Патриарх сербский павел. Истории, ставшие притчами: почему Патриарх Павел носил старые башмаки

В воскресенье на 96-м году жизни. Его называют "праведником нашего времени", а сербы почитали его "как живого святого" - за близость к народу и за его аскетизм, ставший притчей во языцех.

Великий аскет

По словам президента Сербии Бориса Тадича, Патриарх Павел "был тем человеком, который своим существованием объединял всю нацию". Зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, эксперт в области межправославных отношений протоиерей Николай Балашов называет Патриарха Сербского "символом духовного единства сербского народа" и "праведником нашего времени".

О том, что Патриарх Павел был очень близок к народу и народ его очень любит, свидетельствуют многочисленные истории. Особенно среди них много примеров аскетизма и нестяжательства сербского Патриарха.

Так, известно, что по городу он либо ходил пешком, либо ездил на общественном транспорте - среди людской давки без охраны, без сопровождающих лиц. Каждый мог подойти к нему и поговорить с ним. Одна из историй о нем, опубликованная в издании "Татьянин день" , гласит, как однажды, подходя к зданию патриархии, святейший Павел заметил у входа много иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал: "Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?".

Известно, что предстоятель Сербской церкви всегда ходил в старых ботинках. "Татьянин день" рассказывает, как одна женщина попала на прием к патриарху. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви - это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: "Какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?". Патриарх тут же с радостью сказал: "Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашел возле урны, когда шел в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил - и вот, они еще долго смогут послужить".

Другая женщина пришла в патриархию с требованием поговорить с предстоятелем Сербской церкви по неотложному делу. Во время аудиенции она рассказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, спросил: "А в каком часу вы легли спать?" Женщина, удивившись, ответила: "Ну... где-то в одиннадцать". "Знаете, я лег позже, около четырех часов утра", - ответил патриарх, - "и мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается". И не взял денег.

Он не только мог отремонтировать любую обувь или даже сшить себе ботинки из старых женских сапог, если он видел, что у священника порвана ряса или фелонь, он говорит ему: "Принеси, я починю ее".

Он сам облачался перед службой и сам разоблачался после, сам стирал, гладил и чинил подрясник и рясу, сам исповедовал прихожан и сам причащал их. И питался так мало, как древние отцы-пустынники.

Однажды Патриарх Павел летел куда-то с визитом на самолете. Над морем самолет попал в зону турбулентности, его стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с патриархом, спросил, что он думает о том, если самолет сейчас упадет. Святейший Павел невозмутимо ответил: "В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня".

Родителей заменила тетка

Патриарх Сербский Павел (в миру - Стойчевич Гойко) родился 11 сентября 1914 года на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Кучанцы в Славонии (Югославия) в обычной крестьянской семье. Он очень рано остался без родителей.

"Отец, уехав на заработки в Америку, заболел туберкулезом и вернулся домой умирать, - цитирует интервью с ним издание "Православие и мир" . - Мне тогда не было и трех лет; только что родился брат. Мать спустя несколько лет после смерти отца, вышла замуж и вскоре умерла, брат и я остались с бабушкой и теткой".

Так ощущение материнской любви для будущего Патриарха Сербского Павла навсегда оказалось связанным с теткой, которая заменила ему мать.

"Тетка нас любила, но за наши провинности мы знали и палку, - рассказывал он. - Хотелось бы заметить, что сегодняшняя система воспитания больна, неправильна, дети буквально оказываются в панцире родительской любви и заботы, не могут нормально развиваться. Убивается всякая инициатива, мальчики вырастают с психологией плюща, вместо того чтобы стать опорой для семьи, остаются своевольными и капризными, ожидая, что им будут угождать".

Будущий Патриарх Сербский рос в религиозной семье, дети посещали воскресную школу, учили Закон Божий и с первых лет жизни знали "Отче наш". К тому же, признавался он, "когда растешь без родителей, чувство Отца Небесного переживается намного сильнее".

Сомнения на пути к Богу

Тетка освободила будущего Патриарха от крестьянских работ из-за того, что мальчик был "очень слаб здоровьем".

"Однажды надо мной уже и свечу поставили, подумали, что умер. Тетка видела, что я не гожусь для сельских работ, и было решено, что мне надо продолжать обучение. Семья оказала важнейшее влияние на мое решение поступить в Духовную Академию, но интерес к физике сохранялся и я занимался ей в свободное время", - рассказывал Патриарх Павел.

Он окончил гимназию в Белграде и семинарию в Сараево, затем продолжил образование на Богословском факультете в Белграде. Тогда, еще в самом начале пути, были у будущего Патриарха и сомнения по поводу правильности его выбора:

"Тогда, на третьем курсе Академии, я подумал: "Если Бог наперед знает, что я буду убийцей, смогу ли я изменить свой путь? Если могу, Его знание - ничто, а если не могу, где же тут свобода?" Долго я мучился этим вопросом, не находя ответа. Довериться кому-то из друзей я не мог, их не интересовали подобные проблемы; спросить у преподавателя нельзя, вдруг скажут: "Он еретик" - кто знает? В этом возрасте всякое приходит в голову, долго я носил этот вопрос в душе, пока не нашел ответ у Блаженного Августина, который объясняет его понятием времени".

"Время, говорит он, есть некая непрерывность, имеющая прошлое, настоящее и будущее, - продолжал Патриарх Павел. - Прошлое было - его нет; будущее будет - его нет; а что есть? Есть настоящее, но и его почти нет, оно - точка соприкосновения прошлого и будущего, в которой будущее непрестанно уходит в прошлое. Время существует лишь для тварных существ, материи, вселенной, и в особенности для нас, людей. Мы живем и познаем в категориях пространства и чисел. Для Бога их не существует. Для Него нет ни прошлого, ни будущего, но только вечное настоящее; потому, когда мы говорим о будущем, это будущее наше, а не Его. И это стало для меня решением проблемы, если бы этого не произошло, с богословием было бы покончено".

