествуется о том, как Господь готовил евреев к освобождению от рабства (гл. 5-11), об исходе евреев из Египта и об их странствии по пустыне до Синайской горы (12-18).

В законодательной части дается общая установка Синайского законодательства (гл. 19), а также свод религиозных и гражданских законов, скрепленный вступлением евреев в союз с Богом (гл. 20-25). Далее идет свод церковно-богослужебных законов – об устройстве Скинии и священства (гл. 25-31).

Несмотря на прошедшие с тех пор тысячелетия, религиозные и нравственные законы книги Исход и по сей день не утратили своей силы. Напротив, Господь Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди учил нас понимать их глубже и полнее. Обрядовые же и гражданские законы книги Исход и других книг Моисея в новозаветное время потеряли свое обязательное значение и отменены апостолами на соборе в Иерусалиме. Как объясняет апостол Павел в Послании к Евреям, ветхозаветные жертвы были прообразом искупительной жертвы на Голгофе Господа нашего Иисуса Христа.

Книги Левит и Числа

Третья книга Моисеева озаглавлена в ветхозаветные времена начальным словом «Ваийкра», что значит «и воззвал», т. е. и воззвал Бог Моисея из скинии к принятию левитских законов. Греческое же название этой книги - «Книга Левит», т. к. она содержит свод законов о служении потомков Левия (одного из сыновей Иакова) в ветхозаветном храме.

В книге Левит изложен чин ветхозаветного богослужения,
состоявший из различных жертвоприношений, описывается учреждение самого священнического чина через посвящение Аарона и его сыновей, даны законы и правила служения в храме.

Четвертая книга Моисеева в ветхозаветные времена была озаглавлена начальным словом - «Вай-едаввер» - «и сказал», т. е. сказал Господь Моисею об исчислении народа израильского. Греки назвали эту книгу словом «Числа», т. к. она начинается исчислением еврейского народа.

Второзаконие

Пятая книга Моисеева («Елле-гаддебарим» - «сии суть слова») в греческой Библии называется «Второзаконием», т. к. вкратце повторяет свод ветхозаветных законов. Кроме того, эта книга дополняет новыми подробностями события, о которых рассказывалось в предыдущих книгах.

Поскольку к концу жизни пророка Моисея почти никого не оставалось в живых из людей, которые слышали закон Божий на Синае, и в Землю обетованную должно было вступить уже новое поколение, родившееся в пустыне, то Моисей, заботясь о сохранении истинного богопочитания в израильском народе, перед своей смертью решил собрать закон Божий в отдельной книге.

Основной, центральной идеей как пяти книг пророка Моисея, так и всех библейских писаний, вне которой было бы немыслимо единство и красота Библии, является учение о Мессии, Иисусе Христе, Сыне Божием. Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Чаша премудрости в ваших руках. Эта чаша двойная - Ветхий и Новый Завет. Пейте их, потому что в обоих вы пьете Христа. Пейте Христа, потому что Он - источник жизни».

Память о великом пророке

На западе Иордани к Востоку от северной конечности Мертвого моря находится гора Нево. Высота ее 817 м над уровнем моря. На вершине горы расположен так называемый «Мемориал Моисея». Комплекс включает в себя церковь IV века, возведенную в память о месте, с которого пророк Моисей обозревал Землю обетованную. Здесь также можно посетить монашеские кельи, увидеть древнюю мозаику, памятник в виде креста, называемый «Посох Моисея» или «Змеиный Крест». Сохранились также развалины византийских храмов, камень-дверь, который когда-то служил дверью византийскому монастырю.

Боговидец Моисей во все времена жил в памяти народа. Пророка высоко почитают иудеи, христиане и арабы. «Мемориал Моисея» на вершине знаменитой библейской горы Нево - наиболее посещаемое паломниками место в Иордании.

Подготовила Наталия Комиссарова

· 30.11.2013

Текст статьи обновлён: 22.01.2019

В отчете о самостоятельной поездке по Шри-Ланке за рулем арендованной машины я рассказал, как нечеловечески трудно было подниматься на вершину священной горы Пик Адама. Той ночью, 9 мая 2013 года, я не сфотографировал ни одного кадра, так как шёл проливной дождь и стоял густой туман. Но это было не первое наше тяжелое восхождение. Сегодня я хочу рассказать и показать фотографии, снятые во время покорения в далеком уже 2008-м году горы Хорив на Синайском полуострове, более известной, как гора Моисея.


Эту вершину называют еще Хар-Синай или просто гора Синай. Рассказ размещаю в разделе «Самостоятельные путешествия», так он связан с туризмом. Но тогда мы с женой еще не представляли себе, как это интересно – организовать отпуск самостоятельно! Поэтому в Египет мы отправились, как и тысячи наших соотечественников, по туристической путевке. Красное море в Шарм-эль-Шейхе, конечно, прекрасное. Но на 4-й день стало ясно, что просто отдыхать в отеле на Синайском полуострове безумно скучно и мы решили действовать: взяли экскурсию на подъем на гору Моисея.

