Алимурадов шамиль гаджи оглы. Карьерный взлет как советский пилот угнал пассажирский самолет в китай

“Выбирают шаманов среди тех, кто обладает определенными специфическими особенностями. Как правило, это люди, с детства склонные к размышлениям, нервным заболеваниям, к резким изменениям настроения, быстрым переходам от раздражения к спокойствию, от меланхолии к живости и наоборот. Очень часто это эпилептики, истерики, болезненные и слабые люди.

Вместе с тем шаманами становятся те, кто в интеллектуальном отношении часто превосходит окружающих, их умственные способности значительно более высоки, чем у большинства. Настоящие шаманы обладают сверхчувствительностью, даром ясновидения на основе высокой концентрации нервно-психической энергии. Многие считают, исходя из современных представлений, что у шаманов чрезвычайно сильное биополе. Они обладают способностью телепортации: “внезапно и ниоткуда добывали табак, пищу и другие предметы, иногда сами оказывались самым загадочным образом мгновенно где-то далеко от того места, где только что были...” Они всегда имеют творческие задатки, хорошую память, воображение, дар импровизации: “...талант поэта и музыканта рассматривался как необходимая часть тех способностей, которыми наделяли шамана духи-покровители”. Ибо шаманское камлание предполагает “целый комплекс театрализованных культовых действий с использованием слова, музыки, пения, изобразительного искусства”. Привлекаются и средства эмоционального воздействия: “благовония, спиртное, свет, огонь и т. п.” Настоящими шаманами считаются как раз те, кто обладает экстрасенсорными свойствами.

Шаманская деятельность - бремя, к несению которого, как правило, кандидаты первоначально не испытывают тяготения (их выбирают духи или шаманы). Но впоследствии, став шаманом, человек уже не в состоянии без этого существовать, точно так же как творческая личность , лишенная возможности реализовать свои потенции, заболевает, впадает в депрессию или запой. […]

Чтобы стать шаманом, надо обязательно пройти через болезнь, одиночество, враждебность окружающего мира, “шаманскую болезнь”. Эти тяжелые испытания при инициации, сложная духовная и эмоциональная жизнь при исполнении социальной роли шамана приводят к тому, что обычно никто не хочет становиться шаманом, однако уклонение от приказа духов, по мнению сородичей, может привести к смерти. Представления, распространенные при советской власти о том, что шаманы -богатая эксплуататорская часть населения аборигенов Сибири, не подтвердились первыми переписями народов севера Сибири и показали, что шаманы были бедняками. Служба духам для многих оказывалась разорительной. Это также одна из причин, почему “призываемые к служению шаманству стремились уйти от этого бремени, но шаманская болезнь обычно оказывалась сильнее желаний, воли людей”.

Смоляк А.В., Шаман: личность, функции, мировоззрение: народы Ниж. Амура, М., “Наука”, 1991 г.

Одним из важнейших моментов в шаманизме являются отношения между духами-помощниками и шаманом. Без них, шаман не может совершать свои удивительные чудеса, не в состоянии исцелять, путешествовать между мирами и так далее. Так кто они такие – духи-помощники?

Суть отношений между духами-помощниками и шаманом

Если говорить коротко, то суть отношений между духами-помощниками и шаманом заключается в их тесной, практически личной, связи. Так шаман, в отличие от магов или колдунов, не «вызывает» духов в западном понимании и не дистанцируется от них. Напротив, его отношения во многом носят личностный характер, причем порой настолько тесный, что в некоторых шаманских традициях шаман вступает с духами-помощниками даже в сексуальные контакты.

Отношения между шаманом и его духами могут быть самыми различными и включать такие модели как покровитель-подопечный, слуга-господин и даже муж-жена или любовник-любовница.

Также еще одна особенность отношений шамана и духов в том, что число последних, как правило, ограничено. Специфика связи между шаманом и духами-помощниками заключается в их тесном взаимодействии, которое дает «качество». Поэтому для шамана важно не то, сколько у него духов-помощников, а то насколько они могущественны, ибо от этого зависит и его личная сила.

Хотя, следует сказать, что в некоторых шаманских традициях, все же играет роль количества духов-помощников. Например, у эскимосов Аляски «сила» шамана прямо пропорциональна числу духов, которые находятся в его подчинении, поэтому у могущественных шаманов их всегда много. Но, даже это «много» все равно имеет ограничение, и редко превышает больше 10 или 20.

Не во всех случаях духи, с которыми шаман тесно связан, обитают на его же территории, хотя это встречается наиболее часто. Порой шаманы призывают своих помощников со всех уголков мира. Они прибывают по очереди и разговаривают - каждый своим голосом и даже на различных языках.

Зачем шаману духи-помощники?

