Мир глазами географа. Глобус и географическая карта






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие учебно-познавательного интереса к материалу о форме Земли и о ее моделях (шарообразной и плоской).

Предметные задачи урока:

  • развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;
  • формировать понимание того, что глобус – это модель Земли; карта - плоскостное изображение земной поверхности;
  • ознакомить с расположением географических объектов на глобусе и географической карте.

Личностные задачи урока: создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.

Метапредметные задачи урока:

  • принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (регулятивные);
  • строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);
  • использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию, слушать собеседника излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей; (коммуникативные);
  • учиться правильно давать определения изучаемых понятии?;
  • получать различную информацию из различных источников (учебник, интернет, глобус, карты).

Оборудование: глобус, карта полушарий, проектор, приложение .

Ход урока

Этап Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1. Организационный: позитивный настрой, проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний Географический диктант:

1. Земля имеет форму...

2. На каком месте среди всех планет относительно солнца находится Земля?

3. Радиусы Земли неодинаковые, тот, что больше - ..., тот, что меньше....

4. Движение Земли вокруг своей оси называется...

5. Орбитальное движение длится...

6. Линия, по которой Земля движется вокруг солнца, называется...

7. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за....

9. Две точки Земной поверхности, не участвующие в осевом вращении, называются....

10..Линия, одинаково удалённая от северного и южного полюса, которая делит земной шар на два полушария, называется...

С помощью проектора демонстрирует вопросы для проверки имеющихся знаний

Итог: во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания, как вы думаете, о чем? (о нашей планете)

1. Отвечают на вопросы в тетради:

1. Геоид (приплюснутый у полюсов шар)

3. экваториальный, полярный

4. осевое (суточное)

5. 365 - (366 суток)

10. экватор

2. Обмениваются тетрадями с соседом по парте (взаимопроверка, оценивание)

НОРМА ОЦЕНОК НА ДОСКЕ

(исходим из количества ошибок)

6 и больше = “2”

3. Проблемная ситуация. Формулировка цели, постановка задач Слайды 5 Внимательно посмотрите на слайд и попробуйте определить:

Почему именно эти предметы размещены на слайде? О чём пойдёт речь на уроке? Какова будет наша цель?

Демонстрирует слайд.

Организует обсуждение, резюмирует высказывания детей

Предлагают варианты формулировки цели.

Отвечают на вопросы

Слайды 6-16 история создания разных глобусов. Рассказ учителя об истории создания различных глобусов.

Объяснение учителя может быть заменено предварительно подготовленными сообщениями учащихся об истории создания различных глобусов (учитель демонстрирует, сопровождает рассказ изображением)

Корректирует ответы

Сообщения учащихся об истории создания глобусов. Учащиеся сравнивают изображения, пытаются сформулировать заключение: что изображается на глобусе, почему создание глобуса-это шаг вперёд в истории науки, в чём преимущества и недостатки глобуса.
Просмотр мультипликационного ролика Проблемное задание Поиск ответа на вопрос: Что в мультфильме выдумка, что научно доказанная истина?

Обсуждение, дополнение ответов одноклассников

Посмотрите на изображение на слайдах 19-21 Постановка вопроса:

Что представляла собой старинная карта?

Организация дискуссии:

Почему плоскостное изображение земной поверхности было необходимо? В чём преимущества карты? В чём недостатки? Почему карты древности отличаются от тех, что висят у нас в классе и собраны в ваших атласах?

Высказывают предположения вступают в дискуссию. Учатся отстаивать свою точку зрения при этом выслушивают точку зрения одноклассников
Гимнастика для глаз:

Дети закрывают глаза под тихую музыку выполняют команды учителя:

“Представили наш ученический глобус, сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе. Поехали в восточном направлении, сделали полный оборот, глаз не открываем, прыгнули взглядом на северный полюс, на южный, вновь на северный и снова на южный, вновь сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе, поехали по линии экватора в западном направлении. Увеличили мысленно глобус в два раза и проделали ту же процедуру ещё раз”

Продолжение Слайд 22. Условные знаки на карте и в атласе Предлагает проанализировать изображения карты и глобуса Изучают условные знаки карты, цветовую шкалу, масштаб
Различие географических карт

Многообразие карт

Вводит новые понятия (план, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки, атлас); демонстрирует на слайдах 23-37 Просматривая различные слайды, пытаются определить, в чём различие, сходство, преимущества и недостатки каждого вида изображений.
4 Закрепление новых знаний Продолжите фразу: Я считаю, что глобус (карта) для работы важнее и удобнее, потому что..... Помогает сформулировать ответы Отвечают на вопросы, сравнивают
5 Рефлексия Что удивило на уроке?

