Сант анджело италия. Замок Святого Ангела: раскрываем тайны главной достопримечательности Рима

Чем знаменит замок Святого Ангела в Риме? Мост Ангелов, интерьеры и тайны замка. Что находится в крепости сегодня и стоит ли его посещать. Фото и отзывы.

Отлично сохранившийся и поражающий своими размерами пример древней архитектуры - Замок Святого Ангела в Риме. Первый камень в его основание был заложен в 135 году, так что история сооружения измеряется не веками, а целыми тысячелетиями. И за эти тысячелетия в какой только ипостаси он не побывал - выпала на его долю и роль тюрьмы, и крепости, и дворца, и много чего еще.

После окончания строительства, замок Святого Ангела (на тот момент мавзолей) вошел в состав комплекса, обнесенного Аврелиановыми стенами и служившего спасением от варваров. Однако названием замок обзавелся не сразу, а лишь в 590 году, когда в свирепствовала чума и беспомощным горожанам ничего не оставалось, как воздеть руки к небу в смиренной мольбе.

Тогда толпе молящихся явился архангел Михаил, чем возвестил конец повальной болезни. В память об этом чуде крепость назвали Замком Святого Ангела.

Замок Святого Ангела - история

Мост Ангелов, ведущий к замку (Рим)

Первое время архитектурный ансамбль замка не отличался богатством. В него входили стены с бастионами, украшенные каменными зубцами, древняя гробница и башня квадратной формы - вот, пожалуй, и все сооружение. В дальнейшем, после 15 века, сооружение обросло новыми объектами, которые год за годом пристраивались.

Центральным объектом замка Святого Ангела является гробница, где покоится прах римских императоров. Собственно для этого и возводилось сооружение, ведь по задумке императора Адриана ему была уготована роль мавзолея. Поэтому, когда в стенах гробницы были обнаружены урны с останками коронованных особ, никто особенно не удивился. Тщеславный правитель хотел создать самую величественную, красивую и богатую гробницу, «обскакав» тем самым императора Августа и его великолепный мавзолей.

Замок Святого Ангела соединен с Ватиканом каменным коридором - большой стеной, по которой можно добраться до карликового государства пешим ходом.

Круглая башня из травертина и кирпича, отделанная белым мрамором, стояла на квадратном основании с 80 метровыми сторонами и 15 метровой длины.

Основание отделяли бронзовые решетки с установленными на них позолоченными павлинами. Сверху башню венчала крыша конической формы, где по образцу этрусских могильников высадили кипарисы. В центре крыши высилась статуя Адриана в колеснице Гелиоса. До наших дней «дожила» только ее голова, которая сегодня хранится в Ватиканском музее. Интересно, что сам Адриан не успел увидеть результат работы строителей, поскольку просто не дожил до этого дня. Его начинание в 139 году завершил император Антонин Пий. Он же исполнил последнюю волю своего предшественника, захоронив в мавзолее его прах.

В дальнейшем в новой гробнице упокоились все римские императоры, властвующие до 217 года. После этого погребальная камера была закрыта и на некоторое время предана забвению.

Неприступная крепость

Так выглядит Замок Святого Ангела сегодня

В средние века папы превратили замок Святого Ангела в крепость, где и укрывались от военных врагов, а заодно от проявлений народного негодования. Например, в 1527 году здесь нашел спасение от войск Карла V папа Климент VII. Вместе с ним в замке укрывался известный ювелир и скульптор Бенвенуто Челлини. Спустя несколько лет он вернулся в замок, превращенный к тому времени в тюрьму, но уже в статусе заключенного.

Прославился Челлини тем, что сумел сбежать из своей камеры. До его «подвига» сбежать из этой тюрьмы считалось наравне с чудом. Печально, что его быстро поймали, и чтобы не соблазнять арестанта повторным побегом отправили в подземелье.

Примерно в это же время замок Святого Ангела соединяют с Ватиканом каменным коридором - большой стеной, по которой можно было добраться не только пешим ходом, но и доехать до столицы католичества на повозке. Такие меры папы предприняли, дабы обезопасить себя, и в случае опасности оперативно спрятаться в замке. Для этих же целей был прорыт и тайный подземный ход.

Интерьеры и залы замка

Мост Святого Ангела - любимый молодоженами и туристами

Скульптуры одного из самых красивых мостов в Риме

Теперь остановимся подробнее на помещениях замка, ведь помимо гробницы здесь немало интересного и привлекательного.

Небольшая часть замка Святого Ангела отведена под двор славы, где хранятся пушечные ядра. Украшением дворика служит мраморная статуя ангела 16 века, выполненная Рафаэлло да Монтелупо. Раньше ангел был главным предметом декора и венчал вершину замка, но в середине 18 века он получил сильные повреждения от удара молнии. После чего его заменили скульптурой Пьетро ван Верскаффельта, она высится над замком и в настоящее время.

От дворика начинается череда помещений, выполнявших когда-то функцию папских апартаментов. Здесь находится лоджия Павла III и лоджия Юлия II. Первая спроектирована архитектором Антонио да Сангалло, а над созданием второй работал сам Браманте. С этих балконов папы любили наблюдать за потоком паломников, движущихся к замку, или просто обозревать окрестности.

Как и в любом уважаемом дворце, в замке есть своя библиотека, стены которой декорированы картинами императорской жизни. Тут же мы увидим зал Правосудия, где проходили судебные разбирательства, зал Климента VII, а также залы его продолжателя - папы Климента VIII.

Центральным объектом замка Святого Ангела является гробница, где покоится прах римских императоров. Собственно для этого и возводилось сооружение.

У любителей приключенческих романов и кладоискателей наверняка вызовет интерес зал Сокровищ - помещение, где папы хранили свое богатство. Рядом расположен Секретный архив. Большая часть помещений была пристроена или переделана в угоду священным особам в 17 веке, отделана самым роскошным образом и украшена прекрасными фресками художников эпохи Ренессанса. По соседству со «светскими» помещениями обустроены и тюремные, где несколько веков назад томились узники. За годы функционирования тюрьмы в ее темницах успели побывать неугодные кардиналы, ученые и философы. «Посетили» замок святого Ангела Джордано Бруно и Галилей. А также граф Калиостро, за свои провинности брошенный сразу в карцер.

Есть в замке и церковь - пусть небольшая, но зато ее проектировал сам Микеланджело. В церкви всего один престол и ничем излишне оригинальным она не выделяется. Разве что индульгенцией папы Григория XVI, которая хранится под стеклом по левую сторону от алтаря.

Авиабилеты в Рим из вашего города:

Низкие цены на билеты на год вперед:

Замок и мост Ангелов

В наши дни в замке Святого Ангела находится Военно-исторический музей, где выставлена неплохая коллекция предметов искусства, в том числе скульптуры и фрески.

Мы рекомендуем вам побывать возле крепости, украшением которой является одноименный мост Ангелов. Это одно из самых красивых мест в Риме! Особенно если любоваться на панораму замка святого Ангела с противоположной стороны Тибра. По выходным на мосту, декорированном скульптурами, можно увидеть пары молодоженов. В Риме это одно из мест обязательного посещения во время свадебных фотосессий.

Стоит ли тратить время на то, чтобы посетить Военно-исторический музей и побывать внутри замка? Стоит, если ваше время в Риме ничем не ограничено. Если же в вашем распоряжении всего несколько дней, то на наш взгляд - внешнего осмотра более чем достаточно.