Но и позже в служении Патриарха были трудные моменты - связанные с малодушием, говорил он: "Малодушие свойственно людям. Но потом, оглядываясь назад, понимаешь, что и неудачи и скорби имеют свой смысл. Вот, помню, как-то шел пешком в монастырь; дорога долгая, дождь льет, зонта нет, под ногами глина мокрая, липкая, едва удается ноги передвигать. Думаю: "Господи, почему же так? Я ведь не в кабак иду, что же происходит?" А потом говорю себе: "А где же моя выдержка, стремление?" Все устраивается, если умеешь терпеть и доверяешь Богу".

Не хотел и не ждал патриаршества

Во время второй мировой войны предстоятель Сербской церкви в числе беженцев оказался в монастыре Святой Троицы на Овчаре, где стал послушником и преподавал Закон Божий детям беженцев.

Там он тяжело заболел, врачи диагностировали туберкулез и предсказали всего три месяца жизни. Эти три месяца он провел в монастыре Вуян, где излечился. В знак благодарности он подарил монастырю древний крест, сообщается на сайте patriarchia.ru .

После окончания войны будущий Патриарх стал насельником монастыря Благовещения на Овчаре, где в 1948 году принял монашеский постриг и был рукоположен в чин иеродиакона. C 1949 по 1955 иеродиакон Павел состоял в братии монастыря Раче, где нес различные монастырские послушания. В 1954 году был рукоположен в иеромонаха, а в 1957-м - возведен в сан архимандрита. С 1955 по 1957 год изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на Богословском факультете в Афинах.

29 мая 1957 года в кафедральном соборе Белграда состоялась хиротония архимандрита Павла во епископа Рашко-Призренского. В 1988 году Богословский факультет в Белграде присвоил ему степень доктора богословия.

В ноябре 1990 года по решению Священного Архиерейского Собора СПЦ епископ Павел (Стойчевич) был избран предстоятелем Сербской Церкви, вместо заболевшего Патриарха Германа. Интронизация 44-го Патриарха Сербской Православной Церкви состоялась 2 декабря 1990 года в кафедральном соборе Белграда.

По словам предстоятеля Сербской церкви, избрание Патриархом для него стало "шоком".

"Я никогда не ждал и еще меньше этого хотел, - признавался он, - тогда мне было уже 76 лет, а в таком возрасте что-то начинать очень трудно. Но утро вечера мудренее, на следующий день я пришел в себя и стал думать, с чего начать, за что взяться. Знаете, как: есть возможное, есть невозможное, и есть то, что ты должен. Чувство долга и его исполнение - вот главное".

За время своего первосвятительского служения Патриарх Павел посетил многие епархии Сербской Церкви - как на территории бывшей Югославии, так и за границей. Его Святейшество посетил свою паству в Австралии, Америке, Канаде и Западной Европе.

Первой встретит

С 13 ноября 2007 года Патриарх Павел находился на стационарном лечении в госпитале Военно-медицинской академии Белграда в связи с несколькими заболеваниями. 8 ноября 2008 года он подписал прошение об отставке, обосновав его немощью, однако 12 ноября Священный архиерейский собой Сербской православной церкви принял решение не удовлетворять прошение Патриарха. В период болезни предстоятеля Сербской церкви его функции исполнял Священный синод, в главе которого стоит митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий.

Патриарх Павел скончался на 96-м году жизни. Согласно его желанию , он будет похоронен в монастыре Раковица , который находится на окраине Белграда. Прощание с ним пройдет в четверг в белградском храме Святого Саввы.

Однажды в интервью Патриарх Павел, рассказывая о тетке, воспитавшей его и заменившей ему умершую мать, сказал: "Думаю, что когда умру, первой встречу ее, а потом остальных".

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Патриарх Павел (в миру Гойко Стойчевич) родился 11 сентября 1914 года на праздник Усекновения главы Иоана Предтечи в селе Кучанцы в Славонии (Югославия).

Окончил гимназию в Белграде и семинарию в Сараево. Затем продолжил образование на Богословском факультете в Белграде.

Во время Второй мировой войны Гойко Стойчевич в числе беженцев оказался в монастыре Святой Троицы на Овчаре, где стал послушником. В монастыре будущий предстоятель Сербской церкви преподавал Закон Божий детям беженцев. После окончания войны Гойко стал насельником монастыря Благовещения на Овчаре, где в 1948 году на престольный праздник принял монашеский постриг и был рукоположен в чин иеродиакона.

C 1949 по 1955 иеродиакон Павел состоял в братиии монастыря Раче, где нес различные монастырские послушания. В 1954 году был рукоположен в иеромонаха, а в 1957 возведен в сан архимандрита. С 1955 по 1957 год изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на Богословском факультете в Афинах. 29 мая 1957 года в кафедральном соборе Белграда состоялась хиротония архимандрита Павла во епископа Рашко-Призренского.

В качестве главы Рашко-Призренской епархии активно занимался организацией строительства новых храмов и работ по реставрации и сохранению православных святынь Косова и Метохии. Часто совершал поездки и богослужения в различных храмах епархии. При этом епископ Павел не оставлял научную работу и преподавательскую деятельность. В 1988 году Богословский факультет в Белграде присвоил ему степень доктора богословия.

