Растительный и животный мир земли. План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему: растительный мир земли

Флора по органическому своему строению сложнее любых почв и пород земных недр, и занимает она на Земле такую обширную сферу, что теряется и в земле, но в виде некоторых побегов и подобий она приближает-

ся и к царству животных. У растения есть нечто подобное жизни, есть возрасты жизни, есть пол, растения оплодотворяются, рождаются и умирают. Поверхность Земли сначала была готова для растений, потом уж для животных и человека; растения опережают человека и животных, и разные виды травы, плесень, мох уже льнут к тому голому камню на котором нет места для животного существа. Если рыхлая земля способна принять в себя семена растений, если луч солнца согревает их, они про-растают и умирая, приносят свои плоды, потому что прах их лучше хранит и обогревает новые растения. Так покрываются цветами и травою скалы и болота со временем превращаются в ковры из растении и цветов. И, разлагаясь, неуемная флора Земли обогревает темницу природы, и тут растут живые существа и развивается вся культура Земли.

Вот что бросается в глаза: человеческая жизнь в той мере, в какой она растительна, разделяет судьбу флоры. Как растение, человек и животное рождаются из семени, и семя, зародыш будущего дерева, тоже нуждается, чтобы вырасти, в теплой материнской оболочке. Человек формируется в чреве матери, растет там, как растение; и позже наши нервы и волокна, первые побеги и силы можно сравнивать с чувствительными органами растений. И жизнь нашу можно сравнить с жизнью растения: мы прорастаем, растем, цветем, отцветаем, умираем. И нас вызывают на свет, не спросившись нашего желания, и никто не узнаёт у нас, какого пола мы желаем быть, и от каких родителей явиться на свет, и на какой почве, тощей или тучной, хотим мы жить, и от какого внутреннего или внешнего повода умереть. Во всем этом человек следует высшим законам и, подобно растению, ничего не знает о них и даже служит им всеми своими самыми сильными стремлениями и влечениями. Пока человек растет, пока соки кипят в нем, мир кажется ему радостным, широким! Он протягивает ветви свои во все стороны, думает, что дорастет до неба. Природа увлекает его жизнью, силы его бодры, он энергичен, он неутомимо трудится и усваивает те умения, которые пожелала развить в нем природа, выращивая его в поле или на огородной грядке. Но вот природа достигла своих целей - и постепенно оставляет человека. В цветущую весеннюю пору, в годы нашей юности - как изобильна повсюду природа! Кажется, своими цветами она хочет усадить целый новый мир! Но прошло несколько месяцев - и все совсем иначе: половина цветов опала, несколько жалких сухих плодов завязалось и зреет. Все дерево трудится и напрягается, чтобы они созревали, - но вот уже начинают засыхать листья. Дерево сыплет свои блеклые волосы, оплакивая покинувших его детей, - голые ветви торчат, но и сухие ветви ломает буря, и наконец дерево падает на землю, и лишь немногий флогистон переходит в душу природы. Разве не то же самое человек, если посмотреть на него как на растение? Какая безмерность надежд, какие ожидания, какая жажда деятельности наполняет неясными и живыми предчувствиями юношескую душу! Всего ждет он от себя, и именно потому все удается ему, ибо удача - верная спутница юных лет. Но прошло несколько лет - и все переменилось вокруг, потому что переменился сам человек. Самое малое исполнил он из того, что хотел испол-


нить, и он радуется, если не обязан исполнить задуманного уже теперь, не ко времени, елси может жить спокойно и тихо. В глазах высшего существа все деяния человека на Земле стольк же весомы, по крайней мере стольк же определенны и четки, как деяния и предприятия любого дерева. Человек развивает в себе то, что способен развить, и овладевает тем, над чем способен взять верх. Он гонит стебель, растит побеги, выращивает плоды и сеет новые деревья, но он не может сойти с места, на которое поставила его природа, и неоткуда взять ему сил, которых природа не вложили и него.

Но главное, что ущемляет гордость человека, так это то, что самыми сладостными порывами своей души, которые именует он любовью и в которых он проявляет такую разборчивость и так следует своим желаниям, он - столь же слепо, как растение, - служит законам природы. И чертополох, как говорится, красив, когда цветет, а цветение, это мы знаем, у растений пора любви. Чашечка цветка - постель, венчик - занавес, другие части - детородные органы, которые природа выставила у этих невинных творений напоказ, укрясив их пышно и прекрасно. Чашечка цветка - одр Соломонов, чаша прелести, восхищающая и другие существа. Почему природа все так создала, почему, связывая людей любовью, она вплела и узы любви самые прелестные свои сокровища, какие нашлись в поясе красоты ее? Великая цель природы - вот чего надлежит достигать, а не мелких целей чувственного существа, разукрашенного природой, - цель эта - продолжение жизни, сохранение рода. Природе, нужны зародыши и семена, ей нужно бесконечно много семян, ибо шаги ее величественны - она тысячу разных целей преследует в один миг. И она должна считаться с потерями, ибо все живое теснится и ни для чего нет места, чтобы развиться полностью. И природа отнесла время любви к периоду юности и зажгла факел свой от самого тонкого и пылкого пламени, какое нашлось между небом и землею, - для того чтобы в мнимом своем расточительстве не утерять самого существенного, первой свежести жизненных сил, и предотвратить все неожиданности в судьбах теснящихся на узком пространстве живых существ. Приходит пора юности, и расцветают неведомые ранее стремления, о которых не подозревали ребенок и подросток. Взор оживает, голос мужает, ланиты девушки розовеют - два юных существа ищут друг друга и не знают, чего им надо, они томятся, желая соединиться, но отказала им в этом строго разделяющая природа, и они носятся по морю обмана. О творения человеческие! Сладостен ваш обман, наслаждайтесь своею порой, но знайте, что не ваши маленькие сны, но что природа мило и изящно принуждает вас исполнить величайшие преднамерения свои. В первых двух особях всякой живой породы, в самце и самке, природе угодно было посеять все грядущие поколения; вот почему в мгновения бодрости и наслаждения отбирала природа и соединяла животворящие семена жизни, - отнимая что-либо у живого существа с его существованием, природа хотела отнять как можно незаметнее, отнять кротко и мягко. А когда жизнь рода обеспечена, природа постепенно выпускает индивида из рук своих. Едва прошло время совокупления, и лось теряет свои великолепные рога.

птицы перестают петь, оперение их бледнеет, рыбы утрачивают свой вкус, растения - лучшие краски. У бабочки выпадают крылья, и дыхание оставляет ее - а, не потеряв сил своих, в одиночестве, она прожила бы с полгода. Если молодое растение не цветет, оно выдерживает зимнюю стужу, а если цветет слишком рано, то погибает. Банановое дерево (муза) иногда растет до ста лет, но если оно расцветает, то никакое уже искусство, никакой опыт не спасут его, и на следующий год пышный ствол его погибнет. Зонтичная пальма за 35 лет достигает высоты в 70 футов, потом, за следующие четыре месяцы, вырастает еще на 30 футов, цветет, приносит плоды и умирает в том же году. Таковы пути природы, она одно живое существо выводит из другого; река течет, а волны теряются одна в другой.

