В каких случаях накладывают епитимью. Что такое епитимья для христианина

Епитимья

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Епитимья" в других словарях:

    Епитимья, епитимьи, епитимьи, епитимий, епитимье, епитимьям, епитимью, епитимьи, епитимьёй, епитимьёю, епитимьями, епитимье, епитимьях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    И; ж. [греч. epitimia наказание] Церк. Церковное наказание, состоящее в строгом посте, длительных молитвах, поклонах и т.п. Наложить на кого л. епитимью. Смиренно нести епитимью. ◁ Епитимийный, ая, ое. * * * епитимья эпитимия (от греч. epitímion … Энциклопедический словарь

    Духовное взыскание, наказание; исправительная кара церковью кающегося грешника, особенно за проступки против уставов церкви (Даль) См … Словарь синонимов

    ЕПИТИМЬЯ, епитимьи, род. мн. епитимий, жен. (греч. epitimia) (церк.). Церковное наказание (поклоны, пост, длительные молитвы и т.п.). «Епитимью наложил на него старец за то, что вчера, в день постный, возжаждал и напился квасу.» Л.Толстой.… … Толковый словарь Ушакова

    ЕПИТИМЬЯ, и, род. мн. мий, жен. Церковное наказание, налагаемое духовником (посты, длительные молитвы). Наложить епитимью. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • священномуч.
  • священноисповедник
  • протопр.
  • Вячеслав Пономарев
  • иеромонах Иоанн (Лудищев)
  • игумен Нектарий (Морозов)
  • Сокровищница духовной мудрости
  • преп. Оптинские старцы
  • Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви
  • архиеп.
  • Епитимия́ (эпитимия, епитимья́) (от греч. ἐπιτιμία- наказание) – духовное лекарство, форма врачевания грешника, заключающаяся в исполнении им дел благочестия, определенных его (либо просто . Епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека, она – средство помощи кающемуся в борьбе с . Под епитимией в православной аскетической литературе также принято понимать Божественные наказания в виде скорбей и болезней, претерпевание которых освобождает человека от греховных навыков.

    Епитимья обычно сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и отлучению от причастия на определённый срок. Такая серьёзная мера, как анафематствование, налагается только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола.

    При назначении епитимии духовнику рекмендуется руководствоваться более духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений. Также обычно принимаются во внимание обстоятельства жизни согрешившего. Например, принято мягче относиться к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке.

    Св. говорит, что цель епитимии состоит в том, чтобы согрешивших «извлечь из сети лукавого» (Василия Великого Правило 85) и чтобы «грех всячески ниспровергать и истреблять» (Василия Великого Правило 29). Срок епитимий, по его взгляду, не есть что-либо важное само по себе, а всецело определяется духовной пользой кающегося. Епитимия должна простираться только до тех пор, пока она нужна для душевной пользы согрешившего человека, врачевание надо измерять не временем, но образом покаяния (Правило 2). Св. говорит: «Как в телесном врачевании цель врачебного искусства есть едина – возвращенье здравия болящему, а образ врачевания различен, ибо по различию недугов в каждой болезни прилагается приличный способ врачевания; так и в душевных болезнях, по множеству и разнообразию страстей, необходимым делается многообразное целебное попечение, которое соответственно недугу производит врачевание». Время покаянной епитимии само по себе и для св. Григория Нисского не имеет определенного значения. «Во всяком роде преступления прежде всего смотреть должно, каково расположение врачуемого, и ко уврачеванию почитать достаточным не время (ибо какое врачевание может быть от времени?), но произволение того, который врачует себя покаянием «( Правило 8). Кто исцелился от греховной болезни, тот не нуждается в епитимии. Св. учит, что духовник есть отец, но не судья, исповедь есть врачебница, а не судилище, для заглаждения греха нужно исповедать его. Он советует врачевать страсть упражнением в противоположных ей добродетелях.