И наш поход стал самым ярким событием за все время отпуска в этой арабской стране. Уже позже, когда за плечами у нас был опыт поездки дикарем на арендованной машине по Мексике и Шри-Ланке, передвижения по Китаю на третьей полке плацкартного вагона и плавания на утлом суденышке между филиппинскими островами, мы поняли, что ничего ведь почти в Египте и не увидели…

На экскурсию я брал с собой простенькую мыльницу Sony DSC- W15, приобретенную аж в 2008-м году. В то время я еще не знал, что такое зеркальная камера для новичков Nikon D5100, зачем нужен штатив для фотоаппарата и куча тяжеленных объективов. К счастью, я уже имел смутное представление о правилах композиции (прочитал несколько статей на тему, как правильно фотографировать в отпуске). Поэтому сегодня я могу вам показать, не стыдясь особо, мои фотки с восхождения на высоту 2285 метров над египетской пустыней. Все фотографии в сегодняшнем отчете подправлены в фотошопе. Во время подъема на гору Моисея было очень темно и на мыльницу нормальные кадры снять невозможно. Зато во время спуска свет, тональная перспектива были великолепны. В моем отзыве вы увидите, что даже на мыльницу при качественном освещении можно снять неплохие фото. Главное в нашем деле – правильный свет!

Описываемые события состоялись 23 июля 2008 года. Тогда еще ваш покорный слуга активно занимался спортом (по крайней мере, два раза в неделю играл в минифутбол). Поэтому особых трудностей с подъемом не предвиделось. Как оказалось, карабкаться на гору Синай не менее сложно, чем на священную Sri Pada на Шри-Ланке или Храм Тигриной Пещеры (Wat Tham Sua) в Таиланде на полуострове Краби.

Как мы поднимались на гору Моисея. Отчет об экскурсии

Выехали из отеля в 22 или 23 вечера. Несколько часов тащились на автобусе сначала по пустыне, а затем – по серпантину в горах. Где-то к часу ночи приехали к месту начала маршрута. Гид проинструктировал туристов по вопросам безопасности и возврата обратно, рассказал, что по пути будет несколько остановок для отдыха. Раздал фонарики и мы пошли.

Сначала люди двигались бодренько, весело переговариваясь и отшучиваясь. Вокруг – кромешная тьма. В какой-то момент из черного ниоткуда раздался страшный, нечеловеческий, звериный рык. Ни с чем не сравнимый… Кровь от страха застыла в жилах… Как же все смеялись, когда узнали, что так безумно орут верблюды!..

Гид сказал, что если подняться на гору Моисея пешком, то Бог простит пилигриму все грехи. Если же вы подниметесь верхом на верблюде, то грехи простятся животному. Никто из русскоязычных туристов давать шанса животине на божественное прощение давать не пожелал. Все наши, стиснув зубы, топали по камням на своих двоих и на провокации бедуинов: «Камель!.. Camel… Only 15 dollars! » — не поддавались.

А вот китайские товарищи не так щепетильны в вопросах очищения греха, либо они не поняли толкований своего гида. Все китайцы гордо восседали верхом на дромадерах (так еще называют одногорбых верблюдов).

Если поначалу, идя по узкой горной тропке, у себя за ухом ты слышал влажное дыхание обгоняющего дромедара, от неожиданности отскакивал в сторону, на обочину. То через час подъема даже на крики погонщика: «Осторожно. Камель! Дай пройти!» — только устало отмахивался: «Не трамвай. Объедешь…»

Тропа плавно, но уверенно набирала высоту. Идти все труднее. Ближе к вершине разговоры практически прекратились. Ты начинаешь бороться со своей слабостью, и только сила воли, зажатая в железные тиски, толкает тебя вперед, к конечной точке путешествия.

Последний участок – почти вертикальный подъем в несколько сотен ступенек. Сказать, что нам было нестерпимо тяжело – ничего не сказать. На гору Моисея я поднялся белый, как простынь, на грани обморока, примерно в 5 утра. До рассвета оставалось еще около часа.

Наверху холодно. Дует пронизывающий ветер. У бедуинов можно купить или арендовать вонючее одеяло или матрас под пятую точку. Матрас мы взяли, а от «подстилки для верблюдов» отказались. С собой мы брали свежие рубашки, чтобы переодеться в сухую одежду и не заболеть.

Постепенно начало светать. Нашему взору открылись потрясающие пейзажи.