Наблюдая за распространением и перерождением растений, мы замечаем известные закономерности, которые можно применить и к творениям, стоящим выше, - они, эти закономерности, подготавливают нас к постижению перспектив и законов всей природы. Всякое растение растет в своем климате, то есть требует не только известной почвы, но и растет на определенной высоте, при таких-то особенностях воздуха, воды, при таком-то тепле. В недрах земли все хаотически перемешано, и хотя свойства и горных пород, и металлов, и кристаллов объясняются свойствами земли, в которой они выросли, почему и получаются иногда самые странные различия между ними, то все же в царстве Плутона люди лишены возможности общего географического обзора всей Земли и не пришли еще к открытию основных принципов, как в прекрасном царстве Флоры. Итак, ботаническая философия 1* , упорядочивающая растения по высоте, на которой они растут, по характеру почвы, по особенностям воздуха, воды, тепла, очевидным образом подводит нас к той философии, что упорядочивает подобным же образом мир животных и человека.

Все растения встречаются на Земле в дикорастущем состоянии, и наши культурные сорта тоже вышли из чрева польной природы и растут лишь в известных широтах, достигая полного совершенства. То же - животные и человек, ибо каждая порода людей естественным образом складывается и растет лишь в подобающей ей области Земли. На каждой почве, на всяких горах, в каждой атмосферной зоне, в своем холоде и тепле растут свои растения. На скалах Лапландии, в Альпийских горах, на Пиренеях растут, несмотря на расстояния, все те же или похожие травы; и похожие дети

1* «Ботаническая философия» Линнея 1 (Linnaei philosophia botanica) - классический образец для нескольких наук; если бы у наас была в этом же роде philosophia anthropologica, написанная кратко и с должной многогранностью и точностью, то в наших руках была бы нить, которой могло бы следовать всякое новое наблюдение. Аббат Сулави в своей книге «Hist. naturelle de la France meridionale» (т. II, ч. 1) дает нам «очерк всеобщей физической географии растений» и обещает такой же очерк о животных и о человеке.

вырастают в Северной Америке и северных частях Татарии. На таких нагорьях, где ветер нещадно рвет растения, где лето коротко, растения мельче, но зато дают множество семян, а если пересадить их в сад, то они вырастут длиннее и листья их будут крупнее, но семян они дадут меньше. Всякому ясно, как напоминает это животных и человека. Все растения любят свободу; в оранжереях они склоняют свои головы в ту сторону, откуда падает свет, а иногда и просовываются через отверстия наружу. В закрытом помещении, в тепле растения вырастают выше, пышнее, но они и бледнее, и плодов у них меньше, а если вдруг пересадить их на волю, то они теряют листья. Не то ли самое будет с людьми, если культура нежит, хо-\ит и неволит их? Иная почва, другой воздух порождают новые разновидности растений, но то же можно сказать о животных и о людях; растения могут выиграть в красоте, в форме листьев, в числе стеблей, но теряют силу к продолжению рода. Не то ли самое у людей и животных (если отвлечься от разницы в силах и степени сложности) ? Растения в теплых зонах разрастаются и становятся целыми деревьями, а в холодных странах они хиреют и дают карликовые побеги. Одно растение - для моря, другое - для болота, третье - для родников и озер; одно любит снег, другое - ливни, какие бывают в жарких странах, и все это налагает свой отпечаток на их форму, на их строение. Не можем ли мы ожидать подобных различий, когда перейдем к органическому зданию человека? Ведь и мы в какой-то мере тоже растения?

Особенно приятно наблюдать, что растения своеобразно считаются с временами года, даже и с временем суток, лишь постепенно привыкая к чужому климату. Ближе к полюсу рост их замедляется, но созревают они там быстрее, потому что лето наступает позже и летняя погода сильнее действует на них. Растения, которые привозят в Европу из южных стран, в первое лето созревают позже, потому что ждут обычного для их климата солнца; на второе лето они созревают уже быстрее, постепенно привыкая к новым для них широтам. В искусственном климате оранжереи каждое растение придерживается тех сроков, в которые росло оно на родине, хотя иной раз и растет в Европе лет пятьдесят. Растения с мыса Доброй Надежды цветут зимой, потому что лето в Южном полушарии бывает тогда, когда у нас - зима. Мирабилис уветет ночью, и, как предполагает Линней, потому, что на его родине, в Америке, в эту пору - день. Так всякое растение придерживается своих сроков, когда раскрывается и закрывается, строго выдерживает часы. «Цветы словно знают, что для роста им нужны не только тепло и вода», - так пишет философ-ботаник 2*3 , и, несомненно, рассуждая об органических различиях, существующих между людьми, об акклиматизации человека в чуждых ему зонах, следует думать тоже не об одном только холоде и тепле, особенно когда сопоставляют два полушария Земли.

2* «Работы Шведской Академии наук», т. 1, с. 6 ел.

И наконец, если заговорить о том, как человек и растение сосуществуют, как они живут вместе друг с другом, то тут откроется перед нами целое поле замечательных явлений, - если бы мы только могли идти по нему! Уже давно был изящно замечено 3* , что растения точно так же, как и мы, люди, не могут жить в чистом воздухе, но что они впитывают как раз горючее вещество, флогистон, убивающее животных и во всх животных телах способствующее гниению! Замечено было, что это полезное свое дело, очищение воздуха, растения производят не с помощью тепла, а с помощью света, так что впитывают они даже холодный свет Луны. Благотворные дети Земли! Разрушающие наше тело вещества, отравленное наше дыхание вы впитываете в себя, и нежнейшая среда, воздух, должна помочь вам соединить эту отраву с вашей тканью, и вы выпускаете наружу чистый воздух. Вы поддерживаете здоровье в существах, которые губят вас, и, умирая, вы продолжаете творить благое дело - вы оздоровляете землю и умножаете ее плоды.