Духи-помощники наделяют шамана магическими силами и оккультными знаниями. Они переносят душу шаман в иные миры, защищают его, помогают в целительстве и в камланиях. Духи-помощники часто выполняют различные поручения шамана – летают, чтобы узнать о чем-то или о ком-то, приносят ему магические артефакты, помогают отыскать пропавшие предметы, вместе с ним проводят души в загробный мир и так далее.

Практически все, что делает шамана в рамках традиции шаманизма, так или иначе, возможно только благодаря его тесным отношениям с духами-помощниками.

Внешний вид духов-помощников шамана

Внешний облик духов-помощников, варьируется от региона к региону и от личных особенностей самого шамана. Как правило, духи-помощники выглядят как птицы (орел, ворон) или как животное (змея, волк, лиса), иногда они похожи на людей (старик, женщина, ребенок), иногда в виде растения или дерева, а бывает дух-помощник шамана выглядит как некое явление природы, например, туман, ветер, дождь, кристалл и так далее.

Чаще всего образы духов-помощников шамана встречаются у народов, промышляющих охотой.

Особо следует отметить категорию духов-помощников, которые сами в прошлом были шаманами. Это – души древних шаманов, которые помогают избранным на их шаманском пути. В некоторых традициях они принимают непосредственное участие в судьбе будущего шамана: они не только избирают нового кандидата, но и дают ему посвящение. Правда, иногда роль духа умершего сводится лишь к подготовке будущего шамана к последующим путешествиям в иные миры, а уже все остальное делают собственно духи-помощники.

«Профессиональная специфика» духов-помощников

Внешний вид духов-помощников шамана часто отображает и его «профессиональную специфику», то есть то, что именно он делает – спускается в Нижние миры или поднимается на Небеса, ищет пропавшие предметы или помогает лечить людей.

Как шаман получает духов-помощников

Выстраивание отношений между шаманом и его духами-помощниками происходит по-разному, варьируясь от шаманской традиции до индивидуальных особенностей, как самого шамана, так и тех духов-помощников, с которыми он связан.

Самый распространенный вариант – духи-помощники сами выбирают будущего шамана и являются к нему, подталкивая стать на путь шамана. Если же будущий шаман сопротивляется этому, то данный период общения с духами-помощниками может быть весьма болезненным, что даже получило свое название «шаманская болезнь».

Также духов-помощников шаман может получить во время своей инициации. Например, у шаманов в Южной Америке они «внедряются» в шамана, причем нередко в форме кристаллов. Вот как один из шаманов описывает получение своих духов-помощников: «После инициации я почувствовал в своем теле и голове яркий свет. Обычным людям его не было видно, но духи его могли увидеть. Они слетались на этот свет ко мне со всего света. Еще один из моих духов-помощников, акула, тоже сам явился ко мне, когда я однажды рыбачил в море. Ко мне подплыла акула и назвала мое имя».

У эскимосских шаманов духи-помощники являются по собственной воле, если кандидат этого заслуживает.

У джакунских шаманов духи-помощники приходят в сновидениях или передаются по наследству от других шаманов.

Шаманские духи-помощник и обортничество

Одной из самых удивительных способностей шаманских духов-помощников является то, что они обладают способностью к обортничеству, то есть то, что дух-помощник предстает в образе, скажем, волка, говорит не о том, что он сам по себе является волком, а о том, что он способен превращаться в него. И что характерно, умению превращаться в то или иное животное или явление, дух-помощник обучается также и самого шамана. Таким образом шаман, у которого имеется дух-помощник орел, может превращаться в эту хищную птицу и так далее.

Как шамана призывает духов-помощников

Наиболее распространенной формой призвания духа-помощника или духа-покровителя является произнесение его имени и подражание его природе. Особенно это характерно для духов, имеющих облик животных. Например, чтобы вызвать своего духа-помощника в виде змеи, тунгусский шаман старается во время сеанса изобразить ее плавные, извивающиеся движения. Шаманы, чьими духами являются птицы, как правило, подражают их крикам и машут руками, имитируя взмахи крыльев.

Для некоторых духов-помощников шаман создает «дом», некое вместилище, где пребывает дух-помощник до того, как он понадобиться шаману. Нередко таким вместилищем является колокольчик. И тогда шаману достаточно позвонить в него, что бы дух-помощник явился.

Обычно вместилища для духов-помощников шаман размещает на своем ритуальном шаманском костюме.

© Алексей Корнеев

Читать также :

Интересно, какую именно деятельность осуждали уважаемые академики?

И ещё вот эту.

КОГДА ТЕРЯЮТ ЧЕСТЬ И СОВЕСТЬ

Открыв номер американского журнала «Форин афферс» и обнаружив в нем пространную статью академика Андрея Сахарова, мы взялись за ее чтение, ожидая, по правде говоря, всякого. Что Сахаров пытается очернить все, что нам дорого, что он клевещет на собственный народ, выставляя его перед внешним миром эдакой безликой массой, даже и не приблизившейся к высотам цивилизованной жизни, мы хорошо знали.

Сахаровское творение в «Форин афферс» нас тем не менее поразило. Как бы вступив в полемику с американским профессором из Стэнфордского университета С. Дреллом, который высказывается в пользу замораживания существующих ядерных арсеналов СССР и США, Сахаров призывает США, Запад ни при каких обстоятельствах не соглашаться с какими-либо ограничениями в гонке вооружений, ядерных в первую очередь. Он прямо-таки заклинает руководителей Вашингтона продолжать их милитаристский курс, курс на конфронтацию с Советским Союзом, на военное превосходство, доказывая, что Соединенные Штаты, НАТО не должны ослаблять гонку вооружений как минимум еще 10-15 лет.

Это может показаться неправдоподобным, но нижеследующее написано черным по белому. Сахаров умоляет тех, к кому он обращается, «не полагаться на благоразумие противника». Кто же этот «противник»? Советский Союз, страна, в которой он живет. Он предупреждает хозяев Америки: не верьте миролюбию социалистических государств. Открыто, не стесняясь, Сахаров одобряет планы США и НАТО по развертыванию американских «першингов-2» и крылатых ракет в Западной Европе - этого оружия первого удара, которое намереваются нацелить на нашу страну и другие социалистические государства. Один из его аргументов - если у Вашингтона будут ракеты МХ, а это тоже всем известное оружие первого удара, - «Соединенным Штатам будет легче вести переговоры» с СССР.

Мы несколько раз возвращались к этим местам в статье Сахарова. И у нас появилось какое-то странное ощущение: да он ли это пишет? Ведь все это мы уже много раз слышали, читали. Именно так говорит министр обороны США Уайнбергер. Так говорит президент Рейган. Это язык американских генералов и политиков-ультра. Сахарову не хватает только назвать СССР «исчадием зла» и объявить «крестовый поход» коммунизму - и его хоть сажай в Пентагон, в Белый дом.

И еще одно нам показалось невероятным. Сахаров - ученый. Ему предметнее видно и лучше известно, какими могут стать последствия тех действий, к которым он призывает правительство страны, уже однажды испробовавшей на людях оружие массового уничтожения. Тогда США обрушили атомную смерть на японские города. Их правители хотели показать миру, и прежде всего нашей стране, какой силой они обладают. Сегодня Сахаров по существу призывает использовать чудовищную мощь ядерного оружия, чтобы вновь припугнуть советский народ, заставить нашу страну капитулировать перед американским ультиматумом. Да к какой стране и к какой «цивилизации» он себя относит и чего в конечном счете добивается? И неужели он не понимает, что наращивание вооружений, к которому он призывает, несет угрозу не только нашей стране, потерявшей в последней войне 20 миллионов человек, но всем без исключения народам, самой человеческой цивилизации?

И здесь мы начинаем думать о Сахарове уже не как об ученом. Что же он за человек, чтобы дойти до такой степени нравственного падения, ненависти к собственной стране и ее народу? В его действиях мы усматриваем также нарушение общечеловеческих норм гуманности и порядочности, обязательных, казалось бы, для каждого цивилизованного человека.

Мы знаем, что Сахаров ходит в больших друзьях у тех в Америке, кто хотел бы смести с лица земли нашу страну, социализм. Эти его друзья все время поднимают шум о «трагической судьбе Сахарова». Не хотим сейчас говорить об этом беспредельном лицемерии. Нет, наше государство, наш народ более чем терпимы по отношению к этому человеку, который спокойно проживает в городе Горьком, откуда и рассылает свои человеконенавистнические творения.

Вот что вспомнилось. Ровно тридцать лет назад, в такие же летние дни, в США произошло одно из самых неправедных, постыдных событий XX века. Власти Америки казнили тогда ученых Этель и Юлиуса Розенбергов. Казнили, основываясь на нелепых, гнусных обвинениях. «Улики» сфабриковали секретные службы США. А, между прочим, в отличие от Сахарова, который призывает к ядерному шантажу против собственной страны, фактически к созданию условий для применения против нас первыми ядерного, оружия, Розенберги были не просто невинными людьми, ставшими жертвой безжалостного механизма американского «правосудия». Они еще и выступали за уничтожение смертоносного оружия. И вообще были честными, гуманными людьми.

Говорить о честности, когда человек по существу призывает к войне против собственной страны, трудно. Несколько столетий назад Эразм Роттердамский сказал, что лишь немногие, чье подлое благополучие зависит от народного горя, делают войны.

Дело, конечно, не в Эразме Роттердамском. А в том, что и в его времена порядочным, думающим людям ненависть не застилала глаза и они не теряли чести и совести.

Академики

А. А. ДОРОДНИЦЫН,

А. М. ПРОХОРОВ,

Г. К. СКРЯБИН,