В ноябре 1990 года по решению Священного Архиерейского Собора СПЦ епископ Павел (Стойчевич) был избран предстотелем Сербской Церкви, вместо заболевшего патриарха Германа. Интронизация 44-го Патриарха Сербской Православной Церкви состоялась 2 декабря 1990 года в кафедральном соборе Белграда.

За время своего первосвятительского служения Патриарх Павел посетил многие епархии СПЦ как на территории бывшей Югославии, так и заграницей. Его Святейшество посетил свою паству в Австралии, Америке, Канаде и Западной Европе.

Святейший Патриарх Павел является автором нескольких книг. Более двадцати лет в «Вестнике Сербской Православной Церкви» печатаются его исследования по литургике. Долгое время он был председателем синодальной комиссии по переводу Священного Писания Нового Завета.

Святейший патриарх Павел - это явление уникальное для нашего времени и потому, конечно, бессмысленно пытаться делать его опыт планкой для других патриархов, точно так же, как, например, опыт святого Филарета Милостивого или святого Алексия, Человека Божия делать планкой для большинства современных мирян. У каждого своя мера и свой образ подвига. Мне кажется, можно просто порадоваться, что при нашей жизни был и есть такой человек в Православной Церкви.


Известно, что Сербский патриарх и будучи наделён столь высоким саном, продолжал аскетические подвиги, и старался держаться очень скромно, причём это у него выходило очень естественно, без какого-либо нарочито показного оттенка. Он ходил по городу пешком или ездил на обычном транспорте, среди людской давки, был нестяжательным, и питался так мало, как древние отцы-пустынники, - просто потому, что он был таков. На первом фото, к слову, фотограф как раз запечатлел его на обычной белградской улице.

1. Госпожа Яня Тодорович рассказывала мне историю, случившуюся с её сестрой. Та как-то попала на приём к патриарху по какому-то делу. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви - это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: "какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?" Патриарх тут же с радостью сказал: "Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашёл возле урны, когда шёл в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил - и вот, они ещё долго смогут послужить".

2. С этими же ботинками связана ещё одна история. Некая женщина пришла в патриархию с требованием поговорить с патриархом по неотложному делу, о котором она может сказать только лично ему. Такая просьба была необычной и её не сразу пустили, но всё же настойчивость посетительницы принесла плод, и аудиенция состоялась. Увидев патриарха, женщина с большим волнением сказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, ласково спрашивает: "А в каком часу вы легли спать?" Женщина, удивившись, ответила: "Ну... где-то в одиннадцать". "Знаете, я лег позже, около четырёх часов утра", - отвечает патриарх, - "И мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается". И не взял денег.

3. Однажды, подходя к зданию патриархии, святейший Павел заметил много стоявших у входа иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал: "Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?"

4. Как-то раз патриарх летел куда-то с визитом на самолёте. Когда они пролетали над морем, самолёт попал в зону турбулентности и стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с патриархом, спросил, что он думает о том, если самолёт сейчас упадёт. Святейший Павел невозмутимо ответил: "В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня".

Может быть, не лишним будет также привести отрывок из беседы Николая Кокухина с диаконом Небойшей Тополичем:
«По милости Божией у нас есть такой духовный пастырь, как Святейший Патриарх Павел… Он ведет аскетическую жизнь и является для нас живым примером евангельского пастыря. Он живет во Христе в полном смысле этого слова… Как православный монах он постится, то есть не кушает мясо, а в понедельник, среду и пятницу у него очень строгий пост… Он каждое утро служит литургию в маленькой часовне, которая находится в здании Патриархии. Там нет хора, а поют только прихожане…

Он сам облачается перед службой и сам разоблачается после службы, он сам исповедует прихожан и сам причащает их. Подрясник и рясу он носит с тех пор, как постригся в ангельский чин (а это произошло пятьдесят лет назад). И не меняет их. Он сам стирает, гладит и чинит их. Он сам себе готовит пищу. Однажды он рассказал мне, как из женских сапог сшил себе хорошие ботинки, у него есть все сапожные инструменты, он может отремонтировать любую обувь. Он часто служит в разных храмах, и если увидит, что у священника порвана ряса или фелонь, он говорит ему: «Принеси, я починю ее»… Пребывание рядом с таким человеком - это большое благо для воспитания собственной души, для духовного возрастания».

При этом патриарх Павел является доктором богословия (это звание ему было присвоено ещё до патриаршества), он автор нескольких книг - монографии о монастыре святого Иоанникия Девичского и трехтомника «Да станут нам яснее некоторые вопросы нашей веры», некоторые выдержки из которого недавно были опубликованы в переводе на русский язык.

Сейчас патриарху Павлу идёт 95-й год. Из-за слабого здоровья он уже давно находится в больнице. Функции по церковному управлению исполняет Синод Сербской Православной Церкви. Патриарх Павел уже неоднократно просил отправить его "на покой" (то есть, в отставку) по состоянию здоровья, но на минувшем Архиерейском Соборе было решено, что он останется духовным главой Сербской Церкви до самой смерти. Патриарх Павел был очень близок к народу и народ его очень любит. Его фигура уникальна даже для Сербской Церкви и следующий патриарх, конечно, будет уже другим.

Зимой 1913-1914 года, когда был зачат человек, назначенный судьбой стать 44-м Патриархом Сербской Православной Церкви, жизнь приводили в движение лошади и паровые двигатели. Мир казался упорядоченным и стабильным. Бедствий ХХ века - двух мировых войн, революций, гражданских войн, геноцидов, изгнаний, страданий 10 миллионов новых христианских мучеников - ничто не предвещало. В том старом мире сербская нация, хотя и разделенная двумя маленькими царствами и двумя могущественными империями - Оттоманской и Габсбургской, казалось, была сильна и полна надежд на будущее.