Если бы растения и достигали только этих двух целей, как переплелось бы уже их тихое существование с жизнью животных и человека! Но как многообразно сплетается история царств природы, какая новая между ними связь: ведь растения - это и самая изобоильная пища для животных, а в истории человеческого рода с его столь различным образом жизни так много зависело от того, чтоо выберет человек себе в пищу - растения, животных и т.д. Самые спокойные и, если можно так сказать, самые человечные животные питаются растениями, а в характере народов, которые питаются растениями или хотя бы предпочитают растительную пищу мясной, тоже замечет такой же здоровый покой, светлый нрав и беззаботность. А плотоядные животные по природе своей гораздо более дики; человека, существо всеядное, по крайней мере, не обязан быть плотоядным животным, о чем говорит строение его зубов. Часть народов, населяющих Землю, как и в давние времена, питаются молоком и растениями, а какое богатство пищи предоставила им природа: одно дерево может иной раз прокормить целую семью - это и сердцевина, и сок, и плоды, и даже кора и ветви растений! Всякой области Земли чудесным образом дано природой все необходимое для нее; и то, что растение даст, но и то, что оно притянет к себе и возьмет. Так, растения живут флогистоном, то есть испарениями, среди которых встречаются вреднейшие для нашего организма, а потому и противоядие, которое вырабатывают они, согласуется с особенными условиями, существующими в каждй стране, и для животных тел, склонных к гниению, растения готовят именно то целебное средство, которое излечивает обычные для этой местности болезни. Вот почему человеку не следует желоаваться на ядовитые растения, ведь они отводят яды, то есть наиболее благотворны для целого края, а в руках человека и нередко уже в руках природы такие яды превращаются в наиболее действенные противоядия. И если случалость так, что люди совершенно искоренили в той или

3* «Опыть с растениями» Ингенхауса 4 , Лейпциг, 1780, с. 49

иной области один из видов растении или животных, то редко не наносило это очевиднейшего ущерба живому миру в целом - и разве не снабдила природа и каждую породу животных, и человека органами и чувствами, для того чтобы они умели выбирать полезные для себя травы и обходить вредные?

Приятно бродить между деревьев и трав, изучая, как великие законы природы определяют полезность их, влияние на жизнь животных и людей в каждой стране, в каждой области Земли. Но мы удовольствуемся в дальнейшем тем. что будем срывать лишь некоторые цветы на этом неизмеримо обширном поле, а любителю и знатоку выскажем свое пожелание, чтобы была у нас приспособленная к истории человечества общая ботаническая география.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Растительный и животный мир Земли

1. Растительный мир

1.1 Дикорастущие и культурные растения

1.2 Растительность и флора

1.2.1 Зона тундры

1.2.2 Зона лесов

2. Животный мир

2.1 Животные Арктики и Антарктики

2.2 Животные тундры

2.3 Животные тайги

2.4 Обитатели пояса широколиственных лесов

2.5 Животные степей

1. Растительный мир

Растения играют громадную роль в жизни человека. Растения окружают нас всюду. На земном шаре насчитывается около 500 тысяч видов растений. Каждый день мы употребляем в пищу растительные продукты: белый хлеб - из семян пшеницы; картофель - клубни паслена клубненосного; чай- навар из листьев вечнозеленого чайного дерева (или кустарника) кисели, варенье; конфеты - из плодов и ягод различных растений; сахар - из корней сахарной свеклы или сахарного тростника; каши - из семян гречихи, проса, кукурузы, пшеницы, риса. А сколько различных видов деревьев участвуют в создании обстановки любой комнаты! Мы сидим на деревянных стульях, за деревянным столом, пишем деревянными карандашами и смотрим в окно, у которого деревянные рамы и подоконники.

Мы носим одежду из хлопчатобумажных, льняных и вискозных тканей, а их делают из растительного сырья.

Растения можно обнаружить в самых неожиданных местах: так например, между роговой и металлической частью оправы очков иногда населяются водоросли. Некоторые из них живут в шерсти животных, например ленивца, и даже придают окраске животных особый оттенок.

Без растений не могут существовать ни люди, ни животные: ведь только в земном растении под влиянием солнечного света образуется из неорганических веществ органическое вещество.

При образовании органического вещества (крахмала) выделяется кислород, который необходим для дыхания. Это свойство зеленых растений люди используют, создавая сады и парки, озеленяя улицы городов и поселков.

Среди высших растений есть виды, которые причиняют вред земледелию. Это сорняки, засоряющие посевы: куколь, дикая редька - в посевах овса; василек синий и метлица, пастушья сушка, хвощ полевой, спорынья и многие другие.

Дикорастущие растения послужили человеку исходным материалом для создания многих культурных видов. Пшеница, хлопчатник, кукуруза, картофель, овощи имеют длинную и интересную историю превращения диких растений в культурные. Человек неузнаваемо изменил их и приспособил к своим потребностям некоторые древние культуры, как например кукуруза, уже не встречаются в диком состоянии.

Созданием новых культурных растений происходит все время. Эта работа особенно широко развернулась на основе трудов И.В. Мичурина.

Иван Владимирович Мичурин вывел свыше 300 новых сортов плодовых и ягодных растений для средней полосы Европейской части СССР. Продолжая его работы, ученые создают новые сорта пшеницы, ржи, ячменя, картофеля, хлопчатника, льна, овощей, плодовых деревьев. Новые сорта они выводят со свойствами и качествами, нужными человеку.

Население дальнего Севера не знало вкуса овощей и картофеля. Их выращивание в суровых условиях Севера считалось в царской России невозможным. На Чукотке, например, без мороза бывает только 45 дней в году. Для созревания капусты и помидоров требуется от 80 до 120 дней. Казалось бы, препятствие не преодолимое. Однако ученые нашли выход: они выводят скороспелые сорта овощных культур, сокращая время их созревание.

Кроме того, картофель яровизируют и высаживают в грунт уже с зелеными растениями.

1.1 Д икорастущие и культурные растения

Все растения можно разделить на две группы: дикорастущие и культурные. Большая часть поверхности Земли покрыта дикорастущими растениями. Эти территории частично используются человеком под сенокосы, пастбища для скота, лесоразработки.

Каждое растение требует для своей жизни определенных условий: света, влажности, температуры, почвы. Поэтому определенные растения встречаются на более или менее ограниченной площади, которая называется ареалом. Формы и размеры ареала, кроме условий, необходимых для данного вида растений, зависят также от истории земной поверхности, биологических препятствий к распространению плодов или семян и других причин.

Есть растения, которые очень широко распространены по земной поверхности их ареал - чуть ли не вся суша. К таким растениям относятся тростник, камыш озерный, подорожник и др. Кроме того, в пределах своего ареала растения большой частью находятся в сочетании с другими определенными растениями, т.е. входят в состав того или иного растительного сообщества.

Растительное сообщество- это не случайное, а закономерное сочетание растений, которое создалось на длительное время под влиянием окружающей среды.

1.2 Растительность и флора

Все растительные сообщества какой-либо определенной местности составляют ее растительность.

Флора и растительность - слова, означающие одно и то же понятие. Между тем эти слова - научные термины, и они имеют строго определенное значение.

Флорой называют совокупность всех видов растений, встречающихся на определенной территории. Например, флора Кавказа имеет свыше 5700 видов растений, а флора СНГ около 18 тыс. видов.

Между климатом, почвой, растительным покровом и животным миром существует теснейшая связь. Географические зоны наглядно выражают эти связи.

Растительность влияет на окружающую природу, изменяет почву, увлажнение и другие условия своего обитания. Изменившиеся условия в свою очередь, приводят к смене одного типа растительности другим, лучше приспособленным к новым условиям смена растительности происходит также и под влиянием изменений климата.

Растительность в горах расположена поясами. Смена поясов напоминает смену зон на равнине. В горах растительность изменяется от более южного типа к более северному, так в горах лесной зоны внизу расположен пояс лиственных лесов, выше хвойные леса, а на вершине - горная тундра.

