Пособие по уходу за детьми назначается женщине по завершении послеродового отпуска и выплачивается до полутора лет ребенка. Право взять «детский» отпуск и получать пособие также имеют отец и иные родственники, осуществляющие за малышом реальный уход, если за них уплачиваются страхвзносы в ФСС. Как рассчитать отпуск по уходу за ребенком в 2018 году, расскажем в этой статье.
Назначение «детского» пособия
Работодатель назначает пособие, получив заявление на отпуск по уходу и выплату пособия до 1,5 лет. В течение 10 календарных дней пособие должно быть назначено, а в ближайший день зарплаты производится первая выплата.
«Детское» пособие выплачивается из средств ФСС. Удержание НДФЛ и начисление страхвзносов на сумму пособия не производится.
Если мать ребенка вернется на работу до завершения отпуска, выплата «детского» пособия ей прекратится, но при неполной занятости выплата пособия матери продолжится.
Период для расчета пособия по уходу за ребенком 2018
В 2018 г. для начисления пособия принимаются выплаты, облагавшиеся «соцстраховскими» взносами на случай материнства и болезни в 2016 – 2017 годах. Причем, эти доходы ограничены следующими пределами:
- за 2016 г. – 718 000 руб.,
- за 2017 г. – 755 000 руб.
Двухлетний период, принимаемый для расчета, включает 730 дней (731 – если год високосный), за минусом пришедшихся на это время дней больничных и декретного отпуска (п. 3 и 3.1 ст. 14 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Если на расчетный период пришлось время декретного отпуска, женщина вправе попросить о замене лет, когда «декретные» годы заменяются на ближайшие более ранние. В 2018 г. такими годами могут быть 2014 и 2015, соответственно, для расчета применяются действовавшие тогда лимиты дохода:
- 624 000 руб. в 2014 году,
- 670 000 руб. в 2015 году.
Важное условие: применить замену лет можно исключительно по заявлению женщины, если это изменит размер «детского» пособия в сторону увеличения (п. 1 ст. 14 закона № 255-ФЗ).
Как рассчитывается пособие до 1,5 лет в 2018 году
Для работающих размер пособия в будущем году останется прежним: 40% от среднего заработка того, кто берет «детский» отпуск. Пособия ухаживающим за несколькими детьми, назначаются на каждого ребенка, в сумме не превышая 100% среднего заработка (ст. 11.2, ст. 15 закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).
Порядок расчета пособия:
- Сначала определяется среднедневной заработок:
- Потом вычисляется сумма ежемесячного пособия:
В 2018 году максимальный размер «детского» пособия будет составлять:
(718 000 руб. + 755 000 руб.) / 730 дней х 30,4 х 40% = 24 536,57 руб. в месяц.
Это означает, что даже если в результате расчета выплат по уходу за ребенком, их размер окажется больше, пособие назначается в сумме не выше 24 536,57 руб.
Неработающим матерям, и тем, чей средний заработок ниже официального размера МРОТ, пособие начисляется в минимальном размере.
Согласно ч. 1 ст. 15 закона № 81-ФЗ, минимальное пособие равно 1500 руб. на первого, 3000 руб. – на второго и последующих детей. Ежегодно эти суммы индексируются Правительством и составляют не менее 40% от действующего МРОТ.
В связи с очередным увеличением МРОТ, минимальное пособие, назначаемое с 01.01.2018 г. и позднее, должно составлять 3795,60 руб. (9489 руб. х 40%) на первенца и 6131,37 по уходу за последующими детьми. Там, где действуют региональные коэффициенты, их следует применять и при начислении минимального «детского» пособия.
Пример расчета «детского» пособия до 1,5 лет
У сотрудницы Лисицыной отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет начинается в январе 2018 г. Ее доход, облагаемый взносами на соцстрахование, в 2016 г. составлял – 695 000 руб., в 2017 г. – 468 000 руб. В 2016 году Лисицына 10 дней провела на больничном, а в 2017 – 125 дней в до- и послеродовом отпуске. Замена лет не применялась, поскольку в предыдущих годах женщина не работала.
Сначала рассчитаем среднедневной заработок сотрудницы. Поскольку 2016 год был високосным, для расчета применим 731 день:
(695 000 руб. + 468 000 руб.) / (731 дн. – 10 дн. – 125 дн.) = 1 163 000 руб. / 596 дн.= 1951,34 руб.