О чём хотели бы узнать ещё?

Организует обсуждение Высказываются
6 Домашнее задание Параграф 5.

ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Ответы на вопросы развёрнутые, доказательные (оформляем в тетради), используя различные источники информации

Пояснение требований к выполнению домашнего задания Записывают в тетради вопросы:

1. Может ли быть космический глобус?

2. Могут ли быть аэрофотосъёмки всей земной поверхности? Если “да”, то можно ли из них составить карту или глобус, если “нет”, то почему?

3. Зачем человеку нужны разные карты, ведь на них изображается одна и та же поверхность, не лучше ли сделать одну, но качественно?

По определению, карта – это рисунок или графическое изображение поверхности планеты или отдельного ее участка. Она отображает нашу действительность на плоскости, в уменьшенном виде. Используя координатную сетку и условные значки, современная карта практически точно передает расположение объектов. Добиться такой точности стало возможно только благодаря математике.

Все карты разделяются на категории:

По охвату территории:

  • Карта мира.
  • Карта отдельного материка.
  • Карта страны или определенного региона.

По масштабу:

  • Крупномасштабная (изображение более детальное и точное)
  • Среднемасштабная.
  • Мелкомасштабная (указывает только крупные объекты)

По назначению:

  • Научно-справочная (предоставляет максимально точную и полную информацию)
  • Учебная (служит наглядным пособием в обучающем процессе)
  • Техническая, навигационная или дорожная.
  • Туристическая (отличается указанием конкретных мест и услуг)
  • Физические и топографические (изображают географические объекты и явления)
  • Тематические (имеют узкую направленность на заданную тематику)

Общепринятым для всех карт является расположение сторон света. Север всегда сверху относительно смотрящего на карту.

Создание географической карты – сложный процесс . Для этого используют разные проекции: цилиндрическую, коническую и азимутную. Чтобы появилась карта мира, модель нашей планеты помещается в цилиндр, для проекции на его стенки поверхности Земного шара. Дальше остается только разрезать цилиндр и плоское изображение готово. Конечно, сегодня все это делается виртуально, с помощью компьютера. Но даже в этом случае полностью избавиться от искажений и неточностей не представляется возможным.

Немного истории

Первые карты появились задолго до того, как человек научился записывать свои мысли. И что удивительно, это были карты неба, а не земной поверхности. На стенах пещер сохранились изображения созвездий, сделанные древними людьми. Это были простые ориентиры для возвращения домой после долгих поисков пищи. Когда каждое поселение в отдельности осознало, что оно не единственное, и вокруг есть такие же, появилась необходимость как-то обозначить это. А главное, отметить принадлежность занятого участка конкретному племени. Когда, с течением времени, наши предки додумались, что земля бескрайняя и начали исследовать ее, понадобилось как-то сохранять полученные знания.

Первые карты больше напоминали символические зарисовки, они не передавали точных расстояний и размеров. Да и как можно это сделать на глиняных табличках, которыми пользовались вавилоняне. Карты древних греков уже были куда лучше, хотя их ограниченные знания об окружающем мире поместили Грецию в центр всего мира и окружили ее водами океана. Римляне продвинулись в картографии намного дальше. Их карты давали много полезной информации путешественникам, сообщая некоторые расстояния, расположение необходимых мест и объектов. Но они совсем не имели представления о перспективе и масштабе.

Благодаря найденным картам древнего Китая стало возможным точно восстановить картину рек, которые часто меняли свое русло. Китайцы делали свои карты на шелке и древесине чернилами, что и обеспечило хорошую сохранность. С течением времени карты становились все точнее и подробнее.

Только когда человечество смирилось с мыслью о сферической форме Земли, появился первый глобус . Это уже не плоское, искаженное изображение, а трехмерная модель, точно передающая форму планеты. Первое «земное яблоко», созданное немецким географом Мартином Бехаймом, имело полуметровый диаметр. Так как он был создан до эпохи открытий Колумба, то на нем отсутствуют некоторые территории. В основу его создания легли карты Птолемея, дополненные новыми знаниями путешественника Марко Поло.

Очень скоро новинка стала популярной среди ученых и моряков. Чтобы казаться окружающим просвещенным, каждый монарх спешил украсить свой дворец новомодным изобретением. Новые знания, полученные мореплавателями, вносили поправки и дополнения, превращая глобус в точную трехмерную модель Земли. Многие ученые неустанно трудились над созданием глобусов — маленьких и огромных, простых и сложных, с объемным изображением ландшафта и богато декорированных.

