Киево печерская лавра пещеры. Киево-печерская лавра - центр христианства на украине

ч.2
Лаврские пещеры как архитектурная памятка украинской истории
(эта часть имеет 16 фотографий их можно посмотреть тут:http://h.ua/story/430723/

В этой части мы с вами уважаемый читатель по возможности отойдем от политики и церковной истории и всех связанных с ними «перипетий» в истории киевских лаврских пещер и попытаемся изучить пещерные комплексы как одно целое архитектурное сооружение.
Но вначале обратимся к планам пещер.

Как давним, так и современным. Изучение этих планов тоже поможет нам при разборе вопроса о пещерах как уникальном архитектурном сооружении.

Начнем с «Ближних пещер».

И если мы посмотрим на планы «Ближних пещер» за 1661,1674 и 1638 года, то мы увидим, что локализация погребений четко делит их на четыре части, которым мы и присвоим условные номера А, B, С, D.

А затем, когда мы обратим внимание на те захоронения дата которых нам известна, то оказывается, что самые ранние погребения приходятся на сектор B.

Тут нет келий, а имеются одни ЛОКУЛЫ. То есть тут никто не жил и этот сектор был специально выкопан для создания подземного кладбища!
В то же время сектор С ученными признан наиболее древней частью подземного монастыря. В нем имеется большое количество жилых келий и одна большая (общая) келья, использовавшаяся в качестве ТРАПЕЗНОЙ.

Так же в этом секторе имеются две подземные церкви: Введение Богородицы во Храм и Святого Антония Печерского.

Собственно, самих подземных захоронений в секторе С немного, но зато тут похоронены «знатные монахи»: врач Агапит (3104) врач Дамиан (№70) художники Алипий (№110) и Григорий (331), а так же знаменитый Нестор Летописец (), Никон Великий (№105), двенадцать греков строителей () и несколько монахов-затворников.
Так же тут похоронены монахи великомученики: Кукша (390),Евстратий (№89) и Никон Сухой (№106).
Все эти погребения археологи датировали концом XI- началом XIII веков.
Но сказав выше «несколько монахов затворников» я немного отошел от истины. Ибо тут имеется одна как бы «подземная галерея, где упокоились исключительно монахи-затворники.
В связи с чем я на этом моменте остановлюсь подробнее.
Итак, есть один уникальный коридор с именами монахов, ушедших в затвор.
«Это по принятой церковной практике монашеских подвигов означало замуровывание в пещерах заживо». И это делалось исключительно по воле самого монаха решившего пойти на такой радикальный путь спасения от земной грешной жизни!
И у руководителей Киево-Печерской Лавры прошлых времен было припасено вот такое оправдание этим действиям:
«Господь дал человеку свободную волю и его никто не может ограничивать.
Инок мог выходить, просто мог уединиться, жить своей духовной жизнью и только после смерти его замуровывали на месте затворничества.
Для затвора нужен был большой духовный опыт и благословение священноначалия, так как в затворе нападение дьявольское намного сильнее, чем когда монах живет среди братии.
Если в миру дьявол чаще всего нападает на человека через физические проявления (ситуации, болезни), то в затворе - через помыслы.
Были два неудачных ухода в затвор - с преподобными Никитой и Исаакием, которые решили самостоятельно уйти, без благословения старших священников.
Вот дьявол и уловил их по их гордости.
Никиту бесы уговорили читать Ветхий завет, без Евангелия, и убедили, что он настолько угодил Господу, что молиться ему больше не нужно.
Тем более, что Никита знал Ветхий Завет наизусть!
Когда братия увидела, что Никита в беде ("в прельщении"), стали за него молиться.
В итоге, когда бесы отступили от затворника, он не мог вспомнить ни строчки из Библии.
А вот Исаакию бесы явились в виде ангелов, показали мнимого Христа и велели ему поклониться.
Забыв перекреститься, затворник поклонился, после чего келью наполнили бесы и заставили его танцевать перед мнимым Христом под тимпаны и бубны.
Затворника вытащили из кельи еле живого, после чего он три года лежал недвижимый". "Выздоровев, Исаакию и Никите священники "прописали" прохождение "духовных прелестей" - послушания самой тяжелой и грязной работы до упада, чтобы смирить помыслы, в данном случае гордыню.
Никита, пройдя через покаяние и тяжелые работы, настолько вырос во Христе, что стал епископом Новгородским. Погребен в Дальних пещерах, а Исаакий - в Ближних".
И как сам видит читатель, что ЗАТВОР дело не простое и не все могли на это пойти, а пойдя выдержать испытание!
Потрясающий рассказ о лаврских пещерах оставил в своих «Записках» Николай Мотовилов, «служка Божией Матери и преподобного Серафима Саровского».
Он рассказал, как ездил на поклонение мощам в Киев и в ночь с 8 на 9 февраля 1835 года сподобился переночевать в келье преподобного Феодосия по разрешению митрополита.
Ибо «много пакостей делают бесы ночующим в пещерах, и многие умирали даже от ужаса; почему лаврское начальство и принуждено было воспретить свободное для всякого невозбранное ночеванье в пещерах, как было некогда в давние прежние времена, кроме особых разрешений».
Всю ночь до утра паломник не смыкал глаз в пещере и потом вспоминал:
«Чувства, испытанные мною, тут были следующие: кроме необыкновенной тишины внутри и явно, и чувственно с головы до ног осенившей и препоясавшей меня благодати Всесвятого Духа Божиего, все стало ходить во мне, то рассыпая, то сбирая во мне всю кровь, то гоня ее из головы в ноги и из ног опять в голову».
После Святого причастия в пещерной церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы «во мне такое поднялось чиханье, что я не помню, сколько десятков, а может быть, и сто раз пришлось мне чихнуть, и с меня как тяжелая гора свалилась такая тяжесть, и мне стало так легко и весело, что я не могу это никаким словом прилично выразить, ибо все будет слабо».
После этого по молитвам Богородицы, Печерских чудотворцев ему было явлено от Господа откровение «дивное и великое».