    епископ :
    Епитимью не следует рассматривать как наказание; еще менее – как способ искупить преступление. Спасение – свободный дар благодати. Своими собственными усилиями мы никогда не сможем загладить свою вину: , единый посредник, – наше единственное искупление; или Он свободно прощает нас, или мы вообще не прощены. В исполнении епитимьи нет «заслуги», потому что по отношению к человек никогда не может иметь никаких собственных заслуг. Здесь, как всегда, мы должны мыслить прежде всего в терапевтических, а не в юридических терминах. Епитимья – это не наказание и даже не способ искупления, но средство исцеления. Это pharmaсоn, или лекарство. Если сама исповедь подобна операции, епитимья – укрепляющее средство, которое помогает восстановлению организма в период выздоровления. Поэтому епитимья, как и вся исповедь в целом, существенным образом позитивна по своему предназначению: она не создает преграды между грешником и Богом, но служит мостом между ними. «Итак, видишь благость и строгость Божию» (): епитимья есть не только выражение Божественной строгости, но равным образом и выражение Божественной любви.

    архимандрит Нектарий (Антонопулос):
    Как учит Шестой Вселенский Собор, «грех – это болезнь души». Поэтому и епитимьи иногда бывают как наказания, иногда как лекарство, своего рода курс лечения при болезни души. Они налагаются главным образом для того, чтобы человек осознал масштаб греха и покаялся в нем искренне.

    Кроме того, епитимий не являются некой данью, которую мы платим как выкуп за грехи, словно за «отпустительную грамоту» или для того, чтобы освободиться от угрызений совести. Они ни в коем случае не «выкупают» нас и не оправдывают перед Господом, Который не является беспощадным диктатором, требующим искупительных жертв. По большому счету, епитимий не являются наказаниями. Это – духовные лекарства и духовное закаливание, которые нам чрезвычайно полезны. Потому следует принимать их с благодарностью и соблюдать со тщанием.

    Афанасий (Николау), митрополит Лимассольский:
    Если священник скажет: «Знаешь, один год (или одну неделю, или один день) не причащайся», – это означает, что ты находишься под послушанием Церкви, и ты не оторван от нее, это является частью твоего лечения. Так происходит и с больным человеком, который с самого начала лечения идет на поправку. Лечение означает, что больной не брошен, а встал на путь своего выздоровления.

    священник Михаил Воробьев:
    Епитимья – это особое послушание, которое исповедующий священник предлагает исполнить кающемуся грешнику для его душевной пользы. В качестве епитимьи может назначаться запрет на причащение в течение определенного времени, увеличение повседневного молитвенного правила, дополнительное к правилу чтение псалтири, канонов, акафистов с определенным числом земных поклонов. Иногда в качестве епитимьи назначается усиленный пост, паломничество к святыням Церкви, милостыня, конкретная помощь ближнему.
    В раннехристианскую эпоху епитимья назначалась в виде публичного покаяния, временного отлучения от полноты церковной жизни. Кающиеся грешники при этом разделялись на четыре разряда: плачущих, которые стояли у входа в храм и с плачем просили о прощении своих грехов; слушающих, которые стояли в притворе и слушали чтение Священного Писания и выходили вместе с оглашенными; припадающих, которые допускались в храм, находились в нем вовремя литургии верных и, падая ниц, выслушивали особую молитву епископа; вместе стоящие, которые присутствовали в храме вместе со всеми, но не допускались до причастия. Канонические правила, утвержденные церковными Соборами, определяли длительность епитимьи для каждой разновидности греха, причем за некоторые грехи предусматривалось пожизненное отлучение от Причастия, за исключением случая приближающейся смерти.
    Епитимья накладывалась на грешников всех сословий. Святитель подверг церковному покаянию Императора Феодосия Великого за жестокость в подавлении народного восстания. Была возложена епитимья и на Императора Льва Философа за его четвертый брак. Такому же наказанию за аналогичное преступление против нравственности был подвергнут Московский царь Иоанн Грозный.
    Понимание епитимьи исключительно как церковного наказания, предназначенного для искупления грехов в земной жизни, было характерно для средневекового католичества. Можно сказать, что в Римо-Католической церкви такое отношение к епитимьи сохранилось и до настоящего времени.
    Напротив, в Православной Церкви епитимья является не наказанием, а упражнением в добродетели, предназначенным для укрепления духовных сил, нужных для покаяния. Необходимость такого упражнения вытекает из необходимости длительного и упорного изживания греховных привычек. Покаяние – это не простое перечисление греховных поступков и желаний. Истинное покаяние состоит в реальном изменении человека. Приходящий к исповеди грешник просит Господа укрепить его духовные силы для праведной жизни. Епитимья, как составная часть Таинства Покаяния, помогает эти силы обрести.
    Таинство Покаяния реально освобождает человека от греха, открытого на исповеди. Это означает, что исповеданный грех никогда более не будет поставлен в вину раскаявшемуся грешнику. Однако действительность Таинства зависит от искренности покаяния, причем сам кающийся грешник не всегда способен определить степень своей искренности. Склонность к самооправданию мешает грешнику определить истинные причины своих поступков, не позволяет изжить скрытые страсти, которые заставляют его повторно совершать те же самые грехи.
    Епитимья помогает кающемуся увидеть истинное свое лицо, почувствовать отвращение к тому, что еще недавно казалось привлекательным. Упражнение в молитве, нелицемерный пост, чтение Священного Писания и святоотеческих книг дают почувствовать радость правды, добра, укрепляют стремление жить по евангельским заповедям.