Вскоре после начала «европейского пожарища», 11 сентября 1914 г., в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя, в семье Стойчевичей в деревне Кучанцы, что находится сегодня в восточной Хорватии, родился мальчик. Предки этой семьи пришли на разоренную турками границу Габсбургской империи во время Великого переселения сербов в 1690 г. из Косова, сербской провинции, откуда они были изгнаны - с этим краем Патриарху суждено было связать свою жизнь.

Дни после начала Первой мировой войны были тяжелым временем для сербов Автро-Венгрии: именно на них возложили коллективную вину за убийство в Сараево эрцгерцога Франса Фердинанда. Они стали объектами нападок толпы и преследований полиции. Для матери же новорожденного Гойко Анны, главными заботами были набирающая обороты война, стремительный рост цен и отсутствие мужа Стефана: несколько месяцев назад он отправился в Америку в поисках работы.

В начале 1917 года, незадолго до того, как в бой вступили США, превратив войну в поистине мировую, Стефан Стойчевич вернулся домой - без пени в кармане - чтобы умереть от туберкулеза, который он подхватил в цехах и съемных комнатах западной Пенсильвании. Год спустя Анна снова вышла замуж, но вскоре умерла при родах. Гойко и его старший брат Душан остались на попечении тетки, которая воспитывала их, как собственных детей. Гойко был слабым ребенком, непригодным для сельских работ, но, разглядев в нем способности к обучению, его тетка, несмотря на бедность, сделала все, чтобы дать ему хорошее образование.

После окончания Четвертой гимназии в Белграде юный Гойко поступил в православную духовную семинарию в Сараево. Во время Второй мировой войны, страдая от туберкулеза, он нашел убежище в Троицком монастыре на Овчаре, в центральной части Сербии. В 1944-м году ему предрекали не более трех месяцев жизни. Его выздоровление, во времена, когда пенициллин еще не изобрели, казавшееся чудом, подвигло его принять монашеский постриг в 1946-м году и взять имя его любимого святого Павла.

Сербская Православная Церковь, потерявшая за годы Второй мировой войны четверть своих святынь и пятую часть духовенства, была оставлена на милость воинствующей атеистической клики Тито.

Большая часть церковного имущества была конфискована сразу по окончании войны, церковное образование было фактически запрещено, участие в церковной службе строго наказывалось, а часто и вовсе запрещалось. Однако монах Павел за эти годы достиг существенного интеллектуального и духовного прогресса. В 1954 году он был рукоположен в иеромонаха. После окончания аспирантуры в Афинах Павел стал архимандритом, а всего несколько месяцев спустя был хиротонисан во епископа Рашко-Призренского. Епископ Павел оставался главой этой древней епархии, в состав которой входили Косово и Метохия, в течение 33-х лет, до 1990-го года, когда он был избран Патриархом.

Долгие годы авторитарного правления Тито были нелегким временем для Сербской Православной Церкви. Патриарх Герман, избранный в 1958 году, должен был балансировать на тонкой линии между задачей сохранения Сербской Православной Церкви в условиях враждебной политической среды и необходимостью налаживать рабочие отношения с коммунистическим режимом. Эта дилемма, так хорошо знакомая русским, имела для Сербской Церкви схожие последствия - то, что ошибочно называют «Американским расколом». Раскол быстро вышел за границы Америки, вызвал глубокие расхождения и оставил след в сербских общинах по всему миру. Сегодня известно, что белградский режим тайно поддерживал разделение церкви, разжигая рознь с помощью внедренных в эмигрантские круги агентов.

Будучи епископом Косова, Павел постоянно сталкивался с бедствиями, различными по своей природе, но сходными по размерам. Во время Второй мировой войны, пытаясь одержать победу над косовскими албанцами в битве за власть, Тито пообещал им автономию и изменение положения края в их пользу после окончания войны. Во время войны албанские коллаборационисты изгнали из Косова более 100 000 сербов. В это трудно поверить, однако после 1945 года сербам не позволено было вернуться домой. С конца 50-х до начала 80-х годов край покинуло еще 200 000 сербов, в основном, не по своей воле. На землях, покинутых сербами поселилось 200 000 албанцев. Албанские «кадры» получили контроль над местными коммунистическими органами. В 1948 году албанское население составляло около половины населения Косова, к 1981 году - 78%, сегодня - 90%.

В 70-х годах православные священники подвергались в Косове ежедневным нападкам. Павел и сам становился жертвой насилия: один раз албанец напал на него, когда епископ шел к почтовому отделению Призрена, другой раз Павла ударили по лицу на главной городской автобусной станции. Власти, разумеется, «не смогли» найти преступников, не говоря уже о том, чтобы предъявить им обвинения. Монастырское имущество было испорчено или конфисковано задолго до волны разрушений 1999-го года, когда НАТО развязало руки Армии освобождения Косова. Крупнейшая церковь Метохии в Дьяковице была разрушена властями, чтобы освободить пространство для массивного монумента в честь «партизанского движения». Албанское сепаратистское движение в Косове, закономерное следствие титовского порядка, подготовило почву для прихода Слободана Милошевича, неокоммуниста и квазинационалиста. Кровавый распад Югославии, длившийся с 1991 по 1999 год, стал запоздалой расплатой для Тито и его идеологических последователей

Павел был избран Патриархом в декабре 1990 года, накануне распада страны. Сам он не претендовал на этот пост, однако был избран, как компромиссная фигура, так как ни один из двух лидеров голосования не смог собрать необходимого большинства голосов.

В течение последующих безрадостных лет он не уставал повторять, что «никакими интересами, ни личными, ни государственными, нельзя оправдать бесчеловечность».