Что касается захоронений в секторе А, то археологи установили, что их датировка не возможна, поскольку в этом сектора перезахоронили лиц, ранее умерших и похороненных вне стен монастыря.

По мнению археологов, самым таинственным место в Ближних пещерах есть сектор D.
На картах пещер 17-18 веков значится что тут похоронен киевляне «убиенные Батыем».
Археологи установили, что тут просто сносили тела убитых и слаживали их не погребая в ЛОКУЛЫ. Поэтому галереи этого сектора и «забиты» костями умерших, перемешанных с землей из обвалов пещер.

Дальние пещеры

Изучение истории «Дальних пещер» до сих пор не завершено. Последние археологические исследования были в конце 1990 г. и поэтому у археологов увы нет точного плана этих пещер, как и нет точных данных о числе и местах, замурованных в ЛОКУЛЫ останки монахов монастыря.
И тем не менее археологи установили, что в секторе А находится келья одного из основателей монастыря Феодосия Печерского. Она уже указывается на карте пещер за 1638 год.
В самом секторе А находятся и две подземные церкви: Рождества Христово и Феодосия Печерского.
В секторе D «Дальних пещер» так же имеется подземная церковь Благовещения. И вот ее археологи признают самым первым подземным храмом монастыря.
Археологи так же пришли к выводу что сам сектор D изначально был вкопан как подземное кладбище.
На планах Дальних пещер видно, что к описываем секторам примыкают ещё и две системы ходов. Они образуют сектора F и Е и как бы СОЕДИНЯЮТ Ближние и Дальние пещеры в качестве буферной зоны.
В дальних пещерах есть и сектор C, но он очень мало исследован и есть не на каждом из старинных планов. Но что интересно именно тут располагался правда на день сегодняшний и не функционирующий –подземный колодец.

Теперь зная о том, что и как располагается пещерах, мы изучим вопрос «Как и благодаря чему они были вырыты и почем сохраняются в течении 1000 лет без особых усилий со стороны монахов монастыря?»

И тут оказалось, что ПЕЩЕРЫ не имеют или не имели в своем первичном виде никаких КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, А РОЛЬ КОНСТРУКЦИИ тут выполняет сама ФОРМА подземных сооружений, которые идеально приспособлены для удерживания веса нависающего грунта.
Археологи с помощью привлеченных для консультаций геологов установили, что с самых первых шагов монахам, решившимся на расширения уже имевшихся Варяжских пещер, пришлось решать сложные технические задачи.

Во-первых, нужно было выбрать определенный геологический шар, который лучше всего подходил для выкапывания пещер который не требовал дополнительно укрепления!
И такой шар нашёлся.
Над серо-зеленными песками залегает шар (слой) белых песков толщиной около 13 саженей. (Сажень- Старая русская мера длины, равная трём аршинам (2,13 м)
Причем в верхней части этого шара грунта к песку примешивается белая фаянсовая глина, которая связывает зерна песка в крепкий каолиновый песчаник.
Он очень крепкий, настолько крепкий что вырубленные в нем пещеры Киево-Печерского монастыря отлично выдерживают и суровые испытания прошедших веков и прекрасно сохранились до наших дней.

Так же археологи отметили что очень правильно были выбраны формы и габариты подземных ходов и помещений.
А «мерилом» в этих пропорциях послужили габариты стандартного человеческого тела.
Им были подчинены все размеры, кроме длины галерей.
Высота галереи равнялась среднему человеческому росту, а ширина давала возможность разойтись двум встречном путникам.

Так же глядя составленные планы пещер, археологи пришли к выводу что они есть результат сознательного компромисса между факторами природными: местными особенностями породы, наличием подземных вод и т.п. и функциональным предназначением.

Так же ученные изучая самую древнюю часть пещер - Варяжские пещеры, пришли к выводу о том, что первоначально всё-таки данное сооружение была пристанищем днепровских речных разбойников, но затем в Варяжской пещере (пещерах) поселились другие «собственники».
Которые уже нашли этим помещениям другое применение.

В частности, археологи, обратив внимание на структуру и дину ходовых галерей что она непропорционально большая относительно полезной площади некоторых внутренних помещений является характерным признаком пещерных монастырей!
Поэтому археологи допустили, что Варяжские пещеры - это помещения древнего христианского центра, который со временем был заброшен.

Можно согласится с мнениями других историков, о том, что этот подземный христианский храм использовался для своих нужд ВАРЯГАМИ находившиеся в княжеской дружине киевского князя.
О чем имеется и запись в летописи за 945 г.
« мнози..быша Варязи ХРИСТИАНЕ». И что в самом Киеве у варягов была своя церковь св. Ильи.

Так же в Иокимовской летописи за 971 г. имеется запись, что по указания князя Святослава в Киеве и его окрестностях были разорены и сожжены все христианские храмы. Очевидно тогда и настал конец храмовому комплексу в Варяжских пещерах!
Причем поздние летописцы указывают что это были христиане западного толка-латинские! Ныне католики.
На этом я заканчиваю данную часть. А в следующей мы и займемся изучением конкретных мест захоронений монахов и тех чудес, что связываются в пещеры Киево-Печерской Лавры.
(конец ч.2)

Подземные святыни Киево – Печерской Лавры, какие тайны они хранят.

Почти тысячу лет назад днепровскому Иерусалиму уготовано было стать духовным началом, из которого выросла Печерская лавра, третий удел Богородицы. Именно из нее поднялось мощное древо монашества Руси. Здесь, начиная с первых веков после Крещения, покоятся нетленные мощи более сотни святых, стяжавших в этих местах подвигами и трудами небесные венцы. По милости Божией много монастырей и мест на христианской земле, где как величайшая святыня хранятся нетленные мощи прославленных церковью подвижников и мучеников. Но нет другого места на планете, где хранилось бы такое количество святых мощей, как в Лавре.