Появление глобуса стало большим скачком в попытках воссоздать окружающий мир, как можно точнее. Почему же тогда он не вытеснил карту совсем? Потому, что оба эти предмета отлично справляются с поставленными перед ними задачами – представить наглядно поверхность Земли. На карте намного удобнее измерять расстояние, чтобы сделать это на глобусе, нужна специальная выгнутая линейка. На карте можно сразу видеть все материки и океаны, а глобус приходится для этого поворачивать. Зато, только благодаря его сферической форме можно легко понять, как сменяются день и ночь, и почему существуют часовые пояса. Глядя на глобус легче представить вращение земного шара и его расположение в космосе.

Конечно, карта может иметь очень крупный масштаб и дать возможность рассмотреть все подробности, вплоть до расположения своего дома. Глобус, обладая довольно мелким масштабом, может ввести в заблуждение относительно размеров материков и расстояний. Но какой бы точной и современной не была карта, она дает погрешности и искажения, которых не избежать при перенесении шарообразной формы на плоскость.

Карта и глобус призваны дополнять друг друга, давая более полную, комплексную картину планеты.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 26

Описание слайда:

Слайд 27

Описание слайда:

Слайд 28

Описание слайда:

Слайд 29

Описание слайда:

Слайд 30

Описание слайда:

Слайд 31

Описание слайда:

Слайд 32

Описание слайда:

Слайд 33

Описание слайда:

Слайд 34

Описание слайда:

Слайд 35

Описание слайда:

Слайд 36

Описание слайда:

Слайд 37

Описание слайда:

Слайд 38

Описание слайда:

Слайд 39

Описание слайда:

Слайд 40

Описание слайда:

Слайд 41

Описание слайда:

Слайд 42

Описание слайда:

Слайд 43

Описание слайда: Описание слайда:

Природные и социальные ориентиры Природные ориентиры. Стороны горизонта определяют по звездам (Полярная звезда показывает направление на север). Днем можно определить стороны горизонта при помощи часов и Солнца: на часах надо выставить местное время, направить часовую стрелку на Солнце, разделить пополам угол между стрелкой и числом 12 на циферблате. Полученная линия укажет направление север - юг (до полудня юг будет справа от Солнца, после полудня - слева). Таким же образом определяются стороны горизонта по часам и полной Луне. Большинство из растений являются своеобразными «компасами»: мхи и лишайники располагаются на северной стороне деревьев и камней, кора деревьев грубее и чернее с северной стороны. Муравейники стоят с южной стороны деревьев, а на хвойных деревьях смола обильнее накапливается с южной стороны, ветви отдельно стоящих деревьев длиннее также с южной стороны. Социальные ориентиры. Алтари и часовни православных и лютеранских церквей обращены на восток, алтари католических церквей - на запад, буддийские пагоды обращены фасадами на юг.

Слайд 45

Описание слайда:

Слайд 46

Описание слайда: Описание слайда:

Абсолютная высота (от лат. absolutus -независимый) - расстояние в метрах по вертикали от заданной точки на поверхности Земли до среднего уровня поверхности океана (моря). Абсолютная высота (от лат. absolutus -независимый) - расстояние в метрах по вертикали от заданной точки на поверхности Земли до среднего уровня поверхности океана (моря). В России абсолютная высота исчисляется от нуля футштока в Кронштадте (порт в Ленинградской области на о. Котлин, Балтийское море). Она бывает положительной (местность лежит выше уровня океана) и отрицательной (местность расположена ниже уровня океана). Положительную абсолютную высоту имеет большая часть суши. Примеры отрицательной абсолютной высоты встречаются на суше реже: впадина Каттара, Африка (-133 м), Долина Смерти, Северная Америка (-85 м). Неровности земной поверхности, т.е. рельеф и воды на географических картах отображают двумя способами: с помощью горизонталей (изогипсы -от греч. hýpsos - высота) - показывают линии с одинаковой абсолютной высотой и изобат (от греч. bathos - глубина) - показывают линии одинаковой глубины. Для определения абсолютных высот и глубин на физических картах помещают шкалу высот и глубин. Следует отметить, что при повышении высот от 0 м и более, цвет поверхности на физической карте меняет оттенок со светло-зеленого (равнины) до темно-коричневого (высокие горы). При увеличении глубины цвет поверхности также меняется с голубоватого (0 м) до темно-синего (глубочайшие впадины и желоба). Следовательно, высоту или глубину на физической карте определяют по оттенку цвета, находящемуся в спектре.