В горных странах вверху встречается совершенно особый тип растительности, который нигде не встречается на равнинах,- альпийская растительность, или альпийские луга.

На земном шаре различают пять зон растительности: тундровую, лесную, пустынную, тропическую.

1.2.1 Зона тундры

В зоне тундры растения очень выносливы и распространяются далеко на север.

Там встречаются водоросли, лишайники, мхи. Флора тундры очень бедна и состоит из многолетних низкорослых растений высотой от 5 до 15 см. Из кустарников для тундры очень характерны низкорослые ивы и березы. В тундре много брусники, черники, голубики, клюквы, толокнянки. Среди трав в тундре встречаются злаки, осоки и много красиво цветущих растений: маки, незабудки, колокольчики, куропаточья трава. Цветки в тундре очень крупные и удивительно яркой окраски.

1.2.2 Зона лесов

Хвойные леса занимают огромное пространство в Северном полушарии. Эта зона расположена ниже тундры и называется тайгой. Почвы в тайге подзолистые; в смешанных лесах - дерново-подзолистые. К югу хвойные леса сменяются лиственными.

Хвойные, за исключением лиственницы, - вечнозеленые деревья.

Для равнины Европейской части России характерны еловые леса. Их называют по травяному покрову: ельник-кисличник (с преобладанием в травяном покрове растения кислицы), ельник- брусничник (с преобладанием брусники), ельник-черничник и ряд других типов.

У нас ошибочно называют кедром один из видов сосны, а именно сосну сибирскую. Она и дает так называемые кедровые орешки. На Дальнем Востоке растет сосна корейская. На земле известны и виды настоящего кедра: кедр гималайский, кедр атласский, кедр ливанский и кедр короткохвостый.

Хвойные леса очень ценны. Они используются для получения строевого и поделочного материала, топлива, бумаги и других изделий. Лесохимическая промышленность производит из древесины кинопленку, пластмассы, вискозу, спирт, синтетический каучук, скипидар, камфару и много других веществ.

2. Животный мир

Богат и разнообразен животный мир земного шара. Число видов животных на Земле огромно. Ученые насчитывают около 1 млн. видов насекомых.80тыс. видов моллюсков, пауков-27 тыс. видов, раков-20 тыс. видов,рыб-18тыс.,червей-15тыс,рептилий-4тыс,губок-5тыс.,млекопитающих-3,5тыс.

Изучая животных, насекомых различные материки, можно заметить, что в близких природных условиях обитают животные, очень схожие между собой, а иногда и резко отличные. Поэтому, чтобы понять распространение животных на Земле, надо знать, прежде всего, условия, в которых они обитают, а также историю развития животного мира на Земле.

Климат, почвы, растительность образуют на земном шаре пояса, или зоны. В пределах каждого такого пояса животный мир имеет много общего. Животные, населяющие тундру Европы и Азии, очень схожи с обитателями тундры Северной Америки.

Прошлая история материков также проливает свет на особенности распространения современных животных. Миллионы лет назад, как предполагает ученые, Восточная Азия и Северная Америка были соединены, и поэтому в их фауне много общего. Южная Америка и Австралия также были соединены. Этим объясняется, что сумчатые животные встречаются теперь только на этих материках.

2.1 Животные Арктики и Антарктики

Зимой на полярных обрывах далеких северных морей и на ледяных полях жизнь почти незаметна. Изредка появляется хозяин Арктики - белый медведь да тюлени в полыньях. Зато летом на скалистых берегах островов Ледовитого океана гнездится множество морских птиц: чистики, кайры и чайки разных видов. Весной птицы прилетают на свои постоянные места-гнездовья.

В Антарктике условия жизни суровее, чем в северных полярных странах. Вся Антарктика покрыта льдом. Поэтому жизнь животных сосредоточена по краям материка и на прилегающих островах. Все животные Антарктики связаны с морем: обитающих только на суше здесь нет. В Антарктике живут пингвины, эти птицы проникают далеко к северу; их гнезда находят на берегах Южной Америки, Африки и Новой Зеландии. Пингвины гнездятся громадными колониями, численность их достигает в некоторых колониях десятков тысяч. Питаются они рыбой, моллюсками, ракообразными и другими морскими животными. Главный враг пингвинов - тюлень морской леопард типичные обитатели южных морей - альбатросы и буревестники. Альбатросы достигают очень больших размеров, до 3-4 м. в размахе крыльев. Питаются они в основном рыбой.

2.2 Животные тундры

Тундра на севере Европы тянется сравнительно неширокой полосой от Скандинавского полуострова на восток. В Сибири она расширяется, достигая на п-ве Таймыр 500км ширины. Широкие пространства тундры с ее озерами, болотами и густыми зарослями кустарников дают надежное пристанище многочисленным птицам, в ней около 80 видов птиц, в то время как в лесной полосе их около 200. Главная масса птиц - кулики различных пород, утки, гуси и в особенности белые куропатки.

Весной в тундру прилетают тысячные стаи гусей, казарок и др.

Характерные обитатели тундры поморники. Украшают тундру лебеди - тундряной и кликун. Эти красивые крупные белые птицы гнездятся по берегам озер среди кочек.

Одним из самых ценных животных тундры надо считать северного оленя. Дикие северные олени живут на Таймыре и в других местах тундры.

В тундре много песца. Это хищный зверь с очень красивым белым пушистым мехом, за который он ценится.

В некоторые годы очень сильно размножаются грызуны- пеструшки, или лемминги. Они служат богатой добычей для полярной белой совы, мохнатого канюка и для песцов. Даже северные олени - и те поедают пеструшек. В тундре также встречается овцебык.

2.3 Животные тайги

Животный мир тайги значительно богаче тундры. Здесь обитает крупный олень с лопатообразными рогами - лось. В таежных лесах юга Сибири встречается другой вид оленя - марал, или изюбр, как его называют в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Самцы кабарги имеют большие, торчащие изо рта клыки.

В Евразийской тайге широко распространен бурый медведь. Встречается он и в лиственных лесах, и в горах Европы, Кавказа и Средней Азии.

В тайге обитает хитрый хищный зверь - росомаха. Она имеет красивый, но грубоватый мех. Росомаха наносит большой ущерб таежным обитателям. Она нападает на лосят и оленят, забирается в склады провианта.

Самым ценным пушным зверем тайги считается соболь. Он живет у нас от Уральского хребта до Камчатки.

Лесная куница обитает в Европе. Она живет в хвойных и лиственных лесах. Так, как куница и соболь встречаются в местах обитания, они дают помесь, которую называют кидус. Среди грызунов одно из первых мест занимает белка. В тайге Сибири встречается красивый зверек- бурундук, похожий на меленькую белку, но иной окраски. У него вдоль тела идет несколько продольных полосок.