Пособие Лисицыной на ребенка составляет 40% от ее средней зарплаты:
1951,34 руб. х 30,4 дн. х 40% = 23 728,29 руб. в месяц.
Полученный результат максимального пособия не превышает, НДФЛ с него не удерживается, значит, Лисицына будет получать 23 728,29 руб. ежемесячно до полуторагодовалого возраста ребенка.
Рождение ребёнка неизменно ведёт к немалым финансовым затратам. И родителям не всегда удаётся покрыть эти расходы самостоятельно, в особенности при рождении второго малыша. В таких случаях государство готово помочь своим гражданам. Какие же выплаты положены при рождении второго ребенка в 2019 году?
Пособие по беременности и родам
Размер данной выплаты напрямую зависит от категории будущей матери. Учитываются такие моменты:
- Женщины, ушедшие в декрет с места постоянной работы, где они официально трудоустроены, получают выплату в размере 100% от средней заработной платы за два предшествующих года. Если же заработная плата мамы не превышала минимальный показатель, то в качестве основы для расчётов будет взята минимальная зарплата, регулируемая законодательством на момент беременности. С 01.01.2019 года эта цифра равна 11 280 рублям. С заявлением на получение данной выплаты обращаются в отдел кадров предприятия, где работает мама. Начисляется пособие в течении ближайших 10 рабочих дней.
- В официальном статусе безработной, будут получать компенсацию лишь в минимальном размере — 628,47 рублей, а с 01.02 2019 г — 655,49 рублей. Заявление на получение выплат подаётся в социальную службу по месту приписки.
- Если будущая мама является студенткой, то она также имеет право получать данный тип компенсации. Ей нужно обратиться в деканат своего учреждения.
Важно! Для получения компенсации мамам, как официально трудоустроенным, так и не работающим, в обязательном порядке нужно предоставить больничный, который выдаёт наблюдающий врач гинеколог.
Единовременное пособие при рождении ребёнка
Пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет
Мать второго ребёнка обладает правом на получение ежемесячной помощи до момента, когда малышу исполнится 1,5 года.
Ключевые аспекты здесь следующие:
- Мамы, официально трудящиеся до ухода в декретный отпуск, будут получать сумму в размере 40% от показателя средней доходности за прошедшие 2 года. Минимальная сумма компенсации не может превысить величину МРОТ и равняется 6 284,65 рублям, а с 01.02.2019 — 6 554,89 рублей. Предельная сумма такой помощи составляет 26 152,27 рублей. Для получения нужно предоставить в отдел кадров заявку об уходе в декрет до достижения малышом возраста 1,5 года. Дополнительно нужно приложить заявку на получение помощи и справку о том, что второй родитель ещё не получал таких выплат.
- Мамы, ушедшие в декрет при или после ликвидации организации, также будут получать компенсацию в размере 40% от их предыдущего среднемесячного заработка. Для оформления нужно обращаться в местное отделение ФСС. При этом сумма помощи будет несколько меньшей – не больше 12 569,33 руб. Документация подаётся та же, что и в пункте №1.
- Женщины, не трудящиеся официально и военнослужащие, также могут претендовать на данный тип материальной помощи. Для этого им необходимо обратиться в местную социальную службу. Эти же правила касаются и мам-студенток. Порядок получения пособия тот же.
Важно! Право на оформление данного типа пособий имеет каждый родственник малыша, который осуществляет уход за ним или же оформил документы на его опеку.
Путинские выплаты
С 2018 года введено новое пособие или вторым ребенком, уровень дохода в которых на каждого члена семьи не превышает размер 1,5 кратного прожиточного минимума, нормируемого для взрослого человека в данном регионе во втором квартале года, предшествующего году обращения. Однако выплата при этом будет производиться исходя из величины прожиточного минимума на ребенка. Источником выплаты на второго ребенка являются средства поэтому удобнее всего будет оформлять их вместе. Пособие назначается на один год, после чего, на оставшиеся пол года необходимо подавать новый комплект документов.
Материнский капитал
Помощь от губернатора
Кроме программ федерального назначения РФ практикует предназначенные для матерей второго или . Получают данный тип выплат в местной службе соцзащиты.
- Родители из столицы возрастом до 30 лет получат на второго малыша сумму из семи прожиточных минимумов – около 121 000 рублей.
- Мамам из Санкт-Петербурга гарантирована сумма 28 700 рублей.
