Происхождение афродиты. Адонис и Афродита

Входившая в число двенадцати великих олимпийских богов . Она была самой прекрасной из богинь. Поэты воспевали золотой цвет волос и сияющие глаза, красоту ее лица и тела, мягчайшую нежную кожу, прекрасную грудь.

Афродита родилась, согласно «Теогонии» Гесиода , около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана , которая попала в море и образовала белоснежную пену (по-гречески - афрос, отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветер принёс её на остров Кипр, где вышедшую из морских волн богиню и встретили Оры .

Афродита возникла вблизи Кипра обнаженной из воздушной морской раковины- отсюда её прозвище «Киприда». Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом. Образ Афродиты, возникающей из морской пены, запечатлен на бессмертном полотне Боттичелли «Рождение Венеры». Это версия Гесиода.

Она безжалостна к тем, кто отвергает любовь.

Афродита являлась не только покровительницей любви, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.

Сраженные ее красотой, многие из греческих богов соперничали как претенденты на ее руку и сердце. Она выбрала Гефеста , хромого бога огня и кузнечного мастерства. Афродита и Гефест не имели детей. Их брак может представлять союз красоты и мастерства, из которого рождается искусство. Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в опочивальне, расчёсывала золотым гребнем кудри и принимала гостей - Геру и Афину. Она часто изменяла Гефесту.

Афродита с наслаждением внушала любовные чувства богам и людям и влюблялась сама.

Непременным атрибутом одеяния богини являлся её знаменитый пояс, в котором были заключены любовь, слова обольщения, желание; он любого делал влюбленным в его хозяйку. Огромное горе принесла Афродите смерть её возлюбленного Адониса, страстного охотника. Он гибнет от клыков кабана, посланного ревнивым Аресом .

Гефест узнал о её связи с Аресом и был очень рассержен. Ревнивый муж выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную золотую сеть, которую, опустив с потолка, прикрепил незаметно к подножию кровати, а затем объявил жене, что отправляется отдохнуть немного на свой любимый остров Лемнос. Стоило только мужу уйти, как Афродита послала за Аресом, который тут же явился. Утром любовники обнаружили, что лежат опутанные сетью - голые и беспомощные. Явился Гефест вместе с приглашенными им поглазеть и посмеяться остальными богами (богини из деликатности остались дома). Только благодаря Посейдону Арес получил свободу. Афродита вернулась на Кипр, где, искупавшись в море, вернула себе девственность.

У Афродиты и Ареса было трое детей: дочь Гармония и два сына, Деймос (ужас) и Фобос (страх), сопровождавшие своего отца в битвах вместе с богинями Эридой и Энио . Афродита и Арес представляют союз двух наименее контролируемых страстей – любви и войны, которые, будучи в совершенном равновесии, могли создавать гармонию.

Возлюбленным Афродиты был Адонис.

Миф об Афродите и Адонисе

(Овидий . Метаморфозы. X, 529–739)

Пересказ Георга Штоля

Никого не любила так Афродита, как дивно прекрасного Адониса, сына сирийского царя. Пафос, Книдос и металлоносный Амафунт, где так охотно бывала прежде богиня, забыты ею; для Адониса забыла она и самое небо.

Не рядилась она и не нежила себя, как прежде: до колен подобрав одежду, бродит она с юношей по горам, лесам и скалам, поросшим колючими растениями; с собаками преследует она ланей, зайцев и других неопасных зверей, но мощного вепря, медведя и волка избегает и Адонису советует держаться подальше от этих зверей.

«О милый мой! Хорошо быть храбрым перед бегущими; смелость опасна. Не будь безрассудно отважен: не нападай на зверя, которому природа дала опасное оружие. Ни лев, ни щетинистый вепрь не пожалеет, как я пожалела бы, ни юности, ни красоты твоей. Берегись их: твое мужество может быть опасно мне и тебе». Так говорила - и не раз - богиня, и следовал юноша советам ее, пока богиня была при нем.

Но раз, на Кипре, удалясь от нее на время, забыл Адонис о ее советах. Псы его выгнали из чащи на поляну страшного вепря, и Адонис метнул в него своим охотничьим дротиком. Раненый, разъяренный вепрь обернулся и бросился на юношу; не спасло несчастного бегство. Клыками своими вепрь нанес ему такую рану, что мгновенно пал он, испуская дух, на землю. Издали услыхала Афродита стоны умирающего и в запряженной лебедями колеснице поспешила на место, где случилось несчастье. Увидав убитого юношу, быстро сходит она с колесницы, разрывает одежды, терзает себе грудь и горько рыдает. Но воплями не воскресить умершего.