Типичная птица тайги - обыкновенный глухарь. Он широко распространен от Европы до Байкала. Восточнее живет каменный глухарь. Только в тайге живут рябчики и кедровки. Много дятлов, клестов, свиристелей.

В тайге мало змей и ящериц, можно встретить щитомордника и обыкновенную гадюку.

Среди представителей класса земноводных особый интерес вызывает сибирский четырехпалый тритон. Он населяет водоемы Сибири и Дальнего Востока. Большие неприятности человеку и животным, населяющим тайгу, доставляют назойливые насекомые- комары, мошки, слепни.

2.4 Обитатели пояса широколиственных лесов

растение животное земля тундра

В Европе, к югу от тайги, простирается область широколиственных лесов. Растительность здесь гораздо разнообразнее таежной. В этих лесах встречаются дубы, клены, липы, а южнее - бук, граб. Еще более пышные леса на Дальнем Востоке, к югу от Хабаровска и Амура. В исторические времена леса Европы населяли дикие быки- зубры. Теперь их осталось всего несколько десятков голов. Они находятся под охраной закона. Европейские олени были когда-то многочисленны. Теперь их содержат в парках и охотничьих хозяйствах. В лесах Сибири и Дальнего Востока живет небольшой олень. В некоторых местах Европы еще сохранились дикие свиньи- кабаны.

На Европейском материке живет выхухоль, обитательница рек и озер. Она встречается в бассейнах Волги, Дона, Урала. В полосе широколиственных лесов и степей живет заяц-русак. В перелесках и между хлебными полями живет тетерев-косач.

Встречаются орлы, подорлики, осоед и канюк, а так же ястреб-тетеревятник. На озерах и болотах гнездятся утки-кряквы, чирки -трескуны, серые утки.

Пресмыкающихся здесь больше, чем в тайге. Обычные обитатели: уж, гадюка, полоз, безобидная змея медянка, безногая ящерица веретеница, зеленая и живородящая ящерица. В лесах Дальнего Востока водится уссурийский черный медведь, обитает пятнистый олень, енотовидная собака. В дуплах живут белки, бурундуки, гнездится красивая утка- мандаринка. Изобилие ягод в лесу привлекает серых китайских скворцов и голубых сорок. В водах Уссурийского края живет кожистая черепаха.

2.5 Животные степей

Сплошной полосой от Венгрии до Казахстана тянутся степи.

Открытое пространство степей заставляет животных искать убежища под землей, поэтому степь богата норниками: сусликами, сурками, тушканчиками. В степи лисицы и волки живут в норах. Только зайцы - русаки не забираются под землю.

Обилие грызунов привлекают в степи многочисленных птиц луней, степных орлов, орлов- могильников.

В астраханских степях водится антилопа-сайга. В степи встречается ушастый еж. Крупный грызун, величиной с зайца - байбак или сурок. По балкам и оврагам, заросшим кустарником, живут волки. В зарослях камыша живут кабаны и камышовые коты. На степных просторах встречается крупная птица дрофа, малый журавль и стрепет. В степях много жаворонков. Встречается степной полоз, полоз - желтобрюх, степная гадюка, можно увидеть небольших степных удавов.

К обитателям степи относятся крупные пауки- тарантулы. Другой паук-каракурт - обитатель полынных степей Средней Азии - очень опасен для человека.

Размещено на Аllbеst.ru

Подобные документы

    Переход тайги в смешанный лес. Таежные животные в смешанном лесу. Типичные для широколиственных лесов звери, птицы и пресмыкающиеся. Места обитания благородного оленя и косули. Значение обитателей широколиственных лесов в хозяйственной деятельности.

    реферат , добавлен 02.06.2010

    Обитатели тропических лесов. Общественные птицы – пеликаны, живущие многочисленными колониями. Самый крупный грызун в мире - водосвинка (капибара). Обычаи ленивцев, ягуаров, лосей, рысей и волков. Обычаи обитателей Арктики – тюленей и белых медведей.

    презентация , добавлен 13.01.2011

    Рассмотрение основных функций тканей высших растений. Изучение места обитания, строения, питания и способов размножения водорослей, их роль в природе и в жизни человека. Ознакомление с разнообразием растений тундры и их адаптивными особенностями.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2011

    Фауна широколиственных лесов, наиболее распространенные растения, их экологическая роль. Земноводные и рептилии, обитающие на данных территориях, их характеристика. Основные представители млекопитающих: общее описание, классификация и распространенность.

    реферат , добавлен 08.06.2014

    Роль географического положения в разнообразии растительного мира Новосибирской области. Смена преобладающих видов растений в лесах тайги. Особенности лесостепного ландшафта и степной зоны, пример краснокнижных видов. Лесные ресурсы и их использование.

    презентация , добавлен 06.04.2012

    Практические познания об окружающих человека растениях. Признаки семейства крестоцветных, его видовое разнообразие. Экологическая и хозяйственная роль представителей семейства крестоцветных в составе растительности Южного полушария и тропической зоны.

    реферат , добавлен 09.07.2015

    Понятие о флоре, ландшафте, о растительном сообществе и растительности. Основные этапы развития мира животных на земле. Виды и важнейшие породы домашних животных. Загрязнение природной среды и роль растений в ее защите. Охрана растительного покрова.

    реферат , добавлен 03.07.2010

    Катархейская, архейская и протерозойская акротемы. Активная вулканическая деятельность. Анаэробные (бескислородные) условия жизни в мелководном древнем море. Развитие кислородосодержащей атмосферы. Разделение органического мира на растительный и животный.

    презентация , добавлен 22.02.2015

    Изучение наиболее существенных особенностей эволюции животного и растительного мира. Влияние эволюции на признаки растений и животных, анализ способа питания, как главного различия между ними. Отличительные черты биохимической реакции (фотосинтеза).

    контрольная работа , добавлен 25.09.2010

    Характеристика фитоценоза и флористического состава соснового леса. Факторы, влияющие на развитие растений: почвы, пожары, морфометрические показатели. Проверка гипотезы об однородности флоры фитоценоза сосновых лесов с применением критерия Стьюдента.

Урок географии в 7 классе

Тема: «Растительный и животный мир Земли».

Цели:

    Раскрыть взаимосвязь компонентами зональных природных комплексов.

    Показать разнообразие растительного и животного мира на планете.

    Выявить связь растений и животных с природными условиями.

    Воспитывать ответственное отношение к природе.

    Познакомить учащихся с животными и растениями, которые находятся на грани исчезновении.

Задачи:

    сформировать представление о животном мире и растительном мире (об основных растениях, животных и особенностях их приспособления к жизни);

    развитие зрительного и слухового восприятия (на материале урока)

    развитие мышления (анализа, обобщения) и внимания (на материале урока)

    формирование экологического сознания учащихся (на материале урока)

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: Карта природных зон, атласы, презентация, видеозаписи.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Сообщение темы и цели урока.

Опрос. (Слайд №3)

1. Какие особенности природы материков мы изучили? (рельеф, климат и воды суши).

2. А для чего нам с вами необходимо знать особенности природы материков?