Где находится и как добраться

Замок Св. Ангела по-другому называют мавзолеем Адриана

Замок Святого Ангела расположен недалеко от Ватикана. От площади Святого Петра до него рукой подать - 10 минут пешей прогулки.

Запоминайте: когда вы будете идти по Виа делла Кончилиационе, и собор Святого Петра с площадью останутся у вас за спиной, Замок Святого Ангела окажется непосредственно перед вами. Соответственно, если к крепости вы направляетесь от исторического центра (например, Пантеона, площади Навона и т. д.) в сторону Ватикана, то замок будет уже справа. Чтобы лучше сориентироваться, изучите карту.

Оказавшись у замка, вы сможете также увидеть мост Ангелов, прогуляться по набережным Тибра и увидеть некоторые другие . Например, дойти до Пьяцца дель Пополо, которой завершается центральная улица Рима - Виа дель Корсо.

Одной из главных достопримечательностей Вечного города, безусловной является замок св. Ангела. У замка очень богатая история, за время своего существования он побывал гробницей, крепостью, тюрьмой, папской резиденцией и стал, наконец, музеем. То, что сейчас мы видим как замок, изначально строилось в качестве мавзолея для императора Адриана.

МАВЗОЛЕЙ

В 130 г. н.э. стареющий император Адриан принял решение построить новую усыпальницу для себя и своих близких. Место для строительства было выбрано за чертой города, на противоположном берегу Тибра. Тогда же был построен и мост Элио, соединивший мавзолей с Марсовым полем, где начиналась погребальная церемония. Адриан не дожил до окончания строительства, оно было завершено год спустя его преемником Антонином Пием. В 139 г. останки Адриана были перенесены в мавзолей, который стал затем местом захоронения всех последующих императоров вплоть до Каракаллы, погребенного здесь последним в 217 г.

КРЕПОСТЬ

На протяжении последующих 60 лет усыпальница была заброшена. В конце III-го в. н.э. для защиты города от варварских набегов император Аврелиан возвел крепостные стены, в значительной мере сохранившиеся и поныне. В оборонительное кольцо Аврелианских стен в качестве бастиона был включен мавзолей Адриана. На протяжении нескольких веков его неприступные стены служили римлянам надежной защитой от вражеских нашествий, особенно участившихся в V-VI-х веках. Существует предание, что, когда заканчивались метательные снаряды, горожане сбрасывали на головы нападавших мраморные статуи, некогда украшавшие мавзолей.

Свое нынешнее название - замок Святого Ангела - сооружение получило в 590 г. В Риме свирепствовала страшная эпидемия чумы, ежедневно уносившая множество жизней. Папа Григорий Великий принял решение пройти по улицам города крестным ходом. Когда возглавляемая понтификом процессия вступила на мост Элио, глазам молящихся явился ангел. Посланник небес, паривший над императорской усыпальницей, вкладывал меч в ножны, что было истолковано как окончание божьего гнева. Эпидемия действительно вскоре прекратилась, и на крыше бывшего мавзолея, за которым закрепилось новое название, позже была установлена статуя ангела.

На сегодняшний день эта фигура уже шестая по счету, предыдущие пять либо были разрушены ударами молний, либо были пущены на переплавку по причине нехватки металла для производства оружия.

Бронзовая скульптура, которую можно увидеть сегодня, увенчала замок в 1753 г. Ее автор, Пьетро ван Верскаффельт, дабы подчеркнуть, что ангел именно убирает меч, а не достает его, заставил статую повернуть голову и смотреть на ножны.

Любопытно, что предыдущая версия небесного вестника (каменный ангел с железными крыльями работы Рафаэля ди Монтелупо, XVI в.) этой идеи столь четко не выражала; о добрых вестях от Бога свидетельствовало лишь миролюбивое выражение лица ангела. Но, конечно, не это обстоятельство послужило причиной замены одной скульптуры на другую, а удар молнии, от которого каменное изваяние сильно пострадало.

ПАПСКАЯ КРЕПОСТЬ

С X-го по XV-й век замок Святого Ангела переходил из рук в руки. Это было время кровавых междоусобиц и нередко хозяева скрывались за крепкими стенами от преследующих их представителей враждебного клана или от гнева понтификов. Последние и стали в конце концов владельцами замка - в XV-м веке сооружение перешло в собственность римской католической церкви.

В последующие годы здание подверглось многочисленным реконструкциям, периодически проводившимся на протяжении всей эпохи Возрождения. Были укреплены стены цилиндрической части замка и его квадратного основания. По углам последнего, в дополнение к круглым башенкам XIV в., были возведены мощные восьмиугольные бастионы, посвященные четырем Евангелистам. Строительство массивных бастионов в форме сердца по вершинам пятиугольника, образуемого внешними стенами, завершило трансформацию замка Святого Ангела в неприступную крепость. На протяжении веков она служила надежным убежищем для пап в случае угрозы со стороны врагов как внешних, так и внутренних.

Для того чтобы папа и его верные соратники могли быстро и беспрепятственно покинуть Ватикан и укрыться в крепости, сооружения соединил так называемый коридор-виадук - прочная и высокая каменная стена, по поверхности которой могла свободно проехать запряженная повозка.

Одним из самых ярких и драматических событий в истории замка-крепости стала девятимесячная осада Рима ландскнехтами Карла V в 1527 году. Защищаемый верными швейцарскими гвардейцами замок Святого Ангела был последним оплотом папы Клемента VII. Помимо прочих, в обороне крепости принимал участие знаменитый скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини, подробно описавший этот эпизод в своей автобиографии. По словам Челлини, ему суждено было сыграть решающую роль в этом противостоянии, поскольку именно он сумел сразить наповал главнокомандующего бурбонской армии метким выстрелом из аркебузы со стены замка. Следует добавить, что историки находят этот факт весьма спорным, однако и опровергнуть его тоже не берутся.

ТЮРЬМА

Со временем, некоторые помещения первого этажа и подземелья замка стали использоваться в качестве тюремных камер. В тесных одиночках были заживо похоронены кардиналы, участвовавшие в заговоре против папы. Среди узников замка Святого Ангела были знаменитые ученые - Галилей и Джордано Бруно, гуманисты - Платина и Помпонио Лето.

За всю историю замка-тюрьмы был совершен всего один побег - на свободу вырвался никто иной, как знаменитый ювелир и изрядный авантюрист Бенвенуто Челлини. В 1537 году ювелир был обвинен (возможно, ложно) в присвоении драгоценных камней из папской тиары и помещен в тюрьму замка Святого Ангела. Вскоре из "удобной камеры" на первом этаже ему удалось бежать, затем он вновь был схвачен и заточен в подземелье. Суровое обращение заставило Челлини приготовиться к худшему и он со дня на день ожидал смертного приговора. Однако благодаря вмешательству влиятельных друзей, прежде всего феррарского кардинала д"Эсте, мастер был освобожден из-под стражи. На стене камеры, в которой томился Челлини, до сих пор сохранились следы оставленного им рисунка "Христос воскресший".

27 декабря 1789 г. в карцер замка Святого Ангела был помещен знаменитый граф Калиостро. Святая Инквизиция обвинила его в ереси, практике некромантии, создании тайных обществ и т.д. Половины выдвинутых обвинений было бы достаточно для вынесения смертного приговора. Приговор этот был объявлен, однако процесс сильно походил на фарс, и в конце концов, осужденный граф был отправлен в крепость Сан Лео, где он умер в 1795 г.