Слайд 49

Описание слайда:

Слайд 50

Описание слайда:

Слайд 51

Описание слайда:

Слайд 52

Описание слайда:

Слайд 53

Описание слайда:

Слайд 54

Описание слайда:

Данный видеоурок посвящен теме «Глобус - модель Земли. Географические карты». Вы узнаете о размерах и форме Земли, познакомитесь с новым понятием - «географические карты». Учитель подробно расскажет о глобусе, а также - какие существуют виды карт.

По форме и размерам планеты была создана модель Земли - глобус.

Трехмерная уменьшенная модель Земли.Глобус имеет такую же форму, как сама планета, он объемный, ось вращения, так же как и у планеты, у него наклонена.

На глобусе изображены материки, острова, океаны, моря и пр. Они имеют те же очертания, что и на поверхности Земли, и расположены относительно друг друга так же. Таким образом, на глобусе минимальны искажения земной поверхности.

Первый глобус был создан около 150 лет до н. э. Наиболее старым из сохранившихся до наших дней глобусом остается глобус Мартина Бехайма.

Рис. 3. Глобус Бехайма, 1492 г. ()

Кроме глобуса и планов, для изображения земной поверхности активно используют карты. На карте, в отличие от плана, можно увидеть всю земную поверхность или ее большие части. Кроме того, у географических карт мелкий масштаб, так как изображение приходится уменьшать в большое количество раз, чтобы оно поместилось на карте.

Географическая карта - изображение земной поверхности, содержащее градусную сетку, в уменьшенном виде на плоскости с помощью условных знаков.

Географические карты бывают совершенно разными. Например, карты, на которых изображены природные объекты: горы, моря, равнины, материки, называют физическими; карты, на которых изображены страны, их границы, столицы - политическими.

Рис. 4. Физическая карта мира ()

Рис. 5. Политическая карта Евразии ()

Есть особый вид карт - контурные карты. Эти карты имеют только границы географических объектов, их очертания, градусную сеть. На таких картах необходимо самостоятельно отмечать изучаемые географические объекты, соблюдая точность, аккуратность и используя другие географические карты.

Рис. 6. Контурная карта мира ()

Домашнее задание

Параграфы 9, 10, 11.

1. Что такое глобус и карта?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. - М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

Какова форма Земли?

2 Какими доказательствами шарообразности Земли располагает современная наука?

3 Расскажите об основных величинах, характеризующих размеры Земли: радиусах (полярном и экваториальном), длине экватора и меридиана, площади повер­хности.

4. Какое значение имеют форма и размеры Земли?

5. Как изменилась бы природа Земли, если бы она была значительно меньших или больших размеров при той же плотности вещества?

Вспомните! Как наглядно изображается земной шар, каковы свойства этого изоб­ражения? Что такое географическая карта? Из каких элементов она состоит? Какие трудности возникают при изображении шарообразной земной поверхности на пло­скости? Каким путем они преодолеваются? К каким неточностям приводит изображение земного шара на плоскости? Чем карта отличается от плана? Как подразделя­ются карты по содержанию и масштабу? Как используются карты?

Глобус. Градусная сеть. Географические координаты

Глобус - уменьшенная объемная модель Земли, передающая ее шарообразную форму. На глобусе сохраняются геометрические свойства изображенных географических объектов (материков, океанов, рек, озер и др.) - их линейные и площадные размеры, углы и формы. Глобус дает подобное изображение земной поверхности, его масштаб одинаков во всех местах. Школьные глобусы обычно изготовляются в масштабе 1:50 000 000, т.е. 1 см наглобусе соответствует 500 км на земной поверхности. Для расстояний по глобусу надо ниткой или полоской бумаги измерить расстояние между заданными пунктами и, зная масштаб глобуса, вычислить истинное расстояние с помощью пропорции.

Для определения положения географических объектов на земной поверхности служит градусная сеть - система меридианов ипараллелей. При суточном вращении Земли сохраняются две неподвижные точки - полюса, которые служат точками отсчета.

Географические полюса - Северный и Южный - точки пере­сечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхно­стью.

Экватор (от лат. aequator - уравнитель) - линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения. Экватор делит земной шар на два полушария: северное и южное. Его длина около 40 076 км.

Параллели (от греч. parallelos - идущие рядом) - линии сечения поверхности земного шара плоскостями, параллельными плоскости экватора. Иначе - это линии на поверхности Земли, проведенные параллельно экватору. Длина параллелей уменьша­ется от экватора к полюсам, поэтому длина дуги 1° разных параллелей не одинакова.