(где какой климат, где какие реки, где какая растительность и т. д.)

3. Какие условия вы считаете необходимыми для жизни растений?

(тепло, влага, почва)

4. О чем мы сегодня будем говорить?

(о растительности и животном мире)

Рассказ учителя

Схожесть или различие растений и животных, находящихся в различных природных зонах, имеет огромное значение. Тот факт, что природа Евразии и Северной Америки сходна, позволил ученым сделать вывод, что когда-то эти два материка были соединены, а пролива, который носит название Берингов, не существовало. Природа Австралии значительно отличается от всего, что существует на других материках, многие виды растений и животных, находящиеся здесь, не встречаются нигде более. Это означает, что этот материк первым отделился от единого материка, который предположительно существовал когда-то.

В процессе эволюции животные и растения приспосабливаются к условиям окружающей среды.

климат

растительный мир животный мир.

III . Изучение нового материала.

(Слайд №4)

На Земле до появления органической жизни и человека было три больших периода (эры), которые резко отличались друг от друга и назывались:

Палеозой - древняя жизнь;

Мезозой - средняя жизнь;

Неозой - новая жизнь.

(Слайд №5)

Палеозой был самым продолжительным и поэтому его разделяют на два периода: ранний и поздний палеозой. Астрономические, геологические и климатические условия позднего периода отличаются от раннего. До палеозоя была архейская эра, но тогда еще не было жизни.

Первая жизнь на Земле - это водоросли и растения. Первые водоросли появились в воде. Водоросли переходят в наземную траву, гигантские травы переходят в травовидные деревья палеозоя. Позже появляются моллюски (около тысячи различных видов), питающиеся водорослями.

В силурийский период, количество моллюсков увеличивается до 10000 разновидностей, а в девонский период появляются двоякодышащие рыбы, т.е. рыбы, не имеющие позвоночника, но покрытые панцирем, как переходная форма от моллюсков к рыбам. Они дышали и жабрами, и легкими. Они делают попытку превратиться в обитателей суши, но не им приходится осуществить это. Переход из моря на сушу выполнят амфибии, из класса позвоночных типа земноводных ящеров.

Первый представитель ящеров - археозавр - появляется в конце палеозоя, развитие получает в начале мезозойской эры, в триасовый период.

Потом идет период в жизни Земли, соответствующий мезозойской эре, то есть периоды: триасовый, юрский и меловой. Это был самый пик расцвета животного мира. Самые разнообразные и причудливые формы рептилий населяли Землю. Они были как в морях, так и на суше и в воздухе.

И последний период в жизни Земли - неозойский. Он включает в себя третичный и ледниковый (четвертичный) периоды. Человек появляется к концу ледникового периода. Именно в неозойскую эру появились млекопитающие. Это почти современный нам мир животных. Фауну того времени можно в некоторой степени увидеть в Африке, которой не коснулся ледник. Самым большим вопросом является для многих вопрос об обезьянах. Большинство ученых склонны считать, что обезьяна никоим образом не может быть предшественником человека; но некоторые говорят, что должен быть какой-то общий предок. Но этого общего предка пока не нашли.

(Слайд №7,8)

Давайте посмотрим на карту (Природные зоны мира).

- Назовите основные природные зоны мира.

Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли (Слайд №9)

Географическая оболочка Земли включает в себя биосферу, гидросферу, часть литосферы и атмосферы. Это самый крупный природный комплекс, поверхность земного шара, с характерной для планеты природой. Можно выделить огромное количество менее крупных природных комплексов - территорий, обладающих похожей природой, отличной от других комплексов. Океаны, моря, материки, горные системы, реки, озера, болота и многое другое - это все отдельные природные комплексы.

Природные зоны - очень крупные природные комплексы, обладающие сходными ландшафтом, животным и растительным миром. Природные зоны образуются вследствие распределения тепла и влаги на планете: высокая температура и низкая влажность характерна для экваториальных пустынь, высокая температура и высокая влажность - для экваториальных и тропических лесов и т.д. Природные зоны расположены преимущественно субширотно, но рельеф, расстояние от океана влияют на расположение зон и их ширину. В горах также существует смена природных зон, в зависимости от высоты, смена зон происходит в том же порядке, что и смена зон суши от экватора к полюсам. Нижняя природная зона соответствует природной зоне территории, верхняя зависит от высоты горного массива.

Природные зоны суши

Экваториальные и тропические леса (Слайд №10)

Эта зона расположена в экваториальном и тропическом поясе Африки, Южной Америки и Азии. Тропические леса - вечнозеленые, здесь всегда высокая температура и влажность. Для этих лесов характерна многоярусность: на одной и той же площади растут низкие кустарники, деревья средней высоты и огромные лесные гиганты. Здесь образуются красно-желтые почвы, бледные питательными веществами. Верхний слой почвы очень плодороден, но он быстро образуется, и так же быстро питательные вещества «вытягиваются» многочисленной растительностью.

Пустыни и полупустыни (Слайд №13)

Зона пустынь и полупустынь расположена в экваториальном, тропическом и умеренном поясах Пустыни отличаются очень низкой влажностью, растительный и животный мир пустынь подстраивается под эти тяжелые условия. Животные обладают свойством долгое время обходиться без воды, пережидать наиболее засушливые месяцы в спячке, многие ведут ночной образ жизни. Многие растения способны запасать влагу, у большинства снижено испарение, кроме того, они обладают разветвленной корневой системой, позволяющей собирать крохи влаги с большого объема. В целом растительный и животный мир очень ограничен. В почвах пустынь мало органических веществ и много минеральных солей.

Саванны и редколесья (Слайд №16)

Эта зона расположена в тропическом климатическом поясе и является переходной от зоны тропических лесов к другим. Она отличается небольшим количеством осадков и постоянно высокой температурой воздуха. Для саванн характерно наличие засушливого периода, во время которого травы высыхают, а животные стремятся к водоемам. Растительность здесь преимущественно травянистая, деревья встречаются редко. Для саванн характерно обилие крупных травоядных животных и хищников Почвы здесь красные и каштановые, с достаточным количеством питательных веществ, накопление которых происходит во время засушливого периода.

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники (Слайд №18)

Эта зона характерна для средиземноморского климата, отличающегося мягкой, влажной зимой и жарким летом. Для нее характерна разнообразная растительность, вечнозеленые лиственные растения, много хвойных деревьев. Оригинальный животный мир практически полностью истреблен. Почвы здесь красно-бурые.

IV. Физминутка (Слайд №21)

Учащимся предлагается закрыть глаза и прослушать 3 звуковых фрагмента. Необходимо определить, какой из звуковых фрагментов, можно услышать на побережьях Арктики.

1 фрагмент – звуки саванны Африки

2 фрагмент – песни тропических птиц

3 фрагмент – звуки Арктики (в том числе и крики птиц).