Последними заключенными замковой тюрьмы стали патриоты Рисорджименто, боровшиеся против временного правительства в середине XIX века.



РОСКОШНОЕ ЖИЛЬЕ

Параллельно тому, как реконструкции оборонительных сооружений превращали замок Святого Ангела в неприступную твердыню, во внутренних покоях велась совсем другая работа, в результате которой мрачноватый лабиринт сооружения преобразился в роскошное аристократическое жилище, богато украшенное фресками эпохи Возрождения. К декоративным элементам относится и лоджия Юлия II - приватный балкон, с которого Папа мог не без удовольствия взирать на мощный людской поток, движущийся по мосту Святого Ангела. Бывший мост Элио, переименованный одновременно с мавзолеем, со временем обрел новое назначение - по нему в сторону собора Св. Петра двигались с противоположного берега бесчисленные толпы паломников.



МУЗЕЙ

Сегодня замок Святого Ангела - одна из достопримечательностей Рима. В здании замка разместился Национальный музей, один из самых посещаемых в Риме. В музее стоит папские посмотреть апартаменты, многие из которых (зал Аполлона, зал Паолина, зал Библиотеки) сохранили обстановку своего времени, а главное - великолепные фрески XV-XVI веков.

В Оружейной представлены великолепные коллекции мундиров папской армии, оружия и доспехов.

Интересен двор Славы, где нашел пристанище поврежденный каменный ангел с железными крыльями, а также собрано большое количество каменных ядер. Другой двор называют двором Колодца - в честь колодца, из которого брали воду во время осады крепости.



Сооружение представляло собой несколько соединенных друг с другом цистерн, оснащенных системой фильтрации воды. Сохранились также входы в масло- и зернохранилища. Лесенка в левой части двора приведет к оригинальной ванной комнате Клемента VII, разогревавшейся античной системой императорских терм: горячая вода циркулировала по терракотовым трубам под полом. В полумраке можно рассмотреть на стенах фрески Джулиано Романо в помпейском стиле - изысканные эротические сценки с участием Венеры и Адониса.



МОСТ СВЯТОГО АЕГЕЛА

К замку ведёт самый красивый мост Рима - мост Святого Ангела.



В давние времена по этому мосту страждущие попадали через Тибр к ватиканским святыням. В годы юбилеев число жаждущих прикоснуться к святыням возрастало до невообразимых пределов, и на мосту начиналась страшная давка. Говорят, что посетивший Рим в юбилейный 1300 г. Данте был заворожен этим зрелищем, и людская давка на мосту Святого Ангела помогла воображению поэта создать образ страждущих душ в аду. Впрочем, однажды паломникам довелось пережить ад наяву: в декабрьский день юбилейного 1450 г. перила моста не выдержали и обрушились в реку. Много людей разбилось, утонуло, было задавлено толпой, в панике бежавшей с моста... С тех пор улица, идущая от площади Навона, называется via del Panico. После этого трагического события решено было разобрать старый мост и построить новый, однако три центральных арки моста сохранили, и они остались подлинным фрагментом античного сооружения, включенным в более позднее. Изначально мост украшали статуи Петра и Павла; позже, в середине XVII в., к ним присоединились фигуры десяти ангелов работы Джан Лоренцо Бернини и его учеников.

Ещё одно печальное событие, произошедшее у стен замка, связано с несчастным семейство Ченчи, обвиненном в убийстве своего деспотичного главы и казненное на площади перед замком.

Историю этой трагедии можно узнать из книги Александра Махова «Караваджо» .

В сентябре из Испании пришла весть о смерти короля Филиппа И спустя неделю после решения о выводе испанских войск из Нидерландов. Одновременно в листке «Аввизи» появилось сообщение о странной смерти упавшего с балкона барона Франческо Ченчи, ещё крепкого мужчины, недавно вторично женившегося на молодой особе. Его состояние оценивалось в полмиллиона золотых скудо. Толкуя об этой загадочной смерти, римляне вспомнили, как года два назад сыновья барона Ченчи обратились к папе с жалобой на отца, который лишил их средств к существованию. Более того, он отказался выделить дочери приданое, запретив ей даже заикаться о замужестве. Со своей стороны скупой отец прилюдно обвинил своих сыновей в попытке его убить и, чтобы защитить себя, переселился в арендованный им замок под Римом, принадлежащий семейству Колонна. В память о той нашумевшей истории, произошедшей на юго-западной римской окраине, где возвышается старинная башня, этот район до сих пор зовётся Тор ди Ченчи.

Опасавшийся за свою жизнь, барон жил затворником и держал в чёрном теле молодую жену Лукрецию и совсем ещё юную дочь Беатриче, приставив к ним надёжных охранников. Обе жили, как узницы, взаперти, не смея покидать своё жилище с зарешёченными окнами. Однажды барону удалось перехватить письмо дочери к братьям с просьбой прислать ей яду. После этого он жестоко избил девушку и, как полагали, даже надругался над ней.

Как ни крепки были запоры, двум женщинам удалось соблазнить тюремщиков и с их же помощью избавиться от своего мучителя. Кто-то пристукнул спящего Ченчи, а тело сбросили с высокого балкона на камни. Не дождавшись погребения погибшего от «несчастного случая», бывшие узницы спешно покинули ненавистный замок-тюрьму и возвратились в Рим. Однако в инсценировку «падения с балкона» не поверили священники, принимавшие участие в похоронах барона. Свои подозрения прелаты изложили в письме в римскую полицию.

Тем временем из Мадрида пришли сообщения, что новый король Испании, двадцатилетний Филипп III, собирается жениться на одной из юных эрцгерцогинь династии Габсбургов, а его сестра инфанта Изабелла выходит замуж за нового правителя Нидерландов тоже из дома Габсбургов, чтобы посредством этих брачных контрактов укрепить резко пошатнувшееся положение Испании в качестве ведущей католической державы, теряющей свои владения одно за другим. Папа Климент VIII забеспокоился. Ведь молодожёны как истые католики непременно пожелают получить от него благословение в Риме, а тут эта будоражащая всех дикая история...

По приказу папы делом Ченчи было поручено заниматься кардиналу викарию Марцио Колонна, который страшно обеспокоился, поскольку преступление было совершено на землях его семейства. Как выяснилось, среди замешанных в эту криминальную историю оказался один из его подчинённых, некто Кальветти, скрывшийся с места преступления. Была назначена премия за его поимку, и вскоре в Рим доставили отрезанную голову беглеца, что ужаснуло многих. Хранившему анонимность исполнителю варварского акта была выплачена обещанная премия, но через пару дней его нашли в лесу с перерезанным горлом. Всё это ещё пуще подогрело распространяемые слухи. Нашлись свидетели, которые указали на убитого Кальветги как главного виновника преступления и любовника Беатриче Ченчи.

Дело застопорилось из-за недостаточности прямых улик, так как главный подозреваемый был убит, и следствие зашло в тупик. Но в ходе очередного допроса с пристрастием один из злоумышленников сознался под пыткой в содеянном и выдал остальных. Дочь с мачехой препроводили в женскую тюрьму Савелла, а братья Джакомо и Бернардино Ченчи оказались в мужской тюрьме Тор ди Нона, в которой успел побывать и Караваджо, где, как было выше отмечено, он встречался со знаменитым узником Джордано Бруно и вёл с ним беседы, оказавшие на него неизгладимое впечатление.