Люди и пещеры

При посещении Киево-Печерской Лавры богомольцы, паломники и туристы в первую очередь стремятся посетить пещеры. Место, это очень необычное. Пещеры имеют много ходов, некоторые из них – в рост человека, а кое-где такие низкие, что приходится нагибаться. Даже сейчас, когда стены укреплены и освещены, ходить в одиночестве там немного жутковато. И представить себе жизнь монахов, годами, жившими в темноте и безмолвии, наедине с собой и Богом, нам, сегодняшним просто невозможно…

Сейчас лабиринты Ближних и Дальних пещер представляют собой сложную систему подземных коридоров высотой 2-2,5 м. Глубина залегания Ближних пещер 10-15 м, Дальних - 15-20 м. Копали их монахи на протяжении столетий. Общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна. Но открыты для посещения те из них, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом поклонения. Длина Ближних пещер, доступных сегодня для паломничества - 383 м, Дальних - 293 м. В обоих комплексах есть по три подземные церкви с позолоченными иконостасами. Впервые пещеры упоминаются в летописи под 1051 годом.

Со временем маленькие пещерки первых монахов-отшельников были объединены между собой и превратились в составляющую часть огромного комплекса, который сейчас известен как Дальние или Феодосиевы пещеры. А та часть, которую заложил преподобный Антоний, уйдя от братии на другой холм, называется Ближние или Антониевы пещеры. За почти тысячелетнюю историю монастыря в нем подвизались тысячи монахов, но прославлены церковью как святые, прежде всего те, чьи подвиги описаны в древних редакциях Киево-Печерского патерика и чьи мощи остаются нетленными сотни лет. К собору Печерских святых причислены также подвижники, которые при жизни не были насельниками Лавры, но чьи мощи в полном или почти полном виде перенесены из других мест. Иконы и таблички с именами помещены у 122 раки и затвора, из них 73 - в Ближних и 49 - в Дальних пещерах.

Живших здесь в древние времена монахов-отшельников хоронили в подземных кельях, и постепенно пещеры превратились в монастырское кладбище. Умершему обмывали открытые части тела, складывали руки на груди и накрывали лицо. После этого смотреть на лик покойного запрещалось (поэтому и сегодня лики святых, покоящихся в пещерах, не открывают). Затем тело клали на доску и помещали в специально выкопанную нишу - локулу . Вход в нее закрывали деревянной заслонкой или замуровывали. По Студийскому уставу, обряд захоронения имел свое продолжение через три года, когда локула открывалась, и очищенные от плоти кости переносили в костяницы-киметирии. Потом тело помещали в выкопанные в пещерах крипты и замуровывали, а место погребения закрывали иконой или деревянной дощечкой с надписью об умершем. Мощи канонизированных подвижников, сохранившиеся нетленными, одевали в парчовые ризы, клали в специальные, преимущественно кипарисовые гробницы и ставили в коридорах для поклонения. Из 122 мощей, покоящихся в обеих пещерах, 49 относятся к домонгольскому периоду.

То, что в Лавре жили не просто монахи, а выдающиеся подвижники, очевидно. Это был духовный институт, где монахи только по обличью, рясе и клобуку - не задерживались. Святые люди Лавры обладали при жизни уникальными способностями, дарами прозорливости, исцеления и многих чудотворений. Те, к мощам которых мы сейчас прикладываемся, были настоящими воинами Христовыми, победителями в схватке с ордой тьмы, в ежедневном подвиге, превышающем человеческие силы и даже понимание. Годами они жили в темноте сырых пещер на одной просфоре и воде, носили на утружденных телах вериги и мечом молитвы отгоняли искушения лукавого. Сама природа тела, грубые «кожаные ризы» полученные при изгнании из рая настолько утончались от таких подвигов, что по милости Божьей они могли духовными очами созерцать своего Творца. Потому и зовутся они богоносные и духоносные отцы.

За сотни лет существования Лавры в ее хрониках разного времени описано множество удивительных историй - исцелений от мощей и изгнания бесов. «Святые гробы» на протяжении веков жаждут увидеть паломники со всего света. В ХVI-ХVII веках о них писали многие путешественники. «Уроженец веронский» Александр Гваньини делился в своих записках впечатлениями об огромных подземельях, где находятся гробницы с телами достойных мужей. С не меньшим удивлением о них рассказывал посланник немецкого императора Эрих Лясота, польский историк Станислав Сарницкий и другие просвещенные люди.

В ХVI-ХVII веках Ближние пещеры представляли собой сложную систему коридоров, состоявшую из трех основных улиц. Внутри этого поселения под толщей земли располагались две церкви: Введения Богородицы во Храм, считающуюся самой древней и преподобного Антония Печерского. Несколько позже соорудили третью - преподобного Варлаама Печерского. Монастырская братия всегда неутомимо строилась, а после землетрясения в 1620 году, когда часть лабиринтов завалилась, подземные зодчие сделали в них ремонт, а пещерную улицу укрепили кирпичом. В ХVIII веке пол в пещерах выслали чугунными плитами, которые исправно служат и поныне. В ХIХ веке братия прибавила к уже имеющимся иконостасам новые, а святые мощи в гробницах одели в дорогие парчовые и шелковые наряды, расшитые золотыми и серебряными нитями, речным перламутром и бисером.

Подземное чудо

Археологическая наука в 70-90 годы минувшего века сделала полезное исследование лаврских подземелий. Например, в 70-е годы, когда в Ближних пещерах проводился ремонт и замена электроосвещения, под чугунными плитами пола обнаружили неизвестное раньше захоронение. Находка ученых подтолкнула к масштабному исследованию пещер, в стенах которых нашли по два-три яруса неизвестных раньше захоронений. Сейчас пещеры каждый день проветривают, а когда идет дождь, закрывают, чтобы туда не попадала вода.