    При знакомстве с правилами церковной дисциплины нередко всплывает определение «епитимья», которое не всегда верующими людьми трактуется правильно.

    Для чего нужна

    Итак, что такое епитимья в православии? Это не кара за совершенный проступок, а лекарство, врачующее язву греха в душе.

    Епитимья – это не наказание, а духовное лекарство.

    В переводе с греческого «епитимья» означает «наказание по закону». Это есть добровольное исполнение православным христианином определенных ему священником исправительных действий: усиленное молитвенное правило , милостыня нуждающимся, строгий и длительный пост.

    Детоубийство

    За лишение жизни не родившегося на свет ребенка несут ответственность муж и жена вместе, особенно если они исповедуют православие и осознают тяжесть совершенного действа.

    Важно! Епитимья за детоубийство, как правило, посылается Самим Отцом Небесным.

    Этот грех может быть прощен, если человек сознательно и смиренно готов пронести через всю жизнь наказание. Это может быть:

    • полное бесплодие обоих супругов;
    • проблемы в семье;
    • болезни.

    Важно понимать, что весь негатив, сопровождающий его житие на земле, послан за сделанные аборты.

    Совет! Необходимо непрестанно каяться во грехах, выспрашивать прощения у Господа и более никогда не совершать подобного.

    О деторождении в православной семье:

    Блудодеяние

    Всяческое прелюбодеяние запрещено седьмой Заповедью Слова Божиего.

    Епитимьи. Борис Клементьев. Исповедь

    Не допускается:

    • любое нарушение супружеской верности;
    • лесбиянство;
    • разврат и прочие блудливые связи.
    Внимание! В качестве епитимьи возможно отлучение от Причастия на срок до 7 лет.

    Если человек осознает тяжесть совершенного грехопадения и принимает епитимью, то результат его исправления будет действенным. Но отлучение от Причастия - это более трудное «наказание», нежели, например, чтение канонов или строгий пост.

    Богохульство

    Современные мужчины чаще впадают в грех богохульства.

    Женщины же обычно проклинают, но по своей природе это та же хула. При наступлении «черной полосы» в жизни, дамы яростно негодуют против Промысла Божиего и Его Правосудия, считая Творца несправедливым. Часто они забываются и предаются воле диавола, как следствие - извергают сатанинские проклятия.

    Все это богохульство, достойное адских мучений.

    Клятвопреступление

    Встречаются люди, дающие клятву на Библии или Распятии. Они считают, что совершают сие действо во имя Господа, Его Пречистой Матери или святого.

    Клятвопреступление

    На самом деле это согрешение направлено против Бога и ближних.

    Важно! Этот смертный грех есть поругание величия Творца Неба и Земли.

    Хищение

    Присвоение в личную собственность чужих вещей без ведома их владельца.

    Недостаточно лишь мыслей и желания вернуть украденное.

    Важно! Необходимо не только возвратить вещь, но и возместить ущерб, который понес владелец за время отсутствия у него украденной вещи.

    Ложь

    Незначительная (малая) ложь не влечет тяжелых последствий.

    Конечно, она есть грех, но не тяжкий. Но если же с помощью обмана человеку нанесен материальный или моральный ущерб, то грех становится тяжким.

    Грешник обязан во что бы то ни стало исправить его и возместить. Только тогда Господь простит за зло, причиненное ложью.