Когда в бывшей Югославии лились реки крови, он призывал верующих молиться не только за своих союзников, но и за врагов, так как «они гораздо больше нуждаются в спасении».

Во время встречи с американским послом Уорреном Циммерманом в 1991 году на вопрос посла о том, чем Америка могла бы помочь Патриарху и церкви, Павел, не моргнув глазом, ответил: «Ваше превосходительство, самое большее, что вы могли бы сделать, это не делать ничего, чтобы нам навредить».

Этому не суждено было сбыться. В государственном устройстве Югославии было слишком много трещин, поэтому не могло быть серьезных возражений против того, чтобы хорваты и боснийские мусульмане создали свои национальные государства. Но не было также и оправдания тому, что 2 миллиона сербов, живущих западнее реки Дрина, были силой присоединены к этим государствам, не получив при этом никаких гарантированных прав. Югославия была образована в 1918 году, как союз южнославянских народов, а не государств. И распад этого союза должен был происходить по тому же принципу. Это было и остается настоящим основанием югославского конфликта с того момента, когда прозвучали первые выстрелы в 1991 году. Политическая суть этой войны в западном мире, и в особенности в США, всячески замалчивалась. Вместо этого создавался образ сербов, как примитивных ультранационалистов, жаждущих занять чужие земли. Самые резкие из подобных обвинений разом перекочевали из мусульманских и хорватских источников в средства массовой информации, резолюции конгресса, псевдоправовые бессмысленные выводы Гаагского трибунала и, в конечном итоге, в боевые приказы НАТО.

К сожалению, многие сербы не последовали призыву Патриарха Павла: «Если мы будем жить, как божьи люди, на Балканах и в мире хватит места всем народам. Если же мы уподобимся Каину, весь мир будет слишком мал и для двоих». Но постоянное изображение сербов в обличии демонов, а косовских и боснийских мусульман - в образе невинных жертв этнической и культурной нетерпимости подготовило почву для построения постмодернистской квазиреальности. Патриарх Павел, к своему огорчению, прекрасно понимал это, однако воздерживался от заявлений, которые могли счесть политическими. Он промолчал даже тогда, когда хорватские власти разрушили православную церковь в его родной деревне, в которой его крестили в 1914 году. Западная пресса часто критиковала его за появление на официальных мероприятиях, которые посещал Милошевич, даже, несмотря на то, что присутствие Патриарха обусловливалось протоколом и традициями, однако в 1997 году он также молчаливо присутствовал на собрании, потребовавшем отставки Милошевича.

Патриарх Павел был крайне удручен тем, что после краха коммунистического режима Сербия попала под власть идеологии обогащения. «Я хотел бы стоять у дверей банкетных залов и других мест встреч богатых, стоять и молиться за наших бедных братьев и сестер и их детей. Мы должны яростно стыдить тех, кто столь открыто опускается до высокомерной жадности, а не возмущаться за закрытыми дверьми». Его легендарная скромность выражалась в привычке пользоваться общественным транспортом и нелюбви к автомобилям с водителями. В 2006-м году во время Священного Архиерейского Собора он проходил мимо здания Патриархата и обратил внимание на длинный ряд припаркованных «Мерседесов», «БМВ» и «Ауди». Павел поинтересовался у секретаря, чьи это машины. «Архиерев, приехавших на Собор, Ваше Святейшество». - ответил секретарь. «Интересно, - заметил Патриарх, - на чем бы они ездили, если бы не давали обет нестяжательства».

Сербии повезло: в самые тяжелые времена ей помогали политически дальновидные Патриархи, в частности, Патриарх Арсений III (Црноевич) во время турецких войн и Великого переселения сербов в 1690 году и Патриарх Гаврило (Дожич) во время Второй мировой войны.

Патриарх Павел принадлежал к другой традиции. Это был, скорее, мистически набожный монах, нежели уверенный руководитель церкви. Как Патриарх, он гармонично сочетал в себе три функции: отца, священника и пророка. Он осмыслил и принял, как жизненный принцип завещание князя Лазаря, мученически погибшего в Косове в 1389 г.: «Царствие земное мало и презренно, но Царствие небесное вечно и безгранично».

Перевод Дарьи Ванчковой

Недавно мне подарили карманную книжечку поучений и наставлений Патриарха Сербского Павла.Может показаться, что ни чего особенного нет в той книжечке. Однако, радостно иметь эту книжечку даже от того, когда знаешь, какой человек её написал.

Гойко Стойчевич , так с рождения звали будущего Сербского Патриарха Павла.

Родился 11 сентября 1914 года на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя в деревне Кучанцы недалеко от Доньи-Михольяц в Славонии в крестьянской семье.

Окончил гимназию в Белграде и семинарию в Сараеве; учился на Богословском факультете в Белграде.

Рано остался без попечения родителей: отец Стефан, серб по национальности, уехал работать в США , где заболел туберкулезом и вернулся домой умирать. Гойко тогда не было и трёх лет; только что родился брат. Мать Анна, хорватка по национальности, спустя год после смерти отца, вышла замуж и вскоре умерла во время родов, брат и Гойко остались с бабушкой и тёткой. Заботы о воспитании Гойко взяла на себя тётя.

Поскольку Гойко был очень слабым, больным ребенком, его освободили от сельских забот и позволили получать образование. Хотя, он был по его словам склонен к техническим наукам, а по Катехизису имел низкую оценку, под влиянием родственников, выбор был сделан в пользу духовной семинарии . Обучался в шестилетней семинарии в Сараево с 1930 по 1936 год. Позднее обучался на Богословском факультете Белградской духовной академии, хотя в начале поступил на медицинский факультет. Одно время был старостой студентов Богословского факультета.