Надо сказать, что ученые не раз проводили исследования лаврских подземелий и мощей. Работали в пещерах археологи, историки, медики, биологи. В основном люди атеистического воспитания и невоцерковленные. Но результаты экспериментов и наблюдений так поражали самих исследователей, что многие из них поверили в Бога. Ведь они сами доказали, что мощи святых обладают уникальными, необъяснимыми наукой свойствами. Зерна пшеницы, которые прикладывали к мощам, а затем проращивали, отличались от контрольных повышенной всхожестью и ускоренным развитием до 30%. А зерна, облученные дозой радиации в 10 000 рад, побывавшие возле мощей, дали всходы не хуже, чем не облученные и росли быстрее. При проведении сравнительного анализа проб воздуха подземных церквей и воздуха, взятого непосредственно из саркофага с мощами преподобных Агапита и Варлаама, было обнаружено, что окисляемость воздуха в раках с мощами почти в десять раз меньше! Чашки с осемененными микробами, которые пять минут стояли на мощах, снижали число колоний в 6-7 и даже в 10 раз. Более того, отмечалось полное исчезновение наиболее опасных болезнетворных бактерий.

Московский врач и скульптор, сотрудник Бюро судебно-медицинской экспертизы Сергей Никитин провел пластическую реконструкцию внешности выдающихся подвижников, и в результате была создана галерея скульптурных образов Нестора Летописца, Ильи Муромца, врача безмездного Агапита, иконописца Алипия и других. Например, рост былинного богатыря Ильи Муромца - 177 см, который в то время считался высоким. Медэкспертиза установила, что герой преданий обладал развитой мышечной системой, а в конце жизни долгое время страдал от болезни позвоночника. Кроме того, у преподобного были переломы ключицы и ребер, а умер он от проникающего ранения грудной клетки колющим предметом, вероятно, копьем. Многие монахи хворали разными ревматическими заболеваниями, что было следствием длительного пребывания в пещерах. Тела изучали и на предмет выявления антисептических веществ, использующихся при бальзамировании, и ни в одном случае консервирующие компоненты не нашли. А между тем самые древние мощи в Лавре датируются ХI веком.

В труде соборного монаха Киево-Печерской лавры Афанасия Кальнофойского, изданном в 1638 году под названием «Тератургима», рассказано о 64 чудесах, бывших от мощей. Например. «Лета 1621 князь Павел Курцевич такой больной на глаза, что не только ничего не видел, но от тяжелой болезни еле ходить с поддержкой мог, пришел в Печерский монастырь... Увидела братия святой обители, как он страдает, пожалела его и сказала ему: «Господин Курцевич, эта святая Лавра является чудотворной, и многие из тех, кто с верой приходили сюда, молитвами преподобных отцов наших Антония и Феодосия получали исцеление. И ты тоже (хотя и не православной нашей, а латинской веры) попроси иерея, чтобы на утро отслужил в пещере преподобного Антония службу, ты, послушав святую литургию, от креста святого Марка пещерного, что на раке с мощами его лежит, водой святой глаза с верой промыв, исцеление по молитвам святого (а многих силою Христовою исцеляет), надеемся, получишь». Тот все исполнил, приложился к святым мощам и ушел. «И немедленно в то же время прекратилась его болезнь... И так с тех пор зрение вернулось к нему и он уздоровился. Тотчас же начал славить Бога и благодарить святого Марка Печерского, молитвами которого исцеление принял». Есть истории и весьма поучительные. Один из келейников католического епископа по имени Вольский в 1628 году, будучи в пещерах, стал ругать святые мощи, таскал их за волосы и говорил: «Не эти святые, но русь мертвые засушила тела, чтобы обманывать тех, кто приходит». «Когда вышел из пещеры, сел на своего коня и поехал в путь вместе с господином своим епископом. И только вышли из монастыря - конь его пал с ним и поломал передние ноги, да так, что там и сдох. Сам же Вольский весьма разбился. Потом еще много зла случилось с ним, пока вскоре, в том же году был убит».

Ночь в пещере

Потрясающий рассказ о лаврских пещерах оставил в своих «Записках» Николай Мотовилов, «служка Божией Матери и преподобного Серафима Саровского». Он рассказал, как ездил на поклонение мощам в Киев и в ночь с 8 на 9 февраля 1835 года сподобился переночевать в келье преподобного Феодосия по разрешению митрополита. Ибо «много пакостей делают бесы ночующим в пещерах, и многие умирали даже от ужаса; почему лаврское начальство и принуждено было воспретить свободное для всякого невозбранное ночеванье в пещерах, как было некогда в давние прежние времена, кроме особых разрешений». Всю ночь до утра паломник не смыкал глаз в пещере и потом вспоминал: «Чувства, испытанные мною, тут были следующие: кроме необыкновенной тишины внутри и явно, и чувственно с головы до ног осенившей и препоясавшей меня благодати Всесвятого Духа Божиего, все стало ходить во мне, то рассыпая, то сбирая во мне всю кровь, то гоня ее из головы в ноги и из ног опять в голову».

После Святого причастия в пещерной церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы «во мне такое поднялось чиханье, что я не помню, сколько десятков, а может быть, и сто раз пришлось мне чихнуть, и с меня как тяжелая гора свалилась такая тяжесть, и мне стало так легко и весело, что я не могу это никаким словом прилично выразить, ибо все будет слабо». После этого по молитвам Богородицы, Печерских чудотворцев ему было явлено от Господа откровение «дивное и великое».

Один человек, в истовых поисках Бога объехал все континенты. Он не раз бывал в Африке, Европе, летал в Северную и Южную Америку, искал в Азии. Десять лет он с упоением, переходящим в остервенение, истово искал следы Творца по джунглям, горам, ашрамам и древним индейским капищам. После всех рискованных практик и поисков он остался цел, хотя и не совсем невредим. Однако сказано: пути Господни неисповедимы. Так и путь этого человека, который живет в четырех километрах от Киево-Печерской лавры, лежал к ее вратам через весь земной шар. Когда в унынии он пришел в пещеры и получил помощь от преподобных, с ним случился шок. Теперь каждый раз, выходя из пещер, он повторяет: «Мощи - это мощь!»