    Грех - это болезнь души, требующая срочного врачевания. Но до сих пор в мире не существует пилюли от душевных терзаний. Поэтому вместо таблеток существует епитимья.

    Епитимья – это что такое? Многие думают, что это наказание, положенное за грехи, назначаемое служителями церкви. Такой ответ является правильным только отчасти. Потому что это не просто наказание, а, как говорят святые отцы, еще и врачевание души. О том, что такое епитимья в православии, будет рассказано в статье.

    Общее понятие

    Епитимья – это значит (в переводе с древнегреческого) «наказание, кара». Термин произошел от слова «эпитимион» - наказание по закону. Раньше по-русски он произносился, как «епитимия» – с ударением на предпоследнем слоге. Сейчас ударение ставится на последнем.

    Несмотря на перевод этого слова, оно означало наказание, взыскание, которое налагали на провинившегося человека, только в древние времена. На сегодняшний день такая трактовка лишь частично является верной. С точки зрения современного православия, это в духовном смысле лекарство, которого ищет согрешивший человек, испытывающий муки совести.

    Епитимья – это исполнение кающимся в добровольном порядке каких-либо благочестивых дел, например, продолжительной молитвы, милости, паломничества, усиленного поста. Эти действия совершаются как меры, служащие для нравственного исправления.

    Сущность епитимьи


    Наложить епитимью может духовник, не имея в виду карательной меры и не лишая человека каких-либо прав как члена Церкви. Священники называют ее «врачевством духовным», призванным избавить от греховных навыков. Они рассматривают епитимью в качестве урока, упражнения, приучающего к духовному подвигу и рождающего стремление к нему.

    Согласно современным церковным канонам, епитимья предполагает помощь христианину, который впал в грех, в трех таких вещах как:

    1. Оценка степени совершенного им греха, осознание его серьезности.
    2. Передача ему силы для того, чтобы снова подняться, вселить надежду на Божие милосердие.
    3. Предоставление ему возможности проявления решимости в деле покаяния.

    Однако подобные взгляды на православную епитимью вырабатывались в продолжение многих веков. Рассмотрим подробнее, как развивались правила покаяния.

    Епитимья в IV веке


    Начиная со второй половины IV века, после прекращения гонений на христиан, в Церковь пришли вчерашние язычники. Тогда святые отцы начали вырабатывать нормы и правила поведения внутри общин. Среди них и Василий Великий, который вывел несколько дисциплинарных канонов, объясняющих, какие требования нужно предъявлять к человеку, если он хочет исправиться.

    В отличие от сегодняшнего дня в то время исповедь представляла собой публичный процесс и затрагивала только самые важные проступки. Именно такому виду исповеди и посвящены каноны. Ими предусматривается в основном лишь один вид воздействия, выражающийся в отлучении от причастия. Это очень длительные сроки епитимьи – 10, 15, 20, 25 лет.

    Они назначались за грехи, которые считались очень тяжкими. Это епитимьи за прелюбодеяние, кражу, убийство, кровосмешение, а также за волшебство, клятвопреступление, мужеложство, скотоложство. Еретики и раскольники наказывались до тех пор, пока не отрекались от заблуждений.

    Смягчение «санкций»

    Институт тайной исповеди возникает уже к концу IV века. Сначала и там применялись «санкции», установленные канонами, но постепенно поход к тем, кто раскаивался, смягчался. Так, например, Иоанн Златоуст, дает совет, не подходить формально к назначению епитимьи. Он призывает ориентироваться не столько на тяжесть прегрешений человека, сколько на его духовное состояние.

    В 691 году на Трулльском соборе был принят канон, предполагавший возможность наложить епитимью с ее последующим ужесточением или же смягчением, в соответствии с индивидуальным подходом. На рубеже VI–VII веков складывается сборник, который описывает регламент тайной исповеди. В нем вводятся два новшества.

    Первое – это дифференциация греховных деяний в зависимости от степени их тяжести. То есть регламентируется, за какие грехи епитимья какой строгости должна назначаться.

    Второе – это различие самих согрешивших по их индивидуальным особенностям. Так, например, епитимья за блуд, предписываемая женатому юноше, будет более мягкой, чем та, что назначается зрелому мужчине, живущему в браке много лет.

    Вместе с тем в сборнике наблюдается заметное сокращение сроков отстранения от причастия и возникновение новых форм епитимьи. Так, новые правила диктуют, что вместо 10 лет отлучение от причастия предусматривает двухлетний срок, однако в этот период кающийся грешник обязан соблюдать более строгий пост, читать больше молитв и делать большее число поклонов.

    Распространение канонов

    Постепенно сборник распространился в Византийской церкви, а затем появился ряд его обработок или же независимых сборников, носящих похожий характер. Их называли «покаянные номоканоны». Приблизительно в тот же период такие сборники появляются в славянских странах, где они переводятся и начинают действовать в церковной практике.

    Во времена СССР наука церковного права практически прекратила свое существование, и вместо диктуемых ею законов священники стали следовать традициям. Поэтому на сегодняшний день не существует конкретных предписаний, которые бы устанавливали меру ответственности за грехи, определяемую Церковью.

    Как и многие другие вопросы, данная область в полной мере регулируется обычаями, которые могут отличаться в разных приходах. Но в любом случае на сегодняшний день в православной церкви епитимья – это санкции, носящие аскетический характер (такие, как соблюдение дополнительного поста, добавочные молитвы и поклоны), а также отлучение от евхаристии на непродолжительное время.

    В православной церкви


    В православии епитимья – это осуществление особых трудов, подвигов, а также совершение доброго дела, которое угодно Богу. Она нужна для того, чтобы внести исправления в течение неправедной жизни и загладить грех.

    В епитимью назначаются:

    • Пост. Но не только пост как таковой, в смысле воздержания от скоромной пищи, но и другие подвиги самоотвержения и сдерживания плоти.
    • Молитва. Кроме собственно молитвы подразумеваются все дела, направленные на соблюдение богопочитания и благочестия.
    • Милостыня. А также все милосердные дела, касающиеся как тела, так и духа.

    В одном из рукописных требников XIV века из Синодальной библиотеки указан ряд деяний, которые подобает совершать кающемуся. К ним относятся:

    • Воздержание от совершения греха.
    • Пролитие слез.
    • Подача милостыни.
    • Прощение долгов.
    • Всеобщая любовь.
    • Полное смирение.
    • Отказ от осуждения других людей.

    Патриарх Иеремия о причинах епитимьи


    Константинопольский патриарх Иеремия в своем ответе лютеранам называет пять причин, по которым отпущение грехов сопровождается епитимьей. В соответствии с ними ограничения налагаются для того, чтобы:

    1. Через страдание, принятое добровольно, освободиться от тяжкого наказания, которое может последовать в другой жизни. Так же как через добровольные страдания Иисуса были прощены грехи человечества.
    2. Истребить в человеке, впавшем в грех, страстные плотские вожделения, порождающие грех. Так как противное лечится противным.
    3. Епитимья служит «уздою» для души, не давая ей по новой браться за те порочные дела, от которых она пытается очиститься.
    4. Приучать к терпению и трудам, так как добродетель есть результат трудных усилий.
    5. Знать и понимать, до конца ли кающийся человек возненавидел грех.

    Необходима ли епитимья?

    Отцы церкви отмечают, что сколь ни слаба природа человеческая, сколь ни трудно совершать ей добрые дела, милосердный Бог, который не пожалел своего сына для нашего избавления, замечает и ставит в заслугу любое совершенное нами добро, любую понесенную скорбь. И принимает их в качестве очищения от греха.

    Церковь не считает епитимью безусловно необходимой для того, чтобы были отпущены грехи. Однако для того, чтобы не назначать ее кающемуся, священник должен иметь особые причины. Так, митрополит Московский Петр в поучении, адресованном иереям, призывает их не оставлять своих духовных детей без епитимьи за грехи, но назначать ее каждому, в соответствии с его силами – как телесными, так и духовными.

    Осознание необходимости

    По мнению святых отцов, епитимья имеет тесную связь с раскаянием и решимостью грешника отдаляться от греха. И она – их естественное следствие, является важной принадлежностью таинства покаяния. Священник не должен предписывать епитимью тому, кто не хочет понести ее в соответствии со своим грехом.

    Таким образом, епитимья является средством, которое согрешивший человек, имеющий глубокую веру во Всевышнего и понимающий свою вину перед ним, принимает на себя в виде ряда ограничений. При этом он хочет показать, что его раскаяние не является поверхностным. А также то, что он благодарен Богу за его милость, но готов понести дополнительное праведное воздаяние в соответствии со своими неблаговидными делами.