- Матери из Владимирской области будут получать намного меньше – 3 300 руб.
- Волгоградская область – размер помощи равен 18 380 рублей.
- Калужская область – наименьший размер помощи: всего лишь 2 200 рублей.
Подобные программы действуют также в Воронежской, Калининградской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Пензенской, Сахалинской области, Ханты-Мансийском автономном округе.
С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», предусматривающий выплаты на первого и второго ребенка в семье. Эти выплаты уже успели получить неофициальное название «путинские пособия», поскольку об их введение с 2018 года объявил Президент России В. Путин. Кто имеет право на получение новых ежемесячных выплат на ребенка? Куда и какие документы сдавать? Будут ли обязаны работодатели выплачивать новые пособия на детей? Учитываются доходы семьи при решении вопроса о назначении новых выплат на первого и второго ребенка? Давайте разбираться.
Привычные пособия на детей в 2018 году
Существуют, так называемые, базовые «детские» пособия, связанные с рождением ребенка. С 1 февраля 2018 они будут проиндексированы на коэффициент 1,025 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 № 74 “Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году”). Приведем таблицу с размерами детских пособий с 1 февраля в 2018 года.
Перечисленные виды детский пособий финансируются за счет средств ФСС. Однако за их назначением сотрудники могут обращаться к своим работодателям.
Две новые выплаты на детей с 2018 года
28 ноября 2017 года В. Путин на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей предложил ввести с 2018 года совершенно новые ежемесячные выплаты молодым семьям. В этих целях был принят Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», предусматривающий две новые «детские» выплаты: на первого и второго ребенка.
Таким образом, при рождении первого ребенка выплата будет финансироваться из государственного бюджета. А на второго ребенка ежемесячные выплаты можно будет получать из своего же материнского капитала. Выплаты будут возможны до достижении ребенком полутора (1,5) лет.
Принципиальный вопрос состоял в том, продлят ли материнский капитал после 2018 года? Ответ на этот вопрос Владимир Путин дал в ноябре 2017 года – материнский капитал будет продлен до 31 декабря 2021 года.
В 2018 году размер материнского (семейного) капитала останется на прежнем уровне и составит 453 026,0 рубля . С 2018 года некоторые семьи смогут получать деньги из материнского капитала в виде ежемесячных выплат на второго ребенка. А материнский капитал, соответственно, будет уменьшаться.
Размер новых выплат на детей
Размер ежемесячной выплаты будет приравнен размеру прожиточного минимума для детей, установленному в субъекте РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплат. Таким образом, если обратиться за пособием в 2018 году, то размер ежемесячной выплаты будет равен прожиточному минимуму за 2 квартал 2017 года в конкретном субъекте РФ.
Средний общероссийский размер ежемесячной выплаты на первого и второго ребенка составит:
В 2018 году | 10 523 р. |
В 2019 году | 10 836 р. |
В 2020 году | 11 143 р. |
Однако, повторимся, что точный размер выплаты зависит от конкретного региона и может отличаться от средних общероссийских значений. Приведем таблицу точных размеров ежемесячной выплаты на первого и второго ребенка в 2018 году с разбивкой по регионам.
Размер регионального прожиточного минимума на ребенка за 2 квартал 2017 года
Название субъекта федерации (региона) | Размер ПМ на ребенка за 2 квартал 2017 года, руб. | Каким документом устанавливается (номер Постановления Правительства) |
Чукотский автономный округ | 22222 | 24.07.2017 г. № 292 |
Ненецкий автономный округ | 21973 | 20.07.2017 г. № 233-п |
Камчатский край | 21124 | 25.07.2017 г. № 301-П |
Магаданская область | 19073 | 19.07.2017 г. № 142-п |
Республика Саха (Якутия) | 17023 | 28.08.2017 г. № 289 |
15897 | 10.08.2017 г. № 805-П | |
Мурманская область | 15048 | 01.08.2017 г. № 387-ПП |
Сахалинская область | 14734 | 04.08.2017 г. № 360 |
г.ф.з. Москва | 14252 | 12.09.2017 г. № 663-ПП |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | 13958 | 28.07.2017 г. № 288-п |
Приморский край | 13553 | 31.07.2017 г. № 307-па |
Хабаровский край | 13386 | 10.08.2017 г. № 91 |
Еврейская автономная область | 13327,12 | 17.07.2017 г. № 68-ОД |
Республика Кабардино-Балкария | 12778 | 19.09.2017 г. № 170-ПП |
Республика Коми | 12487 | 20.07.2017 г. № 395 |
Красноярский край | 12020 | 18.07.2017 г. № 403-п |
Амурская область | 11979 | 04.09.2017 г. № 188 |
Республика Карелия | 11978 | 17.08.2017 г. № 282-П |
Архангельская область | 11734 | 27.07.2017 г. № 288-пп |
Новосибирская область | 11545 | 14.07.2017 г. № 138 |
Московская область | 11522 | 27.09.2017 г. № 806/34 |
Забайкальский край | 11362,79 | 07.08.2017 г. № 322 |
Томская область | 11251 | 31.07.2017 г. № 174-р |
г.ф.з. Севастополь | 10935 | 17.08.2017 г. № 597-ПП |
Тюменская область | 10832 | 31.07.2017 г. № 382-п |
Вологодская область | 10732 | 14.08.2017 г. № 722 |
Псковская область | 10652 | 02.08.2017 г. № 324 |
Тверская область | 10625 | 25.08.2017 г. № 261-пп |
Ростовская область | 10501 | 26.07.2017 г. № 520 |
Республика Крым | 10487 | 18.08.2017 г. № 414 |
Иркутская область | 10390 | 28.07.2017 г. № 495-пп |
Астраханская область | 10382 | 25.07.2017 г. № 251-П |
г.ф.з. Санкт-Петербург | 10367,9 | 17.08.2017 г. № 693 |
Республика Тыва | 10347 | 11.08.2017 г. № 360 |
Пермский край | 10289 | 29.08.2017 г. № 756-п |
Республика Бурятия | 10270 | 16.08.2017 г. № 405 |
Челябинская область | 10221 | 26.07.2017 г. № 148 |
Курганская область | 10217 | 25.07.2017 г. № 249 |
Свердловская область | 10210 | 14.03.2017 г. № 152-ПП |
Смоленская область | 10201 | 13.07.2017 г. № 470 |
Новгородская область | 10176 | 14.07.2017 г. № 213-рг |
Калининградская область | 10138 | 18.08.2017 г. № 439 |
Ивановская область | 9999 | 18.07.2017 г. № 137-уг |
Самарская область | 9967 | 26.07.2017 г. № 491 |
Республика Алтай | 9954 | 24.07.2017 г. № 173 |
Кемеровская область | 9857 | 18.07.2017 г. № 377 |
Краснодарский край | 9845 | 31.07.2017 г. № 1096 |
Ульяновская область | 9818 | 25.08.2017 г. № 415-П |
Республика Хакасия | 9811 | 14.08.2017 г. № 412 |
Республика Дагестан | 9774 | 14.08.2017 г. № 174 |
Владимирская область | 9752 | 02.08.2017 г. № 625 |
Брянская область | 9677 | 24.07.2017 г. № 338-п |
Волгоградская область | 9664 | 08.08.2017 г. № 414-п |
Кировская область | 9662 | 24.08.2017 г. № 417-П |
Чеченская Республика | 9650 | 05.09.2017 г. № 195 |
Республика Марий Эл | 9645 | 21.07.2017 г. № 305 |
Нижегородская область | 9612 | 24.07.2017 г. № 547 |
Костромская область | 9566 | 07.08.2017 г. № 294-а |
Ярославская область | 9547 | 14.07.2017 г. № 238 |
Калужская область | 9487 | 29.08.2017 г. № 479 |
Пензенская область | 9470 | 01.08.2017 г. № 367-пП |
Алтайский край | 9434 | 08.09.2017 г. № 335 |
Орловская область | 9429 | 21.07.2017 г. № 298 |
Республика Карачаево-Черкессия | 9428 | 12.09.2017 г. № 238 |
Республика Северная Осетия - Алания | 9372 | 15.08.2017 г. № 314 |
Республика Адыгея | 9325 | 02.08.2017 г. № 133 |
Омская область | 9323 | 06.09.2017 г. № 251-п |
Ленинградская область | 9259 | 10.08.2017 г. № 322 |
Тульская область | 9256 | 31.07.2017 г. № 325 |
Республика Ингушетия | 9241 | 07.09.2017 г. № 137 |
Рязанская область | 9215 | 26.07.2017 г. № 174 |
Саратовская область | 9159 | 21.08.2017 г. № 428-П |
Ставропольский край | 9123 | 07.08.2017 г. № 313-п |
Липецкая область | 9078 | 13.07.2017 г. № 339 |
Курская область | 8993 | 10.07.2017 г. № 548-па |
Республика Удмуртия | 8964 | 23.08.2017 г. № 361 |
Оренбургская область | 8958 | 11.08.2017 г. № 589-п |
Республика Калмыкия | 8944 | 21.08.2017 г. № 284 |
Республика Чувашия | 8910 | 24.08.2017 г. № 325 |
Республика Башкортостан | 8892 | 28.08.2017 г. № 391 |
Республика Мордовия | 8714 | 20.07.2017 г. № 417 |
Тамбовская область | 8634 | 21.07.2017 г. № 696 |
Республика Татарстан | 8490 | 28.07.2017 г. № 524 |
Воронежская область | 8428 | 25.07.2017 г. № 588 |
Белгородская область | 8247 | 24.07.2017 г. № 286-пп |
Кто будет заниматься назначением и выплатой новых пособий
Если семья после 1 января 2018 года будет претендовать по получение новых пособий на детей, то обращаться за их назначением потребуется:
- за выплатой на первого ребенка – в районное управление социальной защиты населения (РУСЗН) по месту жительства заявителя;
- за выплатой на второго ребенка – территориальное подразделение Пенсионного фонда (УПФР) по месту жительства заявителя.
Если же родится двойня, то нужно будет придерживаться такого же принципа – подавать два разных комплекта документа в РУСЗН и УПФР соответственно. При этом имейте в вижу, что документы можно подавать через МФЦ. Это прямо закреплено в законе.
Но зачем так сделали? Для чего предусмотрели два разных ведомства для назначения «детских»? Дело в том, что материнским капиталом занимаются именно подразделения ПФР. Следовательно, чтобы расходовать средства материнского капитала на второго ребенка нужно обращаться именно в УПФР.
Документы для получения выплаты на второго ребенка можно подать в УПФР одновременно с документами на получение сертификата на материнский капитал (п.7 ст. 2 Закона).
Кто сможет получить выплаты: условия
Для получения права на оформление новых выплат на детей необходимо соблюдение нескольких условий:
Условие |
Родители (или усыновители) являются гражданами РФ и постоянно проживают на территории Российской Федерации. |
Первый или второй ребенок должен родиться или быть усыновлен после 1 января 2018 года. Если дети родились или были усыновлены раньше (например, в декабре 2017 года), то выплата не полагается. |
В семье должны быть низкие доходы, не превышающие за последние 12 месяцев в расчете на одного члена семьи 1,5 прожиточных минимума, установленных в регионе для работающих граждан. |
Дети не должны находиться на полном государственном обеспечении. |
Граждане (родители или усыновители) не должны быть лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах. |
Таким образом, можно предположить, что 2 основных критерия, которым должны будут соответствовать большинство российских семей, это:
- рождение детей после 1 января 2018 года;
- отсутствие доходов, превышающих 1,5 прожиточных минимума установленных в регионе для работающих граждан.
Выплаты на детей с 1 января 2018 года будут являться целевыми. Решение в отношении каждой семьи будут приниматься индивидуально после изучения информации о доходах.
Как будут оценивать финансовое положение семьи
Чтобы получить право на выплаты (на первого или второго ребенка) размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения. Это закреплено в пункте 2 статьи 1 Закона.
Среднедушевой доход семьи представляет собой полученных доход на определенный период времени без учета налогов, который приходится на одного члена семьи.
Приведем таблицу со значениями прожиточного минимума за 2 квартал 2017 года с разбивкой по регионам. В этой таблице мы в столбце «Среднедушевой доход семьи в 2018 году» мы приводится максимальную сумму дохода, до достижения которой можно получить право на ежемесячные выплаты на детей.
Субъект | П/М работающих за 2 квартал 2017 г. | Среднедушевой доход семьи |
---|---|---|
Белгородская область | 8989 | 13483.5 |
Брянская область | 10615 | 15922.5 |
Владимирская область | 10616 | 15924 |
Воронежская область | 9292 | 13938 |
Ивановская область | 10896 | 16344 |
Калужская область | 10390 | 15585 |
Костромская область | 10581 | 15871.5 |
Курская область | 9725 | 14587.5 |
Липецкая область | 9580 | 14370 |
Московская область | 13146 | 19719 |
Орловская область | 10161 | 15241.5 |
Рязанская область | 10139 | 15208.5 |
Смоленская область | 11178 | 16767 |
Тамбовская область | 9433 | 14149.5 |
Тверская область | 11037.7 | 16556.55 |
Тульская область | 10120 | 15180 |
Ярославская область | 10429 | 15643.5 |
г. Москва | 18742 | 28113 |
Республика Карелия | 13932 | 20898 |
Республика Коми | 13276 | 19914 |
Архангельская область | 13022 | 19533 |
Вологодская область | 11907 | 17860.5 |
Калининградская область | 11361 | 17041.5 |
Ленинградская область | 10047 | 15070.5 |
Мурманская область | 15185 | 22777.5 |
Новгородская область | 11190 | 16785 |
Псковская область | 11798 | 17697 |
г. Санкт-Петербург | 11830.3 | 17745.45 |
Ненецкий автономный округ | 21844 | 32766 |
Республика Адыгея | 9837 | 14755.5 |
Республика Калмыкия | 9264 | 13896 |
Краснодарский край | 11141 | 16711.5 |
Астраханская область | 10140 | 15210 |
Волгоградская область | 10146 | 15219 |
Ростовская область | 10623 | 15934.5 |
Республика Крым | 10634 | 15951 |
г. Севастополь | 11162 | 16743 |
Республика Дагестан | 9922 | 14883 |
Республика Ингушетия | 9319 | 13978.5 |
Кабардино-Балкарская Республика | 11925 | 17887.5 |
Карачаево-Черкесская Республика | 9815 | 14722.5 |
Республика Северная Осетия – Алания | 9911 | 14866.5 |
Чеченская Республика | 9996 | 14994 |
Ставропольский край | 9404 | 14106 |
Республика Башкортостан | 9498 | 14247 |
Республика Марий Эл | 10047 | 15070.5 |
Республика Мордовия | 9068 | 13602 |
Республика Татарстан | 9142 | 13713 |
Удмуртская Республика | 9468 | 14202 |
Чувашская Республика | 9330 | 13995 |
Пермский край | 10804 | 16206 |
Кировская область | 10159 | 15238.5 |
Нижегородская область | 10033 | 15049.5 |
Оренбургская область | 9269 | 13903.5 |
Пензенская область | 9771 | 14656.5 |
Самарская область | 11072 | 16608 |
Саратовская область | 9581 | 14371.5 |
Ульяновская область | 10362 | 15543 |
Курганская область | 10428 | 15642 |
Свердловская область | 10653 | 15979.5 |
Тюменская область | 11212 | 16818 |
Челябинская область | 10608 | 15912 |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 15294 | 22941 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 16751 | 25126.5 |
Республика Алтай | 10200 | 15300 |
Республика Бурятия | 10273 | 15409.5 |
Республика Тыва | 10168 | 15252 |
Республика Хакасия | 9857 | 14785.5 |
Алтайский край | 10002 | 15003 |
Забайкальский край | 11392.29 | 17088.435 |
Красноярский край | 12163 | 18244.5 |
Иркутская область | 10814 | 16221 |
Кемеровская область | 9981 | 14971.5 |
Новосибирская область | 11854 | 17781 |
Омская область | 9683 | 14524.5 |
Томская область | 11539 | 17308.5 |
Республика Саха (Якутия) | 17601 | 26401.5 |
1.5 | ||
Камчатский край | 20399 | 30598.5 |
Приморский край | 13191 | 19786.5 |
Хабаровский край | 13807 | 20710.5 |
Амурская область | 12184 | 18276 |
Магаданская область | 18994 | 28491 |
Сахалинская область | 14552 | 21828 |
Еврейская автономная область | 10158.05 | 15237.075 |
Чукотский автономный округ | 21396 | 32094 |
Формула для расчета дохода семьи
Чтобы определить среднедушевой доход семьи за расчетный период и сравнить его с максимально допустимым специалисты РУСЗН или УПФР будет применять такую формулу:
Сумма дохода всех членов семьи / 12 / Количество членов семьи
Если сведения о сумме доходов представлены за период менее 12 календарьных месяцев, среднедушевой доход рассчитывается пропорционально периоду, за который представлены эти сведения.