Однако вина арестованных не была ещё полностью доказана, так как известный римский адвокат Просперо Фариначчи настолько умело построил линию защиты обвиняемых, что следователям не удавалось стронуть дело с мёртвой точки. Эта затяжка вызвала гнев папы Климента. Надо было во что бы то ни стало довести дело до конца, ведь на носу были предстоящие торжества Юбилейного года, на которые должны были съехаться многие европейские коронованные особы.

Через своего друга Манчини Караваджо познакомился с адвокатом, который надеялся выиграть процесс и в предвкушении скорой победы заказал ему свой портрет. Художник с неохотой принял заказ хвастливого говоруна адвоката и дал согласие лишь бы уважить просьбу Манчини, у которого были какие-то дела с заказчиком. Несмотря на уродующее лицо отсутствие одного глаза, адвокат настоял на том, чтобы быть изображённым анфас, а не в профиль. Храня верность натуре, художник не стал возражать. Во время сеанса позирования Фариначчи не закрывал рта ни на минуту и многое поведал о нашумевшем деле, разделившем римлян на два лагеря. Подавляющее большинство горожан сочувствовало двум несчастным женщинам, признавая справедливость и законность их мести. Свою защиту Беатриче Ченчи адвокат умело построил на том, что несчастная девушка неоднократно подвергалась изощрённым издевательствам и насилию со стороны родного отца.

По свидетельству Манчини, портрет удался, и заказчик остался им крайне доволен, несмотря на точно воспроизведённый уродливый шрам. Позднее работа оказалась в коллекции маркиза Джустиньяни, но затем её следы затерялись. С помощью своего адвоката Беатриче Ченчи отправила подготовленное письмо крёстному отцу кардиналу Пьетро Альдобранди ни, умоляя его повлиять на дядю, чтобы он поверил в её невиновность в смерти отца-душегуба. Узнав о письме, папа Климент разозлился и потребовал от дознавателей ужесточить допрос обвиняемых, хотя к лицам дворянского происхождения пытки по закону не должны применяться. Вскоре опытные костоломы добились своего. Говорят, когда папе доложили, как корчилась и стонала Беатриче на дыбе, пока не призналась, он даже всплакнул. Папа часто пускал слезу, но один из хроникёров печатного листка «Аввизи», освещавший светскую жизнь двора и хорошо изучивший самого понтифика, как-то заметил, что надо смотреть не на лицо слезливого папы, а на его руки — они-то никогда не дрогнут при подписании смертного приговора. А таких приговоров за годы своего правления «сердобольный» Климент VIII подписал немало.

Процесс тянулся не один месяц, и вина подозреваемых в содеянном была доказана. Защита потерпела поражение. Самонадеянный Фариначчи не учёл главного — всё решали деньги, а не его познания в области римского права. После дорогостоящей поездки по городам и весям и в преддверии больших затрат в связи с празднованием Юбилейного года папу Климента меньше всего занимала несчастная судьба юной Беатриче и её братьев. Ему позарез нужны были принадлежавшие их покойному родителю недвижимость и крупные денежные вклады, замороженные в банке. Поэтому каковы бы ни были доказательства невиновности детей барона Ченчи, приводимые крючкотвором Фариначчи, всем наследникам был заранее уготован смертный приговор. На адвоката жалко было смотреть — бедняга чуть не плакал от досады, но признавать своё поражение никак не хотел, пока ему не дали понять, что для него будет лучше, если он успокоится и будет молчать в тряпочку.

День казни был назначен на вторник 14 сентября 1599 года. Рим гудел, как растревоженный улей. С утра улицы и площади были запружены народом несмотря на нестерпимую жару, принесённую сирокко. После дождливого лета природа взяла своё — сентябрь выдался на удивление жарким, и дышать было нечем. Личность убитого барона Ченчи не могла вызвать у римлян сочувствие. Их глубоко задела жестокость приговора его детям, в виновность которых многим не хотелось верить, поскольку в этой запутанной тёмной истории оставалось ещё много неясного и не раскрытого до конца.

Едва показались первые повозки с осуждёнными, как толпа пришла в неистовство и началась страшная давка, в результате которой оказались задавленными насмерть несколько человек, в основном дети и старики. А на одной из узких улиц под тяжестью сгрудившихся людей рухнули два балкона, чуть не придавив повозку, в которой везли закованных в кандалы братьев Ченчи. Они уцелели, но железной балкой перешибло хребет лошади. Дико заржав, она тут же издохла на мостовой, где остались лежать несколько раздавленных балконами в лепёшку бедолаг. Поднялся невообразимый переполох и началась паника. Подбежавшие гвардейцы, ухватившись за оглобли, оттащили повозку с двумя смертниками подальше от кровавого месива. Пришлось подождать, пока не привели и не впрягли в телегу новую лошадь, и двух братьев повезли дальше через людской коридор к месту казни.

Группа художников, среди них Караваджо, вернувшийся из Милана Онорио Лонги и недавно объявившийся в Риме болонский живописец Гвидо Рени, собралась на мосту перед замком Сант-Анджело, откуда хорошо был виден сооружённый из досок эшафот с подвешенным на раме тяжёлым топором mannaia. Позднее эту конструкцию страшного орудия казни позаимствовал и усовершенствовал французский врач Гильотен. Пришлось ждать более двух часов под палящим солнцем, пока папская гвардия на лошадях с трудом прокладывала путь для повозок с приговорёнными к смерти, преодолевая напор наседающей толпы. Когда эскорт добрался до места казни, то один из приговорённых, Джакомо Ченчи, уже был мёртв, не выдержав пыток калёным железом по дороге.

Первой на помосте появилась в чёрном одеянии жена покойного барона, дородная Лукреция — вернее, её силком втащили двое подручных палача, поскольку она лишилась чувств. Толпа не успела ахнуть, как голова женщины покатилась на помост, оросив кровью доски. Все в нетерпении ждали появления на эшафоте юной Беатриче. В глазах простого люда она выглядела героиней, осуждённой на смерть погрязшей в роскоши и разврате аристократической верхушкой, взрастившей и воспитавшей её. Простоволосая и босая, одетая в голубую тунику, подпоясанную грубой верёвкой вместо пояса, она медленно взошла по ступеням на эшафот и огляделась, бросив сверху взгляд на примолкшую толпу. Всем своим видом девушка выражала спокойствие, и ни один мускул не дрогнул на её лице. В толпе ближе к помосту многие стали на колени и принялись читать вслух молитвы. Отстранив рукой палача, Беатриче подошла к плахе. В этот момент она была незабываемо прекрасна и величественна. Склонившись, она положила голову на плаху, и, прежде чем с грохотом опустился топор, все стоявшие поблизости услышали её проклятие папе. Голубая туника окрасилась кровью, и палач высоко поднял отрубленную голову, держа за длинные волосы и показывая толпе.

В это время, перекрывая гул толпы, раздались звуки фанфар и появился гонец. Спешившись, он вбежал на помост и огласил высочайший папский указ о замене пятнадцатилетнему подростку Бернардино Ченчи смертной казни каторжными работами на галерах. Но этой нежданной милости Бернардино не услышал, поскольку при виде казни сестры впал в истерику и потерял сознание. Как потом рассказывали знающие люди, в момент казни неподалёку от эшафота в пустой церкви Климент VIII с несколькими приближёнными вёл поминальную службу по казнённым грешникам. Он жалобно причитал и всхлипывал, утирая слёзы, а покинул церковь в закрытой карете лишь после того, как толпа окончательно рассеялась.

Рим долго не мог прийти в себя после расправы над Ченчи. Но не прошло и месяца после казни, как был объявлен аукцион выставленных на продажу конфискованных земель и поместий казнённых. Как и ожидалось, победу на торгах по бросовым ценам одержали родственники папы. Вскрылись некоторые детали странного поведения Марцио Колонна в этом щекотливом деле. Непонятно, кем и за что был убит подчинённый семейства Колонна, работавший в те дни в злополучном замке. Но вскоре кардинал-викарий получил новое назначение в Неаполь, и пересуды о нём сами собой прекратились — внимание въедливых римлян переключилось на состоявшийся аукцион. Уже на следующий день после торгов у подножия статуи Паскуино появилось несколько разоблачительных пасквилей, в которых многим досталось, а особенно папе Клименту:

У папы волчий нюх и хватка.

Он, как всегда, свой куш урвал:

Казнил всех Ченчи для порядка,

А деньги их к рукам прибрал.

Чтобы положить конец хулительным надписям и виршам, папа издал указ, сурово карающий наглых писак вплоть до смертной казни. До него такие же меры принимались папами Григорием XIII и Сикстом V, но ничего не помогало, а угрозы властей ещё пуще подзадоривали римских острословов, изощрявшихся в рифмоплётстве. Немало разговоров об этих жутких событиях велось и среди художников, которых потрясло кровавое зрелище. Гвидо Рени под впечатлением увиденного принялся писать портрет Беатриче Ченчи, стоящей на эшафоте, какой она запечатлелась в его памяти. В народе она обрела ореол мученицы, и её похоронили в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи, которую украшает гениальное изваяние Микеланджело «Моисей». В своих прогулках по Риму с молодыми спутницами туда как-то забрёл Стендаль, который увидел доску с именем Беатриче Ченчи. Её трагическая судьба заинтересовала писателя, и он посвятил ей одну из своих новелл.

Многие стали сравнивать Беатриче за её мужественное поведение на эшафоте и брошенное папе проклятие с библейской Юдифью, убившей злейшего врага своего народа. Не зря имя «Юдифь» дал своему боевому кораблю знаменитый мореплаватель и непримиримый враг Испании, убеждённый протестант Фрэнсис Дрейк, о чьих подвигах много говорилось в римских салонах, в которых резко возросли антииспанские настроения, особенно после смерти ненавистного Филиппа II.

Эта драматичная история затронула сердца многих и послужила сюжетом для многочисленных литературных произведений, оперы, балета и кинематографа.Беатриче Ченчи стала героиней произведений Дюма, Стендаля, Шелли, многих других писателей, а также скульпторов и живописцев.

Несчастная судьба девушки вызывала слёзы у Диккенса и сочувствие у Оноре де Бальзака.

"Прекрасная, юная девушка — Беатриче Ченчи — приговорена была к смертной казни в силу интриг... Единственным защитником Беатриче Ченчи был художник, живописец. Ныне история и потомство, доверяя портрету кисти Гвидо Рени, осуждают папу, а в Беатриче видят одну из трогательнейших жертв гнусных интриг и низких страстей".

SPRATO. Текст из интернета, фотографии автора.

Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo) или Мавзолей Адриана (Mausoleum of Hadrian) является одним из самых популярных туристических мест Рима и славится своей богатой историей.

На протяжении многих веков замок использовался для разных целей и выступал поочередно в качестве усыпальницы, крепости, военного бастиона, тюрьмы, музея.

Вокруг замка всегда много туристов, как и в самом замке, а чтобы попасть внутрь, особенно в туристический сезон, придется постоять в очереди. Но это того стоит! Уникальная история знаменитого замка, которому уже более двух тысяч лет, множество мифов и легенд, старинная архитектура, великолепные залы и галереи…

История замка Святого Ангела

Изначально на месте замка была воздвигнута усыпальница по заказу римского императора Адриана Публия (Publius Hadrianus) примерно в 135 году нашей эры. Именно сюда был помещен прах императора Адриана с урнами его супруги Сабины и сына в 138 году.

Цилиндрическая усыпальница имела роскошное убранство. На плоской крыше сооружения был устроен декоративный сад, в центральной части которого красовалась позолоченная квадрига. Для соединения центра Рима с мавзолеем через реку был возведен Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo).

Строительство мавзолея было завершено в 139 году уже при правлении Антонина Пия, а последнее захоронение в замке произошло в 217 году, когда умер император Каракалла.

Военная крепость

К 5 веку, во времена нападения варваров на Древний Рим, замок служил в качестве военной крепости для римских пап. После захвата крепости варварами, усыпальница императоров была разграблена и пришла в упадок. Значительная часть украшений из бронзы, скульптур и урн были украдены.

Резиденция римских пап

К 14 веку, когда крепость перешла во власть Ватикана, она была полностью отреставрирована и приобрела статус замка Святого Ангела. Там, где раньше находились гробницы императоров, были размещены богато украшенные апартаменты для глав Ватикана. Таким образом, замок стал резиденцией римских пап.

Во времена правления Николая III (Nicolaus III) замок был соединен с Базиликой святого Петра (Basilica Papale di San Pietro in Vaticano) посредством коридора Пассето (Passetto di Borgo).

Когда в 1527 году войска Карла V (Carolus V) вторглись в Рим, замок стал убежищем римского папы Климента VII (лат. Clemens VII). Позднее, на территории усыпальницы были устроены комфортные покои для римских пап на случай нового нападения.

Тюрьма

На нижних же этажах замка находились тюремные камеры, организованные там католической церковью. Самыми известными узниками этой тюрьмы были Джордано Бруно (Giordano Bruno), заточенному на 6 лет, и Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini).

Таким образом, бывшая императорская усыпальница с течением веков превратилась в неприступный замок первых лиц Ватикана и самую строгую тюрьму для неугодных в Риме, тем самым провозглашая непревзойденную папскую власть.

К слову сказать, тюрьма в замке Святого Ангела была действительно самой неприступной, из которой сбежать было невозможно. Это удалось единственному человеку, известному своим побегом из тюрьмы Сант-Анджело, — скульптору и ювелиру Бенвенуто Челлини.

Современное время

С 1901 года замок представляет собой военно-исторический музей (Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo) и удивительнейший памятник архитектуры, обязательный для посещения всеми туристами в Риме.

Архитектура

Замок имеет внушительный внешний вид и отличается необычной формой – его невозможно не заметить, если вы прогуливаетесь по набережной, например, со стороны Ватикана.

А мост Святого Ангела, который соединяет замок с противоположным берегом, также славится уникальным историческим прошлым и является не менее значимой достопримечательностью, чем сама крепость.

Фасад

Замок Святого Ангела конструктивно представляет собой громадную цилиндрическую крепость, имеющую под собой квадратное основание, облицованное мрамором. Возвышающиеся круглые башни замка были названы в честь четырех апостолов: Святого Иоанна, Святого Луки, Святого Матфея и Святого Марка.

Верхняя часть замка выполнена из вулканического камня. С внешней стороны сооружение имеет облицовку травертином и декоративное обрамление в виде пилястров, изображающих головы крупного рогатого скота.

В дальнейшем, когда строение стало использоваться в виде военного бастиона, оно было укреплено дополнительными стенами.

Конечно, вид современной крепости очень отличается от первоначально построенного мавзолея. От богатого украшения усыпальницы, белого мрамора и облицовочного камня уже мало что осталось, а сам замок уже не выглядит таким неприступным, как во времена сражений. Хотя внешняя форма замка осталась прежней.

Внутри

Во внутренней части сооружения до наших дней не сохранились старинные усыпальницы императора и его семьи, а также других императоров — Антония Пия, Марка Антония. Гробницы и урны были разграблены и разрушены во времена нападения варваров.

А в Средневековье, когда крепость перешла во власть Ватикана, она была соединена с последним специальным коридором и использовалась в качестве убежища для римских пап. С другой стороны, они же внесли огромный вклад в реставрацию замка и его сохранения вплоть до наших дней.

Во времена правления папы Бонифация IX (Bonifacio IX) в замке была устроена капелла святого Михаила (Cappella San Michele Arcangelo), а также усилены стены сооружения и возведены бастионы. Этими работами руководил архитектор Никколо Ламберти (Niccolò Lamberti).

В дальнейшем работы по укреплению замка проводились архитектором Антонио да Сангало старшим (Antonio Giamberti da Sangallo) по приказу папы Александра VI (Alessandro VI) в 15 веке. В резльтате было возведено еще четыре бастиона и вырыт ров. Внутри замка появились апартаменты для папы римского, украшенные фресками Пинтуриккьо (Pinturicchio).

Для последующего укрепления замка Урбан VIII (Urbano VIII) в 17 веке разрушил значительную часть военных бастионов для устройства еще более мощного сооружения.

Статуя архангела Михаила

На самом верху крепости с 16 по 18 век размещалась мраморная статуя архангела Михаила с мечом, выполненная Рафаэлло де Монтелупо (Raffaello da Montelupo) по мотивам легенды.

В последующем скульптура была перенесена во дворик Ангела, который соорудили в 17 веке. А на крыше замка установили бронзовую статую архангела Михаила работы скульптора Петера Антона фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) 18 века.

Мост Святого Ангела

Изначально на мосту Святого Ангела, который ведет к замку, не было скульптур ангелов. Их установил в 1667 году Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), работавший над созданием 10 статуй на протяжении двух лет.

Легенды

Название замка Святого Ангела происходит от следующей легенды. Если верить приданиям, в 590 году папе Григорию Великому, в самый разгар эпидемии чумы, явился архангел Михаил, вкладывающий меч в ножны, и тем самым символизирующий конец страшной болезни. Так замок получил имя Святого Ангела.

На протяжении веков история замка была связана с тяжелыми судьбами мучеников, заточенных пожизненно в тюремных помещениях, которые располагались на его нижних этажах. Неудивительно, что здесь известно множество легенд про привидения и неприкаянные души узников, бродящих по замку и одноименному мосту в поисках покоя.

Самой известной легендой является история о призраке женщины Беатриче Ченчи. Приговоренная к казне за убийство собственного отца, от ужасной жестокости которого она страдала, несчастная была обезглавлена 11 сентября 1599 года в возрасте 16 лет. Казнь происходила на площади перед замком, где теперь каждый год в ночь 11 сентября появляется ее призрак.

Что посмотреть в замке

Если вы думаете о том, идти внутрь замка или нет, то ответ очевиден — конечно, идти! Если даже вам придется постоять в очереди за билетом в летний сезон, то этого стоит.

На территории замка хорошо сохранились папские апартаменты, многочисленные залы, в которых вершились исторические события, а также интересны коллекции оружия.

Залы

В замке сохранились папские апартаменты: залы Александра VI, Климента III, Климента VII, Климента VIII, комнаты Пия IV (Pio IV), лоджия Юлия II (Giulio II) работы Джулиано да Сангало (Giuliano da Sangallo), а также лоджии Павла III и Павла IV.

В числе других сохранившихся помещений:

  • Библиотека Павла III и Секретный архив;
  • Сокровищница, в которой располагались богатства римских пап в 16 веке;
  • тройные комнаты: здесь когда-то находились апартаменты графа Калиостро;
  • коридор Помпеано, находящийся между залом Аполлона и библиотекой;
  • комната смотрителя замка времен 18 века;
  • зал Аполлона, служивший для проведения светских приемов;
  • капелла святых Косьмы и Дамиана (Capella dei SS. Cosma e Damiano);
  • залы Адрианео и Гирлянд, украшенные фресками работы 16 века;
  • купальня Климента VII, оформленная знаменитым Джованни да Удине (Giovanni da Udine);
  • дворик Александра VI, в котором есть глубокий колодец;
  • дворик и часовня Льва X (Leone X).

В зале Правосудия обратите внимание на пушки и ядра времен средневековья. Здесь находится часть фрески с изображением ангела. Именно в этом зале в 16 веке решалась судьба заключенных.

Кроме того, примечателен зал Персея, украшенный сценами из легенды, а также зал Амура и Психеи, зал Паолины. Знамена итальянской пехоты в настоящее время хранятся в колонном зале, возведенном по приказу Бенедикта XIV.

Если вы пройдете через круглый зал, то окажетесь на Террасе Ангела (Terrazzo dell’Angelo). Именно оттуда можно полюбоваться панорамным видом Ватикана и всего Рима.

Другие помещения

Прекрасна старинная спиралеобразная галерея эпохи императора Адриана, некогда служившая для прохода к гробницам императоров. Также интересна закрытая галерея, предназначавшаяся в средние века для прохода паломников к Папе Римскому.

Кроме того, на территории замка стоит посмотреть Дворик Спасителя, рабочий кабинет Бонифация XI, часовню Святого распятия, где молились осужденные насмерть и внутренний дворик, служивший для проведения казней узников.

Рядом с лоджией Павла IV располагаются тюремные помещения, которые современному человеку больше напоминают дыру в стене, нежели полноценную камеру.

В замке находится военный арсенал, где представлена коллекция оружия с 15 по 20 век.

Прогуливаясь по лабиринтам замка, вы как-будто переноситесь в прошлые века. А поднявшись на вершину замка – на его террасу — вы сможете полюбоваться захватывающим видом на современный город.

Как добраться до замка Святого Ангела

Замок Святого Ангела находится в парке Адриано (Parco Adriano). Его точный адрес: Lungotevere Castello, 50. Как доехать:

  • если вы решите добраться до замка на метро, то вам нужно выйти на станции Ottaviano-San Pietro или Lepanto (линия А);
  • на автобусах №№ 62, 40, 23, 271, 280 или 982 можно добраться до остановки Piazza Pia;
  • на автобусе № 34 до Via di Porta Castello;
  • на автобусах №№ 49, 87, 926, 990 до пересечения Via Crescenzio и Piazza Cavour.

Часы работы замка и стоимость билета

Часы работы музея: ежедневно, кроме понедельника, с 9.00 до 19.30.

Стоимость билета по состоянию на 2019 год составляет:

  • 14 Евро для взрослого;
  • 7 Евро льготный билет.

Для групп от 20 человек необходимо забронировать посещение, что обойдется в 1 Евро с каждого посетителя.

Полезно знать: каждый месяц в первое воскресенье вход в замок бесплатный.

Официальный сайт замка Святого Ангела www.castelsantangelo.com .

Посетите также

Выйдя из замка, вы сразу же попадаете на одноименный мост, на котором также всегда множество туристов, делающих фотографии и любующихся потрясающими видами набережной, Ватикана, замка…

Обязательно пройдитесь по мосту, он хранит в себе много тайн, а история его возникновения не менее занимательна, чем история замка Святого Ангела.

Экскурсии по Риму

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Рима?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

Замок-крепость Святого Ангела привлекает своей брутальностью и историей. Он был сначала гробницей, затем замком, резиденцией пап и одновременно хранилищем их ценностей и тюрьмой. Сегодня это музей. А со смотровой площадки замка открывается потрясающая панорама города.

Замок Святого Ангела (Castel Sant’ Angelo)

Замок Святого Ангела (Castel Sant’ Angelo) – место романтичное и загадочное. Немногим зданиям на своём веку довелось пережить столько событий. Это строение было крепостью и тюрьмой, папской резиденцией и хранилищем католических ценностей. Изначально замок Кастель Сант-Анджело служил усыпальницей. Называли его тогда Мавзолеем Адриана (Mausoleo di Adriano).

От императорской усыпальницы до Замка Святого Ангела

В 135 году император Адриан, вдохновленный грандиозным мавзолеем Августа, начал строительство собственного мавзолея. Это сооружение сохранилось, однако по сегодняшнему облику трудно судить о былом его великолепии. Квадратное в плане здание с массивными стенами впечатляющей толщины было увенчано высокой башней, украшено колоннами и множеством статуй. На башне мавзолея возвышалась бронзовая квадрига — фигура Адриана в колеснице Гелиоса. Мощные стены здания были облицованы каррарским мрамором. Адриан умер. Завершать постройку пришлось Антонино Пию в 139 году.

В мавзолее упокоились многие римские императоры. На фризе здания высечены их имена: Адриан и супруга его – Сабина; Антонино Пий, его жена Фаустина и все их дети; Марк Аврелий с детьми; Септимий Север и его семья, императоры Септимий Гета и Септимий Бассиан Каракалла (217 г.). После этого правителей здесь больше не хоронили.

Судьба мавзолея не закончилась историей усыпальницы. История замка продолжалась дальше. В IV веке мавзолей был укреплён, реконструирован и включён в комплекс заградительных стен, защищавших город извне. Но в 410 году крепость захватили и разорили вестготы. Позже Ватикан прибрал к рукам то немногое, что от нее осталось.

Нынешнее название Святого Ангела замок получил ещё в 590 г. Рим тогда был охвачен чудовищной чумной эпидемией. Папе Григорию Великому в том году было видение архангела Михаила, обещавшего конец бедствия. Чума действительно отступила, а на мавзолей с тех пор водрузили фигуру ангела. Первую статую вырезали из дерева. В XIV веке её заменили мраморной, а в XV веке решили заменить на мраморную с бронзовыми крыльями. Эту скульптуру разбила молния. Следующий вариант статуи — бронзовый ангел был переплавлен на пушки.

Рафаэль да Монтелупо в XVI веке изваял нового ангела. Частично фигура состояла из мрамора, её крылья были из бронзы. Однако и эту статую демонтировали и убрали во двор (двор с той поры стали называть Двориком Ангела). Сейчас над замком возвышается бронзовый ангел работы Пьера Ван Вершафельта (1753 г.).

В Средние века бывший мавзолей служил резиденцией папе римскому. Крепости Кастель Сант-Анджело приходилось скрывать понтификов от врагов и народного гнева. Из Ватикана папы убегали по галерее, идущей прямо к замку. Высокая галерея была возведена во времена папы Николая III. По тайному переходу свободно проезжала запряженная повозка. Папы сделали замок неприступной крепостью. В 1527 г. Климент VII укрылся здесь, когда в Рим вошли королевские войска Карла V.

За стенами крепости

Нижний ярус и подземелья замка долго использовали в качестве тюрьмы. Здесь томились враги Папы и многие узники инквизиции: Джордано Бруно и Галилей, Помпонио Лето и Платина, граф Калиостро и Бенвенуто Челлини. Последний даже создал рисунок «Христос воскресший» на стене каземата. Работа мастера сохранилась.

Джакомо Пуччини перенёс третье действие «Тоски» в одну из комнат замка Ангела. Действие происходит в стенах тюрьмы, а после прекрасная героиня бросается вниз с верхней террасы замка.

Со времён Адриана к мавзолею вёл мост через Тибр. Этот мост называют Ponte Sant’Angelo (мост Святого Ангела), а во времена римской стены он звался мостом Элио. В XVI – XVII вв. на мосту по указу понтификов Ватикана были установлены статуи ангелов и святых. Сегодня мост Sant’Angelo вместе с прилегающей набережной стал любимым местом фотографов, художников и торговцев.

Замок Святого Ангела сегодня

В 1825 году тяжёлые входные двери из бронзы, ведущие в усыпальницу замка, были сняты. Открылся коридор, проходящий от входа до большой ниши. От неё начинается спиральная галерея, огибающая здание внутри и ведущая к самой вершине замка.

Замок Сант-Анджело — высокое цилиндрическое здание в парке Адриано на берегу Тибра, иногда называемый Печальный Замок. Помимо Спиралеобразной галереи и дворика Ангела в замке находится зал Правосудия (Sala della Giustizia), где в XVI веке проходили судебные заседания. А еще — папские апартаменты, зал Климента VII, залы Климента VIII, лоджия Павла III и лоджия Павла IV, дворик Александра VI, тюрьма, библиотека, зал Сокровищ, Секретный архив.

Сегодня в замке разместился музей. В экспозиции представлены ключевые моменты древнеримской истории и истории замка; коллекции произведений искусства. Туристы могут подняться на верхнюю террасу, чтобы любоваться панорамой «Вечного города».

Усыпальница императоров, грозная крепость, убежище, тюрьма, папская резиденция и папская сокровищница… Среди римских архитектурных достопримечательностей Замок Святого Ангела считается одним из самых интересных сооружений с богатейшей историей, неразрывно связанной с важнейшими этапами истории Рима новой эры.

…Римский император Адриан (годы правления: 117-138) отличался необыкновенной любовью к путешествиям. При этом его дальние походы не всегда носили инспекционный или военный характер.

Мавзолей «с двойным дном»

В 130 году, находясь в Египте, император выразил желание посетить так называемый памятник поющего Мемнона (погребальные статуи Аменхотепа III, одного из легендарных фараонов). Памятник находился тогда в Фиванском некрополе, что на западном берегу Нила (берегу умерших).

Императорская усыпальница была задумана Адрианом в 135 году

По прошествии пяти лет Адриан распорядился начать строительство мавзолея на правом берегу Тибра. В этом не было ничего необычного: большинство правителей древнего мира заботились о возведении сооружения, где бы хранились их бренные останки, задолго до смерти.

Необычным, на взгляд современников, был выбор места для строительства. Было бы логичным, если бы Адриан, ранее во всем подражавший Октавиану Августу и мечтавший его превзойти если не в земной, то в посмертной славе, отдал приказ о возведении мавзолея там же, где уже более века покоился его великий предшественник. То есть на левом берегу Тибра, на Марсовом поле.

Все дело было отчасти в желании императора как-то «уравновесить» хаотически расположенные захоронения на окраинах Рима, отчасти – в стремлении отдать своеобразную дань памяти своему любимцу Антиною.

Мост Адриана обеспечивал императору быструю переправу через Тибр

Антиной погиб во время путешествия в Египет буквально на глазах Адриана и был похоронен по египетскому обычаю на западном берегу Нила. Территория на правом берегу Тибра в Риме, где спустя год после смерти императора был достроен-таки Мавзолей Адриана , расположена на западе. А называлась эта территория… Агер Ватиканус.