Подойдя к краю скалы можно увидеть дорожки, по которым мы шли всю ночь. Это, как оказалось — тропа верблюдов.

Эх, представьте, если бы эту фотографию я снял не мыльницей, а своей зеркалкой Nikon D5100, да не на 9 мм фокусного расстояния, а где-нибудь на 100 мм и со штатива!!!

Солнце в горах Синайского полуострова поднимается почти молниеносно. Только показался диск над горной грядой…

Гора Моисея (Джабал-Муса или Синай) в Египте

Монастырь Святой Екатерины располагается на высоте 1570 метров. А гора Синай возвышается на 2286 метров. Арабское название Джабал-Муса переводится на русский язык, как гора Моисея.

Существует две тропы на ее вершину. Одна короткая, но очень крутая. Называется Siket Sayidna Musa. Не знаю, сколько там ступеней – говорят, что около 3700 штук. Их проложили монахи (эта дорога известна, как «Лестницы покаяния»). Тропа проходит мимо «Источника Моисея» и часовни Девы Марии. Ближе к вершине можно увидеть «колодец Илии», где пророк прятался во время бегства от Иезавели (3-я Царств 19).

Другая тропа более длинная, но и более пологая. Арабы называют ее Siket El Bashait. Именно по ней мы поднимались и спускались. Другое название – Тропа Верблюдов. Начинается она за монастырем Св.Екатерины, где расположена стоянка верблюдов. Здесь погонщики предлагают туристам подняться на гору верхом.

Тропа верблюдов была построена правителем Египта Ibrahim Abbas Pasha (1849-1854). В 1853 году он посетил гору Моисея, намереваясь построить на ее вершине дворец. Однако дворец позже возвели на вершине Jebel Abbas Pasha – горе, расположенной к западу от деревни Святой Екатерины (из нее можно увидеть развалины строения). Лестницы покаяния начинаются в 200 метрах справа от стоянки верблюдов.

На вершине горы Моисея располагается православный греческий храм Святой Троицы. Его построили в 1934 году на месте развалин церкви IV-V веков. Интерьер часовни украшен фресками с изображением жития Моисея. Немного западнее церкви стоит небольшая мечеть, построенная в 12-м веке. Под ней – пещера, в которой Моисей провел 40 дней, и где Бог появился перед пророком Илией.

… И, кажется, буквально за 30 секунд наступил новый день. Встречая рассвет на этой, священной для половины населения Земли, горе, вас переполняют бурные эмоции.

Пейзажи в горах Египта имеют сходство с марсианскими ландшафтами.

Советы туристам, собирающимся на экскурсию на гору Моисея в Египте

  • Оденьте удобную обувь и шапку, возьмите с собой фонарик, крем от загара и теплую куртку, так как ночью и утром здесь всегда холодно. Учтите, что зимой на горе Хорив очень морозно (бывает снег), поэтому нужно брать особенно теплую одежду.
  • Если вы собрались ночевать на горе Моисея, не оставайтесь на ночь на вершине, отдыхайте у колодца Илии.
  • Уважайте право паломников на тишину и покой на вершине.
  • Уважайте религиозные чувства, святость этого места. Не оставляйте следов своего визита на гору Моисея.
  • Не собирайте или не губите растительный и животный мир, не оставляйте надписей.
  • Пожалуйста, бросайте окурки в урны.
  • Используйте туалеты, не загрязняйте все вокруг.
  • Имейте ввиду, подъем на гору Моисея может быть особенно трудным для пожилых людей, имеющих проблемы с сердцем, эмфизему и другие сопутствующие заболевания.
  • Цены на еду на этой экскурсии очень высокие. Поэтому возьмите с собой небольшой перекус и немного воды.
  • Если начать подъем раньше, вы сможете занять более удобное место для встречи рассвета. Позже подтянется очень много народу.
  • Чтобы вам не говорили бедуины, не соглашайтесь на услуги гида. Это все – трата денег. Каждую ночь по обоим тропам на вершину горы Моисея поднимаются сотни паломников – потеряться невозможно.
  • Не нужно сразу же после восхода солнца бежать вниз. Вокруг будут толпы туристов. Лучше сядьте и насладитесь окружающими пейзажами, а уж затем неспешно спускайтесь.

Фото 6. По-арабски гора Моисея называется Джабал-Муса, на иврите — Хар-Синай или Хорив. Здесь Моисей получил 10 заповедей. Утро в египетских горах

По такой тропе мы поднимались всю ночь и преодолели несколько километров горного серпантина.

Настоящее местоположение горы Синай

В Священном Писании не указано четко, где расположена гора Моисея, поэтому много веков ученые спорят то ли это место или нет. Традиционно считается, что Хорив находится в южной части полуострова Синай, но некоторые считают, что это слишком далеко от дельты Нила, откуда бежали израильтяне во время своих скитаний, описанных в Писании (предполагается, что она находится в северной или центральной части). Другие думают, что настоящая гора Моисея находится на другом берегу залива Акаба (в наши дни это – территория Саудовской Аравии).