Со временем этот искатель с изумлением обнаружил, что Божьи угодники живы духом. Конкретные и поразительные примеры не раз убеждали просящих, что святые слышат, помогают, исцеляют, вразумляют, творят чудеса и утешают. Преподобные слышат тех из нас, кто обращается к ним как к живым, кто знаком с их жизнью и твердо верит в их помощь. И для укрепления веры Печерские угодники могут щедро наградить и удивить просителя чудом.

Современнику, у которого одно горе - от ума, (точнее его захламленности ненужной информацией), а другое - от маловерия, полезно помнить историю, случившуюся однажды с самим начальником Дальних пещер. На Пасху 1463 года при лаврском архимандрите Николе, Дионисий по прозвищу Щепа спустился в пещеры во время пасхальной утрени покадить преподобным. Когда он дошел до места, называемого община, его так переполнила радость, что окуривая кадильницей святые мощи, он в избытке чувств воскликнул: «Святые отцы и братия, сегодня Великий день! Христос воскресе!» И в ответ ему, разорвав тишину подземелья, из гробов громогласно грянули преподобные: «Воистину воскресе!» Благая весть эхом прокатилась по всем пещерам. В страхе и изумлении затрепетало сердце монаха. Это чудо так потрясло Дионисия, что после случившегося он удалился в затвор до конца своих дней. Сейчас его мощи находятся в Дальних пещерах.

Мироточивые главы.

В 1988 году, когда Киево-Печерская лавра восстановила свою молитвенную деятельность, монахи заметили, что с этого дня здесь замироточили главы и мощи святых, находящихся в ней! Тогда миро собиралось в чаши - его было так много! Видимо, Силы Высшие так реагировали на возвращение святынь церкви.

В российской истории, когда большевики уничтожили сотни храмов и убили десятки тысяч священников, главы и мощи святых в Киево-Печерской лавре мироточения не являли. Имена 24 святых, покоящихся здесь, неизвестны, но известно, что здесь находятся мощи Ильи Муромца, преподобного Нестора Летописца, автора, мощи преподобного Лонгина и Феодосия Печерского и глава Папы Римского Климента, она была подарена князю Владимиру по случаю принятия христианства.

В фильме Алексея Макеева, прошедшего по телеканалу ОРТ летом 2004 года, молодой архимандрит Киево-Печерской лавры Нифонт достал из чаши останки главы святого, которая первая начала мироточить. Перед праздником Вознесения Господня в 1988 году замироточила седьмая глава святого. Причем, когда главы мироточат, они становятся мягкими, как воск, а когда перестают мироточить, их кости становятся твердыми. Обычно чудесные исцеления приходящих сюда людей происходят в момент мироточения этих глав, если люди прикасаются к ним лбом и губами с молитвой и крестным знамением.

В декабре 1988 года ученые лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института провели химический анализ образцов миро, взятого из чаш с мироточивыми главами. Результаты анализов показали (эксперименты проводили ученые Ю.В. Хмелевский, И.И. Бабрик, И.В. Концевич), что все образцы являются высоконасыщенными маслами, не имеющими примесей высших жирных кислот. Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и практически не растворялись в воде и метаноле, в них не был выявлен неорганический фосфат. Это свидетельствует об отсутствии процесса распада органических веществ в миро. В образцах обнаружили до 73 миллиграммов белка на 100 милиграммов миро. Такой показатель свойствен только живому организму. Этот феномен вряд ли требует глубоких научных исследований, работы в этой области не проводились более тридцати лет, ведь Чудо Божие все равно никогда не будет объяснено наукой, его просто нужно принять в сердце, поверить в него, как и поверить в Христа.

Останки глав святых Киево-Печерской лавры обладают еще одним свойством - способностью изгонять бесов. В этом фильме старушка кричит, проклинает кого-то, ей на голову поставлена чаша со святыми мощами. Архимандрит Нифонт поясняет: Химический анализ показал, что под воздействием святых мощей менялся состав химических элементов. Как в растительном, так и в живом организме баланс химических элементов влияет на химические процессы. Вероятно, в результате этих реакций у пшеницы увеличивался рост, а у людей происходят исцеления.

После этих экспериментов киевские ученые поняли, что сила Святого Духа реальна! Что от икон идут благодать и исцеление, что нательный крест защищает от злых сил, а мощи святых исцеляют людей и убыстряют рост растений.

Этими феноменами несколько лет занимается академик Павел Васильевич Флоренский, внук ученого и священника Павла Флоренского, погибшего в сталинских лагерях. Тот в свое время писал:

Ученые, в том числе академик Павел Флоренский, после этих экспериментов в Киево-Печерской лавре не нашли ответа, почему даже высохший труп обыкновенного человека - это отнюдь не благоухание, а возле мощей святых праведников нет ни запаха тления, ни разложения, рядом с ними - благоухание. Это таинство никогда науке не постичь, в это нужно просто верить.

Народный духовный целитель ВИКТОРИЯ.

Добро пожаловать на мой сайт. celitel .kiev .ua

26 лет ко мне приходят люди, каждый со своими проблемами. После сеансов получают: исцеление, самых сложных заболеваний, встречают вторую половину, выходят замуж, женятся, муж, жена возвращается в семью, находят роботу, налаживается бизнес, у бездетных рождаются дети, уходит страх испуг особенно у детей, бросают пить,курить снимается негативная энергетика (порча сглаз), очищается жилье, офисы, машины.
.Моя методика- искренняя молитва к Богу, Пресвятой Богородице, и ко всем святым, за тех, кто обращается ко мне за помощью. Магией гаданием ворожбой не занимаюсь.

Звоните, пишите, я сделаю все возможное, чтобы быть для вас полезной. Принимаю лично, и оказываю помощь дистанционно желающим с других городов. Нет таких проблем и заболеваний, от которых невозможно избавится.
У меня есть опыты работы по скайпу с эмигрантами, проживающими во Франции, США, Швеции, Греции, Германии, Турции, Израиле, России, Швейцарии, Кипра, Японии.