Несмотря на довольно необычное для захоронений такого уровня месторасположение, Мавзолей Адриана имел достаточно традиционную форму – форму этрусского тумулуса (погребальной камеры с купольным насыпным верхом). Каждая сторона квадратного основания усыпальницы имела 84 м в длину. Диаметр установленного на этом основании цилиндра высотой 20 м, равнялся 64 м.

Сверху, на насыпном холме, была установлена статуя Гелиоса, бога Солнца, управляющего квадригой. В погребальной камере, к которой ведет спиралеобразная галерея, находились урны с прахом императоров и членов их семей – от Адриана до Септимия Севера (годы правления: 193-211).

Замок Святого Ангела: папы и их бурная деятельность

Свое современное название Мавзолей Адриана – Замок Святого Ангела – получил в связи с очередной эпидемией чумы, от которой безвременно скончался папа Пелагий II (годы понтификата: 579-590).

Его преемник, Григорий I Великий (годы понтификата: 590-604), не успев принять тиару, в течение нескольких дней шел во главе покаянной процессии, вымаливая у Господа избавление от моровой язвы. По легенде, над куполом бывшего императорского мавзолея-бастиона папа и его сподвижники узрели фигуру Архангела Михаила, вкладывающего карающий меч в ножны.

Страстные моления были услышаны: Господь пощадил город, и чума отступила. Здание было посвящено Архангелу Михаилу, культ которого уже к X в. распространился по всей Европе, но статус замка получило только к XII в.

Статуя Святого Архангела Михаила стоит сегодня во внутреннем дворике

Примерно к XIII вв., Папская область, наконец-то получившая независимость от императоров Священной Римской империи, получила и неотъемлемое право диктовать свои условия прочим монархам. Однако папы все же не забывали о собственной безопасности, постоянно укрепляя Замок Святого Ангела и связав его с Ватиканом пассето (скрытым коридором) в Леонинской стене, окружавшей их резиденцию. Замок Сант Анджело в Риме стал, тем самым, тоже одной из частей резиденции понтификов.

Однако он был слишком лакомым куском для римских аристократов. В Папской области, начиная с самого Рима, начались феодальные распри, и нередко границы между территориями влияния одной и другой семьи проходили буквально посередине одной и той же улицы. Замок Сант Анджело захватывали то Орсини, то Пьерлеони, то Кресченци, возводя на престол и папу из своего рода.

Французский король Филипп IV Красивый (годы правления: 1285-1314), чья железная воля помогла ему переупрямить понтификов, на время положил этому конец, и перевел резиденцию пап в Авиньон. В XIV в., во время «авиньонского пленения», Замок Святого Ангела на время утратил свое значение, но именно в нем в 1377 г. прошла церемония возвращения пап на римский престол.

Из Замка до Ватикана можно было дойти пешком по коридору в стене

В XV в. Замок Святого Ангела в Риме буквально пережил второе рождение в качестве надежной крепости. Помимо уже упоминавшихся пассето он обзаводился и новыми бастионами. Самым известным проектом такого рода был проект от «славного» папы Александра VI Борджиа, повелевшего возвести 4 неприступных форпоста (в честь четырех евангелистов). Он же приказал устроить себе в стенах замка и роскошные апартаменты для празднования побед его сына Чезаре.

Не отказывали себе в удовольствии дополнить Замок Святого Ангела Рим небольшими, но укрепленными по последнему слову техники апартаментами, и другие папы, правившие в XV-начале XVI вв. Более того, в надежно защищенных потайных подземельях крепости хранились и несметные сокровища тиары.

Замок Святого Ангела: войны, грабежи и авантюры

В начале XVI в. спокойствие пап снова было нарушено. На этот раз выяснить, кто из них главный на Апеннинском полуострове, решили французский король Франциск I (годы правления: 1515-1547) и Карл V Габсбург (император Священной Римской империи в 1520-1558 гг.). В 1527 г. дело дошло до разграбления Рима.

Перед этим в течение 2 месяцев Замок Святого Ангела был надежным укрытием для папы Климента VII (годы понтификата: 1523-1534). Но силы были неравны, и папе в конце концов пришлось заплатить огромный выкуп и отказаться от прав на некоторые провинции в пользу Карла V.

Комната для хранения казны и церковных архивов

Хранителем сокровищницы в тот период был знаменитый ювелир и скульптор Бенвенуто Челлини. По его версии, именно он подстрелил Шарля де Бурбона, бывшего коннетабля Франции, переметнувшегося к имперцам, на некоторое время внеся смятение в войска неприятеля. Как бы там ни было, 4 года спустя Челлини пришлось ознакомиться с подземельями, которыми славился Замок Сант Анджело , несколько с другой стороны.

Сначала его, обвинив в краже драгоценностей при выдаче выкупа за папу, посадили в обычную камеру. Из нее он, единственный среди всех узников крепости, смог бежать, воспользовавшись веревками, связанными из полос простыней.

Замок Святого Ангела, Дворик Александра VI

Побег оказался не слишком удачным: ювелир неверно рассчитал свое месторасположение и оказался у двойного кольца стен. Преодолевая препятствие, он сломал ногу, был пойман и посажен в кишащее крысами и насекомыми полузатопленное подземелье, но смог выжить, выйдя оттуда только в 1539 г.

Стены замка помнят и других знаменитых узников: Галилея, отправившегося из камеры на аутодафе¸ где его милостиво простили; Джордано Бруно, которому было суждена более суровая кара; Джузеппе Бальзамо (он же граф Калиостро), сменивший Замок Святого Ангела в Риме на заключение в горном замке Сан-Лео, где и окончил свои дни.

Замок Святого Ангела: наши дни

Сегодня Замок Святого Ангела Рим продолжает оставаться одной из сокровищниц пап. Музей на его территории был открыт еще в 1911 г. В последние годы Замок Сант Анджело стал популярен и как место проведения различных световых и лазерных шоу в честь различных национальных, спортивных и культурных событий.

В Зале Паолины принимали иностранных послов и важных гостей

Туристы, решившие его посетить, могут выбрать несколько маршрутов по замку-музею. Это может быть экскурсия по фортификационным сооружениям, включая пассето до Ватикана, прогулка по внутренним дворикам, названным в честь пап и собственно Святого Ангела с установленной в нем огромной мраморной статуей (6-й по счету, начиная с XVI в.). Посещение внутренних помещений замка тоже возможно, но далеко не всех.

Так, группы и одиночные туристы смогут без проблем ознакомиться с коллекцией скульптур и частью коллекции картин, находящихся в папских апартаментах, а также с экспонатами из оружейной. Однако ювелирные изделия и изделия из керамики, которыми богат Замок Сант Анджело , можно увидеть только во время проведения тематических выставок.

Часы работы и билеты

График работы Замка зависит от времени года. С 18 сентября по 23 июня он принимает посетителей со вторника по воскресенье с 9:00 до 19:30. Касса закрывается в 18:30.

  • Вт-ср: 9:00-19:30. Касса закрывается в 18:30
  • Чт-вс: 9:00-24:00. Касса закрывается в 23.00

Взрослый билет в Замок стоит 14 Евро. В музее можно приобрести аудиогид, в том числе и на русском языке.

Как добраться

Добраться до замка можно, сев на автобусы 23, 62, 271, 280, 982 (остановка «Пьяцца Пиа»); 34 (остановка «Виа де Порте Кастелло»); 49, 87, 926, 990 (остановка «Пьяцца Кавур»). Также сюда можно за 10 минут легко дойти прогулочным шагом от Площади Святого Петра или Пьяцца Навона. Точный адрес: Lungotevere Castello, 50, 00193 Roma.