Перед войной был секретарём министра церковных дел Воислава Янича. В 1940 году вступил в армию военным медиком в Зажичаре. Во время немецкой оккупации жил вначале в Славонии, затем возвратился в Белград.

Слабое здоровье привело его в Троицкий монастырь на Овчаре, где пережил времена болгарской оккупации. В 1943 году работал в качестве педагога и вероучителя детей беженцев в Бане-Ковиляче. Врачи обнаружили у него туберкулёз, прогноз был пессимистическим. Оттуда он направился в Вуджанский монастырь в селе Прислоница, где он оставался до 1945 года. В монастыре произошло выздоровление, что побудило его в 1946 году стать послушником. 7 апреля 1948 года он принял монашеский постриг , а вскоре был хиротонисан во иеродиакона.

В 1954 году был рукоположен в иеромонаха; в 1957 возведён в сан архимандрита. С 1955 по 1957 год был аспирантом кафедры Нового Завета и Литургики на Богословском Факультете в Афинах, где защитился со степенью доктора богословия. Согласно одной из легенд, когда один из сановников сербской церкви вопрошал о новом аспиранте Афинского университета, то получил следующий ответ: «Если бы наша Греческая Церковь имела хотя бы пять таких священников, как ваш Павел, то не боялась бы за свое будущее, но была бы самой сильной Церковью в мире ».

На очередном заседании 29 мая 1957 года, Святейший Синод Сербской Православной Церкви отметил молодого доктора богословия, и избрал его епископом Рашко-Призренским. Эта новость настигла его во время паломнической поездки в Иерусалим.

Хиротония была совершена 22 сентября 1957 года в Белградском кафедральном соборе группой епископов во главе с патриархом Викентием (Продановым). На кафедру епископа Рашко-Призренского был возведён 13 октября того же года в кафедральном соборе Призрена.

Как предстоятель Рашко-Призренской епархии организовывал строительство новых храмов и работы по реставрации и сохранению православных святынь Косова и Метохии.

Во главе Рашко-Призренской епархии строил новые церкви, обновлял ветхие и порушенные. Заботился о Призренской семинарии, где иногда проводил лекции по церковному пению и славянскому языку. Постоянно путешествовал по епархии для служения. Епархией управлял в одиночестве, не имея ни сотрудников, ни секретаря, ни автомобиля. Передвигался либо пешком, либо на общественном транспорте .



В ноябре 1990 года решением Священного Архиерейского Собора Сербской Церкви, после восьми кругов неудачного голосования, Павел был избран предстоятелем Церкви на место заболевшего Патриарха Герман.

Павел стал на момент своего избрания старейшим среди сербских Патриархов, он был избран Патриархом в 76 лет (его преемник, Патриарх Ириней, избран в 79 лет). Посетил все континенты и все епархии Сербской Церкви. На 91-ом году жизни ездил в Австралию на две недели. Посетил и большинство Поместных Православных Церквей, а также многие европейские страны и страны других регионов мира.

Может быть, не лишним будет также привести отрывок из беседы Николая Кокухина с диаконом Небойшей Тополичем :
«По милости Божией у нас есть такой духовный пастырь, как Святейший Патриарх Павел… Он ведет аскетическую жизнь и является для нас живым примером евангельского пастыря. Он живет во Христе в полном смысле этого слова… Как православный монах он постится, то есть не кушает мясо, а в понедельник, среду и пятницу у него очень строгий пост… Он каждое утро служит литургию в маленькой часовне, которая находится в здании Патриархии. Там нет хора, а поют только прихожане…
Он сам облачается перед службой и сам разоблачается после службы, он сам исповедует прихожан и сам причащает их. Подрясник и рясу он носит с тех пор, как постригся в ангельский чин (а это произошло пятьдесят лет назад). И не меняет их. Он сам стирает, гладит и чинит их. Он сам себе готовит пищу. Однажды он рассказал мне, как из женских сапог сшил себе хорошие ботинки, у него есть все сапожные инструменты, он может отремонтировать любую обувь. Он часто служит в разных храмах, и если увидит, что у священника порвана ряса или фелонь, он говорит ему: «Принеси, я починю ее»… Пребывание рядом с таким человеком - это большое благо для воспитания собственной души, для духовного возрастания
».

При этом патриарх Павел является доктором богословия.

Госпожа Яня Тодорович рассказывала историю, случившуюся с её сестрой. Та как-то попала на приём к патриарху по какому-то делу. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви - это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: "какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?" Патриарх тут же с радостью сказал: "Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашёл возле урны, когда шёл в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил - и вот, они ещё долго смогут послужить ".

С этими же ботинками связана ещё одна история. Некая женщина пришла в патриархию с требованием поговорить с патриархом по неотложному делу, о котором она может сказать только лично ему. Такая просьба была необычной и её не сразу пустили, но всё же настойчивость посетительницы принесла плод, и аудиенция состоялась. Увидев патриарха, женщина с большим волнением сказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, ласково спрашивает: "А в каком часу вы легли спать?" Женщина, удивившись, ответила: "Ну... где-то в одиннадцать". "Знаете, я лег позже, около четырёх часов утра", - отвечает патриарх, - "И мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается". И не взял денег.

Однажды, подходя к зданию патриархии, святейший Павел заметил много стоявших у входа иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал : "Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было? "

Как-то раз патриарх летел куда-то с визитом на самолёте. Когда они пролетали над морем, самолёт попал в зону турбулентности и стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с патриархом, спросил, что он думает о том, если самолёт сейчас упадёт. Святейший Павел невозмутимо ответил: "В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня ".

Патриарх Павел скончался в 10.45 утра 15 ноября 2009 года после принятия Святых Таин в Военно-медицинской академии в Белграде.