Меридианы (от лат. meridianos - полуденный) - линии се­чения земной поверхности плоскостями, проходящими через ось вращения Земли и соответственно через оба ее полюса. Полная длина земного меридиана около 40 009 км. Длина 1° меридиана в среднем 111,1 км. Из-за сплюснутости Земли она больше (111,7 км) у полюсов и меньше у экватора (110,6 км). Направление определяется в полдень по самой короткой тени верт икальных предметов.



Линии градусной сети на гло­бусе являются дугами окружно­стей и пересекаются под прямым углом. Клетки, образуемые при пересечении параллелей и меридианов, представляют собой равнобочные сферические тра­пеции. Площадь трапеций, распо­ложенных на одной широте, одинакова.

Градусная сеть позволяет определить местоположение лю­бой точки на земной поверхно­сти с помощью географических координат - широты и долго­ты (рис. 3).

Географическая широта φ - угол между плоскостью экватора и отвесной линией в данной точке, иначе - угловое расстояние точки от экватора. Изменяется от 0 (экватор) до 90° (полюса). Различают северную и южную широту. Все точки, лежащие на одной параллели, имеют одинаковую географическую широту. На глобусе параллели подписывают на нулевом и 180°-том меридианах, на картах - на боковых рамках. На практике географическую широту определяют по небесным светилам с помощью прибора секстана. Кроме того, в северном полушарии можно ориентироваться приблизительно по высоте Полярной звезды над горизонтом, которая расположена близ Северного полюса мира (на угловом расстоянии от него 55").

Географическая долгота λ - двугранный угол, образованный плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана, проходящего через данную точку, иначе - угловое расстояние точки от начального меридиана. За начальный (нулевой) меридиан по международному соглашению принят меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию в пригороде Лон­дона. К востоку от него - долгота восточная, к западу - западная. Долгота изменяется от 0 до 180°. Все точки, лежащие на одном меридиане, имеют одинаковую долготу. На глобусе меридианы подписываются на экваторе, на картах - на верхней и нижней рамках. На практике географическую долготу опреде­ляют по разнице местного времени между нулевым меридианом и меридианом пункта наблюдения.

Карта и план

Карта (от греч. сЬаПез - лист) - уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли и относящихся к ней объектов и явлений на плоскости, построенное по определенному мате­матическому закону в системе условных обозначений. Карты отображают размещение на земной поверхности явлений природы и общества, их свойства и взаимосвязи, они позволяют одновре­менно обозревать сколь угодно обширные пространства. Благодаря отбору и обобщению на картах выявляются типические черты и характерные особенности картографируемых явлений. Математиче­ская основа карт включает масштаб и картографическую про­екцию, которые определяют степень уменьшения размеров объек­тов на карте, их правильное географическое положение, а также характер и величину искажений, неизбежных при изображении шара (или эллипсоида) на плоскости. Масштаб карт обширных территорий различен в разных частях карты. С помощью условных обозначений возможен показ на картах не только видимых на местности объектов, но и таких, которые не имеют геометрических очертаний (ветер, осадки, температура воздуха и т.п.).

План - условно-знаковый чертеж небольшого участка мест­ности в крупном масштабе (1:5000 и крупнее), построенный без учета кривизны земной поверхности. Масштаб плана постоянен во всех точках.

Отличия плана и карты:

1. На плане изображаются небольшие участки земной повер­хности: школьный участок, поселок и т.д. Планы составляются непосредственно на местности. На картах изображаются гораздо большие территории и в более мелких, чем план, масштабах. При этом используются разнообразные материалы в зависимости от содержания карты, в том числе космические снимки.

2. На план наносятся все объекты и детали местности в заданном масштабе. На карты отбираются в зависимости от их содержания и назначения самые существенные объекты и их свойства.

3. При вычерчивании плана кривизна земной поверхности из-за ничтожно малой величины не учитывается. Все предметы показываются такими, какие они есть на самом деле, без искажений, сохраняются их очертания, только размер уменьшается в соответствии с масштабом. При построении карт обязательно учитывается шарообразность Земли, поэтому неизбежны искажения объектов. Причем те из объектов, показ которых необходим, но они не проходят в масштабе карты, изображают внемасштабными знаками.

4. На планах нет градусной сетки, а на картах обычно есть меридианы и параллели.

5. На планах направление на север показывают стрелкой с
обозначением север-юг. На картах направление север - юг определяют меридианы, запад-восток - параллели. Они могут, быть не только прямыми линиями, но и линиями разной кривизны в зависимости от проекции карт.