Чтобы совершенно не погибла память о юноше, с божественным нектаром смешала Афродита кровь его и превратила ее в красный, как кровь, цветок. Кратко, как жизнь юноши, время его цветения, скоро сдувает ветер его быстро блекнущие листья, и оттого назвали его анемоном, ветреницей.

Афродита глазами художников

Венера с зеркалом. Картина Д. Веласкеса, 1657, Лондон , Национальная галерея

Адольф Вильям Бугро "Афродита"

Художник Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль. Афродита.

Д.Энгр. Рождение Венеры

Богини древней Греции

Артемида – Богиня луны и охоты, лесов, зверей, плодородия и деторождения. Никогда не была замужем, старательно оберегала свое целомудрие и если мстила, то не знала жалости. Ее серебряные стрелы разносили чуму и смерть, но она также обладала способностью к врачеванию. Охраняла молодых девушек и беременных женщин. Ее символы – кипарис, лани и медведи.

Атропос - одна из трех мойр, перерезающая нить судьбы и обрывающая челове-ческую жизнь.

Афина (Паллада, Парфенос) - дочь Зевса, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Одна из наиболее почитаемых греческих богинь, богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний.

Афина. Статуя. Эрмитаж. Зал Афины.

Описание:

Афина - богиня мудрости, справедливой войны и покровительница ремесел.

Статуя Афины работы римских мастеров II в. По греческому оригиналу конца V в. до н. э. Поступила в Эрмитаж в 1862 г.. Ранее находилась в коллекции маркиза Кампана в Риме. Является одним из интереснейших экспонатов Зала Афины.

Всё в Афине, начиная с появления на свет, было удивительным. Другие богини имели божественных матерей, Афина - одного отца, Зевса, который сошелся с дочерью Океана Метидой. Зевс проглотил cвою беременную супругу, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба и лишит его власти. Скоро у Зевса нестерпимо разболелась голова. Помрачнел он, и, видя это, боги поспешили удалиться, ибо они знали по опыту, каков Зевс, когда у него дурное настроение. Боль не проходила. Владыка Олимпа не находил себе места. Попросил Зевс Гефеста ударить его кузнечным молотом по голове. Из расколовшейся головы Зевса, огласив Олимп воинственным кличем, выпрыгнула взрослая дева в полной одежде воина и с копьем в руке и встала рядом с родителем. Глаза юной, прекрасной и величественной богини светились мудростью.

Афродита (Киферея, Урания) - богиня любви и красоты. Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде - вышла из морской пены)

Афродита (Венера Таврическая)

Описание:

Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.

Статуя Афродиты (Венеры Таврической) относится к III веку до н. э.,сейчас она находится в Эрмитаже и считается самой прославленной его статуей. Скульптура стала первой в России античной статуей нагой женщины. Мраморная статуя купающейся Венеры в натуральную величину (высота 167 см), выполненная по образцу Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской. Утрачены руки статуи и фрагмент носа. До поступления в Государственный Эрмитаж она украшала сад Таврического дворца, откуда и название. В прошлом «Венера Таврическая», предназначалась для украшения парка. Однако в Россию статуя была доставлена значительно раньше, ещё при Петре I и благодаря его усилиям. Надпись, сделанная на бронзовом кольце пьедестала, напоминает о том, что Венера подарена Климентом XI Петру I (в результате обмена на мощи св. Бригитты, посланные римскому папе Петром I). Статуя была обнаружена в 1718 году во время раскопок в Риме. Неизвестный скульптор III в. до н.э. изобразил обнажённой богиню любви и красоты Венеру. Стройная фигура, округлые, плавные линии силуэта, мягко моделированные формы тела – всё говорит о здоровом и целомудренном восприятии женской красоты. Наряду со спокойной сдержанностью (поза, выражение лица), обобщённой манерой, чуждой дробности и мелкой детализации, а также рядом других черт, свойственных искусству классики (V – IV вв. до н. э.), создатель Венеры воплотил в ней своё представление о красоте, связанное с идеалами III века до н. э. (изящные пропорции – высокая талия, несколько удлинённые ноги, тонкая шея, маленькая головка, - наклон фигуры, поворот корпуса и головы).

Афродита (Венера). Статуя. Эрмитаж

Описание:

Статуя Афродиты -богини красоты и любви

Римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

В 1851 г., через венецианского антиквара А. Санквирико, в Эрмитаж поступила прекрасная статуя Афродиты, которая ранее входила в собрание венецианского семейства Нани. В редком издании эпохи наполеоновских войн - "Коллекция всех древностей, хранящихся в венецианском музее Нани" - мы читаем об этой скульптуре: "Она долго лежала поверженная в пренебрежении… но была вызвана из забвения, когда г-н Якопо Нани увидел ее и поместил в свой знаменитый музей, представив ее на суд известного Кановы, который сильно восхвалял новое приобретение". Статую Афродиты отличают усложненность движения тела и изысканная стройность пропорций. В ней нашли отражение тенденции эллинистического искусства, характерные для искусства времени династии Антонинов (96-193 гг.).

Афродита (Венера) и Амур

Описание:

Афродита (Венера) и Амур.

Скульптура возможно рассказывает о трагическом моменте. Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но, согласно одному традиционному представлению, в тот момент, когда Венера спешила к своему возлюбленному, колючка впилась ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, обагрив их. Пока вытаскивали занозу дикий вепрь убил ее любимого Адониса - юного прекрасного бога весны, олицетворяющего ежегодное умирание и оживление природы.. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, ей помогает Купидон.

Афродита на дельфине. Скульптура. Эрмитаж

Описание:

Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия - воробей и голубь; как морской богине - дельфин; ей же были посвящены ласточка и липа. По преданию тайна ее обаяния была скрыта в волшебном поясе.

Венера в раковине. Скульптура. Эрмитаж.

Описание:

Венера в раковине.

Скульптура Карло Финелли (Finelli, 1782-1853) - итальянский скульптор, один из даровитейших последователей классического направления.

Афродита (греч.) - Венера (рим.)

Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской пены. Ветерок на раковине принес ее к берегам Кипра.

Геба - дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Илифии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах.

Геката - богиня мрака, ночных видений и чаро-действа, покровительница колдунов.

Гемера - богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос.

Гера - верховная олимпийская богиня, сестра и третья супруга Зевса, дочь Реи и Кроноса, сестра Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера счита-лась покровительницей брака.

Гестия - богиня домашнего очага и огня.

Гея - мать-земля, праматерь всех богов и людей.

Деметра - богиня плодородия и земледелия.

Дриады - низшие божества, нимфы, обитавшие в деревьях.

Илифия - богиня-покровительница рожениц.

Ирида - крылатая богиня, помощница Геры, вестница богов.

Каллиопа - муза эпической поэзии и науки.

Керы - демонические существа, дети богини Никты, приносящие людям беды и смерть.

Клио - одна из девяти муз, муза истории.

Клио. Муза истории

Описание:

Клио - муза истории в древнегреческой мифологии. Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков. Дочь Зевса и Мнемозины - богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии дает восхваляемым великую славу (клеос)

Клото («прядущая») - одна из мойр, прядущая нить человеческой жизни.

Лахесис - одна из трех сестер-мойр, определяющая судьбу каждого человека еще до рождения.

Лето - титанида, мать Аполлона и Артемиды.

Майя - горная нимфа, старшая из семи плеяд - дочерей Атланта, возлюбленная Зевса, от которого у нее родился Гермес.

Мельпомена - муза трагедии.

Мельпомена (Муза трагедии)

Описание:

Статуя Мельпомены. Римская копия по греческому образцу II в. до н. э.

В древнегреческой мифологии муза трагедии (греч. "поющая"). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Дочь Зевса и Мнемосины, мать ужасных сирен.

Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).

Метида - богиня мудрости, первая из трех жен Зевса, зачавшая от него Афину.

Мнемосина - мать девяти муз, богиня памяти.

Мойры - богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды.

Музы - богини-покровительницы искусств и наук.

Наяды - нимфы-хранительницы вод.

Немесида - дочь Никты, богиня, олицетворяв-,шая судьбу и возмездие, каравшая людей в соответствии с их грехами.

Нереиды - пятьдесят дочерей Нерея и океаниды Дориды, морские божества.

Ника - персонификация победы. Часто ее изображали с венком, распространенным в Греции символом триумфа.

Нимфы - низшие божества в иерархии греческих богов. Олицетворяли силы природы.

Никтa - одно из первых греческих божеств, богиня - олицетворение первозданной Ночи.

Орестиады - горные нимфы.

Оры - богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды.

Пейто - богиня убеждения, спутница Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей покровительницей.

Персефона - дочь Деметры и Зевса, богиня плодородия. Супруга Аида и царица подземного мира, ведавшая секретами жизни и смерти.

Полигимния - муза серьезной гимнической поэзии.

Тефида - дочь Геи и Урана, жена Океана и мать нереид и океанид.

Рея - мать богов-олимпийцев.

Сирены - демоны женского пола, полуженщины-полуптицы, способные изменять погоду на море.

Талия - муза комедии.

Терпсихора - муза танцевального искусства.

Терпсихора. Муза танцев

Описание:

Статуя "Терпсихора" - римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

Терпсихора считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами".

Тисифона - одна из эриний.

Тихе - богиня судьбы и случая у греков, спутница Персефоны. Ее изображали в виде крылатой женщины, стоящей на колесе и держащей в руках рог изобилия и корабельный руль

Урания - одна из девяти муз, покровительница астрономии.

Фемида - титанида, богиня правосудия и закона, вторая жена Зевса, мать гор и мойр.

Хариты - богини женской красоты, воплощение доброго, радостного и вечно юного начала жизни.

Эвмениды - другая ипостась эриний почитавшиеся как богини благожелательности, предотвращавшие несчастья.

Эрида - дочь Никты, сестра Ареса, богиня раздора.

Эринии - богини мщения, порождения подзем-ного царства, каравшие несправедливость и преступления.

Эрато - Муза лирической и эротической поэзии.

Эос - богиня утренней зари, сестра Гелиоса и Селены. Греки именовали ее «розовоперстой».

Эвтерпа - муза лирического песнопения. Изображалась с двойной флейтой в руке.

Афродита рождается из пены морской. Афродита, одна из самых почитаемых богинь Олимпа, родилась из белоснежной пены морских волн около острова Кипр [поэтому называют ее Киприда, «Рожденная на Кипре»] , а оттуда подплыла к священному острову Кифера [от названия этого острова пошло еще одно ее прозвище — Киферея] . На прекрасной раковине добралась она до берега. Окружили богиню юные оры, богини времен года, нарядили ее в златотканую одежду, увенчали венком из цветов. Где только ни ступала Афродита — там все расцветало, а воздух наполнялся благоуханием.

Прекрасна Афродита! Дивным светом любви горят ее очи, глубокие, как море, из которого она вышла; кожа ее бела и нежна, как морская пена, родившая ее. Высокая, стройная, золотоволосая, сияет Афродита своей красотой среди богов Олимпа. Богиня любви и красоты, царит Афродита над всем миром, и даже боги подвластны ей. Только Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу.

Афродита будит любовь в сердцах богов и простых смертных, в сердцах животных и птиц. Когда идет она по земле, за ней попарно следуют все животные, и в этом их шествии олень безопасно идет рядом с кровожадным волком, а свирепые львы припадают к ногам богини, как играющие щенята. Дает она красоту и юность девушкам, благословляет счастливые браки. В благодарность за свой брак девушки перед свадьбой приносили в жертву Афродите вытканные ими самими пояса.

Но не только девушки молятся Афродите. Овдовевшие женщины тоже почитают ее и просят о том, чтобы она позволила им вступить в новый брак. Милостива богиня, и часто снисходит она к просьбам смертных. Ведь, хотя самим бракосочетанием занимается Гименей, связывающий пары своими прочными узами, именно Афродита возбуждает в людях ту любовь, которая заканчивается их бракосочетанием.

Прозвища Афродиты.

На золотой колеснице, запряженной воробушками, мчится она на землю с Олимпа, и все люди с нетерпением ждут ее помощи в своих любовных делах.

Афродита покровительствовала всякой любви. Если то была любовь грубая, необузданная, то она находилась в ведении Афродиты Пандемос («Всенародной»); если же это было возвышенное чувство, то ему покровительствовала Афродита Урания («Небесная»).

Прекрасно чувство, внушаемое людям Афродитой, и потому многие ее прозвища были ласковыми, отражали ее красоту. Ее называли «золотой», «фиалковенчанной», «сладкоумильной», «прекрасноокой», «пестротронной».

Пигмалион. Тем, кто верно служит ей, дарит Афродита счастье. Вот что произошло с Пигмалионом, царем острова Кипр. Был он еще и скульптором и любил только искусство, женщин избегал, жил очень уединенно. Многие кипрские девушки испытывали к нему нежную и преданную любовь, да только сам он не обращал внимания ни на одну из них. Тогда взмолились девушки к Афродите: «О золотая Киприда! Накажи этого гордеца! Пусть сам он испытает те муки, которые приходится терпеть из-за него нам!»

Однажды изваял Пигмалион из блестящей слоновой кости изображение девушки необычайной красоты. Казалось, что она дышит, что вот-вот сойдет с места и заговорит. Часами смотрел мастер на свое творение и влюбился в созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные украшения, одевал в роскошные одежды... Часто шептал художник: «О, если бы ты была живая — как был бы я счастлив!»