Степи и лесостепи (Слайд №22)

Эта зона формируется в умеренном климатическом поясе, для нее характерны холодная зима и теплое, засушливое лето. Для степей характерная травянистая растительность, во многих областях замененная культурными растениями. Из животного мира в степях и лесостепях широко распространены грызуны, мелкие копытные, пресмыкающиеся и хищные птицы. В зоне степей и лесостепей формируются наиболее плодородные почвы – черноземы.

Широколиственные и смешанные леса (Слайд №24)

Эта зона формируется в умеренном поясе со средним количеством осадков, для нее характерны холодная зима и умеренно теплое лето. В лесах обычно два-три яруса, нижние сформированы кустарником и травянистой растительностью. Здесь распространены лесные копытные, хищники, грызуны, насекомоядные птицы. Почвы в этой зоне бурые и серые лесные.

Тайга (Слайд №27)

Эта зона формируется в северном полушарии в умеренной зоне с холодной зимой, коротким теплым летом и достаточно большим количеством осадков. Леса многоярусные, много хвойных деревьев. Животный мир представлен множеством хищников, в том числе некоторыми, впадающими в зимнюю спячку. Почвы бедны питательными веществами, подзолистые.

Тундра и лесотундра (Слайд №29)

Эта природная зона находится в субполярной и полярной зоне, где температура воздуха достаточно низкая. Растительный мир представлен в основном низкорослыми растениями с плохо развитой корневой системой мхами, лишайниками, кустарниками, карликовыми деревьями. В тундре живут копытные животные, мелкие хищники, много перелетных птиц Почвы в тундре торфяно-глеевые, большая территория находится в зоне вечной мерзлоты. Арктические пустыни (Слайд №32)

Арктические пустыни встречаются на островах, близких к полюсам. Из растительности встречаются мхи, лишайники, или же растительность отсутствует вовсе. Животные, встречающиеся в этой зоне, живут большую часть времени в воде, птицы прилетают на несколько месяцев.

V . Закрепление новой темы: (Слайд №36)

Какие природные зоны протягиваются с запада на восток по всему материку?

Тундра и лесотундра, тайга, высотная поясность

В каком климатическом поясе смена природных зон происходит с запада на восток?

В субтропическом поясе, из-за влияния рельефа

В какой природной зоне располагаются:

о. Калимантан – влажные экваториальные леса

п-ов Индокитай – саванны и редколесья, переменно-влажные леса

п-ов Аравийский – полупустыни и пустыни

о. Исландия – тундра и лесотундра

о. Врангеля – арктическая пустыня

о. Крит – жестколистные вечнозелёные леса и кустарники

о. Сахалин – тайга

VI . Выставление оценок за урок.

VII. Домашнее задание

Расте́ния (лат. Plantae или лат. Vegetabilia) - одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе деревья, кустарники, травы, лианы, папоротники, мхи и водные растения. Вопрос, сколько в мире видов растений, в настоящее время не имеет точного или даже приблизительного ответа - учёные уже в течение 250 лет пытаются систематизировать все живые организмы, однако масса мелких и микроскопических форм живых существ до сих пор остаётся не открытой. Как выразился сотрудник Музея естественной истории в Нью-Йорке Джоэл Кракрафт (англ. Joel Cracraft), «мы выполнили великолепную работу по классификации организмов размером с муху и крупнее, однако более мелкие формы до сих пор остаются малоизученными». Известно, что на момент 2004 года учёными было зарегистрировано около 287 655 различных видов растений, среди них около 258 650 цветковых, 16 000 мхов, 11 000 папоротников и 8000 зелёных водорослей Растения являются объектом исследования ботаники.

Фитоценоз - растительное сообщество, характеризующееся относительной однородностью видового состава, определяемого преимущественно условиями местообитания, и относительной обособленностью от других сообществ, состоящее из ценопопуляций, связанных отношениями дифференциации экологических ниш и интерференцией, находящееся в условиях относительно однородных условий местообитания и способное к самостоятельному существованию.

Фитоценоз - устойчивая естественная группировка видов растений в пределах одного биоценоза.

Фитоценоз отграничен от других подобных группировок условно самостоятельным круговоротом веществ.

Фитоценоз образует собственную внутреннюю среду: фитоклимат и др.

Фитоценоз характеризуют определенный видовой состав, жизненные формы, ярусность, частота встречаемости видов, размещение, внешний вид, жизненность, сезонные изменения, развитие.

Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов только растения и фотосинтезирующие бактерии способны аккумулировать энергию Солнца, создавая при её посредстве органические вещества из веществ неорганических; при этом растения извлекают из атмосферы CO2 и выделяют O2. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, содержащая O2, и их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания. Растения - основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

70. Животный мир Земли. Ареалы. Эндемики и космополиты, интродуценты.

Живо́тные (лат. Animalia или Metazoa) - традиционно (со времён Аристотеля) выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения зоологии.

Животный мир - исторически сложившаяся совокупность животных всей Земли или ее произвольно выбранной части. Животный мир составляют сообщества диких животных, обитающих в естественных условиях на суше, в воде, почве и постоянно или временно населяющих определенную территорию или акваторию.

Ареал вида - область географического распространения особей определенного вида вне зависимости от степени постоянства их обитания.

Ареал вида - зона, ограниченная географическими точками более или менее постоянной регистрации его особей.

Эндемик - систематическая категория живых организмов, относительно ограниченных в своем распространении небольшой географической областью. Эндемик может иметь виды, роды, семейства, отряды и классы. Особенно богаты эндемиком изолированные географические и экологические участки земного шара: озера, острова, горные страны.

Космополит - для морских растений и животных космополит - вид, обитающий во всех океанах.

Космополит - для сухопутных растений и животных космополит - вид, обитающий на всех жизнепригодных континентах.

Открытый урок по географии для 7 класса

Тема: " "

Чикаренко Василий Федорович , преподаватель географии

Урок географии в 7-м классе.

Тема: " Растительный и животный мир Земли "

Чикаренко Василий Федорович , преподаватель географии

Цели урока.

1. Учебно–познавательная – Выяснить разнообразие видов растений и животных, выявить связь природных условий с растениямии животными.

2. Развивающая – формировать творческое и аналитическое мышление, развитие умений работать с географической информацией – атласами, картами, коммуникативных умений, развития памяти, формирование познавательной активности у учащихся.

3. Воспитывающая – понимание необходимости сохранения видов, умение задавать вопросы, слушать ответ; прививать интерес к предмету, к познанию окружающего мира.

Оборудование : учебник, атлас, карта растительного и животного мира, природных зон.

Основное содержание: флора и фауна Земли. Биоразнообразие. Биомасса. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. Закономерности распространения животных и растений.

Метод урока: иллюстративно- объяснительный.

Тип урока: изучение новой темы.

Структура урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Приготовьте все необходимое, что может понадобиться нам сегодня на уроке: дневник, атлас, учебник и тетрадь. 2.Изучение нового материала.

Идет положительный настрой учащихся на разговор. Объясняются цели и задачи урока, записывается тема урока на доске.