    Евангельская притча о епитимьи


    Здесь будет уместным вспомнить эпизод из Евангелия, связанный с мытарем Закхеем (сборщиком налогов). Он в глазах правоверных людей слыл презренной личностью, потерявшей совесть и отверженной Господом Богом. Иисус сказал Закхею о том, что придет к тому в дом. Мытарь же был очень удивлен, понимая, что он облагодетельствован Сыном Божиим.

    Внезапно в благодарность он принял решение отдать половину своего имения нищим, а также воздать вчетверо всем, кого обидел. Он сообщил об этом Иисусу. Хотя Спаситель ничего не советовал мытарю и не приказывал, а просто пришел к нему в гости, в том зародилось ответное чувство. Закхей, оценив свое прошлое, пришел к выводу, что жил он во грехе и достоин осуждения. Раскаявшись, он решил, что нужно восстановить справедливость, назначив себе епитимью.

    Качества епитимьи

    Налагая епитимью, духовник должен различать и грехи, за которые она назначается, и кающегося человека, которому она полагается. То есть необходимо соответствие между свойством греха, важностью наказания за него и состоянием согрешившего. Епитимьи тогда будут спасительными, когда они сообразны:

    • со свойством грехов;
    • с их качеством;
    • с состоянием души кающегося;
    • с его отношениями с окружающими;
    • с их мнением о нем;
    • с положением кающегося в обществе.

    Рассмотрим подробнее указанную сообразность.

    Соразмерность со свойством грехов

    Епитимья должна включать в себя действия, противоположные свойству грехов. Так, например, святой Василий пишет, что нужно поступать следующим образом, если:

    • злословил – благослови;
    • лихоимствовал – отдай;
    • упивался – постись;
    • гордился – смиряйся;
    • завидовал – утешай.

    Иоанн Златоуст называет покаянием не только то, чтобы отойти от прежних дурных дел, но еще больше то, чтобы делать дела добрые.

    Иоанн Предтеча предлагает сотворить плоды, достойные покаяния, следующим образом. Он говорит: «Если ты похищал чужое, теперь отдавай свое. Прелюбодействовал длительное время? Воздерживайся от близкого общения с женой в известные дни, привыкая к воздержанию. Ты оскорблял или даже бил кого-то? Значит, благословляй тех, кто обижает тебя, и делай благодеяния для бьющих. Предавался сластолюбию и пьянству? Постись и пей только воду. Смотрел на чужую красоту страстными очами? Теперь вообще не смотри на женщин».

    Качество грехов

    Обращать внимание на качество грехов, значит назначать епитимью относительно тяжести греха. Чем глубже язва, тем в большем врачевании она нуждается. Легкость и послабление приносят много вреда. Впавший в грех человек начинает думать, что грех не так уж и тяжек, что требования к таинству раскаяния не являются такими уж строгими, что для получения прощения довольно лишь немного помолиться.

    Поэтому священник должен учитывать тяжесть грехов, их количество и то время, в течение которого они совершались. Но при этом не следует налагать на согрешивших бремя, которое им не по силам. То ли из-за их трудности для человека, то ли из-за обстоятельств, в которых он находится. Из-за излишней строгости человек может впасть в отчаяние и будет избегать частой исповеди. Лучше, чтобы епитимья была менее строгой, чем положено, чем более строгой.

    Душевное состояние кающегося


    Необходимо учитывать душевное состояние человека, его качество ума, сердца и воли. А также то, сколько слабости и твердости в нем содержится, каким темпераментом он обладает. Если в кающемся будут замечены признаки перемены духа, он будет избегать греха, ранее ставшего для него привычкой, предпримет меры для восстановления чести оскорбленного им лица, возвратит похищенное, будет сокрушаться - нужно облегчить ему епитимью. Она должна отличаться от той, что назначена человеку, который ничего не делает для очищения от греха.

    Добрая слава

    Епитимья не должна идти во вред доброму имени и обязанностям человека, наносить ему бесчестье, а также мешать выполнению лежащих на нем обязанностей. Духовник должен узнать у кающегося, может ли тот выполнить налагаемую епитимью без ущерба для его деятельности или нет. Если не может, то нужно или ее уменьшить, или изменить.

    За тайные грехи, даже если они являются тяжкими, не положено назначать явной епитимьи. Но в некоторых обстоятельствах духовник может посчитать, что необходимо публичное воздаяние. В таком случае он должен обратиться за разрешением к вышестоящему архиерею.

    Епитимья за блуд

    Почти в каждом пособии по исповеди перечисляются грехи, связанные с блудом. Среди них находятся: собственно, сам блуд, прелюбодеяние и рукоблудие (малакия).

    Блуд отличается от прелюбодеяния тем, что в первом случае мужчина и женщина вступают в интимную связь, не будучи официальными мужем и женой. А во втором случается супружеская измена. Согласно правилам Василия Великого наказываются эти грехи довольно строго – покаянием до семи лет. Однако сегодня таких жестких правил не существует. Это может быть отлучение от евхаристии на несколько месяцев плюс указанные ранее ограничения. Духовник налагает епитимью с учетом всех тех правил, которые описаны выше.

    Что касается епитимьи за рукоблудие, то за него предусматривалось отлучение от причастия на 40 дней вместе с сухоядением (строгим постом, исключающим употребление вареной пищи). Теперь же назначается епитимья, продолжающаяся две-три недели, без строгих ограничений.

    Несомненно, 21 век является временем вседозволенности, но истинные христиане борются с пагубным влиянием окружающего мира и соблюдают заветы из Библии, несмотря на косые взгляды.

    Интимные отношения вне брака греховны, еще страшнее супружеская измена. Рукоблудие - процесс, о котором известно лишь одному человеку, это не наносит вреда другим и не разрушает супружеские отношения. Тогда почему христианство считает рукоблудие грехом любодействия, необходимо разобраться.

    Почему рукоблудие является грехом

    Рукоблудие идентично по определению с понятием малакии. Значение слова пришло из Библии. В православии считается тяжелым грехом, одной из разновидностей блуда. Малакия вызвана блудным разжением , стремлением к получению удовольствия. Этот грех является противоестественным, так как происходит без контакта с противоположным полом. Православие одобряет только половой контакт между законными супругами.

    Церковь считает, что человек занимающийся мастурбацией, является рабом своей похоти, зависимым от блудных желаний. Страсть одолевает его и он неспособен ее контролировать. Тогда все разумное больше не является приоритетом для рукоблудного сына. Православие называет малакию извращением, потому что отношений с другим полом не происходит. Сама библия утверждает, что блудники, совершившие прелюбодеяние , а также малакии не наследуют Царства Божьего.

    Мастурбируя, человек производит осквернение своей души, разума и тела. И даже мысли о подобном уже являются грехом. Грех, на название которого повлиял библейский персонаж Онан, является одним из самых страшных плотских грехов, отбирающих право на вечную жизнь.

    Малакия у женщин и детей

    О женщинах-рукоблудках в библии не упоминается, но это не значит, что Отец Небесный не считает женскую мастурбацию грехом. Нет никакой разницы, кто совершил этот поступок. Рукоблудие у женщин в православии осуждаются не меньше , чем у мужчин, потому что перед Богом все равны. Это значит, что рукоблудница также должна покаяться и стремиться к чистоте помыслов и действий.

    С детьми все обстоит несколько иначе. Мастурбация у мальчиков и девочек по большей части происходит из-за незнания, невысказанных вопросов, а также зуда в области гениталий, слишком тесной одежды, физического наказания и пр.

    Чтобы оградить ребенка от пагубного пристрастия, нужно:

    Церковное наказание

    Сейчас церковь не устраивает епитимью за блуд. Но существуют определенные методы. Чтобы очиститься от греха, человек должен совершить определенные аскезы. Например, в течение 40 дней совершать по 100 поклонов, а также поститься, чтобы искупить свою вину .

    Нельзя опускать руки, справиться с соблазном возможно. Чтобы искоренить в себе греховные помыслы было легче, можно обратиться к советам:

    Самоудовлетворение - это смертный грех, которого не должно быть в жизни верующего человека. Только желание избавится от греховности, идущее от чистого сердца, сможет стать основой обретения духовной чистоты. А церковь никогда не оставит кающегося человека и окажет всю возможную помощь.