В мире случайностей нет, вы зашли на мой сайт, у вас проблемы, вам нужна помощь. Звоните .

Телефоны в Украине.

E - mail/ почта : Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Скайп - обращались ли Вы к целителям.

  • - что вас интересует (проблемы: со здоровьем, личные, семейные, бизнес, порча, страхи и т.д)
  • - отправить фото по электронной почте, и позвонить.
  • Продолжаю изучение Лавры. Более всего меня всегда интересовали лаврские пещеры, поэтому собираю информацию с особым энтузиазмом:)
    Ближние (Антониевы) пещеры
    Протяженность Ближних пещер составляет около 400 метров. На территории Ближних пещер находится подземный храм Введения Пресвятой Богородицы, подземный храм прп. Антония Печерского, подземный храм прп. Варлаама, игумена Печерского.
    В Ближних пещерах почивает 73 канонизированных святых.
    Вход в Ближние пещеры до середины XVII века осуществлялся через деревянные сени с решетчатыми дверями. Между 1638 и 1651 годом над пещерным входом была построена церковь в честь Воздвижения Честнаго Креста. На ее месте в 1700 году воздвигнут каменный храм Воздвижения Животворящего Креста Господня, сохранившийся до наших дней.
    Из Крестовоздвиженского храма прорублено три входа в Ближние пещеры: из притвора, бывшей трапезной и ризницы. Самый древний из них, вероятно, западный, ведущий из трапезной. В 1749 году к храму была пристроена галерея, в которой сделан еще один вход в пещеры (сегодня он преимущественно используется для паломников).
    Ближние пещеры изначально состояли из трех основных коридоров, или улиц, связанных между собою переходами и имеющих боковые ответвления. Главной является Пещерная улица, по обе стороны которой расположены келии. К ней примыкает церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм - древнейшая в Ближних пещерах. Поворачивая налево, улица ведет к трапезной, где при преподобном Антонии братия собирались на совместную трапезу.
    Третий коридор ведет к церкви преподобного Антония Печерского, построенной в конце XVI или в начале XVII века.
    В 1691 году Киевский митрополит Варлаам (Ясинский), бывший до этого года лаврским архимандритом, построил третью церковь в Ближних пещерах - в честь преподобного Варлаама. Храм был устроен в бывшей келии, но также не сохранил свой первоначальный вид. После пожара 1718 года из поврежденного Успенского собора в пещерные церкви перенесли древние мраморные фрагменты иконостаса и портала.
    Все храмы Ближних пещер после реконструкции были расширены и перестроены. Царские врата иконостасов Введенской и Антониевой церкви утрачены. Рядом с храмами находятся келии, в которых жили подвижники. Все они были выкопаны в XII веке, но на планах 1638 и 1661 годов некоторые из них не указываются. Возможно, в тот период они были засыпаны или замурованы. Справа и слева от входа в пещерную келию делалось два земляных уступа, один из которых служил иноку ложем, а противоположный - столом. В стенах находились ниши для иконы, свечи или лучины.
    В 1830 году полы пещер были выложены чугунными плитами, изготовленными в Туле.
    Во время археологических исследований 1977-1979 годах за аркосолиями преподобных Нестора и Меркурия были исследованы ходы, заваленные вследствие землетрясения 1620 года. В частности, здесь обнаружены остатки еще одной, до стх пор неизвестной, древнерусской церкви и вырезанная на стене надпись с датой - 1150 год.
    Гроб преподобного Антония
    Захоронение основателя Печерской обители, преподобного Антония, находится в перекрытом завалом ответвлении пещеры. В этом месте, называемом "гробом преподобного Антония", стоит гробница, на верхней крышке которой святой изображен иконописно. Прямо над гробницей икона преподобного Антония, рядом с ней на стене, справа и слева, изображения его сподвижников. Слева от "гроба" вход в келию, где многие годы провел в непрестанной молитве первоначальник русского монашества, напротив которой устроена церковь в его честь. Дальние (Феодосиевы) пещеры
    Протяженность Дальних пещер (без Варяжских) составляет около 300 метров. На территории Дальних пещер находится подземный храм Рождества Христова, подземный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, подземный храм преподобного Феодосия, игумена Печерского.
    В Дальних пещерах почивают мощи 49 канонизированных святых. О большинстве из них сведения крайне скудны, иногда известны только имена, писавшиеся на досках, которыми закрывали погребальные локулы. Мощи некоторых преподобных в разное время были перенесены в Ближние пещеры и другие места. Так, в 1730 году в Успенский собор были перенесены мощи первого киевского митрополита Михаила; мощи преподобной Евфросинии Полоцкой 737 лет пролежавшие в Дальних пещерах, в 1910 году были перенесены в Полоцк. В1992 году из Крестовоздвиженского храма в Благовещенский перенесены мощи священномученика Владимира (Богоявленского), расстрелянного в 1918 году у стен Лавры. В этом же храме с 2000 года почивают мощи святителя Павла, митрополита Тобольского, обретенные при восстановлении Успенского собора.
    В настоящее время Дальние пещеры имеют два входа. Один из них был прорублен около 1762 году из Аннозачатьевского храма: длинная и крутая лестница из притвора спускается к развилке подземной галереи. Налево от нее идет так называемая улица Затворников, а справа расположен вход в Варяжскую пещеру.
    Подземный Благовещенский храм
    Архитектура Благовещенской церкви, основанной около 1058 года, в течение последующих столетий неоднократно претерпевала изменения. В первой половине XVIII в. все пещерные храмы были реконструированы. Существующий ныне иконостас византийского стиля с мозаичными иконами сооружен в начале 1990-х годов.
    Подземный Рождественский храм
    От входа, на север от центральной улицы, идет коридор к другой древней церкви - Рождества Христова, основанной между 1058 и 1062 годами. Когда увеличилось число братии древнего пещерного монастыря и иноки стали селиться на холме над пещерами, в этой церкви, находящейся ближе к входу, совершалась братская служба. Тогда же более глубокая часть пещер с Благовещенской церковью стала местом захоронения усопших. До наших дней в храме Рождества Христова сохранился чеканный медный иконостас в стиле позднего барокко (конец XIX в).
    В 1988 году рядом с Рождественской церковью была обнаружена келия преподобного Феодосия Печерского, выкопанная им не позднее 1058 года. Указанная на плане 1638 года, позже она была окончательно засыпана и замурована.
    Напротив входа в храм, с другой стороны коридора, находится глубокая ниша, где хранятся мироточивые главы.
    Главы находятся в стеклянных и металлических сосудах хранятся мироточивые главы, "о которых нам неизвестно, каких они людей, но что они принадлежат святым угодникам Божиим, мы должны тому верить по следующим причинам. Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром" (Сказание о мироточивых главах. Патерик Печерский).
    Еще в древности началось изучение этого чуда. Главы мироточат не одновременно по времени, и состав их мира неодинаков.
    Со временем забылись имена святых, чьи главы хранятся в пещерах. Известно лишь, что одна из них принадлежит священномученику Клименту, папе Римскому.
    Подземный храм преподобного Феодосия
    В том же участке пещер, несколько далее церкви Рождества Христова, находится храм преподобного Феодосия Печерского. После реконструкции, проведенной в начале XVII века, он стал самым просторным из пещерных храмов Лавры (высота ок. 3 м). в церкви преподобного Феодосия сохранился барочный иконостас из чеканной меди.
    Реставрация
    Первая существенная реставрация Дальних пещер была проведена, вероятно, после землетрясения 1620 года. Ходы были расширены так, чтобы два человека беспрепятственно мог ли разминуться. Тогда же в стенах пещер начали делать аркосолии, в которых устанавливались раки со святыми мощами.
    В конце XVII века. Дальние пещеры были соединены с Варяжскими, прокопаны новые ходы, реконструированы храмы.
    В 1826 году пол в пещерах был вымощен чугунными плитами, изготовленными в Туле.
    Последний большой ремонт производился в 1913 году под наблюдением Императорской археологической комиссии. Тогда стены Дальних пещер были выложены кирпичом, оштукатурены и окрашены под цвет грунта. Реставрационные работы велись и в советское время.