По пути попадались бедуины со своими верблюдами. Желание вскарабкаться на спину горбатой лошадке вас не покидает, так как спускаться с вершины еще тяжелее, чем на нее подниматься – болят колени.

Но мы решили, что возвратимся на своих двоих, также как и пришли сюда.

Местные жители отсыпаются вот в таких строениях из хвороста.

А ради того, чтобы увидеть еще раз своими глазами и сфотографировать этот пейзаж, я готов еще раз поехать в Египет и подняться на гору Хорив.

Цепь возвращающихся туристов растянулась не на один километр.

Шли долго, так как хотелось сфотографировать каждый камень, каждую вершину.

Фото 14. Самая интересная экскурсия в Египте. Восхождение на гору Моисея. Хотелось сфотографировать каждый камень, каждую вершину…

Проголодались? Добро пожаловать в Дом Отдыха (Rest House)!

Фотография 15. Подъем на гору Моисея. Экскурсии в Египте. Устали? Айда в Дом Отдыха (Rest House)!

Запомнился мне этот мальчик – продавец сувенирных яиц, выточенных из камня. За одно изделие он просил один доллар. Но мне стало так его жалко! Думаю, вот так и проходит детство на обочине горной тропинки. И так еще многие годы будет проводить он свою жизнь. Дал 5 долларов. И он еще долго смотрел удивленными глазами нам вслед.

Представляете, посреди этой молчаливой громады люди и 5000 лет назад бродили. И ничего не изменилось почти…

Автобусы ждут туристов недалеко от монастыря Святой Екатерины. Снаружи он тоже впечатляет.

Внутри в подвалах церкви можно увидеть кучи черепов первых христиан и куст неопалимой Купины. Но такая экскурсия – уже на любителя. Меня больше впечатляет природа. И экскурсия с восхождением на гору Моисея позволяет вам увидеть красоту Синайской земли.

Монастырь Святой Екатерины в Египте

Восхождение на гору Моисея не обходится без экскурсии в Монастырь Святой Екатерины, построенного в традициях Византийского периода. Название свое он получил по имени святой мученицы Екатерины Александрийской, погибшей в Египте в 307 году нашей эры. Через триста лет монахи монастыря Преображения (так он назывался до того времени) нашли ее мощи и сменили название.

В библиотеке монастыря Святой Екатерины хранится второе по величине в мире собрание древних манускриптов (первое место – у Ватикана), включая 3500 манускриптов и 2000 свитков. Большинство документов написано греческими монахами.

В 1844 году немецкий ученый Фридрих Константин фон Тишендорф (Friedrich von Tischendorf) обнаружил здесь Септуагинт (Синайский кодекс) – перевод на греческий язык текста Ветхого Завета. А вообще, этот известный библеист ставил перед собой задачу составить оригинальный текст Нового Завета. Он несколько раз приезжал в монастырь Св. Екатерины, общался с монахами и получил от них даже 43 листа (из 129-ти штук) пергамента с древними текстами.

В общем, я в вопросах христианской истории не очень разбиваюсь. Насколько я понял, «Синайский кодекс» — одна из самых ранних копий Библии (4-й век от рождества Христова). – он в 1862 году издал этот текст в Лейпциге при поддержке Российской Империи, стал потомственным дворянином и получил мировую известность.

Равнина Эль-Раха (el-Raha)

Долина Wadi el-Deir соединяет гору Моисея и равнину эль-Раха (el-Raha). Слово «Raha» означает «отдых» и, по преданию, это – место, где остановились израильтяне в ожидании Моисея, поднявшегося на Синай. И здесь был отлит Золотой телец (Исход 32). Рядом находится могила Аарона (Aaron) и часовня золотого тельца.

В сегодняшнем отзыве мы с вами увидели примеры фотографий, снятых на древнюю мыльницу Sony DSC-W15. Тем фотографам, кто еще только собирается на отдых в Египет, жутко завидую. Если вы найдете в себе силы затащить на вершину рюкзак со штативом и фототехникой, сможете привезти домой шикарнейшие фотки. Ведь на Синае, в отличие от Пика Адама на Шри-Ланке, вероятность хорошей погоды и красивого света значительно выше. Удачных вам фотографий, друзья!

P.S. Часть информации я нашел в Инетрнет на английском языке. Поскольку не глубоко знаком со Старым и Новым Заветами, прошу прощения, если перевел некоторые названия и имена на русский язык некорректно. Не хотел никого обидеть.

Предлагаю вам ознакомиться со следующими статьями в блоге: