Характеристика анны снегиной в поэме снегина. Образ Анны Снегиной в поэме Есенина «Анна Снегина

Анна Снегина - поэма Сергея Есенина, носящая автобиографический характер.

В ней под изменёнными именами (пожалуй, кроме главного героя Сергуши) действуют реальные люди, с которыми встречался поэт.

В «Анне Снегиной» Есенин отразил свои воспоминания о родном селе, юношеской любви и революции. Вместе с тем это трагическое произведение, в котором отразилась судьба целой страны.

Сергуша - главный герой поэмы. Это молодой поэт, который приехал в родное село из Петрограда, устав от революционной борьбы. Приезжего тут же обступили сельские жители и стали расспрашивать о жизни в столице, о революционных событиях и о Ленине - легендарном человеке, который взбудоражил всю страну.

Одним из тех, кого он встретил, был Прон Оглоблин - житель соседнего села Криуши. Оглоблин сочувствует революционерам и сам известен в селе как агитатор и организатор. В то же время к поэту приезжает Анна Снегина - молодая помещица, в которую герой был когда-то влюблён. Они начинают вспоминать былые годы, проникаются друг другом: в них, казалось бы, всё ещё теплятся какие-то чувства.

Прон Оглоблин тем временем приглашает Сергушу в Криушу. Поэт едет туда и застаёт бунт: взбунтовавшиеся крестьяне требуют от барыни - Анны Снегиной - отдать им землю. Сергуша оказывается втянутым в конфликт и становится на сторону крестьян. Из-за этого между ним и девушкой вспыхивает ссора. Земля в конце концов достаётся крестьянам, а Анна, попросив прощения за обиду, уезжает из села.

Сергей возвращается в Петроград и вскоре получает два письма; в одном из них пишут, что Прон Оглоблин расстрелян деникинским отрядом, а второе письмо - от Анны Снегиной, живущей теперь в Лондоне.

Столкновение противоречий

В поэме «Анна Снегина» Есенин отразил противоречивые чувства, охватывавшие его в тот период.

  • С одной стороны, протагонистами поэмы выступают сельские революционеры, а также Сергей - революционный поэт из столицы;
  • С другой стороны, безусловно положительным персонажем является Анна Снегина - дворянка, помещица, хозяйка своего имения с крестьянами, которым герой вначале сочувствовал. От Анны веет добротой и человечностью, и предводитель крестьян Оглоблин из положительного персонажа превращается в отрицательного - бунтовщика и разрушителя любви;
  • С третьей стороны, в Белом движении, представленном дворянами и защищавшим дворянские интересы, Есенин также видит врага: Деникин не менее жесток и ужасен, чем Прон, которого он в финале поэмы убивает.

Известно, что во время написания «Анны Снегиной» Есенин пытался отойти от прежней богемно-бунтарской жизни, «излечиться» от неё в провинции и с этой целью поехал на Кавказ. Видимо, в этот поздний период (поэма написана незадолго до смерти Есенина) поэт начал пересматривать свои взгляды на события в стране и на жизнь вообще; по словам его друзей, Есенин даже «впал в грех уныния».

Образ Анны Снегиной символизировал его «ретроградные» убеждения, возврат к прежним человеческим ценностям. Кроме того, в поэме сталкиваются личные переживания героя и внешняя обстановка. Меланхоличность Сергея и его тоска по утраченной юности, которую олицетворяла всё та же Анна Снегина, оказывается неуместной на фоне «революционного» развала страны. Снегина предстаёт как мираж, остаток прежней реальности, которая уже никогда не вернётся.

Сочинение

Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущённые народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.
А.С.Пушкин

В творчестве каждого поэта, как говорил В.Г.Белинский (В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина», пятая статья), можно выявить главный пафос. Внутренний движущий мотив поэзии Есенина -любовь к родине, которая и сделала творчество поэта народным. Есенин сам объяснял свою поэзию так: «Обратите внимание, что у меня почти нет любовных мотивов. Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве».

В ранних стихах Есенина (1914 - 1916) представлена главным образом пейзажная лирика, когда поэт выражает любовь к родному краю, тонкое понимание природы, грусть, что эта красота так скоротечна, и восхищение прелестью мира. Поэт описывает русскую природу родной ему средней полосы, неброскую, незаметную:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
(«Край любимый! Сердцу снятся...» 1914)

Ранние стихотворения Есенина исполнены проникновенного ощущения родных просторов с их глухой тоской и вместе с тем потаённой мощью. Лирический герой Есенина заявляет о своей безграничной любви к родине:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
(«Гой ты, Русь, моя родная...» 1914)

Поэт находит простые и чудесные сравнения, чтобы передать своё восхищение родиной, родной землёй:

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
(«Запели тёсаные дроги...» 1916)

Есенин в самом начале творческого пути выступает как замечательный лирик, певец русской природы. Социальная сторона деревенской жизни, классовые противоречия в крестьянском мире остаются вне его интересов, не включаются в его чисто лирические впечатления. Главное, что вызывает поэтическое восхищение Есенина, откуда он берёт образы и краски, - это «древняя», патриархальная Русь.

Второй период творчества Есенина (1917 - 1918) начинается с Февральской революции. Это событие, а также последующую Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. Патриотическая тема зазвучала по-новому: Есенин выразил свою любовь к народу, совершившему подвиг собственного освобождения. В стихотворении «Небесный барабанщик» (1918) поэт восклицает:

Листьями звёзды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и в небесах!

Революционные события наполняют образ родины в поэзии Есенина новым социальным содержанием: стихи 1917- 1918 годов полны переосмысленной религиозной символикой и библейскими образами. В поэме «Иорданская голубица» (1918) Есенин славит «отчалившую Русь», которая взлетела, подобно лебедю, высоко в небо, и выразительно передаёт масштабность исторического события:

Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,

Я - большевик.
Ради вселенского
Братства людей
Радуюсь песней я
Смерти твоей.

Стихи этого времени оптимистичны, в них живёт надежда автора на светлую судьбу родины:

О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть.
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.
(«О пашни, пашни, пашни...» 1917 - 1918)

Время воспевания революции сменяется в творчестве Есенина трагическим периодом (1919 - 1923) непонимания-неприятия происходящих в России социальных перемен. В стихах этих лет выражена тоска по утраченной прелести тихой деревенской жизни и образное противопоставление города и деревни. Теперь всё чаще появляются строки, полные душевного смятения и грусти. В стихотворении «Я последний поэт деревни...» (1920) автор предрекает конец деревенской России, а значит, и свою собственную смерть:

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарёй пролитый,
Соберёт его чёрная горсть.

Очень тяжело поэт переживает революционный слом патриархальных устоев русской деревни. Это своё мироощущение с особой лирической взволнованностью и откровенностью Есенин выразил в поэме «Сорокоуст» (1920). Символично название поэмы, так как сорокоуст - это молитва по покойнику. Рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребёнка, получает у поэта глубокий внутренний смысл. Для Есенина эта поэма стала своеобразным реквиемом по русской деревне:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Чёрт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживётся.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.

В «Сорокоусте» явственно звучит неподдельная тревога за судьбу «полевой России», которую, по мнению поэта, готов прибрать к рукам «железный гость». Поэт рисует эту страшную картину, и становится понятно, с какой болью Есенин воспринимал революционные преобразования в деревне:

Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть.
Здравствуй ты, моя чёрная гибель,
Я навстречу тебе выхожу!
(«Мир таинственный, мир мой древний...» 1922)

В последний период творчества (1924 - 1925) патриотическая тема у Есенина обогащается новыми образами и идеями, так как поэт, можно сказать, примиряется с советской действительностью. Если в ранних стихах он воспевает «Русь древнюю», бедную, смиренную, то теперь заявляет:

Мне теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Высокое достоинство Есенина, человека и поэта, проявляется в его последних стихах, где он выразил беспощадную истину: виноват не новый мир, а наше отношение к новому миру:

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И берёзам и тополям.
(«Неуютная жидкая лунность...» 1925)

Более подробно описывает поэт новую деревню в стихотворении «Русь советская» (1924): он видит сходку крестьян, которые обсуждают свои проблемы; деревенских комсомольцев, поющих агитки Демьяна Бедного; и понимает с грустью, что его время проходит:

Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней -
Уж не село, а вся земля им мать.

Хотя Есенин чувствует себя человеком старого склада, он не изменяет своей любви к так сильно изменившейся родине. Разговаривая с молодой армянкой Шаганэ в далёком Батуми, поэт признаётся в любви не к ней, а к родным рязанским просторам:

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
(«Шаганэ ты моя, Шаганэ...» 1924)

Несмотря на все огорчения, разочарования, он твёрдо и спокойно заявляет в конце жизни:

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй,всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси.
(«Спит ковыль. Равнина дорогая...» 1925)

В лиро-эпической поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин возвращается к тем же важнейшим событиям русской истории, которые в своё время находили отклик в его ранних произведениях. Но теперь он делает попытку осознать эти события в их последовательности, дать целостное представление о пережитой эпохе. Самое интересное в поэме - новая точка зрения поэта на то, о чём он когда-то писал, и более широкий кругозор, более глубокие оценки крупнейших исторических событий, которым он был свидетелем.

Первое историческое событие, представленное в поэме, - империалистическая война. В стихах Есенина, относящихся к 1914 - 1916 годам, преобладали мотивы любви к родине, замечательные описания родной природы, но не было даже попытки оценить политическую и социальную сущность войны. В «Анне Снегиной» выражен взгляд на войну - резко отрицательный и мотивированный:

Я думаю:
Как прекрасна земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют ещё! (2)

Теперь поэт отмечает такие обстоятельства деревенской жизни в годы войны, о которых раньше не писал. Например, Прон Оглоблин на сходе зарубил старшину, объявившего о начале войны, а значит, и о мобилизации.

Второе событие в поэме - Февральская революция, провозгласившая демократические свободы. К данному событию лирический герой относится иронически: у власти «калифствовал Керенский на белом коне» (1), а война продолжалась. Автор рисует сцены взбаламученной деревни: мужики толкуют о новых законах, требуют помещичью землю и, не получая её, спрашивают:

Зачем же тогда на фронте
Мы губим себя и других? (2)

Крестьяне уже слышали имя Ленина, они выступают против помещицы Снегиной, у них есть вожак-Прон Оглоблин. В поэме ничего не осталось от христианской условной символики, которую Есенин использовал в стихах 1917 - 1918 годов. Теперь революция изображается через судьбы конкретных героев, о революции поэту сообщает Прон:

Дружище!
С великим счастьем!
Настал ожидаемый час!
Приветствую с новой властью!
Теперь мы всех р-раз и квас!
Без всякого выкупа с лета
Мы пашни берём и леса.
В России теперь Советы
И Ленин - старшой комиссар. (4)

Прон говорит и о коммуне, которую хочет сейчас же организовать в своей деревне.

Раньше Есенин писал о деревне вообще, как бы не замечая расслоения крестьянства, изображая крестьянскую массу в целом, а не конкретных героев из народа. В «Анне Снегиной» представлен новый взгляд поэта на окружающий мир: Радово, откуда родом разговорчивый возница, - богатое село с домами под железными крышами, а рядом - нищая деревня Криуша, откуда родом Прон Оглоблин:

Житьё у них было плохое,
Почти вся деревня вскачь
Пахала одной сохою
На паре заезженных кляч. (1)

В поэме подробно описывается Прон. Это первый реалистический образ советского крестьянина в есенинском творчестве. Он большевик, возглавил борьбу бедноты за землю и советскую власть, был убит деникинцами.

Однако эпические события в поэме - это всё-таки жизненный фон, на котором раскрывается главная, лирическая, тема поэмы - история любви. В «Анне Снегиной» автор не только сохранил, но и углубил своё лирическое дарование, хотя в поэме нет погружённости в собственные переживания, нет отгороженности от общественной жизни, которая раньше была присуща Есенину. «Анна Снегина» демонстрирует органическое соединение лирической темы с размышлениями главного героя поэмы над судьбами родной страны.

Подводя итог, следует отметить, что талант Есенина раскрылся особенно ярко и самобытно в лирических стихах и поэмах, они до сих пор производят сильное впечатление благодаря предельной открытости (откровенности), с которой поэт рассказывает о своих чувствах. Есенин принадлежал к группе крестьянских поэтов, но в его творчестве крестьянская тема не замыкается на проблемах деревни, а открыта навстречу окружающему миру и слита с темой родины, то есть у Есенина образ деревни неотделим от образа России. Открытость поэзии Есенина проявилась и в его готовности встретить лицом к лицу самые крутые (революционные) повороты российской истории.

На глазах поэта родина пережила эпоху, короткую по времени, но переломную по сути, прошла путь от «Руси полевой», патриархальной к «Руси советской». Этот исторический период Есенин отразил в своём творчестве, поэтому и образ родины в его лирике постепенно менялся. В раннем творчестве родина представлялась ему идеальной страной - страной традиционной крестьянской мечты; в годы революции - богоизбранной страной, воплощённым земным раем; потом живая, деревенская Россия погибала от «железного» социализма, подавляющего индивидуальную личность; в позднем творчестве поэт признаёт победу нового строя в родной стране, но есенинский лирический герой не может принять советской жизни полностью.

Любовь к родине связывает все лирические произведения Есенина: стихи общественной и исторической тематики, стихи о природе, о любви, о смерти. В этом единстве проявилась яркая неповторимость творчества Есенина.

В поэме «Анна Снегина», которую С. Есенин считал глав­ной в своем творчестве, отражены его раздумья о человеке, живущем в сложный переломный исторический период. Здесь можно найти и рассуждения об империалистической войне, и наблюдения за различным восприятием Октябрь­ской революции крестьянами и помещиками, мечты и на­дежды автора. «Анна Снегина» - одно из наиболее зре­лых есенинских произведений, главные темы которого де­ревня и революция.

Судьба страны и отношение различных людей к проис­ходящим событиям даны через образ лирического героя поэмы.

Этот герой близок Есенину, который наделяет его своим именем - Сергей - и схожей судьбой поэта. Мужики-крестьяне считают героя поэмы «своим» и по­этому откровенно делятся с ним своими планами и надеждами.
Скажи:
Отойдут ли крестьянам
Без выкупа пашни господ?
Кричат нам,
Что землю не троньте,
Еще не настал, мол, миг.
За что же тогда на фронте
Мы губим себя и других?

Как и крестьяне, герой поэмы к войне относится непри­язненно, как к народному бедствию, трагедии. Он ощущает себя игрушкой в чужих руках, ведь в то время как «за чей- то чужой интерес стрелял я в мне близкое тело и грудью на брата лез», купцы и знать отсиживались в тылу. Тонко чувствующий и любящий природу лирический герой по­эмы не понимает смысла войны, губящей тысячи жизней за сомнительные цели, именно поэтому он откладывает винтовку и берется «лишь в стихах воевать».
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют еще!

По ходу действия поэт встречается с разными людьми. Среди них мельник - воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ наполнен лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал, образ практически идеальный.

Симпатию лирического героя вызывает и образ Прона Оглоблина - деревенского бунтаря, выразителя надежд и чаяний народа. Не зря именно глазами Оглоблина поэт воспринимает свершившуюся Октябрьскую революцию.
Как месяц, вкатился Прон.
«Дружище!
С великим счастьем!
Настал ожидаемый час!
Приветствую с новой властью!»

Позже лирический герой сам становится очевидцем и участником событий, происходящих в послереволюцион­ной России, но его отношение ко многим преобразовани­ям сложно и неоднозначно («Суровые, грозные годы!... Чумазый сброд играл по дворам на роялях... Удел хлебо­роба гас... Владелец землей и скотом, за пару измызган­ных «катек» он даст себя выдрать кнутом»).

И все же главная тема поэмы - личная. Чувства и мысли поэта раскрываются через его отношения с главной героиней - Анной Снегиной, через ее судьбу. Первая встреча поэта с когда-то любимой «девушкой в белой накидке», а теперь важной дамой, после долгой разлуки вызвала в его сердце прилив новых чувств.
По-странному был я полон
Наплывом шестнадцати лет.

Но это не помешало Анне Снегиной через некоторое время, правда, находясь в тяжелом душевном состоянии (убили ее мужа), нанести поэту тяжелую обиду, незаслу­женный упрек, оскорбление, когда он хотел ей помочь.
Убили... Убили Борю...
Оставьте!
Уйдите прочь!
Вы - жалкий и низкий трусишка.
Он умер...
А вы вот здесь...

После революции, после того, как земли помещиков до­стались крестьянам, Анна уезжает за границу - навсег­да. Так образ Снегиной и любви ее к герою сливается в его восприятии с образом безвозвратно ушедшей России («но вы мне по-прежнему милы, как родина и как весна»). Од­нако все прекрасное, светлое и святое в их отношениях живет в сердце поэта как память, как надежда на буду­щее:
Далекие, милые были!...
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит, любили и нас.

Анна Снегина - персонаж одноименной поэмы великого русского поэта . Произведение считается автобиографическим и посвященным мыслям о юношеской любви Сергуши. Главная же героиня, несмотря на прожитые годы и обстоятельства, оставила в душе мужчины воспоминания о юной девушке, неловких взглядах и незаконченных отношениях.

История создания персонажа

Сергей Есенин, несмотря на любовь к изысканным метафорам, в этой поэме обратился к разговорной речи. Поэтому так многоголосно и самобытно звучат слова основных героев - Анны, Прона Оглоблина, Лабути и даже самого Сергуши. Произведение было написано в 1924-25 годах, во время поездки поэта на Кавказ, а вот замысел возник немного раньше - при посещении родной деревни Константиново. На страницах книги оно упоминается как Радово.

Лидия Кашина стала прототипом Анны Снегиной. Жила женщина на малой родине Есенина и его пристанища после ужасов войны. После революции дом помещицы стал собственностью крестьян, а Кашина переехала в другую усадьбу.

Вряд ли история любви и отказа имела место быть, но автор был вхож в дом Лидии Ивановны. Двое ее детей очень любили поэта. У женщины не ладились отношения с мужем. В 1918 году она переехала в Москву и стала работать стенографисткой. Анализ биографий Кашиной и Снегиной показывает, что у этих персон хватает отличий, но есть нюансы, которые их роднят.

Сюжет, герои, проблематика поэмы С. Есенина «Анна Снегина»

Есенин Сергей Александрович - великий русский поэт. Он утверждал, что чувство родины - основное в его творчестве. Это чувство Есенин пронес через всю свою короткую, но удивительно яркую и насыщенную жизнь. Чувством родины проникнуты практически все стихотворения, а также поэмы Есенина.

Поэма «Анна Снегина» в известной мере подыто­жила творческий путь поэта. Есенин считал, что она лучшее из всего, что он написал.

Поэму отличает поразительное слияние эпическо­го и лирического начал. Ее лирический герой дан в развитии.. Ему свойственна задумчивость, отзывчи­вость.

Исторические события, изображаемые в поэме, со­циально насыщенны и значительны. Автор передает свой взгляд на них.

Герой поэмы едет навестить радовские предместья, а возница рассказывает ему по пути о жизни в селе.

В первой строфе нарисована картина благополуч­ного, крепкого села Радова, в котором «дворов, почи­тай, два ста». Радовские места « богаты лесом и во­дью, есть пастбища, есть поля». Крестьянские дворы там крыты железом. Хорошо живется в Радове.

Контрастно на фоне Радова выглядит соседняя де­ревня Криуши. Там житье плохое, одна соха на всех да пара «заезженных кляч». Нищета и обездолен­ность заставляют криушан воровать из соседского леса дрова. Драматические события разворачивают­ся, когда радовцы застают их на месте преступления. Братоубийственная схватка заканчивается смертью старшины, а десять мужиков отправляются на катор­гу в Сибирь. Суровым возмездием оборачивается радовцам эта драка:

С тех пор и у нас неуряды.

Скатилась со счастья вожжа.

Почти что три года кряду

У нас то падеж, то пожар.

Полно душевной усталости повествование героя о годах войны. Она ему «всю душу изъела». Смысл вой­ны герою не понятен, он не видит своего интереса в ней. Насилие над «братом» вызывает у него отвращение. Герой решает свернуть с этого пути и посвятить себя поэзии.

В поэме возникает образ Керенского, под чьим на­чалом также не желает воевать герой. Таких, как Ке­ренский, он считает прохвостами и дармоедами и предпочитает не служить им, а «быть первым в стране дезертиром».

В образе возницы, доставившего героя в Радово, поэт рисует характер яркий, самобытный. Он хитер, ухватист, своего не упустит.

Теплые чувства вызывает в герое встреча с родны­ми местами, где он не был уже почти четыре года и куда явился на год. Дурманящий запах сеновала, пре­лесть разросшегося сада, аромат сирени.... Все это на­вевает в герое воспоминания юности:

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Образ возлюбленной не угас в сердце героя. Но не только воспоминания о первой любви вспыхивают в сердце героя. Прелесть родных мест возбуждает в нем философские размышления о войне и мире, о челове­ке и истории, о месте личности в круговерти масштаб­ных событий:

Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек.

И сколько с войной несчастных

Уродов теперь и калек!

И сколько зарыто в ямах!

И сколько зароют еще!

В воображении героя возникает образ солдата-ка­леки, никому не нужного и отдавшего свою молодость и здоровье за чужой интерес. Новая действительность сельской жизни неутешительна: «сплошные мужиц­кие войны», безвластье, разбойники на дорогах.

Особое место в поэме занимает образ Прона Оглоблина. Мельничиха представляет его как «булдыжника, драчуна, грубияна», вечно на всех озлобленного и по неделям пьяного, скорого на расправу. «Таких те­перь тысячи стало»,- говорит она. Безрадостно встречают и другие рад овцы новую жизнь:

Пропала Расея, пропала-Погибла кормилица Русь... Герой вступает в разговор с мужиками, которые хо­тят услышать его мнение о происходящем в стране. Приехавшему известному поэту они доверяют:

Ты - свойский, мужицкий, наш,

Бахвалишься славой не очень

И сердце свое не продашь.

Особым лиризмом наполнены сцены, описываю­щие отношения героя с Анной Снегиной. Радостное волнение вызывает весть о приезде Сергея у Анны: «Ах, мамочка, это он!».

Герой был некогда влюблен в Снегину. Ее удивляет его настоящее:

Писатель...

Известная шишка...

Анна приезжает навестить заболевшего героя. Многое изменилось с момента их расставания.

Я важная дама стала,

А вы - знаменитый поэт.

Тихая печаль от того, что не вернуть былого звучит в речи Снегиной, которую заставил забыть о Сергее молодой офицер. С новой силой разгораются угасшие чувства в душе героев.

Не знаю, зачем я трогал

Перчатки ее и шаль.

Луна хохотала, как клоун.

И в сердце хоть прежнего нет,

По-странному был я полон Наплывом шестнадцати лет. Расстались мы с ней на рассвете Не миновали авторского повествования сцены рас­кулачивания помещиков.

Эй, вы!

Тараканье отродье!

Всек Снегиной!..

Р-раз и квас!

Даешь, мол, твои угодья

Без всякого выкупа с нас! -

призывает криушан Прон Оглоблин.

Двойной тра­гедией оборачивается для Снегиной этот день. Она по­лучает весть о гибели мужа, и в горестном отчаянии бросает суровые упреки в лицо герою:

Вы - жалкий и низкий трусишка.

Он умер... А вы вот здесь...

Радостно приветствуют революцию криушане:

С великим счастьем!

Настал ожидаемый час!

Счастливое волнение охватывает и самого героя Интересен образ брата Прона, Лабути. Он «хваль-бишка и дьявольский трус», неисправимый болтун пьяница. Лабутя умеет приспособиться к любой вла­сти. Повоевав за царя, он первым едет описывать снегинский дом.

Поэт не обходит вниманием и суровые двадцатые годы. Идет беспощадная гражданская война. Криуши навещает сам Деникин со своим отрядом. Расстрели­вают Оглоблина Прона. Верен себе его брат Лабутя Он в опасный момент в солому залез, а потом с бах­вальством говорил по деревне:

Мне нужно бы красный орден

За храбрость мою носить...

Рисуя судьбу Анны, поэт говорит об эмиграции - на письме Снегиной лондонская печать. Ее письмо полно тоски по родине, от которой ей остались лишь воспоминания.

Поэма «Анна Онегина» проникнута глубокими раз­мышлениями поэта о судьбе Родины. Она стала одним из первых крупнейших произведений о крестьянстве и интеллигенции в советской литературе и вызвала многочисленные споры.