    Существует несколько мнений о том, когда именно преподобный Антоний поселился в одной из Варяжских пещер, составляющих часть нынешних Дальних пещер, но большинство ученых относят это событие к 1051 г. И именно эту дату принято считать датой основания Киево-Печерского монастыря.

    Когда вокруг преподобного Антония собралось 12 иноков, были устроены новые келии, началась перестройка нынешних Дальних пещер.

    При игуменстве преподобного Феодосия в 1060-1062 гг. над Дальними пещерами был построен деревянный монастырь, куда братия и перешла из пещер. Численность ее составляла около 100 человек, что было весьма много даже для греческих монастырей.

    По завершении строительства Успенского собора в середине 70-х гг. XI в. центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней верхней Лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 г., а в Дальних - преподобного Феодосия в 1074 г.

    Сейчас древние Антониевы и Феодосиевы пещеры открыты ежедневно с 9.00 утра до 16.00 вечера для всех желающих поклониться святым нетленным мощам преподобных отцов Печерских.

    Глубина залегания - 15-20 метров.

    Длина лабиринта без примыкающих с юга Варяжских пещер - 293 метра.

    На юго-западе пещер устроен храм Благовещения Пресвятой Богородицы, на северо-востоке - храмы Рождества Христова и прп. Феодосия Печерского, первый южнее второго.

    А. Подземная церковь Рождества Христова

    Б. Подземная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

    В. Подземная церковь преп. Феодосия, игумена Печерского

    Г. Место, обозначенное как келья преп. Феодосия на карте 1638 г.

    Д. Место, обозначаемое как келья преп. Феодосия с XIX в.

    Мощи 49 святых, сопровождаемые табличками с именами и, в большинстве своем, иконами, почивают в 34 деревянных и 2 металлических раках, а также в 13 "затворах" - древних погребальных нишах. Большинство икон - середины XIX в. Мощи в раках покрыты облачениями. В некоторых раках оставлены непокрытыми кисти рук, наглядно свидетельствующие о нетлении.

    Адрес: Украина, г. Киев
    Дата основания: 1051 год
    Основные достопримечательности: Успенский собор, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Церковь Всех Святых, Крестовоздвиженский храм, Теплый храм в честь всех преподобных отцов Печерских, Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», Трапезная церковь, Ближние пещеры, Дальние пещеры
    Координаты: 50°26"06.3"N 30°33"24.0"E

    Содержание:

    Киево-Печерская Лавра является центром христианства и святыней для верующего народа. Это место обладает многовековой историей, славится своими храмами, красивейшими местами.

    Сегодня ансамбль Киево-Печерской Лавры составляют более ста каменных сооружений, около двадцати церквей и более 40 архитектурных памятников .

    Вид на верхнюю Лавру

    История Киево-Печерской Лавры

    На правом берегу Днепра красуется издалека непревзойдённая Киево-Печерская Лавра, в Печерском районе города Киева, который является древнейшим районом столицы. Название района связано с тем, что здесь когда-то проживали в пещерах (укр. - «печера») первые монахи. Основан монастырь, согласно историческим данным, в XI веке. А вот название «лавра» Печерский монастырь получил в XII веке.

    Монастырь, примерно ко второй половине XI века становится самым большим архитектурным центром в Киевской Руси. Здесь располагались плиточные, мозаичные мастерские. Спустя 100 лет, а именно в конце XII века вокруг Киево-Печерской Лавры были возведены оборонительные валы и фортификационные валы с башнями и бойницами.