На какие вопросы мы должны ответить в конце урока:1.Как устроен растительный и животный мир нашей планеты?

2. Как природные условия влияют на растительный и животный мир?

3. Почему флора и фауна различаются на разных материках?

Поговорим о значенииживотных и растений для человека и планеты в целом. Рассмотрим, какое влияние оказываетчеловек на растительный и животный мир.

Ученики высказывают свое мнение, отвечают на поставленные вопросы учителя. Вместе обсуждают ответы.

Учитель: Мы в разговоре столкнулись с новыми понятиями «флора», «фауна», «биомасса», «биоразнообразие». Давайте посмотрим, что означают эти понятия на стр.66 учебника и запишем их в рабочую тетрадь.

«флора» - это совокупность видов растений.

«фауна» - это совокупность видов животных.

«биоразнообразие» - разнообразие видов живых организмов в биосфере.

«биомасса» - общая масса живых организмов.Биомасса - это количество живого органического вещества (растений, животных, грибов, бактерий) , который разделяется на фитомассу (массу растений) , зоомассу (массу животных) , микробную массу. Средняя величина биомассы на единице поверхности суши составляет 0,5 кг/га.Биомасса Мирового океана в 1000 раз меньше, чем биомасса обитателей суши, и составляет 3.9109 т,

Организмы континентальной части

· Зеленые растения - 2400 млрд тонн (99,2 %)

· Животные и микроорганизмы - 20 млрд тонн (0,8 %)

Организмы океанов

· Зеленые растения - 0,2 млрд тонн (6,3 %)

· Животные и микроорганизмы - 3 млрд тонн (93,7 %)

Таким образом, большая часть биомассы Земли сосредоточена в лесах Земли. На суше преобладает масса растений, в океанах масса животных и микроорганизмов. Однако скорость прироста биомассы (оборот) намного больше в океанах. На Земле существует от 100 до 250 тысяч видов грибов.

Растений - 300 тыс. видов.Животных- 1,5 млн. видов. Учитель: А теперьвспомним, что такое природная зона, как связаны животные и растения с природными условиями. На этом этапе урока идет работа с картами атласа: климатической, картой природных зон.

На суше Земли, начиная от полюсов к экватору, биомасса постепенно увеличивается. Вместе с тем возрастает и количество видов растений. Тундра с лишайниками и мхами (до 500 видов) сменяется хвойными и широколиственными лесами, затем степями (до 2000 видов) и субтропической растительностью (свыше 3000 видов). Наибольшее сгущение и многообразие растений имеет место во влажных тропических лесах (свыше 8000 видов). Высота деревьев достигает 110-120 м. Растения растут в несколько ярусов, эпифиты покрывают деревья. Количество и разнообразие видов животных зависят от растительной массы и тоже увеличиваются к экватору. В лесах животные расселены в различных ярусах. Наивысшей плотности жизнь достигает при большом разнообразии строения организмов, т. е. при различной приспособленности видов к условиям совместного существования. Поэтому наибольшая плотность жизни наблюдается в биогеоценозах, где виды связаны цепями питания. Между организмами идет жесточайшее состязание за обладание пространством, пищей, светом, кислородом.

Биомасса Мирового океана. Гидросфера Земли, или Мировой океан, занимает более 2/3 поверхности планеты. Объем воды в Мировом океане в 15 раз больше возвышающейся над уровнем моря суши. Вода обладает особыми свойствами, важными для жизни организмов. Ее высокая теплоемкость делает более равномерной температуру океанов и морей, смягчая крайние изменения температуры зимой и летом. Теплопроводность воды больше теплопроводности воздуха в 20 раз. Океан замерзает только у полюсов, но и подо льдом существуют живые организмы Вода – хороший растворитель. В состав воды океана входят минеральные соли, содержащие около 60 химических элементов. И, что особенно важно для жизни растений и животных, в ней растворяются поступающие из воздуха кислород и углекислый газ. Водные животные также выделяют при дыхании углекислый газ, а водоросли в процессе фотосинтеза обогащают воду кислородом.Физические свойства и химический состав вод океана весьма постоянны и создают среду, благоприятную для жизни. Фотосинтез водорослей происходит главным образом в верхнем слое воды – до 100 м. Поверхность океана в этой толще заполнена микроскопическими одноклеточными водорослями, образующими микропланктон (греч. «планктос» -- блуждающий). На океан приходится около 1/3 фотосинтеза, происходящего на всей планете.

В Мировом океане живой биомассы в 1000 раз меньше, чем на суше. Океан не так богат жизнью, как недавно еще предполагали.

Воздействие человека на биомассу планеты. Человечество представляет собой небольшую биомассу в биосфере, но оно оказывает на нее грандиозное воздействие. Масштабы деятельности человечества расширяются благодаря постоянно растущей численности людей, стремительному ускорению научно-технического воздействия на природную среду.В развитии биосферы наступил такой период, когда человек должен планировать свою хозяйственную деятельность таким образом, чтобы она не нарушала сложившиеся в этой гигантской экосистеме закономерности, не способствовала сокращению биомассы.Биомасса Земли-1800 млрд т.

Давайте выявим особенности живых организмов в разных природных зонах: Сообщение 1: Влажныеэкваториальные леса.

Во время каждого сообщения учащиеся работают с картой, показывая на ней объекты, и идет показ слайдов.

Сообщение: саванны.

Сообщение: пустыни.

Сообщение: степи.

Сообщение: смешанные и широколиственные леса.

Сообщение: тундры.

Учитель: Посмотрите на фото животных на стр.69, сравните их, скажите, чем похожи, чем отличаются эти животные.

Ученики выдвигают свои версии о сходстве и различии животных, говорят о том,что эти животные живут на разных материках.

На данном этапе урока идет работа с картами атласа: картой природных зон, климатической, картой строения земной коры.

Далее ребята вместе с учителем делают вывод, что причиной разнообразия флоры и фауны материков является: географическое положение, особенности развития территории, влияние человека. Вывод можно записать в тетрадь.

Учитель: Если среда обитания животных или растений меняется, то вид может оказаться под угрозой исчезновения. Перечислите мне растения и животных, которые исчезли или их мало осталось. Скажите, а что делают люди для того, чтобы эти животные и растения выжили?

Ученики называют представителей растительного и животного мира, которые оказались на грани вымирания, ведется разговор о Красной книге.

1. Охарактеризуйте биомассу суши. 2. Как распределена биомасса в Мировом океане? 3. Какое влияние оказывает деятельность человечества на биомассу Земли?

3. Рефлексия.

Учитель: Ребята, давайте заполним таблицу, разделите тетрадь на две колонки. Запишите в первую колонку таблицы «Что я знаю о растительном и животном мире», а во вторую колонку « Что я узнал сегодня нового о растительном и животном мире».

Учащиеся заполняют таблицу, вместе с учителем сравнивают ответы.

4.Домашнее задание .1) & 18. Составить кроссворд по природным зонам.

2) Можно написать творческое сочинение о природной зоне.