Гроб с телом был перенесен в собор Святого Архангела Михаила в Белграде, где доступ к нему был открыт круглосуточно. Очередь к гробу не иссякала день и ночь, вплоть до утра 19 ноября; в стране был объявлен трёхдневый траур (16, 17 и 18 ноября), день похорон объявлен нерабочим днём . Утром 19 ноября прибывший в Белград в связи с кончиной предстоятеля Сербской Церкви патриарх Константинопольский Варфоломей возглавил заупокойную литургию .

Согласно воле покойного, фото- и видеосъемка погребения не велась.


Мы не выбираем ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями. Когда человек рождается в мир, все радуются, а он один плачет. Но нужно прожить жизнь так, чтобы по кончине человека все о нём плакали, а он один радовался (Патриарх Сербский, Павел) .

Легко быть аскетом, если ты нищий. Достаточно ничего не делать. Но когда доступно всё, преодолеть искушение очень сложно.

Пока его коллеги пользовались материальными благами, Патриарх Павел Сербский оставался верен своим принципам и вёл скромный, нестяжательский образ жизни. Он не боялся критиковать пользующихся излишествами священнослужителей:

Патриарх Сербский

«Если архиереи, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?»

Прихожане сербской православной церкви могли с удивлением натолкнуться на него в общественном транспорте или увидеть, как будущий владыка Павел собственноручно чинит дверной замок.

В последний путь его провожало около миллиона человек, а Сербии объявили трёхдневный траур.

Давайте же узнаем больше о том, каким был глава сербской церкви, святейший Павел!

Будущий патриарх рано потерял родителей, его воспитала тётка

День рождения Патриарха Павла Сербского

Гойко Стойчевич родился 11 сентября 1914 года в крестьянской семье из деревни Кучанцы. Шла первая мировая война. Отец поехал в США на заработки, но вернулся оттуда с туберкулёзом. Все знали, что он скоро умрёт.

Мать родила второго сына и после смерти супруга вышла замуж. Забеременела и тоже умерла - во время родов.

О двух сиротах заботились бабушка и тётя.

Будущий Патриарх Сербии Павел пережил много трудностей. Но сохранил убеждение, что они - не преграда для достойного человека:

Патриарх Сербский

«Невозможно нам оправдываться и говорить, что, если было бы какое-нибудь более удачное время, и мы были бы удачливее. И в лучшие времена можем потерять и достоинство, и душу, а и в худшее время и в самых тяжелых обстоятельствах можем сохранить и достоинство, и душу».

Ему повезло в том смысле, что семья была религиозной. Дети ходили в воскресную школу, знали много о Божьем Законе и молитвы. Без земных родителей, будущий патриарх Сербии обратил взгляд к Отцу Небесному.

Позже он говорил, что именно из-за сиротства он смог сильнее ощутить близость Бога.

Гойко оказался слабым и болезненным мальчиком. Родственники отнеслись с пониманием и не утомляли его крестьянскими обязанностями. Напротив - ребёнку позволили сосредоточиться на образовании. Гойко имел успех в технических предметах, а вот запоминание ему давалось тяжело:

Патриарх Сербский

«Однажды надо мной уже и свечу поставили, подумали, что умер. Тетка видела, что я не гожусь для сельских работ, и было решено, что мне надо продолжать обучение. Семья оказала важнейшее влияние на мое решение поступить в Духовную Академию, но интерес к физике сохранялся и я занимался ей в свободное время».

Гойко Стойчевич не мог найти своё призвание и заболел туберкулёзом

И всё же родственники настояли, чтобы Гойко пошёл в духовную семинарию. Там он провёл шесть лет. После он учился на богословском факультете в Белграде. Решение связать жизнь с религией не было твёрдым.

Гойко Стойчевич

Имя данное Патриарху Павлу при рождении

Гойко задумывался о медицине, пробовал свои силы на соответствующем факультете, был военным медиком.

С 1941 Гойко - два года прораб по расчистке руин в Белграде. После он снова возвращается в «свою» стихию: работает вероучителем и педагогом в Бане-Ковиляче. Он занимается с детьми беженцев. Кажется, в жизни появился некий смысл и стабильность, но судьба распоряжается иначе.

Гойко, как отец, заболевает туберкулёзом. Врачи просят его приготовиться к худшему. Три месяца, не больше.

Гойко Стойчевич стал монахом Павлом, затем - доктором богословия, а после - епископом

Куда теперь податься больному, умирающему человеку?

Гойко выбрал монастырь Вуян. Там он боролся с болезнью - и выздоровел! Это событие изменило планы Гойко. Он решил посвятить жизнь Господу. В 1946 Гойко - послушник, а в 1948 - уже монах, и, в конце концов, - иеродиакон.


В 1949 году он на шесть лет становится насельником монастыря Рача.

С 1955 он - два года аспирант кафедры Нового Завета и литургики в Афинах. Коллеги отзываются о нём очень положительно, хвалят. Павел - уже давно не тот мальчик, что имеет способности лишь в технических предметах.


И хотя Павел постоянно вращался в сфере знаний, он считал, что ум необходимо уравновешивать человеческой добродетелью:

Патриарх Сербский

«Ум дает нам свет, он - наше внутреннее око, но он холоден. А доброта теплая, но слепая. Вот и установить бы равновесие в развитии ума и доброты, в этом всё дело. Иначе ум без доброты переходит в злобу, а доброта без ума - в глупость».

Много событий произошло в течение 1957 года. Гойко - доктор богословия, его возводят в сан архимандрита, затем - избирают епископом Рашко-Призренским.