Члены семьи и доходы: кто включается и как считаются
Поясним, кто включается в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода. (п.10 статьи 4 Закона):
Но какие именно поступления включать в доходы? Ответы на эти вопросы содержаться в статье 4 Закона. В таблице мы обобщили доходы семьи в денежной форме, которые принимаются во внимание при расчете среднедушевого дохода.
Что включатеся в доходы семьи |
---|
Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера. |
Вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ. (в частности, гражданско-правовые договоры) |
Вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) – налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является РФ, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений |
Доходы от предпринимательской деятельности (ИП) |
Пенсии, пособия, пособия стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством РФ и (или) законодательством субъекта РФ или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ. |
Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании. |
Компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей. |
Денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, таможенных органов РФ и других органов, в которых законодательством РФ предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством РФ. |
При назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого или второго ребенка среднедушевой доход будут рассчитывать исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении выплаты.
Пример. Предположим, что за назначением ежемесячной выплаты мать первого ребенка обратилась в соцзащиту 16 февраля 2018 года. В таком случае будет исследован среднедушевой доход семьи за период с января 2017 года по января 2018 года (включительно).
Семья Петровых (граждане РФ) состоит их трех человек. Они проживают в Московской области:
- мать ребенка;
- отец ребенка;
- родившийся в январе 2018 года первенец.
В период январь 2017 года – январь 2018 года мать работала уборщицей в детском саду. Ее ежемесячный доход составляет 5800 рублей. Всего в расчетном периоде мать заработала 69 600 р. (5800 р. x 12 мес.). Отец в этот период работал грузчиком в продуктовом магазине с ежемесячным доходом 18 700 рублей. За расчетный период его доход до вычета НДФЛ (13 %) составил 224 400 р. (18 700 р. x 12 мес.). Применим формулу:
- если считать, что в состав семьи Петровых входит три человека, то среднедушевой доход за расчетный период составит 8 167 р. (69 600 р. + 224 400 р.) / 12 /3;
- если считать, что состав семьи Петровых входит два человека (муж или жена, без ребенка), то среднедушевой доход за расчетный период 12 250 р. (69 600 р. + 224 400 р.) / 12 /3
Методика расчета ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком аналогична методике расчета пособия для первого. При этом нужно учитывать общие принципы расчета, установленные в действующем законодательстве, и некоторые отдельные особенности.
Пособие по уходу за ребенком: основные принципы
Пособие до полутора лет - одна из основных компенсаций от государства, предоставляемых женщинам в связи с рождением детей. Оно выплачивается каждый месяц Фондом социального страхования за счет его средств, в который за время работы женщины выплачивались отчисления работодателем. Правила назначения и выплаты пособия зафиксированы в Федеральном законе от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее - Закон). Наиболее сложным вопросом назначения указанной выплаты является подсчет размера пособия.
Определение размера пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет
По общему правилу алгоритм определения его размера следующий:
- если речь идет об одном ребенке, то размер выплаты равняется сорока процентам среднего заработка, но не менее минимума, установленного в Федеральном законе от 19.05.1995 N 81-ФЗ ;
- если речь идет об одновременном уходе за несколькими детьми (двумя и более), то размер пособия складывается, однако он не может быть больше 100% среднего заработка или меньше 100% суммированного минимума пособия.
Когда определяется размер пособия по уходу для второго и всех следующих детей, принимаются во внимание и предыдущие дети матери (рожденные или усыновленные). Так, например, если мать ранее была лишена родительских прав в отношении своего первого ребенка, при расчете пособия по уходу за вторым ребенком первый ребенок учитываться не будет.
Ограничение размеров пособия по уходу за вторым ребенком
Устанавливая те же принципы расчета пособия для ухода за вторым ребенком, что и для ухода за первым, законодательство фиксирует его максимальный и минимальный размеры:
- максимальный размер ограничен максимальным размером среднего дневного заработка. Так, например, в текущем году это 21 554,82 руб. (1772,60 руб. x 30,4 дн. x 40%, см. ст. 14 Закона);
- минимальное пособие по уходу за вторым ребенком установлено законодательно — 5817,24 руб.
Все указанные выше суммы рассчитаны исходя из полного месяца нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Если месяц неполный, сумма пособия соразмерно уменьшается. Если сотрудница (сотрудник) трудится в местностях с особыми условиями климата, к сумме пособия прибавляется районный коэффициент.