    Общий вид на Лавру

    В этот же период, на территории монастыря строится Троицкая надвратная церковь, являющаяся одним из 6 памятников княжеских времен, сохранившаяся до наших дней. Киево-Печерская Лавра пережила татаро-монгольские нашествия, годы Второй Мировой войны, а так же сложнейшие периоды литовского и польского правления. Однако, несмотря на разрушения и повреждения, монастырь выдержал и сегодня представляет собой историко-культурный заповедник площадью 28 гектаров, где хранятся мощи более чем 400 святых. Среди святых много знаменитых зодчих, врачей, писателей, художников Киевской Руси. Так, например, здесь хранятся мощи Нестора-летописца – историографа, автора «Повести прошлых лет». Это единственное место в мире, где хранится так много святынь.

    Собор Успения Пресвятой Богородицы

    Церкви и храмы Киево-Печерской Лавры

    Огромное историческое значение имеет Национальный заповедник Киево-Печерской Лавры, где расположено около двадцати церквей, разного размера и возраста, отличающихся интерьерами и стилями. Самыми знаменитыми являются Троицкая церковь, Успенский собор, который украшает Соборную площадь, Трапезная церковь. Также вызывает интерес главная Лаврская колокольня , откуда, как на ладони, виден весь Киев. Троицкая надбрамная церковь располагается над входом в святую Лавру. Существует поверье, что для очищения от грехов, необходимо два раза пройти через врата церкви. Построена церковь была в начале двенадцатого века. Несмотря на то, что церковь небольшого размера, на ее стенах находятся 120 сюжетных библейских композиций.

    Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия

    Архитектура церкви представлена многопрофильными карнизами, и пилястрами, керамическими розетками. И, конечно, восхищает красивый синий купол церкви с золотыми звездами. На главной соборной площади Киево-Печерской Лавры возвышается Успенский собор, строительство которого датируется XI веком. Конечно, в тот период выглядел он совсем не так, как сегодня. Тогда это было прямоугольное одноэтажное здание с одним куполом. Московский архитектор Васильев, после пожара в 18 веке, объединил под одной крышей все постройки собора. Храм становится квадратным, двухэтажным зданием с семью позолоченными куполами. В Успенском соборе находятся до трёхсот захоронений церковных и известных исторических деятелей.

    Троицкая надвратная церковь

    Успенский собор являлся центром всей великой архитектурной композиции Лавры, однако, в начале ноября 1941 года при посещении Лавры германскими генералами и президентом Словакии Йозефом Тисо, храм был взорван и собор был разрушен . В ноябре 1998 года на основании имеющихся архивных данных началась его реконструкция, на средства собранные жителями города Киев, завершившаяся в 2000 году. Таким образом, сегодня Успенский собор повторяет точную копию собора XI века.

    Этот собор славится алтарём, с совершенно чудесным иконостасом, длиной в 25 метров и высотой в 22,5 метра. Здесь находятся несколько всемирно известных храмовых икон, а именно – иконы Богородицы, Иисуса Христа, Успение Пресвятой Богородицы. Всего около 69 икон.

    Большая Лаврская колокольня

    На Соборной площади находятся также и другие очень интересные постройки. Здесь расположена резиденция митрополитов, которые жили тут до 1918 года и Благовещенская церковь. Сейчас в здании резиденции расположен музей, посвящённый украинскому декоративно-прикладному искусству.

    Рядом с покоями митрополитов находится небольшой корпус, состоящий из 2-х этажей. Раньше на этом месте была трапезная, построенная в конце 19 века в стиле эклиптика. Неподалёку от трапезной была построена Трапезная церковь, которая сегодня является не только музеем, но и действующей церковью. Эта церковь считается одной из самых поздних построек и представляет собой большое помещение в форме восьмигранника. В храме находится очень красивый иконостас из мрамора и икона Антония Феодосия Печерского.

    Церковь Всех Святых

    Другим уникальным местом национального заповедника считается главная Лаврская колокольня, строительство которой длилось с 1731 до 1745 годы. Высота колокольни около 96 метров, глубина гранитного фундамента – приблизительно восемь метров, толщина стен - семь метров, а диаметр около 29 метров. Колокольня состоит из четырёх ярусов, оформленных по-своему. Огромный купол колокольни имеет площадь более пятисот квадратных метров, и завершает постройку крест, высота которого четыре с половиной метра. На четвёртом ярусе колокольни в декабре 1903 года были установлены часы-куранты, вес которых составляет 4,5 тонны. Во втором ярусе находилась публичная библиотека. Колокольня в своё время была самой высокой постройкой города Киева. Отсюда действительно можно наслаждаться видом части города город, расположенного на левом берегу и, конечно, всю Лавру.

    Церковь Спаса на Берестове

    Пещеры Киево-Печерской Лавры

    Уникальным явлением заповедника считаются, созданные человеком пещеры: Ближние и Дальние. Это главная достопримечательность, где покоятся мощи лаврских святых. Перед входом в пещеры находится Крестовоздвиженская церковь, которая до наших дней сохранила свой первоначальный облик. В пещерах Киево-Печерской Лавры сохранились шесть маленьких подземных церквей. Общая длина пещер, подземных лабиринтов больше 500 м, высота – два метра, ширина более одного метра, а глубина, на которой они находятся от пяти до двадцати метров . В восемнадцатом веке пещеры были укреплены от обвалов и были расписаны. Здесь стоят иконостасы, сделанные из позолоченной меди, в гробницах хранятся святые мощи.

    В Ближних пещерах в 1073 году был погребён преподобный Антоний, а в Дальних пещерах в 1074 году – преподобный Феодосий. Это было первое погребение, поэтому ближние пещеры всем известны под названием Антониевые, а Дальние – Феодосиевые.

    Крестовоздвиженская церковь

    В 1990 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО была внесена Киево-Печерская Лавра. Чтобы ознакомиться со всеми достопримечательностями Лавры, нужно не спеша шаг за шагом изучать все, ведь каждое её здание – это уникальное строение. Киево-Печерская Лавра выдержала и противостояла всем натискам врагов, и в любые времена эта святыня поддерживала и помогала простым и сильно верующим людям. Паломники сюда приходят из разных стран. За время существования этого монастыря на его территории побывало более сорока миллионов туристов со всех концов света.