Епископ Павел строил храмы, занимался общественной деятельностью, писал богословские труды и стал патриархом

Епископ Рашко-Призренски Павел взялся за строительство храмов и реставрацию святынь Косова и Метохии. В тот период там имелись большие проблемы межэтнических отношений.

«Любовь к собственному народу, которая была бы слепа к неправде и преступлениям, не является любовью. Подлинная любовь к собственному народу означает, что есть в ней место и для всякого другого народа».

Организация Объединённых Наций. Епископ обращался за помощью туда

Епископ обращался в ООН с просьбой о помощи, но на неё не отреагировали.

Всю эту активность он совмещал с преподавательской деятельностью и писал научные работы. Из-под его пера вышло немало трудов, среди которых:

Монография о монастыре святого Иоанникия Девичского

«Да станут нам яснее некоторые вопросы нашей веры» в трёх томах

Исследования по литургике. Более двадцати лет из публиковал «Вестник Сербской Православной Церкви».

Многие высказывания Павла разобраны на цитаты.

Ноябрь 1990

Павел был избран патриархом Сербской Церкви

В ноябре 1990 года Священный Архиерейский Собор Сербской Церкви избрал его патриархом Сербской Церкви.

«Я никогда не ждал и еще меньше этого хотел, - признавался он, - тогда мне было уже 76 лет, а в таком возрасте что-то начинать очень трудно. Но утро вечера мудренее, на следующий день я пришел в себя и стал думать, с чего начать, за что взяться. Знаете, как: есть возможное, есть невозможное, и есть то, что ты должен. Чувство долга и его исполнение - вот главное».

Патриарх Сербский Павел вёл скромную жизнь, всё делал сам и всегда помогал людям

Святейший Патриарх Сербский Павел отличался скромностью и умеренностью. Его сан позволял пользоваться множеством привилегий. Однако патриарх счёл роскошь бессмысленной для духовной жизни.

Он отказался от личного транспорта, и ездил на общественном. Простые люди могли обнаружить его в соседнем кресле автобуса за чтением духовных писаний.


Павел Сербский ел мало и просто. Если для аскетов прошлого это было серьёзным духовным и физическим испытанием, то для патриарха - норма жизни. Он не видел смысла в излишествах.

Сербский патриарх с состраданием относился к живым существам, не ел мяса.

Но когда его напрямую спросили: «Вы вегетарианец?», владыка ответил отрицательно. И не соврал - он не вешал на себя ярлыки, не считал, что поступает как-то из ряда вон. Он вёл самую простую и морально правильную жизнь - такую, как велело сердце.

«Время созидает и разрушает, а дела любви остаются и превосходят время, в которое мы призваны свидетельствовать, каждый по своему призванию, но всегда как люди и никогда - как нелюди».

В одежде он тоже себя ограничивал. «Зачем мне вторая ряса? Я не могу носить две сразу». Пятьдесят лет владыка служил в одной и той же церковной одежде. Ухаживал за ней, ремонтировал по необходимости.

Он стремился проводить богослужения в разных храмах, так что постоянно встречал новых священников. Если замечал порванные рясы, то от всей души предлагал: «Принеси, починю».


Обувь владыка тоже не видел смысла покупать. Он прекрасно шил. Одна прихожанка с неодобрением посмотрела на его изношенные ботинки. Неужели у сербского народа нет денег на новую обувь патриарху? А тот сказал:

«Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашел возле урны, когда шел в патриархию».

Владыка сам отремонтировал находку и ещё долго ей пользовался.

С обувью связана ещё одна история. Некая женщина пришла к патриарху Павлу и принесла деньги. Она заявила, что ей приснилась Богородица и потребовала купить патриарху новые ботинки. Тот спросил:

А в котором часу Вы спали?

Около одиннадцати.

Знаете, я лег позже, около четырех часов утра. И мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается.

Священники заставали патриарха, подметающим в храме.

«Не нужно стесняться никакой работы. И самый грязный труд не может нас унизить. Унижает нас только грех».

Также рассказывают историю, когда некий заключённый заявил, что исповедуется, если только сам патриарх явится за этим. Разумеется, он не рассчитывал, что владыка сядет на городской транспорт и примчит к нему. Но именно так и случилось. Патриарх исповедовал заключённого.

Он верил, что отнюдь не условия и обстоятельства определяют личность человека:

Патриарх Сербский

«Человек не может выбирать ни время, ни место, когда и где ему родиться, ни условия, в которых ему предстоит жить. Это не зависит от нас. Но то, что от нас зависит и чего от нас ждут, состоит в том, чтобы быть людьми — всегда и везде. При всех условиях и всех обстоятельствах».

Любой желающий мог навестить владыку и пообщаться с ним. Общался патриарх просто и понятно всем. Хотя сам отлично знал богословие, историю религии и другие науки, так что при необходимости мог углубиться в очень сложные даже для священника разговоры.

Патриарх Павел много путешествовал - и не только по Сербии. Он успел по делам церкви побывать на всех континентах - за исключением Антарктиды.

Патриарх Павел скончался 15 ноября 2009 после тяжёлой болезни, с ним простился почти миллион человек

В конце 2007 года патриарх серьёзно заболел и попал на лечение в госпиталь. Он больше не мог принимать всех желающих. Да и исполнять прямые патриаршие обязанности уже не позволяло здоровье. Через год владыка обратился в Священный архиерейский собор Сербской православной церкви и попросил отставки.

Он не держался за титулы и звания. Куда важнее, чтобы Сербская церковь продолжала полноценно функционировать. Но в просьбе отказали, хотя функции предстоятеля временно стал выполнять Священный Синод, а в его главе - митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий.

15 ноября 2009 года патриарх Павел скончался. Проститься с ним пришло около миллиона человек.