Афродита оживляет статую. Наступили дни праздника Афродиты. Принес Пигмалион богатые жертвы богине и взмолился, чтобы послала она ему в жены женщину столь же прекрасную, как его статуя. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя: приняла прекраснокудрая богиня жертву Пигмалиона. Вернулся Пигмалион домой, подошел к статуе и вдруг заметил, что порозовела слоновая кость, будто бы заструилась по жилам статуи алая кровь; коснулся ее рукой — теплым стало тело: бьется сердце статуи, жизнью светятся глаза. Ожила статуя! Назвали ее Галатея, счастливым сделала их брак Афродита, а они всю жизнь славили величие богини, подарившей им счастье.

Мирра, Адонис и Артемида. Афродита дарила счастье любящим и любимым, однако сама она знала и несчастную любовь. Некогда почитать Афродиту отказалась Мирра, дочь одного из царей. Разгневанная богиня жестоко наказала ее — внушила преступную любовь к ее родному отцу. Он был обманут и поддался соблазну, а когда узнал, что с нем была не посторонняя девушка, а родная дочь, проклял ее. Боги сжалились над Миррой и превратили в дерево, которое дает благовонную смолу. Вот из треснувшего ствола этого дерева и появился на свет прекрасный младенец Адонис.

Афродита положила его в ларец и отдала на воспитание Персефоне. Прошло время. Ребенок вырос, но богиня преисподней, очарованная его красой, не захотела вернуть его Афродите. Пришлось богиням обратиться за решением спора к самому Зевсу. Отец богов и людей, выслушав спорщиц, постановил: треть года Адонис находится с Персефоной, треть — с Афродитой, треть — с кем пожелает он сам. Так Адонис стал спутником и возлюбленным Афродиты.

Однако счастье их длилось недолго. Адонис чем-то прогневил Артемиду, и во время охоты его смертельно ранил огромный кабан. Из крови Адониса выросли роза, а из тех слез, что пролила оплакивающая его Афродита — анемоны.

Поклонение Афродите.

Люди приносили жертвы Афродите Понтии («Морской»), надеясь, что она защитит их во время морских путешествий, и Афродите Лимении («Портовой»), покровительнице гаваней и стоящих в них кораблей.

Афродите были посвящены многие животные и растения. Как богине любви и плодородия, ей принадлежали петухи, голуби, воробьи и зайцы, то есть те существа, которые, по мнению греков, были самыми плодовитыми; как морской богине ей служили дельфины. Из растений Афродите были посвящены многие цветы, в том числе фиалки, розы, анемоны, маки — цветы дарят любимым и по сей день; а из плодов — яблоко, плод, который в древних брачных обрядах невеста подавала жениху.

Обнаженная Афродита.

Так как Афродита была богиней красоты, ее (единственную из всех великих олимпийских богинь!) довольно часто изображали обнаженной. Как думали греки, в отличие от Артемиды, которая сгубила случайно увидевшего ее наготу Актеона, или от Афины, которая за то же самое поразила слепотой сына одной из своих нимф, Тиресия, - Афродита относилась благосклонно к изображению ее в таком виде. Да это и понятно — ведь невозможно было осознать всю красоту богини, когда она была одета в просторные и бесформенные греческие одежды.

Первым осмелился изобразить нагую Афродиту греческий скульптор Пракситель, человек, безмерно влюбленный в красоту женского тела. Говорят, что Афродиту он ваял из мрамора больше десяти раз, и среди этих его статуй была Афродита Книдская — статуя, ради которой в древности в Книд, где она находилась, приезжали тысячи людей — только бы ее посмотреть.

Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов, живущих на Олимпе, современные ребята зачитываются ничуть не меньше, чем это делали их родители и бабушки с дедушками. Сложно встретить сегодня человека, который не знал бы, кто такие Зевс, Посейдон, Афина или Арес. Самой известной героиней античных мифов является Афродита - богиня любви и красоты, вечно юная обитательница Олимпа. У древних римлян она ассоциировалась с Венерой.

Сфера влияния богини

Греки считали Афродиту покровительницей весны, цветения и плодородия. Они были уверены, что вся красота, существующая на планете - это дело её рук. У богини просили благосклонности влюблённые, надеясь сохранить свои чувства до конца жизни. Её восхваляли художники, поэты и скульпторы, прославляющие в своих произведениях красоту и любовь. К Афродите относились как к богине, предпочитающей мир войне и жизнь - смерти, поэтому к ней обращались все те, кто мечтал о спокойном процветании и избавлении от гибели. Она была настолько могущественна, что её воле подчинялись не только простые люди и животные, но и обитатели Олимпа. Единственными персонажами, на кого не действовали чары прекрасной богини, были Афина, Артемида и Гестия.

Внешность

Согласно античным мифам, Афродита отличалась невероятной красотой. Греки представляли её высокой, статной, с очень нежными чертами лица. У богини были длинные волосы золотистого цвета, которые обрамляли её голову, словно венок. Ей прислуживали Оры и Хариты, покровительствовавшие красоте и грации. Они расчёсывали её золотые локоны и надевали на неё прекраснейшие наряды. Когда Афродита спускалась с Олимпа, распускались цветы, а солнце на небе начинало светить ярче. Дикие звери и птицы, не в силах устоять перед невероятной красотой богини, сбегались к ней со всех сторон, и спокойно ходила она по земле в их окружении.

Афродита - древнегреческая богиня, славившаяся своими романами как с подобными себе, так и с простыми людьми. Она обладала силой влюблять в себя множество мужчин. Будучи женой некрасивого и хромого бога Гефеста, покровителя огня и кузнечного дела, она утешалась тем, что вступала в любовные связи на стороне. Не родив своему супругу ни одного ребёнка, она одаривала наследниками других своих поклонников. От отношений с богом войны Аресом у Афродиты появилось 5 детей (Деймос, Фобос, Эрос, Антэрос и Гармония). От связи с покровителем виноделия Дионисом у неё родился сын Приап. Красотой Афродиты был сражён также бог торговли Гермес. Ему она подарила сына Гермафродита. Среди её любовников были не только могущественные жители Олимпа, но и простые смертные. Так, закрутив роман с царём дарданцев Анхисом, Афродита родила ещё одного сына - героя Троянской войны Энея.

Афродита - богиня, олицетворявшая собой невероятный эротизм и сладострастие. В отличие от простых женщин, она никогда не позволяла себе становиться жертвой любви. Все её отношения происходили исключительно по её воле. В связях с мужчинами у неё не было постоянства, она всегда была открыта для новых чувств.

История появления на свет богини любви и красоты

Весьма интересным является миф о богине Афродите, повествующий о её рождении. По древнему приданию, титан Кронос сильно разозлился на своего отца Урана (покровителя неба), отсёк серпом его гениталии и выбросил их в море. Кровь из детородных органов смешалась с морской водой, в результате образовалась белоснежная пена, из которой и появилась на свет прекрасная Афродита. Богиня любви родилась недалеко от греческого острова Киферы, затем лёгкий ветерок отнёс её по волнам к Кипру, где она и вышла на берег (по этой причине её иногда называют Кипридой). Примечательно, что Афродита никогда не была ребёнком, она появилась на свет из морской пены совершенно взрослой. Взойдя на Олимп, дочь Урана покорила своей красотой всех его обитателей.

Существует ещё одна версия рождения древнегреческой богини. Согласно ей, родителями Афродиты были главный олимпийский бог Зевс и морская нимфа Диона, а появилась она на свет самым традиционным способом. Автором этой версии является древнегреческий легендарный поэт Гомер.

Характер

Афродита - богиня Древней Греции, ставшая героиней множества античных мифов. Как любой женщине, ей свойственно быть разной. В одних преданиях Афродита - великодушная повелительница человеческих жизней, в других - капризная красавица, а в третьих - жестокая вершительница судеб, гнева которой невозможно избежать.

Миф о Пигмалионе

По одному из преданий, обитал когда-то на Кипре талантливый художник Пигмалион. Он ненавидел представительниц слабого пола и жил отшельником, не позволяя себе влюбиться и создать семью. Однажды он создал из слоновой кости статую женщины неописуемой красоты. Скульптура была сделана мастером очень искусно, и казалось, что она вот-вот заговорит и зашевелится. Пигмалион часами мог любоваться созданной им женщиной и не заметил, как влюбился в неё. Он шептал ей ласковые слова, целовал её, дарил ей драгоценности и наряды, однако статуя оставалась неподвижна и нема. Больше всего на свете хотел Пигмалион, чтобы созданная им красавица ожила и ответила взаимностью на его чувства.

В дни, когда у греков было принято почитать Афродиту, принёс Пигмалион ей богатую жертву и попросил, чтобы послала она ему в жёны девушку, похожую на ту, которую он создал из слоновой кости. Всемогущая Афродита решила сжалиться над талантливым мастером: она оживила прекрасную девушку и вселила в неё взаимные чувства к своему создателю. Таким образом богиня вознаградила Пигмалиона за искреннюю и преданную любовь, которую он испытывал к статуе.

Повествование о Нарциссе

Богиня красоты Афродита была благосклонна только к тем людям, которые высоко почитали её. Тех же, кто противился её власти и отказывался от её даров, она немилосердно наказывала. Так случилось с прекрасным юношей Нарциссом, сыном речного бога и нимфы. Он был очень красив, и все, кто видел его, сразу же влюблялись в него. Но гордый Нарцисс никому не отвечал взаимностью.

Однажды влюбилась в красивого юношу нимфа Эхо. Однако Нарцисс гневно отверг её, заявив, что лучше умрёт, чем будет всегда с ней. Неудача постигла и другую нимфу, которая тоже имела неосторожность полюбить его. Обидевшись, она пожелала гордому Нарциссу испытать безответную любовь, дабы понять, что чувствует отвергнутый человек. Афродита сильно разозлилась на юношу, ведь он пренебрегал своей красотой - даром, посланным ему богиней. За гордыню и холодность по отношению к другим она решила его жестоко покарать.

Гуляя как-то по лесу, захотел Нарцисс напиться воды. Склонившись над ручейком с чистой прозрачной водой, он увидел в нём своё отражение и страстно влюбился в него. Его чувства были настолько сильны, что он перестал есть и спать. Он думал о прекрасном юноше постоянно, однако, видя его в воде, не мог к нему даже прикоснуться. И однажды понял Нарцисс, что полюбил сам себя. От этого открытия ему стало ещё хуже. Постепенно силы покидали красавца, он понимал, что погибает, но не мог оторваться от своего отражения в воде. В страданиях по самому себе он и умер, а на месте его смерти вырос белый цветок с душистым ароматом, который в его честь стали называть нарциссом. Так поплатился юноша перед Афродитой за свою гордыню и пренебрежение дарованной ему красотой.

Печальная история об Адонисе

Афродите, жестоко покаравшей Нарцисса, пришлось и самой страдать от любви и неблагосклонности судьбы. У кипрского царя был сын Адонис. Хоть он являлся простым смертным, но обладал божественной красотой. Однажды увидела его Афродита и влюбилась в него без памяти. Ради Адониса богиня забыла об Олимпе и всех своих делах. Вместе со своим возлюбленным охотилась она на диких зверей, а в свободное время отдыхали они на зелёной траве. Богиня красоты крайне редко оставляла Адониса одного и каждый раз просила его, чтобы он берёг себя.

Один раз отправился Адонис на охоту без Афродиты, и его собаки напали на след большого кабана. Обрадовался юноша такой добыче и бросился на зверя с копьём. Но не догадывался он о том, что это будет его последняя охота. Кабан оказался сильнее Адониса, он накинулся на него и проткнул своими клыками. От полученной раны возлюбленный богини красоты умер.

Узнав о гибели Адониса, Афродита стала сильно оплакивать его. Зевс-громовержец, видя, как она страдает, сжалился над ней и попросил своего брата, бога мёртвого царства Аида, иногда отпускать юношу к живым. С тех пор так и повелось: на полгода Адонис приходит к Афродите, и в это время всё в природе распускается, цветёт и благоухает, а затем он возвращается в мир умерших, и землю начинают заливать дожди и засыпать снега - это золотоволосая богиня тоскует по своему возлюбленному.

Яблоко раздора

Любимцем Афродиты являлся сын царя Трои Парис. Покровительница раздора Эрида задумала рассорить греческих богинь и подбросила им золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Его заметили Афродита, Гера и Артемида и начали спорить о том, кому оно должно достаться. Рассудить богинь было поручено Парису. Каждая из них пыталась подкупить юношу всяческими благами. Победительницей в этом поединке стала Афродита, пообещав отдать ему в жёны самую красивую из земных женщин. Получив благосклонность и поддержку богини любви, Парис в одночасье навлёк на себя гнев Геры и Артемиды. Яблоко раздора послужило началом Троянской войны, ведь самой красивой женщиной была Елена - супруга спартанского царя Менелая. Именно к ней и приказала Парису плыть Афродита.

Эрос и Гименей - помощники покровительницы любви и красоты

Хоть Афродита - греческая богиня, обладающая большим могуществом, без помощников она обойтись не могла. Одним из них был её сын Эрос - кудрявый мальчуган, летающий над всеми землями и морями на своих небольших крыльях. У него был маленький лук и колчан с золотыми стрелами. В кого Эрос выстрелит, того и настигнет любовь.

Покровитель брака Гименей - ещё один незаменимый помощник Афродиты. Он возглавляет все свадебные шествия, летя впереди молодожёнов на своих белых крыльях и освещая им дорогу ярким факелом.

Атрибутика

Главный символ богини Афродиты - её пояс. Всякий, кто его надевал, наделялся необычайной сексуальной притягательностью. Получить его мечтали как простые женщины, так и богини, населявшие Олимп. Кроме пояса, у Афродиты была чаша из чистого золота, наполненная вином. Каждый, кто делал из неё глоток, оставался молодым навсегда. Символами богини любви Афродиты считались также роза, мирт, яблоко. Голуби, воробьи, зайцы и мак отождествлялись с ней, как с покровительницей плодородия. Были у Афродиты и морские символы - дельфин и лебедь.

Знаменитые античные статуи

Многих скульпторов вдохновляла на создание шедевров богиня Афродита. Фото произведений искусства, представленных в статье, передают всю красоту и величественность покровительницы любви и красоты. В работах некоторых мастеров героиня античных мифов представлена в образе римской богини Венеры.

Известной древнегреческой статуей, посвящённой богине, является Афродита Книдская (около 350 года до н. э., автор - Пракситель). Во II ст. до н. э. скульптором Агесандром была создана фигура Венеры Милосской, являющаяся воплощением женской красоты античного периода.

Богиня в произведениях живописи

Изображение Афродиты можно встретить в картинах, написанных известными художниками Возрождения. Кисти Тициана принадлежит работа «Венера и Адонис» (1553 г.), сюжет которой передаёт трепетные чувства богини к простому смертному юноше.

На картине «Спящая Венера», написанной итальянским художником Джорджоне ориентировочно в 1505-1510 годах, покровительница любви изображена в виде обнажённой красавицы, отдыхающей на фоне природы. Образ античной богини, созданный мастером, стал олицетворением идеальной женщины эпохи Возрождения.

Ещё одним произведением живописи, изображающим Афродиту, является картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (1486 г.). На ней художник изобразил сюжет античного предания, повествующий о появлении величественной покровительницы любви и красоты из морской пены.

Благодаря произведениям искусства и греческим мифам, можно определить, как представлялась древним людям богиня Афродита. Фото скульптур и картин, на которых изображена златовласая обитательница Олимпа, отчётливо передают её красоту, вдохновляющую и сегодня многих деятелей искусства на создание новых шедевров.

Афродита (миф древней Греции)

До сих пор никто точно не знает, откуда появилась на свет прекрасная Афродита. Одни считают ее дочерью Зевса и Дионы, а другие уверяют, что красавица Афродита родилась из морской пены. Как будто, когда капли крови раненого Урана упали на землю, одна из них попала в море и образовала пену, из которой и возникла прекрасная богиня. Так и в имени ее слышится: Аф-ро-ди-та – пенорожденная. Но как бы то ни было, очень хорошо, что есть на свете Афродита – прекрасная, золотоволосая богиня любви и красоты. Афродита дарит счастье всем, кто ей верно служит.
Так дала она счастье художнику Пигмалиону, который жил когда-то на чудесном острове Кипр. Это был очень хороший художник, но была в нем одна странность. Он просто терпеть не мог женщин, целыми днями занимался любимой работой и жил уединенно среди своих великолепных скульптур.
Однажды он сделал из блестящей слоновой кости статую девушки необыкновенной красоты. Как живая, стояла она перед своим создателем. Казалось, что она дышит – так нежна и прозрачна была ее белая кожа. Казалось, что вот-вот затеплится жизнь в ее прекрасных глазах и она заговорит, засмеется. Часами стоял художник перед своим чудесным творением, и дело кончилось тем, что он горячо полюбил созданную им самим статую, как будто она была живым существом. Весь жар своего сердца отдал он своей любимой. Даже о работе забыл влюбленный Пигмалион. Он дарил безжизненной статуе великолепные украшения из золота и серебра, одевал ее в роскошные одежды. Приносил своей возлюбленной цветы и украшал ее голову венками. Часто Пигмалион прикасался губами к ее прохладному белоснежному плечу и шептал:
– О, если бы ты была живая, моя прекрасная, как я был бы счастлив!
Но статуя оставалась холодной и безучастной к его признаниям. Пигмалион страдал, но ничего не мог с собой поделать. Он перестал выходить из дома и проводил все время в своей мастерской. И наконец он решил обратиться к богам. Только они в силах помочь ему.
Скоро наступили празднества в честь богини Афродиты. Пигмалион заколол упитанного теленка с позолоченными рогами и, когда душистый ароматный дым заструился в воздухе, поднял к небу руки:
– О, всесильные боги и ты, златоречивая Афродита! Если вы услышите мои молитвы, дайте мне в жены девушку, столь же прекрасную, как моя любимая статуя!
Не успел он произнести слова молитвы, как ярко вспыхнул огонь на его жертвеннике. Это значит, что боги услышали его просьбу. Но выполнят ли они ее?
Вернулся художник домой и, как всегда, отправился в мастерскую. Но что же он видит! Пигмалион боялся поверить своим глазам. Случилось чудо! Его статуя ожила. Она дышала, ее глаза нежно смотрели на художника, а губы ласково улыбались ему.
Вот так всесильная богиня наградила художника Пигмалиона за его верность.